Круглый стол по экологии для педагогов

Обновлено: 24.04.2024

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.

1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);

2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

3. Развивать познавательный интерес у педагогов;

4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Экология (от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и. логия) - наука об отношениях растительных, животных организмах и человека и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

Усиление экологической грамотности – важнейшая проблема современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.

Задание № 1. «Экологическая разминка».

Вопросы для команды № 1:

• У какой птицы самый длинный язык? (У дятла).

• Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью).

• Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб).

• Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит).

• Самец кукушки. (Кукух).

• Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

• Самая высока трава? (Бамбук).

Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Одинаковая).

Вопросы для команды № 2:

• Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной).

• Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение).

• Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется).

• Трава от 99 болезней. (Зверобой).

• Пингвин птица или животное? (Птица).

• Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб).

• Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц).

• Какое дерево является лучшим пылесосом? (Тополь).

Задание № 2. «Объяснялки». Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых.

• Пескарь – живет в песке.

• Линь – линяет, меняет цвет с желтого на розовый.

• Синица – поет «зинь – зинь».

• Кулик – кричит «куик».

• Щегол – денди, щеголь.

• Козодой – так и вьется вкруг пасущихся стад.

• Слепень – кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь.

• Волк – тащит добычу волоком.

• Насекомое – насечки на туловище.

Задание № 3. «Народные приметы».

Как много было дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет,

Дошли до нас и вот – живут поныне.

Вопросы для команды № 1.

1. Цветы издают сильный запах. (к дождю. Сильнее, чем обычно, пахнут акация и жасмин, левкои и петуния, над ними вьется множество насекомых – к дождю).

2. Жаворонки высоко зависают в небе и звонко поют. (по приметам к хорошей погоде без осадков).

3. Кошка свернулась клубком. (к морозу).

4. Мухи кусаются. (к дождю).

5. Большие дождевые пузыри. (к ненастью и пущему дождю).

Вопросы для команды № 2.

1. Паук усиленно плетет паутину. (к сухой погоде).

2. Мухи пропали. (скоро зима).

3. Зацвела черемуха. (всегда жди холодов).

4. Лягушки квакают. (к дождю).

5. Воробьи в пыли купаются. (к дождю).

Конкурс № 4. «Творческое задание».

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

• Весна красна цветами, а осень пирогами.

• Готовь сани летом, а телегу зимой.

• Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

• Яблоко от яблони недалеко падает.

Задание № 5. «Свой край люби и знай».

Земля России огромна, с чудными степями и полями, горами и лесами с разнообразием зверей и птиц, реками и морями.

1. Какой природной зоны нет на территории России? (Тропической).

2. Как называется самая плодородная почва? (Чернозем).

3. Как называется самое крупное копытное животное, обитающее на территории России? (Зубр).

4. Как называется самый большой хищник России? (Белый медведь).

5. Как называется самый маленький хищник в России? (Ласка. Охота на зверька запрещена, так как одна ласка за год уничтожает до 3 тыс. мелких грызунов).

6. Назовите 5 самых редких животных России (Азиатский гепард, Снежный барс, Дальневосточный леопард, Уссурийский Тигр, Амурский горал

Задание № 6. «Черный ящик».

Ведущий называет по одному признаку и команды должны кто быстрее отгадать, что в ящике. (Ветка ели).

В этой коробочке лежит то, из чего добывают этиловый спирт, глицерин, камфару, кормовые дрожжи, музыкальные инструменты, это антисептик, применяют в кораблестроении.

ДРОЖЖИ – в старину внутренний слой еловой коры добавляли в муку при выпечке хлеба, а из весенних нежных побегов варили особое пиво.

Производство музыкальных инструментов – скрипки Страдивари.

Задание № 7. «Вопрос – ответ».

1. Куда зайцу бежать удобнее – в горку или с горы? (В горку, у зайца передние ноги короткие, задние длинные, потому заяц в гору бежит легко, а с горы летит кубарем, через голову).

2. Чем кормят морских свинок? (Овощи, фрукты, сено, свежая трава, сухой хлеб, зерна овса или пшеницы, немного воды или молока).

3. Сороке через 3 года что бывает? (4-й год идёт).

4. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими).

5. Как узнать о приближении дождя по муравейнику? (Муравьи прячутся и закрывают все входы в муравейник).

6. Сколько ног у паука? (8).

7. Весь мир кормлю, сама не ем? (Земля).

8. Сколько надо взять «А» что бы получить птицу? (Сорок «А»).

9. В воде родится, а воды боится? (Соль).

Задание № 8. «Обманки»

Ведущий зачитывает стихи, а конкурсанты быстро отвечают:

1. Знает девочка любая, что морковка …. (голубая – оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето – зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает …. (солнце – луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый – голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось …. (два – три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно …. (четыре – пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран – дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру – петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух – филин).

10. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух – лягушка).

11. Слышала вся улица, как мычала …. (курица – корова).

12. Друг детей и друг зверей добрый доктор…. (Бармалей – Айболит)

13. С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает …. (корова – обезьяна)

14. Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это. (мишка – белка)

Задание № 9. Экологический кроссворд «Лекарственные растения»

А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать экологический кроссворд, если все слова угадаем, то получим название сердечного лекарственного растения.

1. Травка та растет на склонах и на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист, а ее зеленый лист нам идет на чай.

Что за травка отгадай - чабрец

2. Он красивой розе брат, если ты не виноват,

Все равно имей ввиду, может уколоть в саду - шиповник

3. В сенокос горька, а в мороз сладка.

Что за ягодка?- рябина

4. Вдоль дорожек его встретишь, ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно. Нас излечит, исцелит? Подорожник

5. Горькая травка, к животу поправка,

И сама душиста, и мет т чисто – полынь.

6. Он «любит - не любит» ответить нам может.

И глянет приветливо желтым глазком.

Аптечный цветок на него так похож,

Его мы лекарственным другом зовем - ромашка

7. Он сорняк, он цветок, от болезни мне помог.

Как присяду на диванчик, вспомню желтый. Одуванчик

8. Весной растет, летом цветет,

А цветок-то, медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа - липа

9. Возле дома куст раст т, белым цветом он цвет т

– Будут ягоды на н м, осенью их собер м.

Хоть на вкус и не малина, а полезная. калина

Ключевое слово- Сердечное средство-боярышник

От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней. Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли. Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя. Благодарю всех за участие!

«Играйте вместе с детьми!» Круглый стол для родителей «Играйте вместе с детьми!» круглый стол для родителей Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности.

Круглый стол для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье» Цель. Формирование у родителей культуры поощрения и наказания ребёнка в семье. Задачи. - Дать родителям возможность задуматься над проблемами.

Круглый стол для родителей «Азбука здорового питания»

Круглый стол для родителей «Азбука здорового питания» Цель: формирование у законных представителей представления о значимости правильного питания детей, как составной части культуры здоровья.

Круглый стол для родителей «Права ребенка» Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца! В. А. Сухомлинский Януш Корчак утверждал: «Дети в обществе - главная страдающая сторона.

Круглый стол для родителей «Сбережем родную природу» Круглый стол для родителей «Сбережем родную природу». 1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы. • Оказывает ли среда влияние.

Круглый стол «Как хорошо, что есть семья…» (начальные классы)

Круглый стол «Как хорошо, что есть семья…» (начальные классы) Цели: • развитие познавательных интересов; • развитие творческих способностей; • воспитание чувства доброты и сопереживания, умение.

Круглый стол для педагогов "Путешествие в экологию"
консультация на тему

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
  2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
  3. Развивать познавательный интерес у педагогов;
  4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

Сегодняшний круглый стол позволит поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме..

И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

  1. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
  2. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
  3. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
  4. Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?
  5. Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию? (Консультации, круглые столы, выставки поделок из природного материала, родительские собрания).

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУРНИР.

  1. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

  1. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
  2. Что должно быть в уголке природы?
    (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
  3. Что должно быть на участке детского сада?
    (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
  4. Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.)
  5. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  6. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование.)
  7. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
  8. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
  9. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. НОД; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

  1. Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
  2. Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
  3. Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
  4. Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых, растений);
  5. Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
  6. Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
  7. Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы; ( 4, 3, 1, 2, 6, 5, 7 )

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

3. Предлагаю вам небольшой блиц - опрос

«Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

Круглый стол на тему «Экологические проекты как средство формирования у дошкольников познавательных способностей»
методическая разработка на тему

Круглый стол разработан с целью совершенствования знаний педагогов по вопросам проектной деятельности по экологии с помощью практических заданий.

ВложениеРазмер
kruglyy_stol.docx 25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол на тему «Экологические проекты как средство формирования у дошкольников познавательных способностей»

Разработала и провела: Муратова Н.В., старший воспитатель МБОУ «ЦО №34»

Цель круглого стола: Совершенствование знаний педагогов по вопросам проектной

деятельности по экологии с помощью практических заданий.

1. Систематизировать теоретические знания педагогов о проектной деятельности;

2. Учить работать в команде, участвовать в дискуссии, педагогической игре;

3. Развивать умение анализировать и определять структуру организации проектной деятельности в ДОУ;

4. Обменяться имеющимся опытом работы по проектной деятельности в ДОУ.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации г. Тулы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 34 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

НИКОЛАЯ ДМИТРИЕВИЧА ЗАХАРОВА»

Дошкольное отделение «Колибри»

Дата проведения: 31.10.2016г.

Время проведения: 13.30-14.30

II. Основная часть (теоретическая)

(Муратова Н.В., старший воспитатель)

Блиц-опрос «Формы и методы экологической работы, используемые в дошкольных учреждениях»

(Титова Г.Г., воспитатель)

III. Практическая часть

Деловая игра «Кто больше?»

Презентация проектов по экологическому воспитанию дошкольников

IV. Итог круглого стола

Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования через интерактивные формы методической работы.

Оборудование: слайды, на которых представлены вопросы, медали победителей.

Алгоритм игры: вводная информация ведущего игры; ознакомление участников с правилами игры; проведение игры;

Сегодня хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод.

Наше общение пройдет в форме игры. Вам как игрокам будут предложены 6 вопросов. На каждый вопрос предлагаются 4 ответа, выбрать надо быстро один ответ. Если он успешно справляется с заданиями, ему присваивается звание "Знаток проектного метода (| или || степени)".

1.Проект в переводе с латыни это значит.

c)Бегущий сломя голову

2.Основополжником методов проекта является??

3.Основное предназначение метода проектов?

a)предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

b)предоставление детям возможности самостоятельно планировать, решать, анализировать, подводить итоги.

c)Улучшить образовательный процесс.

d)Способствовать совместной работе педагог-родитель-ребенок.

4. Когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы; это вид проекта??

5.По срокам реализации проект может быть?

6.Краткосрочный проект это?

a)Одно или несколько занятий

Победителям вручаются медали « Знаток проектного метода | и || степени», Отдельным

участникам вручаются медали за активное участие.

(каждому воспитателю задается по одному вопросу. За правильный ответ воспитатель получает 1балл).

1.Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

(Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» -

наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы

живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях

растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между

собой и окружающей средой»)

2.Условия необходимые для экологического воспитания детей

(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

3. Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

4. Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая культура.

(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение)

5. Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

( Игра, элементарные опыты и моделирование)

6. Назовите основной метод, который используется в экологическом воспитании дошкольников

(Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.)

7. Зачем нужно вести календарь погоды детям

(Ведение календаря развивает наблюдательность детей, совершенствует их

способность к анализу, выделению главного и второстепенного.)

8. Почему особое место в ознакомлении детей с природой занимает огород на окне.

(воспитываем навыки экологической культуры)

9. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей, . »

•Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: физкультурные занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром,

коллективный труд, занятия по математике и развитию речи, прогулки, режимные моменты, игры

10. На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей?

11.Попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости (или вычеркнуть) приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на 1-е место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд, положение):

•Наличие как можно большего числа видов растений и животных

•Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, раковины)

•Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода

•Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых)

•Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными

•Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы

12.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практическо-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ " ПУТЕШЕСТВИЕ В ЭКОЛОГИЮ"

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.

1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);

1. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

2. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

3. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

4. Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

5. Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию? (Консультации, круглые столы, выставки поделок из природного материала, родительские собрания).

2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУРНИР.

1. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

2. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)

3. Что должно быть в уголке природы?
(Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)

4. Что должно быть на участке детского сада?
(Деревья, кустарники, цветники, огород.)

5. Какие методы используются для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные.)

6. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)

7. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра; элементарные опыты; моделирование .)

8. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)

9. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. ( Наблюдение.)

10. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. НОД; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

1. Наличие как можно большего числа видов растений и животных;

2. Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);

3. Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;

4. Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых, растений);

5. Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

6. Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

7. Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы; ( 4, 3, 1, 2, 6, 5, 7 )

3. Предлагаю вам небольшой блиц - опрос

«Как растения и животные предсказывают погоду».

1. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

2. - Уж на дороге греется – (перед дождем).

3. - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

4. - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

5. - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

6. - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

7. - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

8. - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

9. - Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

10. - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).

11. - Ворона кричит зимой – (к метели).

12. - Лягушки квакают – (к дождю).

13. - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).

14. - Около луны звезда народилась – (к потеплению).

- А сейчас предлагаю немного расслабиться .

Шуточная игра «Концовки обманки».

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая ).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима ).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна ).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый ).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три ).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять ).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел ).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух ).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин ).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна ).

Круглый стол для воспитателей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»28.12.20

Задачи семинара-практикума:

Повысить компетентность педагогов в экологическом воспитании дошкольников.

Систематизировать работу по экологическому воспитанию, установить взаимодействие специалистов и воспитателей ДОУ по данной теме.

Развивать творческий потенциал педагогов.

1.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Приглашаю вас поговорить о экологическом воспитании детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.
Что означает термин «Экология»?
Само слово «экология» образовано от греческих «экос» - «дом» и «логос» - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году. Некоторые возможные определения науки «экология»:
• Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе.
• Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах
Что подразумевается под экологическим воспитанием дошкольников?
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;
– экологическое воспитание – это система, направленная на формирование, начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых;
– система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.
Какова роль педагога в экологическом воспитании дошкольника?
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

Упражнение «Методический пейзаж»

На ватмане нарисовано дерево без листьев, большие и маленькие цветы без лепестков.

Команды получают задание:

- Написать на стикерах и приклеить на ватман сформулированные задачи экологического воспитания в дошкольном учреждении (листья дерева);

- Формы работы по экологическому воспитанию (лепестки маленького цветка);

- Методы и приемы работы с детьми по экологии (большой цветок).

Также в работе используются следующие формы работы с детьми:

- циклы наблюдений за растениями в уголке природы;

- целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей;

- игры экологического содержания;

- словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;

- чтение литературы природоведческого содержания;

- инсценировки, театрализованные представления;

- проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом;

- экологические праздники, акции;

- оформление гербариев листьев деревьев, лекарственных трав;

- изготовление поделок из природного и бросового материала;

А теперь остановимся на методах экологического воспитания.

Если говорить о методах обучения – то это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

К задачам экологического воспитания относят:

формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

развитие познавательного интереса к миру природы;

формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

развитие чувства эмпатии к объектам природы;

формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

формирование первоначальной системы ценностных ориентаций; освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; формирование умения и желания сохранять природу, а также навыков элементарной природоохранной деятельности;

формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

- Как вы считаете, почему так важен региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников?

-Можно но ли ознакомить дошкольников с природой родного края только лишь по картинкам, худ. Лит.?

2.Психологическое упражнение «Полюбите животное»

На ватмане нарисован дом с окошками. Воспитатели должны подумать и написать на стикере название животного, которое им не нравится или которого они боятся. Возможно, с ним связанны какие-то неприятные события? Воспитатели приклеивают стикеры в окошки, а затем вместе пытаются найти положительные качества этого животного, пользу от него в природе.

У детей бывают определенные страхи относительно определенных животных, которые преимущественно бывают сформированы под влиянием взрослых. Когда мы говорим малышу: «Не трогай! Это животное опасно! Это животное грязное не подходи, потом укусит, я сама боюсь!» и т.д. Мы не задумываясь формируем у ребенка негативную установку. А стоило бы, наоборот, на примере гусеницы, паучка, личинки, найти, что-то интересное для ребенка, а не развивать у него негативное отношение к тем или другим представителям животного мира. Считаю, что психологическое упражнение «Полюбите животное» следует проводить на занятиях с детьми .

3.Пед. Ситуация .Упражнение «Дайте оценку»

Каждая команда получает задание: рассмотреть определенную ситуацию и дать ей свою педагогическую оценку.

1) Мама и дочь гуляли по тихой улице. Они держались за руки, но каждая из них была сама по себе. Дочь, правда, делала попытки завязать с мамой разговор:

- Посмотри, мамочка, какие у деревьев большие руки. Мама ничего не ответила, а дочь уже рассматривала большой камень, лежавший на обочине.

- Эти дырочки – глаза камня, так? Он через них видит?

- Чего ты, Маша, только не придумываешь? Пока гуляешь с тобой, устанешь больше, чем от какой - либо работы. Иди спокойно.

Маша покорилась, шла спокойно и уже не видела ни «камешковых глаз», ни «рук деревьев».

2) Когда Сережа переехал с родителями в новый дом, бабушка подарила ему котика. Он у них немного прожил, а потом мама выгнала кота со стороны из дома и сказала: «Не плачь. Я куплю тебе саблю и винтовку».

3) Воспитатель попросил детей рассказать, как они помогают родителям в выходные дни. Дети рассказывали много интересного, а Миша сидел и молчал. На вопрос воспитательницы, как он помог дома маме мальчик ответил:

- Я хотел помочь маме полить цветы на балконе, папа сказал: «Не мужское это дело, а в женские дела не вмешивайся».

4.Экологическая среда в ДОУ

- Какая развивающая среда по экологическому воспитанию должна быть создана в группе?

Экологическая развивающая среда группы и уголок экспериментирования предназначены для проведения экологических занятий, самостоятельных наблюдений, знакомства коллекциями природного материала, проведения опытов и экспериментов; в группе имеются: календари природы, дидактические и развивающие игры, природный материал, иллюстрации с животными и птицами, растительным миром и т.д. предназначенных для проведения занятий по ознакомлению детей с окружающим миром.

Так же в группе проводя работу по экологическому воспитанию необходимо иметь коллекции, предназначенные для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала, должны быть доступны для детей. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:

  • Доступность объектов сбора (камни, семена растений, сухие листья, ветви, образцы песка и глины, различных почв, речные и морские раковины и т.д.)
  • Разнообразие
  • Краеведческий аспект (местный материал должен составлять основу, базовое ядро коллекций)
  • Страноведческий аспект (любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли и т.д.)
  • Природоохранный аспект (плоские, потерявшие свой цвет, запах, а зачастую и форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы; не рекомендуется покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных.)
  • Безопасность

Зона библиотеки представляет собой уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания; сказочные персонажи, куклы — сказочные персонажи и технический комплекс.

В группе можно повесить карту мира, на которой дети располагают животных и растения по разным климатическим зонам и местам обитания.

Оборудование и материалы уголка экспериментирования

1. Коллекции «Летающих семян»

Летом и осенью предложите детям поискать в лесу, на даче, в парке летающие семена. К летающим семенам относятся семена растений, переносимые ветром. На их примере можно показать детям один из способов распространения семян. Они отличаются легкостью и особыми приспособлениями для переноса ветром.

2. Коллекция других семян и плодов

Подберите как можно больше разнообразных семян и плодов, классифицируя их по разным признакам, например: коллекция семян и плодов деревьев, коллекция “орехов”, коллекция “ягод”, бобовых, коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений и другие. В коллекции обязательно должны быть шишки, каштаны, желуди, с которыми могут играть дети.

3. Коллекция соцветий

Весной можно собирать интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников, известных нам как “сережки”. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые интересно рассмотреть под лупой или микроскопом.

Оформление растительных коллекций

Образцы семян, плодов и соцветий можно разместить в прозрачных баночках. На крышке каждой банки прикрепите рисунок растения или его листка. Такое оформление коллекции позволяет использовать ее в качестве дидактического пособия: перемешав крышки от разных банок, предложите ребенку подобрать к каждому виду семян определенные листья.

4. Коллекция камней

В детском саду коллекция камней направлена на игру, через которую осуществляется и обучение и развитие ребенка. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету, размеру и т.п. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Поэтому мы рекомендуем сделать собственную коллекцию, а не покупать школьную коллекцию камней.

Дошкольники на территории детского сада находят массу разнообразных камней. Вместе с родителями дети могут поискать камни по берегам рек и озер, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейки конфетных коробок. Найденные образцы можно подразделить на природные (гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник), искусственные (керамзит, кусочек асфальта, кирпича).

5. Коллекции песка, глины, почвы

Песок различается по размерам зерен, по цвету, примесям. Хорошо различаются речной и морской пески. Глина тоже бывает различных цветов. Почва также бывает разной: черный чернозем, желтовато-коричневатая подзолистая почва, темная торфяная и т. д. Названия почв детям давать необязательно, но наглядно показать ее разнообразие в коллекции можно.

В зоне коллекций можно составить модель строения почвы (в очень упрощенном варианте). Для этого нужно взять достаточно высокую прозрачную банку. На дно банки насыпьте мелкие и средние камешки, поверх них – слой песка (или смеси песка и глины, или просто глины). Сверху разместите верхний слой почвы с корешками растений, сухими листьями, мхом.

Содержание уголков экспериментальной деятельности.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1. место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2. место для приборов

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные материалы, материалы разного размера и формы, лупы, пластмассовые прозрачные банки, микроскопы, барометры, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой, песок, глина, семена, камни.

Уголки экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора для исследовательской деятельности, условно можно разбить по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Резина».

В группе необходимо иметь «Прозрачный горшок» — стеклянная емкость (банка или небольшая емкость), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно наблюдать за развитием корней лука. Длинные корни также образуются у веточек тополя. Сначала ветки нужно поставить в воду, а когда появятся корни посадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.

Но так как в группе недостаточно места чтобы расположить все экспонаты, мы предлагаем их выставлять по месяцам.

Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.

Отразить свои впечатления дети могут и в ИЗО деятельности. Изображая воспринятое, дети уточняют представления об окружающей природе и глубоко познают ее. Дети могут изобразить наблюдаемый объект или саму примету. Хорошо создать журнал «Живой барометр», где бы хранились эти рисунки.

Постоянные наблюдения и уход за растениями (в летний период) у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.

Педагоги должны помнить, что при осознанно правильном отношении к окружающей действительности «Красота природы будет вечной, только не жалейте для нее своей любви».

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.

Природа останавливает глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства. Мир огромен, а ребенок еще мал и опыт его ограничен. Поэтому его нужно знакомить с природой постепенно, создавать условия, чтобы у ребенка формировалось правильное представление о ней. Для этого не обязательно везти детей за город, а можно и в саду, на участке, огороде, цветниках знакомить их с природой.

Старший воспитатель: Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

4.Упражнение «Песенный вернисаж»

Завершить наш круглый стол мне хотелось бы веселым упражнением «Песенный вернисаж». Давайте вспомним и поочередно споем песни о растениях, животных, воде, природные явления, и тому подобное.

1. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5.

2. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7.

3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

4. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. 2004. N 7.

5. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.

6. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

7. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, N 7

Читайте также: