Курт йосс зеленый стол

Обновлено: 13.05.2024

Курт Йосс (12 января 1901 - 22 мая 1979) был известным немецким артистом балета и хореографом, совмещавшим классический балет с театром; он также широко известен как основатель Танцтеатра . Джосс известен созданием нескольких танцевальных компаний, в том числе, в первую очередь, Танцтеатра Фолькванг в Эссене .

СОДЕРЖАНИЕ

Жизнь и карьера

Йосс родился в Вассеральфингене , Германия. С раннего возраста он интересовался пением, драматическим искусством и изобразительным искусством, он также играл на пианино и был заядлым фотографом. Он начал свою карьеру в 1920-х годах, а с 1920 по 1924 год учился и танцевал ведущие партии в хореографии Рудольфа фон Лабана (который был образованным художником и разработчиком теории танца) и движения под названием Ausdruckstanz . Джосс использовал повествования и современные театральные стили для создания исполнимых произведений Театра танца, в дальнейшем развивая творчество Лавана и его систему обозначений. Через год после ухода из Лабана Йосс воспользовался возможностью, чтобы основать собственную танцевальную труппу под названием Die Neue Tanzbühne. Именно здесь Йосс встретил Фрица Коэна , еврейского композитора, который работал с Йоссом над многими из его знаменитых произведений.

Джосс и Коэн разделяли убеждение, что хореография и музыкальная композиция должны развиваться вместе, чтобы выразить драматическую идею в едином стиле и форме. В 1925 году Юсс и Сигурд Лидеры присоединились к группе художников и открыли новую танцевальную школу под названием «Westfälische Akademie für Bewegung, Sprache und Musik». Йосс и Лидер отправились в Париж в 1926 году, чтобы изучать классический балет у русской балерины Любови Егоровой .

В 1927 году работа Джосса и Лидера « Танец смерти» подверглась критике за излишнюю авангардность ; Это привело к смене состава и программ в театре Мюнстера . Из-за этого многие коллеги Джосса ушли. В том же году Йосс перевел Вестфальскую академию в Эссен, и она стала Folkwang Schule .

Джосс не любил бессюжетные танцы и предпочитал темы, затрагивающие моральные вопросы. Натуралистическое движение, крупномасштабный унисон и характеристики использовались Джоссом для решения политических проблем того времени. Его самая важная хореографическая работа «Зеленый стол» (1932) получила первый приз на международном конкурсе новой хореографии, проводившемся Archives Internationales de la Danse в Париже в 1932 году. за год до того, как Адольф Гитлер стал канцлером Германии. Зеленый стол считается его самым популярным произведением.

В 1933 году Йосс был вынужден бежать из Германии, когда нацисты попросили его уволить евреев из его компании, и он отказался. Джосс и Лидер (и, несомненно, Фриц Коэн и другие члены его первоначальной компании) нашли убежище в Нидерландах перед переселением в Англию . После гастролей по Европе и Америке Джосс и Лидер открыли школу в Дартингтон-холле в Девоне . Пьеса, которую он поставил в то время, была беззаботной (по сравнению с «Зеленым столом» ) под названием «Бал в Старой Вене (1932)».

В 1934 году, находясь в Англии, Джосс добавил в свой репертуар новые произведения, в том числе « Пандору» (1944), в которой были тревожные образы человеческой катастрофы и трагедии , которые позже были истолкованы некоторыми как предсказание падения атомных бомб на Японию годом позже.

Вместе с его труппой Jooss Ballet гастролировал по миру, пока его труппа не распалась в 1947 году.

Йосс покинул Англию в 1949 году, чтобы вернуться в Эссен, Германия. Джосс продолжал преподавать и ставить хореографию в течение 19 лет. Одной из его учениц этого периода была хореограф Пина Бауш .

Он вышел на пенсию в 1968 году и умер в Хайльбронне , Западная Германия, 11 лет спустя в возрасте 78 лет от травм, полученных в автомобильной катастрофе.

Работы Курта Джоосса исполняются и сегодня, особенно «Зеленый стол» . Анна Маркард (дочь Джоосса) руководила труппами, исполняющими его произведения до самой ее смерти, сохраняя аутентичность автора «Театра танца».

Зеленый стол - The Green Table

«Зеленый стол» - балет немецкого хореографа Курта Йоосса . Его самая популярная работа - это бесполезность мирных переговоров 1930-х годов. Это была первая работа, которая была полностью записана с помощью кинетографии Лабана (Labanotation). Он входит в репертуар балетных трупп по всему миру, где его поставил сам Йосс. После его смерти в 1979 году его дочь Анна Маркард отвечала за постановку спектакля.

Хореография Курт Джосс
Музыка Фриц Коэн
Дизайн Хайн Хекрот
Либретто Курт Джосс
Дизайн освещения Герман Манкард
Первое производство Folkwang Tanzbuhne, "Международный конкурс хореографии и сувениров Жана Борлена", организованный Archives Internationales de la Danse, Театр Елисейских полей , Париж, 3 июля 1932 г.
Ведущие танцоры Курт Джосс (Смерть), Карл Бергест (Спекулянт), Эрнст Утхофф (Знаменосец), Эльза Каль (Женщина), Лиза Чобель (Девушка)
Другая продукция Jooss Ballet (новое название Folkwang Tanzbuhne), поставленный Джоссом, Нью-Йорк, 31 октября 1933 года; повторно поставил Париж, июль 1946 г .; City Center Joffrey Ballet (в новой постановке «Джосс»), Нью-Йорк, 9 марта 1967 года; Северный театр танца (постановка Анны Маркард), Манчестер, 30 мая 1973 г .; Oakland Ballet (в постановке дочери Анны Маркард) 1984; Балет Джоффри, 2007 с освещением, реконструированным Кевином Драйером .

История

Зеленый стол был создан в 1932 году для "Concours International de chorégraphie" в Париже, для участия в котором был приглашен Йосс. Оригинальность произведения принесла ему первый приз и знаменовала важный шаг в его карьере. Произведение, поставленное между двумя великими конфликтами, представляет собой своего рода общую войну, набор обстоятельств, которые приводят к одинаковому результату независимо от того, где и когда они разыгрываются. Таким образом, Смерть имеет комбинированные иконографические атрибуты.

В 1932 году, глядя сквозь растущую живую изгородь нацизма , Джосс выбирает менее дальновидный путь. «Зеленый стол» не занимается ни борьбой индивида и искуплением, ни выработкой более благородной судьбы человечества. Джосс драматизирует то, как высвобождаются деструктивные импульсы, и показывает нам последствия. Его моральная позиция безупречна, и он преподносит урок в серии резких образов. Каждая сцена работает вариация на ту же тему, как 41 гравюр в Ганса Гольбейна «s Танец смерти . Идея состоит в том, что Смерть становится партнером каждого, эффективно соблазняя их танцевать на тех же условиях, на которых они жили своей жизнью. Никаких решительных действий, изменений или решений не предлагается, и, заключив «Танец смерти» в тупиковые скобки дипломатической конференции, Джосс, кажется, говорит, что ничего нельзя ожидать. Экспрессионисты нашли Танец смерти.

Через архетипических персонажей Джосс пересматривает человеческую жизнь как функцию более широкой космологии, непреходящей и духовной сферы, где, возможно, даже войну и смерть можно увидеть в более понятном масштабе. Неразбавленные сущности естественного поведения, эти персонажи лишены временности и индивидуальных предпочтений. Сегодня, даже когда мы чувствуем себя оторванными от их очевидной искусственности, мы узнаем в них себя в какой-то эпической форме. Люди еще смогут понять их через сто лет.

Йосс уехал из Эссена , где с 1927 года он руководил танцевальным отделением Folkwangschule и экспериментальной танцевальной группой, а с 1930 года - балетной труппой Оперы. Он основал Ballet Jooss , частную компанию, которая гастролировала по Европе и исполняла его танцы, в том числе «Зеленый стол» .

В 1971 году ведущий танцор Джоффри Кристиан Холдер был обучен Джооссом для возрождения «Зеленого стола» , и когда Джосс умер в 1979 году, балет Джоффри устроил импровизированный спектакль, в котором Холдер исполнил партию «Смерти».

План сюжета

Продолжающийся около 30 минут и озаглавленный «Танец смерти в восьми сценах», « Зеленый стол» представляет собой комментарий о тщетности войны и ужасах, которые она вызывает. Он начинается с того, что группа дипломатов ( Джентльмены в черном , которых изображают другие персонажи пьесы, за исключением Смерти) обсуждает за прямоугольным столом, покрытым зеленой тканью. В конечном итоге они вытаскивают из карманов пистолеты и стреляют в воздух, что символизирует объявление войны.
Следующие шесть сцен изображают различные аспекты военного времени: разлуку с любимыми в «Прощай» , саму войну в «Битве» и «Партизан» , одиночество и страдания в «Беженцах» , эмоциональную пустоту и атмосферу принудительных развлечений в борделе и, наконец, , психологически избитые и раненые выжившие в The Aftermath. Затем балет заканчивается так же, как и начался, с «Джентльменами в черном» за зеленым столом.

На протяжении всех этих эпизодов фигура Смерти торжествует, изображается как скелет, движущийся с силой и подобно роботу, безжалостно требующий своих жертв. Танец заканчивается повторением начальной сцены - прием, который хореограф использует, чтобы показать свое недоверие к переговорам дипломатов; совершенно равнодушные к разрушительным последствиям войны, они продолжают свои лицемерные переговоры.

Анализ

Вдохновением для балета, изначально задуманного как сольный, послужил средневековый Любекер Тотентанц, серия картинок, изображающих разные типы людей, танцующих со Смертью. Йосс придал ему современную обстановку и добавил политическое содержание, которое отразило его и многих художников проблемы во время Веймарской республики Германии .

Затем он работал в тесном сотрудничестве с дизайнером Хайном Хекротом и композитором Фредериком Коэном, чтобы создать произведение. Джосс, по сути, защищал форму танцевального театра, в котором хореография драматична и развивается из либретто (часто его собственного). Хореограф, композитор и дизайнер объединяют свои усилия для создания связного произведения, в котором все элементы, гармонирующие друг с другом, более мощно передают чувства и идеи. Эта концепция единого произведения искусства, ранее теоретизированная Рихардом Вагнером, а в 18 веке - Жаном-Жоржем Новерром , была популярна среди немецких художников в начале 20 века. Примеры можно найти в изобразительном искусстве, например, в творчестве Джорджа Гроса и братьев Герцфельде или в театре Эрвина Пискатора и его драматургического коллектива.

«Зеленый стол» отражает озабоченность социальными проблемами и проблемами той эпохи (разделяемыми многими художниками, современниками Джоосса), такими как политическая коррупция и милитаристская политика. Его стиль с резкой иронией, карикатурой и смелостью языка имеет много общего с экспрессионизмом , который процветал в первом десятилетии 20 века. Циничная структура танца, например, является формальным выражением этого сухого юмора: дипломаты повторяют свой распорядок с полным безразличием к реальным последствиям своих решений. Серьезность их обсуждения нивелируется музыкой, которую Джосс выбрал для сопровождения этой сцены: игривое танго . Он также одевал персонажей в маски, что придавало им гротескный вид, и создавал движения, которые преувеличивают натуралистические движения, такие как жестикулирование во время разговора или нервные прогулки вверх и вниз во время размышлений.

Костюмы и реквизит были выбраны из-за их символических качеств: флаг для обнадеживающего солдата, красное платье в сочетании с белым шарфом для партизана или подобный скелету костюм Смерти. Йосс мастерски овладел визуальным обличьем своих композиций; снова сцена « Джентльменов в черном» представляет собой пример того, как хореограф направил аудиторию, чтобы сосредоточить внимание на конкретной точке интереса, которая может быть танцором, находящимся на более высоком уровне, чем остальная часть группы, или кем-то, кто не двигается, пока все остальные иначе движется (или наоборот), или просто сближение композиционных линий.

Его использование пространства в выразительных целях, а также основа его техники проистекают из его формирующего обучения в качестве ученика и помощника Рудольфа Лабана . Вместе они исследовали взаимосвязь между пространством и телом, с его различными качествами движения, отражающими различные психические состояния и чувства. Джосс объединил открытия Лабана и его свободный подход к танцам с дисциплиной классического балета. Результатом стала новая техника, которая подчеркивает использование тела как выразительного целого. Эту технику должны были усвоить и развить ученики Джоосса , среди которых были Биргит Каллберг и Пина Бауш .

Зеленый стол - зрелый пример этой техники. В нем используются элементы классического балета, такие как перетяжка, полу-пуанты, растяжки, повороты, арабески и другие балетные шаги. Однако здесь нет пуантов или какой-либо другой функции, которая могла бы предполагать виртуозную демонстрацию. Изящность, элегантность, воздушность и прочие аффекты классического балета устраняются. Как и в хореографии Энтони Тюдора , каждый шаг используется не из-за его формального вида, а из-за присущей ему выразительной ценности, а значение, которое он передает, часто усиливается положением рук: а не расслабленными запястьями балета, Джосс использует вытянутые ладони, кулаки, протянутые руки и так далее. Фокус танцоров также меняется, смещаясь к центру драмы, а не к публике, как в балете.

В результате стиль, названный Джоссом «эссенциализм», пытается уловить суть каждого движения или позы, его внутреннюю мотивацию. Смерть, например, движется резкими, прямыми, сильными и угловатыми движениями, рассекая пространство, продвигаясь или шагая с регулярностью часового механизма. Напротив, стиль Спекулянта: у него быстрая и подвижная манера передвижения, его спина обычно изогнута, его хитрый характер еще больше подчеркивается косвенностью его сосредоточенности и его разнонаправленными пространственными узорами. Сочетание таких элементов делает «Зеленый стол» поистине новаторским произведением, а глубина и универсальность его гуманистического содержания придают ему вневременное и значимое качество.

Курт Джосс


Курт Йосс (родился 12 января 1901 года в Вассеральфингене ; † 22 мая 1979 года в Хайльбронне ) был немецким танцором , хореографом и учителем танцев , оказавшим значительное влияние на немецкий танцевальный театр . Он был соучредителем Школы музыки, танца и разговорной речи Фолькванг и основателем экспериментальной студии Folkwang Tanzstudio .

Оглавление

Жизнь

Происхождение и образование

Курт Йосс был сыном владельца поместья и пивоварни, предки которого, в свою очередь, работали пастухами и фермерами в районе Хайденхайм-ан-дер-Бренц . Его мать происходила из старинной купеческой семьи Аален .

Он ходил в среднюю школу в Аалене, пока не окончил ее. Вместо того, чтобы быть заинтересованным в приобретении имения своего отца, он выбрал художественное образование и с 1919 по 1920 год посещал Вюртембергскую консерваторию музыки в Штутгарте (фортепиано и теория). В то же время он учился пению с Хельгой Линдберг и Рудольфом Гмайнером с 1919 по 1921 год и актерскому мастерству с Эмми Ремольт-Джессен с 1920 по 1921 год . С 1920 по 1922 год он брал уроки танцев у Рудольфа фон Лабана и, наконец, ассистировал ему в течение двух лет в Гамбурге.

Личное

Курт Джосс был женат на Айно, урожденной Леберехт. Ее сценическое имя было Сиимола, названное в честь эстонской прародины ее семьи. В 1971 году умерла его жена. В браке родились две дочери, Анна Мария Маркард-Йосс и Кристина Барбара. Анна Маркард также работала хореографом и учителем танцев.

Действовать

Городской театр Мюнстера и новый фонд

Затем Йосс работал балетмейстером и режиссером в муниципальном театре в Мюнстере . В 1925 году Джосс и Сигурд Лидер , которые также были частной парой, присоединились к группе художников и открыли новую танцевальную школу Вестфальскую академию движения, языка и музыки . С 1926 года Джосс и Лидер изучали классический балет в Париже у русской балерины Любови Егоровой.

В 1927 году Йосс перевел Вестфальскую академию в Эссен как часть недавно основанной школы музыки, танцев и разговорной речи Фолькванг . В 1928 году он основал здесь экспериментальную студию Folkwang-Tanztheater-Experimental , которая в 1930-е годы считалась «колыбелью немецкого выразительного танца» и была пионером танцевального театра. Позже это была танцевальная студия Фолькванг , которая сегодня является частью Университета искусств Фолькванг .

Эссенский оперный театр

В 1930 году Йосс стал руководителем балета Эссенского оперного театра. Йосс стал всемирно известным как хореограф Der Grüne Tisch , экспрессионистского танцевального представления переговоров о войне и смерти, и был удостоен первой премии на Международном хореографическом конкурсе в Париже в 1932 году . Фотограф Альберт Ренгер-Пацш сделал самые впечатляющие фотографии танцевальной работы Der Grüne Tisch во время генеральной репетиции в музее Фолькванг примерно в 1931 году. Курт Йосс продолжил расформированную балетную труппу Эссенского оперного театра под названием ballets Jooss . В 1933 году он эмигрировал, потому что отказался продолжать работать в Германии без своих еврейских сотрудников . С 1934 по 1940 год он и его компания руководили танцевальной школой при педагогической реформаторской школе Дартингтон-Холл в Девоне на юге Англии . Он принял британское гражданство. Танцевальная труппа с большим успехом появлялась в гостях в Европе и Нью-Йорке, но не появлялась в Германии. В 1947 году Джосс распустил свою группу в Англии и в течение года работал приглашенным педагогом и хореографом в Чилийском государственном балете в Сантьяго-де-Чили .

Фолькванг

С 1949 года Джосс снова преподавал в школе Фолькванг. Труппа впервые выступила в Германии после окончания Второй мировой войны в недавно основанном Театре танца фолькванг , но была вынуждена прекратить свою работу в 1953 году из-за нехватки денег. Город Эссен больше не хотел субсидировать танцы. В 1961 году гранты позволили Джоссу организовать мастер-классы, на основе которых возник балет Folkwang . Приглашенными хореографами были Энтони Тюдор , Жан Себрон , Лукас Ховинг и Джиджи Качуляну. С расширением школы Фолькванг в университет в 1963 году Джосс был назначен профессором хореографии и директором института танцев.

В послевоенный период на сценах Федеративной Республики преобладал консервативный вкус, в танцевальных постановках преобладал классический балет. В результате Джосс все чаще попадал в эстетический офсайд. В 1968 году Джосс досрочно ушел из руководства танцевальным отделом Folkwangschule, так как ему было запрещено делать какие-либо дополнительные мероприятия до истечения срока контракта. Балет Фолькванга продолжил его бывший студент Пина Бауш .


Поздняя работа

Затем Йосс снова работал за границей, особенно в Скандинавии. Курт Джоосс умер 22 мая 1979 года в результате дорожно-транспортного происшествия в больнице Хайльбронна. В 1985 году город Эссен организовал танцевальный фестиваль в его честь, на котором были представлены произведения его учеников и потомков школы Фолькванг, таких как Пина Бауш, Сюзанна Линке , Рейнхильд Хоффманн и Марилен Брейкер.

недвижимость

Поместье Курта Йосса хранится в Немецком танцевальном архиве в Кельне . Пачка оригинальных фотографий Ренгер-Пацша находится в архиве Альберта Ренгера-Пацша Фонда Анны и Юргена Вильде / Pinakothek der Moderne в Мюнхене.

Работает

Помимо Der Grüne Tisch , его самые известные работы включают: Großstadt (музыка Александра Тансмана ), Pavane on the death of infanta (музыка Мориса Равеля ), Ein Ball in Alt-Wien (музыка: Joseph Lanner , бальные танцы) , аранжировка: Ф. А. Коэн) и «Блудный сын» (музыка Фрица А. Коэна ). Каталог произведений с 75 хореографическими постановками, 45 постановками театра и музыкального театра, а также каталог танцевальных и актерских ролей с 52 записями можно найти в Stöckemann (2001), стр. 443–461.

Награды и отличия


Приз Курта Джоосса

Премия в размере 10 000 евро рекламируется на международном уровне Фондом Анны и Германа Маркардов и городом Эссен с 2001 года и присуждается каждые три года хореографам, которые еще не сформировались. Лауреаты премии 2001 года: Аннелиз Соглио и Торстен Конрад (Германия) с хореографией «Штаты»; Самир Акика (Алжир / Германия) с хореографией «Лилья». Лауреаты премии 2004 года: LaborGras: Ренате Грациадей и Артур Стелди (Швейцария) с хореографией "Story-NoStory"; Йоханнес Виланд (США / Германия) с хореографией «Сдвиг». Лауреаты премии 2007 года: Никола Машия и Матан Замир «Матаникола» (Италия / Израиль) с хореографией «Под». В 2010 году награду получил танцор белорусского происхождения Аркадий Зайдес, работающий в Израиле . В 2013 году премия Курта Джоосса была разделена между хореографами Маура Моралес (Куба / Германия), Чикако Кайдо (Япония / Германия) и Ву Кан Чен / Су Вей Чиа (Тайвань). Премия 2019 года досталась выпускнице Фолькванга Чун Чжан, родившейся в Шанхае, за хореографию «Находясь вдали от».

Фильмы

  • Джосс снимался в « Циклопе» , « Гротескер Цвейанце» и групповой сцене на танцевальной сцене Лабана в 1923 году и выступал в роли танцора на танцевальной сцене в танце трех человек и живым образом в фильме « Пути к силе и красоте» (1925).
  • Зеленая таблица записывалась несколько раз:
    • 1963 - Режиссер: Трак Брансс , Постановка: WDR , Спектакль: Folkwang Ballet
    • 1966 - Режиссер: Питер Райт, Производство: BBC , Спектакль: Folkwang-Ballett
    • 1977 - Режиссер: Биргит Каллберг , постановка: Sveriges Radio , постановка: Каллберг-Балеттен
    • 1979 - Режиссер: Мотоко Сакагути, Производство: NHK , Спектакль: Star Dancers Ballet
    • 1982 - Режиссер: Эмиль Ардолино , Постановка: EBC, Спектакль: Джоффри Балет
    • 2000 - Режиссер: Томас Гримм , Производство: RM Arts, WTTW, WDR, Перформанс: Джоффри Балет, Чикаго.

    Литература (подборка)

    Первичная литература

    Штёкеманн (2001), стр. 435f, перечисляет около 23 текстов Курта Йосса.

    Вторичная литература

    веб ссылки

    • Estate в Немецком танцевальном архиве Кёльна , последний доступ 1 ноября 2018 г.
    • Краткая биография: «Курт Йосс - танцор и хореограф». ( Памятка от 9 июня 2008 г. в Интернет-архиве )
    • Джосс / танец. Большая четверка за зеленым столом . В: Der Spiegel . Нет. 23 , 1951, стр. 32-33 ( онлайн - 6 июня 1951 г. ).
    • Аннет фон Вангенхайм: Курт Йосс. Танец как обязательство.2001 г. - телевизионный портрет к 100-летию со дня рождения и три балета Курта Джоосса.In: arte , 2004, по состоянию на 31 марта 2009 г.
    • Танец, соответствующий времени . - Танцор, хореограф и педагог Курт Джосс.( Памятка от 24 июня 2002 года вИнтернет-архиве ) - Выставка Немецкого танцевальногоархиваКельн , 2001.
    • Литература Курта Йосса и о нем в каталоге Немецкой национальной библиотеки

    Индивидуальные доказательства

    1. ↑ abПремия Курта Джоосса 2007, прием заявок ( памятная записка от 25 июня 2006 г. в Интернет-архиве )
    2. ↑ abcdeКурт Джосс , В: Internationales Biographisches Archiv. 29/1979, 9 июля 1979 г., в архиве Мюнцингера ( начало статьи в свободном доступе)
    3. ↑ Марилуиза Йейтчко: Большие жесты у «Зеленого стола».В: WamS . 25 марта 2001 г.
    4. Сигурд Лидер . В: Андреас Котте (Ред.): Театр Lexikon der Schweiz . Том 2, Chronos, Цюрих 2005, ISBN 3-0340-0715-9 , стр. 1092 f.
    5. ^Танцевальная студия фолькванг - история
    6. ↑ abcЙохен Шмидт : Курт Джосс и его внуки. Театр танца на эссенском фестивале "Folkwang '85". В: FAZ . 22 апреля 1985 г.
    7. ^Жан Себрон (фр).В: pact-zollverein.de. доступ 25 марта 2015 г.
    8. Временная мозаика . В: Время . № 23 от 1 июня 1979 г., некролог. (Начало и конец текста не являются частью статьи.)
    9. ^ Норберт Сервос: Танцевальный театр в Эссене. Фолькванг '85.В: Время . 26 апреля 1985 г.
    10. ^ Сабина Moseler-Worm: честь могилу Йосса.В кн . : Запад. 3 января 2014 г., по состоянию на 25 марта 2015 г.
    11. Все в цвете танца. Приз Курта Джосса Аркади Зайдесу.В: FAZ . 5 июля 2010 г., с. 30.
    12. Премия Курта Джоосса 2013. Летом 2013 года Премия Курта Джоосса будет вручена в пятый раз.В: tanznetz.de. 13 июня 2013 г.
      Бернд Аулич: Приз Курта Джоосса. Жюри не дает однозначного голоса.В кн . : Газета Штимберг. 14 июля 2013 г.
    13. ↑Премия Курта Джоосса 2019 достается Чун Чжану , folkwang-uni.de, по состоянию на 18 июня 2019 г.
      Эта страница последний раз была отредактирована 31 января 2021 в 12:11.

    Курт йосс зеленый стол

    Part Academy (Dance Faculty)

    Part Academy (Dance Faculty) запись закреплена

    | Хореографы - Курт Йосс |

    Один из самых значимых персонажей немецкого танца модерн, соединивший в своих работах балет, современный танец и театральный нарратив. Артист, балетмейстер и педагог.

    В начале 20-го века язык классического балета казался устаревшим, не способным выразить дисгармонию изменившегося мира и человека, вера в которого была потеряна. Появились идеологи свободного танца. У истоков модерна в Германии стоял теоретик и балетмейстер Рудольф Лабан, на основе теории свободной пластики создавший школу экспрессионистки выразительного танца. У него и начал свою карьеру Курт Йосс в 1920-х годах в театрах Мангейма и Гамбурга. Спустя несколько лет работы Курт покинул его и основал собственную балетную труппу Die Neue Tanzbühne совместно с другими деятелями искусства, среди которых был композитор-еврей Фриц Коэн, с которым Йосс работал над многими своими известными произведениями.

    Несмотря на уход от Лабана, Йосс стремился развивать его систему танца, используя стили современного танца; основу его взглядов, так называемую «эукинетику», составляло убеждение, что хореография и музыкальная композиция должны развиваться вместе, чтобы дать выражение драматической идеи в единых стиле и форме.

    В 1924 — 1925 годах был балетмейстером государственного театра в Мюнстере, в 1930 — 1933 годах — балетмейстером Эссенского муниципального театра. В 1926 году отправился в Париж изучать классический балет. В 1927 году основал «Фольквангшуле», профессиональную труппу и школу современного танца.

    Йосс не любил бессюжетные танцы и предпочитал в своём творчестве обращаться к темам, затрагивающим нравственные и даже политические вопросы, что было для балета того времени совершенно новым; одним из первых он предпринял попытку объединить современный танец с техникой классического танца и небалетной пантомимы.
    Расширив круг балетных тем, в 1932 сочинил знаменитый антивоенный балет Зеленый стол на музыку Ф.Коэна, ставший культовым в истории модерн-хореографии. Механическая четкость ритма, утрированная выразительность жеста, судорожная пластика корпуса характеризовали поведение человека-марионетки, машины для истребления себе подобных.

    В 1933 г. Йосса эмигрировал вместе со своей труппой, получившей название "Балет Йосса", в Англию и обосновался в Дарлингтоне, где открыл собственную школу.

    С труппой гастролировал в Америке и Западной Европе.
    Успехом пользовались балеты: "Семь героев" на музыку Перселла - Коэна, "Блудный сын" Коэна (оба - 1933), "Сегодня вечером Иоганн Штраус" (1935); "Компания на постоялом дворе" на музыку Бетховена - Кука (1943), "Пандора" Герхарда (1974) и др.

    В 1947 г. труппа Йосса распалась, он работал в Чили, в 1949-68 гг. вновь руководил отделением танца в школе "Фолькванг-шуле" и труппой "Фолькванг-балет".

    Йосс стал учителем многих западных хореографов, в том числе знаменитых постмодернистов Марты Куллберг и Пины Бауш.

    Наталья Шишкина

    Наталья Шишкина запись закреплена
    SL COMPANY: фестивали, конкурсы, мастер-классы

    ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА в 25 постановках. Часть 2

    Выбрать самую важную из десятков постановок главной женщины американского танца модерн непросто. В начале творческого пути Марту Грэм интересовали вопросы положения женщины в современном обществе. В зрелом возрасте она обратила внимание на древнегреческие сюжеты, в которых, впрочем, тоже ставила на первый план героинь (так, в постановке «Ночное путешествие» она переосмысляет историю об Эдипе как трагедию его матери Иокасты).

    Один из самых узнаваемых ее образов — в постановке «Плач» 1930 года: Марта Грэм сидит на скамейке, стянутая тканью, как коконом. Этот кокон, из которого невозможно высвободиться, олицетворяет боль и страдание, навсегда приросшие к человечеству. Постановка безусловно новаторская: Грэм не только убрала из танца собственно танец (она ни разу не встает на ноги), но и ограничила плотным костюмом движение, как бы спрятав его внутрь.

    Если бы нужно было выбрать не три десятка, а всего пять самых важных работ XX века, «Зеленый стол» Курта Йосса, несомненно, вошел бы и в этот список. Йосс — один из самых значимых персонажей немецкого танца модерн, соединивший в своих работах балет, современный танец и театральный нарратив. Его главной ученицей стала Пина Бауш, сделавшая придуманный им танцтеатр одним из основных направлений современной хореографии. А сам он учился у Рудольфа Лабана — теоретика танца и создателя лабанотации, особого способа записывать хореографию на бумаге.

    «Зеленый стол» — это истории о войне. Первая и последняя сцены повторяются: люди в карикатурных масках изображают неких политиков, которые за зеленым покерным столом играют в войну как в карты. Остальные сцены показывают реальную войну, где Смерть забирает с собой то партизанку, то героя, то обезумевшую от горя мать (ее в 1960-х исполняла молодая Пина Бауш). Не уводит Смерть лишь мародера, потому что он ее не достоин. Антивоенный балет 1932 года, в котором политики играют чужими жизнями, оказался пророческим. Уже через год после премьеры Йосс, отказавшийся уволить своих артистов-евреев, вынужден был бежать в Англию. В Германию он вернулся только в 1949 году.

    В 1967 году американская труппа Joffrey Ballet вместе с дочерью Йосса Анной Маркард восстановила этот балет (как раз с помощью нотации Лабана) и записала видеоверсию.

    Ролан Пети учился у Сержа Лифаря, эмигранта из советской России 1920-х и бывшего дягилевского фаворита, который почти 30 лет возглавлял Парижскую оперу (с перерывом на трехлетнее изгнание за коллаборационизм). За свою долгую карьеру Пети создавал и серьезные балеты, и варьете-шоу (для своей жены и музы Зизи Жанмер), но его главной работой можно считать 15-минутную миниатюру «Юноша и смерть», поставленную для Жана Бабиле — выдающегося французского артиста с невероятной пластикой и прыжком. Либретто написал Жан Кокто; там есть ночь, Париж, юная красавица — Смерть, влюбленный юноша и трагический конец. Существует версия, что изначально Пети ставил балет на популярную джазовую мелодию, но потом Кокто убедил его поменять джаз на «Пассакалию» Баха, и именно поэтому хореография в этой постановке не так жестко привязана к музыкальным сильным долям, как обычно.

    Балет до сих пор ставят в репертуар самые разные труппы, и за десятилетия его существования партию Юноши исполняли многие выдающиеся танцовщики. Запись одного из лучших исполнений этой постановки — с Михаилом Барышниковым — была сделана в 1985 году для заставки к фильму «Белые ночи» Тейлора Хэкфорда (Барышников сыграл в нем главную роль). Еще одна известная запись — дуэт Рудольфа Нуреева и Зизи Жанмер.

    Мексиканец Хосе Лимон — один из важнейших представителей американского танца модерн. В его балете «Павана мавра» на музыку Генри Пёрселла всего четыре персонажа: Мавр, Жена Мавра, Друг, Жена Друга. Вместе они образуют квадрат и, исполняя базовые движения паваны (это торжественный европейский танец XVI века ), рассказывают историю шекспировского Отелло. Хосе Лимон использует, с одной стороны, движения так называемых низких танцев эпохи Возрождения (у них довольно простая хореография, без вращений и прыжков), с другой — элементы классического балета, а с третьей — собственную танцевальную технику.

    Удивительно, но это произведение американского модерна добралось и до СССР (пусть и на 20 лет позже): уже после смерти хореографа, в 1973 году, «Павану мавра» показали на гастролях труппа Лимона и Датский королевский балет, а в 1984-м его поставили в Ленинградской консерватории — Мавра исполнял выдающийся классический танцовщик Никита Долгушин. Еще через год эту версию сняли на пленку вместе с другим одноактным балетом — «Гамлетом» на музыку Чайковского.

    В 1958 году Элвин Эйли создал Alvin Ailey American Dance Theater, одну из первых серьезных трупп, куда принимали чернокожих танцовщиков. Но заслуга Эйли не только в этом: он сохранял и развивал наследие своего легендарного педагога — Лестера Хортона, пионера танца модерн, чья техника до сих пор остается одной из известнейших в мире. В своих постановках Эйли совмещал модерн, джаз, балет, и на всех этих танцевальных языках рассказывал об афроамериканской культуре.

    Его «Откровения» — одна из самых красивых постановок XX века — уже почти 60 лет собирают аншлаги по всему миру. Постановка поделена на три части («Паломник скорби», «Отведи меня к воде», «Шевелитесь, шевелитесь»), и каждая рассказывает о вере и свободе через блюз, спиричуэлс, госпел и, конечно, танец модерн.

    Читайте также: