Круглый стол по истории

Обновлено: 18.05.2024

“Я не играю в патриота,
Когда под волчье улю-лю,
Хриплю в тайге, в тисках болота:
“Россия, я тебя люблю!”.

  1. “Умом Россия не понять
    Аршином общим не измерить
    У ней – особенная стать,
    В Россию можно только верить”.
  2. Цитаты:
    “Любовь к Родине начинается с любви к самому себе”.

1. Вводная часть

а. “Познай самого себя”.
б. Государство и его граждане.
в. Краткая история российского права, государства.
г. Обращение к статьям Конституции.
д. Гражданство.
е. Президент РФ Путин В.В. о гражданстве.

2. Основная часть.

Задания для участников.

а. Проблемные понятия и вопросы.
б. Письмо от вашего сверстника.
в. Как вы оцените следующий текст?

3. Вывод и заключение.

Участники Круглого стола

“Я – гражданин России”

1.Ведущая – учитель истории Мурзаева Альмира Башировна.

3.Гости Круглого стола. (Сидят полукругом).

  • привитие чувства патриотизма и ответственности за свою Родину.
  • выработать определенные положительные ценности.
  • воспитать чувство уважения и любви к государственным символам, к культуре и традициям народов, проживающих на территории Р.Ф.
  • воспитать чувство толерантности и патриотизма.

Вступительное слово учителя

Я гражданин России

Надпись на Дельфийском храме гласит: “Познай самого себя”. Именно с познания самого себя начинается определение цели жизни. Понятие “Я” очень сложное. Каждый человек видит себя под разными углами зрения. Поэтому различают “реальное Я” - то, каким представляют себя человек на самом деле; динамическое “Я” - каким человек хочет стать; “фантастическое Я” - каким он видит себя в мечтах; “будущее Я” - каким он может стать.

Опыт человечества показывает, что по-настоящему познать себя и добиться того, чтобы стать лучше, смогли люди, действовавшие на благо других людей. Чтобы получить ту судьбу, к которой вы стремитесь, надо внимательно изучать и сознательно формировать свой характер. Формируется характер под влиянием 3-х условий: наследственности (того, что отличает человека от рождения от других людей); общественной среды, самовоспитания. Характер проявляется в привычках, манерах человека к окружающей действительности.

Каждый член общества является представителем той или иной социальной группы, той или иной нации. Все мы, живущие в нашей стране, не зависимо от социальной и национальной принадлежности – граждане своего Отечества, своего государства.

Что же такое государство и что, значит, быть гражданином своей страны?

В современном мире существует много государств. Все они прошли путь исторического развития. Российское государство имеет тысячелетнюю историю. Сегодня наше общество и государство переживает трудные времена. Те связи, которые строились на подчинении центру, распались. Республики, входящие в состав Союза ССР, заявили о своей независимости и самостоятельности. Но не исчезла необходимость прочных культурных и научных связей, экономического взаимодействия. Это то, что может сблизить народы, объединить их на новой основе. Давно известно: чтобы государство хорошо выполняло свои задачи, защищало права граждан, необходимы 3 ветви власти. В нынешней Конституции нашей страны закрепляется принцип разделения властей. Законодательная власть принадлежит Федеральному собранию. Правительство Р.Ф. осуществляет исполнительную власть. Самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти признаются и за органами судебной власти. Президент России является главой государства.

Гражданство – это устойчивая политическая правовая связь человека с государством. Быть гражданином – значит пользоваться определенными правами и нести необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в первую очередь в основном законе страны – Конституции. Среди важнейших прав – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на свободный труд, отдых, на образование, свободное участие в культурной жизни общества, право на свободу мысли, совести и религии.

Конституция РФ наделяет граждан широкими правами и свободами. Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии.

Государство к гражданину, не выполняющему свои обязанности, применяет различные меры воздействия, которые могут быть весьма суровыми или относительно мягкими. Сознательное и добросовестное выполнение своих обязанностей, основанное на понимании их необходимости и постепенно входящее в привычку, умение пользоваться своими правами не в ущерб окружающим, активное и осмысленное участие в политической жизни страны, готовность отстаивать демократический правопорядок – вот гражданские качества, которые так необходимы сегодня каждому члену нашего общества.

Во всеобщей декларации прав человека говорится: “Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишён своего гражданства или права изменить своё гражданство”. Эти положения вошли в новую Конституцию России. Российское государство вернуло гражданство многим из тех, кто был его незаконно лишён в предыдущие годы. Среди них всем известные имена: писатель А.И.Солженицын, музыкант М.Л.Ростропович. В Конституции РФ указывается, что гражданин России не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Кроме того, РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами. Жизнь сейчас очень меняется. Россия встала на демократический путь развития, впервые в нашей стране создаётся правовое государство. Правовое государство признаёт за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно.

Связь человека с обществом и государством замечательно выражает старинное гордое словосочетание – “гражданин отечества”. И государство должно подчиняться законами, обладать установленными законом правами, а также нести ответственность перед гражданином.

Давно люди поняли громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу беспорядка. Тяжело сказываются на судьбах людей раздоры, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное кровопролитие войн, революций, междоусобиц. Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договориться по самым острым проблемам. Нормы права внесли в жизнь общества начала всеобщего соглашения, гражданского мира, диалога, договорённости.

Взаимосвязь права и свободы великолепно выразил Эммануил Кант в своём категорическом императиве: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и с всеобщими законами. Все наши права точно определены и записаны в правовых документах, прежде всего в документах, принятых ООН – Всеобщей Декларации прав человека, Международной хартии прав человека – а также в Конституции и других юридических документах, касающихся прав человека.

  • вера в добро и справедливость;
  • ценности демократии: утверждая права и свободы человека;
  • ценности патриотизма: чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству;
  • ценности международного сотрудничества: сознавая себя частью мирового сообщества;
  • ценности социального мира: утверждая гражданский мир и согласие.

В перечне гражданских прав, провозглашенных во Всеобщей Декларации прав человека, одним из исходных является право на свободу убеждений (ст. 19). У человека в процессе жизни складываются свои собственные взгляды на мир, людей, самого себя. Твёрдые взгляды называются убеждениями. Убеждения складываются благодаря работе вашего ума, ваших чувств и оценок. Каждый гражданин имеет возможность познакомиться с различными взглядами и точками зрения, на основе которых он формирует убеждения и избирает согласно этим убеждениями линию поведения, при условии соблюдения законов и нравственных норм.

Президент России В.В.Путин в своём открытом письме к избирателям пишет: “Для гражданина России важны моральные устои, которые он впервые обретает в семье, и которые составляют самый стержень патриотизма. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете. Наш приоритет – это возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны. Россия уже давно – не урезанная карта Советского Союза, а уверенная в себе держава с большим будущим и великим народом. У нового поколения появился великий исторический шанс – построить Россию, которую не стыдно передать своим детям.

Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд” Аристотель.

Вопросы для круглого стола

Проблемные понятия и вопросы

  1. Человек совершает хороший поступок в расчёте на вознаграждение? Можно ли оценить этот поступок как нравственный? Почему вы так думаете?
  2. Что такое гражданин? Что значит сегодня быть достойным сыном Отечества?
  3. Как вы понимаете слово “ценность”? Почему стыд и, правда – ценности особые, уникальные?
  4. У мудреца спросили: “Какая жизнь самая лучшая?” Он ответил: “Когда мы не делаем того, что осуждаем в других”. Ваше мнение.
  5. Относите ли вы себя к числу людей, у которых есть идеалы? Если да, то каковы они?
  6. Что вы можете сказать об уровне жизни основного населения страны – России?
  7. Как поступите вы в случае возможности выбрать место постоянного жительства? Почему?
  8. Что, для вас является высшей нравственной ценностью?
  9. Можно ли прожить жизнь, имея деньги, но, не имея идеалов?
  10. Согласны ли вы с суждением: “Родина, хорошая или плохая, всегда остаётся Родиной”.
  11. Какую музыку вы предпочитаете слушать?
  12. Ваше отношение к идее: “Любовь к другому человеку начинается с любви к себе”.
  13. Что такое человеческое достоинство и чем оно отличается от чувства собственного достоинства?
  14. Какой смысл вы вкладываете в слова “уважение к закону”. Почему законы недостаточно просто знать, а необходимо уважать?
  15. Являетесь ли вы патриотами своей Родины. Если да, то почему? Может ли патриотизм быть модным или на модным в определённые периоды исторического развития?

“Письмо от вашего сверстника”

Я человек необыкновенный. Учусь в ПТУ. Ещё с детских лет я поставил задачу стать лучше всех. И думаю, что цели добился. Теперь мои данные: рост – 174 см, объём груди – 80 см, вес – 65 кг. Я многое могу: могу ломать кирпичи руками, ногами, головой. Отлично владею своим телом, могу водить автомобиль, владею восточным единоборством. Моя мечта – служба в войсках спецназначения. Для этой цели я тренировал не только тело, но и дух. С детских лет я воспитывал в себе жестокость, избивал одноклассников, держал в страхе всю школу. У меня железное здоровье. Куда же мне обратиться, чтобы исполнить свою мечту.

Вопросы для обсуждения

  1. Считаете ли вы автора письма духовно богатым человеком? Аргументируйте свой ответ.
  2. Считаете ли вы, что автор письма избрал правильное направление саморазвития для достижения своей мечты?
  3. Попытайтесь заглянуть в будущее и обрисовать возможный образ жизни автора данного послания.

Следующее задание

Как вы оцените следующий текст

  • богатые никогда не бывают довольными, их всегда заботит мысль о том, как устроить жизнь и умножить своё состояние;
  • они всегда боятся воров, пропаж, они платят больше налогов, чем бедные;
  • они разрушают своё здоровье, употребляя слишком обильную и изысканную пищу, чрезмерно предаваясь наслаждениям;
  • им завидуют и у них много врагов;
  • они часто подвергают опасности свою жизнь;
  • они плохо понимают нужды близких своих;
  • наконец, им всегда грозит опасность разориться и стать бедным.

Счастье родиться бедным. Зато бедняки имеют многочисленные преимущества.

  • у них меньше забот;
  • они охотнее работают;
  • они не боятся воров;
  • они реже рискуют заболеть от излишеств;
  • они лучше понимают нужды своих близких;
  • они всегда питают надежду быть богатыми.
  1. Согласны ли вы с позицией автора?
  2. Что, по-вашему, мнению, лучше?

Заключительная часть

Выводы

Круглый стол “Я – гражданин России” имеет большое воспитательное значение. Привитие чувства любви к Родине – это не однодневный и не сиюминутный процесс, над данной проблемой стоит трудиться кропотливо, упорно. Круглый стол “Я – гражданин России” учит детей размышлять, учит выработать своё собственное мировоззрение, осознать свою причастность к судьбе Родины: большой и малой. Патриотизм – одно из самых сложных общественных явлений. Объектом патриотизма является Родина (Отечество, Отчизна), важнейшую и неотъемлемую часть которой представляет государство. Задачи воспитания молодого поколения тесно связаны с формированием и развитием у них патриотического сознания. Сегодня, когда значительно слабее стала преемственность поколений, усилились тенденции маргинализации молодёжи, её отчужденности от героических свершений и славы великих предков, я думаю: этот круглый стол “Я – гражданин России” - актуален. Этот круглый стол даёт возможность детям повысить свою значимость в этом огромном мире, воспитывает в них личностные качества. Защита Отечества, любовь к Родине – эти категории должны стать для молодого поколения неотъемлемыми ценностями граждан Российской Федерации.

"Круглый стол" по дисциплине "История России" на тему "Кавказская война 1817-1864-х годов. Итоги и уроки"

Цели урока – воссоздать панораму событий Кавказской войны 1817-1864 гг.; понять суть и истоки этого конфликта; показать на конкретных фактах героизм и мужество как русских солдат и офицеров, так и кавказских горцев; способствовать формированию уважения к историческому прошлому страны и ее народа

При этом решаются следующие задачи:

-развивать у учащихся способность понимать историческую обусловленность явлений и процессов, критически анализировать полученную информацию, определять собственную позицию по отношению к событиям истории и современности.

-формировать у учащихся историческое мышление – способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

-воспитывать гражданственность, национальную идентичность, развивать мировоззренческие убеждения учащихся на основе осмысления исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций; расширять социальный опыт учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории.

Оборудование урока: учебник, доска, географические и политические карты, дополнительная литература, видео-, фото-, киноматериалы, тематические газеты и стенды.

Методические рекомендации по проведению урока

Урок рассчитан на учащихся старших классов школы (9-11кл). По времени урок может занимать два академических часа (80-90 мин.).

При подготовке к уроку учащиеся класса могут быть разбиты на отдельные группы с целью выполнения проектов по теме урока. Для этой цели учащимся необходимо самостоятельно ознакомиться с учебной и дополнительной литературой по истории, географии, этнографии и культуре. Кроме того, учащиеся могут подготовить фото-, кино-, видеоматериалы, выпустить тематические газеты или стенды по данной тематике, обеспечивающие наглядность на данном уроке, представить индивидуальные и групповые творческие проекты.

- Жизнь в горах (традиции, быт и обычаи кавказских горцев в начале XIX в.);

- Россия на Кавказе: дипломатическая история до начала Кавказской войны;

- Начало войны. Мятеж в Чечне. Генерал Ермолов;

- Тактика и стратегия войны: горцы;

- Тактика и стратегия войны: русские;

- Герои войны (горцы): Гази-Мухаммед, имам Шамиль, наибы Шамиля;

- Герои войны (русские): М.С. Воронцов, А.И. Барятинский, русские офицеры;

- Война в воспоминаниях участников

- Итоги и уроки войны;

- Россия на Кавказе. XX век.

На первом этапе урока ведущий (учитель) выдвигает проблемы и ставит цель занятия, предлагает вопросы к обсуждению. Учащиеся знакомы с этими вопросами, однако необходимо еще раз заострить на них внимание, для чего необходимо придать им проблемный характер с целью побудить учащихся высказывать свои предположения и грамотно их обосновывать.

На этапе обсуждения проблем, целью которого является закрепление и совершенствование знаний, необходимо следить за тем, чтобы учащиеся как можно активней включались в коллективную работу, свободно высказывались, проявляли самостоятельность суждений, следить за тем, насколько свободно они ориентируются в изучаемом материале, как привлекают разнообразные источники знаний. Следует отмечать, с какой глубиной, обстоятельностью рассматриваются поставленные вопросы, каков научный уровень изложения.

На этапе обобщения, систематизации знаний необходимо подвести итоги обсуждения, сформулировать выводы, выяснить вопросы, которые недостаточно освещены. Следует установить, как учащиеся справились с поставленными задачами, насколько рационально использовано время и плодотворно прошел урок.

Ход урока

Ведущий (учитель): Война на Кавказе в XIX веке настолько не изучена, что даже в любой энциклопедической статье, претендующей на строгую научность, можно чуть ли не после каждого слова поставить вопросительный знак, начиная прямо с заголовка и дат ее начала, и уж тем более окончания. Единства мнений не существует до сих пор. Вот почему в предлагаемом “круглом столе” будут рассмотрены различные точки зрения. На наш взгляд это необходимо для того, чтобы попытаться помочь сориентировать участников круглого стола в тех научных поисках, которые ведутся по данной проблеме в настоящее время.

Сегодня нам предстоит ответить на ряд вопросов, касающихся Кавказской войны как исторического явления, попытаться раскрыть ее сущность, причины. Выяснить, возможно ли было избежать подобных трагических событий. Отметить героические страницы войны, рассмотреть ее главных действующих лиц, и в заключении, подводя итог, постараться ответить на вопрос – нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем? Не подогреваем ли мы тем самым шовинистические чувства? Не подливаем ли масла в огонь национализма?

Далее ведущий (учитель) предлагает к обсуждению тот или иной вопрос, позволяя участникам высказывать различные точки зрения. В ходе урока деятельность ведущего (учителя) сводится к координации действий участников круглого стола. Ведущий должен следить за регламентом обсуждения вопросов, так как время обсуждения строго ограничено рамками урока. Примерное время для высказываний и обсуждения – 5-7 минут. В ходе обсуждения учащиеся могут демонстрировать подготовленные ими материалы. Ведущий (учитель) по окончании обсуждения конкретного вопроса должен обобщить все сказанное и сделать необходимый вывод по данному вопросу.

Примерные вопросы и выводы

1. Насколько термин “Кавказская война” отражает сущность происходивших событий? Что это было: завоевание, колонизация, гражданская война?

(Термин “Кавказская война” в большей степени географический, т.е. определяющий место событий. Он появился в дореволюционной историографии и не отражает сути данного явления. Говоря о самой войне, следует иметь в виду, что это была скорее гражданская война между обществами или группировками горцев Кавказа, чем, в свою очередь, пытались воспользоваться не только Россия, но и Турция, Иран и Великобритания.

Что же касается России, то, по всей видимости, эта война носила и завоевательный и колонизационный характер, именно колонизационный, а не колониальный, как, например, войны Британии и Франции в Африке, Индии и Индокитае. Во всяком случае, вопрос о термине, применимом к этой войне, остается открытым и требует глубокого анализа и детальной проработки событий той эпохи.)

2. Как бы вы оценили роль Ермолова: объективно он способствовал или препятствовал развитию конфликта на Кавказе?

(Фигура генерала Ермолова в истории русско-кавказских отношений одиозна и неоднозначна. С одной стороны, мы видим великого труженика и преобразователя, с другой же – прослеживается достаточно прямолинейный и жесткий государственный чиновник, пытающийся коренным образом изменить обстановку на Кавказе. Как человек европейского склада ума и образования он не допускает и мысли о существовании традиционных отношений на вверенной ему территории. Как человек военный он поступает прямолинейно и жестко, а зачастую и резко. Винить его в развязывании войны очень трудно, т.к. для ее начала хватало и других (внутренних) причин, но проводимая им политика, без сомнения, ускорила столкновение).

3. Мюридизм. Была ли такая идеология на Северо-Западном Кавказе?

(Вопрос о мюридизме, как идеологии, достаточно сложен. Для того чтобы народ воспринял ту или иную идеологию, последняя должна иметь под собой определенную почву среди данного народа. Кавказ в ту эпоху представлял собой “кипящий котел”, в котором “варилась” масса народностей со своим мировоззрением и религиозными представлениями, начиная с ислама в различных его толкованиях и заканчивая язычеством. Все это накладывалось друг на друга, перемешивалось, приобретая причудливые формы. Видимо, только об одном можно говорить без тени сомнения: в результате войны происходит процесс полной исламизации Северного Кавказа, приведший горцев к религиозному единообразию).

4. Как в отечественной исторической науке менялись подходы к Кавказской войне?

(В советской историографии взгляды на сущность Кавказской войны и ее героев неоднократно менялись. Сущность войны определялась и как завоевание со стороны России и как приобщение полудиких горцев Кавказа к цивилизации, со стороны же самих горцев, эту войну пытались представить как национально-освободительное движение против колониальной политики Российской империи. Лидеров горцев, в частности Шамиля, пытались представить то героем, борцом за свободу и независимость Кавказа, то турецким и английским агентом, действовавшим против России.

В настоящее время этот вопрос также является дискуссионным, требующим глубокой проработки.)

5. Можно ли согласиться с датами начала и конца войны, которые приводятся в справочниках и учебниках: 1817-1864 гг.?

(В отношении датировки этой войны также нет единого мнения. Как мы видим из высказываний участников, отношения между горцами и русской администрацией носили сложный характер. Не все горские ханы добровольно принимали подданство России, а принявшие его не всегда могли отследить действия своих подданных. Стычки между самими горцами и горцами и русскими происходили практически постоянно. С чем, кстати, и пытался бороться генерал Ермолов, называя обычай совершать набеги “хищничеством”. Пожалуй, с полной уверенностью, можно говорить лишь о постепенной (с конца 20-х-начала 30-х гг. XIX в) эскалации войны, вызванной, с одной стороны, распрями среди самих горцев, с другой – действиями русской администрации.)

6. Насколько существенным было английское и турецкое влияние на Кавказе? Роль этих стран в эскалации Кавказской войны.

7. Шамиль – борец за свободу или ставленник Турции?

(Конечно, и Турция, и Великобритания, считавшие Кавказ зоной своего влияния, проявляли определенную озабоченность продвижением русских в данном регионе, что и приводило к попыткам с их стороны поставить под свой контроль движение горцев. Однако отношение самих горцев и их лидеров к такому влиянию было неоднозначным. Если Северо-Западный Кавказ в определенной степени и испытывал такое влияние, то на северо-востоке такого влияния практически не было. Отношение Шамиля, а равно и других лидеров горцев, к подобным действиям турок и англичан было довольно критическим. К примеру, Гази-Мухаммед говорил: “Когда я возьму Москву, отправлюсь в поход на Стамбул”. В силу сказанного, вряд ли можно считать Шамиля и других горских вождей агентами Турции и Великобритании).

8. Осознавало ли русское правительство, что ведет колониальную политику, и насколько оно ее реально вела?

(В одном из своих выступлений по истории Кавказской войны профессор Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова М.М. Блиев говорит следующее: “Я вижу два этапа в русско-кавказских отношениях. Первый: установление отношений с Россией, присоединение к ней с сохранением собственных правителей. Второй: установление российской самодержавной администрации с помощью военной силы…

Была ли российская администрация колониальной? Смотря что понимать под словом “колония”. Россия не была капиталистической страной и колоний “капиталистического” типа не имела. В Осетии, например, Россия устанавливала обычную администрацию, и должности там зачастую занимали осетины” (Олейников Д., Бондарев В. Перевернутый мир бесконечной войны// Родина. - № 3-4.- 1994. – С. 22).

9. Каковы основные проблемы, стоящие перед историком, занимающимся изучением данной темы?

10. Правильно ли мы поступаем, когда в сложных условиях в области межнациональных отношений, обращаемся к этой теме?

(Проблема номер один при изучении Кавказской войны, как и любого другого исторического события, – это проблема объективности. Именно объективный подход к историческому прошлому позволяет лучше ориентироваться в настоящем. Подобный подход не унижает и не возвеличивает ни одну из сторон, но позволяет судить о них на равных основаниях.

Что же касается необходимости освещения подобных вопросов в наше сложное время, то, как уже отмечалось выше, это необходимо хотя бы потому, что именно в прошлом лежат корни современных проблем и искать выхода без опоры на объективное знание истории так же бессмысленно, как искать иголку в стоге сена. Изучение подобных вопросов ни в коей мере не унижает историческое прошлое народов, а наоборот, не дает забыть, как славные, так и трагические страницы их истории).

В заключение урока следует обобщить сказанное и сделать общий вывод по теме.

В ходе подготовки и проведения урока могут употребляться слова и термины, значение которых может быть не совсем понятно обучающимися. Ниже, в приложении, мы приводим словарь основных терминов, которые могут быть использованы на уроке.

Ведущий (учитель): Россия долго была империей, а всякая империя, чтобы существовать в своем натуральном виде, должна расширяться. Для этого существовал классический способ – завоевательные войны, одной из которых в истории России и является Кавказская война. Она продолжалась немало лет – всю первую половину прошлого столетия – и велась, главным образом, в Чечне, Дагестане, на Северо-Западном Кавказе. Уже ее продолжительность свидетельствует об упорстве сторон – монархов России и кавказских горцев, объявивших священный газават против “неверных”, пришельцев с Севера. Конечно, силы сторон были неравными, как неадекватными были средства и цели этой войны. Для России это была в некотором смысле “война престижа”, “карманная война”, с различной степенью удач по “усмирению” горцев. Для горцев же дело шло о защите национально-религиозной независимости, сохранении вековых исламских устоев.

Наверное, в отличие от официального, имперско-шовинистического отношения к Кавказской войне, присущего верхам российского общества, его передовая, прогрессивная часть имела на нее свой взгляд. От него не могло укрыться, как на Кавказе погибали русские солдаты, годами тянули нелегкую лямку походной жизни армейские офицеры. И в то же время там отмывали запачканную честь проштрафившиеся дворянские дети, делали военную карьеру удачливые генералы, наживали капиталы поставщики и интенданты.

Примечательно, что Кавказская война явилась заметной страницей не только русской истории, но и русской культуры. Именно в лучших произведениях Л. Толстого, М. Лермонтова, А. Бестужева-Марлинского воплотилась ее иногда романтическая, иногда пронзительно реалистическая правда, несомненно, оставившая свой благотворный след в русском общественном сознании.

Занятие по истории в 3-м классе. Круглый стол "История семьи в истории страны. Мое общество"

Уроку предшествовал подготовительный этап, в ходе которого учащиеся разделились на 5 групп.

1 - 3 группы работали с информационными материалами.

4 – 5 группы (творческие) писали сочинения, рисовали рисунки.

Классная комната оборудована в форме “круглого стола”, выставка рисунков, стенд с фотографиями.

Ход урока.

1.Приветствие творческих групп.

Представляются группы учеников, которые исследовали материалы на тему “Русские фамилии”, писали заметки на тему “Моя семья”, рисовали рисунки на тему “Крепка семья – крепка Россия”.

2. Актуализация знаний.

Ведущий. Заседание круглого стола на тему “История семьи в истории страны. Моё общество” разрешите считать открытым. Предлагаю встречу начать с разминки.

Диалог ведущего с присутствующими.

- Что такое общение?

- Что такое общество?

- В какой стране мы живём?

- Что значит быть гражданином?

- Назовите роли одного и того же человека, например, ученика нашего класса в разных ситуациях (дома, в классе, на городском празднике и т.д.)

Ведущий. Предлагаю рассмотреть диаграмму “Круги общения” и назвать круги общения ученика Илюши.

- Что является центром огромного круга общения, такого как человечество, природа?

- Попробуйте объяснить такие понятия, как “круг общения”, “общественная группа”.

-Какой круг общения находится внутри кругов “соотечественники”, “земляки”?

Вывод. Семья. Общество для человека начинается с семьи.

Ведущий. Цель нашей встречи, выяснить значение каждой семьи в жизни города, России, выяснить роль фамилии в истории семьи.

3. Выступление 1 группы “Что такое семья?”

Семья. Группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми).

Анкета “С кем я живу?”

1. Фамилия, имя ученика
2. Возраст, класс
3. Родители: Возраст мамы

Вывод. Исчезают семьи из трёх поколений. Количество детей в семьях уменьшилось до одного, двух.

4. Презентация 2 группы “Откуда пришла ваша фамилия?”

Каждая семья имеет свою историю, свою фамилию.

Фамилия – слово происходит от латинского familia - семья, семейное имя. Откуда пришла ваша фамилия? Родители затрудняются с ответом на этот вопрос. Помощь нашли в специальных книгах, словарях, откуда добыли сведения. “Слово “фамилия” внедрилось в России после указов Петра I. Раньше называлось прозвищами.

Русские фамилии образовались от имён наших предков, от места жительства, от профессии. Фамилии нам сказали о бедности, тяжелой доле предков, об их характере и отличительных чертах, о том, что в роду были другие народы.

Вывод. Фамилия – говорящее слово, только надо его расшифровать, и оно скажет, кем был твой далекий предок. Через понятие “фамилия” мы обратились к истории русского народа, узнали устаревшие слова, предметы далекой старины.

Ведущий. Вы работали в группах, были вовлечены в круги общения “Друзья”, “Одноклассники”. Поделитесь впечатлениями от совместной работы, какие черты и качества человека вам помогали, благодаря чему работа состоялась?

5.Члены 4 творческой группы читают свои публикации – сочинения “Моя семья – моя гордость”.

Ведущий.

- Какие общие интересы связывают вашу семью с другими старооскольцами?

- Определите значение труда членов семьи для других жителей города.

- Какие выводы мы можем сделать?

Вывод. Мы рассматривали круги общения “Земляки”, “Соотечественники”. Эти понятия складываются из сотен и тысяч обычных семей, без которых не может жить и работать Старый Оскол или другой город нашей Родины, России.

Круг общения “Земляки”, “Соотечественники”.

6. Презентация 3 группы “Когда на Руси появились фамилии?”

У разных общественных групп фамилии появляются в разное время. Первыми получают фамилии князья, представители знати в XIV-XV вв. Затем торговые и служилые люди в XVII – XIX вв., третьими – русское духовенство (XIX в). Последними обрели официальные фамилии – крестьяне и рабочие в конце XIX в., и даже в 30-х г. XX в. после всеобщей паспортизации.

Вывод. У современного русского человека есть имя, отчество, фамилия, которые ему дают родители, и этим надо гордиться!

7.Творческая группа № 5, художников, “защищает” свои рисунки на тему “Крепка семья – крепка Россия”.

8. Итог заседания.

Ведущий. Подведём итоги “Круглого стола”.

- В каком круге общения зарождается общество?

- За что мы должны благодарить своих родителей, дедушек и бабушек, предков?

- Какие русские традиции семейной жизни утрачены и требуют возрождения?

Выводы. Нужно с уважением и благодарностью относиться ко всем нашим родственникам. Они дали начало фамильному роду, они защищали Россию в тяжёлые времена.

Наши старшие поколения трудятся ради будущего своих детей.

История семьи – бесценное богатство, которое необходимо хранить.

Нужно возрождать многодетные семьи, семьи из трёх и более поколений.

Ведущий. Взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество, доброта, нежность в отношениях друг с другом – вот залог гармонии в семье, в обществе.

Ученик.

В чём смысл жизни заключён?
В чём заключён её закон?
И не даёт покоя мне,
Моей недетской голове
Один - единственный вопрос,
Зачем родился я и рос?

Урок: круглый стол "У истоков становления государственности в России"

Урок: круглый стол «У истоков становления государственности в России».

Учебно-воспитательные задачи: В рамках истории (2012г.), 1150-летия российской государственности, 160-летия со дня рождения П.А.Столыпина (согласно мероприятий Забкипкро, районного и школьного планов МО учителей истории) учащиеся ставят цель систематизировать знания истории становления государственности РФ (этапы, основные события, трагические и положительные успехи исторического пути). Формировать чувства гражданственности, сопричастности к судьбе государства, патриотизм. Развивать умения вести дискуссию, ставить и решать проблемные задачи, анализировать исторические факты и события, приводить аргументы, отстаивать собственную точку зрения.

М/п связи: Всемирная история.

История России: Первая революция в России 1905-1907гг, реформы Петра I , Екатерины II , Столыпина П.А., Витте С.Ю. и т.д.

Средства обучения: учебник Новая история 7-8кл, Новейшая история 9-11кл, учебник История России 9-11кл.

1. Постановка цели урока учащимися.

2. Вступительное слово учителя. Эпиграф: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (т.е. вчера) жили, которую мы не ценили, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье …».

В 2012 году РФ отмечает 1150-летие становления российской государственности. Из истории нам известно, что пути становления любого государства очень сложны и противоречивы, на путях формирования встречаются и взлеты и падения, трагедии и триумфы. Мы сегодня за круглым столом вспомним путь становления российской государственности, попытаемся выяснить главные этапы и ключевые моменты истории.

План работы круглого стола:

1. Тема очень многогранная. Вспомним формы государства.

О каждой страницы в истории государства много можно дискутировать. рассмотрим вопрос, что является высшей ценностью в государстве (ст.Конституции- права и свободы граждан). Все во имя человека.

Пути формирования государства: революции или реформы. Европа - революции, Россия до 20 века – реформы.

Примерные ответы учеников, анализ, выводы. Рефлексия учащихся (что получилось, что интересно, я узнал)

1. Столыпин нанес монархии или, по крайней мере, династии более сильный удар, чем все революционеры вместе взятые?

Частная собственность, капитализм в с/х опасность для помещичьего землевладения.

Государственные Думы, выступления Столыпина, разгон их царем (не удалось Столыпину: веротерпимость, бессословность системы управления, всеобщее начальное образование). Убийство по приказу охранки.

2. В чем современны и актуальны реформы сегодня?

1. с/х страна богатая. Мелкая частная собственность на землю, хутор, торговля с Китаем в 20 веке (Абагайтуй, Забайкальск, Даурия – скот, овцы, молоко, Первая Мировая война – излишки продуктов в Сибири).

2. Освоение Сибири и Дальнего Востока сейчас важны – правительственные программы, отток населения, умов.

«Российская империя чрезвычайно богата природой, хотя значение этого в довольно серьезной степени умаляется неумеренностью климата во многих ее частях. Она весьма слаба капиталами, накопленными ценностями главным образом потому, что она создана непрерывными войнами… Она может быть сильна трудом физическим по числу жителей и интеллектуальным, т.к. русский человек даровитый, здравый и богобоязненный». П.А.Столыпин.

3. Влияет ли сама личность реформатора на характер реформ и их содержание, и темп проведения? Все для народа – вопреки народу? (монархист В.В.Шульгин)

Сравнить с личность Петра I , Хрущева - импульсивные, Петр I – не принял народ его реформы, Столыпина – наоборот.

4. В чем была трагедия реформатора?

Одинокий реформатор или тихая революция? Помещики были против. Сам был в поездке по Сибири.

5. Какие уроки должны извлечь современные политики?

1. иметь команду. 2. планы должны быть точные и продуманные. 3. анализ проведенных мер и динамика.

6. «Нам не нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Что этим хотел сказать своему Отечеству реформатор?

Развитая экономика: промышленность, капитализм в с/х. Пьедестал себе личность создает сама, а статую ставят потомки.

7. «Эксперимент, из-за которого Россия потеряла 20 век» (А.Солженицын). Чем закончилась реформа в истории?

1917г – революция, 30гг. – коллективизация, ликвидация кулачества. Сейчас – фермерство на селе. Крылатая фраза: Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Рисунки, карикатура (лебедь, рак и щука).

2. Рефлексия, оценка деятельности учащихся (самоанализ, выставление оценок за участие в дискуссии).

Круглый стол по теме: Реформы и реформаторы России в нач. XXвека" 11кл.

Цель: показать значение реформ С. Ю. Витте и П. А. Столыпина для дальнейшего развития России по либеральному образцу, уяснить причины, по которым начинания С. Ю. Витте и П. А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки.

Тип урока: повторно-обобщающий.

Оборудование: портреты П. А. Столыпина и С. Ю. Витте. Карта «Российская империя

в1907-1914гг.», фрагменты фильма «Жизнь и смерть Столыпина.», логическая схема

« Причины аграрной реформы, ее мероприятий и результатов.». Раздаточный материал: Политика промышленной модернизации Ю.С. Витте.(Логическая игра «Три предложения»)

Материалы для Круглого стола Витте Ю.С. Материалы для Круглого стола Столыпин П.А.

Опережающее задание:

1). Вопросы для Круглого стола.

2). Составить логическую схему « Причины аграрной реформы, ее мероприятий и результатов.»

Эпиграфы на доске: Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье.

И. А. Бунин. «Окаянные дни».

.. . Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Невиданные мятежи. А. Блок

Организационный момент.

1. Целеполагающее вступление учителя.

2. Реформы Столыпина П. А. и характеристика реформатора (просмотр фрагментов фильма «Жизнь и смерть Столыпина.»)

3. Политика промышленной модернизации Ю.С. Витте.(Логическая игра)

4.Последствия реформ. Русская деревня в нач. 1910г.

5.Достижения и просчеты реформ Витте и Столыпина.

Вступительное слово учителя: В конце XIX вв. у России было несколько альтернатив общественного развития:

2. Наступление контрреволюции.

3. Трансформация революции «снизу» в революцию «сверху», которая считалась наиболее предпочтительной, так как именно этой альтернативе отводилась роль реформирования России по пути буржуазной демократизации российского общества, созданию правового государства и крепкой здоровой законодательной системы.

Двум известным и важным личностям, таким, как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин, была предначертана роль великих реформаторов, способных поставить Россию в один ряд с ведущими европейскими державами и США. Они были высоко профессиональными политиками, которые смотрели далеко в перспективу, были полны энергии и неутомимы в своих стремлениях во все вникнуть самим, везде побывать, все увидеть своими глазами. Поэтому их реформы затрагивали буквально все сферы вещественного развития России: финансы, тяжелую промышленность, общественный порядок, образование, аграрный сектор экономики, крестьянскую общину и многое другое. «Меня вынесла наверх волна событий - вероятно на один миг! - писал П. А. Столыпин в письме Л. Н. Толстому. - Я хочу все же этот миг использовать по мере моих сил, пониманий и чувств на благо людей и моей Родины, которую люблю, как любили ее в старину».

Во второй половине XIX - начале XX вв. в русском обществе постоянно жили надежды на то, что правительством будут сделаны дальнейшие шаги в коренном переустройстве государственного строя России. От души приветствуя реформу отмены крепостного права, либерально настроенные деятели тешили себя мечтой об учреждении на земской основе всероссийского представительного органа, что было бы реальным движением от самодержавной монархии к конструкционной. Однако эти надежды оказались иллюзией. Знавший положение России в начале XX в. едва ли не лучше всех в стране, С. Ю. Витте писал: «Российская империя чрезвычайно богата природой, хотя значение этого богатства в довольно серьезной степени умаляется неумеренностью климата во многих ее частях. Она весьма слаба капиталами, накопленными ценностями главным образом потому, что она создана непрерывными войнами. Она может быть сильна трудом физическим по числу жителей и интеллектуальным, так как русский человек даровитый, здравый и богобоязненный».

Что хотели сказать своему Отечеству эти два великих реформатора? Какое значение для России имели их реформы? В чем была их трагедия? На эти и многие другие вопросы вы ответите во время «Круглого стола»

Целесообразно по карте проследить районы, население которых особенно страдало от малоземелья (Черноземный центр, Северо-Восточная Украина), а также районы, в которые было направлено крестьянское переселение (Западная и Восточная Сибирь и дальний восток-в основном в полосе, близкой к Транссибирской магистрали. Алтай, Северный Казахстан)

Вопросы для «Круглого стола»

1. Какие реформаторские идеи объединяли позиции С. Ю. Витте и П. А. Столыпина и в чем заключалось различие в их подходах к реформированию России?

2. В чем заключался политический смысл аграрной реформы?

3. Какую социальную цель преследовала аграрная реформа?

4. Какова была экономическая перспектива реформ С. Ю. Витте?

5. Можно ли согласиться с мнением известного монархиста В. В. Шульгина, что аграрная реформа П. А. Столыпина проходила под лозунгом «Все для народа - вопреки народу»? Аргументируйте свой ответ.

6. Представьте себя на месте российского крестьянина периода Столыпинской аграрной реформы. Как бы вы ответили на вопросы: Почему вы не хотите выходить из общины? Почему вы возвратились назад из Сибири?

7. Какие идеи и взгляды Столыпина являются для вас неприемлемыми?

8. Великий русский ученый В. В. Вернадский писал: «Столыпин нанес монархии, или по крайней мере династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые». Согласны ли вы с подобным мнением?

9. В чем современны и актуальны реформы С. Ю. Витте сегодня?

10. Какие главные уроки должны вынести современные политики и экономисты из реформ Витте С. Ю. и Столыпина П. А.?

11. Влияет ли сама личность реформатора на характер реформ, их содержание и темпы проведения или на это оказывают влияние другие факторы? Если да, то - какие? Аргументируйте свой ответ. /

12. В чем феномен Витте С. Ю.?

13. В чем трагедия и успех Витте С. Ю. и Столыпина П. А.?

14. Каковы достижения и просчеты реформы Витте и Столыпина?

15. Чем можно объяснить разницу в подходах к решению экономических проблем политиков и экономистов, и должен ли экономист исходить из своих политических убеждений при решении тех или иных экономических проблем? Свой ответ аргументируйте.

Логическая игра «Три предложения»

(раздаточный материал каждому учащемуся)

Эта игра позволяет развивать очень важное умение - выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке , и умение составлять план, конспект, реферат, а также в процессе игры происходит определенная работа развитию речи.

-Охарактеризовать в трех предложениях политику промышленной модернизации С.Ю. Витте.

Вот один из вариантов ответа победителя игры:

1).на выкупные платежи правительство расширяло железнодорожное строительство, перевооружало армию;

2 ) правительственные заказы стимулировали развитие металлургии и машиностроения;

3) новый талантливый министр финансов С. Ю. Витте восстановил - винную монополию, ввел золотое обеспечение рубля.

Вывод: Да и своими делами, стремлениями, планами они не вписывались в рамки и установленный государством регламент.

Резюме: О государственных деятелях судят не по их замыслам, а по воплощенным делам. С. Ю. Витте во многом достиг своих целей, но все равно не был по достоинству оценен своими современниками. П. А. Столыпин так и не воплотил свои мечты и поиски, и, вероятно, и не мог воплотить их. Трагедия этих людей была в том, что в итоге они были отвергнуты властью, не приняты обществом, так как по своему профессионализму были намного выше власти, а власть этого не прощает.

И только после смерти величие этих непростых политиков и их огромная роль в истории Российской империи стали очевидны для потомков.

Читайте также: