Круглый стол по опк

Обновлено: 10.05.2024

Презентация на тему: " Духовно-нравственное воспитание в условиях современной школы. (Круглый стол)." — Транскрипт:

1 Духовно-нравственное воспитание в условиях современной школы. (Круглый стол).

2 "Круглый стол" педагогов, работающих в сфере православного образования состоялся в МКОУ «Новохопёрская СОШ 2». В день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в актовом зале Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Новохопёрская средняя общеобразовательная школа 2» состоялся "Круглый стол" по вопросам духовно-нравственного просвещения учащихся в общеобразовательных учреждениях Новохопёрского района. Подобное мероприятие приурочено к завершению очередного учебного года и посвящено Дню славянской письменности и культуры. В "Круглом столе" приняли участие преподаватели Основ православной культуры в школах города и района, а также настоятель храма Воскресения Христова города Новохопёрска иерей Андрей Похващев. Таким образом, принцип сотрудничества государственной системы образования и РПЦ нашел еще одно свое практическое воплощение в рамках нашей области.

3 В процессе работы "Круглого стола" были подведены итоги работы по духовно- нравственному просвещению детей и молодежи в образовательных учреждениях Новохопёрского района в 2013/2014 учебном году. Педагоги из различных школ района поделились опытом работы в данном направлении, обозначив как положительные моменты, так и существующие проблемы. По традиции, лучшие педагоги и педагогические коллективы за творческую и плодотворную работу по духовно-нравственному просвещению учащихся были отмечены благодарственными письмами. В чем же сущность духовно-нравственного просвещения? По этому вопросу выступил преподаватель ОПК МКОУ «Новохопёрской СОШ 2» Скуднев А. Б. Ничуть не умаляя роли и места в процессе формирования личности научных знаний, физического и эстетического развития, необходимо целенаправленное духовно-нравственное просвещение, восстанавливающее целостность человека, предполагающее подлинно гармоничное развитие всех его сторон.

4 Возможности для работы в этой сфере открываются после принятия Главным управлением образования администрации Воронежской области в 2001 году областной программы духовно-нравственного просвещения как одной из полноправных направлений воспитательной работы всех образовательных учреждений. Под духовно-нравственным просвещением понимается передача детям тех знаний, которые основаны на традиционном для России православном христианстве, государственно образующей и культурообразующей религии, а также формирование опыта поведения и жизнедеятельности учащихся на основе православных ценностей. Важно понять, что духовно-нравственное воспитание не есть результат отдельного учебного курса, но есть принцип. Задача заключается не в том, чтобы разработать отдельные курсы, направленные на восполнение пробелов в постижении отечественной культуры; необходима постановка всего педагогического дела в соответствии с духом Православия, что поможет выйти на личность с ее внутренним миром и неповторимостью. Другими словами, целостность картины мира и определение места человека в нем достигается комплексом базового и дополнительного образования на основе единства содержательной и процессуальной стороны обучения.

5 Участники "Круглого стола" покидали гостеприимную школу с планами на будущую работу по духовно-нравственному просвещению детей и подростков – учащихся общеобразовательных учреждений Новохопёрского района. В фойе школы была организована продажа литературы по теме духовно-нравственного просвещения детей и подростков. Педагоги могли приобрести учебно-методические пособия по преподаванию Основ православной культуры.

Круглый стол "Рождество Богородицы" ОПК

Оборудование: икона Рождества Богородицы, компьютер (презентация прилагается), магнитофон.

На доске: икона «Рождество пресвятой Богородицы», украшенная осенними листьями.

Иллюстрация храма Рождества Богородицы и эпиграф урока.

Звучит колокольный звон.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

Начнем урок с минуты настроения.

- В жизни человека большую роль играет настроение. С радостным настроением легко получаются любые дела. И наоборот, когда плохое настроение, все «валится из рук». Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения и подарим свои улыбки нашим гостям.

- Сейчас я хочу загадать вам загадку и кто будет знать ответ, можете хором проговорить его.

Всех желаний исполненье –
Лучший праздник – …
(День рожденья)

Каждому человеку дорога память о том дне, когда он появился на свет. В этот день человеку была дарована жизнь. Поэтому люди помнят день своего рождения и дни рождения близких людей, поздравляют друг друга, дарят подарки.

В связи с этим у меня возник вопрос:

- Как вы думаете, а с каким чувством люди воспринимают рождение ребёнка? Наверняка у вас есть младшие братья и сестры. Кто хочет поделиться своим рассказом о их рождении?

(4 ребёнка дают ответ)

- Спасибо за ваши рассказы. Правильно вы сказали, что рождение близкого человека приносит радость в дом.

Но есть в календаре такие дни рождения, которые объединяют всех христиан. Один из таких праздников – день, когда родилась Пресвятая Богородица. Этот день даже называется особенно – не День рождения, как у всех людей, а Рождество Пресвятой Богородицы, а если сказать точнее Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Через пять дней мы с вами будем праздновать рождение Божией Матери. Рождество. Рождение Богородицы. Это величайшее в истории человечества событие празднуют ежегодно 8 сентября по старому стилю и 21 сентября по новому стилю. И уходящие краски лета и золото осенней природы как бы напоминают нам о духовных сокровищах Девы Марии.

- Хочу обратить ваше внимание на то, что в течение нашей беседы вы увидите много икон с изображением Рождества Пресвятой Богородицы. Это связано с тем, что писались иконы разными иконописцами и в разное время. Но вы внимательно рассматривайте их и запоминайте.

- Многие из вас ходят в храм. Что-нибудь вы знаете об этом празднике? Может быть вам кто-нибудь, что-нибудь рассказывал об этом?

Начать свой рассказ я хотела бы со слов знаменитого поэта 1830-х годов Александра Огильви, который описал в стихотворной форме жизнь Пресвятой Богородицы. И это начало к стихотворению «Введение во Храм»

Когда мир дольний погибал

И всюду грех в нем ликовал,

В стенах смиренных Назарета

Явилося спасенье света:

Родилась Дева Мариам.

Л.Огильви.
(отрывок из стихотворения)

С точки зрения вероучения Церкви, рождение Пресвятой Богородицы — Матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества.

О Рождестве Богородицы повествует нам Священное Предание (Писание). И рассказывается в нём вот о чём:

Очень давно, больше двух тысяч лет назад, в маленьком городке Назарете, жили муж и жена - Иоаким и Анна. Происходили они из древних и знатных родов и глубоко верили в Бога. Семья была довольно зажиточная (Иоаким владел большими стадами овец), но жили они очень скромно - большую часть доходов жертвовали на Иерусалимский храм и раздавали беднякам.

И все же Господь послал Иоакиму и Анне нелегкое испытание - у них не было детей, хотя они прожили в браке 50 лет. По закону Моисея Иоаким мог оставить свою жену, но он очень любил ёё и не хотел с ней расставаться. Добрые супруги очень переживали и не переставали молить Господа, чтобы Он даровал им дитя: ведь семья без детей не семья.

Я бы хотела вас спросить:

- Как вы считаете, почему говорят, что семья без детей не семья? (ответ детей)

- Спасибо за ваши ответы. Все они правильные. Смысл семьи заключается в детях, в продолжении рода человеческого. Ребёнок – это смысл жизни.

А в то время считалось, что если у людей нет детей, то они - грешники и так наказывает их Господь за грехи. Поэтому-то соседи Иоакима и Анны частенько подсмеивались и осуждали их. Но супруги старались не обижаться на злые и несправедливые слова и по-прежнему жили праведно и горячо молились Господу.

И вот наступил один из больших праздников. Как и все мужчины, старец Иоаким направился в Иерусалим, чтобы принести жертву Господу в храме. Он принес богатые дары, но священник Иссахар в этот раз не принял его жертву. Он сказал Иоакиму, что дар бездетного, а значит, грешного человека неприятен Богу. Громко сказанные жестокие и несправедливые слова вызвали насмешки находившихся в храме людей. Сердце несчастного Иоакима пронзило такой болью, что казалось, оно сейчас разорвется. Не глядя ни на кого, в глубокой печали, он поспешно покинул храм. Иоаким не заметил, как оказался в пустынном месте около пещеры. И вот, что он сказал:

"Не вкушу никакой пищи, не возвращусь в дом свой, пока не услышит меня Господь Бог, - Пусть слезы мои будут мне пищей, а пустыня - домом моим. "

Здесь, в пещере, где укрывались в непогоду пастухи, сорок дней и ночей оплакивал он свое горе и молился Господу. И вот с ним случилось чудо: ему явился Ангел и сказал:

"Господь принял твои молитвы, Иоаким: у вас родится Дочь на радость всему миру. Иди же в Иерусалим - там у Золотых ворот ты встретишь свою жену".

Но вернёмся немного назад. Когда Иоаким покинул храм и ушёл неизвестно куда, новость об этом дошла и до Анны. Ей рассказали о том, что священник не принял жертву Иоакима, а сам он куда-то исчез. Всем сердцем ощутила она боль мужа и не смогла сдержать слез. Она долго плакала в тени лаврового дерева. А в то время над ней, когда она подняла голову, то увидела, как птичка в гнезде кормит своих маленьких птенцов. Ещё больше её сердце стало разрываться от боли. И вот, что она говорила плача:

"Теперь - я несчастнее всех: Богом оставлена и мужем забыта! Я самая грешная из всех! Другие носят на руках детей своих, лишь одна я лишена этого утешения! От других принимают дары в храм Божий, и оказывают им уважение за то, что у них есть дети. Одна я отвержена от храма Бога моего! Горе, горе мне! Воззри же, Господи, на меня и услыши наконец плач мой и молитвы мои!"

Долго плакала она.

И. о чудо! Плачущая Анна увидела Ангела, который произнес:

"Анна! Господь услышал твои молитвы. Ты родишь Дочь и назовешь Ее Марией, что значит "госпожа, надежда".

Ангел велел Анне идти в Иерусалим, где у Золотых ворот храма она встретит своего мужа. Пойдя в Иерусалим Анна нашла своего мужа.

Потрясенные Иоаким и Анна не верили своему счастью! Немного придя в себя от радости, они дали обещание посвятить будущего ребенка Богу.

А когда на деревьях зазолотились листья и наступила осень, у праведной четы родилась долгожданная Дочка. И это было чудом - ведь Иоаким и Анна были уже очень пожилыми людьми. Но Богу подвластно все, недаром Его называют Всемогущим. Девочку, как и сказал Ангел, назвали Марией.

Иоаким и Анна нежно любили свою Дочь, они не могли нарадоваться на Нее.

- А что произошло с Марией дальше, мы поговорим в следующий раз.

Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века.

Отмечали этот день очень широко, приглашали в гости родных, друзей. Готовили вкусную праздничную пищу. В это день существовали народные традиции.

Народные традиции

В этот день в древности тоже существовали свои народные традиции.

Одна из низ такая -

В избах и на полях обновляли старый огонь. Старый гасили, а новый возжигали.

И в древности и сейчас, праздник Рождества Пресвятой Богородицы считается семейным праздником. Потому что Матерь Божия является Мамой не только Иисусу Христу, но и всему человечеству. Поэтому в наших семьях должны царить любовь, доброта, милосердие и послушание, как это было в семье Иоакима и Анны и их дочери Девы Марии.

- А как вы отмечаете этот праздник дома? Может быть у вас тоже есть какие-то семейные традиции.

(ответы детей)

- Я думаю, что в этот день многие из ваших бабушек тоже посещают храм и пекут вкусные пироги. А если они не знали об этом празднике, то вы теперь можете им рассказать и поделиться полученной информацией.

Праздник по православной традиции продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство.

На праздничной службе Рождества Пресвятой Богородицы в храмах поют величание Богородице:

(Звучит в записи)
Величаем Тя, Пресвятая Дево,
и чтим святых Твоих родителей,
и всеславное славим Рождество Твое.

Также ещё поют Рождество Пресвятой Богородицы.

-А сейчас в преддверии праздника, я попрошу вас прославить Рождество Богородицы стихотворениями.

Учитель
Рождество Богородицы
Осень мягко золотится.
В дальний путь готовы птицы.
Освежает их собранье
Ветра теплое дыханье.

В день сентябрьский долгожданный
У Иоакима с Анной
Давняя мечта сбылась:
Дочь Мария родилась.

Дети читают стихи:

Богородицы день рождения,

Праздник Веры, Любви и Спасения.
Сколько ласки в нем и доброты…

В тот день особенно цветы благоухали,
И птицы пели звонче, чем всегда,
Началом нашего спасения назвали
Тот день, когда была Мария рождена.

В тот день особенно цветы благоухали,
И птицы пели звонче, чем всегда,
Они Пречистую Марию прославляли,

Что людям лестницей дана на небеса

И мы зовём Ее Заступницей усердной,

Помощницей своей в заботах и трудах,

Мы славим Матерь Божию молитвой верной

В день Рождества Ее во всех церквах.

Радуйся, Невеста Неневестная,

Всем, всем, всем известная!

Словно солнце доброе, весеннее,

Ты – наша Надежда на спасение!

Радуйся, любви и счастья Житница –

Всем, всем, всем Помощница, Защитница!

Пресвятая Богородица пришла на нашу землю более тысячи лет назад. И с тех пор не покидает ее. Богородица пришла в мир для всего человечества, но именно Россию избрала своим четвертым и последним земным уделом. Земля русская является самой большой почитательницей Богородицы. Поэтому часто святые отцы и богословы называют Россию землей Пресвятой Богородицы.

В Москве прошел круглый стол на тему «Современные книжные издания по школьному курсу ОПК: теория и практика учебно-методического обеспечения»

8 сентября 2007 г. в Москве в конференц-зале ХХ Юбилейной Международной книжной выставки-ярмарки (Всероссийский выставочный центр) по инициативе Издательского Совета Русской равославной Церкви прошел круглый стол на тему «Современные книжные издания по школьному курсу «Основы православной культуры»: теория и практика учебно-методического обеспечения».

В круглом столе приняли участие и выступили представители церковных и общественных организаций, научных и учебных учреждений, разработчики учебно-методического обеспечения по школьным урсам православной культуры: А.В.Бородина, член Союза писателей России, кандидат культурологи, автор и разработчик курса «Основы православной культуры», президент и главный редактор одноименного Межрегионального общественного фонда и книжного издательстства издательства, лауреат Международного конкурса детской юношеской литературы им. А.Н.Толстого, замруководителя отдела внешних связей Издательского Совета Русской Православной Церкви И.В.Лапшин, председатель «Союза христианского возрождения» В.Н.Осипов, ученные, публицисты и преподаватели ОПК.

Состав участников круглого стола, высказанные ими авторитетные мнения камня на камне не оставили от многих мифов, которые, к сожалению, сопровождают сейчас преподавание «Основ православной культуры» в российских школах.Один из таких мифов: не создано пока хороших учебников по данному школьному предмету. Это утверждение, довольно часто озвучиваемое в средствах массовой информации, наглядно опровергают материалы стенда, представленного издательством «Основы православной культуры» (ОПК). За последние годы творческим коллективом под руководством Аллы Валентиновны Бородиной выпущены десятки учебных пособий, как для преподавателей, так и для учеников, готовятся к изданию новые. Причем, это – не разрозненные, каждый сам по себе, учебники, но в полном смысле этого слова системный курс, методически выверенный, охватывающий образовательный процесс, начиная с детского садика и заканчивая старшими классами средней школы (сопоставимо с любым другим курсом средней школы – русского языка, истории, химии или математики).

Директор издательства «Основы православной культуры» Н.В.Демкова особо подчеркнула, что в издаваемых ее издательством пособиях учтены не только возрастные, психологические особенности малыша, учащегося начальной школы или старшеклассника, но и санитарно-гигиенические нормы, государственные стандарты, предъявляемые к литературе подобного рода (вплоть до грамма веса
учебника, размера примененного шрифта).

Что же касается самих методик преподавания, то о высоком их уровне говорят стоящие на ряде пособий А.В.Бородиной «разрешительные» грифы Министерства образования и науки РФ, многочисленные лестные отзывы известных специалистов в области истории, культуры, педагогики.

«По мнению специалистов, - заявил на круглом столе координатор Движения «Народный Собор» О.Ю.Кассин, - издательство «Основы православной культуры» далеко, на многие годы вперед ушло от аналогичных коллективов и авторов. Багаж этот, когда ОПК только-только пробивают себе дорогу, трудно переоценить».

При этом странно (или закономерно?), что ни копейки в поддержку от государства издательство «Основы православной культуры», по словам его руководителей, за годы своей плодотворной деятельности не получило, существуя, и с немалыми трудностями, исключительно на средства частных благотворителей. Еще один миф: некому преподавать «Основы православной культуры» в школах. Однако на круглом столе выступили учителя, которые преподаванием ОПК школах успешно занимаются. Они рассказали, что дети тянутся к духовным знаниям, да и в методическом плане больших сложностей нет. Другой вопрос, что не каждый учитель, даже освоив методику, способен преподавать ОПК: для этого он должен иметь не только сумму предметных знаний, но и доброе сердце, определенный личный духовный опыт. Но это, скорее, показатель не дефицита педагогических кадров в России, а духовности нашего общества в целом.

Приветствуют «Основы православной культуры» и родители. Директор московской средней школы Л.Я.Носкова, где ОПК уже несколько лет преподаются на факультативной основе, отметила: случается, что мамы и папы приводят своих детей в их школу, когда узнают о наличии этого предмета в учебной программе. Участники круглого стола с удовлетворением отметили, что российские «мамы и папы», население в целом, вопреки навязчивой «антирекламе» курсу «Основ православной культуры» в самых тиражных либеральных печатных и электронных СМИ, в большинстве своем благожелательно относятся к новому школьному предмету. Д.М.Володихин и его коллеги с помощью современных интернет-технологий предприняли интерактивный опрос, особенность которого состояла в том, что право голоса предоставлялось самой широкой аудитории – от верующих, причем разных конфессий, до атеистов, от патриотов до носителей так называемой либеральной идеи. Большинство респондентов, около 60 процентов, поддержали преподавание ОПК в школах.

«За» ОПК большинство российских мусульман, понимающих, что значит Православие для державообразующего – русского народа. А также – регионы, их законодательная и исполнительная власть.

В.Н.Осипов рассказал о том, что возглавляемый им «Союз христианского возрождения» направил письма первым лицам практически всех субъектов Федерации с просьбой – высказать свое отношение к преподаванию ОПК в школах. «Против» высказались лишь несколько. В.Н.Осипов также считает голословными рассуждения оппонентов о том, что преподавание «Основ православной культуры» в школах нарушает принцип светскости государственного образования, закрепленный в России конституционно. Об этом свидетельствуют итоги работы московской комиссии, посетившей Брянскую область, когда местные власти законодательно и в обязательном порядке ввели преподавание ОПК в брянских школах. Вывод комиссии однозначен: ОПК – культурологический предмет, который знакомит детей с необходимыми азами родной истории и культуры.

Профессор В.Ф.Шаповалов подвел научно-философскую базу под необходимость нашей не только средней, но и высшей школе такого культурологического предмета, как «Основы православной культуры» (для ВУЗов, разумеется, требуется его аналог). По мнению ученого, каждая цивилизация выстраивает себя на фундаменте тех или иных непреходящих ценностей. США «заложили» и «строили» англо-саксы, кальвинисты по вероисповедованию и убеждениям, они же сегодня, хотя и не представляют национального большинства, играют главенствующую роль в политической жизни Америки. Для Русской цивилизации, понятие которой не сводится только к национальной принадлежности, такой основой было и есть Православие. Глупо и опасно в экономической, духовной сферах безоглядно копировать так называемый «американский образ жизни», равно как и любой другой – грозит это русскому и другим веками рядом проживающим в России народами не чем иным, как забвением.

Резюмируя итоги круглого стола, его участники пришли к следующим выводам: преподавание ОПК российской средней школе жизненно необходимо; к публичным дискуссиям по «Основам православной культуры» нужно привлекать специалистов, чтобы избежать дилентантизма, подмены понятий и прочих намеренных инсинуаций; лучшее, уже накопленное в методике и практике преподавания ОПК православной культуры» в российских школах, необходимо пропагандировать, как можно шире освещая в средствах массовой информации; необходима государственная поддержка «Основ православной культуры» в школах, касается это как практики, так и теории их преподавания.

Сценарий круглого стола на тему "Православная культура и мир ценностей современного школьника"

Тема нашего круглого стола: «Православная культура и мир ценностей современного школьника»

Православная культура ведется в нашей школе 5-й год, и с вас, одиннадцатиклассники, все начиналось. Давайте посмотрим нашу историю в фотографиях.

Слад-шоу « История ведения в школе курса «Православная культура» в фотографиях».

Цель: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о многих вопросах, волнующих нас, поговорить от сердца к сердцу, обсудить, попытаться проникнуть в суть реальных жизненных и духовных проблем, найти правильный путь их решений. Это поможет вам сделать ваш свободный выбор и определить ту систему ценностей, с которой вы пойдете по жизни.

Пусть наша беседа будет искренней, проникнута дружбой, согрета теплом и открытым чувством!

А пока музыкальный подарок от наших одиннадцатиклассников:

Григорян Айкуш, Белкина Света, Кузнецов Алексей исполнят песню «Каждый выбирает по себе»

Песня «Каждый выбирает по себе»

Во время подготовки нашего мероприятия мы провели анкетирование на тему о ценностях современного школьника среди 9-11 классов, результаты вы видите на экране. Выяснилось, что самым важным в жизни человека ребята считают создание семьи, образование, любовь. Причем у юношей на 1 месте семья, а на 2-м образование, у девушек на первом месте образование, а на втором семья!

Далее идет карьера: в среднем 65% юношей и девушек считают это важным в жизни. Веру в Бога и жизнь по заповедям Божиим определяют очень важным 25% юношей и 28% девушек. А за помощью к Богу обращаются почти все девушки и 73% юношей.

Одни важным для жизни указывали материальное благополучие, другие - - положение в обществе, здоровье, свободное время и удовольствия. Но самое главное - знаменатель у всех один - ВСЕ ХОТЯТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ!

Толковый словарь Даля :

Счастье-Благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь, без горя, смут, тревоги; покой и довольство; вообще, все желанное, все то, что покоит и доводит человека, по убежденьям, вкусам и привычкам его. Жить в счастии, о времени, благоденствовать. Счастье в нас, а не вкруг да около.

Счастье человека напрямую связано с образом его жизни.

Вы молоды, энергичны, полны сил и позитивных желаний. Молодость может быть самой замечательной порой в жизни человека.

Рассмотрим, что входит в жизнь молодых людей? Что их интересует и волнует? (слайд №5) Конечно, это и средства массовой информации:

журналы, телепередачи, интернет -мы живем во время могучего информационного потока, интерес представляют и различные фильмы , различные субкультуры, всех волнует тема любви и очень беспокоит массовое пристрастие молодых людей к алкоголю, курению, наркотикам.

Все охватить трудно, мы рассмотрим СМИ, фильмы, субкультуры, вредные привычки и, конечно, вопрос взаимоотношений юноши и девушки и подготовки себя к созданию семьи.

Для этого наши участники разделены на три группы. В каждой из групп есть эксперты, исследовавшие тот или иной вопрос. Им предоставляется первое слово.

1 вопрос: Средства массовой информации и разно жанровые фильмы.

1 минута для подготовки (звучит музыка).

Слово экспертам, которые исследовали вопрос.

Вывод. Учащиеся записывают вывод на листе, и ведущий учитель прикрепляет лист магнитами к доске.

2 вопрос : Вредные привычки.

Употребление алкоголя, курение, наркомания, сквернословие.

Подготовка 1 минута (звучит музыка).

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. Песня «Дорога к спасению», исполняет ученица 9а класса Кострикина Маргарита

3 вопрос: Молодежные субкультуры.

В помощь ведущему учителю:

«Современные установка: бери от жизни все. Совесть заменена на «свободу совести», воспитывается гордыня, тщеславие. Понятие греха заменено на идею прав и свобод. Все это ведет к алкоголизму, наркомании, половой распущенности. Воспитывается так называемая «продвинутая» молодежь.

Разжигаются инстинкты и страсти. Оказывается содействие раскрепощению, торжеству инстинктивных начал в человеке…

Теряется смысл жизни. Молодежь становится толпой, утратившей человеческий облик…

Такая культура – это воинствующая, разрушающая антикультура…

Мы не говорим о жанре, об инструментах, о стилистике - все это может служить и содействовать пробуждению добрых начал…

Мир, живущий по закону греха не имеет будущего». (Святейший патриарх Кирилл)

4 вопрос: Отношения между юношей и девушкой. Семья, любовь.

Высшей ценностью человеческой жизни является любовь. Тема любви имеет чрезвычайно важное значение в жизни молодых людей. Любовь-украшение человеческой жизни. И юноши и девушки часто строят фантастические замки земного счастья, но оказываются фантастически неподготовленными к нему, потому что не научены любить.

-Ребята, посмотрите на фотографию ( на слайде кадр из фильма «Вам и не снилось»: Роман и Катя.

-Что чувствуют эти молодые люди? Что чувствует Катя? Что чувствует Рома?

-Давайте пофантазируем- как могут сложиться их отношения в будущем?

-На чем они построены сейчас?

-Как вы думаете, как должна вести себя девушка?

-Что правильнее: сохранить девственность до брака или вступить в гражданский брак?

- Почему так трудно сейчас сохранить чистоту до брака?

-Какие последствия могут быть, если поддаться минутной страсти?

- Должен ли юноша нести ответственность, если девушка забеременела?

Клип: Открытое небо «Не убивай»

Сохранить целомудрие до брака - это предрассудки прошлого или важное условие для счастливой семейной жизни? Результат анкетирования:

Вопросы в процессе обсуждения темы:

-Для чего нужно хранить целомудрие?

- Как нарушение целомудрия влияет на последующую жизнь человека?

Христос говорил своим ученикам о том, что: «Любовь охладеет по причине умножения беззаконий», т.е. попрания нравственного закона на всех уровнях и во всех возрастах ( ср. Мф.24,12)

Пример с Таиландом…

О некоторых девушках трудно сказать полуодета она или полураздета. У такой девушки мало шансов сохранить целомудрие. Всем своим видом, поведением она кричит о своей доступности…

Уметь любить -это значит прилагать усилия души, а не прислушиваться к требованиям своего преждевременно созревшего организма…

Любить - это значит жертвовать собой.

Для юношей: «Если ты мужчина, муж, бери полноту ответственности, умей успокоить сердце возлюбленной, чтобы она, опершись о твое твердое плечо, чувствовала себя белой горлицей в ветвях могучего дерева».

Целомудренный человек-это человек целостный и верный.

Целомудрие-слово из двух корней: цел-(целый) и мудр-(мудрый, умудренный). Целомудренный-это тот, кто не делит сердца и ума между грехом и Божиим законом.

III часть

1.Выступление студента Свято-Тихоновского Богословского университета Медведева Владимира.

2.Выступление о. Валерия

3.ИТОГИ КРУГЛОГО СТОЛА.

Учащиеся повторяют все сделанные выводы. Для этого двое учеников выходят к доске и читают выводы на листах, прикрепленных магнитами.

4.Инсценированное выступление ребят по мотивам рассказа Макса Лукадо «Выбор»:

Звучит музыка. Выступающие ребята выходят к экрану.

-Каждый день моей жизни будет предъявлять свои требования. И мне нужно делать выбор. Благодаря Голгофе я имею выбор. Поэтому я выбираю…

- Я ВЫБИРАЮ ЛЮБОВЬ…

Ничто не может оправдать ненависть, никакая несправедливость не должна зарождать горечь.

Я выбираю Любовь…

Сегодня я буду любить Бога и то, что любит Бог.

- Я ВЫБИРАЮ РАДОСТЬ…

Я позволю Богу быть Господом любых обстоятельств. Я не поддамся искушению быть циничным. Я отказываюсь смотреть на людей как на нечто меньшее, чем Божии творения. Каждую ситуацию я буду рассматривать как возможность увидеть Бога.

Я ВЫБИРАЮ ПОКОЙ…

Я буду жить в прощении. Я буду прощать, чтобы иметь жизнь.

Я ВЫБИРАЮ ТЕРПЕНИЕ…

Я не стану обращать внимание на мирские неудобства. Вместо того, чтобы проклинать занявшего мое место, я сам уступлю его ему. Вместо того, чтобы жаловаться, что мне приходится долго ждать, я буду благодарен Богу за еще одну возможность помолиться. Вместо того, чтобы сжимать кулаки, пытаясь выполнить задание, я справлюсь с ним, обращая ярость в радость.

Я ВЫБИРАЮ ДОБРОТУ…

Я буду добр к бедным, так как они одиноки. Добр к богатым, так как они исполнены страха. Добр к недобрым, ибо Бог был добр ко мне.

Я ВЫБИРАЮ БЛАГОЧЕСТИЕ.

Я буду жить без копейки в кармане, но никогда не возьму заработанное нечестно. Я предпочту безславие, но никогда не стану хвастать. Я буду исповедоваться, но не обвинять. Я избираю благочестие.

Я ВЫБИРАЮ ВЕРНОСТЬ.

Я буду исполнять обещанное. Те, кто давал мне взаймы, не пожалеют об этом. Мои сотрудники не усомнятся в моем слове. Моя жена не поставит под вопрос мою любовь.

Я ВЫБИРАЮ КРОТОСТЬ.

Ничего нельзя добиться силой. Я буду кротким. Если я повышу голос, я сделаю это только в прославлении. Я сожму кулаки, но только в молитве. Если я буду требовать, то только у самого себя.

Я ВЫБИРАЮ САМОКОНТРОЛЬ.

Любовь, радость, покой, терпение, доброта, благочестие, верность и самоконтроль . Им я отдаю свой день…

Методическая разработка внеклассного мероприятия по основам православной культуры (6 класс)

Участники: учащиеся 6 класса, родители, преподаватели ОПК в школе, работник библиотеки, учитель музыки, представитель духовенства .

1. «Пути Господни»;

2. «Пресвятая Богородица»;

3. «Ангелы Хранители»

Оборудование: на доске записаны обсуждаемые вопросы; подготовлены выставка рисунков учащихся и выставка книг, оформленная библиотекарем; мультимедийная презентация; музыка к песне «Помолюсь Богородице»; грамоты для участников муниципальной олимпиады по ОПК; цветные карточки с записанными духовными ценностями. Стихотворения «Пути Господни», «Божии дары»; три притчи; две песни, рассказ.

Вопросы для подготовки учащихся: 1) Ангел Хранитель – кто это?

2) У всех ли есть Ангел Хранитель? 3) Откуда появляется Ангел Хранитель?

Ход мероприятия.

Учитель приветствует собравшихся:

- Ребята, у нас сегодня много гостей: это наши родители, завуч школы (Ф.И.) и н астоятел ь Новотитаровско го храма Пресвятой Богородицы Покрова протоиере й (Ф.И.).

Тема нашей встречи «Мир в котором я живу – смысл и ценности».

Слайд 2 Эпиграф

И Я скажу вам: просите, и дано будет вам;

ищите, и найдете;

стучите, и отворят вам.

Ибо всякий просящий получает,

и ищущий находит,

и стучащему отворят.

Евангелие от Луки, 11 глава, 9-10 стихи.

Вопрос детям: Кто дал людям эти наставления? (Иисус Христос)

Слайд 3 ученик читает стихотворение «Пути Господни»

«Несправедливо все на свете,

Но где же Бог? Зачем молчит?

Зачем же терпит Он все это?

Ведь на несчастьях мир стоит»

Такими мыслями терзаясь

По лесу юноша шагал,

Вопрос такой понять стараясь,

Домой тропинку потерял.

Но вдруг на встречу Путник с сумкой

Идет дорогою лесной,

И на вопрос:- Укажешь путь мой?

Ответил:- Да, пойдем со мной!

Змеей в лесу тропинка вилась,

(Скорей бы долгожданный дом)

Вдруг перед ними появилась

Избушка под большим кустом.

Хозяин, их радушно встретив,

И накормил, и напоил,

А юноша, добро отметив,

О чаше золотой спросил.

- О, мне подарок эта чаша

От бывшего уже врага,

И это символ дружбы нашей

Она мне очень дорога!

Хозяин вышел на минутку,

А Путник вещи все собрал,

Потом припрятал чашу в сумку

И вместе с юношей удрал.

Спросив про тот поступок подлый,

Услышал юноша в ответ:

«Молчи мой друг, пути Господни

Не человеческие, нет!»

К другой избушке их дорога

Немного позже привела,

Но из нее, вдруг голос строгий,

Как будто острая стрела,

«-Эй, убирайтесь ка отсюда,

Для вас здесь нету ничего,

И, если жить хотите, люди,

Идите с места вы сего!»

Хозяин дома их отправил,

Но перед тем, как уходить,

Вдруг Путник чашу там оставил,

Решил подарок подарить.

«Но, ведь не справедливо это,-

С досадой юноша сказал-

Ведь он скорей достоин смерти,

А ты ему подарок дал»

Но Путник наш вздохнул свободно

Сказал ему опять ответ:

Идя от злого человека,

Ночной дорогой в лес пошли

В избушке старой дровосека

Они себе ночлег нашли.

Тот дровосек был беден очень

Да шестерых имел детей

Хоть кушать нечего, но встретил,

Он принял радостно гостей.

Единственным богатством были

Любовь да дружба в доме том,

Но чем уж очень дорожили,

Так это был их старый дом.

С утра детишки побежали

Грибы к обеду собирать,

Хозяйка все белье собрала,

Пошла на речку полоскать.

В лесу дрова рубил хозяин,

Ведь зарабатывал, как мог,

А Путник, будто злобный Каин

Взял спички и их дом поджог.

Тут наш герой не смог сдержаться:

«-Да, как так можно поступать?

Ведь этот дом все их богатство

Зачем им нужно так страдать?!»

Но снова Путник тот негодный

Уже знакомый дал ответ:

Вот у окраины дороги

Стоит избушка над рекой,

Хозяин там хоть был и строгий,

Но пригласил гостей домой!

Хозяин пожилой мужчина,

Жену недавно потерял.

Одну имел он радость – сына,

А людям всем не доверял.

Но, как бы ни было, принявши,

Гостей хозяин накормил,

А сына попросил, чтоб дальше

За речку он их проводил.

Вот мост, дошли до половины

И Путник мальчика позвал,

С ним поравнявшись, что есть силы,

Столкнул его и он упал.

Тут юноша не смог сдержаться:

«-Да, как же так? Кто ты такой?

Да, сколько ж это может продолжаться

Несправедливость эта? Стой!»

Тут Путник, словно луч весенний,

Вдруг ярким светом засиял

И через несколько мгновений

Прекрасным Ангелом он стал.

Потом взмахнув рукой свободно

Он отвечал, рассеяв свет:

Ты помнишь первый дом и чашу

Хозяин, что имел ее,

Так вот туда был яд подложен

Ему я жизнь дал за нее.

А помнишь злого человека,

Который нас тогда прогнал?

Ему оставил чашу эту…

Я дал лишь то, что он избрал.

В сгоревшем, разгребая

Золу и пепел, дровосек

Тот золото нашел, рыдая,

Богатым стал тот человек.

А мальчик тот в последнем доме

Когда подрос – убийцей б стал,

А так в Пришествие Христово

В число спасенных он попал.

Когда отца утешат люди,

Добрей намного станет он.

И в будущем он тоже будет,

Когда Иисус придет, спасен.

Что видишь, то незнанью сродни,

Не отвергай прозренья свет,

«-И помни, что пути Господни

Как часто в жизни скоротечной

Мы видим горе и беду.

И в этой горести сердечной

Живем, как будто бы в аду.

Но ты, мой друг, доверься Богу,

Ведь знает Он как повернуть

Твою невзрачную дорогу

На новый, светлый, чистый путь.

Так вот, ты помни друг сегодня

И через много-много лет:

«- Во истину, пути Господни

Не человеческие, нет!» (обсуждение событий, описанных в стихотворении)

Слайд 4 Что такое притча? (вопрос детям)

Не только молитвы складывали великие старцы, искавшие путь к Богу в пустынях, но и мудрые изречения. Даже их молчаливые поступки превращались в сказания, которые люди передавали из уст в уста, и эти сказания и наставления подвижников становились притчами.

Слайд 5 Притча читает ученик

Один старец спросил Бога:

- Господи! Почему одни люди умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? Для чего одни бедны, а другие богаты? Почему нечестивые богаты, а благочестивые бедны?

И услышал голос с неба:

- Себе внимай! А это – суды Божии, и тебе, нет никакой пользы в них вникать.

Слайд 6 Учитель: - Ребята, Россия находится под особым покровительством пресвятой Богородицы девы Марии, её покров простирается над всей нашей необъятной Родиной. Это хорошо видно на иконе.

Слайд 7 Сейчас для вас прозвучит песня в исполнении ученицы

«Помолюсь Богородице».

Слова песни написала наш психолог Наталья Николаевна Пенькова.

Музыку сочинила наш учитель музыки Ольга Александровна Веселова. (Гиперссылка)

Помолюсь Богородице

1. Вниз по лестнице

К нам спускается

2. Помолюсь, тебе,

И воздам судьбе

За любовь в душе.

Как из сердца луч

Прямо к солнышку

3. И душа моя

Вплоть до донышка

Вниз по лестнице

Слайд 8 О чудесах пресвятой Богородицы девы Марии в современном мире нам расскажет ученик как «Богородица пришила голову». (Гиперссылка без звука)

Многие христианские и светские СМИ облетела невероятная история о том, как убитый грабителями араб был воскрешён Божией Матерью. Это случилось в Сирии в конце 2014 года.

Выходец из богатого аристократического семейства Саудовской Аравии (известны его инициалы Ш.Д.) очень хотел наследника, но его горячо любимая супруга была бесплодной. Не помогли ни врачи, ни паломнические визиты в Мекку. А к идее обзавестись новыми жёнами он относился отрицательно. И вот однажды Ш.Д. отправился в путешествие по Сирии, наняв в Дамаске на несколько дней таксиста.

Узнав о проблеме, водитель посоветовал побывать в старинном Сиднайском женском монастыре, расположенном под Дамаском, где находится чудотворная икона богородицы, за помощью к которой приходят даже язычники и мусульмане. Ведь говорят, что Богоматерь помогает всем, а особенно бездетным семьям.

Ш.Д. и его супруга побывали в монастыре, приложились к чудотворной иконе, по-своему искренне помолились и выпили по ложечке освященного масламииз лампады, горящей у святого образа. Ощутили в душе нечто благодатное и поверили, что мечта их сбудется…. Девять месяцев спустя у них родился наследник. Счастливый отец отправился в Дамаск, чтобы поблагодарить таксиста, рассказавшему о святом месте, и дать ему 20 тысяч долларов, а остальные 80.000 решил отдать монастырю. Но водитель оказался алчным. Вместе со своими друзьями он избил араба, отнял деньги и в довершении всего отрезал ему голову. Засунув труп в багажник, убийцы направились в другое, более укромное место, чтобы закопать свою жертву.

По пути у машины неожиданно заглох мотор. Головорезы тщетно пытались устранить поломку. Проезжавший мимо человек предложил свою помощь, но от него грубо отмахнулись. Уезжая, он успел заметить, что из-под багажника капает кровь, и тут же заявил в полицию. Когда стражи порядка открыли багажник, все были потрясены до глубины души. Залитый кровью труп вдруг зашевелился, ожил и, покачиваясь, встал на ноги. «Только что Пресвятая Дева закончила зашивать мне шею, вот здесь» - прохрипел он и показал свежий шрам на горле. С таксистом и его дружками случилась настоящая истерика: «Этого не может быть! Мы тебя убили, мы отрезали тебе голову! Как же ты можешь быть жив?» от такого шока убийцы лишились рассудка и были отправлены в закрытую психиатрическую клинику.

Потерпевший помнил до мельчайших подробностей всё, что с ним происходило, как бы со стороны смотрел на происходящее. Он ощущал благодатное присутствие Бога, а потом увидел, как над его трупом склонилась Богородица…

Чуть позже дамасские медики подтвердили, что швы действительно наложены совсем недавно, были заново соединены даже мельчайшие сосуды и нервные окончания, и при этом всё идеально срослось. Сиднайскому монастырю была пожертвована значительно большая сумма, чем планировалось изначально. Ш.Д., его жена и многие из семейства араба стали христианами…

Слайд 9 Вопросы детям и родителям (беседа)

- Ангелы Хранители – кто они?

- У всех ли есть Ангел Хранитель?

- Откуда появляется Ангел Хранитель у человека?

- Всегда ли Ангел помогает человеку?

Слайд 10 Послушайте песню «Два соседа», а затем скажите, что же вы услышали?

Звучит песня в исполнении Копыловой Светланы. (Гиперссылка)

Разговор об услышанном:

- Чем отличается жизнь двух соседей?

- Если человек в своих трудах надеется только на себя, то и помощи святых не получает.

Слайд 11 Притчу об Ангеле Господнем расскажет ученица.

Один старец нес в город продавать глиняные сосуды и нашел на дороге прокаженного.

- Куда ты идешь, авва? – спросил прокаженный.

- В город продавать сосуды, - ответил старец.

- Сделай милость, авва, снеси и меня туда же!

Старец поднял его и понес в город.

- Положи меня там, где будешь продавать сосуды.

Старец так и сделал. Когда он продал один сосуд, прокаженный спросил:

- За сколько ты его продал?

А когда старец назвал цену, сказал:

Старец купил ему еды, а когда он продал второй сосуд, больной опять спросил:

- Купи мне еще пирога.

И он опять получил угощение. Наконец, когда старец продал все сосуды и собирался возвращаться в пустыню, прокаженный сказал:

- Сделай милость, отнеси меня туда, где взял.

Старец поднял его и отнес туда же.

- Благословен ты от Господа на Небе и на земле! – сказал ему прокаженный.

Старец оглянулся, но никого не увидел, так как это был ангел Господень, приходивший испытать его терпение.

Вопросы детям:

- Ребята, как вы думаете, Старец прошел испытание на терпение или нет? (Конечно,да)

- А в нашей жизни бывают ситуации, когда нужно проявить терпение? (да)

- Приведите пример, где нужно проявить терпение. ( рассказы ребят)

Слайд 12 Мы окунулись в мир православной культуры, которая нам показывает яркие примеры духовных ценностей, необходимых сегодня каждому человеку для сохранения мира как в душе, так и на земле с помощью Господа Иисуса Христа, пресвятой Богородицы и Ангела Хранителя.

Слайд 13 Инсценированная притча «Царь»,

Царь обратился к отшельнику:

- Попроси у меня все, что хочешь, и дам тебе это!

- Дай мне бессмертной жизни, вечной молодости, неиссякаемого богатства, радости, которую никогда не омрачит никакое горе.

- Над такими вещами я не властен.

- Тогда оставь меня в покое, - сказал отшельник. – Я буду просить это у Того, Кто в состоянии мне все это дать.

Слайд 14 Стихотворение «Божии дары» исполнит ученица

Утром молимся мы Богу

Просим: «Хлеб насущный дай…»

И спешим к столу с едою:

«Мама, завтрак мне подай!»

На столе дымится каша,

Молоко в стакане есть…

«Но мне хочется омлета!

Не когда-нибудь, а днесь!»

Спорить с мамой начинаю:

«Кашу есть я не хочу!»

И стакан отодвигаю,

И в душе своей ропщу.

«Ты забыл молитвы к Богу.

Ты просил, и Он подал

То, что более полезно.

Он об этом лучше знал.

Ты скажи Ему: «Спасибо!»

Ложку в руки – есть начни.

С послушанием у Бога

Вкусна каша, хлеб и щи.

И за всё благодари ты!

Всё, что в жизни – Божий дар.

И не спорь, прими, смирись ты,

Сердцем чистым принимай»

Так мне совесть вдруг сказала,

Каша мне вдруг мила стала, съел, спасибо всем сказал.

День вдруг радостнее стал. (Л.Л.Серафимова)

Ребята, я вам предлагаю подумать о духовных ценностях, необходимых лично вам. С помощью интуиции, а может быть с помощью Ангела Хранителя, сейчас выберите для себя важную ценность.

Учитель раздает, а дети выбирают для себя цветные карточки с записанными духовными ценностями. Дети озвучивают и активно обсуждают выбранные ценности вместе с родителями.

Нашего гостя, н астоятел я Новотитаровско го храма Пресвятой Богородицы Покрова протоиере я Фёдор а мы просим вручить грамоты ученицам, занявшим призовые места в олимпиаде по ОПК.

Предоставляется слово протоиере ю Фёдор у для детей и родителей.

Слайд 16 Благодарим за внимание.

Духовные ценности (для карточек) по числу учеников в классе.

1 Внимательность к, окружающим тебя, людям.

2 Духовные ценности – это бережное отношение к достижениям других людей.

3 Духовные ценности – это творчество, направленное на увеличение любви и радости.

4 Терпение и труд все перетрут.

5 Честность помогает человеку принимать себя и других такими, каков есть.

6 Терпением вашим спасайте души ваши.

7 Достаточно сказать: «Благо дарю!»,

чтобы утихли ссоры и тревоги.

8 Сотрудничество происходит от доверия

и позволяет понимать других.

9 Ответственность развивает в человеке знание

о его уникальной роли в этом мире.

10 Ответственность помогает приумножать добро.

11 Совесть помогает человеку делать самоотверженные поступки.

12 Совесть направляет помыслы

на благо ближнего.

13 Справедливость – это искусство жить

среди неодинаковых людей.

14 Справедливость помогает принимать

Божий Промысел в отношении каждого.

15 Самодисциплина противостоит лени и эгоизму.

16 Самодисциплина помогает человеку управлять своими слабостями.

17 Самодисциплина наводит порядок в мыслях и поступках.

18 Любовь к окружающему миру помогает видеть больше прекрасного, чем плохого.

19 Щедрость противостоит скупости.

20 Сострадание есть настоящий источник истинной справедливости и человеколюбия.

21 Милостивому человеку Бог подает.

22 Добро творить – себя веселить.

23 Доброе слово лучше мягкого пирога.

24 Ласковое слово лучше дубины.

25 В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.

Читайте также: