Круглый стол по милосердию

Обновлено: 13.05.2024

Два мира есть у человека;
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Вступительное слово:

Почему-то в 21 веке очень редко в людях
Встретишь доброту.
И даже в трудный час для человека
Его спокойно стороною обойдут
Подумают: «Вам трудно?
Ну и ладно, у меня своих полно забот»
Шагают мимо (лично мне досадно)
Будто в свой воды набрали рот.
А человек совсем уж впал в отчаянье,
Ему уже не мил и солнца свет.
Но вдруг, подняв глаза свои нечаянно
Увидел доброты последний след.
Увидел помощи протянутую руку
Неважно, что на тысячу – одна.
Покуда существует сердце друга
Не будет умирать и доброта.

Часто приходится слышать: «Добровольчество-это где-то не у нас», «Ещё несколько лет назад добровольчества в России не было», «Это вообще в нашей стране невозможно». Это не совсем так. Люди, бескорыстно помогающие другим, были всегда. Для того, чтобы помочь в уходе за больным ребёнком, купить продукты старикам, убрать мусор в своём дворе не нужно специфических знаний и навыков, не нужно организаторов, призов и бонусов. Нужно лишь внимание к тем, кто рядом, сопереживания и желание помочь. Согласитесь, ведь это то, что мы все и так делаем, не требуя вознаграждения или признания, не прося ничего взамен.

Каждый из вас сейчас может поделиться своими успехами в добровольчестве («Свободный микрофон» – высказываются все желающие– 2-3 мин; готовят «фотовыставку»-представляют фотографии добрых дел)

Вот видите, сколько хороших и добрых дел вами сделано. И вы не одиноки в своих начинаниях. Таких людей, порядочных, добрых и воспитанных, честных, тех, кто живёт на стороне света и всегда готов прийти на помощь, много. Их называют добровольцы или волонтёры. И к этой категории уже многие из вас относятся.

– Можете ли вы объяснить, кто может стать добровольцем, и чем эти люди занимаются?

(Добровольцы – это люди, сделавшие своей нормой жизни помощь другим. Добровольцем может быть любой человек, желающий посвятить своё свободное время добровольному труду.)

– А что такое добровольчество и какой путь развития оно прошло в Казахстан?

(история развития добровольчества с презентацией – выступает ученица 8 кл. Малюженко Ю. – 7 мин.) В Казахстане первый опыт развития добровольчества, который дал импульс для развития добровольческого движения по всей стране, появился в Москве и Санкт-Петербурге в начале 1990-х годов.

С 1998г. импульс развитию движения был придан в результате провозглашения ООН в 2001 г. Международного года добровольца.

Добровольчество становится всё более популярным в молодёжной среде. В ряде российских регионов запускаются новые проекты по созданию молодёжных добровольческих служб.

Сейчас у нас есть возможность познакомиться с опытом проведения различных добровольческих проектов на территории Костанайской области и посетить интернет – выставку «Технология добра» на сайте областного комитета по делам молодёжи (сайт kdm.69-4мин.)

Сегодня в добровольческую работу вовлечено всего 5% в Казахстане. Однако, исследования показали, что более 40% людей готовы более активно участвовать в общественно полезной работе.

«Зачем тебе это?»– такой вопрос задают добровольцам их друзья, родственники. Кто-то отмалчивается и отшучивается, кто-то придумывает шаблонные ответы, лишь бы отстали. Действительно, почему вместо того, чтобы просто посидеть у телевизора или просто погулять с друзьями, он бежит делать что-то, за что ему не только денег не платят, но и «спасибо»-то не всегда скажут.

Безусловно, ответ у каждого свой.

(Справка социологического опроса)

Наша группа провела опрос среди участников добровольческого движения-учащихся школ города (№12, №7, №10, №4 – всего 120 человек)

Самыми популярными ответами были: «нравится помогать другим», «хочется быть полезным людям», «получение новых знаний и навыков», «пригодится в жизни», «за компанию – а потом затянуло».

А вы знаете о том, что у добровольцев есть свой праздник – Международный день добровольца. А когда его отмечают? (5 декабря)

(Информация о Международном дне добровольца – Смирнова Ольга)

В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН предложила правительствам ежегодно отмечать день добровольца. Сферы деятельности, в которых можно увидеть работу добровольцев, поистине многоплановы и разнообразны: это работа с социально незащищёнными слоями населения; работа с детьми и молодёжью в детских домах и приютах; участие в проектах, направленных на решение проблем местных сообществ и многое-многое другое. Общество нуждается в труде волонтёров. ООН призывает государства принимать меры в целях повышения осведомлённости о важном вкладе службы добровольчества, и тем самым побуждать ещё больше людей во всех сферах деятельности предлагать свои услуги в качестве добровольцев как в России, так и за рубежом.

Во Всемирной Декларации добровольцев сказано, что они имеют право посвящать свой талант, время, энергию индивидуальным и коллективным акциям, не ожидая за это вознаграждения.

Начав делать что-то для людей, которым нужна помощь, начинаешь понимать, что разовой помощи недостаточно..

Давайте подумаем, какие добрые дела мы сможем сделать вместе с вами. (Работа в группах. 2 группы во главе с экспертами знакомятся с материалом – раздаткой «Как подготовить социальный проект» /работа в группах/

А теперь мы послушаем представителей групп, которые поделятся своими проектами.

1.Социальный проект «Поможем детям вместе»– Клуб выходного дня для детей из социального приюта.) (данный проект направлен на решение проблемы социального одиночества: волонтеры для детей из социального приюта организовали Клуб выходного дня: по субботам –тематические дни)

2. Социальный проект «Добрый двор» (проект направлен на благоустройство дворовой территории и организацию игровых программ для детей и подростков, проживающих во дворе)

Данные проекты реализованы в 2010–2011 учебном году на территории г. Ржева.

Вот и подошла к завершению наша работа. Сегодня мы узнали о развитии добровольчества в России и Тверской области, познакомились с историей Международного дня добровольца, но, самое главное, как мне кажется, если мы реализуем проект, подготовленный под руководством экспертов, значит, многие проблемы, волнующие общество, будут частично решены. И в этом ваша помощь, ваша добровольческая деятельность будет неоценима.

Как вы думаете, добровольческая деятельность-это необходимая неотъемлемая часть нашей жизни или дань моде? На этот вопрос вы можете дать ответ, оставив свой голос на наших солнечных лучиках.

(Рефлексия – звучит песня «Дорогою добра»)

Хочется поблагодарить вас за вашу продуктивную работу на нашем круглом столе и высказать уверенность, что вы – настоящие добровольцы, добровольчество -неотъемлемая часть вашей жизни, вы всегда в ответе за всех.

Круглый стол "Слияние чувства и поступка"

Цели:
а) Способствовать формированию и проявлению одного из основных нравственных качеств - милосердия.
б) Развивать коммуникативные и креативные способности учащихся.
в) Содействовать развитию их умений и навыков в поиске и передаче информации.

Оформление, оборудование, инвентарь:
Заголовок; цитаты; эпиграф на листах ватмана; видеофрагменты из к/ф «Они сражались за родину»; карточки с вопросами; кассеты с аудиозапи­сью классической музыки.

Ход классного часа

Ведущий 2. Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи к «братьям нашим меньшим, к родной приро­де, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.

Ученица читает стихотворение Асадова.
В жизни по разному можно жить
В горе можно и в радости
Вовремя есть. Вовремя спать.
Вовремя делать гадости
А можно и так: на рассвете вставать
И помышляя о чуде
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям.

Ведущий 2. Ребята, как вы понимаете слово милосердие? Ответы детей.
Ведущий 2. Какие нравственные критерии включает в себя понятие милосердие? Ответы детей (добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, чело­вечность, чуткость, уважение, память и т. д.)

Ведущий 2. Какие нравственные понятия не относятся к милосердию?
Ответы детей (равнодушие, жестокость, эгоизм, необдуманно произнесенное сло­во).

Ведущий 2. Никогда не забывайте о добром слове для другого. Ведь это так важно - увидеть положительные качества у любого человека и, главное, найти добрые слова, чтобы сказать ему об этом.

Ведущий 1. Ребята, вы слышите эту музыку. Это произведение Вольфганга Амадея Моцарта. Ученица читает рассказ К. Паустовского «Старый повар».
Описанный эпизод из жизни композитора раскрывает его благородство, доброту, милосердие, проявленные к старику, умирающему человеку.

Ведущий 2. Итак, милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие - традиционная
черта Россиян. Вернемся на столетие назад. Ученица читает стихотворение Н. Некрасова «Добрая память»

Ведущий 2. Вот некоторые факторы и цифры расходов на дела милосердные в 1890-
1894г. Ученик: - в Санкт-Петербурге- 1981327рублей;

  1. в Москве - 1813060 рублей;
  2. в Одессе - 709863 рубля;
  3. в Риге - 504556 рублей;

Ведущий 2. Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную спо­собность рубля тоже: Ученик: 7-9 рублей - стоила корова; 3-5 рублей — костюм тройка;
25-40 рублей в месяц зарплата квалифицированного рабочего. В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечителъств насчитывалось по всей России 3555.

Ведущий 2. А кто в наше время занимается благотворительностью? Какие благо­творительные фонды вы знаете? Мы обращались к вам с просьбой при­готовить такую информацию. Кто из вас готов познакомить нас с этими данными. Ответы детей. Международные благотворительные организации охватывают от нескольких десятков, до нескольких сотен стран, они оказывают по­мощь нуждающимся, жертвам стихийных бедствий. Крупнейший в мире миссионерский «Орден милосердия» (центр в г. Калькутта, Ин­дия), основанный в 1950 году монахиней матерью Терезой. Рассказ учащихся о жизни и деятельности матери Терезы.
Российских благотворительных организаций несколько сотен. Например, «Российский благотворительный фонд ветеранов (пенсионеров) войны, труда и вооруженных сил», «Фонд помощи больным «Свет мой»», благотворительный фонд социальной поддержки граждан «Сострадание и милосердие»; городские центы социальной помощи; региональные общественные организации оказывают помощь инвалидам, обездоленным, детям-сиротам, многодетным матерям, мате­рям-одиночкам и т.д.
В нашем городе благотворительную помощь оказывает благотворительный фонд «Прокопьевские угли». Это такие новогодние подарки детям в детских домах и интернатах. По линии социальной защиты из бюджета Кемеровской области для учащихся нашей школы бесплатно выделены спинодержатели; Городской женсо-вет проводит акцию: «Каждый школьник должен сидеть за партой», помогают детям из малообеспеченных семей собраться в школу.

Ведущий 1. Чувство милосердия, сострадания, наиболее ярко проявилось в тяжелое для нашей страны время, в годы тяжелых испытаний. В тяжелые годы Великой Отечественной войны, особенно важны были взаимовыручка, помощь раненым (нельзя было, чтобы при виде раненного пройти мимо). Помо­гали, тащили на себе, подвозили. Ребята, в прошлом году мы много говорили о трагических годах войны, когда вся страна отмечала 60 - летие ве­ликой Победы. А сейчас давайте посмотрим фрагмент из из­вестного фильма «Они сражались за Родину». Вопросы к детям:

  1. Какое впечатление произвел на вас этот фильм?
  2. Как вы думаете, что помогло девушке совершить этот подвиг?
  3. Как вы думаете, это был единичный случай?

Ведущий 2. И после войны у людей сохранилось чувство взаимопомощи. Люди де­лились всем. Тысячи детей оставшихся без родителей были усыновлены и удочерены. Люди были действительно милосердны друг к другу.

Есть счастье еще и когда в пути
Ты смотришь в беду, как зимою в реку,
На выручку кинуться человеку
Подставить плечо ему и спасти
Борясь, а не мудрствуя по-пустому
Всю душу и сердце вложив в строку
Я полон любви ко всему живому
К солнцу, к деревьям, к щенку любому,
К птице и к каждому лопуху!

Ведущий 1. Давайте вернемся к вопросу можно ли быть милосердным в нашей повседневной жизни. В некоторых кругах бытует мнение, что чувство милосердия ни к чему, нужно думать только о себе, о своем благополучии. Но мы с вами знаем, что способность ощущать печаль другого - одно из свойств человека.
Важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, оказываешь ее по собственной инициативе, а не по указанию взрослых. Стоит только внимательно посмотреть вокруг, как без труда можно приметить пожилого, плохо видящего человека с опаской пересекающего улицу, и прохожего, обращающегося к прохожим с просьбой объяснить, как найти нужный адрес. Таких ситуаций много. И не мало людей, которые охотно приходят на помощь. В этом проявляется предупредительность, отзывчивость человека.
Обратите внимание на карточки, они помогут вам ответить на этот вопрос. Вопросы и ответы детей:

  1. Кому милосердие и сострадание нужнее всего?
  2. Стоит ли рассказывать о своих милосердных поступках и ждать за них благо­дарность?
  3. Есть ли, по вашему мнению, люди недостойные милосердия?
  4. Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердия?
  5. Легко ли вам проявлять милосердие, к кому-либо и в каких ситуациях?
  6. Приведите примеры из своей жизни, жизни друзей, родных, из литературы, из газет, телепередач.

Ведущий 1. Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуется в нор­мальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходима простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.
Исполнение песни «Доброгою добра»

Ведущий 2. Да, без милосердия невозможно в повседневной жизни. И если случает­ся большая беда, люди проявляя милосердие показывают яркие примеры самопожертвования во имя жизни других людей. Давайте вспомним те трагические дни сентября 2004 года в Северной Осетии города Беслане. Рассказы учащихся. Трагедия в городе Беслане показала яркие примеры доброты, отзывчивости, способности людей жертвовать своей жизнью, спасая жизни других людей. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину три пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Ученица читает стихотворение.
Твори добро - Нет больше радости
И жизнью жертвуй. И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Постой! Остынь!
Поверь - действительно
Все станет на свои места.
Ты сильный,
Сильные не мстительны,
Оружие сильных - доброта.

Ведущий 1. Ребята, у меня есть предложение. Давайте зажжем свечи и послушаем очень хорошую песню. А пока звучит песня, глядя на пламя свечи, вспомним все то, о чем мы сегодня говорили. В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжелого.

Ведущий 2. Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.
Милосердие - это неразделенное слияние чувства и поступка. Будем же милосердны!

Круглый стол для старшеклассников "Я человеком быть обязан"

Когда оставить на земле, как след
Ты хочешь память о себе хоть малость,
Готовясь жить до сотни полных лет, -
Трудись, как будто жить лишь день осталось.
Будь верным слову в трудности любой,
Не бойся ни борьбы и ни заботы
Любое место украшай собой,
Чтоб не сказали, что чернишь его ты.
Живи, чтоб у предела всех тревог,
Когда могила будет на примете
Сказать же твердо пред концом ты мог:
"Прекрасна жизнь, и стоит жить на свете!"

  1. Закон, живущий в нас, называется совестью, совесть - это применение наших поступков к этому закону. (И. Кант)
  2. Не молчи, молчание худший вид обороны.
  3. Не мудри, говори просто, что думаешь.
  4. Лучший аргумент факты.
  • уважай противника не повышай тона;
  • не начинай со слов " Вы не правы:", " Я не согласен:";
  • в основе спора должны лежать факты и логика, а не эмоции и цитаты (порой не существующих авторов книг);
  • запрещаются категорические оценки типа "Чушь!", "Глупости!"
  • запрещается обобщение типа набора красивых слов;
  • неуместно огульное не согласие или согласие;
  • запрещаются высокомерные ответы: "Ну конечно!", "Вы специалист!"
  • запрещается отвлечение оппонента от предмета спора;
  • запрещается игра на самолюбии;
  • психологическое давление на оппонента, громко унижающий тон.

За ходом нашего диспута будут наблюдать эксперты президент школы Тоданова Кристина ученица 11-го "А" класса, председатель Совета Старшеклассников Хохрова Анастасия ученица 11-го "А" класса, старшая вожатая Зарубина Татьяна Анатольевна. Для них я хочу зачитать обязанности эксперта:

В случае разногласий или путаницы, по просьбе ведущего, дает разъяснения понятий, определений, ситуаций, терминов.

В ходе игры дополняет, корректирует различные суждения, выступления.

Следить за соблюдением законов диспута и правильностью их применения будут судьи: зам. директора по ВР Псарева Н.В., учитель русского языка и литературы Шулбаева Э.Н. и психолог Макарова М.А.. я также хочу зачитать обязанности судьи:

Следить за соблюдением законов диспута. (За три нарушения участник лишается права голоса на три минуты).

Выносить приговор. (После обсуждений и прений по какому-нибудь вопросу, судья говорит свое решение или последнее слово, т.е. как бы выносит приговор).

В конце диспута судья как высшая власть, дает заключение.

В наше бешеное время человек и человечество теряют свое лицо в погоне за удовольствиями и наживой. Отовсюду в нашем обществе слышны разговоры о росте цен и понижении уровня жизни населения, наркотик телевизионного экрана притупляет свежесть чувств и ощущение неповторимости собственной жизни и обостряет остроту погони за благами и жажду владеть всем. За всем этим мы разучились жалеть людей, зверей, природу. Наше общество превратилось в удивительно бездуховное объединение людей, утеряло практически все нравственные ценности, и в первую очередь совестливость, порядочность, сострадание, жалость к слабым, обездоленным, беззащитным. Проблема возрождения духовности в нашем обществе ставится сейчас очень остро.

Человек который не имеет четких представлений о нравственных ориентиров, преступающий нравственные законы становится бездушным и подлым. Нравственные проблемы всегда были в центре внимания общественности. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский в своих произведениях размышляли о совести, о долге, справедливости, любви, дружбе, ненависти. Их лучшие герои как герои предшествующих и последующих эпох, "жизнь сердца и интересы мысли" ставят выше модных пристрастий и течений, отстаивают общечеловеческие ценности, которые делают человека человеком.

Великий Пушкин писал: "И первый клад мой честь была" и защищая свою честь и честь своей жены, погиб на дуэли. Так было принято в IX веке, за оскорбленную честь платить жизнью - кровь смывает позор.

Человеком может называться тот, для кого честь и совесть не пустые слова, кто живет согласно жизненной морали, не поступаясь своих взглядов и не ломая души, постоянно совершенствует свои внутренние качества, принося их на службу людям.

Тема круглого стола: " Я ЧЕЛОВЕКОМ БЫТЬ ОБЯЗАН"

Прежде чем ответить на вопросы: "Чем характеризуется человек, какими качествами, и где та грань, преступив которую человек перестает им быть в высшем понимании", я предлагаю разобрать несколько ситуаций, которые помогут понять причины поведения человека в различных ситуациях.

Письмо А. Алексина к бывшему другу ("Воспитание школьников" № 5 стр. 74-76)

- Попробуйте дать краткую характеристику друга, к которому адресовано это письмо.

- Прав ли автор, называя его бывшим другом? Какие черты характера проявились в данной ситуации у автора?

- Как бы поступили вы на месте автора и Марины?

- Какие советы можно дать каждому из них?

Писатель А. Алексин написал открытое письмо человеку, который был беспощаден в своем эгоизме по отношению к матери.

Эгоизм в той или иной степени свойственен каждому человеку (живому существу). Говорят даже, человек без него не мог бы добиться чего-то большего, не смог бы защищать себя в биологической среде. Ученый Ганс Селье считает, что если ты хочешь, чтобы тебя любили, то из своих же эгоистических соображений должен делать что-то хорошее для других, порой отказываясь оттого, что нравиться тебе. Вот почему даже самые большие эгоисты способны отказаться от своего "Я", во имя того, кто их любит, оберегает, заботится, чтобы не потерять этого человека. Парадокс? Нет, еще одна сложность человеческой психики, в которой все не так однозначно.

Это случилось в одну из самых морозных ночей. Около полуночи директору большой сельской школы позвонил перепуганный сторож: в школе прорвало трубы, вода заливае6т кабинет с дорогим оборудованием. Директор бросился в пришкольный интернат, поднял с постели старшеклассников: "Ребята, - сказал он, - дело не легкое: и обжечься можно и простудится. Поэтому заставлять ни кого не могу и не буду. Добровольцев прошу помочь". Добровольцами оказались все.

- Какими мотивами руководствовались ребята, и какими принципами?

- Какие черты характера проявились у старшеклассников?

- Говорят: "человек живет, пока горит:", какой смысл заложен в этих словах?

- Каждый день это борьба, и то того, как вы его проведете, каким человеком вы станете. Какую же борьбу, с кем или чем приходится вам вести? Какова роль этой борьбы в формировании у вас подлинной гражданственности?

Сам по себе случай прост, но мотивы, которые двигали старшеклассниками, были те же, что и заставляли совсем юных, только что начинающих жить людей, не дожидаясь повестки, бежать в военкомат, едва заслышав об объявлении войны. Они руководствуются одним мотивом: "Надо!"

Тип поведения, при котором именно этот мотив становится решающим, точнее всего определяется как гражданственный.

Что такое гражданственность? Какие моральные качества она включает в себя?

Гражданственность принадлежит к тем человеческим достоинствам, которые воспитываются всей нашей жизнью но, прежде всего они выковываются в результате самовоспитания. Человек руководствуется принципом - "Если не я, то кто же?"

Гражданственность предполагает мужество поступать, так как велит совесть. И тот, кто повел себя в трудной жизненной ситуации в соответствии с этим велением, испытывает огромное, не с чем не сравнимое чувство удовлетворения.

Гражданственность включает в себя такие моральные качества как ответственность, мужество, совестливость, чувство долга, образованность, смелость.

О женщине в годы ВОВ ("Воспитание школьников" № 5 стр. 15-18)

- Можно ли такой поступок назвать подвигом?

- Как проявился материнский долг перед детьми?

- Что такое чувство долга?

- Какие черты характера проявила женщина, и смогли бы вы повторить ее поступок?

Долг - этическая категория, обозначающая нравственную обязанность человека перед обществом, классом, партией или социальной группой, выполняемая под влиянием общественного мнения и внутренних убеждений.

Отдельные авторы считают, что в сознании и чувстве долга закрепляются моральные обязанности личности к коллективу, другому человеку и самому себе. Здесь в отличие от первой точки зрения долг как моральная обязанность несет не только внешнюю направленность (общество, класс, и т. д.), но и внутреннюю (т.е. саму личность). Кроме того, долг в данном случае как моральная категория связывается с повелительной стороной морали, т.е. подчеркивается характер морального регулирования отношений.

- От чего зависит исполнение или не исполнение долга? Зависит ли исполнение или не исполнения долга от жизненных ситуаций?

Кажется не того можно назвать человеком истинно нравственным, кто только терпит над собой веление долга, как тяжелое иго, как " а именно того, кто заботится слить требование долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития так, чтобы они сделались инстинктивно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение" - писал русский революционер-демократ IX века Н.А. Добролюбов.

Долг предполагает в людях гражданское мужество и гражданскую ответственность, способность переступить через собственное "хочу" ради высокого, ответственного "должен".

- Как понимать слова Макаренко "Большая воля это не только пожелать чего-то и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно"?

Саша ходит по квартире, открыл шкаф, заглянул на полки, закрыл.

- Саша, ты что-то ищешь? - спрашивает мама.

- Подарок нужен, мама. Меня Ира на день рождения пригласила. Через час идти, в магазин уже не успею. А у нас всегда есть что-нибудь про запас.

- погоди-ка, у меня идея, - радостно воскликнула мама - возьми в ящике глиняные фигурки из Самарканда.

- Мама, как ты не понимаешь, что это дарить нельзя. Ведь сразу видно, что это фигурки дешевые, с таким подарком идти, только срамится.

- Не понимаю, - сухо сказала мама - почему срамится?

Мама отложила книгу, посмотрела на сына. Что выражают ее глаза? Несогласие? Даже кажется призрение. Почему? Он человек не жадный и не хочет выглядеть жадным в глазах Иры и ребят, которые придут на день рождение.

- Мама, скажи, почему я должен дарить ерунду?

- во-первых это не ерунда. А во-вторых, объяснятся сейчас, не будем, тебе пора идти, а то опоздаешь. Возьми ковровую салфетку на верхней полке шкафа. Отец привез ее из Польши, очень красивая вещь, дорогая. Салфетка была яркая, похожая на пушистый коврик.

- Не жалко? - спросил Саша.

- Нет, - спокойно ответила мама - собирайся поскорее.

Ире очень понравился подарок. Она сказала:

- Ой, какая прелесть! Ты, Сашка вечно что-нибудь необыкновенное придумаешь.

На вечере Саше было весело. Только где-то в глубине души временами возникал вопрос и не давал покоя.

Когда закончился вечер, ребята вышли на улицу все вместе. Ира, притихшая, шла рядом с Сашей и, вдохнув, сказала:

- Мне уже 17. Как много, даже не верится.

- Люди в семнадцать уже полком командовали, - ни к селу, ни к городу сказал Саша. И вдруг понял, какой вопрос волновал его весь вечер.

- Ребята! Что такое, по-вашему, щедрость?

- Что это ты? - удивился Сережа. - Сам разве не знаешь? Вот тебе пример. Подхожу к Смирнову на перемене: "Дай, Смирнов, рубль". По-человечески прошу. А он жмется: "У меня нет". Я же сам видел, как ему в буфете с трех рублей сдачу дали.

- Как просто у тебя все, получается, сказал Саша - дал рубль - щедрый, не дал - жадный. Смирнов может и жадный, я не знаю. А только дело не в этом, не в рубле дело.

Ребята молчали. Разговор не получался.

Дома мама спросила:

- Хороший был день рождения?

- Очень хороший - ответил Саша. - Я много смеялся, танцевал, думал и кое до чего додумался.

Мама посмотрела на него внимательно, улыбнулась и сказала:

- мыслитель ты у меня. Ложись спать, завтра рано вставать.

Потом помолчала и добавила:

- Я знала, что ты додумаешься. Не сразу конечно, но это не беда.

- Какого человека можно назвать щедрым?

- Что щедрый отдает? Чье отдает?

- Можно ли сказать, что Саша щедрый?

- Писатель Л.М. Леонов сказал: "Самые богатые из людей не те, кто получил много, а те, кто как раз щедрее других раздавал себя людям". Как вы это понимаете?

- Что бы вы сделали для людей, если бы все могли?

- "Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни - чувствовать себя нужным и близким людям" - говорил А.М. Горький. Какие нужны усилия души, чтобы подняться до такого нравственного уровня? Что делаете вы, чтобы воспитывать у себя благородство души?

Человеческую щедрость нельзя понимать узко - деньги, подарки. Щедрость души, щедрость поступков, щедрость в дружбе, в любви - все держится на тепловом запасе человека. Один отдает больше чем получает и радуется этому. Другой только берет. Берет он у людей их внимание, сочувствие помощь. Такие люди редко бывают счастливы по настоящему. Они бедны дружбой, им незнакома радость отдавать, дарить без оглядки.

Саша настойчиво просил у мамы подарок, не себе, нет. Другому человеку. Щедрый поступок? Да. Мамин. А Саша тут причем? Он школьник и денег не зарабатывает. Речь идет не о цене ковровой дорожки, а о цене моральной. От чего отказался Саша? Что он, Саша дал человеку, которого хотел одарить? Мальчик хотел быть добрым за чужой счет. Но с другой стороны, неужели, если человек учится в школе, он не должен тратить деньги на своих друзей?

Конечно дело не в ценах! Но нельзя отделить материальную проблему от моральной. Сережа подарил авторучку, которые Ира часто теряет, и сочинил стихотворение с которого началось веселое настроение в этот вечер. А Лариса испекла пирог, не пожалела для подруги труда и времени.

Саша конечно не жадный, но и не щедрый.

Человек жадный обычно жадный не только на деньги. Почти не встретишь доброго открытого человека, который во всем не скупой, только в денежных делах скряга. Так не бывает. А наоборот бывает. Денег не жалко, а душевное тепло потратить в голову не приходит. Просит приятель в долг - возьми пожалуйста. Отдашь когда сможешь, я не тороплю. А навестить больного друга не пошел. Времени не хватило? Или щедрости?

Большой и щедрый писатель Антуан де Сент Экзюпери написал в одной из книг: "Единственное действенное орудие - самопожертвование". На самопожертвовании держится подвиг, любовь, настоящая дружба. О себе в последнюю очередь.

Это очень большое понятие из ряда высоких - самопожертвование. В ежедневной жизни оно встречается редко. А вот доброта, щедрость, отзывчивость - этому есть место в каждом дне человеческой жизни.

Теперь мы можем ответить на вопрос:

- Каким должен быть человек и почему он обязан им быть?

Народный артист СССР С.В. Образцов на одном из концертов высказал такую мысль: "Если человек ни разу не удивился тому, как моется муха, если он не потерял ни минуты на то, чтобы посмотреть, как моется щенок, сколько у него жизни в глазах, он, этот человек, ни когда не поймет искусства, не поймет красоты жизни. Если вас ни когда не волновало это, - значит, вы человек равнодушный к жизни и вы не сможете ее понять, полюбить:"

Корректность, тактичность, глубокое уважение к другому человеку, уважение его личного достоинства, уважение своего достоинства, радушие, милосердие, гуманность, совестливость, благородство души, искренность, доброжелательность, отзывчивость, щедрость, самолюбие, деликатность, взаимоподдержка, взаимопомощь, принципиальность и требовательность к себе, гражданственность, чувство долга, доброта, трудолюбие, большая сила воли, альтруизм (противоположное эгоизму) - вот что определяет человека как высшую ступень разума, как создателя.

Живя в ядерном веке, веке машин и скоростей, мы обязаны задуматься будем ли мы задавлены сверхпрактичностью или же человеческое в нас победит эту жестокость?

Достоевский считал, что "красота спасет мир". Я считаю, что красота человеческой души спасет нас, а пока вопросы гуманизма и милосердия будут возникать вновь и вновь.

Томас Манн писал: "Меду зверем и ангелом стоит человек. Воспитание, в сущности в том и заключается, чтобы подавить в себе зверя и развивать ангельское".

"Русский народ за свою историю отобрал и сохранил, возвел в степень умножения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами: уверуй что все было не зря: наши песни и сказки (учащие нас доброте) , наши неимоверной тяжести победы, наши страдания - не отдавай всего этого за понюх табака. Мы умели жить. Помни это! Будь ЧЕЛОВЕКОМ!"

КРУГЛЫЙ СТОЛ НА ТЕМУ: ЖЕСТОКОСТЬ, РАВНОДУШИЕ, МИЛОСЕРДИЕ

Круглый стол на тему: Жестокость, равнодушие и сочувствие .

Цель круглого стола : обратить внимание учащихся на проблемы взаимоотношений людей в обществе;

способствовать формированию представлений о жизненных ценностях; развивать мышление, речь, воображение.

Задачи : привитие навыков осмысления моральных норм и ценностей; показать проблемы общества и пути их решения.

1. Приветствие

Представление гостей: ИДН: Блощицын Сергей Михайлович, Психолог ЦРБ – Дюсенбаев Бектай Какенович

Рост жестокости, равнодушия в людях – признак нашего времени. Каждый день мы слышим о военных действиях, например, на Ближнем Востоке. Войны, в которых из-за чьёго-то чрезмерного желания денег и власти в нищете умирают люди, голодают дети, сводят концы с концами старики. Найти корни жестокости, равнодушия, помочь избавиться от безразличия – этому посвящена наша сегодняшняя встреча.

А как вы думаете – является ли жестокость проблемой современного общества?

Действительно, это подтверждается социологическими исследованиями, которые проводились в разных странах.

ПРОБЛЕМА ЖЕСТОКОСТИ В ОБЩЕСТВЕ ХАРАКТЕРНА ДЛЯ РАЗНЫХ СТРАН, НЕЗАВИСИМО ОТ БЛАГОПОЛУЧИЯ ЭТИХ СТРАН. Это общемировая проблема.

Просмотр и обсуждение ролика № 1 (о жестокости подростков)

Что толкает на ваш взгляд детей на такие жестокие поступки?

Чего они хотят этим добиться?

Слово предоставляется нашему гостю, инспектору по делам несовершеннолетних. Расскажите, пожалуйста, нам о фактах подростковой преступности в нашем районе, области. Какая вами проводится работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних?

Теперь давайте остановимся на втором слове в названии нашего мероприятия. Как ещё можно назвать равнодушие? Перечислите синонимы слова «равнодушие».

Ответы: черствость, эгоизм, безжалостность, безразличие, бездушие, апатия, бесчувственность, бессердечность, безучастность, пассивность, индифферентность.

Просмотр ролика № 2 ( о равнодушии людей)

Перед вами еще одна проблема современного общества. Так ли это? Мы с вами определили 2 проблемы современного общества. Но главное – это не обозначить проблемы, а найти пути их решения.

- Вспомните, приходилось ли вам оказывать кому-то помощь? (Ответы детей и взрослых)

Бектай Какенович, скажите пожалуйста, в вашей профессиональной деятельности наверняка приходилось сталкиваться с людьми, получившими душевную травму в следствии именно проявления к ним равнодушия будь то близких людей, либо друзей и т.д.? Как часто и какую помощь вы оказываете таким людям?

Что же такое сочувствие ? Есть разные высказывания на этот счет. Сочувствие - готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания. Сострадание-жалость, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сопереживание-сочувствие другому, переживать вместе с ним душевное состояние.

Давайте посмотрите на экран. Вашему вниманию представляется Видеофрагмент. Притча «Окно»

-Зачем больной, который лежал у кровати рассказывал, что видел лес, речку, облака, людей? Ведь он не мог этого видеть, он был слепым.

(хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей)
Одним словом проявил- …..

-Можно милосердие потрогать руками, услышать его? Оно живет в сердце человека. Можно ли его увидеть? Увидеть можно только в поступках, действиях человека.

Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал?

(зависть, злоба, ненависть, эгоизм, равнодушие, жестокость, бессердечность)

-Какое самое страшное его качество привело к несчастному случаю?

-Его тоже нельзя пощупать. Оно тоже живет в сердцах людей. Только в поступках.

Вывод: Чтобы воспитать в себе милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймете, как тяжело нуждающемуся человеку. Милосердие требует приложение труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний. Стать милосердным человеком и быть им очень трудно.

-Жизнь всегда дает нам шанс проявить милосердие и здесь каждый человек выбирает сам по какой тропинке он пойдет – по тропинке милосердия и помочь нуждающемуся или свернуть на тропинку равнодушия и пройти мимо, закрыв глаза.

А теперь – давайте постараемся отнести разные действия людей, которые я буду называть, либо к жестокости, либо к равнодушию, или же к сочувствию

СОЧУВСТВИЕ ЖЕСТОКОСТЬ РАВНОДУШИЕ

  • Накормить бездомного
  • Обижать животных
  • Пройти мимо упавшего человека
  • Разделить чью-то неприятность
  • Ударить слабого
  • Не заступиться за слабого
  • Проведать больного
  • Дразнить кого-либо
  • Помочь в беде
  • Радоваться чужому горю

Слово предоставляется педагогу-психологу, которая проведет с нами сейчас небольшое психологическое упражнение.

Просмотр ролика № 4 (о милосердии)

Спасибо, вам ребята, за классный час, за вашу работу, вашу искренность.

И в заключении я хочу вам пожелать – всегда помнить слова замечательного поэта Андрея Дементьева

Круглый стол с элементами интерактивной стратегии по теме: «Доброта и милосердие. Нужны ли они в наше время?»

Круглый стол с элементами интерактивной стратегии по теме: «Доброта и милосердие. Нужны ли они в наше время?»

Групповой проект воспитательного мероприятия Круглый стол с элементами интерактивной стратегии «Доброта и милосердие. Нужны ли они в наше время?» Направление внеурочной деятельности: духовно- нравственное Авторы работы:Лукьянова Татьяна Ивановна старшая вожатая МОУ СОШ №16 г. Невинномысска Тарвердян Анна Дмитриевна воспитатель ГПД МОУ СОШ №14 г. Невинномысска Евдоченко Екатерина Сергеевна заместитель директора по воспитательной работе и социальным вопросам Невинномысского агротехнического колледжа

Круглый стол с элементами интерактивной стратегии по теме: «Доброта и милосердие. Нужны ли они в наше время?»

Цель работы: Привитие учащимся нравственных ценностей, воспитание в них человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней.

Круглый стол с элементами интерактивной стратегии по теме: «Доброта и милосердие. Нужны ли они в наше время?»

Задачи:  1. Помочь учащимся раскрыть содержание понятий «доброта», «милосердие».  2. Способствовать стремлению к самовоспитанию личности ребёнка, формированию культуры ведения беседы.  3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умению работать в команде, и совместной деятельности между детьми разных возрастных групп.  4. Развивать в подростках умение анализировать ситуацию в обществе и предлагать пути решения.

Круглый стол с элементами интерактивной стратегии по теме: «Доброта и милосердие. Нужны ли они в наше время?»

Используемые методы: Метод сотрудничества;  Работа в группе;  Метод «вживания» в образ;  Личный пример.

Круглый стол с элементами интерактивной стратегии по теме: «Доброта и милосердие. Нужны ли они в наше время?»

Оборудование:  Магнитофон, диск с песней «Есть на свете цветок. »;  Нарисованные и вырезанные «Цветики­ семицветики»;  «Солнце милосердия», тетрадные листы, ручки;  Напечатанные и вырезанные по количеству участников фигурки человечков;  Афоризмы о доброте, милосердии на цветных листах бумаги формата А­4:

Круглый стол с элементами интерактивной стратегии по теме: «Доброта и милосердие. Нужны ли они в наше время?»

Пословицы и афоризмы о доброте:  Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека. (Саади)  Сколько в человеке доброты, столько в нем  Во внутреннем мире человека доброта – это жизни. (Эмерсон) солнце. (Гюго)  Теплота человеческого сердца – это чудесное излучение – обогащает души людей, помогает им жить лучше и работать лучше. (В.М. Кожевников)  Кто сочувствует горю ближних, тот будет иметь свою долю в их радости. (пословица)

Круглый стол с элементами интерактивной стратегии по теме: «Доброта и милосердие. Нужны ли они в наше время?»

Действующие лица:  Ведущий – учащаяся 8 класса;  Помощники – 2 человека (учащиеся 8 класса). Участники: учащиеся 6­х классов.

Круглый стол с элементами интерактивной стратегии по теме: «Доброта и милосердие. Нужны ли они в наше время?»

Интерактивная игра «Солнце милосердия» Милосердие –сострадательное, –сострадательное, Милосердие доброжелательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому; это заботливое отношение к другому; это готовность оказать помощь тому, кто в готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается. ней нуждается.

Круглый стол с элементами интерактивной стратегии по теме: «Доброта и милосердие. Нужны ли они в наше время?»

Выполнение практического задания «Цветик ­ семицветик» «Очень хочется, чтобы близкие люди были здоровы» «Очень хочется, чтобы близкие люди были здоровы» (Кривошапова А., 6 кл.) (Кривошапова А., 6 кл.) «Хочу чтобы у всех детей была семья» (Стародубов А., 6 кл.) «Хочу чтобы у всех детей была семья» (Стародубов А., 6 кл.) «Я бы хотел, чтобы пенсионеры получали большую пенсию» «Я бы хотел, чтобы пенсионеры получали большую пенсию» (Белоусов А., 6 кл.) (Белоусов А., 6 кл.) «Я хочу. Чтобы люди были неравнодушными» «Я хочу. Чтобы люди были неравнодушными» (Парыгин М., 6 кл.) (Парыгин М., 6 кл.)

Круглый стол с элементами интерактивной стратегии по теме: «Доброта и милосердие. Нужны ли они в наше время?»

Что я принес сегодня в этот мир? Добрые люди, ничто нас не остудит, И не захлопнуть распахнутых дверей! Добрыми будем, и мир добрее будет, Добрыми будем, и будет жизнь добрей. Р.Казакова

Круглый стол с элементами интерактивной стратегии по теме: «Доброта и милосердие. Нужны ли они в наше время?»

Ожидаемые результаты:  Осмысление учащимися, что такие качества как доброта и милосердие являются общечеловеческими ценностями, которые необходимо в себе развивать;  Владение навыками работы в группе, умение вести диалог;  Для старших участников получение навыка подготовки и проведения КТД, шефской работы.

Читайте также: