Круглый стол по проблемам чтения

Обновлено: 03.05.2024

Актуальность темы. Последнее десятилетие стало привычным сетовать на то, что новейшие достижения в информационных технологиях и, как следствие, повальное увлечение детей компьютерными играми и Интернетом свели на нет детское чтение. Традиционные высказывания педагогов типа: «дети не читают», «компьютер совсем вытеснил книгу», «дети читают только Гарри Поттера», – не лишены оснований. В связи с этим можно обозначить две проблемы: во-первых, досуговое чтение сегодня заменяется телевидением, компьютером, во-вторых, подростки если и читают, то читают не то, что, по мнению старшего поколения, заслуживает внимания. Очевидно, что состояние чтения современных школьников заслуживает пристального внимания ученых, психологов и педагогов школы, которым просто необходимо быть в курсе читательских интересов подростков.

Важность решения проблемы чтения понимается и на государственном уровне, что выражается в Федеральном образовательном стандарте (ФГОС) нового поколения. Так, ФГОС подчеркивает, что выпускник общеобразовательной школы должен уметь воспроизводить информацию, формулировать позицию автора, аргументировать выводы. Такие общеучебные умения являются необходимым условием успешности человека XXI века. « Чтение, – подчеркивается в «Национальной программе поддержки и развития чтения 2007-2020 гг.», – это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную, и обыденную его составляющие. Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка». Школа, особенно уроки литературы, обладают достаточно мощным потенциалом формирования читательский компетенций, воспитания читающей личности. Кроме того, уроки литературы ставят целью воспитание высоконравственного человека. Нет сомнений, что выдающиеся классические произведения А.Пушкина, Л.Толстого, Ф.Достоевского и др. помогают воспитать в учениках прекрасные качества, однако способ сохранения в себе лучшие черты в условиях современного общества может подсказать только современная литература, следовательно учитель должен со всей ответственностью подойти и к выбору произведений, и к форме проведения урока. Выпускная квалификационная работа акцентирует внимание на работе именно с обучающимися подросткового возраста, так как обучающихся данного возрастного периода нелегко мотивировать к чтению. Так, если учащиеся младших классов при чутком руководстве учителя, который является для них авторитетом, а также родителей знакомятся с произведениями, входящими в школьную программу, обучающиеся в старших классах более или менее осознанно готовятся к Единым государственным экзаменам, и также обогащают читательский опыт, самый сложный возраст – подростковый – требует особого внимания, о чем предупреждают ученые: «при переходе из начальной школы в среднюю происходит резкий спад культуры чтения школьников, обусловленный как закономерностями подросткового развития, так и средовыми факторами: сужение внимания к проблеме в образовательном процессе, отсутствие программы непрерывного «обучения чтению», возникновение других источников значимой для подростков информации, низкая социальная престижность чтения в глазах подростка», – пишет. Таким образом, становится понятно, исследование круга чтения современных подростков является актуальным для современной педагогики и методики. Для исследование круга чтения школьников 8. 11 классов был выбран такой метод, как круглый стол.

Теоретическую основу работы составили труды Л.Выготского, В.Маран цман, Н.Бодрова, В.Пугач, М.Гриневой, М.Коротковой и др.

Объектом изучения являются методические средства, способы активизации читательской деятельности и развития коммуникативных умений учащихся.

Предмет исследования – методические и педагогические возможности уроков литературы в форме круглого стола.

Цель работы – разработка методических рекомендаций по подготовке и проведению круглого стола “Круг чтения современных подростков”.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1) обобщив и систематизировав теоретический материал по изучаемой нами проблеме, выявить специфику организации и проведения уроков литературы в форме круглого стола;

2) собрать сведения о наиболее популярных среди подростков книгах, жанрах, писателях.

Практическая значимость работы объясняется тем, что материалы работы могут быть использованы в процессе преподавания литературы в школе.

Круглый стол как метод активного обучения

Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.

Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Круглый стол можно рассматривать как коммуникативный метод, который включает в себя речевую направленность, ситуативность, личностную индивидуализацию и новизну.

Данная технология очень активно используется сегодня в разных сферах общественной жизни. Нам кажется, что использование «круглого стола» уместно на уроках литературы, так как литература – предмет, ориентированный на разноаспектное обсуждение художественного текста, выявление собственных, подчас неоднозначных, позиций. На уроках мы часто обсуждаем произведения, в которых поставлены этические ситуации, не предполагающие единственного решения, при работе с такими текстами мы предлагаем использовать возможности «круглого стола». Обязательные составляющие «круглого стола»: − неразрешенный (проблемный) вопрос; − равноправное участие всех учеников в работе; − выработка приемлемых для всех решений по обсуждаемому вопросу. На уроках литературы технология «круглого стола» позволяет: − проявить себя каждому участнику, высказав собственное мнение по проблемному вопросу; − сопоставляя противоположные позиции на ту или иную этическую проблему, представленную в произведении, дать ученикам возможность увидеть эту проблему с разных сторон; − помочь каждому участнику скорректировать первоначальную точку зрения на конкретную проблему с учетом новой информации, появления других точек зрения; − выработать у ученика понимание того, что необходимо избегать безапелляционных суждений, максималистских решений, так как этические проблемы, представленные в произведении, сложны и неоднозначны; − развивать коммуникативные навыки. Участники «круглого стола» называются спикерами (спикеры – выступающие по теме). Выступления спикеров могут быть подготовленными и спонтанными. Учащиеся приходят на занятие, будучи готовыми к обсуждению проблемного вопроса, который был озвучен накануне. Они готовят свое выступление с обязательной опорой на текст, имея в виду конкретные эпизоды, примеры из текста. Только это позволяет сделать речь спикеров убедительной, содержательной, с элементами анализа. В то же время в процессе работы, как реакция на чье-либо мнение, у участника может родиться и спонтанное (неподготовленное) выступление. Именно спонтанные выступления могут стать наиболее проблемными с точки зрения отсутствия анализа, аргументации. Обычно в них доминируют эмоции ребят, их личностное видение вопроса. «Всплески» подобного рода должен особенно серьезно корректировать модератор. Роль модератора (от лат. Moderare – ‘смягчение, сдерживание’), полагаем, должен выполнять учитель. Его функции: организация, фасилитация , подведение итогов.

Этапы проведения «круглого стола»:

− аналитический (завершающий, постдискуссионный).

На подготовительном этапе максимальна роль учителя: он подбирает произведение, которое станет материалом для обсуждения, формулирует проблемный вопрос должен быть спорным, имеющим неоднозначное решение (не все литературные произведения дают возможность для подобной формулировки; если ответ очевиден – не надо брать такое произведение; уместна эта технология только в том случае, когда итоговый вывод, к которому потенциально могут прийти школьники, не вступит в противоречие с самим текстом). Вопрос должен быть сформулирован заранее (в этом принципиальное отличие «круглого стола» от учебной дискуссии, когда сам вопрос озвучивается прямо на уроке и аргументы подбираются группой тоже прямо на уроке; мы заранее даем только материал – текст, отрывки из критической статьи и т. д.). Аргументы каждый ученик тоже подбирает дома, заранее (данная технология делает акцент на индивидуальном мнении, в этом тоже отличие «круглого стола» от учебной дискуссии, которая предполагает и индивидуальный, и коллективный этапы работы). На этом же этапе учитель разрабатывает примерный сценарий (проведение «круглого стола» по заранее спланированному сценарию позволяет избежать хаотичности в работе). Сценарий включает краткую вступительную речь модератора (учителя), в которой может содержаться краткая информация о писателе, об истории публикации произведения и т. д.; проблемный вопрос; примерный «разброс» мнений, которые могут озвучить спикеры ; заключительную речь модератора. На подготовительном этапе необходимо продумать, каким будет оснащение помещения, если это необходимо (аудио-, видеотехника, мультимедийные средства). В зависимости от темы могут потребоваться дополнительные материалы на бумажных или электронных носителях. Здесь же происходит консультирование участников, что позволяет помочь им сформировать определенные убеждения, которые будут отстаиваться в дальнейшем. Дискуссионный этап включает:

− вступительное слово модератора;

− информирование об общих правилах коммуникации (избегайте общих фраз, бездоказательных, чисто эмоциональных высказываний; умейте слушать; будьте активны в беседе; будьте краткими; осуществляйте конструктивную критику; не допускайте оскорбительных замечаний в адрес собеседника); определение регламента выступлений;

− озвучивание проблемного вопроса; − выступления спикеров в определенном порядке, с опорой на убедительные факты, иллюстрирующие собственное понимание проблемы;

− подведение модератором предварительных итогов по выступлениям: формулирование минивыводов о причинах и характере разногласий по обсуждаемому проблемному вопросу; использование (при необходимости) наводящих вопросов. Завершающий этап включает подведение ведущим заключительных итогов круглого стола и занятия в целом.

Круглый стол предполагает:

· готовность участников к обсуждению проблемы с целью определения возможных путей её решения;

· наличие определённой позиции, теоретических знаний и практического опыта.

Возможна организация такого круглого стола, когда в основу обсуждения преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

Таким образом, неотъемлемые составляющие круглого стола:

· равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон;

· выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.

Плюсы и минусы урока – «круглого стола»

Урок в форме «Круглого стола» обладает рядом несомненных достоинств:

§ Помогает обобщить изученный материал.

§ Помогает осмыслить тему через призму собственного жизненного опыта.

§ Формирует умение вести спор, излагать свою точку зрения, приводя аргументы и доказательства.

§ Помогает развивать навыки связной монологической и диалогической речи.

§ Формирует навыки самостоятельной работы, а также умения работать в команде, сообща.

Из недостатков следует отметить следующие:

§ Длительный и сложный этап подготовки, который требует объемной и тщательной работы не только учителя, но и учеников.

§ Сложность организации эффективной дискуссии, ведь важно, чтобы каждый принял участие, высказал свое мнение. При этом нужно еще подвести беседу «к общему знаменателю».

§ Урок возможен в классе с высоким уровнем подготовки. Хотя отдельные элементы «круглого стола» можно вводить в систему уроков постепенно.

Круглый стол как технология активного обучения на уроках литературы

Использование «круглого стола» уместно на уроках литературы, так как литература – предмет, ориентированный на разноаспектное обсуждение художественного текста, выявление собственных, подчас неоднозначных, позиций.

Цель круглого стола на уроках литературы - раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достигнуть консенсуса.

Задачей круглого стола является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому круглый стол на уроках литературы имеет специфические особенности:

1. Персо нифицированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).
2. Полифоничность круглого стола (в процессе круглого стола может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью круглого стола).

ОРГАНИЗАЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА «КРУГ ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

Специально для данной работы было проведено анкетирование учащихся для того, чтобы определить подробный круг их чтения. Было опрошено 55 человек в возрасте от 13 до 17 лет.

Анализ анкетирования . Среди книг, наиболее понравившихся юным читателям, были названы:

Разработка круглого стола на тему : « Проблемы и пути их решения по развитию функциональной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISA»,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка круглого стола на тему: "Проблемы и пути их решения по развитию функциональной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISA", предназначена для учителей школ, работающим над проблемой функциональной грамотности учащихся. Данное меропрятие было проведено среди учтелей школ города, с целью обмена опытом, в виде коучинга. Были соблюдены все этапы коучинга.В ходе круглого стола учителям былм предложены различные задания на развитие функциональной граиотности учащихся. свое видение решения данной проблемы учителя отразили в своих постерах. Рефлексия мероприятия прошла в виде анкетирования с последующей обратной связью.

Просмотр содержимого документа
«Разработка круглого стола на тему : « Проблемы и пути их решения по развитию функциональной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISA», »

Работа «Круглого стола»

План проведения «Круглого стола»

Вводная часть (Доклады, упражнения-тренинги)

Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах)

Заключительная часть( рефлексия)

Программа «Круглого стола»

Ознакомление участников с планом работы «Круглого стола»

Шарипова Т.В. осш№18, учитель математики

Анкетирование участников «Круглого стола»

Исмаилова В.П. осш№20

« PISA – основной показатель национальной системы образования»

Воропаева Т.А. осш№18 зам. дир. по УВР, учитель химии

« Формирование навыков функционального чтения учащихся 21 века»

Мельниченко Е.Е. , Мордовская Н.Н. осш№23

« Таксономия Блума при формировании функциональной грамотности чтения»

Шарипова Т.В. осш№18 учитель математики

Тренинг по развитию памяти учащихся для подготовки учащихся к международным исследованиям

Кукса И.В., Максименко С.В.осш№18 уч. нач. кл.

« Форма естественнонаучной грамотности, как инновационный подход по развитию функциональной грамотности чтения»

Сушкова О.А. , Заболотская Л.П. осш№18

«Меры повышения конкурентноспособности школ в рамках подготовки к PISA»

Шагабутдинова Е.И. осш№4 уч.физики

Примеры заданий по развитию функциональной грамотности учащихся

Хамзина Л.А.осш№6, Корольков В.Н. осш№11

Участники «Круглого стола»

Работа в группах (составление кластера по теме «Круглого стола»)

Закрытие «Круглого стола». Рефлексия.

Воропаева Т.А. Шарипова Т.В.

Программа круглого стола Дата проведения 25.03.2015 Место проведения КГУ «осш №18 им. Ш. Уалиханова» Организаторы: Воропаева Т.А. осш№18 учитель химии, Шарипова Т.В. осш№18 учитель математики. Начало: 10.00 Участники: учителя осш№4,осш№6, осш№11, осш№18, осш№20, осш№23 г. Шымкента

Тема: « Проблемы и пути их решения по развитию функциональной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISA».

Цель: Обмен мнениями и имеющимися методическими рекомендациями по индивидуализации и социализации обучающихся ,по их подготовке к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Задачи: 1. Повышение осведомленности педагогов и обучающихся о цели международного исследования PISA. 2. Ознакомление с порядком проведения PISA 2015. 3. Расширение знания по изучаемым предметам курса математики и других курсов естественнонаучного и гуманитарного циклов. 4. Обеспечение более высокого уровня знаний, умений, навыков и компетенций 15-летних школьников.

Ожидаемый результат: 1. Создание профессионального сообщества учителей города, прошедших уровневые курсы, с целью оказания методической взаимопомощи при подготовке к международному исследованию PISA. 2. Практическое внедрение новых подходов и стратегий для подготовки учащихся к международному исследованию PISA.

Анкета участника круглого стола школа№________________________________________________________ Ф.И.О.учителя__________________________________________________ предмет_______________________стаж работы______________________ в каком году прошел уровневые курсы_____________________________ где___________________________ уровень___________________________

1.Сколько в вашей школе сертифицированных учителей (по уровням)?_ ___________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Ключевая тема в плане развития вашей школы?______________________ _________________________________________________________________

3.Наблюдается ли рост качества знаний в классах, где работают сертифицированные учителя вашей школы?____________________________ __________________________________________________________________

4. Как часто сертифицированные учителя вашей школы проводят обучающие коучинги и тренинги?_____________________________________ __________________________________________________________________

5. Участвует ли ваша школа в международном исследовании PISA?__________________________________________________________

6. Каким образом в вашей школе ведется подготовка к международному исследованию PISA?_______________________________________________ ____________________________________ 7. Разрабатывают ли учителя вашей школы задания по развитию функциональной грамотности ? 8. Готовы ли вы поделиться имеющимся банком методических материалов по подготовке к PISA?______________________________________________ _______________ 9.Чем и каким образом администрация школы оказывает помощь в работе сертифицированным учителям? ______________________________________ 10. Ведутся ли в вашей школе элективные курсы по развитию функциональной грамотности? Какие именно?__________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Круглый стол "Читающая нация - культурно-развитая преуспевающая страна"

Круглый стол "Читающая нация - культурно-развитая преуспевающая страна" может быть использован во внеурочной работе с учащимися старших классов.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол Читающая нация»

Круглый стол «Читающая нация – культурно-развитая, преуспевающая страна».

Айтенова Л.Ш. – учитель истории и обществознания

Приобщение учащихся к систематическому чтению для того, чтобы стать гармонически-развитой личностью.

Развитие ораторских способностей у старшеклассников.

Формирование и развитие интеллекта, посредством чтения.

Узнать, какова роль книги в жизни современного подростка в сравнении с другими источниками информации.

Определить значение в жизни школьников компьютера.

Показать роль и значение книги и чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств подрастающего человека.

Развивать интерес к формированию желания читать, что бы стать всесторонне образованной личностью.

Выяснить, какое место в жизни школьников занимает книга, выявить и оценить роль чтения нынешних школьников, круг их литературной ориентации.

Доказать значимость человека читающего в современном обществе, помочь осознать значимость книги в нашей жизни

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Участники: Учащиеся 9-10 классов, классные руководители, учителя-филологи.

Слайд 1 Читающая нация – культурно-развитая страна

Слайд 2 Человек с раннего возраста …

Ведущий 1. С раннего детства человек знакомится с книгами. Они будут сопровождать его всю жизнь. Они будут его постоянными спутниками, помогут разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы. Ведь существует и справочная литература, различные словари, энциклопедии. Они наши незаменимые помощники. Велика роль книги в жизни человека. Без неё были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества.

Книга появилась очень давно и развивалась по мере развития общества. Книга оказывает воздействие на духовный мир человека. Под ее влиянием у нас возникают различные идеи, образы и мысли.

Слайд 3. «Книга дает человеку возможность…»

Ведущий 2.

Как сказал Андре Моруа: «Книга дает человеку возможность подняться над самим собой".

В современном мире меняется роль книги в жизни человека.
Если еще до недавнего времени книга была учебником жизни, то сейчас книга – это, прежде всего, источник информации. Появилась прекрасно иллюстрированная познавательная литература, предлагающая фактическую информацию ребенку. Объем информации, который воспринимают дети, увеличился во много раз. Современные дети живут в совершенно ином информационном пространстве по сравнению с предыдущим поколением.

Слайд 4. «Книга - зеркало человечества …»

Ведущий 1. Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.

Ведущий 2. Чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.

Книга – элемент культуры, который на протяжении сотен лет передавал знания из поколения в поколение.

Слайд 5. Читающая нация – культурно-развитая страна

Среди тех миров, которые не подарены человеку природой,

а сотворены из материалов его собственного духа,
мир книги — величайший.

Герман Гессе

Учитель. На сегодняшнем круглом столе мы попробуем разобраться: Какую же роль в наше время играет книга? Тема круглого стола звучит: «Читающая нация – культурно-развитая страна».

Для разговора мы сегодня пригласили учащихся 9-10 классов, а в качестве экспертов выступят: филологи нашей школы…., которые будут оценивать ваши аргументы и умения отстаивать свою точку зрения.

И так, вопрос учащимся:

- Как вы понимаете тему круглого стола, согласны ли вы с данным утверждением? (высказывание мнений)

Ведущий 1. Вот что по данному вопросу говорит статистика… Какая нация самая читающая в мире?

Слайд 6. Самая читающая нация в мире

Индия оказалась на первом месте по количеству времени, которое население проводит за книгами. И причина этого, видимо, не только в таланте индийских писателей, но также и в низком уровне жизни. Когда другие развлечения (кинотеатры, заграничные путешествия, телевизор) труднодоступны, книга становится настоящим спасением.

Неплохо также чувствует себя литература там, где ей не приходится выдерживать сильнейшую конкуренцию с телевидением – в Китае. Телевидение в этой стране предпочитает не развлекать, а воспитывать. В результате китайцы читают больше, чем по часу в день.

Впрочем, чтение – необязательно досуг для бедных. Как показало исследование NOP World Culture Score Index, в богатых Швеции и Саудовской Аравии люди также читают много и с удовольствием.

Предлагаю обратить внимание на слайды и сделать свои выводы.

Слайд 7. Первая десятка самых читающих стран по количеству часов в неделю:

1. Индия ‑ 10,7 часа
2. Таиланд ‑ 9,4 часа.
3. Китай ‑ 8,0 часов
4. Филиппины ‑ 7,6 часа

5. Египет ‑ 7,5 часа

6. Чехия ‑ 7,4 часа
7. Россия ‑ 7,1 часа
8. Швеция ‑ 6,9 часа
9. Франция ‑ 6,9 часа 10.Венгрия ‑ 6,8 часа

Слайд 8. Европейский рейтинг по количеству читающих людей

Европейский рейтинг по количеству читающих людей

(по исследованиям института социологии образования Российской академии наук)

Разработка сценария круглого стола по теме "Как помочь ребенку полюбить чтение".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий разработки круглого стола поможет организовать работу учителей начальных классов совместно с учителями русского языка и родителей. Проблема не решается сама по себе, поэтому мы должны решить её совместно.

Просмотр содержимого документа
«Разработка сценария круглого стола по теме "Как помочь ребенку полюбить чтение".»

Разработка сценария круглого стола

Тема: « Как помочь ребенку полюбить чтение?»

- привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания личности;

- помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.

Оборудование:

- памятки для родителей;

- конверт, карточки с вопросами для дискуссии.

Предварительная подготовка:

- провести анкетирование учащихся, обработать результаты;

- подготовить памятки для родителей «Как привить интерес к чтению» (на каждого);

- подготовить карточки с вопросами для дискуссии.

Ход собрания.

Проблема чтения в современном обществе.
Многие десятилетия наша страна была самой читающей в мире. В настоящее время мы столкнулись с серьезными проблемами: современная молодежь мало читает, не воспринимает классику. А ведь без чтения невозможно формирование полноценной личности. Книга помогает сформировать нравственные принципы, культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, учит думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.
Понижение статуса чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни общества – одно из самых тревожных и опасных явлений в развитии современной отечественной культуры. По данным исследований, с каждым годом в стране увеличивается количество не читающих людей.

Как научить ребенка читать? Как подружить его с книгой? – таковы вопросы, ответы на которые искать мы будем вместе. А потому у нас не просто круглый стол, а собрание рецептов.

В наше время многие семьи потеряли «вкус» к семейному чтению. Телевизор, компьютер заменил удовольствие почитать книгу ребенку, читать семьей, обсуждать волнующие строки, поведение героев. Это в немалой степени отражается на успешном обучении детей, и особенно в начальной школе. Придя в школу, ребенок на вопрос учителя: «Какие ты знаешь стихи А.Л. Барто?» с удивлением впервые слышит имя писательницы. Нередко дети удивляются простой народной сказке «Три медведя». Они не могут не только пересказать какую-либо сказку, но и составить предложение из трех-четырех слов. Все это результат того, что чтение у нас как-то отодвинулось на задний план.

По мнению многих ученых, учителей начальных классов, ребенку в домашней обстановке начать читать может быть легко в том случае, если родители своим примером «пристрастят» его к чтению, если они на ночь будут рассказывать сказки, а потом их перечитывать с ребенком, после просмотренного фильма возьмут в руки соответствующую книгу.

Накануне нашей встречи мною было проведено анкетирование детей 1 и 2 класса , позволившее выявить, как обстоят дела с чтением в ваших семьях. Результаты анкетирования оказались следующими:

Читают ли тебе родители книги?

Принято ли в вашей семье обсуждать прочитанные книги, делиться своими впечатлениями?

Интересуются ли родители тем, какие книги ты читаешь в настоящее время?

Книгу для чтения ты выбираешь сам или тебе советуют родители?

Любишь ли ты ходить с родителями в книжный магазин?

Считаешь ли ты книгу подарком?

Какую книгу ты читаешь сейчас? Укажи её название и автора.

Указали название –

Указали автора –

Читают, но не помнят данных –

Не читают ничего –

(Родителям предлагается вытянуть из конверта вопрос для обсуждения. В случае затруднения даю свой совет)

Вопросы для дискуссии

1). Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые (давайте все-таки будем смотреть правде в глаза) стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, компьютера, DVD. Не выходя из дома, можно получить всю порцию удовольствий и развлечений. Действительно ли эти удивительные открытия отвлекают человека от книги, или одно с другим не связано?

(Дело не совсем в компьютерах, а в том, что реально у нас сейчас жизнь идет быстрее. И, возможно, у нас ни у кого нет ни на что времени, в том числе и у маленьких тоже остается все меньше и меньше времени. Тем более, что мы как-то с большим удовольствием все время пытаемся заполнить время детей чем-нибудь: то они на английский, то на каток, то еще куда-нибудь).

2). Уместен ли торг между родителями и ребенком? «Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». На сколько оправдан и эффективен такой прием?

(Говоря так ребенку, мы меняем местами книге, которая становится обязаловкой, и телевизор, который становится развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он в конце-то концов все дочитает и расскажет о содержании. Современный писатель Пинак советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу – делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух. Детям. Читайте детям вслух. А главное – не просите ничего у них взамен. Потому что, ну, книга не может стать и любовь к книге не может стать предметом торговли. Не надо говорить: «Вот сейчас я тебе почитаю, а ты вот это…»).

3). Почему ребенок до поступления в школу охотно проводил время в обществе с книгой, а, став школьником, изменил свое отношение?

(Когда дети маленькие, мы начинаем с того, что… делаем из них идеальных читателей. Кто не читает своим детям? Практически все. И мы доводим наших детей до такого состояния интереса к книге, что они хотят научиться читать. В тот момент, когда дети приходят в школу и научатся читать, и казалось бы, что вот уже все, и этот мир открыт, и они должны стать читателями… Но в какой-то момент мы их упускаем, и дети не становятся читателями. Мы перестаем читать вместе, для ребенка книга перестает ассоциироваться с теплой домашней родной мамой, которая убаюкивала его много лет книжками с картинками. В погоне за техникой чтения, за соответствиям школьным требованиям родители частенько забывают о ниточках добра, общения, уюта, связывающих ребенка с книгой, и неосторожно обрывают их).

4). Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?

(Нужно любить читать. Если мы сами любим читать, то ребенок читает. Если мама смотрит видео, папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая, требует внимания к ребенку. Сколько мы польем и посадим в эту землицу, ровно такие мы и получим всходы. И тут нет никаких чудес. Если мы хотим, чтобы наша дочь хорошо готовила, она не будет хорошо готовить, если мама не любит печь пироги. Вот если в доме не читают книги, то не будет читать и ребенок).

5). Важно ли читать с детьми вслух?

(Важно. Считается, что у человека среди жизненных потребностей есть потребность слушать истории. Родители, читая детям вслух, рассказывают эти самые истории, удовлетворяя жизненную человеческую потребность в них. Потом, когда ребенок вырастет, эти самые истории он будет находить в книге. Книги заменят ему прослушивание историй…).

6). Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книгу?

(Никто не даст однозначного ответа. Одни считают, что литературу нужно подвергать какому-то разбору, другие считают, что нет плохих книг и радуются тому, что дети хоть что-то читают. Однако родители должны формировать вкус своего ребенка, воспитывать его. И методы каждый выбирает свои. Если ваш сын ест одни только пирожки и пиццу, вы ведь предпринимаете какие-то меры? Влияете на формирование вкуса? Думаю, с книгами дело обстоит примерно также).

7). Как нужно относиться к комиксам?

(Есть совершенно замечательные комиксы, и в этом случае комиксы- гениальный способ познания. Особенно это касается детей, нуждающихся в наличии визуального ряда. Комикс для него в этом случае – хорошее подспорье в восприятии текста).

Слайд № 4. Взгляд со стороны.

- Сейчас , когда мы с вами побеседовали на наш взгляд насущные вопросы. Мы хотим послушать наших родителей , как они могут охарактеризовать эту проблему, т. е взгляд со стороны.

Слайд № 5. Читательский дневник.

- Одним из выходов в сложившейся ситуации мы можем предложить вам хорошо забытое старое «Читательский дневник».

Все вы помните, с каким трепетом листали свои тетради со стихами в юношеском возрасте, потому, что он был сделан вашими руками. Если ребенка научить выполнять его с любовью, радоваться его успехам, он будет сам бежать и заполнять свой дневник.

Зачем нужен читательский дневник?

Ведение читательского дневника - не цель, а средство!

Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, и нужен читательский дневник.

Записи в дневнике помогут вспомнить книгу через некоторое время. В нём будет довольно просто найти нужную информацию о прочитанных произведениях - кто её герои, что с ними произошло, чем она понравилась читателю, о чём заставила задуматься. Просматривая дневник время от времени, можно заметить, книги каких авторов и жанров больше всего нравятся

Заполнять дневник лучше сразу после того как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, и в случае необходимости вы сможете обратиться к книге. А через некоторое время нужно обязательно пролистать дневник - тогда знания и впечатления закрепятся в памяти.

Слайд № 6.Читательский дневник.

Ведение читательского дневника позволит:

1)полюбить книгу и процесс чтения;
2)повысить качество чтения;
3)расширить кругозор читателя;
4)развить его творческие способности.

Слайды читательского дневника.

Как оформить читательский дневник?

За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию владельца, класс. Оформить обложку (например,рисунками к книгам) можно по своему усмотрению.

Если книга понравилась:

можешь нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним

найди и приклей портрет автора книги, напиши его полные имя и отчество

Если книга очень понравилась:

сделай рисунки-иллюстрации ( или комиксы) на основе прочитанного;

придумай загадки или ребусы о героях;

составь кроссворд по прочитанному;

можешь написать и "послать” в дневнике письмо героям или автору книги;

узнай и запиши интересные факты из биографии писателя.

3. Заключительная часть

- Интересной, на мой взгляд, и конструктивной оказалась наша встреча. Хочется верить, что благодаря ей актуальная во всем мире проблема «нечитания» детей в вашей семье окажется хотя бы чуть-чуть неактуальной. Возможно, не все будет просто… Но все должно получиться. Благодарю вас за то, что не остались равнодушными к данной проблеме, нашли время, чтобы прийти на эту встречу и приняли активное участие в обсуждении вопросов. И в заключение нашей встречи хочу предложить вам памятку «Как привить интерес к чтению?».

«Как привить интерес к чтению?»

1.Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием: цитируете, смеётесь, заучиваете отрывки, делитесь прочитанным.

2. Начните читать ему вслух, но на самом интересном
месте "вспомните", что молоко на кухне убегает, и предложите ребенку
дочитать самому.
3. Дарите детям книги. Лозунг «Книга – лучший подарок» не должен выйти из моды. Покупайте подарок, а к нему, пусть пока как приложение, книгу.

4.Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

5. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

6. Поощряйте чтение любых материалов, периодической печати, даже гороскопов, комиксов и др. – пусть дети больше читают.

7. В доме должна быть детская библиотека (пусть даже совсем небольшая)

8. Разгадывайте с детьми кроссворды и почаще дарите их им.

9. Поощряйте детей, когда они читают младшим сестренкам или братишкам или вам, когда вы варите что-то на кухне.

10. Если вам задал ребенок вопрос, скажите, что не знаете ответа. Поищите вместе в энциклопедиях, а не в интернете.

11.Расскажите о своей любимой книге в детстве, заинтересуйте, поищите в книжном магазине, даже если придется зайти не в один магазин.

12. Не ставьте в пример других детей: «Какая Катя
молодец, так здорово читает, не то, что ты!» Не ругайте ребенка: «Ты
ничего не читаешь! Тебе ничего не интересно!» Вместо этого делайте
акцент на успешности: «Ты прочитал 3 страницы – вот это молодец! Как здорово и быстро ты уже читаешь – умница!»

13.Выпишите ребенку детские журналы, вспомните, как мы в детстве собирали подшивки «Мурзилки».

14.Помогайте ребёнку оформлять читательский дневник, читайте не на время, а проявляя творческие таланты.

Читайте также: