Круглый стол с главой

Обновлено: 16.05.2024

К числу важнейших форм коллегиального сотрудничества следует отнести беседу за круглым столом. Эта форма дискуссии — одна из разновидностей деловых бесед.
Беседа за крутым столом представляет собой разговор между равноправными членами коллектива. Она играет существенную роль в современном управлении компанией. Круглый стол является в некотором смысле символом равноправия участников дискуссии: каждое место за столом имеет одинаковое значение, поэтому отсутствует особый порядок распределения мест и не возникает протокольных трудностей.

Беседу за круглым столом целесообразно проводить в следующих случаях:

- при горизонтальном информировании, когда присутствуют не только коллеги одного уровня управления данного участка, но и сотрудники других структурных подразделений;

- при согласовании проблем между штабными и линейными подразделениями компании;

- при решении задач по координации работы нескольких подразделений без участия руководителей;

- при работе комиссий, в которых принимают участие сотрудники различных производственных подразделений в целях подготовки и принятия совместных решений:

- при работе команды.

Участники круглого стола обладают равными правами, т.е. их голоса имеют одинаковый вес вне зависимости от занимаемого служебного положения. Так появляется возможность использовать для решения проблем знания и способности различных специалистов. Желательно, чтобы они не находились в прямом подчинении. Иначе отдельные участники будут чувствовать скованность, что может негативно сказаться на результатах беседы.

Рассмотрим некоторые примеры из практики организации бесед за круглым столом на производственном предприятии:

- В компании участились рекламации из-за низкого качества одной детали, запущенной недавно в производство. Отдел сбыта, OTK и производственный отдел обсудили за круглым столом комплекс мер по устранению недостатков.

- На промышленном предприятии возникли трудности производственного характера. За круглым столом три инженера, техник и два мастера выяснили причины трудностей и пути их устранения.

- Для предупреждения несчастных случаев необходимо проверить, отвечают ли требованиям по технике безопасности работы, проводимые в цехе химических реактивов. За круглым столом свои соображение по этому вопросу высказали отдельные руководители, инженеры, техники и мастера, знакомые с работой цеха.

Решения за круглым столом принимаются квалифицированным большинством. Это большинство определяется самими участниками беседы. В этом смысле круглый стол принципиально отличается от совещания с сотрудниками, на котором руководитель принимает решение самостоятельно.

Целью круглого стола может быть подготовка решения, которое принимается на вышестоящем уровне управления, в этом случае руководитель не включается в дискуссию, пока коллеги подчиненного ему уровня не обсудят проблему за круглым столом. Другой целью круглого стола может быть принятие решения, которое должно реализоваться на уровне его участников.

Техника ведения беседы за круглым столом

Четкое направление хода дискуссии за круглым столом является важнейшим условием ее успеха. Есть три варианта определения руководителя беседы за круглым столом:

- Участники выбирают его из своего круга. Подчас это требует времени, так как могут возникнуть разногласия.

- Его определяет вышестоящий руководитель, если беседа проводится по его инициативе.

- Руководство беседой осуществляется попеременно ее участниками. Этот метод хорошо себя зарекомендовал при регулярном проведении бесед.

Сотрудник, которому поручено ведение круглого стола, не должен выступать по отношению к коллегам как представитель руководителя. Он только первый среди равных. В противном случае открытая дискуссия в кругу коллег может обернуться информированием о планах руководства.

Руководитель беседы за круглым столом выполняет двойную функцию: он является одновременно ведущим и участником:

- С одной стороны, он должен быть нейтральным посредником, держащим в руках нити дискуссии и направляющим ее к цели.

- С другой, он равноправный участник дискуссии. Он обязан высказать свое собственное мнение по обсуждаемым проблемам.

Ведущий является равноправным участником круглого стола, поэтому его положение значительно слабее, чем положение руководителя при ведении служебного совещания. К тому же следует учитывать, что коллеги за круглым столом дискутируют значительно резче, они менее сдержаны, чем на служебном совещании. Это существенно затрудняет ведение дискуссии. Руководителю беседы важно сохранять товарищеский тон, который присущ беседе равноправных коллег, и одновременно не ронять свой авторитет. Поэтому руководитель дискуссии должен следовать определенной схеме, облегчающей выполнение его трудной миссии.

Основополагающим принципом ведения круглого стола является разделение общей темы на ряд подтем. В результате появляется возможность целенаправленно переходить от одного положения к другому и ставить соответствующие вопросы. При этом руководитель должен следить за тем, чтобы каждый участник беседы имел возможность изложить свою точку зрения.

Рассмотрим возможный сценарий проведения беседы за круглым столом.

1. Вступление. Руководитель дискуссии после приветствия должен в общих чертах обрисовать тему и сформулировать главную цель беседы. Возможны два варианта:

- подготовка решения на вышестоящем уровне;

- определение единой позиции и принятие решении участниками круглого стола.

2. Определение фактического положения дел. Руководитель дискуссии должен осветить текущее состояние дел и предложить участникам ответить на вопрос: «Как в настоящее время обстоят дела, и как нам следует поступать?»

Мнения участников могут существенно отличаться друг от друга. Руководитель дискуссии должен иметь в виду, что его собственная оценка не должна играть решающей роли. Он вправе высказывать свою точку зрения лишь по фактическому положению дел.

Существует мнение, что руководитель дискуссии должен привести к общему знаменателю различные точки зрения на сложившуюся ситуацию и добиться определенного единства по этому вопросу. Однако это заблуждение, которым объясняются неудачи многих бесед за круглым столом. В действительности созданную в ходе бесед за круглым столом картину фактического состояния дел следует рассматривать как мозаику: различные точки зрения участников являются теми камешками, которые составляют общую картину.

3. Определение существующих трудностей. Руководитель дискуссии просит собравшихся высказаться о трудностях и проблемах, которые, по их мнению, существуют в настоящее время. Он задает вопрос: «Где, по вашему мнению, самые слабые места? Где, у кого, и по какому поводу наблюдаются особые трудности? Что показывают результаты вашего анализа?»

Эту часть дискуссии рекомендуется дробить на отдельные четкие вопросы. Иначе участники беседы могут потерять основную мысль и обсуждения не получится. Если ведущий видит, что обсуждение «уходит» от заданной темы, он возвращает ее в нужное русло постановкой дополнительных вопросов.

4. Поиск возможностей. Ведущий ставит следующий вопрос: «Какие возможности вы видите для преодоления существующих трудностей и устранения недостатков?»

При обсуждении проблемы мнения участников часто резко расходятся, и это может привести к взаимным нападкам. Риск возникновения конфликтной ситуации тем сильнее, чем больше обсуждаемая тема затрагивает личные интересы участников. Руководитель дискуссии должен не допустить взаимных обвинений. Он обязан упредить их путем постановки четких вопросов и управления ходом беседы.

5. Анализ аргументов. Речь идет о проверке отдельных предложений, сделанных в ходе дискуссии, и взвешивании аргументов «за» и «против». Например, задается вопрос: «Какой путь будет наилучшим? Почему?»

В ходе дискуссии руководитель должен определить, какой из названных вариантов будет более эффективным.

При рассмотрении аргументов используется, как правило, метод «плюс/минус». Суть такого метода заключается в том, что руководитель дискуссии выбирает первое из названных участниками предложений и призывает всех совместно поискать аргументы «за», а затем «против».

Не рекомендуется начинать с аргументов «против», так как в этом случае существует опасность, что до обсуждения аргументов «за» дело вообще не дойдет. При использовании метода «плюс/минус» положительные и отрицательные аргументы фиксируются на доске. Такая наглядность позволяет еще раз вернуться к основным моментам дискуссии, взвешенно подойти к принятию решения.

6. Принятие решения. Принятие решения осуществляется путем голосования. Голосуют все участники дискуссии, в том числе ее руководитель. Участники не могут воздержаться от голосования: они должны высказываться «за» или «против», иного не может быть.

При проведении круглого стола только с целью горизонтального информирования или обмена опытом вместо принятия решения обобщаются результаты дискуссии. В этом случае голосование не проводится.

Руководитель круглого стола должен правильно использовать средства ведения дискуссии. В его арсенале имеются еще такие средства, как:

1. постановка вопроса;
2. повторение;
3. обобщение сказанного.

6.1. Постановка вопроса является наиболее эффективным средством направления беседы в нужное русло. При этом руководитель не манипулирует мнением других участников.

Различают три разновидности вопросов: закрытый (прямой), наводящий и открытый.

На закрытый (прямой) вопрос можно ответить «да»/«нет» или очень коротко и немногословно. Закрытые вопросы должны использоваться осторожно и весьма редко, например, когда для дальнейшего ведения дискуссии нужны точные цифры или информация. Например: «Сколько слушателей присутствовало сегодня на занятиях?» или «На сколько минут опоздал сотрудник А.?» Закрытые вопросы создают атмосферу допроса, а не обсуждения и деловой беседы.

Наводящие вопросы служат для того, чтобы получить желаемый ответ. Типичный наводящий вопрос звучит так: «Вы ведь согласны, что. » Наводящий вопрос часто вызывает негативную реакцию: участники беседы, имеющие свое мнение и собирающиеся его отстаивать, в результате постановки наводящего вопроса раздражаются и намеренно начинают спорить.Руководитель дискуссии не должен управлять беседой с помощью наводящих вопросов, иначе его справедливо могут упрекнуть в манипулировании ходом дискуссии.

Открытый вопрос даст партнеру возможность развивать мысли и формулировать собственное мнение, не ограничивая его заранее установленными рамками. Типичные открытые вопросы: «Что, по Вашему мнению, представляет наибольшую трудность при попытке выхода на европейский рынок?»: «Что Вы считаете правильным? Перечислите и обоснуйте конкурентные преимущества вашего товара?»С помощью постановки открытого вопроса каждый участник беседы призывается к активной работе и обдумыванию проблемы. Открытые вопросы являются для руководителя дискуссии важным средством управления беседой, создают хорошую основу для корректного и откровенного обсуждения темы.

6.2. Повторение даст руководителю дискуссии возможность усилить или ослабить аргументы участников либо сместить акценты и тем самым придать беседе предметный характер. Например:

В начале дискуссии один из участников жалуется: «Мы снова оказались в той же ситуации, что и много раз до этого. На год позже, чем в других фирмах, у нас, наконец, пришли к мысли о применении нового метода. Почему так поздно? Они там что — живут на Луне?»

Посла этого высказывания ведущий констатирует: «Если я Вас правильно понял, вы полагаете, что стоящая на повестке дня тема является для нас срочной и давно требует своего решения».

Благодаря использованию повторения руководитель дискуссии имеет возможность из не относящихся к делу высказываний выделить аргументы, которые станут отправной точкой для дальнейшего обсуждения.

Итак, повторение выполняет следующие функции:

- возвращает отклонившуюся дискуссию к основной теме;

- сглаживает агрессивность высказывания путем подбора более корректных выражений;

- упорядочивает и поясняет аргументы.

6.3. Обобщение позволяет руководителю беседы компоновать отдельные доклады и выступления, подводить промежуточные и общие итоги, менять ход дискуссии, если возникает вероятность отклонения от темы. Обобщение, по сути, представляет собой извлечение из отдельных выступлений общей идеи и ее увязывание с главной темой.

Обобщения должны быть краткими и четкими. Их смысл заключает не в повторном «прокручивании» перед участниками всего хода дискуссии, а в выделении се основных моментов и подведении итогов.

Каждый раз после рассмотрения определенною раздела ведущий делает частичное обобщение, констатируя: «Мы уже выработали следующие варианты решений. Нам еще остается выяснить. » или «Мы уже рассмотрели проблему с таких-то позиций и получили следующие предложения. Давайте еще раз рассмотрим первое предложение, а именно. »

Руководителю дискуссии не следует произвольно интерпретировать выступления коллег. У собеседников не должно возникать подозрения, что, искажая чужие мысли, он сознательно пытается выдвинуть на первый план собственные идеи. Наоборот; ведущий должен подчеркивать, что его задача — объективное изложение всех точек зрения и дальнейшее конструктивное ведение дискуссии.

Заканчивая изложение темы, еще раз подчеркнем, что в современной компании среди различных средств руководства важнейшее место занимает беседа. В рамках коллегиального сотрудничества все большую значимость приобретает беседа за круглым столом, являющаяся кооперативной формой подготовки и принятия решения. Эффективность круглых столов прямо зависит от заинтересованности участников, их компетентности, а также готовности соблюдать дисциплину и правила дискуссии.

Первым условием успешного использования круглого стола как средства руководства является обучение всех руководящих работников технике ведения дискуссии. Отличную возможность для этого дают соответствующие учебные программы. Их участники не только учатся эффективно дискутировать, осваивают навыки работы в команде, но и обретают уверенность в плодотворности коллегиального сотрудничества.

Сценарий круглого стола: "Диалог с властью"

Встреча городского Совета лидеров ученического самоуправления и детского движения за круглым столом с администрацией города Липецка.

Оценить

КРУГЛЫЙ СТОЛ «ДИАЛОГ С ВЛАСТЬЮ»

Сценарий заседания городского Совета лидеров ученического самоуправления и детского движения

Дата и время проведения: 15 марта 2017г., 15.00.

Место проведения: конференц-зал администрации города Липецка.

Участники: представители администрации города Липецка, департамента образования администрации города Липецка и её структурных подразделений, представители общественности, члены городского Совета лидеров ученического самоуправления и детского движения.

Перед началом круглого стола участники занимают свои места в зале.

Работает мультимедийная установка.

Ведущий 2: В работе круглого стола принимают участие:

Сергей Вячеславович Иванов – глава города Липецка,

Евгений Николаевич Павлов – заместитель главы администрации города Липецка,

Александр Владимирович Мочалов – председатель департамента образования администрации города Липецка,

Надежда Сергеевна Бухтинова – начальник отдела по работе с молодежью администрации города Липецка,

Юлия Ивановна Паньковик – заместитель председателя департамента образования,

Евгения Львовна Азовцева – начальник отдела дополнительного образования, воспитания и оздоровления департамента образования,

а также члены городского Совета лидеров ученического самоуправления и детского движения,

представители ГДЮПО «Вместе»,

представители межшкольного проекта «Содружество»,

представители Российского движения школьников ОУ №47 – региональной пилотной площадки РДШ.

Ведущий 1: И перед тем как начать разговор, мы хотим рассказать о том, чем занимаются сегодня лидеры школ нашего города.

Ведущий 2: С работой городского Совета лидеров нас познакомят члены Совета.

Отчёт о работе ГСЛ с использованием мультимедиа.

Городской Совет лидеров ученического самоуправления и детского движения начал свою работу в октябре 2007 года. За это время ГСЛ объединил вокруг себя мальчишек и девчонок из разных школ города. На сегодня – это лидеры из 58 общеобразовательных учреждений.

Благодаря поддержке департамента образования и Дома детского творчества «Городской» им.С.А.Шмакова, членам ГСЛ представилась замечательная возможность проявить себя в разных делах.

В ГСЛ традиционны такие мероприятия, как выборы председателя ГСЛ, фестиваль «Диалог цивилизаций», День рождения ГСЛ, круглые столы с представителями администрации города и департамента образования «Диалог на равных» и «Диалог с властью», круглый стол с епархиальным управлением города Липецка «Легко ли быть молодым?» и другие.

На20-ом слете ГДЮПО «Вместе» собрались 160 делегатов детских организаций ОУ г.Липецка. Делегаты обсудили и приняли программу деятельности на новый учебный год, выбрали нового председателя, утвердили состав Совета детей и взрослых ГДЮПО «Вместе».

Участники городского конкурса лидеров ученического самоуправления и лидеров детского движения представили свои самопрезентации, портфолио, эссе и социальные проекты. Среди 12-и проектов были проекты по установки информационных табличек в парке «Быханов сад», флэш-мобы по пропаганде здорового образа жизни, организация киноклубов, акция по сохранению природы и даже благотворительный проект по защите прав детей с ограниченными возможностями здоровья. Все проекты получили высокую оценку жюри.

Победители и призеры городского конкурса лидеров сегодня представляют свои школы и городской Совет лидеров ученического самоуправления и детского движения на региональном этапе конкурса молодых лидеров «Вести за собой».

Расширяется информационное пространство, освоенное ГСЛ: сайт департамента образования администрации города Липецка, сайт ДДТ «Городской» им.С.А.Шмакова, издаётся газета «Ты - лидер» и работает группа «Городской Совет лидеров» в социальной сети «Вконтакте».

Внутри нашего коллектива проводятся вечера отдыха, осенний бал-маскарад, квест-игра, игровые программы для старшеклассников. Лидеры – организаторы новогодних утренников для младших школьников, праздничных программ для жителей микрорайона, инициаторы социальных проектов.

ГСЛ ведет партнерский диалог с представителями межшкольного проекта «Содружество», РДШ (на базе ОУ№47), ш колой молодежных инициатив "Город Z", ( ЦРТДиЮ «Советский»), детским Советом ДТ «Октябрьский».

У членов ГСЛ есть прекрасная возможность общаться между собой, обмениваться опытом в управлении школой или детской организацией, совместно решать общие проблемы и делать свою жизнь более интересной.

Ведущий 2: С приветственным словом к участникам круглого стола обращается глава города Липецка Сергей Вячеславович Иванов.

Приветственное слово Иванова С.В.

Вопросы задаются членами ГСЛ.

1.Сергей Вячеславович, Вы уже второй год возглавляете администрацию города Липецка. Можете ли Вы рассказать о главных своих победах и достижениях? Тяжело ли быть Главой города? Как строится Ваш день?

2.Сергей Вячеславович, можем ли мы, липецкие старшеклассники, Вам помочь? Верите ли Вы в силу молодежи? (Могут ли старшеклассники своими действиями изменитьк лучшему жизнь в родном городе?)

3. Нами составлена карта «слабых мест» в нашем родном городе. Можем ли мы рассчитывать на помощь городской администрации в устранении недостатков во дворах и на улицах Липецка?

4. Очень интересует вопрос по велодорожкам в нашем городе, ведь некоторые ребята и взрослые добираются до работы и школы на этом экологичном виде транспорта. И количество велосипедистов могло бы возрасти. Будет ли увеличиваться количество велодорожек в нашем городе?

5.Сергей Вячеславович, мы знаем, что в Липецке существовало несколько проектов Дворцов пионеров, детского творчества и молодежи. Позвольте поинтересоваться, как идёт строительство и когда у липецких школьников появится большой Дворец с просторным современным концертным залом?

6. В городском Совете Лидеров существует информационно-аналитический отдел, который занимается распространением информации о работе, проведенной Советом. Информация выкладывается на сайт Дома творчества и страничку ГСЛ в «Вконтакте». Так же поступает большинство молодежных организаций города. Возможно ли создать отдельный портал, где могла бы аккумулироваться вся информация о делах молодежи в целом?

7.Евгений Николаевич, наблюдаете ли Вы за школами теперь - в новой должности - и можете ли Вы помочь мне? Мой родной брат не может учиться со мной в одной школе из-за прописки. Что делать?

8. Пару недель назад стало известно, что в этом году 11-ые классы будут сдавать 5 обязательных предметов, среди которых география и история. Многие старшеклассники изучают эти предметы на базовом уровне, им эти предметы просто не нужны. Почему подобные новшества вводятся на «финишной» прямой, не давая старшеклассникам времени на подготовку? Как теперь нам успеть подготовиться к успешной сдаче этих предметов?

9.Евгений Николаевич, какие предметы в школе и вузе Вы любили больше всего? И нужна ли успешная учёба современному старшекласснику?

10. Городской совет лидеров существует уже 9 лет. И здесь собираются ребята из всех школ. Весной мы подводим итоги и уходим на каникулы. Возможно ли в это время организовать летние сборы: на неделю в каком-нибудь лагере? Кто нам может помочь и что мы лично должны сделать?

11.Мы знаем, что в Ельце активно реализуется программа «Турник в каждый двор». Планируются ли в Липецке подобные акции? Если «да», можно ли установить комплекс на территории нашего Дома творчества?

12.Надежда Сергеевна, как Вы считаете, достаточно ли хорошо в нашем городе работают волонтерские организации? Чем они занимаются?

13. Учебный год скоро завершится, и мы, лидеры ученического самоуправления и детского движения, начнём планировать свою работу на следующий учебный год. Можете ли вы подсказать нам направления деятельности, проблемы, которые мы в силах будем решить сами? На что нам надо обратить внимание?

Вопросы от представителей РДШ

(о возможности финансовой поддержки социального проекта РДШ)

Вопрос от межшкольного проекта «Содружество»

(о возможности организации профильной смены для лидеров проекта, предоставления лагеря «Орленок» для проведения слёта)

Ведущий 2: В заключение мы хотим передать администрации города Липецка практические предложения городского Совета лидеров.

1 - молодёжный портал;

2 - новый Центр молодёжи;

3 – финансирование строительства спортивных площадок для молодёжи.

Ведущий 1: Сегодня было задано много вопросов. Но это, конечно, далеко не всё, что интересует наших лидеров и липецкую молодежь. Надеемся, что традиция собираться за одним столом не прервется и не утратит своей актуальности.

Ведущий 2: Позвольте поблагодарить всех собравшихся за участие в работе круглого стола. Спасибо руководителям города Липецка за то, что нашли время для встречи с нами.

Ведущий 1: До свидания! До новых встреч! В память о сегодняшнем событии приглашаем всех на общую фотографию!

Круглый стол (мероприятие) - это свободная конференция. Рекомендации по проведению

«В споре рождается истина» - эта латинская пословица очень ярко характеризует человеческую сущность. Жаркие дебаты, прения и дискуссии, видимо, повелись еще с тех давних пор, когда человек только научился разговаривать. Круглый стол (мероприятие) – это место, где нужно и можно говорить.

круглый стол мероприятие это

Доблестные рыцари и великие ораторы

Едва ли организованной беседой могли похвастаться жители первобытно-общинного строя, но уже в более позднее время, когда мировая цивилизация вышла на новый, более качественный уровень, дебаты стали искусством. В учебных заведениях принято было изучать не только науку и грамоту, ораторское мастерство было отдельной дисциплиной.

Такое явление, как круглый стол (мероприятие), – это не просто обозначение процесса. Равноправный способ общения, который предполагает разговор в таком формате, по легендам, основал фольклорный герой король Артур. Достоверной информации, подтверждающей существование реального человека с таким именем, нет, тем не менее история про него и его рыцарей, восседавших за столом круглой формы, любима не только англичанами, но и всем миром.

проведение конференций

Кому нужен круглый стол?

Многочисленные дискуссионные клубы очень живо доказывают, сколь необходима такая форма общения, как круглый стол. Мероприятие это предполагает беседу по определенным правилам, в установленных рамках и заданном формате. Во все времена в обществе было принято выносить обсуждение спорных вопросов на всеобщее рассмотрение. Это проявление демократии в наше время встречается все чаще. Проведение конференций происходит по самым разнообразным поводам. Решение бизнес-вопросов, научные конференции, политические прения и многие другие вопросы решаются посредством коллективного обсуждения.

Все же не следует думать, что подобное мероприятие доступно лишь великим дельцам и политикам. Очень часто заседание круглого стола происходит в учебных заведениях всех уровней. Даже стандартная «пятиминутка» на работе – это своеобразный круглый стол. Правда, в этом варианте посыл равноправной беседы немного искажен, тем не менее высказаться может каждый.

Круглый? А может быть, прямоугольный? Квадратный?

Круглый стол (мероприятие) - это словосочетание, которое в двадцатом веке обрело значение термина, определяющего общепринятый формат конференций, встреч на самых разных уровнях.

Стол, его форма, рассадка участников, наличие в зале других атрибутов (стенда, информационной доски, мультимедийной аппаратуры) зависят от того, с какой целью проводится встреча.

заседание круглого стола

Беседа за столом круглой формы будет происходить в наиболее непринужденной и равноправной обстановке. Если мероприятие все же предполагает лидера, ведущего, то целесообразнее использование стола для переговоров квадратной, прямоугольной или П-образной форм. Тогда его возглавляет руководитель или председатель. Когда беседа требует более активного процесса, например, ораторам необходимо находиться в движении, иметь доступ к каждому присутствующему для личного разговора, передачи ему данных, документов, необходимо использовать стол, установленный буквой П с открытым проходом, где участники конференции смогут свободно передвигаться.

Основные правила

Вообще, разные форматы предполагают неодинаковые варианты. Очень многое зависит от того, присутствует ли среди участников лидер. Он не обязательно должен быть оглашен таковым для всеобщего внимания. Но понимание того, что некий человек имеет большее влияние и власть, является показателем его авторитета и воздействия на собрание. Зачастую такого человека (гласного или необъявленного лидера) усаживают во главе стола, а рассадка других участников происходит по принципу «чем важнее, тем ближе». То есть приближенные к руководителю персоны сидят рядом с ним. Заместитель, второй человек в организации после босса, располагается по правую руку.

Проведение конференций предполагает порядок и следование графику, регламент события. Выступления основных ораторов запланированы. Они же, в свою очередь, обязаны сделать свой доклад максимально информативным, логичным и кратким. Реплики, которые участники желают высказать, можно произносить лишь с разрешения руководителя и тогда, когда спикер закончил свое выступление.

сценарий круглого стола

Как организовать круглый стол?

Круглый стол организовывается с некой целью. Чаще всего она заключается в решении определенных проблем. Чтобы добиться положительного результата, необходимо разработать сценарий круглого стола.

Грамотно проведенное мероприятие имеет определенную очередность событий. На какие основные этапы нужно разбить конференцию?

Введение. Этот этап предполагает, что руководитель или организатор всего процесса ознакомит присутствующих с целью собрания, а также представит себя, гостей, участников, лекторов. После этого начинается следующий этап.

Ознакомление с предметом разговора. В этот момент ведущий круглого стола вкратце объясняет проблематику вопросов, и происходит первое обсуждение. Коллегиально участники должны выяснить все «проблемные места», обсудить первоочередные задания и полностью войти в курс дела.

Можно предположить, что дальше речь пойдет о способах решения обсуждаемого вопроса, но на деле правильнее будет выявить спорные моменты, а также трудности, с которыми приходится сталкиваться. Знание проблемы поможет ее решить.

Далее каждый из участников может высказать свои доводы, аргументы, мнение касательно того, как выйти из той или иной ситуации. Именно в этот момент происходят наиболее отчаянные дискуссии и споры. Ведущий мероприятия просто обязан возвращать участников в мирное русло и тему беседы.

Когда все мнения высказаны, приходит время принятия решений и подведения итогов. Этот завершающий этап становится апофеозом события и его результатом.

В дискуссии нет проигравших, а в споре нет выигравших, как сказал Б. Тойшибеков. Конструктивный диалог всегда приведет людей к общей точке зрения и позволит найти выход из самой трудной ситуации, а поможет им в этом круглый стол.

Король Артур и рыцари Круглого Стола. Легенды и реалии.

Всё началось с того, что король Британии Утер Пендрагон («Голова Дракона») страстно полюбил Игрейну, супругу герцога Корнуэльского. Волшебник Мерлин с помощью чар изменил облик Утера, и пока королевские войска осаждали герцога в одном из его замков, король проник к Игрейне в замок Тинтагиль под видом ее мужа и возлег с ней.

После этой ночи Игрейна забеременела и родила в положенный срок мальчика, которому дали имя Артур (в переводе с кельтского оно означает «Медведь). По совету чародея Мерлина рождение Артура сохранили в строжайшей тайне, и король передал младенца на воспитание верному барону Эктору. До поры и сам Артур ничего не знал о своем происхождении, считая Эктора отцом, а Кэя, его сына, родным братом.

После смерти Утера Пендрагона, не оставившего другого наследника, встал вопрос о том, кто же займет британский престол. Для решения этого вопроса Мерлин созвал всех лордов и баронов королевства в Лондон. Помолившись в соборе, лорды и бароны покинули храм и застыли от удивления, узрев чудо: перед храмом возвышался громадный камень с наковальней наверху. Под наковальней лежал меч чудесной работы. Надпись на камне, горевшая золотыми буквами, гласила: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землей британской».

Когда лорды оправились от изумления, все они по очереди попытались извлечь меч из-под наковальни, но никто из них не смог сдвинуть его и на волос. Артур же, подошедший к камню последним, без всяких усилий вытащил меч.

Тогда Мерлин и поведал всем присутствующим тайну рождения Артура. Собравшийся народ торжественно признал смущенного юношу своим королем.

Сделавшись королем, Артур первым делом потребовал, прекратить кровавые междоусобицы, рвущие страну на части, а затем распределил государственные должности: Бодуина Бретонского он назначил коннетаблем, сэра Ульфиуса – управителем двора, а своего молочного брата сэра Кэя - сенешалем королевства.

Однако не все признали права Артура на престол – 11 британских королей выступили против него. Это были: Брангорис Странгорский, Кларенс Нортумберлендский, Лот Оркнейский, Уриенс Горский, Идрис Корнуэльский, Ангвесанс Ирландский, Нантрес Гарлотский, Карадос Шотландский, Крадилманс, Король-с-Сотней-Рыцарей и герцог Канбенет. С 60-тысячным войском они выступили против Артура, но он в союзе с королями Баном Бенвикским и Борсом Галльским разгромил их в битве у замка Бедгрейн.

После победы Артур вернулся в Карлион. Спустя какое-то время туда прибыла супруга Лота Оркнейского, Моргауза. Артур не знал о том, что Моргауза является его сестрой по матери, и по незнанию совершил с ней ужасный грех кровосмесительства. Через девять месяцев Моргауза родила от него Мордреда, который и стал впоследствии причиной гибели короля Артура.

Однажды Мерлин повел Артура на берег зачарованного озера. Владычица Озера подарила юному королю меч по имени Экскалибур («Руби Сталь»). Меч был прекрасен, но Мерлин посоветовал Артуру больше ценить не сам меч, а ножны от него: тот, на ком надеты эти волшебные ножны, не потеряет в бою ни единой капли крови. За свой замечательный подарок Владычица Озера попросила Артура исполнить для нее впоследствии одно желание, и тот охотно согласился.

В первые годы царствования Артура его власть не раз оспаривали другие короли. Риенс, король Северного Уэльса, разгромив 11 королей и украсив их бородами свою мантию, прислал посольство к Артуру, требуя в знак покорности и его бороду. Но верные рыцари короля устроили засаду в лесу и, перебив охрану, захватили Риенса и доставили его в Карлион.

Тогда против Артура выступил брат Риенса, король Неро, вместе с войсками подвластных ему одиннадцати королей. В кровавой битве, разыгравшейся у замка Террабиль, Артур лично сразил 20 и ранил 40 вражеских рыцарей. Войска Неро были разбиты наголову; он сам и все остальные короли пали в сражении.

По приказу короля Артура чародей Мерлин увековечил эту победу в скульптурной композиции: 12 статуй погибших королей, отлитые из бронзы и покрытые золотом, держали в руках зажженные свечи, а над ними возвышалась фигура короля Артура с обнаженным мечом в руке.

Приведя наконец к покорности всю Британию, Артур устроил свою столицу в Камелоте (теперешний Винчестер) и женился на Гвиневере, дочери короля Лодегранса из страны Камилард.

В приданое за дочерью Лодегранс дал знаменитый Круглый Стол, вмещавший 150 рыцарей. Когда все рыцари Артура заняли свои места за Круглым Столом, то одно место осталось свободным. Тогда волшебник Мерлин произнес пророчество: тот, кто займет это место, названное им Гибельным Сиденьем, погибнет, но до той поры, пока он жив, ему не будет равных среди всех рыцарей мира.

Когда король Артур впервые собрал всех рыцарей за Круглым Столом, он щедро оделил их землями и дарами, а затем утвердил кодекс чести: его рыцари должны быть верными и милосердными; они обязаны всегда защищать дам и сражаться только за справедливое дело. Убийства, грабежи и измены объявлялись тягчайшими нарушениями кодекса рыцарской чести. Все 149 рыцарей торжественно поклялись в этом.

Злейшим врагом Артура стала его родная сестра, фея Моргана – жена Уриенса Горского. Она ненавидела и собственного мужа, мечтая сделать королем Горским своего любовника, Акколона Галльского. Злая волшебница уговорила Акколона вступить в поединок с королем Артуром.

Моргана позаботилась о благоприятном для нее исходе этого поединка. Силой магии она подменила мечи: Акколону Галльскому достался Экскалибур, а Артуру – лишь его копия, чрезвычайно хрупкий меч. В результате этого коварства Артур едва не погиб: Акколон тяжко изранил его, поскольку хрупкий меч сломался при первом же ударе. Однако истекающий кровью король все же ухитрился завладеть Экскалибуром, выбив его из рук Акколона, а затем прикончил врага.

Озлобленная потерей возлюбленного, фея Моргана поклялась страшно отомстить. Ночью она проникла в женский монастырь, где лежал жестоко израненный Артур, и попыталась похитить у него Экскалибур, но спящий король крепко сжимал меч в своей руке, и тогда Моргана похитила ножны от меча, висевшие на спинке кровати.

Колдунья утопила чудесные ножны в озере. Когда же Артур излечился и вернулся в Камелот, Моргана прислала к нему свою придворную даму с подарком примирения: то был роскошнейший плащ, сплошь расшитый драгоценными камнями. Дама просила короля примерить прекрасный плащ, но Артур, заподозривший коварство, повелел даме сначала самой облечься в подаренный плащ. Женщина отказывалась, уверяя, что она недостойна такой чести, но король все же заставил ее это сделать. Едва дама накрылась волшебным плащом, как внезапно вспыхнувшее пламя мгновенно испепелило ее.

Вскоре после учреждения Круглого Стола к Артуру явились послы от римского императора Луция с требованием дани. Разгневанный король заявил дерзким послам, что Луций – узурпатор, поскольку еще задолго до него римским престолом владели Брин и Белин, предки Артура, а стало быть, у него больше прав на императорскую корону, чем у Луция.

Вызов был брошен, и обе стороны начали готовиться к войне. Артур первым нанес удар – он переправился с войсками через пролив и высадился в Нормандии около Барфлета.

В Нормандии короля Артура ожидало удивительное приключение. Один местный крестьянин поведал ему о страшном великане-людоеде, обитавшем на горе св. Михаила. Накануне ночью великан похитил герцогиню Бретонскую, несомненно ставшую жертвой его похоти.

Внимательно выслушав крестьянина, Артур в одиночку отправился на свершение подвига. Поднявшись в гору, он обнаружил служанку герцогини, плакавшую над свежей могилой. Служанка рассказала королю о том, что мерзкий великан изнасиловал ее госпожу, разорвав при этом до пупа. Она указала королю на костер, мерцавший в отдалении, где отвратительный злодей ужинал жареными младенцами.

Артур поспешил на свет костра и увидел жуткую картину: великан сидит у костра без штанов и грызет человеческую ногу, а 12 юных дев, очевидно пленниц, жарят для него на вертелах младенцев. Рассвирепев от такого зрелища, Артур преисполнился ненависти и вызвал людоеда на бой. Великан проворно вскочил и, схватив окованную железом палицу, сбил корону со шлема героя. Артур, закрывшись щитом, сделал ловкий выпад и отсек ему срамные части. Великан дико взревел. Удар чудовищной силы неминуемо превратил бы смельчака в кровавое месиво, но Артур, легко увернувшись, разрубил людоеду череп, а затем и отсек ему голову. Этот трофей он приказал своим рыцарям выставить на стене Барфлета.

Тем временем войска Луция вторглись в Галлию. Главная битва между римлянами и британцами произошла в долине Суассона. На стороне Луция сражались 50 генуэзских великанов, одним своим диким видом наводившие ужас. Рыцари Артура не решались начинать с ними бой, и тогда сам король подал им пример.

Сойдясь с великаном по имени Галапас, Артур подрубил ему ноги, воскликнув при этом: «Вот теперь ты сравнялся ростом с нашими рыцарями!», после чего обезглавил вопящего от боли врага. Всех остальных великанов перебили рыцари Круглого Стола. Когда римляне попятились назад, Артур, потрясая мечом, поскакал на Луция. Однако римский император оказался искусным бойцом – он ударил Артура мечом поперек носа, нанеся ему рану чуть не до языка глубиной. Разъяренный король взмахнул Экскалибуром и разрубил врага от шишака до груди.

Вскоре после этого в Британии появились новые враги – саксы, массами прибывавшие на остров с континента. Нанеся им ряд поражений, король Артур окончательно разгромил свирепых варваров в решающем сражении у горы Бадон.

Теперь в королевстве Логрия (так назывались владения Артура) надолго воцарился мир. Рыцари Круглого Стола постепенно истребили почти всех колдунов, грабителей, людоедов и великанов, вследствие чего им все труднее было искать приключения и совершать подвиги.

Накануне очередного праздника Пятидесятницы ко двору прибыл Галахэд, который занял предназначенное ему Гибельное Сиденье. Наконец-то Круглый Стол был заполнен – за ним сидело теперь ровно 150 рыцарей. Тогда-то и пробил Час Славы логров и явился Грааль.

Круглый стол

«. каждая третья крупная сделка, совершаемая каждый день, строится по результатам круглого стола».

О круглом столе одной строчкой — публичное обсуждение проблемы.

«Название, по-видимому, заимствовано из журналистики, и означает обсуждение какой-либо проблемы, в котором принимают участие с равными правами несколько экспертов, под руководством модератора ».

Типовой позитивный стереотип о круглом столе : сесть за круглый стол и договориться между собой (выработать мирный путь урегулирования конфликта).

Перевод термина на английский язык: round table

История происхождения термина «круглый стол»

«Согласно древней легенде мудрый король Артур посадил своих соратников за круглый стол, чтобы сделать их равноправными».

Лаптев В., Тимохина Л. МИР создаю Я. Дипломатия для детей и молодежи. М.: Де Либри, 2021. С. 84.

Первое упоминание о Круглом столе короля Артур а — в «Романе де Брют» Уэйса Джерси (1155 г.).

Идея короля Артура — посредством рассадки за круглым столом предотвратить ссоры между баронами, которые не желали занимать подчиненное положение к другим баронам.

Также за круглым столом все участники должны были почувствовать себя равноправными.

«. ни один из рыцарей, сидевших за ним, не мог претендовать на более важное положение, чем другие. По этой причине Круглый стол был символом равенства, существовавшего при дворе Артура».

Этому предшествовала ссора между вассалами Артура, которая привела к насилию на одном из пиршеств.

Первый внушительный по размерам круглый стол, специально предназначенный для бесконфликтной рассадки, построил корнуоллский плотник.

В результате круглый стол при Артуре стал символом рыцарского ордена.

Один из древних вариантов рассадки вокруг круглого стола — занимается 12 мест и одно место остается пустым. Последнее символизирует предательства Иуды .

«Предположительно Круглый стол был сделан по образцу стола, сделанного в память о Тайной вечере Иисуса Христа . Одно из мест за этим столом было оставлено пустым, чтобы символизировать Иуду, апостола, предавшего Иисуса. У Круглого стола короля Артура также было свободное место, известное как Опасная осада. Говорили, что единственный человек, который может безопасно занять Опасную осаду, — это рыцарь, который найдет Святой Грааль.

[. ] Священная чаша Святого Грааля, как говорят, использовалась Иисусом Христом на Тайной вечере.

Остальные места вокруг стола были названы именами рыцарей, заслуживших право занимать их. Когда рыцарь Круглого стола умирал или покидал двор, его место мог занять только тот, кто был храбрее предыдущего».

Формально у круглого стола нет главы и все участники имеют равный статус. В настоящее время практикуется участие в организации и проведении круглого стола модератора. Эта традиция также идет из древности, когда воины для обсуждения вопросов садились вокруг короля или другого авторитета. Например, ведущего воина.

Схожие термины:

  1. дискуссия;
  2. совещание;
  3. обсуждение;
  4. симпозиум;
  5. заседание;
  6. встреча.

Некоторые функции круглого стола:

  1. прогнозирование;
  2. обмен мнениями, опытом;
  3. экспертная оценка;
  4. аналитика;
  5. поиск решений;
  6. формирование взаимопонимания;
  7. выработка общей точки зрения;
  8. формулирование рекомендаций;
  9. выявление спектра мнений;
  10. обсуждение различных аспектов рассматриваемой проблемы.

Как известно, функция = цель = результат.

См. подробнее: Викентьев И.Л. Функциональный подход при решении

«Обычно цели „ круглого стола “ — выявить спектр мнений по поставленной проблеме; с разных точек зрения , обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой».

Пример реализации функций круглого стола

Тема круглого стола может быть определена исходя из реализуемой функции.

Примеры тем круглых столов:

Основные принципы круглого стола:

  1. равноправие всех сторон;
  2. отсутствие преимуществ друг перед другом;
  3. учет всех высказанных мнений.

Периодичность проведения круглых столов — ежегодно, по мере необходимости, на конференциях и т.д.

Виды круглых столов — открытые и закрытые.

Последние проводятся в узком кругу научных работников или профильных специалистов.

В литературе встречаются воображаемые круглые столы . Так, Леонид Филиппов в журнале «Знамя», 1998, № 10 описал «воображаемый „круглый стол“, составленный автором статьи из разрозненных высказываний Александра Архангельскою, Дмитрия Быкова , Натальи Ивановой, Андрея Немзера, Ирины Роднянской, Алексея Слаповскою, Александра Пушкина , Дмитрия Писарева и других».

Библиография // Новый мир. 199. № 4. С. 239

Пример закрытого круглого стола: «гости принимают участие в закрытых дискуссиях „за круглым столом“ в узком кругу этих двух-трех десятков научных работников, которые приглашаются на декаду. Дискуссии начинаются обычно с краткого вводного слова иностранного гостя, продолжающегося минут 5-10, и носят характер беседы».

Запись беседы от 30.10.1934 г. с профессором Чикагского университета С. Харпером // АВП РФ. Ф. 0129. Оп. 17. П. 129. Д. 342. Л. 43-44.

Круглый стол, как правило, является подсистемой по отношению более крупному формату — съезд у, симпозиум у, конференции.

Примерный порядок проведения круглого стола

  1. Открытие ведущим (модератором) круглого стола.
  2. Представление участников круглого стола.
  3. Объявление обсуждаемых вопросов и регламента.
  4. Выступление участников круглого стола.
  5. Подведение итогов.

«Обычно в начале участники высказываются в определенном порядке, а затем переходят к свободной дискуссии.

[. ] Иногда, для придания остроты дискуссии, на „круглый стол“ намеренно приглашают представителей разных школ, разных поколений. Это также уменьшает опасность получения односторонних, однобоких знаний [. ]».

Неочевидные эффекты статусного круглого стола для отдельного участника — повышение авторитета, расширение возможностей, продвижение личного бренда.

Пример. «Для Белого «круглый стол Соловьевых ( Вл. С. Соловьев , С. М. Соловьев (сын), О. М. Соловьева (жена), около 1907 г. в Москве. — Прим. С.М, Храмова ) стал выходом и в общественность».

Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989. С. 357.

Общепринятые ограничения, связанные с проведением круглого стола

1) Участники не обсуждают мнения друг друга, а высказывают свои мнения по обсуждаемому вопросу.

2) Участники не вправе навязывать другим свою волю и предлагаемые решения.

Заблуждения, связанные с проведением круглого стола

«С „круглым столом“ люди связывают большие, я бы даже сказал, чрезмерные надежды. Но этот стол — не волшебник и не может решить всех проблем».

21.10.1988: беседу записал В. Светлов // ГА РФ. Ф. 10063. Оп. 2. Д. 129. Авторизованная машинопись.

Возможные сочетание круглого стола с другими формами публичного обсуждения.

— с мозговым штурмом;

Действия после круглого стола

Если круглый стол бы проведен в рамках научной конференции либо с участием специалистов, то, как правило, его результаты публикуются.

Пример публикации результатов круглого стола:

Ахметжанова З.Б. 2-ой ежегодный круглый стол главных внештатных неврологов

Республики Казахстан / З.Б. Ахметжанова [и др.] // Нейрохирургия и неврология Казахстана № 3 (48), 2017. С. 41- 43.

Читайте также: