Круглый стол по математике

Обновлено: 16.05.2024

Сегодня мы проводим круглый стол на тему: МАТЕМАТИКА – СО ВСЕХ СТОРОН».

Слайд 2 /эпиграф/

Хочется начать словами Конфоровича А.П. «Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым».

А что такое математика? Интересует это многих, но ответить на данный вопрос непросто. Безусловно, каждый способен дать свой собственный ответ. И в ходе нашего мероприятия мы рассмотрим понятие «Математика» более подробно, т.е. с разных сторон.

Ведущий 2: В круглом столе участвуют:

Ученики 9 класса;

Ученики 10 класса;

Ученики 11 класса.

( по 4 человека от класса)

Слайд 3 /Интел карта/

Каждая группа получила интеллектуальную карту, которую она заполнит в течении нашего мероприятия. И как видим ключевое понятие - МАТЕМАТИКА.

Слайд 4-5 /определение /

Ведущий 1. Перед учениками имеются высказывания великих людей о математике, а также предложены им разные определения МАТЕМАТИКИ. Эти карточки им потребуются в ходе работы.

Слайд 6-7 /высказывания/

1 задание: Вам необходимо выбрать одно определение и одно высказывание, и объяснить свой выбор.

Ведущий 2. А пока участники работают над заданием, мы послушаем выступление Беспаловой Виктории на тему « Как люди научились считать»

Слайд 8 /картинки по истории/

КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ

/картинка 1/

Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. /картинка 2/
Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели, пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке.
Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно. /картинка 3/
Наблюдая окружающую приводу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков — вожака стаи, из стада оленей — одного оленя, из выводка плавающих уток — одну птицу, из колоса с зернами, — одно зерно.

Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».

Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога,, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять, шесть и т. д. /картинка 4/

Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами, иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатинами — против берлоги, трех — с одной стороны и трех — с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах. /картинка 5/

Кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две — 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога — 15, две руки и две ноги — 20.

Следы счета на пальцах сохранились во многих странах.

Так, в Китае и Японии предметы домашнего обихода (чашки, тарелки и др.) считают не дюжинами и полудюжинами, а пятерками и десятками. Во Франции и в Англии и поныне в ходу счет двадцатками.

Специальные названия чисел имелись поначалу только для одного и двух. Числа же больше двух называли с помощью сложения: 3 — это два и один, 4 — это два да два, 5 — это два, еще два и один.

Названия чисел у многих народов указывают на их происхождение.

Так, у индейцев два — глаза, у тибетцев — крылья, у других народов один — луна, пять — рука и т. д.

Ведущий1: Послушаем мнение наших участников по определению и высказыванию.

Ведущий2: Много возникает вопросов, связанных с математикой, и один из них : «А зачем нам математика?»

Слайд 9 /а зачем нам математика?/

И от учеников мы часто слышим : Нам математика не пригодится. А так ли это… Ответ на этот вопрос мы хотим вам продемонстрировать. (ролик) (6 мин)

Слайд 10 /ролик/

Ролик: Блиц опрос – ведущая задает вопросы : Нужна ли математика и где она применяется разным участникам опроса (директору школы; повару; ученикам 3 класса; ученикам 11 класса)

Многие из нас задаются вопросом: «А все ли предметы , изучаемые в школе, нам пригодятся в будущем? И , в частности, математика…» Ведь математика - сложный предмет и не всем учащимся дается с легкостью.

Поэтому у меня возник вопрос : «Нужна ли математика?» и сразу другой вопрос «Где её можно применить в будущих профессиях и в жизни?».

Эти вопросы я решила задать директору школы Любови Борисовне.

Любовь Борисовна, как вы думаете, нужна ли математика? (ответ Л.Б.)

А пригодилась ли она вам в вашей работе и как? (ответ) Спасибо.

А теперь зайдем в столовую и узнаем мнение нашего повара .Ирина _____________, мне хотелось бы задать вам два вопроса «Нужна ли математика? (ответ) . А вашей работе математика нужна и как вы её применяете? (ответ) Спасибо.

Хотелось бы узнать мнение наших младших школьников. За ответами на вопросы я отправлюсь в 3 класс.

Здравствуйте, ребята. А нужна ли вам математика? (ответ) А вашим родителям математика пригодилась в работе? (ответ)

Спросим выпускников: Нужна ли математика? (ответ) А вам в будущей профессии математика пригодится? (ответ)

Родители начальных классов.

А можно узнать ваше мнение. Нужна ли математика? (ответ) А в ваша профессия связана с математикой? Как? (ответ)

Из выше сказанного можно сделать вывод: Математика одна из нужных дисциплин и используется во многих предметах.

И как сказал А.Н.Крылов : «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле.»

Слайд 11 /слова Калинина М.И./

Ведущий1: Следующее задание хотелось бы предшествовать слова Калинина М.И. « Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе». (3 мин)

2 задание: Ученикам предлагается ответить на вопросы : Где в жизни применяется математика? И какие профессии связаны с математикой более плотно, чем в другие.

Ведущий1 : А теперь мнение наших участников.

Ведущий2: Знание математики необходимо для всех профессий от повара до космонавта. В мире существуют сотни различных профессий. И некоторые вы уже привели. Посмотрим в каких же еще профессиях математика занимает не последнее место.

( Презентация о применении математики). (5 мин)

Слайд 12 -15 /применение математики/

Ведущий 1 . Отвлечемся от серьезных вопросов и вспомним пословицы, поговорки, песни, название фильмов, в которых встречаются числительные. (3 мин)

Ведущие2: Послушаем ответы участников. (по очереди)

Ведущий 1 . В заключении круглого стола хотелось бы выслушать мнение участников о математике. А что такое математика? Какие выводы они сделали?

Ученица. (Ученица 3)

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.

Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Летит выше звезд арифметика наша
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.

Считайте ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!

Круглый стол для учителей математики по теме: «Организация урочной деятельности в условиях внедрения ФГОС »

Круглый стол для учителей математики по теме: «Организация урочной деятельности в условиях внедрения ФГОС ».

Автор: Сосенкова Н.М., методист по информатике и ИКТ МКУ «Управление образования Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан»

1. Регламент работы круглого стола - 40 минут:

Актуализация темы- 5 минут

Работа в группах - 15 минут

Представление результатов работы групп (приблизительно по 5 минут выступление каждой группы) - 15 минут

Завершение работы круглого стола - 5 минут.

2. Анкетирование «Уровень подготовки к внедрению ФГОС»

Эпиграфом к теме нашего круглого стола мы выбрали слова Ю.А.Конаржевского: «С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Только на уроке можно определить роль учителя в учебном процессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие».

В связи со сменой «знаниевой» парадигмы образования на компетентностную меняется цель образовательного процесса. В новых условиях изменятся и подходы к конструированию урока, требования к профессиональной компетенции педагога.

В ходе работы круглого стола мы предлагаем рассмотреть и обсудить ряд проблемных вопросов, связанных с организацией учебной деятельности.

На работу в группах Вам отводится 15 минут. В процессе обсуждения предлагаем использовать технологию «мозгового штурма». Это метод решения проблемы на основе вашей творческой активности, когда при обсуждении можно высказывать как можно большее количество вариантов решения. Из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут использоваться на практике.

Результаты работы группы необходимо представить в виде методических рекомендаций (листы на столах) и озвучить их (не более 5 минут). Мы надеемся на взаимопонимание и профессиональный диалог.

Как изменятся подходы к конструированию урока в условиях внедрения ФГОС ?

Какими педагогическими умениями необходимо владеть педагогу для успешной реализации ФГОС ?

Как изменятся подходы к составлению рабочей программы по учебному предмету в условиях внедрения ФГОС?

1. Изменение целевой установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация».

2. Изменение принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности (системно - деятельностный подход в обучении).

3. Переход от «образования для всех» к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика.

4. Переход от ЗУ Н овских ориентиров подготовки и проведения урока к компетентностному (продвижение инновационных образовательных технологий в практику урока).

5. Создание информационно-коммуникационной образовательной среды.

6. Внедрение системы индивидуальной и коллективной рефлексии - осознание выполненной деятельности.

7. Персонализированная система контроля результатов, учитывающая индивидуальные возможности и цели каждого ученика (причём оценке подлежат не столько результаты сравнения достижений ученика с едиными нормами и критериями, сколько выявление его собственного образовательного приращения, сравнение его с самим собой). Введение ученического портфолио.

1. Изучение нормативной базы ФГОС НОО.

2. Курсовая подготовка педагога.

3. Изучение новых подходов к составлению рабочей программы в рамках внедрения новых стандартов и её написание.

4. Изучение инновационных образовательных технологий и внедрение их в практику урока.

5. Овладение умением осуществлять персонализированную систему контроля достижений ученика.

6. Владение ПК и Интернет - ресурсами

7. Изменение роли педагога в образовательном процессе.

8. Овладение умением организовать исследовательскую деятельность обучающихся.

9. Внедрение научно-исследовательской деятельности в практику работы педагога.

Рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом образовательного учреждения. Она показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОСа. Рабочая программа - это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

В Рабочей программе педагога должны быть следующие разделы:

• Общая характеристика предмета

• Описание места предмета в учебном плане

• Описание ценностных ориентиров

• Результаты освоения учебного предмета

В пояснительной записке были определены цель, задачи преподавания, основные направления работы и ценностные ориентиры.

В общей характеристике учебного предмета представили основные положения предмета.

В описании места предмета в учебном плане указали количество часов и объем преподавания.

В соответствии со стандартом второго поколения мы определили результаты деятельности учащихся, а так же программное и учебно- методическое сопровождение.

В учебно-тематическом планировании представили:

• количество часов по программе

• отметку о выполнении

В содержание учебной программы включили следующие компоненты:

• Тема, раздел, количество часов

• Планируемые предметные результаты обучения по разделу

• Универсальные учебные действия

• Деятельность детей на уроке

Определили условия реализации учебной программы.

• Технологии и методы

Разрабатывая рабочую программу, практически каждый педагог сталкивается с определенными трудностями, преодолеть которые возможно при поэтапном выполнении этой работы:

1. Выбрать программу по учебному предмету и соответствующий ей учебник из рекомендованного перечня.

2. Сравнить цели изучения учебного курса в выбранной программе с целями, сформулированными в стандартах образования, примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы.

3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с таковыми же требованиями, прописанными в стандарте, примерной программе. Определить результаты деятельности выпускников, не включенные в программу. Выделить результаты, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе образовательного учреждения.

4. Сопоставить содержание выбранной программы с содержанием примерной программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в программу. Определить разделы, темы, вопросы программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения, и включить или исключить их из общего содержания.

5.Определить последовательность тем и количество часов.

7.Подобрать необходимую литературу, наглядные пособия, оборудование.

8. Подобрать контрольно-измерительные материалы: выделить перечень проверяемых компетенций согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку компетенций; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.

Круглый стол «Математика вокруг нас. Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры»
методическая разработка по математике

Математика вокруг нас. Главное быть внимательным, и творчески подходить к процессу обучения детей. Когда ребенок поймет, что математика везде, и осознает ее роль в повседневной жизни, то обучение принесет больше пользы, чем скучное занятие за партой.

Реальная математика с практическим применением – это то, в чем нуждается дошкольник

ВложениеРазмер
kruglyy_stol.pdf 279.68 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие дошкольников через логико – математические игры

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают ма.


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Статья посвящена современному дидактическому инновационному материалу для развития интеллектуальных способностей дошкольников.


Консультация на тему:"Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры"

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. В современных обучающих.


Интеллектуальное развитие дошкольников через логико – математические игры.

Игра «Найди закономерность»Цель: развитие визуального, понятийного интуитивного мышления, умения систематизировать, обобщать вербально предметы.Инструкция для взрослого: Систематизация – это.


Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в с.


методическая разработка "Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры"

игровой стол с целью творческой активности и инициативы педагогов , повышения интереса педагогов к логическим играм.


Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Доклад из опыта работы учителя математики: "Круглый стол на уроках математики"

Урок в форме «круглого стола» удобнее всего проводить на стадии обобщения и закрепления материала, так как такая форма позволяет увидеть изучаемую тему в общей системе знаний по предмету, выявить межпредметные связи. Кроме того, урок «круглый стол» помогает связать теорию и практику, выявить практическую ценность полученных знаний, умений и навыков.

Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения. Цель круглого стола — выявить противоречия, сравнить разные точки зрения и выбрать приемлемые для всех участников позиции и решения.

Урок в форме круглого стола: подготовка и проведение

Этап 1. Выбор темы

Самый сложный этап подготовки к уроку.

· Во-первых, тема должна изначально предполагать наличие разных точек зрения на один и тот же вопрос, то есть быть многовариативной.

· Во-вторых, тема должна быть хорошо изучена.

· В-третьих, желательно, чтобы тему можно было привязать к современности, обыденной жизни, то есть она должна быть актуальной.

Например, тема по географии "Форма Земли" никак не может быть использована для круглого стола. А вот вариация "Исторические представления о форме Земли" — вполне подходящая, так как позволяет выдвинуть разные предположения, выдвинуть аргументы в пользу той или иной версии, соотнести с настоящим положением дел.

Чаще всего уроки в форме «круглого стола» проводят по гуманитарным предметам (литературе, истории, обществознанию). Хотя эту форму можно использовать и на уроках математики, химии, физики.

· Математика. Например, "Способы умножения чисел: традиционные и необычные";

Этап 2. Подготовка учащихся

Спонтанно провести такой урок невозможно. Поэтому рекомендуется заранее проконсультировать учеников, рассказать о принципах организации беседы, о системе оценивания. Консультации могут быть как групповые, так и индивидуальные (по желанию детей).

Очень важно в ходе подготовки обсудить следующие правила:

Правила участия в "круглом столе"

· Регламент (по времени).

· Недопустимость "перехода на личности".

· Высказываться по очереди.

· Не перебивать выступающего.

· Активно участвовать и пр.

Эти правила могут сформулировать и сами дети, а может предложить и учитель.

· Правила оценивания (лаконичность, аргументированность, точность высказывания).

Все правила желательно написать на отдельных плакатах (доске), чтобы во время проведения "круглого стола" они были перед глазами.

Этап 3. Подготовка помещения

Парты составляют в круг. Если предполагается использование технических средств, доски или наглядных пособий, то целесообразнее составить парты полукругом.

1. Вступительное слово ведущего

Ведущий объявляет тему, выбранную для круглого стола, регламент для каждого выступления, порядок выступления и систему оценивания.

2. Организация обсуждения

Организация учащихся

Вообще, формат «круглого стола» предполагает самостоятельное участие каждого ученика. Но выслушивать точку зрения каждого в классе — дело долгое и непродуктивное. Поэтому удобнее заранее сформировать микрогруппы (2-5) в зависимости от сложности и вариативности темы.

Сколько вопросов выбрать? И какие? Все зависит от темы урока, от целей, которые ставит учитель, от степени подготовленности класса.

Вариант 1 : Рекомендуется выбрать один главный вопрос, к которому составляются несколько второстепенных. Эти дополнительные вопросы должны освещать разные аспекты главного, показывать многогранность обсуждаемой проблемы. Вопросы задает ведущий, направляя беседу и ход обсуждения.

Вариант 2 : Готовятся карточки с вопросами для каждого ученика. Вопросы могут быть как репродуктивного, так и проблемного характера, содержать простые и сложные вопросы, вопросы-загадки, вопросы-сюрпризы, шуточные вопросы.

Для такого варианта лучше выбирать максимально общую тему, не привязанную к конкретному произведению или конкретному предмету. Например, тема обсуждения «Математика — царица наук» (математика).

Вариант 3. Тему для обсуждения вовсе не обязательно формулировать вопросами. Вместо них можно предложить цитаты, задания, видеоматериал.

Организация дискуссии

После выступления участника (группы) по одному из вопросов важно организовать обсуждение высказанного мнения. Поэтому важно сориентировать других участников, чтобы они не просто слушали, а задавали вопросы выступившему. Вопросы могут носить уточняющий характер, а могут содержать контраргумент.

3. Практические задания.

После проведения круглого стола многие учителя проводят этап «практических заданий». Он позволяет еще раз вернуться к главной теме обсуждения, но уже продемонстрировать не только знание предмета, но и практические навыки. Эту работу можно провести в виде тестов, составления кластера , инсерта , сводной таблицы. Хотя этот этап не обязателен, если в ходе обсуждения уже была привязка к настоящему времени, к практической ценности знания.

4. Подведение итогов «круглого стола»

Этот этап не менее важный, чем организация самой дискуссии. Совершенно недопустимо завершить урок в духе: «Спасибо за внимание и участие. Каждый вынес из урока что-то полезное. До свидания».

На этапе подведения итогов ведущий должен:

· напомнить о целях, которые были поставлены в начале урока;

· кратко показать итоговую расстановку мнений участников по базовым вопросам обсуждения;

· сформулировать общее мнение;

· озвучить аспекты, которые не нашли должного освещения в ходе дискуссии;

· дать задание на самоподготовку.

И только потом следует оценивание и звучат слова благодарности.

Нюансы организации "круглого стола" на уроке

· В какой последовательности давать слово участникам?

Важно, чтобы принял участие каждый ученик. Слово дают поочередно всем желающим, указав, что повторов не должно быть.

Другой вариант: в микрогруппах. Тогда слово можно представить лидеру микрогруппы, который суммирует и выскажет мнение каждого участника группы. Но желательно, чтобы для каждого вопроса выбирался другой представитель группы.

· Как оценивать учащихся?

Ведущему (учителю) сложно будет запомнить степень участия каждого ученика. Поэтому можно выбрать один из вариантов:

· Средняя оценка, которая складывается из трех: самооценки, оценки товарищей, сидящих слева и справа.

· Создать микрогруппу экспертов (жюри), которые в ходе урока будут фиксировать выступления каждого участника.

· В созданных микрогруппах выбрать одного «дежурного», который также будет фиксировать степень участия каждого ученика и оценивать по заранее обговоренным критериям.

Плюсы и минусы урока – «круглого стола»

Урок в форме «Круглого стола» обладает рядом несомненных достоинств:

· Помогает обобщить изученный материал.

· Помогает осмыслить тему через призму собственного жизненного опыта.

· Формирует умение вести спор, излагать свою точку зрения, приводя аргументы и доказательства.

· Помогает развивать навыки связной монологической и диалогической речи.

· Формирует навыки самостоятельной работы, а также умения работать в команде, сообща.

Из недостатков следует отметить следующие:

· Длительный и сложный этап подготовки, который требует объемной и тщательной работы не только учителя, но и учеников.

· Сложность организации эффективной дискуссии, ведь важно, чтобы каждый принял участие, высказал свое мнение. При этом нужно еще подвести беседу «к общему знаменателю».

· Урок возможен в классе с высоким уровнем подготовки. Хотя отдельные элементы «круглого стола» можно вводить в систему уроков постепенно.

Таким образом, урок в форме «круглого стола», несмотря на свою сложность, позволяет довольно объективно оценить знания учеников, их умения и навыки.

Приведу пример круглого стола по математике проведенного в 7 классе на тему: «Учись учиться математике»

«Круглый стол» «Учись учиться математике».

Цель. 1. Формировать осознанное отношение обучающихся к учёбе.

2. Обобщить теоретические и практические знания по алгебраическим преобразованиям и геометрическим построениям.

3. Воспитывать у школьников уважение к себе, уверенность, что знания всегда пригодятся в жизни.

Приглашены: родители обучающихся; классный руководитель; заместитель директора.

I. Открытие «круглого стола».

Ведущий (учитель).

Вы сможете осуществить контроль за усвоением вашими детьми как теоретического так и практического материала. Перед вами пакет документов с вопросами теории и практики (ответы). Поэтапно вы будете оценивать работу детей. Все результаты работы будете заносить в, выданную вам, ведомость отметок.

Желаю вам успеха!

II. Разминка «Вопрос - ответ».

Ученики подходят к доске, на которой укреплены с помощью магнитиков лепестки ромашки с номерами вопросов. У каждого ученика имеется перечень теоретических вопросов. В течение 5 минут обучающиеся готовят ответы на указанный вопрос, а затем отвечают на поставленный вопрос.

III. Проверь свои знания «Мини ОГЭ».

Ученики на этом этапе должны будут за указанный промежуток времени (30 минут):

IV. Практическая мастерская «Рекомендации».

V. Заключение.

Председатель родительского комитета класса подводит итоги работы.

Родители высказывают своё мнение о проведённом мероприятии. Дают рекомендации детям и пожелания учителю по дальнейшей работе в изучении математики.

Пояснительная записка.

В материалах к «круглому столу» прилагаются:

2. Тест Мини ОГЭ. Ответы к тесту.

3. Программа для успешной учёбы «Учиться нужно всегда!».

4. Памятка «Организуй себя».

Список использованной литературы:

1. Учебник Алгебра 7. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков,С.В. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 2017.

2. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова.- 6 изд.-М.: Просвещение, 2015. – 159 с.

3. Учебник: Геометрия, 7 - 9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2017.

4. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы: 7 кл. /Б.Г.Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2017.

5. Геометрия. 7-9 классы - тесты для текущего и обобщающего контроля / Г.И.Королёва. Н.И.Мазурова- Волгоград: Учитель, 2016.

6. Математика: 20 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к государственной итоговой аттестации / авт.-сост.Л.О.Рослова, Л.В.Кузнецова, С.А.Шестаков, И.В.Ященко. – Москва: АСТ: Астрель, 2017. – 127, [1] с.-(Федеральный институт педагогических измерений).

Круглый стол "Использование решения проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников"
консультация по теме

Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.

  • Рассмотрение разных подходов к понятиям "проблемные ситуации" и "математические представления старших дошкольников".
  • Обогащение представлений об использовании решения проблемных ситуаций в развитии математических представлений старших дошкольников.
  • Обмен опытом ДОУ по проблеме с целью повышения профессиональной мобильности и самореализации педагогов.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: воспитатели ДОУ.

Оборудование: компьютер, доска, карточки с определениями на каждого участника, столы, стулья по кругу для всех участников.

  1. Вводная часть (определение и обсуждение понятий).
  2. Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения).
  3. Заключительная часть (рефлексия).

Как любое изучение материала, предлагаем вам начать с определения основных понятий.

Участники должны высказать свою точку зрения в определении понятий.

Как Вы можете раскрыть понятие "Проблемная ситуация"?

- Понятие "Математические представления"?

Данная тема является на сегодняшний день довольно актуальной, так как формирование математических представлений у детей дошкольного возраста является для многих воспитателей трудным разделом в работе, требующей большой настойчивости, четкой системы и последовательности.

  • Объясните смысл высказывания русского писателя и педагога Л. Н. Толстого: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученику учиться».
  • Как связана эта мысль с методикой математического развития детей?

На современном этапе работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста мы видим проблему, что особенности возраста не позволяют нашим воспитанникам самостоятельно находить ответы на математические вопросы. Конечно, для овладения ими определенного объема знаний, необходимых для успешного обучения в школе можно использовать классическую систему образования, где главенствующая роль отводится формированию знаний, умений и навыков, но я полагаю, что наиболее эффективный процесс обучения будет проходить лишь тогда, когда активно подключить воображение ребенка.

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

На занятиях с детьми мы используем самые различные средства обучения, но главным из них все-таки считаем игру, как основной вид деятельности детей. С помощью игры обучение для ребят становится радостным, увлекательным и жизненно важным делом, ибо игра является частью их жизни. Игра способствует развитию мышления ребенка. Она развивает воображение и фантазию, творческие способности детей.

Научить маленького ребенка думать можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Это и есть проблемная ситуация - ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики.

Давайте подумаем, на какие этапы можно разделить процесс постановки и решения проблемной ситуации.

- постановка и формулирования проблемы;

-выдвижения предположений и гипотез;

- выбор, проверка, обоснование гипотез;

- подведения итогов, вывод.

Для того, чтобы правильно поставить и усиленно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка. Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов. Деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Как вы думаете, какие приемы решения проблемных ситуаций помогут организовать поисковую деятельность.

  • Система вопросов, переформулирование условий задач;
  • Наводящие задачи или задачи-подсказки;
  • Цепочка наводящих задач;
  • Неполное решение;
  • Готовый вариант решения.

В процессе решения проблемных ситуаций взрослый помогает ребенку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия; ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливая сходство и отличие, преобразует и группирует объекты, выражая математические отношения и зависимости разными способами, интерпретирует выделенные отношения через образ и знак.

Решая «маленькие» математические проблемы, ребёнок учится ориентироваться в окружающем, чувствовать свою избирательность, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию. Растёт и реализуется его творческий потенциал.

Проблемная ситуация может быть включена и в сказочный сюжет.

Воспитатель рассказывает детям отрывок из русской народной сказки об Иване-царевиче и Сером Волке: Серый Волк добыл живой и мертвой воды, но забыл, где какая вода, хотя твердо знает, что живой воды больше.

Воспитатель показывает два непрозрачных кувшина: в голубом — голубая вода, в розовом — розовая. Дети предлагают различные варианты, неверные доводы отвергают. Наконец, один из вариантов принимается всеми. Дошкольники измеряют воду сначала в одном кувшине; затем этой же меркой в другом кувшине. Сравнивая результаты измерения, определяют, где больше воды, и делают вывод: розовая вода — живая, потому что ее больше.

В спорах ребята учатся формулировать мысли, доказывать свою точку зрения, приводить убедительные доводы. Если детям приходится менять точку зрения, то необходимо, чтобы они имели на то веские доказательства, а не соглашались с тем или иным решением педагога или товарища. Во время занятия ребенок должен проявлять как можно больше активности, рассуждать, делать «открытия», высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться. И каждый ошибочный ответ должен рассматриваться не как неудача, а как поиск правильного решения.

На занятиях и в повседневной жизни при решении логических задач мы чаще задаем вопросы: «А как ты считаешь?» «Почему ты сделал так, и не иначе?» «Обоснуй свой ответ» и т.д. Сейчас можно приобрести много ярких красочных математических игр, таких как «Геометрик», «Логический круг», «Лабиринты», «Собери геометрические фигуры», «Геометрический паровозик», «Отгадай» и «Умное домино». Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. В ходе этих игр с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Давайте поразмышляем, как сделать, чтобы познавая математику, ребёнок достиг успеха?

На успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Знания, данные в занимательной форме, в форме развивающих игр, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездумными» упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись элементы познавательного, учебного и игрового общения.

При обучении математики используются не только настольные, но и словесные игры: «Наоборот», «Бывает - не бывает», «Назови числа больше (меньше) этого», «Кто знает, пусть знает, пусть дальше считает», «Посмотри вокруг», «Что далеко, что близко». А вот игра «Да или нет» даёт возможность выполнить очень много разнообразных заданий. В игре используются вопросы—ловушки, например: «Пять груш больше, чем пять яблок? Неделя начинается со вторника? У квадрата пять углов?» В результате развивающих игр дошкольники не только совершенствуют счётную и измерительную деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях, в комбинировании различных способов при решении нестандартных задач. Задания на сообразительность, задачи - шутки, задачи — ловушки используются не только для развлечения, но и в большей мере - для обучения. Интересно проводить занятия по математике в форме игры, попали на остров ошибок, математических загадок, потерянных чисел и т.д. Это и интересные задания по сказкам, например: Сколько кроватей в сказке «Три медведя», «Курочка Ряба», которое по счёту разбилось яйцо и т.д. На острове потерянных чисел - игры, содержанием которых является нахождение числа, цифры или заданного количества.
Игры способствуют формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Что же включает в себя проблемная ситуация? Каковы ее основные элементы?

В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации.

Поэтому, чтобы создать проблемную ситуацию, отмечает А.М.Матюшкин, нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного. Уже факт столкновения с трудностью невозможностью предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании. Эта потребность является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов.
Активность мышления и интерес дошкольника к изучаемому вопросу возникает в проблемной ситуации, даже если проблему ставит и решает воспитатель.

Познавательный интерес к учебному материалу, вызванный проблемной ситуацией, не у всех детей одинаков. Для усиления этого интереса воспитатель стремится создать повышенный эмоциональный настрой, применяя особые методические приемы эмоционального воздействия на воспитанников перед или в процессе создания проблемной ситуации.

Ведь любой вопрос вызывает активную мыслительную деятельность. А при каких условиях вопрос становится проблемным ?

1.Он может иметь логическую связь с ранее изученными понятиями и с тем, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации;
2.Содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного,
3.Вызывает чувства удивления при сопоставлении нового с ранее известным, не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков.

Задача может быть проблемной и не проблемной не только по методам ее постановки, но и по содержанию. Если решение задачи прежними способами невозможно, требуется новый способ решения, то эта проблемная ситуация (по содержанию).

Всегда ли ребёнок выходит из создавшегося познавательного затруднения?

Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть три выхода:
A) воспитатель сам ставит и решает проблему;

Б) воспитатель сам ставит и решает проблему, привлекая детей к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;

B) Более высокий уровень, когда: дети самостоятельно ставят и решают проблему без помощи воспитателя (но, как правило, под его руководством).

В использовании проблемных ситуаций мы поняли, что существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления. Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у дошкольника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Рефлексия "Спасибо за приятное занятие"

- Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.

Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: . Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Читайте также: