Круглый стол в лагере

Обновлено: 19.05.2024

Цель: помочь учащимся осознать трудности выбора жизненного пути.

Эпиграф: “В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других”. (Л.Н.Толстой) (на доске)

1. Фрагмент фильма “Василиса прекрасная”.

а) падение с моста микроавтобуса в Челябинской области;

б) портреты Павла Рогожина и Дениса Тишкова.

3. Слова (жизненные ценности), написанные на бумаге.

4. Книжно-журнальная выставка “Каждый выбирает для себя…” (в соответствии с жизненными ценностями).

5. Песня на слова Ю.Левитанского “Каждый выбирает для себя” (на компьютере).

6. Песня Стаса Михайлова “Дайте мне” (на компьютере).

7. 20 листочков со словами Сорокина Питирима с одной стороны, афоризмами, пословицами, поговорками – с другой.

8. Планшетки “Круглый стол “Жизнь, которую мы выбираем” (1 – сценарий, 2 – песня “Каждый выбирает для себя”)

I. Давайте посмотрим фрагмент фильма “Василиса Прекрасная”, обратим внимание на вопрос, который звучит в фильме, и задумаемся над ответом. Приложение 1

- (“Что на свете всех милее?”)

Да, действительно, жизнь – это самая большая ценность. Сама жизнь - это уже выбор. Но какую жизнь выбрать? Попробуем разобраться и осознать трудности выбора жизненного пути за Круглым столом “Жизнь, которую мы выбираем”.

Философия жизни, нравственные категории, выбор жизненных ценностей – об этом пойдёт разговор.

Ведь так не просто нам порой
Решить, как поступить,
Чтоб честным быть перед самим собой
И в трудный час душой не покривить.
Что выбрать: совесть иль покой,
Благополучие иль честь,
Покорность или бой,
Отвагу или лесть?
Вопрос подобный задавал
Себе, конечно, каждый
И на него ответ мучительно искал
Как путник, изнывающий от жажды…

Песню “Каждый выбирает для себя” поют Л.А.Степанюк, Л.Токмакова. Гитара – М.Боголюбова.

Каждый выбирает для себя. Ю Левитанский

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже, как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!

Ребята, у нас присутствуют гости, которые расскажут нам, какую жизнь они выбрали и почему.

Афоризмы о жизни.

Жить каждый день, как последний день!
Золотое правило жизни: начинай!
Пусть знает каждый – старец и юнец:
Жизнь дважды никому не даст Творец. (Фарухи)

Жизнь – вот твоё богатство,
Как проведёшь её, так и пройдёт она. (Омар Хайям)

Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра. (С. Смайлс)

Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить. (Русская пословица)

II. На доске: семья, здоровье, образование, друзья, собственные силы.

- Расположите по степени важности для вас, что, по-вашему мнению, служит вам опорой в жизни.

- Здоровье, семья, образование, друзья, собственные силы.

- Что такое здоровье?

а) Правильная, нормальная деятельность организма. (Ожегов С.И. Словарь русского языка)

б) Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Определение Всемирной организации Здравоохранения – ВОЗ)

- Что значит ответственно относиться к здоровью?

- Назовите способы совершенствования здоровья?

- Каким образом можно сохранить здоровье?

Высказывания о здоровье.

а) Добродетель есть здоровье души, здоровье – добродетель тела. (П.Прудон)

б) Чем больше продвигается наука в изучении причин болезни, тем более выступает то общее положение, что предупредить болезни легче, чем лечить их. (И.Н.Мечников)

в) Если человек следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для здоровья, чем он сам. (Сократ)

г) Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Определение Всемирной организации Здравоохранения ВОЗ)

2. Николай Михайлович Амосов – кардиолог, писатель, сказал:

“Не надейтесь, что врачи сделают вас здоровым. Они могут спасти жизнь, даже вылечить болезнь, но лишь подведут к старту. А дальше – полагайтесь только на себя”.

  • Первое – от пищи. Есть хорошее высказывание: “Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить!”.
  • Второе – от занятий физкультурой. “Движение – это жизнь”.
  • Третье – от управления психикой. Ещё А.С.Пушкин сказал: “Учитесь властвовать собой!”.

Н.М.Амосов: “Чтобы быть здоровым, нужна сила характера.

Как слабому человеку найти оптимум поведения в треугольнике “болезни – врачи – упражнения”?

Мой совет – выбирать последнее: упражнения и ограничения.

По крайней мере – стараться.

Впрочем – каждый хозяин своей судьбы”.

- Что такое семья?

а) Группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми). (Ожегов С.И. Словарь русского язык)

“В русском обществе с давних времён образцово семьёй была многодетная семья, а образцовой женщиной – мать в окружении многодетных чад. Дети воспринимались как основное богатство семьи, а материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом и содержанием её жизни…”. Ю Балакина

- Приемлемо ли это высказывание для вас и для сегодняшнего дня?

  • Лучше матери друга не сыщешь. (Русская пословица)
  • Что есть в сыне лучшего – от родителей. (Армянская пословица)
  • Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь. (Белорусская пословица)
  • Человек в беде спешит к родителям, птица – к гнезду. (Калмыцкая пословица)

- Что включает в себя понятие “Образование”?

а) Обучение, просвещение.

б) Совокупность знаний, полученных специальным обучением. (Ожегов С.И. Словарь русского языка)

- Для чего человеку нужно образование?

- Образованный человек. Какой он в современном мире?

- Сейчас существуют рядом бюджетное образование и платное. Но покупаются и рефераты, и курсовые, и даже дипломы. Не страшно будет жить в обществе с купленными дипломами?

- А вы как думаете получать образование?

  • Без букв и грамматики не учатся и математике.
  • Корень учения горек, да плод его сладок.
  • Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
  • Ученье и труд – всё перетрут.
  • Знание лучше богатства.

- Что такое дружба?

а) Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Ожегов С.И. Словарь русского языка)

- Какими качествами должен обладать друг?

а) Объясните слова Л.Н.Толстого: “Трусливый друг опаснее врага”.

б) Как вы объясните поговорку: “Рука друга не только гладит, но и карает”?

  1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
  2. Улыбайтесь.
  3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
  4. Будьте хорошим слушателем.
  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
  6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

Следуйте правилам Карнеги, и друзья будут любить вас.

5. Собственные силы.

- Как вы понимаете выражение “собственные силы”?

Принадлежащий кому-, чему-л. по праву собственности. (Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка)

- Приведите примеры, когда человек достиг чего-то, опираясь на собственные силы.

а) Пример с мальчиками в “Минуте славы”.

в) Б.Полевой. Повесть о настоящем человеке.

Ребята, это вечные ценности. Это доказывает речь Сорокина Питирима, преподавателя Петербургского университета.

Сорокин Питирим. Из речи на торжественном собрании в день 103-й годовщины Петербургского университета, 21 февраля 1922 года.

“Задача возрождения России падает на ваши плечи, задача – бесконечно трудная и тяжёлая. Сумеете ли вы выполнить её? Сможете ли выдержать этот экзамен истории.

Первое, что вы должны взять с собой в дорогу, - это знание…безошибочно указывающее, где Истина и где Заблуждение…

Второе, что вы должны взять с собой, это любовь и волю к производительному труду – тяжёлому, упорному, умственному и физическому… Мир – не зал для праздношатающихся, а великая мастерская, и человек – не мешок для переваривания пищи и пустого проживания жизни, а прежде всего – творец и созидатель…

Отправляясь в путь, запаситесь, далее, совестью, моральными богатствами. Не о высоких словах я говорю: они дешевы. а говорю о моральных поступках. О нравственном поведении и делах.

Придётся подумать вам и о том, кого взять с собой в спутники и руководители. Я бы взял в качестве таковых таких лиц, как Нил Сорский, Сергий Радонежский…, как Толстой и Достоевский. Такие спутники, по-моему мнению, не обманут.

Позволю обратить ваше внимание и ещё на один факт: на семью. ВЫ…должны знать и то, что без здоровой семьи невозможно здоровое общество…Оздоровление семьи, улучшение её организации в том направлении, чтобы она…создавала индивидуальность, чуждую и эгоистического шакализма, и невежества слепой стадности.

Таковы те главные ценности, которыми вы, с моей точки зрения, должны запастись, пускаясь в великий путь и подготавливаясь к великому экзамену. Я не знаю, выдержите ли вы это тягчайшее из жизненных испытаний. Но надеюсь, что “сим победиши”.

Он говорил о вечных ценностях.

Но задумайтесь: 7 декабря этого года в Челябинской области упало с моста маршрутное такси. Посмотрите, пожалуйста, слайды спасения людей из упавшего на лёд микроавтобуса Павлом Рогожиным и Денисом Тишковым. Они забыли и о своём здоровье, и о семье, и о том, что нужно получить образование, доучиться… Они, рискуя жизнью, спасали других людей, действуя в соответствии со словами Л.Н.Толстого (зачитать эпиграф на доске).

- Как вы думаете, какие качества они проявили?

Они показали свои высокие моральные, нравственные качества. Поступили по-человечески.

Возьмите с собой эти жизненные ценности, и пусть каждый из вас останется человеком.

На доске: стрелу и слово Ч Е Л О В Е К.

Посмотрите, слово “человек” написано у меня разноцветными буквами. Это значит, мы все разные, и очень важно в жизни быть человеком и в любой ситуации оставаться самим собой. Это очень трудно: быть человеком и оставаться самим собой.

Послушайте, как переживает по этому поводу Стас Михайлов.

Песня “Дайте мне”. (Музыка и слова Стаса Михайлова)

Дайте мне
Пройти свою дорогу, люди
Дайте мне
Дайте мне
Не ощущать тревогу, люди
Дайте мне
Дайте мне
Те крылья, что бы я поднявшись полетел
Дайте мне
Стоять и говорить для вас – ведь это мой удел

Дайте мне
Не становиться черствым, люди
Дайте мне
Дайте мне
Не оступиться в пропасть, люди
Дайте мне
Дайте мне
Сердец коснуться ваших – растопив в них лед
Дайте мне
Отбросив глупый страх – ползти вперед

Дайте мне
Поверить, что я нужен, люди
Дайте мне
Дайте мне
Не испоганить душу, люди
Дайте мне
Дайте мне
Не потерять свой смысл средь хвалебных фраз
Дайте мне
Надежду, что пою я не в последний раз

Дайте мне
Пройти свою дорогу, люди
Дайте мне
Дайте мне
Не ощущать тревогу, люди
Дайте мне
Дайте мне
Те крылья, что бы я, поднявшись, полетел
Дайте мне
Стоять и говорить для вас – ведь это мой удел

Дайте мне
Стоять и говорить для вас – ведь это мой удел

Ребята, я вам даю на память листочки со словами Сорокина Питирима о вечных жизненных ценностях. На обратной стороне вы увидите афоризмы, пословицы, поговорки о жизни, о здоровье, о семье…. Прочитайте их, пожалуйста, выберите близкое для вас и аргументируйте, почему?

- Пожелание вам при выборе пути – в стихах Б.Пастернака:

Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Всё время, схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

- Сделайте вывод, какую жизнь вы выберете (ответы ребят).

А я очень надеюсь, что сегодняшнее мероприятие поможет вам осознать трудности выбора жизненного пути. Поможет вам в этом и книжно-журнальная выставка.

Круглый стол по организации летнего оздоровительного периода

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Грамотная организация летней оздоровительной работы в учреждении, охватывающей всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного интереса.

Цель работы в летний период: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных способностей, удовлетворение потребностей растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении.

Задачи летнего оздоровительного периода:

  • реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей;
  • создать комфортные условия для физического, психического, нравственного воспитания каждого ребенка, развития у них любознательности и познавательной активности;
  • организовать здоровье-сберегающий режим, обеспечивающий охрану жизни, предупреждение заболеваемости и детского травматизма;
  • осуществлять просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

Приоритетными направлениями учреждения в летний период 2022 года являются:

-безопасность;

-физкультурно-оздоровительная работа;

-экологическое воспитание.

С наступлением лета, в учереждениях дошкольного образования

появляется иная атмосфера- атмосфера праздника. Долгожданное, теплое время, с многочисленными развлечениями, праздникам, экскурсиями.

Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников.

Учитывая возраст воспитанников дома ребенка, в летний период акцент делаем на их физическое и познавательное развитие, так как это время насыщенно наблюдениями, экскурсиями и т.д., большим временем нахождения ребенка на свежем воздухе. Организация образовательной и непосредственной образовательной деятельности предполагает всестороннее развитие ребенка, через развитие творческих способностей, организации досуга, развлечений, прогулок и закаливающих мероприятий.

Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движений в природных условиях - всё это дает ребенку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.

Воспитательно-образовательный процесс состоит из образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности игровой, трудовой, музыкальной, чтения, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей.

Основную часть времени дети проводят на улице. Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на всестороннее развитие. Основная задача взрослых – как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий оздоровительного, познавательного и развлекательного характера.

В летний оздоровительный период мы продолжаем работать по следующим направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Особое место отводится физическому развитию детей. Согласно санитарным правилам в теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.

Важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах еще долго радовали детей.

При подготовке к летнему оздоровительному периоду следует исходить из необходимости учета следующих факторов:

– индивидуальных социально-психологических особенностей детей;

– особенностей климатической зоны.

Создание условий для всестороннего развития детей:

- Организация водно-питьевого режима;

- Организация закаливающих процедур: наличие индивидуальных полотенец для рук и ног; таза, лейки; индивидуальных стаканчиков для полоскания зева и горла.

Условия для физического развития.

- Организация безопасных условий пребывания детей в дошкольных отделениях: Наличие аптечки первой помощи, исправного оборудования на прогулочных площадках.

- Формирование основ безопасного поведения и привычки к здоровому образу жизни: Наличие дидактического материала для: работы по ОБЖ, обучения детей правилам дорожного движения при переходе улицы, дороги, работы по ЗОЖ.

- Организация оптимального двигательного режима: наличие физкультурного оборудования, проведение коррекционной и профилактической работы (коррекция, осанки, плоскостопия и др.) Организация образовательной деятельности по физической культуре, спортивных праздников и развлечений.

Условия для познавательного и экологического развития.

- Организация труда и наблюдений в природе: наличие цветника, огорода, уголка природы в группах; оборудования и пособий (лопатки, лейки, грабли).

- Организация игр с песком и водой: наличие исправных песочниц на участках, лейки для обработки песка, лопат.

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми

• полоскание полости рта после еды;

• сон без маек, при открытых форточках (в теплое время);

• гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;

• хождение по ребристой дорожке;

• спортивные праздники и развлечения;

В планах воспитателей в течение дня должны быть предусмотрены все виды детской деятельности: двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно - исследовательская, музыкально – художественная, чтение художественной литературы, игровая.

Утренняя гимнастика должна проводится на спортивной площадке или участке. Гимнастика повышает мышечный тонус и создает положительный эмоциональный настрой. Одно из основных требований – гимнастика не должна носить принудительного характера.

Чтобы гимнастика проходила интересно, динамично, необходимо использовать музыкальное сопровождение, спортивный инвентарь, привлекательные атрибуты (платочки, ленточки, флажки – для коллективного выполнения движений).

Содержание утренней гимнастики зависит от возраста детей (имеющихся у них двигательных навыков), условий проведения и планируемой двигательной деятельностью в течение дня.

Если в этот же день предстоит спортивный праздник или развлечение, то часть упражнений утренней гимнастики будет своего рода подготовкой к ней.

Перед тем как вывести воспитанников на прогулку, педагог обязан тщательно осмотреть участок. Педагоги должны знать ядовитые растения и кустарники, растущие на территории учреждения, рассказать о них детям.

Участок должен быть хорошо просматриваем, достаточно затенен, безопасен, оснащен малыми игровыми формами, песочницей (с политым и взрыхленным песком, набором лопаток, формочек на каждого ребенка). Воспитателю необходимо следить за соблюдением питьевого режима, одеждой детей в соответствии с погодой.

В летнее время на улице с детьми можно организовать продуктивную образовательную деятельность (рисование, аппликация, элементы оригами, и т. д.)

Знакомство с окружающей действительностью, наблюдения за природой летом, организация совместной деятельности взрослых и детей создают благоприятные условия для развития коммуникативных качеств у дошкольников. Воспитателям следует включать в работу с детьми ситуативные разговоры, беседы, повторение песенок, потешек, скороговорок, организовывать литературный досуг, показы кукольного театра. Особое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр – драматизаций.

Не следует забывать и о трудовой деятельности: закреплении навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, организации трудовых поручений, дежурств, можно привлекать к уборке на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно – бытовому труду.

Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно – исследовательской деятельности : наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы, построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию

(с водой и песком, решению проблемных ситуаций).

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийным действием развивает руку малыша.

Большое внимание в летний период уделяется всевозможным целевым прогулкам экологического содержания за пределы территории дома ребенка. Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. Летом растения, животные большую часть дня находятся в поле зрения ребенка. Более доступными для них становятся почва, песок, вода, воздух, камни - как материал для исследования. О свойствах, качествах. Взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком узнают в процессе проведения опытов и экспериментов. На каждой прогулке педагог учит замечать, наблюдать интересные явления природы, воспринимая окружающий мир всеми чувствами, воспитывает у детей способность любоваться зеленью травы, голубым небом, белыми облаками, радоваться пению птиц, жужжанию насекомых.

В заключение можно предложить ряд рекомендаций по организации летней работы:

Общие рекомендации по организации летнего оздоровительного периода:

– ежегодно к летнему оздоровительному периоду проводится ремонт и покраска оборудования, участки дополняются малыми архитектурными формами, игровым оборудованием;

– организуется подвоз земли и песка, высадка деревьев, разбивка цветников;

– каждый день организуется работа взрослых по соблюдению санитарно-гигиенических требований (обрабатывается песок в песочницах, ежедневно моется пол на верандах, в жаркую погоду участки поливаются водой, своевременно скашивается трава и т. д.);

– организуется предметно-развивающая среда на территории учреждения (оборудование для игровой и познавательно-исследовательской деятельности в песке и воде, выносные зонтики, теневые навесы, чехлы для песочниц, расширяется ассортимент выносного оборудования);

– соблюдается режим дня летнего оздоровительного периода.

– различные виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение) и самостоятельная деятельность детей организуются на воздухе;

Таким образом, системное и последовательное планирование работы в летний период поможет использовать это время во благо детей, расширить их кругозор, развить любознательность, воспитать бережное отношение к природе.

Обуждение по вопросам:

1. Оформление групповых участков.

2. Подготовка проекта тематического плана на лето с учетом пожеланий педагогов и их участия.

3. Подготовка прилегающей территории к летнему оздоровительному периоду.

4. Подготовка проекта программы по формированию экологической культуры воспитанников через экскурсию, как средство воспитания.

Круглый стол для подростков "Дорогою открытий"

Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошёл до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.

Цель: раскрыть широкий спектр мнений по вопросу о том, какое влияние оказало развитие сибирских промыслов на развитие края с разных точек зрения.

1. мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому круглый стол имеет специфические особенности;

2. содействие выработки навыка формулирования и высказывания личной точки зрения;

3. сопоставление своей точки зрения с мнениями других участников;

4. создание ситуации эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества;

5. предоставление возможности высказаться всем желающим.

Ход мероприятия:

Русские люди еще издавна украшали свои жилища разными поделками и самодельными вещами. Мастера изготавливали свои изделия чаще всего не просто для красоты, все вещи имели свое практическое назначение. Из природных материалов - дерева, глины и камня - делали настоящие произведения искусства. Умения, технологии изготовления и секретные приемы передавались по наследству.

Различные ремесла начали появляться в 15-16-м веках. Именно этот период связан с зарождением народного промысла. Несколько позже, в 17-м веке, мастера начали создавать поделки специально для продажи. Целые деревни и поселения трудились над производством изделий народного ремесла.

Народные художественные промыслы начали появляться несколько позже - в середине 19-го века. В те времена появилась знаменитая вышивка золотой нитью, роспись и обработка металла. Огромное влияние на появление этого ремесла оказала церковь, а именно местные школы иконописи. Они выполняли заказы по вышивке для монастырей и церквей.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как повлиял переход от народных промыслов к современной промышленности на Тюменский край и город Тюмень.

1 доклад: «Древние промыслы Сибири» Климушев Семен (Приложение 1)

2 доклад: « Тюменская область – территория развития» Насиров Анар (Приложение 2)

Вопрос для обсуждения: Как повлияло развитие промышленности на развитие Тюменского региона?

танец_

Издавна у народов Сибири сложились традиционные художественные промыслы. Декоративное искусство коренных народов носит на себе отпечаток исторической и экономической их судьбы и уходит корнями в далекие времена.
Первопроходцев мы и сейчас считаем героями, а Сибирь с древнейших времен была заселена трудолюбивым, упорным и мудрым народом. Трудная и обильная, она была доступна только сильным и одержимым. За тысячи верст на поиски счастья и удачи шли за Каменный пояс «хожалые люди» на промыслы: кто чем – кто охотой, кто золотником, а кто и «варначил». Многие старожилы утверждают, что кто-то из их предков был сослан в Сибирь на каторгу или на поселение. В своих воспоминаниях они говорят, как в России раньше пугали Сибирью, Сибирь представлялась краем сплошных снегов, страшных морозов, непроходимых лесов, свирепых медведей, неисчислимых волков. А многие гордятся, что их предки были самоходами.

Не от хорошей жизни шли в такие глухие края самоходы (самоходам называли себя переселенцы «по своей воли») «ладить и обустраивать свое жилье–былье». В Сибирь шли сильные телом и твердые духом. «В России и молодой лежит, в Сибири и старый бежит – хочется жить». Жизнь сибиряка была в постоянной заботе о тепле и хлебе. Зима сурово спроси с нерадивого, что он делала летом. Чтобы прожить, надо труд вложить, надо быть трудолюбивым и рачительным хозяином.

«Трудно свой хлеб добывал человек». К великому сожалению, сейчас, в современных условиях цивилизации с комфортабельным жильем и широким использованием электричества, машин и техники, нами воспринимается прошлое как забавная сказка. Переселенцам же надо было приспособиться и освоить все возможное, чтобы противостоять холоду и голоду во благо жизни.

В народном изобразительном искусстве в прошлом не было самостоятельных художественных произведений — оно служило декоративным целям. Почти у всех коренных народов Сибири была распространена резьба по дереву. Резьбой украшалась посуда, деревянные предметы домашнего обихода у якутов, бурят. Кочевой и охотничий в прошлом образ жизни определил стремление к художественному оформлению охотничьей одежды и предметов охотничьего снаряжения.

Древним искусством сибиряков является резьба по мамонтовой кости.
Для старожильческого населения области ввиду ее отдаленности и слабого развития товарно-денежных отношений был характерен натуральный характер хозяйства: крестьяне сами делали сельскохозяйственные орудия – сохи, бороны, плуги и др., сколачивали телеги и сани, изготовляли конскую сбрую, гнали смолу и деготь, обрабатывали кожи, занимались слесарным, шорным и бондарным делом. Женщины-крестьянки изготовляли домашним способом одежду. И мужские и женские костюмы украшались вышивкой, аппликацией на одежде и обуви.

IMG_3119

Аппликацией украшались и войлочные ковры. Сейчас эти народные промыслы не имеют промышленного значения, а сохранились в основном при изготовлении сувениров.
Женщины из хозяйств-старожилов сами делали для своей семьи глиняную посуду. Все это использовалось в своем хозяйстве и лишь частично шло на продажу.
Ткачество у русского населения Сибири
Многообразно проявление народного творчества в крестьянском ткачестве. Холсты разных сортов и добротности выделывали повсеместно. Современники отмечают высокое качество холста рубашечного: тонок, чрезвычайно плотен, ровен, не шероховат, на цвет белоснежен, на ощупь мягок, как шелк. Чиновники интенданства неизменно подчеркивали в своих рапортах в военное министерство превосходное качество сибирских холстов. По добротности и прочности они превосходили холсты, привозимые из других стран.
Народное творчество мастериц-рукодельниц проявилось в создании так называемых пестрядей и узорных браней с многообразным цветовым рисунком. Вытканная из окрашенной в разные цвета льняной, пеньковой или хлопчатобумажной пряжи пестрядь употреблялась на рубахи, юбки, фартуки. Особенно ценились крестьянками пестрядь, вытканная не в полоску, а в разноцветную клетку. Пестрядь из толстых цветных крученых нитей употреблялась и на половики.
У богатых крестьян весь пол устилался такими разноцветными половиками, крестьяне победнее ткали так называемые изгребные половики, для которых нити прялись из остатков льна. Яркими красками, изяществом рисунка отличались брани – скатерти узорного тканья. Нарядными были скатерти, вытканные на льняном утке бумажными нитками разных цветов, преимущественно геометрическим рисунком. Края скатертей часто украшались кистями. Излюбленными цветами народных мастеров оставались красный, синий, зеленый, коричневый всех оттенков, употреблялись желтый и лиловый. Узорчатые брани ткали из пяти – шести различных тонов, которые подбирали таким образом, чтобы не было раздражающей глаз пестроты. Чаще же всего для узорного тканья применяли два – три красочных тона.
Яркой красочностью, декоративностью отличались стеновые, полотенца, которые вешали около икон в «красном» углу, в округ портретов, зеркал. Переселенцами были занесены в Сибирь из Черниговской губернии рушники с красными орлами и рушники квитками, вышитые яркими цветами. Основной орнамент дополнялся изображением четырехугольников, полос, звезд. В узорах полотенец типичные украинские мотивы, способ зашивания узором значительной части предмета прослеживаются по всей Сибири, вплоть до Амура.
Кроме вышитых, народные мастерицы ткали стеновые полотенца. Эти полотенца выполнены техникой закладного ткачества из льна с шерстью. На кирпично-красном фоне искусная рука мастера расположила узор из полос различной ширины, заполненных геометрическим орнаментом.

В крестьянской вышивке ярко и тонко проявилась художественная одаренность народа. Войдя в обиход русского народа, вышивка внесла красоту в общий стиль убранства крестьянского жилища, одежды.

IMG_3030 2

Пушной промысел

В истории страны пушнина (ее называли скора, "мягкая рухлядь") всегда играла важную роль. В древней Руси ею платили дань, выдавали жалованье, одаривали иностранных государей, своих и иностранных подданных. Достаточно сказать, что в 1635 г. персидский шах в качестве ответного дара получил из Москвы живых соболей в золоченых клетках. В XI--XII веках меха служили деньгами. Пушнина была валютным товаром. В обмен на нее получали из-за границы разные товары, в том числе и серебро для чеканки отечественной монеты (собственное сырье было открыто в стране только в начале XVIII в.). Немалое значение пушнина имела и для доходной части государственного бюджета. В 1640--50-х годах ее доля там составляла 20 процентов, а в 1680 г. -- не менее 10 процентов. Значительна была ее роль и в экспорте России.
О значении пушного промысла в развитии Сибири XVII в. свидетельствует и сама символика ее герба из жалованной грамоты 1690 г.: два соболя, пронзенные двумя скрещивающимися стрелами и держащие в зубах "корону сибирского царства".
С пушного промысла в XVII в. началось развитие капиталистических отношений в Сибири.
Наибольшую выгоду приносила добыча соболей.
Этот зверек в больших количествах обитал в лесах Западной Сибири, а его мех обладал прекрасными качествами и неограниченным рыночным спросом. Более же ценные и дорогие виды пушных зверей (выдры, бобра и лисицы) не отличались массовостью и повсеместностью распространений. Прочая низкооцениваемая, хотя и многочисленная, пушнина (белка, горностай) также была для русского профессионального промысла убыточной.

Гончарное ремесло

Гончарство было одним из самых нужных промыслов в хозяйстве и быту русского населения Прибайкалья.
В сибирском быту этому традиционному промыслу всегда уделялось много внимания. Известно, что староверы очень ревностно относились к посуде, подразделяя ее на чистую и нечистую, на постную и скоромную («молосную»). Широкое распространение имели религиозные запреты, не разрешающие старообрядцам иметь общение с мирскими, т.е. не старообрядцами, «в ядении, шитии и любви». Для мирских (табакуров, ссыльных и людей другой веры и национальности) была своя особая посуда. Определенной формы горшки и кринки применялись знахарями в народной медицине.
Тут имелся набор горшков для «поднятия живота», для правки «сорванного пупа», для лечения при простуде (на спину в старину ставили нагретые кринки – предшественницы современных банок). Для детей изготовляли игрушки, птички-свистульки, окарины.
Широкое использование керамических изделий в хозяйстве и быту крестьян объяснялось доступностью и почти повсеместным производством их в русских селах. Но прежде всего до революции гончарное производство в значительной мере обусловливалось самим ведением сельского хозяйства, в котором значительную роль играло скотоводство. Особенно это было характерным для Восточного Забайкалья, где богатые крестьяне имели целые стада крупного рогатого скота, много овец, лошадей. Для переработки молока требовалось много посуды. Не случайно у семейских в избе целые полки отводились для хранения глиняной посуды, которая была очень разнообразна: горшки для варки щей, каши, множество кринок для отстаивания сметаны, мокитры (макотры) для розлива и кипячения молока, просто молочники, подойники, муравленые чашки и миски, латки, даже имелись керамические тарелки и рюмки.
Все они были местного производства. Учитывая недолговечность сосудов и значительное количество бывших тогда неразделенных семей, достигающих иногда от 20 до 40 чел., можно представить, сколько же требовалось этой посуды только для одной семьи. Из всего вышесказанного можем заключить, насколько важным было гончарство в быту русского населения.


Плетение

Плетение – одно из древнейших занятие человечества, появившееся на земле тысячи лет назад. Ведь у древнего человека еще не было под руками ни топора, ни ножа, ни тем более шила, однако плетение было достаточно широко распространено. Плели различные необходимые в быту изделия из всего, что попадалось под руки: из коры деревьев, из гибких ветвей, из кожи животных, позже пошли в ход веревки, пенька и многое-многое другое.
Накануне XX века плетеные бытовые предметы были в Сибири изделиями чуть ли не первой необходимости. В этот период огромной популярностью пользовались плетеные корзины, плетеная мебель, плетеные коляски для кукол и детей и многое-многое другое.
Плели изделия из тонкой окоренной лозы, а затем покрывали ее различными красителями и даже серебром и позолотой. На плетеные изделия в то время была большая мода, и пользовались ими все – от простолюдинов до особ королевского двора. Доходило до того, что отдельные элементы техники плетения имитировали в фарфоре при изготовлении ваз, а изображения корзин или отдельно плетеных полос применяли в дизайне архитектурных строений.
Большое достоинство плетеных бытовых изделий – универсальность. Их широко использовали не только в домашнем обиходе, но и в сельском хозяйстве, промышленности, торговле. При бурном развитии промышленности упаковочные корзины, сплетенные из лозы, были настолько дешевыми, что смогли вытеснить деревянные ящики. Примерно тогда же плетение переходит на промышленные рельсы.

Берестяной промысел

У каждого народа, населяющего Россию, сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из местных природных материалов. Одним из исконно сбирских ремесел всегда оставался берестяной промысел.

3

803_2

Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Бересту подкладывали под нижний венец рубленой избы, чтобы в него не проникала сырость. Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки-берестянки, делали знаменитые теперь туеса, в которых молоко и квас даже в жару оставались холодными. В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности, позволившие ученым заглянуть в далекое прошлое.
Предметы из бересты легко вошли и в современный интерьер; и ныне благодаря своей красоте, целесообразности и высоким художественным качествам берестяные изделия являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного искусства.
Береста — это верхний слой березовой коры, заготавливаемый в мае-июне во время сокодвижения. Внутреннюю поверхность коры ошкуривают и делают лицевой стороной берестяных изделий.
Благодаря своим свойствам — прочности, гибкости, устойчивости к гниению — этот материал издавна применялся для изготовления посуды. Береста не пропускает воду, в ведерках и туесах из бересты молоко не киснет и сохраняется холодным в жаркое время года.

Сценарий проведения круглого стола «Легко ли быть молодым?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Выявление молодежных проблем и поиск путей их решений.Приглашенные: Психолог\ другие педагоги Участники: ученики 9-ых классов В течение нашей встречи мы попытаемся найти ответы на наши вопросы.1. Кто такая молодежь? 2. Какие цели преследует подросток для обретения счастья? 3. Проблемы с которыми сталкивается он на пути к достижению своей цели?

Просмотр содержимого документа
«Сценарий проведения круглого стола «Легко ли быть молодым?» »

Сценарий проведения круглого стола «Легко ли быть молодым?»

Цель: Выявление молодежных проблем и поиск путей их решений. Приглашенные: Психолог\ другие педагоги

Участники: ученики 9-ых классов

Ведущий: Тема нашей встречи «Легко ли быть молодым?». Сегодня мы рассмотрим с вами следующие вопросы, на которые попытаемся найти ответы:

Кто такая молодежь?

Какие цели преследует подросток для обретения счастья?

Проблемы с которыми сталкивается он на пути к достижению своей цели?

У нас сегодня в гостях:

педагоги Центра ________________________________________

В течение нашей встречи мы попытаемся найти ответы на наши вопросы.

Сейчас я вам предложу несколько взглядов на то кого мы можем считать молодежью:

Психологи считают, что молодежный возраст характеризуется кризисными периодами личностного развития.

Первый период 15-16 лет. Он обусловлен попыткой смысложизненого определения.

Второй период 17-27 лет. Он обусловлен пониманием своего истинного места во вселенной, своего предназначения в жизни.

Третий период 27-28 лет. Он обусловлен профессиональным самоопределением.

В экономической сфере молодость выделяется как период профессионального самоопределения, получения специальности, освоение профессиональной деятельности на определенном уровне квалификации.

По данным социологов существует устойчивое представление, что от характера качеств и умений молодого поколения зависит будущее всего общества.

Однако все ученые сходятся в одном: молодежь - важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила.

Ребята, а как на ваш взгляд, кто такая молодежь?

На «Ватмане итогов» записываются тезисы выступлений.)

Ведущий: Каждый ребенок мечтает о том, что бы как можно скорее повзрослеть. Бурное воображение рисует самые радужные перспективы.

Дождь из денег, иль весна

Или небо без конца,

Мир, свобода, красота,

Выбирай - твоя игра.

Таким образом, мы переходим ко второму вопросу. Какие цели преследует

подросток для обретения счастья?

(Игра «Радиус желаний»)

Проведение: Каждая группа получает 2 листа бумаги, 10 цветных кружков, ручка и клей.

Ведущий: Прошу подумать и вписать в цветные кружки (в каждый кружок по одному) те жизненные факторы, которые наиболее важны для обретения счастья на сегодняшний момент (независимо от того, положительным или отрицательным является ваше отношение к этим факторам). Под фактором подразумеваются окружающие вас люди, ваше положение, чувства, достижения, средства достижения, пережитые вами события и все то, что вы считаете значимым в вашей жизни. Для этой цели используйте 9 кружков. В десятый кружок впишите местоимение «Мы хотим» наклейте его в центр листа, а оставшиеся кружки наклейте вокруг "Мы хотим . " по такому принципу, чтобы их расположение в пространстве отражало взаимоотношения между вами.

(работа в группах 5 мин, защита «Радиуса желаний» каждой группы 1-2 мин)

Ведущий: Сейчас на следующем листе в центре расположите кружок «Мы», на оставшихся кружочках вы должны писать такие факторы, которым вы отдадите предпочтение через 10 лет для обретения счастья.

(работа в группах 5 мин, защита «Радиуса желаний через 10 лет» 1-2 мин.

На «Ватмане итогов» записываются тезисы выступлений.)

Ведущий: Проблемы с которыми сталкивается современное поколение молодежи, типичны.

А сейчас попробуем определить с какими еще проблемами сталкивается молодежь. По опросу учащихся и молодежи, взятых нами из различных информационных источников – газет и журналов можно сказать, что проблемы молодежи, в основном, таковы:

Отсутствие идейно-нравственных идеалов.

Рост националистических настроений и расизма. Если в 1998г лозунг «Россия для русских» поддерживали 46%, то 2006г поддерживали этот лозунг уже 60%.

Разделение общества на бедных и богатых, резкое падение жизненного уровня подрастающего поколения, массовая безработица, в том числе среди специалистов с высшим образованием.

Проблемы социальных гарантий: защита прав молодежи, создание системы стимулирования выпуска дешевых товаров для молодежи.

Рост подростково-молодежной преступности.

Проблема доступного досуга для молодежи.

Рост экологических катастроф в мире и т.п.

Вместе с тем большинство представителей мелкого и среднего бизнеса

- люди молодые или представители среднего бизнеса. Это новое явление порождено рыночной экономикой, к ней многие молодые люди приспособились быстрее старших. Вызовы, которые поставил перед человечеством новый век, требует инновационных подходов к решению молодежных проблем, так как это будущее нашей страны.

Вы также стараетесь активно участвовать в жизни нашей школы при наведении порядка во время перемен, помогаете работникам столовой и т.п. Некоторые из вас стараются сами придерживаться правил общежития, хорошо учатся сами и своим примером показывает, как стоит поступать, живя в коллективе, стремиться к своей цели. Кто-то из вас бережно относится к своему здоровью – не курит, занимается спортом и рекомендует последовать их примеру. Некоторые не бросаются словами и обещаниями, не совершают необдуманных поступков, как по отношению к окружающим людям, так и к окружающей среде. Все вы их знаете. Каждый их этих поступков заслуживает уважения.

Ведущий: Мы двигаемся дальше и переходим к последнему вопросу «Проблемы с которыми сталкивается он на пути к достижению своей цели?». Для этого мы с вами создадим «Ковер идей», где зеленые листки символизируют - растения, голубые - воду, красные - лучи солнца, черные - камни.

Проведение: Каждая группа получает нарезанные полоски бумаги 4- различных цветов (по 4 шт)

на зеленых листочках вы пишите цели к которым вы стремитесь;

на голубых листочка вы пишите качества личности необходимые для достижения этих целей;

на красных листочках вы пишите факторы способствующие достижению ваших целей;

на черных листочках вы пишите факторы, мешающие реализации ваших замыслов.

Вспомним все, о чем мы с вами говорили.

(работа в группах 10 мин, на основе выработанных решений предложений составляется «Ковер идей», который подводит итог встречи.)

Ведущий: - Вы вместе со своим другом проходите мимо киоска, где продают лотерейные билеты. Каждый билет стоит 100 рублей, а главный выигрыш - 1000 000 рублей! У вас в кармане 150 рублей, и вы решили попытать счастья. Вашему приятелю тоже хочется попробовать, но у него только 50 рублей. Как вы поступите?

Варианты ответа: - Нужно купить билет, а 50 рублей оставить себе.

- Вы решили отдать 50 рублей Вашему другу, чтобы и он смог купить билет.

В первом случае развитие событий могут быть таковыми: Ваш билет оказался без выигрыша. Ваш друг обиделся на Вас за то, что Вы не одолжили ему 50 рублей. Ваши встречи становятся все реже и реже. Через много лет, столкнувшись на улице, вы проходите мимо, не узнав друг друга. Конец. (3 балла)

Во втором случае развитие событий могут быть таковыми: Вы говорите своему другу: "У меня есть лишние 50 рублей. Возьми их и купи билет. Вдруг тебе повезет?"

Вскоре Вы обнаруживаете, что Ваш билет без выигрыша, зато Ваш друг выиграл миллион рублей. Как - то раз, увидев Вас, он говорит: "Ты не разменяешь мне тысячу? Я хочу вернуть тебе те 50 рублей". Что Вы ответите?

- Если Вы обзовете его мерзавцем и в ярости зашагаете прочь. А вот ваш бывший друг удачно использовал свои деньги и разбогател. Каждый раз, когда Вы слышите о его успехах, вас захватывает обида. Ваши дни превратились в мучения. Жизнь ваша складывается неудачно, потому, что Вы только и делаете, что проклинаете бывшего друга. Конец. (2 балла)

- Если Вы, не в силах сдержать себя, ударите его (нельзя же быть таким не благодарным!) То, удар так силен, что Ваш приятель падает и ударяется головой о камень. Он умирает. Вас сажают в тюрьму за убийство. Когда Вы выходите их тюрьмы, все смотрят на вас как на убийцу. Вы везде и всюду чувствуете на себе это клеймо. Конец. (1 балл)

- Если Вы искренне поздравите его с удачей и скажите: "Считай, что я подарил тебе эти 50 рублей", а затем дружески похлопаете его по плечу. Тогда Ваш друг тронут вашим дружелюбием и великодушием. На глазах у него слезы. "Возьми половину всех денег и прости меня", - говорит он. Вы поверьте, что самая большая радость для вас - это его удача, и все, что вам от него нужно, - это дружба. Но он настаивает, Вы поделили этот выигрыш пополам. Через некоторое время вы становитесь деловыми партнерами, и вам обоим сопутствует удача. Но самое большое богатство – это ваша крепнущая дружба. В жизни вы идете рука об руку. У вас обоих все складывается прекрасно. Конец. (4 балла)

Зрелость человека выражается, прежде всего, в том, что он четко осознает свои действия и готов нести ответственность. Все прочее не более чем внешняя атрибутика «взрослости».

Еще раз посмотрите на ватманы, на которых записаны ваши желания и пути их достижения. Какие пути вы выберете для достижения своей мечты, зависит только от вас самих.

Сценарий круглого стола "Диалог на равных"

Сценарий круглого стола о роли образовательной среды в личностном развитии подростка и молодёжи.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий круглого стола "Диалог на равных"»

КРУГЛЫЙ СТОЛ «ДИАЛОГ НА РАВНЫХ»

Основание проведения: инициатива городского Совета лидеров ученического самоуправления и детского движения ОУ города Липецка.

Цель: повышение социальной активности старшеклассников, стимулирование их деятельности.

Дата проведения: 14 ноября 2018 года, 15.30.

Место проведения: ДДТ «Городской» им.С.А.Шмакова, корпус Б.

Участники: департамент образования администрации г.Липецка, городской Совет лидеров ученического самоуправления и детского движения ОУ города.

15.30- Сигнал начала мероприятия.

На экране слайд-шоу о деятельности городского Совета лидеров ученического самоуправления и детского движения образовательных учреждений города.

Выходят члены ГСЛ(ведущие), садятся за стол

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья!

Ведущий 2: Здравствуйте, участники круглого стола «Диалог на равных», инициатором которого в очередной раз выступил Городской Совет лидеров!

Ведущий 2: За круглым столом собрались представители педагогического сообщества и лидеры ученического самоуправления и детского движения образовательных учреждений города! (Аплодисменты).

Ведущий 1: В сегодняшнем разговоре принимают участие:

Председатель департамента образования администрации г.Липецка – Александр Владимирович Мочалов

Начальник отдела дополнительного образования, воспитания и оздоровления департамента образования администрации г. Липецка – Евгения Львовна Азовцева

Специалист отдела дополнительного образования, воспитания и оздоровления департамента образования администрации г. Липецка-Марианна Михайловна Терехова

Директор Дома детского творчества «Городской» им. Сталя Анатальевича Шмакова - Ольга Николаевна Кислая

Директор гимназии№1 г.Липецка – Виктор Михайлович Цопа

Директор лицея №3 – Светлана Валерьевна Тюнина

Директор школы №24 – Вера Жоресовна Иванищева

Заместитель директора гимназии№12 – Алексей Валерьевич Волков

Заместитель директора школы №17 – Виктор Анатольевич Уваркин

Заместитель директора школы №47 – Игорь Александрович Катасонов

Ведущий 1: Поведут наш разговор члены ГСЛ …………………. …………………….и руководитель городского Совета лидеров ученического самоуправления и детского движения образовательных учреждений города Антон Александрович Гекк.

Ведущий 1: Широкая демократизация общества, создание благоприятных условий для развития активности, самодеятельности и самостоятельности личности выдвинули на первый план проблему личности как субъекта воспитания, включения каждой личности, детских коллективов, и их организаций в активную социально значимую деятельность.

Ведущий 2: Культура отношений и поведения в большой степени определяется усвоенной человеком системой духовно-нравственных ценностей. Формирование и освоение этой системы не может осуществляться стихийно, это происходит в рамках сознательной воспитательной деятельности, осуществляемой, в частности, школой и учреждениями дополнительного образования.

Ведущий 3: И сегодня мы хотим разобраться, способна ли образовательная среда современной школы быть условием более успешной социализации личности подростков.

Ведущий 1: В связи с этим давайте сперва выясним – что такое социализация? И сначала послушаем учащихся: как вы понимаете это явление?

Ответы участников круглого стола

Ведущий 2: Предлагаем посмотреть небольшой видеоролик по теме нашего разговора.

На экране видеоролик о социализации

Ведущий 2: Таким образом, социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Личность усваивает социальный опыт путем вхождения в социальную среду, в систему существующих социальных норм и связей. Школа является важным фактором социализации личности.

Ведущий 3: Является ли современная школа социальной средой, где личность имеет возможность усваивать социальный опыт?

Какие ценности формирует современная образовательная среда?

Какие правила и нормы, формируемые школой, отвергают современные подростки? И почему?

Школа – это микрофактор социализации, то есть фактор с непосредственным влиянием на подростка. Можно ли говорить о том, что выбор «правильной» или «статусной» школы влияет на успешность человека сейчас и в будущем? Или это спорный вопрос?

Школа – не единственный фактор социализации. Есть ещё учреждения дополнительного образования. Какую роль они играют? И какими они должны быть, чтобы подросток «усваивал нормы, ценности, правила поведения» успешно?

В процессе социализации подросток это активное лицо, а не пассивное. В чём заключается его активность? В каких делах и поступках?

Среди микрофакторов социализации значительную роль играют семья и сверстники. И те и другие являются участниками образовательного процесса, а значит, от них многое зависит. Семью не выбирают, сверстников тоже не всегда выберешь. Как вы думаете чьё влияние сильнее: семьи или сверстников? Как ведёт себя подросток в «спорной», проблемной ситуации? И как это формирует его характер, его поведение?

Учителя – это агенты социализации. В чём их влияние? Что дают школьные педагоги в процессе овладения поведенческими нормами?

Ведущий 3: Образовательная среда школы является важным фактором и условием социализации личности подростков. Школьная среда представляет собой совокупность материальных средств образования и межчеловеческих отношений, которые устанавливаются между педагогами, учащимися и родителями. Все они создают образовательную среду в школе.

Ведущий 1: В подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка, основа, фундамент личности, играющие решающую роль в процессе самоопределения подростка. Формирование самооценки и самосознания происходит, прежде всего, через общении с другими людьми. Потребность подростка в общении и самоутверждении должна быть реализована на основе социально значимой полезной деятельности. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является учебная, и реализуется она в школе - одном из основных институтов социализации личности.

Ведущий 2: Какие проблемы в настоящем имеет образовательная среда в процессе социализации личности подростка? Этот вопрос мы адресуем взрослым.

Ведущий 1: А какие проблемы имеет образовательная среда с позиции учащихся?

Ведущий 1: Спасибо участникам круглого стола за подробные ответы…

Ведущий 2: А в зале начинает работу открытый микрофон, просим участников круглого стола задать интересующие вас вопросы.

Работа открытого микрофона

Считаете ли вы необходимым равноправное общение между педагогом и учеником для социализации подростка?

Необходима ли поддержка школьников как субъектов самоуправления?

Может ли антипатия со стороны педагога повлиять на успешную социализацию личности?

Почему не все школы города переведены в односменный режим работы?

Станет ли экзамен по истории обязательным в этом учебном году, например, как английский язык?

Почему с каждым годом в школе повышаются цены на питание, а качество питания нет?

Сейчас охрана в школе оплачивается родительскими взносами, но качество охраны оставляет желать лучшего. Как можно объяснить этот факт?

Ведущий 3: Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду зрелости человека. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает школа. Иными словами, школа является после семьи мощнейшим инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не только образованного, но и умеющего жить в социуме члена общества.

Читайте также: