Летающие столы в царском селе

Обновлено: 18.05.2024

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

Подъемные механизмы - столы, кресла - в Европе были давно. Так что Петр I, заведший в петергофском павильоне "Эрмитаж" подъемный стол, ничего уникального не обрел.
Официальная мотивация тут - уединение от подлого люда. "Не должно иметь рабов свидетелями того, как хозяин ест и веселится; они переносчики вестей, болтают то, чего и не бывало." Но есть подозрение, что монархам просто нравились механические игрушки.


Первый подъемный стол (и еще пара подъемных кресел) устроен был Петром в 1725 г. в павильоне Эрмитаж. До изобретения г-ном Отисом безопасного шахтового лифта оставалось еще 130 лет, так что конструкция была умопомрачительная.


Этаж был полностью изолирован, попадать туда следовало на подъемном кресле. Оно просуществовало до того момента, как в нем неудачно завис Павел I. Застревать в лифте хоть раз в жизни случалось каждому человеку, и все помнят, что это не катастрофа. Но комплексотик Павел унижения не перенес, впал в монаршую истерику и приказал механизм разломать.
В 1774 г. Елисавет Петровна затеяла в Царском Селе строительство павильона "Эрмитаж". В плане он представляет собой круг с четырьмя выступами (корпусами); в каждом из них был устроен небольшой подъемный стол, а в центральном зале поднимался большой стол на 12-14 персон.


"Подле каждого прибора, по накрытии и поднятии стола вверх, по левую сторону находится тарелка с аспидной доской и грифелем или бумаги лист с карандашом; стоит только написать, чего пожелаете, хлеба, соли или какого напитка, положив опять на тарелку, дернув за веревочку, зазвенеть колокольчиком; тарелка с написанным сама собой опускается и мгновенно представляет требуемое Вами." - так писал вдохновенный летописец Царского Села Яковкин
Поднимался не только стол, но и тарелка перед каждым гостем. Тарелка ходила в специальной шахте-тубусе, установленная на специальный посеребренный подтарелочник:


На первом этаже тафельдекер (смотритель стола) ".. с лакеями беспрестанно смотрят, который колокольчик прозвенит, тот номер приказывает опустить, накладывают требуемое на записке и опять поднимают."




После ужина стол мог быть опущен, освобождая пространство для танцев.


Гости попадали в центральную залу на двух лифтах в виде канапе. При движении над ними открывалась часть потолка (увы, они не сохранились и их не восстанавливали). Уже упомянутый Яковкин описывает это так: "Государь император и приглашенные гости, прибыв вот в это отделение, садятся спокойно на канапе, которое невидимо, как бы волшебной какой силою, начинает тихо подниматься; сидевшие на канапе, вставши, отходят далее в другие комнаты по произволению, уже по действительному полу..."
В 1812 году лифты-канапе все же заменили деревянной лестницей. Это было вызвано как износом механизма, так и ненужностью: механизмы задействовали редко - собраний, тем более с угощением в Эрмитаже более не устраивали.
Подъемный механизм стола был довольно громоздким - он занимал большую часть первого этажа для подлого люда. Правда, в 1842-46 гг. он был сильно переделан, и стал существенно более простым и компактным. Вызвано это было не поломкой или износом, а благородным инженерным зудом, спутником прогресса.

В нижнем подвальном помещении движение столов обеспечивали 18 крепких слуг, наделенных особым статусом.


Впрочем, основная их задача была не попадаться на глаза господам. Механизм, благодаря продуманной системе рычагов и противовесов, больших физических усилий не требовал.


Кстати, в перво-подвальном этаже, где были кухня и подъемный механизм, располагался источник с ключевой водой.


Сии механические кюнштуки не были эксклюзивом двора, подъемных столов в Петербурге какое-то количество было. В павильонах Зимнего дворца, построенных Валлен-Деламотом, Екатерина в 1763 указала соорудить два таких стола. Разумовский, получив в подарок от императрицы Аничков дворец, устроил там несколько подъемных столов. Чертежи делавшего их фонтанного мастера Неймера и помогли в воссоздании царскоселького механизма - ведь он полностью был уничтожен во время войны.


В Царском стол сейчас реставрирован и демонстрируется экскурсантам. Традиция эта стара: досужие люди могли приходить в павильоны с 1830 года; собственно в виде прогулок-экскурсий и написана книга Яковкина "Описание села Царского или спутник обозревающий оное". а кому далеко ехать, или недосуг, могут осмотреть видео

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе… (24 фото)

«Эрмитаж» по-французски означает «хижина отшельника». Такие павильоны получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещались в дикой части парка. Для того, чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались механизмы, приводившие в движение подъемные столы. Царскосельский Эрмитаж отличается от других (например, петергофского) исключительной пышностью.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (14)

Первоначально павильон спроектировал М. Г. Земцов, но в 1749 году фасады готового здания были переделаны в соответствии с новым проектом Растрелли.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (2)

Здание окружено каналом фигурных очертаний с двумя мостиками.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (3)

Эрмитаж не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его внутренняя отделка дошла до нашего времени почти без изменений.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (4)

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (5)

Четыре кабинета по углам связаны галереями с центральным прямоугольным залом.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (6)

Часть лепнины в галереях представлена в не отреставрированном виде.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (7)

Плафоны на потолках коридоров написал А. Перезинотти. По содержанию они перекликаются с барельефами на фасадах Эрмитажа и изображают амуров с аллегорическими атрибутами времен года.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (8)

Благодаря широким окнам, служившим одновременно дверями для выхода на балконы, центральный зал пронизан светом.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (9)

В простенках между окнами размещались зеркала в резных золоченых рамах, переходящих в обрамления живописных десюдепортов.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (10)

Назначение интерьера подсказало сюжет плафона, написанного Д. Валериани: «Юнона и Юпитер приглашают небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу».

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (11)

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (12)

Центральную часть зала занимает механический обеденный стол.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (13)

По углам на специальных платформах стоят столы поменьше, каждый имеет свою форму.

При помощи механизмов может убираться как стол целиком, так и отдельные его участки.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (15)

Для того, чтобы заказать какое-либо блюдо, гость должен был написать его название на дощечке. Пластина уезжала вниз и вскоре возвращалась с заказанным.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (16)

Как это работает, можно посмотреть на видео:

Под парадным этажом павильона расположены два технических уровня, откуда осуществлялось управление механизмами и доставка блюд.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (17)

На средний уровень опускались поверхности столов, куда устанавливались блюда для доставки наверх.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (18)

Главный стол представляет собой наиболее сложную конструкцию.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (19)

Аналогичные механизмы располагаются под малыми столами.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (20)

Так выглядит опущенная вниз центральная часть углового стола.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (21)

Всё управление механизмами осуществлялось с нижнего яруса.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (22)

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (23)

А вот уникальное фото: главный стол, вид снизу.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (24)


Источник

Эрмитаж

Подобные павильоны, название которых по-французски означает «хижина отшельника», получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещались в дикой части парка. Для того чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались механизмы, приводившие в движение подъемные столы. Уже упоминавшийся летописец Царского Села И. Яковкин обращался к читателям так: «Ну, господа! Теперь, осмотрев все любопытное по этой стороне, в прежних верхнем и нижнем садах, пойдем осматривать в называвшейся первоначально дикой роще истинно царски украшенный эрмитаж».

Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе первоначально спроектировал М. Г. Земцов. Весной 1744 года приступили к кладке фундаментов, которые к осени того же года были завершены. Однако в 1749 году фасады готового к тому времени павильона были переделаны в соответствии с новым проектом Ф. Растрелли. Неповторимый почерк обер-архитектора императрицы Елизаветы Петровны передают исключительно сложные ракурсы, в которых здание предстает зрителю при ближайшем рассмотрении.

Еще через два года лепных дел мастера Д.-Б. Джани и Г.-Ф. Партир установили по замыслу Растрелли 68 больших и малых капителей на колоннах Эрмитажа и 28 — на пилястрах. Растрелли включил в наружное убранство павильона круглую скульптуру: 8 статуй стояли на постаментах балюстрады у основания восьмигранного купола, 4 — завершали кровли четырех кабинетов. Центральный купол павильона венчала группа «Похищение Прозерпины». Кроме того, здание украшали 16 статуй, расставленных между группами колонн на фасадах кабинетов. Они стояли на постаментах, декорированных рокайлями и, судя по изображению на чертежах и гравюрах, ни одна из них не повторяла другую. Статуи Славы на больших фронтонах поддерживали великолепный картуш с вензелем императрицы.

Динамика композиции сооружения, усиленная ритмом декорирующих фасады коринфских колонн, преобладание вертикальных членений над горизонтальными, отчетливо передал в своем изображении павильона М. И. Махаев. Исполненная по его рисунку гравюра — бесценный исторический документ, сохранивший для нас облик Эрмитажа в его праздничном барочном наряде.

К сожалению, ни одна из статуй, входивших в первоначальное убранство здания, не дошла до нашего времени, но сохранились и были скопированы редчайшие образцы русской декоративной пластики середины XVIII века, примененные в скульптурном оформлении фасадов, — гипсовые барельефы на постаментах колонн. Тематика 32 барельефов, изображающих «Игры амуров», как нельзя лучше отвечала царившей в Эрмитаже праздничной атмосфере. Помимо барельефов фасад павильона украшают фигуры атлантов, поддерживающих балконы, картуши, маскароны и другие декоративные детали.

В 1753 году лепные украшения были покрыты позолотой, а фасады окрашены: белые колонны и наличники, золоченные лепные детали и скульптура особенно эффектно выделялись на сине-зеленом «селадонном» фоне стен. Кровля, первоначально зеленая, в 1755 году получила белый цвет, а украшавшие ее статуи и гирлянды засверкали золотом. Декоративное оформление фасадов Эрмитажа завершилось одновременно с его внутренней отделкой, начатой в 1748 году.

Установленный на площадке, вымощенной черными и белыми мраморными плитами, павильон был окружен каналом фигурных очертаний с двумя мостиками; канал окаймляла балюстрада, также украшенная статуями и вазами. Канал и Дикая роща призваны были вселять чувство меланхолического уединения, настраивать на созерцательный лад и навевать воспоминания. По словам теоретика паркового искусства К. Гиршфельда, «таинственная мрачность и темнота места, глубокое уединение и торжественная тишина, величественные предметы естества не преминут привести душу в некоторое чувствие и понудить ее к важным помышлениям». Канал, впрочем, так и не был заполнен водой, которой в Царском Селе всегда не хватало (об этом свидетельствуют архивные источники и данные археологических исследований 2006 года), и в 1777 году по воле новой хозяйки Царского Села Екатерины II его засыпали.

В ходе реставрационных работ 2005–2006 годов канал вокруг Эрмитажа был восстановлен на основе планов, составленных В. И. Нееловым, материалов археологических исследований и рисунка М. И. Махаева. Уникальное для парковой архитектуры «фортификационное» сооружение вновь обрело исторический облик и необычную отделку из валунов и известняковых блоков.

Павильон «Эрмитаж» не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его внутренняя отделка дошла до нашего времени почти без изменений. Центральный прямоугольный зал павильона связан расходящимися от него по диагоналям галереями с четырьмя квадратными в плане кабинетами. Интересна отделка главного зала Эрмитажа, созданная Ф. Растрелли. Благодаря широким окнам, служившим одновременно дверями для выхода на балконы, зал был пронизан светом. В простенках между окнами размещались зеркала в резных золоченых рамах, переходящих в обрамления живописных десюдепортов. Прежде в зале находились обеденные столы с подъемными механизмами. Назначение интерьера подсказало сюжет плафона, написанного Д. Валериани: «Юнона и Юпитер приглашают небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу». Сюжеты для живописных панно над зеркалами среднего зала Д. Валериани заимствовал из «Метаморфоз» Овидия: «Вакх и Ариадна», «Аполлон, преследующий Дафну», «Вакх, венчающий Дафну звездной короной» и «Похищение Европы».

Плафоны галерей, соединяющих средний зал с кабинетами, написал А. Перезинотти. По содержанию они перекликались с барельефами на фасадах Эрмитажа и изображали амуров с аллегорическими атрибутами времен года.

Режим работы и стоимость билетов

Александровский дворец: VR-ПУТЕШЕСТВИЕ В ИМПЕРАТОРСКОМ ПОЕЗДЕ

Александровский парк

Арсенал

Выставка «Агатовые комнаты. Путь к возрождению»

Palace Chapel

Дворцовая церковь

Catherine Palace

Екатерининский дворец

Catherine Park

Екатерининский парк

Cameron Gallery

Камеронова галерея

Horse Carriage Rides

Катания в конных экипажах

Музей «Россия в Великой войне» в Государевой Ратной палате

Lower Bathhouse

Нижняя ванна (временно закрыт)

Concert Hall

Павильон «Концертный зал» (временно закрыт)

Павильон «Турецкая баня»

Павильон «Эрмитаж»

Павильон «Эрмитаж»

Паромная переправа на Большом пруду

Придворный экипаж в Царском Селе (временно закрыт)

Спектакль-променад «Вечное возвращение»

Экскурсии на электромобилях

ПЕРЕЧЕНЬ категорий граждан, имеющих право на бесплатное* посещение
объектов Музея-заповедника «Царское Село»

Право бесплатного посещения (бесплатный вход) объектов Музея-заповедника предоставляется следующим категориям граждан при предъявлении соответствующего документа:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные Кавалеры ордена Славы независимо от гражданства;
  • участники и инвалиды Великой Отечественной Войны (в т.ч. узники), блокадники, труженики тыла независимо от гражданства;
  • инвалиды I (право бесплатного посещения распространяется на 1 сопровождающее лицо) и II группы граждане РФ и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики;
  • дети-инвалиды граждане РФ и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики (право бесплатного посещения распространяется на 1 сопровождающее лицо);
  • многодетные семьи граждане РФ и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики (имеют право на бесплатное посещение один раз в месяц – в третье воскресенье каждого месяца);
  • сотрудники государственных музеев Санкт-Петербурга, члены Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, члены ИКОМ;
  • дети дошкольного возраста до семи лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребенка);
  • лица, не достигшие 14 лет;
  • лица, не достигшие 18 лет (имеют право на бесплатное посещение один раз в месяц - в третье воскресенье каждого месяца);
  • учащиеся и студенты (курсанты) образовательных организаций Российской Федерации среднего профессионального образования; студенты (курсанты) образовательных организаций Российской Федерации высшего образования; аспиранты; адъюнкты; ординаторы; ассистенты-стажёры (имеют право на бесплатное посещение один раз в месяц – в третье воскресенье каждого месяца);
  • воспитанники Суворовских и Нахимовских училищ (по пятницам);
  • лица, сопровождающие организованные группы несовершеннолетних в количестве от 10 до 20 человек (не более двух сопровождающих);

*Данный перечень не распространяется на посещение платных туалетов. Цена посещения платных туалетов, льготы устанавливаются отдельным распоряжением директора.

Перечень категорий граждан, имеющих право на посещение
объектов Музея-заповедника «Царское Село» по льготной цене

Продажа льготных билетов осуществляется только при предъявлении документа удостоверяющего льготу.

  • Пенсионеры по возрасту Российской Федерации и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики
  • Учащиеся
  • Курсанты военных училищ
  • Военнослужащие срочной службы
  • Студенты
  • Сотрудники государственных музеев России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики.
  • Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики.

Перечень категорий граждан, имеющих преимущественное право пользования услугами
Музея-заповедника «Царское Село» в виде внеочередного обслуживания

  • Инвалиды I группы (с одним сопровождающим);
  • Инвалиды II группы;
  • Дети-инвалиды (с одним сопровождающим);
  • Инвалиды войны;
  • Участники Великой Отечественной войны;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы;
  • Лица, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (блокадники);
  • Ветераны боевых действий.

Право предоставляется при предъявлении документа, подтверждающего инвалидность, статус участника войны, Героя (кавалера), блокадника, ветерана боевых действий.

Эрмитаж в Царском селе

Эрмитаж в Царском селе

Отдельный столик на четыре персоны предназначен для непринужденной дружеской беседы или конфиденциальных переговоров. Расположен он в углу парадного зала, отсюда можно выйти либо на балкон, ограждение которого виднеется в окне, либо в кабинет по коридору галереи. Здесь стол сервирован для чайной церемонии, муляжи изображают шикарный торт и пирожные в вазочках.

Все обеденные столы павильона Эрмитаж в Царском селе обслуживаются механическим подъемником, опускаясь за едой полностью или частями.

Выделяющаяся окружность в центральной части столешницы – опускающаяся для перемены блюд, металлическая подставка под каждой тарелкой тоже опускается индивидуально. Подробности процедуры будут рассмотрены позднее, сейчас предлагается обратить внимание на напольное покрытие по всему залу и конкретно под убранным вниз столиком.

Укрупненная фотография уникального паркета павильона Эрмитаж в Царском селе, изготовленного из пальмового дерева.

Уникальное паркетное покрытие изготовлено из нескольких разновидностей пальмового дерева. Подобраны отличающиеся по цвету сорта древесины, черный цвет получался искусственно с применением порошка эбенового дерева. По специальной, трудоемкой и кропотливой технологии порошок внедрялся в древесину основы, навсегда окрашивая в темный оттенок. Поврежденные в военное время фрагменты реставрированы специалистами.

Процедура заказа и доставки блюд в павильоне Эрмитаж в Царском селе посетителям демонстрируется наглядно, с близкого расстояния. Сначала посетители видят мобильную обойму, помещенную в отверстие стола. Сбоку приготовлен мелок, которым на черном днище пишется заказ. Затем подается сигнал персоналу, для этого используется шнурок звонка, замаскированный под цветком у каждой тарелки.

 Обойма под тарелку и мелок для написания заказа в столе обеденного зала павильона Эрмитаж в Царском селе.

Обойма из-под тарелки после получения сигнала звонком убирается одним из обслуживающих механизмов. Процесс опускания ничего примечательного не представляет, но зрители внимательно наблюдают все стадии процедуры. Сейчас перед посетителями – только зияющее пустотой отверстие в столешнице.

Вид того же стола павильона Эрмитаж в Царском селе, обойма с пожеланием опущена вниз для загрузки заказанной пищи.

Последняя стадия процедуры вполне предсказуема, но появлению результата предшествует работа обслуживающего персонала – официантов и механиков. Получив из Эрмитажной кухни заказанные блюда, официант ставит их на тарелках или в вазочках на соответствующие обоймы. По команде механика солдаты вращали маховик, сейчас для демонстрации используют электродвигатель.

Конечный результат операции механического устройства в павильоне Эрмитаж в Царском селе доставлен.

Итогом несложного, но и не быстрого процесса является желаемое блюдо, появляющееся перед заказавшим его гостем. Можно заменить и блюда в центральной части столика.

Механическая часть подъемного устройства

Подъем и опускание большого и малых столов целиком, то же самое для центральных частей столешниц и операции с отдельными тарелками осуществляются однотипными устройствами. Системы тяг и рычагов приводились в движение мускульной силой, сейчас используется более цивилизованный способ. Под каждый стол предназначалась собственная система в отдельном люке.

Павильон Эрмитаж в Царском селе оснащен подъемными устройствами для смены блюд как индивидуально, так и всем сидящим за столами разом.

Для обслуживания диковинных столов используется два уровня помещений. На нижнем расположен, грубо говоря, двигатель, выше – помещение для сервировки столов и перемены блюд на отдельных столах и индивидуальных тарелках. Выглядит это нагромождение деревянных и металлических частей и деталей довольно запутанно, тем не менее система не сложнее современного подъемного механизма.

На фотографии представлены три подъемных механизма павильона Эрмитаж в Царском селе, обслуживающие большой и малые столы.

Простейшие блоки и полиспасты известны человечеству достаточно давно, не говоря уж о рычагах. Использование столь громоздких механизмов, который до сих пор демонстрирует павильон Эрмитаж в Царском селе, было возможно только для обслуживания высшего сословия.

На последнем фото, посвященном механической части, можно лицезреть сразу все промежуточные люки и отдельные механизмы.

Промежуточная отметка нижнего этажа павильона Эрмитаж в Царском селе, где опускаемые столы или тарелки наполнялись едой.

Обобщая впечатления о увиденном в павильоне Эрмитаж в Царском селе механическом подъемнике, следует признать не только мастерство первичных изготовителей. За продолжительный период относительного запустения и военное время было утеряно много значимых составляющих и деталей, тем не менее реставраторы и механики смогли обеспечить полную работоспособность устройства. Поэтому реплику об отсутствии умельцев, высказанную в обзоре об Эрмитаже в Кусково, приходится дезавуировать.

Финальные фото

Проходя через парадный зал по пути к выходу с верхнего этажа, посетители видят еще один столик на три персоны. Это место для самых конфиденциальных бесед в предельно узком кругу, в экспозиции представляет сервировку кофейной церемонии. После увиденного и рассказа экскурсовода заметны те мелочи, которые обеспечивают все эти фокусы с тарелками и столами.

 Сервированный для кофейной церемонии стол на троих приглашенных в зале павильона Эрмитаж в Царском селе.

Контур участка паркетного покрытия по периметру стола слишком четко очерчен, что выдает его отделенность от всего пола. Фигурный вырез в столешнице обозначает участок, который может опускаться для замены общих блюд. Наконец, металлические оправы под отдельными тарелками обеспечивают доставку индивидуальных заказов.

Заканчивая посещение живописного павильона Эрмитаж в Царском селе, еще раз полюбуемся на оригинальное творение Растрелли и его предшественников. Хочется сохранить в памяти гармоничное сочетание колонных групп, украшающих фасады и проходные галереи, портики и купола парадного сооружения.

Еще одна фотография внешнего облика павильона Эрмитаж в Царском селе, сделанный по окончанию посещения.

Сейчас Эрмитаж в Царском селе предстает в том виде, каким его видела дочь Петра Великого, императрица Елизавета Петровна. Восстановлены каналы, засыпанные по приказу Екатерины Великой из-за нехватки воды, и декоративные мостики через них. Приведено в порядок оригинальное шахматное мощение вокруг строения и другие приметные детали.

Царское село богато и другими достопримечательностями, достойными внимания. Мы непременно продолжим их обследование и будем информировать об этом наших постоянных и новых читателей. Все здешние объекты окружены парковым массивом, поэтому познавательность удачно сочетается с прогулкой на природе.

Читайте также: