Круглый стол по проблемам спо

Обновлено: 15.05.2024

Участники: заместитель директора по учебно-производственной работе Хитрина Н.В., методист колледжа Соболева Е. И., председатель методической комиссии преподавателей профессионально-теоретической подготовки и мастеров п/о Серая Т. Я., преподаватели профессионально-теоретической подготовки и мастера производственного обучения колледжа.

Обеспечение качественной профессиональной подготовки обучающихся с учетом современных образовательных технологий.

· создание необходимых условий для достижения нового, современного качества среднего профессионального образования;

· предоставление равных возможностей и доступа к полноценному профессиональному образованию различных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, потребностями и индивидуальными качествами;

· расширение социализации обучающихся через обеспечение последовательности между общим и профессиональным обучением и более эффективной подготовкой выпускников колледжа к производственной деятельности и самостоятельной жизни.

· Ознакомление с целью и задачами круглого стола.

· «Разброс мнений» по теме.

· Групповое обсуждение темы, дискуссия

Ход проведения круглого стола

В настоящее время изменились требования к уровню знаний и умений выпускника среднего профессионального учебного заведения. За время обучения обучающийся должен овладеть знаниями по общим гуманитарным, социально-экономическим, математическим, общим естественнонаучным, общепрофессиональным и социальным дисциплинам, а также практическими навыками. Разработку образовательных технологий необходимо вести с учетом усиления личностной ориентации обучения, раскрытия гуманитарных возможностей содержания, активизации рефлексивного обучения, совместной продуктивной деятельности преподавателя и обучающегося, использования диалога.

В образовании приняты несколько классификаций методов обучения, имеющих разные основания, по источнику учебной информации и способам взаимодействия обучающих и обучающихся. Разнообразие методов и приемов создает у обучающегося интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.

Мастер производственного обучения Буджерак Н. Н.:

Основная цель профессиональной подготовки - формирование квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной деятельности и конкурентного в условиях рыночной экономики. Для реализации этой цели в учебном процессе используются современные образовательные технологии, которые позволяют повысить качество обучения и реализовать познавательную и творческую активность обучающегося. Педагогические технологии в современном образовании дают возможность дифференциации и индивидуализации учебной деятельности, когда предоставляется большая самостоятельность в выборе способов получения учебной информации.

Педагогическая технология включает в себя: целевую направленность, систему действия преподавателя и учащегося, средства и методы обучения, критерии оценки результата. Видов педагогических технологий достаточно много, на занятиях по своему профессиональному модулю я считаю наиболее оптимальным использование следующих технологий обучения:

1. Технология объяснительно-иллюстрационного обучения.

2. Технология личностно-ориентированного обучения.

3. Технология развивающего обучения.

4. Игровые технологии.

5. Информационные, компьютерные технологии.

6. Технологии проблемного обучения.

7. Технологии сотрудничества.

В структуру образовательной технологии входят: концептуальная основа; содержательная часть, состоящая из целей обучения, содержания учебного материала; описания технологического процесса, состоящего из организации учебного процесса, деятельности преподавателя по управлению процессом усвоения учебного материала, методов и форм взаимодействия педагога и студентов и определения достижения целей.

Рассмотрим подробнее вышеперечисленные образовательные технологии. Технология объяснительно-иллюстрационного обучения является традиционной и не новой, но без нее невозможно построение учебного процесса. Она предполагает систематический характер обучения, упорядоченную, логически правильную подачу учебного материала, организационную четкость, постоянное эмоциональное воздействие личности педагога.

Технологии личностно-ориентированного обучения предусматривают дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития обучающегося и его способностей. В данном случае личность обучающегося всегда в центре внимания преподавателя, активизируются его познавательные способности, преподаватель определяет лучшие качества обучающегося, отсутствует прямое принуждение. Целью данной технологии является развитие активности личности в учебном процессе. Преподаватель определяет исходный уровень знаний, наблюдает за ними, беседует. При подготовке учебного материала к лекционному или практическому занятию педагог детально продумывает, как будет подан учебный материал, и как он будет связан с личным опытом и познаниями обучаемого. На лекционных занятиях, как правило, продуктивно проходит мозговой штурм. Таким образом, обучающийся получает индивидуальный план развития как личность, что в дальнейшем формирует его как способного к конкуренции специалиста.

Технология развивающего обучения предполагает обучение на примере затруднительных ситуаций. Это обеспечивает успешную подготовку к предстоящей профессиональной деятельности в настоящих условиях. Данная технология актуальна для проведения практических занятий по профессиональному модулю. При использовании данной технологии обучающийся воспринимает объяснение преподавателя, сопоставляет с собственными познаниями по выполнению учебной работы, слушает, осмысливает, анализирует и систематизирует полученные факты, осуществляет поиск решения проблем.

Игровые технологии представляют обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. Игровая форма учебных занятий создается при помощи игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения и стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Игровые технологии предусматривают моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе – разыгрывание ролей, анализ производственных задач, «погружение» в профессиональную деятельность. Особое место среди игровых технологий занимают методы моделирования профессиональных ситуаций. Игра позволяет сделать учебный процесс занимательным и эффективным, учит планировать свою работу, критически оценивать результаты работы. Результат игры зависит от каждого обучающегося, уровня его подготовленности, совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений. Через игру обучающиеся учатся взаимодействию с другими людьми в реальных жизненных ситуациях, развивают коммуникативные способности.

Информационные, компьютерные технологии – это технологии передачи, накопления и отработки информации. Подготовка специалиста к непрерывной информационной деятельности основана на отборе и использовании современных компьютерных, информационных технологий для компетентного исполнения профессиональных обязанностей. Использование информационных технологий позволяет сформировать такое качество, как информационная культура личности. Она включает в себя опыт организации информационного взаимодействия с помощью современных технических средств, навыки получения, отбора, переработки, хранения и использования информации. Компьютерные технологии дают возможность перехода на качественно новый уровень передачи информации. Таким образом, информационные, компьютерные технологии выступают естественным и эффективным средством организации и модернизации учебной деятельности.

Технологии проблемного обучения предусматривают создание проблемной ситуации под руководством преподавателя. Со стороны обучающихся необходима активная самостоятельная деятельность, которая позволяет формировать познавательную активность, его творческие способности. К технологиям проблемного обучения относят: проблемные лекции, семинары, учебные дискуссии, эвристическая беседа, учебно-исследовательские работы. Проблемная ситуация в педагогике рассматривается не как состояние интеллектуального напряжения, а как состояние затруднения, вызванного недостаточностью ранее усвоенных знаний. Выход из проблемной ситуации всегда связан с осознанием проблемы, ее решением. Таким образом, проблемное обучение способствует наиболее полному усвоению материала, повышению познавательного интереса к изучаемым профессиональным модулям, развитию коммуникативных и творческих навыков принятия решений и приобщает будущих специалистов к определенным способам поиска информации с целью получения профессиональных знаний. Это в свою очередь формирует конкурентоспособность специалиста на современном рынке труда.

Технологии сотрудничества позволяют реализовать идеи равенства и партнерства, это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности обучающихся и преподавателей, скрепленной взаимопониманием, коллективным анализом результатов деятельности. Сотрудничество как организационная форма обучения представляет значительные резервы воздействия на личность и повышения эффективности обучения. Для формирования работника как профессионала очень важно научить его не только определенным практическим навыкам, но и умению работать в команде. На практических занятиях обучающиеся не только овладевают знаниями и приобретают практический опыт, но и учатся работать и общаться в команде, поддерживать друг друга, быть готовыми прийти на помощь. Основными принципами технологии сотрудничества является, то, что дается одно задание на малую группу, каждый несет индивидуальную ответственность, обучающиеся имеют равные возможности в достижении успеха. В результате работы группы достигается усвоение программного материала.

Подведение итогов

Современное развитие общества, интенсивный поток разнообразной информации, необходимость быстрого реагирования на рынке требуют от современного специалиста и руководителя владения навыками работы в команде, в среде современных информационных технологий, самостоятельности в принятии решений, способности к саморазвитию.

Развитие общества изменяет требование и к современным педагогам, которые должны не только быть компетентными в области своей специальности, но и готовы поделиться глубоким знанием изучаемой дисциплины, а также владеть новыми учебными технологиями, обеспечивающими активное вовлечение обучаемых в учебную, научно-исследовательскую и самостоятельную работу.

Мы рассмотрели существующие современные образовательные технологии, проанализировали возможность их внедрения в образовательный процесс и влияние на показатели успеваемость и качество обучения, а также психо - эмоциональное состояние обучающихся.

Внедрение современных образовательных технологий приносит свои изменения в потенциальное развитие личности преподавателя и обучающегося, способствует высокому развитию уровня образовательной деятельности.

Таким образом, реализация современных образовательных технологий в профессиональном обучении специалистов позволяет подготовить квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Круглый стол на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования"

29 января 2015 года прошел "круглый стол" Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".

В обсуждении приняли участие депутаты, представители министерств, руководители промышленных предприятий и учреждений среднего профобразования.

Открывая дискуссию, председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Баталина Ольга Юрьевна напомнила, что в соответствии с поручением Президента до 31 марта должен быть утвержден комплекс мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования и перечень из 50 наиболее востребованных рабочих специальностей. Соответствующие документы готовит Министерство образования и науки.

«Развитие современной инновационной экономики невозможно без подготовки кадров. В ситуации, когда среднее профобразование сконцентрировано на региональном уровне, особенно важно видеть, что предлагает Правительство для развития единой системы», - заметила она.

Заместитель Председателя Госдумы Исаев Андрей Константинович подчеркнул, что только развитие собственных отраслей обрабатывающей промышленности поможет преодолеть кризис. «Падение цен на энергоносители, необоснованные санкции в отношении России обнажили застарелые проблемы, на которые в течение долгого времени не обращалось должного внимания. Акцент должен быть сделан на формировании рабочей аристократии, инженерных кадров, создании класса, который станет локомотивом развития нашей экономики», - сказал А.Исаев.

По его оценке, в сфере подготовки рабочих кадров «дела обстоят как нельзя плохо». С 1993 года в России вдвое выросло количество людей с высшим образованием. «В то же время мы видим катастрофическое снижение специалистов со средним профобразованием. Их число сократилось более чем вдвое - с 1 млн. 750 тысяч до 770 тысяч человек, - сообщил А.Исаев. - Из регионов поступают сигналы о закрытии бывших ПТУ. Это вызов развитию нашей промышленности и серьезный социальный вызов. Ведь в целом ряде небольших городов и поселков закрытие соответствующих учебных заведений означает, что молодежь будет выброшена на улицу, останется без профессии и устойчивого рода занятий, что отразится на криминогенной обстановке и на состоянии рынка труда».

Новая программа подготовки специалистов со средним профобразованием должна стать результатом межведомственной работы. Важно соотнести межу собой профессиональные и образовательные стандарты, подключить бизнес-сообщество в качестве основного заказчика кадров, считает А.Исаев. В то же время, по его словам, предварительное знакомство с подготовленными Министерством образования и науки Российской Федерации материалами пока «вызывает больше вопросов, чем ощущения удовлетворения».

Профобразование необходимо поднять с регионального на федеральный уровень, считает заместитель Председателя Госдумы. «Формально за это отвечают регионы. Но идеологически, содержательно, а в каких-то вопросах и материально за это должен отвечать федеральный центр. Стратегия подготовки рабочих кадров должна быть не региональной и не местной, а общероссийской», - сказал он.

В том, что подготовка мастеров, рабочих - задача государственная, уверена и первый заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Кузьмина Алла Владимировна. Аргументируя свою позицию, она напомнила, что первый указ о создании ремесленных училищ был подписан еще Петром I.

Директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Наталия Золотарева сообщила, что в России действует более 530 федеральных государственных образовательных стандартов среднего профобразования, а соответствующая подготовка ведется в четырех тысячах организаций. Она также рассказала, что с 2013 года реализуется Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, одобренная коллегией Министерства. В соответствии со стратегией система формирования квалификаций должна быть гибкой и быстро настраиваемой как на потребности региональной экономики, так и на международные изменения по отраслям. Требуется также стимулировать работодателей к участию в подготовке кадров и усилить практическую составляющую обучения с тем, чтобы от 50 до 70% времени студенты проводили на предприятиях или учебных полигонах.

В соответствии с поручением Президента Министерство приступило к разработке перечня 50 востребованных профессий. В его основе перечень компетенций WorldSkills International. Это профессии, которые в мире считаются наиболее популярными и перспективными, - пояснила представитель Минобрнауки, признав одновременно, что сам по себе вопрос не простой и требует всестороннего тщательного обсуждения.

Конкурс WorldSkills, при всем уважении к нему, не может быть основой для формирования перечня 50 самых востребованных в России рабочих профессий, считает первый заместитель председателя Комитета по образованию Бурматов Владимир Владимирович. «Конкурсная процедура - это одно, а потребности экономики - совсем другое, но именно они должны быть определяющими», - заметил он.

Одной из главных причин слабого спроса на среднее профессиональное образование в России В.Бурматов назвал отсутствие престижа рабочих специальностей. По его словам, необходимо также преодолеть дисбаланс в системе подготовки и потребностях экономики, создать работодателям условия для обучения специалистов в уже имеющихся государственных организациях профобразования, а также провести ревизию учреждений СПО. «Надо посмотреть, чем они в действительности занимаются, специалистов какого уровня готовят. Но это должен быть не мониторинг, подобный тому, который проводили в вузах, а качественная оценка корреляции с потребностями экономики каждого региона», - уточнил депутат.

Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений Виктор Демин констатировал, что из почти четырех с половиной тысяч учебных заведений только порядка тысячи активны и готовы ответить на вызов экономики.

Вице-президент РСПП Федор Прокопов, заметив, что доля крупных компаний в трудоустройстве выпускников СПО не превышает 10%, обратил внимание участников дискуссии на проблему подготовки кадров для среднего и малого бизнеса. Организациям СПО предстоит научиться работать с множеством небольших работодателей и подстраиваться под них.

По итогам обсуждения Министерству образования и науки рекомендовано проанализировать достаточность численности учреждений СПО и учащихся в них по каждому региону, систематизировать вопросы финансирования, рассмотреть возможность возвращения на федеральный уровень некоторых учреждений СПО, готовящих работников по узким, нужным стране, но не всегда востребованным в регионах профессиям, а также проработать вопрос о прямом финансировании из федерального бюджета процесса обучения по 50 наиболее востребованным профессиям.

Участники дискуссии также сошлись во мнении, что ключевым условием повышения престижа рабочих специальностей и важнейшей мотивацией для поступления молодых людей в соответствующие учебные заведения является достойная оплата труда.

«В начале 70-х я поступал в техникум на специальность «горный электромеханик», у нас был конкурс 17 человек на место. Закончив техникум, я получил первую зарплату в 440 рублей, в то время как в городе с учетом северного коэффициента она не превышала 240 рублей, - рассказал Председатель Росуглепрофа, член Общественной палаты Иван Мохначук. - А сегодня шахтеру, работающему под землей, платят всего 20 тысяч рублей».

«Когда офисный мальчик будет получать 60 тысяч, а рабочий 150 тысяч рублей - вот тогда можно будет говорить о престиже рабочих специальностей», - подытожил депутат Трапезников Валерий Владимирович, до избрания в Госдуму работавший токарем на Пермском заводе.

В. Бекетов: В России возрастает роль среднего профессионального образования, подготовки рабочих кадров и специалистов

Сенатор провел «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации».

Бекетов Владимир Андреевич

Член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Владимир Бекетов Бекетов
Владимир Андреевич представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Краснодарского края провел заседание «круглого стола» на тему «Актуальные вопросы развития системы среднего профессионального образования (СПО) в Российской Федерации».

Сенатор отметил, что Совет Федерации уделяет большое внимание решению проблем профобразования, качеству подготовки кадров. Они регулярно обсуждаются на заседаниях комитетов СФ, в рамках Дней субъектов РФ в верхней палате, на «правительственном часе», «круглых столах» и выездных заседаниях в регионах. Совместно с Министерством просвещения России осуществляется мониторинг реализации федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования), добавил Владимир Бекетов.

Смотрите также

14 марта 2019 года, 13:13г.

«К числу важнейших приоритетов в области экономического роста отнесено ускорение технологического развития, а также создание в базовых отраслях экономики – прежде всего, в обрабатывающей промышленности, агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, нацеленного на использование современных технологий и обеспечение высококвалифицированными кадрами», — сказал парламентарий.

Сенатор напомнил, что актуальность проблемы кадрового обеспечения экономики была отмечена Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным на состоявшемся 6 февраля совместном заседании Президиума Госсовета и Совета при Президенте по науке и образованию.

«В этих условиях возрастает роль среднего профессионального образования, подготовки рабочих кадров и специалистов. Сегодня колледжи должны играть определяющую роль в формировании высококвалифицированного кадрового резерва. От этого напрямую зависит подъем в российской промышленности и социальной сфере», — считает Владимир Бекетов.

Колледжи должны играть определяющую роль в формировании высококвалифицированного кадрового резерва

Среди приоритетных задач законодатель выделил необходимость обновления содержания образовательных программ СПО, внедрение практико-ориентированных моделей обучения во взаимодействии с профильными предприятиями и организациями, обновление реестра, перечня профессий и специальностей на основе кадровой потребности регионов.

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации»

Владимир Бекетов

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации»

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации»

Заместитель Министра просвещения РФ Виктор Басюк выступил с докладом об актуальных вопросах развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации. Он сообщил, что современная система СПО включает в себя более 3,5 тыс. образовательных организаций, в том числе 3,3 тыс. колледжей, техникумов и 342 вуза, которые реализуют программы среднего профессионального образования.

«В 2019 году контингент обучающихся по программам СПО составил более трех миллионов человек», — сказал заместитель Министра. Он подчеркнул, что интерес молодежи к специальностям и профессиям среднего профессионального образования постоянно возрастает.

«В соответствии с федеральным проектом «Молодые профессионалы», в ближайшие шесть лет региональные системы СПО получат существенную финансовую поддержку в размере более 50 миллиардов рублей из средств федерального бюджета. Дополнительно, по нашим оценкам, не менее 20 миллиардов рублей будет привлечено из средств региональных бюджетов и бюджетов работодателей», — сообщил Виктор Басюк.

Участники мероприятия рассмотрели вопросы модернизации системы планирования подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, доступности качественного образования, обеспеченности педагогическими кадрами, взаимодействия с работодателями.

В дискуссии приняли участие первый заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Григорий Карасин, Карасин
Григорий Борисович представитель от исполнительного органа государственной власти Сахалинской области члены Комитета СФ Наталия Косихина, Косихина
Наталия Владимировна представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ярославской области Ольга Хохлова Хохлова
Ольга Николаевна представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Владимирской области и Владимир Марков, Марков
Валерий Петрович представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Коми директор Красногорского колледжа, президент Союза директоров ссузов России Виктор Демин, директор Межрегионального центра компетенций – Чебоксарского электромеханического колледжа министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, вице-президент Союза директоров ссузов России Алексей Судленков, директор Новороссийского социально-педагогического колледжа Екатерина Самарина, директор Института образования Национального исследовательского университета Высшая школа экономики Ирина Абанкина и др.

Подводя итоги обсуждения, Владимир Бекетов подчеркнул, что все прозвучавшие предложения будут обобщены и учтены в итоговом документе «круглого стола». Правительству РФ, Национальному совету при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Министерству просвещения РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ, Министерству экономического развития РФ, органам государственной власти субъектов РФ, а также объединениям работодателей будут адресованы рекомендации, нацеленные на дальнейшее развитие системы среднего профессионального образования в стране.

27 мая 2022 года

Участники «круглого стола» – депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители образовательных организаций, ученые, эксперты, всесторонне обсудив актуальные проблемы создания учебно-производственных комплексов в структуре образовательных организаций, использования их в качестве механизма трудоустройства молодежи, отмечают следующее.

Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, ориентируют систему среднего профессионального образования на подготовку компетентных, а именно самостоятельных, инициативных, творчески мыслящих специалистов, активно участвующих в решении инновационных процессов производства. В первую очередь это относится к подготовке специалистов высокой квалификации, способных системно ставить и решать различные производственные задачи в условиях модернизации конкретных технологических процессов.

Современные условия открывают новые перспективы для развития профессионального образования — готовить мобильного специалиста, отвечающего быстро меняющимся запросам общества. Система профессионального образования призвана развиваться не только вместе с экономикой государства, но и в известном смысле опережая ее, поскольку она готовит кадры для будущего, находясь, «на передовой» современного рынка труда.

Одной из задач содержания образовательной деятельности организаций среднего профессионального образования является организация практико-ориентированного обучения, которое предполагает интенсивное вовлечение студентов в практическую деятельность и раннее погружение в профессию. Для этого необходимо создавать максимальные условия для сочетания теоретической подготовки обучающихся и скорейшего применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

Одной из форм решения указанной задачи может стать создание в структуре образовательных организаций учебно-производственных комплексов (далее – УПК СПО).

Указанные комплексы могли бы стать основой для более быстрой и успешной адаптации выпускников к условиям современного рынка груда, развивать у обучающихся предпринимательские способности и формировать профессиональные компетенций, оказывать помощь студентам в выборе сферы деятельности.

Депутатами Государственной Думы О.М.Казаковой, А.И.Аршиновой, А.Г.Мажугой, А.А.Бичаевым, сенаторами Российской Федерации Г.Н.Кареловой, А.Д.Артамоновым внесен проект федерального закона № 103215-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который направлен на обеспечение возможности создания учебно-производственных комплексов в структуре образовательных организаций.

Законопроектом определяется, что учебно-производственные комплексы в структуре образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (далее – УПК СПО), создаются для практической подготовки обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, проведения их промежуточной и итоговой аттестации.

Допускается возможность осуществления УПК СПО приносящей доход деятельности, связанной с производством товаров, выполнением работ и оказанием услуг, в соответствии с профилем реализуемых ими образовательных программ.

За образовательными организациями, реализующими основные профессиональные образовательные программы, закрепляется необходимость оказывать содействие как обучающимся в них лицам, так и выпускникам в их дальнейшем трудоустройстве, в том числе в профильные структурные подразделения указанных организаций, а также в хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, учредителями или участниками которых они являются.

Участники круглого стола полагают, что предлагаемые проектом федерального закона изменения будут способствовать расширению возможностей образовательных организаций в рамках практической подготовки обучающихся, а также содействию их дальнейшему трудоустройству.

В целях обеспечения возможности создания учебно-производственных комплексов в структуре образовательных организаций, использования их в качестве механизма трудоустройства молодежи, участники «круглого стола» рекомендуют:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Рассмотреть и принять в весеннюю сессию 2022 года проект федерального закона № 103215-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части создания учебно-производственных комплексов в структуре образовательных организаций среднего профессионального образования), внесенный депутатами Государственной Думы О.М.Казаковой, А.И.Аршиновой, А.Г.Мажугой, А.А.Бичаевым, сенаторами Российской Федерации Г.Н.Кареловой, А.Д.Артамоновым.

Министерству просвещения Российской Федерации

Разработать проект рекомендаций об основных направлениях деятельности учебно-производственных комплексов, создаваемых в структуре образовательных организаций.

Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации

Рассмотреть вопрос о возможности применения мер государственной поддержки, а также обеспечения государственными (муниципальными) заказами УПК СПО.

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации

Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в нормативные-правовые акты в части оформления трудовых отношений и оплаты труда обучающимися, работающих в УПК СПО.

Министерству финансов Российской Федерации совместно с Федеральной налоговой службой

Рассмотреть вопрос о возможности снижения налоговой нагрузки на промышленные предприятия и иные организации, участвующие в реализации образовательных программ на базе УПК СПО, создании, укреплении материально-технической базы УПК СПО.

Министерству финансов Российской Федерации

Рассмотреть возможность применения к товарам и услугам, производимым УПК СПО положений, предусмотренных для "единственного поставщика" согласно нормам Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Сценарий проведения круглого стола "Построение и управление карьерой выпускников"

Разработала: преподаватель высшей категории Гаджиева Е.М.

3. Сценарий проведения круглого стола

а)Вступительное слово, представление участников

б) Как успешно пройти собеседование при трудоустройстве

в) Профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник специальности Ветеринария

г) Из опыта успешного трудоустройства выпускников

д) Прохождение производственной практики, как один из возможных способов трудоустройства

е) Содействие техникума в трудоустройстве выпускников

4. Подведение итогов мероприятия. Выводы

1 Аннотация

Рынок труда для выпускников профессиональных учебных образовательных учреждений реализующих программы СПО — представляет собой довольно проблемную среду. Образование получено — что дальше? Способны ли выпускники СПО сами решить проблему с трудоустройством?

Недоразвитие этой сферы создаёт объективные трудности работодателям, и самим выпускникам.

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций является актуальной и требует постоянного совершенствования. Карьера выпускников — это составляющая репутации любой образовательной организации.

Для решения данной проблемы, были определены в работе следующие цели:

- определение перспективных направлений взаимодействия техникума и работодателей по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников;

- выявление наиболее эффективных практик взаимодействия с работодателями, существующих на отделениях техникума, с целью обмена опытом и проведения совместных мероприятий.

Кроме того, предлагаемая форма организации работы на уроке – диалог с работодателями, работающими выпускниками и использование электронной презентации – является на сегодняшний день одним из наиболее современных способов представления учебного материала и повышения интереса студентов к изучаемой теме.

Таким образом, актуальными и новыми на этом занятии являются как сам рассматриваемый материал, так и форма проведения урока, что способствует более качественному усвоению знаний.

Особенности трудоустройства выпускников сельских ПОО определяются локальным характером рынка труда в сельской местности. В этих условиях появляется возможность предварительно запланировать, а затем подготовить нужного специалиста под каждую возникающую вакансию.

В условиях, когда структура местного рынка труда относительно проста, схема прямого непосредственного взаимодействия предприятий и образовательной организации оказывается крайне эффективной.
Руководители предприятий, как правило, скорее удовлетворены имеющимися профессиональными знаниями у недавних выпускников, устраивающихся на работу на предприятия. В среднем по пятибалльной шкале уровень профессиональных навыков изнаний как выпускников ППКР, так выпускников ППССЗ оценивается на 3,7 балла. И если к базовым теоретическим знаниям и навыкам у работодателей меньше претензий,

существенно реже респонденты отмечали их нехватку у выпускников. Что же касается практических профессиональных навыков, связанных с выполнением конкретной работы,то их выпускникам особенно не хватает - об этом сообщили в 60% компаний, нанимавшихвыпускников ППССЗ, и аналогичное число компаний, нанимавших выпускников ППКРС.

Среди дефицитных навыков почти не упоминается способность выпускников к обучению. Действительно по пятибалльной шкале умение выпускников переучиваться,осваивать новое работодатели оценивают выше, чем уровень владения профессиональными знаниями – почти на 4 балла, как для выпускников программ ППССЗ,так и для выпускников ППКРС.

Одновременно с этим выпускники должны быть готовы приспосабливать-

ся к новым, непривычным условиям, а также постоянно совершенство-

ваться; иметь высокую мотивацию и приверженность к потенциальному месту работы, но, в то же время, постоянно быть готовыми к поиску

нового места работы.

Действующие государственные программы, необходимость возвращения прямого государственного распределения выпускников СПО,

обучавшихся на бюджетной основе, различные инновации помогут решить их проблему трудоустройства.
Методическая разработка предназначена преподавателям выпускных групп, классным руководителям, ученикам 10-11 классов и студентам среднего профессионального образования.

Трудоустройство молодого специалиста и начало работы по специальности - важнейший этап его профессиональной жизни, а успешность трудоустройства - один из главных показателей качества образования.

В современных условиях государственное распределение выпускников после окончания учебных заведений отсутствует. С одной стороны, это дает более широкие возможности для самореализации, поскольку молодой специалист сам выбирает свой дальнейший профессиональный путь. С другой стороны, человек должен самостоятельно прилагать усилия по поиску места работы и трудоустройству в ситуации, когда количество вакансий ограничено, а желающих занять их значительно больше. Сегодня реализуют профессиональные возможности по своей профессии не более 70% выпускников образовательных учреждений. Остальные либо выбирают работу, не связанную с полученной специальностью, либо обращаются в службу занятости за содействием в трудоустройстве. Практика показывает, что молодые люди, работающие не по специальности, плохо адаптируются на предприятии, не используют полностью свой потенциал, что замедляет процесс обновления рабочей силы.

В ГБПОУ МО Волоколамском техникуме «Холмогорка» создана служба содействия трудоустройства выпускников.Д ля овладения навыков по поиску работы, планированию карьеры выпускника, в учебный план введен профессиональный модуль06 « Способы поиска работы, рекомендации по

трудоустройству, планирование карьеры выпускника

профессиональной образовательной организации Московской области».

Заключаются договоры о сотрудничестве с ЦЗН г. Волоколамска и Лотошинского района, в рамках, которого два раза в месяц предоставляется информация о вакансиях в городе и районе. Ведется разработка и реализация проектов временного трудоустройства обучающихся на летних и зимних каникулах как этап профессионального старта выпускников. Разработаны программы стажировок молодых специалистов.

В выпускных группах техникума проводятся встречи будущих выпускников с работниками Центров занятости населения, которые рассказывают о состоянии рынка труда по Московской области и тенденциях его развития, а также знакомят ребят с перечнем государственных услуг в области содействия занятости населения и процедуре представления государственной услуг. У спех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Поэтому нужно развивать у студентов проектный тип мышления.

Сегодня в техникуме есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности студентов — проектной деятельности.

Читайте также: