Круглый стол путин и

Обновлено: 18.05.2024

Владимир Путин и Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин встретились с участниками круглого стола по российско-китайскому межрегиональному сотрудничеству.

Хочу вас всех поприветствовать во Владивостоке. Мы с нашим другом Председателем Си Цзиньпином воспользовались такой возможностью для того, чтобы организовать встречу регионов, которые сотрудничают друг с другом.

У нас сложилось уже несколько десятков так называемых пар в области регионального сотрудничества, мы придаём этому очень большое значение. И сегодня Председатель Си Цзиньпин прямо об этом говорил на нашей встрече в узком и в расширенном составе. Теперь у нас есть замечательная возможность послушать наших коллег из регионов России и Китайской Народной Республики.

Я предлагаю работу построить таким образом: мы сейчас передадим вам слово, послушаем вас, а в конце уже с заключительным словом выступим я и Председатель Си Цзиньпин.

Встреча с участниками круглого стола по российско-китайскому межрегиональному сотрудничеству

Позвольте нам тоже сказать несколько слов.

Мы с интересом выслушали обстоятельные доклады, информацию о региональном сотрудничестве. Считаю весьма полезным, что в таком широком составе вы поработали, обсудили актуальные вопросы развития межрегионального сотрудничества, предметно поговорили о перспективах дальнейшего налаживания прямых связей и о продвижении совместных бизнес-проектов, открывающихся возможностях для расширения контактов в гуманитарной сфере.

Взаимодействие регионов является важной составляющей частью всеобъемлющего стратегического партнёрства России и Китая, укрепляет межгосударственные отношения.

Мы с Председателем Си Цзиньпином поддерживали и, безусловно, будем и дальше поддерживать активизирующиеся контакты регионов. Это касается и инициативы проведения Годов российско-китайского межрегионального сотрудничества.

В рамках этого масштабного проекта, который стартовал в феврале в Харбине, состоится несколько сотен мероприятий. В частности, в июле на полях Пятого российско-китайского ЭКСПО в Екатеринбурге успешно прошёл Первый форум межрегионального сотрудничества. В нём приняли участие более 200 делегатов.

Важную роль в расширении межрегиональных связей играет и Межправительственная комиссия по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона России и Северо-Востока Китая. 21 августа в Даляне прошло её второе заседание. При активном участии комиссии реализуются крупные совместные инвестиционные, инфраструктурные и транспортные проекты. В их числе – нефтепровод Сковородино – Мохэ, по которому уже осуществляются поставки российских углеводородов китайским потребителям. По графику идёт прокладка газопровода «Сила Сибири».

Почему я об этом говорю: это, конечно, общенациональные большие проекты, но они проходят по вашим территориям, и в таких случаях всегда важна работа с региональными властями.

Прорабатываются возможности для наращивания объёмов перевозок китайских грузов через Транссиб и порты российского Дальнего Востока. Задействуется Северный морской путь. Возводятся два моста и канатная дорога через пограничный Амур.

Эффективное сотрудничество в рамках формата «Волга–Янцзы» наладили и субъекты Приволжского федерального округа и провинций верхнего и среднего течения реки Янцзы. Работает дорожная карта гуманитарного взаимодействия. Подписаны десятки соглашений и по многим другим направлениям.

Перед началом встречи с участниками круглого стола по российско-китайскому межрегиональному сотрудничеству.

Перед началом встречи с участниками круглого стола по российско-китайскому межрегиональному сотрудничеству.

Перед началом встречи с участниками круглого стола по российско-китайскому межрегиональному сотрудничеству.

Встреча с участниками круглого стола по российско-китайскому межрегиональному сотрудничеству

На встрече с участниками круглого стола по российско-китайскому межрегиональному сотрудничеству.

На встрече с участниками круглого стола по российско-китайскому межрегиональному сотрудничеству.

На встрече с участниками круглого стола по российско-китайскому межрегиональному сотрудничеству.

Председатель КНР Си Цзиньпин на встрече с участниками круглого стола по российско-китайскому межрегиональному сотрудничеству.

На встрече с участниками круглого стола по российско-китайскому межрегиональному сотрудничеству.

На встрече с участниками круглого стола по российско-китайскому межрегиональному сотрудничеству.

На встрече с участниками круглого стола по российско-китайскому межрегиональному сотрудничеству.

Встреча с участниками круглого стола по российско-китайскому межрегиональному сотрудничеству.

Регионы наших стран проводят большое количество совместных культурных мероприятий. На постоянной основе организуются фестивали искусства, выставки, молодёжные летние и зимние лагеря, а также спортивные соревнования, о чём здесь коллеги уже говорили. Некоторые из этих мероприятий уникальны – например, ежегодный заплыв через пограничный Амур. Отмечу также регату, стартовавшую в китайском Циндао, под названием «Дальневосточный кубок», один из этапов которой завершается в эти дни во Владивостоке.

И в заключение хотел бы от души пожелать всем вам дальнейшей успешной работы и реализации всех намеченных планов.

Благодарю вас за внимание и с удовольствием передаю слово нашему гостю Председателю КНР товарищу Си Цзиньпину.

Си Цзиньпин (как переведено): Уважаемый Президент Путин! Дамы и господа! Друзья!

Очень рад присутствовать на «круглом столе» руководителей регионов Китая и России. Только что представители с обеих сторон доложили о результатах и «круглого стола», и китайско-российского регионального сотрудничества. Президент Путин также озвучил очень ценные мысли о нашем сотрудничестве. Я полностью согласен с ним.

Тема нашего диалога – китайско-российское межрегиональное сотрудничество в новую эпоху. В эту эпоху наше межрегиональное сотрудничество стало перед новой обстановкой, новыми задачами, новыми требованиями и новым историческим шансом. В нынешнее время полицентричность миропорядка и экономическая глобализация уже стали главной тенденцией. Но в то же время односторонний подход, протекционизм и другие диаметрально противоположные процессу глобализации поветрия поднимают голову.

Возможности, как правило, всегда рождаются рядом с вызовами. Они нарастают с зигзагами в переменных. Китай и Россия являются друг другу самыми крупными соседними государствами, всеобъемлющими партнёрами стратегического взаимодействия, оба носят на себе историческую миссию возрождения нации и имеют широкую общность интересов.

Успешно завершая внутриполитическую повестку дня, обе страны вступили в качественно новое время госуправления и развития страны. Наращивание нашего сотрудничества и расширение общих интересов позволяют нам сообща нейтрализовать внешние риски и вызовы, содействовать совместному развитию и подъёму.

В последние годы динамично развиваются наши отношения в торгово-экономическом, энергетическом и инвестиционном аспектах. Безусловно, результаты сотрудничества уже налицо. Сформулирована многовекторная, многоуровневая архитектура сотрудничества, а межрегиональное сотрудничество здесь играет значительную роль. Такое сотрудничество опирается на регионы, основывается на регионах и направляется на благо регионов. Чем теснее наше сотрудничество по линии регионов, тем прочнее фундамент взаимовыгодного сотрудничества между странами в целом.

В начале текущего года мы с Президентом Путиным решили объявить текущий и следующий годы годами нашего межрегионального сотрудничества. Лейтмотивом двустороннего сотрудничества на текущий и следующий годы стало взаимодействие между регионами.

Сегодня в «круглом столе» приняли участие представители наших северо-восточных провинций, представители юго-восточных, приморских провинций и быстроразвивающихся западных провинций Китая. У каждой из них своё географическое преимущество, и общее население этих провинций составляет свыше 800 миллионов человек. С российской стороны здесь представлены субъекты, осуществляющие тесное сотрудничество с китайскими партнёрами.

Вы, несомненно, будете пользоваться «круглым столом» и плодами китайско-российского межрегионального сотрудничества, изыскивать новые методы и способы по развитию сотрудничества между регионами наших стран.

В целях дальнейшего развития межрегионального сотрудничества мне хотелось бы предложить следующее. Во‑первых, нужно активизировать роль муниципальных правительств и координацию действий, по существу улучшать политическое обеспечение и деловой климат, задействовать традиционное побратимство между городами, провинциями и субъектами, поощрять установление больших отношений побратимства, найти и открыть новые модели и каналы взаимодействия, уплотнить сеть контактов.

Местные правительства сделали бы ещё более смелые шаги в разработке политических установок по привлечению инвесторов, инвестиций, выработали бы больше льготной политики по процедурам налогообложения, финансам, контролю качества и логистики, и чтобы эти политические установки реально «приземлились». Словом, необходимо создать качественный деловой климат для взаимных инвестиций, более благоприятные условия для сотрудничества между нашими предприятиями.

Во‑вторых, необходимо по‑новому подходить к сотрудничеству, открыть для него новые районы и надлежащим образом использовать площадки сотрудничества. Наши страны обладают обширной территорией, что позволит нам ещё больше расширить географический охват сотрудничества. Помимо форматов «Северо-восток Китая – Дальний Восток России» и «Янцзы – Волга» необходимо углубленно рассматривать новые модели регионального сотрудничества, соединить стратегию Китая по развитию Пекина, Тяньцзиня, провинции Хэбэй, реки Янцзы, региона «Большого залива» – Гуандун–Сянган–Аомэнь – со стратегиями развития федеральных округов России. Регионам следовало бы активно участвовать в китайско-российском ЭКСПО, первом китайском импортном ЭКСПО и разнообразных выставках, форумах, налаживать на полях этих мероприятий широкие связи, изыскивать новые возможности сотрудничества.

В‑третьих, нужно раскрыть преимущества сторон для взаимодополнения друг друга, выявить специфические достоинства регионов и осуществить точную двустороннюю стыковку. Эти регионы отличаются друг от друга экономической мощью, производственной структурой и располагаемыми ресурсами. Например, провинции северо-востока и Внутренней Монголии Китая граничат с Россией, отчего им можно укреплять сотрудничество в области взаимосвязанности инфраструктуры, включая автодороги, железные дороги, мосты, порты, КПП и в сфере строительства трансграничных парков сотрудничества. А провинции Цзянсу, Чжэцзян, Шаньдун, Гуандун, обладающие огромными научно-исследовательскими потенциалами, имеют яркие перспективы сотрудничества с российскими партнёрами в области внешней торговли, электронной коммерции и научно-технических инноваций.

Что касается провинции Сычуань, известной своей плодородной землей и богатыми продуктами, то она может наращивать сотрудничество с Россией в обработке сельхозпродукции.

Важно, чтобы регионы со своими высококачественными ресурсами реализовали свои преимущества на конкретные результаты, нашли новые светлые точки сотрудничества в области освоения ресурсов современного сельского хозяйства, инфраструктурного строительства и научно-технологических инноваций.

В‑четвёртых, необходимо активизировать культурные гуманитарные связи, укреплять социальную основу сотрудничества. Межгосударственные отношения основаны на сближении народов. Движущая сила регионального сотрудничества также кроется в дружеских отношениях между народами. Поэтому стоит нам провести больше мероприятий в рамках годов регионального сотрудничества, содействовать регулярному проведению совместных мероприятий в сфере культуры, туризма, образования, СМИ, поощрять взаимные визиты, укреплять взаимное понимание о культурных традициях друг друга и укреплять взаимную симпатию и понимание.

Сейчас самое время для нашего регионального сотрудничества. Правительства двух стран будут и дальше оказывать регионам поддержку в расширении сотрудничества и достижении ещё больших плодов. Надеюсь, что представители регионов не упустят шанс, будут активнее содействовать, сообща откроют новую эпоху китайско-российского регионального сотрудничества.

Благодарю за внимание.

Прежде всего сейчас хочу обратиться к руководителям регионов России и Китая, которые здесь присутствуют. Как вы знаете, и Председатель Си Цзиньпин, и ваш покорный слуга, мы тоже работали в регионах соответствующих в России и в Китае. Мы хорошо знаем и отдаём себе отчёт в том, насколько сложна и многообразна Ваша работа. На Ваших плечах огромная ответственность за развитие вверенных Вам территорий, за улучшение жизни людей, которые на этих территориях проживают.

Как Вы слышали, мы поддерживали и будем поддерживать Ваши усилия, направленные на развитие межрегионального сотрудничества, потому что считаем, что это сотрудничество должно помочь и обязательно поможет в развитии ваших территорий, в решении задач, которые перед Вами стоят, – во‑первых.

И, во‑вторых, рассчитываем на то, что это ваше сотрудничество поможет укреплению межгосударственных связей, поможет развитию отношений между Россией и Китаем, а этому мы придаём очень большое значение.

Мы считаем, что наши отношения имеют кардинальное, ключевое значение и для наших стран, и в целом в мире. Они носят глобальный и стратегический характер, приобретают всё больший размах. Успех этого движения вперёд в значительной степени будет зависеть от ваших усилий. Мы желаем вам успехов.

Встреча с участниками круглого стола по российско-китайскому межрегиональному сотрудничеству

Заседание круглого стола форума «Один пояс, один путь»

Владимир Путин принял участие в первом заседании круглого стола второго Международного форума «Один пояс, один путь» в Пекине.

Выступление на первом заседании круглого стола форума «Один пояс, один путь»

Проект «Один пояс, один путь» объединяет выдвинутые Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином Си Цзиньпин Председатель Китайской Народной Республики в 2013 году инициативы «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века» и предполагает выстраивание ряда масштабных «экономических коридоров».

Инструментом решения этой задачи заявлено комплексное развитие трансграничной транспортно-логистической, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры в сочетании с мерами по координации макроэкономической политики, снятию барьеров в торгово-инвестиционной сфере, переходу на использование в торговле национальных валют, налаживанию промышленной кооперации, расширению социальной базы межгосударственных отношений посредством наращивания контактов между людьми.

Выступление на первом заседании круглого стола форума «Один пояс, один путь»

Очевидно, что для обеспечения стабильного и устойчивого экономического роста, укрепления многоплановых связей между странами и интеграционными объединениями на Евразийском субконтиненте требуется современная развитая транспортная, энергетическая, телекоммуникационная инфраструктура, о чём и Председатель Си Цзиньпин, и госпожа Лагард только что говорили.

Отмечу, что в России в настоящее время осуществляются масштабные национальные проекты, которые охватывают ключевые для динамичного роста экономики направления. И прежде всего мы вкладываем ресурсы в инфраструктурные программы. Речь идёт о сотнях миллиардов долларов инвестиций.

Реализация намеченных нами долгосрочных задач в области инфраструктурного развития, несомненно, будет иметь большой синергетический эффект и, я надеюсь, не только для нашей страны, но и всего евразийского региона.

Что касается транспортной инфраструктуры, её обновление и расширение для России – важнейший приоритет. Национальный проект «Безопасные и качественные автодороги» до 2024 года будет профинансирован на сумму порядка 4,3 триллиона рублей – это 4,8 процента ВВП и примерно 80 миллиардов долларов США. На комплексную программу строительства магистральной инфраструктуры направим 6,35 триллиона рублей – это 6,3 процента ВВП, чуть больше 130 миллиардов долларов.

Мы последовательно модернизируем Транссибирскую и Байкало-Амурскую железнодорожные магистрали, которые связывают европейскую часть России с Дальним Востоком. Планируем к 2025 году в полтора раза повысить их пропускную способность, а объёмы ежегодно перевозимых грузов увеличить до 210 миллионов тонн.

Большое внимание уделяем развитию Северного морского пути. Рассматриваем возможность состыковать его и китайский «Морской Шёлковый путь», тем самым создать глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Европой.

Такой масштабный проект подразумевает тесное сотрудничество стран Евразии в наращивании транзитных перевозок, строительстве портовых терминалов, логистических центров. Приглашаем представленные здесь государства подключиться к его реализации.

Отмечу, что в вопросах совершенствования евразийской транспортной инфраструктуры наша страна активно взаимодействует с партнёрами по Шанхайской организации сотрудничества. В рамках ШОС реализуется Соглашение о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок, в соответствии с которым уже в будущем году будут открыты шесть новых маршрутов, включая коридор «Западная Европа – Китай», соединяющий порты Жёлтого моря Китайской Народной Республики с портами Ленинградской области Российской Федерации.

Таким образом, смысл заключается в том, чтобы развивать общероссийскую транспортную сеть с прицелом на её интеграцию с транспортными артериями государств Евразии.

Другим принципиально важным направлением сотрудничества для обеспечения взаимосвязанности на Евразийском континенте считаем формирование общей энергетической инфраструктуры. Как вы знаете, Россия активно занимается расширением сети трансграничных нефте- и газопроводов. Полным ходом идёт прокладка трубопроводной системы «Сила Сибири» для надёжных и бесперебойных поставок природного газа в Китай и во весь Азиатско-Тихоокеанский регион. В завершающей стадии находится и строительство газопроводов в европейской части России: «Северный поток» по дну Балтийского моря и «Турецкий поток» по дну Чёрного моря, призванных повысить энергобезопасность Европы.

Кроме того, наша страна создаёт мощности по производству и экспорту сжиженного природного газа. В прошлом году поставки российского СПГ за рубеж увеличились более чем на 70 процентов – до почти 27 миллиардов кубических метров. В ближайшие двадцать лет рассчитываем довести данный показатель до 100 миллиардов кубических метров. Будут построены новые заводы на севере России: «Ямал СПГ», «Арктик СПГ». Рассматривается возможность расширения «Сахалина-2», это крупный проект по сжижению газа на Дальнем Востоке Российской Федерации.

Все упомянутые крупные нефтегазовые проекты, на наш взгляд, вносят существенный вклад в укрепление энергетической безопасности на всём Евразийском континенте, в создание большого евразийского энергетического пространства.

И, наконец, третьим важнейшим элементом общей инфраструктурной системы Евразии являются цифровые сети и телекоммуникации.

В России идёт формирование информационного общества, в котором цифровые решения стимулируют повышение конкурентоспособности экономики, темпов роста ВВП, качества жизни граждан.

Наша страна входит в десятку мировых лидеров по доступности широкополосного интернета. В ближайшие годы планируем начать эксплуатацию сетей пятого поколения. Вместе с государствами – членами Евразийского экономического союза Россия внедряет универсальные стандарты обмена и защиты информации, выстраивает цифровое пространство. Считаю, что в перспективе мы должны выйти на создание такого пространства на всём Евразийском континенте, установить согласованные правила для осуществления электронной торговли.

Мы стали инициаторами разработки дорожной карты Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества по развитию интернет-экономики. Тесно взаимодействуем с государствами АСЕАН в вопросах безопасности использования информационно-коммуникационных технологий.

В ООН, ШОС, БРИКС, в формате восточноазиатских саммитов наша страна продвигает ряд крупных инициатив, касающихся обмена опытом государственного регулирования в цифровой сфере, гармонизации национальных стратегий формирования технологических рынков будущего.

Иными словами, мы выступаем за объединение усилий всех государств в целях построения открытого цифрового пространства, единой системы телекоммуникаций и связи.

Россия настроена на активную совместную работу со всеми заинтересованными партнёрами в поиске новых источников роста, укреплении взаимосвязанности на Евразийском континенте, в решении многих других общих для нас задач. Уверен, действуя сообща, мы добьёмся успеха на благо народов наших стран, всех государств Евразии.

В "РГ" прошел круглый стол по вопросу применения КПЭ для госкомпаний в условиях санкций

События последнего времени кардинально изменили экономическую ситуацию и в нашей стране, и в мире в целом, поставили целый ряд новых проблем и обострили вопросы, существовавшие и ранее. В "Российской газете" прошел круглый стол по одному из таких вопросов - "Формирование и применение ключевых показателей эффективности (КПЭ) для госкомпаний в 2022 году в условиях санкционного давления. Эффективность или демотивация менеджмента?".

Участники круглого стола обсудили работу в условиях изменившейся экономической среды. / Олеся Курпяева/РГ

Участники круглого стола обсудили работу в условиях изменившейся экономической среды. / Олеся Курпяева/РГ

В настоящее время доля госсектора в экономике России составляет, по разным оценкам, от 50 до 70 процентов. Последние 10-15 лет развиваются две ключевых тенденции по отношению к владению производственными активами в государственном секторе.

Первая - формирование и укрупнение профильных государственных корпораций и холдингов (таких как ГК "Росатом", ГК "Ростех", ГК "Роскосмос", и др.) и постепенное увеличение перечня компаний, относящихся к т.н. "стратегическому" списку.

Вторая тенденция - ускорение приватизации условно "малозначимых" и/или не ведущих профильной деятельности предприятий, в большинстве своем обремененных значительным объемом недвижимых активов.

Одним из ключевых принципов управления компаниями с государственным участием с 2014 года является внедрение элементов стратегического планирования. Госкомпании разрабатывают долгосрочную программу развития на 5 лет, включая перечень стратегических целей и задач, мероприятий по их достижению, и прогнозируют ожидаемые ключевые показателей эффективности деятельности (КПЭ) на период.

- С февраля 2022 года внешняя среда, в которой работает вся экономика, особенно госкомпании, резко изменилась, - отметил в своем выступлении исполнительный директор Национальной ассоциации корпоративных директоров (НАКД) Николай Старченко. - Сократился импорт сырья, материалов, оборудования и комплектующих, выросли цены, поставщики перешли на предоплаты, разорваны от 20 до 80 процентов привычных экономических связей. И если компании удается решить задачу выживания и сохранения рабочих мест, то на первый план выходят налаживание или восстановление финансовой устойчивости, поиск новых связей и импортозамещение.

Президент и правительство РФ ставят перед всеми субъектами хозяйственной деятельности задачу обеспечения долгосрочной социально-экономической устойчивости и укрепления экономического и технологического суверенитета РФ. Как отметил член Наблюдательного совета НАКД, модератор круглого стола Николай Григорьев, в июле 2022-го, на стратегической сессии международной промышленной выставки "Иннопром" в Екатеринбурге, председатель правительства Михаил Мишустин конкретизировал: сохранение рабочих мест, локализация производства, импортозамещение высокотехнологичной продукции и товаров народного потребления. Вице-премьер Денис Мантуров сформулировал эту стратегию предельно ясно: "Сегодня нужно осуществить поворот от абсолютно рыночной промышленной политики к политике обеспечения технологического суверенитета".

Реализация такой стратегии требует от участников экономической деятельности - и в первую очередь от компаний с государственным участием - ускоренного обновления основных фондов, внедрения новых технологий и диверсификации производства. Стандартные "рыночные показатели" оценки эффективности деятельности в такой ситуации не только неуместны, но и прямо демотивируют органы управления. Тем не менее с весны 2022 года акционер компаний с госучастием - Росимущество - направляет им поручение по внедрению показателя рентабельности активов. Как отметила начальник управления корпоративных технологий Росимущества Анастасия Ширикова, показатель рентабельности активов включен в государственную программу управления федеральным имуществом и методику определения оптимальности государственного имущества.

Внедрение показателя рентабельности на госпредприятиях без учета отраслевых особенностей вместо повышения эффективности может привести к демотивации менеджмента

Если предприятие не достигнет уровня среднеотраслевого показателя, это грозит директору лишением части его годового вознаграждения. Однако попытки внедрять показатель на практике сталкиваются с серьезными проблемами.

Так, по мнению генерального директора компании "Российские газеты" Вячеслава Корягина, для большинства госкомпаний, которые занимаются реальным полиграфическим производством, выполнение этого показателя практически невозможно. Статистическая база, используемая ФНС России, не совсем корректна при сравнении крупных предприятий с реальными активами и мелких компаний, ведущих только посредническую деятельность или обслуживающих предприятия малого и среднего бизнеса. Огромное количество участников базы ФНС вообще не занимаются никакой производственной деятельностью и регистрируются исключительно для того, чтобы принять участие в каком-то большом государственном тендере. Все это очень сильно искажает реальную базу, используемую при расчете показателя для госкомпаний.

- Мы пребываем в недоумении в связи с этим показателем, - признался генеральный директор компании "Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных" Максим Максимчук. - Государство при формировании нашего холдинга включает в уставный капитал головного предприятия все активы дочерних компаний, часть из которых исходно убыточны. В итоге на конец 2021 года у нас активов на 7,3 миллиарда рублей, а суммарная выручка существенно меньше и отраслевой показатель рентабельности для сельского хозяйства - 11% - в этих условиях совершенно недостижим.

- Частный бизнес намного более свободен в том, чтобы выбирать форму для бизнес-процессов, но их структура серьезно влияет на конечные цифры рентабельности, и государственные предприятия этого себе позволить не могут, - отметил еще один аспект проблемы заместитель директора департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры России Михаил Арзаманов. - Уровни риска, которые могут принимать на себя частные организации и государственные, различны, а рентабельность активов связана и с ними. Зачастую госпредприятия ведут бизнес на не очень рентабельных, но социально значимых сегментах рынка, кроме того, обеспечивают сохранение занятости и несут дополнительную мобилизационную нагрузку, что также влияет на конечные показатели.

Участники дискуссии пришли к выводу, что внедрение показателя рентабельности на госпредприятиях без учета отраслевых особенностей вместо повышения эффективности может привести к демотивации менеджмента и падению инвестиционной активности госкомпаний по обновлению производственных мощностей. Для нынешней ситуации и до перестройки структуры экономики методику определения показателя нужно существенно доработать или заменить показатель. По мнению председателя правления НАКД Александра Гоголя, в сложившейся новой ситуации необходимо в кратчайшие сроки разработать и предложить советам директоров актуальный набор целей и ключевых показателей, а нынешний "поставить на паузу".

На круглом столе обсудили несколько вариантов. Первый - изменить законодательство в части определения статуса компаний с государственным участием как отдельного субъекта экономической деятельности - например, ГАО - государственного акционерного общества (наряду с АО, ПАО, ООО). Такие изменения должны быть внесены в Гражданский кодекс и закон об акционерных обществах, что закрепит фактически сложившийся режим управления компаниями с госучастием. Второе предложение - внести изменения в документы правительства и ФОИВов по формированию актуальных и исполнимых ключевых показателей эффективности, соответствующих политическим и экономическим реалиям. И наконец, третье - сформировать обратную связь между правительством и корпусом управленцев, работающих "на земле". Чтобы информация о реальных проблемах, которые испытывают и решают компании с государственным участием в нынешних условиях, принималась во внимание при принятии управленческих решений.

Владимир Путин на Госсовете обсудил развитие туризма в России

В России должны быть всесезонные морские курорты, а путешествия по стране нужно сделать доступными для всех россиян с разным уровнем доходов. У иностранцев также появится больше возможностей, чтобы посетить нашу страну. Об этом Владимир Путин заявил на заседании президиума Госсовета по развитию туризма.

На полях Восточного экономического форума (ВЭФ) президент обсудил с губернаторами и членами правительства новые федеральные проекты, которые должны дать возможность россиянам путешествовать внутри страны круглый год. "Активное развитие внутреннего туризма, особенно в сложных современных условиях, сейчас выходит если не на самый первый план, то на одно из самых значимых мест. У России здесь колоссальный потенциал, у каждого региона - свои, уникальные преимущества", - заявил Путин.

Он отметил, что внимание нужно уделять не только известным, традиционным туристическим центрам, но и всемерно помогать тем регионам, которые еще только начинают развивать туризм. По словам Путина, это будет способствовать экономическому росту и пополнению бюджетов регионов, малых городов с богатой историей, сельских территорий. Президент отметил, что развитие туризма влияет на более 50 других, смежных отраслей, создает рабочие места, хорошие перспективы для малого и среднего бизнеса.

Государство должно сделать все необходимое, чтобы путешествия были доступны для людей с разным уровнем дохода

Глава государства напомнил, что на решение этих задач направлен нацпроект "Туризм и индустрия гостеприимства". "Его ключевые показатели - к 2030 году увеличить более чем в два раза число поездок граждан по России, в полтора раза - фонд номеров в отелях с современной инфраструктурой и почти вдвое - количество рабочих мест в этой отрасли", - отметил он.

Говоря о развитии туризма, Путин призвал думать об интересах россиян. "Мы должны сделать все необходимое, чтобы для людей с разным доходом были доступны самые широкие возможности для путешествий, укрепления здоровья, для того, чтобы получать положительные эмоции, чтобы менялось качество жизни в лучшую сторону", - сказал президент. Так, у жителей всей страны должны быть возможности посещать традиционные здравницы, курорты, отдыхать у моря, увидеть Москву и Петербург, Дальний Восток и Русский Север.

Президент призвал активнее использовать потенциал российских акваторий - побережья Азовского, Балтийского, Каспийского и Черного морей. Особое внимание надо обратить на Дальневосточное приморье. "Проработать вопрос создания здесь крупных федеральных курортов. Они должны быть всесезонными, иметь современную, комфортную инфраструктуру, включая бассейны, чтобы каждый год там могли отдохнуть до 10 млн человек", - заявил Путин.

Нужно также учесть опыт Дальнего Востока и других регионов, добившихся успехов в сфере туризма. Путин обратил внимание, что, например, на Дальнем Востоке, где проходит заседание, за последнее время открыто много новых туристических маршрутов. "Постоянно растет турпоток в Камчатском крае - вчера только с губернатором об этом говорил, на Сахалине, в Бурятии. Традиционно высокий спрос в макрорегионе в целом на круизные путешествия", - сказал президент.

На Северном Кавказе необходимо создать центр с целебными источниками воды и грязелечением, не уступающий зарубежным курортам. Путин заявил о необходимости возродить курортную зону Каякент на Каспии. По его словам, в советское время здравница была одной из лучших в стране.

Отдельно президент отметил международное направление в туризме. Он поручил правительству проработать вопрос создания межгосударственных туристских организаций. "Партнеров достаточно, и у многих из них есть желание работать с Россией", - констатировал Путин.

Он подчеркнул, что туризм должен оставаться вне политики. "Вы знаете, мы вышли из Всемирной туристической организации, это был обоснованный шаг. В то же время мы убеждены, что туризм должен быть вне политики, и понимаем, какую огромную роль он играет в выстраивании партнерства и взаимопонимания между странами и народами", - сказал президент.

Путин особо подчеркнул, что России не стоит "цепляться за взаимность" в вопросах визового режима с другими странами. "Я знаю, общий принцип у МИДа - принцип взаимности, но здесь, когда речь идет об обеспечении наших интересов, нам нужно все эти принципы использовать тогда, когда они на пользу идут", - отметил он. Путин уверен, что расширение практики безвизового въезда туристических групп в РФ пойдет в плюс. "Что касается вопросов изменения в нормативную базу о визах для туристических групп, то мы сейчас это делаем, в Петербурге это есть - без виз приходит "круизник", туристы выходят на берег, какое-то время проводят без виз. Можно расширять эту практику, это только на пользу пойдет", - сказал он. Президент также поручил МИДу проработать вопрос установления безвизового режима для иностранных туристов, причем не основываясь на принципе взаимности.

Россия будет рада видеть туристов и из недружественных стран, заявила глава Ростуризма Зарина Догузова. "Хотела бы поддержать Сергея Викторовича Лаврова, который выступил за диспаритет по отношению к туристам из тех стран, правительства которых предпринимают в отношении нашей страны недружественные действия. На наш взгляд, они нас видеть не хотят, а мы их туристов были бы рады видеть, и пусть тратят здесь свои деньги и знакомятся с нашей страной", - сказала она. Догузова также попросила президента дать поручение о запуске электронной визы.

Кроме того, в Ростуризме предложили создать отдельную программу развития морских курортов. "Мы видим перспективный спрос сегодня порядка 30 млн человек", - сказала Зарина Догузова. Она призвала не забывать про действующие морские курорты, где нагрузка сегодня уже критическая. Догузова считает, что за отдельную программу по созданию всесезонных морских курортов должен отвечать Ростуризм.

Одна из самых популярных мер поддержки - это туристический кешбэк, то есть возврат части стоимости поездки. Глава рабочей группы Госсовета по туризму, губернатор Приморского края Олег Кожемяко предложил применять эту опцию в зависимости от сезона и маршрута. - Его нужно продолжать, но требуется доработать некоторые технические решения. Например, в ряде случаев стимулирование через возврат средств туристам ведет к простому повышению стоимости этих услуг на размер кешбэка на тех курортах, которые и так пользуются спросом и не требуют дополнительного стимулирования", - пояснил он. Еще одна инициатива Кожемяко - дать регионам право проводить курортные сборы. Он отметил, что этот эксперимент был успешным для бюджета регионов. Для того чтобы поддержать детей и близких, членов семей военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции, Кожемяко также выступил с инициативой выдавать именные туристические сертификаты. "Совместно с Ростуризмом мы прорабатываем данную возможность, просим нас поддержать", - обратился он к президенту.

Губернатор также считает, что нужно сформировать единую вертикаль управления туристической отраслью с четкими параметрами соподчиненности, подотчетности и координации с регионами. "Проработайте дополнительно", - отреагировал Путин.

В свою очередь вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что существующая конфигурация, когда отрасль регулирует Ростуризм, минстрой и профильный зампред правительства, является оптимальной. В ходе дискуссии президент поинтересовался, в чем заключается проблема управления отраслью. "Здесь есть какие-то несогласованные вещи, что ли?" - спросил он. Чернышенко уточнил, что он как курирующий вице-премьер может давать поручения всем министерствам и с его стороны нет никаких новаций. "Нас все устраивает", - сказал он. При этом вице-премьер уточнил, что от главы Ростуризма Зарины Догузовой поступило предложение наделить ее ведомство полномочиями управления госпрограммой по развитию туризма. "Правительством это не проработано и не поддерживается, поскольку я вам доложил, что 75% средств по госпрограмме идут на строительство туристической и сопутствующей инфраструктуры, которую курирует профильное министерство - минстрой. Это было осознанное решение", - подчеркнул Чернышенко. "Нужно понять, что понимается под определением Ростуризма в качестве "федерального органа исполнительной власти, ответственного исполнителя государственной программы "Развитие туризма", - заключил Путин.

Вопрос возник и по курированию пляжной полосы и прилегающей к пляжу воды. Путин возразил на предложение, чтобы куратором стал Ростуризм. "Я просто представляю реакцию руководителей и Крыма, и Краснодарского края. Сегодня они по сути там руководят процессом. Если предложение изъять у них эту компетенцию и отдать на федеральный уровень, - это совсем другая история, которую нужно проработать", - сказал он. В свою очередь Чернышенко сообщил, что есть несколько бенефициаров, от которых зависит правильное оформление рекреационной зоны, и конкретный орган нужен для того, чтобы понимать, в какое единое окно можно обратиться, чтобы ускорить процесс оформления земельных участков на побережье. Путин повторил, что скорее всего морские регионы будут ставить вопрос о том чтобы как было, так и осталось. "Надо тогда просто поработать на эту тему", - сказал он.

Еще одно из прозвучавших предложений на Госсовете - о временном снижении ввозных таможенных пошлин на товары и оборудование, не имеющее в настоящее время аналогов российского производства. "Во всех отраслях одно и то же: стоит обнулить - будем завозить, никогда ничего российского не появится. Я вас уверяю", - отреагировал Путин.

На совещании также поднимался вопрос о проблемах питания в курортных городах России. Рестораторы выступили с предложением уделить пристальное внимание разработке стандартов обучения шеф-поваров. Рестораторы выступили с предложением уделить пристальное внимание разработке стандартов обучения шеф-поваров. Путин в ответ рассказал, что в еде непривередлив и предпочитает простые блюда. Президент вспомнил, как начинал работать на посту главы государства и кремлевский повар поинтересовался, что приготовить. "Спрашивает: "А вы чего любите?" Я говорю: "Я не знаю, все, что готовите". Тогда ему предложили гребешки, и президент согласился. На следующий день блюдо приготовили, подали, и повар спросил, все ли нравится. Путин ответил утвердительно. "Ну слава богу, а то мы столько кур изрезали", - передал он реакцию повара.

Еще один вопрос, который обсуждался: возможность использования сельскохозяйственных земель для рекреации и туризма. С таким предложением выступил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. "Есть примеры, когда стоит сельская усадьба, туда фермер пускает экскурсии, туристы смотрят, как корова дает молоко, как курица несет яйцо. Но творог из молока поесть нельзя, яичко пожарить туристу нельзя, потому что это уже иная деятельность, - пояснил он. Путин в ответ заявил, что земли сельхозназначения переводить в другие категории для развития туристических проектов без согласования с минсельхозом нельзя. "Кто будет определять деградацию почв и непригодность земель сельхозназначения? Это вопрос принципиального характера. Так можно все что угодно перевести", - сказал он.

Кроме того, президент согласился с тем, что для езды на снегоходе не нужно требовать удостоверение тракториста - правила нужно переписать. Этот вопрос поднял губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. Он пояснил, что для езды на снегоходе до сих пор требуется удостоверение тракториста или тракториста-машиниста с открытой категорией А1, и этот формализм мешает развитию данной сферы. Он предложил изменить устаревшую норму и сделать Кузбасс пилотным регионом. "Пилотных регионов не нужно", - заметил Путин. Он пояснил, что реализация такого предложения "находится в области здравого смысла", и это нужно внедрить сразу во всей стране. "Зачем сдавать на тракториста? Смешно просто, - добавил президент. - Это, видимо, осталось с тех времен, когда снегоходы только появились".

По итогам заседания президент России пообещал, что ключевые вопросы, поднятые в рамках Госсовета, будут проработаны и оформлены в поручения. В ответ на предложение губернатора Камчатского края Владимира Солодова Путин также пообещал установить звание заслуженного работника туристской отрасли и индустрии гостеприимства. "Конечно, моральное поощрение, признание заслуг крайне важно для любого человека. Не менее, иногда даже более важно, чем материальное поощрение. Мы это сделаем", - сказал он.

Дмитрий Чернышенко, вице-премьер РФ:

- Мы прогнозируем, что до 2030 года показатель количества поездок в год в нашей стране превысит 140 млн. Сейчас он составляет 60 млн поездок в год.

Размер туристического кешбэка для поездок на Дальний Восток стоит увеличить с 20 до 40%, заявила руководитель Ростуризма Зарина Догузова на площадке Восточного экономического форума (ВЭФ).

"Мы проанализировали данные, и при принятии решения о том, чтобы продолжать отдельную поддержку для Дальнего Востока, нам, видимо, нужно будет все же не до 40 тысяч рублей увеличивать предельный кешбэк, а до 40%. Это позволит нам увеличить именно средний возврат", - сказала Догузова. Эту меру поддержки нужно донастроить, так как пока доля кешбэка именно по Дальнему Востоку невелика, пояснила она.

Глава Ростуризма также добавила, что всего куплено туров с кешбэком по стране уже почти на 7 млрд рублей.

Сейчас для поездок на Дальний Восток максимальная сумма кешбэка составляет 40 тысяч рублей при 20% от стоимости размещения в гостиницах, забронированных напрямую. Для туров на Дальний Восток действуют общие правила - 20% от стоимости, максимально 20 тысяч рублей.

Дальневосточную ипотеку продлят и расширят

Срок действия льготной дальневосточной ипотеки продлевается, сообщил президент Владимир Путин на встрече с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко. Глава региона рассказал о предложениях по расширению программы. "Там и срок продлеваем же", - прокомментировал Путин. Кожемяко заметил, что есть также много запросов на то, чтобы распространить действие программы на граждан до 40 лет (сейчас до 35 лет включительно). "Проработаем", - пообещал глава государства. Программа "Дальневосточная ипотека" позволяет взять заем по льготной ставке 2% годовых при покупке или строительстве жилья на территории Дальневосточного федерального округа.

Президент дал старт новым производствам на Дальнем Востоке

Владимир Путин по видеосвязи дал старт работе трех предприятий на Дальнем Востоке. Среди запущенных производств - грузопассажирский автомобильно-железнодорожный паром проекта CNF11CPD "Александр Деев". Судно рассчитано на 200 пассажиров и будет эксплуатироваться на паромной линии Холмск (Сахалин) - Ванино (Хабаровский край). Это уже третий паром для Сахалина. Ожидается, что он обеспечит надежную транспортную связь между островом и материком. Еще одно производство - новый зерновой железнодорожный терминал Забайкальск - Маньчжурия - позволит значительно ускорить поставки в Китай. Это самый короткий и выгодный маршрут. И третий проект - рыбоперерабатывающий завод "Командор" на Камчатке будет производить филе и фарш из минтая, филе сельди, продукцию из лососевых пород.

Читайте также: