Круглый стол права ребенка

Обновлено: 08.05.2024

После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.

Значит, сначала надо заботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребёнка, потому что дети – это не только часть населения планеты, а её будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят.

Спустя несколько лет был принят ещё более значимый документ – Конвенция ООН о правах ребёнка. Конвенция – это не просто призыв, а закон для тех стран, которые её подписали, главная цель, которой – сделать всё для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.

У каждого живущего на свете

Должно быть, право так на свете жить,

Чтобы могли расти спокойно дети,

Не опасаясь голода, войны.

И каждый должен знать свои права,

Чтоб дать отпор лихому проходимцу,

Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем

Не приклонялась наша голова.

О каких же правах идёт речь в Конвенции? Это, прежде всего, право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на своё мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации.

Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

Что же такое права и что мы про них знаем?

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,

У него уже с пелёнок – веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить:

Иметь просторный добрый дом.

Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем – то новым,

И любить, и быть любимым-

Он на свете не один!

Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

Имя нам даёт отраду,

Дарит счастье и удачу.

Потому узнать бы надо.

Что же наше имя значит?

(Слайд – имена)

Будь всегда достоин

Будь справедлив и спокоен,

С честью носи его!

Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином России. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

Главное право каждого человека - право на жизнь.

Инсценировка сказки

(На сцене сидит Царица и любуется в зеркальце. Сбоку сцены – Автор.)

Свет мой зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Зеркальце (голос за сценой).

Ты прекрасна, спору нет,

Но Царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло.

Признавайся: всех я краше.

Обойди всё царство наше,

Хоть весь мир: мне равной нет.

Зеркальце в ответ…

А Царевна всё ж милее,

Всё ж румяней и белее.

(На сцену выходит Чернавка.)

Веди Царевну в глушь лесную

И, связав её, живую

Под сосной оставишь там,

На съедение волкам!

(Чернавка и Царица уходят.)

Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что Царевна догадалась и взмолилась…

(Чернавка выходит на сцену вместе с Царевной.)

В чём, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Та в душе её любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала…

Не кручинься. Бог с тобой,

Ну, а я пошла домой.

Несмотря на все злодеяния царицы, царевна всё же осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, царевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребёнка заботятся государство, родители, воспитатели, врачи и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребёнка жизни. Это записано в международной Конвенции о защите прав ребёнка, и все обязаны соблюдать право ребёнка на защиту от всех форм физического и нравственного, психологического насилия, грубого отношения или эксплуатации.

(На сцену вбегают Разбойники.)

Разбойник 1.

Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.

Разбойник 2.

Верно, Джон, это здесь.

Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь будем одни бананы и шоколад есть. Красота!

Слушай, Джон, а кто нам за них больше заплатит: Баба Яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая мачеха?

Боб, все они хорошо заплатят звонкой монетой. Ох, и разбогатеем мы с тобой.

Ребята! Вы только послушайте, что эти Разбойники задумали! Давайте разрушим из козни! Они хитрые: могут и силой вас похитить, и уговорами – сладости предложить или попросить вас пройти кому – нибудь помочь. Запомните! На угощения, предлагаемые незнакомым человеком, не смотрите. Если вас пытаются увести силой, то кричите во всё горло: «Помогите, я не знаю этого человека». Похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.

(Разбойники подходят к детям, предлагают угощения и ласково зовут с собой.)

Ах, вы наши хорошие и пригожие. Какие чудесные ребятки! Пойдёмте с нами, у нас целый магазин сладостей!

Дети (вместе).

Мы вас не знаем! Мы не пойдём с вами!

Мы хорошие, мы очень любим детей. Будем вам сказки рассказывать!

Нет, всё равно не пойдём!

Так вот вы какие! А мы вас силой возьмём, вон у нас какие пистолеты!

Помогите, мы не знаем этих людей!

Тише! Тише! Чего вы шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдём.

(Разбойники почти уходят, но Ведущая останавливает их.)

Стойте, Разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодейство!

Мы хорошие! Мы ничего не сделали!

Как же вы ничего не сделали! Вы же пытались похитить детей. Этим вы нарушили их права. В Конвенции о правах ребёнка написано, что государство защищает ребёнка от всех форм физического насилия. А Разбойников надо сдать в полицию, пусть суд решит, какое наказание к ним применить.

(На сцену выходит Полицейский, надевает наручники на Разбойников и уводит их.)

В Конвенции написано, что никто не имеет права издеваться над детьми, похищать их. Ведь каждый имеет право на безопасность и счастье – так говорит Конвенция.

Права ребёнка надо знать,

Не только знать,

И всем ребятам надо знать

Всё то, на что они имеют право.

Если будешь их знать,

Будешь их соблюдать,

Ни одно не нарушишь вовек.

И тогда сможешь всем

Очень гордо сказать: «Я – ребёнок, но я – человек!»

Ребёнок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей, и никто не должен у него выпрашивать: о чём это вы, мол, шепчетесь? Никто не смеет указывать: с этим не дружи, эту музыку не люби, думай только так, а не иначе…

Сценка «Вечная проблема»

За горами, за лесами, за широкими морями

Скажем к слову, например,

Жил да был пенсионер.

У старинушки три сына.

Старший был почти мужчина.

Был подростком средний брат,

Младший – был акселерат…

Братья те учились в школе,

Помогали отцу в поле.

Словом, жизнь, сказать не грех,

Не труднее, чем у всех.

В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе,

Вдруг старик наш заспешил –

Их воспитывать решил.

Сыновья такой печали отродясь и не видали,

Коль совру: то я- не я!

Жизнь у каждого своя.

Старший бицепсы качает,

Средний ночи коротает,

Младший с самых малых лет

Грудь цепями обмотал

И давно уж запевал

Изо всей дурацкой мочи

Хеви – метал среди ночи.

Как – то стало лишь смеркаться,

Начал старший собираться

В атлетический кружок.

Для чего тебе, Данило,

Эта мускульная сила?

Всюду штанги, всюду гири-

Нету ходу по квартире,

Прекрати свои занятья.

На тебя же смотрят братья,

И пока отец в сенях

Перед старшим распинался,

Средний к двери пробирался.

Да на грех впотьмах запнулся:

Бах с крыльца – и растянулся.

И отец ему тогда:

Стой, Гаврило, подь сюда!

Кой же чёрт мне угодил,

И я рокера родил?

Жизнь свою закончишь скверно:

На тебе ж в 15 лет

Уж живого места нет!

Ну-ка шлем клади на полку,

А не то намылю холку.

Рокер голову повесил.

В это время бодр и весел,

Весь в заклёпках и цепях,

Младший сын возник в дверях…

Что я вижу, свет – Ванюша!

Измотал мою ты душу-

Всю я ноченьку не спал

Под грохочущий металл.

А они лишь отвечали:

Мы один совет слыхали:

Перестань да прекратить.

Что ты можешь предложить,

Чем бы нам другим заняться

И с тобою не ругаться?

Тут старик наморщил лоб,

Долго он в затылке скрёб,

Но доселе старый дед

Не собрался дать ответ…

Конечно, это не значит, что родителям должно быть безразлично, с кем ты дружишь, где бываешь…К мнению взрослого стоит прислушиваться: ведь у него большой жизненный опыт, он может многому научить, что – то посоветовать, в чём – то помочь разобраться. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека, хоть и маленького.

Сценка «Серёжа»

В школе пробыл я полдня

И теперь вот у меня

Просто буря в животе-

Мысли только о еде.

Кто с порога – и за ложку?

Руки вымыл бы, серёжка!

Нет, ты, мама не права,

Я свои узнал права.

Меня мыться заставляешь?

Мою личность притесняешь!

Ой, с давлением беда.

Ты, покушаешь когда,

То в аптеку, внук, сходи,

Мне таблеточек купи.

Что ты, бабушка, детей

И иди скорей сама.

Ну, тогда помой посуду,

Можешь это или нет?

Что ты, мама, нет, не буду:

Ведь на детский труд запрет.

Право есть на отдых, кстати,

Поваляюсь на кровати.

Прав у мам, как будто, нет!

Завтра сам готовь обед!

И задачу номер пять

Будешь, сын, ты сам решать.

Да и брюки завтра к школе

Сам, внучок, погладишь, что ли.

Твои права мы уважать,

Конечно же, должны.

Но только должен ты узнать-

Права у всех равны.

Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл. Обязанности – это объективно необходимое, должное поведение человека. Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав».

Право на охрану и укрепление здоровья. Этим правом наши ребята пользуются неодинаково. Кто – то помнит о своём здоровье, а кто – то забывает.

Мы желаем вам, ребята, быть здоровыми всегда.

Но добиться результата невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться, каждый раз перед едой,

Прежде, чем за стол садиться, руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.

И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите по возможности всегда.

На прогулку в лес ходите, он вам силы даст, друзья.

Мы открыли вам секреты, как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы, и легко вам будет жить.

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, на который с каждым годом остаётся всё меньше времени.

Ребёнок имеет право на собственное мнение. Он может думать совсем не так, как взрослый, и всё, что думает, высказать вслух, написать и даже напечатать в газете или журнале. Давайте послушаем, что думают дети о мире, в котором они живут.

Декларация прав ребёнка завершается пожелание, чтобы люди вырастали, сознавая, что их «…энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».

Мама спросила: «Кем станешь, сынок?

Знаю сама – агрономом!

Видно, недаром берёшь ты совок

И пропадаешь за домом.

Утром, однако, ты строил дворец-

Я из окошка смотрела.

Будь ж е строителем, как и отец,

Очень хорошее дело!

Правда, и космос тебе подавай!

Помнишь, на прошлой неделе

Вы со щенком забрались на сарай

И в небеса полетели?

Громом и шумом ракета плыла,

Куры слетели с насеста!

Жаль, что посадка не мягкой была,

Хоть и на мягкое место.

Или ты, может быть, станешь певцом,

В опере первым солистом?

А почему бы не стать кузнецом,

Клоуном иль хоккеистом?

Нет, не решить мне задачи такой,-

Мама сказала со смехом,-

Лишь бы ты был, человек, дорогой,

Нужным стране Человеком».

Так поможем все вместе взрослеть нашим детям, чтобы только чистота поселялась в их душах. А это зависит только от всех нас.

Круглый стол на тему "Права и обязанности несовершеннолетних"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглый стол по проблеме, которая является наиболее острой среди подростков: «Права и обязанности несовершеннолетних». Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности. Многие дети не знают или забывают, что по мере взросления в соответствии с законом постепенно увеличивается объем прав и обязанностей ребенка. Данное мероприятие рассчитано для учащихся 7-9 классов с привлечением специалистов КДН и ЗП, ГКУ ЦСЗН , инспектора подразделения по делам несовершеннолетних, а также родителей (законных представителей) учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол на тему "Права и обязанности несовершеннолетних"»

ГКОУ «Волгоградская школа-интернат «Надежда»

Круглый стол по теме:

«Права и обязанности несовершеннолетних»

соц. педагог Кострова И.Е.

Добрый день. Сегодня мы собрались за круглым столом ,чтобы обсудить проблему, которая является наиболее острой среди подростков: «Права и обязанности несовершеннолетних». Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности. Многие дети не знают или забывают, что по мере взросления в соответствии с законом постепенно увеличивается объем прав и обязанностей ребенка.

За наш круглый стол мы пригласили: главного специалиста КДН и ЗП администрации Кировского района Куприянову Е.А., главного специалиста сектора по делам семьи ГКУ «ЦСЗН по Кировскому району Волгограда» Никитенко Т.Н., инспектора подразделения по делам несовершеннолетних ОП №7 Кировского района г. Волгограда, а также учащихся школы-интерната и их родителей (законных представителей).

Правовой статус – это твоё положение в мире права. Как в геометрии положение фигуры определяется тремя координатами, так и в праве твоё положение определяется правами, обязанностями и ответственностью.

По мере взросления ты словно поднимаешься вверх по лестнице: получаешь новые возможности, набираешься опыта, а значит, - приобретаешь новые права, обязанности и ответственность. Так меняется твой правовой статус.

В начале учебного года проводилось анкетирование на тему «Твои права и обязанности» среди учащихся 5-9 классов. Результаты анкетирования показали, что 100% учащихся имеют представления о своих правах; 93% имеют представления о своих обязанностях; 52% учащихся назвали основным законом защищающим права ребенка – Конвенцию о правах ребенка; 97% высказались о том, что их права в семье не нарушаются; 83% учащихся считает, что их права в школе-интернате не нарушаются; 54% учащихся считают основной причиной невыполнения школьниками своих обязанностей то, что они не боятся наказания; 93% пожелали получить более полную информацию о своих правах и обязанностях.

Поэтому мы и выбрали данную тему для обсуждения. Итак, что же такое «право».

ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

Право – это нормативная форма выражения формального равенства людей в общественных отношениях. Признание формального равенства людей в общественных отношениях. Признание формального равенства людей подразумевает их свободу и независимость. Где нет свободы, не может быть и отношения, т.е. отношения между людьми в обществе.

Существуют такие виды права:

Каждый человек имеет свои права. Права человека- гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. Правила ,определяющиеся моралью, моральными нормами , формами поведения , которые заложены в обществе людей, определены обычаями, традициями , жизненным опытом многих поколений людей.

Общество людей должно жить по правилам и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка. Правила поведения и общения , нормы морали, испытанные временем, постепенно утверждались и приобретали форму законов. Право и права человека- гражданина определяется законами, а сами законы определяются правом. Исходя из этих установок, можно сделать вывод о том, что правовое государство – это государство, где господствует право. Право определяется законами. Действительно правовое государство это то, в котором граждане являются законопослушными, т.е. добровольно, осознанно живут и действуют по закону и совести.

Какие же это законы международного и федеральных уровней, которые действительно призваны защищать нас, граждан: взрослых и детей, определяя и подчеркивая наши права:

- Всеобщая декларация прав человека и гражданина ( 10 декабря 1984 г.)

- Конвенция ООН о правах ребенка ( 1989 г.)

- Конституция РФ ( 12 декабря 1993 г.)

- Постановление Президента РФ В.В. Путина «Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей».

- Президентская программа «Дети России»

- Законы РФ «Об образовании» , «О правах ребенка», «О гос. Поддержке молодежных объединений», «Об общественных объединениях»

Какие же права мы имеем с рождения:

жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;

знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребёнка);

на заботу и воспитание со стороны родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов, администраций учреждений общественного воспитания);

на всестороннее развитие;

на уважение чести и достоинства;

выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы;

на защиту своих прав и законных интересов родителями, лицами их заменяющими, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратурой, судом (через родителей или иных законных представителей);

иметь на праве собственности вещи, полученные в дар или в наследство, а также приобретённые на твои средства.

Какой документ международного уровня описывает права ребенка, подростка , юного гражданина планеты Земля? («Конвенция ООН о правах ребенка»)

Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция была принята Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 г. и вступила в силу 2 сентября 1990г. К настоящему моменту 139 стран либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате соглашения или присоединения к ней. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого будет осуществлять в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.

В числе наиболее остро стоящих проблем, рассматриваемых в Конвенции и в ряде случаев впервые поднимаемых в рамках международного документа, можно отметить такие, как обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях (Статья 22), защита от сексуальной и иных видов эксплуатации (Статьи 34 и 36), наркомания (Статья 33), детская преступность (Статья 40), межгосударственная практика усыновления (Статья 21), дети в вооруженных конфликтах (Статьи 38 и 39), потребности детей-инвалидов (Статья 23), а также дети меньшинств и коренных народов (Статья 30).

Образование является предметом рассмотрения двух важных статей (27 и 28). Начальное образование должно быть обязательным, бесплатным и доступным каждому и направленным на развитие личности ребенка, его дарований и природных способностей в условиях соответствующего уважения национальной самобытности, языка и традиционных ценностей. Особый акцент делается на равенстве образовательных возможностей для девочек и мальчиков.

Не оставляя в стороне наиболее деликатные проблемы, она ориентируется на различные культурные, религиозные и иные ценностные системы, предлагающие свои пути решения общих для всех детей проблем.

Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за вас.

Значение «Конвенции о правах ребёнка».

1) Конвенция провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью;

2) Права, закреплённые в Конвенции, наилучшим образом обеспечивают интересы детей.

3) Это документ, имеющий международное значение.

4) Является ориентиром для государств, её подписавших, в их стремлении сделать жизнь детей лучше, счастливее.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращение или оскорбления;

- получить основное общее образование (9 классов);

- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

- соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения и учебную дисциплину.

В Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:

· Уважать права, честь и достоинство всех участников;
· Прилежно учиться;
· Иметь аккуратный вид;
· Соблюдать правила техники безопасности;
· Беречь школьное здание, оборудование;
· Придерживаться общепринятых правил поведения;
· Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

- выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;

- встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство.

В 18 лет человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Если Вы будете достойно и с пониманием выполнять свои обязанности, пользоваться своими правами разумно и добросовестно, с добрыми намерениями и уважением к чужим правам, только тогда Вы сможете рассчитывать на такое же правомерное ответственное поведение окружающих Вас людей.

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность.

К административной ответственности по российскому законодательству несовершеннолетний может быть привлечен с 16 лет. При этом 16 лет должно исполниться на момент совершения правонарушения.

Административное наказание намного мягче уголовного, но тоже весьма неприятно. Существуют следующие административные наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который явился орудием или объектом нарушения, конфискация предмета.

Какие правонарушения наиболее часто встречаются среди несовершеннолетних? Помимо кражи («мелкое хищение» статья 7.27 КоАП) и хулиганства («мелкое хулиганство» ст. 20.1 КоАП), наиболее распространенными правонарушениями являются распитие пива и алкогольной продукции в общественных местах, в общественном транспорте, в организациях культуры и спортивных сооружениях, а также потребление наркотических и психотропных веществ, и появление в состоянии опьянения в общественных местах (статьи 20.20 и 20.21 КоАП).

Также традиционно среди молодежи высок уровень проявления вандализма. К проявлениям вандализма относятся повреждение подвижного состава общественного транспорта, порча имущества, нанесение на стены домов различного рода надписей, рисунков. При этом следует учитывать, что ввиду высокой общественной опасности вандализма, за совершение подобных действий также установлена и уголовная ответственность, причем возраст, с которого допускается привлечение несовершеннолетних к ответственности, снижен законодателем до 14 лет, а грань между уголовным преступлением и административным правонарушением здесь весьма условна.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет) имущественную ответственность несут их родители или лица, их заменяющие (ст.26,28 ГК РФ).

Рассмотрим ситуации правонарушений и преступлений.

Ситуация № 1. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

- Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 2. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

Круглый стол "Конвенция по правам ребенка"

Выбранная мною форма позволяет на раных условиях обсуждать проблемные вопросы. Изучение международных документов, обсуждение их положений, определение их актуальности важна при подготовке к экзаменам в форме ЕГЭ по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол "Конвенция по правам ребенка"»

Открытый урок: «Конвенция о правах ребенка»

Класс: 11 кл.

Цели по содержанию:

Мною была поставлена триединая цель урока.

Образовательная: обобщить знания, полученные учащимися по теме «Право в системе социальных норм». Формирование правовой культуры и правового сознания старшеклассников. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.

Развивающая: развитие познавательной активности учащихся, коммуникативных навыков, познавательного интереса сразу к нескольким учебным дисциплинам; развитие навыков ролевого взаимодействия.

Воспитательная: формирование убеждения в практической значимости изучения обществознания, права в современном мире. Содействие правовому воспитанию и формированию законопослуш­ного гражданина.

Дидактическая цель: создать условия для комплексного применения знаний и формирования умений с применением ИКТ

- актуализация правовых знаний.

- расширение правовых знаний.

- воспитание активной гражданской позиции.

Форма урока: круглый стол.

Данный урок является заключительным по разделу «Право». На предыдущих уроках учащиеся работали над набором информации по данной теме. Самостоятельно готовили нарезки из отечественной мультипликации, создали презентации. Тематика соответствует психолого – возрастным особенностям обучающихся старшего школьного возраста и имеет большой воспитательный потенциал.

Цели урока достигнуты. На уроке был обобщён теоретический материал по теме «Прав» с использованием компьютерной презентации-игр. Это способствовало непринужденной и в то же время деловой обстановке, созданы условия для аргументированного выражения своих мыслей, возможности находить аналогию; умению слаженно работать в командах.

При планировании урока были учтены следующие психологические особенности учащихся:

Сочетание творческо-игровой и профессионально- деловой деятельности;

Интенсивное формирование познавательных процессов;

Быстрое запоминание образно-вербальной информации.

Для выполнения триединой цели урока были выбраны следующие методы обучения: метод практического применения знаний, словесно-дедуктивный метод, аналитический.

На уроке использовались следующие формы работы с учащимися:

Презентации с мультипликационной нарезкой

фронтальная работа, как наиболее целесообразная с точки зрения психологического комфорта учащихся на открытых уроках;

Такая форма организации учебной деятельности на уроке существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности. Выбранные мною формы и методы ведения урока соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

Урок был распланирован поэтапно. Связки между этапами были логичными. Работа на уроке заключалась в смене видов учебной деятельности и распределении равномерному охвату всех учащихся класса. При подготовке к уроку были учтены: возрастные и индивидуальные особенности учащихся; интерес к изучению данного предмета; развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки; хорошие потенциальные возможности к овладению правовой культуры (умение сравнивать и обобщать изучаемые явления, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию, независимо от уровня подготовки), достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась нетрадиционной формой урока.

На завершающем этапе урока использовалась рефлексия содержания учебного материала, способствующая выявлению уровня осознания содержания пройденного материала.

Для создания максимально комфортных условий учащимся на уроке использовались:

1) презентация «Права детей»; 2) презентация «Конвенция о правах ребенка»; 3) презентация «Права детей по возрастной категории»; 4) видео «Нарезка анимационных фильмов о нарушении прав детей»; 5) раздаточный материал: тексты документов «Конституция РФ», «Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав ребенка», восточная мудрость о значимости воспитания детей, листы с таблицей для самостоятельной работы поведения итогов;

6) оформление стенда «Конвенция о правах ребенка»; 7) изготовление листовок, буклетов для начальной школы «Права детей».

В течение всего урока осуществлялся контроль за правильным усвоением материала.

Психологическая обстановка на уроке была благоприятной. Ответы учащихся были эмоциональными.

Результаты урока - положительные. Все поставленные цели и задачи были реализованы.

I. Введение.

II. План проведения урока:

1.Вступительное слово учителя по организации. Презентация «Права детей»

2.Представление, выступление учащимися о «Конвенции о правах ребенка»

3.Работа с классом по текстам «Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав ребенка».

4.Выступление учащихся по презентации «Права детей по возрастной категории».

5.Работа с классом по текстам Конституции РФ.

6.Представление о нарушениях прав детей по презентации «Нарезка анимационных фильмов», определение закона, вида нарушения прав детей.

7.Работа по текстам «восточная мудрость».

III. Ход урока

Учитель: Добрый день всем присутствующим. Сегодня необычный урок, мы его проведем в форме круглого стола, это значит все присутствующие находятся в равных условиях, имеют равные права на высказывание своей точки зрения, на общение, обсуждение вопросов в толерантных отношениях.

На столах у вас тексты документов тексты документов федеральных и международных прав.

В начале занятия предложу вам просмотреть презентацию и определить тему сегодняшней работы.

Презентация: «Права детей» (3 мин)

Учитель: Итак, о какой теме, проблеме на уроке будем говорить? (примерные ответы: О правах детей)

В частности, заострим сегодня свое внимание на международных документах по правам детей. Один из основных международных нормативно-правовых актов является Конвенция по правам ребенка, которая была принята 20 ноября 1989 г. Сколько лет назад? (25). С подробной информацией о Конвенции нас познакомят учащиеся ……………………………………………

Презентация «Конвенция о правах ребенка» и сопровождающееся выступление учащихся. (4-5 мин)

Учитель: Перейдем от информации к обсуждению. Возьмите тексты Конвенции и Декларации.

Определите схожие и отличительные черты документов Конвенции и Декларации.

Чем обусловлены причины принятия данных документов.

В чем сходство с пунктами Конституции РФ. Найти из текста Конституции РФ доказывающие аргументы.

Насколько необходимо знать современному обществу эту международные документы.

Учитель: О том что необходимо знать нормативные документы, какие конкретные права наступают в разные возрастные периоды ознакомят нас учащиеся ….

Презентация «Права детей по возрастным категориям» и сопровождающееся выступление учащихся (4-5 мин).

Учитель: Вопросы есть к выступающим по данной информации? (обсуждение).

Сегодня на уроке присутствует школьный социальный педагог, ему слово. ( 3-5 мин)

Учитель : У вас на столах есть тексты восточной мудрости:

Ребенок, окруженный критикой – учится обвинять.

Ребенок, окруженный насмешками – учится быть недоверчивым.

Ребенок, окруженный враждебностью – учится видеть в людях врагов.

Ребенок, окруженный злостью – учится причинять боль.

Ребенок, окруженный непониманием – учится не слышать других.

Ребенок, окруженный обманом – учится врать.

Ребенок, окруженный позором – учится чувствовать вину.

И только сильные души смогут разорвать этот круг.

Ребенок, окруженный поддержкой – учится защищать.

Ребенок, окруженный ожиданием – учится быть терпеливым.

Ребенок, окруженный похвалой – учится быть уверенным.

Ребенок, окруженный честностью – учится быть справедливым.

Ребенок, окруженный безопасностью – учится доверию.

Ребенок, окруженный одобрением – учится уважать себя.

Ребенок, окруженный любовью – учится любить и дарить любовь.

Ребенок, окруженный свободой выбора – учится быть ответственным за свои решения.

И такое воспитание сложно сломать…

Ваша задача прочитать и в письменной форме высказать свою т.з. на предложенные высказывания. На работу 6-7 мин.

IV. Заключение. Итог урока.

И заключении урока предлагаю вам заполнить таблицу- бланк вашего мнения об уроке: что понравилось, что нет, здесь можете поставить отметки всем за работу в ходе занятия, включая и себя.

Мое мнение, сегодня урок прошел на достаточно высоком уровне, активно себя проявили. отметки получили: ………………………………….

К следующему уроку подготовить высказывания великих людей о воспитании, социализации детей и молодежи.

Круглый стол "Права ребенка"

Цель: Формировать у родителей представления о системе законодательства в области прав ребенка.

  1. Способствовать педагогическому просвещению родителей.
  2. Раскрыть содержание правового воспитания.
  3. Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье.

Основные международные документы, касающиеся прав детей:

I. Декларация прав ребенка(1959).

II. Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

III. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

В нашей стране, кроме этих документов принят ряд законодательных актов:

I. Семейный кодекс РФ.

II. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

III. Закон «Об образовании».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Ст.65 п.1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».

В 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”. В 1990 году она была ратифицирована Россией и вступила в силу 1 октября 1990 года.

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

“Конвенция о правах ребенка” имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. В нем государства рассматривают детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным субъектом права. Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его “в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства, солидарности”.

Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей. Мы же с вами часто даже не советуемся с ребенком, как он сам хочет разрешить ту или иную ситуацию, не раздумывая, иногда сгоряча, совершаем действия, которые влекут за собой необратимые последствия. Иногда эти последствия влекут за собой правонарушения наших детей.

На выбор для своих детей форм образования и видов образовательных учреждений.

На ознакомление с Уставом образовательного учреждения.

На ознакомление с ходом и содержанием воспитательного и образовательного процесса.

При возникновении спорных вопросов обсуждать их с руководством образовательного учреждения.

Требовать соблюдения прав ребенка.

На полную информацию об образовательном процессе.

Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психологическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей, исключая пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию.

Следить за внешним видом, поведением своих детей.

Обеспечивать ребенка всем необходимым для посещения образовательного учреждения. Выполнять Устав образовательного учреждения.

Обеспечивать базу в меру своих способностей и финансовых возможностей для всестороннего развития ребенка (на посещение театров, музеев, выставок и т.д.).

Читайте также: