Круглый стол проблемы подросткового возраста

Обновлено: 11.05.2024

Классный час посвящен проблемам курения, алкоголя, наркомании среди молодежи, влиянию шума, телевидения на психику подростков.

ВложениеРазмер
zasedanie_kruglogo_stola.podrostok_vobshchestve_riska.doc 59 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска" (классный час)

Цель: формировать адекватные жизненные ценности и ответственное отношение к своему здоровью.

  1. пропагандировать здоровый образ жизни;
    2) помочь сформировать активную жизненную позицию;
    3) способствовать жизненному самоопределению и социальной адаптации.

Учитель. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о своем будущем. Каждый человек в какой-то момент задумывается над тем, какой будет его дальнейшая жизнь, какие ценности для него важны, какие перспективы его ожидают, и делает выбор: либо это – здоровье, разум, ощущение радости жизни, либо страдания, боль, бессмысленное существование. К сожалению, жизнь – это не сказка, где добро всегда побеждает зло. Иногда бывает наоборот. И сегодня мы поговорим об этом. Поговорим о том, какие опасности подстерегают подростка в обществе.

На дворе XXI век
Ты – современный человек.
Мир разделен злом и добром –
В общем, жить сейчас сложно в нем,
Много соблазнов вокруг.
И тебе нужно выбрать, друг,
Свой путь – дорогу и в жизни подмогу.

Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей, строительство ядерных электростанций, техногенные катастрофы, ухудшение экологии, распространение наркомании и преступности подвергают жизнь молодого гражданина опасности буквально на каждом шагу. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей. При этом оказалось, что мальчики и юноши ведут себя более рискованно чаще, чем молодые девушки.

Таким образом, мы установили две важные закономерности:

  • Современный подросток встречается с большим числом рисков, чем его предшественники.
  • На детей и подростков выпадает большая доля опасностей, чем на взрослых.

Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом, физической силой, умственными способностями, отношением к опасностям и риску, объемом знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную ответственность. При желании список можно продолжить.

В подростковый период человеку очень важно чувствовать, что рядом – его дом, родители, друзья и знакомые. Если этого нет, то у подростка отсутствует чувство постоянства. У человека оказывается неудовлетворительной одна из базовых потребностей – потребность в безопасности.

В 17 веке в Европе особенно высоко стала цениться молодость, в 19 – детство, а в 20 – юность.

Продолжительность жизни людей за последние 100 лет увеличилась почти вдвое. В большинстве стран она уже достигла 75 лет и продолжает расти дальше. Только в России начиная с 1992 года этот показатель снизился на 6 лет и теперь на целое десятилетие отстает от среднемирового.

По статистическим данным, причиной самоубийств среди подростков в 78% случаев является проблема общения, а в 47% случаев общение именно со сверстниками.

В период взросления подростки чаще, чем взрослые, оказываются в ситуациях риска. Эти ситуации помогают им определить, способны ли они решать проблемы, с которыми соприкасаются. Подростки могут ошибочно считать свое поведение, особенно если оно напоминает поведение взрослых людей, как лишенное какого бы то ни было риска. Иногда они полагают, что самым простым способом достижения статуса взрослых для них является раннее начало половой жизни, курение, потребление алкоголя и наркотиков. Ученые установили, что все это снижает способность человека принимать обоснованные решения. В результате поведение подростка становится еще более рискованным. В тех случаях, когда в результате раздоров в семье, социальных изменений, гражданских беспорядков или войн нарушены родительские связи или больше того, развалилась система социального обеспечения в государстве, положение подростков становится еще хуже.

В подростковом возрасте человек проходит трудный путь познания мира, формирования личности, постоянно сталкивается с внешними препятствиями, с ограничениями своей активности со стороны взрослых, с собственной беспомощностью, с неумением выразить свои чувства и стремления. По данным западных психологов, даже в процветающих США большинство детей чувствуют себя психологически неблагополучными, и чтобы в дальнейшем создать в себе чувство “о’кей”, требуется большая внутренняя работа, которая удастся не всем.

Положение подростка в обществе отличается от положе взрослого. Ребенок не имеет возможности отстаивать свои права, бороться за свои интересы.
Как правило, важные решения, касающиеся его жизни и развития, за ребенка принимают взрослые. Тинейджеры нуждаются в социальной защите или опеке старших. Наряду с безработными, мигрантами, инвалидами, стариками, сиротами, они включены в состав групп, не способных самостоятельно заботиться о себе, создавать условия для полноценной жизни.

учитель: сегодня каждая группа подготовила выступления об опасностях , подстерегающих подростков. Итак, подростка окружают самые многочисленные и чаще всего неожиданные для него риски. Один из источников риска связан с шумом.

1. (Выступление 1 группы. “Влияние шума на организм подростка ) . Его источником является как окружающий мир, так и сами подростки, испытыва- ющие патологическую привязанность ко всему гремящему, стучащему, дребезжащему. Рок-музыка важный, но не единственный источник повышенного звука. Образно выражаясь, тинейджеры — самая шумная возрастная группа населения, а современное общество, предоставившее в их распоряжение наисовременнейшую электронику, — самое шумное за всю историю существования человечества. В современном мире шум сопровождает нас с утра до вечера. Шумовой фон — признак городской жизни. Дома — гул пылесоса, соковыжималок, на улице - рев моторов, в магазинах, ресторанах и кафе, обычно звучит музыка, отнюдь не всегда приглушённая. Невозможно представить без музыки современных молодых людей. Миниатюрные плейеры нового поколения, начинённые музыкой в формате мрЗ, можно даже носить на запястье, как часы. Но задумываемся ли мы над тем, как громкий шум влияет на наше здоровье?
Человеческое ухо различает звуки, имеющие частоту от 16 герц до 20 тысяч. Частоты этого диапазона вызывают колебаний ушных перепонок, через слуховые нервы сигнал поступает в мозг. Врачи предупреждают, что любой продолжительный шум мощностью более 90 децибел может привести к частичной потере слуха. Существуют исследования, подтверждающие, что шум является причиной преждевременного старения людей. Вопреки всем достижениям медицины и профилактическим мероприятиям количество пациентов, страдающих частичной потерей слуха, продолжает увеличиваться.

Согласно исследованиям американских медиков, в 1965 году из 5000 опрошенных американцев о проблемах со слухом сообщали 9,2%, а в 1994 году почти в два раза больше — 17%. Президент американского Института исследований слуха и ушных заболеваний доктор Джон Хауз объясняет это тем, что мы с детства слишком громко слушаем музыку. Он считает, что молодые люди, в дискотеке, на рок-концерте или дома часто нагружаются таким количеством децибелов, что у них преждевременно появляются признаки старческой глухоты. По мнению американского специалиста-отоларинголога Томаса Цинка проблема заключается в том, что к врачу молодые люди обращаются только в самом крайнем случае. Конечно, проблемы со слухом зависят не от стиля музыки, которую они предпочитают, а от ее громкости. Неважно, слушают ее в наушниках или без наушников.
Особенно отрицательное влияние на слух оказывает громкий рок и техно хард-кор. На рок-концертах и дискотеках громкость достигает 120 децибелов. Большая громкость вызывает стрессовое состояние, в кровь поступает избыточное количество адреналина, который воздействует на сознание подобно наркотику. Поэтому нередко публика на рок-концертах и в дискотеках теряет самоконтроль. Французский профессор Бернар Метц на основе многолетних исследований пришел к выводу, что у половины завсегдатаев рок-концертов в скором времени наступают повреждения органов слуха. Вообще, слух намного чувствительнее, чем осязание, потому что между ухом и мозгом, существуют прямые связи. Чтобы в 20—30-летнем возрасте приобрести подобные проблемы, достаточно часто бывать на дискотеках и кататься на мотоцикле без глушителя.
Немецкий врач Д.Юмсурен советует в дискотеке или на рок-концерте держаться подальше от усилителей, использовать беруши и специальные пробки для защиты слуха. Кстати сказать, у большинства рок-музыкантов в ушах эти самые пробки.

2. Опасность на дорогах (выступление 2 группы)
Не менее опасным источником риска являются городские дороги. Ежегодно дети возвращаются после летнего отдыха на дачах и в лагерях не только загоревшими и отдохнувшими, но и отвыкшими от городской жизни вообще и от интенсивного дорожного движения в частности. Внимание их ослаблено — ведь мыслями ребята еще далеко от города и не успели приспособиться к новому ритму жизни. Не случайно, по статистике, именно
эту пору на дорогах города и области происходит наибольшее количество ДТП. Примерно две трети пострадавших — ученики средних и старших классов.
Младшие школьники, которых провожают бабушки и дедушки, более послушны. А вот 10—15-летние подростки считают себя слишком взрослыми, чтобы обращать внимание на светофоры или дорожную разметку. Модные сейчас скейтборды и роликовые коньки также не улучшают ситуацию на дорогах. По данным исследований, именно тинейджеры представляют самый большой риск на дорогах.

Учитель: одной из самыми опасными привычками молодежи являтся курение, алкоголь .

4. группа «Вред курения» Около 25% российских мальчиков приобщается к курению в возрасте до 10 лет включительно. Эти данные были распространены
на организованной Минздравом РФ конференции, посвященной проблемам курения в России. По статистике Центра мониторинга вредных привычек среди детей и подростков Минздрава России, уровень распространенности курения среди городских подростков 15—17 лет в целом по России в 1999 году составлял в среднем почти 40%, а у девочек — 27,5%. Причем, отмечают авторы доклада, в последнее время намечается тенденция увеличения числа курящих среди школьников.
5группа

Не меньший риск для жизни подростка представляют наркотики. В конвенции о правах ребенка ООН особо стоит защита маленького человека от наркомании — страшной беды, которая шагнула с нами в ХХI век.
Статистика неумолима. За 4 года в России в б раз увеличилось число подростков 15—17 лет, которым был поставлен диагноз:
наркомания. Самое страшное, что приобщаться к дурному зелью начинают все раньше и раньше. Сегодня можно встретить 12—13- летних наркоманов со стажем, особенно среди беспризорников.
Если ты еще мал ростом, то первые трудности будут приниматься особенно остро. Кто-то делает первый укол или выкуривает первую сигарету, таким образом пытаясь решить проблемы не прилагая усилий — легким способом. А получают еще одну — несовместимую с нормальной жизнью. Ведь вслед за психологической зависимостью неизбежно наступает физическая. А это значит, что боль выкручивает суставы и рано или поздно заставит принять новую дозу.

Видеозапись “Дождь”. Приложение 2.

Ученик:. На краю обрыва, за которым вечность,
Ты стоишь во власти странных грез,
И, простившись с миром,
Хочешь быть беспечным:
Поиграть с огнем нездешних рос.
На краю обрыва песня неземная,
Музыка богов и голоса богинь.
Ты паришь над миром,
Но торговец “раем”
Вынет душу из тебя за героин.
Ты устал быть птицей
И сорвался камнем,
А друзья спасли тебя от лихой судьбы.
Но на краю обрыва вновь летят на пламя
Сотни мотыльков – самоубийц …

Полихимические СНЫ
Наркотики — всего лишь химические вещества ни больше, ни меньше, набор определенных молекул атомов. И, на мой взгляд, проблема не в них, а в человеке. Ну что с того: опиум, гашиш, марихуана, экстази, героин и так далее? проблема в том, что их употребляют, что существуют наркозависимые дети и подростки.
Сам наркоман себя не осознает. Передозировка — не самое страшное. для меня страшнее неизбежное, медленное, неотвратимое ущемление воли, разума, тела, разрушение целостности личности. А еще жажда разрушения, желание причинять боль, чувствовать власть над всеми людьми и миром.
Наркотики — это не смерть, это нелепый обман. Ищешь покой, а получаешь неврастению, список психопатологий. Ищешь свободы — находишь рабство! Ищешь себя — себя теряешь. Наркотики — это дорога для изначально безвольных, слабых. Ложь, аттракцион, который все сильнее и сильнее забирает тебя, грешного. Химические сны, которые быстро превращаются в кошмары.
Я проснулась. Проснись и ты: зачем измерять мир химическим способом?

Учитель. Взываю к разуму всех здравомыслящих людей планеты. Если вы не задумаетесь, то погубите и себя, и других.

Люди радуются жизни. Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить, но меньше всего берегут.

Пока не поздно – остановитесь!
И вредным привычкам скажите – нет.
Вы лучше спортом все займитесь
И радостью жизни насладитесь!
Здоровый образ жизни, друзья мои, ведите,
Здоровье драгоценное свое вы берегите!
Здоровье – это клад!
Коль сохранишь его, то будешь ты богат.

Акция “Чистая книга”

Я призываю вас сейчас сделать свой выбор. Выбор образа жизни, выбор своего будущего, своей судьбы. Если вы уже приняли решение, - напишите об этом в нашей “Чистой книге”. Возможно, ваши слова, ваши призывы оставят тех, кто пока сомневается, и тех, кто ходит по краю пропасти. Сейчас у вас есть шанс начать жизнь с чистого листа или с “Чистой книги”/

Сценарий круглого стола на тему «Проблемы воспитания школьников в подростковый период. Пути их преодоления»
методическая разработка (6, 7 класс) на тему

Проведение круглого стола в 6-7 классах совместно с родителями.

ВложениеРазмер
Сценарий круглого стола 37.29 КБ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нововаршавская гимназия» Нововаршавского муниципального района

круглого стола на тему «Проблемы воспитания школьников в подростковый период. Пути их преодоления»

Автор: учитель английского языка МБОУ «Нововаршавская гимназия»: Пестерева Евгения Сергеевна

Содержание методической разработки

Методические рекомендации ……………………. …………………. …….. 12

Диагностические материалы ……………………………………………..…… 13

Перечень используемого оборудования и материалов ..………………..…… 14

Список использованной литературы …. …………………………………..….. 14

Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. Не важно, какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности, семья – это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья — это и школа любви и нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.

Сегодня с полным основанием можно говорить о том, что родительское сообщество становится действительной частью происходящих образовательных процессов. Это проявляется в активной работе родителей в реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, в разработке ими конкретных образовательных проектов и их частичном финансировании, в проектировании и реализации традиционных событий Нововаршавской гимназии (Апрелиада, Декабриада, Родительская неделя, Уроки в семейных гнездах, Праздник знаний в селе и т.д.).

С 16 по 22 ноября 2015 года в Нововаршавской гимназии прошла Родительская неделя — одна из многолетних традиций школы. Неделя, совместно событийно проживаемая детьми, родителями и педагогами. Это одна из эффективных форм взаимодействия семьи, школы, социальных партнеров в вопросах воспитания юных нововаршавцев, в пропаганде семейных ценностей, демонстрации положительного опыта семейного воспитания. Неделя была насыщенной, ее участниками стали обучающиеся всех возрастов – от самых маленьких воспитанников детского сада - до выпускников, и, конечно, их родители. Для гимназистов и их родителей участие в Родительской неделе — это возможность взаимного обогащения, так как именно такие события способствуют созданию прочного классно-семейного коллектива, причем каждый его участник вносит свою частицу в его становление и укрепление, обогащение его ценностей. При этом каждая личность наряду со своей индивидуальностью приобретает новые для себя качества, которые помогают ей быть успешной и самодостаточной, полезной для общества в целом. Немаловажным остается тот факт, что отношения между участниками Родительской недели строятся на основе сотрудничества и взаимного доверия, где нет приоритетов "старший-младший", а, значит, и ученик может чему-то научить взрослых. При этом школа, являясь образовательным институтом и осуществляя политику в области образования, базируется на стратегии сотрудничества с родителями на основе решения таких педагогических проблем, которые можно преодолеть только совместно.

В рамках проведения Родительской недели прошел круглый стол на тему « Проблемы воспитания школьников в подростковый период. Пути их преодоления » .

Цель круглого стола: выявить проблемы воспитания школьников в семье в период подросткового возраста, наметить пути их решения

- метод работы в группах;

- метод групповой дискуссии.

Семья – это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству.

Русский философ И.А.Ильин

  1. Организационный момент (ритуал приветствия, эмоциональный настрой на работу).
  2. Теоретическая часть (введение в тематическую часть вопроса, ознакомление участников с новой информацией).
  3. Практическая часть – работа «круглого стола» (использование техник коллективной работы: «Интервью»; «Обмен мнениями»; работа в малых группах);
  4. Подведение итогов, рефлексия.
  5. Ритуал прощания.

Наши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и обижать своих детей, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг перед вами. Но как этого добиться? Об этом мы поведем наш разговор сегодня.

И именно с этой целью мы пригласили к нам социального педагога Трефилову О.которая расскажет нам о особенностях подросткового периода.

А для того, чтобы наша работа сегодня была продуктивной, предлагаю правила проведения нашего круглого стола.

  • Родители должны помнить, что их ребёнок берёт с них пример.
  • Учитесь прощать. Будьте терпеливы;
  • Каждому человеку приятно слышать слова одобрения, благодарности и похвалы. Не забывайте награждать такими словами вашего ребёнка;
  • Не забывайте пользоваться таким полезным инструментом, как улыбка! Она не только украшает человека, но и способствует созданию благоприятной, положительной атмосферы;
  • Старайтесь находить как можно больше возможностей для общего времяпровождения;
  • Ни в коем случае не нужно придираться, обвинять или осуждать вашего ребёнка. Терпимость к ошибкам и недостаткам является залогом счастливой семьи;
  • Ставьте себя на место своего ребёнка, учитесь видеть ситуацию его глазами;
  • Всегда помните, что взаимная помощь – это залог крепкой и прочной семьи.
  • Родителям надо интересоваться делами ребёнка, его учёбой, поддерживать его в трудные минуты, помогать в случае необходимости выполнять домашнее задание.
  • Больше объяснять, говорить, общаться с детьми, чтобы они не были безразличными.
  • Не обманывать детей ни в чём.
  • Если не прав, научись просить прощение у ребёнка.

Ведущий: Предоставим слово Трефиловой О.И., главный специалист по вопросам работы с семьей

«Возрастные особенности подросткового возраста (13-16 лет) характеризуется бурным ростом и развитием всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела, продолжается окостенение скелета, возрастает сила мышц. Однако развитие внутренних органов происходит неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что может вызвать нарушение ритма его деятельности, учащению сердцебиения. Развивается легочный аппарат, дыхание в этом возрасте учащенное. Объем мозга приближается к объему мозга взрослого человека. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения. Происходит половое созревание. Организм подростка обнаруживает большую утомляемость, обусловленную кардинальными переменами в нем. Восприятие подростка более целенаправленно, организованно и планомерно, чем у младшего школьника. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Внимание произвольно, избирательно. Подросток может долго сосредотачиваться на интересном материале. Запоминание в понятиях, непосредственно связанное с осмысливанием, анализом и систематизацией информации, выдвигается на первый план. Для подросткового возраста характерна критичность мышления. Для учащихся данного возраста свойственна большая требовательность к сообщаемой информации: «подросток усиленно требует доказательств».

Для данного возраста достаточно характерны упрямство, эгоизм, уход в себя, острота переживаний, конфликты с окружающими. Данные проявления связаны с процессом самоопределения, переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей.

Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Важно также поощрять самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения. Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием многочисленных факторов, в частности, усиления воспитательного потенциала обучения. Однако в связи с понижением авторитета учителя и родителей как носителей социальных норм и помощника в решении сложных жизненных проблем большее внимание следует уделять косвенным методам воздействия на сознание подростков. Не преподносить готовую моральную истину, а подводить к ней, не высказывать категоричных суждений, которые подростки могут воспринять в «штыки».

Ведущий : Задача школы и родителей – дать каждому ребенку счастье. Понятие счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, можно дать детям большое человеческое счастье.

Семья – это великий дар. Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”

Как появилось слово семья? Кто-нибудь из присутствующих знает? (Варианты родителей)

Вывод: Да, семья – это тот надежный уголок, куда каждый человек должен возвращаться с радостью. Семья начинается с любви и дружбы, с взаимопонимания.

Пожалуйста, поднимите руки те, кто считает, что проблема непонимания между родителями и детьми существует?

Тренинг 1. ( Ватман и маркеры) Делим участников на 2 группы .

Вопросы к взрослым: Скажите, пожалуйста, когда вам было 11 – 13 лет, возникали ли у вас трудности во взаимоотношениях и почему? (Задать вопросы и написать на ватмане причины конфликтов и непонимания).

Вопросы к подросткам : Скажите, дорогие девочки и мальчики, а на Ваш взгляд, какие проблемы или трудности актуальны для нашего времени? (Поставить галочки напротив причин конфликтов, озвученных взрослыми, дополняя список современными проблемами).

Вопросы к подросткам: «Представьте, пожалуйста, что в вашей жизни произошла ситуация, которая причинила вам боль. Тебе надо с кем-то поделиться. Скажи, у кого больше жизненного опыта – у родителей или у твоих друзей сверстников?

- А кто вам желает больше добра – родители или друзья?

- А кто вас больше любит?

- Чей совет будет более беспристрастным и мудрым?

- А к кому вы пойдете за советом – к родителям или к друзьям - сверстникам?

Тренинг 2. Ролевая игра «Родители и дети».

Ведущий: Всегда легче давать советы, чем их исполнять. Предлагаю участникам немного поиграть и представить себя в противоположной роли. Задача участников игры в том, чтобы поставить себя на место родителей и наоборот, попытаться понять их точку зрения, найти выход из конфликтной ситуации.

- Ребенок поздно приходит домой;

- Уличение во лжи

- Требование подростка купить ему дорогую вещь

- Родители не пускают подростка на дискотеку

- Родители заставляют заниматься нелюбимым делом (музыкальная школа, спортивная секция)

1. Изменилось ли твое мнение, когда ты побывал в роли родителей?

2. Так ли ты ведешь себя в жизни?

Ведущий: Дорогие участники, мы хорошо поработали, узнали причины конфликтов между родителями и детьми, увидели их последствия.

Самое главное для любого ребенка – любовь родителей, их забота и внимание. Поэтому любите своих детей, уделяйте им как можно больше времени, внимания. Они обязательно это заметят и будут относиться к вам с взаимной любовью, заботой и вниманием. И никого в мире лучше вас для них не будет. Закончить нашу встречу предлагаю пословицами и поговорками о семье.

Начало пословицы вы видите на экране, а вас попросим продолжить,

На что и клад…(когда в семье лад)

Семья сильна, когда… (над ней крыша одна)

Семейный горшок… (всегда кипит)

В хорошей семье.. (хорошие дети растут)

Семья в куче… (не страшна и туча)

В каждой избушке…(свои погремушки)

Где любовь да совет…. (там и горя нет)

Когда семьи нет… (так и дома нет)

Ведущий : Вот и подошло к концу наше заседание за круглым столом. Много разных мнений прозвучало здесь сегодня, много советов и рекомендаций дано! Я же подведу итог разговора одной-единственной фразой. “Душа ребенка подобна скрипке – как к ней прикоснешься, так она и зазвучит”. Прикасайтесь к душе вашего ребенка с любовью и, не сомневайтесь, его душа ответит тем же.

Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. В связи с этим ключевая роль школы — создание условий для всестороннего духовно-нравственного развития школьников, через гармоничное построение целостного педагогического процесса в школе.

Описанный мною сценарий можно применить классными руководителями при проведении классных часов, родительских собраний, внеурочных мероприятий.

Моя работа — это просветительная работа, цель которой познакомить родителей с проблемами воспитания школьников в период подросткового возраста, наметить пути их решения, пробудить к ним интерес, найти способы решения конфликтных ситуаций. Моя задача – помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности и что именно родители ответственны за воспитание детей и являются примером поведения для них.

Анкета для родителей и учащихся-подростков, которые присутствовали на круглом столе

Круглый стол родительского собрания "Проблемы переходного возраста"

Цель : интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности.

  • познакомить родителей с особенностями поведения подростков;
  • обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей со взрослыми и наметить пути их решения;
  • предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с агрессивными, спонтанными реакциями подростков.

Ход собрания

2. Вступительное слово учителя.

Растут дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы. Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие проблемы возникают в период подросткового возраста, как меняется система ценностей и интересов. Групповая форма работы: 4 группы родителей

1.«Ассоциации»

- Назовите слова-ассоциации к слову «подросток» (упрямство, трудный возраст, кризис, переходный возраст, конфликт, проблемы, взросление).

2. Упражнение «Портрет современного подростка»

Каждой группе выдается карточка «Портрет современного подростка», где перечислены индивидуальные особенности подростка. Участники групп совместно выбирают черты, которые свойственны подросткам, дополняют этот список и таким образом составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

«Портрет современного подростка»

Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста — открытие своего внутреннего мира. Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы. Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым. Ключевые переживания этого возраста — любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни. Центральное новообразование этого возраста — личностное самоопределение…..

Многие дети в подростковом возрасте сильно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.

Проблем у переходного возраста много: постепенно нарастает неуверенность в себе, проявляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы "застревать" в положении "обиженного, непонятого", искать выход из трудных ситуаций неверными путями, порой опасными для здоровья. Порой у них возникают агрессивные спонтанные реакции защиты для себя даже в ситуации, когда угрозы-то никакой нет.

За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Следовательно, воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.

Каковы же причины вызывающего поведения подростков? (Работа в группах)

3. Анализ проведенного анкетирования учащихся (Приложение № 2)

1. Детям не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.

3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.

4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

Педагоги и психологи, юристы и социологи единодушно называют подростковый период самым трудным. Что его отличает?

Реакция группирования. Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение друг к другу. Так реализуется стремление к неформальному, нерегламентированному общению, удовлетворяется чувство причастности к своей возрастной группе, решается вопрос о своем месте в ней. Сама по себе такая реакция нейтральна. Как поведет себя группа в обществе, зависит от нравственных установок ее лидера. Запрет же взрослых дружить с тем или иным товарищем ведет к протестным формам поведения. Поэтому важнее найти пути взаимодействия с группой и позитивного влияния на нее.

Реакция эмансипации. Подросток может, а значит, и должен проявлять самостоятельность. Если мы будем все время стараться водить его за руку, вовлекать лишь в строго регламентированные мероприятия, то встретимся с другой характерной реакцией подросткового возраста - с реакцией эмансипации. Она вытекает из стремления подростка утвердить себя как самостоятельную личность и неизбежна там, где существует мелочная опека старших, чрезмерный контроль, пренебрежительное отношение к интересам и желаниям подростка. Чем сильнее зажат подросток, тем острее его стремление всегда и везде поступать по-своему. Необычные прически, одежда, "своя" музыка - это вызов взрослым, протест. Когда эта реакция заходит слишком далеко, то теряется доверие ко всем взрослым и отвергается все, что предлагается ими, в том числе и полезное, необходимое для подростка.

Реакция увлечения. Подросткам свойственны увлечения (хобби-реакции). Подобно тому, как детям для своего развития необходимы игры, подросток для становления личности нуждается в увлечениях. Родителям эти занятия могут представляться бесполезными, и с объективной точки зрения это может соответствовать истине. Но для подростка увлечение всегда вызывает положительную эмоциональную окраску, дает чувство удовлетворения. Отношение взрослых к увлечениям тинейджеров может стать причиной обострения реакции эмансипации. Смена увлечений не должна вызывать протест у родителей - это естественное явление. Чтобы узнать свои способности, надо испытать себя в различных видах деятельности. Но когда увлечения отдается слишком много времени в ущерб учебе, отдыху, другим видам необходимой деятельности, то тревога родителей становится обоснованной.

Реакция протеста. У незрелых подростков встречаются поведенческие реакции, более характерные для детского возраста. Эти реакции протеста разнообразны: отказ от еды, общения, посещения школы, побеги из дома, агрессия к обидчику, порча его вещей. В таком случае важно понять причины протеста и устранить их.

Реакция имитации (подражания). Для подростка объектом имитации часто становятся кумиры молодежной моды, звезды шоу-бизнеса и спорта. Подростки подражают их стилю одежды, прическам, манерам, суждениям, вкусам. Реакция имитации становится опасной, когда подражают антигерою, антисоциальной личности. Поэтому вполне оправдан запрет на литературу и фильмы, пропагандирующие жестокость, секс, порнографию.

Реакция сверхкомпенсации. Одной из форм психологической защиты является реакция компенсации, когда слабость и неустойчивость в одной области компенсируется успехами в другой. Это позволяет сохранить душевное, психологическое равновесие. Нередко слабый в учебе подросток компенсируется успехами в спорте, лидерством в неформальной обстановке среди своих сверстников. Сверхкомпенсация может носить карикатурный характер, и тогда правильнее говорить о ложной компенсации.

4. Слово учителя.

Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.

Дух семьи воспитывает ребенка в первую очередь, а потом уже специальные занятия родителей с ним. Но и эти занятия необходимы для полноценного развития ребенка как форма поддержания, развития и укрепления эмоциональных связей, духовного контакта и строящегося на этой основе взаимоотношения между ним и родителями.

Как найти правильную линию поведения по отношению к подростку? Принять правильное решение в той или иной ситуации?

5. Педагогический практикум.

Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком и старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома?

От учителей и от родителей они слышат примерно следующее: "Ты должен хорошо учиться!", "Ты должен думать о будущем!", "Ты должен уважать старших!", "Ты должен слушаться учителей и родителей!".

Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: "Ты можешь:"; "Ты имеешь право. ", "Тебе интересно. " А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: "Я могу тебя наказать. ", "У меня есть полное право. ", "Я старше и умнее. "

Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Ребята понимают, что они "не могут ничего" для них - одни запреты, а взрослые - "могут все", у них - полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Слова "должен", "обязан" вызывают у подростков тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не "вытянуть" возложенной на них ноши долга. Поэтому такие заявления необходимо свести к минимуму.

Типичная фраза

Как необходимо говорить

"Ты должен учиться!"

"Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться"

"Ты должен думать о будущем!"

"Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?"

"Ты должен уважать старших!"

"Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека"

"Ты должен слушаться учителей и родителей!"

"Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться"

"Лжец", "Ты опять врешь!"

"Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду", "Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать"

Теперь поупражняйтесь самостоятельно. Даны типичные фразы, которые учителя и родители часто говорят подросткам и юношам. А вы предложите другие, более мягкие и позитивные формулировки, при сохранении общего смысла высказывания.

"Мы в твои годы жили гораздо хуже!"

"Ты должен ценить заботу старших".

"Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!"

"Ты постоянно срываешь уроки! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!"

"Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!"

"Давай дневник, проверим, что у тебя там! Ты должен всегда показывать мне дневник!"

(Родители предлагают свои варианты.)

Теперь предлагаю вашему вниманию упражнение "Стоп!". Часто споры и ссоры возникают из пустяка: не вымыл посуду, порвал джинсы и т. д. Круговорот повседневных дел затягивает человека, все дневные отрицательные эмоции родители нередко выплескивают на детей. Первый шаг - научиться останавливать момент перед мысленным взором. Замолчите на мгновение, скажите "Стоп!" и задайте себе вопрос: "Зачем?". Взглянув на себя со стороны, вы поймете, что немытая посуда или порванные джинсы, гнев начальника или ссора с сослуживцем не стоят любви и доверия вашего ребенка, мира в вашей семье.

Еще один полезный прием - упражнение "Терапия общения".

Именно с детьми 10-14 лет начинаются проблемы. Послушный, дисциплинированный в начальных классах ребенок вдруг превращается в неуправляемого, бунтующего, всегда готового на резкость и грубость подростка. Как "погасить" возбужденного ребенка? Как успокоить и сбалансировать его психику? Как снять нарождающийся конфликт во взаимоотношениях с ним? Предлагаем вам один из эффективных приемов.

Известно, что кроме потребности в самоутверждении у подростков есть потребность в общении. Они много говорят друг с другом, причем предметом их коммуникаций зачастую выступает их собственное "Я": как я выгляжу и т. п. Происходит рождение личности подростка, возникновение его индивидуальности. Он еще и сам не знает: какой он человек? Он как бы стоит перед большим шкафом, в котором висит множество разных "психологических костюмов". Молодой человек примеряет на себя то одну "одежду", то другую и пытается почувствовать, в какой из них ему психологически комфортнее, что ему больше всего подходит. Не обвиняйте подростка в эгоизме! Помогите ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения и вы увидите, как назревающий между вами конфликт сменится сердечной дружбой и взаимопониманием. Заведите правило регулярно разговаривать с сыном или дочкой. Ваша беседа может длиться 40-50 мин. Предметом разговора выбирайте темы, интересные для подростка, его переживания, характер, привычки, желания, потребности. Говорите спокойно, мягко, ровным, умиротворяющим голосом. Не читайте морали, не учите жизни, общайтесь на равных. Звук вашего голоса, ваше доброжелательное открытое лицо выступят эффективными психотерапевтическими средствами. Уже через месяц-полтора вы сможете заметить положительные изменения в поведении подростка: он станет спокойнее, сдержаннее, уравновешеннее. И, как вследствие этого, все реже и реже будет нарушать дисциплину, меньше грубить, начнет лучше учиться.

6. Слово учителя. Психолого-педагогические советы.

Дорогие родители, при общении с подростками применяйте 5 приемов, которые позволят установить контакт с ребенком и лучше его понять.

Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют "отраженным выслушиванием". Он состоит из трех частей.

Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами "да", "угу", вопросами "а что потом?", "и что же?" и т. д.).

Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства.

Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его "языком тела". Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Всегда полагайтесь на "язык тела". Но постарайтесь не вызвать излишний интерес. Не забывайте, что в подростковом возрасте преобладает "потребность в эксперименте".

Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.

Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: "Вот это да!", "Да ну, не может быть!" и т. п.

7. Заключительное слово учителя.

Но "только не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно недоступно. По своей трудности это дело доступно каждому человеку. Хорошо воспитать ребёнка может каждый, если он этого действительно хочет, кроме того, это дело приятное, радостное счастливое:"

Анкета для учащихся

1. Представьте себе своего папу или маму в вашем возрасте (13 - 14 лет) и нарисуйте их портрет.

2. Что не хватает вам для взаимопонимания со взрослыми?

3. Что не хватает взрослым для взаимопонимания с детьми?

4. Какой я буду родитель?

5. Что я считаю самым важным в семье?

Литература

1. Борба М. Нет плохому поведению. М., 2006

2. Вачков И. Королевство разорванных связей. М., 2001

3. Свердлова О. Вы любите меня? // Воспитание школьников. 2008. №1.

4. Черных О.Г., Малюгина В.А. Родительские собрания: 8 класс. М.: ВАКО, 2008

Круглый стол Проблемы нравственного становления современных подростков

В 2017 году в рамках 22 Димитриевских чтений «Нравственные ценности и будущее человечества», в библиотечно-информационном центре имени М.В. Ломоносова был проведен круглый стол «Проблемы нравственного становления современных подростков».

Цель круглого стола - создание дискуссионной площадки по актуальным проблемам нравственного воспитания подростков, привлечение внимания общественности к проблемам духовно-нравственного оздоровления молодежи.

Исходя из поставленной цели был определен круг приглашенных специалистов: от системы образования и здравоохранения, духовенства и правоохранительных органов.

Нравственные проблемы существовали всегда и внутри их существовала и существует проблема смены поколений (отцы и дети), при этом сами подростки не ощущают данные ситуации как проблемы, а для нас (старшее поколение, а тем более люди, занимающиеся непосредственно воспитанием и образованием детей) они воспринимаются именно как проблема.

Поэтому, прежде всего, участникам круглого стола было предложено определить эти проблемы и совместить точки зрения.

В числе важнейших проблем воспитания подрастающего поколения первостепенное значение, по мнению участников круглого стола, имеют вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, поскольку это связано как с судьбой самих молодых людей, так и судьбой нашей страны, ее будущим.

Как добиться поставленной цели? Как сделать так, чтобы определяющее значение в формировании личности приобрели критерии добра, патриотизма, милосердия, порядочности, честности. Как помочь современному молодому человеку не пройти мимо них? Как сформировать в нем те социальные ценности, которые будут отличать человека не только интеллектуального, но и душевно богатого?

Именно на эти вопросы и пытались ответить участники круглого стола.

В рамках свободного микрофона каждый желающий имел возможность поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию.

В качестве зачина, для иллюстрации проблемы, слово было предоставлено главному специалисту - ответственному секретарю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая рассказала о динамике детской преступности, о том, какие проступки приводят нынешних подростков на учет комиссии, ответила на вопросы (н-р, каков процент совершенных деяний происходит под влиянием компьютерных игр). Предоставленная информация вызвала интерес у присутствующих и стала отправной точкой дискуссии.

Далее с комментариями выступили врач-психотерапевт, психиатр, нарколог с опытом работы более 35 лет и его ученица врач-психиатр, которые рассмотрели проблему роста агрессии среди подростков с точки зрения специалистов. Ими был отмечен рост суицидальных наклонностей у подростков, которые они связывают с потерей грани между реальным и виртуальным миром.

Активное участие в завязавшейся дискуссии приняли представители образовательных учреждений:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватели общеобразовательных школ, которые отметили, что школа - это особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо. Рассказали о том, какие прилагаются усилия, чтобы вернуть школе воспитательную функцию, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было бы комфортно и интересно.

Преподаватели средне-специальных учебных заведений посетовали на то, что им необходимо больший упор делать на получение студентами профессии, а приходится уделять очень много времени и сил на привитие нравственно-духовных навыков.

В разговоре между педагогами неоднократно прозвучала мысль о снижении роли семьи в воспитании детей. Ведь именно в семье закладываются основы духовности и нравственности, именно родители должны стать положительным примером своим детям.

Особую остроту в разговор внесла педагог-психолог центра помощи детям, которая рассказала о социализации детей, оставшихся без попечения родителей, что потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка, поэтому сейчас большое внимание уделяется развитию замещающих семей.

В связи с этим модератор вспомнила слова педагога Сухомлинского В.А.: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности … Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»

После чего своё мнение об обсуждаемой проблеме роли высказали представители духовенства.

Об инклюзивном образовании, целью которого является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями, рассказала заместитель директора по воспитательной работе Ростовской специальной школы-интерната , она также отметила, что данный комплекс мер подразумевает не только техническое оснащение образовательных учреждений, но и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.

Т.к. круглый стол проходил в преддверии самых важных выборов для нашей страны, а именно выборов Президента РФ, о воспитании гражданской позиции нашей молодежи высказалась председатель территориальной избирательной комиссии Первомайского района.

Поскольку круглый стол проходил по инициативе БИЦ им. М.В. Ломоносова, заведующая обозначила основную задачу библиотек, в решении обсуждаемого вопроса – создание социокультурного пространства для жителей города независимо от возраста и социального положения, отметила необходимость разработки, организации и проведения мероприятий, направленных на повышение социальной активности и духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. Вывод круглого стола - Духовно-нравственное воспитание, следование традициям — это та «точка опоры», которая способствует формированию нравственной личности. Если школа в тесном сотрудничестве с семьей, общественными организациями, учреждениями культуры выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российской общество сможет преодолеть все трудности, будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.

В заключении все участники пришли к общему мнению о том, что такие встречи нужны и не один, а возможно целый цикл подобных круглых столов, что цель данной встречи – а именно создание площадки для обмена мнением и опытом по актуальным проблемам нравственного воспитания подростков - достигнута.

Модератор поблагодарила всех присутствующих за участие в круглом столе, а особенно студентов, которые принимали активное участие в обсуждении поставленной проблемы, отметила их неравнодушие к проблемам современных подростков и посетовала на то, что отсутствовали учащиеся школ, т.к. встреча проходила во время осенних каникул.

По истечении времени, выделенного для круглого стола, обсуждение возникших вопросов продолжалось еще очень долго.

Также в рамках 22 Димитриевских чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» в библиотечно-информационном центре имени М.В. Ломоносова была представлена книжная выставка «Вечные ценности: современный формат», которая включила в себя книги современных авторов, имеющиеся в фонде библиотеки, которые затрагивают, раскрывают вечные духовные и нравственные ценности человечества, такие как семья и дети, любовь к Родине, милосердие и благотворительность, здоровье, добро и зло и др.

В холле читателей и гостей библиотеки встречала фотовыставка «Золотые купола России» сотрудников и учащихся «Центра детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)».

В течение дня транслировалась мультимедийная презентация – виртуальное путешествие «С волей к победе: спортсмены Ростова», состоящая из 3 блоков:

1 блок представлял собой иллюстрацию к проекту БИЦ им. М.В. Ломоносова «Спортивная топонимика г. Ростова-на-Дону: Медали разные, люди «золотые», в который вошли мемориальные доски, памятники спортсменам; объекты, улицы, названные именами спортсменов; спортивные школы, спортивные сооружения и объекты города.

2 блок – представил ростовчан – олимпийских чемпионов разных лет.

3 блок – это афоризмы о спорте и здоровом образе жизни. Основная цель которых донести мысль о том, что спорт воспитывает в человеке целеустремленность, дисциплинированность, активность и инициативность, стойкость, решительность, настойчивость и упорство в достижении цели, волю к победе, формирует умение взаимодействовать с людьми.

Читайте также: