Круглый стол по сталинградской битве

Обновлено: 17.05.2024

Цель. Воспитание чувства патриотизма, гордости за героическое прошлое своих земляков, любви к своей малой Родине.

Задачи.

Познакомить с подвигами земляков во время Великой Отечественной Войны через интерактивные виды общения (педагог – родитель – воспитанник), в честь кого были названы улицы Орджоникидзевского района г. Новокузнецка Кемеровской области, рассказать о династии шахтеров Сизых. Развивать интерес и любознательность к историческим фактам и событиям.

Предварительная работа.

Знакомство детей с трудом шахтеров, с самоотверженным трудом женщин и детей в годы ВОВ, экскурсия в музей «Слава шахтерам», разучивание пословиц о героизме.

Материал. ИКТ, презентация, музыка советских композиторов о войне, раскраски «Звезда победы», карандаши, разрезанные на слова пословицы.

Звучит музыка военных лет. Дети и взрослые свободно собираются за круглым столом в зале.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята и взрослые. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить о подвигах наших земляков, о тех людях, в честь которых названы улицы нашего города, а именно Орджоникидзевского района.

Ребенок. А что такое подвиг?

Ответ родителей. Подвигом называется чей-либо героический поступок в опасных условиях, связанных с риском. Подвигом называют чей-либо самоотверженный, тяжёлый труд. Подвиг - доблестный, героический поступок, важное действие, совершённое в трудных условиях. Героические военные подвиги. Гражданский подвиг в наше время по спасению людей. Подвиг ученого, когда они рискуют собой ради науки.

Воспитатель. В Орджоникидзевском районе есть маленькая улица. Слайд 2

Она названа в память о новокузнечанах - четырёх братьях Гадéновых, трое из которых погибли в годы Великой Отечественной войны в 1943 году во время Сталинградской битвы. Слайд 3.

На фото вы видите братьев Гаденовых. Андрей был танкистом. В своём последнем письме со Сталинградского фронта он писал: «Ранило в ногу, врачи вытащили осколок. Надеюсь, скоро всё заживет, и тогда опять буду бить фашистскую гадину за измученный советский народ, за вас, мои родные. Ваш гвардии сержант Андрей Гаденов. Сталинградский фронт». Это письмо от Андрея было последним: командир орудия 235-й огнемётной танковой бригады сержант Гаденов был убит 14 января 1943 года. В той же деревне Цыбенко, где два дня назад погиб его брат Дмитрий, пал Андрей Гаденов смертью героя. Братья - близнецы так и не узнали и не могли узнать, что рядом с ними в одной 62-й армии воевал их брат Михаил, который был смертельно ранен в бою 13 января. Он умер в прифронтовом госпитале, 16 января 1943 года.

Три брата погибли почти в один день на одном участке Сталинградского фронта. Три похоронки, одна за другой пришли в шахтовый посёлок Байдаевку.
Вначале улицы Братьев Гаденовых создан мемориальный комплекс. Слайд 4.

Воспитатель. Ребята, а кто такие разведчики? (Предлагаю помочь родителям ответить на вопрос) Разведчик - это человек, который собирает информацию о противнике, его оружии, его планах для обеспечения безопасности своей Родины.

Воспитатель. Имя этого героя носят улицы во многих городах России, скверы, парки и школы, в его честь установлены памятники и мемориальные доски, открыты музеи. Есть улица его имени и в Восточном Берлине, и в городе Новокузнецке. Слайд 6, 7

Может кто-то из родителей назовет этого героя, разведчика, чье имя носит улица Новобайдаевского микрорайона? (Эта улица названа в честь Героя Советского Союза разведчика в годы Великой Отечественной войны Рихарда Зорге.)

Родитель. Героями становятся не только на полях сражений, но и в труде. Орджоникидзевский район считается шахтерским. Здесь рождались славные шахтерские традиции, ставились всесоюзные рекорды. Именно здесь зародилась династия шахтеров Сизых. Слайд 9.

Пятеро братьев один за другим, а потом и их дети, и внуки приходили на работу в шахту, где добывали уголь, устанавливали мировые рекорды. В память о трудовых подвигах братьев Сизых и всей трудовой шахтёрской династии семьи Сизых, а также в память о погибших членах династии названа улица в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка. Слайд 10,11.

Ребенок. Моя бабушка проживает в Байдаевке на улице Тузовского. Слайд 13. И она мне рассказала, что на этой светлой и просторной улице живут в основном шахтеры и шахтостроители, да и сама она названа в честь известного шахтопроходца, Ивана Дементьевича Тузовского (10.10.1900 - 27.04.1978).

Ребенок. А кто такой Тузовский, я вам сейчас расскажу. Иван Дементьевич Тузовский всю жизнь отдал строительству шахт. Это он строил “Байдаевскую”, “Зыряновскую”, “Абашевскую” и “Юбилейную”. Слайд 14.

Мой дедушка тоже работал на шахте «Байдаевской» проходчиком.

Иван Дементьевич Тузовский - Герой труда. Трудолюбивый, душевный человек. На первом плане у него всегда была забота о людях. В 1979 году бывшая улица Конвейерная стала носить имя почетного шахтостроителя, а на доме N 24 была установлена мемориальная доска в память об И. Д. Тузовском. Слайд 15.

1 - Неприятель боек, да русский солдат стоек.

2 - Герои бессмертны, слава о них живет вечно.

3 - Богатырь умрет — имя его останется.

4 - Герой никогда не умрёт — он вечно в народе живёт.

5 - Герой в бою думает не о смерти, а о победе.

Воспитатель. О каких человеческих качествах говорится в этих пословицах? (Ответы детей и родителей)

В пословицах о героях, народ ценит такие качества как смелость, ловкость, любовь к Родине.

Ребенок. Роберт рождественский в своем стихотворении «Послевоенная песня» сказал:

Задохнулись канонады.
В мире — тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить,
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть! …

Эта память — верьте, люди, —
Всей земле нужна.
Все. Если мы войну забудем,
Вновь придёт война.

Воспитатель. Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию к Мемориальному комплексу: «Воинам Орджоникидзевского района, погибшим в боях за Родину в период Великой Отечественной войны 1941 г. – 1945 г.» Слайд 17.

Новокузнечане не забывают людей погибших на полях сражений. Давайте почтим память погибших минутой молчания. (включить метроном)

Фигура солдата, в полный рост стоящая на невысоком постаменте. С правой стороны от памятника расположены три пилона с изображениями воинов и их родных.

На первом пилоне расположена доска со словами «Воинам Орджоникидзевского района, погибшим в боях за Родину в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

Оба моих деда не дожили до ПОБЕДЫ…
Вечная им ПАМЯТЬ…
В сердцах родных и близких .
Вечная им СЛАВА…
В мемориальных списках .

Мы не забудем никогда,
Как воевали наши деды.
И пусть сияет сквозь года
Советская звезда Победы!

Воспитатель предлагает детям вместе с родителями раскрасить звезду Победы, орден Отечественной войны. (Звучат военные песни)

Золотыми буквами навечно "СТАЛИНГРАД"
план-конспект урока по истории (9, 10, 11 класс) по теме

Круглый стол, посвящен 70-летию Сталинградской битвы. Проведен с учащимися 9-11 классов.

ВложениеРазмер
urok_stalingrad.docx 50.21 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

КРУГЛЫЙ СТОЛ « Золотыми буквами навечно "СТАЛИНГРАД"»

ПОСВЯЩЁН 70-ЛЕТИЮ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ

О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. В честь этого события во многих городах мира воздвигнуты обелиски и монументы. Имя Сталинграда носят десятки и сотни заводов, фабрик, школ и культурных учреждений, улиц и площадей. В одной только Польше имя «Сталинград» отражено в названиях улиц, площадей и парков 160 городов и поселков. Свыше 30 городов Франции, включая Париж, имеют площади и улицы, названные именем Сталинграда.

Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма.

Круглый стол проводится для учащихся 9-11 классов.

Цель: формирование новых поколений победителей, доверяющих своей стране, её ценностям, истории, культуре и традициям, вовлечённых в проблемы общественного развития, способных к жизнедеятельности в изменяющемся мире, преодолению вызовов истории и современности, готовых к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации на благо Отечества, обеспечивающих их социальную успешность, ответственных перед семьёй, обществом и государством, занимающего активную гражданскую позицию.

  1. расширение и углубление представлений обучающихся о всемирно-историческом значении и величии роли Сталинградской битвы в сохранении и развитии мировой цивилизации;
  2. актуализация путей и средств сохранения и освоения наследия защитников Сталинграда как высшей общественной ценности и как социально-исторической памяти;
  3. формирование у детей и молодёжи культуры «прочтения» наследия Сталинградской битвы, потребности обращаться к урокам прошлого;
  4. содействие межпоколенческой консолидации общества в деле духовного, политического и экономического возрождения России;
  5. использование опыта старших поколений, героев Сталинграда, Великой Отечественной войны, тружеников тыла - людей разных возрастов, национальностей и вероисповедания для формирования человека культуры, гражданина, патриота;
  6. воспроизводство в настоящем и будущем идей, идеалов, образов, значений, ценностей, смыслов, традиций, стереотипов, культурно-нравственных ориентиров, проявившихся в Сталинградской битвы, в современной общественной жизни;
  7. военно-патриотическое воспитание на основе подвига советского народа в Сталинградской битве, примеров выполнения священного долга по защите Родины, образов героизма и самоотверженности;
  8. раскрытие форм и граней единства прошлого, настоящего и будущего России, обеспечение преемственности духовных, культурных и боевых традиций нашего народа и его Вооруженных Сил;
  9. формирование социальной ответственности у молодежи за прошлое, настоящее и будущее России.

Обращение к истокам мужества героев Сталинграда направлено на воспитание успешных, конкурентоспособных молодых людей, поколений победителей, инициативно-активных граждан, обладающих способностями к интеллектуальному творчеству и социальному действию, преодолению природных, моральных, социальных противоречий и трудностей, вызовов и угроз, стоящих перед обществом и государством в условиях быстро меняющегося мира, готовых стать достойными наследниками и продолжателями ратного и трудового подвига фронтового поколения – задача патриотического воспитания детей и молодёжи.

1.Учащиеся самостоятельно повторяют материал Сталинградская битва (основные события , даты).

2. Учащиеся подбирают фото и видеоматериал по теме.

  1. компьютер +мультимедийная доска;
  2. два ноутбука с выходом в интернет;

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.

17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.

19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы. (Слайд 3)

Звучит песня «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, на сл. Михаила Матусовского). (Слайд 5,6,7,8)

Ученик: Сталинград (Волгоград) – город-герой на европейской части нашего государства, центр административного назначения всей Волгоградской области. Располагается на берегах реки Волга. Растянут на протяжении семи километров вдоль вышеназванной реки. Наиболее сильным потрясением для города стала для него ВОВ, в частности Сталинградская Битва. Задачей этой битвы, которая происходила в городе, была остановка противника в его дальнейшем продвижении, а также уничтожение противника. Сталинградская битва датируется 17 июля 1942 года. (Слайд 9)

Ученица: 22 июня 1941 г. выдался в Сталинграде жарким. В парках гремела музыка, звучали песня и смех. В полдень сталинградцы узнали страшную весть: «Война!» Смолкли песни. Посуровели лица. Состоялись массовые митинги. Их лозунг был один: «Все для фронта, все для победы». Сталинград. Наверное, не так уж много на земле мест, к которым было бы так надолго приковано внимание людей разных стран мира, как было оно приковано к Сталинграду в далеком 1942 году. (Слайд 10, 11)

Ученик: На Сталинградском направлении 12 июля 1942 года, накануне начала оборонительной операции, был создан Сталинградский фронт, перед которым стояла задача, обороняясь в полосе шириной 520 км, остановить продвижение противника, который превосходил наши войска в людях в 1,4 раза, танках и САУ - в 2 раза, в самолетах - в 3,5 раза.
Основные усилия фронта были сосредоточены в большой излучине Дона, где заняли оборону 62-я армия генерал-лейтенанта В.И. Чуйкова и 64-я армия генерал-майора М.С. Шумилова. Перед ними стояла задача не допустить форсирования противником реки и прорыва его кратчайшим путем к Сталинграду.

Оборонительная операция началась 17 июля 1942 года на дальних подступах к Сталинграду. 23 августа 1942 года противнику удалось прорваться к Волге севернее Сталинграда, после чего немцы попытались захватить город ударом с севера вдоль Волги, но их попытка с ходу ворваться в город была сорвана. (Слайд 14,15)

Ученик: Город было решено удержать любой ценой. Приказ И.В.Сталина гласил: «Сталинград не должен быть сдан противнику». Этот город имел большое экономическое и военное значение. Его заводы выпускали сталь, танки, оружие и боеприпасы для фронта. По Волге проходили пути, связывающие центр с югом страны. (Слайд 16,17 )

Ученик: Немецкие войска были остановлены на северо-западных окраинах города и только 12 сентября вплотную подошли к Сталинграду с запада и юго-запада, и в городе развернулись ожесточенные уличные бои.

18 ноября 1942 года закончился оборонительный период Сталинградской битвы. За 4 месяца боев между Доном и Волгой противник потерял около 700 тыс. человек убитыми и ранеными и большое количество боевой техники. Наши войска потеряли свыше 640 тыс. человек. (Слайд18,19)
Звучит песня «Землянка», муз. К.Листова, сл. А.Суркова.

Ученик: Не только в стране, но и за рубежом известен «Дом Павлова».

В конце сентября 1942 года командир отделения сержант Я. Ф. Павлов, выполняя приказ командира, первым проник вместе с тремя бойцами в четырехэтажный дом, уже занятый гитлеровцами.

Гвардейцы выбили врага, и превратила здание в опорный пункт. Ночью 2 октября со стороны мельницы пришло подкрепление - пулеметный взвод лейтенанта И. Ф. Афанасьева и группа бронебойщиков. Вскоре туда прибыло и несколько минометчиков. Гарнизон «Дома Павлова» состоял из 25 человек. Они прорыли от мельницы к дому траншею, по которой им доставляли вооружение и пищу. Территорию вокруг осажденного врагом дома бойцы заминировали.

58 суток — срок больший, чем Германия затратила на захват целых европейских государств, яростно и ожесточенно штурмовала фашисты развалины дома, который стал для них неприступной крепостью.

Выстояв в кромешном аду, защитники дома 24 ноября вместе со своей дивизией перешли в стремительное наступление. (Слайд 20)

Звучит песня А.Пахмутовой «На Мамаевом кургане тишине…»

Ученик: В период Великой Отечественной войны Мамаев курган, возвышающийся над центральной частью города, служил важнейшим звеном в системе обороны Сталинградского фронта, потому что позволял тому, кто контролировал вершину кургана, контролировать не только город, но и Заволжье, а так же переправы через Волгу. Высота 102 — так обозначали курган на военных топографических картах. Это место известно всему миру, как арена одних из самых ожесточённых сражений второй мировой войны. Битва за Мамаев курган длилась 135 суток из всех 200 дней Сталинградской битвы. Склоны кургана были изрыты бомбами и минами — даже в снежные дни он оставался чёрным. Снег тут моментально таял, перемешиваясь с землей от огня артиллерии. Плотность огня здесь была колоссальной: на один квадратный метр земли приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков. По завершении Сталинградской битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города. Здесь похоронено около 34,5 тысяч человек. В тот период это место стало настоящим курганом, т.е. местом захоронения. Не удивительно, что в первую послевоенную весну Мамаев курган даже не зазеленел – на выгоревшей земле не выросла трава. Усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов, весь в воронках, курган чернел, как обугленный. В искалеченном войной виде он находился до 1959 года. Но идея строительства памятника в честь великого сражения появилась сразу после окончания битвы. (Слайд 21,22).

Ученик : История сохранила имена героев, чей подвиг породил современников и стал назиданием для потомков. Вот несколько имён.

Михаил Паникаха — боец 1-й роты 193-й стрелковой дивизии 885-го стрелкового полка. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Охваченный пламенем, он бросился к немецкой машине, разбил о её броню вторую бутылку и лёг на броню танка. Умирая, Михаил уничтожил танк врага с его экипажем. (Слайд 24)

Ученик: Василий Зайцев — снайпер 284-й стрелковой дивизии. Он лично уничтожил 242 фашистов, а обученные им снайперскому делу солдаты уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Чтобы обезвредить Зайцева, немецко-фашистское командование доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса. Но через 4 дня и он был убит известным снайпером. (Слайд 25).

Яков Павлов — сержант, возглавивший оборону дома на одной из площадей Сталинграда. Расположение этого дома позволяло вести наблюдение и обстреливать занятую противником часть города на запад, север и юг на расстояние более километра. Группа солдат во главе с Павловым захватила дом и превратила его в опорный пункт. Немцы подвергли дом непрерывному артиллерийскому обстрелу, атаковывали, бомбили с воздуха. Но защитники дома стойко держались. 58 дней и ночей они не давали гитлеровцам прорваться на этом участке к Волге и за это время уничтожили солдат противника больше, чем вермахт потерял при взятии Парижа (Слайд 26).

Эти имена стали символами героизма и мужества нашего народа. Такой героизм был массовым. За подвиги, совершённые в дни Сталинградской битвы, 120 солдат и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза, более 750 тысяч человек были награждены учреждённой 22 декабря 1942 года медалью «За оборону Сталинграда» (в их числе как военнослужащие, так и лица из гражданского населения).

Ученица: Чувство беспредельной гордости вызывает у нас великий подвиг наших прадедов и дедов, наших отцов и братьев. Память наша о них будет вечна, а значит и память о войне. И пусть подвиг русского солдата для всех нас, людей разных поколений, станет мощной нравственной опорой на жизненном пути.

Учитель: Каково же историческое значение победы в Сталинградской битве?
Ученик: В результате Сталинградской битвы советские Вооруженные Силы вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны. Победа под Сталинградом еще выше подняла международный авторитет Советского Союза и его Вооруженных сил, явилась решающим фактором дальнейшего укрепления антигитлеровской коалиции. Порабощенные фашистской Германией народы Европы поверили в скорое освобождение от нацистской тирании и поднялись на более активную борьбу против немецко-фашистских оккупантов. Сокрушительное поражение под Сталинградом явилось тяжелым морально-политическим потрясением для фашистской Германии и ее сателлитов. Оно кардинальным образом поколебало внешнеполитические позиции Третьего рейха, повергло в уныние его правящие круги, подорвало доверие его союзников. Япония была вынуждена окончательно отказаться от планов нападения на СССР. Среди правящих кругов Турции, несмотря на сильное давление со стороны Германии, возобладало стремление воздержаться от вступления в войну на стороне фашистского блока и сохранить нейтралитет. Выдающаяся победа на берегах Волги и Дона наглядно показала всему миру возросшую мощь Красной Армии и высокий уровень ее военного искусства. В ходе Сталинградской битвы были блестяще осуществлены стратегические оборонительные, а затем и наступательные операции группы фронтов с целью окружения и уничтожения крупной группировки противника. (Слайды 27,28).

Ученик: История войн еще не знала операций такого масштаба. Под Сталинградом получила дальнейшее развитие оборона советских войск. Она характеризовалась заблаговременным созданием оборонительных рубежей на большую глубину и своевременным занятием их войсками, а также высокой активностью. При ведении боевых действий в Сталинграде был приобретен большой опыт уличных боев. В ходе Сталинградской битвы впервые в Великой Отечественной войне советские войска осуществили операцию на окружение крупной стратегической группировки противника. Окружение произошло почти при равном соотношении сил и средств сторон и в короткие сроки. При этом объектом окружения стали отборные, хорошо оснащенные и вооруженные войска противника, имевшие огромный боевой опыт. Однако недостаток сил не позволил советскому командованию превратить окружение, расчленение и уничтожение группировки противника в единый, неразрывный процесс. Потребовалось организовать специальную операцию по ликвидации окруженной группировки, что на длительное время отвлекло крупные силы Красной Армии от действий на внешнем фронте. Этот опыт был учтен в последующих операциях войны.

Успех контрнаступления советских войск под Сталинградом предопределили правильный выбор направления главного удара и момента перехода войск в контрнаступление, искусное создание ударных группировок для наступления, скрытность подготовки операции, умелые действия войск в ходе наступления, четкое взаимодействие между фронтами и армиями, быстрое создание внутреннего и внешнего фронтов окружения с одновременным развитием наступления на обоих фронтах. В ходе контрнаступления впервые в Великой Отечественной войне было осуществлено в полном объеме артиллерийское наступление.

Выдающееся значение победы Красной Армии под Сталинградом и триумф советского военного искусства, ознаменовавший победоносный исход развернувшейся на берегах Волги и Дона грандиозной битвы, каких еще не знала мировая военная история, получили широкое признание во всем мире. (Слайд 29,30).

Ученик: Одержанная под Сталинградом победа явилась победой всего советского народа, результатом несгибаемой стойкости, мужества и героизма советских воинов. За боевые отличия, проявленные в ходе Сталинградской битвы, 44 частям и соединениям были присвоены почетные наименования Сталинградских, Донских, Среднедонских, Тацинских, Кантемировских, Котельниковских, Абганеровских, Басаргинских, Воропоновских и Зимовниковских; 55 – награждены орденами; 183 части, соединения и объединения преобразованы в гвардейские. Десятки тысяч солдат и офицеров награждены орденами и медалями, а 112 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

Медалью "За оборону Сталинграда" (учреждена 22 декабря 1942 года) было награждено более 707 тысяч участников битвы. Вместе с тем необходимо отметить, что победа в Сталинградской битве над одной из сильнейших армий мира - немецко-фашистской – далась Красной Армии дорогой ценой.

В ходе контрнаступления советские войска потеряли 486 тысяч человек (из них безвозвратные потери составили около 155 тысяч), 2915 танков, 3591 орудие и миномет, 706 самолетов. Общие же потери Красной Армии в Сталинградской битве составили 1 миллион 130 тысяч солдат и офицеров, в том числе безвозвратные потери – около 480 тысяч, 4341 танк, 15 728 орудий и минометов, 2769 самолетов. К 20-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне Волгограду (Сталинграду) было присвоено почетное звание "Город-герой" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (8 мая 1965 года). (Слайд 31,32,33).

Волгоград – Сталинград,
Рядовой и комбат
Здесь лежат, невзирая на званья.
Молча люди стоят,
Журавли пролетят,
И курлыканье – как отпеванье.

Учитель: Прочтите отрывок стихотворенья. Какую строку вы бы предложили для названия виртуального музея? ( Волгоград-Сталинград)

Участники круглого стола делятся на две группы.

Задание для групп: Создать комнату музея «Волгоград-Сталинград». Дать название комнаты. Присвоить ей цвет. Расположить фотоматериалы. Объяснить свой выбор.

В группах формируется рабочая команда-3 человека, икт-команд

Учитель: Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма. Имя "Сталинград" золотыми буквами навечно вписано в историю нашего Отечества. (Слайд 34).

Голос родины ( Всеволод Рождественский )

В суровый год мы сами стали строже,
Как темный лес, притихший от дождя,
И, как ни странно, кажется, моложе,
Все потеряв и сызнова найдя.
Средь сероглазых, крепкоплечих, ловких,
С душой как Волга в половодный час,
Мы подружились с говором винтовки,
Запомнив милой Родины наказ.
Нас девушки не песней провожали,
А долгим взглядом, от тоски сухим,
Нас жены крепко к сердцу прижимали,
И мы им обещали: отстоим!
Да, отстоим родимые березы,
Сады и песни дедовской страны,
Чтоб этот снег, впитавший кровь и слезы,
Сгорел в лучах невиданной весны.
Как отдыха душа бы ни хотела,
Как жаждой ни томились бы сердца,
Суровое, мужское наше дело
Мы доведем - и с честью - до конца! (Слайд 35)
1941 год

Домашнее задание: §33.

Учебник: «История России ХХ век. 9 класс» под ред. А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной.

Программа: «История России 6-11 класс» под ред. А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной.

Урок-исследование с использованием краеведческого материала "Сталинградская битва"

* проследить ход освободительных боев летом-зимой 1942-1943 годов.

* продолжить развитие картографических, хронологических умений;

* продолжить развитие навыков характеристики исторической личности, работы с историческими таблицами, документами (текстовыми и звуковыми).

* способствовать воспитанию у учащихся чувства высокого патриотизма на славных примерах лучших традиций русского военного искусства;

* формировать интерес к исторической науке, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Т и п у р о к а: урок изучения нового материала.

В и д у р о к а: комбинированный – лекция с элементами беседы, тестирование.

О с н о в н ы е з н а н и я: разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение.

О с н о в н ы е п о н я т и я: коренной перелом в ходе войны; Дом Павлова; операция «Уран», «Сатурн», «Кольцо».

* CD «ИСТОРИЯ РОССИИ. XX век. Ч. 3»; Карты

Важные события:

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г . – Сталинградская битва.

17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г . – первый этап Сталинградской битвы.

19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.

22 декабря 1942 г- учреждена медаль «За оборону Сталинграда» (ею было награждено свыше 707 тысяч участников битвы).

1 мая 1945 г- приказом Верховного главнокомандующего Сталинграду было присвоено почётное звание города-героя.

8 мая 1965 г- в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне город-герой был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

В ознаменование подвига героев Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в 1963-1967 годах был сооружён мемориальный комплекс.

-Организационный момент.

-Мотивация: Из села Залесянка защищать свое Отечество ушло свыше четырехсот человек, из них с Победой вернулось сто сорок пять, остальные отдали свою жизнь за наше счастливое будущее, за мирное небо над головой. Наши земляки доблестно сражались, большинство из них явились в родное село с орденами и медалями.

Наше село находилось в годы войны в тылу наших войск и всем чем могло помогало фронту. Но и сюда долетели отголоски настоящих сражений—здесь произошел бой. Он унес жизни шести воинов, которые были погребены в Залесянской земле… Погибли они 1 октября 1942 г. Сейчас их останки покоятся в Братской могиле на сельском кладбище. Какие вопросы напрашиваются? Что происходило в 1942 году на советско-германском фронте? Какое отношение к этим событиям имеет бой на нашем разъезде?

Ваши предложения.

Учащиеся: Начался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Бои развернулись на южном направлении—Сталинградская битва.

-Выяснение темы урока и целеполагание . Значит тема нашего сегодняшнего урока: (предлагают учащиеся) «Сталинградская битва—начало коренного перелома»

Давайте выясним цели нашего урока (предлагают учащиеся :изучить события, усвоить даты, периоды сражения, выяснить итоги боевых действий , значение битвы для всей второй мировой)и построим план работы:

1. Сталинградская битва—этапы

2. Как Сталинграду удалось выстоять

3. Герои Бастиона на Волге

4. Вклад нашей области в разгром врага под Сталинградом.

-Изучение новой темы . Учитель: 2015 год – год 70-летия Великой Победы. Каждую весну сжимает наше сердце годовщина Победы: не важно, кончается она на ноль, на пятёрку или на любую другую цифру. Она всегда юбилей. Грандиозно то событие, о котором мы вспоминаем 9 Мая. Важным шагом на пути к Победе была Сталинградская битва. Сталинград стал символом несгибаемого мужества и стойкости советских войск, началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной и во всей Второй мировой войне. Память о Сталинградской битве запечатлена в трудах историков, в мемуарах, литературных произведениях. Наш урок – это итог исследовательской работы.

Предлагаю ученикам познакомиться с источниками:

«Начинается летнее наступление наших доблестных войск. Операция «Блау» позволит завоевать нефтеносные районы Кавказа, и мы не будем испытывать недостатка в горючем. Город на Волге Сталинград предстоит взять под «военный контроль» силами авиации и дальнобойной артиллерии. Наша 6-я армия является прикрытием фланга Кавказского фронта, наша цель – Кавказ!» (из неотправленных писем солдата 6-й армии Паулюса.)

«8 июля 1942 г. Сегодня мы узнали, что наше училище направляется на фронт. Подтянулись курсанты, посуровели их лица. Преподаватели на своих занятиях ещё больше приближают нас к суровой действительности войны. 12 июля грузимся в вагоны. Весь личный состав училища под командованием полковника Ситникова направляется на защиту Сталинграда. В составе 64-й армии генерал-майора С. Шумилова мы приняли участие в первых боях».( из дневника курсанта Грознинского военно-пехотного училища Гавриила Шаталова.)

1) «Это было пекло. Кто и в Бога не верил, и тот молился. Уверенности, что мы могли спасти город, не было никакой. Боеприпасов нет, вошь заела, харчей нет. С самолета бросят сухариков, а ветром их относит к немцам. И тут бой был не за окопы, за сухари.» (Валентин Андреевич Ковалюк, ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы.)

2) "Нам надо пройти до Волги еще только один км, но мы его никак не можем пройти. Мы ведем бои за этот километр дольше, чем войну за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы". (Из дневника немецкого солдата, убитого под Сталинградом)

3) "Мы надеялись, что до Рождества вернемся в Германию, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Сталинград – это ад! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов.… Каждый день атакуем. Но даже если утром мы продвигаемся на двадцать метров, вечером нас отбрасывают назад.…» (Из письма немецкого солдата из Сталинграда, ноябрь 1942 года. « От Москвы до Сталинграда. Документы и письма немецких солдат 1941-1943 гг.

Вопросы ученикам для обсуждения : какие выводы можно сделать, проанализировав источники? (Примерные ответы: ни одна из сторон, участвующих в Сталинградской битве не была уверена в своей победе; битва за Сталинград была очень страшной, жестокой и это прослеживается как в оценках наших солдат, так и немецких)

-Актуализация знаний и выявление затруднений.

Учитель истории: - Как проходила Сталинградская битва?

- 17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г . – первый этап Сталинградской битвы.

-19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.

- Какова реакция Ставки в этих условиях?
- В этих условиях Народный комиссар обороны И.В. Сталин подписал 28 июля 1942 г. приказ № 227. Знакомимся с текстом приказа, выделяем основные моменты. : Какую роль в ходе войны сыграл этот приказ?

«Враг бросает на фронт всё новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперёд, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и сёла, убивает советское население. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем Родину… Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Наша Родина переживает тяжёлые дни. Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам ни стоило…»
Ответ учащегося:
- В приказе №227 говорилось о тяжелых потерях, которые несет страна, о том, что народ теряет веру в Красную Армию. “Наш главный недостаток, - подчеркивалось в приказе, - отсутствие дисциплины в войсках”. Приказ вводил жестокие наказания за “отступательные” настроения. Командиры и комиссары, допустившие это, объявлялись предателями Родины, направлялись в штрафные батальоны, а солдаты - в штрафные роты. В тылу неустойчивых дивизий располагались хорошо вооруженные заградительные отряды (по 200 человек), которые должны были расстреливать всех отступающих без приказа. И все-таки основная идея приказа и правда о критическом положении сыграла свою мобилизующую роль.

24 сентября фашисты окружили КП 272 полка, в котором находились 24 бойца и батальонный комиссар Щербина. Немцы открыли артиллерийский огонь по КП, затем, собрав женщин и детей, погнали их впереди себя. Наши бойцы выбрались из развалин и стали обходить фашистов. Разгорелся неравный бой, был смертельно ранен батальонный комиссар Щербина. Смертью храбрых пали и остальные бойцы. Только военврачу Вере Рыбаковой посчастливилось пробраться к своим. Она и рассказала о героической гибели бойцов.

В Сталинграде сражался известный на всем фронте снайпер Василий Зайцев. 17-летний сибиряк стремился в армию, на фронт. Его малый рост останавливал командиров. Куда такого на фронт, только грех на душу брать! После долгих перебросок Василия определили снайпером в роту танковых пулеметов. Через некоторое время о его подвигах знали не только советские воины, но и немцы.
Подводятся итоги 1 этапа:

- В четырёхмесячных сражениях на подступах к Сталинграду и в самом городе не только была сокрушена наступательная мощь врага и обескровлена главная ударная группировка немецкой армии на южном крыле советско-германского фронта, но и подготовлены условия для перехода советских войск в решительное контрнаступление.
- В ходе Сталинградской оборонительной операции за 125 суток ожесточённых боев войска Сталинградского, Юго-Восточного, Донского фронтов и части Волжской военной флотилии потеряли 643 тысячи 800 человек.

Потери противника за этот период составили 700 тысяч человек. В боях под Сталинградом наблюдалось всё большее и большее истощение наступающих немецких войск. Почти всё пополнение, прибывающее на Восточный фронт, немецкое командование было вынуждено бросать в район Сталинграда. Сюда же шла основная масса военной техники – танков, артиллерии, минометов. И всё это сгорало в огне у стен героического города. Завершением Сталинградской оборонительной операции закончился самый тяжёлый для советского народа первый период Великой Отечественной войны, продолжавшийся почти полтора года.

Карту ученики могут так же рассмотреть в атласе.

Вопрос: Оцените расположения сил Красной армии и фашистской армии к сентябрю 1942 года, в чем опасность положения для города и его защитников? Примерные ответы: фашисты подошли вплотную к городу и Волге, с флангов нашей армии под Сталинградом грозило окружение, если бы фашисты форсировали Волгу.

Задание: оцените соотношение сил Красной армии и Германских войск на первом, оборонительном этапе Сталинградской битве, начало осени 1942 года ( CD «ИСТОРИЯ РОССИИ. XX век. Ч. 3»)


Учитель предлагает ученикам сформулировать проблему, после обсуждения в классе проблема может быть сформулирована следующим образом: Как Сталинграду удалось выстоять?

- Проектирование и проверка своих предположений, исследуя источники о Сталинградской битве.

- Утром 19 ноября 1942 года залп многих тысяч орудий и минометов возвестил начало контрнаступления советских войск под Сталинградом. Этой наступательной операции придавалось первостепенное значение. Успех её должен был оказать решающее влияние на стратегическую обстановку на всех фронтах. К началу контрнаступления на Сталинградском направлении было сосредоточено более 1,1 миллиона советских солдат и офицеров; 15,5 тыс. орудий и минометов; около 1,5 тыс. танков; более 1,3 тыс. самолетов. Им противостояли немецкие войска: группы армий «Б», насчитывавшие свыше 1 миллиона человек; почти 10,3 тыс. орудий и минометов; 675 танков; более 1,2 тыс. самолетов. Наши войска к началу этой операции имели некоторое численное преимущество над противником.

2. После войны начальник штаба оперативного руководства немецкий генерал Йодль признал, что они не смогли раскрыть сосредоточение советских войск против левого фланга армии Паулюса.

«Мы абсолютно не имели представления о силе русских войск в этом районе. Раньше здесь ничего не было, и внезапно был нанесён удар большой силы, имевший решающее значение».
3. Из воспоминаний о Сталинградской наступательной операции маршала Советского Союза А.М. Василевского:

«Главную роль на первом этапе контрнаступления играл Юго-Западный фронт, командующим которым был генерал-лейтенант Н.Ф. Ватутин. Юго-Западный фронт действовал с плацдармов на правом берегу Дона в районах Серафимовича и Клетской. Сталинградский фронт наступал из района Сарпинских озёр. Ударные группировки обоих фронтов должны были соединиться в районе г. Калач – хутор Советский и тем самым завершить окружение основных сил противника под Сталинградом. Действия наземных войск Юго-Западного фронта поддерживались авиацией 2-й и 17-й воздушных армий, которыми командовали генерал-майор авиации К.Н. Смирнов и генерал-майор авиации С.А. Красовский».

- К первым числам декабря кольцо окружения противника было сжато крепко и войска приступили к следующему этапу, задачей которого являлась ликвидация окружённой группировки.

Учитель предлагает ученикам поработать в группах и сформулировать (спроектировать) предположения о том, что способствовало победе Красной Армии под Сталинградом. После работы каждая группа представляет свои результаты работы.

На этом же этапе учащиеся проверяют свои предположения, с этой целью ученикам можно предложить для исследования несколько источников, например:

1. (CD «ИСТОРИЯ РОССИИ. XX век. Ч. 3») Перед контрнаступлением Красной армии соотношение сил к 19 ноября 1942 года было следующим:

"Сталинградская битва" . Методическая разработка круглого стола

_______________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

На тему «Сталинградская битва»

В рамках гражданско-патриотического направления

07.02.2016,

Ликино-Дулево

Цели:

- расширять представления обучающихся о Сталинградской битве;

- формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время;

- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам

Оформление:

- презентации и видеоролики о Сталинградской битве;

- мультимедийный проектор с компьютером;

- аудиозаписи песен о войне.

Ход мероприятия

Сталинград – это город, у стен которого в годы Великой Отечественной войны во многом решалась судьба человечества. Подвиг нашего народа и его Вооруженных сил спас человечество от фашистских захватчиков, он не померкнет в веках. Давайте вспомним, как это было.

(Демонстрируется видеоролик «Военная хроника»)

Сталинградская битва – одна из крупнейших битв второй мировой войны. Она продолжалась 200 дней. 12 июля 1942 года фашистские войска вторглись в пределы Сталинградской области. 14 июля в ней было объявлено военное положение. 23 августа 1942 года немецкие самолеты под командованием В. Рихтгофена подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолето-вылетов. Несмотря на противодействие советской авиации и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.

Обучающаяся ФИО выразительно читает стихотворение ( Маргарита Агашина «Второе февраля»)

Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда. Всё утро город беспрерывно бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди. Все дни месяца были самыми тяжёлыми. Но наши солдаты продолжали верить в победу.

Обучающаяся ФИО выразительно читает стихотворение (Сергей Викулов «В городе на Волге»)

В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему здесь столько дней и ночей (с 28 сентября 1942 года по 26 января 1943 года) бушевала жесточайшая битва. В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы.

Там, на Мамаевом кургане,

Вознесся ввысь мемориал,

Он для потомков в назиданье

И в память тем, кто смертью пал.

Чтоб мир надолго сохранить,

Чтоб сердце болью не щемило,

Народ, умевший победить,

Обязан помнить все, как было.

(Демонстрируется видеоролик «Мамаев курган»)

Сталинград представлял не только зрелище тяжелого разрушения. Он демонстрировал умение советских людей противостоять врагу.

Не сумев захватить город, немцы решили отсидеться за своими укреплениями, сохранить за собой захваченную территорию. Красная армия вела подготовку к зимнему наступлению. В ночь на 19 ноября 1942 года войскам Красной армии был объявлен приказ о переходе в контрнаступление.

Загрохотали тысячи пушек. Огневой налет причинил врагу тяжелые потери, нарушил его оборону. Через полтора часа перешли в наступление пехота и танки. Оборона противника была прорвана 23 ноября войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов соединились в районе города Калач. В окружении оказалось 330 тысяч вражеских солдат и офицеров. Немецкое командование решило перейти к круговой обороне. Гитлер приказал окруженным войскам не сдаваться и ждать помощи. Но советские войска оттеснили противника от Дона, а окруженную группировку прижимали все ближе к Волге. Без малого два месяца томились немцы в гигантском котле окружения. Их косили и голод и холод. Советские зенитчики сбивали фашистские самолеты, пытавшиеся доставить окруженным войскам продовольствие и боеприпасы. Не смогли фашисты взять Сталинград. Стали утверждать, что Сталинград – неприступная крепость. Комиссар легендарной 62-й армии Кузьма Акимович Гуров ответил на это утверждение: «Наши сердца и мужество наше – вот она, неприступная крепость; вот они, неодолимые рубежи». Мужество наших солдат, вот о какие стены сломали в Сталинграде фашисты шею.

О героях Сталинграда…….

Не вернулись из боев под Сталинградом около 1 миллиона наших солдат.

Вечная память героям Сталинграда!

(Минута молчания)

О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. В честь этого события во многих городах мира воздвигнуты обелиски и монументы. Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма. Имя "Сталинград" золотыми буквами навечно вписано в историю нашего Отечества.

Обучающаяся ФИО выразительно читает стихотворение Владимир Фадин «Героям Сталинграда».

( Демонстрируется видеоролик «Горячий снег»)

Приложение 1

ВТОРОЕ ФЕВРАЛЯ

не поздно и не рано –

к Мамаеву кургану

у той заиндевелой,

у той священной высоты,

положишь красные цветы.

И словно в первый раз

Сто зим пройдёт.

Приложение 2

В окопах Сталинграда. «Приказ № 227 - Ни шагу назад. »

На московских рубежах Великой Отечественной войны разбился фашистский «Тайфун» - операция по захвату Москвы. Московская битва завершилась весной 1942 года. Блицкриг был похоронен. Однако 5 апреля Гитлер издал знаменитую директиву № 41 о задачах вермахта на лето 1942 года. Главная цель обозначалась так: «Окончательно уничтожить оставшиеся ещё в распоряжении Советов силы и лишить их по мере возможности важнейших военно-экономических центров». Для этого планировалось взятие Сталинграда, Астрахани и глубокий прорыв на Кавказ. Развивая наступление, войска вермахта нанесли сильные удары под Вязьмой и Харьковым, в Крыму, на других фронтах. Главная цель: юг страны – Кубань, Северный Кавказ, где нефть и хлеб. Ключ к этому району – Сталинград.

12 июля 1942 года немецко-фашистские войска вторглись на территорию Сталинградской области. 14 июля в области было объявлено военное положение. 17 июля началось сражение под Сталинградом.

Оборонительная операция длилась с 17 июля по 18 ноября 1942 года. Наступательная операция - с 19 ноября 1942 по 2 февраля 1943 года.

Командование вермахта считало: для достижения стратегической цели – выход к нефти! – со стороны Сталинграда будет достаточно сил 6-й армии (командующий Фридрих Паулюс). Воины-сталинградцы перечеркнули планы врага: пришлось перебрасывать сюда танковую армию, войска союзников. Противнику не удалось с ходу овладеть городом, но в августе гитлеровцы возобновили наступление. С 13 сентября по 18 ноября ожесточенные бои шли в городе – за каждый квартал, на каждой улице, в каждом доме.

В конце октября Паулюс запишет в своём дневнике: «Сопротивляемость красноармейцев за последние недели достигает такой силы, какой мы никогда не ожидали…» Немцы перешли от наступления к обороне.

19 ноября началось контрнаступление: через 4 дня, разбив части румынских войск, оборонявшие фланги противника, советские войска сомкнули кольцо окружения армии Паулюса. Гитлер был вне себя: он приказал прорвать кольцо, подтягивал к Сталинграду подкрепления, организовал воздушный мост для снабжения армии боеприпасами и продовольствием. Фюрер присвоил Паулюсу звание фельдмаршала, напомнив, что «ни один немецкий фельдмаршал не сдавался в плен живым». Великая битва закончилась 2 февраля 1943 года капитуляцией и фельдмаршала Паулюса, и всей его армии. Гитлер объявил в Германии трехдневный траур.

Лето – критический этап сражения. В эти дни в частях и соединениях Красной Армии был оглашен приказ № 227 Народного комиссара обороны от 28 июля 1942 года, в котором была сказана суровая правда о положении на советско-германском фронте: «Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед… Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге, у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге…У нас стало намного меньше территории, стало быть, меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик… Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину… Пора закончить отступление, ни шагу назад. Таким теперь должен быть наш главный призыв…Чего же у нас не хватает? Не хватает порядка и дисциплины… Паникеры и трусы должны истребляться на месте. Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно явиться требование – ни шагу назад без приказа высшего командования!

Приказ № 227 – жесткий приказ, но он был необходим, чтобы переломить ход войны.

Приложение 3

В ГОРОДЕ НА ВОЛГЕ

Как трудно было умирать

солдатам, помнящим о долге,

в том самом городе на Волге —

глаза навеки закрывать.

Как страшно было умирать:

давно оставлена граница,

а огневая колесница

еще ни шагу вспять.

Как горько было умирать:

"Чем ты подкошена, Россия?

Чужою силой иль бессильем

своим?" — им так хотелось знать.

А пуще им хотелось знать,

чем битва кончится на Волге,

чтоб легче было умирать.

Приложение 4

Из воспоминаний знаменитых полководцев…

Маршал Георгий Константинович Жуков:

«… 27 августа мне позвонил Иосиф Виссарионович Сталин: « Вам нужно как можно быстрее приехать в Ставку. Оставьте за себя начальника штаба, - а затем добавил: - Подумайте, кого следует назначить командующим вместо вас».

Поздно вечером этого же дня я прибыл в Кремль. И.В. Сталин работал у себя в кабинете. Сталин сказал, что у нас плохо идут дела на юге и может случиться так, что немцы возьмут Сталинград.

- Государственный Комитет Обороны решил назначить вас заместителем Верховного Главнокомандующего и послать в район Сталинграда, - сказал Сталин и спросил: Когда вы можете вылететь?

Я ответил, что мне потребуются сутки для изучения обстановки. 29-го я смогу вылететь в Сталинград.

- Ну, вот и хорошо…

Мне было ясно, что битва за Сталинград имеет крупнейшее военно-политическое значение…»

Из воспоминаний маршала Ерёменко Андрея Ивановича: Настойчивые попытки врага добиться решающего перелома событий в свою пользу потерпели провал. В течение 22 сентября продолжались бои юго-восточнее вокзала Сталинград -1, где оборонялись 1-й и 2-й батальоны 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии. Противник окружил 1-й батальон и 5-ю роту 2-го батальона; потеряв связь со штабом полка, окруженные подразделения продолжили мужественно оборонять свои позиции. К вечеру 5-я рота вырвалась из вражеского кольца и присоединилась к своим, большинство же воинов 1-го батальона во главе с доблестным командиром старшим лейтенантом Федосеевым пали смертью храбрых, ни на шаг, не отступив от своего рубежа.

Маршал Василий Иванович Чуйков вспоминал:

Бой сразу принял для нас тяжелый характер. Не успели прибывшие ночью части Родимцева осмотреться и закрепиться, как сразу были атакованы превосходящими силами врага. Его авиация буквально вбивала в землю всё, что было на улицах.

В военной истории верхом упорства считаются случаи, когда объект атаки – город или деревня – переходят очень часто из рук в руки. Вокзал и соседнее здание по четыре-пять раз в день переходили из рук в руки. Земля у Волги, на улицах города, в садах и парках стала скользкой от крови, и гитлеровцы скользили по ней, как по наклонной, к своей гибели.

Из воспоминаний Александра Ильича Родимцева (командира 13-й гвардейской дивизии):

Батальон две недели сражался в вокзале и погиб. Выполняя приказ «Стоять насмерть» буквально. Этот батальон послужил для всех частей и подразделений дивизии образцом строгого исполнения приказа и долга…

«За Волгой для нас земли нет!»

…Бывшего коломенского литейщика, прославленного сталинградского снайпера Василия Зайцева в один из первых дней ноября 1942 года вызывал командующий 62-й армией генерал-лейтенант Василий Иванович Чуйков. Генерал хотел лично познакомиться с героем-комсомольцем. Он прикрепил к его груди медаль «За отвагу». Присутствовавший при этом бригадный комиссар, улетавший в Москву, спросил отважного снайпера, что бы он хотел передать Советскому правительству и народу от имени защитников Сталинграда. Василий Зайцев ответил:

- Передайте: за Волгой для нас земли нет. Здесь – судьба России.

Приложение 5

Дом Па́влова (Дом Солдатской Славы)

На площади имени В. И. Ленина в городе Волгограде находится братская могила. На памятной плите написано: «Здесь похоронены воины

13-й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии и 10-й дивизии войск НКВД, погибшие в боях за Сталинград».

Братская могила, названия улиц, прилегающих к площади (ул. старшего лейтенанта Наумова, улица 13-я гвардейская), вечно будут напоминать о войне, о смерти, о мужестве. В этом районе держала оборону 13-я гвардейская стрелковая дивизия, которой командовал Герой Советского Союза генерал-майор Александр Ильич Родимцев. Дивизия переправилась через Волгу в середине сентября 1942 г., когда все вокруг горело: жилые дома, предприятия. Даже Волга, покрывшаяся нефтью из разбитых хранилищ, представляла собой огненную полосу.

Сразу же после высадки на правый берег подразделения немедленно вступали в бой. Командование поставило перед гвардейцами задачу: каждый окоп превратить в опорный пункт, каждый дом — в неприступную крепость. Такой неприступной крепостью на этой площади стал «Дом Павлова».
Героическая история этого дома такова. В районе площади 9-е января (ныне площадь имени Ленина) оборонялся 42-й Гвардейский стрелковый полк полковника Елина Ивана Павловича, перед которым была поставлена задача: провести операцию по захвату двух жилых домов, которые имели важное значение. Были созданы две группы: группа лейтенанта Заболотного и сержанта Павлова, которые и захватили эти дома. Дом Заболотного впоследствии был выжжен и взорван наступавшими немцами. Он рухнул вместе с оборонявшими его бойцами. Разведывательно-штурмовая группа из четырёх солдат, возглавляемая сержантом Павловым, захватила указанный Жуковым четырёхэтажный дом и закрепилась в нём. С верхних этажей Дома Павлова можно было наблюдать и держать под обстрелом занятую противником часть города. Таким образом, дом приобретал важное тактическое значение в полосе обороны 42-го полка.

С историей «Дома Павлова» связано еще одно имя, имя простой русской женщины, которую сейчас многие называют «дорогой женщиной России»,— Александры Максимовны Черкасовой. Это она, работница детского сада, весной 1943 г. после работы привела сюда таких же, как сама, солдатских жен, чтобы разобрать развалины и вдохнуть жизнь в это здание. Благородный почин Черкасовой нашел отклик в сердцах жителей. В 1948 г. в черкасовских бригадах насчитывалось 80 тыс. человек. Имя А. И. Черкасовой и всех членов ее бригады занесено в Почетную книгу города.

4 мая 1985 года на торце дома со стороны улицы Советской открыта мемориальная стена-памятник. Авторы архитектор В. Е. Масляев и скульптор В. Г. Фетисов . Надпись на мемориальной стене гласит: «В доме этом слились воедино подвиг ратный и трудовой».

Читайте также: