Круглый стол защита прав детей

Обновлено: 17.05.2024

Цели: обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организация работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка; уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека; систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье; развивать у родителей инициативу, творчество.

3. Педагогический всеобуч.

4. Памятка для родителей (В. Леви «Наказывая, подумай: «Зачем?») (приложение Б);

5- О наказании и поощрении.

7- Принятие решения.

2. Организационный этап

Перед началом собрания развешиваются рисунки детей

(Под музыку в зал вбегают дети.)

Ребенок 1. Мы на свет родились, Чтобы радостно жить, Чтобы вместе играть, Чтобы крепко дружить. Чтоб улыбки друг другу Дарить и цветы, Чтоб исполнились в жизни Все наши мечты!

Ребенок 2. Пусть дети живут, смеются звонко, Подрастают с каждым днем. Пусть у каждого ребенка Будет светлый, теплый дом!

Ребенок 3. Детство только раз бывает У ребят любой страны. Пусть никто из них не знает Никакой беды!

Ребенок 4. Мы на свет родились, Чтобы радостно жить, Чтоб цветы и улыбки Друг другу дарить. Чтобы горе исчезло,

Пропала беда, Чтобы яркое солнце Светило всегда! (Дети поют песню «Пусть всегда будет солнце!»)

(Выходит воспитатель и читает стихотворение.)

Нет, уйду я насовсем! А то я папе надоем: Пристаю с вопросами, То я кашу не доем, То не спорь со взрослыми! Буду жить один в лесу, Земляники припасу. Хорошо жить в шалаше И домой не хочется. Мне, как папе, по душе Одиночество. Пруд заброшенный найду, В чаще спрятанный, Разговоры заведу С лягушатами. Буду слушать птичий свист Утром в перелеске. Только я же - футболист, А играть-то не с кем! Хорошо жить в шалаше, Только плохо на душе!

4. Этап проведения беседы

- Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?

- Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу?

- Бывает ли у вас такое желание и настроение?

- Почему оно у вас появляется?

- Какая этому причина?

(В целях активизации родителей можно использовать прием «Волшебная палочка». «Волшебную палочку» - карандаш, фломастер, линейку - родители будут передавать друг другу. При этом им нужно будет ответить на поставленный вопрос.)

5. Этап проведения педагогического всеобуча.

Ведущий . Результаты статистики говорят о том, что практически большую часть российских семей сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных. Затянувшийся экономический кризис привел к тому, что большинство российских семей попали в разряд малообеспеченных. По последним данным, наблюдается увеличение младенческой смертности, высока заболеваемость матерей, в 30 регионах России впервые после Великой Отечественной войны показатели смертности превысили показатели рождаемости. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий.

Психолог. Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми. Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплескивают на тех, «кто под руку попадается», чаще всего - на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.

Ведущий. Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т. п., то почти каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления со стороны своих родителей.

Психолог . Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют.

1. К самым неправильным, неблагоприятным формам следует отнести физическое воздействие. 85% родителей справедливо считают, что ударить ребенка - означает нарушить его права. Вместе с тем 74% из них допускают шлепок по мягкому месту и 11% - использование ремня как вида наказания. Обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!» Вряд ли малыш поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь добиться послушания.

К физическим наказаниям не следует прибегать потому, что обычно после них ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того, кто его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребенке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то заставил.

2. Речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.

3. Весьма распространенной формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять ее нужно крайне осторожно и только очень непродолжительное время.

4. Довольно распространенным в семье является наказание в виде лишения награды (сладостей, новых игрушек, прогулок и т. п.). Такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события. При этом нельзя лишать ребенка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками.

Ведущий. Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний.

Известный российский психолог Владимир Леви написал «Семь правил для всех» (обращает внимание родителей на памятки, которые они получили до начала собрания).

Памятка для родителей «Наказывая, подумай: "Зачем?"

Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать.

• Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

• За один раз - одно! Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному - за каждый. Салат из наказаний - блюдо не для детской души!

• Наказание — не за счет любви; что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

• Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные воспитатели, ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

• Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

• Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

Ведущий. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жесткое обращение» и определяет меры защиты и признание права каждого ребенка.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.

Семейный кодекс РФ гарантирует права ребенка и применяет меру: «лишение родительских прав» при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка.

Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства.

Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».

Психолог. Агрессивное поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера становятся для ребенка предметом подражания. Если обратить внимание на слова и действия ребенка, легко понять особенности взаимоотношений взрослых в семье. Замечено, что в наибольшей степени агрессивность ребенка проявляется в игре с куклами, по отношению к младшим и физически слабым детям, к животным и т. д.

Нелюбовь, неприязнь к ребенку родителей вызывает у него ощущение беззащитности, собственной ненужности и соответственно агрессивные проявления.

Воспитатель . Интересно отметить расхождение в ответах детей и их родителей о наиболее типичных способах воспитательного воздействия. Оно наглядно показывает, что родители отдают себе отчет, какие методы были бы наиболее действенными и разумными, но на практике применяют способы более простые и привычные -физические наказания и ругань.

Психолог . Наблюдения свидетельствуют о значительном количестве семей, где отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, но ребенок беспомощен, жизнь его наполнена чувством тревоги. Такое состояние наносит ущерб сначала психическому, а затем и физическому здоровью ребенка.

Ведущий . Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для ребенка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости.

Воспитатель . Добрые слова, обращенные к своим родителям, желание детей получать ответное внимание и ласку, должны стать нормой в детско-родительских отношениях!

6. Этап самостоятельной работы «Наказания - поощрения»

1. Лишить чего-либо (морального или материального).

2. Поставить в угол.

3. Обругать, пристыдить.

4. Невербальные проявления (молчание).

6. Физические наказания (шлепок, намеренная боль).

8. Сравнение с другими детьми.

9. Жалоба папе (маме)

2. Невербальный язык (обнять, приласкать, улыбнуться).

3. Подарок, награда.

4. Пойти куда-то вместе.

5. Поиграть в его любимую игру.

6. Разрешить что-то сделать, заняться любимым делом.

7. Исполнить желание, дать сладкое.

8. Одобрить поступок.

Ведущий. «Каждый ребенок обладает правами», - сказано в Конвенции ООН. Одно из них - право на любовь и заботу.

Ведущий обращает внимание родителей на стенд с рисунками детей на тему «Моя семья», предлагает их рассмотреть. Обобщение по рисункам.

7. Этап проведения тренинга

Ведущий делит группу родителей на две половины. Одна -представляет детей. А другая - родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав.

Необходимо напомнить «детям», что они должны писать свои права, исходя из своих детских ролей, для этого можно встать на место собственного ребенка-дошкольника или вспомнить себя в детстве. После небольшой подготовки «родители» и «дети» начинают

(Упражнение разработано Е. Лебедевой и Д. Ежовым для «Тренинга эффективного взаимодействия взрослого и ребенка»).

предъявлять права друг другу (проводится дискуссия). Причем каждое право может быть внесено в список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.

1. Любить ребенка.

2. Контролировать поступки ребенка.

3. Ограничивать в излишествах.

4. Защищать своего ребенка, заботиться о нем.

5. Получать любовь, внимание со стороны ребенка.

6. Высказывать недовольство в корректной форме.

7. Давать советы.

8. Контролировать исполнение обязанностей, соответствующих возможностям ребенка

1. Получать любовь и внимание со стороны родителей.

2. Выражать свое мнение в корректной форме.

3. Выбирать друзей и занятие в свободное время.

4. Кушать по желанию.

5. Высказывать недовольство.

6. Получать помощь и обслуживание (в разумных пределах) родителей

Ведущий. Нашу сегодняшнюю встречу хочется завершить прекрасным стихотворением:

Язык чужой обиды и печали

Волшебник изучает с детских лет,

Его вселять надежду обучали -

И это основной его предмет.

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!

Здесь хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье другого -

Одно удовольствие, честное слово!

Таким волшебником может стать каждый из вас. Главное - захотеть. Важно научить свое сердце быть чутким и добрым, окружить заботой и вниманием своих детей.

8. Подведение итогов родительского собрания

Психолог . Наше собрание подошло к концу. Мы благодарим всех родителей, принявших участие в обсуждении такой актуальной темы! Получили ли вы ответы на интересующие вас вопросы? Что полезного вы узнали на собрании?

В качестве решения собрания я предлагаю вам памятки для родителей «Искусство быть родителями». Желаю вам успехов и благополучия в ваших семьях.

Круглый стол с родителями по Конвенции о правах ребенка «Защитим наших детей»
материал по теме

Начать наш разговор я хочу с вопроса «Кто из Вас знает о существовании такого документа, как конвекция о правах ребенка!

Воспитатель: В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвекцию о правах ребенка. Наше государство ратифицировало Конвенцию в 1990 г., а к 1993г. 174 государства - члены ООН ратифицировали данный документ. Таким образом, к настоящему времени в Европе нет ни одного государства, которое бы не присоединилось к данной Конвенции.

А как вы считаете, почему возникла необходимость в создании этого документа?

Воспитатель: Да. Дети не защищены, много насилия со стороны взрослых, государства. Видимо еще и потому, что человечество с годами не становится лучше и добрее. Много зла на земле. Хорошо, если у ребенка есть любящие и заботливые родители. А если нет, то кто защитит ребенка, его интересы? Проблемы защиты детей затрагивают нас еще и потому, что в каждой стране детей не менее 20-25% населения. Вопрос «Как вы считаете, нужно ли знание прав нашим детям в дошкольном возрасте! »

Воспитатель: Действительно уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного развития. По существу нравственное воспитание, знакомство с правами человека в дошкольном возрасте начинается с вопросов: «Что такое хорошо? что такое плохо? » Обучение правам человека - процесс долгосрочный и осуществлять его надо на всех этапах обучения и воспитания ребенка.

Завтрашний день России во многом определяется тем, какое поколение мы вырастим сегодня. Главная направленность - признание человеческого достоинства, прав и свободы человека, равенства, неприкосновенность, братство, мир и согласие.

Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители - гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте ,мы и поговорим о том, какие права имеют наши дети. Мы не будем говорить о тех правах, за выполнение которых отвечает государство, о тех правах, которые связаны с экономической ситуацией в стране. Мы поговорим о повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребенка.

Итак ситуация первая: В группу пришел новенький. Он капризный и взбалмошный. Его родители обладают высоким социальным статусом и сразу заявили об этом воспитателям. Воспитатели не могут добиться от новенького подчинения требованиям, обязательным для всех детей.

Вопрос: «Как бы вы разрешили эту конфликтную ситуацию? »

Воспитатель: Вывод. Конечно, применяется индивидуальное отношение к каждому ребенку, но требования ко всем детям одинаковые, независимо от социального статуса семьи.

Вы обратились к воспитателю с просьбой, чтобы он на прогулке ограничивал активность Вашего ребенка в тех случаях, когда это связанно с возможностью испачкать новую куртку. Воспитатель игнорирует Вашу просьбу.

Вопрос: «Как Вы думаете, как можно мирно решить этот вопрос? »

Воспитатель: Вывод. Если воспитатель пойдет на поводу родителей, и будет ограничивать естественную потребность ребенка в движении, тем самым он нарушит право ребенка на здоровье, на движение. А родителям предложить принести старую курточку, в которой ребенку удобно двигаться, играть и которую он не боится испачкать.

Мама собирает дочку в детский сад. Ей очень хочется надеть любимое легкое летнее платье, но в группе прохладно, мама предлагает надеть теплое шерстяное платье. Но она ни за что не соглашается.

Воспитатель: Вывод. Из самых лучших побуждений взрослые порой, забывают, что ребенок имеет чувство собственного достоинства, гордость, что у него есть свое мнение, которое он хочет отстаивать. Ребенка надо убедить, а не командовать и требовать исполнения. Конвенция о правах ребенка признает за каждым ребенком право на индивидуальность, свободу выражать свое мнение.

В саду был организован досуг, на который были приглашены родители. Вы не сочли нужным прислушаться к просьбе ребенка и не пришли на мероприятие. Вечером вы нашли своего ребенка в слезах.

Вопрос: «С такой ситуацией мы сталкиваемся и в нашей группе. Высказывайте, пожалуйста, свое мнение, как бы вы поступили в данной ситуации? »

Воспитатель: Вывод. Лучше ребенку не обещать, что придете на праздник, объяснить ему, почему не можете, попросите кого-нибудь домашних придти вместо Вас.

Иногда можно слышать такие высказывания: «Воспитанием должен заниматься детский сад, а у нас работа, нам некогда».

Вопрос: «А Вы как думаете, кто должен заниматься воспитанием детей, родители или все же детский сад? »

Высказывайте, пожалуйста, свое мнение.

Воспитатель: Вывод. Конечно, воспитанием должны заниматься родители. В Конвенции ООН записано, что воспитание - это права и обязанности родителей. Детский сад нужен для общения, познавательного развития. Детский сад помощник родителям в воспитании детей.

«Похвала и наказание». Когда мяч передаем в одну сторону, говорим друг другу слова, которыми хвалим, поощряем наших детей, а в обратную сторону порицаем, наказываем (слова и выражения) .Спасибо ,вы много назвали слов похвалы и наказания. Но слов похвалы и одобрения гораздо больше - это очень хорошо.

На этой встрече мы с Вами закрепили знания статей Конвенции о правах ребенка, основная идея которая заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка.

Сегодня мы много говорили о том, как и в какой ситуации вести себя с детьми, а сейчас послушаем, что думают наши дети о нас.(Высказывания детей заранее записываются на магнитофон) .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Круглый стол с элементами игры «Влияние современной мультипликации на сознание наших детей»

Данное мероприятие позволяет демонстрировать родителям на примере некоторых мультфильмов негативное влияние на их детей, проанализировать состояние проблемы в каждой семье. Совместно определить .


Круглый стол для родителей «Два взгляда на воспитание ребенка»

Круглый стол для родителей«Два взгляда на воспитание ребенка» (деловая игра) Воспитатель Тюрина Татьяна Дмитриевна.

Круглый стол для родителей младшей группы Тема: «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению

Цель: повышение психолого-педагогичеcкой культуры родителей в вопросах адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.

КРУГЛЫЙ СТОЛ С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ: «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ДОУ» (старшая группа)

Цель: ознакомление с методической литературой по физическому развитию ребенка в семье и ДОУ.Задачи: пополнить знания родителей о литературе по организации физического воспитания детей в условиях семей.


Круглый стол с родителями по социально-коммуникативному развитию на тему: «Наша семья и семейные традиции»

По определению В. И. Даля СЕМЬЯ – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми». Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о ваших семьях, о ваших семейных традициях и их з.


Конспект родительского собрания – диспута по Конвенции о правах ребёнка «Защитим наших детей»

Конспект родительского собрания – диспутапо Конвенции о правах ребёнка«Защитим наших детей».

Круглый стол для родителей дошкольников по ПДД "Правила дорожные надо соблюдать"

Конспект круглого стола для родителей дошкольников посвященного соблюдению правил дорожного движения. Форма проведения круглый стол.

Педагогический совет - круглый стол "Защита прав ребенка"

Овал: Педсовет «Защита прав детства»

Структура педсовета:


Предварительная работа:

- знакомство со специальной литературой по защите прав детства;

- проведение занятий в каждой возрастной группе по правам ребенка.

- Родительское собрание в старшей группе «Права ребенка и соблюдение их в семье»

- Оформление наглядно-информационного стенда для родителей в группах «Ребенок и его право

Анкета для родителей

«Детский сад и права ребенка»

Дорогие мамы и папы, просим ответить вас на наши вопросы. Спасибо!

1. Знакомы ли вы с Конституцией о правах ребенка?

2. Как вы с ней познакомились: дома, из средства массовой информации, в детском саду, из педагогической литературы, из других источников (подчеркните)?

3. Какие, по вашему мнению, у ребенка права в детском саду?

4. Какие права у ребенка в семье?

5. Нужен ли постоянный представитель по правам ребенка в дошкольном учреждении?

6. Знаете ли вы адреса, телефоны организаций, куда можно обратиться по защите прав ребенка, попавшего в сложную ситуацию?

Проведение педсовета

План мероприятий для реализации задач защиты прав ребенка (выступление старшего воспитателя)

Реализацию намеченной работы надо начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования.

Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОУ , очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов. Проблема должна быть условно рассмотрена в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает в себя законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальной защиты ребёнка. Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

Определены основные направления и содержание работы педагогического коллектива, специалистов и педагога – психолога. Для реализации создания системы взаимодействия с семьёй по защите прав ребенка в детском саду предлагаю сделать следующее:

• разработать систему планирования;

• обеспечить научно-методическое сопровождение этого направления;

• подготовить дидактические материалы;

• определить содержание работы ;

• создать формы организации на уровне всех участников образовательного процесса.

Для этого может быть использованы следующие формы их взаимодействия:

Решение задач, связанных с защитой прав ребёнка достаточно сложный процесс, требующий специальной работы всего педагогического коллектива дошкольного отделения. Так как вопрос защиты ребенка от всех форм насилия является столь важным, значимым, что его нельзя рассматривать как модное направление в педагогической деятельности или мероприятие в потоке множества дел.

Здоровье детей и их полноценное развитие во многом опре­деляются эффективностью работы по защите их прав.

Вместе с тем, современная ситуация характеризуется тем, что права детей в большинстве случаев соблюдаются частично или не соблюдаются вообще из-за отсутствия механизмов их реализации. Необходимо введение новых механизмов контроля за осуществлением прав ребенка, так как существующие формы защиты уже не обеспечивают полноценное развитие и выживание детей .

1.Защита прав детства ( доклад воспитателя подготовительной группы)

«Только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его гуманность и складывается его будущее». Джеймс Грант

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Знание прав- это щит, прикрывающий детей, их достоинств от посягательства других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность. Настоящий Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие принципы: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых( родителей), педагогических работников и детей, уважение личности ребенка. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации? Человечество пришло на помощь детям, приняв в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН Конвенцию о правах ребенка. В качестве смысловой основы Конвенции о правах ребенка выступает Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка в 1990 году, а в конце 1997 года правительство представило Комитету по правам ребенка первый периодический доклад о её реализации в России. А в рамках системы дошкольного образования может и должен быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.

В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международ­ного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и ре­гиональном уровнях.

К работе детского сада преимущественно имеют следующие документы:

· Конституция РФ и Конвенция ООН - ст. 19, 31, 37, которые устанавливают права ребёнка и защищают его;

· Семейный Кодекс РФ обеспечивает права ребёнка в семье. К работе педагогического коллектива ДОУ непосредственное отношение имеет Глава 11 "Права несовершеннолетних детей", ст.54, 56, 69 и 77;

· Уголовный Кодекс РФ предусматривает наказания за противоправные действия по отношению к детям – ст. 106,134,135,150,151,154,155,156,157;

· Гражданский Кодекс защищает гражданские права несовершеннолетних - ст.20 (2), с 31 по 37, с 57 по 61, 1073,1075;

· Закон «Об образовании»;

· Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации»;

С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций. Сейчас очень много говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и достоинства, все это способствует изменению правовой культуры, правовой практики по отношению к детям.

В рамках системы дошкольного образования может и должен быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.

В Уставе ДО представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В соответствии с Уставом дошкольное отделение обеспечивает права каждого ребенка в сфере образования и воспитания.

Задача педагогов — вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка. Для этого педагоги детского сада должны хорошо знать правовые документы по защите прав ребёнка и уметь ими оперировать в работе с родителями. Как показывают современные психолого-педагогические исследования, многие родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей-дошкольников, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие результаты на занятиях.

Установлено, что родители нередко, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, используют телесные наказания, угрожают, запугивают детей и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают и ведут себя.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. По данным статистики по стране, с Положениями Конвенции о правах ребенка знаком лишь 10% родителей. О существовании Семейного кодекса известно 58 %, но назвать свои права и обязанности смогли только 28 %. Лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей не воспринимается как нарушение его прав. Только половина родителей понимают, что, уходя из дома по делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они нарушают тем самым его права. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне реальное явление.

Задача всего коллектива ДО– не оставаться равнодушным и организовать защиту прав и достоинств маленького ребенка. Для этого нужна систематическая и целенаправленная работа вначале с сотрудниками детского сада, а затем педагогов с родителями и детьми.

Совместными усилиями взрослые должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права

1. Родители часто недооценивают значимость соблюдения прав ребенка в дошкольном возрасте. Большинство их рассуждений связано с правом выбирать и быть избранным.

2. О Конвенции по правам ребенка знают многие, но не соединяют эти положения с реальным ребенком, тем более своим.

3. Привести конкретные предложения по соблюдению прав ребенка в детском саду (кроме проверки отношения воспитателя к детям, обеспечить безопасность) не смогло большинство родителей.

3. Мозговой штурм

1.Когда была принята Конвенция о правах ребенка:

в) В 1989 году.

2.Когда был принят закон « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»:

б) В 1998 году.

3. Согласно Конвенции ребенком является каждый человек

а) До достижения 16 – летнего возраста.

б) До достижения 18 – летнего возраста .

в) До достижения 21 – летнего возраста.

4.Ребенок имеет право посещать образовательное учреждения

5.С рождения ребенок имеет право на:

а) Гражданство.

6.Ребенок имеет право поступить на работу с

7. Ребенок осуществляет права автора охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности с

Решение педагогического совета

1.Совершенствовать использование знаний по защите прав детства в повседневной работе с детьми и родителями при создании в ДОУ предметно- развивающей среды в играх и занятиях детей.

2. Улучшать взаимодействие всех специалистов ДО, проводить мероприятия, организовывать беседы с родителями по защите прав ребенка, провести семинар-практикум для воспитателей, разработать деловую игру (ответственный: старший воспитатель).

3. Продолжать работу по проведению занятий по правам человека (ответственный: воспитатели).

4. Провести конкурс детских рисунков « Я – гражданин России»

5. Разработка детско-родительских проектов «Мое имя», «Каждый имеет право на…»

1. Минкевич Л.В.Тематические педсоветы в ДОУ. – М., 2009.

2. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации ДОУ. – СПб.,2010.

3. Копытова Н.Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ. – СПб., 2009.

Круглый стол "Права и обязаности несовршенолетних"

Цель : Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся; обсудить с учащимися проблему преступности среди несовершеннолетних; объяснить учащимся особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения; формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;

Эпиграф: «Незнание закона не освобождает от ответственности»

Кл. рук: Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? (примерные ответы учащихся: резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне.)

Социальный педагог : К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

Давайте с вами вспомним некоторые понятия, в этом нам поможет инспектор ПДН.

Инспектор ПДН :

-Кто же считается подростком?

Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток. Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека - совершенное преступление.

-Что называется преступлением?

Преступление - запрещенное Уголовным Кодексом РФ деяние (действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом. Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него. Соучастие -групповое преступление, совершенное умышленно.

-Что такое правонарушение?

Правонарушение -нарушение права, действующих законов, преступление.

-Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?

(кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон автомобиля, повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие последствия, хищение, изготовление взрывчатых веществ и наркотических веществ)

- Так вот за все эти правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение.

В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет (ст. УК РФ)

-Что такое ответственность?

Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

- Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

Инспектор ОДН : Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Кл. руководитель : Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

Задания для учащихся.

1 Разбор ситуации:

№ 1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№ 2. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

№ 3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№ 4. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

А – административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У – уголовная.

Д – дисциплинарная

1. Порвал учебник(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Испортили мебель в учебном заведении. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Инспектор ОДН : Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).

Во-первых, отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…

Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.

Социальный педагог: -А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?

1.Нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

Инспектор ОДН. -А теперь поговорим о ваших правах.

1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия? (ребята отвечают).Вы правы. Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.

2. Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).Да. В этом случае вы можете пойти в отделение милиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

3. А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята отвечают).

Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.

Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

Предположим, вас привели в отделение милиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).

Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!

Вас могут заключить под стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников милиции вы можете обжаловать!

Кл.руководитель: - А теперь еще раз ознакомимся списком преступлений, за которые осуждаются подростки 14-16 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу РФ .

Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:

  • совершение убийства;
  • умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;
  • разбой, грабеж, кража, вымогательство;
  • угон и приведение в негодность транспорта;
  • вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;
  • умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;
  • хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;
  • терроризм, захват заложника.

Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ:

  • штраф;
  • обязательные работы;
  • лишение свободы на определенный срок;
  • исправительные работы;
  • арест;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью .

К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред

Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!

Мы должны соблюдать законы нашей страны. И, прежде всего, это надо вам, ребята. Надо быть патриотами. И тогда Отечество наше будет еще крепче, потому что будущее ее - сегодняшняя молодежь. А это – залог признания могущества России всеми странами мира.

Круглый стол на тему "Права и обязанности несовершеннолетних"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглый стол по проблеме, которая является наиболее острой среди подростков: «Права и обязанности несовершеннолетних». Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности. Многие дети не знают или забывают, что по мере взросления в соответствии с законом постепенно увеличивается объем прав и обязанностей ребенка. Данное мероприятие рассчитано для учащихся 7-9 классов с привлечением специалистов КДН и ЗП, ГКУ ЦСЗН , инспектора подразделения по делам несовершеннолетних, а также родителей (законных представителей) учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол на тему "Права и обязанности несовершеннолетних"»

ГКОУ «Волгоградская школа-интернат «Надежда»

Круглый стол по теме:

«Права и обязанности несовершеннолетних»

соц. педагог Кострова И.Е.

Добрый день. Сегодня мы собрались за круглым столом ,чтобы обсудить проблему, которая является наиболее острой среди подростков: «Права и обязанности несовершеннолетних». Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности. Многие дети не знают или забывают, что по мере взросления в соответствии с законом постепенно увеличивается объем прав и обязанностей ребенка.

За наш круглый стол мы пригласили: главного специалиста КДН и ЗП администрации Кировского района Куприянову Е.А., главного специалиста сектора по делам семьи ГКУ «ЦСЗН по Кировскому району Волгограда» Никитенко Т.Н., инспектора подразделения по делам несовершеннолетних ОП №7 Кировского района г. Волгограда, а также учащихся школы-интерната и их родителей (законных представителей).

Правовой статус – это твоё положение в мире права. Как в геометрии положение фигуры определяется тремя координатами, так и в праве твоё положение определяется правами, обязанностями и ответственностью.

По мере взросления ты словно поднимаешься вверх по лестнице: получаешь новые возможности, набираешься опыта, а значит, - приобретаешь новые права, обязанности и ответственность. Так меняется твой правовой статус.

В начале учебного года проводилось анкетирование на тему «Твои права и обязанности» среди учащихся 5-9 классов. Результаты анкетирования показали, что 100% учащихся имеют представления о своих правах; 93% имеют представления о своих обязанностях; 52% учащихся назвали основным законом защищающим права ребенка – Конвенцию о правах ребенка; 97% высказались о том, что их права в семье не нарушаются; 83% учащихся считает, что их права в школе-интернате не нарушаются; 54% учащихся считают основной причиной невыполнения школьниками своих обязанностей то, что они не боятся наказания; 93% пожелали получить более полную информацию о своих правах и обязанностях.

Поэтому мы и выбрали данную тему для обсуждения. Итак, что же такое «право».

ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

Право – это нормативная форма выражения формального равенства людей в общественных отношениях. Признание формального равенства людей в общественных отношениях. Признание формального равенства людей подразумевает их свободу и независимость. Где нет свободы, не может быть и отношения, т.е. отношения между людьми в обществе.

Существуют такие виды права:

Каждый человек имеет свои права. Права человека- гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. Правила ,определяющиеся моралью, моральными нормами , формами поведения , которые заложены в обществе людей, определены обычаями, традициями , жизненным опытом многих поколений людей.

Общество людей должно жить по правилам и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка. Правила поведения и общения , нормы морали, испытанные временем, постепенно утверждались и приобретали форму законов. Право и права человека- гражданина определяется законами, а сами законы определяются правом. Исходя из этих установок, можно сделать вывод о том, что правовое государство – это государство, где господствует право. Право определяется законами. Действительно правовое государство это то, в котором граждане являются законопослушными, т.е. добровольно, осознанно живут и действуют по закону и совести.

Какие же это законы международного и федеральных уровней, которые действительно призваны защищать нас, граждан: взрослых и детей, определяя и подчеркивая наши права:

- Всеобщая декларация прав человека и гражданина ( 10 декабря 1984 г.)

- Конвенция ООН о правах ребенка ( 1989 г.)

- Конституция РФ ( 12 декабря 1993 г.)

- Постановление Президента РФ В.В. Путина «Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей».

- Президентская программа «Дети России»

- Законы РФ «Об образовании» , «О правах ребенка», «О гос. Поддержке молодежных объединений», «Об общественных объединениях»

Какие же права мы имеем с рождения:

жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;

знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребёнка);

на заботу и воспитание со стороны родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов, администраций учреждений общественного воспитания);

на всестороннее развитие;

на уважение чести и достоинства;

выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы;

на защиту своих прав и законных интересов родителями, лицами их заменяющими, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратурой, судом (через родителей или иных законных представителей);

иметь на праве собственности вещи, полученные в дар или в наследство, а также приобретённые на твои средства.

Какой документ международного уровня описывает права ребенка, подростка , юного гражданина планеты Земля? («Конвенция ООН о правах ребенка»)

Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция была принята Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 г. и вступила в силу 2 сентября 1990г. К настоящему моменту 139 стран либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате соглашения или присоединения к ней. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого будет осуществлять в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.

В числе наиболее остро стоящих проблем, рассматриваемых в Конвенции и в ряде случаев впервые поднимаемых в рамках международного документа, можно отметить такие, как обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях (Статья 22), защита от сексуальной и иных видов эксплуатации (Статьи 34 и 36), наркомания (Статья 33), детская преступность (Статья 40), межгосударственная практика усыновления (Статья 21), дети в вооруженных конфликтах (Статьи 38 и 39), потребности детей-инвалидов (Статья 23), а также дети меньшинств и коренных народов (Статья 30).

Образование является предметом рассмотрения двух важных статей (27 и 28). Начальное образование должно быть обязательным, бесплатным и доступным каждому и направленным на развитие личности ребенка, его дарований и природных способностей в условиях соответствующего уважения национальной самобытности, языка и традиционных ценностей. Особый акцент делается на равенстве образовательных возможностей для девочек и мальчиков.

Не оставляя в стороне наиболее деликатные проблемы, она ориентируется на различные культурные, религиозные и иные ценностные системы, предлагающие свои пути решения общих для всех детей проблем.

Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за вас.

Значение «Конвенции о правах ребёнка».

1) Конвенция провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью;

2) Права, закреплённые в Конвенции, наилучшим образом обеспечивают интересы детей.

3) Это документ, имеющий международное значение.

4) Является ориентиром для государств, её подписавших, в их стремлении сделать жизнь детей лучше, счастливее.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращение или оскорбления;

- получить основное общее образование (9 классов);

- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

- соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения и учебную дисциплину.

В Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:

· Уважать права, честь и достоинство всех участников;
· Прилежно учиться;
· Иметь аккуратный вид;
· Соблюдать правила техники безопасности;
· Беречь школьное здание, оборудование;
· Придерживаться общепринятых правил поведения;
· Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

- выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;

- встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство.

В 18 лет человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Если Вы будете достойно и с пониманием выполнять свои обязанности, пользоваться своими правами разумно и добросовестно, с добрыми намерениями и уважением к чужим правам, только тогда Вы сможете рассчитывать на такое же правомерное ответственное поведение окружающих Вас людей.

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность.

К административной ответственности по российскому законодательству несовершеннолетний может быть привлечен с 16 лет. При этом 16 лет должно исполниться на момент совершения правонарушения.

Административное наказание намного мягче уголовного, но тоже весьма неприятно. Существуют следующие административные наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который явился орудием или объектом нарушения, конфискация предмета.

Какие правонарушения наиболее часто встречаются среди несовершеннолетних? Помимо кражи («мелкое хищение» статья 7.27 КоАП) и хулиганства («мелкое хулиганство» ст. 20.1 КоАП), наиболее распространенными правонарушениями являются распитие пива и алкогольной продукции в общественных местах, в общественном транспорте, в организациях культуры и спортивных сооружениях, а также потребление наркотических и психотропных веществ, и появление в состоянии опьянения в общественных местах (статьи 20.20 и 20.21 КоАП).

Также традиционно среди молодежи высок уровень проявления вандализма. К проявлениям вандализма относятся повреждение подвижного состава общественного транспорта, порча имущества, нанесение на стены домов различного рода надписей, рисунков. При этом следует учитывать, что ввиду высокой общественной опасности вандализма, за совершение подобных действий также установлена и уголовная ответственность, причем возраст, с которого допускается привлечение несовершеннолетних к ответственности, снижен законодателем до 14 лет, а грань между уголовным преступлением и административным правонарушением здесь весьма условна.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет) имущественную ответственность несут их родители или лица, их заменяющие (ст.26,28 ГК РФ).

Рассмотрим ситуации правонарушений и преступлений.

Ситуация № 1. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

- Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 2. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

Читайте также: