Круглый стол сетевое взаимодействие

Обновлено: 17.05.2024

СЛ.2 В нашей стране за последнее время произошли глобальные изменения, затронувшие различные сферы нашей жизни - социально-экономическую, политическую; существенно повлияли они и на систему образования в целом.

Сегодня главной задачей образования является не только овладение суммой знаний, но и развитие творческого, самостоятельного мышления обучающихся, формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Очевидно, что одно только общее образование не в состоянии решить эту проблему. Новые задачи, которые современная жизнь ставит перед образованием, можно решить, лишь объединив усилия всего педагогического сообщества, поэтому одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования.

СЛ.3 Понятия «сеть», «сетевое взаимодействие» сегодня получили широкое распространение в педагогической практике. Сетевое взаимодействие как ресурс развития образования — это устойчивое, организационно оформленное взаимодействие образовательных организаций между собой и субъектами внешней среды в целях повышения эффективности использования совокупного потенциала системы образования.

Благодаря организации единого сетевого образовательного пространства

развитие общего образования стало возможным за счет потенциала дополнительного образования. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в общем образовании. Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации, оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

СЛ.4 Результатом сетевого взаимодействия основного и дополнительного образования детей рассматривается успешность личности ребенка, обладающая рядом выраженных качеств:

- адекватностью оценки своих реальных способностей, возможностей и интересов;

- четкой ориентированностью в выборе жизненной стратегии и профессии;

- креативностью мышления и деятельности;

- базовыми знаниями и умениями исследовательской и продуктивной (творческой) деятельности;

- сформированностью нравственно-ценностных ориентиров, адекватных требованиям общества;

- социальной активностью и мобильностью.

Сетевое взаимодействие основного и дополнительного образования предполагает взаимодействие со всеми сферами развития личности ребенка: с семьей и другими социальными институтами воспитания: учреждениями культуры, науки, физической культуры и спорта, детскими общественными объединениями, социумом. Создание партнерских отношений между разными социальными институтами и учреждениями дает возможность обеспечить обучающимся максимальное включение в социум.

СЛ.5 Образовательная организация, и окружающая ее среда превращаются в единое воспитательное пространство. Высокий уровень внешней интеграции сетевого взаимодействия обеспечивается за счет расширения связей с внешней средой. Внутриведомственное и межведомственное сетевое взаимодействие, позволяет объединять ресурсы организаций для решения задач формирования гражданской идентичности, духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, поддержки одаренных детей и детей с ОВЗ, реализации программ и проектов, способствующих приобщению к здоровому образу жизни, физкультуре и спорту, профориентации обучающихся и других составляющих воспитания и социализации.

СЛ.6 Цель сетевого взаимодействия учреждений ДОД – это создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности дополнительного образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.

Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия:

– анализ спектра запросов социальных партнеров по организации сетевого взаимодействия;

– повышение качества дополнительного образования, доступности услуг дополнительного образования для широких социальных слоев населения;

– обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения;

– расширение круга общения учащихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;

– расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;

– объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного образования, создание общего программно-методического пространства для реализации ФГОС ООО;

– совершенствование управления учреждением, научно-методического и психологического сопровождения учебного процесса.

СЛ.7 Основные направления деятельности ДОД, реализуемые в процессе сетевого взаимодействия: образовательное, методическое, информационное, организационное, инновационное, социально-педагогическое, научно-исследовательское.

Такая форма сетевого взаимодействия как семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом давно и прочно вошли в образовательную деятельность. В современных реалиях актуальна и востребована такая форма сетевого взаимодействия как организация взаимодействия и распространения передового опыта на основе Internet-технологий. Это взаимодействие имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт ОО доступен широкому кругу пользователей Интернет-сети (размещение программно-методических и иных материалов, положений о проведении конкурсов, выставок, соревнований на сайте учреждения; публикаций с представлением опыта на различных сайтах сети Интернет; участие в вебинарах, Интернет-конференциях).

Сейчас важна задача расширения образовательного пространства через продуктивное сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования с другими организациями города (социальное партнёрство). Это позволит сохранить гибкость, мобильность, динамичность и, тем самым, обеспечить доступность и качество дополнительного образования, его соответствия актуальным потребностям социума. Проводимыми при совместной деятельности с социальными партнерами массовыми мероприятиями могут быть следующие дела: выставки-ярмарки, авторские выставки, соревнования, конкурсы, презентации, выступления, демонстрации личностных достижений, отчётные концерты и сольные концерты и т.д.

СЛ.8 Главным достоинством дополнительного образования детей является то, что оно оперативно откликается на постоянно изменяющиеся социокультурные и образовательные запросы общества. Педагогические работники дополнительного образования всегда готовы к инновационной, исследовательской и творческой деятельности с детьми и с теми, кто в этом нуждается.

СЛ.9 Спасибо за внимание! Успехов в вашей профессиональной деятельности!

Круглый стол «Сетевое взаимодействие – эффективная форма организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Государственное бюджетное учреждение Республики Крым, осуществляющее обучение, «Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения» создано с целью оказания индивидуально ориентированной психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; оказание помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, родителям (законным представителям) детей по вопросам обучения, развития и воспитания.

В ст. 15. Закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ указано, что образовательная программа может реализовываться образовательными организациями через сетевое взаимодействие, которое сейчас закрепляется как одна из форм реализации образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, часть образовательных услуг дети могут получать в школах и детских садах, а часть в Центре.

Организация сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций – один из основных механизмов реализации программы коррекционной работы на ступени основного общего образования с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Сетевая форма реализации программы коррекционной работы предполагает использование ресурсов нескольких образовательных организаций (общеобразовательная школа, государственные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специальные (коррекционные) образовательные учреждения

Для реализации психолого-педагогического сопровождения и методического обеспечения коррекционно-развивающего обучения детей с особенностями психофизического развития Центр заключает договора с образовательными организациями, осуществляющими деятельность по основным образовательным программам, учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ОВЗ, органами Управления образования, органами социальной защиты населения (Центры социальных служб для семьи, детей и молодёжи), федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, органами здравоохранения, Министерством труда и социальной защиты. Спектр взаимодействия очень широк и востребован.

Одним из структурных подразделений Центра является ЦПМПК. Основной задачей ЦПМПК является своевременное выявление детей с особенностями в психофизическом развитии и их тщательное психолого-медико-педагогическое обследование с целью подготовки по результатам обследования рекомендаций по организации их обучения и воспитания, оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Активно развиваются формы взаимного сотрудничества центральной, территориальных психолого-медико-педагогических комиссий и психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМП-консилиумы) образовательных учреждений.

Создание системы ПМПК является важнейшим вопросом деятельности ПМПК на современном этапе. Структурные единицы этой системы уже реально существуют, но, к сожалению, не всегда работают как единая система, направленная на реализацию общей цели ПМПК. К этим структурным единицам относятся:

1-й уровень — психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМП-консилиумы) образовательных учреждений;

2-й уровень — психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) муниципального уровня (районные, городские);

3-й уровень — центральная психолого-медико-педагогическая комиссия республиканского уровня.

Заключены договоры о сотрудничестве ЦПМПК с территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями (16 – на постоянной основе и 6 на общественных началах). В соответствии с заявками ТПМПК, специалисты ЦПМПК проводят выездные заседания, а также выезжают по их запросам для обследования детей по месту их обучения, воспитания.

Порядок взаимодействия специалистов ЦПМПК и ТПМПК определяется соответствующими соглашениями:

- совместное (на выезде) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

- подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

- участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

- осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

- координация и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;

- проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.

- осуществление мониторинга учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей).

Конечно, есть определённые проблемы во взаимодействии. Однако, активный процесс сетевого взаимодействия затруднён тем то, что в некоторых регионах Республики Крым ТПМПК не организованы (г. Красноперекопск, Красноперекопский район, Ленинский район – не работает с 01.06.2015г.). В 6 регионах ТПМПК работают на общественных началах при методических центрах. Во многих комиссиях специалисты (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи) привлекаются на добровольной основе без оплаты.

Тесное сотрудничество с ТПМПК и ПМПк общеобразовательных учреждений позволяет отслеживать качество коррекционно-педагогического процесса: от получения родителем заключения о необходимости создания для их ребенка специальных образовательных условий до реализации этих условий образовательной организацией. Особую актуальность такое сотрудничество приобретает в условиях развития и востребованности инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Для развития системы сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов специалисты Центра внедряют модель взаимодействия ЦПМПК с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений.

Основные направления работы Центра и ЦПМПК, как структурного подразделения (в сетевом взаимодействии с общеобразовательными организациями):

- проведение психолого-педагогической диагностики для оценки адаптированности к условиям образования и выявление детей, нуждающихся в ППМС-помощи;

- организация работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации;

- участие в разработке адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов, оптимизации обучения и воспитания обучающихся, испытывающих учебные трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью;

- психолого-педагогическое консультирование детей и подростков, их родителей (законных представителей);

- содействие детям в выборе образовательного маршрута с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональной ориентации;

- проведение мониторинга состояния и динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательном процессе;

- оказание первичной психологической помощи и поддержки детям и подросткам в состоянии дезадаптации, стресса;

- оказание индивидуально-ориентированной ППМС-помощи детям из семей в трудной жизненной ситуации, семей в социально опасном положении, приемных и опекунских семей;

- осуществление помощи педагогам в индивидуальном подходе к детям, индивидуализации обучения;

- содействие родителям (законным представителям) в сфере детско-родительских отношений, воспитания детей;

- ведение просветительской работы в целях повышения психологической компетентности всех участников образовательной деятельности.

Сотрудничество с Отделами образования и Управлениями образования Республики Крым позволяет ЦПМПК:

- получать информацию о детях с ОВЗ и детях-инвалидах, обучающихся в общеобразовательных учреждениях РК;

- осуществлять мониторинг учета рекомендаций ПМПК по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);

- консультировать родителей (законных представителей) детей об основных направлениях деятельности, месте нахождения, порядке и графике работы ТПМПК и ЦПМПК.

- консультировать специалистов Отделов образования и Управлений образования, курирующих обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, по проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации, детьми с ОВЗ и инвалидностью;

В образовательных учреждениях Республики Крым существуют разные формы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья – в общеобразовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с различными нарушениями (специальные школы-интернаты, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы, дошкольные учебные учреждения комбинированного типа, дошкольные учебные учреждения компенсирующего типа, специальные (коррекционные) классы в общеобразовательных учреждениях), различные формы обучения на дому, инклюзивное обучение.

Возможность выбора формы получения образования и формы обучения, а также организации, осуществляющий образовательную деятельность – это право каждого родителя, которое реализуется в полном объёме.

В рекомендациях, разработанных специалистами ЦПМПК для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, указываются образовательная программа, которую он может освоить, определяются специальные условия для получения им образования, формы и методы психолого-медико-педагогической помощи, направленность коррекционной работы со специалистами общеобразовательного учреждения - логопедом, психологом, дефектологом, социальным педагогом - для успешного освоения образовательной программы и социальной адаптации в коллективе.

В настоящее время специалисты Центра проходят обучение в рамках Федеральной программы «Доступная среда» и принимают участие во Всероссийских обучающих мероприятиях для руководителей психолого-медико-педагогических комиссий по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях, разработанной специалистами МГПУ и МГППУ по созданию специальных условий образования для детей с ОВЗ в образовательных организациях.

Взаимодействуя с органами социальной защиты населения (Центры социальных служб для семьи, детей и молодёжи), сотрудники ЦПМПК:

- проводят обследование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с целью комплектования специальных (коррекционных) образовательных организаций для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- проводят обследование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников 9-10 классов с ограниченными возможностями здоровья с целью определения формы прохождения государственной итоговой аттестации;

- проводят обследование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (выпускников) 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

- обследуют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в центрах временного содержания для несовершеннолетних.

При необходимости совмещения обучения с решением вопросов социальной и правовой защиты ребенка ПМПК может рекомендовать заинтересованным родителям (законным представителям) или специалистам психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения выйти на соответствующие учреждения и ведомства. Например, при выраженном семейном неблагополучии по асоциальному типу специалисты ПМПК могут рекомендовать социальному педагогу образовательного учреждения обратиться с соответствующим представлением в подразделение по делам несовершеннолетних местного управления внутренних дел или в комиссию по делам несовершеннолетних при местных органах самоуправления.

Тесное сотрудничество ЦПМПК со Специалисты Министерства здравоохранения позволяет решать вопросы:

- комплексного психолого-медико-педагогического обследования в ЦПМПК с целью определения программы обучения после стационарного обследования ребёнка с особенностями психофизического развития;

- организация формы получения образования на дому детей с ОВЗ, не имеющих возможность по состоянию здоровья посещать общеобразовательное учреждение через ВКК ( Врачебно-консультационная комиссия);

- определение психоневрологического состояния и интеллектуального развития ребенка с ОВЗ;

- возможность при выявлении детей, испытывающих трудности в обучении, с целью установления отклонений в психофизическом развитии ребёнка при необходимости рекомендовать родителям дообследование в медицинских учреждениях;

- получение информации о состоянии детей с целью создания единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе (сотрудничество с Перинатальными центрами, детскими поликлиниками, диспансерами);

- участия в различных совместных мероприятиях «День невролога», «День педиатра», Круглый стол по теме: «Межведомственное взаимодействие ЦПМПК с органами здравоохранения и социальной защиты Республики Крым»;

- направления детей, нуждающихся в коррекционной помощи на занятия специалистов отдела психолого-педагогической коррекции и реабилитации Центра.

Но возникает много вопросов и проблем в связи с конкретными ситуациями, которые необходимо решать. Например, некоторые специалисты Минздрава требуют от родителей ребёнка заключения ПМПК, в котором должна быть прописана форма обучения на дому, и на этом основании не выдают справку ребёнку с ОВЗ.

В ФЗ «Об образовании в РФ» Глава 4. ст.41, п.5 чётко сказано «Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей)»

Вопрос представителям Министерства здравоохранения: «На каком основании врачи отказывают родителям в законном праве выбора формы обучения ребёнка, если по медицинским показаниям он не может посещать общеобразовательное учреждение, если программа обучения определена уже ПМПК?»

Сотрудничество с Министерством труда и социальной защиты позволяет специалистам ЦПМПК рекомендовать детям-инвалидам:

- коррекционные занятия в реабилитационных центрах для детей-инвалидов (г.Симферополь, г. Джанкой, г. Ялта, г.Алушта, г.Бахчисарай) ;

- обучение и воспитание в стационарных учреждениях для детей-инвалидов (Белогорский детский дом, Луговской центр для детей-инвалидов);

- возможность направлять детей-инвалидов на коррекционные занятия специалистов отдела психолого-педагогической коррекции и реабилитации Центра.

В сетевом взаимодействии ПМПК с федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ) в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия решаются задачи:

а) повышения объективности установления структуры и степени ограничений жизнедеятельности ребенка;

б) повышения качества и оперативности медико-социальной экспертизы при признании ребенка инвалидом;

в) оказание содействия в разработке оптимальных для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации (далее – ИПР), определение адекватных условий обучения и воспитания детей-инвалидов;

а) получения запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребенка);

б) приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя психолого-медико-педагогической комиссии с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребенка-инвалида;

в) предоставления аналитических сведений о количестве детей-инвалидов по запросам психолого-медико-педагогических комиссий;

г) проведения совместных мероприятий по обмену опытом и анализу демографического состава детей-инвалидов.

При наличии достоверной и полной информации по представленным выше вопросам у специалистов ПМПК появляется возможность своевременного предоставления этой информации населению, что, в частности, решает многие задачи профилактической работы, а также способствует повышению общей культуры населения в отношении к детям и подросткам с ОВЗ.

Круглый стол "СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. А главный признак системы образования в РФ – это вариативность, идеи которого получили свое воплощение в проектировании нового поколения стандартов и программ общего образования с позиций системно-деятельностного подхода.

Методологическим истоком вариативного образования послужили представления об образовании как механизме социогенеза личности и культуры, формирования гармонически развитой личности, адаптированной к требованиям современной жизни. Принципы стандартизации и вариативности являются главными условиями компетентной развивающей среды.

Реализация идей вариативности образования осуществляется различными путями: через создание широкого многообразия образовательных программ и их гибкость; вариативность и возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий, форм обучения и т.д. Но для этого требуются новые компетентности педагогов, обозначенные, в частности, в профессиональном стандарте педагога, среди них – инновационная компетентность, которая позволяет в наибольшей степени связать науку с практикой, обобщать и трансформировать собственный опыт работы. [1,3]

С 2018 года в Ставропольском крае работает сетевая федеральная экспериментальная площадка (РАНХиГС при Президенте РФ, ФИРО) по одной из актуальных тем «Обеспечение преемственности в формировании единого образовательного пространства начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС НОО и ООО».

На первом этапе работы изучение нормативно-правовых документов, образовательных практик субъектов РФ позволили нам выявить ряд проблем, связанных с организационным и научно-методическим сопровождением внедрения и реализации ФГОС. [2] В связи с этим мы для себя определили ведущие приоритеты организации инновационной деятельности в школе: создание проектно-колсандингового управления инновационными процессами; четкое распределение функциональных обязанностей, прав, ответственности между всеми субъектами инновации; создание ситуации успеха и положительной мотивации; выявление путей и условий повышения эффективности и качества целостного педагогического процесса.

Процесс личностной готовности учителя к инновационной деятельности можно представить как единство трёх актуализируемых потенциальных возможностей: к восприятию новой информации, к адекватной оценке и преобразованию нового явления и готовности к продуктивной экспериментальной работе.

Управленческие команды школ сетевой площадки приступили к разработке проекта внедрения моделей использования новых технологий обучения с позиций системно-деятельностного подхода, ориентирующих педагогов и обучающихся на духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты); усвоение содержания учебных предметов (предметные результаты); формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты); программы психолого-педагогического сопровождения в условиях введения ФГОС как целостной системы, а так же созданию информационного и цифрового ресурса по образовательным технологиям.

На втором этапе творческие лаборатории работали над созданием кейса образовательных технологий, который включал методический конструктор образовательной технологии; теоретическую модель – схему технологии; мониторинговую матрицу технологии; технологическую карту преемственности предметных областей НОО-ОО; технологические карты серии уроков по предмету; видеоматериалы апробации технологий в разновозрастных группах.

Апробация комплекта методических материалов проводилась учителями начальной и основной школы. В результате мы получили богатейший информационный и цифровой ресурс по реализации новых педагогических технологий в образовательном процессе с учетом принципов преемственности. Главной задачей в процессе апробации являлось формирование таких компетенций учителя как гибкое управление образовательным процессом с помощью различных технологий, педагогическое сотрудничество, моделирование и прогнозирование.

Качественные изменения кадровых, содержательных и оценочных показателей мы добились именно в результате нового подхода к управлению инновационной школой. Распространение опыта работы на всероссийских конференциях, межрегиональных форумах, краевых и городских семинарах, в субъектах Российской Федерации является результатом совместного творческого труда педагогов федеральной площадки Ставропольского края по формированию современной развивающей образовательной среды.

Представленные личностные, профессиональные и социально-востребованные особенности (качества) педагога могут рассматриваться как объект конкурентоспособности, а значит, требуют управления и развития. В данном случае управление принадлежит самому педагогу. Конкурентоспособность служит тем показателем, от которого зависит успешность педагога в профессиональной сфере и его востребованность.

1. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования.-Проблемы современного образования.-2010.-№4, 4-18.

2. Пантюхина Н.Н. Реализация ФГОС общего образования: технологии и процессы: монография / Н.Н. Пантюхина, И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова.-М.:АСОУ, 2018.-184 с.

3. Электронный научный журнал «Инновации в образовании».-№5, 2018. RAE Editorial System

Разработка воспитательного проекта в рамках сетевого взаимодействия

1. Использовать активные формы организации психолого-педагогического просвещения родителей.

2. Активизировать работу органов родительского самоуправления через родительский комитет класса.

3. Формировать активную педагогическую позицию родителей, повышать воспитательный потенциал семьи.

Сроки реализации проекта: 1 месяц

(учителя, родители, обучающиеся и др.) их роль и функции

Организационно подготовительный этап

Тематические родительские собрания: «Родной свой край люби и знай»

Круглый стол: «Знай родину свою!»

Метод общественного мнения

Проведение Акций: «Не забывай героев своей родины!»

Мероприятие: «Как важно Родину любить!»

Экскурсия по родному краю

Фотоконкурсы «Родного края»

«Важно Родину любить»

Анализ проведенной работы

Предполагаемые результаты:

- Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса;

- Создание единого образовательного пространства, позволяющего выработать единый подход к системе формирования патриотического воспитания;

- Воспитание экологической культуры

- Воспитание интереса и уважения к истории своей области

(Примерный перечень форм и методов)

Формы взаимодействия педагогов и родителей:

· тематические родительские собрания: «Показатели нормативного и ненормативного поведения детей младшего школьного возраста», «Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети» и др.

· деловые игры «Эстафета семейного воспитания»; «Архитектура семьи»; «Заповеди семейного воспитания»;

· круглые столы «Трудные дети и трудные взрослые»; «Отцы и дети в меняющемся мире»; «Современная семья сегодня»; «Родители и дети: противостояние или сотрудничество»; «Взаимодействие родителей и детей».

· праздники семьи и класса, семейные гостиные;

· семейные вечера «Вечер дружной семьи: дети + родители»; «Вечер-портрет семьи»;

· родительские чтения « Географическая карта моей родословной»;

· практикум « День рождения в семье»;

· семейные праздники «Папа, мама, я – дружная семья»; «День Здоровья»; «Новый год - семейный праздник»;

· создание банка развлекательных игр «Семья играет вместе»; «Турнир знатоков этикета»; «Час тихого чтения»; «Корзина грецких орехов» (решение трудных проблем ребенка); «Дерево, посаженное тобою»; «Пять минут поэзии»; «День добрых сюрпризов».

· выставки работ детей и родителей по декоративно-прикладному и художественному творчеству «Семейный вернисаж»; «Выставка семейных талантов».

· спортивные состязания "Мама, папа, я - спортивная семья";

· конкурсы: «Мы за здоровый образ жизни», «Праздник Светофора», инсценирование сказок по ЗОЖ, рекламных роликов, «Минздрав предупреждает», КВН «В стране здоровья», конкурс плакатов, «Палитра безопасности» и другие.

· походы выходного дня, экскурсии, викторины,

· дни открытых дверей в школе;

· выставки семейного творчества;

· фотоконкурсы и фотопанорамы "Семейный альбом"; "Профессии моей семьи", "Мой папа-защитник Отечества", "Самая, самая…";

· индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей ;

· тематические беседы;

· лектории для родителей: «О вас и для вас, родители»; роль семьи в формировании личности ребенка, семья глазами ребенка; проблемы здоровья наших детей; большие проблемы маленького ребенка; непослушный ребенок; проблемы общения родителей и детей; дети и деньги и др.

· родительская конференция.

· проведение акций :

-«Ветераны живут рядом»,

-«От поколения к поколению, от сердца, к сердцу»,

-«Добрые волшебники» и др.

· семинар «Здоровые дети – здоровое будущее»;

· мини – проект «О пользе правильного питания».

· КВН «Если хочешь быть здоров».

· викторина «О правильном питании» и т. д.

Методы сетевого взаимодействия в рамках проекта:

анализ детских рассказов

рисунков о семье

сочинение как метод изучения семьи

создание ситуации успеха

метод перспективных линий

Модуль 2. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия с использованием интерактивного оборудования в рамках разработанного проекта сетевого взаимодействия

I . Подготовка к демонстрации фрагмента воспитательного мероприятия

1. Тема воспитательного мероприятия в рамках разработанного проекта сетевого взаимодействия:

2. Цель: (Формулируется как общее направление мероприятия, это идеальный конечный результат. Должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень достижения и содержать триединую цель в развитии, обучении, воспитании в виде одного предложения:

- сохранение и укрепление здоровья детей через…;

- оказание психологической помощи обучающимся;

- выявление одаренных, талантливых детей, их интеллектуальное развитие;

- углубление знаний, умений обучающихся в области экологии, через - конкурсно-игровую программу.

Задачи: (В них должны быть различимы пути достижения заявленного результата. Должны быть четкими, направленными на развитие конкретных качеств обучающихся, отражать содержание мероприятия):

- расширять и закреплять знания детей о правовой системе Российского государства;

- воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности;

- развивать умение наблюдать за объектами живой природы, выделять характерные особенности).

3. Содержание мероприятия:

4. Разработать структуру и ход мероприятия: (1. Название. 2. Актуальность 3. Цель 4.Задачи 5. Материалы и оборудование, оформление 6. Форма проведения. 7. Методы и приемы 8.Место проведения. 9. Возраст обучающихся 10. План проведения. 11. Ход мероприятия)

5. Определить место в структуре мероприятия и цель использования интерактивного оборудования:

6. Подготовить материалы и оборудование, необходимые для деятельности участника:

7. Подготовить оборудование, необходимые для организации деятельности волонтеров:

(Оборудование, оформление и реквизит (далее перечислены некоторые средства из тех, что могут использоваться): технические средства; иллюстрации, схемы, таблицы, предметы, необходимые для проведения мероприятия и отдельных его этапов: конкурсов, игр, тестов и т.д.)

8. Сформулированную цель воспитательного мероприятия и планируемые к использованию дидактические материал ы ( например, раздаточный материал, материал для организации групповой работы, рефлексивного анализа, слайды презентации PowerPoint и т.п.) в распечатанном виде предоставить оценивающим экспертам)

II . Демонстрация фрагмента воспитательного мероприятия

1. Продемонстрировать фрагмент воспитательного мероприятия

2. Продемонстрировать элементы современных технологий (не менее двух), умение целесообразно применять интерактивное оборудование, умение вовлечь обучающихся в организацию мероприятия, организовать различные виды деятельности обучающихся, обратную связь с обучающимися в ходе мероприятия.

Примечание:

В ходе демонстрации экзаменационного задания необходимо использование не менее двух видов интерактивного оборудования

ПРОЕКТ "Сетевое взаимодействие образовательных учреждений по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельности, а также обучения через дистанционные формы обучения»

Тема проекта: «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельности , а также обучения через дистанционные формы обучения»

Данные об образовательном учреждении

Разработчики и исполнители проекта

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гуринская средняя общеобразовательная школа» (МАОУ «Гуринская СОШ»)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ленинская средняя общеобразовательная школа» (МАОУ «Ленинская СОШ»)

Разработка и введение модели школы как центра организационного, информационного и методического сопровождения субъектов образовательного кластера по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельности , а также обучения через дистанционные формы обучения

1. Формирование модели центра для оказания методической, технической, информационной, консультационной поддержки образовательных организаций учителей, активно использующих информационные технологии в организации учебного процесса, развивающие дистанционное обучение.

Методическое сопровождение образовательных кластеров школ реализующих сетевые модели организационного, информационного и методического сопровождения субъектов образовательного кластера по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельности , а также обучения через дистанционные формы обучения

2. Учебно – методическая, информационная и консультативная поддержка администраторов школ, организующих социальное партнерство и сетевое взаимодействие с применением дистанционных образовательных технологий.

Описание содержания, направление деятельности

Осуществление инновационной деятельности по реализации проекта центра по реализации организационного, информационного и методического сопровождения субъектов образовательного кластера по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельности , а также обучения через дистанционные формы обучения. Оформление результатов работы; формирование готовности к распространению продукта инновационной деятельности; предоставление возможности повышения профессиональной компетентности педагогам; развитие партнерских отношений с другими базовыми площадками, ресурсными центрами и образовательными учреждениями.

· Урочная и внеурочная деятельность.

· Создание локальной сети как средства для функционирования единой информационно-образовательной среды.

· Повышение качества образования.

· Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области организации урочной и внеурочной деятельности, информационно – комуникационных технологий.

· Развитие дистанционного обучения и электронного оснащения образовательного процесса.

· Укрепление материально-технической базы школы.

Актуальность создания центра организационного, информационного и методического сопровождения субъектов образовательного кластера по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельности , а также обучения через дистанционные формы обучения

является важным звеном в развитии обучающихся, повышения качества образования образовательного процесса на территории Кудымкарского муниципального округа, а также позволит организовать сетевое взаимодействие участников образовательного процесса, способствующее индивидуальному развитию и творческому росту обучающихся и педагогов школ Кудымкарского муниципального округа

Сроки и этапы реализации

I этап – Организационно – мотивационный – ноябрь-декабрь 2021 г.

Задача : разработка модели школы как центра диссеминации опыта по повышению качества образования и обучения школьников. Направления деятельности:

- выявление потребности в ресурсном центре;
- изучение целей, мотивации, потребностей образования и их требования;
- установление деловых контактов;
- разработка и утверждение сводного плана проекта .

II этап – основной: 2022 г.

Задача: системная интеграция деятельности школ в систему повышения квалификации педагогических кадров, позволяющая реализовать преимущества ресурсного центра как центра анализа, обобщения и распространения практического опыта по повышению качества образования обучающихся.

- Формирование корпоративной сети;

- Вхождение в сетевое педагогическое сообщество;

- Разработка и внедрение в учебный процесс новых программ и форм обучения по повышению качества образования обучающихся в условиях реализации ФГОС старшей ступени ;

- Участие в сетевых мероприятиях, онлайновых конференциях, олимпиадах;

- Создание условий для передачи опыта другим через выступления на семинарах, конференции, мастер-классы, открытые уроки, тренинги, проведение игр для обучающихся, индивидуальные консультации

III этап – аналитико – обобщающий: январь- май 2023 год

Задача: анализа работы школ , соотнесение достигнутых результатов с планируемыми.

МАОУ «Ленинская СОШ» Кудымкарского муниципального округа обеспечено кадровыми, методическими, материально - техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации Программы.

– объем реализации плана мероприятий центра организационного, информационного и методического сопровождения субъектов образовательного кластера по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельности , а также обучения через дистанционные формы обучения

- доля ОУ, участвующих в работе центра;

- количество проведенных мероприятий (обучающие семинары, семинары –практикумы, WEB – семинары, тренинги );

- обобщение опыта работы центра организационного, информационного и методического сопровождения субъектов образовательного кластера по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельности , а также обучения через дистанционные формы обучения

в рамках урочной и внеурочной деятельности ;

- описание опыта работы в СМИ, в том числе и электронных;

- рост числа потребителей, пользующихся услугами;

- количество проведенных мероприятий для учащихся школ.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы на муниципальном уровне

· Сетевое взаимодействие педагогов друг с другом по повышению качества образования обучающихся;

· создание опорной площадки по проведению технологических, обучающих, информационных, методических мероприятий для педагогов образовательных организаций - партнёров;

· создание сетевого профессионального сообщества заинтересованных лиц в рамках реализации механизма социального партнерства, сетевого взаимодействия;

· расширение сотрудничества с ресурсными центрами в других школах Кудымкарского муниципального округа;

· диссеминация полученного опыта по всем направлениям деятельности школы по реализации проекта на образовательные учреждения Кудымкарского муниципального округа.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Программа модернизации общего образования предусматривает переход на новые формы работы по повышению качества образования обучающихся. Организация системного обучения общего образования является одним из приоритетных направлений модернизации общего образования и призвана обеспечить государственные гарантии доступности качественного образования, индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе и с учетом регионального рынка труда. Основным организационным механизмом введения и распространения форм модернизированного обучения является Федеральный государственный образовательный стандарт (где изложены: нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса

В то же время, следует подчеркнуть, что характер и степень затруднений определяются уровнем готовности учреждения к данному переходу, включающему готовность администрации, наличие квалифицированных кадров, способных реализовать задачи обучения и воспитания, уровень познавательных интересов обучающихся, наличие определенной материальной базы и образовательной среды школы. Для каждой школы - эти параметры сугубо индивидуальны, что определяет сложности перехода, но задача облегчается, если учреждение использует при переходе определенные технологии и процедуры, как в области управления, так и в области непосредственно обучения, то есть осуществляет системные изменения в организации учебно - воспитательного процесса. Это делает актуальным создание ресурсного Центра на базе МАОУ «Ленинская СОШ», которая имеет большой опыт по реализации организационного, информационного и методического сопровождения субъектов образовательного кластера по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельности и может помочь школам в решении конкретных организационных задач, возникающих у них в процессе перехода. Таким образом, создание ресурсного центра на базе школы в определенной степени разрешит проблему между необходимостью в повышении качества образования во всех образовательных учреждениях Кудымкарского муниципального округа

Актуальность создания ресурсного центра является важным звеном в реализации организационного, информационного и методического сопровождения и позволит организовать сетевое взаимодействие участников образовательного процесса, способствующее индивидуальному развитию и творческому росту обучающихся и педагогов школ.

Создание образовательной сети, кооперация (объединение образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений, позволит старшеклассникам одной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других школ или учреждений дополнительного, довузовского образования, что обеспечит более полную реализацию их интересов и познавательных потребностей. Учреждения и преподаватели системы дополнительного образования также могут стать важным компонентом образовательных сетей, реализующим элективные курсы, учебные проекты. Это позволит существенно расширить спектр таких курсов и новых форм образовательного процесса, повысить качество и эффективность общего образования.

Основные виды работ, которые необходимо выполнить в рамках проекта центра:

1) разработка и оснащение образовательных организаций нормативными актами по учету достижений учащихся 9-х,11-х классов в целях определения будущего профиля обучения

2) Отработка муниципальной модели, направленной на повышение эффективности деятельности специализированных управляющих структур (отделы, управления и т.п.) по организации сетевой модели.

3) Проведение мониторинга (или мероприятия по оценке) образовательных потребностей населения.

4) Оценка местного рынка труда (в связи с определением структуры профилей на местном уровне. Публикацию информационно-образовательной карты муниципального округа.

5) Развитие системы поощрения творчески работающих учителей.

Очевидно, что все это необходимые формы работы, без которых невозможна эффективная организация по повышению качества образования.

Таким образом, наш проект направлен на повышение качества образования обучающихся МАОУ «Гуринская СОШ» Кудымкарского муниципального округа в период с 2021 по 2023гг.

Поставленная цель решается достижением следующих задач:

1. Оказание методической, технической, информационной, консультационной поддержки ОО и преподавателям, активно использующим информационные технологии в организации учебного процесса, развивающим дистанционное обучение и внедряющим новые методы и приемы в обучении.

2. Обучение администраторов школ технологиям организации социального партнерства, сетевого взаимодействия.

ОБЪЕКТ: сетевое сообщество образовательных учреждений, субъектов образовательного кластера по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельности , а также обучения через дистанционные формы обучения

ПРЕДМЕТ: механизм реализации сетевого взаимодействия ОО в условиях урочной и внеурочной деятельности , а также обучения через дистанционные формы обучения

Школа использует различные формы повышения педагогического мастерства учителей:

1. Традиционные и инновационные формы подготовки (курсы, семинары, мастер- классы, тренинги).

2. Вовлечение творческих групп в реализацию внешних проектов, нацеленных на совершенствование профессиональных компетентностей, способствующих профессиональному росту учителя.

3. Распространение опыта учителей в рамках Центра.

4. Методическая помощь учителям, изъявившим желание участвовать в конкурсном движении.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Этап

Задачи

Сроки

Направления деятельности

Результат

I. Организационно - мотивационный

Разработка модели школы как центра диссеминации опыта по реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки

- Выявление потребности в центре;
- Изучение целей, мотивации, потребностей образования и их требования;
- Установление деловых контактов;
- Разработка и утверждение сводного плана проекта.

- Принятие решения о создании модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

- Разработка предварительного проекта модели сетевого взаимодействия.

-Подготовка информационных писем для образовательных учреждений.

- Соглашение о сотрудничестве с МАОУ «Гуринская СОШ».

- Составление сетевого учебного плана по повышению качества образования обучающихся.

- Сетевое расписание профильных учебных предметов.

- Должностные инструкции учителей образовательного кластера.

- Взаимосвязь школ сети по информированию об успеваемости и посещаемости учащихся классов и групп.

C истемная интеграция деятельности школы в региональную и городскую систему повышения квалификации педагогических кадров, позволяющая реализовать преимущества ресурсного центра как центра анализа, обобщения и распространения практического опыта по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

- Разработка и внедрение в учебный процесс новых форм по повышению над качеством образования обучающихся;

- Создание условий для передачи опыта другим через выступления на семинарах, конференции, мастер-классы, открытые уроки, тренинги, проведение игр для обучающихся города, индивидуальные консультации

- Модель сетевой организации в образовательном кластере.

- Информация о передовом опыте сетевой модели обучения

- распространение опыта по повышению качества образования обучающихся, обучения через сетевое взаимодействие через проведение мероприятий проекта.

- Рост количества методических разработок, подготовленных педагогами школы.

- Увеличение количества педагогов, , использующих инновационный опыт ресурсного центра в образовательной деятельности (дистанционные технологии, сетевое взаимодействие): .

-рост доли педагогов и учащихся школы, вовлечённых в конкурсно - проектную деятельность с применением дистанционных технологий

- рост количества электронных услуг, оказываемых в сфере образования:

-увеличение доли учащихся и их родителей, удовлетворённых качеством предоставляемых образовательных услуг в сети

III. Аналитико – обобщающий

Анализ работы школы в режиме республиканского ресурсного центра, соотнесение достигнутых результатов с планируемыми.

Январь-май 20 23 г

Мониторинг эффективности деятельности школы как ресурсного центра

-Оценка эффективности реализации модели сетевого взаимодействия

-Комплексный анализ результатов работы в сетевом взаимодействии.

-Разработка методических рекомендаций по осуществлению всех направлений эксперимента.

Читайте также: