Круглый стол учитель года темы

Обновлено: 03.05.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Выступление на конкурс «Круглый стол образовательных политиков» по теме: «В мастерстве учителя успех ученика»

Уильям Глассер, американский психолог, в своей книге «Школа без неудачников» сказал: «Человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном… Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни».

С педагогической точки зрения, успех это – целенаправленное, организованное сочетание условий (действий), при которых создается возможность положительной динамики в развитии личности.

Совокупность целенаправленных, организованных действий, направленных на достижение успеха, входит в основу понятия педагогическое мастерство (мастерство учителя).

Мастерство учителя во многом определяется его качествами, которые придают своеобразие общению с учениками, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями.

Мировоззрение учителя должно определять его педагогическую деятельность как служение своему народу, ведь на нем основывается воспитание у учащихся активной жизненной позиции, что проявляется в чувстве ответственности за будущее каждого ученика, за судьбу общества в целом.

Учитель должен обладать целым комплексом нравственных качеств, таких как гуманизм, патриотизм, вежливость, честность, требовательность, оптимизм. Нельзя пытаться воспитывать и развивать в ученике какие-то качества, не подавая при этом личного примера. Есть мнение, что личный пример – лучшая проповедь.

Эмоциональное положительное отношение к детям, доброжелательность, стремление видеть хорошее стимулирует учеников на общение с учителем, делает их откровенными, инициативными, помогает создать в классе здоровую дружескую обстановку.

Когда мы были студентам ИГЛУ и изучали курс педагогики, преподаватель нам сказала: «Педагог – это не просто человек, который пришел и выдал все, что знает сам. Это актер, от мастерства которого зависит очень многое. Горе, боль, обида, и тем более, гнев и раздражительность – должны быть оставлены за порогом школы. Не потому что вы скрываете свою жизнь от сторонних взглядов, а потому, что все это не должно влиять на вас и вашу деятельность».

Тогда я не приняла эти слова всерьез. Начав педагогическую деятельность, я обратила внимание, насколько ученики чувствуют мое настроение, на то, как оно влияет на успешность детей на уроке, на их поведение в целом. Не важно насколько я методически подготовлена, если я пришла в класс в плохом настроении, раздражении и даю понять это детям – урок не пойдет так как планировалось, будет испорчен, не будут созданы все условия для достижения успеха у учащихся.

Многое зависит и от волевых качеств педагога, таких как: выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность и даже смелость.

Каждый педагог должен работать над совершенствованием этих качеств, чтобы его работа была более продуктивна. Желая получить скорый результат, форсируя события можно не только потерять авторитет в глазах учеников, но и навредить им – сводя к нулю старания, как ученика, так и учителя – достичь успеха в каком-то деле.

Деятельность педагога должна приводить к успеху, так или иначе. В противном случае, вся его работа приведет к обратному эффекту и принесет прямо противоположные результаты – начиная от пренебрежения к предмету, или даже может вызвать ненависть и злобу к чужим успехам.

Для того чтобы помочь нашим ученикам быть успешными, нам нужно соблюдать несколько простых правил педагогического мастерства:

  • Демонстрировать детям полное доверие.
  • Помогать ученикам формулировать, уточнять цели, задачи, стоящие перед классом и перед каждым ребёнком в отдельности.
  • Всегда исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению.
  • Быть для детей источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью.
  • Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса и принимать его.
  • Открыто выражать классу свои чувства.
  • Хорошо узнать самого себя. И главное чаще улыбаться.

Подводя итог своему выступлению, хочу сказать: Педагогическая деятельность, которая приносит успех, является основным фактором личностного роста учащихся, источником их внутренней силы и энергии.

Свою речь я хотела бы начать с цитаты Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Чуткие, внимательные, восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы».

История вершится каждый день. Мы являемся частью того, что будут изучать в будущем. Я как учитель истории рассказываю своим ученикам об ошибках, достижениях, победах и поражениях прошлого. Наша жизнь движется непрерывно, появляются новые технологии, образование развивается и методики преподавания истории совершенствуются.

Общество ставит перед школой задачу не просто формирования эрудированного ученика, но творческой личности с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, способной к преобразовательной продуктивной деятельности. Одним из требований современного общества является внедрение стандартов.

Уроки истории (обществознания) в условиях введения ФГОС чаще всего организуются в виде индивидуальных и групповых форм работы. Постепенно уходит в прошлое авторитарный стиль общения между учеником и учителем.

Мы, учителя истории в условиях стандарта учим школьников не столько пассивному запоминанию фактов и их оценке, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями.

Моя основная цель преподавания истории в школе- развитие личности ученика, это предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников.

Для развития креативности и творчества в школьном возрасте есть все основания:

* дети испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта,

* ищут стимулы и находят для себя проблемы,

* обладают широким восприятием, богатым воображением,

* легко и гибко меняют идеи, способы мышления,

* испытывают интерес и увлечены своими действиями.

А как же быть с педагогом, с его творческим развитием?

Как же объединить стандарт и творчество в обучении?!

Кажется, что эти понятия- стандарт и творчество – несовместимы.

Что такое стандарт? Стандарт – это образец, которому нужно соответствовать, а также документ, например, ФГОС.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

На первый взгляд, чтобы работать с детьми и для детей педагогу просто необходимо быть творческой личностью.

С другой стороны, необходимо следовать и современным образовательным требованиям, придерживаться стандартов. Ведь они отражают направление развития образования в настоящем мире, выступают средством повышения качества образования, открывают возможность для повышения квалификации учителя. Ведь главная цель стандартов- развитие личности учащихся, например в ходе исследовательской деятельности, практики.

Следовательно, современные стандарты – это совместное существование учебной деятельности и творчества.

Мне кажется, что педагог будет творчески развиваться даже в условиях стандартизации образования, искать новые формы работы, если у него есть интерес к самой работе. Если у педагога есть желание самосовершенствоваться, то у него всё получится.

А совершенствоваться помогают нам наши дети, которые хотят больше знать, больше уметь. А огонь в их глазах дает нам искру к движению вперед!

Я считаю, что большинство учителей смогут применить стандартный подход без проблем, т. к. изначально во взаимоотношениях с учениками нам свойственно искать свои собственные дорожки, свои методы, пути и ключики к достижению цели. Пусть всё получается не сразу и может быть много вопросов, но так для этого и нужны стандарты. Это как раз тот инструмент, благодаря которому учитель четко понимает, что от него требует общество сегодня.

Педагог у нужно заниматься самообразованием, быть увлечённым своим делом; способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; профессионально грамотным, интеллектуальным, нравственным и эрудированным; проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым о рганизатором учебно- воспитательного процесса.

Каждый учебный год я организую исследовательскую деятельность по истории, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Направляя детей, подталкивая их к достижениям, мы учимся сами, раскрываем и свой творческий потенциал.

Школьники, особо увлеченные историей, интересующиеся родным краем, занимаются краеведческим исследованием.

Считаю, что именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников. Особенно в условиях сельской школы, где есть сама обстановка многолетнего проживания нескольких семейных поколений и их традиции.

Наше общество не стоит на месте, развивается наука, информационное пространство, меняется и сам человек. Я считаю, что жить в современном обществе и оставаться на вчерашней ступени развития мы, учителя, не имеем права.

Таким образом, я считаю, что главное для учителя - быть самому творческой личностью, пробудить интерес у учащихся к творческой деятельности, , тогда не будет проблем в образовании ни «стандартных», ни «творческих». А процесс стандартизации будет только направлять в нужное русло действия педагога, а не мешать творческому развитию. Ведь без творчества нельзя работать по стандартам.

Материалы для круглого стола «Основные проблемы молодого педагога»

Цель проведения круглого стола : стимулировать молодого педагога на активный поиск решений возникающих проблем.

Проблема профессионального становления всегда была актуальна, и в современном мире она весьма значима. Работа с молодыми специалистами сегодня является важным и необходимым направлением в деятельности учебных заведений.

Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей педагогической деятельности имеет достаточные знания, но не обладает нужными умениями, так как у него еще не сформированы профессиональные компетенции.

В целом, следует отметить, что наиболее важным аспектами для адаптации молодых специалистов в профессиональной среде являются постоянная поддержка и развитие профессионального потенциала педагога на этапе вхождения в профессию, правильное акцентирование требований к профессиональной деятельности начинающих педагогов.

Одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации начинающих педагогов — наставничество, которое способствует становлению и развитию профессионализма молодого педагога.

Задача наставника – помочь начинающему педагогу реализовать себя, найти свою методическую «изюминку», развить личностные качества и профессиональные умения и увидеть положительный результат совместной деятельности в результате сотрудничества.

Молодым педагогам важна помощь наставника – коуча. Коучинг в педагогике – это совместная работа коуча и начинающего преподавателя, а также - это способ взаимодействия при котором эффективность и скорость достижения целей клиента повышается более чем в 10 раз . Коуч , в переводе с английского - это тренер .

В таком методе работы максимально задействованы все способности молодого специалиста, уделяется особое внимание его проблемным зонам. Коуч не передает начинающему педагогу готовые знания, а активизирует у него процессы самообучения и саморазвития.

Коуч помогает молодому специалисту самостоятельно преодолевать все трудности образовательного процесса, направляя его педагогические действия и стремления. Именно работа по выявлению и устранению проблем необходима молодым кадрам. С такой помощью молодой педагог может реализовать себя, развить не только профессиональные, но и личностные качества.

Коучинг — это помощь начинающим педагогам по устранению и решению проблем, возникающих в период адаптации в образовательной среде. В разносторонних конфликтах так же помогут начинающему педагогу психологи, которые могут разрешить ту или иную ситуацию.

Любую проблему можно избежать или уладить, если соблюдать несколько совершенно нетрудных правил:

· поддержка со стороны администрации, оказание методической, организационной, и, в конце концов, психологической помощи начинающим педагогам;

· организация, проведение и анализ открытых уроков, семинаров, конференций, демонстрация опытными педагогами различных методов и подходов к организации урока и его анализу;

· организация взаимодействия молодых специалистов и преподавателей со стажем в решении возникающих в педагогической деятельности проблемных ситуаций, поддержка и обмен опытом в создании проектов, участие в различных мероприятиях и профессиональных конкурсах (очных и дистанционных);

· создание форумов для поддержки молодых педагогов - все это в совокупности позволило бы молодым педагогам овладеть навыками анализа урока в единстве его формы и содержания, а также под углом основных требований ГОС.

Профессия педагога очень сложна и ответственна, ему необходимо обладать большой работоспособностью, выдерживать действия сильных раздражителей и уметь сохранять на протяжении всего рабочего дня общий и эмоциональный тонус и при всем этом не терять оптимизма. Неготовность молодого специалиста часто приводит к быстрому разочарованию и развитию феномена «эмоционального выгорания», который возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения и мешает педагогу ощущать «качество жизни» и в профессиональной и в обыденной реальности.

Сложность предмета труда педагога в том, что его содержание составляют взаимоотношения с людьми, а это требует специальных знаний, умений и навыков работы в сложных, нестандартных и постоянно меняющихся ситуациях.

Проблема состоит в том, что научиться этому можно только находясь в действующей системе, непосредственно работая в образовании. Даже педагогическая практика не может полностью смоделировать реальную ситуацию и подготовить студента к работе в образовательной организации. Своеобразие педагогической деятельности состоит и в том, что она по своей природе имеет коллективный и творческий характер. И именно педагогический коллектив, выполняющий общую деятельность, может способствовать профессиональному и личностному росту каждого отдельного педагога, особенно начинающего свою карьеру. Ведь потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Если педагогический коллектив не становится открытой самообучающейся системой по повышению профессионального мастерства педагогов, то, как следствие этого, педагоги начинают сильнее испытывать «педагогический кризис», «истощение» и «выгорание», причем, группы разного профессионального уровня сталкиваются с разными проблемами.

https://i.ytimg.com/vi/FDaB62GwIyE/maxresdefault.jpg

Сложность работы молодого педагога заключается в том, что с началом учебной деятельности ему придется принимать решения учебного и воспитательного характера, которые не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. Педагогическая деятельность ставит перед молодым педагогом практические вопросы ежедневно, ежечасно, и решать их ему приходится самому, полагаясь на собственные знания. В связи с этим у молодого педагога возникают трудности в профессиональной деятельности, т.к. у него нет достаточного уровня педагогического мастерства, опыта, и профессиональной интуиции.

Педагогическое мастерство - это синтез разнообразных качеств личности педагога, его научных, технических, педагогических знаний и умений, позволяющих ему добиваться с помощью системы педагогических средств наилучших результатов в обучении, воспитании и развитии своих учеников.

Педагогическое мастерство проявляется, прежде всего, в том, мастер уверено владеет эффективными способами обучения обучающихся, умеет воспитывать у них положительные качества личности, уважение к своей будущей профессии, умеет учить преодолевать трудности на пути к достижению цели, в ответственности за результаты своей педагогической деятельности.

Педагогическое мастерство формируется и развивается в активном, творческом педагогическом труде на основе глубоких и разносторонних профессиональных знаний и умений, знаний педагогики, педагогической психологии, методики и организации обучения, умении применять их в практической деятельности.

Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее особенностью. Творчески работающий педагог, а тем более педагог - новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых людей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.

Таким образом, педагогическая деятельность тесно связана с творческой активностью, это важное качество, которым молодой педагог должен овладеть

Молодой педагог в процессе своей профессиональной деятельности должен овладеть следующими важнейшими качествами:

1. Обширные профессиональные и педагогические знания, способности быстро восстанавливать их в памяти.

2. Постоянная и целенаправленная активность мысли и воли, развитое творческое воображение.

3. Независимость суждений, основанная на вере в свои знания, профессиональное мастерство, свои мысли, способности и возможности.

4. Любознательность, сочетающаяся с хорошим вниманием и наблюдательностью.

5. Умение быстро и всесторонне разобраться в сути дела, понять проблему, наметить пути ее решения.

6. Развитая интуиция, способность в случайном факте, явлении найти опорную точку для творческого решения вопроса.

7. Умение ставить себя на место обучающихся, войти в их роль и решать педагогические задачи в соответствии с этой позиции.

Подведём итог: в современных условиях молодой педагог сталкивается с множеством проблем, которые могут быть разделены на несколько групп.

1. Методические проблемы. Во многом это связано с отсутствием педагогического опыта и низким уровнем подготовки в вузе.

2. Проблемы недостаточных знаний по предмету.

3. Проблемы наставничества. При поступлении на работу молодой педагог попадает в абсолютно новую для него среду. Чтобы освоиться в незнакомых условиях, ему необходима поддержка. При устройстве на работу молодому учителю обещают всестороннюю поддержку со стороны администрации и всего педагогического состава. Как правило, после начала учебного года начинающий педагог полностью погружается в работу и сталкивается с новыми задачами, решение которых требует определенного опыта. Именно в этот период ему необходима реальная поддержка опытных коллег, получить которую ему не всегда удается, в связи с большой нагрузкой учителей – предметников и отсутствием наставника по преподаваемому предмету. В связи с этим, начинающий учитель не может получить профессиональной консультации по своему предмету и как следствие допускает множество ошибок.

4. Психологические проблемы. Любая смена обстановки влияет на человека, особенно если он работает с большим количеством людей

Минпросвещения выступило с предложениями внедрения новых форматов в конкурс «Учитель года России»

Сегодня, 9 апреля, министр просвещения Сергей Кравцов принял участие в виртуальном круглом столе с участниками и членами жюри конкурса «Учитель года России» разных лет. На повестке дня – совершенствование финальных испытаний и новые способы популяризации конкурса. Всероссийский конкурс «Учитель года России» проводится Министерством просвещения России, учредителями конкурса также являются АО «Издательский дом «Учительская газета» и Общероссийский Профсоюз образования.


Фото: Вадим Мелешко

Напомним, что одной из причин проведения этой встречи стало поручение Владимира Путина по изменению формата профессионального конкурса, чтобы о нем и о его участниках узнали больше россиян. В том числе, среди предложений президента был и перевод «Учителя года» в формат реалити-шоу длиной в целый год.

Первым выступил директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения Андрей Милехин, который озвучил предложения ведомства по изменению «Учителя года России». Превращения конкурса в реалити среди них не было, но но на круглом столе подняли вопрос его популяризации. По мнению министерства, конкурс нужно сделать более открытым и понятным не только для педагогического сообщества, но также для учеников, их родителей и всех людей, интересующихся сферой российского образования.

В частности, директор департамента предложил усилить информационную кампанию. Так, можно создавать сюжеты про каждого регионального победителя, которые рассказывали бы их историю, начиная со школьной скамьи. Их можно было бы транслировать по телевидению, чтобы больше людей узнали о российских педагогах.

Также было предложено отказаться от создания сайта как обязательной части конкурса. Вместо этого, по словам Андрея Милехина, нужно переходить в соцсети. Кроме того, на заочном этапе финала можно было создать испытание «Медиавизитки», в которых педагоги-участники могли бы в течение трех минут рассказать о своей профессиональной индивидуальности, учитывая регион и образовательное учреждение, в которых они работают.

Среди предложений Минпросвещения и интеграция с конкурсом «Большая перемена». Школьники-победители испытания могли бы составить детское жюри на конкурсе «Учитель года» и вручать награду в новой номинации – приз детских симпатий.

Также Андрей Милехин предложил продолжить традицию по проведению телемостов пятнадцати лучших конкурсантов с «Артеком», в ходе которых ребята могли задать вопросы о сложностях конкурса, а также узнать о чем-то более личном, чтобы лучше раскрыть учителей как обычных людей.

Кроме того, ведомство предлагает увеличить присутствие региональных победителей конкурса в медиапространстве – дать им возможность проводить лекции и онлайн-уроке, а также участвовать в качестве экспертов в различных образовательных мероприятиях, например, во Всероссийском родительском собрании.

По словам директора департамента, важно не забывать, что учитель играет еще и роль наставника в жизни ребенка. Он является примером в отношении к истории, культуре и традициям нашей страны. Поэтому у ведомства есть предложение провести финальное испытание «Классный час» на базе исторического парка «Моя история».

После того, как Андрей Милехин озвучил все предложения ведомства, началось обсуждение. Приняли в нем участие победители и призеры «Учителя года», члены жюри и оргкомитета конкурса разных лет. Выступила на круглом столе и первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Георгиевна Димова.

Она напомнила, что в 90-е годы, когда конкурс только зарождался, уже была поставлена задача превратить его в круглогодичную творческую программу. И это частично произошло. Абсолютных победителей конкурса приглашали на телевидение, брали у них интервью. Финал «Учителя года»-1993 года, как вспоминает Ирина Димова, даже проходил в телестудии Останкино.

Тогда за это критиковали – считалось, что конкурс должен оставаться профессиональным испытанием, а не превращаться в шоу. Теперь же предложение сделать конкурс интереснее для всех россиян исходит от президента.

Для того, чтобы достичь этого, считает Ирина Димова, необходимо сотрудничать с федеральными и региональными телеканалами – чтобы те каждый год подготавливали серию креативных программ о конкурсе и его участниках. Также важно, чтобы местные власти поддерживали клубы послеконкурсного движения в своих регионах.

По ее словам, конкурс получит должное внимание, будет жить и развиваться благодаря совместной работе Министерства, профсоюзов и «Учительской газеты», которая стояла у истоков конкурса.

Кроме того, в ходе своего обращения Ирина Георгиевна представила вышедшую недавно книгу «Конкурс «Учитель года»: история в лицах и фактах», в которой выступила автором хронологии истории конкурса. Сергей Кравцов заявил, что лучше презентовать ее не в рамках круглого стола, а сразу президенту.

Круглый стол образовательных политиков: в школе важна не только вертикаль, но и горизонталь

Финальная пятерка Всероссийского конкурса «Учитель года России» не зря носит статус победителей главного педагогического соревнования страны. Они представляют российское педагогическое сообщество и от них ждут стратегического мышления. Поэтому неслучайно последнее конкурсное испытание для них носит название круглого стола образовательных политиков.


На нем обсуждают самые важные, трендовые, острые темы в образовании. В этом году поводом для обсуждения стала тема – «Единое образовательное пространство: как его сохранить». Так что на этот счет думают лучшие учителя страны?

Может быть, не единое, а цельное?

Если вы думаете, что для молодежи – ведь в 2017 году в пятерку вошли люди до 33 лет – этот вопрос слишком серьезен, то вы ошибаетесь. Для начала пятерка обсудила, пожалуй, основные смыслы, которые вкладывают в это понятие в образовательном сообществе. Все мыслят сходно, но акценты у каждого свои.

Для Ильи Демакова главное в едином образовательном пространстве, как оказалось, это обеспечение равных стартовых возможностей для детей.

– Это вопрос человеческого измерения образования, – сказал историк из из гимназии № 116 Санкт-Петербурга. – Пространство, где мы общаемся с детьми. В центре его находится ученик, оно строится вокруг него и для него.

Учитель биологии из московской школы №171 Иван Смирнов подошел к теме основательно и аналитически:

– Здесь очень важно прилагательное – «образовательное». Образование – это пространство смыслов. И важно, чтобы внутри него у нас были общие смыслы, некоторый общий культурный код. И общий элемент содержания, и общий набор фактов и терминов, которые едины на всем протяжении страны. Потому что наша страна очень разнообразна — и в природном смысле (мне как биологу это тема близка), и в культурном, и общая образовательная система может стать интегратором. Единое образовательное пространство уже отчасти существует через федеральный перечень рекомендованных учебников, и в дальнейшем вместе с независимой объективной оценкой (качества образования) это может способствовать не только сохранению, но и развитию единого образовательного пространства.

Учитель математики, алгебры и начала анализа, геометрии, информатики и ИКТ из Самары Владимир Пономаренко обратил внимание на то, что образование и воспитание не могут существовать отдельно, и что в едином образовательном пространстве должен быть общий воспитательный элемент.

— На мой взгляд, школе необходимо учитывать и запросы региона, и запросы государства, – заявил педагог 132-й самарской школы с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Г. П.Губанова и не преминул похвастаться. – На мой взгляд, в нашей школе это получается. Она была в числе первых участников рядах Российского движения школьников, сейчас является его площадкой. Также у нас еще действует программа «Юнармия» Министерства обороны, которая также эффективна в процессе воспитания. И, конечно, учитываем запросы государства в части профессиональной подготовки: мы в Самарской области растим будущих инженеров. И я как учитель пытаюсь заложить в них него гражданскую ответственность.

Учитель русского языка и литературы лицея № 16 при Ульяновском государственном техническом университете города Димитровграда Ульяновской области Анастасия Мингачева проявила смелость и остановилась на негативном значении понятия «единое», которое в свое время вызвало немало споров в педагогической среде:

– Слова «единый» подразумевает давление сверху, когда есть единогласие, кто-то, кто задает определенные каноны, условия, и когда мы направляем линию сверху вниз вертикально. Мне как филологу было бы ближе говорить «цельное образовательное пространство» и выстраивать парадигму горизонтальную, когда все участники образовательного процесса связаны между собой. Тогда можно говорить о воспитании культурных, смысловых ценностей и рассматривать общую культурную составляющую.

Математик из лицея-интерната № 2 Казани Алмаз Хамидуллин подвел как бы некий итог:

– Целью образования является подготовка будущего поколения. И поскольку мы живем в многонациональной стране, нам важно передать будущему поколению некие общие ценности, чтобы они, опираясь на них, смогли выстроить гармоничные отношения.

Наследие имперской и советской школ

Но вот вопрос на засыпку: существует ли единое образовательное пространство в России? Модератор круглого стола, главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец направляет разговор так, что благостными общими фразами не отделаешься.

Алмаз Хамидуллин сразу же отреагировал:

– Мы не начинаем с чистого листа, до нас была проделана огромная работа.

Иван Смирнов справедливо заметил:

– Единое образовательное пространство — это наше наследие, которое шло от советской, а ранее российской имперской школы. Естественно,

прослеживаются какие-то общие моменты и преемственность сохраняется, но в условиях современного мира срабатывает специфика отдельных регионов. Важно налаживать обмен педпрактиками и тем опытом, как школа отвечает на вызовы современности между различными регионами.

Илья Демаков признался, что единое образовательное пространство в процессе становления:

– Мы его формируем по многим направлениям — это касается и учебно-методических комплексов, и информационной среды. Но если говорить о формировании чего-либо, то это в первую очередь касается учителя — должны быть единые правила игры, единые стандарты педагогов, общепонятная система педагогических квалификаций, компетенций. В центре здесь должна стоять, как говорил Ушинский, голова учителя, минуя которую, ничего в школе сделать нельзя.

Так из чего состоит единое образовательное пространство?

Математик из Казани сразу выдал три составляющих, которые входят в это понятие, — содержание образования, учебники и учитель. Биолог добавил независимую объективную оценку качества образования.

– И мне кажется, нужно конкретизировать, что мы подразумеваем под содержанием, – продолжил Иван Алексеевич и даже сделал дельное предложение. – Возможно, стоит создать национальную библиотеку элементов содержания, которая должна быть доступна учителям в самых разных регионах. Для этого есть смысл развивать общую цифровую платформу, которая будет объединять смыслы и давать учителю работать с ней в удобной форме.

Владимир Пономаренко в свою очередь предложил добавить к этому списку доступность образования. Чтобы у ребенка, приехавшего из сельской местности в город, не возникли проблемы с адаптацией к школьному компоненту, который есть в городской школе.

Анастасия Мингачева считает, что необходимо также договориться о четких предметных результатах, которыми должен обладать не только выпускник 9-11 классов, но и каждый учащийся, начиная с начальной школы. Что особенно важно, если дети учатся по разным линейкам учебников.

Модератор разговора не преминул уточнить у пятерки, в чем разница между единым и единственным учебником.

Историк Илья Демаков со знанием дела заметил:

– Учителя истории находятся в благополучной ситуации в этой области — у нас есть историко-культурный стандарт, и мы уже пережили эту дискуссию о едином курсе и едином стандарте для учебников. Сегодня у нас есть единый стандарт, но 3 линейки учебников. Это немного, но это есть определенная вариативность, позволяющая учителю работать с разным контингентом учеников.

Иван Смирнов считает, что в случае с учебниками надо учитывать уровень изучения предмета:

– На базовом уровне необходима преемственность между регионами, и даже в одном городе — если ребенок переходит из одной школы в другую, важно, чтобы была связь между программами. Если же мы переходим на профильный уровень, нужна вариативность, потому что это другой уровень изучения предмета.

– А я бы ответила, что совершенно неважно, сколько линий учебников нам предложено, учебник должен быть грамотным, интересным, он должен основываться на культурных ценностях, – думает филолог из Ульяновской области. – Все зависит от личности учителя и от его способности воспитать детей. Лично я считаю, что у учителя должен быть выбор, должна быть вариативность, но не слишком большая. Думаю, 2-3 линий учебников по предмету вполне достаточно.

Алмаз Хамидуллин заметил:

– Единственный учебник исключает гибкость, а она нужна. Под единым учебником могут пониматься несколько линий учебников, если набор тех основных знаний, которые в них даются, приблизительно одинаков. И самое главное, когда ученик переходит из одной школы в другую, он не должен испытывать трудности с содержанием предмета.

Зарплата педагога: у кого больше?

А вот на следующий вопрос, заданный Петром Положевцом, так просто не ответишь: считаете ли вы, чтобы в рамках единого образовательного пространства должна быть единая зарплата учителей по всей стране?

Иван Смирнов ответил дипломатично:

– У нас очень разные регионы и условия в них, поэтому так называемые майские указы президента Путина правильно привязывают зарплату учителя к средней зарплате по региону. Мне кажется, что это достаточно справедливо.

Математик из Татарстана привел даже конкретный пример.

– На конкурсе я познакомился с коллегами из Ямала, которые рассказали, что у них полгода ночь. Поэтому сравнивать их условия работы и свои я бы не стал. Я считаю их настоящими героями, и зарплата у них, мне кажется, несмотря на то, что мы прикладываем одинаковые усилия на работе, у них должна быть больше. Но говоря о зарплате в целом, хотя мы идем в эту профессию не за деньгами, мне кажется, она должна быть гораздо большей, – под улыбки и одобрение слушателей закончил Хамидуллин.

Но самые большие аплодисменты заслужила Анастасия Мингачева:

– В ближайшем будущем муниципальные школы перейдут в ведение субъектов РФ, поэтому, наверное, правильно было бы, если бы зарплата во всех регионах была примерно одинаковой.

А историк из Питера резюмировал:

– Наша зарплата должна быть достойной, особенно в глазах родителей наших учеников.

Не обошли вниманием на круглом столе и национальную систему учительского роста. Что о ней думают победители конкурса «Учитель года» и как она будет способствовать укреплению единого образовательного пространства?

Илья Демаков честно ответил, что, на его взгляд, сейчас сложилась немного обидная для учителя ситуация, когда он имеет только одну возможность расти — по административной лестнице.

– Но ведь это другой функционал, – заметил историк. – Мне кажется, мы вымываем таким образом из реальной работы с детьми действительно хороших педагогов. А национальная система учительского роста эту обеспокоенность должна компенсировать.

Анастасия Мингачева продолжила мысль коллеги:

– Горизонтальная система роста дает педагогу возможность стать наставником для своих коллег и повышать свой уровень образования в целом.

А как наши молодые педагоги оценивают изменения в федеральных стандартах? Иван Смирнов выразился наиболее полно:

– Это шаг вперед к системе элементов содержания, до этого во ФГОС были зафиксированы лишь некоторые элементы. Изменения вносят ясность — например, о том, что должен знать ученик 9 класса.

Модератор обратил внимание пятерки на следующий спорный момент. Образование — социальная площадка, помогающая сохранять и развивать национальные особенности, язык, культуру всех народов, населяющих страну. Но не заключаются ли в этом и вызовы единому образовательному пространству?

Мнения разделились, но биолог предложил выход из ситуации:

– Нельзя ли учесть региональные особенности в единых учебниках? В электронных учебниках это сделать удобнее — когда одни и те же темы раскрываются на разных примерах из конкретных регионов. Это внесет национальный компонент.

Есть и другая опасность: мы сейчас наблюдаем все ускоряющуюся глобализацию образования. Не приведет ли единое образовательное пространство к замыканию на самих себе?

Алмаз Хамидуллин напомнил разницу между закрытыми и открытыми системами:

– Закрытые системы не устойчивы к вирусам, но если мы сделаем нашу систему открытой, то сделаем ее устойчивой, что позволит принимать чужой опыт и делиться своими наработками.

Анастасия Мингачева выразила общую надежду:

– Думаю, образование будет меняться вслед за требованиями и веяниями времени. У нас перед глазами есть опыт Финляндии. Главное, чтобы это было комфортно и для детей, и для родителей, и для учителей.

Подводя итог круглого стола, министр образования и науки России Ольга Васильева, которая делала в ходе встречи пометки о самых интересных предложениях участников круглого стола, не скрыла своего оптимизма:

– С точки зрения министерства образования, ответы на круглом столе свидетельствуют о том, что все, о чем мы в течение года говорили и делали, услышано. Это касается горизонтальной линии национальной системы учительского роста, и 2-3 линеек учебников, и ценностных ориентиров, и воспитания, которое, быть может, та основная вещь, на которой все в образовании зиждется. Спасибо за ваше понимание! И вы поддерживаете нас в том, что каждый человек рождается одаренной личностью. Задача всех ступеней образования этот талант увидеть и помочь ему развиться. Мы находимся с вами на одной волне.

Образование можно сравнить с фигурным катанием: на этом примере многое становится понятным. В катании есть прекрасная система – обязательная программа, произвольная и показательная. В последние полтора-два десятилетия мы в образовании перепрыгивали многие этапы: от обязательной к показательной, минуя произвольную, или сразу показательную выстраивали. Сейчас нужно все восстановить, потому что нельзя выйти на показательные соревнования, не пройдя обязательный этап. И на произвольной программе нельзя показать хорошие результаты, не сдав обязательной программы. Я рада, что год за годом состав педагогов меняется, и в наши классы приходят такие гражданственно зрелые учителя.

Читайте также: