Круглый стол в сми

Обновлено: 26.04.2024

Круглый стол - традиционное деловое обсуждение. Круглый стол при всей его демократичности содержит элементы организованности и предполагает следующие принципы:

  • · нет четко определенных позиций, а есть лишь участники обсуждения спорного вопроса.
  • · все позиции равны, и никто не имеет права быть выше других.
  • · цель "круглого стола" - выявить идеи и мнения по поводу обсуждаемой проблемы или спорного положения.

Основываясь на соглашениях, "круглый стол" приводит к результатам, которые являются новыми соглашениями.

Общие правила обсуждения:

  • 1. Нет никакого обсуждения без ключевого вопроса.
  • 2. Круглый стол предполагает ключевой вопрос в виде повестки дня.
  • 3. Ключевой вопрос должен быть предварительно согласован со всеми заинтересованными участниками обсуждения.
  • 4. Характер обсуждения "круглого стола" - выступление есть выражение собственного мнения;
  • 5. Критика здесь практически недопустима, так как все имеют право на то, чтобы высказать свою точку зрения. Критикуют идеи, а не личности, критика должна быть конструктивной, а не деструктивной, лояльной, а не переходящей на личности.

Круглый стол - озвучивание проблем и выяснение мнений различных сторон, вовлеченных в их решение. При непрофессиональном ведении это мероприятие часто приводит к "базару" и обострению существовавших противоречий. Поэтому для проведения круглого стола нужны навыки, приемы по организации процесса обсуждения.

Имеет очень большое значение. Многое зависит от цели круглого стола и остроты проблемы, которая выносится на осуждение. Безусловно, участниками обсуждения должны быть, в первую очередь, представители "вовлеченных" сторон. Это люди и организации, которые занимаются (или должны, но не занимаются) решением обсуждаемых проблем. Чтобы обсуждение было эффективным, необходимо собрать максимально возможное количество носителей разных точек зрения, объединить все вовлеченные стороны, представителей общественности, администрации, бизнеса, и т.д. Для работы с каждой группой существуют свои правила:

  • · Если на круглый стол приглашается представитель власти, то не следует обещать остальным участникам, что он придет. Во-первых, он может не прийти. Во-вторых, придут те, кто заинтересован именно в этом человеке, а не в обсуждении. Фокус круглого стола может быть смещен.
  • · Если приглашается представитель бизнеса, то нужно предусмотреть ситуацию с возможной назойливостью участников с просьбами финансирования тех или иных видов деятельности. В другой раз представители фирм могут из-за этого отказаться принимать участие в обсуждении.
  • · Что касается СМИ, прежде всего, нужно решить вопрос, приглашать их или нет. Если обсуждение проводится для того, чтобы бы озвучить все проблемы, попытаться понять друг друга и обсудить варианты решения, то, возможно, лучше не приглашать СМИ. Для такого рода круглого стола нужна атмосфера свободы и открытости, а пресса всегда "сковывает" людей, не все можно сказать в присутствии СМИ, зная, что это может быть озвучено на телевидении или в печати. Как правило, СМИ приглашают для того, чтобы сам факт обсуждения или его результаты донести до определенных организаций и / или населения. Еще один момент, который имеет значение - Вы приглашаете СМИ, чтобы осветить мероприятие, или участвовать в обсуждении? Это нужно обозначить в приглашении, иначе журналист придет на полчаса, соберет нужную информацию для сюжета или статьи и уйдет.

На круглом столе не должно быть случайных людей. Приглашая участников, нужно исходить из определенных критериев: участник имеет отношение к данной проблеме; ему есть что сказать (владение информацией, цифрами, фактами и.д); он готов решать проблему конструктивно. Поскольку круглый стол это мероприятие, всегда ограниченное по времени, то лишние люди, неконструктивные, "пустые" разговоры "съедят" время.

  • · Определение темы и цели круглого стола
  • · Подбор участников
  • · Планирование содержательной части мероприятия
  • · Планирование организационных вопросов и технической стороны мероприятия

Разработка содержательной части круглого стола включает в себя определение названия

Для получения результативного обсуждения важно правильно подобрать ведущего и четко очертить его сферы влияния. Задача ведущего - помочь участникам эффективно и конструктивно обсудить проблему. Если ведущий хорошо владеет темой и полезной для обсуждения информацией, то он/она может выступать еще и в роли эксперта. Роль ведущего должна быть определена на этапе подготовки и объявлена присутствующим в самом начале обсуждения.

В процессе проведения круглого стола ведущий должен четко придерживаться своей роли, ни в коем случае не пользоваться своим положением для того, чтобы выступать самому или давать слово одним и тем же людям, и вообще, ведущего должно быть "как можно меньше". Его поведение в целом можно охарактеризовать как нейтральное, тактичное, ненавязчивое. Ведущий должен постоянно следить за регламентом, подводить промежуточные итоги обсуждения, выяснять, обобщать, задавать наводящие или провокационные вопросы, если обсуждение угасает, а также переводить в конструктивное русло разгорающееся эмоциональное обсуждение.

Основной этап - ведение круглого стола

С чего начинается круглый стол?

  • 1. Ведущий называет тему, цель, правила обсуждения, регламент выступлений. Можно оговорить вопросы, которые не будут обсуждаться в рамках данного мероприятия.
  • 2. Затем ведущий представляет участников или предлагает им представиться самим (это выгодно в том случае, если ведущий - сторонний человек и не знает людей, которые принимают участие в мероприятии, а также, если у участников сложные имена, фамилии или названия организаций).
  • 3. Далее ведущий называет первый блок обсуждения. Как правило, после этого наступает тишина, необходимо дать людям немного времени. Если обсуждения все-таки не наступает, то можно задать несколько дополнительных (заранее подготовленных вопроса).

Когда и как стоит вмешиваться в обсуждение

Ведущему стоит вмешиваться в обсуждение для того, чтобы:

  • · стимулировать обсуждение того вопроса, который Вам кажется важным (например, "И все с этим согласны?");
  • · "защитить" часть группы, на которую агрессивно "нападает" другая. При этом совсем необязательно, чтобы ведущий выступал "за" или "против" одной из них. Просто в данной ситуации стоит напомнить о том, что у участников круглого стола разные точки зрения, и каждый имеет на это право. Цель круглого стола - обмен мнениями, а не приведение их "к одному знаменателю";
  • · включить в обсуждение людей, которые хотели бы высказаться, но не могут этого сделать из-за несоблюдения процедуры другими участниками;
  • · чтобы отреагировать на комментарии, построенные на домыслах, а не фактах ("Вы можете это подтвердить фактами?") В этом случае ведущий может представить достоверную информацию (если она у него есть);
  • · узнать мнение остальных участников по вопросу или аргументу ("Все разделяют эту точку зрения?");
  • · "спровоцировать" обсуждение с другой точки зрения ("А если посмотреть на проблему…");
  • · задать дополнительные вопросы, для того, чтобы расшить /углубить/ сменить обсуждаемую тему;
  • · стимулировать обсуждение ("Что Вы чувствуете по этому поводу?". "Вы все с этим согласны?")
  • · напомнить участникам о тех фактах, которые они еще не учли в обсуждении.

Если один из обсуждаемых вопросов является принципиально важным для участников и на него требуется больше времени, чем планировалось первоначально, то можно изменить программу круглого стола, но при условии согласия всех участников.

Методы "вмешательства" в обсуждение

Существует шесть основных методов вмешательства в обсуждение, применение которых зависит от конкретной ситуации.

  • 1. Контролирующий. Ведущий определяет ход обсуждения и время, необходимое для того, или иного вопроса. Например, " А теперь, продолжим обсуждение…". "На этом, можно обсуждение этого вопроса завершить…".
  • 2. Информационный. Ведущий представляет информацию, которая может быть полезна при обсуждении вопроса. В качестве информации может выступать не только статистика, но и теория, тенденции, практические примеры.
  • 3. Конфронтационный. Ведущий "разбивает" стереотипы, традиционные мнения, отношения и т.д.

Эта интервенция не должна выглядеть агрессивно. Для этого следует начинать со слов "А почему бы…?". Нужно быть готовым к защитной реакции аудитории, поскольку в данном случае затрагиваются определенные ценности, взгляды, убеждения конкретных людей.

Обобщение/ промежуточное подведение итогов

Подведение итогов особенно полезно тем, что дает возможность проверить степень согласия между членами группы. Если участники не согласны друг с другом, то лучше выявить это во время дискуссии, чем позднее в реальной деятельности. Если договоренность, достигнутая во время дискуссии, не является настоящим согласием, то, вполне возможно, что она не будет выполняться в жизни после окончания дискуссии.

Обобщение следует делать периодически через определенные интервалы времени (можно их приурочить к разным информационным блокам круглого стола), особенно в том случае, если обсуждение рассчитано на длительное время или включает в себя разные аспекты темы. При обобщении нужно говорить теми словами, которые употребляли участники, и только то, что Вы слышали, не добавляя ничего нового от себя. Важно убедиться в том, что группа выражает согласие по поводу основных моментов, которые Вы перечислили. Не следует добиваться согласия всех участников по обсуждаемым вопросам. Цель круглого стола - обмен мнениям и при обобщении / подведении итогов лучше обозначить / констатировать имеющиеся у группы взгляды, точки зрения. Даже если во время обсуждения возникают новые вопросы, темы, не следует отходить от программы. Обязательно нужно оставить достаточно времени на завершение круглого стола и подведение его итогов. Если круглый стол сложно завершить, участники стремятся к продолжению дискуссии, то это хороший индикатор успеха мероприятия.

Проблемы, которые могут возникнуть при проведении круглого стола, и варианты их решения

1. Во время обсуждения высказывается слишком много негативных мнений.

Это часто случается при обсуждении проблемы, которая серьезно затрагивает интересы участников обсуждения. При возникновении такой ситуации ведущий должен себе отдавать себе отчет в том, что его / ее полномочия ограничены и в них не входит изменение точки зрения или убеждения людей, которые участвуют в обсуждении. Ведущий должен только констатировать факты, мнения, оставаясь при этом максимально объективным. Он/она может тоже принять участие в обсуждении и высказать свое мнение или предложить вариант решения проблемы, но ни при каких обстоятельствах не должен спорить с участниками или пытаться их переубедить. Лучше всего позволить всем участниками высказать свои мнения. Даже если дискуссия грозит перерасти в бурную. Это поможет "выпустить пар".

2. Очевидное отсутствие у большинства участников круглого стола знаний/опыта в обсуждаемой области.

Если возникает такая проблема, то обсуждение не может быть конструктивным, участники легко согласятся с первой предложенной точкой зрения, поскольку других нет и, чтобы спорить, нужно знать предмет. В этой ситуации можно прервать дискуссию и провести небольшую сессию (представить информацию по данной теме, опыт или факты), а затем продолжить дискуссию.

3. Слишком эмоциональное обсуждение проблемы.

Самое главное - не допустить подобной ситуации. А для этого нужно соблюдать регламент.

Затягивание блоков, выступлений приводит к усталости, раздражению. Оптимальное время для выступлений - 3-5 минут. Ведущему на комментарии, ремарки - максимум 2 минуты. Строгое соблюдение регламенты "держит" участников в рамках, а смена информационных блоков и, соответственно, аспектов и необходимость их придерживаться, также не дает накапливаться эмоциям. Во время круглого стола ведущий должен следить за тем, чтобы дискуссия не монополизировалась, и каждый участник имел право высказаться.

4. Не все присутствующие принимают участие в обсуждении.

Ведущий должен внимательно следить за поведением и реакцией участников, не позволять отдельным присутствующим монополизировать дискуссию ("Спасибо, нам понятна Ваша позиция, а теперь давайте послушаем других…"), давать возможность остальным высказываться ( это можно спланировать заранее, зная состав участников и обращаться к людям в процессе обсуждения (Среди нас присутствует представитель …, я думаю, ему есть что сказать по данному вопросу" или: "Мы знаем, что решение этой проблемы зависит и от … хотелось бы выслушать мнение …).

  • · На протяжении всего процесса обсуждения ведущий должен постоянно держать под контролем содержание, процесс обсуждения и свое поведение.
  • · Основная работа ведущего круглого стола - следить за тем, чтобы участники не ушли от темы обсуждения, прояснять непонятные вопросы и высказывания и следить за тем, чтобы все участники получили возможность высказаться.
  • · Важно, чтобы все участники обсуждения понимали, о чем идет речь. Как правило, в обсуждении принимают участие люди из разных областей жизни, с разным профессиональным и жизненным опытом. Задача ведущего - следить за тем, чтобы высказывания и примеры были понятны, если используется терминология, то она знакома всем и т.д.
  • · Немаловажно поведение самого ведущего. Чаще всего именно оно "задает тон" обсуждению.
  • · Помимо собственно процесса обсуждения, ведущий должен контролировать поведение и настроение аудитории.
  • o Если участники начинают "ерзать", шептаться, листать бумаги и т.д. - это признаки того, что им не интересно.
  • o Если наступает тишина, то нужно понять, что она означает - размышление, недоумение, или людям просто надоело, и они не хотят высказываться.
  • o Когда участники смотрят на ведущего - это означает, что им интересно и установлен хороший контакт. Если нет - нужно срочно что-то делать.
  • o Как участники смотрят друг на друга, когда ведут диалог? Если не отводят взгляд, это показатель хорошего контакта и нормальной обстановки.
  • o Позы заинтересованных людей - немного наклонившись вперед, по направлению к собеседнику или ведущему. Всем известны позы и мимика раздраженных или незаинтересованных людей.

Техническая сторона проведения круглого стола

Помещение должно быть светлым и просторным (в душном помещении люди быстрее устают, а это одна из причин отрицательных эмоций). Есть два варианта размещения людей: по кругу (менее формальный), в форме замкнутого или открытого квадрата. На столах должна быть вода. Перед каждым участником - таблички с указанием фамилий, имен, должностей и организаций, которые они представляют. Каждому участнику должна быть роздана программа круглого стола и материалы, которые будут использоваться при обсуждении. СМИ должны получить пресс-пакеты. По возможности участникам обсуждения предоставляются ручки, блокноты. Иногда результаты обсуждения организаторами фиксируются при помощи диктофона. Это позволяет включить в пресс-релиз или итоговый документ по результатам круглого стола цитаты.

Разработка рекомендаций по проведению специального события

Круглый стол -- общество, конференция или собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции). Используется в двух смыслах -- как свободная конференция разнородных участников для непосредственного обсуждения определённых проблем (в частности, конфликтов) и -- реже -- как закрытое общество избранных, принимающее в кулуарах важные решения.

В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса.

Этот способ характеризуется следующими признаками:

  • · цель обсуждения -- обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;
  • · все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов;
  • · все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

Данная модель обсуждения, основываясь на соглашениях, в качестве итогов даёт результаты, которые, в свою очередь, являются новыми соглашениями. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.

Цель «круглого стола» - наиболее полно раскрыть широкий спектр мнений и суждений по выбранной для обсуждения проблемы с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса. Единый портал аграрных вузов РФ

Задачей «круглого стола» является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем. Участники круглого стола чувствуют себя более раскрепощено, так как по условиям и замыслу круглого стола, все участники равны, поэтому «круглый стол» имеет специфические особенности:

  • 1. Персонифицированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).
  • 2. Полифоничность «круглого стола» (в процессе «круглого стола» может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью «круглого стола»).

Круглый стол предполагает:

  • · готовность участников к обсуждению проблемы с целью определения возможных путей ее решения.
  • · наличие определенной позиции, теоретических знаний и практического опыта.

Возможна организация такого круглого стола, когда в основу обсуждения преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос или проблему, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям. Но зачастую найти консенсус в решении вопросов такого рода, где нет единого верного решения, не представляется возможным.

При проведении специального события, такого как круглый стол, для достижения положительного результата и создания деловой атмосферы необходимо:

Круглый стол в сми

Круглый стол - одно из средств обсуждения проблем, выработки стратегии и тактики, деловой политики фирмы или сообщества предприятий. В сфере фармацевтики круглые столы проходят под исторически сложившимся названием «фармкружок».

Фармкружок - это традиционная форма работы в формате беседы представителя компании с фармацевтами (30-40 минут), для информирования сотрудников аптек о достоинствах нового препарата, особенностях применения, обсуждения возможных случаев рекомендации аналергина пациентам с конкретными заболеваниями (крапивница, сенная лихорадка и пр.).

Фармкружок отличается от презентации наличием обратной связи со слушателем, возможностью выявить сомнения и возражения аптекарей, ответить на них и проверить знания фармацевтов. В рамках такой беседы представитель может сформировать у фармацевта искомый образ препарата. Как видно из результатов проведенного нами исследования, большинство фармацевтов доверяют иностранным производителям лекарственных средств, и цена препарата не является решающим фактором при выборе антигистаминного препарата. Таким образом, представитель позиционирует новый антигистаминный препарат фармацевтам как надежный (обеспечивает быстрый эффект и не вызывает сонливости и заторможенности, препарат произведен в Чехии на заводе, имеющем надежную репутацию) и доступный (находится в средней ценовой группе, но значительно доступнее конкурентов - представителей третьего поколения этого класса).

Планируется проведение фармкружков в каждой аптеке для всех сотрудников первого стола, в течение одной недели до начала продаж нового препарата.

Кроме того, нами разработан тест на знание нового препарата для фармацевтов.

Тест состоит из 4 несложных вопросов по препарату:

1. Рекомендованная кратность приема аналергина?

2. Рекомендованная суточная доза?

3. Какого цвета упаковка аналергина?

4. Как бы Вы охарактеризовали переносимость аналергина?

Тест лучше провести в течение первой недели продажи нового препарата, всем участвующим в тесте фармацевтам необходимо подарить сувениры с фирменной символикой. Таким образом, мы закрепляем дружественное отношение к компании-производителю, закрепляем знания по препарату.

Кроме того, в рамках этой встречи мы можем ответить на возникшие у аптекарей вопросы и проверяем наличие и правильность расположения рекламных материалов.

Размещение рекламных материалов в аптеках

Перед началом продажи нового препарата в аптеках, участвующих в данной акции, должны быть размещены рекламные материалы для покупателей: листовки с информацией о препарате должны быть разложены на информационных столах, шелфтокеры необходимо разместить на краю витрины с антигистаминными препаратами. Шелфтокер желательно размещать на уровне глаз покупателя, при этом упаковка аналергина на витрине должна занять центральное место среди препаратов-конкурентов.

Кроме того, фармацевты будут использовать для работы пакеты для упаковки лекарственных средств с рекламой аналергина.

Информация о препарате в СМИ

Сложнее всего изучать то, о чем ты знаешь больше всего. Казалось бы, о круглых столах уж кому-кому, а некоммерческим организациям, проводящим чаще всего пресс-конференции и круглые столы, должно быть известно все. Но на поверку оказывается, что провести четкую границу даже между круглым столом и пресс-конференцией могут не все.

В чем основное отличие круглого стола от всех других форм мероприятий? Совсем не в рассадке его участников по кругу, а в наличии проблемы, вопроса для обсуждения. В этом случае как раз уместно устраивать дискуссию, представлять разные точки зрения, можно привлекать к обсуждению журналистов. Поэтому круглый стол как форма мероприятия для СМИ привлекательна для журналистов по своей сути. «Люди только тогда сообщают нам интересные сведения, когда мы им противоречим», - говорил Бернард Шоу. Умело срежессированная дискуссия позволит «развернуть» ваш материал максимально широко, предоставить журналистам возможность выбора ракурса для раскрытия темы.

Конечно, при выборе этой формы мероприятия следует избежать ошибок, «симметричных» тем, которые описаны в разделе «Пресс-конференция». Не стоит ориентировать ваш круглый стол на оперативные СМИ и информационные отделы средств массовой информации. Рассмотрите выносимую на обсуждение проблему с «тематической» точки зрения: какому отделу газеты, какой программе телевидения или радио будет интересна эта информация? Например, дискуссия вокруг вопроса детского экологического образования может дать материал отделу СМИ или одному журналисту, освещающему как проблемы образования, так и детские, и экологические проблемы.

Какие риски возможны при выборе этой формы мероприятия? Во-первых, вы должны быть уверены в компетентности ведущего круглого стола - не только как умелого модератора, но и как «человека в теме». В спорте есть такой термин -- «противоход». Например, когда в большом теннисе игрок «на опережение» отправляет мяч в то место, с которого противник только что сделал удар и начал отбегать на исходную позицию. Ведущему круглого стола, по сути, нужно уметь не только управлять складывающейся ситуацией (а это значит, прежде всего, свободное владение материалом по обсуждаемой проблеме), но и постоянно играть «на опережение» - вовремя подставлять ракетку, чтобы дискуссия не свернула в другую сторону, не превратилась в «междусобойчик» или нескончаемый спор. Верно же говорят: дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством. Использовать «противоход» -- поставить участников на место, особенно, если это люди авторитетные, сможет не всякий. По возможности, соблюдайте паритет при подборе ведущего и участников круглого стола.

Кроме того, вы ни на секунду не должны забывать, что специалисты, высказывающие свои мнения, говорят не просто так, а для СМИ, что цель мероприятия -- не обменяться мнениями, а представить палитру позиций, «проиграть» конфликт. А значит, никаких заявлений «не для прессы» - только в ответ оппоненту, никакого обсуждения не заявленных в программе тем, по которым вы не сможете предоставить СМИ достаточного материала, быть не может. Для обсуждения проблемы в кругу специалистов есть другие формы мероприятий. Круглый стол тоже может быть исключительно экспертным, но в нашем случае требование публичности должно быть соблюдено.

В отличие от «новостных» мероприятий, круглый стол может проводиться в течение длительного времени -- полтора, два часа, иногда даже больше. Вы приглашаете журналистов, пишущих обзорные, аналитические материалы, чтобы дать им максимально широкую картину, предоставить возможность получить комментарии у экспертов, взять эксклюзивное интервью. Но затягивать мероприятие тоже не надо. Если программа выступлений укладывается в час, лучше оставить больше времени на свободное общение.

Кстати, о форме круглого стола. Вы уверены, что он должен быть круглый? То есть в зале, где проводится это мероприятие, должны быть замкнутым кругом поставлены столы? На самом деле, совсем не обязательно кругом и уж точно не замкнутым. Расстановка столов и стульев должна соответствовать, как это ни странно, целям мероприятия. И, кроме того, быть удобной для журналистов. Поставьте себя на место фотографа или оператора, которым придется бегать вокруг замкнутых столов и через головы выступающих пытаться сделать удачную съемку. А как журналисты будут ставить свои микрофоны и диктофоны перед выступающими -- передавая их по кругу, как трубку мира? И где при этом «повиснут» провода от микрофонов -- на плечах участников круглого стола? Между столами обязательно должен быть проход, т.е. круга как такового быть не должно, должна быть подкова или же два полукруга.

В любом случае сначала задумайтесь, удобна ли выбранная расстановка для вашего сценария. О том, как надо расставлять стулья, начали задумываться гораздо раньше, чем появились специальные книги по пиар. В зале заседаний Генерального штаба в секретном бункере Сталина в Самаре вы и сейчас можете наблюдать пример такой «продуманной» расстановки. Центральное место главнокомандующего, две длинные параллели столов для членов генштаба и отдельная линия столов, стулья за которыми развернуты спиной к «генеральным» линиям. За ним сидели секретари, всегда спиной к выступающим, чтобы не видеть, чьи слова они записывают. Так в расстановке мебели была подчеркнута особая секретность заседаний и важность выступающих персон.

Постарайтесь не потерять из виду «внешних» факторов при организации вашего мероприятия и скорректировать расстановку мебели в соответствии с вашими целями. Если в программе круглого стола запланированы выступления экспертов от властей, научных институтов, высказывающих разные точки зрения по проблеме, а последующая дискуссия, допустим, вводит «новых игроков» -- представителей НКО, надо постараться не создавать дополнительных барьеров для их общения, в том числе физических. Расставив столы подковой, особенно если подкова получается маленькая, и, посадив за них экспертов, вы их заранее отгородите, поставите «по другую сторону баррикад». Тогда и дискуссия будет жестче, роль приглашенных представителей некоммерческих заранее будет занижена. Выход -- «расширить» подкову, посадив за стол и представителей третьего сектора, либо же вообще отказаться от расстановки полукругом. Если же вы планируете, что журналисты тоже примут участие в обсуждении, следует предусмотреть места «на равных» для всей аудитории, ограничившись выделением позиции выступающих.

Материалы в прессе после проведения круглого стола не обязательно выйдут быстро. Поэтому не планируйте этот вид мероприятия на конец грантового периода, если оценка результатов проекта предполагается, в том числе по публикациям в СМИ, или же заранее предупреждайте грантодателей о долгосрочном эффекте. «Долгие» публикации зависят не только от периодичности СМИ (например, ежемесячный журнал), которых вы позовете на круглый стол, но и от самого вида мероприятия. Многие журналисты, особенно обозреватели, на круглом столе только собирают информацию «про запас», для будущих материалов или для раскрытия гораздо более широкой темы, которую они планируют осветить в своем издании, допустим, через полгода. Хотя проведение круглого стола и не гарантирует вам срочности выхода публикаций, оно наверняка повысит качество освещения проблемы, которую вы выносите для обсуждения в СМИ.

Сценарий круглого стола

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении «круглого стола»: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный). Каждый из этапов отличается друг от друга и имеет особые характеристики.

Рассмотрим каждый из трех этапов:

1. Подготовительный этап

Подготовительный этап включает в себя:

Во-первых, выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций.

Во-вторых, как уже было сказано выше, не маловажную роль играет ведущий (модератор) данного специального события. Подбор модератора: (модератор руководит «круглым столом», поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, методом наращивания информации, и безусловно, пользоваться уважением у дискутирующих сторон.

Для получения результативного обсуждения важно правильно подобрать ведущего и четко очертить его сферы влияния. Задача ведущего - помочь участникам эффективно и конструктивно обсудить проблему. Если ведущий хорошо владеет темой и полезной для обсуждения информацией, то он/она может выступать еще и в роли эксперта. Роль ведущего должна быть определена на этапе подготовки и объявлена присутствующим в самом начале обсуждения. В процессе проведения круглого стола ведущий должен четко придерживаться своей роли, ни в коем случае не пользоваться своим положением для того, чтобы выступать самому или давать слово одним и тем же людям, и вообще, ведущего должно быть «как можно меньше». Его поведение в целом можно охарактеризовать как нейтральное, тактичное, ненавязчивое. Ведущий должен постоянно следить за регламентом, подводить промежуточные итоги обсуждения, выяснять, обобщать, задавать наводящие или провокационные вопросы, если обсуждение угасает, а также переводить в конструктивное русло, разгорающееся эмоциональное обсуждение.

Ведущий должен вмешиваться в ход беседы для того, чтобы:

  • · стимулировать обсуждение того вопроса, который Вам кажется важным (например, «И все с этим согласны?»);
  • · «защитить» часть группы, на которую агрессивно «нападает» другая. При этом совсем необязательно, чтобы ведущий выступал «за» или «против» одной из них. Просто в данной ситуации стоит напомнить о том, что у участников круглого стола разные точки зрения, и каждый имеет на это право. Цель круглого стола - обмен мнениями, а не приведение их «к одному знаменателю»;
  • · включить в обсуждение людей, которые хотели бы высказаться, но не могут этого сделать из-за несоблюдения процедуры другими участниками;
  • · чтобы отреагировать на комментарии, построенные на домыслах, а не фактах («Вы можете это подтвердить фактами?») В этом случае ведущий может представить достоверную информацию (если она у него есть);
  • · узнать мнение остальных участников по вопросу или аргументу («Все разделяют эту точку зрения?»);
  • · выразить собственное мнение (но не злоупотреблять своим положением);
  • · «спровоцировать» обсуждение с другой точки зрения («А если посмотреть на проблему…»);
  • · задать дополнительные вопросы, для того, чтобы расшить /углубить/ сменить обсуждаемую тему;
  • · стимулировать обсуждение («Что Вы чувствуете по этому поводу?» «Вы все с этим согласны?»)
  • · напомнить участникам о тех фактах, которые они еще не учли в обсуждении.

Для успешного вмешательства в обсуждение, ведущий должен знать основные методы вмешательства. Существует шесть основных методов вмешательства в обсуждение, применение которых зависит от конкретной ситуации.

  • 1. Контролирующий. Ведущий определяет ход обсуждения и время, необходимое для того, или иного вопроса. Например, « А теперь, продолжим обсуждение…». «На этом, можно обсуждение этого вопроса завершить…».
  • 2. Информационный. Ведущий представляет информацию, которая может быть полезна при обсуждении вопроса. В качестве информации может выступать не только статистика, но и теория, тенденции, практические примеры.
  • 3. Конфронтационный. Ведущий «разбивает» стереотипы, традиционные мнения, отношения и т.д.

Эта интервенция не должна выглядеть агрессивно. Для этого следует начинать со слов «А почему бы…?». Нужно быть готовым к защитной реакции аудитории, поскольку в данном случае затрагиваются определенные ценности, взгляды, убеждения конкретных людей.

Ведущий (модератор), пожалуй, наиважнейший участник беседы, и именно от него зависит как ход, так и результат обсуждаемого вопроса.

В-третьих, подбор участников дискуссии. Состав участников «круглого стола» может быть расширен путем привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур. Это не только позволит более конструктивно обсудить проблематику, но и придаст большую популярность данному событию.

В-четвертых, это подготовка сценария. Подготовка сценария позволит ведущему подготовить интересующие общество вопросы, затронуть разные сферы и обсудить проблему в целом, не зацикливаясь в одном направлении. Проведение «круглого стола» по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе «круглого стола».

В-пятых, оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеоаппаратурой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы. Но этот пункт актуален только в том случае, если по замыслу специального события было привлечение СМИ.

В-шестых, до проведения «круглого стола» необходимо провести консультирование участников, что позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться.

И наконец, подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведенного анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей «круглого стола».

2. Дискуссионный этап

Дискуссионный этап состоит из:

Выступления модератора, в котором дается определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме «круглого стола» и информирование об общих правилах коммуникации.

К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:

  • · избегайте общих фраз;
  • · ориентируйтесь на цель (задачу);
  • · умейте слушать оппонентов;
  • · будьте активны в беседе;
  • · будьте кратки, говорите по сути;
  • · осуществляйте только конструктивную критику;
  • · не допускайте оскорбительных замечаний в адрес собеседника, не переходите на личности.

Ведущий должен действовать директивно, жестко ограничивая дискуссионную речь участников «круглого стола» по времени.

Для оживления беседы, ведущий (модератор) может провести информационную атаку: участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.

Выступления дискутантов и выявление существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирование внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы.

Подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.

3. Завершающий (постдискуссионный).

Завершающий этап включает:

  • · подведение заключительных итогов ведущим;
  • · выработку рекомендаций или решений;
  • · установление общих результатов проводимого мероприятия.

Подведение итогов особенно полезно тем, что дает возможность проверить степень согласия между членами группы. Если участники не согласны друг с другом, то лучше выявить это во время дискуссии, чем позднее в реальной деятельности. Если договоренность, достигнутая во время дискуссии, не является настоящим согласием, то, вполне возможно, что она не будет выполняться в жизни после окончания дискуссии. Обобщение следует делать периодически через определенные интервалы времени (можно их приурочить к разным информационным блокам круглого стола), особенно в том случае, если обсуждение рассчитано на длительное время или включает в себя разные аспекты темы. При обобщении нужно говорить теми словами, которые употребляли участники, и только то, что Вы слышали, не добавляя ничего нового от себя. Важно убедиться в том, что группа выражает согласие по поводу основных моментов, которые Вы перечислили. Не следует добиваться согласия всех участников по обсуждаемым вопросам. Цель круглого стола - обмен мнениям и при обобщении/подведении итогов лучше обозначить/констатировать имеющиеся у группы взгляды, точки зрения. Даже если во время обсуждения возникают новые вопросы, темы, не следует отходить от программы. Обязательно нужно оставить достаточно времени на завершение круглого стола и подведение его итогов. Если круглый стол сложно завершить, участники стремятся к продолжению дискуссии, то это хороший индикатор успеха мероприятия.

После подведения итогов, часто участники круглого стола составляют и принимают коллективный документ - резолюцию, решение или обращение. Организаторы могут заранее подготовить документ, в котором будет изложена проблема, описано мероприятие, его участники и т.д. Во время работы круглого стола все результаты промежуточного обсуждения фиксируются и вносятся в этот документ и, по завершении мероприятия, он коллективно принимается. После завершения круглого стола организаторы должны лично поблагодарить всех участников обсуждения.

Читайте также: