Круглый стол по энергетике

Обновлено: 17.05.2024

19 ноября 2020 г. в формате видеоконференции прошел организованный Комитетом Государственной Думы по энергетике круглый стол по проблемам тарифного регулирования в электроэнергетике. В мероприятии приняли участие заместитель Министра энергетики РФ Юрий Маневич, первый заместитель председателя комитета по энергетике Сергей Есяков, представители Системного оператора ЕЭС, Совета рынка, Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, НП территориальных сетевых организаций, Совета производителей энергии, Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП РФ, общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", компаний "РУСАЛ", "АтомЭнергоСбыт".

Открывая дискуссию, председатель комитета Павел Завальный отметил, что тарифное регулирование в электроэнергетике - одна из самых часто обсуждаемых на площадке комитета тем. Всего за последние три года депутаты обращались к ней в том или ином виде шесть раз, последний раз - в феврале текущего года. Причина очевидна - тарифное регулирование является одним из самых проблемных вопросов развития отрасли.

Среди основных проблем - перекрёстное субсидирование населения в тарифах на передачу электроэнергии; рост субсидирования потребителей со стороны генерации в рамках регулируемых договоров на оптовом рынке; сокращение рыночного сектора на оптовом рынке, отсутствие конкуренции на розничных рынках электроэнергии, увеличение доли регулируемых механизмов, таких как ДПМ и разного рода надбавки. По мнению Завального, все принимаемые в течение последних лет решения и нормативные акты фактически не приводят к упорядочиванию системы тарифообразования в электроэнергетике, а наоборот, делают ее все более сложной и непрозрачной. Нужны радикальные шаги, принципиальное изменение подхода.

По мнению комитета по энергетике, отраженному в проекте рекомендаций, целью должно стать наведение порядка в тарифообразовании, повышение прозрачности, обоснованности и справедливости тарифов, создание интегрированного конкурентного оптово-розничного рынка электроэнергии.

Правильным с точки зрения рыночного ценообразования комитет считает введение так называемого двухставочного тарифа, включающего в себя плату за мощность и плату за фактическое потребление электрической энергии. Это соответствует существующей модели оптового рынка электроэнергии. Плата за мощность покроет условно-постоянные и инвестиционные затраты в сетевом комплексе, включая льготное технологическое присоединение, плата за потребление - переменные затраты.

Применение платы за мощность и платы за фактическое потребление электрической энергии должно касаться только промышленных потребителей. Учитывая, что стоимость электроэнергии для населения и приравненных к нему категорий сегодня регулируется и субсидируется за счет других потребителей, оптимальный выбор ценообразования для них - тарифное меню с разной стоимостью электроэнергии в зависимости от времени суток в сочетании с дифференциацией от объема потребления.

Это предложение отличается от существующих сегодня двухставочных тарифов, когда оплачивается отдельно ставка за содержание сетей и ставка за потери в сетях, при этом ставка за потери обычно включается поставщиком в цену электроэнергии.

Важно рационально решить вопрос о льготном технологическом присоединении. Установление платы за него существенно ниже экономически обоснованного уровня привело к безответственному отношению со стороны потребителей к заявкам: подключенная мощность льготных потребителей, как правило, используется не более чем на 20%. Ограничение льготного техприсоединения и введение платы за резервирование избыточных мощностей могло бы снизить нагрузку и на промышленных, и на так называемых прочих потребителей - сельхозпроизводителей, бюджетные организации.

Проблема перекрестного субсидирования - одна из самых сложных и тяжело решаемых проблем в электроэнергетике. Перекрестное субсидирование сдерживает развитие промышленности, инвестиции в стране уменьшаются более чем на 50 млрд руб. в год. По оценкам экспертов, перекрестное субсидирование влечет за собой снижение ВВП страны на 2-2,5% и промышленного производства на 1,25-2,5% в год.

Ценовое неравенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии между потребителями магистрального и распределительного сетевых комплексов создает некорректные ценовые сигналы, вынуждает крупных потребителей строить собственную генерацию, переходить на подключение с распределительных сетей к магистральным, чтобы снизить затраты и избавиться от социальной нагрузки. В результате этих действий изменяется экономический баланс в электросетевом комплексе, что отрицательно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса, поскольку бремя дополнительных затрат на содержание региональной сетевой инфраструктуры ложится на оставшихся потребителей. Стоимость электроэнергии для прочих потребителей - малого и среднего бизнеса, сельхозпроизводителей, бюджетных организаций - в средней полосе России достигает 10 руб. за кВт/ч.

Дальнейшее затягивание принятия радикальных решений в отношении "перекрестки", особенно на фоне экономического кризиса, связанного с пандемией, будет все больше тормозить развитие экономики России.

Очевидно, что ее быстрая ликвидация невозможна. Наиболее целесообразным комитет считает справедливое распределение "перекрестки" на все категории потребителей, за исключением населения и приравненных к нему категорий, независимо от их присоединения к магистральным или распределительным электрическим сетям, с дифференциацией тарифа на услуги по передаче электроэнергии по единой общероссийской электрической сети в зависимости от категории потребителей. При этом количество групп потребителей, приравненных к категории населения, нужно сократить. Радикальным решением может стать перенос перекрестного субсидирования населения на оптовый рынок.

Также комитет полагает рациональным установление дифференцированных тарифов для населения в зависимости от объемов потребления. Это позволит стимулировать энергосбережение, снизит нагрузку на бюджет в части возмещения предоставляемых льгот по оплате электроэнергии, позволит создать базу для снижения перекрестного субсидирования в будущем. Важно отметить, что на социально незащищенные слои населения изменение порядка оплаты за электроэнергию не повлияет. Связанная с увеличением платежей за электроэнергию нагрузка придется на обеспеченные слои населения со сверхнормативным электропотреблением.

Остро стоит вопрос развития конкуренции для розничных рынков электроэнергии, для чего необходимо наполнить их предложением генерации, поставляющей электроэнергию в распределительные сети, а не только электроэнергией с оптового рынка. Для этого необходим более открытый доступ на розничные рынки для малой распределенной генерации.

Также комитет считает целесообразным:

- стимулировать скорейший полный переход на интеллектуальные технологии учета электроэнергии, с учетом действующих ограничений по росту тарифов на электроэнергию для населения;

- внедрить механизмы бюджетной поддержки инвесторов в развитие электроэнергетики для снижения нагрузки на оптовый рынок;

- разработать меры государственной поддержки сельхозпроизводителей путем выделения им адресных субсидий на электроэнергию из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Заместитель министра энергетики РФ Юрий Маневич рассказал о предложенном Минэнерго комплексе мер для решения вопроса перекрестного субсидирования в электроэнергетике. В частности, это сокращение числа потребителей, приравненных к населению, и более эффективная адресная поддержка малоимущих и социально защищаемых категорий потребителей.

Важным этапом на пути снижения перекрестного субсидирования является его правильный учет, считает Юрий Маневич.

Заместитель министра также отметил, что необходимо постепенно снижать объем перекрестного субсидирования, обеспечить прозрачность и справедливость распределения нагрузки от него между категориями бизнеса.

Еще одним важным вопросом для отрасли является формирование долгосрочных тарифов.

"Считаем необходимым обеспечить обязательный переход к установлению цен на услуги по передаче электрической энергии только в форме долгосрочных тарифов с возможностью заключения сетевыми организациями и регионами Российской Федерации соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности. Необходимо на законодательном уровне закрепить понятие и статус таких соглашений как самостоятельной формы государственного регулирования с фиксацией долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на срок не менее 5 лет и сохранением в распоряжении компании всех видов достигнутой экономии", - рассказал Юрий Маневич.

Новая стратегия обеспечит энергоснабжение России в условиях санкций

В июле 2022 года в Госдуме был проведен специальный круглый стол по подготовке предложений к Энергетической стратегии России на период до 2050 года.

Открывая дискуссию, председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный заявил, что сегодня глобальная экономика и энергетика стремительно меняются, в том числе под давлением геополитических факторов, поэтому документы стратегического планирования, даже разработанные недавно, устаревают. Главная задача – отследить тенденции, которые только нарождаются, векторы развития, которые сохраняются, несмотря ни на что, и решения, которые позволят использовать эти тенденции во благо российской энергетики и экономики, с учетом той локомотивной и основополагающей роли, которую играет ТЭК в нашей стране. При этом Павел Завальный подчеркнул, что некоторые из задач и приоритетов, прописанных в Энергостратегии, не изменились, наоборот, ситуация требует скорейшей их реализации.

Заместитель директора департамента государственной энергетической политики Минэнерго Сергей Романов отметил, что мониторинг и анализ ситуации на мировом энергетическом рынке показывает, что большинство трендов, вызовов и рисков, заложенных в Энергетической стратегии – 2035, сегодня реализуются, включая геополитические. И это подтверждает правильность поставленной цели – придания российскому ТЭК максимальной гибкости.

Среди задач Энергостратегии – обеспечение энергетических потребностей России, поддержание энергобезопасности страны при сохранении вектора развития в пользу низкоуглеродного развития, пространственно-энергетическое развитие с учетом задач по децентрализации и повышению гибкости, усиление технологической независимости ТЭК, рост качества управления в энергетике.

Сегодняшняя ситуация, значительное изменение инфраструктурных, логистических, финансовых условий существования российского ТЭК заставляют искать новые способы реализации заложенных в Энергостратегии задач.

Что касается задач по отраслям, для нефтегазового комплекса это ускорение развития нефтегазопереработки и нефтегазохимии, расширение газификации и потребления газа на внутреннем рынке, ускоренная реализация инфраструктурных проектов на азиатском направлении, наращивание добычных, транспортных и перерабатывающих мощностей в Арктике и на Дальнем Востоке.

В электроэнергетике в списке важнейших задач – обеспечение надежности энергообеспечения, упрощение доступа к энергетической инфраструктуре, поддержка низкоуглеродной генерации. В угольной отрасли основная задача – найти новые рынки сбыта, решить сложнейшие логистические проблемы, разработать новые маршруты транспортировки.

В связи с необходимостью как можно скорее обеспечить технологический суверенитет российского ТЭК особый акцент должен быть сделан на развитии отраслевой науки. Необходимо также уделить особое внимание актуализации модели ценообразования в отраслях ТЭК с учетом изменения экономической ситуации на мировом энергетическом рынке.

Сегодня Министерство энергетики собирает предложения энергетических компаний и научных организации по актуализации Энергостратегии и ее дополнению задачами и решениями до 2050 года. Особенно сложным для целеполагания является горизонт 2041–2050 годов.

Директор департамента угольной промышленности Минэнерго Петр Бобылев рассказал о том, как идет работа над «угольной частью» ЭС. Поставлена цель остаться в первой тройке экспортеров угля (25% мирового рынка к 2050 году), сохранить четвертое место по объемам валютной выручки в российский бюджет. Идет работа над моделью биржевой торговли углем. Существенно изменяются экологические и климатические целевые показатели с целью повышения экологической приемлемости угля. Также просчитываются социальные последствия возможного снижения доли угольной генерации. Важный показатель в сфере безопасности отрасли – снижение метаноносности угольных пластов. Стоит задача по ускоренному развитию углехимиии. Представитель Минэнерго убежден, что угольная отрасль имеет большие перспективы, несмотря на общий тренд к низкоуглеродному развитию, поскольку может добиться значительной декарбонизации. Эти цели будут заложены в Энергостратегию.

Член правления – руководитель блока стратегии и инвестиций ПАО «Интер РАО» Алексей Маслов отметил, что основополагающими задачами в области электроэнергетики являются надежность, устойчивость и доступность энергообеспечения. А вот цели достижения углеродной нейтральности должны быть пересмотрены с учетом внешних обстоятельств.

Необходимо замедление заявленных ранее процессов в энергетике, направленных на достижение углеродной нейтральности; поиск новых решений в этой сфере, перераспределение основных экспортных потоков энергоносителей из РФ и их использование для развития внутренней инфраструктуры.

В числе главных задач – обеспечение надежного функционирования объектов электроэнергетики в условиях санкционных ограничений; обеспечение полного импортозамещения; оценка возможности перекомпоновки существующей электроэнергетической системы; определение направлений развития и стимулирование отечественного машиностроения, развитие собственного парка газовых турбин большой мощности; оптимизация использования существующего генерирующего и сетевого оборудования; определение основных подходов к рыночным механизмам, совершенствование существующих конкурентных механизмов.

Директор департамента стратегии и перспективного развития ПАО «РусГидро» Константин Янко отметил, что сегодня развитие гидроэнергетики становится особенно актуальным, поскольку представляет собой не только низкоуглеродный, но и устойчивый и технологически независимый вид генерации – все основное генерирующее оборудование российского производства. Гидроэнергетика как отрасль обеспечивает условия для роста экономики России, освоения и развития территорий, создает комплексные экономические, экологические и социальные эффекты.

Необходимо определить целевую долю гидроэнергетики и низкоуглеродных источников в целом в актуализированной Энергостратегии, задачи по развитию инфраструктуры отрасли и меры государственной поддержки для реализации проектов строительства гидроэнергетических объектов и обеспечения окупаемости инвестиций. Особый акцент должен быть сделан на развитии малой гидроэнергетики, в том числе в части спроса.

Заместитель начальника департамента – начальник управления ПАО «Газпром» Кирил Полоус сообщил, что «Газпром» поддерживает цели, которые будут заложены в Энергостратегии в части развития переработки газа, газификации и расширения применения газомоторного топлива, диверсификации экспорта и развития инфраструктуры на азиатском направлении.

Отдельно представитель компании остановился на вопросе разработки перспективных северных месторождений. С учетом успешного опыта реализации Восточной газовой программы «Газпром» предлагает возложить на него координирующие функции при их освоении.

Он также обратил внимание на важность координации трубопроводного экспорта и экспорта СПГ в существующей ситуации, когда в отношении трубопроводного сектора вводятся все более жесткие санкции. Кроме того, важно оценить достижимость планов по реализации крупных СПГ-проектов с учетом санкционных технологических ограничений.

Острую дискуссию в зале вызвали темы целевых показателей энергобаланса, желаемой доли разных видов энергоресурсов в ТЭБ, уточнение показателей доли российского оборудования и технологий по отраслям, необходимость скорейшего совершенствования моделей ценообразования, особенно в газовой отрасли, в связи с очевидным сокращением возможностей экспорта. Прозвучало немало критических замечаний в адрес Минэнерго в связи с отсутствием конкретных цифр.

Первый заместитель министра энергетики Павел Сорокин, подключившись к круглому столу по ВКС, отметил, что в ситуации значительной неопределенности, которая вряд ли скоро закончится, важнейшими задачами ТЭК являются обеспечение технологической независимости, поддержание определенного уровня налоговых поступлений в бюджет страны, инвестиций в отрасли ТЭК, занятости и по отраслям. Именно с учетом этих задач и будут формироваться разделы Энергостратегии.

Павел Сорокин пообещал, что как только проект актуализированной Энергостратегии будет сформирован с учетом предложений, в том числе комитета Государственной думы по энергетике, он будет направлен в комитет для публичного обсуждения. Предположительно это произойдет в начале осенней сессии Государственной думы.

В ГД обсудили вопросы газификации субъектов РФ с использованием альтернативных источников энергии

Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный

Завальный
Павел Николаевич Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 222 (Ханты-Мансийский – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра) отметил, что целевой показатель социальной газификации 83 % к 2030 году — это максимальный технически возможный уровень с учетом не только сетевой газификации, но и альтернативной — с использованием сжиженного природного газа (СПГ) и сжиженных углеводородных газов (СУГ). Дорожной картой социальной газификации предусмотрено использование СПГ как альтернативного экологичного источника энергии в тех субъектах, где, исходя из результатов оценки экономической эффективности, трубный газ не может быть основным источником энергии. СУГ также определен дорожной картой социальной газификации в качестве альтернативного источника энергии.

«Каждый из этих вариантов имеет свои технологические преимущества, ресурсную базу и вполне осуществим с технической точки зрения даже в нынешних условиях санкционного давления. Для сохранения критерия социальности газификации потребуется разработка мер государственной поддержки», — подчеркнул Павел Завальный.

Заместитель директора Департамента нефтегазового комплекса Минэнерго РФ Артем Верхов рассказал о текущей ситуации в сфере СУГ и СПГ. Существует ряд факторов, сдерживающих использование СУГ в качестве полноценного источника для автономной газификации. Во‑первых, СУГ — более дорогой энергетический ресурс по сравнению с природным газом: как со стороны производства, транспортировки и хранения, так и со стороны возможности использования для создания высокой добавленной стоимости в нефтехимии. Ключевым вопросом в использовании СУГ действующими потребителями является волатильная и зачастую высокая оптовая цена. Ранее было принято решение об отказе от регулирования оптовых цен. Объем производства СПГ ограничен только располагаемыми мощностями по его производству и составляет в России почти 30 млн т. Минэнерго России, другими профильными органами власти и компаниями реализуется дорожная карта по развитию рынка малотоннажного сжиженного природного газа и газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2025 года. Важным направлением развития СПГ-газификации является формирование новых центров потребления газа на базе «якорных потребителей» (котельные, небольшие промышленные потребители, транспорт), а также развитие сети крио-АЗС и субсидирования строительства малотоннажных СПГ-заводов.

Генеральный директор АО «Газпром Промгаз» Николай Сторонский рассказал о различных проектах газификации, которые ведет его институт. Сегодня по мере продвижения социальной сетевой газификации во все более отдаленные территории использование СУГ для нужд населения и объемы СУГ, реализуемые через ГРО, снижаются. Что касается газификации при помощи СПГ, в 2014 году «Газпром Промгаз» реализовал первый пилотный проект в Пермском крае и сегодня его мониторит. Институт также подготовил программы газификации 67 регионов России, при этом две из них — для Томской и Сахалинской областей — автономной газификации СПГ.

Руководитель рабочей группы по альтернативной газификации при Российском газовом обществе Кирилл Молодцов отметил, что сегодня нормативная база газовой отрасли, во многом заточенная именно под трубный газ, отстает от требований, которые возникают в связи с реализацией задачи максимальной социальной газификации всеми видами газа. Российское газовое общество совместно с заинтересованными компаниями и регионами подготовило ряд предложений по совершенствованию законодательства для стимулирования альтернативной или локальный газификации.

Заместитель Председателя Комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Торгово-промышленной палаты РФ Андрей Вычужанин акцентировал внимание участников круглого стола на вопросах, связанных с СУГ, прежде всего безопасной эксплуатации баллонов СУГ. Развитие рынка СУГ как альтернативного трубопроводному газу источника энергии сдерживают и другие факторы. Существенная разбалансированность ценообразования на рынке СУГ по отношению к трубопроводному газу по биржевым индексам, высокая сезонная волатильность биржевой цены на СУГ привели к непредвиденным дополнительным расходам бюджетов субъектов РФ, к убыткам уполномоченных региональных ГРО.

Заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Дмитрий Исламов

Исламов
Дмитрий Викторович Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 102 (Прокопьевский – Кемеровская область) поддержал предложения, связанные со стимулированием проектов малотоннажного СПГ, включая упрощение получения технических условий на подключение к магистральным газовым сетям, выделение льготного финансирования, предоставление права экспорта произведенного СПГ.

Комитет Государственной Думы по энергетике провел "круглый стол" на тему "Состояние и перспективы развития электроэнергетики страны. Законодательный аспект"

Комитет Государственной Думы по энергетике провел круглый стол на тему Состояние и перспективы развития электроэнергетики страны. Законодательный аспект

Мероприятие проводилось в преддверии запланированного в Государственной Думе на 6 ноября 2019г. Правительственного часа с участием министра энергетики РФ А.В. Новака.

Открывая круглый стол, председатель комитета Павел Завальный отметил, что электроэнергетика остается наиболее сложной отраслью ТЭК, в том числе, в части нормативного обеспечения эффективности и надежности ее работы.

«Конкуренция на оптовом рынке, формирование которого считается одним из наиболее заметных итогов реформы электроэнергетики, ограничивается при помощи разного рода искусственных механизмов, таких как перекрестка и ДПМ, и на сегодня составляет менее 50%, конкуренция на розничном рынке электроэнергии скорее отсутствует, работа сетевого комплекса в целом далека от эффективности. Можно сказать, реформа фактически заморожена.

Я убежден, что без ее продолжения, без решения проблемы перекрестки, без формирования истинно рыночных механизмов и подлинной конкуренции невозможно обеспечить качество, надежность поставок и адекватную стоимость электроэнергии для роста российской экономики.

Что для этого необходимо? Об этом я говорил неоднократно: снижение и ограничение перекрестного субсидирования, повышение операционной и инвестиционной эффективности работы сетевого комплекса, развитие конкуренции не только на оптовом, но и на розничном рынке, введение интеллектуального учета поставляемой электроэнергии, в целом цифровизация энергетики, повышение платежной дисциплины», заявил Завальный.

Первый заместитель председателя комитета Сергей Есяков отметил, что, несмотря на то, что ряд целей реформы отрасли были достигнуты, прежде всего, в части повышения надежности энергообеспечения и привлечения в отрасль инвестиций, сегодня ни одна из «групп интересантов» не довольна ее итогами. Прежде всего, потому, что стоимость электроэнергии в конечном итоге существенно выросла для всех категорий потребителей. Как это ни парадоксально, выросла и роль государства в электроэнергетике, хотя именно от этого предполагалось избавиться.

Заместитель министра энергетики РФ Юрий Маневич подчеркнул, что сегодня министерство в рамках работы над проектом Энергостратегии особое внимание уделяет надежности энергообеспечения, эффективности ценовой политики, развитию рыночных механизмов и постепенному снятию ограничений в их применении на оптовом и розничных рынках электроэнергии. Он также озвучил ряд изменений в Федеральный закон об электроэнергетике, которые должны быть приняты в ближайшее время. Эти изменения касаются вывода объектов энергетики из эксплуатации на рыночных условиях; минимизации последствий перекрестного субсидирования при помощи дифференциации тарифов и распределения нагрузки между потребителями всех уровней напряжения, распределительного и магистрального сетевого комплекса; продления до 2028г. и более точной настройки механизма выравнивания цен и тарифов для потребителей Дальневосточного федерального округа, законодательного обеспечения микрогенерации.

Директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго Павел Сниккарс заметил, что сам факт того, что сегодня участники дискуссии обсуждают проблемы цен на электроэнергию, а не веерные отключения и перспективы энергодефицита, хорошо характеризует ситуацию в отрасли и проведенную реформу.

Начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС Дмитрий Васильев сделал акцент в своем выступлении на проблеме перекрестного субсидирования. Сегодня это – наиболее серьезная проблема, мешающая полноценному развитию рыночных механизмов в электроэнергетике, да и всей отрасли в целом. Суть ее в перераспределении нагрузки по оплате между группами потребителей, при которой одни фактически оплачивают часть стоимости электроэнергии за других.

Основные виды перекрестки, существующие сегодня в российской электроэнергетике, помимо субсидирования тарифов для населения, это перекрестное субсидирование между группами потребителей, подключенными к различным уровнями напряжения электрической сети; потребителями электрической и тепловой энергии; различными субъектами Федерации. Проблемы с годами лишь усугубляются. Потребители уходят на собственную генерацию и сети ФСК, отчего нагрузка на остающихся потребителей лишь растет.

ФАС имеет свой взгляд на то, как считать объемы перекрестного субсидирования и затем снижать их, в том числе, через равномерное распределение перекрестки на все уровни напряжения. В этом случае где-то тарифы вырастут, где-то снизятся. Проект соответствующего постановления внесен в Правительство.

Много вопросов есть у ФАС к надбавкам в пользу потребителей Дальнего Востока – пока механизм работает не эффективно, нуждается в значительной донастройке. Кроме того, нужно уже сегодня понимать, как отрасль будет уходить от «дальневосточной надбавки» за границами 2028 года. Пока такого понимания нет.

Также ФАС считает целесообразным изучить опыт Крыма и Севастополя с тем, чтобы дать субъектам федерации возможность введения ступенчатых тарифов в зависимости от объемов потребления. В принципе ФАС готов предложить к обсуждению дорожную карту ухода от перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

Заместитель Генерального директора по реализации услуг ПАО «Россети» Александр Пятигор отметил важность перспективного планирования электроэнергетики «от потребности» а не «от возможности», с тем, чтобы инвестиции в отрасль были максимально эффективными. Пакет предложений для сетевого комплекса «Россети» готовы будут представить на круглом столе комитета Государственной Думы по энергетике по развитию сетевого комплекса, который пройдет 8 ноября в Ижевске.

Татьяна Иванова, заместитель директора департамента «Россетей», уделила основное внимание в своем выступлении методикам расчета и анализа перекрестного субсидирования, вступив в дискуссию с ФАС по предлагаемым решениям. При этом «Россети» согласны с такими решениями как распределение нагрузки по перекрестному субсидированию между всеми потребителями распределительного и магистрального сетевого комплекса, что может дать до 6% снижения стоимости электроэнергии для потребителей, находящихся в распределенной сети; и возможность перехода от котлового тарифа к зональным. Тогда появится стимул к определению сильных и слабых с точки зрения перспектив потребления регионов, к инвестированию в развитие сетей в первых и замене централизованного обеспечения распределенной и микрогенерацией во вторых.

Василий Киселев, директор ассоциации «Сообщество потребителей электроэнергии» подверг критике идею перераспределения нагрузки по перекрестному субсидированию между всеми потребителями распределительного и магистрального сетевого комплекса. С его точки зрения, это не решение, а «размазывание» проблемы. Причины же перекрестки – в нежелании повышать эффективность потребления энергии и развивать энергосбережение, неэффективные инвестиционные решения, которые приводят лишь к росту расходов без увеличения полезного отпуска электроэнергии, и методологических недоработках при раскладке расходов по уровням напряжения.

Член Правления – заместитель Председателя Правления Ассоциации «НП Совет рынка» Олег Баркин подчеркнул, что главное, в чем нуждается электроэнергетика – это повышение эффективности, и здесь главный инструмент – конкуренция. Пример оптового рынка электроэнергии, где конкуренция присутствует – лучшее тому подтверждение, цена там действительно снижается в зависимости от объемов, как и должно быть. В естественно-монопольных секторах, где развитие конкуренции невозможно, нужно максимально приближать цены к экономически обоснованным, с тем, чтобы не искажались экономические сигналы. Представитель «Совета рынка» уверен, что решения по снижению перекрестного субсидирования нужно принимать в антикризисном режиме. И не стоит опасаться негативных социальных эффектов, опыт решения гораздо более острых проблем в других сферах показывает, что мы склонны их переоценивать. Важно при этом обеспечить адресную социальную помощь нуждающимся в ней категориям потребителей электроэнергии, а также сделать все решения максимально открытыми и публичными, чтобы потребители понимали, почему они принимаются.

Эту позицию поддержала директор департамента Минстроя Светлана Никонова. Кроме того, Минстрой волнует наведение порядка с электросетевыми активами ТСО, региональных и муниципальных органов власти, повышения ответственности поставщиков электроэнергии населению, качества и корректного учета поставляемой электроэнергии.

Илья Долматов, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ, заявил, что нужна новая методология расчета тарифов, с учетом качества и надежности поставки электроэнергии. Что касается развития конкуренции на розничном рынке, драйвером ее развития может стать возможность совмещения сетевой и сбытовой деятельности, и конкуренция гарантирующих поставщиков в регулируемом сегменте.

В острой дискуссии, касавшейся главным образом, перекрестного субсидирования, метко названного «кривым зеркалом электроэнергетики», приняли участие депутаты комитета, представители субъектов федерации, энергетических компаний и компаний-потребителей энергии, отраслевых ассоциаций и экспертных институтов.

Комитету по энергетике предстоит в оперативном режиме свести прозвучавшие на круглом столе предложения в единый документ, с тем, чтобы представить рекомендации органам исполнительной власти для учета их, в том числе и при доработке проекта Энергостратегии.

Круглый стол "Российская промышленность для энергетики: игра по новым правилам" состоялся в рамках РМЭФ-2022

Круглый стол Российская промышленность для энергетики: игра по новым правилам состоялся в рамках РМЭФ-2022

Эксперты обсудили применение инноваций в электросетевом комплексе.

«На рынке электроэнергетики работы стало в разы больше. Планы оперативно меняются и корректируются прямо на ходу», - сообщил Александр Аргасцев, директор проектов Центра компетенций и технологического развития ТЭК, ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Министерства энергетики Российской Федерации. Выступая в ходе круглого стола, эксперт отметил, что сегодня крайне важно определить критическую номенклатуру, риски и пути их решения с точки зрения техники.

Александр Аргасцев подчеркнул, что электроэнергетика сегодня - самая защищенная отрасль и это результат работы в прошлые годы. Хотя при этом есть определенные пробелы в области инноваций.

По мнению экспертов отрасли, последовательное развитие технологической и информационной базы в электроэнергетике – объективная необходимость. Без современных систем решать актуальные задачи отрасли и соответствовать растущим требованиям к доступности и качеству услуг уже невозможно. Основной функцией электросетевой компании остается надёжное и бесперебойное энергоснабжение потребителей. Применение любых инновационных решений должно быть сбалансированным - перед непосредственным внедрением каждая разработка проходит стадии глубокого анализа, исследования и испытаний.

По словам и.о. заместителя главного инженера ПАО «Россети Ленэнерго» по технологическому развитию и инновациям Александра Иванова, в компании разработана и утверждена целая программа инновационного развития на период 2020-2024 гг. с перспективой до 2030 года. Она содержит комплекс мероприятий, направленных на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню.

«Россети Ленэнерго» напрямую сотрудничает с производителями оборудования. В частности, участвует в разработке новых технологий (НИОКР), проводит опытную эксплуатацию и День презентаций, а также реализует рекламационную деятельность, которая направлена на восстановление утраченного качества оборудования, устранение причин его неисправностей, повышение ответственности изготовителей и поставщиков за качество поставляемой продукции»», - отметил Александр Иванов.

Директор Дирекции производственных систем, руководитель центра инноваций ПАО «ТГК-1» Сергей Иванов выразил уверенность в том, что цифровизация станет основным направлением развития электроэнергетики. С появлением новых технологий их стоимость будет снижаться и они будут активнее внедряться.

Сергей Иванов также отметил, что цифровизация станет основным направлением развития электроэнергетики. В этом отношении развитие digital–технологий — лучший инструмент снижения издержек в энергетической отрасли. По словам эксперта, в энергетической отрасли главный ресурс для повышения прибыли — работа над снижением внутренних издержек.

Сергей Иванов напомнил, что цель технической политики генерирующих компаний − повышение конкурентоспособности на энергетическом рынке за счет оптимизации производственного и технологического потенциала электростанций. Основными задачами технической политики генерирующих компаний являются разработка технических решений, направленных на опережающее развитие, снижение себестоимости производства электроэнергии и тепла, выполнение экологических нормативов.

Кризис дает возможность создавать новую технику, улучшать уровень технологий в паротурбостроении при участии государства и в рамках всего сообщества отрасли, считает главный конструктор Уральского турбинного завода Тарас Шибаев.

«Нынешняя ситуация значительно отличается от советского периода благодаря наконец-то представившейся возможности всей отрасли заново интегрироваться с использованием современной инфраструктуры», - подчеркнул Тарас Шибаев.

В числе реальных мер поддержки Тарас Шибаев предложил следующие:

  • Министерству энергетики совместно с Министерством промышленности и торговли возглавить процесс системного создания новой техники;
  • создать условия доведения и освоения головных образцов техники на месте эксплуатации;
  • систематизировать общие принципы и правила договорных взаимоотношений в отрасли;
  • на законодательном уровне закрепить единственно возможного разработчика САУ турбин – производителя турбин;
  • внедрить и расширить действие национальной энергетической платформы на все предприятия отрасли.

Для цифровизации любой отрасли и предприятия необходима российская платформа, заявил директор по маркетингу ГК «Астра» Александр Гутин.
По словам спикера, массовый переход к российской ИТ инфраструктуре - вопрос среднесрочной перспективы. Это не вопрос одного года, скорее нескольких лет. Но российским ИТ компаниям уже есть что предложить.

В частности, Александр Гутин рассказал об Astra Linux – единственной в мире операционной системе со встроенными запатентованными средствами защиты информации. Система позволяет защищать информацию любой степени конфиденциальности - вплоть до «совершенно секретно». Она включает более 1000 решений аппаратного обеспечения и более 300 решений программного обеспечения.

В том, что современный стандарт на оборудование упростил бы работу российских производителей, уверен руководитель инженерно-проектного центра ООО «Дорогобужкотломаш» Александр Артамонов.

Эксперт поддержал идею главного конструктора Уральского турбинного завода Тараса Шибаева о необходимости создания такого стандарта для отрасли.

Александр Артамонов также представил решения для теплоэнергетики на базе котельного оборудования отечественного производителя ООО «Дорогобужкотломаш»: жаротрубные котлы, газоплотные водотрубные котлы, горелочные устройства.

О возможностях аддитивных технологий - флагмане цифровой трансформации производства рассказал генеральный директор АО «Лазерные системы» Дмитрий Васильев.

По словам эксперта, 87% компаний планируют расширить использование аддитивных технологий на своих производствах как минимум вдвое, а около 40% — в пять и более раз.

В частности, в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) аддитивные технологии позволяют:

  • уменьшить потери от простоев оборудования;
  • снизить затраты на логистику, складирование, хранение;
  • создавать детали/запчасти для оборудования, которые уже не производятся, для импортного или устаревшего;
  • оптимизировать массы изделий посредством генеративного дизайна (топологической оптимизации);
  • создавать новые конструкции со свойствами, превосходящими традиционные.

По словам Дмитрия Васильева, наличие нормативной базы позволит на серьезном уровне внедрять новые технологии в производстве, в том числе в таких «закрытых» сферах, как оборонная промышленность и космическая отрасль.

Зарубежные компании и их представительства в России, объявляя об официальном уходе, приостановили прием заказов. Учитывая количество иностранных приборов учета и туманные перспективы их обслуживания, под вопросом находится экономическая безопасность объектов теплоснабжения. Так прокомментировал создавшуюся ситуацию управляющий директор ТД «Взлет» Евгений Сажин.

«Ситуация на рынке и направление на импортозамещение открывают сейчас перед производителями большие возможности. Одновременно возникли проблемы с поставками полупроводников, рынок этот стал очень спекулятивным, на нем резко выросли цены. Себестоимость продукции «прыгает»», - отметил эксперт.

По словам Евгения Сажина, в числе основных вопросов повышения энергоэффективности - достоверность учета. В частности, использование расходомеров с низким динамическим диапазоном.

В качестве оптимального вектора развития повышения энергоэффективности спикер отметил такие направления как: интеллектуальный анализ данных, минимизация человеческого фактора, адаптивное управление, управление с прогнозированием развития событий и выявление угроз возникновения аварийных ситуаций.

О том, как последние события способствуют тому, что оборудование переходит на отечественную элементную базу, рассказал руководитель проектов департамента маркетинга и продаж ГК «Системы и Технологии» Павел Старов.

Эксперт также рассказал о продукции компании - «Пирамида 2.0» - отечественное программное обеспечение (ПО) для организации систем учета и диспетчеризации в промышленности, энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ). Разработчиком и правообладателем является российская компания ООО «АСТЭК», входящая в ГК «Системы и Технологии».

Способам решения вопросов поставки запчастей и расходных материалов к электрическим машинам посвятил свое выступление директоров Группы компаний «Электромашина» по ремонту электрических машин Вячеслав Русских.

Так, например, в качестве антикризисного предложения может быть использован реинжиниринг необходимых запасных частей и комплектующих для последующего изготовления и замены на российские аналоги (в рамках проведения инспекций), а также поставки аналогов запасных частей, изготовленных в дружественных РФ странах (Китай, Индия, Ближний Восток и др.)

По словам спикера, у заказчиков также есть сложности с поставкой новых электродвигателей и их запасных частей зарубежного производства.

ПО «Электромашина» разработало уникальную программу ремонта электродвигателя «Новая Жизнь», в процессе которой производится полная замена изношенных частей на новые. В итоге выполняется модернизация электрической машины с улучшением технических характеристик (повышение мощности), сохраняются присоединительные размеры за счет неизменности габаритов электрической машины, отсутствуют дополнительные затраты на строительно-монтажные работы по установке новой электрической машины на имеющийся фундамент.

О том, что предлагает ООО «ПромАвтоматика-Софт» рассказала руководитель направления разработки базовых средств компании Светлана Ларионова.

После начала кризиса и введения антироссийских санкций появились проблемы с компонентной базой, стало сложно купить контроллеры. Для решения увеличившихся запросов ООО «ПромАвтоматика-Софт» начала разработки аналогов зарубежных решений, в том числе контроллеры ввода-вывода и гидрораспределители на высокое давление.

Организатором мероприятия выступила газета «Энергетика и промышленность России».

Читайте также: