Леонов на столе в джентельменах удачи

Обновлено: 18.05.2024

«Джентльмены удачи» - советский фильм, который даже в наши дни очень интересен. Причем любит его не только советское поколение, даже современные дети с удовольствием смотрят эту историю. В 2012 году была попытка повторить успех при помощи ремейка, к нему публика отнеслась довольно прохладно.

Факты о создании оригинального фильма не менее интересны, чем сама кинокартина. А значит, стоит их знать.

Неизвестный режиссер

Режиссёром этой замечательной комедии все ошибочно считают Георгия Данелию. В действительности же, режиссёром стал друг Данелии – Александр Серый. Александр только вышел по УДО из мест заключения. Из-за совершенного на почве ревности преступления он получил 8 лет, но отсидел только 4 года.

Без работы и денег, но с огромным желанием работать, Серый встретился с однокашником по режиссёрским курсам Георгием Данелия. Тот и предложил сценарий, над которым уже работал, а сам выступил в роли художественного руководителя. Александр Серый великолепно справился со своей задачей, не упустив шанса, предоставленного судьбой.

Пригодилась биография

Весь тюремный сленг в фильме, режиссёр взял из собственной биографии. Плакаты, вроде того, что «На свободу с чистой совестью», раньше висели во всех зонах, это тоже пригодилось. Многие блатные словечки цензура неумолимо вырезала. Приходилось на ходу придумывать что-то другое, так появились «редиска», «сосиска» и прочие слова, которые многие благодаря фильму считают «зэковскими».

Милиция не возражала

Боясь запрета на кинокартину от МВД, авторы пошли, как говорится Ва-банк. Они показали свою картину главе МВД Щёлокову и генсеку Брежневу накануне празднования дня Милиции. Щёлоков смеялся так громко, что иногда за этим шумом не было слышно даже диалогов киногероев. Леонида Ильича же глубоко повеселили и фильм, и реакция Щёлокова. Такой шедевр запретить уже не могли.

Первоначальный состав актёров был другим

Данелия и Серый изначально хотели назвать свой фильм «Рецидивист» и пригласили совсем других актёров. Ролан Быков должен был сыграть фальшивомонетчика по кличке «Миллиметр», но у него были более важные съёмки. Юрий Никулин отказался играть альфонса, он не желал снова играть в комедии. Андрей Миронов должен был стать жуликом с кличкой «Пижон», угоняющим автомобили, но был довольно плотно занят в театре и на других съёмках.

Авторы оставили только Савелия Крамарова, мелкого вора-карманника, известного по фильму как «Косой». Остальное сценаристу пришлось переписать. Главным героем сделали работника детского сада, которого великолепно отыграл Евгений Леонов. «Хмырем» пытались стать несколько самых лучших советских актёров, но был утвержден Георгий Вицин. Исполнителем роли Василия Алибабаевича был утверждён Фрунзик Мкртчан, но у него не получилось приехать, поскольку был занят в Армении. Режиссёр поручил роль Раднэру Муратову, который был утверждён исполнителем роли начальника тюрьмы. Но как быть, ведь тюрьма осталась без начальника? На его роль вскоре был утвержден Владимир Уан-Зо-Ли, а некоторые сцены были незначительно изменены.

Самые разные места съемок

Знаменитую кинокомедию сняли всего за 3 месяца. В Самарканде снимали зону и сам побег, дачу профессора-археолога – в Серебряном бору, это был загородный дом одного из работников съёмочной группы, в Москве сняли детский сад, здание под снос, где скрывались герои-злоумышленники и театр.

Все было реально

По сюжету, в картине была сцена растирания снегом. Не только матёрые рецидивисты не хотели обнажаться на морозе, но и актёры тоже. Леонов, Вицин и Крамаров договорились между собой оставаться в телогрейках. Муратов, игравший Василия Алибабаевича, с коллегами ещё не сдружился на тот момент, он приехал последним, но честность у артиста была, прямо, как у его персонажа. Артист вышел на камеру и мгновенно разделся до пояса. Остальные, не желая сплоховать перед южным человеком, решительно показали русскую удаль.

Хлебная закваска вместо цемента

В сцене, где сбежавшие рецидивисты прятались в цистерне с цементом, на самом деле, стояла цистерна с хлебной закваской. Для более натурального цементного цвета закваску подкрасили луковой эссенцией зелёного цвета. Артисты очень долго отмывались в душевой, оттирая липкую жидкость и избавляясь от лукового запаха.

В тот момент произошёл курьёзный случай, все вышли отмытые и довольные, кроме Вицина. Оказывается, актёр всё это время находился в цистерне. Ему сказали, что этот состав настоян на 23 видах трав и способен увеличить жизнь человека на 15 лет. Хотя, возможно, его надо было принимать внутрь.

В Самарканде – верблюды редкость

Съёмки в Самарканде остановились из-за отсутствия верблюда для одной из сцен. Считалось, что в Средней Азии нет дефицита в «кораблях пустыни», но оказалось, верблюда достать не так-то просто. Далее сведения разнятся, потому что в Союзе разные СМИ писали по-разному. То это был верблюд Алмаз из местного зоопарка, то Борис, которого все-таки привезли из Москвы.

Как бы то ни было, на съёмках оказалось, что верблюд был очень воспитанным. Он категорически отказывался плевать в «Косого». Ассистентам пришлось на голову Крамарова вылить вспененный шампунь.

Существовали еще и другие разные слухи. Например, что Евгений Леонов категорически отказался сидеть между горбов животного, пришлось его посадить на спину одного из ассистентов, так и снимали. Однако в начале фильма зритель может ясно видеть, что «Доцент» спокойно едет на горбатом. Этот же момент изображен на фото выше. Почему появлялись такие нелогичные и легко опровержимые слухи – неизвестно

Первая роль Игоря Угольникова

В картине есть кадры, где персонаж Евгения Леонова учит детсадовца Игорька рычать, как настоящий волк. Согласно информации из многочисленных источников, этого малыша сыграл будущий актёр, шоумен и телеведущий Игорь Угольников.

Это не отрицает и сам актёр. Однако в последнее время все чаще стали появляться версии, что это был совершенно другой ребенок. Истина где-то рядом.

Памятник, как память

В Казахстане, в Джамбуле, в память о съёмках знаменитого фильма был установлен памятник. По центру «Доцент» на верблюде, справа «Косой» в шубе и шапке, слева Василий Алибабаевич, повязанный шарфиком с чайником в руке, в этой троице не хватает только Вицина – «Хмыря».

Если вам нравятся советские фильмы, обратите внимание на кинокартину « Комедия давно минувших дней ». Также, возможно, вас заинтересуют советские фильмы узбекского происхождения « Абдулладжан, или посвящается Стивену Спилбергу », « Где ты, моя Зульфия? », « Невеста из Вуадиля ».

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал. Спасибо!

«Джентельмены удачи»: как бы сокамерники поступили с героем Леонова в реальности

«Джентельмены удачи» – одна из лучших и самых популярных комедий в истории отечественного кинематографа, и, наверное, в нашей стране нет ни одного взрослого вменяемого человека, который бы не представлял, о чем в ней идет речь. Остановимся на, так сказать, анализе, пожалуй, самой колоритной и угарной сцене – когда заключенные исправительно-трудового учреждения вернулись с рабочей смены и обнаружили в камере матерого вора по кличке «Доцент», которым по воле обстоятельств вынужден был прикинуться безобидный воспитатель детского сада Евгений Трошкин.

Как же этот эпизод с реакциями его участников и последствиями для них соотносится с реалиями тюремной жизни? Ответ очевиден: вообще никак. Абсолютная фантасмагория, которая в условиях 1970-х годов, когда в исправительных учреждениях в СССР еще всецело царили традиционные так называемые понятия, произойти не могла от слова совсем.

Нестыковки и карикатурная надуманность здесь бросаются в глаза с ходу. Во-первых, непонятно, за какие такие заслуги простецкий пассажир Василий Алибабаевич занимал самое престижное место в камере – у окна, которое положено только самым уважаемым людям. К такому месту его бы, разумеется, и близко не подпустили.

Далее – поведение псевдо-Доцента. Сесть с ногами на стол – «дубок», как его называют в МЛС, который имеет практически сакральное для заключенных значение и к которому они относятся с особым пиететом, раскидывать опять-таки ногами вещи заключенных, включая предметы общего пользования (чайник) – это совершенно беспредельный акт, за который спросили бы максимально жестко. Герой Леонова проявил совершенно крайнюю степень неуважения к присутствовавшим, и это так просто ему бы с рук, конечно, не сошло.

Назвать Алибабаевича «петухом» – еще одна непозволительная «оплошность» заведующего. Ему бы обязательно предложили ответить за это максимально серьезное оскорбление, то есть, обосновать сказанное, чего герой Леонова, естественно, сделать бы не смог (со всеми вытекающими для него последствиями), поскольку видел он Васю впервые в жизни и ничего о нем не знал.

Такие пассажи заведущего детсада, впрочем, можно объяснить тем, что он, дескать, исходил из своих неверных представлений о крутом поведении матерого вора, неудачно импровизируя, к тому же, пребывая при этом в состоянии сильного стресса. Поэтому у него получилось так, как получилось. Но уже никак не объяснить безвольную реакцию сокамерников – на уровне как раз тех самых детсадовцев, которыми заведовал герой Леонова в своей повседневной жизни.

Да, Николы Питерский попытался ему, что называется, предъявить – пнув ногой ниже пояса и произнеся ставшую крылатую фразу с «деточкой». Но чем это в итоге обернулось: карикатурным наездом Доцента с «моргалами», который вызвал у Николы приступ страха. Это со стороны создателей фильма был уже откровенный фарс. Здесь, кстати говоря, следует учитывать фигуру режиссера кинокартины – Александра Серого. Он сам долгое время провел в местах лишения свободы и знал о царивших там порядках не понаслышке. И, возможно, намеренно передал данную сцену в столь гротескном виде: мол, видел я ваши эти тюремные порядки. Затроллил, в общем, как сейчас говорят. Может быть, с его стороны это было что-то личное.

Далее. Жест Николы, оставивший на мягком месте у Доцента пыльный след, – это серьезнейший вызов, который как бы определяет объект, которому он адресован, на самую низкую ступень тюремной иерархии. И Доцент должен был отреагировать на него соответствующе – крайне серьезно и конкретно спросить, а не устраивать цирк с разрыванием на груди майки. По сути, выходит, он не оспорил, в какое место его определил Питерский, а значит добровольно согласился с ним. Естественно, после такого от его авторитета ни осталось бы и следа, включая и для его компаньонов Хмыря и Косого.

Поэтому с большой долей вероятности кипучая деятельность героя Евгения Леонова – с безосновательными оскорблениями, с расхаживанием по столу, раскидыванием ногами чужих вещей, неадекватной реакцией на очень серьезный жест со стороны Николы Питерского – стоила бы ему очень дорого.

Как максимум – разжалованием в не самую, мягко говоря, привилегированную местную касту, как минимум – серьезным разбором. По ходу которого, между прочим, неискушенность и неопытность самозванного Доцента в тюремно-криминально-блатных делах стала бы для всех очевидной. Поэтому псевдоавторитет в любом случае оказался бы в весьма незавидном положении, организаторам операции по его внедрению в срочном порядке пришлось бы извлекать своего агента назад (если бы вообще успели), и никакого инсценированного побега с его участием не состоялось бы.

«Не могу я на Крамарова смотреть!». Как снималась сцена в «Джентльменах удачи»

В 1971-м году на советские экраны вышел художественный полнометражный комедийный фильм «Джентльмены удачи», который моментально покорил сердца миллионов зрителей своим неординарным сюжетом и искрометной игрой актеров. И это неудивительно, ведь в нем сыграли такие талантливые и харизматичные профессионалы своего дела, как Евгений Леонов, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Зоя Василькова, Олег Видов, Раднэр Муратов, Наталья Фатеева, Любовь Соколова и многие другие. Поистине звездный состав!

Но сегодня мы поговорим конкретно о двух актерах, благодаря которым была снята одна уморительная сцена, съемки которой по некоторым причинам пошли не совсем «по плану», но в итоге это только придало эпизоду шарма и комичности. Но обо всем по порядку.

Один из вышеупомянутых актеров – это, как вы наверняка уже догадались, Савелий Крамаров. Известно, что за свою творческую карьеру этот жизнерадостный, обаятельный человек с неповторимой внешностью и фирменной улыбкой сыграл во множестве советских кинолент, которые впоследствии стали культовыми: «Двенадцать стульев», «Друг мой, Колька!», «Большая перемена», «Неуловимые мстители», «Не может быть» и другие.

Его искренняя улыбка была такой озорной и заразительной, что многие его коллеги тоже непроизвольно начинали улыбаться, отчего на съемочной площадке нередко возникали разные смешные ситуации.

Так, после съемок фильма «Джентльмены удачи» Олег Видов (второй актер, о котором мы упоминали чуть выше) рассказал, что одна из сцен далась ему очень непросто. В киноленте он сыграл роль таксиста, и, глядя на Крамарова, который по сценарию должен был сидеть на пассажирском сидении и эмоционально зачитывать свой текст, Видов просто не мог удержаться от приступов смеха. Посмотрит на улыбающегося Крамарова и все, хоть трава не расти.

Видя все это «безобразие», режиссер Александр Иванович Серый скомандовал артисту: «Повернись и говори с человеком!». Но никакого эффекта команда не принесла, так как от смеха у Олега Борисовича уже катились слезы из глаз, как, впрочем, и у всех остальных на съемочной площадке. Не в силах справится с собой, Видов в итоге взмолился: «Не могу я на Крамарова смотреть! Давайте я буду смотреть вперед и разговаривать!».

Тогда режиссер подумал и решил «будь по-вашему» и сцену сняли так, как попросил Олег Видов, и не прогадали, ведь получилась она в результате уморительно смешной. Вспомним, хотя бы, эту фразу: «Вот пальма, а вот - мужик в пиджаке…».

Впрочем, и весь фильм в целом получился очень живым и смешным, а многие фразы из него очень быстро разлетелись на цитаты, которые и сегодня вызывают улыбку: «Ну и черт с вами. Деньги ваши — будут наши!», «У меня один знакомый, тоже ученый… — у него три класса образования, так он десятку за полчаса так нарисует — не отличишь от настоящей!», «И так здесь торчим у всех на виду, как три тополя на Плющихе! Ты еще здесь разляжешься, как собака», «Помогите! Хулиганы зрения лишают!» и другие.

А вы помните эту сцену из фильма «Джентльмены удачи»?

Светлана Кравцова

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ

ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!

Как снимали «Джентльмены удачи»

001

Фильм «Джентльмены удачи» в 1972 году посмотрели около 65 миллионов человек. Очевидцы рассказывают, что в первые дни после премьеры спекулянты с утра скупали все билеты, красная цена которых составляла 20 копеек, и перепродавали их за 3 рубля. По посещаемости фильм занимает 12 место среди советских фильмов за всю историю советского кинематографа.

002

Режиссёром картины многие ошибочно считают Георгия Данелию. На самом деле «Джентльменов» снимал Александр Серый, а Данелия вместе с Викторией Токаревой был автором сценария. «Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме, — рассказывает Данелия. — Ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились ещё на Высших режиссёрских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили».

003

Идею фильма подарил известный сценарист Валентин Ежов. Изначально, правда, сюжет был совсем иным: добрый капитан/лейтенант милиции силой убеждения перевоспитывал бандитов, но высшему милицейскому начальству эта задумка не понравилось. В итоге главным героем стал директор детского сада, а его антиподом — рецидивист по кличке Доцент.

004

Окончательный состав актёров также отличался от первоначального. Главная роль сразу были отданы Евгению Леонову. А вот воров-рецедивистов должны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков, Юрий Никулин и Савелий Крамаров.

005

Изначально сценарий назывался «Рецидивист». В нем была шайка мошенников (фальшивомонетчик, альфонс, карманник и жулик) и противостоящий им сотрудник милиции. Ролан Быков – фальшивомонетчик по кличке Миллиметр; Юрий Никулин – профессиональный альфонс, многоженец; Андрей Миронов – жулик по кличке Пижон. Ворует машины и продает их в Тбилиси; Савелий Крамаров – мелкий карманник по кличке Косой. Сценарная заявка еще не была утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в картине. Каждый – по своей уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел вновь появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались более важные дела. Поэтому в киносценарии остался только жулик Косой. Все остальные персонажи были переписаны, а главным героем стал заведующий детским садом. На роль Хмыря сначала пробовался Лев Дуров, но исполнил этого персонажа Георгий Вицин. Неудачными поначалу были и кинопробы Савелия Крамарова, но Данелия уговорил начальство, и Савелий Викторович стал Косым. «К тому времени Крамаров снялся у меня в нескольких фильмах, — рассказывал Данелия. — Мне поверили. Правда, когда актёр эмигрировал, его пытались вырезать. Но я им написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актёр Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили всё как было».

006

Самые большие проблемы были с ролью Василия Алибабаевича. «Меня, знаете, почему взяли? Потому что все беленькие, а Радик Муратов — он чёрный», — рассказывал потом Раднэр Муратов. Его сначала пригласили на эпизодическую роль начальника тюрьмы. Василия Алибабаевича сначала должен был сыграть Фрунзик Мкртчян. Однако Мкртчян не смог приехать на съемки из-за участия в мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской ССР. Времени для поиска нового кандидата уже не было, поэтому роль начальника тюрьмы была сокращена, а Муратов стал Василием Алибабаевичем.

007

Вся блатная речь в картине появилась благодаря Александру Серому — пригодился его тюремный опыт. Плакаты, висевшие в камере: «На свободу — с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд — дорога к дому», а также воровской жаргон: «канай отсюда», «пасть порву, моргалы выколю» — это всё оттуда, с зоны.

008

«Но про «мужика в пиджаке» (памятник Лермонтову) мы с Данелией сами придумали», — вспоминает Токарева. Цензура очень серьёзно раскритиковала диалоги в сценарии фильма. От авторов сценария потребовали максимально вычистить «блатной жаргон», в результате чего появились разные новые «квази-блатные» слова: «редиска», «сосиска», «Навуходоносор» и другие. А еще есть легенда, что от погребения на “полке” фильм спас глава МВД Николай Щёлоков. В преддверии Дня милиции ему показали опальных «Джентльменов удачи», и он так хохотал, что иной раз заглушал реплики, доносящиеся с экрана. Генсек Леонид Брежнев, который смеялся не меньше Щёлокова, а по поводу жаргонных словечек сказал: «Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает».

009

Кадр, когда Евгений Леонов едет на верблюде, снимался так: режиссер предложил дрессировщику посадить себе на плечи актёра, спрятаться за верблюда и шагать с ним рядышком. Дело в том, что у Леонова никак не получалось взгромоздиться на верблюда Бориса.

010

Забавная история произошла, когда снимали сцену, в которой Борис плюет в Крамарова. На самом деле никакого плевка, конечно, не предполагалось. Планировалось так: в одном кадре верблюд вытягивает губы, а в следующем – показывают Крамарова, облитого пеной для бритья. Но Крамаров так гримасничал и дразнил Бориса, что тот плюнул в него по-настоящему, от души. Великий актер долго потом отмывался!

011

Бытует мнение что роль воспитанника московского детского сада № 83 Игорька была сыграна Игорем Угольниковым, в будущем ставшим известным артистом. На самом деле это утка, взятая из одной программы «ОБА-НА»

012

Для съёмок в машине с цементом долго не могли подобрать подходящий раствор. Раднэр Муратов так рассказывал о съёмках этого эпизода: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съёмок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость».

013

В цистерну с лжецементом категорически отказался лезть Савелий Крамаров. У него была клаустрофобия. «Кадр, в котором в цементе плавают все актёры, снят в павильоне, а в машине Крамарова не было, - рассказал «АиФ. ТВ Гиду» оператор картины Георгий Куприянов. - Если внимательно посмотреть фильм, это можно заметить. Из цистерны вылезает сначала Леонов, затем - Вицин, а когда очередь доходит до Крамарова, в кадре появляется верблюд. Потом камера вновь показывает машину, с которой спрыгивает Крамаров. Признаюсь, перебивка верблюдом получилась не самой удачной, но по-другому скрыть отсутствие актёра в цистерне не представлялось возможным».

014

А вот одежду, которую снимали и пытались высушить главные герои, окунули в настоящий цемент. Он, как помните, застыл, и преступникам пришлось бежать голышом».

015

Московские сцены снимали в феврале и марте, но в столице, как назло, лил дождь. Съёмочная группа уехала в Самарканд, начала там работать, как вдруг в конце марта приходит телеграмма: «В Москве выпал снег, срочно приезжайте!» За неделю заново отсняли часть зимних сюжетов: как герои изучают английский на заснеженной даче, делают зарядку и как Доцент достаёт из проруби золотой шлем Александра Македонского.

016

Кстати, эпизод, в котором зэки растирают друг друга снегом и орут, - актёрский экспромт. На самом деле планировалось снять обыкновенную зарядку. Леонов, Вицин и Крамаров договорились, что откажутся раздеваться в мороз. Однако случилось непредвиденное: Муратов (Василий Алибабаевич) опоздал на съёмки и не знал о договорённости, поэтому выскочил на снег в плавках. Остальным тоже пришлось раздеться… Крамаров решил отомстить Муратову - подкрался к нему и начал натирать снегом. Алибабаевич завопил от неожиданности, а Вицин подхватил игру и угостил снегом Крамарова. В таком виде дубль и вошёл в картину.

017

Помните, как в фильме «повар» Василий Алибабаевич («Кушать подано! Садитесь жрать, пожалуйста!») зажигает керосинку, после чего раздаётся взрыв и загорается весь дом? Эту сцену снимали в одном из московских домов, который предназначался под снос. Поэтому сначала в него без проблем пустили киношников, а потом дали возможность его спалить. «Всё горело по-настоящему, - рассказывает Александра Демидова. - К счастью, Раднэр Муратов во время взрыва не пострадал, все меры предосторожности были приняты. Но беда подкралась с другой стороны: съёмочная группа настолько увлеклась процессом, что перестала замечать опасность. В результате операторов и ассистентов буквально за шиворот вытаскивали из пламени».

018

Шлем Александра Македон¬ского, из-за которого в фильме разгораются нешуточные страсти, сделали в бутафорском цехе «Мосфильма». После съёмок его взяла на память директор картины Александра Демидова. «Однажды его попросила нарисовать одна моя знакомая художница, - призналась она. - Когда женщина внезапно скончалась, выяснилось, что шлем был отдан ещё кому-то. Как я ни пыталась найти следы «главного героя» «Джентльменов удачи», ничего не получилось. В общем, золотой шлем Александра Македонского опять исчез».

019

«Джентльменов удачи» сняли всего за три месяца - с февраля по апрель 1971 г. Дачу профессора археологии - в Серебряном Бору (это была дача одного из членов съёмочной группы), детский сад, театр и заброшенный дом, в котором прятались сбежавшие герои, - в Москве, тюрьму и побег - в Самарканде.

020

В городе Джамбул (Казахстан), который упоминает Василий Алибабаевич Алибаба, ныне переименованном в Тараз, установлен памятник «Джентльменам удачи». Только вот в скульптурной композиции отсутствует один «джентльмен удачи» — Хмырь. Еще интересная подробность, связанная с этим городом: эстрадная певица Лариса Израилевна Мондрус, исполнившая для фильма песню «Проснись и пой», родилась именно в Джамбуле.

Как в "Джентльменах удачи" снимали сцену с верблюдом

101

В различных источниках по-разному описывают, как снималась сцена с верблюдом в фильме "Джентльмены удачи". Перелопачивая гору различных материалов, находишь множество противоречивых историй. То это был верблюд Алмаз из зоопарка, в котором он живёт до сих пор, то верблюд Борис, на которого не смог сесть Евгений Леонов

С подачи «Комсомольской правды» в сети полно информации, что Евгения Леонова так и не удалось посадить на верблюда, что он категорически отказывался забираться между двумя горбами животного и проехать хотя бы сто метров. И что для этого пришлось применять киношную хитрость - Крамаров и Вицин ехали на настоящем верблюде, а Евгения Павловича везли на спине кого-то из съемочной группы

106

Но насколько я помню, Крамаров на верблюде вообще не ехал, а вёл в поводу. А если верить вот этому кадру из фильма - Леонов на верблюде всё же сидел. И непохоже, что в этом моменте был занят дублёр

108

По крайней мере оператор Георгий Куприянов рассказывал, что Леонова действительно сажали на плечи человека. И дело было не в страхе или снобизме, а в горьком опыте. Накануне, когда группа возвращалась со съёмок, у дороги увидели пасущегося белого осла. Леонов захотел сфотографироваться с редким животным и попросил притормозить. Уже в машине, после фотосессии, Савелий Крамаров заметил, что Евгений Павлович, вместе с фотокадрами на память об осле прихватил с собой несколько насекомых - осёл был вшивым. По приезду в гостиницу, Леонов долго отмывался и мазал себя какой-то гадостью из аптеки. После этого случая с местным гужевым транспортом садиться на верблюда актёру не хотелось совсем

Теперь что касается самого верблюда (Алмаза, Бориса, Васи). Вот что вспоминает директор фильма Александра Демидова. Когда собирались в экспедицию в Среднюю Азию, вопрос о верблюде особо не стоял. Все были уверены, что уж кого-кого, а верблюдов там полно, уж выберем какого-нибудь. Но по приезду в Самарканд, выяснилось, что верблюдов там нет вообще. С трудом нашли какую-то верблюдицу, которая уже была в довольно пожилом возрасте. Вряд ли эта почтенная дама носила гордое имя Алмаз и до сих пор вспоминает съёмки в зоопарке

А вот интересную подробность вспомнил оператор Михаил Агранович. Верблюдица эта жила во время съёмок во дворе гостиницы - в небольшом грузовике держали бедное животное, а в кабине ютился хозяин (ну или смотритель). Съёмки эпизода несколько дней откладывались по каким-то причинам. Наконец когда настал день съёмок - все ужаснулись. Верблюд стал лысым. Правда только с одной стороны. Как выяснилось, этому самому смотрителю забыли заплатить суточные. Чтобы прокормиться, он с одного бога обрил верблюдицу, а шерсть продал. У режиссёра от смеха началась истерика. В итоге в кадре верблюдицу снимали только с одной стороны.

Ну осталось вспомнить только один эпизод из этой сцены - как верблюд наградил Косого плевком. Но тут думаю вы все знаете, что никакого плевка не была и вся пена на лице Крамарова сделана с помощью шампуня

Читайте также: