Круглый стол правовой аспект

Обновлено: 01.05.2024

Цель: формировать правовую культуру учащихся с ОВЗ, представления об основных правовых документах: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка».

1. определить степень знакомства участников с Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией прав человека,

2. помочь учащимся понять связь между правами и обязанностями;

3. научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;

4. развивать умение работать в группе (сотрудничество);

5. воспитывать вдумчивое отношение и уважение к правам других;

6. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.

Оборудование для учителя : компьютер, проектор, презентация, видеоролик «Главное – жизнь».

Оборудование для учащихся : альбомные листы, цветные карандаши, брошюры «Декларация», «Конвенция», карточки с определениями.

План мероприятия

1. Организационный этап (5 мин).

2. Практическая часть (актуализация знаний, изучение нового материала) (30 мин).

3. Подведение итогов. (3 мин).

4. Рефлексия (2 мин).

Ход мероприятия.

I. Организационный момент.

Ведущий: добрый день. Сегодня мы собрались за круглым столом, чтобы обсудить проблему, которая является наиболее острой среди подростков.

II . Объявление темы.

- Составьте 2 слова из предложенных слогов.

ва о пра сти бя но зан (права, обязанности)

- Какие слова у Вас получились?

- Как эти слова связаны с нашей темой? А сформулировать тему круглого стола поможет зашифрованная запись.

Что у вас получилось?

III . Основная часть.

В давние времена, когда только на Земле появились люди, их стали терзать вопросы:

· Что они могут делать и чего не могут?

· Что они обязаны делать и чего не обязаны?

Без ясного ответа на эти вопросы их жизнь превратилась в кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов. Общество людей должно жить по правилам и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка. Правила поведения и общения, нормы морали, испытанные временем, постепенно утверждались и приобретали форму законов. Право и права человека- гражданина определяется законами, а сами законы определяются правом. В конце концов им удалось решить ряд из них, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека и гражданина. Приложение 1.

Декларация (от лат. declaratio – заявление, объявление) – международно-правовой документ, в котором провозглашаются какие-либо принципы. Она включает законы, которые требуют обязательного исполнения.

a) Всеобщая Декларация прав человека

Сейчас я попрошу вас представить, что вы - это отдельное общество и вам нужно составить список прав для вашего «общества». Следуйте данному алгоритму:

· Каждый пишет для себя 2 основных права.

· Обсуждаете эти права.

· Выбираете 5-6 прав, которые, по вашему мнению, являются наиболее важными.

· Цветными фломастерами записываете их на листе.

Итак, Всеобщая Декларация прав человека, которая была подписана в 1948 году, после злодеяний и многочисленных человеческих жертв Второй мировой войны, чтобы обеспечить общее понимание того, что же такое права человека. Она является фундаментом для построения мира на основе свободы и справедливости.

Как вы думаете, а у детей права есть?

Конечно, есть. Ведь дети – это люди особые. Во-первых, пока ребенок растет, ему нужны условия не только для достойной жизни, но и для полноценного развития. Во-вторых, не став совершеннолетним, ребенок не распоряжается полностью своей жизнью и судьбой – этим занимаются взрослые, а значит, ребенка надо оградить от вреда, который может быть нанесен взрослыми.

b) Игра «Имена».

Каждый из вас по цепочке должен быстро назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю. Учитель называет свое имя, например, «Елена – отзывчивая, искренняя».

Выберите прилагательные, которые вас характеризуют А – аккуратный, активный В – внимательный, верный, веселый, волевой С – самостоятельный, современный, серьезный, спокойный, сильный, скромный, смешной, строгий, свободный, сердечный К – культурная, красивая Д – добрый, дружный, деловой И – интересный, искренний Е – единственный, естественный П – положительный, приветливый, послушный, прекрасный, прилежный, принципиальный, передовой, пытливый.

c) Беседа «Право на имя»

Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии? Ваши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении, это первый ваш документ. А что там еще записано? А еще там записано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.

Права ребенка закреплены в двух основных международных документах, принятых ООН: в Декларации прав человека (1959) и в Конвенции о правах ребенка (1989). Приложение 2.

«Конвенция о правах ребенка» — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.

О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право?

На столах у вас ребята лежат листы, на которых перечислены основные права детей — основные статьи из Конвенции о правах ребенка. Приложение 3.

d) Игра «Волшебный сундучок»

Из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Приложение 4.

e) Права и обязанности школьников.

Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Давайте более подробно поговорим о ваших правах и обязанностях, как школьников. Ведь школа – это часть государства. Каждый школьник имеет свои права и обязанности. Вы выбираете карточку и по цепочке называете сначала права, потом обязанности. Приложение 5.

Как вы думаете можно ли права отделить от обязанностей?

f) «Определим права».

Предлагаю вам ряд пословиц, а вы ответьте, какие права отражены в них:

- Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование).

- Делу – время, а потехе – час (право на отдых).

- Правда суда не боится (на защиту своих интересов).

- Дело мастера боится (право на труд).

- Хочешь есть калачи, не сиди на печи (право на труд).

g) Анализ ситуаций.

Права и обязанности .

Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации.

Послушайте несколько ситуаций и дайте оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют? Приложение 6.

Как примирить свои права с правами других людей? Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать. Нельзя свои права ставить выше прав других людей. Знать свои права полезно – это дает уверенность в себе. Но нужно помнить и про обязанности, не нарушая прав других людей.

IV . Закрепление.

А теперь, я предлагаю выполнить такие задания.

Прежде чем выполнить задание почитайте внимательно, а затем, обсудив, выберете того, кто даст правильный ответ.

Задание группе № 1: Выбери предложения, в которых говорится о правах.

ü Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.

ü У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.

ü Каждое воскресенье Серёжа убирает свою комнату.

ü После того, как ребята закончат 9 классов, они пойдут учиться дальше.

ü После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.

Задание группе № 2: Определи, что является обязанностью школьника.

ü Школьник обязан выполнять все требования учителя.

ü Ученик обязан посещать все занятия по расписанию.

ü После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе.

ü Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе.

ü Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.

V . Практическая работа.

Продолжаем наше мероприятие.

Прочитайте и выполните задания.

1) Закончи предложение:

2) сделать плакат «Права, обязанности и ответственность учащихся».

- обведите свою кисть руки и напишите права и обязанности детей, которые запомнили

VI . Поведение итогов.

Просмотр видеоролика.

Закончить нашу беседу я хочу просмотром Видеоролика «Главное - жизнь» (из Интернета)

- Какой теме был посвящен наш круглый стол?

- Какие права и обязанности, учащихся вы запомнили?

- С какой целью их необходимо выполнять?

-Что произойдет, если в школе все ребята перестанут соблюдать правила поведения?

Чтобы вам было легче решить многие проблемы, чтобы вы больше знали о законах нашей жизни, помните такие слова – обращение к каждому:

Строгие взрослые и милые дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте.

Спасибо вам, ребята, за внимание!

1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Комментарий к статьям 5 и 6. – М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997.

2. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР,2007

3. Международные акты о правах человека. Сборник документов. «ИНФРА-М – НОРМА», М.: 2000. – 784 c.

4. Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме [Текст]: пособие для воспитателей и учителей / Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титов. – 5-ое издание -Москва: АРКТИ, 2010.– 312 с.

5. Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников: Практическое пособие / Авт. - сост. Л.Г. Ивлиева, В.Г. Паршина. - М.: АРКТИ, 2006. - 56с. - (Школьное образование).

6. Шнекендорф, З.К. Изучение Конвенции о правах ребенка в школе: учебное пособие для учителей /З.К. Шнекендорф. – М.: Логос, 2003. – 19 с.

7. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 5 – 7 классах. – Ростов н/Д: Феникс. 2007. – с. 28 – 42.

8. Алаева М.А. Классные часы в 5 – 7 классах. – Изд. 5 - Ростов н/Д: Феникс. 2005. – с. 72 – 73.

9. Макаренко Ю. Игра-путешествие «Права детей» [Сценарий] // Воспитание школьников. – 2004. - №3. – с. 71-73 В игровой форме учащиеся знакомятся с Конвенцией о правах ребенка.

10. Федюшина Е.И. Право имею! Познавательная игра, посвященная Международному Дню прав человека для учащихся 7-10 лет // ПедСовет. – 2009. -№3. –с. 10 – 12.

Приложение 1.

Всеобщая Декларация Прав Человека (краткое содержание)

Принята ООН 10 декабря 1948 года

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве

Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия.

Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную

Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном

Статья 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого

различия, на равную защиту закона.

Статья 8. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10. Каждый человек имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком.

Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь.

Статья 13. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, право покидать любую страну и возвращаться в свою страну.

Статья 14. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

Статья 15. Каждый человек имеет право на гражданство.

Статья 16. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

Статья 17. Каждый человек имеет право владеть имуществом.

Статья 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии.

Статья 19. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение.

Статья 20. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

Статья 21. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей, а также право равного доступа к государственной службе в своей стране.

Статья 22. Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях.

Статья 23. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд, справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, а также право входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

Статья 25. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Статья 26. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования.

Статья 27. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

Статья 28. Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29. Каждый человек имеет обязанности перед обществом.

Статья 30. Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как оправдание нарушения других прав и свобод.

- Права человека Универсальны, Неотъемлемы, Взаимосвязаны и Взаимозависимы

- Они равны для всех, без какой-либо дискриминации для всех мужчин и

женщин, молодежи и детей

- Демократия должна быть отправной точкой осуществления прав и свобод

- Мы все должны ориентироваться на то, чтобы реализация прав человека

стала нашим образом жизни

Приложение 2.

Сокращённый перечень прав ребёнка
(приводится из Конвенции о правах ребёнка)

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Научно-практический онлайн круглый стол «ДЕЙСТВИЕ НОВЫХ НОРМ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ДОГОВОРНЫМ ПРАВООТНОШЕНИЯМ ВО ВРЕМЕНИ»

Гражданское законодательство периодически меняется. В сфере регулирования договорных отношений появляются новые императивные нормы о порядке и форме договоров, вводятся ограничения в отношении свободы определения содержания договора, устанавливаются новые диспозитивные правила. Постоянно меняются земельное законодательство и законодательство в области регулирования вещного права, нормы права корпоративного, банкротное законодательство и др. Всякий раз при внедрении таких изменений возникает проблема действия новых норм во времени. Иногда в переходных положениях к принимаемым нормам законодатель уточняет правила действия новелл во времени. Но очень часто такие уточнения не делаются, и мы остаемся один на один из общими нормами ГК РФ о действии норм гражданского законодательства во времени (ст. 4 ГК РФ). Толкование данных норм вызывает множество вопросов. Некоторые из которых постепенно решаются. В последнее время на основе толкования специальных норм ст. 422 ГК РФ складывается устойчивый подход, согласно которому новые нормы договорного права применяются только к договорам, заключенным после заключения договора. В то же время и в этой области остается целый ряд спорных вопросов.

Спикеры:

Церковников Михаил Александрович
— к.ю.н., доцент Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ;

Акимова Ирина Игоревна
— аспирант кафедры гражданского права Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Карапетов Артем Георгиевич
— д.ю.н., директор Юридического института «М-Логос», главный редактор журнала «Вестник экономического правосудия РФ»

Программа

1. Соотношение правил ст. 4 и ст. 422 ГК РФ: общий обзор.

2. Могут ли быть исключения из правила о сугубо перспективном действии норм о договорах и договорных обязательствах?

3. Сложные случаи: уступка прав из договора, залог, изменение и расторжение договора, заключение соглашения в рамках реализации опциона, заключение основного договора на основании предварительного.

4. Применимость ст. 422 ГК РФ к вещным эффектам договора.

5. Применимость правил ст. 422 ГК РФ к односторонним сделкам, совершаемым в рамках реализации программы договорного правоотношения.

6. Правила применения к договору действовавшего на момент его заключения законодательства с учетом актуальной на тот момент судебной практики.

7. Применение логики ст. 422 ГК РФ к изменению практики толкования неизменных законодательных норм. Возможно ли сугубо перспективное изменение правовых позиций высших судов?

8. Применимость логики п. 2 ст. 422 ГК РФ к корпоративным отношениям.

Дополнительная литература, рекомендуемая к изучению в преддверии мероприятия:

— Общие положения гражданского права: постатейный комментарий к статьям 1 – 16.1 ГК РФ. Отв. ред. А.Г. Карапетов. М., – М-Логос. 2020 (комментарий к ст. 4 ГК РФ, автор – М.А. Церковнков)

— Договорное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 420 — 453 ГК РФ. Отв. ред. А.Г. Карапетов. М., — М-Логос. 2020 (комментарий к ст. 422 ГК РФ, авторы – А.Г. Карапетов и М.А. Церковников)


Доступ к видеозаписи и иным опубликованным здесь материалам абсолютно свободный. Но просим обратить внимание, что мероприятие проходило в благотворительном формате. Мы пытаемся собирать средства на лечение детей, страдающих от рака крови.

Если какая-то из записей покажется полезной или просто интересной, просим самостоятельно сделать любое посильное пожертвование. Это можно сделать за пару кликов вот здесь: помочь сейчас. Выкладывая записи в свободный доступ, мы рассчитываем на вашу добросовестность.

Видеозапись:

Следите за анонсами круглых столов в наших соц сетях или подпишитесь на рассылку Дайджестов частного права

Научно-практический онлайн круглый стол «ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСКИ, УСЛОВНЫЕ ИСКИ И УСЛОВНОЕ ПРИСУЖДЕНИЕ»

А) В российском процессуальном праве давно вызывает сомнения и споры возможность предъявления альтернативных исков, в которых предмет иска альтернативен, и истец просит суд удовлетворить то из заявленных им альтернативных требований, в отношении которого будут обнаружены основания для удовлетворения, либо оставляет за собой право осуществить окончательный выбор одного из альтернативных предметов позднее после стадии представления и исследования доказательств. Как суд должен поступать с таким иском, если он предъявлен?
Например, представим, что истец заявляет одновременно установительный иск о признании договора поручительства ничтожным на основании ст. 10 и ст. 168 ГК РФ и одновременно преобразовательное притязание об оспаривании того же договора по банкротным или корпоративным основаниям. Другой пример: покупатель, обманутый в отношении характеристик продаваемой вещи, предъявляет иск об оспаривании сделки в связи с обманом и одновременно требование о расторжении договора в связи с его нарушением. Еще одна иллюстрация: покупатель заявляет к поставщику иск о поставке товара в натуре или возврате уплаченной цены.
Может ли быть допущена такая опция? Часто в отечественной литературе звучат голоса в отношении недопустимости таких исков. Критически к ним относится, судя по источникам, и немецкое процессуальное право.
Но насколько аргументы против убедительны?
При этом следует уточнить, что речь на круглом столе пойдет об альтернативности предметов иска, а не об альтернативности иных элементов иска. В частности, за скобками остается вопрос об альтернативном правовом обосновании, правовой квалификации единого материального притязания (например, требование о погашении долга либо на основании договорного обязательства о возврате займа, либо по правилам о неосновательном обогащении). Обсуждаться будет вопрос об альтернативных предметах иска: присуждение денег или вещи, признание договора недействительным или расторжение и т.п.

Б) Такой же вопрос возникает и в отношении факультативных исков. Под этим термином здесь и далее понимается иск, в рамках которого истец заявляет приоритетный для себя предмет иска, но оговаривается о том, что, если оснований для его удовлетворения не найдется, он просит суд удовлетворить его иск в части факультативного предмета.
Например, истец требует признать договор недействительным в связи с обманом в отношении качества проданной вещи, но, если основания для этого не найдутся, — расторгнуть его в связи с нарушением условия о качества товара. Либо арендатор, столкнувшийся с существенным изменением обстоятельств, требует на основании ст. 451 ГК РФ изменить договор, но указывает, что, если исключительные условия для изменения договора по ст. 451 ГК РФ суд не обнаружит, то он просит расторгнуть договор в силу той же статьи Кодекса. Наконец, можно привести и такой пример: покупатель требует по суду отобрания вещи по ст. 398 ГК РФ, но оговаривает в иске, что, если будет установлено отсутствие вещи у ответчика, он просит взыскать с ответчика стоимость вещи.
По сути, в такого рода случаях речь идет о том, что факультативное притязание является условным и заявляется вместе с основным под условием необнаружения оснований для удовлетворения основного требования.
Президиум ВАС РФ в одном известном постановлении возможность заявления такого факультативного иска признавал и провозглашал, что при необнаружении оснований для удовлетворения иска в части основного предмета суд не должен игнорировать факультативное притязание и при наличии оснований для его удовлетворения иск в части этого притязания должен быть удовлетворен (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2001 N 9829/00).
Такие иски являются общепринятой практикой в сфере международного коммерческого арбитража и допускаются в праве многих стран (например, в Германии).
Убедительны ли аргументы в пользу признания такой возможности? Есть ли какие-либо препятствия к реализации этой модели в российском праве.

В) Кроме того, возникает и более общий вопрос о возможности предъявления условного требования не в качестве факультативного к основному притязанию истца, а в иных контекстах.
Может ли, например, истец заявить требование, которое он просит суд удовлетворить, если к моменту вынесения решения не наступит некое отменительное условие или наступит отлагательное условие?
Например, представим, что покупатель отказался от договора, считая проданный ему товар существенно дефектным, и заявил к продавцу иск о возврате уплаченной цены, но продавец категорически не согласен с расторжением, так как считает, что дефект отсутствует или не является существенным, и на этом основании требует отклонить иск. В реальности в такого рода фактурных спорах продавец, действительно, может обоснованно верить в свою позицию по фактам спора, а истина определяется после долгих судебных разбирательств и проведения судебных экспертиз. Если суд все-таки, исследовав все доказательства, встанет на сторону покупателя, признает его отказ от договора правомерным и удовлетворит иск о возврате цены, каковы гарантии того, что продавец, вернув цену в рамках исполнительного производства, затем получит назад проданную им вещь? Покупатель может взыскать цену на основании исполнительного листа, уклониться от возврата вещи и испариться или впасть в банкротство. Чтобы снизить свои риски продавец мог бы заявить обычный встречный иск о возврате вещи, но для этого ему следовало бы признать отказ правомерным, но это противоречит его позиции по делу. Выходом из положения могло бы теоретически быть заявление условного встречного иска о возврате вещи, удовлетворение которого продавец просит на случай, если суд все-таки обнаружит основания для признания договора расторгнутым и удовлетворения первоначального иска. Сейчас ВС РФ решил данную проблему иначе и в серии определений СКЭС ВС РФ 2020-2021 годов (определения СКЭС ВС РФ от 18.08.2020 № 309-ЭС20-9064 и от 23 марта 2021 № 303-ЭС20-20303) признал, что в такой ситуации суд должен присуждать покупателя к возврату вещи, несмотря на то, что продавец, оспариваюшей законность расторжения, никакого встречного иска о возврате вещи не заявлял (по модели принудительной двусторонней реституции, которая прочно укоренилась в российской судебной практике). Данное решение некоторыми юристами признается крайне спорным в силу противоречия принципам диспозитивности цивилистического процесса и частного права. Не является ли допущение условного встречного иска более разумным решением?
Если концептуально допускать встречный условный иск (вслед за правом Германии и ряда европейских стран), то может ли быть допущен и первоначальный условный иск? И если да, то при каких условиях? Могут ли это быть только условия, представляющие собой обстоятельства, возникающие в ходе рассмотрения данного дела, или речь может идти и об обстоятельствах, с данным процессом не связанных?

Г) Наконец, встает также и вопрос о возможности вынесения решения об условном присуждении, в рамках которого не просьба удовлетворить иск ставится под условие, а сам приказ суда поставлен под отлагательное условие. Например, суд присуждает обе стороны признанного недействительным или расторгнутым договора к взаимному возврату полученного, но устанавливает четкую последовательность исполнения решения суда, согласно которой одна из сторон обязана вернуть полученное только после получения имущества другой стороны (в Определении СКЭС ВС РФ от 18.08.2020 № 309-ЭС20-9064).
Могут обсуждаться и иные примеры использования конструкции условного присуждения (например, немецкая модель присуждения Zug-um-Zug при взаимном присуждении сторон синаллагматического договора к исполнению или взаимном возврате имущества при расторжении). Многие решения о присуждении к будущим выплатам по своей сути представляют собой решения об условном присуждении. Например, при взыскании процентов или пени на будущее с начислением до момента погашения основного долга (дополнительный долг по уплате процентов или пени за каждый из дней просрочки подлежит погашению, только если основной долг, к которому суд присудил ответчика, не будет исполняться) или при присуждении к уплате алиментов (тут приказ суда перестает действовать, если ответчик умрет ранее, чем отпадут основания для начисления алиментов в пользу истца). Следует ли из этого делать вывод о том, что такая модель в принципе возможна в тех случаях, когда такое присуждение будет соответствовать существу отношений и обеспечит эффективную защиту прав?
Например, сейчас ВС РФ исходит из того, что удовлетворение иска об исполнении обязательства в натуре на фоне возникшей невозможности исполнения недопустимо. Но представим, что препятствие к исполнению носит лишь временный характер и вполне вероятно в скором времени отпадет, хотя гарантий этого и нет. Не было бы логично — вслед за рядом правопорядков — в такой ситуации удовлетворять иск о присуждении, поставив его исполнение под условие отпадения препятствия?

В рамках данного научно-практического круглого стола планируется обсуждение этих вопросов на стыке цивилистического процесса и частного права.

Время проведения 18.00 — 21.00 (по московскому времени)

Абушенко Дмитрий Борисович — д.ю.н., профессор кафедры гражданского процесса Уральского государственного юридического университета;

Шварц Михаил Зиновьевич — к.ю.н., профессор кафедры гражданского процесса юридического факультета СПБГУ, управляющий партнер АБ «Шварц и партнеры»;

Ерохова Мария Андреевна — к.ю.н., доцент факультета права Московской высшей школы социальных и экономических наук, консультант Юридической фирмы Navicus;

Ильин Антон Валерьевич — д.ю.н., декан юридического факультета НИУ ВШЭ СПб;

Кашкарова Ирина Николаевна — к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса СПбГУ;

Филатова Мария Анатольевна — к.ю.н., доцент, руководитель научно-учебной лаборатории международного правосудия, факультет права НИУ ВШЭ.

Модератор дискуссии:

Карапетов Артем Георгиевич — д.ю.н., директор Юридического института «М-Логос», главный редактор Вестника экономического правосудия РФ

1. Альтернативные иски

2. Факультативные иски

3. Условные иски

4. Условное присуждение.

Литература для предварительного изучения:

А) Специально для данного мероприятия М. Филатовой и В. Ерохиной была подготовлена справка об альтернативных и факультативных исках в праве зарубежных стран (см. здесь), а также справку С. Трушникова об альтернативных и факультативных исках в Германии (см.здесь)

Б) Также рекомендуется изучить ряд публикаций последних лет, затрагивающих данную проблематику:
— Абушенко Д.Б. Альтернативные иски: теоретические основы правовой конструкции // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. N 6. С. 12 — 19
— Абушенко Д.Б. Конструкция альтернативных исков и конфликтующие правовые институты // В сб.: Служение праву: сборник статей / под ред. Д. А. Туманова, М. В. Захаровой. — Москва: Проспект, 2017. ¬С. 431 – 441
— Кашкарова И.Н. К вопросу о возможности предъявления альтернативных (факультативных) исков в состязательном процессе // Закон. 2014. N 3. С. 151 — 159
— Рожкова М.А. К вопросу об иске, изменении его предмета и основания // Хозяйство и право. 2002. N 11
— Ненашев М.М. Способ защиты права: процессуальные вопросы // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. N 8
— Зейдер Н.Б. Судебное решение по гражданскому делу. М.: Юрид. лит., 1966
— Попов Б.В. Альтернативные и эвентуальные иски и процессы // Сборник статей, посвященных памяти В.М. Гордона. 1927. С. 257 — 282
— Осокина Г.Л. Иск (теория и практика). М., 2000

Не факт, что наши обсуждения проблем частного права кому-то в короткой перспективе помогут, но попавшим в ужасное положение и борющимся за свою жизнь детям нужна ваша помощь здесь и сейчас…

Круглый стол правовой аспект

Злата Малунова

В первый день запланирована работа 8 круглых столов, каждый из которых посвящен актуальным проблемам одной или нескольких отраслей права.

Круглый стол «Актуальные вопросы теории и истории государства и права»

Обсуждаемые вопросы по теории государства и права: «Юридическая наука и правовые системы: вопросы теории и методологии»
• методологические проблемы в современной юриспруденции. Особенности методологии в современном российском правоведении;
• право и гражданское общество. Роль гражданского общества в формировании современного российского законодательства;
• проблемы классификации форм и типов государства и права. Форма и тип государства и права в современной России;
• проблемы классификации современных правовых систем. Правовая система России и её особенности;
• судопроизводство и судебная практика. Роль судебной практики в правовой системе современной России;
• международное право и право Российской Федерации. Проблемы соотношения.
Обсуждаемые вопросы по истории государства и права: «История эволюции российского права»
• эволюция древнерусского права (lX-Xlll в.);
• эволюция права московского государства (XlV-XVll в.);
• эволюция права периода становления и развития российской империи (XVlll - XX в.);
• эволюция советского права (XX в.).

Круглый стол «Актуальные проблемы международного права»
Обсуждаемые вопросы: «Международное право в российской правовой системе»
• участие субъектов РФ в международных связях;
• проблемы реализации международного права в сфере внутригосударственных отношений;
• международное право в деятельности судебных и правоохранительных органов.

Круглый стол «Актуальные проблемы уголовного права и процесса»
Обсуждаемые вопросы по уголовному праву:
• уголовное право и законодательная техника. Пути преодоления и восполнения пробелов, недостатков и противоречий действующего уголовного закона;
• уголовно-правовая политика Российской Федерации в сфере ответственности за экономические преступления;
• проблемы уголовно-правового противодействия организованной преступности и коррупции;
• гуманизация системы уголовных наказаний: законодательный и правоприменительный аспекты;
• современное состояние и перспективы развития международного уголовного права.
Обсуждаемые вопросы по уголовному процессу: «История, традиции и современные тенденции развития российского уголовного процесса».
• устав уголовного судопроизводства 1864 г. Общая характеристика и значение для формирования современного российского уголовного процесса;
• зарождение и развитие советского уголовного процесса;
• концепция судебной реформы 1991 и ее влияние на формирование современного российского уголовного процесса;
• УПК 2001: новеллы и их значение в формировании отечественного уголовного процесса;
• проблемы современного российского уголовного процесса и пути их разрешения.

Круглый стол «Актуальные проблемы трудового права»
Обсуждаемые вопросы: «Проблемы применения трудового законодательства в условиях экономического кризиса»
• правовое обеспечение нетипичных форм занятости;
• эффективная защита трудовых прав работников в современных условиях;
• правовые способы минимизации расходов на персонал.

Круглый стол «Актуальные проблемы финансового и административного права»
Обсуждаемые вопросы по финансовому праву: «Актуальные проблемы российского и зарубежного налогового (финансового) права»
Общие вопросы налогового права:
• совершенствование механизма обжалования действий и решений налоговых органов и их должностных лиц;
• дискуссионные вопросы взыскания сумм налогов и сборов во внесудебном порядк;
• новые тенденции в развитии практики применения норм о зачете и возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов и сборов.
Правовой режим отдельных налогов:
• проблема возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте товаров;
• актуальные аспекты налогообложения операций по реализации работ и услуг в трансграничных ситуациях;
• анализ правоприменительной практики в части оценки обоснованности и документального подтверждения расходов по налогу на прибыль.
• Практические проблемы налогообложения операций с ценными бумагами.
Обсуждаемые вопросы по административному праву: «Актуальные вопросы административной реформы»
• сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
• проблемы совершенствования государственного (муниципального) контроля в отношении хозяйствующих субъектов;
• проблемы модернизации и децентрализации государственных функций в экономической сфере: развитие технического регулирования и саморегулирования;
• проблемы юридической квалификации отношений между СРО и ее членами: гражданско-правовые или «квази-административные»?
• совершенствование механизма оказания государственных и муниципальных услуг;
• ограничение прав милиции при осуществлении проверок хозяйствующих субъектов, в том числе по вопросам соблюдения налогового законодательства;
• совершенствование антимонопольного контроля за действиями и решениями органов государственной власти и органов местного самоуправления;
• развитие юрисдикционного антимонопольного процесса (порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства);
• иные актуальные вопросы административной реформы.

Круглый стол «Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права»
Обсуждаемые вопросы по гражданскому и предпринимательскому праву:
• проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства). Правовое положение арбитражных управляющих. Правовое положение залоговых кредиторов;
• правовые способы защиты от «недружественного» поглощения;
• правовое регулирование фондового рынка;
• управление ценными бумагами. Способы защиты интересов владельцев ценных бумаг;
• особенности правового регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности (деятельность в сфере энергетики, транспорта и др.).

Круглый стол «Актуальные проблемы конституционного и муниципального права»

Обсуждаемые вопросы:
• основы конституционного строя России; конституционализм; конституционные основы отраслевого правового регулирования;
• проблемы осуществления основных прав и свобод человека и гражданина;
• разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов: теория, практика, законодательное регулирование;
• законодательная (нормотворческая) техника: вопросы теории и практики. Нормативное закрепление правил законодательной (нормотворческой) техники;
• правотворческая компетенция в сфере конституционно-правового и муниципально-правового регулирования;
• правовое положение органов государственной власти, органов местного самоуправления;
• правовые вопросы организации аппарата государственной и муниципальной власти;
• правовое регулирование выборов и референдумов;
• конституционно-правовая ответственность в системе видов юридической ответственности.

Круглый стол «Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права»
Обсуждаемые вопросы по гражданскому и предпринимательскому праву:
• Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации: во-просы теории и практики.
• Основные направления совершенствования предпринимательского законодатель-ства: вопросы консолидации и кодификации нормативно-правовых актов.
• Предпринимательские объединения как неправосубъектные образования: правовая модель и реальность.
• Современные проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротст-ва) в контексте глобального экономического кризиса.
• Правовое регулирование фондового рынка: соотношение частных и публичных начал и интересов. Производные финансовые инструменты (деривативы).
• Особенности правового регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности (деятельность в сфере энергетики, транспорта и др.) .
• Правовые способы защиты от «недружественного» поглощения и слияния.

"круглый стол" с элементами правовой игры "Знание закона-требование жизни"

Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия для 7-х классов на тему "Знание закона- требование жизни", которое проводится в рамках правовового месячника учащейся молодежи. Данный материал будет полезен не только для учителей школ. Мероприятие направлено на формирование правовой грамотности молодежи,расширение информационного поля,формирование навыков правового поведения, профилактики правонарушений.

Содержимое разработки

Тема: Знание закона - требование жизни

Цель: воспитание правовой грамотности школьников.

Задачи: 1. расширение информационного поля;

2. формирование навыков правового поведения;

3. профилактика правонарушений;
Методы: интерактивные, дискуссия, вопросно - ответный.

Форма: «круглый стол» с элементами правовой игры

«Правила ведения дискуссии» (на интерактивной доске)

Название «круглого стола»: «Знание закона - требование жизни»

Вопросы «круглого стола»

Оборудование: интерактивная доска , наглядный материал, слайды.

Целевая аудитория : 7 классы,12-16 учащихся

Прогнозируемый результат: учащиеся получат необходимые теоретические знания, справятся с заданиями, формируют навык монологической речи.

Ход мероприятия

Регламент: вся программа длится 45мин. - из них 40 мин – рабочее время, 5 мин. – орг. моменты начала и окончания мероприятия.

2.Основная часть

Встреча и размещение участников

Вступительное слово ведущего.

Высказывания мнений и пожеланий .

Нравы – это люди, Законы – разум страны!

(О.Де Бальзак)

Ведущий: Добрый день. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить проблему, сформулированную следующим образом «Знание закона - требование жизни». Задумывались ли вы когда-нибудь откуда берутся и из чего рождаются законы общества и государства?

Представьте себе, что даже в глубокой древности существовали примитивные порядки, регулирующие жизнь людей. Такие законы складывались обычно из простых понятий- что можно, а что нельзя и всегда вытекали из превращений вождя и его соплеменников о справедливости, например, своего соплеменника бивать нельзя, а человека из другого племени -можно.

И впоследствии, на протяжении всей человеческой истории законы общества и государства всегда рождались из представлений большинства людей в обществе или людей, стоящих у власти общества, о справедливости, о добре и зле.

Тема нашего разговора: «Знание закона - требование жизни» выбрана не случайно. Об этом можно долго говорить и даже спорить. Поэтому мы приглашаем Вас к диалогу. И, прежде всего мы хотим представить вам участников нашего круглого стола -это учащиеся 7 «Г», «Д» классов.

« От тюрьмы и от сумы не зарекайся!» - это суровое предупреждение пришло
в наш быт из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь путь за решётку не только злостных преступников, но и людей, не знающих удержу в выпивке, и кураже, был давно известен: напился, ударил, заснул. Очнулся в камере. Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в годы юности подросток сам протаптывает тропинку к высокому забору с колючей проволокой. Не успев ещё узнать радости жизни, он уже в кабинете у следователя, с трудом осознавая, что наступает ответственность. Не папина, не мамина, а его ответственность.

« Не знал, не думал, не хотел», этот лепет нам часто приходиться слышать. Поэтому одна из наших задач – предупредить Вас об опасностях игры с законом.

Именно об этом мы и хотим поговорить сегодня.

Правила ведения дискуссии

Ведущий: Перед тем как мы перейдем к обсуждению вопросов, мы познакомимся
с правилами ведения дискуссии и регламентом

1. Соблюдать принцип доброжелательного отношения к собеседнику.

2. Когда один говорит – другой должен слушать.

3. Обсуждать мнение, а не личность выступающего.

4. Говорить нужно от своего имени и свое мнение.

5. Соблюдать регламент - не более 2 минут выступающему.

Вопросы для дискуссии

1.Для чего в обществе существуют законы, каково их предназначение?

2.Из каких нравственных понятий вытекают и формируются законы в обществе?

3.В чем проявляется выполнение людьми законов государства?

4.Можете ли вы представить себе общество, государство без системы законов, что это будет за общество?

5.Конечно же, вы за справедливость, но справедливы ли вы сами к другим людям?

6.Есть ли в вас чувство уважения к закону, понимание того, что выполнение его человеком говорит о том, что он честен?

7.Как вы думаете, с чего начинается пренебрежительное отношение человека к законам?

8.Что удерживает человека от преступления :знание законов или его совесть?

9.Можно ли равнодушие считать преступлением?

(учащиеся «круглого стола» высказываются, приводят примеры)

Выполнение заданий

В центре стола стоит ваза с предложенными ситуациями; участникам предлагается по очереди доставать листочки и, зачитывая и обсуждая их, комментировать свои действия на предложенную ситуацию.
1. «На улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон. Что мне делать?» ( участники отвечают: во-первых, это преступление; во-вторых, раскрытие этого преступления зависит и от правильных действий пострадавшего:

1.Скорее позвони по телефону «102»

2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление

3.Сообщи приметы хулиганов

4.Поставь в известность родителей )
2.Как вы думаете, надо ли с собой носить документы, удостоверяющие личность? И почему?

(предполагаемый ответ: лучше всего с собой иметь ксерокопии свидетельства о рождении или паспорта. Это желательно, но нет закона)
3.А за какие правонарушения вас могут доставить в полицию?
( предполагаемый ответ: 1.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоего места проживания) и появление в пьяном виде.

2.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.). 3.Незаконная продажа. 4.Злостное неповиновение.)

4.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать, ваши действия? (предполагаемый ответ: не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь).

5.Если вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия, что в этом случае делаете вы? (предполагаемый ответ : да, в этом случае вы можете пойти в отделение полиции только по доброй воле)
6.А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»?
(предполагаемый ответ: очевидец –не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду. Свидетель –это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний)

7. Предположим, вашего знакомого привели в отделение полиции, что делать?

(предполагаемый ответ: дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой. Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые! Вас могут заключить по стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд. Допрос несовершеннолетнего должен проходить при психологе или педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников полиции вы можете обжаловать)

3.Завершение «круглого стола»

1.Заполнение отзывов по обсужденной теме

2.Выводы по результатам обсуждения вопросов «круглого стола»

Ведущий: Итак, резюмируйте итог нашего сегодняшнего «круглого стола»

Резюме участников: сегодня каждый в обществе должен четко понимать, что самая лучшая защита от зла обеспечена в том обществе, где людьми исполняются действующие законы, так как именно в такой человеческой среде возможны относительный порядок, справедливость и условия для нормальной жизни людей Одна из форм патриотизма - это знание и уважение человеком законов общества, в котором он живет.

Ведущий: каждый из нас понимает, что опора государства -его законы, опора человека -законы его совести…Наступят времена, когда законом государства станет любовь к человеку, а преступлением -равнодушие человека. К сожалению, это будущее. А сегодня, перефразируя мудрое латинское изречение «Закон строг, но это закон!», можно сказать: «Как бы мы не относились к существующей власти и законам, их надо соблюдать. А для этого необходимо знание основ существующего законодательства»

Читайте также: