Круглый стол по профилактике суицидального поведения

Обновлено: 27.04.2024

Цели: Изучить факторы риска, способные привести к суициду. Ознакомить учащихся со способами профилактики самоубийств.

Ответьте на вопросы:

1. Разъясните значение термина «целомудрие».

2. Связана ли нравственность человека и его физическое здо­ровье? Ответ объясните.

3. Приведите примеры из литературы, как нравственное падение личности приводит к физическому уродству или смерти.

4. Связаны ли наиболее распространенные пути заражения ВИЧ с нравственностью заболевших?

5. Какие ИППП, кроме ВИЧ, являются чаще всего следствием безнравственного поведения людей?

Вступительное слово учителя.

С точки зрения христианства самоубийство является тяг­чайшим грехом. Самоубийц даже не хоронят внутри ограды православных кладбищ. В то же время у японцев (они в ос­новном последователи синтоизма и дзен-буддизма) самоубийство — важнейший и необходимый при определенных обстоятельствах по­ступок. Отношение к самоубийству в культуре России всегда было противоречивым, однако в целом самоубийства не осуждались, а с некоторых пор считаются свидетельством слабодушия людей, их со­вершивших. Однако это самоубийства людей взрослых, имеющих определенный жизненный опыт. Самоубийства детей и подростков всегда вызывали тревогу общества и считались и считаются огром­ным горем не только для семьи погибшего ребенка, но и для всего об­щества. Более того, уровень самоубийств детей и подростков социо­логи относят к числу важнейших показателей здоровья нации. К со­жалению, в настоящее время наша страна по этому показателю находится в числе наиболее проблемных стран. Что же общество мо­жет противопоставить юным самоубийцам и какие способы профи­лактики самоубийств наиболее действенны? Постараемся ответить на этот вопрос.

Лекция-беседа. (Подготовил ученик.)

Суицид — умышленное самоповреждение со смертельным исхо­дом (лишение себя жизни).

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей-неволей он оказывается.

Статистика. Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в воз­расте 14—24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Из общего количества суицидов 90% — совершается людьми с психотическими состояния­ми и лишь 10% — без психотических расстройств. Некоторые спе­циалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка — это привлечение к себе внимания.

По данным государственной статистики количество детей и под­ростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет само­убийством покончили жизнь 14 157 несовершеннолетних. За каж­дым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысход­ность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин само­убийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолет­них связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях об­ратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протесто­вали таким страшным образом против бездушия, безразличия, ци­низма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиноче­ства, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.

Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, ока­занное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы из­бежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубий­ства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

Наиболее часто самоубийства регистрируется весной, когда чело­веческие несчастья контрастируют с пробуждением природы. Туск­лые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими дня­ми весны возникают противоречия.

Известно, что неврозы обостряются весной. Как писал американ­ский поэт Томас Эллиот, «апрель — самый жестокий месяц». Уро­вень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой.

Суициды учащаются во время рождественских праздников. Опе­чаленные распавшимися семьями, смертями, непереносимым одино­чеством, социальными или экономическими неудачами люди обна­руживают, что «счастливый сезон» не приносит ожидаемой радости. В отчаянии они могут решить покончить с собой.

Второй ученик :

Суицидальное поведение — это проявление суицидальной актив­ности — мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, поку­шения.

При изучении суицидального поведения различают: демонстра­тивное, аффективное и истинное поведение.

При демонстративном поведении способы суицидального поведе­ния чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядо­витыми лекарствами, изображения повешения.

При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к по­пыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующи­ми препаратами.

При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к пове­шению.

Психологический предсуицидальный синдром свидетельствует о надвигающемся суицидальном акте, т.е. этап суицидальной динами­ки, длительность которого составляет от нескольких минут до не­скольких недель и месяцев. Наблюдается чаще у старших подрост­ков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.

Дети, склонные к суициду, чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75% их родители разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с приемными родителями. К группе риска относятся:

— люди с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающие­ся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

— люди, сверхкритичные к себе;

— лица, страдающие от недавно испытанных унижений или тра­гических утрат;

— люди потерпевшие неудачи, несоответствие между ожидавши­мися успехами в жизни и реальными достижениями;

— люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

Признаками эмоциональных нарушений являются:

— потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, послед­них дней;

— частые жалобы на соматические недомогания (на боли в живо­те, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

— необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему, виду;

— постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

— ощущение скуки при проведении времени в привычном окру­жении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

— уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;

— нарушение внимания со снижением качества выполняемой ра­боты;

— погруженность в размышления о смерти;

— отсутствие планов на будущее;

— внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за ме­лочей.

Выступление учителя:

Эрл Гроллман, из книги «Суицид: превенция, интервенция, поственция»

«[. ] до последнего времени усилия общества по борьбе с такой серьезной проблемой, как суицид, были незначительными. Их нивелировал как бы незримо существовавший вопрос: разве индивид, который хочет покончить с собой, не имеет права осуществить это?

Последние исследования со всей определенностью показали: люди жела­ют совершить самоубийство в течение относительно краткого промежутка жизни. Для того чтобы предоставить потенциальным самоубийцам эффек­тивное убежище, пока не исчезнут разрушительные импульсы, были органи­зованы Центры [. ]. Они являются местом, куда отчаявшемуся человеку можно обратиться, если все остальное кажется потерянным.

В Англии еще в 1774 г. было создано Королевское гуманитарное общест­во, одной из целей которого было предотвращение самоубийств. В США На­циональная лига спасения жизни была учреждена только через 133 года, в 1907 г. В ней работали чуткие волонтеры, серьезно озабоченные данной про­блемой. [. ]

Священник Чад Вара организовал группу помощи суицидентам в Анг­лии, назвав ее «Самаритяне». Он говорил: «Когда я слышу, что обо мне го­ворят как об основателе «Самаритян», мне хочется возразить. Не я основал их. Они создали меня. Когда летом 1953 г. я случайно прочел, что в Лондоне происходят, по крайней мере, три самоубийства в день, несмотря на имеющиеся медицинские и социальные службы, я подумал, что обязательно нужно что-то предпринять. Человек в отчаянии, думающий о самоубийство, прежде всего нуждается в сочувствующем человеке, к которому он мог бы об ратиться: «Вы мне поможете? Первая служба «Самаритян» в США основана в 1974 г. в Бостоне. Другие отделения этого уже интернационального объединения распространены от Бразилии до Новой Зеландии и занимаются профилактикой суицидов, оказывая людям в отчаянии дружескую помощь.

Движение превенции суицидов в США получило еще больший общест­венный резонанс, когда Национальный институт психического здоровья в 1966 г. создал Центр по изучению и профилактике суицидов. Для снижения уровня самоубийств ему ставилась задача «сделать это так, чтобы убедительно показать всем, что жизни могут быть спасены». [. ]

Существует много вариантов организации учреждений профилактики са моубийств. Их общей чертой является наличие кризисных телефонных линий для оказания экстренной помощи. Их работники устанавливают тесную двустороннюю связь (раппор) с человеком, подверженным риску самоубий ства, и вступают с ним в неформальные отношения. Они сообщают, что мо гут облегчить эмоциональное напряжение, обсудив его проблемы. Телефонный консультант должен оценить суицидальный потенциал абонента. Если человек беседует по телефону с оружием в руке, то, естественно, ему требуется немедленная помощь. [. ]

Учитель, ученики: ВЫВОДЫ:

Организованная профилактика суицидов должна объединять кабинеты неотложной психиатрической помощи в больницах общего профиля, центры психического здоровья, психиатрические клиники, церковные консультативные центры, антисуицидальные бюро, службы телефонной психологической помощи и центры лечения отравлений. Каждая из этих служб свойст­венными ей средствами оказывает важную помощь как лицам, склонным к суициду, так и всему обществу».

Круглый стол «Хочу Жить!» Суицид – серьезная проблема среди подростков.
методическая разработка на тему

Пропаганда здорового образа жизни, профилактика подросткового суицида, сокращение его случаев.

Формировать позитивные отношение к жизни, дать советы подросткам.

Выделить основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида

ВложениеРазмер
kruglyy_stol_hochu_zhit.docx 21.08 КБ

Предварительный просмотр:

ГПОУ ЯО Ярославский торгово-экономический колледж

«Хочу Жить!» Суицид – серьезная проблема среди подростков.

Разработал старший воспитатель:

Спиридонова Елена Александровна

(Профилактика суицидального поведения)

  • Пропаганда здорового образа жизни, профилактика подросткового суицида, сокращение его случаев.
  • Формировать позитивные отношение к жизни, дать советы подросткам.
  • Выделить основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида

Вопросы для рассмотрения:

  1. Основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида
  2. Статистические данные.
  3. Причины суицидального поведения у подростков
  4. Меры для профилактики суицидального поведения.

Методы : беседа, диалог, рассказ, общественное мнение, пример.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Сегодня в процессе общения мы поговорим о нашей с вами жизни, наших способностях и возможностях, выборе, который нам приходится делать в жизни.

В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутригрупповые взаимоотношения.

70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода конфликты. Но причиной является как правило неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют ситуации в учебном заведении, поскольку учебное заведение — это место, где обучающийся проводит значительную часть своего времени.

Какие жизненные трудности, проблемные, критические ситуации могут произойти в жизни, людей вашего возраста? Каковы типичные способы поведения людей в данных ситуациях? (Ответы записывает ведущей на листе бумаги) .

Как я обычно веду себя в критической ситуации? (Вопрос для самоанализа) .

Распределение всех названных способов на конструктивные и неконструктивные.

Последствия неконструктивных способов (употребление алкоголя, психоактивных веществ, суицид) : сохраняется и накапливается напряжение; есть уход от проблемы, но нет решения, могут возникнуть и негативные последствия; употребление ПАВ - это болото, из которого не выбраться; самоуничтожение не ведет к разрешению проблемы.

Тренинг разрешения проблемной ситуации

Проблема (Нет взаимопонимания в группе со сверстниками)

Работа идет в группе, команда должна за 3 минуты придумать сценку. В сценке необходимо отразить суть влияния проблемной ситуации на жизнь человека. Команда показывает сценку.

Рассмотрение путей решения проблем с разных позиций:

Пассивная позиция: «Меня заставили; так получилось; все пошли, и я пошел; он сказал, и я сделал; меня все достали».

Активная позиция, принятие ответственности по отношению к проблеме способствуют ее решению. Важна оценка собственных ресурсов, принятие ответственности на себя, переформулирование причины случившегося в контексте ответа на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ситуация разрешилась?».

Алгоритм разрешения проблемы (на данном примере):

- Ориентация в проблеме.

- Точное знание того, что проблема возникла.

- Понимание, что проблемы в жизни — нормальное неизбежное явление.

- Формирование уверенности в том, что существуют эффективные способы решения проблемы.

- Понимание проблемы не как угрожающей, а как нормальной ситуации, несущей в себе изменение.

- Определение и формулирование проблемы.

- Поиск всей доступной информации о проблеме, разделение информации на объективную и субъективную / непроверенную.

- Определение факторов и обстоятельств, которые делают ситуацию проблемной, то есть препятствуют достижению целей.

- Постановка реалистичной цели решения проблемы с описанием деталей желательного исхода.

- Формулирование различных вариантов решения проблемы — важно сформулировать как можно больше альтернативных вариантов (мозговой штурм по способам разрешения выбранной проблемы).

- Принятие решения — анализ имеющихся возможностей разрешения проблемы, выбрать из них наиболее эффективные, приводящие к полному разрешению проблемы и к положительным последствиям (кратковременным — долговременным, направленным на себя — направленным на окружающих), выбор способов решения из предложенных, анализ предполагаемых последствий.

- Выполнение решения и проверка — изучение последствий решения, оценка эффективности решения, самопоощрение.

Одной из причин, как причина приводящую к суициду, является недопонимание между взрослыми и подростками, между подростками, сплетни.

Я предлагаю выполнить упражнение, которое называется « Передача информации».

Упражнение « Передача информации».

Утром из докладной записки директор колледжа узнал, что вчера пять студентов группы 01Т пропустили урок физкультуры у молодой преподавательницы Петровой Анны Ивановны, протестуя против оскорбления их товарища из группы 1С преподавателем истории Ивановым Петром Васильевичем, с которым у преподавателя физкультуры сложились дружеские отношения.

Ведущий: проводит обсуждение

Вопросы для обсуждения:

Тяжело ли было передавать информацию?

  • Была ли информация передана точно?
  • Что мешало передавать информацию достоверно?

Почему информация искажалась?

  • Какие факты влияли на процесс передачи информации?
  • Чувствовали ли вы ответственность за достоверность информации, передаваемой вами?
  • К чему может привести такая ситуация в реальной жизни?

А, сейчас учимся повышать самооценку, и получению возможности позитивной обратной связи от сверстников. Выполняем

Упражнение «Похвались соседом».

Не обязательно обладать психологическим или медицинским образованием для того, чтобы внимательно относиться друг к другу и поддерживать в трудной ситуации. Студенты по кругу говорят о своем соседе справа все самое замечательное, что знают о нем, хвалятся своим соседом перед остальными. Сосед выслушивает, молча и потом дает обратную связь о том, принимает ли он то, что услышал о себе или нет.

Продолжим развивать навыки взаимодействия, и формировать адаптивное отношение к жизни, повышем стрессоустойчивость.

Упражнение «Способы улучшения настроения»

Участники объединяются в несколько пар

Перечислить как можно больше способов улучшения настроения. (Рисование, танцы, пение, музыка, хобби, прогулка, разговор с другом ит. п)

После выполнения задания каждая группа презентует свою работу.

Каким из перечисленных методов вы пользуетесь?

Какие помогают лучше?

Я буду считать, что сегодняшнее занятие прошло успешно, если вы запомните для себя одну-единственную вещь: Человек - очень сильное существо! Мы с вами способны преодолеть все жизненные невзгоды, которые на нас свалятся! Главное - пытаться найти выход, делать для этого все и даже больше! У вас есть внутренние силы, а еще есть люди, которые готовы нам помочь. Ищите! Боритесь! И удачи вам!

Круглый стол по теме "Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний обучающихся, изменения в их поведении, способам оказания психологической поддержки участников образовательного процесса"
методическая разработка на тему

Одним из основных направлений деятельности образовательной организации в рамках профилактики суицидов обучающихся является выявление детей группы суицидального риска.

Анализ случаев суицидов и информации по организации профилактики суицидов, предоставленной областными образовательными организациями, отделами образования районов и городов РО показывает, что работа по выявлению детей группы суицидального риска организована и проводится не во всех образовательных организациях области, в ряде учреждений проводится не систематически, а начинается только после факта совершения суицида.

Организация работы по выявлению детей группы суицидального риска позволит своевременно оказывать им психолого-педагогическую поддержку и организовывать комплексное сопровождение.

Для проведения качественного выявления детей группы суицидального риска необходимо организовать обучение педагогов, которое должно быть направлено на знакомство с процедурой выявления и овладение методом выявления детей группы суицидального риска. Педагоги должны быть также ознакомлены с особенностями суицидов несовершеннолетних, овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения и оказания поддержки обучающимся в кризисном состоянии.

ВложениеРазмер
moy_tekst.docx 41.84 КБ
suitsid.pptx 225.28 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний обучающихся, изменения в их поведении, способам оказания психологической поддержки участников образовательного процесса

Педагог-психолог: Марченко Лидия Александровна

ЦЕЛЬ: обучение методам выявления детей группы суицидального риска.

- ознакомить с особенностями суицидов несовершеннолетних;

-овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения ;

- вооружить знаниями по оказанию поддержки обучающимся в кризисном состоянии

«Россия занимает первое место в Европе по детским суицидам – это катастрофа, причем, совершенно недопустимая, – подчеркнул заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов. – В июне текущего года был создан областной координационный совет с целью повышения эффективности работы по профилактике суицидов среди детей, а также осуществления тесного межведомственного взаимодействия по данной проблеме».

С начала 2016 года, девять детей совершили суицид, и ещё 12 детей совершили попытки суицида — такую печальную статистику озвучила начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Ростовской области Анжелика Синельникова. Данную информацию Синельникова обнародовала на первом открытом форуме прокуратуры в Ростовской области.

Для ликвидации этой грустной статистики на заседании координационного совета по профилактике суицидов среди несовершеннолетних приняли решение подготовить соглашение о взаимодействии и обмене информацией о случаях суицидального поведения несовершеннолетних между органами и службами, работающими с детьми.

«Что такое суицид и как с ним бороться?»

Что такое суицид – это болезнь? или внешняя ситуация?

Однозначного ответа на данный вопрос дать нельзя. При самоубийстве есть комплекс причин, это и наличие болезни или кризисного состояния, психологические особенности и различные социальные факторы, не последнее место в которых занимает вопрос преподнесения информации новостей и о совершенных суицидах средствами массовой информации.

Какие причины подталкивают детей на этот шаг?

Как уже упоминалось, причин суицида множество, и нет одной причины. Это комплекс биологических, психологических и социальных причин. Суициды совершаются как в неблагополучных, так и социально благополучных семьях. По статистике преобладает суициды среди мужского населения, так же в возрасте 25-30 лет значительно повышается риск данного поведения.

Как понять, что человек готов свести счеты с жизнью?

Прежде всего – это изменение в поведении человека. Часто такие люди не видят перспектив, мрачно оценивают происходящее вокруг, находятся в плохом настроении. Часть из них обращается к близким за помощью, прямо или косвенно говорят о не желании жить, что является одним из самых главных признаков нахождении человека в состоянии кризиса.

Какая область науки и какие специалисты занимаются данной проблемой?

Суицидальное поведение это достаточно многогранное явление, которое включает в себя и философский аспект, и медицинский, и психологический, и социальный, и культуральный, и религиозный аспекты. И это далеко не полный перечень затрагиваемых граней проблемы самоубийства. С давних времен философы задаются извечным вопросом – в чем смысл жизни? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор. Психиатры и психотерапевты напрямую работают с людьми, находящимися в кризисной ситуации или страдающими различными психическими недугами. Психологи оказывают психологическую помощь, помогают решить трудные жизненные ситуации, определиться с каким либо выбором в повседневной жизни. Социологи изучают те социальные явления, которые влияют на самоубийство. С точки зрения культуры и религии – в большинстве мировых религий имеется резко отрицательное отношение к самоубийству, так как считается, что жизнь дана свыше, и покушение на свою жизнь, это покушение на Всевышнего.

Куда можно обратиться в сложную минуту?

Есть круглосуточный телефон доверия, где Вам окажут помощь квалифицированные психологи. Обращения со стороны родителей, преподавателей и детей достаточно частые. При необходимости даются координаты частных и государственных специалистов в области психического и психологического здоровья.

Что важно сказать человеку, который находится в кризисной ситуации?

Любую проблему можно решить, обратитесь за помощью к своим близким, родным, специалистам психологам или врачам. Вам помогут!

Считаете ли вы, что соц.сети, онлайн-игры, мультфильмы с непонятными персонажами и сценами насилия могут довести до самоубийства детей?

Сами по себе одни мультфильмы или он-лайн игры с несвойственными нашему менталитету персонажами и сценами насилия без патологической почвы у несовершеннолетнего не приводят к суицидам, но могут негативно влиять на формирующуюся психику, особенно если доступ к телевизору и компьютеру у ребенка круглые сутки. Дефицит сна, отдыха, питания уже само по себе является мощным провоцирующим фактором кризисных состояний. На законодательном уровне приняты меры по ограничению рекламы и пропаганды сцен насилия, суицидального поведения и органы прокуратуры в течении последних лет ведут активную работу со средствами СМИ в этом направлении.

Сегодня мы попробуем разобраться в том, что такое суицид и суицидальная попытка, мы попытаемся научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, мы узнаем, что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода. Ведь суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения. словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях.

Протоиерей Андрей Ткачев
Сверхштатный клирик храма Воскресения Словущего на Успенском вражке

Павел Астахов. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка
30 декабря 2009 года - 9 сентября 2016 года

Кузнецова Анна Юрьевна – уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ предложила ввести уголовную ответственность за склонение несоврешеннолетних к самоубийству в интернете.

Призвала внести поправки в статью 110 Уголовного кодекса РФ "Доведение до самоубийства", "распространив ее действие на современные виртуальные способы склонения несовершеннолетних к самоубийству с использованием сети Интернет и мобильной (сотовой) связи.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка.
С годами суицид «молодеет»: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем ещё дети.

Суицид имеет характерные черты:

  • предшествуют кратковременные, объективно не тяжелые конфликты в сферах близких отношений;
  • конфликт воспринимается как крайне значимый и травматический, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
  • суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле;
  • суицидальное поведение регулируется скорее порывом;
  • средства самоубийства выбраны неумело;
  • подражательный характер.

Основные мотивы суицидального поведения:

  • Переживание обиды, одиночества, отчужденности.
  • Действительная или мнимая утрата любви, ревность.
  • Переживания, связанные со смертью, разводом родителей.
  • Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия.
  • Боязнь позора, насмешек или унижения.
  • Страх наказания, нежелание извиниться.
  • Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
  • Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
  • Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

Основные факторы риска:

  1. Факторы семейного неблагополучия
  2. Травматические факторы
  3. Психопатологические факторы, когда развитие суицидального поведения обусловлено различными психотическими проявлениями (бред, галлюцинации) или резкой декомпенсацией психопатии и т.п.
  4. Время года.

Типы суицида (суицидального поведения):

  • Истинный, когда человек действительно хочет убить себя. Чаще использует повешение.
  • Аффективный, с преобладанием эмоционального момента. Обусловлен сильным аффектом и сопровождается дезорганизацией и сужением сознания. Чаще прибегают к попыткам повешения, отравления токсичными препаратами.
  • Демонстративный - самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображении повешения.

Признаки готовящегося самоубийства

1. Часто говорят о своем душевном состоянии:

- «Я решил покончить с собой».

- «Ненавижу свою жизнь!»

- «Единственный выход - умереть!»

- «Я не могу так дальше жить»

- «Больше ты меня не увидишь!»

- «Я больше не буду ни для кого проблемой»

2. Много шутят на тему самоубийства.

3. Проявляют нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

  • Поведенческие
  1. Приведение дел в порядок
  2. 2.Прощание.
  3. 3.Демонстрируют радикальные перемены.
  • Ситуационные

Человек может решиться на самоубийство, если он:

2. Живет в нестабильном состоянии;

3. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал попытку суицида ранее.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

Профилактика суицидов среди подростков
материал на тему

Информирование о незавершенном случае суицида несовершеннолетней, учащейся учреждения. Причины совершения, реабилитация, профилактика суицидальных проявлений в среде учащихся.

Суицидальное поведение среди обучающихся техникума имело проявление среди подростков из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Дети, воспитывающиеся в семье, пришли на обучение по своему волеизъявлению и желанию. Детей-сирот привозят из детских домов в техникум только потому, что у нас есть общежитие. Поэтому, такие дети вынуждены мириться с той ситуацией, в которой они оказались.

Тоже произошло и с Маковеевой Викторией, относящейся к категории детей, оставшихся без попечения родителей . Девочка поступила в техникум из Непецинского детского дома 01.09.2015 на обучение по профессии «Швея», которая с самого начала ей не нравилась. Ребенок был педагогически и социально запущенным, неоднократно проходила курс социальной реабилитации по индивидуальной программе, но положительные результаты не были достигнуты. До нашего образовательного учреждения (далее ОУ) Вика уже имела суицидальную попытку и находилась на лечении в психиатрической больнице г. Москва. Данная информация представителями детского дома была скрыта.

С самого начала пребывания в нашем ОУ девочка показала себя сложным и конфликтным подростком с полным отсутствием мотивации к обучению. Такой подросток требовал много внимания и это внимание она получала постоянно со стороны педагогического коллектива техникума и социального педагога детского дома. Однако, в один момент не получив внимания от молодого человека, с которым Вика раньше дружила, она решила обратить на себя его внимание попыткой демонстративного незавершенного суицида. Оба подростка проживали в общежитии, дружили, но потом расстались, т.к. Вика стала встречаться с другим нашим обучающимся. Естественно первый молодой человек перестал обращать на нее внимание, при встрече с ней даже не поздоровался, а Вика поняла, что ее чувства к нему еще не прошли. Ей стало очень обидно, это вызвало ее эмоциональное расстройство и в этот же день (09.03.2016) Вика приняла психотропные таблетки, закрывшись в своей комнате общежития, предварительно написав записку с обращением к молодому человеку. Около 22.00 09.03.2016 девочка была найдена ночными воспитателями. Тут же была вызвана скорая помощь, проинформирована администрация ОУ, законные представители, субъекты профилактики.

Далее девочку приводили в себя в отделении реанимации в Луховицкой ЦРБ, затем она прошла дообследование и реабилитацию в течение месяца в психиатрической больнице №3 г. Егорьевск МО. В курсе реабилитации большое значение сыграло внимание к девочке, её систематическое посещение сотрудниками техникума (в том числе педагогом-психологом), сотрудниками детского дома, вторым молодым человеком, с которым она встречается до сих пор. После завершения лечения, девушка была привезена в общежитие техникума, где до конца учебного года жила и включалась в учебно-воспитательный процесс по программе индивидуального психолого-педагогического сопровождения.

Поскольку все время девушка продолжала встречаться со своим молодым человеком, проживающим в Зарайском районе, а учиться по профессии «Швея» она не хотела, администрацией ОУ ей было предложено перейти на обучение в наше структурное подразделение № 2 (далее СП № 2) в г. Зарайск на другую профессию.

В настоящий момент, с 01.09.2016 г. Маковеева Виктория успешно проходит реабилитацию в СП № 2 г. Зарайск нашего техникума. Обучается по профессии «Сборщик обуви», интерес к профессии присутствует, обучение для неё доступное. Закончила первое полугодие без академических задолженностей, самовольных уходов и суицидальных попыток не было. Девушка вовлечена в общественную жизнь техникума, участвует в спортивных мероприятиях, рисует. Проживает совершеннолетняя Маковеева В. у нашего выпускника Мосина Сергея в Зарайском районе. Виктория заканчивает обучение в 2017 г., молодые люди планируют создать семью.

В качестве профилактики суицидальных попыток в среде обучающихся реализуются следующие мероприятия:

- знакомство с подростком, изучение личного дела, медицинских диагнозов и показаний;

- внимание к ребенку, индивидуальный систематический контроль посещаемости, успеваемости, досуга, выявление склонностей, интересов, круга общения, взаимоотношений со сверстниками;

- индивидуальная работа педагога-психолога (диагностика, тренинги, исследования, беседы и т.д.);

- индивидуальная коррекционная и массовая работа совместно с субъектами профилактики: КДН и ЗП, ОДН ОМВД РФ, ЦРБ, православный медико-просветительский Центр «Жизнь», коррекционный Центр «Ариадна»;

- создание единого информационного поля (стенды, сайт, телефоны доверия, информационный вестник, наша группа ВКонтакте «Мы студенты заводные, стильные, спортивные»;

- вовлечение во внеклассные, спортивные мероприятия, общественную жизнь;

- семинар для педагогических работников «Профилактика суицидов среди подростков» совместно с сотрудниками ЦРБ (психолог, врач-нарколог);

- семинар-практикум об особенностях подросткового поведения (проводит педагог-психолог).

Круглый стол для педагогов "Профилактика суицида детей и подростков"

Цель: Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний обучающихся, изменения в их поведении, выявления детей группы суицидального риска.

Согласно статистике, в России частота самоубийств среди 10-14-летних подростков составляет 3-4 случая на 100 тысяч человек, а среди подростков 15-19 лет - 19-20 случаев на 100 тысяч. Однако, в последнее время заметна тенденция к омоложению детского суицида.

«Что такое суицид?»

Суицид - это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для него смысл.

Что такое суицид – это болезнь? или внешняя ситуация?

Чаще подвержены:

· подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;

· девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;

· подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения;

· подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей.

Существует классификация суицидов: истинный, скрытый, демонстративный.

Истинный суицид
Никогда не бывает спонтанным.
Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.
Скрытый суицид

Это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части, им же спровоцированных. Например, рискованная езда на автомобиле (транспортное средство используется как инструмент для совершения суицида), занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость… Т.е. саморазрушающее поведение.
И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности они жаждут.

Демонстративный суицид

Самоубийство, как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображения повешания.
Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть - а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, изменить невыносимую ситуацию.

Причины суицида

· Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине(не слушался, плохо учился).

· Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).

· Конфликты с друзьями, проблемы в школе. Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду.

· Несчастная любовь, одиночество.

· Страх перед будущим.

· Потеря смысла жизни.

· Подражание кумирам. В Челябинске 15- летние школьницы спрыгнули с крыши многоэтажного дома. В предсмертных записках написали, что совершают самоубийство в память Игоря Сорина, солиста группы, который ровно год назад в Москве выбросился из окна шестого этажа. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка, если он фанат погибшего кумира.

· Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.

· Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги.

Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания - напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и прессингом успеха подтверждает ежегодный всплеск молодежных самоубийств после объявления результатов вступительных экзаменов в Японии и Южной Корее - странах, где престиж высшего образования невероятно высок. Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы.

· Призыв. Способ попросить помощи.

· Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему.

· Месть. Попытка сделать больно другому человеку:

· «Они еще пожалеют»

· Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье.

· Бегство от наказания. Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни.

· Переживание обиды, одиночества, отчужденности.

· Действительная или мнимая утрата любви, ревность.

· Переживания, связанные со смертью, разводом родителей.

· Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия.

· Боязнь позора, насмешек или унижения.

· Страх наказания, нежелание извиниться.

· Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.

· Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.

· Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

Признаки готовящегося самоубийства

Словесные признаки

· Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.

1. Часто говорят о своем душевном состоянии:

- «Я решил покончить с собой».

- «Лучше умереть»

- «Пожил и хватит»

- «Ненавижу свою жизнь!»

- «Единственный выход - умереть!»

- «Я не могу так дальше жить»

- «Больше ты меня не увидишь!»

- «Я больше не буду ни для кого проблемой»

2. Много шутят на тему самоубийства.

Поведенческие признаки.

· Раздача ценных вещей. Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты. Это должно насторожить окружающих, особенно, если это преподносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память».

· Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками» такая вдруг возникшая тяга к порядку может означать, что подросток долго задерживаться в этом мире не собирается.

· Демонстрируют радикальные перемены. Вдруг начинают вести себя непривычно.

Ситуационные признаки.

· Живет в нестабильном состоянии.

· Ощущает себя жертвой насилия.

· Перенес тяжелую потерю.

Как предотвратить суицид?

Ощущение ценности жизни невозможно без осознания двух очень важных вещей:

• нам нужно хорошо к себе относиться;
• нам нужно, чтобы нас любили.

Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе.
Потребность любви - это:
-потребность быть любимым;
- потребность любить;
-потребность быть частью чего-то.

Если эти три «потребности» присутствуют в жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы. Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими дома, в школе, во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, отверженность. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы.

Кроме этого нужно:

Сформировать у подростка четкую установку: «Из любой трудной жизненной

ситуации можно найти выход».

Приучить с малых лет, что неудач не стоит бояться, они неотъемлемая часть пути к главной победе. «Упал - встань и продолжай идти!»

Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни.

(Положительные эмоции, оптимизм) Ребятам нужно объяснить, что когда настроение хорошее, человек терпимее относится к тому, что, быть может, ему не совсем по душе. Положительный заряд энергии помогает хорошо учиться, в полную силу работать, находить контакт со сверстниками и взрослыми.

Вовлекать подростков в полезные виды деятельности .

Подросток должен помнить о том, что в трудной жизненной ситуации он может обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю, психологу.
Гармоничные отношения в семье, предполагающие создание и сохранение теплых и доверительных отношений с ребенком.

Правила:
«Глаза в глаза»

Контакт глаз - разговор двух душ, возможность передать невыразимое словами.
«Чудо прикосновения»

Дотронуться до руки, похлопать по плечу, приобнять. Не менее 9 объятий необходимо для поддержания нормального душевного состояния ребенка в любом возрасте.
«Безраздельное внимание»

Это 20-30 минут, которые родитель посвящает своему ребенку каждый день, ни на что не отвлекаясь. Чем заняться в такие минуты, не имеет значения. Можно прогуляться, почитать, поговорить. Главное, чтобы ребенок почувствовал: «Я один на один с мамой (папой). Она (он) в моем полном распоряжении. Я для неё (него) сейчас самый главный».

Вести работу по просвещению родителей.

Необходимо проводить тематические родительские собрания по проблемам воспитания. Рекомендовать подходящую литературу для чтения.

Каждому родителю необходимо знать, что при первом подозрении на суицидальные намерения ребенка необходимо проконсультировать у детского или подросткового психиатра или психоневролога.

Читайте также: