Круглый стол проблемы инвалидов

Обновлено: 20.05.2024

27 ноября 2018 года в здании Законодательного Собрания Свердловской области для обсуждения вопросов защиты прав взрослых и детей с инвалидностью встретились более 80 человек – представители родительского сообщества и общественных организаций, органов исполнительной и законодательной власти, руководители и специалисты социальных и образовательных учреждений Свердловской области.

Инициаторы мероприятия – Уполномоченный по правам человека в Свердловской области и общественная организация "Пеликан". Круглый стол прошел при поддержке Законодательного Собрания Свердловской области и Фонда Президентских грантов.

В рамках круглого стола обсуждался широкий спектр вопросов, связанных с современными тенденциями защиты прав инвалидов, проблемами детей, имеющими ограниченные возможности здоровья, проблемами профессиональной подготовки и переподготовки инвалидов.

Приветствуя участников круглого стола, председатель областного парламента Людмила Бабушкина подчеркнула, что проблемные вопросы, которые обсуждаются сегодня, впоследствии могут стать строчками региональных и федеральных законов.

"Органы государственной власти относятся с большим вниманием к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья. Российская Федерация ратифицировала ряд международных документов, посвященных защите прав инвалидов. На их основе приняты российские законы, в частности закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В 2016 году принят аналогичный областной закон. На 27 заседании Законодательного Собрания 13 ноября мы уточнили областные законы социальной направленности", – подчеркнула председатель Законодательного Собрания.

Людмила Бабушкина отметила, что ежегодно в областном бюджете предусматриваются средства на обеспечение и развитие доступной среды для людей с ограниченными возможностями.

"В проекте областного бюджета на 2019 год заложено 60 миллионов рублей на эти цели, – отметила спикер регионального парламента. – Сегодня мне хотелось бы выслушать ваше мнение по проблемным темам, чтобы "сверить часы" и уточнить, что еще необходимо учесть в областном законодательстве для оказания поддержки людям с ограниченными возможностями здоровья".

Открывая обсуждение, уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова особо акцентировала внимание участников мероприятия на то, что важнейшим направлением Конвенции о правах инвалидов, которая была ратифицирована Россией в 2012 году, является достижение максимальной независимости инвалидов посредством укрепления и расширения комплексных реабилитационных и абилитационных услуг. Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должны охватывать медицинский, социальный аспект и вопросы образования и трудоустройства и учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны.

Парадигма Конвенции исходит из субъектного, а не объектного подхода: инвалиды это не только пользователи социальных услуг и объект заботы и ухода, но, прежде всего, равноправный субъект отношений, у которого есть особенные потребности. Этот момент связан с необходимостью развития или выработки навыков жизни в обществе, именно это цель и смысл реабилитации и абилитации.

В 2018 году на 19 сессии Комитет ООН по правам инвалидов рассматривал периодический доклад России о соблюдении Конвенции о правах инвалидов. По результатам рассмотрения доклада Комитетом были приняты общие замечания и рекомендации. В качестве одного из самых проблемных вопросов Комитет ООН по правам инвалидов указывает на то, что в России, как и прежде, упорно придерживаются медицинской модели реабилитации инвалидов: в результате основное внимание акцентируется на создании специализированных служб, что приводит к сегрегации людей с инвалидностью.

Эту проблему уже много лет пытаются решить и сами инвалиды, и общественность. И уже сегодня можно говорить о том, что мы все-таки расширяем границы, выходим за рамки стандартного отношения к гражданам, имеющим инвалидность – и это во многом благодаря самим инвалидам, родителям детей с ограниченными возможностями, работе общественности.

В рамках круглого стола отдельный блок был посвящен вопросам защиты прав детей, нуждающихся в паллиативной помощи. Для обсуждения этой непростой темы мы пригласили родителей малышей встретиться с представителями региональных министерств и ведомств – в обсуждении приняли участие руководители и специалисты Министерств здравоохранения, общего и профессионального образования социальной политики Свердловской области, регионального отделения медико-социальной экспертизы, Фонда социального страхования руководство областного ГИБДД.

В формате "вопрос-ответ" у родителей была уникальная возможность получить ответы на вопросы, которые имеют принципиально важное для них значение: каковы порядок и сроки получения медицинских изделий для использования на дому, получения неинвазивного аппарата для искусственной вентиляции легких, необходимо ли получение паллиативного статуса и постановка на учет в отделении паллиативной помощи, для обеспечения откашливателем и НИВЛ.

Представители Свердловского отделения Региональной общественной организации "Родительский проект по оказанию помощи пациентам с миодистрофией Дюшенна/Беккера отметили, что, к сожалению, в России лечению мышечной дистрофии Дюшенна не уделяется должного внимания, не ведутся исследования, не разрабатываются и не продвигаются собственные инновационные лекарственные препараты в сфере медицинской генетики, генной терапии. Консилиумы на федеральном уровне отказывают в назначении зарубежных препаратов, необходимых по жизненным показаниям детям. Зарубежные препараты не проходят клинические испытания, не регистрируются на территории РФ. В то время как наши мальчики увядают, дети в других странах получают лечение и возможность жить полноценной жизнью в течение более продолжительного времени.

Родители обратились с предложением рассмотреть вопрос об инициировании клинических испытаний по лекарственным, информировать общественность о ходе проведения клинических испытаний препаратов и дальнейших планах в этом направлении; рассмотреть создание российских аналогов уже существующих препаратов, или находящихся в клинических испытаниях за рубежом.

Медицинскими вопросами обсуждение не ограничилось – у родителей детей, нуждающихся в паллиативной помощи, много вопросов и к другим ведомствам. Один из таких – о том, когда же, наконец, поставится точка в теме фиксации пассажиров автотранспортного средства ремнями безопасности. Правилами дорожного движения установлена обязательная норма фиксации пассажиров. И конечно, там не указано, что пассажиры бывают разные. Как зафиксировать на сиденье малыша, который не только не сидит, но и лежит с трудом? Родители вынуждены перевозить детей на собственном транспортном средстве, потому что ездить приходится много, а специальный транспорт не всегда доступен. И регулярно выписываемые сотрудниками ГИБДД штрафы усложняют и без того тяжелую жизнь таких родителей. Хорошо уже то, что диалог по этой проблеме состоялся, в дальнейшем будем искать точки соприкосновения и варианты ее решения – как обеспечить и безопасность и комфорт маленьким пассажирам.

Большой блок вопросов, связанных с получением детьми с инвалидностью профессионального образования и прохождения профессиональной переподготовки, обсуждали с участием общественных организаций Свердловской области – региональными представительствами Всероссийских общественных организаций, региональных НКО, ведущих вузов области.

"Родители детей с инвалидностью постоянно вынуждены преодолевать какие-то препятствия – это и решение вопросов, которые возникают у всех родителей, независимо от наличия у ребенка заболевания, одновременно с этим ребенок-инвалид нуждается в дополнительной заботе. Пожалуй, на каждом этапе жизни такие семьи что-нибудь "преодолевают", — так видится ситуация специалистам, к которым обращаются за помощью. Зоя Глухих, директор общественной организации "Пеликан", предложила к обсуждению в рамках встречи вопросы в сфере образования, с которыми чаще всего приходят в правовую приемную родители: Как реализовать право инвалида, ребенка — инвалида на качественное образование, соответствующее его способностям и образовательным потребностям, в каком направлении двигаться, как сориентироваться в действующем законодательстве, как организовать эффективную реализацию рекомендованных специалистами реабилитационных и абилитационных мероприятий? Какую доступную среду должны создать для всех инвалидов, для инвалидов с разными заболеваниями учреждения общего образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования? Создание каких специальных условий (при необходимости) должно быть прописано в ИПРА инвалида, ребёнка – инвалида для получения качественного образования?

Когда вопросы получения образования у инвалида остаются позади, у многих встают вопросы о том, как состояться профессионально, которые тоже очень важны при обсуждении темы образования: Как состояться в профессии? Что должно быть прописано в медицинских документах, в ИПРА для соответствия инвалидом доступной ему профессии? Каковы способы взаимодействия инвалида (например, слабослышащего) со специалистами отделов занятости населения? Как организовано общение со слабослышащими людьми? Как инвалиду получить дополнительное образование? Опять всё проходить сначала?

Отдельной темой прозвучали вопросы, озвученные Людмилой Черемера, руководителем Свердловского регионального отделения Всероссийского общества глухих. Большая проблема для глухих и слабослышащих людей – отсутствие переводчиков русского жестового языка. В такой ситуации любое общение для таких людей становится бессмысленным – получение профессионального образования тоже сводится к нулю в ситуации, когда нет перевода. С этим утверждением согласились и участники круглого стола, более того, поступили дельные предложения об организации обучения переводчиков русского жестового языка в Свердловской области (как ни странно, наши переводчики учатся в соседнем регионе – Курганской области, у нас такое обучение пока не организовано). Переводчиков не хватает, не хватает оплаченных за счет бюджета часов перевода – такие сложности приходится преодолевать при обучении и студентам, и вузам.

Интересным опытом поделилась с участниками круглого стола Ольга Ориничева, директор центра инклюзивного образования Уральского федерального университета. Центр инклюзивного образования еще очень молодой – действует в течение года. За этот период удалось во многом продвинуться в создании безбарьерной среды для студентов с ограниченными возможностями – в общежитии университета построен специальный блок для студентов с инвалидностью, доступ в каждое помещение которого оборудован с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья. Более того, в случае непогоды студенты, выход которым будет затруднен из общежития, смогут присутствовать на лекциях дистанционно – в общежитии установлены мониторы, на которые транслируется информация из аудиторий.

Политику в сфере образования представила Елена Макарова, главный специалист отдела профессионального образования и государственного задания Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, опытом работы со студентами поделились специалисты Уральского государственного педагогического университета — заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта Инна Пушкарева, и начальник управления социальной работы Уральского государственного педагогического университета Елена Дружинина. В обсуждении приняли активное участие руководители профессиональных образовательных учреждений Свердловской области.

В целом, круглый стол стал базовым для продолжения диалога между обществом и властью, между инвалидами и теми, кто призван им помогать. Продолжаем движение вперед…

В ходе плановой поездки в городской округ Каменск-Уральский 28 ноября Уполномоченный по правам человека в Свердловской област

В рамках рабочей поездки в город Каменск-Уральский 28 ноября Уполномоченный по правам человека Татьяна Мерзлякова провела лич

Круглый стол «Актуальные проблемы семей, воспитывающих детей – инвалидов».

Круглый стол «Актуальные проблемы семей, воспитывающих детей – инвалидов».

Форма проведения: круглый стол

Цель: Повышение уровня информированности родителей (законных представителей) детей-инвалидов с положениями законов Российской Федерации, Республики Коми, реализацией государственных и региональных программ, гарантирующих им социальную поддержку, выявление проблем реализации прав и возможностей детей-инвалидов и их родителей (законных представителей).

  • Родители (законные представители ) детей инвалидов ,
  • Педагогические работники школы

1. Начальник отдела обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации ГУ РО Фонда социального страхования РФ по Республике Коми

2. Начальник отдела по обеспечению санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан ГУ РО Фонда социального страхования РФ по Республике Коми

3. Заведующая отделением реабилитации Отделение социальной помощи семье и детям (ОСПСиД) при ТЦСОН

4.Специалист по реабилитации ФКУ «Главное бюро МСЭ по РК » Минтруда и социальной защиты Российской Федерации

5. Заведующий медико-социальным отделением (МСО) ГБУЗ РК «Эжвинская детская городская поликлиника»;

6 Руководитель Эжвинского Пенсионного фонда

Время проведения : 2,5 часа.

Материалы : мульти-медиа-проектор, экран, выставка творческих работ обучающихся «Творю руками я добро»

Предварительная подготовка.

  1. Определение участников круглого стола.
  2. Анкетирование родителей (законных представителей ) детей инвалидов;

3. Подготовить и разослать приглашения для родителей (законных представителей ) детей инвалидов ;

4. Пригласить для участия в круглом столе специалистов .

5. Подготовить и расставить на столах, расположенных кругом, таблички с фамилиями, именами и отчествами участников.

6. Оформить выставку творческих работ «Творю руками я добро».

Сценарий круглого стола

Основной докладчик

Ход встречи

Пока все собираются, играет тихая спокойная музыка.

Родители и приглашённые имеют возможность посетить выставку творческих работ обучающихся «Творю руками я добро».

Добрый вечер, дорогие родители.

Мы благодарим вас за то, что вы откликнулись на наше приглашение и пришли к нам, чтобы обсудить за круглым столом наболевшие проблемы, узнать новую информацию, гарантирующую социальную поддержку в реализации прав и возможностей детей-инвалидов .

Тема нашего разговора - " Актуальные проблемы семей, воспитывающих детей – инвалидов».

Прежде чем начать наш разговор, хочу представить вам тех, кто будет принимать в нем участие.

начальник отдела обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации ГУ РО Фонда социального страхования РФ по Республике Коми

и начальник отдела по обеспечению санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан ГУ РО Фонда социального страхования РФ по Республике Коми

Ответили на вопросы:

  1. Порядок и условия предоставления санаторно-курортных путевок для детей -инвалидов и их родителей ( законных представителей).
  2. Предоставление средств реабилитации для детей - инвалидов.
  1. Изменения в нормативных актах, касающиеся родителей (законных представите-лей)детей инвалидов.

Заведующий медико-социальным отделением (МСО) ГБУЗ РК «Эжвинская детская городская поликлиника»;

Ответила на вопросы:

1. О льготном лекарственном обеспечение детей-инвалидов.

2.Причина, по которой происходит замена назначенного врачом лекарства на его аналог.

3.Что делать, если аналог не подходит ребенку.

4.Можно ли упростить систему выписки и получения льготного лекарства.

5. Особенности лечения детей с ОВЗ.

6. Ребёнок инвалид (обучающийся школы) проживает в с. Зеленец Сыктывдинского района. При каких условиях он может получать медицинскую помощь в «ЭДГП».

Специалист по реабилитации ФКУ «Главное бюро МСЭ по РК » Минтруда и социальной защиты Российской Федерации

Вопросы для обсуждения:

  1. Изменения в нормативных актах, касающиеся родителей (законных представите-лей) детей инвалидов.
  2. Особенности оформления индивидуальной программы реабилитации инвалида с 18 лет.
  3. Как можно внести изменения или дополнения в ранее разработанную ИПР?
  4. По каким критериям определяют группу инвалидности у обучающихся с ОВЗ

(интеллектуальные нарушения) с 18 лет?

  1. Требования к оформлению педагогической характеристики на ребёнка инвалида для предоставления на МСЭ.

Руководитель Эжвинского Пенсионного фонда

  1. Изменения в нормативных актах, касающиеся родителей (законных представите-лей) детей инвалидов.
  2. Оплата проезда к месту отдыха ребёнка инвалида и родителей (законных представителей).
  3. В каких случаях назначается компенсационная выплата на уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и после 18 лет?

4.Какие меры поддержки предусмотрены в пенсионном законодательстве для родителей инвалидов с детства?

Заведующая отделением реабилитации Отделение социальной помощи семье и детям (ОСПСиД) при ТЦСОН

Обсудили меры социальной поддержки семей с детьми–инвалидами.

Перед тем как закончить наш разговор за "круглым столом" мы хотели бы узнать ваше мнение о нашей с вами встрече. Что вы узнали нового, полезного для себя? Нужны ли вам такие встречи и такие разговоры? (родители высказываются).

Методическая разработка круглого стола для студентов - инвалидов на тему: «Я уверен в своих возможностях», посвященный Международному дню инвалидов

1. Сформировать у студентов понятие о сильной личности.

2. Выработать навыки уверенного поведения.

3. Формировать негативное отношение к агрессии.

4. Воспитывать доброжелательность.

Ход занятия :

Психолог. Предлагаю Вам подумать о том, с какими людьми вам нравится общаться. Сейчас мы запишем их характеристики на доске. Каких определений больше всего?

Работа по теме.

Игра «Зубы и мясо»

На доске записаны качества: отзывчивый, упорный, волевой, нежный, целеустремленный, добрый.

Участникам предлагается выбрать качества, которых им не хватает, и записать их в таблицу – в столбик «Себе». В другой столбик – «Другим» - записать те качества, которых не хватает, по их мнению, окружающим людям.

После того как участники выполнят задание, психолог сообщает, что определения «упорный», «волевой», «целеустремленный» характеризуют сильные стороны человека (их условно можно обозначить как «зубы»), а определения «отзывчивый», «нежный», «добрый» характеризует мягкость человека («мясо»).

При анализе, как правило, оказывается, что большинство выбирает для себя сильные качества – «зубы», а другим предлагает быть «мясом».

Психолог. Почему же большинство считает, что им не хватает качеств сильного человека, а другим – доброты?

Какого человека мы называем сильной личностью? (Уверенного, твердого, спокойного, справедливого.)

Что значит быть уверенным человеком? (Спокойно отстаивать свое мнение, считаясь с мнениями других.)

Какое поведение мы называем неуверенным? (Беспокойное, нерешительное.)

Какое поведение можно назвать агрессивным? Оскорбляющее, унижающее других, нарушающее права других.)

Можно ли назвать уверенным агрессивное поведение? (Это получение уверенности за счет унижения других.)

Тест «Как я ориентируюсь в разных ситуациях»

Психолог. Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Если вы заблудитесь в лесу, то хватит ли вам знаний, чтобы выйти на дорогу, и силы воли, чтобы продержаться несколько дней?

2. Попав на необитаемый остров, будете вы его осматривать целиком?

3. Попав в ситуацию, когда на вас летит автомобиль и ваш товарищ бросается влево, вы побежите туда же?

4. Если вы уходите из дома и не можете найти ключи, то можете ли вы просто спокойно подумать, где они могут быть?

5. Вы хорошо ориентируетесь в темноте?

6. Вы любите исследовать незнакомые места?

7. Вам нравится находиться на природе в одиночестве?

8. Вы легко решаете задачи на сообразительность?

9. В критической ситуации вы быстро принимаете решение?

Психолог. За каждый положительный ответ вы получаете 1 очко. Суммируйте очки. Полученный результат означает следующее.

1 -3 очка – вы несамостоятельный человек, не умеете принимать решения и брать ответственность на себя.

4 -7 очков – вы сообразительны и сможете не попасть впросак в трудной ситуации, хотя и допускаете ошибки из-за невнимательности и недостатка знаний.

8 -9 очков – вы нигде не пропадете, спокойная жизнь не для вас, работа геолога или следователя вам бы подошла.

А теперь давайте послушаем «Притчу о змее»

Притча о змее.

Жила на свете очень ядовитая змея, которую все боялись и не приближались к ней из-за ее яда. Никто не общался со змеей, поэтому была она очень одинока. Решила змея избавиться от яда и сбросила его в ущелье. Увидел это орел и рассказал всем зверям. Осмелели звери и закидали змею насмерть камнями.

Психолог. Какой вывод можно сделать из этой притчи? Зачем нужна человеку агрессия? В каких случаях?

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что агрессия нужна для самозащиты. Агрессия иногда помогает человеку постоять за свою честь и честь других перед врагом.

Запись в тетрадях:

Конструктивная агрессия направлена на защиту себя и других.

Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть и злоба.

Подумайте, в какой форме чаще проявляется ваша агрессивность? Как вы с ней справляетесь?

Плакат «Как я решаю свои проблемы» ( проблемы закрываются карточкой: иду на компромисс, уступаю ровно поровну, обсуждаем точки зрения друг друга, иду к психологу, пытаемся найти вариант, устраивающий друг друга, советуюсь с кем-то и т.д.)

6. Упражнение «Выставка».

Психолог. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко вдохните 3—4 раза.

Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите этому человеку все, что хотели, или даже сделайте все, что хотели сделать.

Трудно представить свои ощущения?

Нужно ли учиться снимать агрессию?

1. Домашнее задание.

Попробуйте в моменты нахлынувшего гнева и возмущения поругаться смешными словами, например: «Тих-тиби-дух», и отмечайте как раздражение и злоба уходят».

Сценарий проведения круглого стола на тему: «Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения»


«Инвалида от обычного человека отделяет лишь мгновение», - сказал сатирик Михаил Жванецкий.

-Не всякая болезнь излечима, а, следовательно, много среди нас людей, которые нуждаются в чьей-то поддержке со стороны.

«Когда у тебя чего-то нет, ты об этом помнишь всегда, а когда у кого-то другого нет, то, почему-то, забываешь. ». Так говорили персонажи из доброго детского мультфильма про «38 попугаев». К сожалению, в мультфильмах точно и по – детски наивно отражаются жестокие реалии настоящей жизни. Каждый человек достоин счастливой, полной впечатлений жизни.

Упражнение ''Снежинка"

Раздайте участникам по листу бумаги.

Объясните, что оценки за это упражнение не ставятся. Подчеркните, чтобы, делая упражнение, никто не смотрел на других. Все должны спокойно выполнять инструкции тренера. Скажите участникам, что никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение. Если кто-нибудь задаст какой-то вопрос, ответьте:

"Делайте так, как считаете нужным."

а) Взять листок бумаги.

б) Сложить его вдвое.

в) Оторвать верхний правый угол.

г) Снова сложить бумагу вдвое.

д) Оторвать верхний правый угол.

е) Снова сложить бумагу вдвое.

ж) Оторвать верхний правый угол.

з) Снова сложить бумагу вдвое

и) Если можно, оторвать верхний правый угол.

Если участники утверждают, что рвать бумагу стало слишком трудно.

скажите, что это совершенно необязательно делать.

к) Развернуть листки бумаги.

Попросите учеников оглядеться, обращая внимание на то, как по-разному выглядят листки бумаги.

Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? Почему?

Почему листы надорваны так по-разному?

Если какие-то участники надорвали бумагу не так как вы. значит ли это. что они плохие люди? Почему?

Бывает ли так, что мы считаем человека хорошим или плохим в зависимости от того. делает ли он что-то точно так же. как и мы? Приведите примеры.

Каким бы был мир, если бы все видели все совершенно одинаково?

Принимаю, все принимаю,

Никого не виня, не коря-

Просто выпала жизнь мне такая

И не пять, и не две, а одна.

Просто выпала, кем-то загаданная

А зачем? Почему. Если б знать!

Но живу вот. И окна распахиваю,

И дверей не стремлюсь закрывать.

Были радости. Будут и радости

Были беды. И снова придут.

Мне еще далеко так до старости,

Много будет всего на веку.

Но ночами, проснувшись встревожено

От пришедшей и в сны вдруг тоски,

Обессилено выдохну: «Господи!

За какие казнишь ты грехи?

Главная проблема «особого» ребёнка заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, а иногда и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями.

«Если закрыта одна дверь, то всегда открыта другая» гласит народная мудрость. Наверно, именно по этой причине люди с ограниченными возможностями смотрят на мир другими глазами, умудряясь сквозь боль оставаться добрыми, жизнерадостными и веселыми, умеют видеть прекрасное и жить полной жизнью.

Инклюзивное образование — это постепенный, детальный и очень бережный процесс включения ребенка с ограниченными возможностями в общую образовательную среду, которые учитывают индивидуальные особенности, и опирается на сильные стороны ребенка.

Студенты Д-31 гр. Поделятся опытом работы с особыми детками. Они не один год сотрудничают с ОО "Клуб РДИ "Рука в руке" Ейского района

Общественная организация «Клуб родителей и детей-инвалидов «Рука в руке» Ейского района начала работать с 28 октября 2013г., была создана родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями. В организацию объединились родители, у которых дети имеют различные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, гидроцефалия и др., они собственным примером хотят показать, что жизнь с особым ребенком тоже может быть многогранной, насыщенной и интересной, но для этого сами родители должны быть активными и прикладывать усилия. .Администратор: Наталия Капшай(Лебедева)

(Демонстрация видеоролика)

Выступление студентов Д-31 гр.

Рассказ о аутичных детях

Видеоролик о аутистах

Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невы­годные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети-инвалиды.

Получе­нию качественного образования детьми-инвалидами препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством.

Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей , которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия , т . е . включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия - это реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. В статье двадцать четвертой Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег"

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно проекту закона, число детей-инвалидов в инклюзивной школе будет ограничено - не более 10% на всю школу и не более трех человек - в одном классе. Прием детей-инвалидов в общеобразовательную школу должен быть на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии , то есть должно быть обязательно прописано, что он может учиться в общеобразовательной школе.

Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы - построить систему, кото­рая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться ус­пехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Ин­клюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием. Цель такой школы - дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества. Это очевидно показывает, что все члены школьного коллектива и общест­ва связаны между собой и что учащиеся не только взаимодействуют между собой в процессе обучения, но и развиваются, когда принимают совместные решения по пово­ду управления процессами в учебной аудитории.

Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образо­вания, разработали следующие способы включения:

1) принимать учеников с инва­лидностью "как любых других детей в классе", 2) включать их в одинаковые виды дея­тельности, хотя ставить разные задачи, 3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач, 4) использовать и другие стратегии коллективно­го участия - игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.

Инклюзивные образовательные сообщества во многом изменяют роль учителя, кото­рый вовлекается в разнообразные интеракции с учениками, больше узнавая о каждом из них, а также активнее вступают в контакты с общественностью вне школы.

Мнения родителей и учителей сошлись в том, какие последствия они ожидают от ин­теграции детей-инвалидов в массовую школу: более двух третей опрошенных полагают, что это позволит учащимся стать более толерантными, на­учиться взаимопомощи, хотя не исключены и конфликты между детьми.

Внедрение инклюзивного образования в России испытывает определенные проблемы:

- Число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей).
- Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями - инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований.

- Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой "безбарьерной среды" (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.

Чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон о специальном образовании, или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать условия для реализации прав инвалидов.

Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное — изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.

По моему мнению, проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья государству следует уделять больше внимания, т.к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно.

Итак, подведем итоги нашего «Круглого стола».

( слайд)Разработаны восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Игра-тренинг «Волшебный лес чудес» (установление длительного контакта)

Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где всегда хорошо. Встанем в шеренгу. Наши руки – это ветки деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, который идёт по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди пройдёт сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по голове, рукам, спине.

- Что вы испытывали, когда проходили по «лесу» и к вам прикасались?

- Ваши чувства, когда вы были деревьями?

Видеоролик (китайский балет инвалидов)

Основной принцип инклюзивного образования:

«Дети должны учиться вместе».

Инклюзивное образование - это участие всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии, т.е. обучение учащихся, относящихся к группе детей с ограниченными возможностями в обучении: детей-инвалидов, детей, находящихся на домашнем обучении. Это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.

Ценности инклюзии:

Каждый имеет право высказываться и быть услышанным.

Каждый имеет право принадлежать к обществу и быть его частью.

Каждый имеет право на образование и обучение в течение жизни.

Каждый имеет право на дружбу и значимые отношения.

Каждый имеет право на полноценную жизнь.

Инклюзивное образование:

- признает, что все дети могут учиться;

- работает над улучшением образовательных структур, систем и

методик для обеспечения потребностей ВСЕХ детей;

- является частью большой стратегии по созданию инклюзивного

- является динамичным процессом, который постоянно в развитии.

Что дает инклюзивное образование:

- предлагает новый социальный подход к инвалидности;

- приветствует разнообразие систем и методик работы с детьми;

- рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему;

Круглый стол проблемы инвалидов

Юрий Кирпичев

Около полусотни халявщиков , сидят обсуждают . И так от одной встречи до другой . Разогнать вас н. й дармоедов , по деревням . Вы пока не увидите проблему , не чего не делаете . И ждёте когда проблема решиться сама собой . Выгнать всех .

Анастасия Кордюкова

Анастасия Кордюкова

Очень трудно понять почему ребенку, у которого была инвалидность с рождения (глаз удален из-за ретинобластомы)., в 18 лет инвалидность сняли, хотя зрение ухудшилось ( нагрузка на один глаз).Это экономия чтобы пенсию не платить? Так оставили бы хотя бы меры реабилитации, тот же протез и занятия по исправлению позвоночника.Живем в стране ,где показуха превыше всего, а на детей и молодежь наплевать.. Откуда такое отношение к людям.

На счет образования. Не нужно придумывать велосипед. Детям инвалидам очень трудно получать образование в высших и средних учебных заведениях. Проще простого обучать их профессии(которая подходит по их заболеванию) при интернатах, где они получают среднее образование. Там им будет комфортно обучаться и в дальнейшем смогут реализовать себя в жизни.

Александра Ларченко

Александра Ларченко

Как одинокой матери имеющего инвалида 1-й группы (лежачего) весом 90 кг., в одни руки транспортировать в другой город либо на плановый медосмотр? Кто будет решать вопрос по реабилитации в части высокотехнологичной медицинской помощи тех категорий пациентов, которых можно восстановить. Этого же не делается и МСЭ не разрабатывают соответствующие программы, реабилитируемые инвалиды губятся из за простоев в решении по методике лечения со стороны Минздрава. За деньги можно все, но не забываем, что пациент может быть здоровым и быть налогоплательщиком для государства. К чему же мы идем и где наша защита в части социалки? Стоит ли платить налоги государству здоровому населению, которое нас собственно не может защитить. Или же все таки нужно сдерживать (уводить в тень) свои налоги на подобные страховые собственные нужды для граждан (пациентов)? Именно к этому и понуждает государство.

Нина Смирнова

Проблемы всё "с бородой"! Позор Кремлю и Госдуме! Какие ФЗ - такое и их исполнение Правительством сотоварищи в регионах и на местах. Россия, как земля диких папуасов в сравнении с развитыми странами. Беспредел начинается в БМСЭ, которые не признают фактических инвалидов, не повышают группы по фактическому ухудшеию, но торгуют группами инвалидности.
Показать полностью. Именно они пишут неадекватные ИПРИ, делая инвалидов глубокими инвалидами, создают невозможность улучшения проживания и адаптации инвалидов. Издевательство, что внесении всех изменений в ИПРИ требует полного переосвидетельствования, а это уже проблема в поликлиниках, где нет врачей и издевательство над инвалидами-бессрочниками в первую очередь! Катастрофа с обувью: качеством и своевременностью изготовления. Резко ухудшилось качество костылей и тростей: быстрый износ наконечников, низкие штыри, царапающие пол и скользящие по плиткам. Неадекватные условия для физических нарушений даже при 3 группе. в санаториях. Позорное сокращение бесплатных процедур массажа, физкультуры, лазера, подводных процедур и т.д. в поликлиниках и для инвалидов до 5 процедур - издевательство. Сокращение бесплатных услуг реабилитации, её низкое качество, в т.ч. бытовых услуг в таких центрах на местах. Можно продолжать до бесконечности. Людям зрелым и старикам, которым установлена 3 группа по детству бессрочная, давно уже фактически 2 нерабочей группы по ограничениям и отклонениям, не могут получить повышение группы и соответственно адекватной ИПРИ. Их гробят дальше. А работать они уже не могут, по дачам и лесам не скачут. Неадекватное ФЗ по вопросу запроса инвалида в любые органы о предоставлении въездов в подъезды. Инвалиды не могут получить необходимых им каталок-опор, чтобы сходить в магазин или на прогулку самостоятельно, не могут их и завести в подъезд даже на первый этаж к лифту. Перечислять можно бесконечно. Практически руководители соцзащиты на местах не на своём месте! Или такими ФЗ они руководствуются? И тогда что вы здесь обсуждаете! Идите в Кремль, к тому, кто ФЗ подписывает. Позорная госвласть и вся её структура работает против инвалидов.р

Читайте также: