Круглый стол техника аквариума

Обновлено: 23.04.2024

В традиционной отечественной категориальной дидактике дискуссия рассматривалась как одна из возможных форм обучения, но специально не разрабатывалась как педагогический инструментарий учителя. Несмотря на глубокий психологический анализ возможностей диалогового взаимодействия в обучении, в российской педагогике дискуссия как способ построения образовательного процесса, способ работы учителя разработана пока недостаточно.

В отечественной литературе наиболее полно основы образовательного процесса в форме дискуссии изложены М. В. Клариным. Ниже приводится интерпретация этих идей в формализованном виде.

Цель технологии проведения учебных дискуссий : развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.

Исходные теоретические положения

К характерным чертам учебной дискуссии М. В. Кларин относит следующие.

1. Учебная дискуссия диалогична по самой своей сути — и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала.

2. Дискуссия является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления.

3. Применение дискуссии рекомендуется в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии.

4. Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников — то есть обращении учеников друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы.

5. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.

6. На первых порах использования учебной дискуссии усилия педагогов сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. Впоследствии в центре внимания педагога оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов. Чем больше учащиеся приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится их творческий потенциал.

7. Учебная дискуссия уступает изложению по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.

Действия преподавателя и учащихся

К задачам, которые решаются в ходе дискуссии М. В. Кларин относит:

· задачи конкретно – содержательного плана ;

К сфере задач этого рода относятся: осознание детьми противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее полученных знаний; творческое переосмысление возможностей их применения, включения их в новый контекст и т. д.

· задачи организации взаимодействия в группе (классе, подгруппах.

К сфере задач этого рода относятся: распределение ролей в группах-командах; выполнение коллективной задачи; согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода; соблюдение специально принятых правил и процедур совместной поисковой деятельности и т. д.

Педагогически важными являются результаты, получаемые "на пересечении” конкретно-содержательной деятельности и деятельности по взаимодействию в группе:

· переработка сведений, информации специально для убедительного изложения;

· представление своей точки зрения как позиции, ее аргументация;

· выбор и взвешивание подходов к решению проблемы;

· возможное применение подхода или точки зрения как результат осознанного выбора и т. д.

В мировом педагогическом опыте получили распространение ряд приемов организации обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся:

"Круглый стол" - беседа, в которой "на равных” участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек, во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с "аудиторией” (остальной частью класса);

"Форум" - обсуждение, сходное с "заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с "аудиторией” (классом).

"Дебаты" - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп, — и опровержений.

"Судебное заседание" – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

Выше был приведен наиболее подробный перечень различных видов обсуждения, хотя в практике они нередко обозначаются одним и тем же словом — "дискуссия”. Несколько особняком среди них стоит так называемая "техника аквариума”.

Такое название получил особый вариант организации коллективного взаимодействия, который выделяется среди форм учебной дискуссии. Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями.

Процедурно "техника аквариума” выглядит следующим образом:

1. Постановка проблемы, ее представление классу исходит от учителя.

2. Учитель делит класс на подгруппы. Обычно они располагаются по кругу.

3. Учитель либо участники каждой из групп выбирают представителя, который будет представлять позицию группы всему классу.

4. Группам дается время, обычно небольшое, для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения.

5. Учитель просит представителей групп собраться в центре класса, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками.

6. Учитель может разрешить представителям, равно как и группам, взять тайм-аут для консультаций.

7. "Аквариумное” обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения.

8. После такого обсуждения проводится его критический разбор всем классом.

Данный вариант проведения дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении, после чего группа заинтересованно следит за работой и поддерживает связь со своими представителями. В поле внимания всего класса находятся всего пять-шесть говорящих, это сосредоточивает восприятие на основных позициях. Сам способ "аквариумной” аранжировки класса заимствован из практики проведения групповых психологических тренингов и дает возможность учащимся прочувствовать тонкости поведения центральных участников – представителей групп. Последующее обсуждение позволяет учителю выделить как содержательные, так и процедурные моменты дискуссии. "Техника аквариума” не только усиливает включенность детей в групповое обсуждение проблем, развивает навыки участия в групповой работе, совместном принятии решений, но и дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.

1. Большие временные затраты на подготовку и проведение учебной дискуссии.

2. Недостаточный уровень сформированности у школьников умений ведения дискуссии.

Круглый стол на тему

Ход ЗАНЯТИЯ

Вот и прозвенел звонок,

Объявление темы и целей занятия.

Учитель. Определить тему нашего сегодняшнего занятия поможет кроссворд. Разгадав его полностью, и прочитав ключевое слово вы узнаете, о чём пойдёт речь.

Ученики отгадывают кроссворд. (Слайд 9)

1. Знак, подаваемый транспортным средством или светофором.

2. Повреждение машины (транспортного средства) во время движения.

3. Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход.

4. Лицо, управляющее транспортным средством.

5. Человек, идущий пешком.

6. Твердое и гладкое покрытие дороги.

7. Боковая часть, край дороги.

8. Место, предназначенное и специально устроенное для передвижения с одной стороны улицы на другую.

Сценарий педагогического совета "Активные формы методической работы"

Цель педсовета: формирование ключевых компетентностей педагогов, используя активные методы работы с педагогами, направленные на работу с проблемами.

4. Ознакомление с положением о портфолио;

6. Ознакомление с положением о кружковой работе;

7. Ознакомление с расписанием ООД и расписанием кружков;

8. Ознакомление с положением о языках;

10. Проект решения педагогического совета;

Ход педагогического совета :

Организационный момент

Педагоги делятся на 2 команды способом вытягивания бумажек (синего или красного цвета), в соответствии с которым определяется занимаемое педагогом место за столом.

Упражнение «Приветствие»

Каждому из педагогов предлагается поздороваться и рассказать, что хорошего с ним случилось в этот день.

Вступительное слово старшего воспитателя :

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов.

Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений.

Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Появилось новое понятие «профессиональная компетентность», которая проявляется в способности педагога эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую нормативными документами (ФЗ «Об образовании», ФГОС ДО, Проф.стандарт).

Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он постоянно совершенствует.

Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом.

«Хорошо ли быть педагогом?!»

Цель: развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в утверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.

Ведущий : Любая профессия состоит из плюсов и минусов. И сейчас мы постараемся отыскать все минусы и плюсы профессии «Педагог», одна команда будет искать плюсы, вторая минусы.

Первая команда начинает со слов: «Быть педагогом хорошо, потому что….»,

Вторая - «Быть педагогом плохо, потому что….»

(ДИСКУССИОННЫЕ КАЧЕЛИ - аудитория делится на группы (2 и более). Каждая группа защищает противоположные мнения по одной проблеме.)

КРУГЛЫЙ СТОЛ ТЕХНИКА «АКВАРИУМА» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».

Что дает эта форма педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами (личностными и профессиональными).

«Составь портрет»

Предложить педагогам назвать наиболее значимые качества, которыми должен обладать педагог ДОО (на доске)

ДАВАЙТЕ СОСТАВИМ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

(Ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т.д.)

МОЗГОВАЯ АТАКА (МОЗГОВОЙ ШТУРМ». Краткосрочное разовое объединение группы педагогов с целью овладения конкретной методической идеей, приемом или задачей поиска новых путей решения сложной учебно-методической проблемы. Группа из нескольких человек активно обсуждает и решает проблему; лидер группы озвучивает общее решение.

Мы с вами вспомнили огромное количество качеств личности и сейчас я предлагаю вам, чтобы вы оценили свои качества (личностные и профессиональные). Каждому необходимо выбрать три качества, которые у вас наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества.

Предлагается написать каждое качество на отдельной бумажке.

Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы свой. В каждой группе ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого оно характерно, при этом аргументировать свой выбор.

Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.

У нескольких педагогов спросить: «Как присвоенные вам качества могут помочь в профессиональной деятельности?»

Это была первая попытка самодиагностики и взаимооценки, а также рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще представится возможность проверить себя.

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища.

В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он начинает общаться с этими несуществующими образами.

Проблема педагогического общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика, а еще большее значение приобретает в практике.

Вот сейчас мы и попрактикуемся.

Итак, сейчас мы с вами поиграем в прямом смысле слова – мы не только найдем решения той или иной проблеме, но и проявим свою креативность, свой артистизм.

«Справочное бюро»

(решение пед.задач, ситуаций)

Цель: совершенствовать навыки педагогов профессионально и корректно отвечать на вопросы родителей, развивать коммуникативность, навыки диалогического общения.

Обе команды вытягивают карточку с заданиями, готовят ответы.

Затем педагоги первой команды превращаются в «Родителей», а педагог из второй команды в педагога-консультанта. От педагога-родителя требуется театрализованная постановка вопроса (нужно обыграть ситуацию).

1. Как ребенка 5-ти лет приучить к самостоятельности?

2. Мой внук Гена не реагирует на замечания. Что Вы посоветуете?

3. Сережа все время играет, не хочет заниматься. А ему уже 5 лет, пора готовиться к школе. Как его заставить?

4.Мишенька так мало ест и дома и в детском саду, посоветуйте, что нам делать?

Упражнение «ЕРУНДА? КАТАСТРОФА?»

(Определение проблемных полей)

Цель : выявить проблемы во взаимодействии с родителями.

Каждому участнику команды необходимо записать на стикере проблему, возникающую при работе с семьей, и соотнести ее с предлагаемой группой: «единичные проблемы», «катастрофические проблемы». После заполнения стикеров участники прикрепляют свои ответы, соотнося их не только с предлагаемой группой, но и находя единомышленников, которые испытывают такие же трудности.

А сейчас мы немного отдохнем

Проведем релаксационное упражнение «Яблоко и червячок»:

Сядьте по удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. На слайде представлены 5 способов выхода из конфликтной ситуации, вам нужно подчеркнуть тот способ, к которому по смыслу подошел бы ваш ответ.

1.«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» соревнование;

2.«Вон посмотри, какая там красивая груша» избегание;

3.«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» компромисс;

4.«Такая, видно, у меня доля тяжкая» приспособление;

5.«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» сотрудничество.

Рассмотрим пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.

1. Соревнование, конкуренция, как стремление добиться удовлетворения своих интересов, в ущерб другому.

2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.

4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Кеннет Томас считает, что:

При ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;

При таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки; и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.

Надеюсь, этот маленький тест никого не обидел. Я хотела показать им, огромную роль ситуации сотрудничества – партнерства.

Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников:

Он – старший товарищ: поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное.

Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.

Он - мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.

Он – близкий человек, который заменяет ребенку мать в ее отсутствие.

Рядом с ним по-домашнему тепло и уютно, и потому ребенок расцветает, раскрывается, несет ему самое заветное, сокровенное.

Только такой педагог, радостно и активно отдающийся любимому делу, может создать для ребенка атмосферу радости и комфорта.

Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя.

Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.

Физминутка «У жирафа пятна-пятнышки…»

Для того, что бы мы сами могли анализировать свою деятельность, администрацией детского сада было разработано положение о портфолио педагогов, ваше портфолио станет некой копилочкой ваших достижений, побед и показателем уровня ваших профессиональных компетентностей.

В портфолио будут включены такие материалы:

2. Эссе «Я и моя профессия»;

3. Методические разработки;

5. Конкурсы (свои и воспитанников);

6. Конспекты занятий;

7. Разработанные пособия и методические рекомендации;

8. Сценарии мероприятий;

9. Перечень и описание использования современных образовательных технологий (в работе с детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами);

10. План по самообразованию;

11. Коплексно-тематическое планирование на неделю.

Вот о нем мы сейчас немножечко поговорим.

При организации контрольно – аналитических мероприятий были выявлены распространенные ошибки, допущенные при планировании воспитательно – образовательного процесса, а именно:

· У всех НОД, а необходимо писать ООД в соответствии с ФГОС ДО;

· Целеполагание осуществляется не в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДОО;

· Отсутствует мотивационный момент при планировании ООД и режимных моментов;

· Недостаточный объем самостоятельной деятельности детей;

· Недостаточный объем мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников;

Ввиду происходящих изменений в образовательном процессе было разработано положение о кружковой работе, которое регламентирует деятельность кружков, руководителями которых осуществляется образовательный процесс по программам дополнительного образования детей дошкольного возраста. А так же внесены изменения в расписание ООД в соответствии с ООП ДО и СанПиН.

Таким образом, представляем вашему вниманию обновленный вариант расписания образовательной деятельности.

(Освещение содержания положения и расписания ООД и кружков)

Для осуществления полноценного образовательного процесса необходимо утверждение такого локального акта, как - положения о языках.

Заключительная часть

Подведение итогов педсовета:

- над какими компетентностями педагога мы сегодня работали? (ответы участников)

Ведущий анализирует ответы. Делаются выводы о характере общения, плодотворности взаимодействия участников.

Рисуем ладонь, каждый палец - это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

БОЛЬШОЙ - для меня было важным и интересным…

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - по этому вопросу я получила конкретную информацию…

СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось)…

БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы…

МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…

И, в заключении, раз уж мы начали с мудрости, то, пожалуй, ею и закончим:

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?»

А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ, И Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ВАШИ РУКИ НИКОГДА НЕ ОПУСКАЛИСЬ. СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ.

Проект решения педсовета:

1. Утвердить положение о портфолио педагогов;

2. Составить план-график индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам планирования;

3. Утвердить положение о кружковой работе;

Методическая работа — часть системы непрерывного образования воспитателей.

ПЕДАГОГ
Методическая работа — часть системы непрерывного образования воспитателей.

Методическая работа — часть системы непрерывного образования воспитателей.

Методическая работа – часть системы

непрерывного образования воспитателей.

Целями её являются: освоение наиболее рациональных методов и приёмов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагога к организации педпроцесса; обмен опытом между членами коллектива, выявление и пропаганда ППО. Основная функция методиста – оказание помощи воспитателям в организации педпроцесса, обучение, ознакомление с новыми формами и методами  работы  с детьми.

В ДОУ используются индивидуальные формы методической работы как : консультации, стажировка, наставничество, самообразование, работа над личной творческой темой…

Наибольшего внимания заслуживают коллективные формы работы.

В педпрактике широкое распространение получила дискуссия – целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями, осуществляемый членами микрогрупп с целью поиска истины.

Свёрнутые формы дискуссии – это «круглые столы», «форумы», «дебаты», «техника аквариума», «панельная дискуссия».

1. «Панельная дискуссия». В ней могут участвовать 3-4 микрогруппы по 6-8 участников, которые заранее избирают председателей. Председатели обсуждают намеченную проблему, после чего совместно приходят к определённому выводу, решению. Важно, чтобы все участники были заинтересованы в решении обсуждаемой проблемы.

2. «Форум» - обсуждение, механизм проведения которого сходен с изложенным выше, и мнениями обмениваются все участники.

3. Дебаты – явно формализованное обсуждение, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямопротивоположное мнение по обсуждаемой проблеме.

4. «Круглый стол» - это беседа, в которой «на равных» участвуют до 10 человек, и в ходе её происходит обмен мнениями между всеми участниками. В состав группы могут входить педагоги школы, родители и т. п.

5. «Техника аквариума» - содержание её тесно определено противоречиями, разногласиями, а подчас и конфликтами по определённому вопросу.

Механизм «Техники аквариума» :

• проблемы дискуссии формулируются по просьбе педагогов научным руководителем;

• участники дискуссии делятся на две-три группы, которые располагаются в аудитории по кругу;

• члены каждой группы выбирают представителя или председателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать позицию;

• все заранее знакомятся с обсуждаемой темой, могут до того обменяться мнениями (можно дать тему в начале дискуссии, тогда группы должны в течение 15-20 минут обсудить её и выработать общую точку зрения).

• Представители групп собираются в центре круга и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая её позиции. Остальные участники «аквариума» не могут высказывать своё мнение, а имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, где выражают свои соображения;

• Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными её членами;

«аквариумное» обсуждение заканчивается после отведённого времени или после принятия решения;

• после окончания проводится критический разбор обсуждения, а решения вырабатываются уже всеми участниками диспута

Организация методической работы ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ Без стремления к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов:.

Система методической работы в ДОУ СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ Плохой хозяин растит сорняк, Хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, Дальновидный воспитывает.

Дискуссионная технология «Аквариум»

Эта разновидность дискуссии применяется для обсуждения спорных, противоречивых вопросов, для формирования умения у обучающихся отстаивать и аргументировать свою позицию. В то же время она активно используется как метод социально-психологического обучения, так как позволяет ее участникам отрефлексировать свое поведение в процессе дискуссионного общения, проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне и откорректировать его.

Дискуссия "Аквариум" включает следующие этапы:

1) подготовительный - ведущий представляет проблему и делит студенческую группу на микрогруппы, которые располагаются по кругу. Группы обсуждают проблему и определяют свою точку зрения на нее. От каждой группы выбирается представитель, который будет отражать и отстаивать позицию группы перед другими участниками;

2) «аквариумное» обсуждение проблемы - представители микрогруппы собираются в центре аудитории и обсуждают проблему, представляя и отстаивая интересы своей группы. Остальные участники наблюдают за ходом дискуссии, занимая позицию аналитиков, оценивающих содержание и форму выступлений, степень их убедительности, особенности стиля общения дискутирующих, но вмешиваться в ход дискуссии им запрещается. Однако педагог может выделить специальное время на вопросы к участникам «аквариумного» обсуждения;

3) анализ хода и результатов дискуссии может проводиться в один или два этапа, в зависимости от цели дискуссии. Если необходим анализ характера взаимодействия в «аквариумной» группе, педагог просит ее участников оценить степень своей удовлетворенности тем, как проходило обсуждение, и проанализировать причины удовлетворенности или неудовлетворенности. Затем «аналитикам» предоставляется возможность оценить ход и результаты дискуссии, характер взаимодействия ее участников. И наконец, педагог систематизирует выводы школьников и подводит общий итог совместной деятельности.

Дебаты

Дискуссия в ролевой форме дебатов представляет собой разновидность дискуссии-спора и применяется для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоположные точки зрения.

Цель дискуссии - научить школьников аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и постараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме.

1) Ведущий предлагает участникам (на выбор) две или несколько возможных точек зрения на проблему. Позиции могут иметь ролевой характер и имитировать разнообразные подходы к решению данной проблемы. Это могут быть представители разных профессиональных и социальных групп, политических партий и объединений и т.д.

2) Школьники выбирают, какую точку зрения они будут отстаивать и объединяются в микрогруппы, численный состав которых может быть разным.

3) Определяются правила дискуссии, продолжительность обсуждения в группах и регламент выступлений группы в дебатах (каждая группа имеет право на 3 выступления);

4) Организуется обсуждение проблемы в микрогруппах:

распределяются роли между членами каждой группы; выстраивается система аргументов для убеждения оппонентов;

продумываются ответы на возможные вопросы;

решается вопрос о том, как распорядиться предоставленным временем.

5) Ведущий по очереди предоставляет группам слово, определяя регламент выступления;

6) В завершение дебатов проводится совместный анализ результатов дискуссии.

Дискуссия «Эстафета»

Дискуссия направлена на организацию последовательного обсуждения предложенных вопросов и аспектов одной темы в малых группах с последующими анализом и согласованием различных подходов и принятием коллективного решения.

Алгоритм дискуссии "Эстафета":

группы располагаются в пространстве аудитории по кругу. Каждой группе выдается лист бумаги с вопросом, проблемой и дается время на обсуждение данной проблемы. Дискуссия в микрогруппе заканчивается записью общего решения на листе бумаги с вопросом (проблемой);

затем каждый такой лист передается по часовой стрелке следующей группе, которая обсуждает новый вопрос, также фиксируя свое мнение на этом листе. Процедура повторяется столько раз, сколько предложено вопросов, проблем и сколько создано групп;

по окончании работы каждой группе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и консолидацию (согласование) записанных на нем точек зрения или решений;

группы озвучивают результаты своей работы;

подводятся итоги, анализируется работа групп школьниками и педагогом.

Методика «Дерево решений»

Использование методики «дерево решений» позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения, действия и т.п. Построение «дерева решений» - практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов. Дерево решений для трех вариантов может выглядеть следующим образом:

Вариант 1: … Вариант 2: … Вариант 3: …
Плюсы Минусы Плюсы Минусы Плюсы Минусы

Мини-лекция

Это метод повествовательного изложения информации, применяемый педагогом как средство подачи нового материала для обучения школьников.

Длительность мини-лекции в среднем составляет 10—15 минут и не должна превышать 20 минут. За это время педагог должен дать всю необходимую информацию по выбранной им теме. Во время мини-лекции используются наглядные средства, иллюстрирующие представляемый материал: выписывает на доску ключевые фразы, создаются рисунки, которые служат маркерами для запоминания, использует метафоры. В качестве метафор могут быть использованы притчи, анекдоты, поговорки, примеры из личного опыта. Особыми выразительными средствами во время мини-лекции являются интонация, мимика, жесты и позы самого тренера. Желательно, чтобы в ходе мини-лекции педагог, как актер, сыграл сценку, демонстрирующую конкретные примеры, которые являются иллюстрацией теоретической информации. Педагог не просто подает материал, а наблюдает за тем, как подаваемый им материал воспринимается каждым школьником.

Практикум

Практикум (от греч. paktikos - деятельный) предусматривает практическое выполнение работ по какой-либо теме.

Читайте также: