Круглый стол управление качеством образования

Обновлено: 17.05.2024

В условиях модернизации Российского образования, которая ведёт к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед школой стоит задача обеспечения своих учащихся качественным образованием.

В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.

В педагогическом плане – это ориентация образования на развитие личности. Выпускники школы должны быть не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными, готовыми к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

Из чего следует, что Качественное образование – это главный ресурс человека, который обеспечит ему способность свободно и эффективно использовать полученные знания в конкретных условиях для достижения поставленной цели и повышения качества своей жизни.

Из чего складывается качество образования?

- из высокого уровня профессионализма педагогов;

- из создания комфортности в обучении школьников;

- из прочности знаний учащихся;

- из соблюдения санитарно-гигиенических норм;

- из материально-технического обеспечения школы.

Остановлюсь на важной составляющей по обеспечению качества образования – ПРИМЕНЕНИЕ учителем образовательных технологий.

В современных условиях учителю необходимы методы, которые позволяли бы сформировать у ученика умение правильно организовать свою работу – сначала учебную, а потом и любую другую. Это означает – самосовершенствоваться, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями.

Компетенция – возможность установления связи между знанием и ситуацией, применять адекватно знания для решения проблемы (С. Шишов, В. Кальней, 1995).

К важнейшим (ключевым) компетенциям, которые должны быть сформированы в общеобразовательной школе для обеспечения гражданской зрелости, профессионального и личностного самоопределения, относят следующие:

Компентностный подход в образовании сегодня – это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию жизни.

Поэтому актуальным становится внедрение проектной деятельности

· выработать у школьников самостоятельное, критическое мышление, умение работать с информацией;

· научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

· принимать самостоятельные аргументированные решения;

· научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Ведущий отечественный специалист в области проектной деятельности учащихся Евгения Семёновна Полат определяет проектную деятельность как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (учащимися), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом».

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;

-умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3 Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умения коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнёром;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:

- навыки делового партнёрского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;

4. Менеджерские умения и навыки:

- умение проектировать процесс (изделие);

- умение планировать деятельность, время, ресурсы;

-умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

- навыки анализа собственной деятельности.

5. Коммуникативные умения:

- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса;

6. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Результатом использования проектной деятельности можно считать сформированность общеучебных умений учащихся, входящих в структуру «Мыслительной компетенции» и определяющих достижение высокого уровня готовности и способности решать значимые для учащегося проблемы.

Оценить эффективность проектной деятельности возможно с точки зрения повышения интереса к обучению, развитию таких исследовательских действий как

- поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи;

- систематизация, сопоставление, анализ, обобщение имеющихся идей, построение модели, формулировка выводов и как следствие – формирование у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов (показатели общей и качественной успеваемости).

Это подтверждается результативностью участия в интеллектуальных состязаниях, научно-практических конференциях и конкурсах проектов.

На вопрос: «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом» школьники отвечают:

- распределять правильно время;

- анализировать собственные действия;

- достигать поставленной цели;

- презентовать результат своей работы.

Грамотное, осознанное применение метода проектов в совместной деятельности учащихся и учителя может привнести в учебный процесс принципиально иной подход к познавательной деятельности учащихся, имеющий практическое значение для успешного овладения ключевыми компетентностями школьника в соответствии с ФГОС.

Проект многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем.

Проект – это особая философия образования.

Метод проектов возник в XVIвеке в архитектурных мастерских Италии. Долгую и достаточно продуктивную историю развития метода проектов и его распространения в мировой практике можно разделить на пять этапов:

· 1590-1765: начало проектной деятельности в архитектурных школах (мастерских) Европы.

· 1765-1880: использование проекта в качестве метода обучения в систематической педагогической практике и его «переселение» на американский континент.

· 1880-1915: использование метода проектов в производственном обучении и в общеобразовательных школах.

· 1915-1965: переосмысление метода проектов и его «переселение» с американского континента обратно в Европу.

· 1965 — по настоящее время: новое «открытие» метода проектов, третья волна его международного распространения.

Круглый стол на тему "Главная задача учителя- повышение качества знаний учащихся"

Цел ь: Развитие желания и умения работать в содружестве с учащимися в поисково- исследовательском режиме. Развивать методическую квалификацию, умение создавать рабочую атмосферу в аудитории, умение стратегически мыслить

Вид : круглый стол

Метод : частично- поисковый, интерактивный

Форма проведения: защита проекта , игра, самооценка

Ход проведения:

I. Вступительное слово ведущего:

Многие формы жизни стали новыми , а формы обучения до того уже обветшали, что пришло время подумать об их усовершенствовании

- Это высказывание не потеряло своей актуальности и сегодня, поэтому учёные –педагоги всего мира работают сейчас над разработкой философии ХХI века. Какой должна быть школа? Учитель? Ученик и главное- учебники? Уходят в прошлое времена, когда школа была ориентирована на среднего ученика. Переориентация школы на гуманистические , личностно- деятельностные и развивающие технологии изменили отношение к сегодняшним ученикам- будущей интеллектуальной элите общества. Теперь перед учителем стоит главная задача- повышение качества знаний каждого ученика. Каждый из нас для активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся мы часто используем деловую игру как форму интерактивного метода. Сегодня, во время этой деловой игры мы попробуем ответить на вопрос: что же входит в понятие « качество знаний» и что нужно делать для того , чтобы выполнить эту задачу: т.е. повысить качество знаний учащихся.

Деловую игру начнём с конкурса « Защита результатов»

Итак I –ое задание. ( Все участники разделены на 3 группы)

Задание 1-ой группе.

-Какие ассоциации у вас вызывает понятие « творчество учителя?»

Стремление полная отдача сил

научить и энергии, времени работа

независимость интерес к предмету

Задание 2-ой группе

Разработать модель стратегии повышения качества

Внутришкольный отдел управления качеством образования

Задание 3-ей группе

Творческое задание по методу: « Недописанный тезис»

  1. Применение новых информационных технологий позволяет определить….

( каково качество образования конкретного ученика)

  1. Для того, чтобы повысить качество знаний ученика, необходимо….

( самому учителю быть научно подкованным)

  1. Для повышения творческого самовыражения учащихся, на уроке я пользуюсь такими методами, как….

( аналитические упражнения, ролевые и деловые игры, экспертная работа, уровневые задания и др.)

Таким образом, для того чтобы повысить качество знаний учащихся , необходимо в школе создать руководящий орган , который будет состоять из нескольких групп, отвечающих за качество обучения. Учитель должен быть научно подкован, отвечать всем требованиям современной школы, в своей работе шире использовать различные методы и приёмы инновационной технологии.

Все мы знаем, что добиться качества знаний можно через урок. Поэтому каким должен быть урок и как разнообразить виды урока мы узнаем из тренинга.

II . Тренинг .

Тема тренинга: Урок- форма повышения методического мастерства.

Задание 1-ой группе.

- С помощью фломастера отобразить на бумаге один из типов урока ( урок- переговоры, урок творчества, урок- экзамен и т. д)

Задание 2-ой группе.

- Путём жестов показать один из фрагментов урока любого типа и прокомментировать свои действия.

- Написать ЭССЕ на тему: « Мои педагогические достижения»


Вывод тренинга:

-Тренинг показал, что урок является основным орудием учителя. На уроке решаются основные этапы повышения качества знаний учащихся , мастерство учителя. Ученики учатся анализировать, принимать решения, общаться друг с другом и учителем.

« Мозговой штурм»

Каждому учителю даётся лист самооценки ( оценивается по 10-ти бальной шкале) напротив каждого вопроса ставится балл.

Я знаю свой предмет

Я умею, хочу и организую внеклассную работу по предмету, причём ученики посещают эти занятия с удовольствием

Дети и родители считают меня очень хорошим учителем

Я владею современными методиками и могу успешно применять их на практике

Я умею работать с сильными и слабыми учениками

Ученики считают, что на моих уроках интересно

Многие мои выпускники , окончив школу, благодарят меня за полученные знания и моё отношение к ним

Независимые срезы показывают высокий уровень знаний моих учеников

Я с удовольствием помогаю другим учителям

На моих уроках дети серьёзно и увлечённо работают

У меня есть педагогический опыт , который представляет интерес для моих коллег

Я никогда не срываюсь на детях

Дети любят меня за доброту

Я влияю на установление хорошего психологического климата в классах, в которых работаю

У меня сложились отличные отношения с родителями учеников

- Если вы набрали 150 баллов, значит вы лучший педагог в мире и с таким понятием , как самокритика, вы незнакомы вообще.

- Если вы набрали 135 баллов , то вам следует установить памятник в стенах школы.

- Если вы набрали 120 баллов- вы прекрасный педагог.

- Если вы набрали 100 баллов, значит вы хороший педагог.

- Если вы набрали ниже половины, то вам следует либо обновить свой багаж, либо серьёзно заняться повышением своего профессионального уровня.

Общий вывод

Таким образом: творческие задания такого типа имеют большое значение не только для повышения качества образования, но и для умственного развития, целью которой является развитие активного , самостоятельного, творческого мышления школьников, их творческой активной позиции в учении, развитие индивидуальности.

на тему: Роль игры в развитии познавательных способностей учащихся

Роль игры в развитии познавательных способностей учащихся.

- Часто ли мы задумываемся над тем, интересны ли наши занятия для наших учащихся?

-Как сделать занятие живым, интересным и полезным?

- Как сохранить « дух мудрости» и передать его новому поколению?

- Как сделать процесс обучения таким, чтобы учащийся ежедневно выходя из стен школы мог сказать . что сегодня узнал много нового и полезного?

Один из подходов к решению заданных вопросов прост- это активное использование инноваций в обучении, другими словами, инновационных методов обучения как нового оружия педагога.

Инновационные методы обучения- это активные методы обучения. А педагогические экспериментальные данные Х. Е. Майхнер подтверждают их преимущества в учебном процессе. Обучаемые сохраняют в памяти:

-10% того, что читают;

- 20% того, что слышат;

- 30% того, что видят;

50% того, что слышат и видят;

- в то же время при активном восприятии информации они удерживают в памяти 80% того, что говорили сами, 90 % того, что делали сами.

Так что же такое инновации в педагогике?

Научно-исследовательская Инновационные школы,

работа авторские методики

Творчество педагога Инновации в обучении

и ученика - активные методы обучения

-активные формы обучения

- применение компьютеров, новых ТСО

Мне кажется, что учителю, работающему в этом направлении при составлении поурочного плана необходимо изменить задачи, где образовательные меняем на дидактические и научные, оставляя воспитательные и развивающие.

Задачи современного педагога- способствовать раскрытию способностей ребёнка, его развитию и самосовершенствованию. Сегодня учащиеся являются равноправными партнёрами, участниками педагогического процесса. Без его активности, инициативы, творчества невозможно результативно осуществить учебно-воспитательный процесс. В центре учебно- воспитательного процесса находится личность. Каковы же критерии эффективного педагогического процесса?

Субъект педагогического Цель педагогического

процесса процесса

Результат педагогического процесса

Я считаю, что нового ничего не изобретено: лучшие педагоги всегда учили детей анализировать, делать выводы, учили их самостоятельно мыслить. Это сейчас с учётом времени, в котором мы живём, с учётом специфики нашей профессии, мы чаще употребляем термины» технология», « инновация», « технология разноуровнего обучения», ! технология модульного обучения»и т. д. а на самом деле мы делаем свою работу.

Отдельными крупицами своего опыта я хочу поделиться. Работая в школе с казахским языком обучения, испытываю огромные трудности с языковым барьером, но и здесь можно кое- что сделать.

Обычно я начинаю работу с 5-го класса. Уроки в 5-ом классе почти все провожу в игровой форме для того, чтобы вызвать интерес к языку. Это уроки- путешествия, АБВГДейка, строители, Лидер и другие, которые носят частично- поисковый характер. Так при прохождении темы « Состав слова» провожу игру ! Распутать ветки»

Корень слова жұрнақ

Окончание сөз құрамы

Однокоренные негіз

Состав слова сөздің түбірі

Суффикс жалғау

Основа түбірлес сөздер

В шестом классе постепенно усложняю цели и задачи нестандартных уроков, построенных в форме дифференцированного и группового обучения. Здесь включаю уроки- практикумы, зачётные уроки. Особое внимание уделяю творческим заданиям, типа:

- изменить конец произведения;

- продумать другое начало;

- придумать другое название;

- устное рисование сюжета и др.

Так постепенно переходя из класса в класс, усложняются цели и задачи, формы и методы обучения.

Законом «об образовании Р К» утверждён принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий учителям использовать наиболее оптимальный вариант. На мой взгляд наиболее оптимальным вариантом является групповая работа. Групповая работа широко используется в технологии модульного обучения. В зависимости от типа урока, игры можно использовать на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, при объяснении нового материала, при закреплении и обобщении, при контроле и зачёте. Покажу на примере:

- что даёт ученику использование игр на уроке?

Влияние игр на личность учащегося и его развитие

Развивает Позволяет удовлетворить Формирует

потребности

- Познавательные в уважении - положительные мотивации

Процессы самоактуализации учения, удовлетворение и

- память, внимание самоутверждении радость от познавательной

- мышление, воображение в общении, игре деятельности ( учение без

- восприятие, активный в подготовке и двоек, возможность работать

Словарный запас- преодолении на своём уровне, участие в

- постоянный диалог трудностей игре, отсутствие страха и.т.д).

В своё время известный педагог Г.В.Лейбниц сказал: « Я очень рекомендую, чтобы человек упражнялся в игре, содействующей совершенствовании. Не ради игры, а потому что она служит совершенствованию в искусстве размышлений и изображений». А «причина неудач на уроке в том, что учитель забывает, что урок-это совместный труд детей и педагога».

Круглый стол по теме «Актуальные проблемы современного образования. Пути их решения»

Цель: привлечь внимание родителей к проблемам современного образования; наметить пути их решения.

· Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с сотовыми телефонами, смартфонами, планшетами.

· Показать влияние гаджетов на психическое и физиологическое здоровье ребенка при неправильном его использовании.

Категория участников: педагоги, родители, учащиеся.

Форма проведения: «круглый стол»

Продолжительность работы: 30 минут

Методы работы:

- метод работы в группах;

- метод групповой дискуссии.

Принципы работы:

- принцип партнерского общения;

- принцип обратной связи.

Используемый материал:

- видеоролик «Даёшь детям гаджеты!»

1 этап. Участники усаживаются в малые группы.

«Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – новая парадигма формирования человеческого потенциала страны». Появление такого документа, как Концепция духовно-нравственного воспитания является своевременным. Ключевой особенностью которого является то, что он не ограничивается системой предметных знаний, умений, навыков, а включает систему духовно-нравственных ценностей и ориентирован на личностное развитие обучающихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования, где образованию отводится ключевая роль.

Каков же он, социальный заказ? Запрос семьи, общества, государства?

Что нового вносит ФГОС в образовательно-воспитательный процесс школы?

Какие педагогические технологии обеспечат его успешную реализацию?

Что требуется от современного учителя?

Какие технологические средства помогут достичь желаемого результата?

Эти и многие другие вопросы заставляют нас задуматься.

Участниками «круглого стола» сегодня являются работники управления образованием, педагоги школ Шалинского городского округа, педагоги нашей школы, родители и учащиеся.

Я предлагаю следующий регламент работы. Сначала мы посмотрим видеоролик и определим тему нашего разговора, затем продолжим работу в малых группах . Вы ответите на предложенные вам вопросы (5 мин). Затем перейдем к обсуждению. Первыми открывают тему учащиеся, затем остальные дополняют и расширяют ответ, либо высказывают свое мнение. От группы выступает один человек (5 мин). Если ваши мнения по данному вопросу разошлись, вы можете высказать свое собственное мнение. В конце работы круглого стола мы подведем итоги и выработаем рекомендации и посмотрим, полезна ли была тема нашего разговора (5 мин).

- Вы согласны с таким регламентом работы? (предложения обсуждаются)

Чтобы определить тему нашего разговора, я предлагаю вам посмотреть видеоролик и конкретизировать тему «круглого стола».

Ведущий конкретизирует ее.

«Гаджеты: за и против»

Ведущий: 21 век – время информационных технологий и массовой информации, доступной для всех. Новые технологии активно вторгаются не только в жизнь взрослых, но детей. Компьютер, телевизор, планшеты зачастую начинают осваиваться с раннего возраста, вытесняя собой элементы детства. В некоторых семьях с самого рождения детей сажают перед экраном компьютера или планшета, дают в маленькие ручки огромный дисплей смартфона. Сегодня практически у каждого ребенка, начиная с первого класса, есть телефон, планшет и другие гаджеты. Однако, при чрезмерном увлечении инновационная техника, которая призвана облегчать жизнь в обществе, может быть вредной для здоровья. Противостоять гаджетам и интернету очень трудно, особенно если речь идет о детях младшего школьного возраста. Сегодня гаджеты: доступный способ получения информации, способ развлечься, способ самовыражения оригинальным аксессуаром. Исследования современных ученых, наблюдения психологов, педагогов свидетельствуют о неоднозначном влиянии гаджетов на детей. Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания к проблеме со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания модели обучения, обеспечивающей безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку школьникам. В этой связи возрастает роль и ответственность учителя, школы за выработки привычек здорового образа жизни. Внедрение инноваций напрямую касается и нашей школы, где у каждого учащегося, начиная с первого класса, есть телефон, планшет и т. д.

В этом учебном году мы приняли участие в «Мониторинге здоровья и физической подготовленности учащихся». Результаты данного мониторинга и заставили меня взяться за эту проблему и попытаться хоть как-то помочь ее решить.

Не буду брать результаты всего мониторинга, остановлюсь лишь на том пункте, который касается темы нашего круглого стола, а именно, на вопрос «Сколько времени в день ты проводишь за компьютером, ноутбуком, планшетом, смартфоном или другим электронным устройством?», лишь 38 % соблюдают требования к предельно допустимой продолжительности работы за компьютером. Конечно, эта цифра не точная и дети младшего школьного возраста могли ответить на этот вопрос не точно, а старшеклассники слукавить, не называя точное время проведения.

Также меня насторожил ответ на вопрос «Кто должен заботиться о твоем здоровье? Достаточно большой % обучающихся считают, что о здоровье должны заботиться родители (100%), врачи (58%), учителя (12%), а сами дети - 42%.

2 этап. Работа в малых группах с рабочими карточками. (Приложение 1)

4 этап. Подводя итог к вышесказанному, я могу резюмировать - нельзя сказать однозначно, что гаджеты несут только вред или пользу. Всему нужно знать меру. Взрослые должны учить детей тому, как правильно использовать тот или иной гаджет, как грамотно использовать его ресурс. Но тогда и у взрослых должна быть развита «культура отношения» с современными научно техническими приспособлениями. В противном случае, мы останемся в ситуации, как и сейчас- вместо того, что бы взрослым учить детей обращаться с гаджетами, дети будут учить этому взрослых.

Участники круглого стола участвуют в выработке проекта по вопросу.

5 этап. Рефлексия участников.

- Какие выводы вы для себя сделали? (учащиеся, педагоги, родители)

- Бала ли тема круглого стола актуально и полезной? Ответы участников. Смайлики.

Спасибо за активное участие, всем здоровья и творческих успехов!

«Планшеты, смартфоны на уроках и дома: польза или вред для школьника?»

Вопросы детям:

1. Есть ли тебя телефон, планшет, компьютер?

2. Для чего ты его используешь? Помогает ли он тебе в учебе?

3. Знаешь ли ты, сколько минут в день можно проводить за гаджетами? Родители следят за тем, сколько времени ты проводишь за ним и чем занимаешься?

4. Что ты выберешь: занятия спортом или игры в планшете?

5. Как ты считаешь, полезны или вредны сотовые телефоны, смартфоны, планшеты и другие средства связи?

Вопросы родителям:

1. Можно ли обойтись в наше время без гаджетов?

2. В чём опасность (вред) увлечённости детей гаджетами?

3. Контролируйте ли вы своего ребенка сколько времени он проводит за гаджетами?

3. Какой выход вы видите в решении этой проблемы?

Вопросы педагогам:

1.Почему школьникам важно использовать компьютер, интерактивную доску, нетбуки на уроках? Ведь, на самом деле, компьютеры и мобильные устройства есть дома у каждого, и дети едва ли не с раннего детства начинают разбираться в технике?

2.Есть ли опасность в том, что дети постоянно имеют отношение с гаджетами? Насколько это полезно? Какой вред это может принести ребенку? Как его уменьшить?

Круглый стол "Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма педагога, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол "Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога"»

«Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога».

Форма проведения: круглый стол.

Цель: обмен опытом педагогов по проблеме осуществления работы над повышением профессиональной личной компетентности.

Повестка круглого стола:

1. Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога ( на основе нормативно-правовых документов).

2. Обеспечить обмен опытом работы педагогов по повышению личной профессиональной компетентности.

3. Разрешить проблемы организации самостоятельной работы над повышением личного профессионального уровня педагогов.

Понятие о профессиональной компетентности педагога (доклад).

Проблема качества дополнительного образования является весьма актуальной. Ни для кого не секрет, что качество образования напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов.

И для того чтоб повысить эту самую компетентность, для начала нам стоит разобраться, что же это такое?

Понятие «профессиональной компетентности» рассматривается во многих источниках.

1. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

2. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта. (Приказ мин соцразвития РФ от 14.08.09г). В данном источнике профессиональная компетентность есть качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей.

3. В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности (опубликован в Вестнике Минобразования - №7 за 2007 год) под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

4. Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности (из опроса педагогов).

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

1. Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

2. Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.

3. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

4. Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию. Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.

- О профессионализме педагогов говорилось всегда. Ступени профессионального роста педагога: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.

Педагогическая умелость – это основа профессионализма педагога,
без которой невозможно работать в образовательном учреждении. Она предполагает знание педагогом способов подготовки к образовательному процессу, умение правильно определить его структуру, содержание, методику проведения отдельных этапов занятия либо другой деятельности, умение использовать приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину, сочетать различные методы выявления и оценки уровня развития ребенка, проведение фронтальной и индивидуальной работы.

Педагогическое мастерство – следующая ступень профессионального роста педагога. Как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности воспитателя педагогическое мастерство есть ни что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Как видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. Мастерство включает в себя также те педагогические усовершенствования, которые осуществляет педагог, делая необходимые выводы их допускаемых недочетов, ошибок и успехов детей.

Педагогическое творчество - характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Высшим уровнем профессиональной деятельности является педагогическое новаторство. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.

В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:

Компетентность в области личностных качеств.

Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.

Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.

Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.

Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.

Компетентность в организации педагогической деятельности.

Развитие системы образования, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно, только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога.

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Из всего ранее сказанного следует, что на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.

Итак, профессиональная компетентность педагога дополнительного образования определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в дополнительном образовании.

На сегодняшний день педагоги дополнительного образования вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дополнительного образования и форм его реализации в связи с внедрением образовательных стандартов.

Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов по реализации ФГОС в дополнительном образовательном учреждении являются:

Какие же это формы:

1.Учеба на курсах повышения квалификации в СОРИПКРО, дистанционных курсах.

2.Самообразование и самосовершенствование знаний педагогов.

4.Городские методические объединения.

5.Организация индивидуальных и групповых консультаций с целью оказания методической помощи педагогам.

7.Открытые занятия опытных педагогов по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами из других учреждений дополнительного образования района, города.

8.Семинары-практикумы в дополнительном образовании.

9.Участие в работе творческой группы.

11.Общение с коллегами из других учреждений дополнительного образования нашего города, других городов.

Методическая разработка "Круглый стол "Сущность изменений, происходящих в образовании на современном этапе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое мероприятие направлено на развитие профессиональной компетентности, активной позиции педагогов в обсуждении актуальных проблем развития дошкольного образования, умение выражать свою профессиональную позицию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, корректно возражать своим оппонентам.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Круглый стол "Сущность изменений, происходящих в образовании на современном этапе"»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников № 4 «Ручеек»

Методическая разработка круглого стола для педагогов

«Сущность изменений, происходящих в образовании на современном этапе»

Круглый стол для педагогов

Тема «Сущность изменений, происходящих в образовании на современном этапе»

Цель: психолого – педагогическое сопровождение педагогов ДОО в процессе внедрения ФГОС ДО.

Задачи: развивать профессиональную компетентность, активную позицию, умение анализировать, обогащать и транслировать опыт своей педагогической практики, умение работать в команде.

Рекомендации по проведению: круглый стол проводится в форме диалога, в процессе которого педагоги обсуждают актуальные проблемы развития дошкольного образования, выражают свою профессиональную позицию, вступают в дискуссию друг с другом, аргументировано отстаивают свою точку зрения, корректно возражают оппонентам.

Структура проведения: обмен мнениями.

Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, мультимедийный проектор, презентация.

Ход мероприятия

Старший воспитатель: закончите фразу «Воспитатель это….» (высказывания педагогов).

Старший воспитатель: подводя итог вашим высказываниям можно отметить, что «воспитатель» - специалист, на основе имеющейся у него квалификации и опыта, способный развивать растущего ребенка средствами своей развитой личности. Основные признаки воспитателя: результат деятельности (развитие ребенка), средства деятельности (опыт и образование) и главное условие (саморазвитая личность).

Перейдем ко второму вопросу: «Кто такой ребенок?» (высказывания педагогов).

Старший воспитатель: таким образом, ребенок – активно развивающаяся и растущая личность, способная познавать мир с помощью взрослого. Главная задача - дошкольное образование должно быть направлено на удовлетворение сиюминутных, ситуативных, спонтанных интересов ребенка, поскольку именно в них заложен источник развития.

Старший воспитатель: отправной точкой перемен в образовании с 2012 года на современном этапе стали нормативные правовые документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановление от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении САНПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования № 1014 от 30.08. 2013 г;

- Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Старший воспитатель: Я думаю, вы согласитесь с мнением, что педагог в первую очередь должен понимать основополагающие принципы стандарта и его базовые положения. До тех пор пока педагог не будет понимать и реализовывать основные принципы и базовые положения стандарта, мы не можем сказать, что стандарт внедрен в практику.

Первый принцип, который разработчики заложили в стандарт - поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства.

Вопрос для обсуждения: как вы понимаете принцип сохранение уникальности и самоценности детства? Как вам удается разнообразить детство? (высказывания педагогов).

Старший воспитатель: модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированной, в которой главным из ценностей является развитие ребенка, его становление как личности. Поэтому педагог должен создать условия для его саморазвития, самовыражения, самоопределения и самореализации. Почему везде звучит «само»? Потому что важно, чтобы это развитие исходило от самого ребенка. Вот тогда мы можем получить те целевые ориентиры, прописанные в ФГОС ДО: самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.

Зачем нам, педагогам, понимать смысл самоценности детства? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника.

Многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, тем самым не понимают, что лишают детей настоящего детства, всего того, что происходит «здесь и сейчас». Психолог В.Запорожец выступал против неразумной торопливости, акселерации детского развития. Т.Волосовец, одна из разработчиков ФГОС ДО, утверждает, что «ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после 7 лет. Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребёнка, его разностороннему и гармоническому развитию. И вместе с тем обеспечивает готовность к преодолению жизненных трудностей, переходу на новую возрастную ступень. Сегодня дошкольное образование рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период жизни ребенка.

Таким образом, подчеркнув всё выше сказанное, можно сказать, что сохранить самоценность дошкольного детства можно при помощи:

- создания условий, в которых ребёнок будет развиваться, полноценно проживая период детства;

- развитие ребёнка в игре, а не в учёбе. Не нужно торопить детей учиться читать и писать, решать примеры;

- личностно-ориентированной модели взаимодействия, где учитываются интересы и желания ребёнка;

- сотрудничества между дошкольником и взрослым, когда их цели совпадают.

Старший воспитатель: Давид Иосифович Фельдштейн, вице-президент РАО, доктор психологических наук сказал: «Перед нами ребенок 2010 года – младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, который разительно отличается не только от того «Дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, Ушинский и Пирогов …, но даже качественно отличается и от ребенка 90-х годов двадцатого века. При этом ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал ДРУГИМ!» В связи с этим хочется порассуждать.

Вопрос для обсуждения: Ребенок 21 века: какой он? (высказывания педагогов).

Старший воспитатель: на слайде вы видите значимые изменения современного ребенка и ситуации его развития (по материалам исследования РАО и РАМН).

Старший воспитатель: в октябре 2016 года в подмосковном Красногорье состоялся всероссийский съезд работников дошкольного образования, на котором обсуждались вопросы доступности детских садов, оснащении детсадов, а также о принятом федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию. Там же была обозначена проблема XXI века — низкая познавательная мотивация современных детей, снижение уровня любознательности. Проблема существует, нам, педагогам, прежде чем искать пути и способы повышения любознательности детей, надо сначала попытаться разобраться в чем причины.

Вопрос для обсуждения: каковы причины низкой познавательной активности и снижения уровня любознательности современных детей? Есть ли выход и какой? (высказывания педагогов).

Старший воспитатель: реализация требований ФГОС ДО напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. Особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Вопрос для обсуждения: Что для вас является приоритетным: профессиональный или личностный рост? (высказывания педагогов).

Старший воспитатель: в докладе специалистов всемирного банка о развитии российского образования отмечалось, что главные качества педагога – это мобильность и профессиональная универсальность.

Вопрос: Что означают эти понятия? (высказывания педагогов).

Старший воспитатель: таким образом, универсальность – способность менять способы деятельности в режиме ускорения темпов развития общества, а профессиональная мобильность – это умение принимать самостоятельные и нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, а также способность быстро осваивать новую образовательную, профессиональную, социальную и национальную среду.

Старший воспитатель: Марк Максимович Поташник в своей книге "Управление профессиональным ростом учителя в современной школе" выделил следующее, что наличие мотива, который является побудительной причиной самостоятельной работы педагога над собой, сдвиг мотива на цель, "рефлекс цели", отсутствие боязни, решительность в постановке для себя сложных, напряженных целей - главные и обязательные факторы самоорганизации самообразования и профессионального роста педагога. То есть, надо постоянно ставить перед собой цели самоусовершенствования, а их реализацию осуществлять в разнообразных формах методической работы.

Вопрос: Что для вас является мотивом к саморазвитию? Каков вектор вашего профессионального развития в ближайшей перспективе? (высказывания педагогов)

В заключение круглого стола процитирую мудрого поэта С. Маршака, с которым трудно не согласиться:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.

Читайте также: