Круглый стол права человека

Обновлено: 18.05.2024

Когда оставить на земле, как след
Ты хочешь память о себе хоть малость,
Готовясь жить до сотни полных лет, -
Трудись, как будто жить лишь день осталось.
Будь верным слову в трудности любой,
Не бойся ни борьбы и ни заботы
Любое место украшай собой,
Чтоб не сказали, что чернишь его ты.
Живи, чтоб у предела всех тревог,
Когда могила будет на примете
Сказать же твердо пред концом ты мог:
"Прекрасна жизнь, и стоит жить на свете!"

  1. Закон, живущий в нас, называется совестью, совесть - это применение наших поступков к этому закону. (И. Кант)
  2. Не молчи, молчание худший вид обороны.
  3. Не мудри, говори просто, что думаешь.
  4. Лучший аргумент факты.
  • уважай противника не повышай тона;
  • не начинай со слов " Вы не правы:", " Я не согласен:";
  • в основе спора должны лежать факты и логика, а не эмоции и цитаты (порой не существующих авторов книг);
  • запрещаются категорические оценки типа "Чушь!", "Глупости!"
  • запрещается обобщение типа набора красивых слов;
  • неуместно огульное не согласие или согласие;
  • запрещаются высокомерные ответы: "Ну конечно!", "Вы специалист!"
  • запрещается отвлечение оппонента от предмета спора;
  • запрещается игра на самолюбии;
  • психологическое давление на оппонента, громко унижающий тон.

За ходом нашего диспута будут наблюдать эксперты президент школы Тоданова Кристина ученица 11-го "А" класса, председатель Совета Старшеклассников Хохрова Анастасия ученица 11-го "А" класса, старшая вожатая Зарубина Татьяна Анатольевна. Для них я хочу зачитать обязанности эксперта:

В случае разногласий или путаницы, по просьбе ведущего, дает разъяснения понятий, определений, ситуаций, терминов.

В ходе игры дополняет, корректирует различные суждения, выступления.

Следить за соблюдением законов диспута и правильностью их применения будут судьи: зам. директора по ВР Псарева Н.В., учитель русского языка и литературы Шулбаева Э.Н. и психолог Макарова М.А.. я также хочу зачитать обязанности судьи:

Следить за соблюдением законов диспута. (За три нарушения участник лишается права голоса на три минуты).

Выносить приговор. (После обсуждений и прений по какому-нибудь вопросу, судья говорит свое решение или последнее слово, т.е. как бы выносит приговор).

В конце диспута судья как высшая власть, дает заключение.

В наше бешеное время человек и человечество теряют свое лицо в погоне за удовольствиями и наживой. Отовсюду в нашем обществе слышны разговоры о росте цен и понижении уровня жизни населения, наркотик телевизионного экрана притупляет свежесть чувств и ощущение неповторимости собственной жизни и обостряет остроту погони за благами и жажду владеть всем. За всем этим мы разучились жалеть людей, зверей, природу. Наше общество превратилось в удивительно бездуховное объединение людей, утеряло практически все нравственные ценности, и в первую очередь совестливость, порядочность, сострадание, жалость к слабым, обездоленным, беззащитным. Проблема возрождения духовности в нашем обществе ставится сейчас очень остро.

Человек который не имеет четких представлений о нравственных ориентиров, преступающий нравственные законы становится бездушным и подлым. Нравственные проблемы всегда были в центре внимания общественности. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский в своих произведениях размышляли о совести, о долге, справедливости, любви, дружбе, ненависти. Их лучшие герои как герои предшествующих и последующих эпох, "жизнь сердца и интересы мысли" ставят выше модных пристрастий и течений, отстаивают общечеловеческие ценности, которые делают человека человеком.

Великий Пушкин писал: "И первый клад мой честь была" и защищая свою честь и честь своей жены, погиб на дуэли. Так было принято в IX веке, за оскорбленную честь платить жизнью - кровь смывает позор.

Человеком может называться тот, для кого честь и совесть не пустые слова, кто живет согласно жизненной морали, не поступаясь своих взглядов и не ломая души, постоянно совершенствует свои внутренние качества, принося их на службу людям.

Тема круглого стола: " Я ЧЕЛОВЕКОМ БЫТЬ ОБЯЗАН"

Прежде чем ответить на вопросы: "Чем характеризуется человек, какими качествами, и где та грань, преступив которую человек перестает им быть в высшем понимании", я предлагаю разобрать несколько ситуаций, которые помогут понять причины поведения человека в различных ситуациях.

Письмо А. Алексина к бывшему другу ("Воспитание школьников" № 5 стр. 74-76)

- Попробуйте дать краткую характеристику друга, к которому адресовано это письмо.

- Прав ли автор, называя его бывшим другом? Какие черты характера проявились в данной ситуации у автора?

- Как бы поступили вы на месте автора и Марины?

- Какие советы можно дать каждому из них?

Писатель А. Алексин написал открытое письмо человеку, который был беспощаден в своем эгоизме по отношению к матери.

Эгоизм в той или иной степени свойственен каждому человеку (живому существу). Говорят даже, человек без него не мог бы добиться чего-то большего, не смог бы защищать себя в биологической среде. Ученый Ганс Селье считает, что если ты хочешь, чтобы тебя любили, то из своих же эгоистических соображений должен делать что-то хорошее для других, порой отказываясь оттого, что нравиться тебе. Вот почему даже самые большие эгоисты способны отказаться от своего "Я", во имя того, кто их любит, оберегает, заботится, чтобы не потерять этого человека. Парадокс? Нет, еще одна сложность человеческой психики, в которой все не так однозначно.

Это случилось в одну из самых морозных ночей. Около полуночи директору большой сельской школы позвонил перепуганный сторож: в школе прорвало трубы, вода заливае6т кабинет с дорогим оборудованием. Директор бросился в пришкольный интернат, поднял с постели старшеклассников: "Ребята, - сказал он, - дело не легкое: и обжечься можно и простудится. Поэтому заставлять ни кого не могу и не буду. Добровольцев прошу помочь". Добровольцами оказались все.

- Какими мотивами руководствовались ребята, и какими принципами?

- Какие черты характера проявились у старшеклассников?

- Говорят: "человек живет, пока горит:", какой смысл заложен в этих словах?

- Каждый день это борьба, и то того, как вы его проведете, каким человеком вы станете. Какую же борьбу, с кем или чем приходится вам вести? Какова роль этой борьбы в формировании у вас подлинной гражданственности?

Сам по себе случай прост, но мотивы, которые двигали старшеклассниками, были те же, что и заставляли совсем юных, только что начинающих жить людей, не дожидаясь повестки, бежать в военкомат, едва заслышав об объявлении войны. Они руководствуются одним мотивом: "Надо!"

Тип поведения, при котором именно этот мотив становится решающим, точнее всего определяется как гражданственный.

Что такое гражданственность? Какие моральные качества она включает в себя?

Гражданственность принадлежит к тем человеческим достоинствам, которые воспитываются всей нашей жизнью но, прежде всего они выковываются в результате самовоспитания. Человек руководствуется принципом - "Если не я, то кто же?"

Гражданственность предполагает мужество поступать, так как велит совесть. И тот, кто повел себя в трудной жизненной ситуации в соответствии с этим велением, испытывает огромное, не с чем не сравнимое чувство удовлетворения.

Гражданственность включает в себя такие моральные качества как ответственность, мужество, совестливость, чувство долга, образованность, смелость.

О женщине в годы ВОВ ("Воспитание школьников" № 5 стр. 15-18)

- Можно ли такой поступок назвать подвигом?

- Как проявился материнский долг перед детьми?

- Что такое чувство долга?

- Какие черты характера проявила женщина, и смогли бы вы повторить ее поступок?

Долг - этическая категория, обозначающая нравственную обязанность человека перед обществом, классом, партией или социальной группой, выполняемая под влиянием общественного мнения и внутренних убеждений.

Отдельные авторы считают, что в сознании и чувстве долга закрепляются моральные обязанности личности к коллективу, другому человеку и самому себе. Здесь в отличие от первой точки зрения долг как моральная обязанность несет не только внешнюю направленность (общество, класс, и т. д.), но и внутреннюю (т.е. саму личность). Кроме того, долг в данном случае как моральная категория связывается с повелительной стороной морали, т.е. подчеркивается характер морального регулирования отношений.

- От чего зависит исполнение или не исполнение долга? Зависит ли исполнение или не исполнения долга от жизненных ситуаций?

Кажется не того можно назвать человеком истинно нравственным, кто только терпит над собой веление долга, как тяжелое иго, как " а именно того, кто заботится слить требование долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития так, чтобы они сделались инстинктивно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение" - писал русский революционер-демократ IX века Н.А. Добролюбов.

Долг предполагает в людях гражданское мужество и гражданскую ответственность, способность переступить через собственное "хочу" ради высокого, ответственного "должен".

- Как понимать слова Макаренко "Большая воля это не только пожелать чего-то и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно"?

Саша ходит по квартире, открыл шкаф, заглянул на полки, закрыл.

- Саша, ты что-то ищешь? - спрашивает мама.

- Подарок нужен, мама. Меня Ира на день рождения пригласила. Через час идти, в магазин уже не успею. А у нас всегда есть что-нибудь про запас.

- погоди-ка, у меня идея, - радостно воскликнула мама - возьми в ящике глиняные фигурки из Самарканда.

- Мама, как ты не понимаешь, что это дарить нельзя. Ведь сразу видно, что это фигурки дешевые, с таким подарком идти, только срамится.

- Не понимаю, - сухо сказала мама - почему срамится?

Мама отложила книгу, посмотрела на сына. Что выражают ее глаза? Несогласие? Даже кажется призрение. Почему? Он человек не жадный и не хочет выглядеть жадным в глазах Иры и ребят, которые придут на день рождение.

- Мама, скажи, почему я должен дарить ерунду?

- во-первых это не ерунда. А во-вторых, объяснятся сейчас, не будем, тебе пора идти, а то опоздаешь. Возьми ковровую салфетку на верхней полке шкафа. Отец привез ее из Польши, очень красивая вещь, дорогая. Салфетка была яркая, похожая на пушистый коврик.

- Не жалко? - спросил Саша.

- Нет, - спокойно ответила мама - собирайся поскорее.

Ире очень понравился подарок. Она сказала:

- Ой, какая прелесть! Ты, Сашка вечно что-нибудь необыкновенное придумаешь.

На вечере Саше было весело. Только где-то в глубине души временами возникал вопрос и не давал покоя.

Когда закончился вечер, ребята вышли на улицу все вместе. Ира, притихшая, шла рядом с Сашей и, вдохнув, сказала:

- Мне уже 17. Как много, даже не верится.

- Люди в семнадцать уже полком командовали, - ни к селу, ни к городу сказал Саша. И вдруг понял, какой вопрос волновал его весь вечер.

- Ребята! Что такое, по-вашему, щедрость?

- Что это ты? - удивился Сережа. - Сам разве не знаешь? Вот тебе пример. Подхожу к Смирнову на перемене: "Дай, Смирнов, рубль". По-человечески прошу. А он жмется: "У меня нет". Я же сам видел, как ему в буфете с трех рублей сдачу дали.

- Как просто у тебя все, получается, сказал Саша - дал рубль - щедрый, не дал - жадный. Смирнов может и жадный, я не знаю. А только дело не в этом, не в рубле дело.

Ребята молчали. Разговор не получался.

Дома мама спросила:

- Хороший был день рождения?

- Очень хороший - ответил Саша. - Я много смеялся, танцевал, думал и кое до чего додумался.

Мама посмотрела на него внимательно, улыбнулась и сказала:

- мыслитель ты у меня. Ложись спать, завтра рано вставать.

Потом помолчала и добавила:

- Я знала, что ты додумаешься. Не сразу конечно, но это не беда.

- Какого человека можно назвать щедрым?

- Что щедрый отдает? Чье отдает?

- Можно ли сказать, что Саша щедрый?

- Писатель Л.М. Леонов сказал: "Самые богатые из людей не те, кто получил много, а те, кто как раз щедрее других раздавал себя людям". Как вы это понимаете?

- Что бы вы сделали для людей, если бы все могли?

- "Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни - чувствовать себя нужным и близким людям" - говорил А.М. Горький. Какие нужны усилия души, чтобы подняться до такого нравственного уровня? Что делаете вы, чтобы воспитывать у себя благородство души?

Человеческую щедрость нельзя понимать узко - деньги, подарки. Щедрость души, щедрость поступков, щедрость в дружбе, в любви - все держится на тепловом запасе человека. Один отдает больше чем получает и радуется этому. Другой только берет. Берет он у людей их внимание, сочувствие помощь. Такие люди редко бывают счастливы по настоящему. Они бедны дружбой, им незнакома радость отдавать, дарить без оглядки.

Саша настойчиво просил у мамы подарок, не себе, нет. Другому человеку. Щедрый поступок? Да. Мамин. А Саша тут причем? Он школьник и денег не зарабатывает. Речь идет не о цене ковровой дорожки, а о цене моральной. От чего отказался Саша? Что он, Саша дал человеку, которого хотел одарить? Мальчик хотел быть добрым за чужой счет. Но с другой стороны, неужели, если человек учится в школе, он не должен тратить деньги на своих друзей?

Конечно дело не в ценах! Но нельзя отделить материальную проблему от моральной. Сережа подарил авторучку, которые Ира часто теряет, и сочинил стихотворение с которого началось веселое настроение в этот вечер. А Лариса испекла пирог, не пожалела для подруги труда и времени.

Саша конечно не жадный, но и не щедрый.

Человек жадный обычно жадный не только на деньги. Почти не встретишь доброго открытого человека, который во всем не скупой, только в денежных делах скряга. Так не бывает. А наоборот бывает. Денег не жалко, а душевное тепло потратить в голову не приходит. Просит приятель в долг - возьми пожалуйста. Отдашь когда сможешь, я не тороплю. А навестить больного друга не пошел. Времени не хватило? Или щедрости?

Большой и щедрый писатель Антуан де Сент Экзюпери написал в одной из книг: "Единственное действенное орудие - самопожертвование". На самопожертвовании держится подвиг, любовь, настоящая дружба. О себе в последнюю очередь.

Это очень большое понятие из ряда высоких - самопожертвование. В ежедневной жизни оно встречается редко. А вот доброта, щедрость, отзывчивость - этому есть место в каждом дне человеческой жизни.

Теперь мы можем ответить на вопрос:

- Каким должен быть человек и почему он обязан им быть?

Народный артист СССР С.В. Образцов на одном из концертов высказал такую мысль: "Если человек ни разу не удивился тому, как моется муха, если он не потерял ни минуты на то, чтобы посмотреть, как моется щенок, сколько у него жизни в глазах, он, этот человек, ни когда не поймет искусства, не поймет красоты жизни. Если вас ни когда не волновало это, - значит, вы человек равнодушный к жизни и вы не сможете ее понять, полюбить:"

Корректность, тактичность, глубокое уважение к другому человеку, уважение его личного достоинства, уважение своего достоинства, радушие, милосердие, гуманность, совестливость, благородство души, искренность, доброжелательность, отзывчивость, щедрость, самолюбие, деликатность, взаимоподдержка, взаимопомощь, принципиальность и требовательность к себе, гражданственность, чувство долга, доброта, трудолюбие, большая сила воли, альтруизм (противоположное эгоизму) - вот что определяет человека как высшую ступень разума, как создателя.

Живя в ядерном веке, веке машин и скоростей, мы обязаны задуматься будем ли мы задавлены сверхпрактичностью или же человеческое в нас победит эту жестокость?

Достоевский считал, что "красота спасет мир". Я считаю, что красота человеческой души спасет нас, а пока вопросы гуманизма и милосердия будут возникать вновь и вновь.

Томас Манн писал: "Меду зверем и ангелом стоит человек. Воспитание, в сущности в том и заключается, чтобы подавить в себе зверя и развивать ангельское".

"Русский народ за свою историю отобрал и сохранил, возвел в степень умножения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами: уверуй что все было не зря: наши песни и сказки (учащие нас доброте) , наши неимоверной тяжести победы, наши страдания - не отдавай всего этого за понюх табака. Мы умели жить. Помни это! Будь ЧЕЛОВЕКОМ!"

Встреча за круглым столом по теме "Мои права"

Учитель: Дорогие ребята! Мы собрались, чтобы поговорить о правах человека.

Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка.

Скажите, кто, прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права – права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка.

Ведущий: Дорогие друзья! Мы собрались, чтобы поговорить о том, что нас волнует, высказать свое мнение и узнать что-то новое и интересное. Итак, нашу встречу начинаем с понравившихся нам строк из стихотворения “Имею право”.

Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь.
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!

Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной.
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.

А если причинят мне вред, урон,
Поможет Конституция. Закон.
Перед законом, совестью равны
Живут народы ни одной страны.

Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.

А подрасту – поможет мне держава
Работу выбрать – имею право.
Ну, а пока, я – ученик:
Учу уроки, подаю дневник…

Досугу – час,
А в школе – все внимание.
Использую я право
На образование.

Имеем право, мы иметь права,
Но ведь моралью люди связаны
Поэтому чтобы достойно жить,
Мы очень многое обязаны.

Ведущий: Часто в нашей жизни мы слышим такую фразу: “Имею право”. Что это такое – право?

Участник 1: Права – это правила, по которым живут люди в стране.

Участник 2: В словаре русского языка С.И.Ожегова право определяется как совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Это своеобразный регулятор общественных отношений.

Участник 3: Я хочу добавить, что это еще и свобода, это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять. И все это охраняется государством и законами. Именно права человека делают нас людьми. Наши права – это те принципы, благодаря которым мы ощущаем свое человеческое достоинство.

Социальный педагог:

Ребята, а все ли вы хорошо знаете, какие права у вас есть?

(Учащиеся отвечают, затем им вручается памятка.)

В Конвенции 54 статьи, вот основные из них.

Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

А сейчас мы проведем викторину “Права литературных героев”.

Права ребенка выделены в Конвенции ООН и в законе нашей республики “ О правах ребенка”. Как вы думаете, почему их выделили специально из прав человека?

Участник 2: Дети слабее взрослых, поэтому им нужна особая защита. И эта защита должна исходить от взрослых. А чтобы взрослые имели возможность защищать детей от других взрослых и от неприятностей, понадобились специальные законы. Закон и наказание за его нарушение удерживает многих людей от плохих поступков.

Участник 3: Для того, чтобы каждый человек имел нормальные условия для жизни, одних законов мало. Есть еще так называемые неписанные законы. Это нормы морали.

Ведущий: Мы – школьники. Класс – это наша школьная семья, в которой мы должны достойно жить, а значит иметь не только права, но и обязанности. Классный коллектив живет по своим законам.

Участник 2: В нашем 10 классе есть такие законы. Мы их называем “Малая конституция класса”.

Ученик имеет право:

– на откровенное выражение своего мнения относительно жизни класса и школы, не унижая при этом чье – либо достоинство;
– открытую оценку своих знаний по каждому предмету в соответствии со своими знаниями и умениями;
– отдых в перерывах между уроками;
– помощь учителей в овладении знаниями;
– уважение своей личной жизни и достоинства;
– участие во внеклассных и внешкольных делах;
– поощрение за успехи в учебе и общественной деятельности;
– участие в планировании жизни классного коллектива;
– охрану труда и здоровья во время учебно-воспитательного процесса.

– уважать взгляды, свободу и достоинство окружающих его людей: сверстников и взрослых;
– достойно вести себя в классе, школе и за ее пределами;
– овладевать знаниями и практическими навыками;
– участвовать в общественно полезном труде;
– беречь имущество класса, исправлять причиненный вред;
– ходить опрятным;
– дежурить в классе, школе, столовой;
– ответственно относиться к выполнению поручений классного руководителя и актива класса;
– заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и своих товарищей.

Ведущий: А вот в какой, не совсем обычной, форме представляют законы своего класса ребята из 6 класса.

Хотим природу сохранить,
Ведь после нас
Нашим внукам в этом мире жить.

Роскошь общения,
Должна ты быть прекрасной.
С улыбкой говори,
Доходчиво и ясно.

Будь милосерден,
Если слабый рядом.
И помоги, и поддержи
Делом, добрым взглядом.

Прекрасное все в мире
Защищай.
И наслаждайся им,
Сам что-то создавай.

Собой владей и управляй
И поведением своим
Других не огорчай.

Задумайся, кем в жизни стать.
И о профессии своей
Как можно больше надо знать.

Свои таланты развивай,
В часы досуга не скучай.

Трудись усердно и умело
И помни, учеба –
Твое главное дело.

Ведущий: Если ребята в классе соблюдают установленные ими нормы школьной жизни, то конфликтные ситуации очень редки.

Психолог: Ребята, ваш жизненный опыт еще не велик. Часто вы просто не знаете, как вести себя в разных ситуациях. Я говорю о ваших взаимоотношениях с родителями, учителями, друзьями – всеми людьми, которые вас окружают. Чтобы не было конфликтов, надо знать, как поступать в определенный момент вашей жизни, а для этого я предлагаю, чтобы каждый из вас определил, конфликтная ли вы личность? Зная это, вы сможете корректировать свое поведение.

Психолог: Всем хочется стать чуточку лучше, это каждый знает по себе. У человека есть много возможностей, чтобы жить без конфликтов, и одна из них – делать комплименты, говорить друг другу приятные слова и уступать:

Давайте будем жить, друг другу уступая,
Тем более, что жизнь короткая такая.

Подумайте об этом ребята и скажите друг другу добрые слова.

Учитель: В главном законе нашей страны – Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина.

(Учитель раздает учащимся шары, к нитке прикреплены карточки с номерами статей, ребята зачитывают их.)

  1. Право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22)
  2. Право на свободу совести, вероисповедания (статья 28)
  3. Право на свободу мысли и слова (статья 29)
  4. Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (статья 27)
  5. Право на участие и проведение мирных митингов и демонстраций (статья 31)
  6. Право участвовать в управлении делами государства (статья 32)
  7. Право на свободный труд и выбор профессии (статья 37)
  8. Право на участие в культурной жизни общества и пользоваться достижениями культуры (статья 44)

Права важны для каждого человека и для страны в целом. Но права и свободы нуждаются в бережном отношении.

Необходимо с детства научиться пользоваться своими правами, помня, что твои права не должны нарушать прав другого человека и приносить ему вред.

Круглый стол на тему "Права человека"

Форма проведения: “круглый стол” с приглашением представителей правоохранительных органов.

Аудитория: 10, 11 классы.

Ресурсы и оборудование: доска, проектор, мультимедийная презентация, видеоролики.

Приглашенные: директор Аулиекольской школы-гимназии имени Султана Баймагамбетова С.К. Максютова; прокурор Аулиекольской районной прокуратуры, юрист II класса Б.С. Каратаев; классные руководители 10, 11-х классов; учителя-предметники.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас сегодня на нашем внеклассном мероприятии.

Прежде всего я хотел бы начать со слов поздравлений – накануне, 20 ноября, отмечен как Всемирный день ребенка.

Просмотр видеоролика №1 «Всемирный день ребенка».

Актуализация

И, наверное, символично то, что именно в эти дни мы собрались чтобы в очередной раз вспомнить тему проводимой в школе Республиканской декады.

Слайд 2. - Напомните мне, пожалуйста, ее название.

Слайд 3. Просмотр видеоролика №2 «Права человека».

Основной целью проведения как декады, так и нашего мероприятия – это освещение вопросов, связанных с гражданскими правами людей. Тема для вас не нова, поэтому и формат мероприятия необычен: сегодня на нашу встречу был приглашен прокурор Аулиекольской районной прокуратуры, юрист II класса Каратаев Берик Сартаевич

Обращаясь к гостю

- Берик Сартаевич, спасибо Вам за то, что откликнулись на предложение администрации школы-гимназии о проведении встречи.

В свою очередь я рад представить Вам старшеклассников школы-гимназии имени Султана Баймагамбетова. Перед Вами обучающиеся 10 и 11-х классов.

Готовясь к встрече с Вами, ребята со своей стороны тоже предложили ряд вопросов, несколько позже мы с ними ознакомимся.

Итак, знаем ли мы, что такое право? Мы знаем, что это слово имеет несколько значений. Давайте вспомним главные его значения. Право – это …

Работа на доске – построение ассоциативной схемы к слову.

а) возможность поступать определенным образом;

б) юридические нормы, выраженные в источниках права;

в) система общеобязательных правил поведения.

Каждый человек обладает равными с другими людьми правами. Человек должен изучать и знать свои права.

- Как вы думаете, зачем надо изучать права?

- Чтобы соблюдать их. Чтобы защищать себя. Чтобы жизнь в обществе была спокойной, справедливой.

История идеи прав человека.

- Каждый человек желает спокойной, счастливой жизни для себя и своих близких. Хочет, чтоб его уважали, поступали справедливо по отношению к нему. Но не всегда же так бывает.

- А что происходит в обществе, когда права людей не соблюдаются?

(различные преступления, убийства, несправедливость, унижение человеческого достоинства, рабство, казни, войны и другие ужасы, олицетворяющие трагедию человечества).

Люди стали задумываться о том, что надо как-то остановить это. Идея прав человека имеет долгую историю. Она уходит своими корнями в мировые религии и древние философские учения. Потом появились писаные законы о правах и свободах человека на уровне государства. Их появлению предшествовали конфликты в обществе, какие-то очень значительные события.

Давайте вспомним их историю.

Слайд 6. Просмотр видеоролика №3 «История прав человека».

- Что же, я надеюсь этот ролик оставил какие-то эмоции. Итак, кто хочет прокомментировать видео, или поделится своим мнением? Может у вас возникли какие-либо вопросы?

БЛОК «ИНТЕРВЬЮ»

1. Один из ярких вопросов, поднятых в видеоролике – это вопрос о соблюдении прав человека.

Нашими учащимися (10-м классом) этот вопрос был задан самым первым. Я хотел бы остановиться на нем подробнее.

Итак, соблюдаются ли права человека в обществе? Кем осуществляется контроль над этим вопросом? И какие меры для этого предпринимаются?

2. Следующий вопрос Вам адресован обучающимися 11 «А» класса: скажите пожалуйста, почему возникла необходимость в принятии Конвенции о правах ребенка? Что утверждает этот международный документ?

3. Вопрос от 11 «Б» класса: ребят интересует состав и полномочия суда, и каким образом реализуется право граждан на судебную защиту?

4. Несомненно, Вам знакомы такие слова: «…Наша служба и опасна, и трудна,

И на первый взгляд, как будто не видна…».

Скажите пожалуйста, можно ли эти слова известной песни отнести к Вашей службе?

Что означает слово «прокуратура» и как понимать словосочетание «прокурорский надзор»?

5. Если остановиться подробнее на последних двух вопросах, то, какими навыками должен обладать человек (в нашем случае – учащийся), для того чтобы работать в Вашей системе, или, скажем, стать судьей?

Спасибо Вам за обстоятельные ответы на интересующие нас вопросы.

Слайд 7. А сейчас я хочу предложить вам, ребята еще раз вспомнить тематику встречи и подвести итог.

Вернемся к нашей схеме.

- Есть ли у вас теперь, после встречи, какие-либо дополнения к тому, что вы уже отобразили?

Прошу выйти и дополнить схему.

Поучительный вывод.

(Можешь ли ты сделать такие выводы по теме, которые были бы важны для твоей будущей деятельности и жизни?)

Запиши свой «поучительный вывод» и прикрепи его на доску в той части, что отражает твое понимание темы.

В завершение нашей встречи мне хочется сказать, что любой класс и вся школа – это маленькая ячейка общества, семья.

И хочется, чтобы в этой семье все и всегда соблюдали права друг друга. Иными словами, чтобы среди вас царили доброта, уважение и взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

Заседание круглого стола по теме:"10 февраля-день прав человека"

10 декабря 2013 года мир отметил 65-тилетие принятия Организацией Объединенных Наций (ООН) Всеобщей Декларации прав человека. Декларация была разработана представителями всех регионов мира, и при её создании были учтены все законодательные традиции. Она стала наиболее универсальным документом по правам человека, в котором изложены 30 фундаментальных прав, лежащих в основе демократического общества. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с историей принятия этого документа, а также его мировым значением. Ведь не случайно этот реальный, живой документ, который во всём мире принят в качестве соглашения между правительством страны и её гражданами, согласно Книге рекордов Гиннеса, переведён на самое большое число языков в мире.

Наш урок мы проведем в форме конференции. Сегодня на нашей конференции присутствуют “специалист по военной истории”, “специалисты по международному праву”, “правозащитники”.

(Опережающее задание группе обучающихся: при подготовке к проведению урока, преподаватель привлекает к участию группу обучающихся – 1 “специалист по военной истории”, 4 “правозащитника”, 3 “специалиста по международному праву”

Злодеяния фашистов и итоги Второй мировой войны.

Преподаватель: Что же стало причиной принятия Всеобщей Декларации прав человека?

Специалист по военной истории: приводит статистические данные по Второй мировой войне 1939–1945 гг (Презентация слайд 3) и по потерям СССР во Второй мировой войне (Презентация слайд 4)

Преподаватель : Историки до сих пор не могут подсчитать, сколько же народу погибло: 15 лет назад считалось – 50 млн., теперь – более 70 млн. Потери от военных действий и вызванных ими голода и эпидемий в Азии (особенно в Китае), видимо не будут подсчитаны никогда. Так что данные, собранные нами из десятка российских и иностранных источников, не окончательные.

Преподаватель: Осознав все ужасы войны, люди пришли к выводу, что такое не должно повториться. Слово предоставляется специалистам по международному праву.

Создание ООН. (Презентация слайд 5)

1-й Специалист по международному праву:

Уже на завершающем этапе Второй мировой войны, на конференции в Сан-Франциско, которая начала свою работу 25 апреля 1945г, была создана Организация Объединенных Наций (ООН). Устав ООН был подписан 26 июня 1945г представителями 51 государства. Дата вступления Устава в силу – 24 октября , отмечается как День Организации Объединённых Наций . [1] (Презентация слайд 6)

Устав ООН (Презентация слайд 7) обязывал членов организации разрешать споры между собой только мирными средствами, воздерживаться в международных отношениях от применения силы или угроз применения силы. Устав провозглашал также равноправие всех людей, уважение прав человека и его основных свобод, необходимость соблюдения всех международных оговоров и обязательств.

В качестве главной задачи перед ООН ставилось содействие обеспечению всеобщего мира и международной безопасности.

Устанавливалось, что ежегодно будут проводиться сессии Генеральной Ассамблеи ООН с участием делегатов всех стран – членов ООН.

2-й Специалист по международному праву перечисляет наиболее известные конвенции и декларации ООН:

В ходе работы ООН, странами участниками были подписаны различные конвенции и декларации. В отличие от Устава ООН , конвенции ООН не являются обязательными для принятия участниками организации. Та или иная страна может как ратифицировать тот или иной договор, так и не делать этого. Наиболее известные конвенции и декларации ООН (Презентация слайд 8):

3-й специалист по международному праву знакомит обучающихся со структурой ООН (Презентация слайд 9)

Кроме того, в состав ООН входят 15 учреждений и несколько программ и органов. ООН имеет отделения в Женеве, Вене и Найроби.

Преподаватель: Одним из первых документов, принятых ООН, стала Всеобщая Декларация прав человека. Слово предоставляется правозащитникам.

1-й Правозащитник

Всеобщая декларация прав человека. (Презентация слайд 10)

Всеобщая декларация прав человека была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) (Международный билль о правах человека) от 10 декабря 1948 года. Декларация определяет базовые права человека, стала результатом опыта Второй мировой войны. После Второй мировой войны, когда создавалась Организация Объединенных Наций, члены международного сообщества дали торжественное обещание не допускать впредь совершения зверств, подобных тем, что имели место в ходе этой войны.

Мировые лидеры решили дополнить Устав ООН документом, гарантирующим права каждого человека везде и всегда. Задуманный ими документ, который позднее стал Всеобщей декларацией прав человека , рассматривался на первой сессии Генеральной Ассамблеи в 1946 году. Ассамблея рассмотрела этот проект декларации об основных правах человека и свободах и препроводила его Экономическому и Социальному Совету “для передачи на рассмотрение Комиссии по правам человека. в контексте подготовки ею международного билля о правах”.

На своей первой сессии в 1947 году Комиссия уполномочила своих членов разработать то, что она назвала “предварительным проектом международного билля о правах человека”. Позднее эту работу взял на себя формальный редакционный комитет, включавший членов Комиссии из восьми государств, отобранных на основе принципа справедливого географического представительства.

2-й Правозащитник

Разработчики Всеобщей декларации прав человека (Презентация слайд 11):

Главой комитета по разработке Декларации была Элеонора Рузвельт из США, её заместителем — Чжан Пэнчунь из Китая. В комитет также входили будущий глава ЕСПЧ и нобелевский лауреат Рене Кассен из Франции, советский посол Александр Богомолов, глава отдела ООН по правам человека канадец Джон Питер Хампрей; Д-р Шарль Малик (Ливан), Чарльз Дьюкс (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), Вильям Ходжсон (Австралия), Эрнан Санта Круз (Чили). Всего комитет состоял из девяти человек.

Комиссия провела свое первое заседание в 1947 году.

Подготовленный Кассэном окончательный проект был передан Комиссии по правам человека, которая заседала в Женеве. Этот проект, разосланный всем государствам — членам ООН с тем, чтобы они представили по нему замечания, стал известен под названием “Женевский проект”.

Первый проект Декларации был предложен в сентябре 1948 года, причем в подготовке окончательного проекта участвовало свыше 50 государств-членов. В своей резолюции 217А (III) от 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея, заседавшая в Париже, приняла Всеобщую декларацию прав человека; восемь стран воздержались при голосовании, но ни одна страна не проголосовала против. Эрнан Санта Крус (Чили), член Редакционного подкомитета, писал: “Я четко осознавал, что являюсь свидетелем подлинно исторического события, когда был достигнут консенсус в отношении высшей ценности человеческой личности, ценности, которая определяется не решением какой-либо мирской власти, а самим фактом существования человека, что порождает неотъемлемое право быть свободным от нужды и угнетения и всесторонне развиваться как личности. В Большом зале. царила атмосфера подлинной солидарности и братства между мужчинами и женщинами, представлявшими самые разные круги, подобного я никогда больше не видел ни на одном международном форуме”.

2-й Правозащитник (Презентация слайд 12) Полный текст Всеобщей декларации прав человека был составлен меньше чем за два года. В то время, когда весь мир был разделен на два блока — восточный и западный, нахождение общей точки зрения в отношении сути этого документа оказалось невероятно трудной задачей.

Преподаватель: Предлагаем вам познакомиться с содержанием Всеобщей декларации прав человека. (Правозащитники по очереди зачитывают Преамбулу и статьи Всеобщей Декларации прав человека).

3-й Правозащитник

Содержание Всеобщей Декларации прав человека.

Преамбула [3] (Презентация слайды 13-43)

Принимая во внимание , что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание , что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание , что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание , что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание , что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание , что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание , что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея ,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Далее текст правозащитники зачитывают Декларации по статьям [3].

3-й Правозащитник (Презентация слайд 44)

Декларация имеет только статус рекомендации. Вместе с тем, значимость её велика. Это был первый документ, в котором права человека получили признание на международном уровне. Декларация вместила в себя не только права “первого поколения” - личные и политические права, но и появившиеся к тому времени права “второго поколения” - социальные, экономические и культурные. Декларация надолго задала высокую планку, стандарт прав человека, к которому мир должен стремиться. На её основании были приняты два обязательных для участников договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Отдельные положения декларации, такие как запрет пыток и рабства, являются обязательными нормами ius cogens; в отдельных странах Декларация признается частично.

4-й Правозащитник (Презентация слайд 45)

В 1950 году ООН учредила праздник День прав человека, отмечаемый в день принятия Декларации. В 2013 году мы будем отмечать его 65 годовщину.

Конституция Российской Федерации принятая 12 декабря 1993 года соответствует Всеобщей Декларации прав человека. [2]

Но провозглашение прав человека не означает, что они автоматически не будут нарушаться.

Преподаватель: (Презентация слайд 46) Вопрос для аудитории:

Что необходимо было сделать, чтобы обеспечить соблюдение прав человека?

Необходимо создавать механизмы защиты прав в каждой стране и механизмы, позволяющие опираться на международную поддержку в защите своих прав. (Презентация слайд 47)

Преподаватель: Предлагаем вам познакомиться с основными правилами обращения в Европейский Суд по правам человека (Страсбургский Суд) – с ними вас познакомят специалисты по международному праву.

1-й специалист по международному праву:

Правила обращения с жалобами в Европейскую Комиссию и Европейский Суд по правам человека. (Презентация слайд 48)

К механизмам оказывающим международную поддержку в защите прав человека относятся, например, Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека. Вот основные правила обращения с жалобами в Европейскую Комиссию и Европейский Суд по правам человека:

Европейский суд по правам человека (Страсбургский Суд) принимает к рассмотрению индивидуальные жалобы от физических и юридических лиц, не являющихся правительственными организациями, при соблюдении следующих условий и процедур:

Жалобы в Европейский Суд по правам человека можно направлять только на действия или решения органов государственной власти и их должностных лиц.

Европейский Суд по правам человека не принимает к рассмотрению жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных организаций.

2-й специалист по международному праву (Презентация слайд 49) перечисляет, что может быть предметом жалобы.

Предмет жалобы касается нарушения государством-ответчиком в отношении заявителя одного или нескольких прав, гарантированных Европейской Конвенцией и протоколами к ней:

3-й специалист по международному праву

Протоколы, ратифицированные Российской Федерацией: (Презентация слайд 50)

Протокол № 1. Защита собственности, право на образование и свободные выборы;

Протокол № 4. Запрещение лишения свободы за долги, гарантии свободы передвижения, запрещение высылки граждан и коллективной высылки иностранцев;

Протокол № 7. Процедурные гарантии в случае высылки иностранцев; право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции; компенсация в случае судебной ошибки; право не быть судимым или наказанным дважды; равноправие супругов.

1-й специалист по международному праву: (Презентация слайд 51)

“Жертва” нарушения прав, гарантированных Конвенцией, перед подачей жалобы в Европейский суд обязана исчерпать все эффективные внутригосударственные средства правовой защиты.

Жалоба должна быть подана в Европейский Суд в течение 6 месяцев после даты принятия окончательного решения по делу заявителя на внутригосударственном уровне. (Презентация слайд 52)

2-й специалист по международному праву

Жалоба должна быть надлежащим образом “обоснованной”. (Презентация слайд 52) Общее требование — убедительно, с помощью доказательств продемонстрировать наличие нарушения прав, гарантированных Конвенцией. Обвинение должно быть доказано заявителем адекватным образом, т.е. с помощью документов и доводов. Обосновывая свои утверждения, заявитель должен ссылаться также и на прецедентное право Суда и его постановления по аналогичным нарушениям. При невозможности предоставить Суду те или иные документы в обоснование жалобы по причине их нахождение у государства-ответчика, необходимо указать это в жалобе с просьбой к Суду запросить документы у правительства государства-ответчика.

Суд не принимает анонимные жалобы. (Презентация слайд 52)

Жалоба может быть подана на русском языке.

Однако, после вынесения решения о приемлемости жалобы и коммуникации ее государству-ответчику, вся переписка сторон с судом ведется на официальных языках: английском или французском.

Злоупотребление правом на подачу жалобы (Презентация слайд 53)

По данному основанию признаются неприемлемыми в основном повторные жалобы сутяжных заявителей, поданные по одним и тем же основаниям, если ранее уже выносилось решение о неприемлемости. Также Суд признает злоупотреблением правом те жалобы, которые содержат оскорбительные утверждения в адрес государства-ответчика или Суда. Необходимо также отметить, что любая попытка ввести Суд в заблуждение при рассмотрении жалобы, например, путем подделки документов или сокрытия фактов, будет расценена, как злоупотребление правом на подачу жалобы.

1-й специалист по международному праву (Презентация слайд 54) Аналогичные жалобы.

Жалоба, уже рассматривавшаяся Судом или являющаяся предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и которая не содержит новой информации, будет объявлена неприемлемой.

Юридическое представительство. (Презентация слайд 55)

Жалоба может быть подана лично заявителем или через представителя по доверенности, формуляр которой утвержден Регламентом Суда.

Судебные пошлины. (Презентация слайд 56)

Заявитель, обращающийся в Европейский суд, не платит судебных пошлин ни на одной из стадий судебного разбирательства.

2-й специалист по международному праву (Презентация слайд 57)

Исполнение решений европейского суда

Решение Европейского суда может принести пользу только в том случае, если оно приведено в исполнение.

За исполнением решений европейского суда следят специальные органы, уполномоченные осуществлять деятельность такого рода представителями ЕСПЧ города Страсбург.

Такое исполнение решений суда является одним из важнейших прав человека.

Так как Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека, правительство не может не принимать во внимание решения европейского суда.

Из документов Совета Европы следует, что исполнение постановлений ЕСПЧ на национальном уровне предполагает действия:

по выплате компенсации, назначенной ЕСПЧ;

по восстановлению прав индивида, которые были признаны нарушенными в постановлении ЕСПЧ;

по принятию мер общего характера, вытекающих из принятого ЕСПЧ постановления по делу.

На данный момент Европейским судом был принят ряд серьезных решений по делам против России.

Во многих случаях вопрос касается неисполнения вынесенных решений государственными судебными инстанциями.

Так как подобные жалобы продолжают поступать в ЕСПЧ, можно сделать вывод, что с течением времени, темпы исполнения решений европейского суда на территории России ничтожно малы.

С выплатой накладываемых решением суда материальных обязательств проблем не возникает, в то время как принятие мер, призванных улучшить ситуацию в стране встречает много непреодолимых препятствий.

Для того чтобы обеспечить исполнение решений ЕСПЧ в данной сфере, необходимо изменить не только законодательную базу, но и организационную часть работы органов, следящих за исполнением принимаемых в судебных инстанциях решений.

Преподаватель: Попробуйте привести примеры жалоб, с которыми можно было бы обратиться в ЕСПЧ .

Работа с аудиторией “Полет на воздушном шаре”.

Преподаватель проводит игру с аудиторией. (Презентация слайд 58)

Задание : В заключении предлагаем вам несложную игру. Представьте себе, что вы совершаете полет на воздушном шаре. Ваш воздушный шар падает. Чтобы спастись, вам необходимо оставить строго определенное количество мешков с песком (5), а остальные сбросить. Мешки – это ваши права. Всего их 10. Какие вам не нужны?

Не правда ли, трудный выбор.

Заключительное слово ведущего: На этом наша конференция завершает свою работу. Спасибо за внимание. (Презентация слайд 59)

Круглый стол "Откровенный разговор"

Развить нравственные личностные качества такие, как анализировать и делать выводы, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Сегодняшнюю нашу встречу мы проводим по просьбе старшеклассников. У вас накопилось очень много вопросов и проблем. Сегодня у вас есть возможность задать ваши наболевшие вопросы специалистам, поэтому назвали мы данное мероприятие «Откровенный разговор».

По заранее проведенному анкетированию мы сделали вывод, что очень много вопросов и проблем, связанных с вашими правами и обязанностями, по предупреждению правонарушений, и поэтому на встречу мы пригласили представителей правозащитных органов. Позвольте представить:

Заместитель прокурора Залилов Вильнур Вильсурович.

Инспектор ПДН, майор милиции Мугинова Ильгиза Ильгизаровна.

Очень волнует старшеклассников вопросы, связанные со здоровым образом жизни. Какова ситуация в городе и районе по рождаемости, по венерическим заболеваниям, по ВИЧ-инфекции. Вопросы по медицинскому осмотру. На эти вопросы будет отвечать:

Заместитель главного врача по материнству и родовспоможению Сиразиева Светлана Закировна.

Также накопилось очень много проблем во взаимоотношениях с родителями, со сверстниками, вопросы, связанные с вашим внутренним миром. На них будет отвечать:

Школьный психолог Горелова Елена Ивановна.

Самая большая ценность – человек. Именно поэтому закон строго охраняет человека, его жизнь и здоровье. Гражданин имеет право чувствовать себя в обществе спокойно. Государство должно принять такие законы, которые защитят покой граждан. В 1989 году Россия ратифицировала очень важный документ – Конвенция о правах ребенка, принятый ООН. О правах ребенка говорится и в других российских законах, например в Семейном кодексе РФ.

Вы неплохо осведомлены о том, какие именно гражданские, политические, социально-экономические и культурные права у вас есть. Однако как защитить эти права и свободы от нарушения органами власти или другими гражданами, мы зачастую не знаем. Особенно плохо обстоит дело со сведениями о конкретных полномочиях правоохранительных органов и правозащитных организаций. Дети (а иногда и родители) не знают, куда обращаться в случае нарушения их прав. Для защиты прав и свобод человека существуют специальные органы, которые называются правоохранительными. Согласно статье 129 Конституции РФ в Российской Федерации существует прокуратура. Прокуратура действует только на основании закона. Она независима от любого органа власти или политической партии. И вот теперь хотелось бы задать вопрос представителю из прокуратуры:

Многие считают прокуроров только государственными обвинителями в суде. А защищают ли они граждан? Каким образом?

- Ответ специалиста.

Дальше вопросы задают дети:

- Каков процент раскрываемости преступлений в городе?
- Как часто совершаются преступления среди подростков?
- Что делается в нашем городе для снижения правонарушений среди молодежи?
- Какое самое интересное дело было у прокуратуры за последний год?
- Контролируется ли деятельность местного медресе и то чему там учат детей?

Кроме прокуратуры, для борьбы с нарушениями прав человека созданы и другие органы. Например, органы внутренних дел (милиция), в том числе отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, которые следят за соблюдением общественного порядка и борются с правонарушениями. Наши старшеклассники в том возрасте, когда много свободного времени, особенно вечером, они проводят на улице. И многих волнует вопрос, какие ограничения во времени существуют для подростков в вечернее время?

- Как нужно правильно себя вести, если правоохранительные органы задержали вас на улице?

Далее учащиеся задают свои наболевшие вопросы:

- Расскажите, в каких случаях милиция может забрать подростка в отделение? Сколько времени может там держать? Могут ли забрать туда насильно?
- Имеют ли право в милиции снимать отпечатки пальцев без разрешения родителей?
- Если подростки стоят в подъезде, не нарушая порядка, имеют ли право их забрать в отделение?
- Почему правоохранительные органы, иногда, без причины забирают подростков в отделение?
- Всегда ли стоит доверять милиции, даже если у них есть документы?
- Если разрешили родители, можно ли задержаться на улице дольше положенного времени?

Инспектор ПДН отвечает на все вопросы.

Учащиеся задают вопросы:

- Какова численность зараженных ВИЧ-инфекцией у нас в городе?
- Какова численность заболеваемости другими венерическими болезнями?
- Какова рождаемость на сегодняшний день в городе?
- Каков процент рождаемости здоровых детей?
- Сколько новорожденных детей погибают по вине врачей?
- Как часто случается такое, что женщина оставляет своего ребенка в роддоме?
- Зачем так рано (в 14 лет) нужно проходить медицинский осмотр?
- Почему гинекологи грубо разговаривают и совсем невнимательны к девочкам, которые в первый раз пришли на мед. осмотр?
- Как часто нужно обследоваться у врача?

По ответам психолога вместе делаем вывод:

Человек, который способен критически мыслить, способен к самоанализу – это человек, который не будет винить кого-то в том, что у него произошло и что его не понимают. Он не ждет изменения в других людях или обстоятельствах, он меняет себя.

Читайте также: