Круглый стол в библиотеке темы

Обновлено: 02.05.2024

12 марта состоялся межрегиональный круглый стол «Роль центральных библиотек регионов России в реализации национального проекта "Культура"», организованный Рязанской областной универсальной научной библиотекой имени Горького и Центральной городской библиотекой имени С.А. Есенина города Рязани при поддержке Правительства Рязанской области, министерства культуры и туризма Рязанской области, Российской библиотечной ассоциации, Российской государственной библиотеки, Рязанского библиотечного общества.

От имени регионального правительства участников круглого стола приветствовал министр культуры и туризма Рязанской области В.Ю. Попов. Он представил работу Рязанского региона по реализации национального проекта «Культура». Виталий Юрьевич отметил: «Открытие модельных библиотек – праздник для жителей региона! В Рязани, Рыбном, Касимове, селе Ижевском Спасского района, везде это становилось большим событием. Преобразование библиотек – ответ тем, кто не верил, что этот процесс возможен сегодня. Наша важнейшая задача сегодня – привлечение молодой аудитории. Мы создали Интерактивную карту учреждений культуры Рязанской области и с огромной радостью следим за тем, как на ней появляются новые современные объекты».

Участников круглого стола приветствовала директор библиотеки Наталья Николаевна Гришина. В своей речи она подчеркнула, что рада видеть собравшихся в зале и всех, кто принимает участие в работе круглого стола дистанционно, представителей федеральных, региональных и муниципальных библиотек, профильных учебных заведений из 53 субъектов Российской Федерации, из Казахстана, Луганской и Донецкой Народных Республик. «Год с момента последней встречи был непростым, но все мы сохранились для работы, для жизни, для дела. Нам предстоит осмыслить уровень, которого мы достигли в национальном проекте «Культура», а также цели, которых мы должны достигнуть на новом этапе нашей работы», – сказала Наталья Николаевна.

Президент Российской библиотечной ассоциации Михаил Дмитриевич Афанасьев сообщил присутствующим, что 11 марта на заседании Правительства РФ под председательством Михаила Владимировича Мишустина был поддержан проект «Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2030 года». Документ, подготовленный Минкультуры России совместно с профессиональным сообществом, представила министр культуры России Ольга Борисовна Любимова. Стратегия призвана решить проблемы библиотечной сферы и провести полномасштабную модернизацию отрасли.

Генеральный директор Российской государственной библиотеки Вадим Валерьевич Дуда представил собравшимся итоги Всероссийского мониторинга сохранности библиотечных фондов страны, в котором приняли участие 252 центральные библиотеки из 85 субъектов Российской Федерации. Особую озабоченность вызывает то, что полным комплектом исследовательского оборудования, который бы позволял на высоком уровне проводить все предреставрационные исследования, прикладные научные исследования по проблемам консервации документов, тестированию необходимых материалов не обладает ни одна из участвующих в мониторинге библиотек. Большое число книгохранилищ в России требует капитального ремонта. В России идет подготовка III этапа Программы сохранения библиотечных фондов РФ на 2021-2030 годы.

Директор Департамента модельных библиотек этой библиотеки Анастасия Юрьевна Дятловская представила итоги деятельности модельных библиотек, созданных в рамках национального проекта «Культура» в 2019 – 2020 годах, основные проблемы на пути модернизации и пути их решения. Особое внимание в докладе было уделено профессиональным компетенциям современного библиотекаря, партнерству и коллаборации модельных библиотек.

Отмечено, что действующий учебный центр РГБ – корпоративный университет «ЛЕНИНКА» – ведет активное обучение специалистов России по дополнительным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим необходимые компетенции для работы в современных библиотеках.

Заведующий научно-методическим отделом Российской национальной библиотеки Сергей Александрович Басов подчеркнул необходимость сохранения библиотечной сети страны, акцентировал внимание участников мероприятия на проблемах модернизированных библиотек и важности разработки единого стандарта деятельности для обновленных библиотек.

Опытом модернизации библиотек в рамках нацпроекта «Культура» делились руководители и представители региональных и муниципальных библиотек Белгородской, Воронежской, Иркутской, Нижегородской, Новосибирской областей. В их докладах были подчеркнуты проблемы, сопутствующие процессу создания модельных библиотек, рассказано о деятельности региональных проектных офисов во взаимодействии с органами власти.

Современные типы оборудования для библиотек представил председатель правления НП «Межрегиональный центр модернизации библиотек», руководитель ППК «ВИТАРУС» И.А. Коженкин.

Работа круглого стола продолжилась на площадке открывшейся в рамках нацпроекта «Культура» в конце 2020 года библиотеке нового поколения – Центральной городской библиотеке им. С.А. Есенина. Директор централизованной библиотечной системы города Рязани Лариса Анатольевна Крохалева провела экскурсию по библиотеке, рассказала о перестройке подходов к работе в обновленной библиотеке, изменениях в структуре, ориентированных на решение главных задач, на которые нацеливает национальный проект.

В рамках «Лаборатории библиотечных практик» состоялся обмен опытом работы обновленных библиотек России. Новые подходы к организации библиотечных процессов представили сотрудники Самарской, Тамбовской областей, Пермского и Красноярского краев, Удмуртской Республики, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Рекомендации по комплектованию библиотечных фондов дал представитель Санкт-Петербургского издательства «Речь» А.В. Еремеев.

Среди участников мероприятия будет проведен опрос, целью которого станет определение ключевых вопросов для дальнейшего обсуждения в рамках следующих форумов, посвященных реализации национального проекта в регионах России.

Надежда Выропаева,
заведующий отделом организационно-методической и образовательной деятельности Рязанской ОУНБ им. Горького
Светлана Антоненко,
главный научный сотрудник Рязанской ОУНБ им. Горького

Круглый стол "Библиотека территория толерантности"

Обоснование выбора формы проведения: Данная форма довольно часто используется в современной школе. Такие занятия представляют из себя беседу по теме или проблеме, которая интересна детям. Школьники учатся активно обсуждать услышанное, задавать вопросы, высказывать своё мнение. Неотъемлемым преимуществом является отказ от строгой академичности: дети видят друг друга, замечают реакцию одноклассников на свои высказывания, звучит спонтанная речь, учащиеся, желающие высказаться, могут не поднимать руку, в случае затруднения или ошибки ученик не будет наказан плохой оценкой. Этот тип позволяет учителю получить картину того, насколько хорошо развиты речевые умения школьников, в каком направлении следует вести дальнейшую работу.

Обоснование выбора темы: Эта тема является актуальной в нынешнее время. Жители Крыма должны выполнять идею добрососедства .

Цель: Воспитание нравственных ценностей.

· Дать детям представление о толерантности;

· Расширить и закрепить представление детей о доброте;

· Сформировать толерантное поведение учащихся.

Предварительная работа: распределение вопросов и инструктаж к подготовке к ним.

Оборудование: песочные часы, карточки с заданими, мультимедийный проектор.

Правила для участников:

· Давать конкретный ответ на вопрос.

· Исключить детали, которые не являются необходимыми.

· Не уклоняться от темы.

· Использовать понятную речь для зрителей .

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое толерантность?

2. Почему библиотека является территорией толерантности?

3. Идея терпимости в художественной литературе.

4. Профессиональная этика библиотекаря.

5. Качества библиотекаря.

6. правила толерантного общения.

1) Что такое толерантность?

• это способность услышать и понять другого человека;

• устойчивость к стрессам и конфликтам;

• терпимость по отношению к ближнему.

2) Почему библиотека является территорией толерантности?

Именно библиотека имеет возможность вести толерантный и уважительный рассказ о других культурах, традициях, взглядах. других людей, непохожих на нас. Мы можем делать то, что не могут сделать политики. Не потому, что они плохие, а потому, что скованы определенными рамками, другими задачами. А мы можем вести свободный и равноправный диалог культур. Любая библиотека – территория толерантности».

3) Идея терпимости в художественной литературе.

1. Л.Толстой «Кавказский пленник»;

2. В.Драгунский «Друг детства»;

3. С.Маршак «Кошкин дом»:

4. А.Резников «приключения кота Леопольда»;

5. Портер «Полианна»;

6. В.Железников «Чучело»;

7. Д.Рубина «Астральный полет души на уроке физики»;

8. Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном»;

9. Сент-Экзюпери А. «Маленький принц» и др. произведения

10. Андерсен Г.-Х. «Гадкий утёнок»;

11. Лиханов А. «Уроки доброты и нравственности» и др.

4) Профессиональная этика библиотекаря.

Для соблюдения принципов толерантности в библиотеках библиотекарь, прежде всего, должен обладать профессиональной этикой. Профессиональная этика библиотекаря – это совокупность специфических требований и норм нравственности при выполнении им профессиональных обязанностей по обслуживанию читателя информацией. В библиотечной профессии существует свое неповторимое своеобразие ситуаций, трудностей и даже опасностей, работа с людьми требует профессиональных знаний, педагогического такта, толерантного отношения к читателям и коллегам.

5) Качества библиотекаря.

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова отмечаются такие человеческие качества:

· Честность, прямота, искренность в поступках и отношениях;

· Доброжелательность – желание людям добра, готовность содействовать их благополучию;

· Вежливость, соблюдение правил приличия, учтивость;

· тактичность, чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевая достоинства людей;

· порядочность, честность. Неспособность совершать антиобщественные поступки;

· общительность, способность легко входить в общение.

· Такими качествами должен обладать библиотекарь, чтобы успешно выполнять свою работу и профессионально общаться с читателями.

6) правила толерантного общения.

Правила толерантного общения:

· Будьте хорошим слушателем. Как бы ни был красноречив говорящий, коммуникация будет неполной, если его не слушают или слушаю плохо. Слушание требует сознательного усилия и концентрации. Нужно хотеть слушать.

1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. 5 – 11 классы. - М.: Просвещение, 2006.

2. Калейдоскоп родительских собраний \ Под ред. Е. Н. Степанова. - М.: Просвещение, 2001.

3. Калейдоскоп родительских собраний \ Под ред. Н. А. Алексеевой. - М.: Просвещение, 2006.

4. Лупоядова Л. Ю. Родительские собрания. 5 – 7 классы. – Волгоград: Русское слово, 2007.

5. Планирование воспитательной работы в классе \ Под ред. Е. Н, Степанова. - М.: Просвещение, 2000.

6. Риэрдон Бетти. Толерантность – дорога к миру. - М.: Слово, 2001.

7. Титова Е. В. Если знать, как действовать. – М.: Просвещение, 1993.

8. Тыртышная М. А. 50 идей для классного руководителя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

9. Филиппова Г. Г. Как обучать искусству общения // Классный руководитель. 2003 № 3.

10. Щуркова Н. Е. Классный час и его организация. – М.: Просвещение, 1981.

Подводим итоги: круглый стол.


Итогом большой работы сельских библиотек Максатихинского района за 2019 год стал круглый стол «Эффективность деятельности библиотек: от реализованных планов – к новым идеям»

Начался семинар традиционно с поздравления именинников.

Открывая круглый стол, директор библиотеки Н.А. Степанова поблагодарила коллег за проведенную в 2019 году работу. В своём выступлении она указала на изменения в структуре библиотечной системы Максатихинского района. Подвела итоги по статистике за 2019 год и поставила задачи в работе библиотекарей на 2020 год. Рассказала о преобразованиях в современных библиотеках, о том, что они все нагляднее становятся центром местных сообществ. Отметила, что библиотеками района ведется активный поиск нестандартных форм продвижения книги и чтения, вносятся в традиционную работу новые идеи, которые востребованы читателями. Так, для пользователей в 2019 году проведено 1151 массовое мероприятие по патриотическому, эстетическому, нравственному воспитанию, направленных на изучение истории родного края, на умение вести здоровый образ жизни, на работу с читателями детьми и пожилыми людьми. Библиотеки района ежегодно принимают активное участие в различных конкурсах и акциях, получают дипломы и сертификаты.

Всегда интересен и полезен опыт коллег, поэтому первой обсуждаемой темой стал диалог - обсуждение: «Лучшее мероприятие 2019 года – взгляд изнутри» - опыт коллег». Каждый библиотекарь поделился своим мнением о том, какое мероприятие на его взгляд, было самым удачным в прошедшем году. Среди озвученных были мероприятия краеведческой направленности: выставки и стенды на Дне деревни в Труженицкой библиотеке «Труженик и его окрестности», литературные квесты: Рыбинская библиотека «Квест по сказкам Пушкина», игровые формы: в Трестенской библиотеке «Три цвета светофора» и театрализация: библионочь в Кистутовской библиотеке и «Что такое этикет» в Малышевской библиотеке, различные выставки: в Зареченской библиотеке «Выставки периодики к Году Крысы»

В результате обсуждения был сделан вывод, что удачными в библиотеке могут быть все формы работы. Главное, как их подготовить и провести, чтобы они вызвали неподдельный интерес у посетителей библиотеки.

Одно дело свое мнение, другое – как оценят твою работу коллеги. Продолжением стал обмен мнением: «Лучшее мероприятие 2019 года - взгляд со стороны».

Библиотекарям, у кого имеются группы в соцсетях, было дано задание проанализировать работу коллег и представить по одному мероприятию, по их мнению, самому удачному и обосновать свое мнение.

Разбор был строгим, но, конечно, дружеским. Все библиотекари отмечали сильные стороны выбранных мероприятий. Среди них: участие в сетевых, региональных, районных и общероссийских акциях, что позволяет стать причастным к огромному библиотечному сообществу, почерпнуть информацию о работе коллег, взять для себя что-то новое, поделиться своими наработками, выйти из «зоны «комфорта». Мероприятия, объединенные одной идеей, как, например, цикл мероприятий «Книжки из волшебного сундучка» в Сидорковской библиотеке. Мероприятия с театрализацией отмечены сразу в нескольких библиотеках. Современные, с раннего детства привыкшие к гаджетам, лучше воспринимают информацию визуально, а при невозможности посещения культурных учреждений больших городов сельскими жителями полезна такая форма работы, как виртуальные выставки и экскурсии. Была отмечена и такая форма работы, как мастер-классы, которая интересна как молодежи, так и взрослым посетителям библиотек.

В результате обсуждения был сделан вывод, что смена различных форм при проведении мероприятий делает их наиболее удачными и востребованными, а креативность мероприятий привлекает в библиотеку новых посетителей. Однако при всем разнообразии форм мероприятий нужно не забывать, что на первом месте всегда должна быть книга.

На это обратили внимание и работники детской библиотеки Н.А. Иванова и С.В. Ладаткина. «Лучшее мероприятие по работе с детьми в сельских библиотеках: взгляд специалиста» - такой стала следующая тема обсуждения круглого стола. Специалисты по работе с детьми отметили, что нельзя забывать про традиционные мероприятия «Неделю детской книги», «Летнее чтение детей», отметили библиотеки, в которых они проходят наиболее интересно, поделились опытом детской библиотеки, пригласили сельских коллег к сотрудничеству.

Заведующая отделом читального зала центральной библиотеки Понамаренко Е.Н. поделилась необычной формой работы в 2019 году в центральной библиотеке - передвижная фотовыставка – квест книжного натюрморта «Дорога НатюрЛИТа», которая стала наиболее посещаемой. Эта новая форма работы, методикой ее проведения она готова поделиться с коллегами.

Методист центральной библиотеки Русакова В.А. познакомила библиотекарей с интерактивной формой работы с молодежью - лэпбуками.

В заключении директор Степанова Н.А. подвела итоги круглого стола и выразила общее мнение о том, что библиотекари не поверхностно прожили Год театра, а постарались решить намеченные задачи, для привлечения внимания сельских жителей к литературе, чтению и готовы продолжить эту работу в 2020 году – Году Памяти и Славы. Обратила внимание на работу по программам, на то, что в 2020 году краеведческая работа, связанная с военной темой, наиболее актуальна в библиотеках района. И здесь великое множество форм для ее реализации. Главное идти в ногу со временем и использовать опыт коллег.

Круглый стол в библиотеке темы

В Центральной городской библиотеке им. Н. А. Некрасова прошел практикум «Технология проведения круглого стола» для работников муниципальных библиотек города Краснодара. Заведующая инновационно-методическим отделом Н. В. Шокотко представила одноименную методическую разработку, с материалами которой можно ознакомиться в этой статье. Участники остались и на показательное мероприятие – круглый стол «Эко-Я. Эко-Мы. Эко-Мир».


Одним из наиболее популярных и действенных методов приобщения читателей к книге в последние годы во многих библиотеках России стала форма массового мероприятия «круглый стол». В библиотечной отрасли он представляет собой совокупность методов пропаганды книги и чтения, в основе которых лежит идея коллективного обсуждения актуальных проблем.

В этом смысле дискуссии, диспуты, беседы и другие традиционные методы проведения мероприятий являются родственными круглому столу. Но, несмотря на сходство, он обладает рядом преимуществ.

Круглый стол, прежде всего, подразумевает активное участие достаточно большого количества читателей, привлечение группы специалистов для обсуждения актуальных проблем, оперативное рассмотрение широкого круга вопросов, представляющих для аудитории как теоретический, так и практический интерес.

Кроме того, такая форма мероприятия позволяет реализовать и другие методы массовой работы (диалог, полемику) и отличается повышенной информативностью.

Его участники не только получают и усваивают новую информацию, учатся анализировать проблемы и отстаивать свою позицию, но и показывают свои знания, умения убеждать, и аргументировано спорить.

Методика круглого стола, как и любого другого мероприятия, включает в себя подготовительный этап и сам этап проведения.

1. Библиотекарь заблаговременно определяет, сообщает читателям и всем заинтересованным лицам тему, время и место проведения мероприятия. При этом тема может формулироваться в соответствии с учетом интересов и пожеланий самих читателей.

2. В подготовительный период целесообразно рекомендовать читателям перечень изданий, которые отражают тему круглого стола и содержат различные точки зрения на проблему.

4. Для повышения познавательной активности читателей в период подготовки к мероприятию осуществляется сбор письменных вопросов по теме круглого стола. Они являются ориентиром для подготовки библиотекаря и приглашенных специалистов.

5. Чтобы мероприятие прошло интересно, содержательно и с высокой активностью, следует в период подготовки продумать порядок его проведения, использование принципа наглядности, технических средств, материалов, средств массовой информации и таких форм активизации читательской активности, как ситуативные вопросы, видеофрагменты.

6. Важно соответствующим образом подготовить помещение для мероприятия: расставить столы, оформить библиотечную выставку по проблеме обсуждения, подготовить слайд-презентацию.

7. Особая ответственность в период подготовки круглого стола лежит на ведущем (библиотекаре). С одной стороны, он организует работу читателей, проводит подбор литературы по теме, обеспечивает качество проведения мероприятия с использование различных технических средств, а с другой – координирует подготовку приглашенных специалистов.

1. Проведение круглого стола целесообразно начать со вступительного слова ведущего (библиотекаря). Он оглашает тему, цели и основные проблемы мероприятия, представляет аудитории приглашенных участников и порядок работы.

Вариант 1. Участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий только распределяет время выступлений и предоставляет слово участникам обсуждения.

Вариант 2. Ведущий интервьюирует участников мероприятия или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения вызывает большой интерес у аудитории. Но он требует от ведущего высокого уровня мастерства и глубокого знания нюансов обсуждаемой проблемы.

Вариант 3. Методические посиделки. Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, необходимые для решения каких-то ключевых задач библиотечного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего должно заключаться в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной библиотечной проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

Вариант 4. Методический диалог. В формате такого мероприятия слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность участников. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет создать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

• отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. У организатора практически нет инструментов прямого влияния на ход мероприятия (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенное. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив тем самым структуру мероприятия. Но все происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего.

Ключевой элемент любого круглого стола – это модерация (от итал. «moderare» – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздывание). В современном понимании модерация означает технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Ведущего круглого стола называют модератором. Его задача – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы встречи и дать старт мероприятию, а держать под контролем все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущего круглого стола высоки. Модератор должен уметь четко формулировать проблему, не отходить далеко от темы, выделять основную мысль предыдущего выступающего и с плавным логичным переходом предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий круглого стола должен быть беспристрастным.

Не стоит забывать, что модератор является еще и фактическим участником мероприятия. Поэтому он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан и в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.

Большое внимание при проведении круглых столов обращается на обобщение и подведение итогов работы. Это особенно полезно тем, что дает возможность проверить степень согласия между членами группы. Если участники не согласны друг с другом, то лучше выявить это во время дискуссии, чем позднее в реальной деятельности. Если договоренность, достигнутая во время дискуссии, не является настоящим согласием, то, вполне возможно, что она не будет выполняться в жизни после окончания дискуссии. Обобщение следует делать периодически через определенные интервалы времени, особенно в том случае, если обсуждение рассчитано на длительное время или включает в себя разные аспекты темы.

При обобщении нужно говорить теми словами, которые употребляли участники, и только то, что слышали, не добавляя ничего нового от себя. Важно убедиться в том, что группа выражает согласие по поводу основных моментов, которые были перечислены, но не следует добиваться согласия всех участников по обсуждаемым вопросам.

Цель круглого стола – обмен мнениям, и при подведении итогов лучше обозначить имеющиеся у группы взгляды, точки зрения. Даже если во время обсуждения возникают новые вопросы, темы, не следует отходить от плана проведения.

Обязательно нужно оставить достаточно времени на завершение круглого стола и подведение его итогов. Если встречу сложно завершить, участники стремятся к продолжению дискуссии, то это хороший индикатор успеха мероприятия.

Круглый стол как форма коллективной дискуссии широко используется в современном мире, поскольку предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. В процессе рассмотрения актуальных вопросов, обсуждаемых за круглым столом, могут затрагиваться любые социально значимые проблемы, направленные на решение конкретных заданий, что, несомненно, способствует повышению интереса участников и плодотворному сотрудничеству библиотекаря и читателей.

Круглый стол "Читающая нация - культурно-развитая преуспевающая страна"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглый стол "Читающая нация - культурно-развитая преуспевающая страна" может быть использован во внеурочной работе с учащимися старших классов.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол Читающая нация»

Круглый стол «Читающая нация – культурно-развитая, преуспевающая страна».

Айтенова Л.Ш. – учитель истории и обществознания

Приобщение учащихся к систематическому чтению для того, чтобы стать гармонически-развитой личностью.

Развитие ораторских способностей у старшеклассников.

Формирование и развитие интеллекта, посредством чтения.

Узнать, какова роль книги в жизни современного подростка в сравнении с другими источниками информации.

Определить значение в жизни школьников компьютера.

Показать роль и значение книги и чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств подрастающего человека.

Развивать интерес к формированию желания читать, что бы стать всесторонне образованной личностью.

Выяснить, какое место в жизни школьников занимает книга, выявить и оценить роль чтения нынешних школьников, круг их литературной ориентации.

Доказать значимость человека читающего в современном обществе, помочь осознать значимость книги в нашей жизни

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Участники: Учащиеся 9-10 классов, классные руководители, учителя-филологи.

Слайд 1 Читающая нация – культурно-развитая страна

Слайд 2 Человек с раннего возраста …

Ведущий 1. С раннего детства человек знакомится с книгами. Они будут сопровождать его всю жизнь. Они будут его постоянными спутниками, помогут разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы. Ведь существует и справочная литература, различные словари, энциклопедии. Они наши незаменимые помощники. Велика роль книги в жизни человека. Без неё были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества.

Книга появилась очень давно и развивалась по мере развития общества. Книга оказывает воздействие на духовный мир человека. Под ее влиянием у нас возникают различные идеи, образы и мысли.

Слайд 3. «Книга дает человеку возможность…»

Ведущий 2.

Как сказал Андре Моруа: «Книга дает человеку возможность подняться над самим собой".

В современном мире меняется роль книги в жизни человека.
Если еще до недавнего времени книга была учебником жизни, то сейчас книга – это, прежде всего, источник информации. Появилась прекрасно иллюстрированная познавательная литература, предлагающая фактическую информацию ребенку. Объем информации, который воспринимают дети, увеличился во много раз. Современные дети живут в совершенно ином информационном пространстве по сравнению с предыдущим поколением.

Слайд 4. «Книга - зеркало человечества …»

Ведущий 1. Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.

Ведущий 2. Чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.

Книга – элемент культуры, который на протяжении сотен лет передавал знания из поколения в поколение.

Слайд 5. Читающая нация – культурно-развитая страна

Среди тех миров, которые не подарены человеку природой,

а сотворены из материалов его собственного духа,
мир книги — величайший.

Герман Гессе

Учитель. На сегодняшнем круглом столе мы попробуем разобраться: Какую же роль в наше время играет книга? Тема круглого стола звучит: «Читающая нация – культурно-развитая страна».

Для разговора мы сегодня пригласили учащихся 9-10 классов, а в качестве экспертов выступят: филологи нашей школы…., которые будут оценивать ваши аргументы и умения отстаивать свою точку зрения.

И так, вопрос учащимся:

- Как вы понимаете тему круглого стола, согласны ли вы с данным утверждением? (высказывание мнений)

Ведущий 1. Вот что по данному вопросу говорит статистика… Какая нация самая читающая в мире?

Слайд 6. Самая читающая нация в мире

Индия оказалась на первом месте по количеству времени, которое население проводит за книгами. И причина этого, видимо, не только в таланте индийских писателей, но также и в низком уровне жизни. Когда другие развлечения (кинотеатры, заграничные путешествия, телевизор) труднодоступны, книга становится настоящим спасением.

Неплохо также чувствует себя литература там, где ей не приходится выдерживать сильнейшую конкуренцию с телевидением – в Китае. Телевидение в этой стране предпочитает не развлекать, а воспитывать. В результате китайцы читают больше, чем по часу в день.

Впрочем, чтение – необязательно досуг для бедных. Как показало исследование NOP World Culture Score Index, в богатых Швеции и Саудовской Аравии люди также читают много и с удовольствием.

Предлагаю обратить внимание на слайды и сделать свои выводы.

Слайд 7. Первая десятка самых читающих стран по количеству часов в неделю:

1. Индия ‑ 10,7 часа
2. Таиланд ‑ 9,4 часа.
3. Китай ‑ 8,0 часов
4. Филиппины ‑ 7,6 часа

5. Египет ‑ 7,5 часа

6. Чехия ‑ 7,4 часа
7. Россия ‑ 7,1 часа
8. Швеция ‑ 6,9 часа
9. Франция ‑ 6,9 часа 10.Венгрия ‑ 6,8 часа

Слайд 8. Европейский рейтинг по количеству читающих людей

Европейский рейтинг по количеству читающих людей

(по исследованиям института социологии образования Российской академии наук)

Читайте также: