Круглый стол взрослые и дети

Обновлено: 26.04.2024

Родительское собрание адресовано для родителей детей старшего дошкольного возраста. Форма проведения круглый стол с элементами тренинга.

ВложениеРазмер
roditelskoe_sobranie_kruglyy_stol.docx 52.15 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол «Детско-родительские отношения как фактор, влияющий на эмоциональное благополучие детей»

  • Повышение психологической компетентности родителей
  • Знакомство родителей с принципами использования поощрений и наказаний;
  • Способствовать созданию в семье благоприятной атмосферы для развития ребенка;
  • Профилактика отклонений в поведении детей.

Формы работы: мини-лекции, групповые упражнения, самостоятельная работа; вопросы к слушателям; ситуации для анализа, видеоролик, презентация.

Подготовительная работа: анкетирование родителей (Приложение 1) , рисунки детей на тему «Моя семья».

Оборудование: 2 переносные доски, маркеры, релаксационная музыка, ноутбук, проектор, видеоролик Е.Гришковца «Настроение улучшилось».

Если ребенок чувствует поддержку, он учится быть уверенным в себе

Если он живет в атмосфере враждебности, он учится драться

Если ребенок чувствует одобрение, он учится уважать себя

2. Рисунки детей.

Звучит легкая музыка. Родители (папы) рассаживаются полукругом.

Каждый участник называет свое имя и характеризует себя, как родителя, тремя прилагательными.

Психолог: В наши дни среди педагогов, и среди родителей (если посмотреть на результаты анкетирования (Приложение 2) бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без поощрений и наказаний.

Давайте начнем нашу встречу, попытавшись ответить на следующие вопросы:

  • Какие наказания и поощрения применялись в ваших родительских семьях?
  • Как вы к ним относились в детстве?
  • Как вы к ним относитесь сейчас?
  • Какие из них оказали на вас наибольшее воздействие?

Человек усваивает 10% того, что слышит, 50 % – того, что видит, 70% – того, что сам проговаривает , 90 % – того, что сам делает. Используя этот принцип давайте приступим к следующей части нашей встречи.

  • Групповое обсуждение темы “Влияние наказаний на поведение ребенка”.

Члены группы делятся на две подгруппы:

1-я подгруппа – сторонники наказаний; 2-я – противники.

Члены малых групп записывают на большом листе бумаги аргументы. Первая группа записывает аргументы “за” наказания, вторая — “против”.

Есть ли допустимые и недопустимые физические наказания? Или все запрещены?

Психолог: Телесные наказания – недопустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме. Поведение родителей является для ребенка моделью для подражания. Родители, демонстрируя ребенку свою несдержанность, не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями. Один из нежелательных результатов частого битья – то, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

Дети, в отношении которых часто используются физические наказания, вообще не оценивают это как что-то страшное, нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых. Таким образом, для них оно теряет свою педагогическую функцию.

Наказание – это не действие со стороны взрослого, а то, что происходит с наказываемым ребенком, то, что он при этом переживает. Цель “не топить” ребенка, а спасти через прощение.

Родители делятся на группы (по количеству ситуаций) и каждой группе дается ситуация для обсуждения и правильного решения.

  1. Примеры ситуаций:
  • Кто-то из друзей в саду вас обидно обозвал;
  • Ваш друг забрал у вас любимую игрушку;
  • По пути на физкультурное занятие вас больно толкнули;
  • Порвали обложку вашей тетради;
  • Во время рисования на вас случайно вылили воду с краской, но не извинились;
  • Знакомый попросил поделиться с ним булочкой, а вы не согласились, за это он вас ударил;
  • На прогулке вас толкнули, вы упали и разбили коленку.

Ситуация 1 – бить (читает психолог).

“дать сдачу” - прямое разрешение на драку.

Пятилетний мальчик подбежал к девочке, ударил ее и убежал, схватив ведерко и лопатку. Мать мальчика набросилась на сына, шлепая и крича: “Это поможет тебе понять, как плохо бить тех, кто младше!”.

Правильно ли поступил родитель? Почему ребенок не может понять, почему нельзя драться? Каким способом воспользовалась мать, пытаясь доказать сыну его неправоту и добиться от него послушания? Что чувствовал ребенок?

Следующие ситуации пронумерованы и написаны на листочках. Родители по очереди выбирают листок, знакомят с текстом остальных и озвучивают предложенные вопрос. Родители делятся на 2 группы: “РОДИТЕЛЬ”, “РЕБЕНОК”, и отвечают дополнительно на следующие вопросы: “Что чувствовал ребенок?” (Родители), “Правильно ли поступил родитель?” (Ребенок).

После обсуждения способа наказания относят его к эффективным или бесполезным методам воспитания ребенка. Результаты заносятся в таблицу на стенде (Приложение 3) .

Вед. Китаец Лин-цы рассказал: «Когда я был молодым, мне нравилось плавать на лодке. В одиночестве я отправлялся плавать по озеру и мог часами оставаться там. Однажды я сидел с закрытыми глазами и медитировал. Была прекрасная ночь. Но вдруг какая-то лодка ударилась о мою. Во мне поднялся гнев! Я открыл глаза и собирался обругать побеспокоившего меня человека, но увидел, что лодка была пуста. Моему гневу некуда было деться. Мне ничего не оставалось делать, как вновь вновь закрыть глаза и начать присматриваться к своему гневу. В тот момент, когда я увидел его, я сделал первый шаг на моем ПУТИ. Пустая лодка стала моим учителем. С тех пор, если кто-то пытался обидеть меня и во мне поднимался гнев, я смеялся и говорил: «Эта лодка тоже пуста!».

ЛУЧШАЯ ДРАКА ТА, КОТОРАЯ НЕ СОСТОЯЛАСЬ.

Ситуация 2 – обзывать, угрожать.

Какие рекомендации надо дать маме/папе, что бы воспитание ребенка оказалось полезным? “Что чувствовал ребенок?” (Родители), “Правильно ли поступил родитель?” (Ребенок).

Ситуация 3 – назначать “наряды вне очереди”.

Диалог матери с ребенком:

– Сережа, почему ты опоздал?

– Мам, мы лепили огромного снеговика.

– Значит, для тебя какой-то снеговик дороже здоровья матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.

– Мам, мы могли проиграть ребятам из дома напротив!

– Ничего не хочу слышать! За то, что не пришел, когда обещал, вынеси ведро и подмети пол.

Участники дискуссии, выискивая в поведении мамы положительные моменты, отмечают, что она пытается узнать причину, но не слушает, что говорит ребенок. Она говорит о своих чувствах, но в форме нотации, что не принимается мальчиком. Справедливо ли, по вашему мнению, наказание? “Наряды вне очереди” прививают отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни. “Что чувствовал ребенок?” (Родители), “Правильно ли поступил родитель?” (Ребенок).

Ситуация 4 – высказать неодобрение.

Вернувшись в детскую, мама увидела, что низ занавески похож на бахрому. Она догадалась, что ее сын попытался проверить, легко ли режется ткань. Села на стул возле мальчика и сказала: “Ты поступил плохо. Я огорчена твоим поступком”.

Наказала ли мама ребенка? Каким способом воспользовалась она для оценки его поступка?

(Специалисты называют этот способ наказания прямым неодобрением. Оценивая, мы внушаем ребенку: ничего из тебя не выйдет, ты неисправим. В этом случае ребенок либо принимает навязываемую роль, либо не принимает роль хулигана, предателя и борется. Как? Так, как нам этого не хочется.)

Есть ли разница в следующих высказываниях: “Ты плохой” и “Ты сделал плохо”?

Психолог предлагает родителям заменить варианты предложенного высказывания на правильный:

Психолог дает понятие о приемах и способах выражения взрослыми своих чувств и эмоций посредством языков “Я-высказывание” и “Ты-высказывание”.

“Ты-высказывание” содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест (“Прекрати разговаривать!”, “Немедленно уберись в комнате!”). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку и уровень притязаний другого человека. На такие высказывания ребенок обычно отвечает обидой, защитой.

  • Практические упражнения.
  1. Игра - упражнение – «Со всех сторон».

Участники делятся на две группы, каждому раздается высказывание, написанное на листочке. Группы встают в шеренги напротив друг друга, и по одному проходят между ними. В это же время каждый участник кричит проходящему то, что у написано на листочке. Так все по очереди проходят между шеренгами. Затем делятся впечатлениями от упражнения. Делают выводы.

2. Тренировка в построении “Я – высказывания”.

“Ты – высказывание” может говорить ведущий (психолог).

Сын (дочь) не может

О чем ты только

думаешь?
Неужели тебе трудно

запомнить?
Ты меня в могилу

Давай вместе разберемся…
Я надеюсь, что у тебя при

старании все получится …

Когда ты научишься

родителями?
Ты вечно дерзишь!

Мне больно это слышать.
Я думаю, что ты просто

поторопился.
На мой взгляд, ты можешь

быть более уважительным

по отношению ко мне.

Ты всегда ужасно

Меня обижает такое поведение.
Ты умеешь быть другим,

поэтому в следующий раз

будь более сдержан.

Родители обсуждают предложенные диалоги.

Вы который раз зовете дочь к столу обедать. Она отвечает: “Сейчас”, – и продолжает заниматься своим делом. Вы начинаете сердиться.

Какими будут ваши слова? Выберете варианты ответа, который оказался бы более эффективным на ваш взгляд, обоснуйте:

– Да сколько же раз тебе надо говорить!

– Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и тоже!

– Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация 6 – отменить ритуал.

Каждый раз на прогулке Маша стала есть снег. Мама перепробовала много разных способов отучить девочку, но ничего не помогало. Однажды маме в голову пришла идея.

– Маша, есть снег нельзя.

– У тебя будет болеть горло.

– Раз снек такой вкусный я не буду печь сегодня твой любимый яблочный пирог.

Как вам понравилась идея мамы?

Лишить ребенка чего-то приятного, ожидаемого – более эффективное наказание. Нужно всегда иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте их регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, ели он не сделает чего-то плохого. Отменяйте их если случится проступок действительно ощутимый. Однако, не угрожайте их отменой по пустякам. Например: прогулки, поход в цирк, чтение книг на ночь, просмотр мультфильмов – все это может стать ритуалом для ребенка.

  • После обсуждения предложенных ситуаций психолог знакомит родителей с памяткой “Если ребенок провинился ” (Приложение 4) .

Конечно, эти советы, проверенные практикой, не могут быть восприняты всеми однозначно как руководство к действию и с помощью собственного опыта могут быть изменены. Текст памятки должен быть у каждого родителя. Сначала психолог предлагает самостоятельно ознакомиться с памяткой. Затем организует обсуждение:

  • Каких правил вы придерживаетесь в практике и советуете применять другим, т.к. их использование имело успех?
  • С какими правилами не согласны?
  • Какое из правил вы видите впервые и решили его применить?

Ситуация 7 – наказывать спустя время.

Ребенок что-то испортил, стащил или напакостил. Родители узнают об этом спустя 3-4 недели. Как вы поступите: накажите или простите?

Родители с авторитарным стилем воспитания особенно важно указать на то, что запоздалые наказания напоминают ребенку неприятное прошлое, не дают стать другим. В подобных случаях лучше не наказывать, а простить, поскольку есть риск задержки душевного развития. Ведь даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности совершения правонарушения.

  • Вопросы для обсуждения:
  • Какие способы поощрения вы знаете и используете в воспитание детей?
  • Как вы думаете, за что нужно благодарить, хвалить ребенка?
  • Чего надо опасаться во время похвалы?
    В похвале всегда есть элемент оценки: “Молодец, ты просто гений!”, “Ты у нас самая красивая!”, “Ты такой храбрый!”
  • Чем плоха оценка-похвала?

Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок начинает понимать: где похвала там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы – ждать, искать ее. В-третьих, он может заподозрить, что вы неискренны. Пример:

Сын: Не получаются у меня эти буквы!

Мама: Что ты, ты прекрасно их написал!

Сын: Неправда, ты нарочно так говоришь, что бы я ни расстраивался.

  • Покупка какой-нибудь вещи – самый популярный у родителей вариант поощрения. Но самый ли лучший?

Психолог: Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное – умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям.

Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.

Участники работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, используют любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются).

По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания, какие чувства испытал в первом и втором случае.

  1. Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?
  2. Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?
  3. Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?
  4. Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?
  • Памятки для родителей:

Последствия детских наказаний (Приложение 6) .

Что вместо наказания? (советы психолога) (Приложение 7) .

Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка?

Психолог: Поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость от родительской похвалы или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием – все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания.

Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости ребенка тускнеют, а огорчения либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, неуверенности в себе.

Поэтому одно из главных правил – использовать и поощрение, и наказание не часто и лишь тогда, когда это действительно необходимо. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они помогают детям выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки и привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться прежде всего понять, почему он поступил так, а не иначе. А всегда ли мы утруждаем себя таким анализом?

И если поощрять ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! Стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается в совершенном без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности? Вероятно, нет.

Неверно поступают родители, отменяющие в порядке наказания ранее данные ребенку обещания. Взрослые всегда должны оставаться в глазах детей людьми слова, иначе их авторитет будет поколеблен. Другое дело, что можно иногда отсрочить на некоторое время обещанный.

Что же касается телесных наказаний – то, они недопустимы ни в каких ситуациях. Любые шлепки и подзатыльники, а тем более наказание ремнем, унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов. Хватаясь за ремень, родители тем самым расписываются в полной своей педагогической беспомощности.

Итак, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

Но, ни в коем случае нельзя спекулировать на естественной любви детей к родителям, заявляя: “Мне не нужно такого сына, я не люблю тебя!” Наоборот, и наказанный, ребенок должен быть уверен, что родители не только его по-прежнему любят, но и вместе с ним переживают случившееся. Нельзя использовать в качестве наказания лишение детей еды, прогулок.

“Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности”, — подчеркивал А. С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. А. С. Макаренко советует родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости. Помните, что дети не должны постоянно находиться под страхом вашего гнева и наказания.

Круглый стол «Культура общения детей с взрослыми и сверстниками. Азбука общения»

Цели: привлечь внимание родителей к проблеме общения детей.

• показать значимость общения со сверстником для развития ребёнка;

• обратить внимание на проблемы общения детей;

• формировать родительские установки на оказание эмоциональной и когнитивной (обучение социальным навыкам) помощи детям.

• развивать у детей умение вежливо обращаться друг с другом и окружающими взрослыми, побуждение активности, проявления доброты, вежливости и сопереживания со сверстниками.

Продолжительность - 45 минут

Место проведения: музыкальный зал дошкольного отделения прогимназии.

Материалы и оборудование: альбомные листы, фломастеры, ватман, вырезанные из бумаги рукавички, сундучок (пуговица, бусинка, брошка, старые часы). Интерактивная доска, ноутбук.

Предварительная работа: сбор методической литературы по данной тематике; проведение анкетирования родителей, а также опроса детей; создание проекта совместно с родителями по теме: «Общение ребенка в семье».

Ход круглого стола.

Звучит спокойная, приятная музыка.

Родители это – самые близкие люди для ребёнка. И хотят видеть своего ребёнка всегда счастливым. Тема нашего разговора – общение. Умение общаться – это залог положительного эмоционального состояния человека. Неумение строить отношения ограничивает круг друзей, вызывает ощущение отверженности, может провоцировать личностные и поведенческие нарушения. А сейчас я предлагаю вам немного поупражняться:Упражнение №1 «Пословицы»

Народная мудрость ярко отражает значение дружбы в жизни человека. Предлагаю соединить части пословиц и вдуматься в мудрые суждения (на листах половинки пословиц) Родители и дети делятся на пары.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Итак, дружеские отношения – это важная составляющая в нашей жизни.

Упражнение №2 «Круг общения»

Давайте на листе ватмана запишем, с кем общается ваш ребёнок. А дети проговорят.

Возможные варианты: воспитатель, дети в группе и во дворе, сестры, братья.

У ребенка довольно большой круг общения, который постоянно растет.

В дошкольном детстве взаимодействие с взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним взрослые, в первую очередь родители. Помните, что ребенок воспроизводит модель поведения, усвоенную в семье. Он копирует жесты, интонации и отношение к людям. Если отношения в семье доверительные, то ребёнок не будет испытывать трудностей в общении с другими людьми.

Общение со взрослыми важно для детей, но к старшему дошкольному возрасту дети начинают предпочитать сверстника. С друзьями ребенок учится взаимному доверию, общению на равных, тому, чему взрослые не могут его научить. Если ребёнок легко находит общий язык со сверстниками, то испытывает психологический комфорт. Кроме того, дошкольный возраст – это время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько дети успешно научатся выстраивать отношения, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.

Упражнение №3 «Секрет»

Всем участникам ведущий раздаёт по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы, кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством находят способ уговорить каждого, показать ему свой секрет.

Воспитатель следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

Упражнение №4 «Трудности в общении» (проблемы детей группы в сфере общения)

Предложить назвать проблемы, которые возникают у детей в общении со сверстниками

(ссорятся, порой дерутся, жалуются, не умеют считаться с мнением другого).

Упражнение №5 «Рукавичка»

Для игры потребуются вырезанные из бумаги рукавички, количество пар соответствует количеству участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по помещению. Дети расходятся по залу, отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью 3х разноцветных карандашей стараются как можно быстрее разукрасить совершенно одинаковые рукавички.

Воспитатель наблюдает, как организуется совместная работа в паре, как дети делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют

Упражнение №6 «Найди друга»

Упражнение выполняется среди детей или между родителями и их детьми. Одной половине завязываются глаза, предлагают походить по помещению, где нужно найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, используя прикосновения, ощупывание волос, одежды и т. д. Когда друг найден, игроки меняются ролями.

Упражнение №7 «Трудная ситуация»

Работа в малых группах. Предлагается оценить варианты выхода из ситуации и определить самый эффективный с точки зрения обучения ребёнка справляться с трудностями.

Ребёнок жалуется «Саша обзывается», «Катя меня обижает», «Паша не играет со мной».

- вскипает, пытается сам разобраться с обидчиком вместо ребёнка;

- обращается к воспитателю с просьбой решить проблему;

- обращается к родителям обидчика;

- успокаивает «Не расстраивайся, уже всё прошло»;

- обвиняет «сам виноват»;

- принимает чувства ребёнка «Тебе обидно»; вместе ищут пути выхода из конфликта.

Итоги круглого стола :

В заключение хочется сказать, что от того, как ребёнок общается сейчас, зависит его будущее. Мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если вы научите ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.

Упражнение «Сердце».

Участникам раздаются цветные листы бумаги в форме «сердечка» и просят поделиться своими впечатлениями о проведенном мероприятии, о пользе проделанной работы, о собственном восприятии новой информации, зафиксировав в схемах -. .

По завершению работы, полученные «сердечки» вывешиваются на доске в виде цветов (по четыре сердечка). Ведущий акцентирует внимание участников на том, что только раскрыв собственное сердце, возможно достичь полного и гармоничного контакта с окружающими, и только с открытым сердцем возможно понимание детской души, похожей на прекрасный, распустившийся цветок.

В завершении, всем родителям дарятся памятки с правилами по воспитанию культуры общения и поведения у детей и приглашаются на чаепитие.

Игры на развитие межличностного общения со сверстниками в группе раннего возраста Игры на развитие межличностного общения со сверстниками в группе раннего возраста. Игра № 1. «В центре круга» Цель: Учить детей говорить.

Инновационные практики развития общения дошкольника с взрослыми в России и за рубежом Необходимой составляющей самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности является умение контактировать с другими.

Консультация для родителей «Культура общения со сверстниками» В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но.

Консультация «Формирование навыков речевого общения (культура общения) со сверстниками и взрослыми» При обследовании детей используйте следующие способы: наблюдения (на занятиях, во время игры и в повседневной жизни); беседы с воспитателями,.

Культура поведения, культура общения, этикет как условие успешного развития детей дошкольного возраста Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В.

Культура речевого общения у детей дошкольного возраста Культура речевого общения у детей дошкольного возраста и ее особенностиКультура речевого общения у детей дошкольного возраста подразумевает.

Особенности общения застенчивого ребёнка со взрослыми и сверстниками Особенности общения застенчивого ребёнка с взрослыми и сверстниками. В русском языке слово «застенчивый» образовано от глагола «застить».

Планирование внеучебной деятельности. Формирование навыков правильного поведения в процессе общения с взрослыми и сверстниками Планирование внеучебной деятельности. Формирование навыков правильного поведения в процессе общения с взрослыми и сверстниками. (беседы,.

Природа общения. Особенности общения у детей дошкольного возраста Счастливые и несчастные, благополучные и неустроенные, мы устремляемся друг к другу, испытываем потребность поделиться своими мыслями и.

Круглый стол «Роль эмоционально-нравственных связей между взрослыми и детьми в их воспитании»

2. воспитывать любовь и уважение к своим родным.

1. Беседа по картине «Моя семья».

Как вы думаете, кто эти люди? (перечисляют кто изображён). Как можно назвать их одним словом? (семья). Почему вы так решили? Кто живёт в этой семье? С кем живёшь ты? Кем ты доводишься маме? (папе, дедушке, бабушке). Если в семье живут мама, папа, дедушка, бабушка, дети, то говорят, что это семья большая. А вы как думаете? Кто из вас живёт в большой семье? У кого есть братья, сестры, они старше или младше вас? С кем из членов семьи ты любишь играть? Почему? Чем и с кем ты ещё занимаешься дома? (рассказы детей).

Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале мы отражаемся в нём.

Пускай не всегда мы красивы-

Зато эти фото - правдивы.

Храниться альбом в нашем доме,

Семейные снимки хранятся в альбоме.

2. Игра: «Составь семью».

Предлагаю картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей. Дети должны выложить «фотографию» своей семьи. Приглашаю родителей посмотреть на составленные фотографии. Обращаю их внимание на то, кого из членов семьи ближе к себе расположили дети.

-Как вы думаете, взрослые в семье заботятся друг о друге? А как заботятся о вас? Как вы помогаете взрослым?

3. Этюд: «Утреннее фото».

Дети вместе с воспитателем сопровождают чтение жестами и движениями.

Встань, как только солнце встанет.

И тихонечко к окошку

Руку луч к тебе протянет-

Ты подставь скорей ладошку,

Пусть тебя увидит мама

И умытым и обутым.

Всё, прибрав, иди к ней прямо

И скажи ей: «С добрым утром!»

А потом с улыбкой, с песней

Выйди к травам, людям, птицам…

И весёлым, интересным

День твой должен получиться!

4. Игра: «Делай как я».

5. Анализ ситуаций по сюжетным картинкам.

-Почему радуется мама?

-Почему сердится дедушка, как и чем ему можно помочь? И т. д.

6. Аппликация: «Моя семья».

Наклеить подготовленные фигурки всех членов семьи на панно, создать фотографию своей семьи в технике аппликации.

Ребята, мы сегодня много узнали о ваших семьях, и мне очень приятно узнать, что вы живёте дружно, помогаете и заботитесь друг о друге. И мы сейчас посмотрим и увидим это на ваших фотографиях.

Круглый стол с родителями на тему «Роль эмоционально- нравственных связей между взрослыми и детьми в их воспитании»

Беседую с родителями об увиденном занятии. Что интересного они увидели, узнали о своих детях? Заинтересовали ли их оценка взаимоотношений в семье, их отношения к членам семьи. Отметили или нет для себя, на что надо обратить внимание при общении с ребёнком, во взаимоотношениях с семьёй.

Предлагаю родителям разделиться на 4 команды. У каждой команды 2 педагогических ситуации. Они зачитывают их. Следующая команда начинает первой обсуждение, другие подключаются по ходу. Делятся опытом воспитания, задают вопросы друг другу.

1. Вероника(5лет) с интересом лепит, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и, немедленно собираться гулять». Но девочка просит подождать ещё чуть- чуть, а потом, «ещё минуточку»…Ей непременно хочется закончить начатое дело.

Возмущённая неповиновением, мама отбирает пластилин и заставляет дочь одеваться.

-До чего же ты упряма!- сердится мама, насильно надевая на девочку пальто и шапку.

Упрямство ли это? Правильно ли поступила мама Вероники? Как маме следовало реагировать на поведение девочки?

2. Костя ноет, выпрашивая разрешения задержаться «ещё минуточку» у телевизора… Мама уговаривает его:

-Не надо плакать. Завтра, перед выходными, посмотришь подольше. А теперь не плач…

-Но Костин голос звучит настойчивее, капризнее. Тогда мать обращается к отцу:

-Ну, скажи же ты сыну, чтобы он послушал меня!

Отец поддерживает мать и, обращаясь к сыну, спокойно, не повышая голоса, говорит:

-Ты слышал, о чё м сказала мама: пора спать. И по быстрее.

Костя больше не пытался ныть и отправляется спать.

Пятилетний мальчик постоянно слышит, как мама обращается за помощью отца: «Скажи, чтобы послушал меня», «Скажи, что так нельзя», «Скажи, а то он не слушает».

Мать говорит удивлённо воспитателю :

-Почему сын слушает отца беспрекословно, а мои требования ни во что не ставит?

Почему сын не выполняет требования матери? Правильно ли поступает мать, постоянно обращаясь к отцу за поддержкой своих распоряжений в присутствии сына?

3. Светлана(6 лет) разделила праздничный подарок на четыре равные части: сестре, маме, папе и о себе. Каждому досталось очень много. И вот девочка уже, кажется, сожалеет о своём поступке. На лице растерянность. Она уже готова все части соединить вместе, чтобы снова завладеть тем, что так щедро, только, что разделила между близкими.

Но мама рядом. От неё не ускользает выражение растерянности на лице дочери; чтобы предотвратить назревающую отрицательную развязку, мама говорит:

-Светлана поступила, как добрый человек.

У девочки меняется выражение лица: разочарование сменяется доброй улыбкой. Она радуется тому, что поступила правильно.

В чём эффективность этого приёма? Как бы поступили в данной ситуации вы?

4. Обсуждая на родительском собрании вопрос о формировании детского послушания старших дошкольников, одна из родительниц рассказала:

-Добиваясь от сына послушания, приходится иногда прибегать к такой мере, как обсуждение его поведения в кругу семьи. Делаем это, конечно, в исключительных случаях, чтобы ребё нок чувствовал: если речь идёт на семейном совете- значит, это очень серьёзно.

Допустим ли и эффективен описанный приём? В каких случаях его можно применять? Что при этом нужно иметь в виду? Приходилось ли вам прибегать к данному приёму? Считаете ли вы оправданным применение данного приёма?

5. Мать делает замечание дочери за то, что та отгоняет младшего брата от своего рабочего стола :

-Плохо себя ведёшь. Братик меньше тебя, ему надо уступать.

-Всё уступать да уступать! А, если он мне мешает! Если в моём рисунке чертит каляки- маляки!

-Всё равно, ты же старше его!

Поддержанный мамой, мальчик продолжает своё дело.

-Ах, так?- сердится девочка,- будешь знать, как чужие рисунки портить! Вот тебе за это!

Девочка в сердцах толкает брата. Конфликт разрастается. В результате оба плачут.

В чём вы видите причину разросшегося конфликта? Справедливо ли замечание матери по отношению к дочери? Всегда ли вы справедливы?

6. Дима(5 лет) привык, чтобы его хвалили. Нарисует рисунок и бежит к соседям показать; угостит бабушку конфеткой и тут же резюмирует: «Я добрый»; после прогулки положит свои вещи на место и ходит сзади мамы: «Правда, я молодец?»; сделает сооружение из строителя и снова: «Я настоящий мастер!»

-Молодец! Ты ведь у нас самый-самый - подтверждают родители.

Часто хвалят сына в его присутствии: и рисует он лучше других, и песен знает много, и стихи читает выразительно, и ростом-то он выше своих сверстников. При случае награждают игрушкой, лакомством за то, что не капризничал, за то, что сегодня хорошо себя вёл с бабушкой…

И так изо дня в день.

Хорошо или плохо, что Диму часто хвалят? Как это отражается на воспитании ребёнка? В каких случаях следует поощрять ребёнка? Какое место в воспитании своего ребёнка отводите поощрению вы?

7. Папа, меня сегодня Нина Петровна похвалила: я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь, расскажу?

-Лучше, расскажи мне, отвоём поведении, что ты натворила вчера!- строго говорит отец.

Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости…

Дома девочка делает ещё один «заход».

-Мама, хочешь, расскажу стихотворение про ёлочку?

-Мне не до ёлочки сейчас. В следующий раз расскажешь.

Сделайте предположение, как в дальнейшем может отразиться невнимание отца, матери к делам малыша, на установление доверительных отношений между ребёнком и родителями. Как вы относитесь к делам ребёнка, его радостям и огорчениям?

8. Серё жа приподнялся на цыпочки и увидел маленькое существо: ужасно не красивый, сморщенный и ничуть не похож на него, хотя это утверждают и мама и папа. Пятилетний человек, которого теперь называют «старшим братом» этого несимпатичного существа, испытал разочарование. Но он и не подозревал, что все неприятности, сопря- женные с появлением малыша в доме, ещё впереди.

Кто бы не пришёл в дом, сразу же, возникают разговоры об Андрейке, рассматривают, хвалят его, а Серёже сунут апельсин в руки или шоколадку и …забудут. И уже совсем невыносимо, как мама (его мама) берёт на руки малыша и прикладывает к своей груди.

-Отойди, не мешай маленькому,- говорят Серёже, когда он начинает ревниво теребит маму. Мальчик то и дело слышит: «Ты большой, а Андрюша маленький!», «Не шуми, а то напугаешь малыша»,

Всем было не до Серёжи…

Мать теряется в догадках:

-Мальчика словно подменили! Куда девалось его послушание, уравновешенность, желание быть большим? Раньше сам одевался, умывался. А теперь не хочет, просит «покормите меня», «оденьте меня». Стал молчуном, упрямым. Откуда всё это у него?

Чем можно объяснить изменившееся поведение ребёнка? Кто виноват в этом - ребёнок или родители? Что сделать, чтобы ребёнок успокоился, не чувствовал себя обойдённым родительским вниманием?

Дидактическая игра «Любимое в нашей семье» для детей 5–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36» Дидактическая игра «Любимое в нашей семье» (5 – 7 лет).

План-схема занятия «Моя семья» Цель: развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих. Развивать представления о семье, её членах; развивать.

Круглый стол «Психология взаимоотношений между детьми и взрослыми»

Цель: помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если необходимо.

- создать благоприятный эмоциональный настрой; способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами;

- формирование у родителей адекватной позиции по отношению к ребенку в системе «мы и наш ребенок»;

- расширение информационного поля родителей в области психолого-педагогических знаний;

- создание условий для понимания родителями своей роли в воспитании и обучении ребенка, осознания значимости предлагаемой квалифицированной помощи;

- вырабатывать более адекватные представления о детских возможностях и потребностях.

Спасибо, что вы нашли время и пришли.

Этот круглый стол для тех, кто любит детей, любит их не издалека, не любуется ими, как живой занимательной игрушкой, а любит деятельной любовью.

Мы надеемся, что наша встреча будет не только полезной, но и интересной, где родители могут узнать много нового о самих себе, где мы попытаемся разобраться в проблемах наших детей.

1. Упр. "Имя - жест"

Для начала, дорогие родители, мы с вами узнаем, какое настроение царит в нашей аудитории. Сейчас предлагаем вам назвать своё имя и жестом изобразить настроение.

Начали… (подводим итоги настроения)

2. Беседа "Что такое безусловное принятие"

- Как вы думаете, что означает "безусловное принятие ребёнка"?

- Нужно ли ребёнку чтобы его любили и принимали именно, безусловно? Почему?

Мини-лекция. Нередко можно услышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой, то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь (драться, лениться, грубить, не начнешь (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».

Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить, «только если…».

Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.

Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка – и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Подвести участников к выводу:

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.

3. Беседа "Язык принятия"

«Каким образом можно выразить свое безусловное принятие?»

Делать это можно разными способами:

Я рада тебя видеть.

Ты мне нравишься.

Я люблю, когда мы вместе.

Мне хорошо, когда мы вместе.

Как хорошо, что ты у меня есть.

- обнимать ребенка несколько раз в день.

«Язык непринятия»

- отказ от объяснений

- негативная оценка личности

- сравнение не в лучшую сторону

- указание на несоответствие родительским ожиданиям

- «жесткая» мимика

4. Упр. "Общение на языке принятия"

Далее ведущий предлагает одному из родителей принять на себя роль ребёнка и сказать какую-то фразу (от лица ребенка). Другие члены группы и ведущий отвечают на данную фразу сначала на «языке непринятия», а потом на «языке принятия». Для усиления «впечатления детства» и влияния со стороны других, все родители стоят, а «родитель-ребенок» сидит. После того как родитель побывал в роли ребенка, ведущий предлагает ему поделиться теми впечатлениями, которые у него возникали.

В ходе выполнения этого упражнения важно акцентировать внимание родителей на том, что между согласием и принятием есть различия. Легко демонстрировать принятие, во всем соглашаясь с другим человеком; гораздо труднее, не соглашаясь, все-таки вселить в него уверенность в том, что вы принимаете его личность, считаетесь с ним, хотя и обладаете другой точкой зрения.

Фразы, которые предлагаются родителям для тренировки «языка принятия», могут быть связаны с конкретными проблемами, которые стоят перед ними:

- Тебе все можно, а мне ничего нельзя. (Давай поговорим, чего бы тебе хотелось, меня очень расстраивает, что ты так считаешь.)

- Не надену куртку, даже если холодно. (Мне не хотелось бы, чтобы ты простудился, а куртка тебе нравится)

- Не буду есть эту вашу противную кашу! (У тебя есть право не есть то, что тебе противно, но другие могут думать совсем по-иному, для меня, например, она приятна.)

-Не буду ложиться спать. (Да, наверное, тебе хочется еще поиграть, но уже поздно. Сколько времени тебе надо, чтобы подготовиться ко сну)

5. Упр. "Встреча с лучшим другом"

А сейчас давайте немного отдохнем. Закройте на минуту глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребё нок: вот вы забираете его из детского сада и показываете ему, как вы рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов или вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение ещё нескольких минут. Не бойтесь "испортить" его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.

6. Упр. "Я хочу, чтобы мой ребёнок. "

А теперь подытожим: скажите, какими же мы хотим видеть наших детей? Продолжите фразу "Я хочу, чтобы мой ребёнок. " (каким вы хотите его видеть).

Делается вывод, что главное, чтобы он был счастливым.

7. Упражнение «Неоконченные предложения» (обратная связь).

Безусловно, принимать ребёнка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.

Нередко можно услышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой, то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь (драться, лениться, грубить, не начнешь (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)». Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить, «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей. Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка – и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.

Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого, в течение дня (а лучше двух – трех дней, постарайтесь подсчитать сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой, и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день.

Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства. Напишите список заповедей, обычаев, правил, запретов, взглядов своей семьи.

«Играйте вместе с детьми!» Круглый стол для родителей «Играйте вместе с детьми!» круглый стол для родителей Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности.

Круглый стол для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье» Цель. Формирование у родителей культуры поощрения и наказания ребёнка в семье. Задачи. - Дать родителям возможность задуматься над проблемами.

Круглый стол для родителей «Права ребенка» Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца! В. А. Сухомлинский Януш Корчак утверждал: «Дети в обществе - главная страдающая сторона.

Круглый стол для родителей «Сбережем родную природу» Круглый стол для родителей «Сбережем родную природу». 1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы. • Оказывает ли среда влияние.

Круглый стол «Как хорошо, что есть семья…» (начальные классы)

Круглый стол «Как хорошо, что есть семья…» (начальные классы) Цели: • развитие познавательных интересов; • развитие творческих способностей; • воспитание чувства доброты и сопереживания, умение.

Круглый стол с острыми углами «Полезные и вредные привычки»

Круглый стол с острыми углами «Полезные и вредные привычки» Цель: формировать у воспитанников потребность в здоровом образе жизни, ответственность за своё здоровье, устойчивое негативное отношение.

Круглый стол с родителями «Поговорим о патриотическом воспитании» (Старшая группа) Цель : Познакомить родителей с особой ролью семьи в патриотическом воспитании дошкольников, определить совместно способы.

Встреча взрослого и ребёнка (круглый стол, посвященный трудностям адаптационного периода)
консультация (1 класс) на тему

Цели : познакомить родителей с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе; привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации; предложить практические советы по адаптации ребенка в школе.

Оборудование: выставка рисунков учащихся класса «Я в школе»; анкеты для родителей; вопросы родителей специалистам (собраны заранее).

Я делаю свое дело, а ты делаешь свое,

Я в этом мире не для того,

чтобы соответствовать твоим ожиданиям,

А ты – не для того,

чтобы соответствовать моим.

Ты есть ты, а я есть я.

Если нам случится найти друг друга –

Если нет, этому нельзя помочь.

Э. Н. Гусинский. Образование личности

Учитель. Здравствуйте, коллеги! Рада приветствовать вас. «Встреча Взрослого и Ребенка» – так я решила назвать сегодняшний разговор. Встреча Взрослого и Ребенка в один из самых сложных моментов жизни обоих. Я говорю о периоде адаптации ребенка к первому году обучения в школе.

В качестве отправной точки нашего круглого стола будут слова известного современного педагога Э. Н. Гусинского (чтение эпиграфа). «Ты есть ты, а я есть я», – могут с полным правом сказать друг другу Взрослый и Ребенок. Никто не должен соответствовать ожиданиям другого. Главное – «найти друг друга». Цель нашего разговора – помочь случиться этой встрече. Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход малыша из дошкольника в школьника – сложный и ответственный момент, от того как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая жизнь ребенка.

Наша задача – разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Сегодня у нас будет возможность узнать точки зрения всех участников учебного процесса и увидеть наших детей глазами психолога, школьного врача, учителей-предметников.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т. д.

В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л. И. Божович).

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т. д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Тем не менее возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным – лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1 классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Известный отечественный психолог Л. И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Читайте также: