Круглый стол с группой риска

Обновлено: 17.05.2024

Одним из основных направлений деятельности образовательной организации в рамках профилактики суицидов обучающихся является выявление детей группы суицидального риска.

Анализ случаев суицидов и информации по организации профилактики суицидов, предоставленной областными образовательными организациями, отделами образования районов и городов РО показывает, что работа по выявлению детей группы суицидального риска организована и проводится не во всех образовательных организациях области, в ряде учреждений проводится не систематически, а начинается только после факта совершения суицида.

Организация работы по выявлению детей группы суицидального риска позволит своевременно оказывать им психолого-педагогическую поддержку и организовывать комплексное сопровождение.

Для проведения качественного выявления детей группы суицидального риска необходимо организовать обучение педагогов, которое должно быть направлено на знакомство с процедурой выявления и овладение методом выявления детей группы суицидального риска. Педагоги должны быть также ознакомлены с особенностями суицидов несовершеннолетних, овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения и оказания поддержки обучающимся в кризисном состоянии.

ВложениеРазмер
moy_tekst.docx 41.84 КБ
suitsid.pptx 225.28 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний обучающихся, изменения в их поведении, способам оказания психологической поддержки участников образовательного процесса

Педагог-психолог: Марченко Лидия Александровна

ЦЕЛЬ: обучение методам выявления детей группы суицидального риска.

- ознакомить с особенностями суицидов несовершеннолетних;

-овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения ;

- вооружить знаниями по оказанию поддержки обучающимся в кризисном состоянии

«Россия занимает первое место в Европе по детским суицидам – это катастрофа, причем, совершенно недопустимая, – подчеркнул заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов. – В июне текущего года был создан областной координационный совет с целью повышения эффективности работы по профилактике суицидов среди детей, а также осуществления тесного межведомственного взаимодействия по данной проблеме».

С начала 2016 года, девять детей совершили суицид, и ещё 12 детей совершили попытки суицида — такую печальную статистику озвучила начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Ростовской области Анжелика Синельникова. Данную информацию Синельникова обнародовала на первом открытом форуме прокуратуры в Ростовской области.

Для ликвидации этой грустной статистики на заседании координационного совета по профилактике суицидов среди несовершеннолетних приняли решение подготовить соглашение о взаимодействии и обмене информацией о случаях суицидального поведения несовершеннолетних между органами и службами, работающими с детьми.

«Что такое суицид и как с ним бороться?»

Что такое суицид – это болезнь? или внешняя ситуация?

Однозначного ответа на данный вопрос дать нельзя. При самоубийстве есть комплекс причин, это и наличие болезни или кризисного состояния, психологические особенности и различные социальные факторы, не последнее место в которых занимает вопрос преподнесения информации новостей и о совершенных суицидах средствами массовой информации.

Какие причины подталкивают детей на этот шаг?

Как уже упоминалось, причин суицида множество, и нет одной причины. Это комплекс биологических, психологических и социальных причин. Суициды совершаются как в неблагополучных, так и социально благополучных семьях. По статистике преобладает суициды среди мужского населения, так же в возрасте 25-30 лет значительно повышается риск данного поведения.

Как понять, что человек готов свести счеты с жизнью?

Прежде всего – это изменение в поведении человека. Часто такие люди не видят перспектив, мрачно оценивают происходящее вокруг, находятся в плохом настроении. Часть из них обращается к близким за помощью, прямо или косвенно говорят о не желании жить, что является одним из самых главных признаков нахождении человека в состоянии кризиса.

Какая область науки и какие специалисты занимаются данной проблемой?

Суицидальное поведение это достаточно многогранное явление, которое включает в себя и философский аспект, и медицинский, и психологический, и социальный, и культуральный, и религиозный аспекты. И это далеко не полный перечень затрагиваемых граней проблемы самоубийства. С давних времен философы задаются извечным вопросом – в чем смысл жизни? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор. Психиатры и психотерапевты напрямую работают с людьми, находящимися в кризисной ситуации или страдающими различными психическими недугами. Психологи оказывают психологическую помощь, помогают решить трудные жизненные ситуации, определиться с каким либо выбором в повседневной жизни. Социологи изучают те социальные явления, которые влияют на самоубийство. С точки зрения культуры и религии – в большинстве мировых религий имеется резко отрицательное отношение к самоубийству, так как считается, что жизнь дана свыше, и покушение на свою жизнь, это покушение на Всевышнего.

Куда можно обратиться в сложную минуту?

Есть круглосуточный телефон доверия, где Вам окажут помощь квалифицированные психологи. Обращения со стороны родителей, преподавателей и детей достаточно частые. При необходимости даются координаты частных и государственных специалистов в области психического и психологического здоровья.

Что важно сказать человеку, который находится в кризисной ситуации?

Любую проблему можно решить, обратитесь за помощью к своим близким, родным, специалистам психологам или врачам. Вам помогут!

Считаете ли вы, что соц.сети, онлайн-игры, мультфильмы с непонятными персонажами и сценами насилия могут довести до самоубийства детей?

Сами по себе одни мультфильмы или он-лайн игры с несвойственными нашему менталитету персонажами и сценами насилия без патологической почвы у несовершеннолетнего не приводят к суицидам, но могут негативно влиять на формирующуюся психику, особенно если доступ к телевизору и компьютеру у ребенка круглые сутки. Дефицит сна, отдыха, питания уже само по себе является мощным провоцирующим фактором кризисных состояний. На законодательном уровне приняты меры по ограничению рекламы и пропаганды сцен насилия, суицидального поведения и органы прокуратуры в течении последних лет ведут активную работу со средствами СМИ в этом направлении.

Сегодня мы попробуем разобраться в том, что такое суицид и суицидальная попытка, мы попытаемся научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, мы узнаем, что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода. Ведь суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения. словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях.

Протоиерей Андрей Ткачев
Сверхштатный клирик храма Воскресения Словущего на Успенском вражке

Павел Астахов. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка
30 декабря 2009 года - 9 сентября 2016 года

Кузнецова Анна Юрьевна – уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ предложила ввести уголовную ответственность за склонение несоврешеннолетних к самоубийству в интернете.

Призвала внести поправки в статью 110 Уголовного кодекса РФ "Доведение до самоубийства", "распространив ее действие на современные виртуальные способы склонения несовершеннолетних к самоубийству с использованием сети Интернет и мобильной (сотовой) связи.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка.
С годами суицид «молодеет»: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем ещё дети.

Суицид имеет характерные черты:

  • предшествуют кратковременные, объективно не тяжелые конфликты в сферах близких отношений;
  • конфликт воспринимается как крайне значимый и травматический, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
  • суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле;
  • суицидальное поведение регулируется скорее порывом;
  • средства самоубийства выбраны неумело;
  • подражательный характер.

Основные мотивы суицидального поведения:

  • Переживание обиды, одиночества, отчужденности.
  • Действительная или мнимая утрата любви, ревность.
  • Переживания, связанные со смертью, разводом родителей.
  • Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия.
  • Боязнь позора, насмешек или унижения.
  • Страх наказания, нежелание извиниться.
  • Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
  • Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
  • Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

Основные факторы риска:

  1. Факторы семейного неблагополучия
  2. Травматические факторы
  3. Психопатологические факторы, когда развитие суицидального поведения обусловлено различными психотическими проявлениями (бред, галлюцинации) или резкой декомпенсацией психопатии и т.п.
  4. Время года.

Типы суицида (суицидального поведения):

  • Истинный, когда человек действительно хочет убить себя. Чаще использует повешение.
  • Аффективный, с преобладанием эмоционального момента. Обусловлен сильным аффектом и сопровождается дезорганизацией и сужением сознания. Чаще прибегают к попыткам повешения, отравления токсичными препаратами.
  • Демонстративный - самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображении повешения.

Признаки готовящегося самоубийства

1. Часто говорят о своем душевном состоянии:

- «Я решил покончить с собой».

- «Ненавижу свою жизнь!»

- «Единственный выход - умереть!»

- «Я не могу так дальше жить»

- «Больше ты меня не увидишь!»

- «Я больше не буду ни для кого проблемой»

2. Много шутят на тему самоубийства.

3. Проявляют нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

  • Поведенческие
  1. Приведение дел в порядок
  2. 2.Прощание.
  3. 3.Демонстрируют радикальные перемены.
  • Ситуационные

Человек может решиться на самоубийство, если он:

2. Живет в нестабильном состоянии;

3. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал попытку суицида ранее.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

Классный час "Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"
методическая разработка

Классный час посвящен проблемам курения, алкоголя, наркомании среди молодежи, влиянию шума, телевидения на психику подростков.

ВложениеРазмер
zasedanie_kruglogo_stola.podrostok_vobshchestve_riska.doc 59 КБ

Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска" (классный час)

Цель: формировать адекватные жизненные ценности и ответственное отношение к своему здоровью.

  1. пропагандировать здоровый образ жизни;
    2) помочь сформировать активную жизненную позицию;
    3) способствовать жизненному самоопределению и социальной адаптации.

Учитель. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о своем будущем. Каждый человек в какой-то момент задумывается над тем, какой будет его дальнейшая жизнь, какие ценности для него важны, какие перспективы его ожидают, и делает выбор: либо это – здоровье, разум, ощущение радости жизни, либо страдания, боль, бессмысленное существование. К сожалению, жизнь – это не сказка, где добро всегда побеждает зло. Иногда бывает наоборот. И сегодня мы поговорим об этом. Поговорим о том, какие опасности подстерегают подростка в обществе.

На дворе XXI век
Ты – современный человек.
Мир разделен злом и добром –
В общем, жить сейчас сложно в нем,
Много соблазнов вокруг.
И тебе нужно выбрать, друг,
Свой путь – дорогу и в жизни подмогу.

Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей, строительство ядерных электростанций, техногенные катастрофы, ухудшение экологии, распространение наркомании и преступности подвергают жизнь молодого гражданина опасности буквально на каждом шагу. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей. При этом оказалось, что мальчики и юноши ведут себя более рискованно чаще, чем молодые девушки.

Таким образом, мы установили две важные закономерности:

  • Современный подросток встречается с большим числом рисков, чем его предшественники.
  • На детей и подростков выпадает большая доля опасностей, чем на взрослых.

Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом, физической силой, умственными способностями, отношением к опасностям и риску, объемом знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную ответственность. При желании список можно продолжить.

В подростковый период человеку очень важно чувствовать, что рядом – его дом, родители, друзья и знакомые. Если этого нет, то у подростка отсутствует чувство постоянства. У человека оказывается неудовлетворительной одна из базовых потребностей – потребность в безопасности.

В 17 веке в Европе особенно высоко стала цениться молодость, в 19 – детство, а в 20 – юность.

Продолжительность жизни людей за последние 100 лет увеличилась почти вдвое. В большинстве стран она уже достигла 75 лет и продолжает расти дальше. Только в России начиная с 1992 года этот показатель снизился на 6 лет и теперь на целое десятилетие отстает от среднемирового.

По статистическим данным, причиной самоубийств среди подростков в 78% случаев является проблема общения, а в 47% случаев общение именно со сверстниками.

В период взросления подростки чаще, чем взрослые, оказываются в ситуациях риска. Эти ситуации помогают им определить, способны ли они решать проблемы, с которыми соприкасаются. Подростки могут ошибочно считать свое поведение, особенно если оно напоминает поведение взрослых людей, как лишенное какого бы то ни было риска. Иногда они полагают, что самым простым способом достижения статуса взрослых для них является раннее начало половой жизни, курение, потребление алкоголя и наркотиков. Ученые установили, что все это снижает способность человека принимать обоснованные решения. В результате поведение подростка становится еще более рискованным. В тех случаях, когда в результате раздоров в семье, социальных изменений, гражданских беспорядков или войн нарушены родительские связи или больше того, развалилась система социального обеспечения в государстве, положение подростков становится еще хуже.

В подростковом возрасте человек проходит трудный путь познания мира, формирования личности, постоянно сталкивается с внешними препятствиями, с ограничениями своей активности со стороны взрослых, с собственной беспомощностью, с неумением выразить свои чувства и стремления. По данным западных психологов, даже в процветающих США большинство детей чувствуют себя психологически неблагополучными, и чтобы в дальнейшем создать в себе чувство “о’кей”, требуется большая внутренняя работа, которая удастся не всем.

Положение подростка в обществе отличается от положе взрослого. Ребенок не имеет возможности отстаивать свои права, бороться за свои интересы.
Как правило, важные решения, касающиеся его жизни и развития, за ребенка принимают взрослые. Тинейджеры нуждаются в социальной защите или опеке старших. Наряду с безработными, мигрантами, инвалидами, стариками, сиротами, они включены в состав групп, не способных самостоятельно заботиться о себе, создавать условия для полноценной жизни.

учитель: сегодня каждая группа подготовила выступления об опасностях , подстерегающих подростков. Итак, подростка окружают самые многочисленные и чаще всего неожиданные для него риски. Один из источников риска связан с шумом.

1. (Выступление 1 группы. “Влияние шума на организм подростка ) . Его источником является как окружающий мир, так и сами подростки, испытыва- ющие патологическую привязанность ко всему гремящему, стучащему, дребезжащему. Рок-музыка важный, но не единственный источник повышенного звука. Образно выражаясь, тинейджеры — самая шумная возрастная группа населения, а современное общество, предоставившее в их распоряжение наисовременнейшую электронику, — самое шумное за всю историю существования человечества. В современном мире шум сопровождает нас с утра до вечера. Шумовой фон — признак городской жизни. Дома — гул пылесоса, соковыжималок, на улице - рев моторов, в магазинах, ресторанах и кафе, обычно звучит музыка, отнюдь не всегда приглушённая. Невозможно представить без музыки современных молодых людей. Миниатюрные плейеры нового поколения, начинённые музыкой в формате мрЗ, можно даже носить на запястье, как часы. Но задумываемся ли мы над тем, как громкий шум влияет на наше здоровье?
Человеческое ухо различает звуки, имеющие частоту от 16 герц до 20 тысяч. Частоты этого диапазона вызывают колебаний ушных перепонок, через слуховые нервы сигнал поступает в мозг. Врачи предупреждают, что любой продолжительный шум мощностью более 90 децибел может привести к частичной потере слуха. Существуют исследования, подтверждающие, что шум является причиной преждевременного старения людей. Вопреки всем достижениям медицины и профилактическим мероприятиям количество пациентов, страдающих частичной потерей слуха, продолжает увеличиваться.

Согласно исследованиям американских медиков, в 1965 году из 5000 опрошенных американцев о проблемах со слухом сообщали 9,2%, а в 1994 году почти в два раза больше — 17%. Президент американского Института исследований слуха и ушных заболеваний доктор Джон Хауз объясняет это тем, что мы с детства слишком громко слушаем музыку. Он считает, что молодые люди, в дискотеке, на рок-концерте или дома часто нагружаются таким количеством децибелов, что у них преждевременно появляются признаки старческой глухоты. По мнению американского специалиста-отоларинголога Томаса Цинка проблема заключается в том, что к врачу молодые люди обращаются только в самом крайнем случае. Конечно, проблемы со слухом зависят не от стиля музыки, которую они предпочитают, а от ее громкости. Неважно, слушают ее в наушниках или без наушников.
Особенно отрицательное влияние на слух оказывает громкий рок и техно хард-кор. На рок-концертах и дискотеках громкость достигает 120 децибелов. Большая громкость вызывает стрессовое состояние, в кровь поступает избыточное количество адреналина, который воздействует на сознание подобно наркотику. Поэтому нередко публика на рок-концертах и в дискотеках теряет самоконтроль. Французский профессор Бернар Метц на основе многолетних исследований пришел к выводу, что у половины завсегдатаев рок-концертов в скором времени наступают повреждения органов слуха. Вообще, слух намного чувствительнее, чем осязание, потому что между ухом и мозгом, существуют прямые связи. Чтобы в 20—30-летнем возрасте приобрести подобные проблемы, достаточно часто бывать на дискотеках и кататься на мотоцикле без глушителя.
Немецкий врач Д.Юмсурен советует в дискотеке или на рок-концерте держаться подальше от усилителей, использовать беруши и специальные пробки для защиты слуха. Кстати сказать, у большинства рок-музыкантов в ушах эти самые пробки.

2. Опасность на дорогах (выступление 2 группы)
Не менее опасным источником риска являются городские дороги. Ежегодно дети возвращаются после летнего отдыха на дачах и в лагерях не только загоревшими и отдохнувшими, но и отвыкшими от городской жизни вообще и от интенсивного дорожного движения в частности. Внимание их ослаблено — ведь мыслями ребята еще далеко от города и не успели приспособиться к новому ритму жизни. Не случайно, по статистике, именно
эту пору на дорогах города и области происходит наибольшее количество ДТП. Примерно две трети пострадавших — ученики средних и старших классов.
Младшие школьники, которых провожают бабушки и дедушки, более послушны. А вот 10—15-летние подростки считают себя слишком взрослыми, чтобы обращать внимание на светофоры или дорожную разметку. Модные сейчас скейтборды и роликовые коньки также не улучшают ситуацию на дорогах. По данным исследований, именно тинейджеры представляют самый большой риск на дорогах.

Учитель: одной из самыми опасными привычками молодежи являтся курение, алкоголь .

4. группа «Вред курения» Около 25% российских мальчиков приобщается к курению в возрасте до 10 лет включительно. Эти данные были распространены
на организованной Минздравом РФ конференции, посвященной проблемам курения в России. По статистике Центра мониторинга вредных привычек среди детей и подростков Минздрава России, уровень распространенности курения среди городских подростков 15—17 лет в целом по России в 1999 году составлял в среднем почти 40%, а у девочек — 27,5%. Причем, отмечают авторы доклада, в последнее время намечается тенденция увеличения числа курящих среди школьников.
5группа

Не меньший риск для жизни подростка представляют наркотики. В конвенции о правах ребенка ООН особо стоит защита маленького человека от наркомании — страшной беды, которая шагнула с нами в ХХI век.
Статистика неумолима. За 4 года в России в б раз увеличилось число подростков 15—17 лет, которым был поставлен диагноз:
наркомания. Самое страшное, что приобщаться к дурному зелью начинают все раньше и раньше. Сегодня можно встретить 12—13- летних наркоманов со стажем, особенно среди беспризорников.
Если ты еще мал ростом, то первые трудности будут приниматься особенно остро. Кто-то делает первый укол или выкуривает первую сигарету, таким образом пытаясь решить проблемы не прилагая усилий — легким способом. А получают еще одну — несовместимую с нормальной жизнью. Ведь вслед за психологической зависимостью неизбежно наступает физическая. А это значит, что боль выкручивает суставы и рано или поздно заставит принять новую дозу.

Видеозапись “Дождь”. Приложение 2.

Ученик:. На краю обрыва, за которым вечность,
Ты стоишь во власти странных грез,
И, простившись с миром,
Хочешь быть беспечным:
Поиграть с огнем нездешних рос.
На краю обрыва песня неземная,
Музыка богов и голоса богинь.
Ты паришь над миром,
Но торговец “раем”
Вынет душу из тебя за героин.
Ты устал быть птицей
И сорвался камнем,
А друзья спасли тебя от лихой судьбы.
Но на краю обрыва вновь летят на пламя
Сотни мотыльков – самоубийц …

Полихимические СНЫ
Наркотики — всего лишь химические вещества ни больше, ни меньше, набор определенных молекул атомов. И, на мой взгляд, проблема не в них, а в человеке. Ну что с того: опиум, гашиш, марихуана, экстази, героин и так далее? проблема в том, что их употребляют, что существуют наркозависимые дети и подростки.
Сам наркоман себя не осознает. Передозировка — не самое страшное. для меня страшнее неизбежное, медленное, неотвратимое ущемление воли, разума, тела, разрушение целостности личности. А еще жажда разрушения, желание причинять боль, чувствовать власть над всеми людьми и миром.
Наркотики — это не смерть, это нелепый обман. Ищешь покой, а получаешь неврастению, список психопатологий. Ищешь свободы — находишь рабство! Ищешь себя — себя теряешь. Наркотики — это дорога для изначально безвольных, слабых. Ложь, аттракцион, который все сильнее и сильнее забирает тебя, грешного. Химические сны, которые быстро превращаются в кошмары.
Я проснулась. Проснись и ты: зачем измерять мир химическим способом?

Учитель. Взываю к разуму всех здравомыслящих людей планеты. Если вы не задумаетесь, то погубите и себя, и других.

Люди радуются жизни. Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить, но меньше всего берегут.

Пока не поздно – остановитесь!
И вредным привычкам скажите – нет.
Вы лучше спортом все займитесь
И радостью жизни насладитесь!
Здоровый образ жизни, друзья мои, ведите,
Здоровье драгоценное свое вы берегите!
Здоровье – это клад!
Коль сохранишь его, то будешь ты богат.

Акция “Чистая книга”

Я призываю вас сейчас сделать свой выбор. Выбор образа жизни, выбор своего будущего, своей судьбы. Если вы уже приняли решение, - напишите об этом в нашей “Чистой книге”. Возможно, ваши слова, ваши призывы оставят тех, кто пока сомневается, и тех, кто ходит по краю пропасти. Сейчас у вас есть шанс начать жизнь с чистого листа или с “Чистой книги”/

Круглый стол: «Неподдающиеся»? (проблема социально-педагогической дезадаптации подростков «группы риска» в условиях современного общества)

Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошёл до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.

Подчас в нашей практике нам приходится заниматься не только воспитанием, но и перевоспитанием. Такая необходимость возникает в том случае, когда у подростка уже проявились негативные поведенческие привычки, отрицательная направленность личности и слабая мотивация.

Таких подростков обычно относят к категории «трудных», «с асоциальным поведением», «группы риска». Но ведь все эти понятия очень широкие.

Так кто же такой подросток «группы риска»? Почему он такой особенный в поведении, в отношении к учебе, труду, родителям? Неприятность «трудного» подростка в «нормальном» обществе («нормальное» с нашей, традиционной, «взрослой» точки зрения) провоцирует его на поиск «единомышленников». Это может быть компания сверстников, которых в «нормальном» обществе так же не принимают, но возможно и совершенно возрастное сообщество. Самое главное, что среди них подросток чувствует себя нужным и востребованным. Но чтобы быть «своим», нужно курить, употреблять алкоголь и так далее. А чтобы доказать, «влиться» в компанию – совершить какой-либо неблаговидный поступок или правонарушение…

И вот здесь вовсю начинает работать государственная пенитенциарная система (ОДН, КДН и иже с ними). Первый вопрос, который возникает у представителей исполнительной власти: «А что вы сделали, чтобы предотвратить правонарушение? Какие меры были приняты по перевоспитанию и наставлению на путь истинный?»

А возможно ли перевоспитать подростка «группы риска» если он и элементарного воспитания в семье не получает? Поддается ли асоциальное поведение исправлению методами наказания, поощрения и убеждения? Да и хочет ли сам «девиантный» подросток перевоспитываться?

Согласно «Энциклопедии практической психологии»: «Перевоспитание – это воспитание, нацеленное на перестройку неправильно сложившихся взглядов, на изменение способов поведения, осложняющих процесс формирования личности».

То есть для успешного перевоспитания нам необходимо изменить систему взглядов и способы поведения. Таким образом, нам предлагается изменить образ жизни подростка, чтобы он «перевоспитался».

Но для этого нужно изменить круг общения и среду, влияющие на формирование различных поведенческих отклонений. А в силах ли мы сделать это?

Первоначальный опыт общения и основы поведения дети получают в семье.

Семья – это уникальная микросреда, в которой складываются условия физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

Но неблагоприятные взаимоотношения в семье и отрицательный пример родителей (ложь, алкоголизм, отсутствие работы, грубость и так далее) не могут способствовать созданию здорового микроклимата в семье.

Возможно, иногда специалист, решивший помочь семье «группы риска» и ребенку, на ранних стадиях в состоянии оказать положительное социально-психологическое воздействие на подобных родителей. А что делать, когда семья уже деградировала и находится в полуразрушенном состоянии?

Крайне тяжелым является положение детей в таких семьях, они постоянно подвергаются ущемлениям и унижениям. Такие родители по причине низкого культурного уровня не в состоянии не то что правильно, а вообще воспитывать не могут.

Проведенный анализ подходов к классификации отклонений поведения детей и подростков позволяет сделать вывод о том, что все ныне существующие категории детей, в работе и во взаимоотношениях с которыми педагогам, родителям, социальным и медицинским работникам приходится применять дополнительные усилия, чтобы добиться положительных результатов в обычной, повседневной деятельности, можно отнести к разряду трудных, трудновоспитуемых детей.

Как заметил П. П. Блонский, «с объективной точки зрения, трудный ученик – такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения, трудный ученик – такой, с которым учителю трудно, тягостно заниматься, и который требует от учителя много работы».

Трудновоспитуемость указывает на затруднение в воспитании, формировании «Я» ребенка, на его неспособность и нежелание усваивать педагогическое воздействие и активно на них реагировать.

Трудновоспитуемый ребенок – кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к педагогу, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций.

Трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризиса развития ребенка, неумение найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психологического и социального развития, а так же педагогических ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ребенка.

И так, существуют, так называемые, методы преодоления трудновоспитуемости. В преодолении трудновоспитуемости все методы действуют во взаимосвязи друг с другом, обеспечивая согласованную перестройку сознания и поведения, воспитание положительных и преодоление отрицательных качеств, координируют разнообразные влияния на личность, регулируют отношения к себе и другим.

Главная функция всех методов перевоспитания координационная – согласованное изменение социального окружения и развития личности, обеспечение активного влияния социальных воздействий и первичного коллектива на все связи и отношения трудного ребенка с окружающим миром.

Далее важно связать развитие личности трудновоспитуемого с развитием воспитания и перевоспитания как единого процесса. Надо также связать воспитание, самовоспитание и перевоспитание в единый процесс.

Правильно осуществляемый индивидуальный подход - это воспитание примером, воспитание соей жизнью, вовлечение трудного подростка в дела, которыми воспитатель занят подолгу службы, по работе.

Большинство средств перевоспитания и воспитания едины: слово, пример, деятельность, общение, искусство.

По моему мнению, именно здесь и берет начало духовно-нравственная деградация личности подростка, которая влечет за собой нарушение социальных связей или социальную дезадаптацию в целом…

Так можем ли мы, взяв на себя роль Демиурга, разрубить гордиев узел семейных противоречий «трудного» подростка?

В состоянии ли мы, используя лишь воспитательные методы, изменить микросреду, чтобы положительно повлиять на образ жизни такого воспитанника?

И еще один вопрос возникает у меня, коллеги: «А имеем ли мы на все это моральное право?»

Да, цель благая – помочь ребенку выжить в ужасных условиях вопреки, казалось бы, всем обстоятельствам и не потерять в себе человека.

Как быть, если в стенах учреждения мы «сеем разумное, доброе, вечное», а подросток, выйдя на улицу, видит совершенно иные нравственные ценности и моральные принципы, навязываемые условиями современной жизни?

Трудные дети были, есть и, к сожалению будут. Как же решить эту проблему? На помощь приходят специалисты. Давайте прислушаемся их советам, будем надеяться, они оправдают ваши спрямления помочь ребенку.

При преодолении отрицательных свойств методы перевоспитания выполняют две основных задачи:

а) стимуляция положительного поведения;

б) ограничения вредных внешних влияний.

Отклоняющееся поведение большинства детей – вызов нашего времени. Число детей с отклонениями в поведении растет. Каждый день встают вопросы, как поступить с детьми, поведение которых вышло из общепринятых норм. Отклонения поведения от нормы называют также аномальным, асоциальным, антисоциальным, девиантным, расстроенным, неправильным, искривленным, испорченным, деликвентным.

Воспитание детей с отклонениями в поведении осуществляется в рамках единого воспитательного процесса и направлено на формирование в ребенке гуманистических, общечеловеческих ценностей, активной гражданской позиции, нравственно положительных черт и качеств. Основной целью специалиста является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

Основные направления коррекционной деятельности с несовершеннолетними следующие: нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, прежде всего со специалистами и детским коллективом; компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения спортом, техникой, музыкой и др.); восстановление положительных качеств, которые получили незначительную деформацию (девиацию); постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости; интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств; усвоение и накопление социально ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни; накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности учащихся по удовлетворению их интересов; исправление как преодоление отрицательного, т.е. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств и вредных привычек.

Цель коррекционно-педагогической деятельности, имеющей воспитательно – профилактическую направленность, - разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов личности и формирование на этой основе социально значимых черт и качеств личности у подростков. Поскольку деятельность является ведущим средством формирования личности, то методами коррекции целесообразно считать те способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему черты школьника и способствуют исправлению, коррекции.

Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

- методы разрушения отрицательного типа характера: метод “взрыва” и метод реконструкции характера;

- методы перестройки мотивационной сферы и самосознания: а) объектного переосмысления своих достоинств и недостатков; б) переориентировки самосознания; в) переубеждения; г) прогнозирования отрицательного поведения;

- методы перестройки жизненного опыта: а) предписания; б) ограничения; в) переучивания; г) переключения; д) регламентации образа жизни;

- метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения: а) поощрения и наказания; б) соревнования; в) положительной перспективы.

Вместе с тем педагоги и психологи выделяют и специфические методы психокоррекции отклонений в поведении детей и подростков: суггестивные и гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом внушении; дидактические методики психокоррекции, включающие разъяснение, убеждение и иные приемы рассудачно аргументированного воздействия, метод “сократического диалога”, методики обучения саногенному мышлению,

В комплексе приемов педагогического воздействия выделяются приемы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и созидающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков.

Созидающие приемы:

- содействующие улучшению взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками, устанавливающие душевный контакт между ними (проявление доброты, внимания и заботы; просьба; поощрение; прощение; проявление огорчения; поручительство);

- вовлекающие воспитанника в совершение морально ценных поступков, в накопление опыта правильного поведения (убеждение, доверие, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы, вовлечение в интересную деятельность; пробуждение гуманных чувств; нравственные упражнения);

- строящиеся на понимании динамики чувств и интересов воспитанника (опосредование, “фланговый” подход; активизация сокровенных чувств воспитанника).

Тормозящие приемы:

- в которых открыто проявляется власть педагога (констатация поступка; осуждение; наказание; приказание; предупреждение; возбуждение тревоги о предстоящем наказании; проявление возмущения; выявление виновного);

- с открытым воздействием (параллельное педагогическое действие, ласковый упрек, намек, мнимое безразличие, ирония, развенчание, немое недоверие, организация естественных потребностей).

Вспомогательные приемы:

- организация внешней опоры правильного поведения;

- отказ от фиксирования отдельных поступков.

Организуя и проводя воспитательно-коррекционную работу с подростком, используя методы и примы педагогического воздействия на него, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения подростка, как действенный компонент воздействия на личность. Приемы воздействия коллектива следующие:

- доверие – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

- постепенное приучение к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общей значимостью;

- поддержка коллективистических проявлений – поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;

- недоверие – коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое – либо дело данному подростку из – за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

- отклонение недобросовестного и некачественного выполнения работы – коллектив заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;

- осуждение безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

- переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

- включение подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

- мобилизация внутренних сил подростка на выполнение задания – перед учащимся раскрываются его возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для него;

- активизация (создание) целевой установки – с подростком разрабатываются правила повседневной деятельности (начатое дело выполнять до конца, не браться за множество дел сразу, качественно выполнять любую работу, оценивать ее результативность, анализировать ошибки);

- контрастность – от регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней;

- стимулирование личного достоинства подростка, защита его самолюбия – предложение посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка в трудных ситуациях;

- требовательное доверие – подчеркивается неизбежность выполнении задания, но оказывается поддержка, укрепляется надежда на то, что подросток эту деятельность осилит;

- поощрение – похвала – поддержка, похвала – побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.

Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно – педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

Таким образом коррекционная деятельность в ходе воспитательного процесса представляет собой единый процесс эмоционального, оперативного и содержательного свойства, что дает возможность корректировать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону.

Практическая реализация перечисленных направлений деятельности окажет позитивное, на наш взгляд, влияние на поведение несовершеннолетних, помогая предотвратить делинквентное и девиантное отклонения.

При отсутствии полноценной и своевременной коррекционной работы у ребенка возникает состояние запущенности, и сфера проявления его трудновоспитуемости расширяется.

Методы преодоления трудновоспитуемости:

 методы разрушения отрицательного типа характера («метод взрыва», «метод реконструкции»);

 методы перестройки мотивационной сферы и самосознания (объективное переосмысление своих достоинств и недостатков, переориентация сознания, переубеждение, прогнозирование последствий отрицательного поведения);

 методы перестройки жизненного опыта (предписание, ограничение, переучивание, регламентация образа жизни);

 методы предупреждения отрицательного и стимуляции положительного поведения (поощрения и наказания, соревнования, положительные перспективы).

Используя те или иные методы психологического воздействия надо учитывать, что методы исправления «Я» влияют на сознание, чувства, поведение, на развитие личности в целом. Поэтому методы преодоления трудновоспитуемости без взаимодействия друг с другом могут выступать как средство коррекции поведения, комплексное же их применение делает эти методы средством перестройки личностной системы подростка.

В комплексе приемов педагогического воздействия выделяют: - приемы задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанника и - создающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения трудновоспитуемых подростков.

Надеюсь услышать ваши мнения, дорогие педагоги. Есть ли какая-нибудь возможность разорвать этот замкнутый круг: образ жизни – среда?. .

Круглый стол для студентов группы риска "Наедине с законом"

Нашу встречу я начну с цитат из древних манускриптов.

Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек. (Древнегреческий папирус, 2 тысячи лет до нашей эры).

Эта молодежь растленна до глубины души. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру. (Ассирийская клинопись, 10 век до нашей эры).

Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. (Сократ, древнегреческий философ, 5 век до нашей эры).

Молодые люди полагают, что они естественны, тогда как на самом деле они просто дурно воспитаны и грубы. (Франсуа де Ларошфуко, 17 век).

Эти цитаты подтверждают, что старшее поколение во все времена было обеспокоено воспитанием молодежи. Каждому поколению казалось, что молодежь год от года все хуже и хуже. Но мир до сих пор стоит, цивилизации развиваются. Это обнадеживает. Но это не значит, что следует закрывать глаза на существующие проблемы как на «болезнь роста». Проблемы есть и с ними необходимо работать. Одна из проблем – возрастание правонарушений и преступности среди молодежи и подростков. Сегодня мы об этом и поговорим. Почему это происходит, что с этим делать и как эту ситуацию изменить.

Но начну этот разговор сказкой.

История Маленького Нет

Маленький Нет сидит на скамейке и ест шоколадку. Он очень маленький и очень тихий.

Мимо проходит большая толстая тетя и спрашивает: «Можно я тут сяду?»

Маленький Нет тихо шепчет: «Нет, я хочу сидеть один».

Но она не слушает и усаживается рядом.

Подбегает парень и говорит: «Дай шоколадку!»

Маленький Нет шепчет: «Нет, я хочу сам ее съесть».

Но парень не слышит и забирает кусок шоколадки.

Подходит дядя, которого Маленький Нет встречал в парке, и говорит: «Привет, малыш! Ты такой милый, дай я тебя поцелую?»

Маленький Нет шепчет в третий раз: «Нет, я не хочу, чтобы меня целовали».

Но, похоже, и дядя ничего не понял…

Тут у Маленького Нет лопнуло терпение, он встал, распрямился во весь рост, уперся ногами и закричал во все горло: «Нет! Нет! Нет! Я хочу один сидеть на скамейке! Я сам хочу есть мою шоколадку! И я не хочу, чтобы меня целовали! Оставьте меня немедленно в покое!»

Тут все удивились: «Что ж ты сразу не сказал?» И разошлись каждый своей дорогой.

И кто же теперь сидит на скамейке?

И он думает: «Вот, значит, как: когда говоришь «нет» тихо и робко, люди не слышат. Значит, «нет» нужно говорить ясно, громко и решительно».

Вот так из Маленького Нет получился Большой Нет.

Эту сказку я рассказала как-то нашим ребятам к разговору о том, как противостоять, когда тебя склоняют к употреблению спиртного или наркотиков. Но разговор вышел в другое русло.

Как вы думаете, что защищал Маленький Нет? В чем заключается свобода для Маленького Нета? Свобода для него – жить в одиночку. Одному сидеть на скамейке, самому есть свою шоколадку, и чтобы никто не мешал.

Есть у Нета на это право? А какие еще права есть и у Нета, и у вас?

Если оформить их не в юридическую терминологию, а в психологическую, то права могли бы звучать так:

ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО:

  1. …иногда ставить себя на первое место
  2. …просить о помощи и эмоциональной поддержке
  3. …протестовать против несправедливого обращения или критики
  4. …иметь свое собственное мнение или убеждения
  5. …совершать ошибки, пока вы не найдете правильный путь
  6. …говорить: «Спасибо, нет», «Извините, нет»
  7. …не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным
  8. …иметь свои собственные, какие угодно чувства, независимо от тог, понимают ли их окружающие
  9. …менять свои решения или образ действий
  10. …добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает

ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ:

  1. …быть безупречным на 100%
  2. …делать приятное неприятным вам людям
  3. …любить людей, приносящих вам вред
  4. …извиняться за то, что вы были самим собой
  5. …выбиваться из сил ради других
  6. …мириться с неприятной вам ситуацией
  7. …сохранять отношения, ставшие для вас оскорбительными
  8. …делать что-то, что вы на самом деле не можете сделать
  9. …выполнять неразумные требования
  10. …отдавать что-то, что вам на самом деле отдавать не хочется
  11. …отказываться от своего «Я» ради чего бы то ни было и кого бы то ни было.

Подходят эти правила для Маленького Нет? Да. Ведь он хочет сидеть на скамейке, есть шоколадку, и чтобы ему никто не мешал и все его понимали. Так все просто.

Но ведь Нет так же не слушает окружающих, как и они его. Было ли у большой толстой тети другое место, чтобы посидеть в тишине и спокойствии? Когда последний раз парень ел шоколадку, да и вообще ел что-нибудь? Есть ли у дяди хоть кто-то в целом мире, кого можно поцеловать? Таких вопросов Нет не задает даже себе – ни будучи еще Маленьким, ни выросши уже Большим.

И представляется мне огромный парк с уходящими вдаль стройными рядами скамеек, и на каждой сидит вот такой вот Нет и в одиночку ест свою шоколадку.

Не дай Бог сесть рядом или попросить шоколадку. Он как заорет во все горло: «Нет! Ни хочу! Не дам! Оставь меня в покое! Уходи! Это моя скамейка! Это моя шоколадка! Это мой парк! Это мой мир! Я здесь на первом месте! Мои права в документе прописаны!

А еще интересно вообразить парк, где Нетов пришло больше, чем для них заготовлено скамеек и шоколадок. Как они будут скамейки и сласти делить? Кто громче свое «Нет!» проорет, тот и прав?

Если посмотреть на тот документ о правах, что я зачитала, то каждое слово по отдельности – правда, а все вместе – ложь. Как у Жванецкого – Полное и объективное освещение вопроса – но только с одной стороны.

Действительно, если НЕ следовать этому документу о правах, то можно сильно подпортить себе жизнь. Но если следовать ТОЛЬКО ему, то наверняка жизнь будет испорчена еще и у окружающих, в первую очередь – у ближних.

Здесь есть одно лишь «Я», а окружающие рассматриваются как потенциальные нарушители границ и прав «моего Я».

Чего же здесь не хватает?

То есть у людей должны быть не только права, но и обязанности. Должен быть «Документ о правах и обязанностях личности».

Я бы добавила к этим правам следующее:

ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ЧТО

  1. … нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – или то, или другое,
  2. … мнение, отличное от вашего, может быть верным,
  3. … никто не обязан вести себя так, как этого хочется вам,
  4. … неприемлемый для вас образ жизни может быть нормой для кого-то другого,
  5. …совет, основанный на чужом опыте, может уберечь вас от ошибок,
  6. … окружающие тоже имеют право ставить себя на первое место,
  7. … никакие правила не освобождают вас от ответственности за ваши поступки.

Есть утверждение: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». И это высказывание не о лишении свободы, а об умении жить в обществе и считаться со свободами других людей.

Если бы мы помнили подобные правила и думали не только о своих правах, но и о правах других, помнили бы о своих обязанностях, возможно, тогда возникало бы меньше противоречий, и скамеек с шоколадками хватило бы на всех, даже если пришлось бы поделиться.

Если бы люди, живя в обществе, не соблюдали определенных правил, норм, законов, то мир погрузился бы в хаос. Это было бы страшное существование. Поэтому вам, как полноправным членам общества, полезно знать не только свои права, но и свои обязанности и законы, по которым живет наше общество. Не просто знать, а исполнять эти закон. Тогда и ваши права не будут нарушаться.

Слово предоставляется Инне Сергеевне и гостям.

Поскольку я являюсь психологом, остановлюсь на психологических моментах отклонений в поведении людей. Все, что человек делает, он делает для своей пользы, даже если он этого не осознает, и даже если последствия печальные. Психологи много десятилетий изучают поведение людей. Очевидно, что на пустом месте не появятся комплексы, агрессия, зависимости, отклонения в поведении. Или вернее, как раз этим заполняется пустота, пустота в душе, сердце, в голове.

Откуда появляется эта пустота, эта уязвимость подростков, откуда появляется желание сделать больно другому или себе, не выполнять требования, взять чужое, разрушить то, что тебе не нравится или, наоборот, нравится, но тебе не принадлежит? Откуда берется наш характер и наше поведение?

На формирование личности человека мама влияет на 55%, папа – на 33%, среда – на 9%, школа – на 3%.

Конечно, счастливыми, успешными, красивыми, а также и несчастными, неуспешными, озлобленными люди вырастают в семье.

Здесь собрались не преступники, не бродяги и не алкоголики. На эту встречу приглашены ребята, у которых просто уже есть проблемы с обучением и поведением. Многие из вас просто не хотят учиться, с легкостью согласны остаться без образования, многие не мыслят выходного без пива или водочки. Некоторые не прочь взять чужое. Вот и всего-то.

Мы посмотрим сейчас небольшой видеоматериал. И это фильм не о вас, он о детях, чьи родители так же как и вы не захотели учиться, работать и радоваться жизни без спиртного. Это фильм, возможно, о вашем будущем, если вы сейчас не начнете думать об этом будущем.

Просмотр видеоролика.

Да, человек закладывается в семье, в определенных условиях. Но в семье формируется малыш (почти неосознанно формируется). Но сейчас, когда вам по 16-17 лет, никто и ничто не может вами управлять, кроме … вас самих.

Хочется, чтобы вы понимали и помнили, что ваша жизнь сейчас – в ваших руках. И еще, в ваших руках – жизнь будущих поколение, а значит, жизнь всего мира в ваших руках. Какими вы станете людьми, какими станете профессионалами, какими станете родителями, вырастите счастливых землян или несчастных и злых, зависит только от вас. И решение вы принимаете уже сейчас, а не завтра, не с понедельника или со следующего учебного года. Помните об этом!

Читайте также: