Круглый стол с губернатором

Обновлено: 10.05.2024


Политологи назвали факторы успеха партии «Единой России» на этих выборах, причины неудач оппозиции и провала «умного голосования». Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) провел круглый стол «Единый день голосования — 2022: итоги и тенденции». Эксперты сошлись в мнении, что патриотический консенсус на фоне СВО стал главным фактором ЕДГ-2022, который фактически переформатировал выборы в референдум о доверии власти.

Высокие результаты губернаторов и кандидатов «Единой России» — это, в первую очередь, демонстрация поддержки населением Президента РФ и его политики, считают участники круглого стола. Так, глава ФоРГО Константин Костин указал на то, что «Единая Россия» на этих выборах получила один из лучших своих результатов. «Партия взяла 80 процентов от всех мандатов на выборах в парламентах регионов и муниципальных ассамблеях. Это говорит о поддержке политики президента и тех политических сил, которые проводят его политику на региональном и муниципальном уровне. Все действующие губернаторы также победили в первом туре с очень хорошими результатами», — отметил он.

Муниципальные выборы в Москве также показали, что поддержка Сергея Собянина и его команды на очень высоком уровне. «Результат "Единой России", политического крыла поддержки и объединения "Мой район", которое можно отнести к гражданскому крылу поддержки, совокупно очень хороший. В этом смысле московский политический ландшафт стабилен: 50 процентов — сторонники власти, 25 процентов — сторонники различных оппозиционных сил, 25 процентов — ситуативные избиратели, которые примыкают к одному или другому лагерю, в данном случае — провластному», — отметил Костин.

Руководитель Департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ Екатерина Соколова указала на то, что первым уровнем предвыборной конкуренции на выборах в этом году была конкуренция за президентское доверие. «Это стало для кандидатов ключевым», — отметил эксперт. У губернаторов в конкурентных регионах в этом году результат также выше, чем в прошлый раз. «Это результат консенсуса вокруг фигуры президента и тех ценностей, которые им предложены», — указала она. «Кроме того, сейчас выигрывают те, кого мы называем губернаторами новой волны, выпускниками Высшей школы госуправления. Они показывают результаты более сильные, более мощные, чем остальные кандидаты», — добавила Соколова.

Директор по политическому анализу ИНСОМАР Виктор Потуремский заявил, что со стороны электората в условиях СВО были очень серьезные запросы на понимание стратегии органов власти в этот период. Потуремский также указал на, что в Ярославской области, в Карелии главы очень много времени заранее посвятили созданию консенсуса элит.

Все эксперты отметили слабое выступление парламентской оппозиции. «Результаты старожил — КПРФ и "Справедливая Россия — За правду" — чуть хуже, чем пять лет назад, и вообще по сравнению с выборами последних лет. И это странно, учитывая, что текущие социально-экономические условия создают пространство для левой риторики и повестки. Но мы видим, что эти партии проседают, теряют своих избирателей во всех регионах», констатировал Костин. Он считает, что на левом фланге есть дефицит электорального предложения.

Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков также отметил, что это была сложная кампания и для ЛДПР: партия потеряла лидера на старте. В то же время эксперт отметил, что «Новые люди» провели вполне неплохую кампанию.

Потерпела серьезное поражение на этих выборах и несистемная оппозиция, а их разработка — «умное голосование» — провалилась. «Организаторы, несистемная оппозиция сделали большую ставку на него как на инструмент политической декларации. Они прямо озвучивали: нам не важны результаты, нам важно, чтобы вы пришли и высказали свою политическую позицию, используя этот инструмент», — отметил политический обозреватель радиостанции «Говорит Москва» Александр Асафов. «А поскольку позиция эта заключалась в критике СВО, то у них просто не набралось нужного количества кандидатов с выраженной подобной позицией, и они начали включать в этот список людей по другим принципам», — пояснил он.

Результаты системной оппозиции могли бы быть лучше, если бы они эффективно использовали инструменты ДЭГ, считает Костин. «Явка на ДЭГ составила 70 процентов от всех проголосовавших. Несмотря на критику ДЭГ со стороны оппозиционных партий, их стремление призвать своих избирателей прийти проголосовать в последний день выборов, результаты при дистанционном голосовании у них оказались в итоге лучше. У "Единой России" при этом результаты на избирательном участке лучше, чем на ДЭГ. Поэтому тут можно говорить о тактических и стратегических ошибках со стороны оппозиции в их нежелании использовать ДЭГ», — заключил эксперт.

В Москве прошел посвященный Единому дню голосования круглый стол


Круглый стол на тему «Итоги выдвижения в Единый день голосования 2022: предвыборная конкуренция в новых условиях» состоялся в МИА «Россия Сегодня» 26 июля.

Директор Фонда исследования проблем демократии, председатель Координационного совета по общественному контролю за голосованием при Общественной палате РФ Максим Григорьев представил основные тезисы ставшего уже традиционным доклада Фонда об итогах выдвижения кандидатов на выборах 11 сентября. Как отметил эксперт, несмотря на то, что выдвижение еще не закончено, имеющиеся данные и статистика позволяет сделать целый ряд важных выборов. Григорьев подчеркнул, что кампания началась в предусмотренные законом сроки и «продемонстрировала устойчивость системы страны стабильно функционировать в новых условиях», несмотря на фактор проведения военной спецоперации (СВО).

«Политическая конкуренция в 2022 году характеризуется достижением внутриполитического консенсуса политических партий по тематике СВО. При всем разнообразии программ по ключевым вопросам обеспечения безопасности и защиты национальных интересов по данной тематике, ведущие политические силы выступают с близких позиций, одновременно предпринимая максимальные усилия по фиксации своего положения внутри консолидированного политического поля», — рассказал спикер, добавив, что поменялся вектор конкуренции партий — кто раньше начал заниматься тематикой Донбасса, тот и получает поддержку.

Общий уровень участия партий в предстоящей кампании можно охарактеризовать как высокий, отметил он. На выборах высших должностных лиц регионов по сравнению с прошлым годом заметно четкое увеличение среднего количества выдвинутых кандидатов на одно место — с 5,6 претендента в прошлом году до 6,3 претендента в текущем, что говорит о росте конкуренции.
В предстоящих в сентябре 2022 года выборах принимают участие 24 из 29 политических партий, имеющих право участвовать в выборах. В том числе на выборах высших должностных лиц своих кандидатов выдвинули 16 политических партий, на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти (по спискам либо по округам) 15 политических партий.

Партии «старой» парламентской оппозиции участвуют практически во всех кампаниях, по сути, борясь за статус главной оппозиционной силы: КПРФ и ЛДПР — в 13 субъектах РФ, «Справедливая Россия — За правду» — в 11. При этом партия «Новые люди», после успеха на выборах в Госдуму весьма рационально относится к участию в выборах высших должностных лиц и выдвинула трех кандидатов. Вероятно, репутационные потери от проигрыша на выборах для партии сейчас более значимы, чем факт повсеместного участия.

Эксперт также кратко перечислил кампании по выборам губернаторов, выделив выборы в Кировской области, где показатель конкуренции на промежуточном этапе выдвижения оказался достаточно высок — помимо действующего врио губернатора Александра Соколова представлены кандидаты от 5 политических партий, а вот самовыдвиженцы не торопятся вести кампанию — один не открыл счет, второй не ведется сбор подписей, оба явно не собираются реально участвовать в кампании.

Директор Центра политического анализа Павел Данилин остановился на анализе активности политических партий на предстоящих выборах. По его словам, в текущем цикле замещается 304 мандата депутатов ЗакС, выборы проходят в 30 регионах, 6 основных, 24 — дополнительных. Из 29 партий участвуют на выборах в Заксобрания 15 партий. Так называемая «вторая партийная лига» не участвует в этом цикле, лишь точечно выступают ПВР и «Партия дела».

«Конкурентность высокая, основная повестка пока федеральная, касающаяся СВО. В этом смысле интересно будет посмотреть на результаты партии «Яблоко», которая никак не может определиться, кто она такая: враги и иноагенты или еще кто-то», — отметил Данилин. Эксперт считает, что линии конкуренции отличаются в силу возможностей партий и системы выборов. «Есть партии, которые будут бороться за победу, есть, которые будут бороться за политический статус в регионе, за квалификацию и избирательные льготы, то ест право не собирать подписи», - рассказал эксперт, добавив, что есть также партии, которые будут бороться за отдельные группы избирателей — за удержание своего электората. Кроме того, политолог выделил «Единую Россию», у которой в этой кампании 74 процента кандидатов — новые лица.

Руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков дал оценку ситуации в целом и пояснил, почему предстоящие кампании особенно важны в контексте развития политсистемы. Эксперт отдельно подчеркнул тот факт, что, несмотря на СВО, кампании идут без чрезвычайных ситуаций — конкуренция высокая, все необходимые инструменты для борьбы есть, вопрос, насколько ими воспользуются участники.

Что касается политической системы в целом, Чеснаков подчеркнул важность так называемых «новых интерпретаторов и запрос на новых экспертов». «Формируется новый политический язык, возникают новые термины, связанные с описанием электоральных процессов, здесь важно появление новых экспертов и новых «говорящих голов», — заключил политолог.

На круглом столе ЭИСИ обсудили итоги шефской помощи Донбассу


На площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) «Регионы России — Донбассу: первые результаты системы шефской помощи». Главы российских регионов, депутаты Госдумы и эксперты оценили роль российских регионов в нормализации жизни на Донбассе и освобожденных территориях Украины.

Модератором круглого стола выступила директор департамента региональных программ ЭИСИ Дарья Кислицына. Задав вектор дискуссии, она подчеркнула, что система шефства субъектов России над территориями Донбасса, помимо прочего, — демонстрация слаженной работы властной горизонтали, в рамках которой регионы работают как единое целое и обмениваются практиками друг с другом. Модератор представила обзор региональных практик шефской помощи регионов России Донбассу.

Республика Саха (Якутия) помогает городу Кировское в ДНР в восстановлении объектов инфраструктуры, в том числе — местных школ, и вопросами шефства лично занимается глава Республики Айсен Николаев. Другой пример — Нижегородская область, которая взяла шефство над Большим Харцызском (ДНР). Как подчеркивает губернатор Глеб Никитин, в помощи территории активно участвуют жители региона, нижегородский бизнес и волонтерские организации.

Новгородская область под руководством губернатора Андрея Никитина, которая взяла шефство над Васильевским районом Запорожской области, в рамках помощи активно принимает на летний оздоровительный отдых в лагерях детей из Донбасса. В Севастополе, губернатор которого — Михаил Развожаев, — также организовали отдых детей из Донбасса в оздоровительных лагерях. 261 представитель подрастающего поколения из Мелитополя приняли участие в летней кампании по оздоровлению, и еще 268 детей отдыхают севастопольских лагерях в настоящее время.

Опытом регионального шефства над городом Снежное в ДНР поделился губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. «Хочу подтвердить, что Самарская область — первый российский регион, который заключил официальное соглашение о сотрудничестве с территорией Донбасса — городом Снежное. Это именно соглашение о сотрудничестве, потому что, я в этом уверен, наше взаимодействие взаимовыгодно, полезно не только для Снежного, но и для Самарской области», — сообщил спикер. Он рассказал, что сразу после заключения соглашения регион направил в Снежное технику, необходимую для восстановления территории. Помимо этого, в город приехали врачи и строительно-ремонтные бригады из региона.

Глава Чувашии Олег Николаев рассказал, что республика оказывает шефскую помощь Донецкому и Торезскому электротехническим заводам, где будет организовано производство модульных электроподстанций по методу сборочного производства. Основное оборудование и агрегаты будут производиться в Чебоксарах, а уже на Донбассе — осуществляться сборка продукции. Таким образом, в ближайшее время на этих двух заводах будет организовано более ста рабочих мест. Плановая выручка составит свыше 500 миллионов рублей.

Врио главы Администрации Тамбовской области Максим Егоров рассказал про опыт шефства региона над Новоайдарским районом ЛНР. Особое внимание область уделяет восстановлению местной системы образования. О том, как жители Донбасса и освобожденных территорий воспринимают шефскую помощь, рассказал Игорь Кастюкевич. «Сейчас люди, которые проживают на территориях, очень надеются на регионы — шефы. Они говорят: “пришлите нам варягов”. И регионы — шефы в работу активно включаются. В Херсонской области люди пишут в Telegram-канал о том, что за прошедшие тридцать лет власти никогда не относились к ним так, как относятся сейчас. Существует такая формулировка признательности российским регионам за помощь и поддержку», — поделился депутат Госдумы. Он также подчеркнул, что на сегодняшний день передано порядка 750 тонн гуманитарной помощи непосредственно в руки людям, и сама помощь жителям Донбасса расширилась, включает в себя самые разные вопросы, волнующие жителей.

Заведующий кафедрой политических наук и международных отношений Челябинского государственного университета Василий Зорин выразил убежденность, что система шефской помощи неизбежно запустит в России новый кадровый лифт. «Возможность помогать, тратить силы, время и здоровье на благое дело — важнейший фактор, который станет важной точкой в биографии тех людей, которые будут претендовать на карьерный рост в России», — сказал эксперт. Он также оценил опыт Челябинской области в шефстве над городами Ясиноватая и Волноваха в ДНР. Спикер выделил два ключевых направления помощи территориям — организацию взаимодействия промышленных предприятий и сотрудничество в области системы образования. Зорин также отметил, что российские губернаторы в рамках системы шефства приезжают «на землю», общаются с людьми и погружаются в проблемы территорий, делают это не ради протокольных мероприятий.

Завершая дискуссию, Дарья Кислицына выделила ключевые аспекты шефства как нового феномена российской политики. «Во-первых, система шефства уже зарекомендовала себя как эффективная и успешная и только расширяется. Во-вторых, происходит искреннее и честное вовлечение в помощь Донбассу на всех уровнях — и на уровне первых лиц, и на уровне депутатского корпуса, и на уровне жителей страны. Все консолидируются, оказывают помощь. Это момент единения, который становится фактором сплочения российского общества, мегапроектом, в котором крайне важно поучаствовать каждому из нас», — резюмировала модератор.

«В такое неординарное время мы должны быть вместе»


Фото: Михаил Коршунов I Столица С

9 сентября Глава РМ Артём Здунов вместе с губернатором Ульяновской области Алексеем Русских посетили «Технопарк-Мордовия». Осмотрели его и сели за круглый стол.


Фото: Михаил Коршунов I Столица С

«Нас ничего не сдерживает в экономическом сотрудничестве, — сказал Артём Алексеевич. — Будут и спортивные мероприятия. Мы взяли курс на активизацию сферы интеллектуальной собственности».


«Искренне благодарю Артёма Алексеевича за возможность провести переговоры с целым рядом предприятий, — ответил Алексей Русских. — В наши дни межрегиональные связи имеют особое значение. Важно ознакомиться с новым опытом и понять, чем мы можем быть полезными друг другу. Мы уже наметили совместные интересы с вашим технопарком. Ждём в ближайшее время в Ульяновской области Артёма Алексеевича. Берите с собой как можно больше бизнесменов».


Региональный представитель НОЦ «Инженерия будущего» в РМ Александр Долганов рассказал о работе карбоновых полигонов в нашей республике и Ульяновске, о современных климатических проблемах и возможности перехода к продуктивному органическому земледелию.

А после продуктивных разговоров состоялось подписание соглашения о взаимодействии между МГУ имени Огарёва и Ульяновским государственным аграрным университетом имени Столыпина. Дальше – пресс-подход.


Есть ли уже результаты по итогам встречи?

Русских: Да, мы сегодня весь день отработали в Мордовии по приглашению Артёма Алексеевича. У нас полномасштабная делегация, представляющая очень много предприятий. Есть определённые договорённости. Хочу сказать, что мы приехали не на пустое место, наработки были. Мы придаём новый импульс и даём возможность представителям наших предприятий наладить новые контакты. Судя по сегодняшней работе, эти новые контакты уже завязались, и я уверен, что сотрудничество будет развиваться.

Насколько активно идёт взаимодействие с Ульяновской областью, и в каких направлениях будет развиваться сотрудничество в свете подписанного сегодня договора?

Здунов: Я согласен с Алексеем Юрьевичем – визит подготовленный, он не какой-то праздный и торжественный, предприниматели знали, куда едут, ориентировались на конкретные предприятия. Задача органов власти – помочь наладить это сотрудничество. Сейчас мы проводим финал чемпионата «Молодые профессионалы». Нам пришлось за полгода полностью переориентироваться на наше оборудование. То же самое и в промышленности – мы самые близкие соседи и должны знать друг друга. Нам нужно использовать тот логистический путь, который Ульяновск проложил в Китай. Бизнес знает, куда надо придти. Соглашение между регионами должно быть. У меня самые лучшие впечатления от сегодняшнего круглого стола – наши вузы общаются. С удовольствием принимаем приглашение в Ульяновскую область. В такое неординарное время мы должны быть вместе.

Состоялся круглый стол по вопросу комплексного развития сельских территорий на примере проекта «‎Мой гектар»

Состоялся круглый стол по вопросу комплексного развития сельских территорий на примере проекта «‎Мой гектар»

16 декабря состоялось расширенное заседание комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по комплексному развитию территорий и формированию комфортной городской среды. Представители Администрации Президента РФ, Госдумы, Министерства сельского хозяйства, члены президиума «‎ОПОРЫ РОССИИ» обсудили проблемы и несовершенства законодательства на примере цифровой платформы и опыта проекта «‎Мой гектар».

Одним из первых докладчиков выступил Фетисов Вячеслав Александрович, депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, первый заместитель председателя комитета ГД по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. Он подчеркнул, что развитие сельских территорий, фермерства — важная задача, которая может обеспечить здоровье нации, а обширные и зачастую заброшенные территории могут стать плацдармом для развития экологического и гастрономического туризма. Это будут не только рабочие места, но и позиционирование нашей страны, которая может накормить, обогреть и дать перспективы.

Состоялся круглый стол по вопросу комплексного развития сельских территорий на примере проекта «‎Мой гектар»

Руководитель проекта «‎Мой гектар», Бучельников Денис Викторович, член Президиума правления «ОПОРЫ РОССИИ», рассказал об опыте реализации проекта, цель которого — получение гражданами земельных участков на льготных условиях для организации фермерских хозяйств и ЛПХ. Проект «‎Мой гектар» существует 5 лет и за это время собственниками земель стало 5500 человек, запущено 60 поселков. Силами УК «‎Мой гектар» вовлечено в хозяйственный оборот 10800 гектаров земель, создано 40 сельскохозяйственных потребительских кооперативов и более 1000 рабочих мест. Создан регламент интенсивного развития территории.

Такие результаты стали возможны за счет создания цифровой платформы «Мой гектар». Благодаря платформе каждый собственник участка может участвовать в коллективном развитии, как общей инфраструктуры поселка, так и своего участка, по проработанным стандартам и технологическим картам, гарантирующим получение результата. «Важно: в базовой идее проекта - развитие инфраструктуры осуществляется за счет внебюджетных средств, с нулевой нагрузкой на региональный бюджет. Но на текущий момент есть вопросы, которые тормозят работу по развитию территорий. Важным вопросом для собственников участков является получение подтверждения готовности региональных властей осуществить перевод участков, который необходим для строительства инфраструктуры. При этом собственники готовы строить инфраструктуру самостоятельно за счет собственных средств. Решением данного вопроса может стать Закон о Комплексном развитии территорий, который предусматривает возможность подписания договоров с региональными властями по заявлению правообладателей. Действие данного закона нужно распространить на территории, расположенные за границами населённых пунктов.


Представитель Администрации Президента РФ, Анисимов Алексей Викторович, заместитель уполномоченного представителя Президента по Центральному Федеральному, высказал свою поддержку в отношении идеи ввода в хозяйственный оборот зарастающих сельскохозяйственных земель и предоставления участков по 1 гектару, указав на сакральность такого выбора площади участка для возможности прокормить полноценную семью. Представитель Администрации Президента отметил важность исполнения федеральных инициатив и законов, направленных на развитие фермерства в России и подчеркнул, что недопустимо огранивать действие Федерального закона №299 региональными властями на сельских территориях с низкой плотностью населения, а также возможности в дальнейшем, обсуждения вопроса увеличения показателя площади застройки участка для крестьянско-фермерских хозяйств с 0,25% от площади участка в сторону повышения.

Представитель Минсельхоза Шевёлкина Ксения Леонидовна, директор департамента развития сельских территорий Минсельхоза подчеркнула, что развитие сельских территорий давно стоит в фокусе работы Министерства сельского хозяйства. Главная цель в такой работе: сохранение доли сельского населения, создание и развитие инфраструктуры для повышения качества жизни людей. «‎Немаловажно, что сейчас в Министерстве разработана инициатива по развитию малых форм поселений — это развитие так называемых опорных пунктов, — рассказала К.Л.Шевёлкина. — Формируется перечень опорных пунктов и уже скоро планируется выпустить акт Правительства, который утвердит и перечень, и меры поддержки для них».

Валенчук Олег Дорианович, член Комитета Госдумы РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, Председатель Союза садоводов России. Он поделился статистикой: 30-35% садоводов и дачников готовы сменить свои 10 соток на 1 гектар, но нужна уверенность, что власть их не бросит. «‎Богатство нашей страны в ее территории, — высказался О.Д.Валенчук. — Питаться мы должны тем, что произвела земля. Ведь уже молодежь понимает, что такое правильные продукты. Они уезжают за город, создают семьи и с гордостью говорят об этом. Семьи, получившие гектар земли, зарастающий сегодня бурьяном и борщевиком, становятся ответственными за свой малый кусочек Родины!».

Состоялся круглый стол по вопросу комплексного развития сельских территорий на примере проекта «‎Мой гектар»

По вопросу проработки закона о комплексном развитии сельских территории по инициативе правообладателей, позицию озвучил Чернышев Алексей Евгеньевич, председатель Ассоциации Градостроительного зонирования и территориального планирования. Он отметил, что все расширения сельских населенных пунктов идут через присоединение с/х земель, при этом на присоединяемых землях зачастую отсутствует инфраструктура необходимая для проживания на этих территориях. Для комфортной жизни на таких территориях нужно их благоустраивать, обеспечивать инфраструктурой, создавать комфортные условия для жизни. Данные инфраструктурные задачи готовы брать на себя инвесторы — собственники участков, посредством заключения с органами власти договоров о комплексном развитии территорий, которые предусмотрены градостроительным кодексом. По сути, есть инструмент, данный нам федеральным законом, но отсутствует методология, объясняющая как им пользоваться, отсутствуют соответствующие регламентирующие процедуры на местах в регионах, все это тормозит развитие сельских населенных пунктов.

Итоги встречи подвел Александр Михайлович Моор, глава комитета по комплексному развитию территорий и формированию комфортной городской среды «Опора России». Он резюмировал, что развитие сельских территорий — это не только развитие сельского хозяйства, но и экологический, гастрономический туризм. Что уже существуют интересные проекты, такие как «Мой гектар» в сфере развития сельских территорий, но нет общей методологии, правил, понятных для всех сторон данного процесса. Для эффективной работы в этом направлении, для сбора предложений нужна рабочая группа, которая должна проработать предложения и вынести их на обсуждение Министру строительства для внесения доработок в закон о комплексном развитии территорий и подготовки методических рекомендаций.

Итогом встречи стало единогласное решение участников, создать на базе комитета ОПОРЫ РОССИИ по комплексному развитию территорий, рабочую группу из представителей профильных министерств и участников круглого стола по доработкам закона о КРТ, которая подготовит предложения по расширению закона на сельские территории, а также рекомендации по использованию закона в текущей редакции для региональных властей.

Компания «Большая земля» совместно с Союзом садоводов России при поддержке Правительства РФ с 1 августа 2016 года запустила проект «Мой гектар». Данный проект позволяет жителям центральных регионов приобрести земельные участки площадью 1 га в специально размежеванных территориях, предусматривающих возможность создания транспортной инфраструктуры и коммуникаций, с оформлением в собственность по очень доступной цене. На текущий момент собственниками земель стало 5500 человек, запущено 62 поселков. Силами УК «‎Мой гектар» обработано 27 000 гектар земли, запроектировано 516 километров дорог, построено 34 км ЛЭП, разработано 742 проекта развития территории. Управляющая компания обработала 3 612 заявок от собственников. Вовлечено в оборот 10 800 га земель сельхозназначения, создано 40 новых сельскохозяйственных кооперативов и более 1000 рабочих мест. Создан регламент интенсивного развития территории интегрированный в цифровую платформу «Мой гектар».

Читайте также: