Люстра над обеденным столом в гостиной современный дизайн

Обновлено: 27.04.2024

Татьяна Гронская

Единственной люстры в большой гостиной мало — об этом, кажется, известно всем, кроме тех, кто совершенно не интересуется дизайном . Как и о том, что необходимы разные сценарии освещения и разные светильники.

Однако, даже усвоив эти важные мысли, мы редко запоминаем важные детали. Например, какие именно дополнительные светильники должны идти в паре с люстрой и почему, а также с какими лампочками их включать. Что ж, давайте обо всем по-порядку: р азбираем варианты освещения в гостиной.

Нужен сценарий
Как правило, общая комната — помещение просторное. И освещение в такой гостиной должно быть тщательно продуманным. Составьте список всего, что вы планируете здесь делать. Смотреть телевизор, проверять у ребенка уроки, ужинать, читать книжку в кресле, музицировать на рояле, танцевать — да мало ли еще что. У вас получится свой собственный список задач для выполнения в зале. Правило простое: помимо общего света в гостиной, под каждую задачу продумайте отдельный островок освещения. И возможность его включения и выключения одновременно или независимо от остальных задач.

Рассмотрим варианты освещения гостиной, совмещенной с кухней или столовой.

На фото: в столовой, совмещенной с гостиной, главную роль играет обеденный стол — создайте для него собственное освещение

Подсветка над столом
Для освещения совмещенной со столовой гостиной над обеденным столом просто необходимо повесить собственный потолочный светильник.

Идеальная высота — 0,6-1 м от поверхности. В таком положении свет не бьет в глаза и отлично освещает застолье, будь то праздничный обед или игра в покер. Возможность изменения высоты светильника позволяет использовать его в разных сценариях освещения. В качестве общего освещения и в качестве локального.

Например, для приема гостей легко развернуть стол из угла комнаты в центр. Продумывайте разные задачи и планируйте освещение в гостиной, совмещенной со столовой, под них.

На фото: правильное освещение гостиной должно способствовать комфортному отдыху, создавая в комнате уютную атмосферу

Найдите тему, объединяющую все светильники в комнате
Совершенно не обязательно устраивать «гостиницу» в собственном доме, выбирая бра, торшеры и люстру из одной коллекции. Создавайте дизайн освещения гостиной, и сходя из идеи единства материалов и подобия форм: совместите в одной комнате (гостиной, спальне, детской, кабинете) светильники из разных коллекций.

Конечно, существуют исключения. Например, в «пестром» стиле кантри принято компоновать аксессуары, отличающиеся по цвету.

Создайте световые акценты
Свет в гостиной комнате и других помещениях начинает работать на сто процентов, когда есть отражающая его поверхность. Чем ближе поверхность к лампочке, тем ярче эффект. Стоит помнить, что светильники вешают не только ради освещения, но и для декоративного эффекта, особенно если стены имеют фактурную отделку.

На фото: варианты освещения гостиной должны учитывать самые разные потребности проживающих в квартире людей

Специальные приборы применяйте с осторожностью
Так, например, светильник с отражателем способен усилить освещенность пространства. Но место для него требуется выбрать таким образом, чтобы свет не ослеплял, чтобы не создавались резкие тени или блики, особенно на глянцевых поверхностях.

Романтичное настроение — добавьте тени
Удивительные эффекты можно получить, пропуская свет через самые обычные предметы. Например комнатные растения, хрустальные и резные вазы, статуэтки.

Подбирая объекты, поверхности и приборы освещения, экспериментировать можно бесконечно.

Усиливаем эффект подсветкой картин
Коллекции и воспоминания о путешествиях — бесценны. Вазочки, статуэтки, картины, фото в рамках обычно располагаются в самых значимых местах гостиной и, как правило, нуждаются в подсветке. Главное правило звучит так: если преобладают теплые оттенки, их лучше подсвечивать теплым светом, холодные — холодным.

Считается также, что для подсветки интерьерных сюжетов картин лучше использовать теплый свет, для подсветки экстерьерных сюжетов — холодный. Работает тот же принцип, что и формировавшийся тысячелетиями в природе: от голубого неба исходит свет холодный, а от очага в пещере — теплый.

Цветная подсветка подчеркнет важную деталь
Цветная подсветка чаще создается по контуру посредством светодиодной ленты, которая крепится к предметам мебели или конструкциям за счет самоклеющейся основы: лента практически не нагревается, не представляет опасности в плане пожара. RGB-светодиодная лента дарит возможность поменять цвета подсветки. Подобранная в тон, она способна усилить впечатление от мебели или отделки. Управление возможно и дистанционно, с пульта.

Используйте цветной свет, чтобы добавить глубины
Теоретически, из-за того, что лучи синей части спектра (с самой короткой длиной волны) рассеиваются в четыре раза активнее красной части спектра, кажется, что красные предметы находятся ближе, чем синие.

Но фотометрические характеристики света — баланс между цветом и освещенностью — воспринимаются субъективно. Есть даже возрастные и половые закономерности: так, в юности люди более восприимчивы к ярким цветам, к старости — лучше различают синюю область спектра. Женщинам больше нравятся теплые цвета.

Проще говоря, стена с телевизором в синей подсветке будет казаться дальше, чем в красной.

Телевизор лучше смотреть при боковой подсветке
Выбирая варианты освещения гостиной, учтите, что т елевизор нельзя смотреть в темноте — зрачок чрезмерно расширяется, что приводит к повышению давления внутри глаза. Постоянное высокое давление провоцирует развитие «возрастных» глазных болезней.

Помните: в дневное время суток осветительные приборы в могут выполнять декоративную функцию, не менее интересно дополняя интерьер.

ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Каким, на ваш взгляд, должно быть правильное освещение в гостиной? Предложите свои варианты комфортного освещения в совмещенной с кухней- столовой гостиной — фото и комментарии размещайте под статьей.

Как правильно: Освещать обеденный стол

На какой высоте должен висеть светильник над столом, и что делать, если этот стол — складной?

Ольга Кружаленкова

Российский подход к планировке кухни сильно отличается от западного. Не расположением и цветом гарнитура, конечно. А ролью и назначением самого помещения. Если в Европе совершенно нормально иметь «рабочую» кухню со шкафчиками по трем стенам (обедать предполагается в другой комнате), то в России такой сценарий — из ряда вон. Стол быть на кухне обязан. Ну или хотя бы барная стойка или место для завтраков на «острове». Причем, это нерушимое правило касается как миниатюрных кухонь, так и просторных, объединенных с гостиной. Почему это что-то меняет в стратегии освещения пространства? И что конкретно рекомендуют нам светотехники?

Используйте принцип театральных осветителей
Сколько раз вы читали в журналах и блогах избитую фразу о том, что в кухне мы «не только обедаем». Банально, но факт: мы занимаемся здесь с детьми (пока на плите кипит суп) и работаем на ноутбуке (поскольку в большинстве квартир попросту нет выделенного кабинета). Нужно уединиться, чтобы почитать в тишине? Поиграть в настольные игры? Поговорить с подругой «за закрытой дверью», чтобы никто не слышал?… В общем, вы поняли — у кухни много ролей и далеко не все они связаны с посиделками за рюмкой чая.

И тем не менее, какая связь активной роли кухни со светом над столом? Почему дизайнеры так настойчиво советуют иметь над ним один или несколько светильников? Первая и самая очевидная причина — сценарии.

Представьте, что лампочка в кухонном светильнике — это прожектор на театральной сцене: направили его на стол — и сделали центром притяжения внимания. Свет над столом разрывает однородность общего и местного освещения кухни, и это очень правильно.

Создайте правильную атмосферу
Современные кухни — под стать автомобилям: индивидуальные комплектации, огромный выбор аксессуаров и дополнений, разнообразие материалов и фактур. К сожалению, часто происходит так, что люди придают огромное значение дизайну и планировке кухонной мебели, вдумчиво подходят к ее наполнению, тратят много времени и средств, разрабатывая «свою» кухню. А освещение на кухне ограничивается общим фоновым и локальным над рабочей поверхностью (да, о том, как важно «не заслонять себе свет затылком» все уже давно поняли — спасибо дизайн-блогам).

Но свет на кухне — это не только «целые пальцы» в момент нарезания салата, это не просто функция. Свет — это изменение эстетики пространства. И продумывать кухонный свет важно не только с позиции комфорта, но и для получения удовольствия от нахождения в этом пространстве. И мы опять возвращаемся к светильнику над столом — он отвечает прежде всего за «атмосферность».

Сделайте акцент на светильнике
Оптимальным вариантом освещения обеденной зоны считаются светильники на подвесе. Важно, чтобы светильник был красивым (оригинальным, необычным) — как угодно назовите. Это та «вишенка на торте», что соберет интерьер в единое целое, придаст ему законченность и характер. Причем не только в темное время суток — речь скорее про то, как будет восприниматься светильник над столом днем.

Применение «ракеток», «тарелок» и прочих функциональных невзрачностей оправдано только там, где нет возможности использовать что-либо другое, например, при очень низких потолках.

Учитывайте высоту помещения
Подвешивайте светильники достаточно высоко — люди, собравшиеся за столом, должны видеть друг друга, свет ламп не должен слепить им глаза. Нижняя часть светильника должна находиться на 75 см выше уровня стола для кухни с низким потолком (или 150 см от пола). Если вы — счастливый обладатель трехметровых потолков, сделайте расстояние чуть больше: около 80 см над столом или 160 см от пола.

Важно: Если ваша люстра на цепи, отрегулировать высоту очень просто, уменьшив количество звеньев. Если светильник висит на шнуре, этот шнур также легко укоротить до нужного размера. А вот если светильник имеет жесткое крепление, так называемый шток, изменить его высоту не всегда возможно. Поэтому внимательно изучите информацию в каталоге производителя, сделайте расчеты, учитывая высоту вашей кухни, и только потом покупайте нужную модель.

Учитывайте размеры стола
Прежде чем выбирать светильник, определитесь с размером и формой. Как правило, люстра не должна быть больше ширины или диаметра стола.

Над круглым или квадратным столом небольшого размера обычно предполагается одиночный подвесной светильник. Он может быть небольшим, а может — внушительным. И вот как раз в этом случае важно правильно рассчитать диаметр: отнимите 30 см от диаметра стола, иначе светильник будет «давить своим объемом» — сидящие за столом будут чувствовать дискомфорт. Скажем, в просторном помещении над столом диаметром 120 см будет красиво и соразмерно смотреться люстра диаметром до 90 см.

Если стол большой и вытянутый, сделайте линию из одиночных подвесов, четко определив расстояние между светильниками.

  • Использовать трековую систему с возможностью менять положение и направление светильников. Разложили стол — переставили головки светильников — выделили стол световым пятном. Пример в интерьере на фото: стол в гостиной составляется из нескольких мобильных столешниц, перемещающихся по рельсу вдоль подоконника.
  • Запланировать центральный светильник в предполагаемом месте разложения стола. Обычно так бывает с компактными кухнями, где крыло обеденного стола опускают после использования. Но у стола тем не менее все равно есть «место прописки» (в другом его попросту не поставить).

Добавьте акцентную подсветку
Если площадь кухни или кухни-гостиной более 12 кв. метров и стол имеет достаточные размеры — советую добавить акцентного света в зоне стола. Это подчеркнет блеск столовых приборов, стекла и фарфора, выделит вазы с цветами. Используйте для этой цели точечные светильники небольшого размера маленькой мощности с возможностью регулирования направления света.

Совет: Располагайте эти светильники между центром люстры и краями стола, направив свет в его центр. Не направляйте свет на стулья — лучи, падающие сверху вниз, создадут неприятные тени на лицах сидящих людей.

Дозируйте количество света
Используйте диммер для центральной люстры, а все остальные светильники — общее освещение, подсветку рабочих зон и т.д. — включайте с помощью самостоятельных клавиш. Это особенно важно при открытых планировках, ведь таким образом мы не только создаем комфорт себе и домочадцам. Но и экономим электроэнергию.

Необыкновенное чудо обыкновенного подсвечника
Странно слышать такое от светодизайнера, но я скажу: почаще зажигайте свечи! Это — ваши маленькие волшебные палочки. Хотите романтики для двоих — выключите электрическое основное освещение и зажгите свечи. Отмечаете Новый год или торжественно принимаете гостей — добавьте мерцание живого огня. Пламя свечей подсознательно ассоциируется с безопасностью и теплом — еще с тех далеких времен, когда не было электричества, и яркие языки пламени несли пищу и укрытие.

ВАША ОЧЕРЕДЬ...
А какие световые сценарии используете вы на своей кухне? Расскажите нам в комментариях под статьей!

Фотоохоота: 93 идеи для освещения обеденного стола

Включаем свет и воображение, чтобы за обеденным столом стало светлее

Татьяна Ротанова

Автор Houzz, интерьерный журналист. Слежу за дизайном, пишу о дизайне, живу дизайном. В постоянном поиске оригинальных идей, новых подходов, смелых решений. Мечтаю, чтобы среди интерьеров было больше оригиналов, чем копий, а не наоборот.

Именно обеденный стол собирает вместе всех домочадцев, друзей и близких. Здесь мы не только трапезничаем, но и общаемся — а значит, одиночным подвесным светильником для такой многофункциональной зоны не обойтись. А удобства и подходящего настроения в этом многообразии можно добиться разными средствами — в том числе и за счет выбора правильного сценария освещения.

Чтобы полностью погрузиться в просмотр, мы советуем нажать на первое фото и перейти в полноэкранный режим. И далее — перелистывать крупные картинки и наслаждаться нашей подборкой ярких идей для освещения обеденного стола. На некоторых фото вам встретятся зеленые ярлычки, которые содержат дополнительную информацию о предметах, использованных в данном интерьере. Под фотографиями можно найти информацию о проекте и используемых приемах и материалах. Делитесь своими идеями в комментариях после статьи!

1. Естественный свет
Расположив обеденный стол напротив окон, вы решаете проблему освещения хотя бы в светлое время суток. Не все, правда, могут похвастаться обилием естественного света: в этой стокгольмской квартире большие окна остались от швейной фабрики, которая здесь ранее размещалась.

2. Одиночный светильник над столом
Для создания атмосферы камерности и уюта используем н изко свисающий над обеденным столом подвес. В этом интерьере авторы проекта повесили дизайнерский светильник, дающий рассеянный свет, играющий с тенями.

Люстра: Suspension Bau Small от Normann Copenhagen; с тулья: Chaise Masters, диз. Филипп Старк (Philippe Starck) для Kartell

3. Равномерное освещение
Люстра-артишок, созданная знаменитым дизайнером Полем Хеннингсеном ( Poul Henningsen ), и ее реплики — это не только арт-объекты в выключенном состоянии. Во включенном виде люстра создает равномерное безбликовое освещение на все 360 градусов за счет «лепестков».

4. Мансардные окна
Отсутствие или недостаток обычных окон можно компенсировать окнами в крыше. К тому же они пропускают до двух раз больше света, чем обычные вертикальные окна в стене.

5. Свет свыше
Главное правило при выборе мансардного окна или окон — площадь остекления должна составлять не менее 10% от площади освещаемого помещения. То есть если площадь окна равна 0,9 кв.м, то его будет достаточно для освещения помещения в 9 кв м.

Стул: Victoria Ghost Chair, диз. Филипп Старк (Philippe Starck) для Kartell

6. Множим свет
Чтобы удвоить освещение обеденной зоны, размещаем зеркало напротив светильника, как в этом доме в Германии.

Стулья: Eames Plastic Side Chair (DSR) от Vitra

7. В четырех стенах
Если же естественное освещение отсутствует как таковое, то одним зеркалом над обеденным столом не обойтись. Хрустальная люстра и зеркальные стены приумножат свет.

8. Добавь огня
Дополнительным источником освещения может стать небольшой биокамин, огонь от которого множится в размещенном рядом зеркале или стеклянной панели.

Люстра: Moooi

9. По все фронтам
Большой обеденный стол требует достойного освещения — пусть это будет потолочная люстра, торшер и огромное напольное зеркало для их отражения.

10. Локальное отражение
Увеличить поток света поможет и потолочная мозаика: в этой чикагской квартире зеркальные « соты » собирают свет из окна и от люстры.

11. Несколько сценариев освещения
Почему бы не предусмотреть несколько сценариев включения для одних и тех же светильников? Переключая свет с верхнего на нижний мы создаем различную атмосферу — бодрую и яркую для праздничного приема или успокаивающую и приглушенную для будничной трапезы .


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...
Кухня недели: Заповедник дизайна в студийном пространстве

12. Много не бывает
Одним осветительным прибором над обеденным столом точно не обойтись —поводы собраться за ним бывают разными: потолочный светильник — для обычных будней в семейном кругу, свечи — для романтичных вечеров.

13. Обозначаем границы
Если обеденный стол находится вблизи зоны для приготовления пищи, то такое соседство нужно разграничить светом. Например, повесить обычную люстру для обеденной зоны, а трековые светильники — для зоны готовки.

14. Акцентное освещение
Трековые светильники позволяют создавать различные акценты в помещении: можно выделить светом ту или иную деталь на обеденном столе или в окружающем декоре.

15. Светильники на шинопроводе
Светильники на шинопроводе — наиболее удачный вариант для больших многофункциональных помещений: ими можно осветить нужную зону, « поймать » тот или иной предмет.

16. Точечное освещение
За освещением обеденного стола не стоит забывать о других важных предметах этой зоны — стульях. Выделить их можно одиночными вращающимися светильниками.

17. В движении
Выбор трековых систем освещения может быть связан с особенностями планировки обеденной зоны. Например, в этой московской кухне обеденный стол — трансформер, состоящий из нескольких частей. И при их перемещении смещается и световой акцент.

18. На колесах
В качестве дополнительного осветительного прибора можно использовать напольную лампу, которую для большей мобильности можно поставить на скейтборд.

19. Без отрыва от дела
Не забывайте, что обеденная зона может быть использована не только по прямому назначению. Например, на кухонном диванчике можно расположиться с книгой — и тут без дополнительного источника света ну никак!

20. Двоится в глазах
Если световое пятно от одиночного светильника не покрывает полностью поверхность обеденного стола, найдите ему компаньона.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Houzz тур: Подмосковная дача с качелями и дровяной печью

21. Сладкая парочка
Парные светильники важно расположить не слишком близко, но и не слишком далеко друг от друга: ровно на такое расстояние, чтобы столешница была полностью покрыта светом.

Светильники: Eichholtz

22. На разных уровнях
Высота подвесов не обязательно должна быть одинаковой: асимметрия придаст динамику излишне спокойному интерьеру обеденной зоны.

23. Выше-ниже
В идеале длина провода подвесного светильника над обеденным столом должна регулироваться, как в этой московской квартире — чтобы менять освещение (с яркого на тусклое) и атмосферу вокруг.

24. Регулируем высоту
У некоторых подвесных светильников есть специальный механизм, который позволит корректировать высоту без особых усилий.

26. Добавь ритма
Число светильников над обеденным столом можно выбрать, исходя не только из потребности в освещенности, но и из ритмических составляющих зоны (числа полок, стульев).

27. Ослепительно!
Чтобы светильник не слепил сидящих за обеденным столом, стоит отдать предпочтение плафонам, рассеивающим свет.

Светильники: 19th C. Casbah от Crystal Chandelier

28. Гибкий подход
Настенные бра на телескопических направляющих подойдут для освещения больших помещений — их конструкция позволяет управлять световыми потоками и их направлением.

29. Приспособленец
Регулируемые светильники отлично справятся с освещением обеденной зоны на разные случаи жизни. Эти светильники меняются и приспосабливаются под ваши задачи.

30. Светильники на шарнирных ножках
Подвесные светильники на шарнирных ножках над обеденным столом — очень гибкое решение. Опустите пониже для уютной камерной атмосферы — поднимите повыше для общего света.

31. Вверх тормашками
Поставьте идею освещения обеденного стола с ног на голову, разместив настольную лампу… на потолке.

Дизайн: Roma & Ro .

32. Боковой свет
В роли дополнительного освещения обеденной зоны может выступить и светодиодная подсветка стоящего рядом шкафа.

33. Стена понимания
Боковая подсветка стены также может дополнить основное освещение обеденной зоны, привнеся элемент камерности.

Стул: Tolix A56 Armchair

34. Грани разумного
Соседство разных светильников и световых схем может разделить разные зоны кухни — для обеда и для приготовления пищи. Не бойтесь комбинировать различные по форме, цвету и стилю осветительные приборы.

35. Трое из ларца
Одной из важных дизайнерских находок в этой гостиной квартиры на Тверской стали светильники Artemide. Их три, но они работают как один. В них есть функция RGB и управление цветом с пульта. А в выключенном состоянии они вносят иллюзию зеркальности и блеска в матовые и выдержанные тона.

36. На привязи
Одиночные подвесы на длинных шнурах редко используются поодиночке. Без « компаньона » или « компании » такого освещения для обеденной зоны порой недостаточно. Не ищите подобия — используйте асимметрию, шнуры разной длины.

37. Один в поле не воин
Каскад подвесных светильников — это современная альтернатива люстре. Также они делят пространство и служат своеобразной разграничительной линией.

38. В одной связке
П одвесы станут ярким элементом обеденной зоны — их скопление меняет пропорции помещения и расставляет нужные акценты светом.

39. Устроить темную
Люстры с темными плафонами смотрятся роскошно, но без дополнительного источника света в обеденной зоне не обойтись. Ведь они пропускают лишь 20% света от установленных в них ламп.

Стол: Maison Est ; стул: Home Concepts ; светильник: About Space

40. В разные стороны
Использование на кухне одиночного осветительного прибора считается ошибкой, так как различные зоны должны освещаться по разным сценариям. Другое дело, если этот светильник оснащен регулируемыми плафонами.

41. Приятного аппетита
Обеденный стол должен быть хорошо освещен, так что не бойтесь переусердствовать с числом светильников. Плохое освещение не стимулирует аппетит, и блюда кажутся не столь вкусными.

42. Поставить точку
Точечная подсветка, встроенная в натяжной потолок, выступает как дополнительный источник света. Но без центрального освещения не обойтись — точечный свет не такой яркий и приятный.

Люстра: Endless

43. На уровне
Рассчитайте размещение подвесных ламп так, чтобы не задевать их головой, вставая из-за обеденного стола. Например, расположите подвесы строго по центру стола.

44. На проводе
Люстру для освещения обеденного стола можно собрать самостоятельно — в соответствии со своими потребностями — из одиночных светильников на проводе.

45. Твердо стоять на ногах
Обеденный стол освещают отнюдь не только за счет люстры под потолком. Торшер для этих целей — более удобный вариант, ведь его всегда можно поставить туда, где нужен свет.

46. В ногу со временем
Один торшер в интерьере может заменить несколько ламп: высота и направление света легко меняется на моделях с гибкими штативами.

47. Направленный свет
Арочный торшер на дугообразном штативе предназначен, скорее, для направленного освещения.

48. Встань в угол
Торшер подкупает своей мобильностью: его всегда можно задвинуть в угол и использовать в освещении обеденного стола только по случаю.

49. Вот такой рассеянный
Несмотря на то, что с французского торшер переводится как «факел», свет от него порой довольно приглушенный. Усилить эффект рассеянного света можно с помощью бумажного абажура.

50. Где надо
Освещение обеденного стола вовсе не должно быть статичным — с торшером вы можете перемещать его в нужное место.

Торшер: Uno Floor Light, Richard Taylor Designs;
стул: Tolix A chair

51. По всем фронтам
Световой сценарий обеденной зоны может подразумевать несколько вариантов освещения: светодиодная лента на потолке, бра на стене и лампа на гибком штативе.

Освещение и светильники над обеденным столом: 50 фотоидей

Освещение и светильники над обеденным столом: 50 фотоидей

Обеденный стол в интерьере – главное действующее лицо, и не важно, где он находится – на кухне или в гостиной. Он объединяет членов семьи и становится неизменным участником торжеств и приема гостей. Он вполне заслуживает того, чтобы ему уделили отдельное внимание в создании световых сценариев.

Месту трапезы – заслуженный почет

Освещение над столом

Почему важно, чтобы обеденная зона была хорошо освещена? Конечно, и при общем свете ложку мимо рта не пронесем, но тем не менее:

  • Подсветка обеденного стола несет важную эстетическую функцию, создает нужную атмосферу.
  • Привлекает внимание к месту действия, чем бы вы ни занимались: приемом пищи, разговорами или настольными играми.
  • Создаст нужный световой акцент, разбавит однородность общего освещения.

Освещение влияет на аппетит и на настроение. Оно помогает создать атмосферу как для торжественных трапез, так и для интимных посиделок. Для этого достаточно лишь предусмотреть возможность регулирования яркости.

Правила света

Освещение для кухни

Для создания комфорта в этой зоне необходимо обратить внимание на общие рекомендации:

  • Свет не должен быть слишком ярким. Не придется говорить о хорошем аппетите и настроении, если освещение режет глаза и раздражает.
  • Вся поверхность обеденного стола должна быть освещена равномерно.
  • Выделяя обеденную зону светом, следите, чтобы она гармонировала с остальной обстановкой.

Расстояние от столешницы до светильника должно быть не менее 80 сантиметров, так он не будет мешать и слепить глаза. Чем выше потолок, тем больше расстояние. Форма и размер стола тоже играют роль. Чем больше стол, тем выше размещается светильник. Если у вас вместо стола барная стойка или остров, то вам понадобятся несколько светильников. Размер светильника должен быть таким, чтобы он не подавлял своей мощью. Диаметр стола должен превосходить его как минимум на тридцать сантиметров. Ну и, наконец: свет в обеденной зоне должен быть теплым, пробуждающим аппетит, а высокий индекс цветопередачи не искажать цвет продуктов.

Многоуровневое освещение в обеденной зоне

Многоуровневое освещение

Ну а теперь поговорим о световых сценариях. Это раньше мы довольствовались одним общим светом и настольной лампой для работы и чтения. Сегодня создаются целые световые симфонии, которые преображают обстановку в зависимости от потребностей. При создании светового сценария учитывается:

  • Сочетание разных типов световых приборов, точечных, рассеивающих, локальных.
  • Характеристики источников света (цветовая температура, возможность регулирования яркости и направления светового потока, интенсивность излучения).
  • Функциональное назначение помещения или отдельной его зоны.
  • Расстановка мебели.
  • Общий стиль и цветовая гамма помещения.
  • Количество и особенности естественного освещения.

И еще множество нюансов. Каждый воплощенный световой сценарий преображает помещение, разделяет его на зоны, выполняет декоративную эстетическую функцию. Для каждой обеденной зоны необходим свой сценарий, ведь для приема гостей и для романтического ужина нужны разные световые решения. Помогут создать его разные осветительные приборы.

Инструменты световой симфонии

В нашем оркестре участвуют:

  1. Споты– как дополнение к общему светильнику. При этом свет их направлен вверх, чтобы создать отраженный рассеянный свет.
  2. Люстра – ну куда же без нее? Она непременно станет центром световой композиции.
  3. Светильник на длинном подвесе, и хорошо, если длина его будет регулироваться. Так можно будет создать атмосферу камерности.
  4. Бра – если стол стоит возле стены, то несколько настенных светильников могут поучаствовать в создании светового дизайна.
  5. Наклонный торшер вполне может заменить люстру.
  6. Белый потолок, как отражатель света.

В умелом сочетании этих инструментов и создается та самая атмосфера гостеприимства и теплоты.

Важно правильно пользоваться этими инструментами, чтобы создать красивую композицию.

Споты над столом

  • Споты как составная часть трековой системы. Становятся почти незаменимыми, если у вас складной стол или для него нет постоянного места. Передвинули светильники, развернули их в нужную сторону – и освещенность обеденного стола обеспечена. Используйте споты с конусообразным плафоном, дающие рассеянный свет. Часть светильников можно развернуть в потолок, чтобы создать эффект отраженного света. Споты могут играть как самостоятельную, так и вспомогательную роль в освещении обеденной зоны.
  • Люстра сразу организует пространство, создает необходимую ауру. Ее характер и стиль могут быть очень разными. Как источник основного общего света она не знает себе равных.
  • Длинные подвесы – их свет должен полностью освещать столешницу, но при этом не слепить глаза. Регулируйте их высоту в зависимости от потребностей. Они, как и люстра, могут стать украшением интерьера. Думайте о том, как они будут смотреться в выключенном состоянии. Постарайтесь сделать их интересным арт-объектом, ведь они обязательно привлекут внимание. Располагайте на правильном расстоянии от поверхности стола.
    помогут выделить уголок для интимных посиделок. Осветить всю поверхность стола с помощью бра вряд ли удастся, поэтому призовем на помощь общий свет. Но в вечернее врем, для создания нужной атмосферы для романтического ужина, бра справляются со своей задачей и в поддержке не нуждаются.
  • Если на стадии ремонта вы не предусмотрели место под люстру в нужном месте, а затевать реконструкцию нет ни времени, ни желания, а порой и возможности, исходя из особенностей помещения, проблему поможет решить торшер, изящно склоненный над обеденным столом. Вряд ли он справится с этой задачей в одиночку, ему понадобится дополнительная подсветка, но отчасти как альтернатива люстре подойдет.
  • Белый потолок, конечно, не осветительный прибор, но он способен своим отраженным сиянием придать обстановке света и воздуха.

Световые сценарии зависят от выбранного стиля помещения. Чтобы обеденная зона гармонично звучала в общем ансамбле, вам не обойти вниманием этот вопрос.

Каждому стилю – свое звучание

Разбираемся с интерьерными стилями.

Скандинавский стиль освещения

Скандинавский – его главная «фишка» в освещении – как можно больше естественного света. Поэтому постарайтесь расположить обеденный стол у окна. Если же это невозможно, используйте светильники, излучающие свет, максимально приближенный к дневному. Большая роскошная люстра здесь, конечно, не уместна, а вот потолочный светильник и лампы на длинных подвесах скромного дизайна создадут нужную атмосферу благородного аскетизма. Аскетизма, не препятствующего созданию уюта и комфортного быта. Недостаток солнца сделал свет главным элементом интерьера в скандинавском стиле. Световые сценарии здесь – многоуровневые, сочетающие три типа освещения: основное, локальное и декоративное. В качестве основного используется тот самый потолочный светильник и подвесы. Если их света будет недостаточно, для придания обстановке большей торжественности, добавьте локального света в виде бра или встроенных светильников. Наконец, декоративную лампочку можно установить прямо на стол. Скандинавский интерьер любит белые оттенки, которые могут показаться холодноватыми для обеденной зоны. Именно светом вы можете его согреть. Пусть светильники излучают оранжевое или желтое сияние.

В классическом интерьере без люстры, конечно, не обойтись. Роскошная красавица с хрустальными подвесками будет ярким акцентом. И здесь важно выбрать модель правильно, прежде всего с точки зрения размеров кухни и высоты потолков. Главным образом, это влияет на выбор типа люстры – подвесная она или потолочная. И та, и другая, должны не только освещать, но и украшать классический интерьер. Этот стиль любит богатый декор, то же касается и светильников. Многоуровневое освещение обеспечат шикарные бра и торшеры.

Индустриальная эстетика стиля лофт – очень популярный тренд нашего времени. Он давно уже переселился с просторных чердаков в небольшие квартиры, правда, для этого ему пришлось модернизироваться. Однако, приверженность к простору и свету осталась. Отсюда – особые требования к освещению. Именно оно способно сделать помещение уютным. Придайте обеденной зоне черты творческой богемы с помощью авангардных светильников на длинных подвесах. Используйте филаментные лампочки без плафонов и абажуров. Хороши здесь будут подвесные светильники, деревянные или металлические. Строгая люстра на штанге в виде водопроводной трубы над массивным деревянным столом грубой формы – можно и так организовать освещение. В качестве дополнительного света – споты.

Стиль хай-тек – это высокие технологии, возведенные в эстетику. Его главный принцип: предельная функциональность и интеллект. Этот стиль любит все искусственное, все, что создано не природой, а умом и умением человека. Даже естественный свет возможно подменить искусственным. В осветительных приборах используются светодиодные лампы. Светильники – футуристического дизайна. Только им позволено иметь плавные линии, в то время как остальной интерьер выдерживается в строгих геометрических пропорциях. В стиле хай-тек роль люстры могут исполнять споты, сгруппированные вместе. Подсветите обеденный стол светодиодной лентой – эффект будет потрясающим, особенно если у вас стеклянный стол – хай-тек очень любит поверхности из стекла и металла.

Интерьер в стиле прованс

Поклонникам романтики французской провинции придутся по душе светлые пастельные тона в оформлении и обилие текстиля. Главная черта этого стиля – обаяние и нежность сельской жизни с ее ароматом зелени и легким дуновением ветра. Поэтому тканевые люстры, бра украшенны вышивкой и кружевом. Если вы используете современные светильники и споты – лучше спрячьте их в стену. Массивные люстры сюда тоже не подойдут. Повесьте лучше над обеденным столом два небольших светильника романтичного дизайна. Обязательно растительные и цветочные мотивы, да и свет под стать – мягкий, теплый, почти как солнечный.

Минимализм – этот стиль, дитя урбанизации и тесноты, тоже имеет множество поклонников. Прежде всего он подкупает своей простотой и функциональностью. Все, включая светильники, предельно лаконично, безо всяких изысков. Это вовсе не означает, что надо отказаться от концепции многоуровневого освещения, тем более минимализм любит свет. Над обеденным столом вешаем строгую, но достаточно яркую люстру, а в качестве дополнительного освещения используем споты. Не хотите люстру? Разместите длинные подвесы или комбинированные споты. Светодиодная подсветка стола здесь тоже придется кстати.

У изысканного и оригинального стиля модерн тоже много приверженцев. Он удивительным образом сочетает в себе современные веяния и приверженность традициям прошлого. Концепция стиля – это обилие света, создаваемое комбинацией нескольких видов ламп. Этот стиль весьма эклектичен, он сочетает в себе самые разные направления и дает возможность разгуляться фантазии. Самобытность стилю придадут несколько крупных ламп, которые станут главным украшением интерьера. Люстра, которую вы повесите над обеденным столом – на кованом каркасе, с цветными стеклянными или металлическими плафонами. Модерн не любит симметрии и четкие прямые линии, помните об этом, создавая световой ансамбль для обеденной зоны. Подбирайте светильники необычного дизайна, фантазийных форм.

30 идей освещения обеденного стола

Освещение обеденного стола – сфера, где дизайнерская фантазия может развернуться. При этом тут важна умеренность, ведь именно освещение создает настроение во время приема пищи и располагает к непринужденной беседе. Предлагаем список проверенных и оригинальных идей для красивого и правильного освещения обеденного стола.

Споты

Освещение обеденного стола подвесным светильником

В этом варианте обеденная зона освещается широким подвесным светильником, а при необходимости можно дополнительно подсветить направленными спотами. Отражатель светильника направлен вверх, чтобы свет равномерно рассеивался, а не слепил.

Парное освещение

Кухня в стиле лофт

Пара подвесных светильников на 6 ламп-свечей обеспечивают достаточно освещения для комфортной видимости. Встроенные в потолок точки обеспечивают вторичную подсветку.

И одного достаточно

Потолочная люстра в столовой

Потолочная лампа с широким охватом освещает все пространство стола и вокруг него. Выпуклые плафоны выполнены таким образом, чтобы распределять мягкий желтый свет равномерно.

Бережем глаза

Подвес с приглушенным светом в обеденной зоне

Светильник часто располагается практически над самим столом. Это удобно, поскольку свет не бьет в глаза, но распределяется по всей столешнице, обеспечивая прекрасную видимость. Для дополнительной подсветки есть светодиоды в нишах.

Потолок-отражатель

Светильники под потолком на кухне

Вторичное освещение тут выполнено в настенном формате, центральный светильник – потолочная люстра. Белый потолок действует в качестве отражателя, немного усиливая яркость света и рассеивая его по всей комнате.

Просто и со вкусом

Подвес над обеденным столом

Освещение в стиле лофт. Популярная композиция из линии плафонов-лампочек.

Консервированное пространство

Подвесные светильники в стиле лофт на кухне

Еще один вариант в стиле лофт. Интересен свойством в сочетании с белым потолком визуально расширять пространство помещения, что делает его привлекательным для владельцев маленьких кухонь.

По-царски

Классическая люстра и белые подвесы в кухне-столовой

Пространство визуально поделено на два части. Если в кухонной зоне все просто и скромно, то обеденный стол освещается шикарной подвесной люстрой под стать общему интерьеру.

Локальное освещение

Геометричный подвес на кухне

Практичный современный вариант, в котором светильник вытянут вдоль стола – это позволяет добиться ровной освещенности без охвата окружающего пространства. В вечернее время поможет создать интимную обстановку, особенно если использовать выключатель с диммером.

Боковой охват

Подвесы и люстра для зонирования кухни-столовой

Обеденный стол немного смещен относительно центра комнаты, потому люстра светит не прямо в центр. Однако непрозрачные абажуры направляют свет в потолок и используют его вместо отражателя. В дневное время упор делается на естественное освещение из окна.

Единоличники

Современные подвесы с регулирующимся направлением на кухне

Оригинальное современное решение – отдельные светильники направленного типа.

Дополнительное отражение

Зеркало напротив подвеса в столовой

В светлом интерьере черная люстра смотрится стильно, а внутренняя отражающая поверхность направляет свет прямо вниз – на стол, не задевая глаза. В качестве дополнительного источника света служит зеркало, перенаправляя освещение в сторону стола.

Хрусталь и аристократия

Классический подвесной светильник со свечами над обеденным столом

Классика с современными элементами. Хрустальные подвески действуют как отражатель для точечного вертикального освещения.

По старинке

Люстра в замковом стиле в столовой

Смесь кантри и классики. Кованые элементы светильника и лампочки в форме свечей создают атмосферу уюта.

Английское чаепитие

Текстильный подвес на кухне

Текстильный абажур светильника прекрасно вписывается в интерьер, освещая центр стола.

Без направленности

Потолочные светильники для освещения обеденного стола

Освещение выполнено в общем ключе – для обеденного стола нет выделенного светильника. Равномерность достигается потолочными светильниками и светодиодной лентой в потолочной нише.

Металлический тандем

Кованый подвес в деревянной кухне

Пара подвесов закрепленных на вешалке для посуды полноценно осветят стол, а точки обеспечат вторичную подсветку.

Разные уровни

Разноуровневые подвесные светильники на кухне

Два подвесных светильника на разной высоте оживляют и придают естественности лаконичному интерьеру.

Незатейливая пара

Освещение обеденного стола на кухне в стиле лофт

Два лофт светильника выглядят органично на фоне кирпичной стены и обеспечивают полноценное освещение обеденной зоны.

Точечное освещение

Освещение стола на деревянной кухне

Подсветка стола осуществляется расположенными по периметру комнаты встроенными светильниками с матовыми отражателями и естественным светом.

В неоновом свете

Подсветка обеденного стола и барной стойки светодиодной лентой

Фоновая подсветка оформлена светодиодной лентой, стол освещен шестью направленными точечными светильниками, расположенными вдоль столешницы.

Футуристичная классика

Подвес необычной формы для освещения столовой

Светильник оригинальной формы неравномерно захватывает пространство вокруг стола, однако на уровне столешницы, что не мешает хорошему обзору.

Комплект

Строгие потолочные светильники в современной кухне-столовой

Широкое окно обеспечивает хорошую естественную освещенность. Ряд направленных потолочных светильников дополнен торшером.

Деревенский стиль

Маленькая люстра на кухне в стиле кантри

Основной упор – на естественное освещение. Лампа обеспечивает достаточное количество света в сочетании со светлыми стенами комнаты.

Больше солнца

Люстра над обеденным столом на кухне

Обеденный стол расположен около стеклянной двери, что на протяжении всего дня обеспечивает много солнечного света.

Искусство вечно

Классическая люстра над массивным деревянным столом

Люстра искусственно состарена и выполнена в классическом стилевом направлении. Отличная общая композиция с деревянным столом.

Искрящийся свет

Потолочная люстра с длинными подвесками над столом в кухне

Потолочная люстра над столом оформлена тонкими хрустальными подвесками, оригинально рассеивающими свет.

Солидность в темных тонах

Строгая люстра с темными плафонами над обеденным столом

Массивная люстра поглощает часть света, как и темный потолок, оставляя ровное приглушенное освещение. В качестве дополнительного источника у стены установлена настольная лампа.

Угли на потолке

Необычный современный светильник в кухне-столовой

Выполненный в пепельно-огненных тонах светильник реагирует на потоки воздуха, создавая эффект тлеющих углей на поверхности стола. Уютное и романтичное решение.

Шар света

Нежный тканевый подвес над столом в кухне

Светильник практически лежит на столе. Нитяной плафон не дает свету слепить и мягко рассеивает его по столешнице.

Читайте также: