Круглый стол с молодыми педагогами

Обновлено: 16.05.2024

Ø Создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Ø Помощь молодым специалистам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми и их родителями).

ВложениеРазмер
prof.kompetentnost.docx 35.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов»

  • Создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
  • Помощь молодым специалистам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми и их родителями).
  • Обеспечить постепенное вовлечение молодого воспитателя во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых воспитателей потребность в непрерывном самообразовании.
  • Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;
  • Формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.
  • Совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов.

Участники: молодые педагоги, стаж работы до 3х лет

В- Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой

О- Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист

С- Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист

П- Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот

И- Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь

Т- Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,

А- Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик

Т- Темпераментный, терпеливый, толерантный

Е- Естественный, единомышленник

Л - Ласковый, любящий, лидер

Ь- Добрый, мягкий, светлый, нежный

Воспитатель 21 века – это:

- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Выделяют три критерия профессиональной компетентности:

1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.

Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование. Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ.

Условия профессионального роста:

  • Самообразовательная работа
  • Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
  • Обзор в Интернете
  • Посещение семинаров, конференций.
  • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
  • Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
  • Изучение информационно-компьютерных технологий.
  • Участие в конкурсах различного уровня.
  • Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

- Скажите, пожалуйста, с какими трудностями вы уже столкнулись в своей работе, а поможет вам в этом раздаточные листы «Диагностика проблем педагога»

Существует несколько позиций воспитательского отношения к детям, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Существует семь позиций и всего лишь одна из них адекватная, приводящая к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка.

Определите, какая позиция воспитателя вам больше подходит, а в определении этого вам помогут сказочные герои: Карабас-Барабас, Мальвина, Красная Шапочка, Спящая красавица, наседка, Снежная королева, Мери Поппинс.

Карабас-Барабас. Ему нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Не обучает, а дрессирует.

Позиция воспитателя - Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе, дети парализованы страхом перед ним), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.

Мальвина - благовоспитанная девочка. Обучает тем нормам, которые считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения. Поэтому в экстремальной ситуации оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.

Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, тем самым отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, ограничивая развитие способностей.

Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий, надеется на то, что все как-нибудь обойдется. Она в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант.

Позиция воспитателя - Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач.

Спящая красавица спит. Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву).

Воспитатель - Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.

Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, ухаживает. Она постоянно тревожится о своем потомстве, скликая цыплят под свое крыло.

Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.

Снежная королева. Цель Снежной королевы - власть над миром, и в частности над Каем.

Воспитатель, занимающий позицию Снежной королевы, обучает процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает рабов и функционеров.

Мери Поппинс весьма образованная особа, хорошо воспитанная и точно пред-ставляющая, как следует себя вести в разных ситуациях. С другой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, т.е. она знает детей как бы «изнутри».

Воспитатель - Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель - развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов.

Каждый должен проанализировать названные позиции, и честно ответить себе к какой позиции он относится сам. Самая адекватная позиция Мэри Поппинс и надо к ней стремится.

Рефлексия: заполнение анкеты «Анкета для молодого воспитателя ДОУ»(приложение1)

Анкета для молодого воспитателя ДОУ

2. Дата рождения

3. Сведения об образовании (название учреждения, год окончания, специальность, квалификация)_____________________________________________

4. Семейное положение______________________________________________

5.Какой стаж Вашей педагогической деятельности?

• Только начал свою профессиональную деятельность;

6. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?_______________________________________________________

7.Что в профессии воспитателя вы считаете самым главным?______________

8.Какими личностными качества, по-вашему мнению, должен обладать воспитатель?___________________________________________________________

9.Какие чувства Вы испытывали в период адаптации (в первое время работы в учебном заведении)? ____________________________________________________

10. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?___________________________________________________________

11.Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности?

• Да, изменилось в лучшую сторону;

• Да, изменилось в худшую сторону;

• Нет, осталось прежним;

12. С какими трудностями Вы столкнулись в работе?_______________________

13.В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

• Тревожность, неуверенность в своих силах;

• Раздражительность, вспыльчивость, несдержанность;

• Пессимизм, чувство собственной неполноценности;

• Повышенная утомляемость, снижение работоспособности;

• Неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки;

• Страх в общении с администрацией дошкольного заведения, родителями дошкольников;

14. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

15. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время? _____________

16.Что является источником повышения вашего профессионального уровня?

• Изучение методической литературы, учебных пособий;

• Изучение научно-педагогических журналов;

• Изучение научных статей в сети Интернет;

• Изучение электронных учебников и книг;

17.Чего Вы хотели бы достичь на педагогическом поприще?__________________________________________________________________

18.Какие факторы влияют на Ваше отношение к работе?

• Признание Вашей работы;

• Уважение со стороны коллектива;

• Хорошая заработная плата;

• Хорошие условия работы;

• Стабильность, надежность организации;

• Высокое разнообразие деятельности;

• Возможность работать с детьми;

19. Что Вас привлекает в работе коллектива:

• пример и влияние коллег и руководителя;

• возможность профессионального роста.

20. Что Вам хотелось бы изменить?_____________________________________

21.Есть ли у Вас какие-либо идеи, предложения, которые хотели бы реализовать в детском саду?_________________________________________________________

22.Есть ли любимая педагогическая тема, над которой хотели бы работать и со временем представить как опыт?__________________________________________

23.Что Вам больше нравится: думать, сочинять, играть, петь, рисовать, заниматься спортом, музыкой, читать художественную литературу, драматизация или что-нибудь другое?

24.Чем бы Вы хотели увлечь детей?___________________________________

25.Чем на Ваш взгляд вы могли бы быть полезны детям?____________________

26. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?____________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в сфере взаимодействия с семьями воспитанников

Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в сфере взаимодействия с семьями воспитанников Современная ситуация в образова.


Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ с использованием активных методов обучения»

middot; Оказать психологическую поддержку и методическую помощь молодым педагогам по вопросам организации образовательного проц.


Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Повышение профессионального уровня молодых педагогов в организации НОД дошкольников"

Оргпроект ГМО по познавательному развитию "Повышение профессионального уровня молодых педагогов в организации НОД дошкольников".


Перспективный план повышения профессиональной компетенции начинающего педагога

План для молодых педагогов.


Номинация: «Творческий подход» Тема: «Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ с использованием активных методов обучения»

Оказать психологическую поддержку и методическую помощь молодым педагогам по вопросам организации образовательного процесса.·.


Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ с использованием активных методов обучения».


Круглый стол для педагогов, страница 8

Круглый стол «От молодого специалиста к успешному педагогу» «Свой среди своих» Тренинговое занятие 25 октября психологом-педагогом МБОУ «Каргалинская СОШ» Щегловой Ш.А, проведено тренинговое занятие «Свой среди своих». Занятие проводилось с молодыми педагогами образовательного учреждения с целю - психологической адаптации молодых.

Круглый стол «Научи ребенка соблюдать правила дорожного движения» - Добрый день, дорогие родители! Мне очень приятно видеть Вас в добром здравии, в хорошем настроении, предлагаю по традиции встать в круг и поприветствовать друг друга. (Родители говорят друг другу приятные пожелания, комплименты и т. д) - А сейчас я предлагаю Вам разделиться на.

Круглый стол для педагогов - Круглый стол «Критика и самокритика в коллективе»

Круглый стол «Критика и самокритика в коллективе»

Публикация «Круглый стол «Критика и самокритика в. » Круглый стол на тему: "Критика и самокритика в коллективе" Ход мероприятия Налетова Е.Б. Здравствуйте, дорогие коллеги! Мы рады вас приветствовать сегодня здесь, в этом зале. Давайте улыбнёмся и передадим друг другу импульс доброты! Сегодня такой замечательный день, не похожий.

Сценарий круглого стола «Настоящий друг» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН Сценарий круглого стола: «Настоящий друг» Подготовила Абраменко Светлана Федоровна Педагог дополнительного образования ст. Камышеватская.

Круглый стол «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Круглый стол Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Звучит музыка Ведущий: Добрый вечер, дорогие родители! Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество.

Круглый стол для педагогов - Круглый стол «Традиции семьи моей» для средней группы

Статья «Круглый стол «Традиции семьи моей» для средней. » Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «МБДОУ Детский сад №11 г.Беслана» Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания. Круглый стол «Традиции семьи моей» (родители и дети средней группы) Подготовила и провела воспитатель Рагимова К.Р. Декабрь.

Конспект собрания по безопасности в форме круглого стола «Помоги себе сам» в подготовительной группе Конспект собрания по безопасности в форме круглого стола в подготовительной группе Тема: «Помоги себе сам» Цель: знакомить родителей и детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть в повседневной жизни, учить правильно и безопасно действовать в сложившихся ситуациях.

Круглый стол во второй младшей группе на тему ЗОЖ и Безопасность детей Протокол родительского собрания во второй младшей группе «Божие Коровки» № 4 от 13.12.2019 Родительское собрание «Круглый стол» Тема: ЗОЖ и Безопасность детей Воспитатель: Залуцкая И.А. Воспитатель: Багринцева Е.С. Присутствовали: 18 человек (список прилагается. Отсутствовали.

Круглый стол «Реализация федерального государственного стандарта от качества условий к качеству результатов» План проведения 1. Дискуссия на тему «Качество дошкольного образования» 2. Презентация «Управление качеством дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО» 3. Итоги: «Мониторинг обеспечения качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС» 4. Практикум «Что.

Круглый стол для педагогов - перейти на главную страницу рубрики.

Круглый стол «От молодого специалиста к успешному педагогу»

25 октября психологом-педагогом МБОУ «Каргалинская СОШ» Щегловой Ш. А., проведено тренинговое занятие «Свой среди своих». Занятие проводилось с молодыми педагогами образовательного учреждения с целю - психологической адаптации молодых педагогов к условиям преподавательской деятельности.

Это коммуникативный тренинг, цель которого – формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию. Молодой специалист – это важнейший этап в развитии самосознания. Для развития самооценки и формирования полного и точного представления о себе как индивидуальности крайне важно научиться жить среди других людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы лучше понять людей и себя.

К коммуникативным умениям относятся:

• Активное слушание — умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения.

• Эмпатия — адекватное восприятие того, что происходит во внутреннем мире другого человека.

• Конфронтация — действия, направленные на то, чтобы побудить другого человека осознать, проанализировать или изменить свое решение или поведение. В конфронтации заложены большие возможности пользы и вреда. Продуктивная конфронтация предполагает положительные отношения с человеком.

Помимо описанных коммуникативных умений, педагогам в их дальнейшей работе будут необходимы навыки делового общения, такие, как:

• ориентация в проблеме;

• аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;

• навыки принятия решений, нахождение компромисса.

Тренинг состоит из двух частей:

1. Специальные упражнения, направленные на формирование отдельных коммуникативных умений и навыков делового общения.

2. Упржнения, в которых активизируются все умения.

Занятие «Я и другие вокруг меня»

Цель – способствовать дальнейшему сплочению в коллективе и углублению процессов самораскрытия, развитию умения самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, с помощью активного коммуникативного взаимодействия совершенствовать навыки общения.

Упражнение «Грани сходства»

Давайте подумаем над тем, что же нас объединяет в этом мире. Таких разных, часто непонятных для других. Для этого нужно выбрать себе партнера и сесть рядом с ним, взяв при этом чистый лист бумаги и ручку. Напишите заголовок «Наше сходство» и поставьте двоеточие.

Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами. Он не похож на вас. Другой характер, рост, цвет волос или глаз – очень много различий. И это естественно, ведь он Другой. Но сейчас подумайте о том, что вас объединяет, в чем сходство? Ведь оно есть. Только об этом нельзя спрашивать партнера. В течение 4-5 минут будем молча работать, заполняя листок под заголовком «Наше сходство», думая об этом человеке и о себе одновременно, ведь нельзя написать о сходстве, думая только о ком-то другом.

При этом постарайтесь написать не только о чисто физических или биографических признаках, по которым вы похожи друг на друга. Но поразмышляйте больше о психологических характеристиках, которые могут вас объединять. Что это может быть?

Вы оба общительны и добры? Или оба молчаливы и замкнуты?

Именно этот стиль рекомендуется для записей: мы оба добрые; тактичные; любим слушать музыку и т. д.

После того как вы закончите перечислять сходства, нужно обменяться списками, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал партнер. Если вы ничего не имеете против его записей, они остаются в списке. Если вас что-то не устраивает, вы просто вычеркиваете эту запись. Тем самым давая понять, что партнер ошибся. После взаимного анализа можете обсудить результаты работы, особенно если есть вычеркнутые записи.»

Во время выполнения работы можно включить легкую музыку. После выполнения упражнения следует провести обсуждение результатов и ощущений участников, давая возможность высказаться всем.

Упражнение «Великий мастер»

Упражнение помогает педагогам осознать сильные стороны своей личности.

«У каждого есть что-то, что он делает действительно хорошо, в чем он чувствует себя мастером, и это является его ресурсом в решении проблем. Каждый по кругу начинает со слов : «Я великий мастер…» - например, пеших прогулок, приготовления, заплетания косичек и т. п., причем надо убедить в этом остальных участников. Ведущий спрашивает: «А есть ли в группе кто-нибудь, кто делает это лучше?» Следует дать каждому возможность найти в себе такие умения, чтобы вся группа согласилась, что человек в этом деле действительно великий мастер.

По кругу педагоги высказывают свои впечатления от занятия, что запомнилось, что понравилось, что нового узнали или поняли о себе.

«Играйте вместе с детьми!» Круглый стол для родителей «Играйте вместе с детьми!» круглый стол для родителей Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности.

Круглый стол для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье» Цель. Формирование у родителей культуры поощрения и наказания ребёнка в семье. Задачи. - Дать родителям возможность задуматься над проблемами.

Круглый стол для родителей «Права ребенка» Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца! В. А. Сухомлинский Януш Корчак утверждал: «Дети в обществе - главная страдающая сторона.

Круглый стол для родителей «Сбережем родную природу» Круглый стол для родителей «Сбережем родную природу». 1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы. • Оказывает ли среда влияние.

Круглый стол «Как хорошо, что есть семья…» (начальные классы)

Круглый стол «Как хорошо, что есть семья…» (начальные классы) Цели: • развитие познавательных интересов; • развитие творческих способностей; • воспитание чувства доброты и сопереживания, умение.

Круглый стол с учителями начальной школы «Методическое объединение — центр коллективного творчества» Круглый стол «Методическое объединение-центр коллективного творчества» Цель: обсудить проблемы, возникшие при организации работы методического.

Круглый стол с острыми углами «Полезные и вредные привычки»

Круглый стол с острыми углами «Полезные и вредные привычки» Цель: формировать у воспитанников потребность в здоровом образе жизни, ответственность за своё здоровье, устойчивое негативное отношение.

Круглый стол для молодых и новых педагогов «Мой идеальный коллектив»

Цель круглого стола : выявить предпочтения педагогов, ожидания от коллектива, тревоги.

Круглый стол для молодых и новых педагогов «Мой идеальный коллектив»

Профессиональной деятельности мы посвящаем значительную часть своей жизни, поэтому желание чувствовать себя среди коллег комфортно и уверенно вполне понятно. Педагогический коллектив, как и любой другой, являет собой организм который может расти и успешно развиваться только в условиях эмоциональной гармонии. Коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал. Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям.

Нельзя так же забывать, что наш коллектив, это в основном женщины, с разным жизненным опытом, системой ценностей. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликты, чем те коллективы, в которых в значительной степени представлены мужчины. В то же время женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия. Педагогическая гибкость является таким психологическим феноменом, который, проявляясь в условиях проблемной ситуации, заставляет педагога произвести перестройку сформированных у него умственных операций, в зависимости от требований ситуации, дает возможность приспособиться к неблагоприятным факторам деятельности, проявляя подвижность, нестандартность мышления и поведения. Основными элементами педагогической гибкости, способствующими ее развитию, являются: вариативность, нешаблонность мышления и поведения, развитое чувство юмора и творческая активность личности. Необходимо проявлять гибкость и в общении, и в решении проблем, предупреждать и корректно разрешать конфликтные ситуации. Налаживание отношений между людьми создает сплоченность коллектива. Как и любые человеческие сообщества, наш педагогический коллектив не может существовать без конфликтов. Периодически возникают психологические трения, негативные последствия которых известны: снижение работоспособности, понижение мотивации и как следствие-ухудшение эффективности образовательного процесса.

Новые специалисты – самая уязвимая часть коллектива дошкольного учреждения. Важно помочь им наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

1. Упражнение «Приветствие без слов»

Каждый из участников должен поздороваться педагогами, продемонстрировав какое-то невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие (помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс, так и контактное (пожать руку, обнять). Можно использовать приветствия, характерные для разных социальных и этнических : групп пионерский салют, японский поклон и др. Остальные участники группы отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались (кивают в ответ, пожимают протянутую им руку и т. д.).

2. Задание педагогам :

записать характерные черты, по их мнению, идеального коллектива (на задание дается 5 минут, обсуждать с другими нельзя).

4. Решение проблемных ситуаций. Педагоги инсценируют предложенные проблемные ситуации и совместно пытаются их решить:

- возникла необходимость дать открытое занятие,

- возникла необходимость поменяться сменами с напарницей,

- нужно обсудить с музыкальным руководителем то, что вас не устраивает в сценарии утренника,

- напарница все хлопоты с новогодним утренником возложила на вас.

5. Упражнение «Я люблю…»

Педагогам предлагается по кругу закончить фразу : я люблю свой коллектив, потому что…

Рефлексия: обсуждение с педагогами того, чем полезен был круглый стол.

1. Большаков В. Ю. «Психотренинг» СПб, 1994.

2. Семенова Е. М. «Психологическое здоровье ребенка и педагога» под ред. Панько Е. А. – Мозырь, 2010.

Круглый стол для родителей «О здоровье всерьез» (вторая младшая группа) Консультация для родителей на тему: "О здоровье всерьез". Круглый стол. (Вторая младшая группа). Воспитатель читает стихотворение В. Крестова.

Конспект занятия «Мой ребёнок — гиперактивный». Круглый стол для родителей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 с. Дуван муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан.

Круглый стол для педагогов «Использование рефлексивных техник в ДОУ» Цель: знакомство педагогов с рефлексивными техниками; создание позитивно-эмоционального единства группы; создание в группе атмосферы эмоциональной.

Круглый стол для педагогов «Проектная деятельность» Круглый стол для педагогов Проектная деятельность - универсальное средство развития ребенка и педагога. Наталья Соломаха МБДОУ №44 Детский.

Круглый стол для педагогов в детском саду «Как воспитывать мальчиков? Как воспитывать девочек?» Круглый стол для педагогов на тему: «Как воспитывать мальчика? Как воспитывать девочку?» «Нельзя считать один пол совершеннее другого,.

Круглый стол для родителей «Хорошо ли я знаю своего ребёнка?» Любой папаша уверен, что он прекрасно осведомлен о желаниях, стремлениях и мечтаниях родного чада. Виной этому заблуждению — простительный.

Круглый стол для родителей «Роль игры в воспитании ребенка в семье» В настоящее время, чаще всего педагоги утверждают, что «игра ушла из семьи». И это – беда. Родителям – надо вернуть игру детям, обеспечить.

Круглый стол для родителей «Заботимся о здоровье детей вместе» Новизна родительского собрания заключается в интегрированном использовании разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой.

Круглый стол для родителей «Здоровье начинается с семьи»

Круглый стол для родителей «Здоровье начинается с семьи» 20 ноября в группе раннего возраста «Кроха», прошло родительское собрание. Воспитателями (Смирнова А. В., Белова Г. Б., был организован круглый.

Материалы для круглого стола «Основные проблемы молодого педагога»

Цель проведения круглого стола : стимулировать молодого педагога на активный поиск решений возникающих проблем.

Проблема профессионального становления всегда была актуальна, и в современном мире она весьма значима. Работа с молодыми специалистами сегодня является важным и необходимым направлением в деятельности учебных заведений.

Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей педагогической деятельности имеет достаточные знания, но не обладает нужными умениями, так как у него еще не сформированы профессиональные компетенции.

В целом, следует отметить, что наиболее важным аспектами для адаптации молодых специалистов в профессиональной среде являются постоянная поддержка и развитие профессионального потенциала педагога на этапе вхождения в профессию, правильное акцентирование требований к профессиональной деятельности начинающих педагогов.

Одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации начинающих педагогов — наставничество, которое способствует становлению и развитию профессионализма молодого педагога.

Задача наставника – помочь начинающему педагогу реализовать себя, найти свою методическую «изюминку», развить личностные качества и профессиональные умения и увидеть положительный результат совместной деятельности в результате сотрудничества.

Молодым педагогам важна помощь наставника – коуча. Коучинг в педагогике – это совместная работа коуча и начинающего преподавателя, а также - это способ взаимодействия при котором эффективность и скорость достижения целей клиента повышается более чем в 10 раз . Коуч , в переводе с английского - это тренер .

В таком методе работы максимально задействованы все способности молодого специалиста, уделяется особое внимание его проблемным зонам. Коуч не передает начинающему педагогу готовые знания, а активизирует у него процессы самообучения и саморазвития.

Коуч помогает молодому специалисту самостоятельно преодолевать все трудности образовательного процесса, направляя его педагогические действия и стремления. Именно работа по выявлению и устранению проблем необходима молодым кадрам. С такой помощью молодой педагог может реализовать себя, развить не только профессиональные, но и личностные качества.

Коучинг — это помощь начинающим педагогам по устранению и решению проблем, возникающих в период адаптации в образовательной среде. В разносторонних конфликтах так же помогут начинающему педагогу психологи, которые могут разрешить ту или иную ситуацию.

Любую проблему можно избежать или уладить, если соблюдать несколько совершенно нетрудных правил:

· поддержка со стороны администрации, оказание методической, организационной, и, в конце концов, психологической помощи начинающим педагогам;

· организация, проведение и анализ открытых уроков, семинаров, конференций, демонстрация опытными педагогами различных методов и подходов к организации урока и его анализу;

· организация взаимодействия молодых специалистов и преподавателей со стажем в решении возникающих в педагогической деятельности проблемных ситуаций, поддержка и обмен опытом в создании проектов, участие в различных мероприятиях и профессиональных конкурсах (очных и дистанционных);

· создание форумов для поддержки молодых педагогов - все это в совокупности позволило бы молодым педагогам овладеть навыками анализа урока в единстве его формы и содержания, а также под углом основных требований ГОС.

Профессия педагога очень сложна и ответственна, ему необходимо обладать большой работоспособностью, выдерживать действия сильных раздражителей и уметь сохранять на протяжении всего рабочего дня общий и эмоциональный тонус и при всем этом не терять оптимизма. Неготовность молодого специалиста часто приводит к быстрому разочарованию и развитию феномена «эмоционального выгорания», который возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения и мешает педагогу ощущать «качество жизни» и в профессиональной и в обыденной реальности.

Сложность предмета труда педагога в том, что его содержание составляют взаимоотношения с людьми, а это требует специальных знаний, умений и навыков работы в сложных, нестандартных и постоянно меняющихся ситуациях.

Проблема состоит в том, что научиться этому можно только находясь в действующей системе, непосредственно работая в образовании. Даже педагогическая практика не может полностью смоделировать реальную ситуацию и подготовить студента к работе в образовательной организации. Своеобразие педагогической деятельности состоит и в том, что она по своей природе имеет коллективный и творческий характер. И именно педагогический коллектив, выполняющий общую деятельность, может способствовать профессиональному и личностному росту каждого отдельного педагога, особенно начинающего свою карьеру. Ведь потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Если педагогический коллектив не становится открытой самообучающейся системой по повышению профессионального мастерства педагогов, то, как следствие этого, педагоги начинают сильнее испытывать «педагогический кризис», «истощение» и «выгорание», причем, группы разного профессионального уровня сталкиваются с разными проблемами.

https://i.ytimg.com/vi/FDaB62GwIyE/maxresdefault.jpg

Сложность работы молодого педагога заключается в том, что с началом учебной деятельности ему придется принимать решения учебного и воспитательного характера, которые не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. Педагогическая деятельность ставит перед молодым педагогом практические вопросы ежедневно, ежечасно, и решать их ему приходится самому, полагаясь на собственные знания. В связи с этим у молодого педагога возникают трудности в профессиональной деятельности, т.к. у него нет достаточного уровня педагогического мастерства, опыта, и профессиональной интуиции.

Педагогическое мастерство - это синтез разнообразных качеств личности педагога, его научных, технических, педагогических знаний и умений, позволяющих ему добиваться с помощью системы педагогических средств наилучших результатов в обучении, воспитании и развитии своих учеников.

Педагогическое мастерство проявляется, прежде всего, в том, мастер уверено владеет эффективными способами обучения обучающихся, умеет воспитывать у них положительные качества личности, уважение к своей будущей профессии, умеет учить преодолевать трудности на пути к достижению цели, в ответственности за результаты своей педагогической деятельности.

Педагогическое мастерство формируется и развивается в активном, творческом педагогическом труде на основе глубоких и разносторонних профессиональных знаний и умений, знаний педагогики, педагогической психологии, методики и организации обучения, умении применять их в практической деятельности.

Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее особенностью. Творчески работающий педагог, а тем более педагог - новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых людей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.

Таким образом, педагогическая деятельность тесно связана с творческой активностью, это важное качество, которым молодой педагог должен овладеть

Молодой педагог в процессе своей профессиональной деятельности должен овладеть следующими важнейшими качествами:

1. Обширные профессиональные и педагогические знания, способности быстро восстанавливать их в памяти.

2. Постоянная и целенаправленная активность мысли и воли, развитое творческое воображение.

3. Независимость суждений, основанная на вере в свои знания, профессиональное мастерство, свои мысли, способности и возможности.

4. Любознательность, сочетающаяся с хорошим вниманием и наблюдательностью.

5. Умение быстро и всесторонне разобраться в сути дела, понять проблему, наметить пути ее решения.

6. Развитая интуиция, способность в случайном факте, явлении найти опорную точку для творческого решения вопроса.

7. Умение ставить себя на место обучающихся, войти в их роль и решать педагогические задачи в соответствии с этой позиции.

Подведём итог: в современных условиях молодой педагог сталкивается с множеством проблем, которые могут быть разделены на несколько групп.

1. Методические проблемы. Во многом это связано с отсутствием педагогического опыта и низким уровнем подготовки в вузе.

2. Проблемы недостаточных знаний по предмету.

3. Проблемы наставничества. При поступлении на работу молодой педагог попадает в абсолютно новую для него среду. Чтобы освоиться в незнакомых условиях, ему необходима поддержка. При устройстве на работу молодому учителю обещают всестороннюю поддержку со стороны администрации и всего педагогического состава. Как правило, после начала учебного года начинающий педагог полностью погружается в работу и сталкивается с новыми задачами, решение которых требует определенного опыта. Именно в этот период ему необходима реальная поддержка опытных коллег, получить которую ему не всегда удается, в связи с большой нагрузкой учителей – предметников и отсутствием наставника по преподаваемому предмету. В связи с этим, начинающий учитель не может получить профессиональной консультации по своему предмету и как следствие допускает множество ошибок.

4. Психологические проблемы. Любая смена обстановки влияет на человека, особенно если он работает с большим количеством людей

Читайте также: