Круглый стол по экстремизму

Обновлено: 16.05.2024

Цель круглого стола: объединение усилий по созданию системы мер, направленных на профилактику экстремизма, повышение уровня толерантности и воспитание патриотизма молодёжи.

ВложениеРазмер
metod._razrabotka_kruglyy_stol_s_uchastiem_roditeley_skazhem_net_ekstremizmu_i_teerrorizmu.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 153

ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ул. Гончарная, д.15

Круглый стол с участием родителей

«Скажем нет экстремизму и терроризму!»

ПОДГОТОВИЛА: социальный педагог А. В. Гусева

ПРИСУТСТВОВАЛИ: ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ВР

СОЦ. ПЕДАГОГ А.В.ГУСЕВА.

2016-2017 учебный год

Круглый стол с участием родителей «Скажем нет экстремизму и терроризму!»

Аудитория: родители обучающихся с 1-11 кл., педагоги 1-11 кл.

Социальный педагог А. В. Гусева, зам. директора по ВР А.Ю.Лебедева.

Цель: объединение усилий по созданию системы мер, направленных на профилактику экстремизма, повышение уровня толерантности и воспитание

  1. Определить факторы, способствующие росту экстремистских настроений в подростковой среде;
  2. Выявить организации экстремистского толка, которые известны подросткам и оказывают на них определенное влияние;
  3. Определить преобладающие настроения в подростковой среде по отношению к лицам других национальностей и вероисповеданий;
  4. Определить известность и правильность понимания понятий «экстремизм», «экстремистская организация»;
  5. Ознакомить родителей с законами: «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности».

Место проведения: ГБОУ СОШ №153

Что нужно знать об экстремизме

Экстремистская деятельность (экстремизм) – это:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Экстремистские материалы – это предназначенные для обнародования документы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие необходимость осуществления такой деятельности.

Экстремистская мотивация – это мотивация, основанная на групповой солидарности, осознании себя членом привилегированной группы, имеющей право на подавление в различных формах «чужаков».

Профилактика экстремизма – это система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т.д.).

Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.

Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.

Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.

Толерантность - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности (переводится как «терпимость»).

Основная профилактическая задача – выявить и предупредить совершение преступлений экстремистского характера со стороны школьников.

Экстремизм — приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о

В последнее время в сети интернет, по мобильной связи поступают провокационные призывы к молодежи с предложением принять участие в массовых мероприятиях (митинги, акции протеста и т.д.) на улицах города.

При этом анонимные провокаторы не указывают тот факт, что данные мероприятия не санкционированы в установленном законом порядке либо вводят в заблуждении о законности этих митингов, акций.

Главная цель организаторов - дестабилизировать ситуацию в стране, ослабить политическое влияние России в мире, срежиссировать процессы саморазрушения государства по отработанным западными технологами сценариям в Сирии, Ливии, Ливане, Египте и ряде Европейских государств.

Не поддавайтесь на провокации! Помните, что данные действия влекут ответственность по закону и могут стать несмываемым пятном на всю

Уделите внимание своим детям, не дайте им стать орудием чьих-то грязных политических игр! От вас зависит, как сложится дальнейшая жизнь ваших детей.

Тем, кто спекулирует на патриотизме, втягивая в свои интриги молодёжь, безразлична судьба ваших детей, их репутация, их переживания и проблемы. Защитите своих детей, не дайте им совершить непоправимые поступки!

Уделите внимание своим детям, не дайте им стать орудием чьих-то грязных политических игр!

От вас зависит, как сложится дальнейшая жизнь ваших детей.
Защитите своих детей, не дайте им совершить непоправимые поступки!

Основные признаки того, что подросток начинает подпадать под влияние экстремистской идеологии, можно свести к следующим:
- манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;
- резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;
- на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;

- в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант – нацистская символика), предметы, которые могут быть использованы как оружие;

- подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной

литературе, фильмам, компьютерным играм;

- повышенное увлечение вредными привычками;

- резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:
1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы – такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.
2. Начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.

3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.
4. В случае если Вы или Ваши близкие подвергаетесь физическому или моральному экстремистскому давлению незамедлительно обращайтесь в органы внутренних дел лично или по телефону - 02.

Дискуссия и принятие решений по профилактике экстремистской деятельности в образовательном учреждении.

Круглый стол «Осторожно-терроризм!»
методическая разработка на тему

- Мы рады приветствовать вас на заседании нашего круглого стола « Осторожно-терроризм!» ».

Терроризм - постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы.

Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Жертвой террористического акта может стать каждый - даже тот, кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему террористический акт.

Уровень терроризма и конкретные формы его проявления представляют собой показатель, с одной стороны, общественной нравственности, а с другой - эффективности усилий общества и государства по решению наиболее острых проблем, в частности, по профилактике и пресечению самого терроризма.

К сожалению, террористические акты являются весьма действенным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием жизни, нравственными нормами, культурой . А за последние годы проблема терроризма приобрела во всем мире глобальные масштабы и имеет тенденцию к устойчивому росту.

Именно поэтому актуальность обсуждения данной темы бесспорна.

Террористические акты с каждым годом становятся все более тщательно организованными и жестокими, с использованием самой современной техники, оружия, средств связи. Совершенно очевидно, что для противодействия этому крайне опасному явлению необходима координация усилий всех государств на высшем уровне, создание сети международных организаций. Для осуществления эффективных действий по борьбе с терроризмом необходима также выработка его единых международно-правовых понятий, точной правовой характеристики этого вида преступления.

А как вы думаете, какая категория людей попадает в экстремистские организации?

Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят не формальный характер.

На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.

Идеология терроризма и экстремизма – это подмена принятых в нормальном обществе ценностей, понятий о справедливости и чести.

Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхом очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительным и осторожным.

Ведущий 2: Давайте сейчас вспомним с вами действия населения при теракте.

ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ ТЕРАКТА

1.Подготовиться к экстренной эвакуации. Для этого сложите в сумку документы, деньги, ценности, немного продуктов.

2.Желательно иметь свисток.

3.Помочь больным и престарелым подготовиться к эвакуации.

4.Убрать с балконов и лоджий горюче-смазочные легковоспламеняющиеся материалы.

5.Подготовить йод, бинты, вату и другие медицинские средства для оказания первой медицинской помощи.

6.Договориться с соседями о совместных действиях на случай оказания взаимопомощи.

7.Избегать мест скопления людей (рынки, магазины, стадионы, дискотеки. ).

8.Реже пользоваться общественным транспортом.

10.Задернуть шторы на окнах. Это убережет вас от разлетающихся осколков стекол.

11.Держать постоянно включенными телевизор, радиоприемник, радиоточку.

12.Создать в доме (квартире) небольшой запас продуктов и воды.

13.Держать на видном месте список телефонов для передачи экстренной информации в правоохранительные органы.

Перечислите возможные места установки взрывных устройств.

Возможные варианты: Подземные переходы (тоннели); Вокзалы; Рынки; Стадионы; Учебные заведения; Дискотеки; Транспортные средства; Магазины; Объекты жизнеобеспечения (водопроводы, газоперекачивающие и распределительные станции. ); Больницы, поликлиники; Подвалы и т д.

Как же не стать жертвой теракта?

Предполагаемые ответы (Следует избегать мест массового скопления людей; проявлять бдительность в случае оставленных бесхозных вещей)

А, сейчас вспомним признаки наличия взрывных устройств

  • Припаркованные вблизи домов автомашины, неизвестные жильцам (бесхозные).
  • Присутствие проводов, небольшой антенны, изоленты.
  • Шум из обнаруженного предмета (тиканье часов, щелчки).
  • Наличие на найденном предмете источников питания (батарейки).
  • Растяжка из проволоки, шпагата, веревки.
  • Необычное размещение обнаруженного предмета.
  • Специфический, не свойственный окружающей местности запах.
  • Бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, мешки, ящики, коробки.
  • При обнаружении подозрительных предметов немедленно сообщите

в дежурные службы территориальных органов внутренних дел, ФСБ, управление по делам ГО и ЧС

Предлагаю вашему вниманию игровые ситуации, как себя вести если…

“Если ты оказался в заложниках…”

Помни:…………….. (Ответы: помнить главное-цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить - спецслужбы начали действовать).

Задание №2 “Если вам поступили угрозы по телефону”

Вы должны:………………………………….. (ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).

Задание №3 “Вы обнаружили подозрительный предмет”

Ваши действия:…………………………..(Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия полиции.)

Задание №4 “Если вы услышали выстрелы, находясь дома”

Вам необходимо: (ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).

Задание №5 “Если рядом прогремел взрыв”

Ваши действия…………………(Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения спасателей).

А, что делать, если вдруг вы обнаружили взрывное устройство?

  • 1Немедленно сообщить об обнаруженном подозрительном предмете в дежурные службы органов внутренних дел, ФСБ, ГО и ЧС.
  • Не подходить к обнаруженному предмету, не трогать его руками и не подпускать к нему других.
  • Исключить использование средств радиосвязи, мобильных телефонов, других радиосредств, способных вызвать срабатывание радиовзрывателя.
  • Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов.
  • Указать место нахождения подозрительного предмета.

Внимание. Обезвреживание взрывоопасного предмета на месте его обнаружения производится только специалистами МВД, ФСБ, МЧС.

Давайте, подумаем как стоит вести себя, если вдруг вы оказались в числе заложников.

  • Возьмите себя в руки, успокойтесь, не паникуйте. Разговаривайте спокойным голосом.
  • Подготовьтесь физически и морально к возможному суровому испытанию.
  • Не выказывайте ненависть и пренебрежение к похитителям.
  • С самого начала (особенно в первый час) выполняйте все указания бандитов.
  • Не привлекайте внимания террористов своим поведением, не оказывайте активного сопротивления. Это может усугубить ваше положение.
  • Не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успехе побега.
  • Запомните как можно больше информации о террористах (количество, вооружение, как выглядят, особенности внешности, телосложения, акцента, тематика разговора, темперамент, манера поведения).
  • Постарайтесь определить место своего нахождения (заточения).
  • Сохраняйте умственную и физическую активность. Помните, правоохранительные органы делают все, чтобы вас вызволить.
  • Расположитесь подальше от окон, дверей и самих террористов. Это необходимо для обеспечения вашей безопасности в случае штурма помещения, стрельбы снайперов на поражение преступников.
  • При штурме здания ложитесь на пол лицом вниз, сложив руки на затылке.

Подводя итоги нашего круглого стола, мы все пришли к единому мнению, что терроризм и экстремизм – это зло и с ним нужно бороться. Каждый гражданин своей страны должен предпринять действия, чтобы противостоять этой «чуме», которая поразила все мировое сообщество.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы проведения круглого стола "Современный урок" в профессиональном училище

Этот материал представляет собой обобщение по составлению плана урока и подготовке к уроку. Он предназначен для начинающих преподавателей, которые находятся в поиске своего урока и своего стиля препод.

сценарий круглого стола/беседы на тему "Моё личное пространство"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ» ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПРОВЕДЕНИЕ КРУГЛОГО СТОЛА «СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НАУКА ТЕЛЕГОНИЯ?»

Хотите увидеть увлечённо работающих студентов? Предложите им участие в диспуте "Существует ли наука "телегония"?" Накануне дня влюблённых так актуально вспомнить о нравственности, верности и чистоте. .


Т Е З И С Ы для беседы за круглым столом с начинающими преподавателями ОЗПЭК им.Саввы Морозова по обмену опытом классного руководства группой 11 сп. 080110 «Банковское дело».

Первое знакомство и собрание в группе. Это самый главный этап в становлении коллектива. а) Ознакомление с Правилами поведения в ОЗПЭК и рассказ о традициях в колледже. Цель — настроить ребят к тому, .

Методическое пособие по проведению обучающего экзамена по методу «Круглого стола»

В данной работе описаны основные задачи и цели обучения стоящие перед педагогической практикой на современном этапе.Разработана и показана своя методика проведения обучающего экзамена по способу «Круг.


Методическая разработка заседания круглого стола «Сложна ли роль избирателя?»

Цель: формирование собственной гражданской позиции, приобретение опыта ведения политической дискуссии, повышение уровня политической культуры.Оборудование: интерактивная доска, слайд-шоу, вопросы викт.


Круглый стол : "Роль родителей в трудовом воспитании подростка"

Открытое мероприятиеКруглый стол Тема: « Роль родителей в трудовом воспитании подростка»Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудов.

Круглый стол "Противодействие распространению экстремисткой идеологии среди несовершеннолетних и молодежи.


Цель: профилактика распространения экстремистской идеологии среди несовершеннолетних и молодежи.

Задачи: Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

формирование умения проявлять толерантность.

Содержимое разработки

Круглый стол

Противодействие распространению экстремисткой идеологии среди несовершеннолетних и молодежи.

Цели: профилактика распространения экстремистской идеологии среди несовершеннолетних и

Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

2. формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

3. формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

4. развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

5. развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

6. формирование умения проявлять толерантность.



Ход мероприятия:

Вступление. Объявление темы круглого стола.

Здравствуйте, ребята и гости нашего круглого стола

Прежде чем мы начнём обсуждать тему круглого стола, я предлагаю посмотреть видеоролик.

Вед. Ребята, вы посмотрели социальный ролик, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить за круглым столом.

Ответы детей

Тема: Противодействие распространению экстремисткой идеологии среди несовершеннолетних и молодежи.

А теперь я предлагаю вам обсудить все негативные стороны этого вопроса.

Сегодня у нас в гостях люди, которым эта тема небезразлична и которым есть что сказать по данному вопросу.

Елена Дмитриевна Долженко – выпускница школы, поэтесса

отец Кирилл - Священнослужитель Храма Покрова Божьей Матери

Лидия Семёновна Марченко - почетный житель нашего города

Для того, чтобы обсудить данную тему, нам необходимо начать с понятия

«межнациональные отношения»

Межнациональные отношения – отношения между людьми разных национальностей - взаимодействие нескольких социально-этнических общностей, способствующее развитию отношений между людьми разных национальностей .

Экстремизм – это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта – демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта.

Для подготовки к нашей встрече с учащимися школы была проведена анкета – опросник, задачей которой являлось выявление факторов развития экстремистских настроений, для организации более эффективной профилактики экстремизма. Анкету выполняли 12 учащихся.

Первый вопрос анкеты звучал так: Что такое ксенофобия - из 12 учащихся 5 ответили правильно.

Ксенофо́бия (от греч. ξένος — чужой + φόβος — страх) — страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей .

Второй вопрос звучал так: Толерантность – это… 11 учащихся ответили правильно. Толерантность - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

На вопрос «Как вы считаете, националист – это тот, кто» считает представителей своей национальности лучше всех других людей. Правильно ответили 9 учащихся из 12.

Следующий вопрос «Поддерживаете ли вы практику полиции проверять документы на улице у людей неславянской внешности? 6 учащихся ответили считают, что это нужно делать обязательно.

Пятый вопрос анкеты: Вы когда-нибудь проявляли нетерпимость к представителям какого-либо меньшинства? 8 учащихся ответили – никогда.

Следующий вопрос «Вы сталкивались со случаями унижения достоинства человека из-за его национальности или вероисповедания?» 9 учащихся ответили, что наблюдали лично.

По вашему мнению, существует ли в нашем городе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания? 6 учащихся ответили да и это проблема, а 6 учащихся ответили да, но встречается редко и не является проблемой.

На вопрос: «Какие вы испытываете чувства при виде людей другой национальности»: 6 учащихся ответили всё равно, 6 учащихся – относятся положительно.

На вопрос: «Какие взаимоотношения важны между людьми в мире» все ответили – взаимоуважение, толерантность.

Могли бы вы представить себя или своих близких в браке с человеком другой национальности или другой вероисповедания: 4 учащихся ответили – нет; 4 – почему бы и нет; 4 – ответили – да.

Подводя итоги можно сделать следующий вывод: по нашему мнению, анкетирование позволило понять, что только терпимое отношение к окружающим людям, независимо от религиозной, культурной ориентации, убеждений и личных особенностей, способно спасти мир и отдельного человека от деградации под нарастающим напором деструктивных, интолерантных сил.

А сейчас социальный педагог Олеся Ивановна Евсик, расскажет какие профилактические мероприятия, проходят в нашей школе по данной теме.

Выступление социального педагога

А теперь давайте обратимся к «букве Закона»

Показ социального ролика «Экстремизм»

А чтобы мы не были наказаны таким жестоким образом, я предоставляю слово Елене Дмитриевне, которая прочитает вам стихотворение «Ода народам Кавказа».

Выступление Е.Д.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Какие же психологические моменты влияют на возникновение межнациональных конфликтов?

Выступление психолога

2015 год для нас и для всей России важный, памятный, юбилейный. 9 мая мы отметим 70 лет Победы Советского народа над немецко – фашистскими захватчиками. Лидия Семёновна не по книгам и не по фильмам знает, что такое война! И победа советского народа над фашизмом была завоевана не только русскими…

Выступление Л.С.

Профилактика экстремизма в педагогическом процессе.

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Как же решить эту проблему?

Отец Кирилл с точки зрения православия, что необходимо делать?

Выступление отца Кирилла.

Профилактика терроризма и экстремизма проводиться в нашей школе. Данная работа по профилактике в первую очередь начинается с формирования у работников сферы образования, навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Из года в год мы с вами трудимся как один дружный коллектив, и все благодаря нашей работе.

Материалы: листы бумаги, ручки

Упражнение «Пять добрых слов»

Необходимое время: 20 минут

Материалы: листы бумаги, маркеры

Форма работы: групповая, в кругу.

Задание. Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом вы передаёте свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество её обладателя. (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне нравятся твои привычки» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу.

Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».

Все ли ваши достоинства, о которых написали ребята, были вам известны?

Подведение итогов круглого стола.

Мини опрос обучающихся

- является ли для тебя проблема экстремизма и толерантности?

- достаточно ли проводится мероприятий в нашем коллективе для его сплочения?

Сценарий круглого стола: «Явления терроризма и экстремизма в современном мире»

Ø Образовательные: Выяснить причины и последствия возникновения экстремизма и терроризма для каждого человека и в мире в целом.

Ø Развивающие: Развивать умение ораторского искусства через выступления; прививать навыки самостоятельной работы; учить детей анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения.

Ø Воспитательные: формировать патриотизм; воспитывать чувство неприятия к насилию, терроризму и экстремизму.

ОБОРУДОВАНИЕ: круглый стол, медиапроектор, презентация, видео-ролики, листовки, программка, карточки на тренинг, ватман для записи тезисов, маркеры разных цветов.

ФОРМА МЕРОПРИЯТИЯ: круглый стол.

МЕТОД: дискуссии.

ВРЕМЯ МЕРОПРИЯТИЯ: 2 часа.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1. ЧАСТЬ –теоретическая

Ведущий: Добрый день! Наш круглый стол сегодня посвящен проблеме, которая угрожает всему мировому сообществу – это терроризм и экстремизм.

Терроризм, а также его последствия являются одной из основных и наиболее основных проблем, с которыми сталкивается современный мир. Это явление в той или иной степени касается как развитых обществ, так и развивающихся государств. Реалией настоящего времени является тот факт, что терроризм все больше угрожает безопасности большинства стран, влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери. Его жертвами может стать любая страна, любой человек.

Терроризм уже приобрел международный, глобальный характер. Еще сравнительно недавно о терроризме можно было говорить как о локальном явлении. В 80-90-е годы XX столетия он уже стал явлением мирового масштаба. Это объясняется расширением и глобализацией международных связей взаимодействия в различных областях.

Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимым террором. Объектом исследования является терроризм как таковой, его современные разновидности и цели, которые он преследует.

Предметом изучения является: деятельность международных террористических организаций, влияние международного терроризма на политику ведущих стран мира, а также меры направленные на борьбу с этим явлением в первые годы XXI столетия.

Итак, мы начинаем!

Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. Более 60 лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил.

Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы.

ФОТОГРАФЫ - представляют Видеоролик с фотографиями

проявлений экстремизма и терроризма- 5 минут.

Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХ I век. Его можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице человека. Полны экстремизма события в современном мире. Ненависть, злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это все те слова, которые характеризуют эти события.

Видеоролик «Соцопрос- Что такое экстремизм?»- 7 минут.

Так что же это – ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ? Каковы причины возникновения этих явлений?

Терроризм « terror » переводится как «ужас» (устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства).

Терроризм это сознательное использование насилия (чаще всего с заведомой ориентацией на зрелищный, драматический эффект) со стороны какой – то группы, стремящейся тем самым достичь определенных целей.

Идеологический терроризм. Наличие двух лагерей (власть и недовольные ей революционеры - террористы). Например: русские народники, французские анархисты, германские консерваторы, большевики, фашисты, теракты неофашистов в Италии в конце 70-х, Красные Бригады и Красная Армия в ФРГ и т.д.

Этнический терроризм. Этнические меньшинства рассматривают терроризм, как единственный путь заявить о своих требованиях в условиях, когда полноправное политическое участие в определении своей судьбы иным способом невозможно. Этнотерроризм может иметь расовый характер. Самые яркие примеры: сицилийские сепаратисты, ирландцы, курды, карабахские армяне и чеченцы.

Религиозный терроризм . Выступают религиозные меньшинства или активный авангард, познавший враждебное влияние властей. Основа принижения «неверных», представителей иной религии. Самые крайние формулировки «избранные», «спасенные», «проклятые». Классические

образцы такого терроризма – сионистский терроризм в Палестине и современный исламский терроризм.

Криминальный терроризм . Чаще всего такой терроризм сопровождается требованием полуполитического характера. Например: предоставление средств передвижения для того, чтобы покинуть определенную зону, освобождение заключенных и так далее. Примеры: большевистские и анархические налетчики, и грабители, этнические мафии США (еврейская, сицилийская и китайская), взятие банков экстремистами и т.д.

Индивидуальный террор . Это не одиночка – революционер, не одиночка – националист, не одиночка – религиозный фанатик, не одиночка – преступник, а человек в независимости его идеологической ориентации, наносящий вред обществу.

А каково понятие ЭКСТРЕМИЗМА?

Рост преступлений экстремистской направленности является одной из тенденций современного общества. Нетерпимость, национализм и фашизм, отрицание этнического и религиозного многообразия, сепаратизм, а также терроризм, выступающие составными элементами современного экстремизма, являются далеко не новыми понятиями как для мировой истории, так и для истории России.

Термин «экстремизм» начал употребляться с середины XIX в., сначала в Англии, где он получил широкое распространение в политической прессе; затем в США.

Экстремизм (от лат. extremus – «крайний») ассоциируется с «приверженностью к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)»;

В юридической литературе экстремизм определяется по-разному: как противоправная деятельность, как явление, имеющее своей целью породить у членов мирового сообщества сомнения в возможности поддержания стабильности в мире на принципах демократии, уважения прав и свобод человека и гражданина, как продукт разобщенности общества, которое не обрело или утратило общую идеологию, единые ценности и цели.

Переходный этап (1991 - 2000 гг.), когда, по мнению исследователей экстремизм достиг пика своего развития, характеризуется следующими чертами: массовое распространение экстремизма в России; отсутствие в уголовном праве ответственности за экстремистскую деятельность; субъектами экстремистской деятельности являлась незанятая молодежь; разнообразие форм проявления экстремизма (терроризм, сепаратизм, национализм и др.).

Исследователи различают следующие основные виды экстремизма: 1.политический,

Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя.

Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.

Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма.

4. Экологический экстремизм – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации.

5. Антиглобалистский экстремизм;

6. Молодежный экстремизм выражает взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Выделяют несколько видов молодежного экстремизма: оккультный, спортивный, уголовный. Каждый из них имеет свою специфику, однако их объединяет агрессивный, жестокий характер проявления.

Социальные предпосылки развития - это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями.

-это нарастание социальной напряженности.

-это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей.

-это бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.

Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят не формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.

Терроризм и экстремизм проявление ненависти или глупости, силы или слабости духа? Аргументируйте свой ответ.

Терроризм и экстремизм это стихийное действие или за этим кто-то стоит?

ДАЛЕЕ УЧАСТНИКИ ВЫСТУПАЮТ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ:

  1. ИСТОРИКИ - описывают историческое развитие явления экстремизма и терроризма
  2. РЕЛИГИОВЕДЫ - высказывают мнение о религиозном направлении экстремизма и терроризма.
  3. ПОЛИТИКИ - высказывают мнение о политическом направлении экстремизма и терроризма.
  4. СТАТИСТИКИ - приводят статистические данные о преступлениях экстремистского и террористического характера.
  5. ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕФОРМАЛЬНЫЙ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Презентация о НМО- 20 слайдов.

  1. ЮРИСТЫ- констатируют нормы права, регулирующие отношение к экстремизму.

Видеоролик «Экстремизм УК»- 2 минуты.

Видеоролик «Участие в экстремистском сообществе»- 0,3 минуты.

7. ОБЩЕСТВОВЕДЫ - описывают влияние явления экстремизма и терроризма на сферы общества.

8. ПСИХОЛОГИ - рассматривают межнациональный и межличностный конфликты.

Вашему вниманию мы предлагаем Видеофильм «Одна сотая секунды», посмотрите и попробуйте проанализировать, и высказать свое мнение о том, что увидите на экране!

Вопрос после обсуждения фильма: подумайте в жизни человека одна сотая секунды - это много или мало и что мы стоим как люди?

А. Войнаровская
Что стоим мы как люди?

Что стоят наши страхи и обиды,
В сравнении с матери великою бедой
Которой довелось вчера увидеть,
Ребенка гибель в час тот роковой?

Что стоят наши тщетные старанья,
С потерей тяжкой деда и отца?
Который в переходе утром ранним
Увидел внуков бездыханные тельца?

Что стоят все болезни и несчастья,
Когда весь мир так тяжко заболел?
В котором заменили слово "Счастье"
На неизбежное понятье "Беспредел"?

Что стоят демократии каноны?
Когда повсюду расползается фашизм?
Когда, поправ природы все законы
Берет людей за горло терроризм?

Что стоят наши жизни в этом мир?
Ответа у меня, поверьте, нет,
Когда в пустой и не отопленной квартире
Живет актер, вчерашний, музыкант, поэт?

Что стоим мы тогда, в понятье "Люди"?
Где потеряли человечности нетленное лицо?
И что же с нами непременно дальше будет?
Когда забыли мы заветы мудрецов?!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КРУГЛОГО СТОЛА:

Ведущий подводит к теме для записи основных тезисов по круглому столу «ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ- ЭТО……»

Сценарий круглого стола «Экстремизм в современном мире»

Образовательные: Выяснить причины и последствия возникновения экстремизма и терроризма для каждого человека и в мире в целом.

Развивающие: Развивать умение ораторского искусства через выступления; прививать навыки самостоятельной работы; учить детей анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения.

Воспитательные: формировать патриотизм; воспитывать чувство неприятия к насилию, терроризму и экстремизму.

Оборудование: медиапроектор, презентация к круглому столу, видео ролик «Одна сотая секунды»

Для каких классов мероприятие: 9-11 – е классы .

Ведущий: Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. Более 60 лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил. Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм.

Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы.

Презентация: Хроника событий в Беслане.

Ведущий: Вашему вниманию были представлены страшные кадры террористических актов.

Мы часто слышим и видим в новостях по телевизору или в интернете о том, что в мире происходят страшные вещи, и это даже стало привычным услышать о взрыве или о том, что захватили заложников, но каждый из нас никогда даже на минуту не представлял горе тех, ни в чем не повинных людей, которые оказались в этой беде, т.к. мы считаем, что от нас это далеко и меня уж точно не коснется! Хотелось бы сейчас чуть подробнее рассказать вам о самой страшной трагедии. О том, как происходил захват школы в г. Беслане в республике Северная Осетия. 1 сентября 2004г 9.00 Вооруженные боевики ворвались на территорию бесланской школы № 1, где проходила торжественная линейка, посвященная началу учебного года. В первые минуты нападения некоторые старшеклассники и взрослые смогли разбежаться, остальных (преимущественно младших школьников и их родителей) заставили зайти в школьный спортзал. В ходе перестрелки с гражданскими, которые подоспели на помощь школьникам, было убито трое человек. 10.40-11.00. По предварительным данным, в школе находились 17 террористов, в том числе те, которые были снабжены поясами смертников. Появилась информация, что в школе была открыта стрельба, жертвами которой стали учителя. 11.35 Из школы была отпущена женщина с запиской, в которой террористы требовали вызвать на переговоры президента Северной Осетии Александра Дзасохова, главу Ингушетии Мурата Зязикова и врача Леонида Рошаля. 12.25-12.30 Террористы передали видеокассету с записью происходящего в школе, а также записку с просьбой отпустить боевиков, напавших 21-22 июня на Назрань (Ингушетия). Начались переговоры с террористами. 13.20 Террористы передали еще одну записку, в которой содержалось требование вывести российские войска из Чечни. 13.30 В окнах школы боевиками были выставлены дети, во избежание штурма здания спецназом. 2 сентября 16.37 Из школы были отпущены 26 женщин с грудными детьми. 3 сентября 13.04 Раздались два взрыва, началась стрельба.13.15-13.40 Несколько заложников выбежали из школы, солдаты начали выносить из здания людей под беспорядочным непрекращающимся огнем противника. Крыша школы обрушилась. Спустя несколько минут из здания вырвались десятки заложников. 13.50 В школу вошло подразделение спецназа. 14.00-14.30 Продолжилась перестрелка с боевиками внутри здания и эвакуация заложников, 148 детей с пулевыми ранениями были доставлены в больницу. Официально было заявлено, что ранено 310 человек, 180 из которых дети. 18.00 В районе школы продолжился ожесточенный бой. 21.30 Продолжилось освобождение заложников. На данном этапе стало известно о госпитализации 646 человек. 23.10 Стрельба прекратилась, четверым боевикам удалось уйти от сотрудников спецназа. Последствия теракта 4 сентября 2004 года стало известно, что из-под завалов под обломками школы было извлечено 210 погибших. Всего при штурме здания школы погибло 322 человека, среди них 155 детей. В дальнейшем было озвучено, что в заложниках у боевиков с момента начала теракта находилось 1116 человек.

Позднее были подведены итоги теракта: 334 человека скончались от полученных ран, в том числе 186 детей в возрасте от 1 до 17 лет. Ранено было 810 человек, включая заложников, сотрудников спецназа, военнослужащих и местных жителей. В результате ранений 72 ребенка и 69 взрослых стали инвалидами. 27 террористов было уничтожено в результате операции, проведенной силовиками.

Пойман живым был только 1 боевик —Нур-Паши Кулаев, которого позднее приговорили к пожизненному заключению. Ответственность за теракт в бесланской школе взял на себя Шамиль Басаев, опубликовав свое заявление 17 сентября 2004 года на сайте чеченских сепаратистов «Кавказ-центр». День солидарности в борьбе с терроризмом 3 сентября стало днем, когда Россия вспоминает события, развернувшиеся в средней образовательной школе в Беслане 1-3 сентября 2004 года. Произошедший тогда теракт стал одним из самых трагичных эпизодов в истории страны, жертвами боевиков стали более 180 детей.

Ведущий: Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице человека. Полны экстремизма события в современном мире. Ненависть, злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это все те слова, которые характеризуют эти события.

Ведущий: Терроризм «terror» переводится как «ужас» (устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства). Терроризм это сознательное использование насилия (чаще всего с заведомой ориентацией на зрелищный, драматический эффект) со стороны какой – то группы, стремящейся тем самым достичь определенных целей. Выделяют: Идеологический терроризм. Наличие двух лагерей (власть и недовольные ей революционеры - террористы). Например: русские народники, французские анархисты, германские консерваторы, большевики, фашисты, теракты неофашистов в Италии в конце 70-х, Красные Бригады и Красная Армия в ФРГ и т.д. Этнический терроризм. Этнические меньшинства рассматривают терроризм, как единственный путь заявить о своих требованиях в условиях, когда полноправное политическое участие в определении своей судьбы иным способом невозможно. Этнотерроризм может иметь расовый характер. Самые яркие примеры: сицилийские сепаратисты, ирландцы, курды, карабахские армяне и чеченцы. Религиозный терроризм. Выступают религиозные меньшинства или активный авангард, познавший враждебное влияние властей. Основа принижения «неверных», представителей иной религии. Самые крайние формулировки «избранные», «спасенные», «проклятые». Классические образцы такого терроризма – сионистский терроризм в Палестине и современный исламский терроризм. Криминальный терроризм. Чаще всего такой терроризм сопровождается требованием политического характера.

Например: предоставление средств передвижения для того, чтобы покинуть определенную зону, освобождение заключенных и так далее.

Примеры: большевистские и анархические налетчики, и грабители, этнические мафии США (еврейская, сицилийская и китайская), взятие банков экстремистами и т.д. Индивидуальный террор. Это не одиночка – революционер, не одиночка – националист, не одиночка – религиозный фанатик, не одиночка – преступник, а человек в независимости его идеологической ориентации, наносящий вред обществу.

Ведущий: А каково понятие ЭКСТРЕМИЗМА? Рост преступлений экстремистской направленности является одной из тенденций современного общества. Нетерпимость, национализм и фашизм, отрицание этнического и религиозного многообразия, сепаратизм, а также терроризм, выступающие составными элементами современного экстремизма, являются далеко не новыми понятиями, как для мировой истории, так и для истории России. Термин «экстремизм» начал употребляться с середины XIX в., сначала в Англии, где он получил широкое распространение в политической прессе; затем в США. Экстремизм (от лат. extremus – «крайний») ассоциируется с «приверженностью к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)»; В юридической литературе экстремизм определяется по-разному: как противоправная деятельность, как явление, имеющее своей целью породить у членов мирового сообщества сомнения в возможности поддержания стабильности в мире на принципах демократии, уважения прав и свобод человека и гражданина, как продукт разобщенности общества, которое не обрело или утратило общую идеологию, единые ценности и цели. Существует несколько этапов формирования экстремизма, один из которых: Переходный этап (1991 - 2000 гг.), когда, по мнению исследователей, экстремизм достиг пика своего развития, характеризуется следующими чертами: массовое распространение экстремизма в России; отсутствие в уголовном праве ответственности за экстремистскую деятельность; субъектами экстремистской деятельности являлась незанятая молодежь; разнообразие форм проявления экстремизма (терроризм, сепаратизм, национализм и др.).

Исследователи различают следующие основные виды экстремизма: 1.политический, 2. национальный и 3.религиозный.

Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя.

Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.

Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий.

В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма. Выделяются также 4.экологический экстремизм – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации.

5 Антиглобалистский экстремизм (читаю все о молод экстрем)

6.Молодежный экстремизм выражает взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Выделяют несколько видов молодежного экстремизма: оккультный, спортивный, уголовный. Каждый из них имеет свою специфику, однако их объединяет агрессивный, жестокий характер проявления. Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их. Выясним, кто составляет социальную базу экстремизма и терроризма. К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:-это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями. -это нарастание социальной напряженности. -это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей. -это бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины. Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят не формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.

Ведущий: Терроризм и экстремизм проявление ненависти или глупости, силы или слабости духа? Аргументируйте свой ответ. Терроризм и экстремизм это стихийное действие или за этим кто-то стоит?

Ведущий: Вашему вниманию мы предлагаем фильм «Одна сотая секунды», посмотрите и попробуйте проанализировать, и высказать свое мнение о том, что увидите на экране!

Ведущий: Вопрос после обсуждения фильма: подумайте в жизни человека одна сотая секунды - это много или мало?

Ведущий:Вся история насыщена проявлениями экстремизма, о которых мы узнаем из различных источников, например из учебников истории или литературных произведений.

Ведущий: Я передаю слово учителю русского языка и литературы Н.А. Ильичевой. Выступление Н.А. Ильичевой Да, ребята, вам сегодня для беседы предоставлен страшный, поражающий своей жестокой правдой материал. Таковы, к сожалению, факты нашей сегодняшней реальности. Но, знаете, это зло только поменяло имя. Вы уже слышали толкование слова «экстремизм» и поняли, что его смысл восходит к такому явлению, как насилие с целью достижения власти, господства над миром, пропаганды исключительности какого-либо народа, какой-либо веры или какой-то личности. А скажите, разве на уроках литературы мы не говорим с вами об этих проблемах? Разве они не знакомы вам по произведениям русских писателей? Русская классическая литература впитала в себя дух православного учения о мире и человеке не случайно. Опираясь на богатый и трагический опыт нашей истории, нельзя не увидеть одной закономерности: каждый, кто – пусть даже во имя великой, благородной цели – встал на путь насилия, обречен на ненависть, проклятие своего же народа и гибель. В человеческом обществе никогда не будет абсолютной справедливости, справедливости «для всех», всегда кто-то будет чем-то недоволен. И мы не раз встречали у наших классиков сюжеты, когда герой идет на «благородный» бунт во имя справедливости. Вспомните Дубровского, Пугачева, Раскольникова… Это, конечно, разные люди, но все они выбрали путь насилия для воплощения своей идеи (у каждого своей). Вспомните, чем заканчивается их протест. Цели не достигнуты. Судьбы разрушены (причем не только самих героев, но и тех, кто их любит, кто им сочувствует). Но, самое страшное, это чувства, которое вызывают они у окружающих: страх, ненависть, ужас, презрение, жалость… Потому что любое насилие, направленное на источник зла, распространяется неизбежно и на ни в чем не повинных людей. Благородный бунт всегда переходит в «бессмысленный и беспощадный». В крови захлебывается народ во время пугачевского восстания, гибнет от топора Раскольникова большое дитя – Лизавета – в романе Достоевского, хотя именно ее и хотел защитить герой от несправедливости сестры-процентщицы. Вы можете возразить, что так все получилось оттого, что герои не достигли цели. Если бы они получили желаемое, то положили бы насилию конец. Пушкин дает ответ и на этот вопрос в своей трагедии «Борис Годунов». Ведь эта драма в какой-то степени была адресована друзьям поэта, будущим декабристам: власть, полученная путем насилия, сама обречена на насильственную гибель, потому что такую власть никогда не признает народ (никогда не будет молиться за царя-ирода, царя-убийцу), а значит, всегда будет опасность мести, заговора, убийства от рук таких же поборников власти. И если царь Борис умирает своей смертью (хотя и тут есть сомнение: «мальчики кровавые в глазах», являющиеся каждую ночь Годунову, вполне могли истерзать его сердце, которое не выдержало душевных страданий), то его семья, его чистые, добрые, благородные дети гибнут от рук изменников. Русская литература убедительно, психологически точно доказывает, что насилие над злом разрушает личность самого бунтаря. «Я себя убил» - эти слова героя Достоевского открывают оборотную сторону насилия, даже совершенного во имя какой-то благородной идеи. Только Раскольников это понял в силу своей способности чувствовать чужую боль. А другие этого могут не заметить и продолжать творить зло, принимая его за справедливый протест против несправедливого миропорядка, превращаясь в «бесов», духовно мертвых людей. Я хочу закончить свое слово обращением опять же к творчеству Пушкина. В одном из ранних своих стихотворений – оде «Вольность» - Александр Сергеевич, сам в то время будучи одухотворен идеей свободы, со свойственными ему жаром и горячностью передает то эмоциональное состояние, которое вызывает у народа правитель, чья власть основана на насилии:

Самовластительный Злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостью вижу. Читают на твоем челе Печать проклятия народы, Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты богу на земле… Поэтому вполне естественно звучит призыв лирического героя: Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы! Так что природа экстремизма уже давно известна человеческому обществу.

Террорист, экстремист – это не кто иной, как обреченный на проклятие, на позорную гибель насильник, который к тому же насылает проклятие и на своих близких, своих потомков.

Стоит ли этих страданий жизнь, в которой можно найти так много источников истинной радости, истинного счастья.

Давайте прислушаемся к голосу наших мудрых, любящих нас классиков, которые, не будучи пророками, силой своей любви к человеку почувствовали, что и как может человека погубить.

Читайте также: