Круглый стол по обмену опытом

Обновлено: 06.05.2024

2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.

  • дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений, переосмыслить их;
  • повысить педагогическую культуру родителей посредством пополнения знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье.
  • содействовать сплочению педагогического и родительского коллектива.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: плакаты с высказываниями, памятки родителям, ручки, листы бумаги

Ход мероприятия

Ведущий: Тема нашего сегодняшнего заседания «Поощрение и наказание ребѐнка в семье». Очень часто ребѐнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

Для начала давайте выясним, как мы для себя определяем понятия «поощрение» и «наказание».(практическое задание. Родители записывают свое мнение в определении понятий)

Дискуссионная часть

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка.

« Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. « Мне нравится твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка, на формирование его характера. Важно « вызвать» чувство удовлетворения, чтобы все, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями.

Существует много способов выразить ребенку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок…

Поощрение ребенка за что- то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Особенно важно поощрять ребенка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребенок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно убрал игрушки. Эти факты положительного поведения ребенка следует одобрить, используя следующие высказывания: « Ты стал совсем взрослым или же какой ты молодец и т.д.»

Ведущий. Всегда и все нужно поощрять? НЕТ. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения.

Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приемам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребенка.

Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.

Памятка «Как поощрять ребенка в семье»

1. Как можно чаще улыбайтесь своему ребенку: и когда он убирает игрушки, и когда играет, и когда общается с вами.

2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время выполнения какого – либо задания, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

3. Дарите ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.

4. Учите своего ребенка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.

5. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядиться, и обсудите это с ним.

6. Используйте чаще выражение « ты прав», «мы согласны с твоим мнением»-это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

7. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: на день рождения, Новый год, , удачное выступление и т. д.

8. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.

9. Учите ребенка понимать и ценить поощрения родителей.

Ведущий :В процессе воспитания дисциплинированности приходится прибегать и к наказаниям.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Педагогической совести, чувства неудовлетворенности своим поведением, что должно сопровождать всякое нарушение этических норм.

Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. « Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребенка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.

Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей.

Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьезным недостаткам в поведении ребенка и допускать безнаказанность. А.С. Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путем грубых окриков.

Порицание нужно делать кратко, ясно, твѐрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения. Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьѐзным недостаткам в поведении ребѐнка и допускать безнаказанность.

Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребенок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всѐ равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность.

Пожалуйста, помните следующее:

1. Вы можете ошибаться.

2. Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно.

3.Контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Но и конечно есть небольшие советы по поводу того, как сделать

наказание эффективным, если соблюдать следующее условия:

1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания

нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.

2. Наказание не должно восприниматься ребѐнком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается

спокойным тоном; при этом особо подчѐркивается, что наказывается поступок, а не личность.

3. После наказания проступок должен быть «предан забвению». О нем

больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и наказание.

4. Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребѐнка, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение.

6. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (РЕФЛЕКСИЯ)

В дальнейшем мы поговорим с Вами о том, что воспитывать – значит обязательно предъявлять требования. Без требований нет воспитания. А время нашей встречи сегодня подходит к концу, поэтому предлагаю ответить на вопросы:

Что понравилось и запомнилось сегодня больше всего?

Какие испытываете сейчас чувства?

Как ваши чувства изменялись на протяжении встречи?

О чём бы вы хотели услышать при следующей встрече?

Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола.

«Главное правило в воспитании – это любовь и восприятие ребёнка как личности. Не забывайте, что ваша цель – воспитать человека. И самая благоприятная атмосфера для этого – любящие родители и счастливая семья».

Круглый стол по обмену опытом работы с родителями
учебно-методический материал на тему

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Круглый стол по обмену опытом работы с родителями.

Работа с семьей имеет большое значение в работе любого педагога. В системе дополнительного образования она, в отличие от общего, имеет свою специфику. Свобода выбора, некая необязательность приводят к тому, что многие родители считают необязательным систематически общаться с педагогом. Отсюда возникает проблема неэффективности работы с семьей. А главное, в конечном итоге, это приводит к еще большей разобщенности родителей со своим ребенком, что является одной из главных проблем современного общества. Поэтому задачей педагога является не только работа с детьми по освоению основной программы, но и поиск эффективных путей взаимодействия с семьей воспитанника, ведь успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.

Задачи сотрудничества с родителями:

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
  2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
  3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Ведущий круглого стола, собрав анкеты, отмечает наиболее часто используемые формы работы, а также те, которые практически не используются педагогами.

Я предлагаю нашим коллегам представить свой опыт работы с родителями.

Выступления педагогов Андреевой Т.А., Ярцевой В.А., Константинова А.Л.

Обмен мнениями по ходу выступлений.

Как было отмечено в начале нашей встречи, разобщенность родителей и детей становится одной из главных проблем нашего общества. Занятость на работе зачастую не позволяют родителям в полной мере вникать в жизнь и интересы ребенка. Поэтому, мне кажется, что на первое место в нашей работе с семьей должны выходить активные формы работы: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; спортивные соревнования, конкурсы, творческие мастерские.

Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. На таких мероприятиях родители включаются в общение со своим ребенком, с другими семьями. А главное, ребенок чувствует значимость того дела, которым он занимается.

Такие формы работы не могут использоваться часто, так как требуют больших затрат времени на подготовку, а также далеко не все родители могут часто посещать мероприятия, опять же в силу своей занятости. Поэтому, нами должна использоваться еще одна из эффективных форм работы – это просветительская. Ведение странички в социальных сетях или на сайте объединения, помогает педагогу напрямую общаться с родителями, держать их в курсе жизни объединения.

Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса.

Формы наглядно-текстовой информации:

  • Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
  • Групповые выставки детских работ (периодически).
  • Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.
  • Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в ОДОД.
  • Передвижная библиотечка. Эта форма особенно оптимальна для родителей дошкольного и младшего школьного возраста. Передвижная библиотечка предполагает «чтение на месте», когда родители ожидают ребенка. Педагог может выставлять книги по актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и т. д.
  • Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.
  • Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения, контактные данные директора и педагога и т.д.

Сейчас я предлагаю поработать в группах. Попробуйте определить тематику мероприятий для родителей, которая, как вам кажется, будет актуальна и интересна. Для образца я предлагаю вам план работы с родителями, взятый из материалов наших коллег.

Работа в группах, обсуждение предложенных тем. Выбор тех, которые можно включить в план работы на будущий год.

И, подводя итоги, мне хочется вас ознакомить с некоторыми правилами , касающихся эффективного взаимодействия педагога с семьями учащихся:

1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.

5. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.

6. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

7. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.

8. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее. Если родители принимают активное участие в жизни УДОД, их усилия должны быть отмечены педагогом и администрацией УДОД.

Круглый стол для педагогов ДОУ «Обмен опытом по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ»

• обсудить конкретные практические возможности модернизации и оптимизации РППС.

Участники : педагоги ДОУ

Форма проведения : «Круглый стол» не является синонимом понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями, которая в наибольшей степени способствует реализации целей.

Оборудование : мультимедиа, экран

Предварительная работа :

- Анализ педагогами РППС групп.

- Игра-имитация в реальной среде группы: разыгрывание различных педагогических ситуаций в реальном пространстве группы (педагоги выступали в роли и детей, и воспитателя). На основе личностного и эмоционального опыта педагогов, полученного в игре, выстраивалось обсуждение в рамках данного мероприятия.

Ход мероприятия :

1. Мотивация к деятельности

Данную тему мы обсуждали с вами в прошлом учебном году на уровне пространства детского сада, говорили о дизайне, стилистике, цветовом оформлении; также все педагоги провели анализ среды на рабочих местах (с результатами мы познакомились); кроме того, у нас с вами был интересный опыт непосредственного погружения в среду, который ляжет в основу нашего сегодняшнего разговора.

В условиях реальной группы мы действовали с позиции ребенка и воспитателя, чтобы лучше понять возможности организации деятельности в существующей среде.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

• Перечислите требования и принципы организации РППС, изложенные в ФГОС ДО.

Давайте проверим, насколько полно нам удалось осветить данный вопрос. – слайд 4

Позвольте представить вам результаты анализа РППС, проведенного педагогами в своих группах. – слайды

Давайте вернемся к опыту нашей игры-имитации.

• По какому принципу вы выбирали поле для своей деятельности, когда играли роль ребенка?

• Было ли вам интересно действовать с игрушками и материалами, которые находились в группе?

• Какие эмоции, связанные с окружающим пространством, вы испытывали, находясь в роли ребенка? в роли воспитателя?

• Что из материалов, центров, групп вызывало наибольший интерес? На какие зоны / материалы вообще не обращали внимание?

• На основе игрового опыта считаете ли нужным вести работу по изменению среды в своей группе?

Вы можете выразить ваше отношение, не объясняя его и не анализируя причин.

Педагоги рассказывают о своих чувствах и эмоциях, которые они испытывали во время игры.

А теперь предлагаю поговорить о конкретных фактах:

• Что может делать ребенок в игровом уголке «Парикмахерская» (перечислите конкретные действия детей и как часто они их осуществляют);

• Перечислите возможные конкретные действия в уголке исследований; как ребенок может догадаться, что он может / должен делать?

• Расскажите о правилах использования музыкального уголка, для каких целей он служит в группе; как решается вопрос комфорта других детей (шум, громкость).

3. Выявление причины затруднения

• Какие объективно слабые стороны можно выделить в традиционной среде нашего детского сада?

Слабые стороны, названные педагогами:

- наличие формальных «мертвых» уголков, которые занимают место и не служат организации какой-либо деятельности (музыкальный, двигательный, театральный, парикмахерская);

- излишек материалов в отдельных зонах (настольные игры, пазлы);

- не всегда учитываются гендерные особенности: мальчикам нужно большое горизонтальное пространство, девочкам – уютное вертикальное (объективно – в некоторых группах этому уделяется внимание);

- не во всех группах есть уголки уединения, у детей нет возможности побыть в одиночестве, когда это необходимо;

- уголок ИЗО содержит материалы, но нет средств активизации детского творчества, нет возможностей поделиться своим творчеством – нет места для импровизированных выставок;

- уголки «Кухня», «Магазин», «Больница» стационарны, занимают много места, дают мало возможностей для вариаций;

- мало возможностей для самостоятельной познавательной деятельности (в основном присутствуют дидактические игры, в младших группах недостаточно материалов для сенсорного развития);

- среда групп не мобильна; практически ни в одной группе за год не менялась организация пространства.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Конечно, не всегда приятно говорить о слабостях и затруднениях, но это важно для дальнейшего движения вперед.

• Какой позитивный опыт организации пространства есть у нас? Можно поделиться собственным опытом или похвалить коллег.

- мини-музеи, собранные совместно с родителями;

- выставки, коллажи, стенгазеты, сделанные детьми;

- создание коллективных макетов;

- уютные зоны отдыха, совмещенные с уголком природы или уголком чтения;

- тематическая организация пространства (прослеживание темы в оформлении группы, в играх, книгах, игрушках);

- эстетика оформления групп;

- соблюдение норм безопасности.

• К каким позитивным переменам приведет изменение привычной РППС?

Итак, давайте посмотрим, к каким выводам мы пришли – слайд

5. Включение в систему знаний

• Давайте вспомним себя в роли детей и пофантазируем, как можно улучшить, разнообразить, сделать более комфортной и интересной среду в группах?

. Работаем по методу «мозгового штурма» - генерируем идеи, подробно не обсуждаем.

- использовать подвижные складные перегородки и ширмы;

- сделать пространство с конкретными упражнениями-заданиями (аналогия с Монтессори-материалом);

- поставить в группе или спальне небольшую складную палатку (уголок уединения);

- трансформировать театральный уголок (и парикмахерскую) в уголок ряжения; театральные атрибуты (и если сильно хочется, музыкальные инструменты) разместить рядом в пластиковом контейнере;

- продумать презентацию материалов;

- превратить уголок ИЗО в центр искусства (или творчества, продумать возможность размещения в нем детских работ, выполненных самостоятельно;

- сделать картотеки для организации самостоятельной деятельности детей (опыты, математические задания, ламинированные карты).

6. Рефлексия деятельности

Предлагаю в следующий раз обсудить жизнеспособность и реальность предложенных вариантов, обдумать, что мы можем взять в качестве идей или ориентиров.

В завершении работы участники выразить свое мнение о результатах совместной деятельности.

Комментарии к сценарию:

Данное мероприятие проводилось в рамках реализации годовой задачи по развитию предметно-развивающей среды как компонента образовательной среды ДОУ.

Стала очевидной необходимость разработать конкретные рекомендации по созданию РППС. С другой стороны, среда группы – неотъемлемая часть индивидуального методического стиля педагога, требующая понимания конкретной образовательной ситуации и учета специфики контингента воспитанников. Таким образом, необходимо соблюсти баланс между соблюдением современных требований (ФГОС ДО, конкретизацией этих требований, принятия и осознанного отношения к данным требованиям самих педагогов и созданием условий для проявления индивидуальности и творчества воспитателей.

Круглый стол для педагогов ДОУ: «Обмен опытом кружковой деятельности».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Отчет о работе кружка по развитию речи в подготовительной к школе группы.

ВложениеРазмер
kruglyy_stol.docx 25.62 КБ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 ЗАТО Озерный Тверской области

Круглый стол для педагогов ДОУ:

«Обмен опытом кружковой деятельности».

Воспитатель: Кожемяко Е.А.

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это фундамент для последующего систематического изучения родного языка. Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук, О.С.Ушакова и др.) и отмечают необходимость целенаправленно обновления и систематизации речевой работы в дошкольных образовательных организациях. Данное обстоятельство диктует необходимость рассмотрения классического подхода к организации работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Рабочая программа кружка «Остров приключений» направлена на развитие речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

1.2. Цель и задачи Программы.

Цель: Создание условий для овладения нормами и правилами родного языка и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи: - Учить детей овладевать родным языком.

- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

- Развивать у воспитанников всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи).

- Развивать коммуникативные способности.

- Развивать связную речь (диалогической и монологической форм).

- Воспитывать звуковую и лексическую культуру речи.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной задачи — развитие связной речи. Программа основывается на принципах: - принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь; - принцип взаимосвязи - обогащение и активизация словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений; -принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности); -принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей; -принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого7 развития ребенка - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности; Большинство занятий построено по тематическому принципу, упражнения и высказывания детей начинают, продолжают, и развивать одну тему. Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения.

1.4. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы.

Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки. Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук». Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с заданным первым звуком. Различает на слух гласные и согласные звуки. Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог со сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей. Для него характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой деятельности. Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, проявляет интерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством литературного опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений. Самостоятельно, без помощи взрослого, может привлечь сверстников к общению (обсудить проблему, событие, поступок. Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и предположения в процессе экспериментальной деятельности при обсуждении спорных вопросов. Является инициатором событий в группе организатором коллективных игр, предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр). Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения; владеет культурными формами несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника. Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные, оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове.

По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти и мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков.

К сожалению, многие родители, считают основной подготовкой детей к школе в подготовительной группе - является умение читать. И когда у детей возникают явные проблемы, родители не могут понять, в чем же дело?!

А проблема хотя бы в том, что для начала ребенка нужно учить различать и выделять звуки нашей речи. Хорошо развитый фонематический слух будет тем фундаментом, на котором строится в дальнейшем грамотное письмо и чтение. А вот недоразвитие умений звукового анализа приводит к ошибкам на письме и чтении.

Поэтому, на занятиях нашего кружка по развитию речи «Остров приключений», которые проводятся один раз в неделю и длятся 30 минут, мы дорабатываем именно такие проблемные моменты, которые возникают в ходе непосредственной образовательной деятельности по развитию речи. И таких проблем, как показывает практическая деятельность, очень - очень много.

Мой кружок – это с одной стороны серьезная и важная работа по развитию речи, но с другой стороны - это, конечно же, игра. Ведь, игровая форма работы очень эффективна, так как именно в игре мы развиваем творческие способности личности.

В течении года мы «движемся на корабле по морю знаний», периодически высаживаясь на «Острове приключений». По разному мы обыгрываем артикуляционную гимнастику, логопедический массаж себе, иногда соседу по парте, самостоятельно изготавливаем различные пособия для развития речевого выдоха .

В процессе игровой деятельности мы углубляем знания детей, чтобы дошкольник мог овладеть навыками звукового анализа:

• находить место звука в слове (начало, середина, конец слова);

• знать и различать понятия «звук» и «буква», «слог» и «слово», «гласный звук» — «согласный звук», «твердый согласный» — «мягкий согласный», «звонкий согласный» — «глухой согласный»;

• уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог.

  • Составлять предложения с заданными словами.
  • Составлять рассказы по картинам, в том числе сюжетным.
  • Правильно и четко произносить звуки речи.
  • Уметь сравнивать, обобщать, противопоставлять.
  • Уметь пользоваться синонимами, антонимами, многозначными словами.
  • Использовать слова в разных числах и падежах.
  • Уметь строить не только простые предложения, но и всячески их распространять.

Особое место во время занятия занимает подготовка руки к процессу письма. Для этого я использую графические диктанты (+ отработка ориентации в пространстве), графические задания, обязательно пальчиковая гимнастика. Иногда это самые простые упражнения по сгибанию, разгибанию пальцев, сжатие кисти в кулак, постукивание пальцев по поверхности стола, любимая гимнастика «мы писали мы писали». Цель – укрепить мышцы кисти, снять напряжение. Так же, активно использую штриховки, обведение контуров, дорисовка начатых фигур, прописи с буквенными элементами. Обязательно обращаю внимание на то, как дети держат ручку, карандаш, как правильно располагать тетрадь при письме. Задания по подготовки руки к письму мы практически всегда выполняем под спокойную классическую музыку. Специалистами уже давно доказано, что такая музыка стимулирует развитие ребенка, развитие его интеллекта, благотворно влияет на общее состояние.

Один раз в месяц часть занятия мы проводим в виде театрализованной деятельности с использованием масок, костюмов или кукол, обыгрывая какую – нибудь небольшую сказку или отрывок из сказки.

Конечно, когда я составляла программу кружка в планируемых результатах я довольно – таки завысила планку. Успехи у детей разного уровня, у кого – то выше, у кого- то ниже, у кого – то больше получается, у кого – то меньше, но как же приятно, когда ты видишь результаты своей деятельности, когда слышишь, что детки поправляют друг друга, когда помогают друг другу составить рассказ, когда видишь разницу в знаниях ребенка в начале года и в конце.

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност.


Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.Сегодня образовательный процесс для детей дошкольного возраста направлен на ф.


Круглый стол для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Выступление на тему: «Центр продуктивной и творческой деятельности в ДОУ»

Круглый стол для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО».


Круглый стол для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей детей путем повышения компетентности педагогов в продуктивной (изобразительной) деятельности»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством.


«Круглый стол» для педагогов «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»

Цель работы — систематизация содержания, методов, приемов и форм работы с детьми в ходе организации совместной деятельности с младшими дошкольниками.


Круглый стол для педагогов ДОУ «Вовлечение родителей в образовательную деятельность в ДОУ как один из подходов к организации взаимодействия с семьями воспитанников».


Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п.

Читайте также: