Маршак солнце на столе

Обновлено: 18.05.2024

М. Ильи́н (настоящее имя — Илья́ Я́ковлевич Марша́к, 10 января 1896 — 15 ноября 1953) — русский советский писатель, инженер-химик. Младший брат С. Я. Маршака.

Содержание

Биография

Осенью 1915 поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В 1920 году поступил на химический факультет Краснодарского политехнического института, в 1922 году перевелся в Ленинградский технологический институт, а в 1925 году закончил его. Работал зав. лабораторией на Невском стеариновом заводе, откуда в 1929 был вынужден уйти из-за обострившегося туберкулеза.

С 1924 года в журнале «Воробей» (позднее «Новый Робинзон») вёл «Химическую страничку» и «Лабораторию «Нового Робинзона». В 1927 опубликовал книгу «Солнце на столе». Рассказы для детей о простых вещах «Сто тысяч почему» (1929). Книга о первой пятилетке «Рассказ о великом плане» (1930) и её продолжение — «Горы и люди» (1932). В развитие этой темы написал книги «Сегодня и вчера», «Покорение природы». Также писал об истории культуры («Рассказы о вещах», «Как человек стал великаном» — совместно с Е. Сегал) и истории науки. Многие книги писателя оформил художник Н. Ф. Лапшин.

Проза Ильина воспринимается легко, его речь богата риторическими вопросами, парадоксами и метафорами…

С конца 1948 по 1950 годы работал в редколлегии «Огонька».


Жена — Елена Александровна Сегал. Сын — Борис Ильич Маршак, дочери Евгения Ильинична Маршак и Марина Ильинична Маршак.

Книги

  • Солнце на столе, 1927
  • Который час?, 1927 (Книга рассказывает о том, как люди научились измерять время)
  • Черным по белому, 1928 (Книга знакомит с историей развития письменности)
  • Сто тысяч почему, 1929
  • Рассказ о великом плане, 1930 (история первой пятилетки, переведённая на многие языки; наполнена оптимистическим задором, стремлением покорить природу)
  • Рассказы о вещах, 1936
  • Завод-самоход, 1949
  • Покорение природы, 1950
  • Как человек стал великаном, 1946 (совм. с Е. Сегал; история развития человечества со времен палеолита до Возрождения)
  • Путешествие в атом, 1948 (совм. с Е. Сегал)

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М .: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8

Примечания

Ссылки

Научно-популярная литература · Научно-популярная лекция · Научно-популярное телевидение · Научно-популярное радио · Научно-популярный Интернет · Научно-популярный фильм · Математические головоломки и досуг · EuroPhysicsFun
Праздничные дни: День моля · День числа пи · Притяжство (Grav-mass) · День науки

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 10 января
  • Родившиеся в 1896 году
  • Родившиеся в Артёмовске
  • Умершие 15 ноября
  • Умершие в 1953 году
  • Умершие в Москве
  • Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
  • Выпускники вузов Санкт-Петербурга
  • Писатели СССР
  • Русские писатели XX века
  • Самуил Маршак
  • Детские писатели по алфавиту
  • Детские писатели СССР
  • Популяризаторы науки
  • Авторы научно-популярной литературы
  • Персоналии, известные под литературными псевдонимами
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище

См. также в других словарях:

Солнце в банке — Тип блюда: Категория: Рецепт приготовления: В текущей категории ( … Энциклопедия кулинарных рецептов

Десерт "Мороз и Солнце" — Тип блюда: Категория: Время приготовления (минуты): 15 Рецепт приготовления: В т … Энциклопедия кулинарных рецептов

М. Ильин — Имя при рождении: Илья Яковлевич Маршак Дата рождения: 29 декабря 1895 (10 января 1896)(1896 01 10) Место рождения: Бахмут Дата смерти … Википедия

ИЛЬИН М. — ИЛЬИН М. (наст. имя Илья Яковлевич Маршак) (1896 1953) русский писатель. Брат С. Я. Маршака. В произведениях для детей популяризация открытий науки и техники. Книги: Солнце на столе (1927), Который час? (1927), Черным по белому (1928), Рассказ о… … Большой Энциклопедический словарь

Ильин, М. — авт. нравоучит. рассказ. (М., 1910 1912).  Ильин, М. авт. брош. "Политич. партии в Германии" (Рига, 1912).  Ильин, М. (Илья Яковлевич Маршак). Род. 1896, ум. 1953. Писатель, популяризатор науки, автор книг Солнце … Большая биографическая энциклопедия

Ильин М. — (псевдоним; настоящие фамилия и имя Маршак Илья Яковлевич) [29.12.1895 (10.1.1896), г. Бахмут, ныне Артёмовск, 15.11.1953, Москва], русский советский писатель. Окончил Ленинградский технологический институт (1925). В 1927 опубликовал… … Большая советская энциклопедия

Илья Маршак наоборот или 100 000 почему?

10 января родился мастер научно-популярной детской литературы М. Ильин . Это псевдоним Ильи Яковлевича Маршака (1896 - 1953), младшего брата Самуила Маршака .

М. Ильин (портрет из издания Избранное: Сто тысяч почему; Солнце на столе; Который час?; Черным по белому; Искусственный глаз; Завод-самоход; Покорение природы; Путешествие в атом / М. Ильин.- Москва : Детгиз, 1958.- 589 с.)

Псевдоним он образовал, «перевернув» свое настоящее имя. Инженер-химик по профессии, был вынужден оставить работу на стеариновом заводе из-за обострившегося туберкулеза. Литературная работа, ставшая для Ильи Яковлевича Маршака призванием и профессией, началась в 1924 году в журнале "Новый Робинзон" , редактором которого был его старший брат. А Самуил Яковлевич Маршак обладал редкостным талантом находить интересных, литературно одаренных авторов среди ученых, инженеров, моряков, военных.

В 1929 году женился на Елене Александровне Сегал , она стала соавтором книг и многочисленных статей. Например, со страниц газеты "Пионерская правда" за 1952 год М.Ильин рассказывает ребятам о таких непростых вещах, как единый государственный план развития народного хозяйства ( "О стране и о плане", Пионерская правда, 1952 год, №88 ) или процесс производства автомобиля "Москвич" ( "Откуда родом "Москвич", Пионерская правда, 1952 год, №82 ).

Что же отличает творчество М. Ильина от работ других известных популяризаторов? Он никогда не пытался поразить воображение читателя необыкновенными чудесами, а рассказывал о самых распространенных, привычных и знакомых предметах, материалах, приборах и явлениях. Первые книги М. Ильина посвящены обычнейшим вещам: вилке и ножу, лампе и книге, столу и табуретке. Вот его первые издания:

Черным по белому / М. Ильин; рис. и обложка Н. Лапшина.- 2-е. издание- Москва : Гос.изд-во, 1930.- 114 с.

При этом он умел находить необыкновенное, интересное, занимательное во множестве деталей, совершенно неизвестных его читателю. Ильин писал для всех, но прежде всего - для детей. Он учил детей удивляться, и это давалось ему очень просто, ведь он сам никогда не переставал удивляться каждому, самому незначительному, на первый взгляд, проявлению человеческого разума!

Детская книга — это книга, которая обращается к совершенно особенному читателю. Это такой читатель, который жадно хочет знать. Мы, взрослые, часто думаем, что мы уже вое знаем, ребенок знает, что он еще очень мало знает. Это такой читатель, который еще не разучился удивляться. Среди вас, взрослых, есть такие, которые ничему не удивляются, — это самые страшные люди.

Рассказ о великом плане / М. Ильин; переплет и оформление М. Разулевича.- Москва : Детиздат, 1936.- 210 с.

По М. Ильину быть популяризатором, это — прежде всего — писать увлекательно, а не просто переводить научные термины на язык, понятный непосвященному читателю.

Говоря о самых обыкновенных вещах, к которым все привыкли, Ильин умеет сделать их новыми и интересными. «Что было бы, если бы не было часов?» — так начинается книга «Который час». И картина всеобщего хаоса сразу же завораживает юного читателя, а простые гипертрофированные примеры ему понятны и знакомы. Кроме того, Ильин достигает поразительной конкретности, он никогда не ограничивается общими словами, а всегда стремится к тому, чтобы читатель увидел, ощутил и почувствовал предмет.

Сто тысяч почему. Рассказы об освещении

рассказы, ильин


Содержание:
1. Солнце на столе
2. Фонари загораются
3. При свете газа и керосина
4. Лампа без огня
5. Завоеватели света

СТО ТЫСЯЧ ПОЧЕМУ 2 часть.
Рассказы об освещении

1929 г.
М. Ильин (Илья Яковлевич Маршак)

Солнце на столе

Улицы без фонарей Тысячи Эдисонов

Кто изобрел электрическую лампочку?
Обыкновенно на этот вопрос отвечают: американский ученый Эдисон.
Но это неверно. Эдисон был только одним из многих, работавших над изобретением искусственного солнца, которое освещает сейчас наши улицы и дома.
Было время, когда на улицах городов не было ни одного фонаря, а в домах люди проводили вечера при свете сальной свечи или тусклой и коптящей масляной лампы.
Если бы мы сравнили эту старинную масляную лампу, которая напоминала чайник, с нашей электрической лампочкой, мы не нашли бы между ними никакого сходства. А между тем от этого уродливого чайника к электрической лампочке ведет длинный ряд превращений, длинная цепь небольших, но очень важных изменений.
Тысячи изобретателей в течение тысячи лет трудились для того, чтобы сделать наши лампы ярче и лучше.

Костер посреди комнаты

Уродливая масляная лампа была очень изящной и хорошо придуманной вещью по сравнению с теми лампами, которые были до нее.
А были и такие времена, когда вообще никаких ламп не существовало. Полторы тысячи лет тому назад на месте теперешнего Парижа мы нашли бы грязный городок Лютецию; городок — сплошь из деревянных хижин, крытых соломой или черепицей. Войдя в один из этих домов, мы увидели бы костер, разложенный посреди единственной комнаты.
Дым, несмотря на то что в крыше было отверстие, не хотел уходить из комнаты и нестерпимо ел глаза и легкие.
Этот первобытный очаг служил людям того времени и лампой, и кухонной плитой, и печкой.
Зажигать огонь посреди деревянной постройки было делом очень опасным.
Не мудрено, что пожары случались тогда очень часто.
Огня боялись, как злого, жадного врага, который только и ждет, как бы напасть на дом и уничтожить его.
Печи с дымовыми трубами появились на западе Европы лет семьсот тому назад, а у нас в России еще позже.
Перед Октябрьской революцией у нас в деревнях еще были кое-где «черные», или «курные», избы, которые отапливались печами без труб. Во время топки приходилось открывать дверь на улицу.
Чтобы спастись от дыма и холода, ребятишки укладывались среди бела дня спать, укрывшись с головой шубами и тулупами.

Вместо костра — горящая щепка

Для освещения жилища незачем было разжигать целый костер, когда для этого достаточно было одной щепки, одной лучины.
От очага в доме бывало и дымно и жарко, да и дров он съедал немало.
Вот люди и заменили кучу хвороста одной горящей щепкой — лучиной.
От сухого, ровного полена откалывали щепку длиной в аршин и зажигали.
Лучина была замечательным изобретением.
Недаром она просуществовала много веков — почти до нашего времени.
Но заставить лучину гореть было совсем не так просто.
Всякий, кому приходилось ставить самовар, знает, что растопку нужно держать наклонно — горящим концом вниз, иначе она погаснет. А почему?
Пламя всегда поднимается вверх по дереву. Это оттого, что воздух около горящего дерева нагревается. А теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх и тянет за собой пламя.
Вот поэтому и приходилось держать лучину слегка наклонно, горящим концом вниз, — иначе она погасла бы. Но нельзя же было держать ее все время в руках. Поступали проще: втыкали лучину в светец. А светец — это столбик на подставке.
К столбику приделан был железный зажим, в котором и укрепляли лучину.
Освещение это было совсем не такое плохое, как может показаться.
Лучина давала очень яркий свет.
Но сколько от нее было дыму и копоти, сколько с ней было возни и хлопот!
Приходилось класть под нее железный лист, чтобы не было пожара, стоять около нее на часах, чтобы вовремя заменить сгоревшую лучину новой.
Обыкновенно, в то время как взрослые работали, за лучиной присматривал кто-нибудь из детей.

При свете факелов

Не везде легко было найти подходящее дерево для лучины.
Но люди не остановились перед этим препятствием.
Они заметили, что особенно ярко горит лучина, сделанная из смолистого дерева. Значит, дело не столько в дереве, сколько в смоле.
Стоит обмакнуть любую ветку в смолу, и получится искусственная лучина, которая будет гореть не хуже, а еще лучше настоящей.
Так появился факел.
Факелы горели очень ярко. Ими освещали целые залы во время торжественных пиров.
Рассказывают, что в замке рыцаря Гастона де Фуа двенадцать слуг держали в руках факелы, стоя вокруг стола во время ужина.
В королевских дворцах нередко факелы держали в руках не живые слуги, а серебряные статуи.
Факелы, как и лучины, сохранились до нашего времени. Даже в наше время по улицам города то и дело проносятся пожарные команды с зажженными факелами, напоминая нам о далеком прошлом.

Первая лампа

В одной пещере во Франции археологи нашли вместе с кремневыми скребками и гарпунами из оленьего рога небольшую плоскую чашку, вырезанную из песчаника.
Округлое дно чашки было покрыто каким-то черным налетом.
Когда налет исследовали в лаборатории, оказалось, что это нагар, который образовался оттого, что в чашке сжигали сало.
Так была найдена первая лампа, освещавшая человеческое жилье еще в те времена, когда люди жили в пещерах.
В этой лампе не было ни фитиля, ни стекла. Когда она горела, она наполняла пещеру чадом и копотью.
Прошли тысячелетия, прежде чем люди додумались до лампы, не дающей копоти.

Лампа и фабричная труба

Отчего коптят лампы?
Да оттого же, отчего дымят фабричные трубы.
Если вы видите, что из фабричной трубы валит густой черный дым, будьте уверены, что на фабрике либо топки плохие, либо кочегары никуда не годятся.
Только часть дров сгорает у них в топке, а часть улетает в трубу, не сгорев.
Летят, конечно, не дрова, а сажа — маленькие кусочки угля, которые не успели сгореть.
Все дело в том, что без воздуха огня не бывает.
Чтобы дрова сгорели целиком, кочегар должен впускать в топку достаточно воздуха, подымая или опуская заслонку в трубе.
Если воздуха входит в топку мало, часть топлива не сгорит, а улетит в виде сажи. Если слишком много, опять нехорошо — топка остынет.
Копоть — та же сажа, кусочки угля.
Но откуда берется уголь в пламени лампы?
Из керосина, или сала, или смолы — смотря по тому, что мы в лампе сжигаем.
Правда, в керосине или смоле мы никакого угля не видим. Но ведь мы точно так же не видим и сахара в чае или творога в молоке.
Если керосиновая лампа хорошо заправлена, она не коптит: весь уголь в пламени сгорает.
Старинная лампа, не в пример теперешним, коптила всегда.
Было это вот почему: воздуха для горения не хватало, и не все кусочки угля в пламени успевали сгореть.
А не хватало воздуха потому, что в лампе сразу горело слишком много сала.
Надо было устроить так, чтобы сало подходило к пламени понемногу.
Для этого придумали фитиль.
Фитиль сделан из сотен нитей. А каждая нить — трубочка, по которой сало понемногу поднимается к пламени, как чернила по промокательной бумаге, опущенной в чернильницу.

Лампа-соусник и лампа-чайник

Все вы, вероятно, слышали о Геркулануме и Помпее. Это два города, которые были когда-то засыпаны пеплом во время извержения Везувия. Сейчас их откопали вместе со всеми их домами, площадями и улицами. В домах среди всякой утвари нашли и лампы.
Эти древние римские лампы были сделаны из глины и украшены бронзой. С виду лампа была похожа на соусник. Из носика торчал фитиль, а сбоку была ручка, за которую лампу держали, когда ее переносили с места на место. В лампу наливали растительное масло. Фитиль понемногу сгорал, и его приходилось поэтому время от времени вытаскивать из носика.
Шли века, а устройство лампы почти не менялось. В средневековом замке вы нашли бы почти такую же лампу, как в Помпее, только грубее сделанную.
Большие лампы — с несколькими фитилями — подвешивали к потолку на цепях. Чтобы масло не капало с фитилей на стол, внизу подвешивали еще маленькую чашечку, куда оно и стекало.
Масло стоило дорого. Его привозили арабские купцы с Востока. Люди победнее жгли сало в глиняных чашках или в ночниках, похожих на чайник.
Фитили делали из пеньки.
В Париже их продавали разносчики, которые ходили по улицам и выкрикивали:
Вот фитили для масла,
Чтоб лампа не погасла!

Лампа без посуды

В лампе самое главное — жир и фитиль, а посуда не так важна. Но как же обойтись без посуды? А очень просто.
Стоит только опустить фитиль в теплое, расплавленное сало и потом вытащить его.
Весь фитиль покроется слоем сала, и, когда оно остынет, получится свеча.
Так в старину и делали.
Несколько десятков фитилей, привязанных к палке, опускали одновременно в котел с салом.
Макали фитили в сало несколько раз, чтобы на фитиле образовался толстый слой.
Такие свечи назывались мокаными.
Большей частью хозяйки не покупали готовых свечей, а делали их сами.
Позже научились отливать свечи в особых формах из жести или олова. Литые свечи были гораздо красивее моканых. Они получались гладкие и ровные.
Свечи делали не только из сала, но и из воска. Восковые свечи стоили гораздо дороже. Их можно было увидеть только в церкви да во дворце.
Впрочем, и короли могли позволить себе эту роскошь только в торжественных случаях. Во время больших празднеств залы дворцов освещались сотнями восковых свечей.
Вот что рассказывает один путешественник о таком празднестве в Москве XVI века:
«В продолжение пира наступил вечер, так что пришлось зажечь четыре серебряных паникадила, висевших под потолком, из которых большое, напротив великого князя, было о двенадцати свечах, три другие — о четырех. Все свечи были восковые. Около поставца с обеих сторон его стояли восемнадцать человек с большими восковыми свечами. Свечи ярко горели, и в комнате было очень светло. На наш стол также подали шесть больших восковых свечей, а подсвечники были яшмовые и хрустальные, в серебряной оправе».
Видно, восковые свечи были не дешевы, если гости на пиру пересчитывали их все до одной. Чем больше было свечей, тем и пир считался более пышным.
Так было не только в XVI веке, но и гораздо позже. До нас дошел рассказ о большом бале, который дал когда-то князь Потемкин в честь Екатерины П. В залах дворца, принадлежавшего князю, было зажжено сто сорок тысяч масляных ламп и двадцать тысяч восковых свечей.
Можно представить себе, как жарко было от всего этого огня, который сверкал повсюду в хрустале люстр и в разноцветном стекле ламп. Веер на таком балу был не роскошью, а необходимостью.
Но жара — еще не беда. Случалось, что к жаре присоединялся густой туман.
Павел I давал как-то бал в своем сыром и мрачном Михайловском замке. По приказу императора, в залах зажгли тысячи свечей. Из-за сырости от этих свечей поднялся такой туман, что гости с трудом различали друг друга. Свечи еле мерцали во мгле. Дамские «робы», вышитые золотом и пестрыми шелками, казались в тумане одноцветными.
Восковые свечи — это роскошь, которая была доступна только немногим. Но и сальные свечи стоили не так дешево.
Еще сто лет тому назад целые семьи проводили вечера при свете одной свечи. А когда собирались гости, зажигали две или три штуки, и все считали, что в комнате очень светло.
Танцевальный вечер при трех свечах кажется нам смешным. Ведь мы и лампочку в шестнадцать свечей находим слабой.
Мы не согласились бы жить даже при стеариновых свечах, а между тем наши предки жили при сальных свечах, которые гораздо хуже стеариновых.
Коптит сальная свеча вовсю. Но самое, скверное то, что приходится поминутно снимать с нее нагар.
Если этого не делать, вся свеча покрывается натеками, оттого что обнаженный конец фитиля не сгорает и делается все больше и больше.
При этом пламя увеличивается, так же как в керосиновой лампе, когда выдвигают фитиль.
Но большое пламя расплавляет больше сала, чем нужно. Сало и течет по свече вниз.
Поэтому приходилось укорачивать фитиль особыми щипцами. Щипцы лежали обыкновенно на подносике около свечи.
Снимать нагар пальцами считалось очень неприличным. Сняв щипцами со свечи нагар, полагалось бросить его на пол и наступить на него ногой — «дабы никакое зловоние ноздрей наших не оскорбляло».
В теперешних стеариновых свечах фитиль так устроен, что нагара не получается.
Дело в том, что самое жаркое место не внутри пламени, куда воздух пробирается с трудом, а снаружи, где воздуха больше.
Это легко проверить.
Стоит только осторожно и быстро накрыть пламя свечи листом бумаги. На бумаге получится горелое колечко. Это значит, что пламя внутри не такое горячее, как снаружи.
В сальной свече фитиль все время остается в середине пламени. Оттого он плохо горит и дает нагар.
В стеариновой свече фитиль не крученый, как в сальной, а плетеный. Кончик фитиля, заплетенного в тугую косичку, все время изгибается, высовывается в наружную, самую горячую часть пламени и понемногу сгорает.

Свеча-часы

В старину случалось, что когда человека спрашивали, который час, он смотрел не на часы, а на свечку. И не по рассеянности, а потому, что тогда свечи служили не только для освещения, но и для измерения времени.
Рассказывают, что в часовне короля Карла V день и ночь горела большая свеча, разделенная черными полосками на двадцать четыре части, которые обозначали часы. Специально приставленные слуги обязаны были время от времени сообщать королю, до которой метки догорела свеча. Была эта свеча, конечно, не маленькая. Делали ее как раз такой длины, чтобы она сгорала в двадцать четыре часа.

Сотни лет в темноте

После того как были изобретены факелы, масляные лампы и свечи, люди долгое время довольствовались этим жалким освещением.
А освещение было действительно прескверное.
Лампы и свечи дымили, коптили. От треска и шума, который они производили, у нас с непривычки разболелась бы голова.
В переносных фонарях вместо стекол были продырявленные, как сито, металлические пластинки. Свету сквозь дырочки л проходило мало. Уличных фонарей тогда еще не было и в помине.
Если бы луна не заботилась об освещении города, на улицах не видно было бы ни зги.
А фонари тогда были нужнее, чем сейчас. Мостовые были далеко не везде. Почва была неровная, грязная, покрытая мусором. Посреди узких уличек протекали сточные канавы. Люди старались держаться ближе к домам. Но и это грозило не меньшей опасностью.
Случалось, что из окон верхних этажей, выступавших над улицей, выливали на голову прохожих помои.
Жиль Блаз, веселый герой одного старинного романа, рассказывает такую историю:
«Ночь, как на грех, была чрезвычайно темная.
Я шел по улице ощупью и был уже на половине пути, когда из одного окна опорожнили мне на голову посудину с духами, не особенно приятными для обоняния.
Очутившись в столь ужасном положении, я не знал, на что решиться. Если бы я вздумал вернуться назад, какое зрелище получилось бы для моих товарищей? Это значило бы добровольно сделать себя их посмешищем».
Чтобы избавить себя от неприятностей такого сорта, знатные люди брали с собой слуг, которые несли перед ними зажженные факелы.
У нас в старой Москве тоже по ночам улицы погружались в полнейший мрак.
«Мы впотьмах достигли большого дворцового крыльца. В двадцати шагах от него стояло множество служителей, державших лошадей под уздцы. Они дожидались своих господ, бывших в гостях у царя, для того чтобы проводить их домой. Но чтобы дойти до того места, где стояли лошади, мы должны были в темную ночь брести в грязи по колено».
Это рассказывает путешественник, иностранец Барберино, побывавший в Москве в XVI веке.
Впрочем, бывало иногда, что на темных московских улицах загорались вдруг десятки ярких огней. Эти огни не стояли на месте, а двигались, то вытягиваясь вдоль улицы длинной цепью, то исчезая за углом.
В домах раскрывались ставни. За слюдяными окнами видны были испуганные лица: что за свет такой на улице? Уж не пожар ли? А огни все ближе и ближе. И вот уже показались царские скороходы, несущие большие слюдяные фонари, а за скороходами — всадники в иноземных кафтанах. Это посол иноземного короля возвращался в отведенные ему покои после приема в царском дворце.
В дневнике одного иностранца рассказывается об этом так:
«На лестнице во дворце были зажжены большие плошки. Посреди двора горели два больших огня. Когда мы ехали домой — уже около десяти часов вечера, — шестеро москвитян, шедших впереди лошадей, несли большие фонари со свечами, а перед господином послом шли шестнадцать москвитян с фонарями и провожали нас до нашего помещения».

Маршак солнце на столе

Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Михаил Ильин - псевдоним Ильи Яковлевича Маршака (1896-1953) - писателя, младшего брата известного детского поэта Самуила Маршака. Один из основателей советской познавательной книги для детей. По образованию инженер-химик.
Писательскую деятельность начал с работы в детском журнале, основанном С. Маршаком, - "Новый Робинзон".
Многие книги написал в соавторстве со своей женой - Еленой Сигал.
Иллюстраторами его книг были М. Цехановский, Н. Лапшин, Е. Эвенбах, Ю. Смольников, В. Ермолаева.

В гимназии Илья учился вместе с будущим замечательным писателем-натуралистом Виталием Бианки и не раз бывал на обеде в семье Бианки.
Будучи студентом Технологического института, Илья Маршак в 1924 году начал работать в детском журнале «Новый Робинзон». Ему предложили написать «химическую страничку». Чтобы его не путали с братом – Самуилом Маршаком – Илья подписал свои заметки сначала «Илья М.», а потом «М.Ильин». «Если бы я знал тогда, что буду продолжать писать, я бы, наверное, придумал другой псевдоним», - признался писатель. В «Новом Робинзоне» М. Ильин вел раздел «Лаборатория». Эта работа стала для него настоящей литературной школой. Как написал Б. Галанов: «Сочиняя маленькие рассказы о химических превращениях вещей и под веселым именем фокусника Чудодеева раскрывая детям секрет различных «чудес», М. Ильин учился писать живо, образно, целеустремленно».
Главными помощниками Ильи Яковлевича были Самуил Маршак и Борис Житков.


Научно-популярные книги М. Ильина:

1924
сотрудничество в журнале «Новый Робинзон»

Ильин М., Эвенбах Е. Кожа. – Л.: ГИЗ, 1926. – 8 с.
Ильин М., Эвенбах Е. Ситец. – Л.: ГИЗ, 1926. – 8 с.

Солнце на столе (Рассказы об освещении) / Рис. Н. Лапшина. – М.; Л.: ГИЗ. – 40 с.
Который час? (Рассказы о времени) / Рис. Н. Лапшина. – М.; Л.: ГИЗ. – 96 с.
Карманный товарищ (Перочинный нож) / Рис. М. Цехановского. - М.; Л.: ГИЗ. – 40 с.

Десять фокусов Чудодеева / Рис. В. Ермолаевой. - М.; Л.: ГИЗ. – 16 с.
Завод в кастрюле / Рис. М. Цехановского. - М.; Л.: ГИЗ. – 42 с.
Черным по белому / Рис. Н. Лапшина. – М.; Л.: ГИЗ. – 114 с.

Дело о растрате / Рис. Н. Лапшина. – М.; Л.: ГИЗ. – 34 с.
Желтый крест / Рис. Н. Лапшина. – М.; Л.: ГИЗ. – 32 с.
Сто тысяч почему / Рис. Н. Лапшина. – М.; Л.: ГИЗ. – 110 с.

Вездеход / Рис. М. Разулевича. – М.; Л.: ГИЗ. – 39 с.
Вокруг света за 12 часов / Рис. В. Гвайта. – М.; Л.: Молодая гвардия. – 72 с.
Зеленая фабрика. - М.; Л.: Молодая гвардия. – 23 с.
Как автомобиль учился ходить / Рис. Н. Лапшина. – М.; Л.: ГИЗ. – 23 с.
Когда оживут вещи / Рис. Н. Лапшина. – М.; Л.: Молодая гвардия. – 30 с.
Рассказ о великом плане / Рис. М. Разулевича. – М.; Л.: ГИЗ. – 172 с.
Фабрика будущего / Рис. Н. Лапшина. – М.; Л.: Молодая гвардия. – 30 с.
Что мы строим: Приложение к журналу «Еж» – М.: ГИЗ. – 16 с.

1931
Машины-загадки, игрушки-разгадки / Рис. М. Разулевича. – М.; Л.: ОГИЗ: Молодая гвардия. – 85 с.

1935
Горы и люди (Рассказы о перестройке природы) / Рис. Н. Лапшина. – Л.: Гос. изд-во детской литературы. – 308 с.

1936
Рассказы о вещах / Рис. Н. Лапшина. – М.; Л.: Детиздат. – 352 с. (Содержание: История вещей. – Сто тысяч почему. – Солнце на столе. – Который час? – Черным по белому. – Как автомобиль учился ходить)

1937
Сегодня и вчера (Рассказы о Родине) / Рис. Ю. Слепян. – М.; Л.: Детиздат. – 350 с.

1940
Ильин М., Сегал Е. Волшебные очки / Рис. А. Курдова. – М.; Л.: Детиздат. – 20 с.
Ильин М., Сегал Е. Как человек стал великаном. Кн. 1 / Рис. А. Комарова. – М.; Л.: Детиздат. – 127 с.

1941
Сказка-загадка / Рис. П. Алякринского. – М.; Л.: Детиздат. – 32 с.

1946
Ильин М., Сегал Е. Как человек стал великаном. Кн. 2. - – М.; Л.: Детгиз. – 554 с.

1947
Человек и стихия. – Л.: Гидрометеоиздат. – 256 с.

1948
Путешествие в атом / Рис. М. Гетманского. – М.; Л.: Детгиз. – 62 с.

1949
Обновленный край (главы из книги о преобразовании природы). – М.: Правда. – 80 с.
Ильин М., Сегал Е. Рассказы о машинах / Рис. В. Тамби. - – М.; Л.: Детгиз. – 34 с.

1950
Покорение природы / Оформление Н. Шишловского, фотоил. – М.; Л.: Детгиз. – 160 с.

1951
Преобразование планеты (Рассказы о покорении природы). – М.: Советский писатель. – 600 с.

1952
Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает / Рис. В. Добросклонского. – М.; Л.: Детгиз. – 327 с.

1953
Ильин М., Сегал Е. Сумка школьника / рис. О. Шухвостова. – М.; Л.: Детгиз. – 48 с.
Ильин М., Сегал Е. Александр Порфирьевич Бородин. 1833-1887. – М.: Молодая гвардия. – 519 с.

Литература об М. Ильине:

Жизнь и творчество М. Ильина / Сост. Б.В. Ляпунов. – М.: Гос. изд-во детской литературы, 1962. – 464 с. - (Дом детской книги).

1958 - радиопередача с Захаром Загадкиным
1959 - Воспоминания юнги Захара Загадкина
1963 - Необыкновенные путешествия или удивительные, но совершенно правдивые географические приключения Захара Загадкина на 1/6 земной суши, рассказанные им самим и дополненые примечаниями будущего ученого Фомы Отгадкин
1965 - Воспоминания и необыкновенные путешествия Захара Загадкина (переизд. 1969; 1976; 1997 - Приключения Захара Загадкина) - рассказы и загадки по географии мира и СССР

1962 - Рассказы о том, что тебя окружает - совместно с Е. Сигал

Материалы об М. Ильине в интернете

Несколько слов о работе Михаила Ильина в детских журналах

После затянувшегося приступа болезни М. Ильин вновь писать для детских журналов.
В журнале «Чиж» он ведет отдел «Школа Чижа». И объявляет самым маленьким своим читателям, что будет учить таким вещам, каким обычно в школе не учат: мыть полы, ходить по улицам, наливать молоко, заколачивать гвозди, ввинчивать винты.
В «Еже» - отдел для ребят постарше – «Мастер Ежа». Здесь М. Ильин обещает научить ребят работать разными инструментами, сделать их своими помощниками-подмастерьями. А также отдел «Музей Ежа» - рассказы о том, как люди жили когда-то.
В журнале «Знание – сила» писатель – «ректор М. Ильин» - открывает высшее учебное заведение – «Институт спичечных инженеров». Инженерное дело во всех видах, для читателей любого возраста. Главное учебное пособие – спички. В спичке дерево остается таким же строительным материалом, как и в бревне. Как сталь остается сталью и в проволоке и в канате ручного подъемника.
В «Пионере» еще один отдел – «КИП» (клуб инженеров-пионеров) – состоял из подотделов: в одном из них писатель давал теоретические знания по точным наукам, в другом - «Фабрика на столе» - советы, как эти знания использовать на практике. В том же «КИПе» помещались очерки по современной технике и ее истории, из номера в номер печаталась юмористическая повесть о забавных и нелепых изобретениях профессора Чепуховского.
Дома М. Ильин мастерил спичечные мосты, «настольные» сельскохозяйственные орудия, железобетонные гаражи. Е. Сегал описывает случай, когда ее муж встал на крышу сделанного им гаража и она не провалилась.
Илья Яковлевич руководил опытами юных техников, задавал им вопросы, давал ответы, разбирал присланные ему проекты.
Его интересовало журнальное дело, интересовал весь журнал целиком.
При обсуждении тематических планов Илья Яковлевич не только давал списки тем (напр. «Почему мост провалился» - о сопротивлении материалов; «Для чего ничего» - о роли вакуума в науке – такая книга была написана А. Томилиным и В. Теребинской), но и советы, как их лучше раскрыть.

Маршак И. Я.

Илья́ Я́ковлевич Марш́ак (псевдоним М. Ильи́н, 10 января 1896—1953) — советский писатель, инженер-химик. Младший брат С. Я. Маршака.

Осенью 1915 поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В 1920 году поступил на химический факультет Краснодарского политехнического института, в 1922 году перевелся в Ленинградский технологический институт, а в 1925 году закончил его. Работал зав. лабораторией на Невском стеариновом заводе, откуда был вынужден уйти из-за обострившегося туберкулеза.

В 1924 году — первая публикация в журнале «Новый Робинзон». В 1927 опубликовал книгу «Солнце на столе». Рассказы для детей о простых вещах «Сто тысяч почему» (1929). Книга о первой пятилетке «Рассказ о великом плане» (1930) и её продолжение — «Горы и люди» (1932). В развитие этой темы написал книги «Сегодня и вчера», «Покорение природы». Также писал об истории культуры («Рассказы о вещах», «Как человек стал великаном» — совместно с Е. Сегал) и истории науки. Многие книги писателя оформил художник Н. Ф. Лапшин. [1]

С конца 1948 года по 1950 год работал в редколлегии «Огонька».

В 1939 году награжден Орденом Трудового Красного Знамени, в 1946 году — медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Жена Елена Александровна Сегал. Сын Борис Ильич Маршак

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Маршак И. Я." в других словарях:

Маршак Д. — Маршак Д. МАРШАК Даниэль (Daniel Marsak, 1872 ) еврейский поэт и прозаик. Р. в Тукуме (Курляндия), в бедной семье еврейского просветителя. Долгое время был подмастерьем сапожником. Принимал участие в еврейском рабочем движении («Бунд»). В 90 х гг … Литературная энциклопедия

Маршак — МАРШАКОВ Имена, составленные из начальных букв или слогов других имен или слов, представляют оригинальный обычай в еврейской традиции имянаречения. Целый ряд таких имен сохранился в виде фамияий. Неокторые сложны аббревиатуры, составленные в… … Русские фамилии

Маршак С. Я. — Маршак С. Я. МАРШАК Самуил Яковлевич (1887 ) современный детский писатель. В печати выступил в 1907 с лирическими стихами и переводами Блека, Вордсворта и английских народных баллад. После Октябрьского переворота был одним из организаторов… … Литературная энциклопедия

МАРШАК — Самуил Яковлевич (1887 1964), русский поэт, переводчик. Стихи ( Багаж , Вот какой рассеянный ; кн. Детки в клетке , 1923), сказки, пьесы ( Кошкин дом , 1922; Двенадцать месяцев , 1943) вошли в классический фонд отечественной литературы для детей … Русская история

Маршак С. — Самуил Маршак Псевдонимы: Доктор Фрикен, Уэллер, С. Кучумов, С. Яковлев и др. [1] Дата рождения: 22 октября (3 ноября) 1887 Место рождения: Воронеж, Россия Дата смерти: 4 июля 1964 … Википедия

Маршак С. Я. — Самуил Маршак Псевдонимы: Доктор Фрикен, Уэллер, С. Кучумов, С. Яковлев и др. [1] Дата рождения: 22 октября (3 ноября) 1887 Место рождения: Воронеж, Россия Дата смерти: 4 июля 1964 … Википедия

Маршак — (ивр. מהרש ק‎) еврейская фамилия. Является двухвариантным сокращением: как акроним фразы на иврите Morenu Rabbi Shmuel Kaidanover («Наш учитель ребе Шмуэль Кайдановер»), так и фразы Morenu Rabbi Shlomo Kluger («Наш учитель ребе Шломо… … Википедия

Маршак — Самуил Яковлевич [22.10(3.11).1887, Воронеж, 4.7.1964, Москва], русский советский поэт. Родился в семье заводского мастера мыловара. Рано начал писать стихи. В 1902 на талантливого мальчика обратил внимание В. В. Стасов, познакомивший его … Большая советская энциклопедия

МАРШАК — Самуил Яковлевич [22.10 (3.11). 1887, Воронеж, 4.7.1964, Москва], поэт, драматург, переводчик, теоретик и критик дет. лит ры, театра. Печататься начал в 1907. В 1912 14 слушал лекции на ф те иск ва Лондонского ун та, изучал оригинальную систему… … Российская педагогическая энциклопедия

Маршак — Самуил Яковлевич (1887, Воронеж – 1964, Москва), русский поэт, переводчик. С. Я. Маршак. Портрет работы А. М. Герасимова. 1954 г. Сын заводского мастера мыловара. В 1902 г. на него обратил внимание известный критик В. В. Стасов, познакомивший… … Литературная энциклопедия

Читайте также: