Круглый стол по межнациональным отношениям

Обновлено: 18.05.2024

«Роль общественных объединений в укреплении межнационального и межконфессионального мира и согласия в Российской Федерации»

Провели: Комитет ГД по делам национальностей, Комитет ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений

Место проведения: Георгиевский пер., д.2, зал № 830


ПРЕСС-РЕЛИЗ


РЕКОМЕНДАЦИИ

круглого стола на тему «Роль общественных объединений в укреплении межнационального и межконфессионального мира и согласия в Российской Федерации»

7 июня 2017 года 830 зал ГД

Российская Федерация – одно из крупнейших многонациональных и многоконфессиональных государств мира, на территории которого проживают более 190 народов. Большинство народов России сыграли историческую роль в формировании российского государства. Многообразие этнического, религиозного и языкового состава населения, многовековой опыт межкультурного взаимодействия, традиции учета государством интересов народов России и участие институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики составляют духовно-нравственное богатство и мощь страны.
Одной из основ конституционного строя Российской Федерации является обеспечение функционирования гражданского общества и его развития. Как общественно-политический институт гражданское общество автономно от институтов государства, его самостоятельность основана на принципах народного суверенитета, приоритета прав и свобод человека, многообразия форм собственности, свободы экономической деятельности, идеологического многообразия, политического плюрализма и многопартийности.
Создание общественных объединений и иных некоммерческих организаций, является важным элементом проявления позиций гражданского общества в сфере укрепления межнационального и межконфессионального мира и согласия в Российской Федерации.
Правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития определены в частности Федеральным законом от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».
Национально-культурная автономия является одним из видов общественных объединений.
Основной задачей, стоящей перед национально-культурными автономиями, является создание условий для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на сохранение этнической самобытности, развитие языка, образования и национальной культуры. Их роль в укреплении межнационального и межконфессионального мира и согласия в Российской Федерации очень велика и значительна.
В 2012 году указом Президента Российской Федерации образован Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия).
На основе Стратегии органами государственной власти субъектов Российской Федерации реализуются региональные нормативные правовые акты в сфере государственной национальной политики: региональные целевые программы, направленные на гармонизацию межнациональных отношений и этнокультурное развитие народов России, патриотическое воспитание молодежи, профилактику экстремизма и терроризма, поддержку и развитие родных языков народов России.
В структуре органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления созданы соответствующие подразделения, которые занимаются реализацией задач государственной национальной политики. Действуют консультативные и совещательные органы по межнациональным и межконфессиональным отношениям при высших должностных лицах субъектов Российской Федерации и главах муниципальных образований. В тех субъектах Российской Федерации, где работа консультативных и совещательных органов ведется на постоянной основе, отмечается активизация участия институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики на региональном и муниципальном уровнях.
В 2016 году Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа «Реализация государственной национальной политики Российской Федерации». Основная доля финансовых средств в 2017 году предусмотрена на реализацию подпрограммы «Государственно-общественное партнерство в сфере государственной национальной политики Российской Федерации».
Внимание государства к вопросам реализации национальной политики встречает активную поддержку со стороны всего спектра институтов гражданского общества. Понимание необходимости солидарного участия государства и общества в деятельности по укреплению гражданского единства и этнокультурному развитию народов России требует продолжения работы на этом направлении.
С учетом вышеизложенного, участники круглого стола считают актуальным и целесообразным продолжить совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества по сохранению и укреплению межэтнического и межрелигиозного мира и согласия, борьбе с проявлениями экстремизма и радикализма и рекомендуют следующее:

  • федеральным органам государственной власти ускорить процедуру создания дополнительного объекта многофункциональной инфраструктуры - Дома народов России для поддержки деятельности общественного сектора, участвующего в реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
  • органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления своевременно оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, что позволит обеспечить более эффективное участие таких организаций в реализации комплекса мер по сохранению и укреплению межэтнического и межрелигиозного мира и согласия, борьбе с проявлениями экстремизма и радикализма;
  • органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления привлекать представителей некоммерческих организаций этнокультурной направленности, в том числе национально-культурных автономий, к участию в разработке региональных и муниципальных программ поддержки, сохранения, развития языков и культур народов Российской Федерации, укрепления гражданского единства, социально культурной адаптации и интеграции мигрантов;
  • органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления усилить работу по изучению, анализу и обобщению данных о национально-культурных автономиях и иных некоммерческих организациях, осуществляющих свою деятельность в сфере укрепления межнационального и межконфессионального мира и согласия в Российской Федерации;
  • консультативным советам при высших должностных лицах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с участием представителей некоммерческих организаций этнокультурной направленности, в том числе национально-культурным автономиям, поддержать инициативу общественных объединений по проведению в 2018 году Года единства российской нации;
  • органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления привлекать к участию в работе консультативных советов при высших должных лицах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований руководителей некоммерческих организаций, действующих в сфере образования, духовного-нравственного развития, а также централизованных религиозных организаций, относящихся к традиционным для России конфессиям;
  • некоммерческим организациям, в том числе национально-культурным автономиям, молодежным, волонтерским и религиозным организациям активизировать деятельность в вопросах популяризации и распространения за рубежом русского языка и культуры народов России, реализации проектов в области международного гуманитарного и культурного сотрудничества, оказания поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом и их национальным диаспорам, удовлетворения национально-культурных потребностей, адаптации и интеграции законно прибывающих в Россию мигрантов;
  • некоммерческим организациям, в том числе религиозным объединениям, предусмотреть дополнительные меры по организации профилактической и воспитательной работы в целях недопущения экстремизма, религиозной и национальной нетерпимости, а также регулярно проводить мероприятия, направленные на пропаганду межнационального и межконфессионального мира и согласия.

Председатель Комитета
Государственной Думы
по делам национальностей

Председатель Комитета
Государственной Думы
по развитию гражданского общества,
вопросам общественных
и религиозных объединений

С.А.Гаврилов

Круглый стол для педагогов "Сила России – в единстве народов"
консультация на тему

Цель: Продолжить формирование и развитие чувства патриотизма, обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных конфессий, а также улучшить психологический климат в классе с многонациональным составом.

Задачи: 1. Напомнить педагогам об истории формирования национального состава населения России;

2. Сформировать нравственное представление о толерантности, интолерантности, патриотизме;

3. Провести анкетирование педагогов для определения уровня толерантности каждого ребенка и обсудить полученные результаты.

План работы круглого-стола.

1. Исторические аспекты формирования населения России;

2. Нация, национальность, национализм;

3. Патриотизм и национализм: как их различить?;

4. Толерантность, диагностика ее уровня у школьников;

“В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений”

“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”

Россия – многонациональное государство. Оно включает в себя более 100 различных народов. ( см. приложение №1 ).

Вопрос педагогам: Какие народы в составе Российской федерации вы знаете?

Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. На протяжении своей многовековой истории, Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, "чужаки", могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая "чужие" обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.

В формировании русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов. Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического, чем на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них.Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения. Но тогда славяне не были предрасположены к шовинизму (крайней форме национализма, проявление агрессии по отношению к другим народам) Вследствие своей уникальности в отношении национального состава, наша страна имеет множество политических, социальных, экономических проблем.

Вопрос к педагогам: Почему люди разных национальностей в большинстве своем испытывают взаимную неприязнь друг к другу?

Каждая этническая община оригинальна, имеет особенности, отличающие её от другой, но именно это отличие и вызывает чаще всего у других людей неприязнь, создает четкое, порой, очень твердо зафиксированное мышление: “Они не такие как мы. Значит, они живут неправильно”. Предпосылки развития национальной проблемы начались еще давно. Во времена СССР был интернационализм, т.е. сплоченность всех многочисленных наций в одно целое, в одну общность, имя которой “Советский народ ”. При распаде СССР это обстоятельство исчезло, и появились законы, направленные на самоопределение национальностей, входящих уже в Российскую Федерацию.

И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наци й. Русские вдруг почувствовали себя национальным меньшинством, по отношению к которому проявлена дискриминация.

Естественно, напряженность межнациональных отношений России чревата тяжелыми последствиями: это всякого рода конфликты, стычки, войны и т.д

. Нация, национальность, национализм.

Для того чтобы понять причину межнациональных разногласий, нужно определить значение таких понятий, как “нация”, “национальность” и “национализм”. Именно большое количество существующих наций (народов, народностей, этносов, этнических общин) и определяет данную проблему. НАЦИЯ (карточка с термином размещается на доске) – (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей.

“Нация есть сообщество людей, которых объединяют иллюзии об общих предках и общая ненависть к соседям”.Уильям Индж.

Вопрос к педагогам : что такое национальность и как ее определить?

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ (карточка с термином размещается на доске) – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился.

Человек принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Можно перенять другую религию, поменять веру, но национальность – раз и навсегда. Причем лозунгом всего мира на протяжении многих лет является утверждение, что своей национальности НЕЛЬЗЯ стесняться и считать её недостатком.

Со смешанными семьями труднее. В любом случае национальность по смешению кровей узнать невозможно. Как ни странно, в таких ситуациях большое значение имеет собственное убеждение человека – кем он себя считает, если имеет “разных” родителей.

Вопрос к педагогам: Может ли кто-нибудь из Вас точно так же, как и я, сказать, кем по национальности являетесь Вы?

Важным фактом является то, что в паспорте убрали графу “Национальность”.

В 2000 году Государственная Дума приняла новый образец паспортов, на который нужно было срочно поменять свой паспорт старого образца. Кроме того, что паспорта могли получить 14-летние граждане нашей страны, в этом документе было еще одно новшество, точнее, отсутствие графы “национальность”. Такой шаг российского государства в наше время является актуальным и понятным каждому человеку, хотя бы раз сталкивающимся с проявлением национальной дискриминации. Наличие этой графы в документе придавало особую значимость национальной принадлежности, и лишний раз заостряло внимание граждан на этой больной теме.

Народности имеют отличия друг от друга, причем эти отличия или сразу бросаются в глаза, или незначительны и на первый взгляд незаметны. Принадлежность к определенному народу, а также осознание этого, создает у человека чувство особенности, которое нередко путается с другим чувством – привилегированности, и часто перетекает в НАЦИОНАЛИЗМ .

НАЦИОНАЛИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.

Не зря очень многие мыслители всех времен и до сих пор часто рассуждают об этой проблеме и всегда сходятся в одном:

“Национализм может быть огромным. Но великим – никогда”.

Станислав Ежи Лец

Национализм проявляется в двух видах: так называемый, бытовой и международный.

Бытовой национализм — это его более легкая (но немаловажная) форма, когда межнациональные конфликты не переходят в войны. Это в основном, события, основанные на ущемлении национального достоинства в повседневной жизни.

Сюда можно отнести факты, нигде не зафиксированные официально: конфликты между небольшими группами людей, употребление резких “ярлыков”, затрагивающих национальные чувства, проявление неприязни в общении, частные столкновения и т.д.

Большую проблему представляет собой международный национализм – войны и другие конфликты, имеющие государственное или мировое значение. Это проявление национализма оказывает влияние на жизнь не только народов, но и отдельных стран.

Противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией и т.д. и делают невозможным в перспективе формирование какого-нибудь единого политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа вне России и вопреки воле России.

При таком раскладе “кавказская война” может обернуться войной не только и не столько против “общего врага” в лице “Российской империи”, сколько войной всех против всех. Как показали осетино-ингушский конфликт и в еще большей степени абхазо-грузинская война, в создавшихся условиях попытки решения проблем вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и порождают множество еще более сложных узлов неразрешимых проблем и чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон.

Проблема национализма затрагивает многих людей и, соответственно, народов. Её пытаются решить на протяжении долгих лет, но, на мой взгляд, эта задача будет существовать еще очень долго, до тех пор, пока на Земле не останется только одна национальность.

Но в любом случае, даже если эта проблема исчезнет, решится, люди найдут другой повод для вражды друг с другом: “Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность”.

Есть, конечно, категория людей, относящихся терпимо к другим народностям, не считающих их чужими. Но число националистов часто перевешивает их.

Патриотизм и национализм: как различить

Вопрос к педагогам: что такое патриотизм?

ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

ПАТРИОТИЗМ- любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

Обратите внимание: в этом определении нет никакого намека на дискриминацию других народов, ущемление чьих-то прав. Тем более, ненависть к другому народу не означает, что этот человек является патриотом.

Патриотизм переходит в шовинизм, когда человек не имеет возможности помогать своей стране и стремится угнетать другую.

ШОВИНИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть. Чаще всего это происходит не между суверенными государствами, а путем ущемления прав и достоинств нации, проживающей рядом, в России.

Обращение к педагогам: А теперь давайте поговорим о толерантност. Вам знакомо это слово? Понятие толерантности многолико. В качестве особого аспекта оно присутствует при анализе различных сторон деятельности человека и развития общества. Данное понятие имеет свои смысловые оттенки в разных языках.

Для того чтобы понять, применимо ли это понятие к данной ситуации, необходимо хотя бы вкратце знать значение этого слова.

Перевод слова “толерантность” с разных языков

Перевод на русский язык

Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь

Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов

Проявление великодушия в отношении других

Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим

Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению

Обращение к педагога: Мы с вами разобрались, что такое толерантность, давайте же теперь попытаемся сами дать определение этому понятию. ТОЛЕРАНТНОСТЬ – способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей.

Впрочем, существует мнение, что понятие “толерантность” – не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение сам их “других людей”, которые отличаются от нас. В “других” признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат. Как вы видите, это понятие очень сложно, и мы можем дать множество его определений, в зависимости от того, что каждый из нас считает наиболее важным. Существует ряд социальных показателей, которые выделяют психологи, и по наличию или отсутствию которых мы можем оценить ситуацию в обществе.

По мнению психологов, лучшее понимание толерантности воспринимается благодаря уяснению сущности ее противоположности – нетерпимости ( ИНТОЛЕРАНТНОСТИ ). В основе нетерпимости лежит убеждение, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни выше, лучше, чем у других. Она отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, предпочитает подавление, а не убеждение. Формы проявления нетерпимости разнообразны: оскорбления, игнорирование, осквернение религиозных или культурных символов, угрозы, запугивание, преследование, поиск врага, дискриминация, расизм.

Стремление сохранить оригинальность, народность той или иной нацией характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти проявления заметны в современной России . Постоянная миграция других этносов на её территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным улучшением “национального достоинства”. Оттенки этого опасения различны: о т полного принятия до агрессии, от холодного безразличия до проявлений страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации. Так или иначе, россиянин (в частности русский) забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная “забывчивость” ведёт среди людей – к усилению агрессивности, распространению в обществе шовинистических и фашистских идей. Обращение к педагогам: а теперь давайте с вами подведем итоги нашей беседы и выделим самое важное из сказанного.

Выводы: Национальность определяется не местом рождения, а национальностью родителей.

Каждая нация уникальна в своем роде и имеет право на самоопределение.

Своей национальной принадлежностью нужно гордиться

  • национальные вопросы должны решаться законным путем с помощью переговоров;
  • шовинизм, как форма национализма, ни разу не привел к улучшению жизни граждан, а почти всегда приводил к конфликтам;
  • компромисс – самый эффективный способ решения национальных проблем;
  • каждый человек в отдельности, который является националистом, несет ответственность за разгоревшуюся вражду.

Обращение к педагогам: Сегодня мы попытались разобраться в очень сложной и серьезной проблеме, весьма актуальной в нашей стране, проблеме межнациональных отношений. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас. Приглядитесь друг к другу повнимательнее: я уверена, что вы найдете много общего, и подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Может быть, в вашем поведении тоже стоит кое-что подкорректировать.

О работе круглого стола круглого стола «Молодежь в гармонизации межнациональных отношений в условиях глобального общества», проводимого в рамках IV Международной научно-практической конференции «Гармонизация межнациональных отношений в условиях глобальног

о работе круглого стола круглого стола «Молодежь в гармонизации межнациональных отношений в условиях глобального общества», проводимого в рамках IV Международной научно-практической конференции «Гармонизация межнациональных отношений в условиях глобального общества»

(Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова. 22 ноября 2018 года. Начало в 13.30. Аудитория 1201)

Проведение круглого стола преследовало цель обсудить актуальные проблемы необходимости гармонизации межнациональных отношений в связи с обострением международной обстановки и противодействия экстремизму, насилию и терроризму на межнациональной почве в молодежной среде. С учетом того, что ученые кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета при поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области в рамках научно-исследовательского проекта «Динамика ценностных ориентаций молодежи» приступили к очередному (шестому этапу) исследования особенностей современного ценностного сознания обучающейся молодежи (студентов вузов, средних профессиональных учебных заведений, а также школьников старших классов) г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области, предполагалось обсудить влияние современных миграционных процессов на изменение содержания и направленности межнациональных отношений в мире в целом и России в частности, а также на «размывание» границ этнокультурной идентичности и внесение напряженности в межнациональные отношения титульных наций. В контексте Стратегии молодежной политики Российской Федерации до 2025 года обсудить основные направления координации воспитательной, информационно-коммуникативной и правоохранительной деятельности с целью повышения эффективности работы с молодежью с учетом положений Концепции Государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденной Указом Президентом РФ от 31 октября 2018 г.

ВложениеРазмер
otchet_kruglyy_stol_22_noyabrya_2018_g.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Савруцкая Елизавета Петровна, профессор кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации, доктор философских наук – Историческая память в системе факторов национальной безопасности.

2. Устинкин Сергей Васильевич, декан факультета международных отношений, экономики и управления, профессор, доктор исторических наук – Проблемы противодействия экстремизму и терроризму на межнациональной почве в молодежной среде.

3. Савченко Ирина Александровна, профессор кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации, доктор социологических наук – Студенческая молодежь перед вызовами постсовременности: этнокультурный, этноконфессиональный аспекты.

4. Рудакова Екатерина Константиновна, заведующая кафедрой международных отношений и политологии, кандидат политических наук – Современные технологии противодействия ксенофобии в Интернет.

5. Краева Ольга Леонтьевна, профессор кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации, доктор философских наук – Гуманистический потенциал в современных межнациональных коммуникаций.

6. Морозова Наталья Михайловна, заместитель директора Приволжского филиала Института социологии РАН, доцент кафедры международного права и политологии, кандидат политических наук – Гармонизация межнациональных отношений в Приволжском федеральном округе.

7. Багровников Николай Адрианович, профессор кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации, доктор философских наук – Проблемы соотношения культуры и «культур» в контексте межнациональных отношений.

8. Седаев Павел Валерьевич, доцент кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации, кандидат философских наук – Межнациональные отношения в СССР: исторический аспект.

9. Федорова Марина Владимировна, доцент кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации, кандидат философских наук – Этноконфессиональная идентичность молодежи Нижегородской области и ее значение в гармонизации межнациональных отношений.

10. Кузнецова Елена Игоревна, профессор кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации, доктор философских наук – Этнический фактор в развитии медиакультуры в глобальном мире.

11. Семенов Евгений Евгеньевич, заместитель председателя Комиссии по образованию и культуре Общественной палаты Нижегородской области, руководитель Нижегородского филиала фонда развития гражданского общества – Влияние этнокультурных факторов на современную публичную политику.

По результатам обсуждения представленных в докладах ученых проблем, связанных с необходимостью гармонизации межнациональных отношений в современных условиях нового мирового порядка, глобального миграционного кризиса, нарастающей напряженности в системе международных отношений усиливающегося агрессивного противостояния США и стран Западной Европы набирающей силы в многогранном развитии современной России принято решение:

Круглый стол :"Культура межнационального общения"
классный час по обществознанию (8 класс) по теме

Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения проявлять толерантность.

ВложениеРазмер
kultura_mezhnatsionalnogo_obshcheniya_v_molodezhnoy_srede_2.docx 29.46 КБ
prezentatsiya.ppt 531 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Культура межнационального общения

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята и гости нашего круглого стола. (дети отвечают на разных языках). Сегодня мы проводим круглый стол, как завершение работы над коллективным творческим делом Фестиваль Дружбы Народов, поэтому я и не удивилась, что вы мне отвечаете на разных языках, спасибо.

II. Подведение итогов анкетирования.

В рамках школьного фестиваля мы разработали вопросы к анкете

«Наша многонациональная школа».

1. К представителям какой нации вы себя относите?

2. Изобразите символ веры, которую вы исповедуете.

3. Представители каких наций учатся в вашем классе?

4. Национальная терпимость для вас — это:

а) усилие над собой; б) способ мирного сосуществования;в) не приемлема для вас.

5. Назовите свои национальные праздники.

6. Назовите три блюда вашей национальной кухни.

7. Назовите ваши национальные музыкальные инструменты.

8. В ваших народных сказках какой зверь олицетворяет:

а) отвагу; б) хитрость; в) трусость

9. Являлись ли вы свидетелем межнациональных конфликтов в вашем классе?

10. Часто ли вы говорите на своем родном языке в стенах учебного заведения?

11. Возможно ли сохранить свои национальные традиции в условиях совре-

менной России? Если да, то как?

12. Играет ли для вас национальность какую-нибудь роль в общении с людьми?

13. Знаете ли вы, что означают следующие слова; напишите их значение:

здоровеньки булы. Рахим итегез. Исянмесез.

14. Назовите самую яркую черту вашего национального характера.

15. Как вы относитесь к межнациональным бракам? Почему?

1.Был опрошен 71 респондент среди учащихся школы.

2. В школе учатся представители 6 национальностей: русские — 75%, украинцы — 16%, киргизы – 4%, таджики — 3%, татары — 1%, цыгане — 1%.

3. Национальный состав учащихся школы отражает весь спектр национальностей города.

4. В ходе опроса выяснилось, что 2% учащиеся не могут отнести себя кпредставителям конкретной национальности, т.к. родились в интернациональных семьях.

5. Понимание национальной терпимости для многих респондентов — это

способ мирного сосуществования, однако 17 человек ответили, что национальная терпимость — это усилие над собой, а неприемлемой - национальная терпимость оказалась для 4 человек.

6. Анкетирование показало, что, к сожалению, многие ученики не знают

своих национальных праздников, путают их с государственными праздниками,

плохо знакомы с народным фольклором, не знают сказок своего народа, национальных героев. Однако все респонденты называют блюда своей национальной кухни.

7. 90% респондентов считают родным языком - русский, не говорят на родном языке не только в школе, но и дома.

8. Особый интерес вызвал вопрос о самых ярких чертах национального характера.

Русские отметили стойкость, упорство, доброту, мудрость, благородство, гостеприимство, общительность;

украинцы — веселье, гостеприимство, хитрость;

киргизы — гордость, храбрость, настойчивость, жестокость;

таджики — гостеприимство, хитрость;

цыгане - выносливость; взаимовыручка;

татары – отзывчивость, хлебосольность.

9. Проведя анкетирование, мы обнаружили, что баян — это интернациональный музыкальный инструмент, который звучит на всех мероприятиях.

10. Вызвал интерес вопрос о межнациональных браках. Чувства учеников при ответе на этот вопрос были противоречивыми: от полного восторга перед таким браком, объясняя данное решение рождением красивых и умных детей, до полного неприятия брака между людьми разных национальностей.

11. На вопрос «Возможно ли сохранить свои национальные традиции в условиях современной России?» 57% ответить затруднились.

18% респондентов как вариант сохранения национальной культуры предложили развитие деятельности диаспор.

12. С чувством удовлетворения отмечаем, что для молодого поколения национальность в общении с людьми не играет роли. Все опрошенные на вопрос

«Играет ли для вас национальность какую-нибудь роль в общении с людьми?»

13. Несмотря на то, что в школе учатся представители разных национальностей, респонденты на вопрос: «Являлись ли вы свидетелями межнациональных конфликтов в школе?» — ответили отрицательно.

Таким образом, анкетирование показало, что в условиях многонационального состава школы стираются грани между национальными культурами.

С одной стороны —это положительное явление, т.к. ведет к снижению национальной розни, уменьшению межнациональных конфликтов и способствует формированию толерантности. Но с другой стороны, теряется национальная самобытность.

По нашему мнению, анкетирование позволило понять, что только терпимое

отношение к окружающим людям, независимо от религиозной, культурной

ориентации, убеждений и личных особенностей, способно спасти мир и отдельного

человека от деградации под нарастающим напором деструктивных, интолерантных сил.

III. Тема для проведения круглого стола – проблемный вопрос.

- Сделайте предположения, какова же тема сегодняшнего занятия?

- КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ( 4 слайд презентации)

IV. Работа над понятийным аппаратом.

- Для того, чтобы обсудить данную тему, нам необходимо начать с понятия

«межнациональные отношения»
(5 слайд)

- как возникали межнациональные государства?

(мирным путем - объединение племен (Русь),насильственным–Рим, Персидская держава)

- всегда ли народ-победитель преобладал по численности местное население? (нет)

- что помогало ему удерживать более многочисленное население в подчинении (армия)

- как вели себя завоеватели по отношению к покоренному народу?

(запрет использования родного языка в публичной жизни, образовании, унижение религиозных чувств, насаждение собственной религии и т.д)

- а если образование государства шло путем объединения племен или народностей, как тогда складывались отношения между ними? (взаимный обмен, формирование единого языка, религии, сотрудничество)
Вывод:

Как мы видим, отношения между различными нациями разнообразны. Попробуем вместе дать определение, что же такое в вашем понимании «межнациональные отношения»? (СЛАЙД 6)

Межнациональные отношения – отношения между людьми разных национальностей - взаимодействие нескольких социально-этнических общностей, способствующее развитию отношений между людьми разных национальностей .

Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем его линию поведения и поступки. Однако из этого не следует, что личность - пассивный продукт внешних воздействий, ибо социальная среда оказывает влияние на индивид, преломляясь через его внутренний мир. Человек имеет относительную социальную самостоятельность, взаимодействует с окружающей средой, активно участвует в преобразовании жизни общества .( 7 слайд)

Но не все люди одинаковые. Есть личности толерантные, а есть интолерантные.

Как вы думаете какими качествами обладает толерантная личность, а какими интолерантная. ( 8 слайд)

Теперь, зная, что такое межнациональные отношения и толерантное поведение, вам необходимо рассказать, как вы поступите в предложенных ситуациях.

  1. Вы закончили школу и поступили в институт в другом городе, где вам предоставили общежитие. Ваша комната рассчитана два человека. Вы пришли в комнату первым и не знаете своего соседа. В комнату заходит человек другой нации. Ваши действия…
  1. Вы подружились со своим соседом, а вот прежние ваши друзья его не воспринимают. Ваши действия…
  1. Вы закончили институт и вас пригласили работать в Казахстан. Ваши действия….

VI. Подведение итогов.

Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений.

В ходе круглого стола вы нашли ответы на поставленные вопросы межнациональных отношений. Постарайтесь применить их в жизни, будьте терпимее по отношению к себе и окружающим вас людям.

Ведь «Народы нашей страны – дружбой сильны».

АНКЕТИРОВАНИЕ «Наша многонациональная школа».

11. Возможно ли сохранить свои национальные традиции в условиях современной России? Если да, то как?

Внеаудиторного занятия для студентов по теме: Круглый стол «Предупреждение межнациональных конфликтов и гармонизация межэтнических отношений» КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Методическая разработка (методическое пособие)

Составитель: педагог-психолог - Маклаков И.А.

КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Цели: Воспитание у обучающихся миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

Участники: обучающиеся 1курсаМСО(1-2группы)

Дата проведения: 14марта2018г.

I. Организационный момент. СЛАЙД 1 Здравствуйте, участники и гости нашего круглого стола. (отвечают на разных языках). Сегодня мы проводим круглый стол «КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ» , поэтому я и не удивился, что вы мне отвечаете на разных языках, спасибо.

II. Подведение итогов анкетирования.

В рамках колледжного мероприятия мы разработали вопросы к анкете

«Наш многонациональный колледж».

3. Представители каких наций учатся в вашей группе?

а) усилие над собой; б) способ мирного сосуществования; в) не приемлема для вас.

9. Являлись ли вы свидетелем межнациональных конфликтов в вашей группе?

Здоровеньки булы (будьте здоровы, украинский яз.) Рахим итегез (добро пожаловать, татарский яз.)

Исянмесез ( здравствуйте, татарский яз.)

Анкетирование показало:

1.Был опрошен 65 респондент среди обучающихся колледжа: СЛАЙД 2

2. В колледже учатся представители ( в основном) 6 национальностей: русские — 75%, украинцы — 16%, киргизы – 4%, таджики — 3%, татары — 1%, цыгане — 1%.

3. Национальный состав обучающихся колледжа отражает весь спектр национальностей города.

4. В ходе опроса выяснилось, что 2% обучающихся не могут отнести себя к представителям конкретной национальности, т.к. родились в интернациональных семьях.

7. 90% респондентов считают родным языком - русский, не говорят на родном языке не только в колледже, но и дома. СЛАЙД 3

Русские отметили стойкость, упорство, доброту, мудрость, благородство, гостеприимство, общительность;

украинцы — веселье, гостеприимство, хитрость;

татары – отзывчивость, хлебосольность.

11. На вопрос «Возможно ли сохранить свои национальные традиции в условиях современной России?» 17% ответить затруднились.

13. Несмотря на то, что в колледже учатся представители разных национальностей, респонденты на вопрос: «Являлись ли вы свидетелями межнациональных конфликтов в колледже?» — ответили отрицательно.

Таким образом, анкетирование показало, что в условиях многонационального состава колледжа стираются грани между национальными культурами.

III. Тема для проведения круглого стола – проблемный вопрос.

- КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. (4 слайд)

«межнациональные отношения» (5 слайд)

Скажите, пожалуйста, - как возникали межнациональные государства?

(мирным путем - объединение племен (Русь),насильственным–Рим, Персидская держава)

- всегда ли народ-победитель преобладал по численности местное население? (нет)

- что помогало ему удерживать более многочисленное население в подчинении (армия)

- как вели себя завоеватели по отношению к покоренному народу?

(запрет использования родного языка в публичной жизни, образовании, унижение религиозных чувств, насаждение собственной религии и т.д)

- а если образование государства шло путем объединения племен или народностей, как тогда складывались отношения между ними? (взаимный обмен, формирование единого языка, религии, сотрудничество)
Вывод:

Как мы видим, отношения между различными нациями разнообразны. Попробуем вместе дать определение, что же такое в вашем понимании «межнациональные отношения»? (СЛАЙД 6) Межнациональные отношения – отношения между людьми разных национальностей -взаимодействие нескольких социально-этнических общностей, способствующее развитию отношений между людьми разных национальностей . Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем его линию поведения и поступки. Однако из этого не следует, что личность - пассивный продукт внешних воздействий, ибо социальная среда оказывает влияние на индивид, преломляясь через его внутренний мир. Человек имеет относительную социальную самостоятельность, взаимодействует с окружающей средой, активно участвует в преобразовании жизни общества.( 7 слайд)

Как вы думаете какими качествами обладает толерантная личность, а какими интолерантная. ( 8 слайд)

Теперь, зная, что такое межнациональные отношения и толерантное поведение, вам необходимо рассказать, как вы поступите в предложенных ситуациях. ( 10 слайд)

1. Вы закончили школу и поступили в колледж в другом городе, где вам предоставили общежитие. Ваша комната рассчитана два человека. Вы пришли в комнату первым и не знаете своего соседа. В комнату заходит человек другой нации. Ваши действия…( 11 слайд)

2. Вы подружились со своим соседом, а вот прежние ваши друзья его не воспринимают. Ваши действия… ( 12 слайд)

3. Вы закончили колледж и вас пригласили работать в Казахстан. Ваши действия….

VI. Подведение итогов.

Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. В ходе круглого стола вы нашли ответы на поставленные вопросы межнациональных отношений. Постарайтесь применить их в жизни, будьте терпимее по отношению к себе и окружающим вас людям.

Читайте также: