Люстра не по центру стола

Обновлено: 18.05.2024

Но всё же лучше проводить время на кухне при хорошем свете. Так и хозяйке готовить намного удобнее, и хорошо видеть готовое блюдо, и вкушать его тоже намного приятнее.

Как сделать освещение на кухне правильным? Какие ошибки в оформлении света бывают, и как их не допустить? Можно ли сэкономить на этом, и как это лучше сделать? Об этом и расскажем в этой статье!

Содержание

  1. Многоуровневость – секрет успеха
  2. Ошибки установки общего света в кухонном помещении
  3. Разновидности освещения кухни
  4. О естественном освещении
  5. Об основном освещении
  6. Как организовать точечное освещение на кухне правильно?
  7. Освещаем рабочую зону
  8. Как правильно разместить светильники на днище верхних модулей гарнитура?
  9. Выбор типа светильников
  10. Освещение обеденной зоны
  11. Освещение внутри шкафов
  12. Выбираем лампочки
  13. Выбор освещения в зависимости от размера комнаты
  14. 7 дополнительных подсказок

ХОТИТЕ САМУЮ КРУТУЮ КУХНЮ?

Ещё больше фото и идей ищите в наших группах в социальных сетях. Подписывайтесь, вдохновляйтесь и делитесь своим мнением. Или создайте собственную кухню и рассчитайте её точную цену в конструкторе.

МНОГОУРОВНЕВОСТЬ – СЕКРЕТ УСПЕХА

Разделите комнату на зоны по их функциям, подсветите каждую их них. Отдельный светильник над раковиной, над зоной обеда, над местом, где вы кулинарите. Именно таким должен быть свет на кухне – как правильно организовать его расскажем далее.

ДЕЙСТВУЕМ ПО ПРАВИЛАМ

Не очень простой задачей окажется составление проекта кухонного освещения, ведь свет способен влиять и на организацию пространства, и на его зрительное восприятие.

Выделение определённых зон, затемнение возможных недостатков, визуальное расширение и увеличение или, наоборот, сужение – кажется, что возможности света безграничны! И чтобы правильно применить его силу, следуйте основным правилам:

1. КУХНЯ ВСЕГДА ДОЛЖНА ОСТАВАТЬСЯ СВЕТЛОЙ

Днём из окна должно проникать достаточное количество света, а когда солнце садится, нужно обеспечить хорошее искусственное. Почему обилие света – это так важно? Потому что это пробуждает аппетит, благотворно действует на психическое состояние в целом.

2. НЕ ДЕЛАЙТЕ СЛИШКОМ МНОГО ИСКУССТВЕННОГО СВЕТА

Почему важно соблюсти баланс? Сделайте так, чтобы было не очень тускло, но и не очень ярко. Чрезмерное обилие света – это лишние затраты энергии, а значит, и лишние траты денег, а ещё это неприятно для глаз.

3. СОЗДАЙТЕ МНОГОУРОВНЕВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Только так потоки света будут распределены грамотно: вам удобно, а стиль оформления уникален!

4. МИНИМАЛИЗМ – ЭТО ТРЕНД

Если ваша цель – создание пространства, которое смело можно назвать функциональным и современным, выбирайте строгие формы без излишеств и плавные линии. Это можно и практично. Ведь чем проще поверхность, тем легче её очищать от загрязнений.

5. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ЦВЕТОВОЙ СХЕМЕ

Это нужно для того, чтобы правильно оценить, какое количество светильников понадобится, чтобы обеспечить освещение на кухне в той степени, которая необходима.

Например, если стены тёмные, они отразят только двенадцать процентов света, значит, его источников надо обеспечить побольше. И напротив, стены, оформленные в светлых тонах, отражают до восьмидесяти процентов. Это поможет сэкономить.

6. ОДИН ПЛАФОН В ЦЕНТРЕ ПОТОЛОЧНОЙ ПОВЕРХНОСТИ – УЖЕ ДАВНО НЕ АКТУАЛЬНО

Забудьте о том, как делали раньше – вешали одну люстру в центре комнаты. Даже если вы выбрали крупный светильник, он будет классно смотреться в дуэте с освещением точечного типа.

Ещё отлично выглядят бра возле обеденной группы, а также лента светодиодов, расположенная по периметру фартука.

Дополнительные рекомендации:

  • Обеспечьте расстояние от светильников до воды, чтобы оно было не меньше 60 см
  • Чтобы создать отличное освещение над рабочей зоной, обеспечьте мощность 100 Вт/м2, а для обеденной зоны – 50 Вт/м2
  • Экспериментируйте!

Это поможет найти лучший вариант.

ОШИБКИ УСТАНОВКИ ОБЩЕГО СВЕТА В КУХОННОМ ПОМЕЩЕНИИ

Общая подсветка на потолке – обязательный элемент на кухне – как организовать его, чтобы это было правильно? Предостережём вас от ошибок, которые, к сожалению, встречаются довольно часто:

ОШИБКА NO1: СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ОСВЕЩЕНИЯ ДО ТОГО, КАК БЫЛ РАЗРАБОТАН ПРОЕКТ ГАРНИТУРА

Конечно, нужно понять, каким именно будет освещение на кухне, расположение светильников ещё до начала ремонтных работ, но обязательно после принятия решения о кухонной планировке – решите, в каких местах будут располагаться основные функциональные зоны.

Только так вы будете точно знать, где понадобятся светильники, а где нет. Куда именно нужно проложить проводку, оборудовать выключатели и розетки.

ОШИБКА NO2: ОТСУТСТВИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГУЛИРОВКИ СТЕПЕНИ ЯРКОСТИ

Ваша палочка-выручалочка в данном вопросе – выключатель с диммером. Благодаря ему вы сможете регулировать яркость по настроению. Хотите создать романтическую обстановку? Можно приглушить свет. Готовите? Это требует сосредоточения и внимательности – сделайте поярче.

Диммеры – не та вещь, которая потерпит экономию, потому что дешёвый выключатель вполне может сломаться в скором времени после начала интенсивного использования.

ОШИБКА NO3: УСТАНОВКА ЛИШЬ ОДНОГО СВЕТИЛЬНИКА ПО ЦЕНТРУ

Когда вы готовите, к примеру, нарезаете мясо или овощи на столешнице, источник света будет находиться сзади. То есть тень от вас же будет падать на рабочую поверхность.

А ещё в центре кухни зачастую ничего нет, поэтому, по сути, такой светильник никакую «полезную» площадь не осветит, а места, которые важны останутся в тени.

РАЗНОВИДНОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ КУХНИ

Какое освещение сделать на кухне? Идеал – нейтральный и ровный свет. Приблизиться к нему можно при помощи:

  • Подсветки из светодиодов;
  • Точечных светильников, которые встраиваются;
  • Светильники , накладывающийся на поверхность;
  • Шинных светильников;
  • Люстры /подвесного светильника.

Всё это можно использовать отдельно, а также в дуэтах. Общая подсветка обязательно должна иметь возможность включаться не только сразу, но и частично.

Дизайн интерьеров. Работа над ошибками.

Чтобы избежать, неприятностей при ремонте и после него, стоит разобраться с часто допускаемыми типичными ошибками еще на стадии разработки дизайн-проекта интерьера помещения.

Ошибка 1 :

Часто планировку вычерчивают в масштабе, а потом дорисовывают мебель «на глаз» или берут шаблоны из компьютерной программы с неизвестными "образными" размерам мебели.

В итоге : задуманная мебель не помещается.

Решение . Чертежи выполняются в специальных программах с учетом масштабов помещения и мебели . Если Вы не владеете программами, необходимо измерить и вычертить в масштабе не только комнату, но и всю мебель, даже встроенную. Или обратиться к профессионалам.

Электрические розетки и выключатели должны располагаться над прикроватными тумбочками. (Фото из портфолио Андрея и Екатерины Андреевых).

Ошибка 2:

При размещении точечных светильников по периметру комнаты не учитывают габариты мебели.

В итоге : часть светильников светит прямо в крышу шкафа.

Решение . При размещении светильников – учитывать габариты мебели .

Ошибка 3:

Сначала разводят выключатели, а потом думают, как будет открываться дверь в комнату.

В итоге : выключатель находится со стороны петель двери, а не около ручки, что крайне неудобно.

Решение . При размещении выключателей необходимо учитывать открывание всех дверей .

Электрические выключатели должны располагаться с той же стороны, что и ручка двери. (Фото из архива Андрея и Екатерины Андреевых).

Ошибка 4:

В маленьких помещениях (санузлы, гардеробные, кладовки, маленькие спальни), а также помещениях с высокими шкафами низко свисающие или накладные точечные светильники размещают близко к дверям и дверцам мебели.

В итоге : межкомнатная дверь или дверцы шкафов задевают светильник.

Решение . При планировании люстр, потолочных светильников и точечного света необходимо учитывать размеры помещения, а также расположение межкомнатных дверей и дверей высоких шкафов, чтобы они при открывании не задевали светильники.

Ошибка 5:

При размещении люстры над обеденным столом не учитывают размер стола и размеры стульев вокруг.

В итоге : люстра висит сбоку, а не по центру столешницы стола.

Решение . Сначала необходимо правильно разместить стол со стульями - стулья должны свободно и удобно выдвигаться (расстояние до ближайшей стены или мебели не менее 70-80 см). А потом найти центр стола и уже к нему делать привязку люстры.

Люстра должна располагаться четко по центру стола. (Фото (2009 г.) из портфолио Андрея и Екатерины Андреевых).

Ошибка 6:

При размещении электрических розеток и выключателей не учитывают размеры и расположение мебели.

В итоге : выключатель не над тумбочкой кровати, а где-то еще; розетки для телевизора не на против дивана, а где-то сбоку; розетки не над столешницей кухни, а под ней; розетка не рядом с диваном, а за ним и т. п.

Решение : при размещении розеток и выключателей стоит вычертить развертки стен с предполагаемой мебелью в масштабе и рассчитать необходимое расположение электрических розеток и выключателей.

Ошибка 7:

С целью экономии, покупают керамическую плитку (керамогранит) или паркетную доску (или ламинат) с маленьким запасом или без запаса.

В итоге : не хватило плитки или паркетной доски.

Решение . При покупке керамической плитки или паркетной доски необходимо сделать запас. При прямой укладке запас обычно составляет 5-10%. При диагональной укладке 15-20%. Для точности, профессиональный дизайнер раскладывает плитку поштучно.

Ошибка 8:

С целью экономии, покупают дешевую ткань самой низкой категории.

В итоге : мягкая мебель теряет свой вид (при активной эксплуатации) уже через пару месяцев.

Решение . Ткань мягкой мебели должна быть максимально практичная. При покупке дивана, кресла, стула, банкетки, кровати с мягким изголовьем и т. п. уточните у продавца категорию ткани, из которой сделана мебель. И помните, скупой платит дважды!

Ошибка 9:

Не грамотный расчет освещения и освещение комнаты только одной люстрой.

В итоге : одна тусклая люстра висит по центру, а в углах комнаты темно.

Решение . В идеале, стоит делать вариантное освещение . То есть в одной комнате есть и люстра, и бра, и точечные светильники, и скрытый свет. Или хотя бы два каких-то варианта освещения. Если комнату планируется освещать только люстрой, то расчет освещенности просто необходим.

Вариантное освещение - идеальное решение для любой комнаты. (Фото из архива дизайнеров Андрея и Екатерины Андреевых).

Ошибка 10:

Цвет оказывает большое влияние не только на психику человека, но и на его здоровье. Неправильно подобранная цветовая композиция может угнетать, раздражать и портить настроение.

В итоге : при сделанном ремонте – плохое настроение и самочувствие.

Решение . Тщательно отнеситесь к продумыванию цветовой композиции будущего интерьера. Помните, что цвет в интерьере должен вноситься дозированно, в зависимости от вкусов и предпочтений проживающих там людей, а не только зависеть от моды или выбранного стиля. Перебор с цветом, как и его полное отсутствие негативно влияют на настроение и самочувствие . Если Вы делаете ремонт самостоятельно, без привлечения профессионального дизайнера, сделайте хотя бы небольшой коллаж вашей будущей комнаты.

Как правильно: Освещать обеденный стол

На какой высоте должен висеть светильник над столом, и что делать, если этот стол — складной?

Ольга Кружаленкова

Российский подход к планировке кухни сильно отличается от западного. Не расположением и цветом гарнитура, конечно. А ролью и назначением самого помещения. Если в Европе совершенно нормально иметь «рабочую» кухню со шкафчиками по трем стенам (обедать предполагается в другой комнате), то в России такой сценарий — из ряда вон. Стол быть на кухне обязан. Ну или хотя бы барная стойка или место для завтраков на «острове». Причем, это нерушимое правило касается как миниатюрных кухонь, так и просторных, объединенных с гостиной. Почему это что-то меняет в стратегии освещения пространства? И что конкретно рекомендуют нам светотехники?

Используйте принцип театральных осветителей
Сколько раз вы читали в журналах и блогах избитую фразу о том, что в кухне мы «не только обедаем». Банально, но факт: мы занимаемся здесь с детьми (пока на плите кипит суп) и работаем на ноутбуке (поскольку в большинстве квартир попросту нет выделенного кабинета). Нужно уединиться, чтобы почитать в тишине? Поиграть в настольные игры? Поговорить с подругой «за закрытой дверью», чтобы никто не слышал?… В общем, вы поняли — у кухни много ролей и далеко не все они связаны с посиделками за рюмкой чая.

И тем не менее, какая связь активной роли кухни со светом над столом? Почему дизайнеры так настойчиво советуют иметь над ним один или несколько светильников? Первая и самая очевидная причина — сценарии.

Представьте, что лампочка в кухонном светильнике — это прожектор на театральной сцене: направили его на стол — и сделали центром притяжения внимания. Свет над столом разрывает однородность общего и местного освещения кухни, и это очень правильно.

Создайте правильную атмосферу
Современные кухни — под стать автомобилям: индивидуальные комплектации, огромный выбор аксессуаров и дополнений, разнообразие материалов и фактур. К сожалению, часто происходит так, что люди придают огромное значение дизайну и планировке кухонной мебели, вдумчиво подходят к ее наполнению, тратят много времени и средств, разрабатывая «свою» кухню. А освещение на кухне ограничивается общим фоновым и локальным над рабочей поверхностью (да, о том, как важно «не заслонять себе свет затылком» все уже давно поняли — спасибо дизайн-блогам).

Но свет на кухне — это не только «целые пальцы» в момент нарезания салата, это не просто функция. Свет — это изменение эстетики пространства. И продумывать кухонный свет важно не только с позиции комфорта, но и для получения удовольствия от нахождения в этом пространстве. И мы опять возвращаемся к светильнику над столом — он отвечает прежде всего за «атмосферность».

Сделайте акцент на светильнике
Оптимальным вариантом освещения обеденной зоны считаются светильники на подвесе. Важно, чтобы светильник был красивым (оригинальным, необычным) — как угодно назовите. Это та «вишенка на торте», что соберет интерьер в единое целое, придаст ему законченность и характер. Причем не только в темное время суток — речь скорее про то, как будет восприниматься светильник над столом днем.

Применение «ракеток», «тарелок» и прочих функциональных невзрачностей оправдано только там, где нет возможности использовать что-либо другое, например, при очень низких потолках.

Учитывайте высоту помещения
Подвешивайте светильники достаточно высоко — люди, собравшиеся за столом, должны видеть друг друга, свет ламп не должен слепить им глаза. Нижняя часть светильника должна находиться на 75 см выше уровня стола для кухни с низким потолком (или 150 см от пола). Если вы — счастливый обладатель трехметровых потолков, сделайте расстояние чуть больше: около 80 см над столом или 160 см от пола.

Важно: Если ваша люстра на цепи, отрегулировать высоту очень просто, уменьшив количество звеньев. Если светильник висит на шнуре, этот шнур также легко укоротить до нужного размера. А вот если светильник имеет жесткое крепление, так называемый шток, изменить его высоту не всегда возможно. Поэтому внимательно изучите информацию в каталоге производителя, сделайте расчеты, учитывая высоту вашей кухни, и только потом покупайте нужную модель.

Учитывайте размеры стола
Прежде чем выбирать светильник, определитесь с размером и формой. Как правило, люстра не должна быть больше ширины или диаметра стола.

Над круглым или квадратным столом небольшого размера обычно предполагается одиночный подвесной светильник. Он может быть небольшим, а может — внушительным. И вот как раз в этом случае важно правильно рассчитать диаметр: отнимите 30 см от диаметра стола, иначе светильник будет «давить своим объемом» — сидящие за столом будут чувствовать дискомфорт. Скажем, в просторном помещении над столом диаметром 120 см будет красиво и соразмерно смотреться люстра диаметром до 90 см.

Если стол большой и вытянутый, сделайте линию из одиночных подвесов, четко определив расстояние между светильниками.

  • Использовать трековую систему с возможностью менять положение и направление светильников. Разложили стол — переставили головки светильников — выделили стол световым пятном. Пример в интерьере на фото: стол в гостиной составляется из нескольких мобильных столешниц, перемещающихся по рельсу вдоль подоконника.
  • Запланировать центральный светильник в предполагаемом месте разложения стола. Обычно так бывает с компактными кухнями, где крыло обеденного стола опускают после использования. Но у стола тем не менее все равно есть «место прописки» (в другом его попросту не поставить).

Добавьте акцентную подсветку
Если площадь кухни или кухни-гостиной более 12 кв. метров и стол имеет достаточные размеры — советую добавить акцентного света в зоне стола. Это подчеркнет блеск столовых приборов, стекла и фарфора, выделит вазы с цветами. Используйте для этой цели точечные светильники небольшого размера маленькой мощности с возможностью регулирования направления света.

Совет: Располагайте эти светильники между центром люстры и краями стола, направив свет в его центр. Не направляйте свет на стулья — лучи, падающие сверху вниз, создадут неприятные тени на лицах сидящих людей.

Дозируйте количество света
Используйте диммер для центральной люстры, а все остальные светильники — общее освещение, подсветку рабочих зон и т.д. — включайте с помощью самостоятельных клавиш. Это особенно важно при открытых планировках, ведь таким образом мы не только создаем комфорт себе и домочадцам. Но и экономим электроэнергию.

Необыкновенное чудо обыкновенного подсвечника
Странно слышать такое от светодизайнера, но я скажу: почаще зажигайте свечи! Это — ваши маленькие волшебные палочки. Хотите романтики для двоих — выключите электрическое основное освещение и зажгите свечи. Отмечаете Новый год или торжественно принимаете гостей — добавьте мерцание живого огня. Пламя свечей подсознательно ассоциируется с безопасностью и теплом — еще с тех далеких времен, когда не было электричества, и яркие языки пламени несли пищу и укрытие.

ВАША ОЧЕРЕДЬ...
А какие световые сценарии используете вы на своей кухне? Расскажите нам в комментариях под статьей!

Как правильно: Организовать верхний свет на кухне

Наталья Старосельская

До тех пор, пока застройщики делают на кухне один вывод и крюк для светильника, люди [при самостоятельном ремонте] будут продолжать вешать на него люстру. Логика простая: раз « госприемка » до сих пор это пропускает, значит, в каких-то древних СНИПах так было принято. Но все немного сложнее.

Почему единственной люстры недостаточно?
Световой поток от люстры не распределяется по всему объему кухни равномерно. Если вы готовите — сами себе отбрасываете тень (стоите к источнику света спиной). Если обеденный стол у окна, он тоже будет находиться в полутени. Нужны дополнительные источники света.

Как действовать: Организовать, помимо люстры, свет на других уровнях (активную подсветку рабочей столешницы, мягкий свет у стола и прочее).

Почему плоха люстра именно посередине потолка?
Потому что в стандартных планировках кухни центр, как правило, пустой — там лампе нечего освещать. А там, где освещать надо бы, света маловато.

Люстра посередине комнаты допустима, если под ней стоит стол (пример на фото).

Либо в помещении очень высокие потолки и параллельная планировка кухни (а помимо центрального светильника, продумана подсветка рабочей и обеденной зоны — например, при помощи треков или бра на длинной штанге).

В остальных случаях люстру рекомендуется смещать в центр функциональной зоны, как это сделано в проектах, разработанных дизайнерами интерьера.

———————————————
В ВАШЕМ ГОРОДЕ…
Через Houzz можно нанять дизайнера или архитектора в любом городе и стране. Начать поиск специалиста
———————————————

Было: центр потолка
Стало: центр стола
В стандартных планировках принцип « центральности » используется в отношении функциональных зон. То есть светильник вешают над центром обеденного стола, над центром острова и так далее. Другими словами, сначала придумывают расстановку мебели, а потом под нее — план освещения.

Пример на фото: за общую освещенность и направленный на рабочую зону свет отвечает трековый светильник (белая шина, закрепленная параллельно гарнитуру). Красивые подвесные светильники сдвинули к центру барной стойки

ВАЖНЫЕ ЦИФРЫ

1/2 длины стола — идеальный диаметр (длина) абажура светильника над столом. Можно покупать светильники чуть больше, главное, чтобы размер длинной стороны светильника был хотя бы на 30 см меньше длины стола.

30 – 40 см — расстояние между светильниками над островом или длинным столом. Столько же надо отступить от края столешницы.

80 –9 0 см — минимальное расстояние от края светильника до стола, если потолки в кухне выше трех метров.

75 см — минимальное расстояние от края светильника до стола, если потолки низкие.

60 см — минимально допустимое расстояние до плиты и мойки при монтаже подсветки. Если монтируете подвесы над столешницей и верхних шкафов нет, руководствуйтесь цифрами для стола (75 и 80 – 90 см).

Если на кухне запланирован технический свет, не делайте кухню «в три ряда» под самый потолок. Либо убедитесь, что двери шкафов при открывании не будут бить по плафонам.

Если планируете подсветку для мойки у окна, бра и подвесы часто монтируют на откосе. Убедитесь, что створка оконной рамы не будет их задевать.

Если кухня маленькая (до 8 кв.м)
Обычно, помимо скромного метража, на таких кухнях не слишком высокий потолок. Немного «приподнять» его помогут бра с направленным вверх светом. Смонтируйте такие на стене у обеденного стола.

Другой часто встречающийся недостаток — темные углы. Проблему легко решить, отказавшись от установки люстры посередине потолка и организовав локальную подсветку на разных уровнях. Это ключевая фраза: уровни должны быть разными, а точек подсветки — несколько (как минимум, своя над столом и над столешницей).

Совет: Не увлекайтесь. Иной раз я наблюдаю крайности — либо один тусклый светильник в центре потолка, либо бесконечная иллюминация в виде сетки точечных светильников. В пересвеченной маленькой кухне так же уютно, как в операционной.

Если вы уже пересветили кухню, проблема решается заменой выключателя на светорегулятор. Тогда одним поворотом диммера вы сможете « приглушить » яркость до комфортной.

Обратите внимание: кухня внушительного размера, но для общего света запланированы всего пять точечных светильников

В больших кухнях будут особенно красиво смотреться трековые или технические светильники с возможностью регулировки направления потока. Они могут повторять геометрию помещения, располагаться в центре функциональных зон или, наоборот, по их границам. При наличии телевизора важно добавить атмосферное среднее и даже нижнее освещение (торшеры, напольные лампы).

Если кухня узкая
Для узкой кухни чаще всего выбирают линейную или параллельную планировку, а по потолку протягивают два или более ряда точечных светильников, дающих равномерное освещение. В этом нет особого смысла — кухня визуально еще больше «вытягивается». Сделайте одну линию, но не по центру потолка, а вдоль одной стены.

Кстати: Сделать кухню визуально просторнее поможет свет, отраженный в зеркале. Чтобы добиться такого эффекта, разместите большое отражающее полотно на меньшей стене кухни на уровне светильника.

«Люстра в центре комнаты — это прошлый век». Как выстроить свет, чтобы превратить советскую квартиру в современную

В погоне за мелочами мы часто упускаем главное. Например, тратимся на поиск идеальных обоев, не подозревая, как сильно может измениться типовая квартира, если в ней правильно выстроить свет. Вместе с дизайнером студии Dia Дмитрием Воюнковым мы постарались создать максимально простое и четкое руководство к действию и ответить на вопрос, как при помощи нескольких световых штрихов сделать интерьер современным и добиться максимального выразительного эффекта с минимальным вложением сил и средств.

«Что там выстраивать? Дед вешал люстру, и я повешу»


Наверное, люстра навсегда останется самым простым способом сделать так, чтобы в комнате стало светло. Мы подготовили этот материал для тех, кому этого недостаточно.

Немного теории: как проектировать свет

Существует три типа освещения: основное, зональное и декоративное. Продумайте каждое из них — и половина задачи решена. Основное освещение нужно расположить над композиционным центром помещения. В кухне это может быть обеденный стол, в гостиной — зона над диваном, в спальне — изголовье кровати. В классическом интерьере в качестве основного освещения используется люстра — и будет использоваться еще не одну сотню лет. В современном все немного сложнее.

Второй шаг — зональное освещение. Оно формируется над рабочими поверхностями, которые требуют отдельной подсветки, будь то туалетный столик в спальне или зеркало в санузле.

Третьей задачей будет продумать, какие места в квартире требуют декоративного освещения. Это может быть пустая стена или зона над комодом, на котором ничего не стоит. В классических интерьерах такие места украшают картиной, в современных с этой целью чаще используют свет.

После того как мы определились с количеством света в интерьере, зонами, которые нужно подсветить и декорировать, настала пора выбрать стилистику интерьера.


— В классическом интерьере правила освещения за последние пару сотен лет почти не изменились: здесь люстра была и остается главным источником света, — объясняет Дмитрий Воюнков. — Но классика не очень уместна в типовых квартирах с низкими потолками и узкими комнатами. Здесь лучше использовать современный интерьер — тот, в котором дизайнеры стараются сделать источник света незаметным, чтобы свет лился из ниоткуда в никуда. Для этого используются светодиодные ленты и разнообразные профили. Профиль отводит лишнее тепло от светодиодной ленты, что продлевает срок ее службы и рассеивает свет.




На примерах: как выстроить свет в разных комнатах

В кухне

Симметрия — это самый простой способ сделать красиво. Поэтому, выстраивая основной свет в интерьере, дизайнеры часто ориентируются на визуальную ось.


— Самое важное место на кухне — разделочный стол, и основной свет нужно выстраивать именно над ним, — считает Дмитрий Воюнков. — В классической кухне визуальной осью будет центр вытяжки и острова (плиты). Светильник всегда должен находиться на одной визуальной оси с ними.


Функцию основного света в кухне могут выполнять несколько потолочных светильников над рабочей зоной. Причем они должны быть немного впереди головы, а не за спиной человека, который пользуется разделочным столом, в противном случае тень будет падать на рабочую зону.

— Большинство кухонь имеют стандартные габариты: глубина рабочей поверхности — 60 сантиметров, подвесных ящиков — 35 сантиметров. Эта разбежка позволяет расположить светильник в нужной зоне, чтобы на разделочный стол не падала тень от человека, который за ним работает, — говорит дизайнер.


В качестве декоративного светильника над обеденным столом можно расположить люстру, а вот в центр кухни вешать ее нет надобности, ведь кухонный гарнитур часто имеет Г-образную форму, из-за чего помещение очень далеко от симметрии. От люстры стоит отказаться и в том случае, если обеденный стол часто раздвигается или переносится. В таких случаях хорошим решением послужит торшер, который будет «кочевать» по кухне вместе с обеденным столом.

— Люстру можно повесить над столом, который раскладывается влево и вправо, сохраняя визуальную ось. А если визуальная ось теряется, то потолочный светильник не подойдет. «Косяков», когда люстра висит прямо перед лицом одного из гостей, я в своей жизни насмотрелся.




В спальне

Прием с визуальными осями используется и для спальных комнат, где симметрия логична независимо от стиля интерьера. Там визуальную ось формирует изголовье кровати.


— В спальнях мы привыкли видеть люстру, но она там избыточна. Спальня вообще не нуждается в ярком свете. Там он должен быть атмосферным, а атмосфера достигается за счет бра, торшеров и встроенных светильников.


В современной спальне Дмитрий Воюнков рекомендует продумать три линии из светодиодной ленты, встроенной в алюминиевый профиль с рассеивателем, и пустить их по стенам и потолку. Они наполнят интерьер мягким рассеянным светом. Дополнить его можно зонально-декоративным освещением вокруг прикроватных тумбочек.


В гостиной

В гостиной роль визуальной оси, как правило, играют телевизор и диван. Светильник должен находиться на одной линии с ними. Звучит вполне выполнимо, если бы не одно условие: визуальная ось должна совпадать с центром комнаты, что редко получается в типовых квартирах.




— Если речь идет о 17-метровой комнате с диваном у стены, я рекомендую отказаться от декоративной люстры над диваном. Его достаточно выделить двумя бра или торшером. Если вы все же выбрали потолочный светильник и визуальная ось оказалась смещенной от центра комнаты, то свет, который ее очерчивает, нужно уравновесить светильниками в другой части комнаты — например, композицией из светодиодной ленты или точечных потолочных светильников.




Во вспомогательных помещениях — прихожей и санузле

В прихожей, где нет необходимости в большом количестве света, можно обойтись без потолочных светильников, воспользоваться единственным бра, или создать обманный эффект, повесив на стену картину с подсветкой. Для санузлов в классическом интерьере такой метод тоже подойдет.


Что делать, если все-таки хочется люстру

Если вы все-таки решили, что функцию центрального света в интерьере будет выполнять люстра, именно от нее следует отталкиваться при выборе остальных светильников. Почти у каждой люстры в коллекции есть бра и торшеры.


— Если потолок типовой, два с половиной метра, не стоит вешать люстру на длинной цепочке или укорачивать ее, чтобы она висела под самым потолком: это будет смотреться глупо. Лучше выбрать плоский потолочный светильник, который выполняет те же функции.




— Можно немного отрегулировать длину цепочки, но если вы оставите ее совсем короткой, то люстра будет смотреться некрасиво. Она только подчеркнет низкий потолок, — утверждает Дмитрий. — Чем ниже висит люстра, тем внимательнее стоит отнестись к ее качеству. Есть множество китайских реплик, которые на расстоянии полутора метров выглядят очень неплохо. Но если вы хотите украсить люстрой обеденную зону, чтобы она висела над столом чуть выше уровня глаз, это должно быть качественное изделие.


Единственное место, где уместна люстра, если речь идет о типовой квартире, — это над обеденным столом. Но все меняется, когда из типовой квартиры мы перемещаемся в помещение с относительно высокими потолками и большими габаритами. В таких помещениях люстра будет уместна, даже если выбран современный стиль.



— Перед вами люстра из светодиодных лент. Она почти не дает света, но является ярким арт-объектом, способна подчеркнуть современную концепцию интерьера и стать его смысловым ядром.

Современные светильники

С некоторых пор профиль для светодиодной ленты стал важнейшим инструментом дизайнера. Поэтому на рынке существует огромное количество разнообразных профилей для светодиодной ленты, при помощи которых можно создавать интересные конструкции, линии, формы. Традиционно свет располагают под потолком, при этом светодиоды почти не скрадывают его высоту.


— Для того чтобы встроить весь свет и спрятать всю проводку, достаточно опустить потолок на 7 сантиметров. Проводка прячется за гипсокартоном либо натяжным потолком. Благодаря этому любую нехватку света можно дополнить аккуратными, не очень броскими встроенными потолочными светильниками либо закладными подсветками, когда источник света замаскирован, а свет рассеян.


Свет, льющийся из места примыкания стены к потолку, решает сразу несколько задач: с одной стороны, делает освещение мягким, а его источник — незаметным, а с другой — упрощает отделку места примыкания стены к потолку: идеально вывести этот угол способен далеко не каждый отделочник.

По мнению Дмитрия Воюнкова, лучше лишиться 7 сантиметров потолка, грамотно расставить свет и спрятать всю проводку, чем повесить люстру и визуально скрасть за счет этого потолок.

Но прелесть в том, что можно обойтись вообще без жертв. Для низких потолков в качестве основного света идеально подойдет мощный торшер. Только светить он должен не в стороны или вниз, как это часто бывает с классическими торшерами, а на потолок. Это визуально увеличит высоту помещения и наполнит комнату светом не хуже люстры.

Еще одна отличная новость: не все профили со светодиодной лентой обязательно зашивать в гипсокартон. На рынке светоприборов есть множество выступающих профилей, которые совершенно органично смотрятся на стенах. Их монтаж очень прост: вместо того чтобы сооружать гипсокартонные потолки, достаточно будет прикрепить его к стене при помощи шуруповерта.


Есть наборные профили, в рамках которых можно передвигать точки света, что поможет приспособить его под разные функции в интерьере. Они выглядят очень эффектно благодаря тому, что напоминают потолочные балки со светильниками.

Читайте также: