Круглый стол профстандарт педагога

Обновлено: 25.06.2024

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.

Вопрос к воспитателям: Каким документом регулировалась деятельность воспитателей до введения Профстандарта?

Ответ: До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.

Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.

Профстандарт педагога дошкольного образования выполняет следующие цели:

· Разработка единой системы оценивания навыков и квалификации педработников, применимой для аттестации, подписании трудового договора, реализации профессиональной деятельности.

· Формирование единых требований к качеству и характеру педагогической деятельности в ДОУ.

· Стимулирование воспитателей к самообразованию, работе над собой, повышению качества образования.

Профтандарт предусматривает владение воспитателем рядом трудовых функций:

· «воспитательная деятельность», т.е. знать основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты; основные закономерности возрастного развития; закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем;

· «развивающая деятельность» - знать педагогические закономерности организации образовательного процесса, законы развития личности, закономерности формирования детско-взрослых сообществ, основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;

· общепедагогическая функция «обучение», т е уметь разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, проектировать и организовывать образовательный процесс.

Вопрос: Что Вы понимаете под словами " проектировать и организовывать образовательный процесс"?

( высказывания педагогов)

Ответ: планирование воспитательно-образовательного процесса, в том числе и коррекционной работы и организация этой работы непосредственно с детьми и семьями воспитанников.

Так же к общепедагогической функции «обучение» относится педагогическая деятельность по проектированию и реализации основной общеобразовательной программе дошкольного воспитания.

Вопрос: Что Вы понимаете конкретно под этой формулировкой? Какие трудовые функции Вы должны уметь выполнять?

Ответ: участвовать в разработке АООП ДОУ, самостоятельно разрабатывать Рабочую программу на основе АООП, реализовывать в работе с детьми поставленные Программами цели и задачи.

Для реализации этих функций воспитатель должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.

Вопрос: Что Вы понимаете под информационной компетентностью?

Информационная компетентность это способность педагога добывать , обрабатывать и структурировать необходимую информацию; применять её для обогащения своего педагогического опыта, а так же для обеспечения эффективности образовательного процесса.

Информационная компетентность – это умение применять в работе информационно-коммуникативные технологии,необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

Рассмотрим подробнее первое определение.

А.В. Хуторской определяет информационную компетентность как «интегративное качество личности», являющееся результатом отбора, усвоение, переработки информации, преобразования её в особый тип знаний, которые можно использовать в различных сферах деятельности.

Для формирования такого сложного интегративного качества педагог должен обладать рядом умений:

· осознавать потребность в информации , т. е. понимать характер изменений в современной системе образования и реализовывать свою потребность в поиске, анализе и обобщении информации;

· способность к обнаружению и поиску недостающей информации;

Задание: приведите примеры из практики своей работы .

Для развития этих умений педагог должен владеть определенным набором навыков:

· отбор информации ( работа с книгами, банками данных, справочниками, пользования ИКТ - технологиями);

· навык критического мышления ( адекватно оценивать найденную информацию, возможность её применения в практике для решения текущих задач);

· переработка и систематизация информации (способность выбрать оптимальный способ работы с информацией, составить план действий).

Современный воспитатель должен быть ориентирован на непрерывное саморазвитие и обучение в течение всей жизни.

Поэтому работа по формированию и развитию информационной компетентности должна проходить поэтапно:

1. Самостоятельное комплексное изучение определённого направления профессиональной деятельности.

2. Участие в проектной деятельности образовательной организации.

3. Оформление результатов накопленного профессионального опыта.

Механизм работы по формированию информационной компетентности можно представить в виде схемы:

· отбор источников информации;

· психолого-педагогический анализ актуальности проблемы и степень её изученности;

· изучение проблемы по трем направлениям:

- определения уровня собственной компетенции;

- выявления уровня развития детей по данному направлению;

- анализ представлений и установок родителей относительно изучаемой проблемы.

· разработка, на основе полученных данных, плана собственных действий и его реализация ;

· анализ результатов работы по данному направлению;

· определение дальнейшей стратегии действий.

Количество участников такой деятельности может быть разным в зависимости от поставленной цели (индивидуально-преодоление собственных затруднений, коллективное – решение годовых задач ДОУ или задач по работе с детьми)

Вопрос: Где в практике работы можно применить или уже применяется данная схема?

(высказывания воспитателей, обсуждение, выявление затруднений педагогов)

Предложить воспитателям оценить уровень своей информационной компетентности с помощью цветовых карточек (красная – сформирована, зеленая – сформирована недостаточно, синяя – не сформирована).

Теперь рассмотрим ИКТ - компетентность (информационная). Она состоит из следующих компонентов:

1. Общепользовательская компетентность:

- знание и соблюдение техники безопасности при использовании техники;

- навык работы с текстовыми редакторами;

- навык поиска информации в сети Интернет и её сохранение, дальнейшее использование в практике работы;

- знание и соблюдение этических и правовых норм применения информации;

- навык фото- и видеофиксации воспитательно-образовательных процессов;

- навыки текстовой коммуникации (электронная почта, Viber , и др.);

- навыки аудио- и видеокоммуникации для обеспечения связи.

2. Общепедагогическая компетентность:

- готовность к освещению педагогической деятельности в информационной среде (Интернет сети);

- готовность к использованию ИКТ – технологий в работе с детьми, родителями (презентации, компьютерные игры, создание портфолио и др.);

3. Предметно-педагогическая компетентность:

- использование цифровых технологий для обеспечения визуального обогащения образовательного процесса;

- использование качественных источников (сертифицированных программ, игр и т.п.)

Задание: Назовите распространенные информационные ресурсы, которые может использовать воспитатель для решения воспитательно-образовательных и коррекционных задач.

· Сайт образовательной организации;

· Блог (инструмент, создаваемый для обсуждения вопросов, проблем);

· Форум (площадка для обсуждения проблемы интересной группе людей);

· Вебинар (семинар, лекция);

Таким образом, можно сделать вывод, что у современного педагога должна быть сформирована информационная компетентность для обеспечения эффективности образовательного процесса.

Коротко остановимся на правовой компетентности. Педагог обязан адекватно ориентироваться в системе правовых знаний для грамотного применения их в сфере педагогической деятельности.

Правовая компетентность - это эффективное применение в профессиональной деятельности законодательных, нормативно-правовых, инструктивно-методических документов в сфере образования.

Задание: Перечислите какими документами руководствуетесь Вы в своей профессиональной деятельности.

(высказывания педагогов)

Одной из составляющих правовой компетентности является правовая культура личности:

· педагог должен владеть необходимым минимумом правовых знаний;

· освоенный правовой минимум должен быть преобразован в поведенческие привычки;

· воспитатель должен быть готов действовать в различных жизненных ситуациях в соответствии с законом;

· уметь грамотно защищать и отстаивать свои права.

Требования к правовой культуре отражены в Профессиональном стандарте, а соответственно и в должной инструкции воспитателя.

Приведу примеры:

1. Общепедагогическая функция "обучение" - осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с ФГОС ДО.

2. Трудовая функция "воспитательная деятельность" - знание правовых и инструктивных документов, регламентирующих организацию и проведение мероприятий за пределами территории ДОО.

Во всех трудовых функциях присутствует пункт "Необходимые знания", куда входят :

- Конвенция о правах ребёнка;

- нормативные документы по вопросам воспитания и обучения детей, в том числе и детей с ОВЗ.

Существует определенная градация нормативно-правовых актов:

· Международные законодательные акты

· Законодательные акты Российской федерации ( закон "Об образовании в РФ", Указы президента, Постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, Методические письма и рекомендации министерств и ведомств РФ)

· Законодательные акты Нижегородской области и города Саров.

· Локальные акты образовательной организации ( положения, приказы)

Таким образом, профессиональный стандарт является документом, определяющим требования к квалификации работника, необходимой для осуществления профессиональной деятельности, это инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года
методическая разработка

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

ВложениеРазмер
prof_kompetentnost_vystuplenie.docx 24.1 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»

141613, Московская область,

г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

на заседании круглого стола

«Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога»

на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ»

Подготовила Суханова О.П. – воспитатель высшей

25 апреля 2018 года

Компетентность — это личностная характеристика, а компетенция — это совокупность конкретных профессиональных качеств.

Профессиональная компетентность — это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность — это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.

Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Одним из важных факторов развития ребенка на современном этапе выступает личность педагога. Меняются его роль и функции. Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высоким уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

  • воспитательно-образовательной
  • учебно–методической
  • социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

  • осуществление целостного педагогического процесса;
  • создание развивающей среды;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

планирование воспитательно-образовательной работы;

проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности» , формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

  • консультативная помощь родителям;
  • создание условий для социализации детей;
  • защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель физической культуры, педагог изостудии) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.

Иcходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • работа в методических объединениях, творческих группах
  • исследовательская, экспериментальная деятельность
  • инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
  • различные формы педагогической поддержки
  • активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах
  • обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:

- умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.) ;

- изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка;

- провести анализ результативности воспитательно — образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению;

- умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;

- умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС;

- разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;

- умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии;

- современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности;

- умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;

- умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;

- умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы;

- соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. Вот некоторые из них:

Профессиональная направленность . В основе такого качества личности, как профессиональная направленность, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

Эмпатия. Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

Педагогический такт . Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Педагогический оптимизм . Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

Культура профессионального общения . Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки. Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры

Круглый стол "Знакомимся с профстандартами педагога"

С 1 января 2017 года был введен профстандарт педагога, утверждённый Правительством РФ. Это ключевой документ, в котором содержится перечень личностных и профессиональных компетенций специалиста.

Нормативной базой являются:

1. Приказ Минтруда России №1115 от 25.12.2014г. «О внесении изменений в приказ Минтруда России от18.10.2013г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог…»

2. Ст.195.1.ТК РФ (введена ФЗ от 3.12.2012 г. № 236-ФЗ)

3. ТК РФ СТ. 57 часть 2

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.)

5. Письмо Министерства труда и социальной защиты от 26 декабря 2016г.
№15-2/ООГ-4698
«О профессиональном стандарте, требованиях к квалификации работников и службе охраны труда»

Профессиональный стандарт Правительство решило вводить постепенно, чтобы не шокировать преподавателей, и дать им возможность подробнее ознакомиться с документом. Его опробация началась несколько лет назад в 45 регионах России, в каждом образовательном учреждений были организованы специальные стажировочные площадки.

Профессиональный стандарт на 2017 год — это документ, утверждающий перечень всех профкачеств и личностных компетенций, которыми обязан обладать любой учитель, воспитатель, библиотекарь и другой работник сферы образования. Согласно данному нормативному акту весь педагогический коллектив должен проходить профессиональную аттестацию, а по результатам присваивается соответствующий уровень квалификации (категория). Принято считать, что этот документ станет основой проведения аттестации педагогов и присвоения квалификационных категорий. Его нормами будут руководствоваться, принимая на работу и формируя оплату труда.

Российский профстандарт содержит полный список знаний и профкачеств, которые должны быть присущи каждому педагогу, а также регулирует профессиональную деятельность работника сферы образования. Все трудовые действия разделены по блокам, соответствующим каждому из предметов.

Конкретизируя знания и умения, которыми должен владеть педагогический работник, профстандарт в подробностях отображает его трудовые действия и разделяет их по модулям.

За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк.

Можно ли ничего не делать? На этот вопрос нам ответит Кодекс РФ об административных правонарушениях.

2.Работа в группах .

Поработайте с характеристиками обобщённых трудовых функций.

Выберите необходимые трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания.

- Изучить более детально профстандарты. (май-июнь 2017 года)

- Проанализировать анкеты педагогов. Выявить дефицит трудовых действий, необходимых умений и знаний в контексте профстандартов. (июль 2017, отв. Ахмадеева О.В.)

- Составить индивидуальный маршрут по ликвидации дефицита трудовых действий, необходимых умений и знаний в контексте профстандартов. (сентябрь-ноябрь 2017 года)

- Отчёт о реализации индивидуального маршрута по ликвидации дефицита трудовых действий, необходимых умений и знаний. Повторное анкетирование. (апрель 2018 года)

Круглый стол с педагогами ДОО на тему «Ключевые компетенции педагога ДОО в соответствии с ФГОС»
материал на тему

Сценарий круглого стола с педагогами ДОО на тему «Ключевые компетенции педагога ДОО в соответствии с ФГОС» поможет начинающему методист повысить профессиональный уровень своих педагогов, донести до них ключевые компетенции педагога ДОО.

ВложениеРазмер
klyuchevye_kompetentsii_pedagogov.docx 47.29 КБ

Круглый стол с педагогами ДОО на тему

«Ключевые компетенции педагога ДОО в соответствии с ФГОС»

МБДОУ МО г.Краснодар

«Детский сад № 39»

Цель: актуализация развития профессиональной компетентности педагога.

  1. Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога.
  2. Познакомить педагогов с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.
  3. Обеспечить обмен опытом работы педагогов по повышению личной профессиональной компетентности

Форма проведения : круглый стол.

Оборудование: ТСО, стулья и столы по кругу для всех участников, раздаточный материал.

1. Обоснование проблемы.

2. Понятие «профессиональная компетентность».

3. Типы компетентности.

4. Требования к компетентности педагога.

5. Система профессиональной компетенции.

6.Основные пути развития профессиональной компетентности педагога.

7. Тест для определения уровня профессиональной компетентности педагога ДОО.

Каждому педагогу присущи чувство собственной ценности, достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации, личностного и профессионального роста.»

Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное внимание, об этом свидетельствуют нормативно-правовые документы: в первую очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013. №1155 утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», вступивший в силу 1 января 2014г.;

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н утвержден «Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель)».

« Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».

Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, что потребовало изменения нормативно-правовой основы его реализации.

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования. Учитывая чрезвычайную важность получения ребенком дошкольного образования необходимо обеспечение процесса воспитания и обучения специалистами высокого уровня. В связи с этим актуальным является вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования.

Педагогам, на этапе реализации ФГОС, предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.

Реализация требований ФГОС напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу.

Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве»

Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности

Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

  • воспитательно-образовательной;
  • учебно–методической;
  • социально–педагогической
  • осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

  • знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
  • умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой
  • планирование воспитательно-образовательной работы;
  • проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
  • знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
  • умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
  • владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их , обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

  • знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
  • умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень

Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность компетенций:

  1. методологическую,
  2. психолого-педагогическую,
  3. коммуникативную,
  4. исследовательскую,
  5. презентационную,
  6. акмеологическую,
  7. икт-компетентность.
  8. эмоциональная компетентность.

1.Ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования является понимание оснований системно-деятельностного подхода.

Сущность деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач. Педагог не декларирует готовые образцы нравственной и духовной культуры, а как бы создает, вырабатывает их вместе с детьми. Совместный поиск и определение ценностей, норм и законов жизни в процессе разных видов деятельности и составляет основу образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

2.Психолого-педагогическая компетентность включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования.

3.Коммуникативная компетентность заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).

4.Исследовательская компетентность педагога дошкольного образования включает в себя умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.

5.Наличие презентационной компетентности педагога выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д.

6.Готовность педагога к профессиональному росту: умение выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития составляет акмеологическую компетентность педагога.

7.Информатизация образования, в том числе и дошкольного, обострила необходимость наличия у каждого педагога информационно-коммуникационной компетентности, выражающейся в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе.

- уметь работать с различными компьютерными программами хранения и передачи информации.

  1. Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

- обобщение собственного педагогического опыта.

Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога.

  • Хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений;
  • Благородство духа;
  • Чувство юмора;
  • Острая наблюдательность;
  • Интерес и внимание к другим;
  • Заразительная увлеченность дошкольным детством;
  • Богатое воображение;
  • Энергичность;
  • Толерантность;
  • Любознательность;
  • Профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок;
  • Умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей;
  • Понимание процесса интеграции образовательных областей, частных методик ДО, специфических видов детской деятельности.

Опираясь на перечисленные основания, можно выделить слагаемые успешности педагога ДО.

Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности

Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других….

Главное – желание сиять!

Твой выбор – твои возможности!

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы–качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

Побеждай! Пробуй! Планируй!

У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности.

Ведущий: Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

А закончить заседание нашего круглого стола хотелось бы словами В.А.Сухомлинского «Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

(Всем присутствующим предлагается тест для определения уровня профессиональной компетентности педагогов)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая служба как фактор интеграции ИКТ и механизма формирования ключевых компетенций педагогов в условиях детского сада
Профессиональный стандарт педагога. Вызовы времени и ключевые компетенции.

Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю (воспитателю), действующий на всей территории Российской Федерации. В не.


Круглый стол для специалистов ДОУ на тему: «Использование кинезиологических приёмов в работе педагогов»

Программа «Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью. Данная гимнас.


Ключевые компетенции педагога

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ, ОТРАЖАЮЩИЕ СПЕЦИФИКУ РАБОТЫ НА ДОШКОЛЬНОМ УРОВНЕ ОБРАЗОВАНИЯ.


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от.

Круглый стол «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Круглый стол «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реали.

Что такое профстандарт педагога? Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога.

Цель применения профстандарта Обеспечение необходимой квалификации педагога.

Цель применения профстандарта Обеспечение необходимой квалификации педагога, которая влияет на результат повышения качества образования.

Какова связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандартом? Ф.

Какова связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандартом? ФГОС ДО Профстандарт педагога

Продукты педагогической деятельности педагога Конспекты занятий Портфолио Тво.

Продукты педагогической деятельности педагога Конспекты занятий Портфолио Творческий отчет Мастер-класс Творческая мастерская Педагогический проект Отчет о результатах инновационной деятельности Профессиональные конкурсы Презентация опыта работы по выявленной проблеме.

Какие новые компетенции выдвигает стандарт, которыми педагог должен овладеть.

Какие новые компетенции выдвигает стандарт, которыми педагог должен овладеть? Технологии работы с одаренными воспитанниками; технологии работы в условиях реализации программ инклюзивного образования; уметь работать с воспитанниками, имеющими проблемы в развитии; уметь работать с девиантными, социально запущенными детьми, в том числе, имеющими отклонения в социальном поведении.

Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, зна.

Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем-либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-либо полномочий, прав.

Основные составляющие профессиональной компетентности педагога - методологиче.

Основные составляющие профессиональной компетентности педагога - методологическая, - психолого-педагогическая, - коммуникативная, - исследовательская, - презентационная, - акмеологическая, - икт-компетентность

Компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупно.

Компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств. Профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знания при решении профессиональных задач.

Выбранный для просмотра документ Профстандарт Круглый стол.docx

Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей№18 «Аленка» Курского муниципального района Ставропольского края

Круглый стол

«Профстандарт педагога.

Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: Формирование представления о профессиональном стандарте.

Изучить документ «Профессиональный стандарт (педагога ДO)».

Обсудить спорные моменты, связанные с ПC;

наметить пути решения.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: презентация.

План проведения круглого стола:

2. Теоретическая и дискуссионная части (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).

3. Заключительная часть (рефлексия).

Ход круглого стола.

Приветствие участников, ( цели и задачи семинара, с ообщение плана работы семинара , основные положения стандарта ).

2. Теоретическая и дискуссионная части: (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Цель применения профстандарта

Обеспечение необходимой квалификации педагога, которая влияет на результат повышения качества образования.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Профстандарт с 2020 года будут применяться в качестве:

Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.

Средства реализации стратегии развития образовательной среды.

Инструмента роста качества российского образования.

Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.

Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Основные нововведения в работе педагога, отраженные в профессиональном стандарте

необходимо полное овладение современными информационно-коммуникативными технологиями

знание и использование социальных сетей.

научить детей совершенно новым компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве.

Содержание Профстандарта педагога

Педагог должен выполнять трудовые действия:

разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС (рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ);

организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы;

развитие профессионально значимых компетенций;

формирование психологической готовности к школьному обучению;

организация различных видов детской деятельности.

Какова связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандартом?

К педагогическим работникам ДОУ применяется
2 вида стандартов

ФГОС ДО, утвержденный Министерством образования и науки РФ

Профессиональный стандарт, утвержденный Министерством труда РФ

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников.

Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2020 года.

Формы представления результатов педагогической деятельности:

разработанные и изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии и др.,

разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

разработка дидактических материалов, наглядных пособий;

разработка и проведение открытых занятий;

участие и проведение семинаров, конференций, мастер-классов;

обобщение опыта по исследуемой проблеме

Продукты педагогической деятельности педагога

Отчет о результатах инновационной деятельности

Презентация опыта работы по выявленной проблеме.

В чем главная особенность профстандарта?

Ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей: мигрантами, сиротами, одаренными, инвалидами, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и т.д.

Перестроиться и начать оценивать деятельность педагога и детского сада не только по работе с успешными, но и с трудными детьми

Какие новые компетенции выдвигает стандарт, которыми педагог должен овладеть?

Технологии работы с одаренными воспитанниками;

технологии работы в условиях реализации программ инклюзивного образования;

уметь работать с воспитанниками, имеющими проблемы в развитии;

уметь работать с девиантными, социально запущенными детьми, в том числе, имеющими отклонения в социальном поведении.

Квалификация работника – это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем-либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-либо полномочий, прав.

На наш взгляд, наиболее точно компетенцию можно определить, как умение выполнять действия и функции субъекта определенного вида деятельности, основанное на необходимых знаниях, навыках, личностных качествах и ценностных ориентациях.

Компетентность же – это категория, характеризующая степень овладения конкретным человеком теми или иными компетенциями.

Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя:

- систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях,

- ценностные ориентации педагога,

- интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относят:

Содержание педагогических компетентностей педагогов ДОУ

Методологическая компетентность

Содержание компетентности: реализация системно - деятельностного подхода.

Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребёнка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребёнок)

совместная (партнёрская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач

Психолого-педагогическая компетентность.

Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательной деятельности.

Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательной деятельности (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательной деятельности)

Коммуникативная компетентность

Заключается в практическом владении приёмами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители, члены семьи, педагоги).

Исследовательская компетентность.

Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательной деятельности: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять её в условиях своего образовательного учреждения, группы.

Презентационная компетентность

Умение презентовать положительный опыт в своей профессиональной деятельности в написании статей в журналах, на образовательных сайтах, выступления на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайтедошкольного учреждения и т.д.

Акмеологическая компетентность

Способность к постоянному профессиональному совершенствованию.

Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Информационно-коммуникационная компетентность

Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете

Таким образом: компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств.

А профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знания при решении профессиональных задач.

Следовательно,

обладать компетентностью - значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо;

обладать компетенцией – значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

Значит, компетентность – это сплав теоретической и практической готовности человека к педагогической деятельности.

А профессиональная компетентность – это есть профессионализм и педагогическое мастерство воспитателя.

Читайте также: