Круглый стол по инновационным технологиям

Обновлено: 13.05.2024

что пригодится им, когда они вырастут .

Цели и задачи:

1. Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс.

2. Ориентировать педагогических работников на ценностные установки, цели, задачи, определенные государственным стандартом, отбор инновационных форм и методов образовательной деятельности, ориентированной на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

3. Ознакомить с историей возникновения метода проектов, его сутью, педагогическими наработками по этому вопросу, и определить перспективы внедрения его в педагогическую практику.

План проведения

Ответственный

Эмоциональная зарядка.

практический психолог

Вступительное слово участникам круглого стола.

зам. директора по УВР

Презентация «Метод проектов: суть, опыт, перспективы».

Выступление «Создание проекта как вида современной научно-исследовательской деятельности».

учителя (из опыта работы)

Применение метода проектов во внеклассной работе

Демонстрация готовых проектов учащихся.

учитель трудового обучения.

Мозговой штурм.

ПРОЕКТ НА МОЕМ УРОКЕ.

Все учителя.

Подведение итогов .

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слово «ПРОЕКТ» (в переводе с латинского «брошенный вперёд») толкуется в словарях как план, замысел, предваряющий его создание.

Метод проекта - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом , всегда решение какой-либо проблемы.

«Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади»

Реальные цели участников классно-урочного процесса :

Единственно реальная цель учителя – «пройти программу»,

► в лучшем случае - "стать умнее";

► в ином - выучить то, что пригодиться для экзамена ;

► в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы.

По выражению Джона Дьюи «. лобовые атаки в обучении приносят еще большие потери, чем на войне.

…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы это - невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе.»

Метод возник еще в начале 20 века в США.

Его называли также методом проблем. (американский философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его ученик В.Х.Килпатрик).

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные новые знания, которые еще предстоит приобрести. Идеи проектного обучения возникли в России параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден.

Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах.

Метод учебных проектов имеет:

1.Внешний результат -

можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

2.Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Классификация проектов производится по различным основаниям :

1.Содержание проекта:

А). (выполняются на материале конкретного предмета.)

Б).Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких пред.)

В). Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу)

2.Включенность проектов в учебные планы :

А). Текущие (выполняются самостоятельно, включая часть содержания обучения)

Б). Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся .

Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.

Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.

Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

Ролевой проект.

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ:

1.Организационный

2.Конструкторский

3.Технологический

4.Заключительный

Основные требования к проекту.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4. Результатом работы над проектом является продукт.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Проект – это “пять п”:

– Проектирование

– Поиск информации

– Презентация

Зачем:

Учителю – не отстать от развития информационного образовательного пространства, овладеть новыми образовательными технологиями, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Ученику – возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группах, используя индивидуальные творческие возможности. Приложить свои знания, принести пользу в своей группе и показать публично достигнутый результат.

Выбор тематики проекта определяется педагогом

- по предмету;

- в соответствии с потребностями обучающихся;

- с учетом учебной ситуации;

- с учетом способностей обучающихся.

Осуществление деятельности:

Учитель не участвует, но

Ø Консультирует,

Ø неявно контролирует,

Ø дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость,

Ø репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

Ø Работают активно и самостоятельно каждый в соответствии со своей ролью и сообща,

Ø консультируются при необходимости,

Ø добывают недостающие знания,

Ø подготавливают презентацию результатов .

Формы продуктов проектной деятельности – выставка, газета, журнал, карта, сказка, сценарий ,экскурсия, игра, праздник, анализ социологического опроса, видеоклип, WEB -сайт, публикация, буклет, серия иллюстраций, пакет рекомендаций, учебное пособие, путеводитель, атлас,справочник, письмо в…

Проектный методэто путь, на котором обучающиеся сами создают действительность.

Ø Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию.

Ø Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы.

Ø Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя.

Ø Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения.

Ø Они принимают на себя ответственность за результаты своей работы.

Главный результат проектной или исследовательской деятельности с обучающимися – формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

Круглый стол "Инновационные технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС"
материал на тему

Круглый стол «Инновационные технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС».

раскрыть широкий спектр мнений педагогов ДОУ по выбранной для обсуждения теме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с проблемами по введению инновационных технологий, наметить способы их решения и выработать стратегию дальнейшего внедрения инноваций в работу дошкольного учреждения.

Слайд 1 В современных условиях , с целью обновления и повышения качества дошкольного образования в своей профессиональной деятельности педагоги должны использовать инновационные педагогические технологии , открывающие новые возможности для воспитания и обучения. С чем это связано, да все с тем же внедрением ФГОС ДО. Требования к современному образованию ставят ДОУ перед необходимостью работать не только в режиме функционирования, но и развития. Сегодня востребован и интересен не просто педагог, а педагог-исследователь, педагог-новатор, владеющий навыками прогнозирования и проектирования педагогической деятельности. Поэтому готовность к инновационной деятельности является важнейшим уровнем профессионального роста педагога. (аттестация)

Слайд 2 Что же является, по вашему мнению, инновационной деятельностью?

+ В современном понимании инновация - это «появление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».

+ Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».

Что относится к инновационной деятельности в ДОУ на сегодняшний день?

  • Освоение основной общеобразовательной программы в соответствие с ФГОС,
  • работа педагогов по инновационным технологиям,
  • освоение проектной деятельности . (здесь я бы обратила внимание на то, что к освоению проектной деятельности относится не только метод проектов, но и умение проектировать и прогнозировать педагогический процесс, т.е создавать условия для воспитания и развития)

Скажите мне пожалуйста, есть ли в нашем ДОУ педагоги новаторы?

Конечно создавать что то новое, придумывать какие либо инновационные методы работы это очень трудно. И поэтому я хочу вам сказать, что новшества могут быть как радикально новые, так и усовершенствованные. В результате происходит обновление методов, приемов, образовательных технологий, рождаются новые программы обучения.

(я хочу сказать о том, что с нового учебного года в каждой группе у нас должна будет появится новая пед. Технология…)

Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы, развитию самостоятельности, умению планировать свою деятельность, исследовательской активности и игре.

Существуют различные технологии, но очень трудно найти их описание. И в основном отдают предпочтения технологиям которые разработала и предложила Лидия Свирская.

Слайд 4 Технологии «Детский совет» и «План –дело-анализ»

Это технологии обучения , которые объединяют детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривают полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе.

Главная педагогическая задача – предоставление детям возможности
проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности.

Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса, применение данных технологий дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть активными в выборе содержания своего образования.

Участие возможно для детей любого возраста


Слайд 5 Структура

Единственно верной структуры НЕТ.

Детский совет и план-дело-анализ - НЕ занятие.

Участие в нем НЕ может быть принуждением.

Для того, чтобы удерживать (направлять, поддерживать, корректировать)
внимание детей, важна ежедневная презентация взрослым ресурсов
(материалов).

Презентация – это напоминание о том, какие материалы, в каких
центрах доступны для работы.
В свободном доступе должно быть много самых разнообразных
материалов.


Слайд 6 Компонентами дневного цикла Детский совет

  • Приветствие (инвариант: пожелания, комплименты, подарки).
  • Игра (инвариант: тренинг, пение, слушание).
  • Обмен новостями.
  • Планирование дня (инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности).
  • Подведение итогов (работы в центре, проекта, дня).

Компонентами дневного цикла «План – дело – анализ»
являются:
∙ утренний групповой сбор , на котором осуществляется выбор темы,
планирование видов деятельности (места работы, материалов, партнерств ипр.);
∙ самостоятельная или совместная деятельность в Центрах активности;
∙ итоговый сбор, на котором подводятся итоги.

Слайд 7 Дети думают, выбирают центр активности

  • в технологии Детский совет дети свой выбор не обозначают, а просто выбирают центры и перемещаются в них по желанию.
  • В технологии «План –дело-анализ» обозначают свой выбор на обязательном атрибуте технологии– «Доске выбора»

Длительность проведения детского совета

В целом детский совет может длиться, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. Жесткой рамки нет. Все будет зависеть от того, насколько всем хорошо вместе, насколько детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна и что составляет главную задачу: выбор темы планирование или текущее самоопределение детей в делах и действиях дня.

Общая длительность План дело анализ от 1,5 до 2 часов

Слайд 8 Роль взрослых

  • При ведении детского совета взрослый – модератор.
  • Взрослые основываясь на потенциальные способности и возможности детей предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных замыслов, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.
  • воспитатель вместе с другими участниками образовательного процесса создает в группе необходимые условия, помогает детям найти и использовать разнообразные источники информации.

Анализ положительных и отрицательных сторон применения инновационных технологий по методики «6 шляп»

Рефлексия : «Анкета - газета».

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Педагогическая гостиная : « Инновационные технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС»

инновационные педагогические технологии в лияют на повышение качества дошкольного образования открывают новые возможности для воспитания и обучения Г отовность к инновационной деятельности является важнейшим уровнем профессионального роста педагога.

Инновационная деятельность И нновация - это « появление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество». «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности». Освоение основной общеобразовательной программы в соответствие с ФГОС Р абота педагогов по инновационным технологиям О своение проектной деятельности .

Технологии «Детский совет » и «План дело анализ» Это технологии обучения , которые объединяют детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривают полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе. Главная педагогическая задача – предоставление детям возможности проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному ответственному выбору , самореализации в выбранной деятельности. Дети – инициаторы и активные участники образовательного процесса! Участие возможно для детей любого возраста

Структура Единственно верной структуры НЕТ. Детский совет и план-дело-анализ - НЕ занятие. Участие в нем НЕ может быть принуждением. Для того, чтобы удерживать (направлять, поддерживать, корректировать) внимание детей, важна ежедневная презентация взрослым ресурсов (материалов). Презентация – это напоминание о том, какие материалы, в каких центрах доступны для работы. В свободном доступе должно быть много самых разнообразных материалов.

Компонентами дневного цикла «План – дело – анализ» являются:  утренний групповой сбор , на котором осуществляется выбор темы, планирование видов деятельности (места работы, материалов, партнерств ипр .);  самостоятельная или совместная деятельность в Центрах активности;  итоговый сбор, на котором подводятся итоги. Компонентами дневного цикла Детский совет Приветствие (инвариант: пожелания, комплименты, подарки). Игра (инвариант: тренинг, пение, слушание). Обмен новостями. Планирование дня (инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности). Подведение итогов (работы в центре, проекта, дня).

Дети думают, выбирают центр активности в технологии Детский совет дети свой выбор не обозначают, а просто выбирают центры и перемещаются в них по желанию. В технологии «План –дело-анализ» обозначают свой выбор на обязательном атрибуте технологии– «Доске выбора» Длительность проведения детского совета В целом детский совет может длиться, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. Жесткой рамки нет. Все будет зависеть от того, насколько всем хорошо вместе, насколько детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна и что составляет главную задачу: выбор темы планирование или текущее самоопределение детей в делах и действиях дня. Общая длительность План-дело-анализ от 1,5 до 2 часов.

Роль взрослых При ведении детского совета взрослый – модератор. Взрослые основываясь на потенциальные способности и возможности детей предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных замыслов, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. воспитатель вместе с другими участниками образовательного процесса создает в группе необходимые условия, помогает детям найти и использовать разнообразные источники информации.

Методическая разработка "Круглый стол «Инновационные развивающие технологии, методы и приёмы, направленные на качество развития речи дошкольников»

Цель: повышение профессионализма педагогов средством передачи накопленного опыта, ознакомление педагогов с реализацией проектов в рамках краевой площадки «Проектирование инновационной Модели «Детский сад-лаборатория», как интегративная образовательная площадка управления траекторией развития личностного потенциала»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. На сегодняшний день, а это вторая половина учебного года, 70 % детей старшего дошкольного возраста нашего детского сада имеют проблемы в звукопроизношении( отсутствие звуков, замена нужных на другие или неиспользование поставленных звуков в активной речи), низкий словарный запас у детей, сложности связной речи( наблюдаем при составлении рассказов, пересказывании произведений). 30% детей 3-4 лет не имеют активной речи ( их речь на уровне звукоподражания). Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

Инновационные технологии –

это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.

Для формирования и активизации познавательно-речевого развития, наряду с традиционными методами и приемами, используются следующие инновационные методы:

«Здоровьесберегающая технология» -

это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Синквейн - это метод наглядного моделирования, позволяющий ребёнку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, текст и научиться работать с ними.

«Технология ТРИЗ»

Системность мышления Развитие творческого потенциала Т -теория Р - решения И – изобразительных З – задач

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление

«Метод проектирования»

в основе метода - активная познавательная и речевая деятельность ребенка

« ИКТ-технологии»

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения

Образование – это не только система знаний, которую надо передать дошкольникам. В детском саду необходимо создать такую образовательную среду, чтобы дошкольник сам мог найти способы добывать эти знания, творить, проявлять свою инициативность и уникальность.

21 век- век высоких технологий, век создания огромного количества гаджетов и роботизированных помощников. Педагоги понимают, что надо « идти в ногу со временем», применяя цифровые технологии и цифровые средства обучения в работе с детьми и родителями с целью повышения качества образования.

Сегодня мы хотим познакомить всех педагогов детского сада о ходе реализации проекта «Проектирование инновационной Модели «Детский сад-лаборатория», как интегративная образовательная площадка управления траекторией развития личностного потенциала» . Настоящий проект направлен на создание практико-ориентированной, комфортной, доступной образовательной среды и цифрового пространства, условий для развития интеллектуального потенциала личности, успешной адаптации и социализации детей в социуме посредством проектирования инновационной цифровой образовательной модели, возможностей личностного роста педагогов, воспитанников и их родителей на основе использования современных цифровых образовательных технологий и технологий педагогической поддержки, тьютерства.

В результате реализации проекта мы хотим

1. Повысить качество образования воспитанников через создание в ДОУ цифровой образовательной среды, направленной на коммуникативность, интеллект, креативное мышление, творчество личности дошкольников, формирование у детей навыков практической деятельности: технической, конструкторской, художественно-эстетической.

2. Разработать и апробировать авторские инновационные образовательные программы по ознакомлению детей с профессиями, по обучению конструированию и робототехнике, по речевому развитию дошкольников.

3. Создать виртуальный музей профессий и игровой дидактический образовательный комплекс.

4. Создать электронное пособия по темам проекта.

Представление педагогами проектов.

1. Проектирование форм речевого этикета как формы речевого развития дошкольников на основе применения технологий 3 Д ( воспитатель Плешивых С.С.)

2. Использование сказкотерапии как эффективного метода развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. (учитель-логопед Холкина К.Н.)

3. Проектирование Модели Виртуального музея профессий как практики речевого развития ( воспитатель Поносова О.П.)

4. Модернизация форм речевого формирования речи в условиях разновозрастной группы детского сада» (воспитатель Поносова Н.Ф.)

5. Разработка образовательного сценария как комплексной формы речевого развития дошкольников в условиях ЦОС (воспитатель Васькина Е.А.) .

6. Мнемотехника, как метод обучения детей связной речи.( воспитатель Ташкинова М.С.)

7. Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольников как средство сохранения физического и психического здоровья , средство речевого развития дошкольников.( воспитатель Роготнева Е.В.)

Применение инновационных педагогических технологий способствует:

· повышению качества образования;

· повышению квалификации воспитателей;

· применению педагогического опыта и его систематизации;

· использованию компьютерных технологий воспитанниками;

· сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

«Инновационные технологии в системе дошкольного образования. Речевое развитие детей дошкольного возраста» Круглый стол
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Материал адресован начинающим воспитателям для использования в работе с дошкольниками по развитию речи.

ВложениеРазмер
kruglyy_stol.docx 33.52 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №14»

«Инновационные технологии в системе дошкольного образования. Речевое развитие детей дошкольного возраста »

Круглый стол для молодых воспитателей

Участники: молодые педагоги МАДОУ.

Цель: создание информативного пространства для повышения компетентности молодых педагогов в вопросах развития речи детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий.

Материалы: методическая литература, используемая в МАДОУ для занятий по развитию речи, презентация «Инновационные технологии в системе дошкольного образования. Речевое развитие детей дошкольного возраста »

Уверена, что наша сегодняшняя встреча будет для всех полезной.

Сегодня нам предстоит разговор о инновационных подходах в развитии речи детей. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Мы знаем, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Речевая деятельность это результат согласованной работы многих областей головного мозга, подающих команды на речевые мышцы. Исследования отечественных психологов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность. Гармоничное и правильное речевое развитие – ключ к успеху каждого ребенка.

Работу круглого стола предлагаю построить по следующему плану:

1. Факторы успешного речевого развития детей;

2. Использование инновационных методов и технологий;

I. Факторы успешного речевого развития детей

Наставник: Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому воспитателю) .

1. Чтение детской художественной литературы.

2. Речь взрослого – образец для подражания.

3. Общение ребёнка с другими детьми.

4. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

5. Эмоциональное общение взрослого с ребёнком.

6. Развитие мелкой моторики рук.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления . По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком?

(Предложить высказаться молодым воспитателям)

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение рассказыванию – связная речь.

В своей работе используем различные методы: наглядный; практический; словесный.

В своей практике мы используем игровые упражнения и мероприятия по разным направлениям развития детей в соответствии с возрастом, новые интересные методические приёмы, дидактические игры, речевые мероприятия. Работа по развитию речи проводится в системе охватывающей все её стороны. В рамках программы речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности.

Уделяем большое внимание звуковой культуре речи. Работаем над уровнем развития речевого слуха, учим произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, формированием правильного дыхания, над звукопроизношением.

Качество и результативность проводимой нами работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группах. Это речевой центр, где хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: зеркала, сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики рук и подготовки обучению к письму.

Игра – одно из важнейших средств развития речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение. Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков.

В таких играх как «Узнай по голосу» , «Кто как кричит» , «Позови свою маму» , «Кто в домике живет» , «Часы» , «Позови цыплят» — мы закрепляли правильное произношение звуков. Игры «Громко-тихо» , «Весело-грустно» , «Ветер-ветерок» используем для того, чтобы научить детей управлять собственным голосовым аппаратом.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки : золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам : ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.

СОЛНЦЕ- золотистое, лучистое, доброе, веселое, дорогое, великолепное, весеннее;

ВЕТЕР - слабый, бодрый, прохладный, ураганный, сладкий, теплый, смелый, обжигающий, освежающий;

ВЬЮГА - пушистая, порывистая, с ног сшибательная, белая, кружащая, разноцветная;

КОШКА - пушистая, мягкая, добрая, зеленоглазая, разноцветная;

ВОРОНА - черная, полезная, хищная, сворливая, болтливая, какркающая;

ЖУК - добрый, красивый, ядовитый, ползучий, вредный, черный, майский;

ЧЕРВЯК - длинный, короткий, дождевой, листоедный, ползучий, зеленый.

Предлагаю игру на подбор родственных слов.

Дополните стихотворение словами, образованными от слова «гриб».

Наставник читает педагоги дополняют

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

Сюжетно-ролевые игры — это возможность детей самостоятельно распределять роли, обогащать социальный опыт, общаться. Сюда же можно отнести после игровое влияние данной игры на ребенка: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного. Желание организовать подобную игру дома, во дворе и т. п.

Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников. Дети во время постановки спектакля активно упражняются в диалогическом взаимодействии.

Овладение трудовыми умениями и навыками влияет на развитие моторики рук. Обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется правильное произношение отдельных слов.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Благодаря экспериментированию дети учатся чётко формулировать свои мысли, ставить цели и задачи, сопоставлять, задавать вопросы, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. В ходе этого совершенствуется грамматический строй речи и связная речь дошкольников.

Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.

II. Использование инновационных методов и технологий

Наставник : Наша дискуссия подводит ко второму вопросу. Так или иначе в жизни детей появляются различные гаджеты, которые живое общение отодвигают на задний план, тем самым тормозят их речевое развитие . Перед нами встает новая задача – использовать в своей работе над развитием речи дошкольников более новые, нестандартные, инновационные методы и технологии.

К ним относятся:

1. Технология ТРИЗ - решение изобретательских задач.

Целью технологии является развитие . С одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.

Например: Игра "Да-Нет” или "Угадай, что я загадала”

Воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д : Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

и многие другие игры, позволяющие развивать речевую активность детей.

2. Использование методов моделирования при составлении рассказов

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами

Мнемотехника – система методов и приёмов , облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей) . Примером может служить фраза : «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» , которая помогает запомнить цвета радуги.

- игровые ситуации с применением приемов наглядного моделирования, игры – занятия с использованием компьютерных презентаций;

- задания занимательного и творческого характера;

- словесное комментирование, совместная импровизация;

- использование современных средств обучения: интерактивные доски; компьютеры, мультимидийные проигрыватели

4. Здоровьесберегающие технологии:

Cу-джок (или суджок) – это особой конструкции шарик с шипами и специальные металлические кольца, которые при воздействии на конечности тела дают терапевтический эффект. Они прорабатывают рефлекторные точки кистей и стоп, благодаря чему можно восстановить определенные функции организма, предупредить развитие некоторых заболеваний. Степень развития мелкой моторики пальцев рук влияет на состояние речи ребенка. Поэтому элементы су-джок включаются в реабилитационный комплекс упражнений для детей с речевыми задержками и нарушениями.

Су-джок активно используется, так как развивает:

а) фонематический слух;

б) лексику, грамматику;

в) ориентацию в пространстве;

д) мелкую моторику.

Во время таких занятий происходит стимуляция областей мозга, которые отвечают за речь, память, концентрацию внимания.

Рекомендуется использовать шарики и металлические кольца в комплексе со специальными играми и упражнениями.

В зависимости от конечной цели существуют различные направления упражнений с су-джок. Для развития речевых навыков актуальны следующие:

  1. Положить шарик на раскрытую ладонь и удерживать в таком положении не менее 30 секунд.
  2. Положить шарик на ладонь одной руки и прикрыть сверху другой, потом поменять руки местами.
  3. Сжимание и разжимание шарика в кулаке по очереди каждой рукой.
  4. Активное надавливание на иголки шарика пальчиками.
  5. Катание шарика по ладоням рук круговыми движениями, особенный акцент сделать по подушечке под большим пальцем.
  6. Прокатывание шарика по расправленным ладоням вверх-вниз.

Песок - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться. Именно на песке мы можем создать свой мир: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем.

Упражнения по развитию дыхания

В песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

Упражнения по обучению грамоте

«Напиши на песке»

Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а взрослый их читает. Допускается и обратный вариант: взрослый пишет, а ребенок читает.

Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Взрослый угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

Психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)

Пример: эмоциональное упражнение «Стану рыжей я лисичкой»

Стану рыжей я лисичкой

Выполняем выражения лицом и телом

И глаза сощурю хитро

по тексту стихотворения.

Хитро всем я улыбнусь,

Очень медленно пройдусь.

От своих проказ вам я

Не оставлю и следа.

Используемые методы и приемы позволяют разнообразить деятельность детей, стимулировать проявление активности, сообразительности, создают положительный эмоциональный настрой.

Наставник : Вот и подошло заседание круглого стола. Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваша педагогическая деятельность по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием традиционных форм и инновационных технологий была плодотворной и дала свои плоды. Всего вам доброго!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста (круглый стол для родителей)

Данный материал поднимает проблему значимости художественной литературы в процессе развития детей дошкольного возраста.

Теоретический семинар для педагогов ДОУ " Использование традиционных и инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО"

Цель: повышение культуры речи, как компонента профессиональной компетентности педагога ДОУ.

Презентация: Теоретический семинар «Использование традиционных и инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.»

Презентация для педагогов ДОУ.


Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.»

Современные образовательные технологии в развитии речи дошкольников.


Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста

Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста.


Педсовет «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО».

педсовет в форме деловой игры позволит активизировать работу педагогов по повышению профессионализма в развитии речи дошкольников. План проведения педсоветаТеоретическая часть:1.Выступление завед.

Круглый стол «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Круглый стол «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Цель:предоставление практической помощи педагогам дошкольной образовательной организации в использовании современных педагогических технологий. Повысить мотивацию педагогического коллектива к использованию различных педагогических технологий в работе с детьми.

Оценить

СЦЕНАРИЙ КРУГЛОГО СТОЛА

«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

СЛАЙД - ЦЕЛЬ

Цель сегодняшнего мероприятия на экране.

Круглый стол я бы хотела начать со слов известного учёного Дмитрия Сергеевича Лихачева: Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются.

Действительно, педагогика не стоит на месте, она развивается. Появляются новые программы и технологии. Успех в работе педагога зависит от его профессионализма, знаний, достижений отечественной и зарубежной педагогики, творческой активности и инициативы. Чтобы не отстать от времени, необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность, т.е. развиваться, самосовершенствоваться.

СЛАЙД – ЗАДАЧИ

Поэтому сегодня мы с вами обобщим знания об уже знакомых нам педагогических технологиях, а также, я надеюсь,приобретем новые знания.

Для начала освежим в памяти основные понятия.

Перед вами карточки красного и желтого цвета. На красных карточках даны определение понятия, на желтых – само понятие. Ваша задача - правильно соотнести определение с понятием.

Итак, давайте прочитаем определение под номером 1. Это определение для какого понятия? (таким образом, раскрывается все 5 понятий):

педагогическая технология.

Таким образом, педагогическая технология – это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Существуют множество определений технологии обучения, в которых, как отмечает Г. К. Селивко, в той или иной степени подчеркиваются следующие критерии технологичности.

концептуальность: каждая из технологий основана на одной или нескольких теориях (философских, педагогических или психологических). Например, программированное обучение – на бихевиористской теории; развивающее обучение – на теориях учебной деятельности и содержательного обобщения; интегральная технология – на идее укрупнения дидактических единиц и др.

системность, которая характеризуется логикой построения, взаимосвязью элементов, завершенностью и структурированностью материала и деятельности.

управляемость, т. е. возможность эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся за счет диагностической постановки целей; проектирования процесса обучения.

эффективность. Она предполагает достижение запланированного результата с оптимальными затратами средств и времени на обучение.

воспроизводимость, то есть возможность тиражирования, передачи и заимствования технологии другими педагогами.

Выделяют следующие педагогические технологии:

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Выступление А.Б. Егорычевой «Личностно-ориентированная технология»

Выступление И.Б. Абушовой «Проектная технология и социо-игровая технология»

Проектная технология уже давно является очень популярной технологией развивающего обучения. Вы все давно работаете и не раз разрабатывали, и реализовывали какой-либо проект, а потому знаете, что проектная технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Заострять внимание на данной технологии мы не будем, а лишь вспомним этапы проектной деятельности.

Ув. Коллеги какие этапы проектной деятельности выделяют?

Подготовительный (определение темы, сбор информации, планирование), основной (реализация проекта), презентация результата, рефлексия (самоанализ и перспектива).

В ФГОС ДОО сказано о том, что для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Представляю вашему вниманию социо-игровая технология.

Социо-игровая технология (автор: Шулешко Евгений Евгеньевич)– это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Данная технология предполагает игры и занятия детей в микрогруппах, позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.

Существуют различные формы организации социо-игровой технологии:

Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях,

Игры с правилами, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования и т.д.

Одной из таких форм я воспользовалась и провела вместе с детьми КТД. Сейчас я представлю вам свой опыт работы на тему «КТД – день матери»

Переходим к следующему выступлению.

Выступление И. Можаевой «Игровые технологии»

Выступление А.Г. Зенковой «Здоровьесберегающие технологии»

Хотелось бы дополнить выступление коллеги и познакомить вас с интересной интегрированной, комбинированной здоровьесберегающей технологией – биоэнергопластика.

Биоэнергопластика предполагает совместное, синхронное движение рук и органов артикуляции.

Суть биоэнергопластики - в момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык. Другими словами, рука как бы превращается в язычок и повторяет его движения.

Конечно же, все упражнения я провожу в игровой форме. Ни для кого не секрет, что игровая форма наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников и помогает поддерживать интерес к выполнению упражнений.

С этой целью я изготовила и применяю игровых персонажей: «Чуча» и «Пупс» (названия придумали сами дети). Упражнения с веселыми персонажами, не утомляют детей, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи, наоборот вызывают положительные эмоции.

Важно отметить. При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой рука ребенка, подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнения его без ошибок.

Таким образом, занятия биоэнергопластикой способствуют развитию подвижности и гибкости органов артикуляции, правильной координации артикуляционных движений, их силы и точности, что в свою очередь отражается на правильном звукопроизношении, развитии речи ребенка.

Предлагаю выполнить несколько упражнений.

«Бегемотик»Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На первую часть стихотворения открыть рот на расстояние ширины 2 – 3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки

Исходное положение – кисть руки подобно рту – открывается и закрывается. Повторить 4 – 5 раз.

«Котик» Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить и прижать ладони к столу. На сжатые кулачки котик сердится – губы вытягиваем «дудочкой», на прижатые ладони к столу - котик улыбается.

«Часики»Язычок движется влево – вправо, сжатая и опущенная вниз ладонь сопровождаетдвигаясь под счёт влево – вправо.

«Цветок» Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, ртом имитируя при этом звук – а -, не произнося его, потом сводим пальцы вместе, имитируя ртом при этом звук – у -, не произнося его.

«Футбол» Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд, под счёт или стих кисть руки поворачивается вправо-влево, язычок упирается поочерёдно в щёки.

Такие незатейливые занятия вдохновили некоторых детей на создание собственных упражнений.

Таким образом, здоровье детей это полное физическое, психическое и социальное благополучие, гармоничное состояние организма, которое позволяет маленькому человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ

Также хотелось бы отметить технологию Владимира Филипповича Базарного (учёный, врач-офтальмолог, педагог). Доктор Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Данная технология адаптирована и применяется в школьных учебных заведениях. Но в ДОУ можно включать основные методы и приемы этой технологии в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим основные принципы технологии В. Базарного:

Во-первых, занятия в группе проводятся в режиме смены динамических поз, где это возможно менять позу детей (сидя, стоя, лёжа и т. д.).

Во-вторых, в процессе занятий для разминок используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки» или офтальмотренажеры –плакаты. (ФОТО, ВИДЕО). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются стоя. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.).

(ФОТО) В-третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на занятиях применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно, расположенный на одной из стен группы и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты занятия. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в детском саду, что исключает формирование у детей шизоидной психической конституции и раннюю потерю зрения. Разумеется, компьютеры в этом возрасте абсолютно исключены.

В-четвёртых, важнейшая особенность всех занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала. Например – лексическая тема – инструменты. В любой точке группы расположены, вырезанные из бумаги инструменты, для закрепления темы воспитатель, загадывает загадку про какой-либо инструмент, дети должны найти данный предмет в группе, такие задания, способствуют активизации детей.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Я буду загадывать загадки. Отгадки расположены в разных местах зала, попробуйте, не вставая со своих мест, глазками найти их

Листья собраны в кочан

В огороде у сельчан.

Без нее во щах не густо.


Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам…

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький…

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй! Угадали? Это…

Выступление Н.А. Дмитриевой «Квест-технология»

Выступление Н.В. Потаповой «Кейс-технологии»

Выступление А.Е. Андреевой «ИКТ в ДОУ»

Выступление И.Б. Абушовой «Музейная педагогика как современная педагогическая технология»

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде.

Цели и задачи музейной педагогики.

Цель музейной педагогики: создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;

Формирование у дошкольников представления о музее;

Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

В последние десятилетия музейная педагогика приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной).

А что же такое музей вообще?Музей— учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

Возможно ли в условиях детского сада создать настоящий музей?

возрастные особенности таковы, что дети не могут воспринимать окружающее как взрослый, а музей все-таки рассчитан на взрослых, т. е. восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого.

жизненный опыт ребенка также крайне недостаточен, что тоже мешает ребенку понять настоящее музейное окружение;

Таким образом, слово «мини» отражает и возрастные особенности, и размер экспозиции, и определенную ограниченность тематики, и своеобразие методов работы музея.

Особенности мини-музеев:

Профессиональный музей создается взрослыми профессионалами, а мы приходим туда «гостями». А музей в группе создается кем?Детьми, родителями при участии педагога;

В настоящем музее (если это не интерактивный музей) ничего руками трогать нельзя, там выставляются редкости, раритеты, крайне дорогие предметы, их надо сохранять. В мини-музеях наоборот, все можно и нужно трогать, с отдельными экспонатами – даже поиграть. И только небольшая часть является неприкосновенной, например, письма с фронта, их может в крайнем случае взять в руки воспитатель и развернув, показать детям;

Мини-музей можно посещать каждый день;

В настоящем музее мы с вами пассивные созерцатели, а в мини-музее – участники, соучастники и создатели, т. е. дети соавторы, творцы экспозиции, причем вместе с семьей

Таким образом, мини-музей в ДОУ - это особое, специальное организованное пространство ДО, способствующее расширению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Как должна проходить организация мини-музея в группе? (поэтапно)

1 этап включает в себя:

• Родительское собрание (зачем нужен мини-музей в группе, каково их участие)

• Выбор места расположения

2 этап - оформление музея, которое требует соблюдения ряда условий

1) Гигиенические требования и требования безопасности и расположения и экспонатов;

2) Эстетика оформления.

3 этап – разработка тематики выставок на учебный год и еёсодержание, т. е. разделы выставки или номинации

Например: выставка чашек - самая большая чашка

- самая красивая чашка

- самая старинная чашка

- самая интересная чашка (история появления в семье)

- С какими направлениями в работе группы могут быть связаны темы выставок в музее?

• С темами календарного плана

• С проектной деятельностью

• С юбилейными датами

• С праздниками: народными, государственными

• С работой по методической теме

Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривается:

- занятия по теме экспозиции - творческая д-ть с детьми (художественный труд)

- мероприятия с родителями: буклеты, консультации, анкетирование

- развлечения или досуги детские с участием родителей

- фоторепортажи с мероприятий

4 этап - сбор и оформление экспонатов

5 этап – работа с экскурсоводами (подготовка детей-экскурсоводов)

6 этап - непосредственная работа с детьми, включающая разные формы

7 этап – обобщение материала о работе мини-музея (по конкретной теме и в целом за год)

Тема мини-музеев в нашем детском саду будет связана с формированием представлений о родном крае. Примерная тематика мини-музеев:

- Мини-Музей истории родного города;

- Мини-Музей народной игрушки;

- Мини-Музей медведя (как символа города);

- Мини-Музей боевой славы;

- Мини-Музей русской избы.

В заключении хотелось бы отметить, что мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

Заполните, пожалуйста, анкеты обратной связи.

Читайте также: