Круглый стол подросток и закон сценарий

Обновлено: 24.04.2024

С вопросами на правовую тематику мы встречаемся часто. Неверным считается мнение, что право используется только тогда, когда необходимо наказать тех, кто, нарушил закон. Часто подростки с удивлением реагируют, когда узнают о том, что многие их повседневные действия носят характер правоотношений, т.е. таких отношений, которые регулируются нормами права.

ВложениеРазмер
beseda_za_kruglym_stolom.docx 18.66 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Беседа за круглым столом: закон для подростка

Цель: ознакомить воспитанников, склонных к правонарушениям, с некоторыми аспектами законодательства в отношении молодых людей, с наиболее чаще встречающимися примерами нарушений правовых норм в молодежной среде с целью их предупреждения, развивать интерес учащихся к чтению литературы, материалов периодической печати, просмотру телепередач на правовую тематику, воспитывать у учащихся уважение к Закону.
Участники беседы: воспитанники, склонные к правонарушениям.
Ведущий беседы: воспитатель.
План
1. Вступительное слово. Ознакомление с целью беседы.
2. Основная часть беседы «Закон и мы» (формат «вопрос - ответ», обсуждение ситуаций).
3. Итоги беседы. Вывод.

2. Основная часть беседы «Закон и подросток». (Вопросы и ответы на них, обсуждение ситуаций).
1. Что такое правоведение?
Ответ. Это общественная наука, которая изучает право как особую систему социальных норм, каким образом можно применять нормы права, юридические права и обязанности, виды юридической ответственности.

2. С какими другими социальными норами более всего связаны нормы права?
Ответ. С нормами морали.

3. Возникает ли ответственность, когда подросток нарушает моральные нормы? Перед кем он отвечает?
Ответ. Возникает. Он несет ответственность перед семьей, школой, товарищами. При неоднократных нарушениях возможна, ответственность перед комиссией по делам несовершеннолетних.

4. В каком возрасте подросток может быть привлечен к юридической ответственности?
Ответ. С 14 лет.

5. Какую юридическую ответственность несет подросток в 14 лет?
Ответ. В 14 лет наступает уголовная ответственность за совершение тяжких преступлений: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, похищение человека, разбой, кражу, злостное и особо злостное хулиганство, хищение огнестрельного оружия, боеприпасов, наркотических веществ, умышленное уничтожение или повреждение имущества, угон автотранспортных средств.

6. А какая еще ответственность наступает с момента достижения 14-летнего возраста?
Ответ. Если действия несовершеннолетнего приводят к порче чьего-либо имущества, то наступает гражданская ответственность. Причинение вреда здоровью и чести человека также повлечет за собой привлечение к гражданской ответственности.

7. Какие виды ответственности наступают в 16 лет?
Ответ. Административная, за совершение административных проступков и уголовная, за все виды преступлений.

8. Какая ответственность наступает с 18 лет?
Ответ. С этого возраста молодой человек считается совершеннолетним и следовательно с этого возраста он несет юридическую ответственность за любые противозаконные действия.

9. Какие вы знаете правоохранительные органы?
Ответ. Полиция, прокуратура, адвокатура, ФСБ.

10. Что такое хулиганство?
Ответ. Это грубое нарушение общественного порядка. Совершая хулиганские действия, человек выражает явное неуважение к обществу.

11. Как карается законом хулиганство?
Ответ. Наказывается штрафом, либо обязательными работами или исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

12. Случалось ли вам наблюдать чьи-то хулиганские действия?
Отвечает каждый участник беседы.

13. Был ли кто-нибудь из вас участником подобного нарушения общественного порядка?
Отвечает каждый участник беседы.

14. Какие преступления вы считаете наиболее опасными?
Отвечает каждый участник и обосновывает свое мнение.

15. Перейдем к вашим обязанностям учащихся. В каком законодательном документе Российской Федерации закреплено право на образование?
Ответ. В Конституции, в Федеральном Законе «Об образовании».

16. Каких школьные документах содержат права и обязанности учеников?
Ответ. Устав школы, Правила для учащихся, локальные акты школы.

17. Известны ли вам Правила для учащихся?
Отвечает каждый участник.

18. Может ли ученик работать в свободное от учебы время (на каникулах), где именно? С какого возраста? Что для этого нужно? Знаете ли вы, куда обратиться?
Ответ. Да, может. С 16 лет допускается заключение трудового договора. Если подросток получил основное общее образование, допускается с 15-летнего возраста. Если есть согласие одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства, трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими 14 лет. Чтобы получить первый трудовой опыт, подростку, желающему трудиться, достаточно обратиться в районный отдел занятости населения по месту прописки с паспортом.

19. Нарушают ли правовые нормы учащиеся школы? Какие правонарушения они допускают?
Отвечает каждый участник.

20. Знаете ли вы, как надо себя вести, чтобы учащегося, состоящего на внутришкольном учете, как склонного к правонарушениям сняли с учета?
Каждый участник выражает свою точку зрения.

21. Давайте разберем ситуации из школьной жизни.
1) Когда в школьном коридоре никого не было, учащийся 8 класса порвал стенгазету, которая принимала участие в конкурсе стенгазет. Можно ли считать, что этот ученик нарушил правила поведения учитывая то, что в содеянном поступке он не сознался? (Отвечает каждый участник, обосновывая свое мнение)
2) Один из учеников школы случайно разбил стекло в своем классе. И несмотря на то, что он в этот момент находился в классе один, ученик признался в своем поступке и классному руководителю, и одноклассника, а придя домой – и родителям. Отец ученика достал стекло нужного размера, а технические работники школы помогли вставить стекло.
Как вы считаете, этот поступок можно считать нарушением правил поведения? (Ученики высказывают свои мнения)

22. Есть ли среди ваших знакомых работники полиции или других правоохранительных органов?

23. Мог ли бы ты стать на защиту человека, который стал жертвой преступления?
Отвечает каждый участник.

24. Свидетелями каких незаконных действий вы были сами?
Отвечает каждый участник.

25. Могут ли несовершеннолетние быть собственниками имущества?Какое имущество может считаться их собственностью?
Ответ. Могут. Это личные вещи — одежда, книги и др., то, любое имущество, которое было им подарено или оставлено в наследство.

26. В каких случаях подросток может распоряжаться собственным ценным имуществом, например домом, дачей, автомобилем?
Ответ. Подросток, как и совершеннолетний, может владеть, пользоваться, распоряжаться ценным имуществом. Но в соответствии с Гражданским кодексом РФ он обладает неполной дееспособностью. То есть, чтобы заключить сделку, потребуется согласие законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетнего.

27. Что вам известно об обязанностях детей и родителей?
Ответ. Родители обязаны воспитывать детей, заботиться об их физическом и нравственном развитии, готовить их к труду. Родители должны содержать своих несовершеннолетних детей, а если это необходимо — совершеннолетних нетрудоспособных детей. Дети в свою очередь обязаны заботиться о своих родителях. А если родители нетрудоспособны и нуждаются в помощи — совершеннолетние трудоспособные дети также должны их содержать.

30. Могут ли юридические знания пригодиться человеку? Где и когда?
Ответ. Конечно, могут. Если человек сам нарушил закон или если нарушены его права кем бы то ни было.

31. Что объединяет такие разные сферы: медицину и правоведение??
Ответ. Обе сферы лечат людей: медицина лечит тело, а лечение поступков людей, их правосознанием занимается правоведение.

3. Итоги беседы.
Вопрос к ученикам.
1. Что нового для себя вы узнали из беседы «Закон и подросток»?
2. Принесла ли вам пользу наша беседа?

Вывод.
В скором времени вы закончите школу, и у вас начнется самостоятельная жизнь. Каждый ваш поступок будет оцениваться окружающими вас людьми и самим государством. Для жизненного успеха будет необходимо быть ответственным, выполнять свои гражданские обязанности по защите Отчизны, соблюдению законов. Вы будете помогать государству принимать важные решения, которые будут выноситься на всенародное обсуждение, вы будете принимать участие в формировании органов власти. При этом крайне важно, чтобы багаж правовых знаний постоянно пополнялся. И каждый из вас при этом должен быть готов противостоять злу и всему тому, что мешает нашему обществу процветать. Все это нужно гражданину Российской Федерации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении Российской государственности" для 6 классов.

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом"по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении российской государственности" для 6 класс.

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за «круглым столом» на тему: «Терроризм – угроза всего общества» для учащихся 9 классов.

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" на тему: "Терроризм - угроза всего общества" для учащихся 9 классов.


Круглый стол "Законы Истока"

Детская организация "Исток" это добровольная организация, объединяющая творческих, активных, инициативных учащихся 1-11 классов. По каким законам, заповедям живет и работает наша организация и основны.

Беседа за круглым столом: «За порогом детства»

Учить детей находить правильные решения в трудных жизненных ситуациях и уметь защищать свои права.


Беседа за круглым столом "Толерантность" для детей 12-14 лет

В ходе занятия дети знакомятся с понятием "толерантность", учатся адекватно оценивать себя и других, уважать себя.


Круглый стол, беседа о театре " Прекрасный мир Театра"

Сценарий мероприятия, посвященного году театра в Росссии. Можно провести как беседу, круглый стол, путешествие и прочее. Содержит теорию, музыкальное сопровождение, различные виды театрального жанра.

Беседа на Круглом столе с приемными родителями "Насилие и жестокое обращение в семье: причины, последствия, помощь"

Специалисты во всем мире единодушны: семейная жестокость касается всего общества, последствия издевательств над одним человеком неизбежно задевают всех окружающих.

Сценарий круглого стола "Подросток и закон"

Ведущий: Добрый день! Ребята на сегодняшней встрече мы бы хотели затронуть одну из актуальных тем - правонарушение среди подростков. А начнем мы с одной притчи:

«Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, все можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы».

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, а жители счастливыми, почему чувствуют себя в безопасности?

- Жители стали жить по законам.

- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок и несправедливость!

Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, добиваться своих целей, при этом нередко отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях. Или же вступить на путь преступлений в поисках легкой и быстрой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее, почему же количество малолетних преступников не уменьшается? Может они не понимают и не осознают всю серьёзность поступка, а может быть они и не знают, что бывает за совершённое правонарушение?

Разобраться в этом нам поможет инспектор ПДН, которая расскажет о видах правонарушений и ответственности за них.

Выступление Инспектора

Ведущий: Ребята, а сейчас мы проверим насколько хорошо вы ориентируетесь в юридических понятиях и терминах.

· Что является основным законом нашего государства? (конституция РФ)

· Защитник на суде? (адвокат)

· С какого возраста наступает уголовная ответственность? (с 16 лет, по отдельным статьям с 14лет)

· Обвинитель на суде? (прокурор)

· Как называется открытое хищение имущества? (грабеж)

· Как называются правила, которые устанавливает государство? (Законы).

Ведущий: Ребята разделитесь на группы, пожалуйста. Сейчас мы разберем ситуации из жизни, а вы определите, содержит ли данная ситуация правонарушение и какая ответственность за него предусмотрена.

Ситуация №1 . «Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы и под угрозой физической расправы отбирали у них деньги, при этом говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится». Как можно расценить их поведение?

(эти ребята совершили преступление)

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Ситуация №2: На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скукотища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Как расценить поступок ученика?

Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается лишением свободы на срок до двух лет .

- Если говорить о вреде, то н может быть причинен не только человеку, но и его имуществу. А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»).

Ситуация №3 : «Ложный звонок»

«В класс вбегает ученик:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Занятия в школе были прерваны.»

Как можно расценить поведение ученика?

(ученик совершил преступление)

- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья Уголовного кодекса, предусматривающая конкретное наказание!

Ситуация №4 : К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка. Как расценить поведение ученика?

Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются лишением свободы на срок до двух лет .

- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.

– Это нас-то, маленьких. Какой с нас штраф? - может ответить ученик

Статья 20 УК РФ.

Ситуация №5 : Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и забрал мобильный телефон из рюкзака своего одноклассника. Как расценить поступок Димы?

158 УК РФ (кража)

Ситуация №6 : На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Статья 20.1. КоАП РФ. Мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Ситуация №7. В день своего 16-летия Петя пригласил своих друзей Юрия и Николая в парк отдыха. Там они распили принесенные Петей спиртные напитки. После этого, не обращая внимания на предупреждение прогуливающихся в парке граждан, они стали выражаться нецензурными словами, оскорблять людей, которые делали им замечания.

Ст.20.20 КоАП РФ (Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах) влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
+ ст.20.1 КоАП РФ мелкое хулианство

Ситуация №8. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь (возраст всех троих - 15 лет) в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

Статья 20.22. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ -

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.


Ситуация №9: На перемене:

Статья 167 УК. - Умышленные уничтожение или повреждение имущества

1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба , -

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей…, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Ситуация №10: Две девочки в классе ссорятся:

– А ты сама Гадина.

Статья 5.61. Оскорбление. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.


Ситуация №11 : В класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай краской, чтоб лучше видно было!

УК РФ, Статья 214. Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, -

наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Ситуация №12. В школе организовалась группа подростков, которые промышляли тем, что по вечерам срывали с прохожих шапки, цепочки и т.п. Вырученные деньги тратили на развлечения.

УК РФ, Статья 161. Грабеж

1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, -

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Ведущий: Завершить наше мероприятие мы хотели бы следующей притчей.

«Однажды темной дождливой ночью молодому человеку необходимо было переплыть быструю реку. Старый рыбак дал ему свою лодку и указал на еле заметный огонек на противоположном берегу: «Греби на него, сынок, что есть силы, греби и не вздумай опускать весла и только тогда ты доберёшься до своей цели». И молодой человек поплыл. Сильный ветер дул ему навстречу. Дождь застилал глаза, а он все греб и греб, удерживая ориентир перед собой. Каждый последующий гребок давался труднее предыдущего. И вдруг он увидел большой белый пароход, который плыл по течению. Он весь сверкал, на нём играла музыка, все люди были красиво одеты и радостно улыбались. Они все были во власти могучего потока реки. И ему захотелось вынуть из воды весла, но огонек продолжал мерцать перед его глазами, и он снова устремился к своей цели. Преодолевая бешеное сопротивление реки, он всё же переплыл на другой берег. И уже на берегу, он услышал ревущие звуки, которые при приближении к повороту становились все сильнее и сильнее. это был водопад ».

Я хочу вернуться к нашему эпиграфу. «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают»».

Все ли делают так? Как в жизни поступить: сопротивляясь бурному потоку плыть к своей цели, или же повинуясь течению реки, встретится с бездной. Решать вам и только вам.

Круглый стол "Подросток и закон"
план-конспект занятия (6 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 10» (п. Мещерское)

«Подросток и закон»

Подготовила: социальный педагог А.В. Фотюк

Круглый стол «Подросток и закон»

Цель: профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Задачи: упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них, развивать представления о последствиях противоправных деяний, воспитывать чувство ответственности за свои поступки, способствовать развитию связной речи учащихся.

«Помните, что совершая правонарушение,

вы не только нарушаете Закон,

но и причиняете боль родным и

близким вам людям»

Вступительное слово. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об очень важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и их последствиях. Незнание закона, не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение закона приводит к тяжелым последствиям. Мы в ответе за свои поступки. Это и есть название нашего занятия.

И пусть сегодня наше занятие станет началом правильного выбора вашего жизненного пути.

Эпиграфом нашего занятия будут слова «Помните, что совершая правонарушение, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль родным и близким вам людям».

Учитель: Я не случайно попросила вас назвать свой возраст. Вы сейчас находитесь в таком возрасте, о котором говорят подростковый. Это новый жизненный этап с новыми жизненными правами, обязанностями и ответственностью.

Подросток. Ещё говорят – несовершеннолетний. Это – юноша или девушка в переходном возрасте от детства к юности . Это когда детство уже ушло, но зрелость еще не наступила.

Возраст этот интересный и сложный. В это время подросток готовится к переходу из детства во взрослую жизнь. Вокруг много соблазнов, много интересного и неизведанного, многое хочется попробовать, многое происходит впервые. Это своего рода испытание. Оно даётся каждому человеку.

Возникают частые трения с родителями, взрослыми, кому-то кажется, что его не понимают, бывает обстановка в семье невыносимой, но все-таки, в конечном итоге, выбирает как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки. Именно в подростковом возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но очень много подростков попадает в воспитательные трудовые колонии, спецучилища. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Как мальчиков, так и девочек

Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу.

Право и закон - тот же компас. Они показывает всем людям направление пути, дают возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных жизненных ситуациях.

Ребята, чему должен подчиняться каждый человек в любой стране?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

В Конституции Российской Федерации – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

- Каким можно назвать человека, который выполняет все законы и правила?

Ответы детей (ответственным, законопослушным)

Быть ответственным – отвечать за свои действия

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.)

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта Устава школы?

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(Это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры).

- Верно, это административное правонарушение: «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

- Представьте себе следующую ситуацию:

Ситуация № 3 . Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(Эти ребята совершили преступление).

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное УК РФ

- В «Уголовном Кодексе РБ» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Учитель: А сейчас познавательная минутка о богине правосудия

Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка, жена Зевса.Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки.

Атрибутами богини правосудия Фемиды являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два - главные атрибуты, ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своей эмблеме.

Рассмотрим более подробно символизм атрибутов богини правосудия Фемиды.

Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний.

Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия,символ силы, "правого дела".

Когда меч опущен, фигура выигрывает в композиционном смысле (проще говоря, выглядит лучше), однако символический смысл опущенного меча - оконченная борьба, возврат воина к миру. Победа одержана - оружие опущено.

Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел.

Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

Проступок или преступление

  1. Порвал учебник одноклассника
  2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде
  3. Избил одноклассника
  4. Совершил кражу мобильного телефона
  5. Совершил прогул в школе
  6. Переходил дорогу в неположенном месте
  7. Разбил мячом окно
  8. Нецензурно выражался в общественном месте
  9. Десятиклассницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона
  10. 16-летние ребята сломали дерево в парке
  11. 14-летний мальчик перебежал улицу в неположенном месте, всем машинам пришлось резко затормозить

Вид ответственности: административная или уголовная

Уголовная ответственность — это самый строгий вид ответственности, который наступает за совершение преступлений, то есть наиболее опасных правонарушений.

Административная ответственность наступает с 16 лет. Данный вид ответственности является более мягким, чем уголовная, и наступает за менее опасные правонарушения. В качестве примера можно отметить следующие: пропаганда наркотических средств, занятие проституцией (при этом организация проституции – это уголовная ответственность), мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения (в том числе, безбилетный проезд), неисполнение требований судебного пристава, появление в состоянии опьянения в общественных местах и т. д. При этом, если несовершеннолетний, не достигший 16 летнего возраста, распивает спиртные напитки (включая пиво) или появляется в состоянии опьянения в общественном месте, то административную ответственность будут нести его родители. При этом не имеет значения, каким способом было достигнуто состояние опьянения: употребления вина, пива, либо медицинских препаратов и иных веществ. Лица, предлагающие спиртные напитки или иные одурманивающие вещества несовершеннолетнему, будут привлечены к административной ответственности.

Дисциплинарная ответственность. За совершение обучающимися дисциплинарного проступкаустанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания: замечание выговор отчисление. Отчисление, как мера дисциплинарной ответственности, может быть применено за: Длительное отсутствие (более тридцати дней без уважительных причин) на учебных занятиях в течение учебного года.

  1. Василий, 14 лет, в школе разбил стекло.
  2. Виталий, 15 лет, снял щетки стеклоочистителя с чужого автомобиля.
  3. 14 летние ребята бросали камни в проходящие поезда.
  4. Группа подростков, от 14до 16 лет, совершила разбойное нападение на прохожего.
  5. Андрей, 15 лет, в общественном транспорте оскорбил пожилого человека.
  6. Сергей, 14 лет, угнал автомобиль соседа.
  7. 15 летние подростки в парке разожгли костер.
  8. Петр, 16 лет, сорвал цветы с клумбы.
  9. Валя, 14 лет, вымогала деньги у младших школьников

Определить является ли это административным правонарушением, и какое наказание за этим последует

1.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? Какое наказание можно ожидать . (С 16 лет. Административная. Мелкое хулиганство)

2. Подростка задержали на улице после 23 часов без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?( Предупреждение)

3. Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их? (Нарушение требований санитарных правил в лесах наложение административного штрафа)

4. Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива и в парке распили. Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению?

(Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей)

5. Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены к административной ответственности? (С 14 лет. Порча имущества. Штраф.)

6. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое правонарушение совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? (Кража 14 лет)

7.16-летний подросток позвонил ради шутки в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба.

(С 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей)

Ситуация № 1 . Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул,

говорит, что не хочет посещать уроки и учиться в школе. Я считаю, что это проступок.

(Это проступок. Мальчик не нарушил закон. Мальчик нарушил Устав школы (пропуски уроков без уважительной причины).

Наказание – предупреждение, выговор, постановка на ВШУ)

Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это проступок.

(Это преступление. Подростки нарушили Закон, совершили грабеж. Наказание – лишение свободы реально или условно.

Учитель: А сама Татьяна и ее родители нарушили Закон?

Нахождение ребенка в вечернее время на улице без присмотра родителей. Родителей могут привлечь к административной ответственности – штраф.)

Ситуация № 3. Мальчики девятого класса курили на территории школы, нецензурно выражались и заставляли ребят из младших классов попробовать закурить. Я считаю, что это преступление.

(Проступок. Запрещено курить в общественных местах ближе чем, 15 метров. Нарушение общественного порядка. Административное наказание – штраф.

Родители учеников также могут быть привлечены к административной ответственности)

Ситуация № 4. Ученики начальной школы, во время перемены, бегали по коридору, толкались, пинали друг друга, дергали девочек за косички, на замечания дежурных по школе и учителей не реагировали. Я считаю, что это преступление.

(Это проступок. Нарушение Устава школы, правил поведения в школе. Постановка на ВШУ)

Ситуация № 5. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Я считаю, что это проступок.

(Эти ребята совершили преступление. Действия мальчиков противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление)

6. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых , не теряя времени, узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых , запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих , ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых , школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых , веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых , ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых , помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых , если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона: «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

Беседа за круглым столом "Закон и подросток"

Цель: Ознакомить учащихся, склонных к правонарушениям, с некоторыми аспектами законодательства в отношении молодых людей, с наиболее чаще встречающимися примерами нарушений правовых норм в молодежной среде с целью их предупреждения, развивать интерес учащихся к чтению литературы, материалов периодической печати, просмотру телепередач на правовую тематику, воспитывать у учащихся уважение к Закону.

Участники беседы: Учащиеся, склонные к правонарушениям.

Ведущая беседы : Учитель истории и обществознания.

1. Вступительное слово. Ознакомление с целью беседы.

2. Основная часть беседы «Закон и мы» (формат «вопрос - ответ», обсуждение ситуаций).

3. Итоги беседы. Вывод.

1. Вступительное слово.

С вопросами на правовую тематику мы встречаемся часто. Неверным считается мнение, что право используется только тогда, когда необходимо наказать тех, кто, нарушил закон. Часто подростки с удивлением реагируют, когда узнают о том, что многие их повседневные действия носят характер правоотношений, т.е. таких отношений, которые регулируются нормами права. А для того, чтобы уметь пользоваться своими правами и ответственно подходить к выполнению своих обязанностей, не причиняя вред окружающим, обществу, государству законы следует знать. Где подросток может знакомиться с содержанием правовых норм? На уроках обществознания, правоведения, классных часах, во время внеклассных мероприятий на правовую тематику, читая книги, газеты, журналы, просматривая телепередачи. Сегодня мы проводим с вами беседу на тему «Закон и подросток».

2. Основная часть беседы «Закон и подросток». ( Вопросы и ответы на них, обсуждение ситуаций).

1. Что такое правоведение?

Ответ. Это общественная наука, которая изучает право как особую систему социальных норм, каким образом можно применять нормы права, юридические права и обязанности, виды юридической ответственности.

2. С какими другими социальными норами более всего связаны нормы права?

Ответ. С нормами морали.

3. Возникает ли ответственность, когда подросток нарушает моральные нормы? Перед кем он отвечает?

Ответ. Возникает. Он несет ответственность перед семьей, школой, товарищами. При неоднократных нарушениях возможна, ответственность перед комиссией по делам несовершеннолетних.

4. В каком возрасте подросток может быть привлечен к юридической ответственности?

5. Какую юридическую ответственность несет подросток в 14 лет?

Ответ. В 14 лет наступает уголовная ответственность за совершение тяжких преступлений: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, похищение человека, разбой, кражу, злостное и особо злостное хулиганство, хищение огнестрельного оружия, боеприпасов, наркотических веществ, умышленное уничтожение или повреждение имущества, угон автотранспортных средств.

6. А какая еще ответственность наступает с момента достижения 14-летнего возраста?

Ответ. Если действия несовершеннолетнего приводят к порче чьего-либо имущества, то наступает гражданская ответственность. Причинение вреда здоровью и чести человека также повлечет за собой привлечение к гражданской ответственности.

7. Какие виды ответственности наступают в 16 лет?

Ответ. Административная, за совершение административных проступков и уголовная, за все виды преступлений.

8. Какая ответственность наступает с 18 лет?

Ответ. С этого возраста молодой человек считается совершеннолетним и следовательно с этого возраста он несет юридическую ответственность за любые противозаконные действия.

9. Какие вы знаете правоохранительные органы?

Ответ. Полиция, прокуратура, адвокатура, ФСБ.

10. Что такое хулиганство?

Ответ. Это грубое нарушение общественного порядка. Совершая хулиганские действия, человек выражает явное неуважение к обществу.

11. Как карается законом хулиганство?

Ответ. Наказывается штрафом, либо обязательными работами или исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

12. Случалось ли вам наблюдать чьи-то хулиганские действия?

Отвечает каждый участник беседы.

13. Был ли кто-нибудь из вас участником подобного нарушения общественного порядка?

14. Какие преступления вы считаете наиболее опасными?

Отвечает каждый участник и обосновывает свое мнение.

15. Перейдем к вашим обязанностям учащихся. В каком законодательном документе Российской Федерации закреплено право на образование?

Ответ . В Конституции, в Федеральном Законе «Об образовании».

16. Каких школьные документах содержат права и обязанности учеников?

Ответ. Устав школы, Правила для учащихся, локальные акты школы.

17. Известны ли вам Правила для учащихся?

Отвечает каждый участник.

18. Может ли ученик работать в свободное от учебы время (на каникулах), где именно? С какого возраста? Что для этого нужно? Знаете ли вы, куда обратиться?

Ответ. Да, может. С 16 лет допускается заключение трудового договора. Если подросток получил основное общее образование, допускается с 15-летнего возраста. Если есть согласие одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства, трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими 14 лет. Чтобы получить первый трудовой опыт, подростку, желающему трудиться, достаточно обратиться в районный отдел занятости населения по месту прописки с паспортом.

19. Нарушают ли правовые нормы учащиеся школы? Какие правонарушения они допускают?

20. Знаете ли вы, как надо себя вести, чтобы учащегося, состоящего на внутришкольном учете, как склонного к правонарушениям сняли с учета?

Каждый участник выражает свою точку зрения.

21. Давайте разберем ситуации из школьной жизни.

1) Когда в школьном коридоре никого не было, учащийся 8 класса порвал стенгазету, которая принимала участие в конкурсе стенгазет. Можно ли считать, что этот ученик нарушил правила поведения учитывая то, что в содеянном поступке он не сознался? (Отвечает каждый участник, обосновывая свое мнение)

2) Один из учеников школы случайно разбил стекло в своем классе. И несмотря на то, что он в этот момент находился в классе один, ученик признался в своем поступке и классному руководителю, и одноклассника, а придя домой – и родителям. Отец ученика достал стекло нужного размера, а технические работники школы помогли вставить стекло.

Как вы считаете, этот поступок можно считать нарушением правил поведения? (Ученики высказывают свои мнения)

22. Есть ли среди ваших знакомых работники полиции или других правоохранительных органов?

23. Мог ли бы ты стать на защиту человека, который стал жертвой преступления?

24. Свидетелями каких незаконных действий вы были сами?

25. Могут ли несовершеннолетние быть собственниками имущества?Какое имущество может считаться их собственностью?

Ответ. Могут. Это личные вещи — одежда, книги и др., то, любое имущество, которое было им подарено или оставлено в наследство.

26. В каких случаях подросток может распоряжаться собственным ценным имуществом, например домом, дачей, автомобилем?

Ответ. Подросток, как и совершеннолетний, может владеть, пользоваться, распоряжаться ценным имуществом. Но в соответствии с Гражданским кодексом РФ он обладает неполной дееспособностью. То есть, чтобы заключить сделку, потребуется согласие законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетнего.

27. Что вам известно об обязанностях детей и родителей?

Ответ. Родители обязаны воспитывать детей, заботиться об их физическом и нравственном развитии, готовить их к труду. Родители должны содержать своих несовершеннолетних детей, а если это необходимо — совершеннолетних нетрудоспособных детей. Дети в свою очередь обязаны заботиться о своих родителях. А если родители нетрудоспособны и нуждаются в помощи — совершеннолетние трудоспособные дети также должны их содержать.

30. Могут ли юридические знания пригодиться человеку? Где и когда?

Ответ. Конечно, могут. Если человек сам нарушил закон или если нарушены его права кем бы то ни было.

31. Что объединяет такие разные сферы: медицину и правоведение??

Ответ. Обе сферы лечат людей: медицина лечит тело, а лечение поступков людей, их правосознанием занимается правоведение.

3. Итоги беседы.

Вопрос к ученикам.

1. Что нового для себя вы узнали из беседы «Закон и подросток»?

2. Принесла ли вам пользу наша беседа?

В скором времени вы закончите школу, и у вас начнется самостоятельная жизнь. Каждый ваш поступок будет оцениваться окружающими вас людьми и самим государством. Для жизненного успеха будет необходимо быть ответственным, выполнять свои гражданские обязанности по защите Отчизны, соблюдению законов. Вы будете помогать государству принимать важные решения, которые будут выноситься на всенародное обсуждение, вы будете принимать участие в формировании органов власти. При этом крайне важно, чтобы багаж правовых знаний постоянно пополнялся. И каждый из вас при этом должен быть готов противостоять злу и всему тому, что мешает нашему обществу процветать. Все это нужно гражданину Российской Федерации.

Круглый стол на тему: "Подросток и закон"
классный час

Методическая разработка поможет классному руководителю - упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них, развить представления о последствиях противоправных деяний, воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

ВложениеРазмер
kruglyy_stol_podrostok.docx 26.39 КБ

Круглый стол на тему: «Подросток и закон».

Социальный педагог. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об очень важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и их последствиях. Незнание закона, не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение закона приводит к тяжелым последствиям. И пусть сегодня наше занятие станет началом правильного выбора вашего жизненного пути.

Эпиграфом нашего занятия будут слова «Помните, что, совершая правонарушение, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль родным и близким вам людям». Мы в ответе за свои поступки.

Вы сейчас находитесь в таком возрасте, о котором говорят подростковый. Это новый жизненный этап с новыми жизненными правами, обязанностями и ответственностью.

Возникают частые трения с родителями, взрослыми, кому-то кажется, что его не понимают, бывает обстановка в семье напряженная, но все-таки, в конечном итоге, выбирает как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки. Именно в подростковом возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но очень много подростков попадает в воспитательные трудовые колонии, спецучилища. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Как мальчиков, так и девочек

У меня две нити: одна прямая, другая извилистая и запутанная

- С чем можно сравнить эти нити?

Ответы детей (с жизнью)

- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?

Ответы детей ( Что наша жизнь протекает хорошо, легко)

- Что будет если нить запутанна, трудно найти конец

- Жизнь любого Человека – это наша нить, и любой

заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям.

Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника - ему придется уповать только на случай.

Право и закон- тот же компас. Они показывает всем людям направление пути, дают возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством.

В Конституции РФ – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Ответы детей (ответственным)

Ответственность - необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках.

Существует два вида правонарушений. Все правонарушения делятся на проступки и преступления. Различия между преступлением и проступком заключены в степени общественной опасности деяния.
Что более опасно для общества?

Преступление – это правонарушение, несущее высокую социальную опасность.

Преступления: кража личных вещей, грабеж, разбойное нападение, нанесение побоев, убийство, угроза убийством, продажа наркотических веществ, насильственные действия, вымогательство, угон личного транспорта, терроризм и др.

Проступок – нарушение правил поведения, правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности.

Проступки: прогулы уроков, невыполнение требований по соблюдению правил поведения, опоздание на урок, нарушение дисциплины на уроке и перемене, грубое отношение к одноклассникам, небрежное отношение к школьному и личному имуществу одноклассников, пропуски без уважительной причины, нарушение Устава и режима школы: отказ вовремя ложиться спать, не ношение сменной обуви, отказ от участия в мероприятиях, отказ выполнять домашнее задание, отказ делать уборку в классе. Нарушение правил дорожного движения, распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в пьяном виде, драки, нецензурная брань, свист в общественном месте, порча личного имущества, курение в общественном месте, уничтожение специальных знаков, мелкие хищения, нарушение правил противопожарной безопасности, уничтожение редких видов растений и животных, безбилетный проезд, неправильный переход улицы, подкладывание на ж\д пути предметов, которые могут помешать движению и др.

И преступление, и проступок –нарушения закона, ребенок, их совершивший – правонарушитель.

В настоящее время в России за совершение противоправных поступков или правонарушений предусмотрены два вида ответственности:

административная и уголовная .

Как вы думаете, с какого возраста человек несет ответственность за свои поступки? Ответы детей

Согласно уголовному кодексу административная и уголовная ответственность наступает с 16 лет, за совершение определенных правонарушений ответственность наступает с 14-ти летнего возраста.

Ответственность за проступки прописана в Кодексе об административных нарушениях, о преступлениях– в Уголовном кодексе

Сейчас мы на этом остановимся более подробно.

Административная ответственность несовершеннолетних

За проступки полагаются наказания не уголовного характера – штрафы (в базовых величинах) предупреждения, возмещение ущерба, административный арест на 15 суток.

Работа с таблицей

Умышленное причинение телесного повреждения

Штраф или административный арест.

Умышленное уничтожение либо повреждение имущества

Разжигание костров в запрещённых местах

Незаконные действия в отношении газового, пневматического, холодного или метательного оружия

Жестокое обращение с животными.

штраф в размере от 4 до 20 базовых величин.

Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде.

штраф в размере до 8 базовых величин.

Курение (потребление) табачных изделий

Нахождение на улице без сопровождения взрослых с 23.00 до 6.00

Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом

Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления.

НО, если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в КДН, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

Социальный педагог: А сейчас познавательная минутка о богине правосудия

Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка, жена Зевса. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки.

Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия, символ силы, "правого дела".

1.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? Какое наказание можно ожидать . (С 16 лет. Административная. Мелкое хулиганство.Штраф от 2 до 30базовых величин)

2. Подростка задержали на улице после 23 часов без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?( Предупреждение, штраф до 2 базовых величин)

(Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей до 8 базовых величин)

5. Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены к административнойответственности? (С 14 лет. Порча имущества. Штраф.)

6. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое правонарушение совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? (Кража.С 14 лет)

Воспитатель: А сама Татьяна и ее родители нарушили Закон?

( Эти ребята совершили преступление. Действия мальчиков противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление)

Воспитатель: За совершение любого правонарушения, из перечисленных в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, несовершеннолетние ставятся на профилактический учёт в инспекцию по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел, информация о совершении правонарушения несовершеннолетним направляется по месту учёбы подростка и по месту работы родителей.

Последствия совершения правонарушений несовершеннолетними:

-административная ответственность в виде штрафа;

-обязательная постановка на учет в ИДН;

-постоянный контроль по месту учебы, посещение по месту жительства

-для подростков, совершивших правонарушение в пьяном виде – постановка на учет к врачу-наркологу.

-дальнейшее поступление и трудоустройство во все силовые структуры,

прохождение службы в элитных войсках Вооруженных сил является проблематичным.

Рефлексия: Сегодня мы попытались ответить на вопрос, для чего нужны законы, к чему приводят проступки и правонарушения. Надеюсь, что каждый из вас уйдет с частичкой знаний по этой теме и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь. Помните, что совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и близким вам людям.

Читайте также: