Круглый стол по фгос

Обновлено: 17.05.2024

1. Изучить теоретическое обоснование проблемы с позиций педагогов и воспитателей..

2. Сделать сравнительный анализ программ ФГОС ДО и ФГОС НОО, найти сходство и различия с целью обеспечения взаимодействия ДОУ и школы.

3. Распространить опыт работы педагогов детского сада по внедрению ФГОС ДОв образовательный процесс ДОУ с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.

ВложениеРазмер
kruglyy_stol.docx 24.58 КБ
problemy_preemstvennosti.ppt 626.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные подходы к обеспечению преемственности ФГОС ДО и НОО».

Цель круглого стола - обсуждение мнений педагогов дошкольных учреждений и учителей начальной школы по поставленной проблеме с разных точек зрения, выделение способов обеспечения преемственности в образовательных процессах учреждений с учетом ФГОС ДО и НОО.

Форма проведения: круглый стол-практикум

Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска, магниты, словари, листы бумаги в форме деталей дома (фундамент, бревна, окна, крыша, список праздников на каждый месяц по дням, фотографии зданий и учреждений поселка, столы, стулья по кругу для всех участников.

1. Вводная часть (постановка проблемы, обсуждение открытых мероприятий по предложенным заранее вопросам) .

2. Дискуссионная часть (разминка, теоретическое раскрытие темы преемственности с разных позиций - воспитателя или учителя, обсуждение программ ФГОС ДО и ФГОС НОО по подгруппам) .

3. Заключительная часть (рефлексия) .

Ход круглого стола:

1. Вводная часть:

Задачи нашей работы (Слайд 2)

2. Дискуссионная часть:

- Я думаю, что все вы согласитесь, что ключевым моментом в реализации преемственности детского сада и школы является определение готовности ребенка к обучению в школе.

- Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.

Учителям часто задают вопрос « Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»?

- Давайте и мы попытаемся ответить на него.

Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок».

(Слайд 3) - Таким образом, уже на входе в школьную жизнь учителя предъявляют к детям завышенные требованияи, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.

Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям,
стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи.Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы.

В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место “обучению на занятиях».

Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.

- А что понимается под словом «преемственность» в педагогике?

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

(Карточка вывешивается на доску)

- Именно поэтому необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

- Но есть ли на самом деле эта связь между нами? Одинаково ли мы - дошкольники и учителя понимаем проблему подготовки к школе?

- Мы предлагаем вам закончить предложенную фразу или ответить на вопрос ( участникам раздаются листы А-4 с фразами по группам, обдумать ответ, записать на лист и озвучить ) Листы вывешиваются на доску. (Напечатать) (Слайд 6)

- С началом школьной жизни ребёнок всё больше становится ….

- Когда ребёнок боится идти в школу, для меня это значит … .

- В моём понимании хорошо учиться в школе это ….

- Готовность ребёнка к школе я оцениваю по … .

- В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

- Как вы думаете, а чему же готовить детей в детском саду?

(Слайд 7 ) - Всеми уважаемый педагог Леонид Абрамович Венгер сказал следующее - быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (-так писал Василий Александрович Сухомлинский).

- Таким образом, на первое место при подготовке к школьному обучению выдвигается психологическая готовность детей и формирование умения учиться.

(Слайд 8) - Игра «Пирамида»: участникам круглого стола предлагается расположить в убывающем порядке требования к ребенку, поступающему в первый класс (участники выбирают из представленных на слайде требований, ведущий или помощник выстраивает пирамиду ) :

- состояние здоровья ребенка;

- умение общаться со взрослыми и сверстниками;

- развитие речи и памяти;

- умение логически мыслить;

- умение организовывать свое рабочее место;

- умение читать и писать;

- настойчивость, т. е. умение доводить дело до конца.

«Выстроив пирамиду», делаем вывод, основанный на выбранных участниками критериях.

Вывод: Чтобы заработала эта пирамида, в первую очередь в детском саду при подготовке к школе у ребёнка надо осуществлять личностное, физическое, интеллектуальное развитие, формировать предпосылки универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.

- В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что о бразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными (статья 63), а образование – непрерывным. Преемственность обеспечивается прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами ДО и НОО.

Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.

- Ребенок впервые включается в систему образования , поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений. Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием. (Слайд 9)

- В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- активную познавательную деятельность детей;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

• Существует ли связь между основными целями ФГОС ДО И НОО ?

- Цели ФГОС НОО являются как бы продолжением целей, поставленных ФГОС ДО. Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности . (Слайд 11)

- Выдвигаются три вида преемственных связей – работа с детьми, работа с педагогами , работа с родителями.

1. Работа с детьми:

• экскурсии в школу;

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

• выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и доу;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;

• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

• участие в театрализованной деятельности;

• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) .

2. Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; фото родительского собрания.

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• консультации с педагогами ДОУ и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

• семейные вечера, тематические досуги;

- Кроме этого, прослеживается общая направленность основных образовательных программ ДО и НОО на:

• формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей

• процесс успешной социализации ребёнка

• развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования

• сохранение и укрепление здоровья детей

- На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.Детский сад реализует образовательную программу, разработанную в соответствии с ФГОС.

3. Заключительная часть - рефлексия:

3. Рефлексия участников круглого стола.

- Подводя итог, можно сказать что ДОУ и начальная школа тесно связаны между собой. Преемственность между ними может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И наконец-то две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребёнка, получаемое в дошкольном учреждении.

- Закончить наш круглый стол хотелось бы словами еще одного мудрого педагога Даниила Борисовича Эльконина: "Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – Педагог.

Методика проведения «Круглого стола» по ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглый стол- как одна из активных форм взаимодействия, возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Просмотр содержимого документа
«Методика проведения «Круглого стола» по ФГОС.»

Методика проведения «Круглого стола» по ФГОС.

Круглый стол- как одна из активных форм взаимодействия, позволяющая углубить и укрепить объективную позицию педагога имеет большие возможности для обсуждения острых сложных тем на текущий момент в профессиональной среде.

Цель «Круглого стола»предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

В связи с этим, предлагаю методику проведения "круглого стола".

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении «круглого стола»: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

I Подготовительный этап включает:

• выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;

• подбор модератора (модератор руководит «круглым столом», поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);

• подбор дискутантов. Состав участников «круглого стола» может быть расширен путем привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;

• подготовка сценария (проведение «круглого стола» по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе «круглого стола»).

Сценарий предполагает:

- определение понятийного аппарата (тезауруса);

- краткую содержательную вступительную речь модератора, в которой объявляется тема и спектр затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст желаемого обсуждения;

- перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);

- заключительную речь модератора;

• оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы;

• консультирование участников (позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться);

• подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведенного анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей «круглого стола»

II Дискуссионный этап состоит из:

1. выступления модератора, в котором дается определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме «круглого стола» и информирование об общих правилах коммуникации.

2. К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:

• -избегай общих фраз;

• - ориентируйся на цель (задачу);

• - будь активен в беседе;

• - осуществляй конструктивную критику;

• - не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.

3. Проведения «информационной атаки»: участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.

4. Выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы:

6. Подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.

III. Завершающий (постдискуссионный) этап включает:

• подведение заключительных итогов ведущим;

• выработку рекомендаций или решений;

• установление общих результатов проводимого мероприятия.

Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглый стол "Проблемы реализации ФГОС ООО. Пути решения проблем"

1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).

2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).

3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).

4. Сколько учеников получили оценки (должны все).

5. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут).

6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).

7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).

8. Соответствует ли объем домашнего задания норме (да – нет).


Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: умножение и деление


Интерактивные технологии в обучении и воспитании


Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Выбранный для просмотра документ критерии результативности урока.doc

Критерии результативности урока в рамках ФГОС

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Выбранный для просмотра документ Проблемы реализации ФГОС ООО, пути решения проблем.ppt

Проблемы реализации ФГОС ООО, пути решения проблемЛесникова О.В., МБОУ «Гайнс.

Международный дистанционный конкурс

«Безопасность в сети Интернет»

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

оргвзнос 29 РУБ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проблемы реализации ФГОС ООО, пути решения проблем
Лесникова О.В., МБОУ «Гайнская СОШ»

1

2

3

4Критерии результативности урока

4
Критерии результативности урока

5

6

7 Анализ урока

8



Выбранный для просмотра документ Круглый стол_проведение.doc

Заседание районного методического объединения учителей математики

Лесникова Ольга Васильевна, МБОУ "Гайнская СОШ"

Круглый стол "Проблемы реализации ФГОС ООО.

Пути решения проблем"

Я сейчас на слайдах поочередно буду показывать выдержки из документов, а ваша задача, используя предложенный текст, сформулировать проблемы, которые, возможно, есть в вашей школе или о которых вы постоянно слышите, общаясь с коллегами. Но прежде разделимся на 6 групп. Каждая группа формулирует проблемы, используя текст, предложенный ей.

(Демонстрация слайдов, работа в группах 5-7 минут)

* старение кадров, а значит, возможности работать в соответствии с требованиями ФГОС ограничены;

* материально-техническая база далеко не соответствует требованиям: нет достаточного объема средств для приобретения УМК по предметам;

* нет критериальной базы для оценивания метапредметных результатов.

* изучение и использование технологий системно-деятельностного подхода;

* выявление индивидуальных особенностей учащихся с целью обеспечения роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

* критерии результативности урока в контексте ФГОС

* изменение самого учителя: готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям; новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

* анализ педагогической деятельности, в т.ч. анализ урока, построенного в соответствии с требованиями ФГОС.

* разработка и проведение урока-исследования;

* проектная деятельность в рамках урока и во внеурочное время.

Каждая группа оформляет сформулированные проблемы на листе формата А3 и вывешивает на доске.

Ведущий: А сейчас в течение 2-3 минут необходимо подумать и предложить пути решения проблем с учетом возможностей собственных и вашей школы.

* привлечение молодых кадров в школу (сотрудничество руководителя школы с управлением образования, ВУЗами и т.д.);

* рационально использовать выделяемые средства для постепенного приобретения учебников и пособий из соответствующих УМК;

* с целью отслеживания уровня достижения метапредметных результатов обучающимися школа должна определиться с перечнем результатов, которые важны для нее и создать рабочие группы (это может быть в рамках ШМО) для разработки критериев и показателей оценивания метапредметных результатов.

* технологии системно-деятельностного подхода изучать посредством самообразования, принимать участие в вебинарах, посещать семинары, конференции;

* для выявления индивидуальных особенностей учащихся по возможности привлекать психолога; но если это индивидуальные особенности, связанные с математической подготовкой школьника, то помощником может стать технология уровневой дифференциации.

* иметь постоянно под руками критерии результативности урока в контексте ФГОС (использовать их и при разработке урока, и при проведении анализа, самоанализа).

* стремление у самого учителя к изменениям; постоянное профессиональное общение с коллегами из других школ; "проживание" этих изменений через проведение открытых уроков и т.д.

* анализировать свою деятельность мы учим обучающихся, поэтому анализировать педагог должен постоянно; анализировать свой урок или урок, проведенный коллегой, учитель должен исходя из критериев результативности урока.

* с целью получения опыта проведения урока-исследования необходимо изучить технологию проведения таких уроков и по возможности посещать уроки-исследования у коллег;

* проектная деятельность на уроке и во внеурочное время занимает много личного времени педагога, но ФГОС требует использовать метод проектов, поэтому учителю нужно всего лишь привыкнуть к мысли, что этим нужно заниматься и правильно планировать свое время. Метод проектов в школе использовался задолго до введения ФГОС, поэтому педагоги, имеющие опыт и умеющие его обобщить и представить найдутся почти в каждой школе, а в рамках районного методического объединения однозначно.

Ведущий: Предлагаю оформленные листы повесить на доске рядом с сформулированными проблемами.

Таким образом, мы видим, что все проблемы, обозначенные нами, разрешимы. Значит, результатам быть!

И закончить общение с Вами я хочу мудрыми мыслями:

"Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься" (китайская мудрость)

"Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти." (Оноре де Бальзак)

Читайте также: