Круглый стол по бухгалтерскому учету

Обновлено: 17.05.2024

«Профессиональный эксперт-клуб» Тематические круглые столы на различные актуальные темы, касающиеся бухгалтерского учета и налогообложения. 1. Резервы по сомнительным долгам. Обязанность. Право. Критерии. Что нужно предпринять, чтобы обойти их создание. Документальное подтверждение. 2. Распределение общехозяйственных расходов, общепроизводственных расходов по вспомогательному производству и обслуживающему хозяйству для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета. В статье кратко расскажем о прошедшем мероприятии.

Компания «ФИН-АУДИТ» проводит тематические круглые столы в рамках «Профессионального эксперт-клуба». Круглый стол - это мероприятия с доступной и практичной информационной площадкой для обмена мнениями, выявления проблем и поиска совместных решений по различным актуальным темам бухгалтерского учета и налогообложения.

Наша компания в огромной степени заинтересована в налаживании конструктивного диалога с нашими клиентами и одной из форм сотрудничества мы видим в организации данных мероприятий, целью которых помимо обсуждения сложных бухгалтерских и налоговых вопросов, являются и обмен опытом, выработки профессионального суждения, а также знакомства с коллегами.

В этот раз за круглым столом обсудили проблематику по следующим вопросам:

- Резервы по сомнительным долгам. Обязанность. Право. Критерии. Что нужно предпринять, чтобы обойти их создание. Документальное подтверждение.

- Распределение общехозяйственных расходов, общепроизводственных расходов по вспомогательному производству и обслуживающему хозяйству для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета.

На круглый стол были приглашены представители бухгалтерских служб известных компаний Челябинска и Челябинской области.

Вначале обсуждения Татьяна Васильевна поприветствовала всех и представила участников круглого стола друг другу, после перешла к обсуждению заявленных тем круглого стола.

Резервы по сомнительным долгам

Резервы по сомнительным долгам должны создаваться в бухгалтерском учете всеми организациями независимо от их организационно-правовой формы. Исключения — это кредитные организации и государственные учреждения. Обязанность по созданию резерва закреплена в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина от 29 июля 1998 г. N 34н).

Резерв создается, только в том случае если у организации есть сомнительная дебиторская задолженность, а сомнительной считается дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Норма пункта 70 указанного Положения с учетом пункта 7 ПБУ 1/98 устанавливает возможность образовывать резервы только в тех случаях, когда по оценке организации реально существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Иначе, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение 12 месяцев после отчетной даты полной оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями (или иными предусмотренными законодательством способами), то она может не создавать резерв по данному долгу, т.е. не рассматривать его как сомнительный долг.

Таким образом, для того чтобы обосновано не создавать резервы в бухгалтерском учете и не боятся, претензий от аудиторов нужно иметь подтверждающие документы, из которого бы четко бы следовало, что долг не является сомнительным.

Посмотрите подробнее рекомендации Минфина, в котором он сказал следующее: «если в отношении просроченной дебиторской задолженности на отчетную дату имеется уверенность в погашении, то резерв по данному долгу не создается» (Письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01).

Величина резерва сомнительных долгов является оценочным значением, соответственно при создании данного резерва нужно учитывать и положения ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений".

Любая дебиторская задолженность, независимо от ее характера, например, выданные авансы, задатки, беспроцентные займы, задолженности по хозяйственным штрафам и процентам, в погашении которых организация сомневается, может быть признана сомнительной. Поэтому при создании резерва анализируется любая дебиторская задолженность, отраженная по дебету счетов 60, 62, 76.

К сомнительной задолженности можно отнести и задолженность, срок погашения которой еще не наступил, но есть основания полагать, что она не будет погашена в срок.

Среди документов, которые бухгалтера обычно подготавливают для создания резерва были выделены следующие:

- договора с указанием сроков расчетов;

- первичные документы: накладные и акты;

- акт инвентаризации дебиторской задолженности;

- переписка с должником.

- бухгалтерская справка расчет для резерва.

При этом было обращено внимание на то, что в бухгалтерском учете нет четкого перечня документов необходимых для создания резерва. А что касается акта инвентаризации «дебиторки» и самой инвентаризации, то для целей бухгалтерского учета ни акт, ни инвентаризация не являются обязательными – абзац, указывающий на создание резерва на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности, утратил силу, - приказ Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н.

Интересный вопрос был поднят одним из участников «Как должен создаться резерв по тем договорам, по которым идут постоянные поставки?».

Татьяна Васильевна по этому поводу пояснила следующее – «Задолженность одного лица по нескольким счетам-фактурам должна рассматриваться как один долг, если такая задолженность исходя из условий договора имеет общий срок погашения.

Так если по условиям договора предусмотрена, например, ежедневная отгрузка товаров по отдельным счетам-фактурам, а их оплата предусмотрена одним суммарным платежом, то резерв может создаваться после истечения срока этого суммарного платежа на всю его величину.

А, если условиями договора предусмотрена оплата каждой отгрузки товара (счета-фактуры), то резерв создается по каждому не оплаченному в срок счету-фактуре».

Пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учета не устанавливает четких правил формирования резерва. Поэтому, организация имеет право в значительной части аспектов создания резерва определить данный порядок самостоятельно и отразить его в своей учетной политике.

Также участники обсудили вопросы ответственности за не создание резерва по сомнительным долгам.

Организация может быть привлечена к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации по ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании ст. 15.11 КоАП РФ установлена ответственность для должностных лиц организации в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, под которым понимаются:

- искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;

- искажение любой статьи (строки) бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Это означает, что уклонение от применения обязательных норм по созданию резерва по сомнительным долгам может привести к грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, в случае неприменения положения п. 70 Положения должностные лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ.

В рамках круглого стола по теме «Резервы по сомнительным долгам» было обсуждено много актуальных и спорных вопросов. Особенно интересно было послушать мнение руководителя аудиторской практики ГК «Фин-Аудит» Ольги Петровны, из которого участники узнали, не только как на практике создается данный резерв, но и то как обосновать перед аудиторами не создание резерва по сомнительным долгам. Эта информация действительно была интересна участникам круглого стола.

Распределение общехозяйственных расходов, общепроизводственных расходов, вспомогательные производства.

Во втором часе круглого стола была затронута не менее интересная тема – это порядок распределения общехозяйственных расходов, общепроизводственных расходов, и организация учета вспомогательных производств.

Каждый из участников рассказал о своих особенностях производственного и технологического процесса. Интересно, что некоторые компании используют принципы организации производственного процесса по правилам бухгалтерского учета в рамках холдинговой структуры бизнеса (использование аналогов 25 и 26 счета их распределение на выпуск продукции (работ, услуг)).

В идеале учетная политика должна проговаривать все вопросы связанные с порядком формирования себестоимости, начиная от перечня прямых и косвенных расходов, оценкой остатков незавершенного производства и полуфабрикатов и заканчивая формированием себестоимости выпускаемой продукции. Все это может быть описано как в самой учетной политике, так и отдельными документами, являющимися неотъемлемыми приложениями к учетной политике.

Что касается налоговой учетной политики то это тот регламент в котором должны быть прописаны выбранные вами варианты ведения налогового учета, предлагаемые налоговым кодексом, а также ваши особенности деятельности, которые влияют на порядок исчисления налога на прибыль. Для производственных предприятий это конечно же все вопросы связанные с порядком оценки НЗП, полуфабрикатов, готовой продукции. Во всяком случае если проверяющие заинтересуются вашим производством, то в первую очередь они будут искать ответы на свои вопросы именно в этом документе.

В бухгалтерском учете для определения себестоимости продукции (работ, услуг) организации, используют ПБУ 10/99 «Расходы организации», а в целях исчисления прибыли используют 25 главу НК РФ.

Нужно отметить, что ПБУ 10/99 – это бухгалтерский стандарт, устанавливающий общие правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций. А себестоимость продукции (работ, услуг) в значительной степени зависит именно от отраслевых особенностей – от состава и размеров учтенных затрат на производство, особенностей технологического процесса, структуры производства и прочих факторов, оказывающих влияние на размер и перечень расходов.

Нужно отметить, что на сегодняшний день «новые» отраслевые рекомендации по вопросам организации учета затрат приняты лишь немногими министерствами и ведомствами.

В соответствии с ПБУ 10/99 расходы организации в зависимости от характера расходов, условий осуществления и направлений деятельности организации делятся на:

- расходы по обычным видам деятельности;

С точки зрения формирования себестоимости продукции, интерес, конечно же, представляют именно расходы по обычным видам деятельности, так как именно они участвуют в процессе формирования таковой.

Все виды расходов могут классифицироваться по различным признакам:

- по экономическому содержанию,

- по местам возникновения,

Основным из перечисленных признаков, осуществленных организацией затрат, является экономическое содержание. В связи с чем, пункт 8 ПБУ 10/99 требует при формировании расходов по обычным видам деятельности обеспечить их группировку по следующим элементам:

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

В зависимости от объекта калькулирования можно выделить варианты ведения производственного учета:
позаказный,
попередельный,
попроцессный методы,
а также расчет себестоимости отдельных функций (Activity based costing, ABC2).

На выбор того или иного объекта калькуляции себестоимости влияет специфика бизнеса (поточное производство, мелкосерийное, учет по отдельным заказам). Позаказный метод применятся при изготовлении, например, уникального оборудования, при выполнении отдельных заказов. Попередельный метод более характерен для предприятий с серийным и поточным производством, когда изделие проходит несколько этапов обработки. При этом объектом калькулирования становится продукт каждого передела (стадии производства). Попроцессный метод свойственен объектам добывающей промышленности, но применяется также в отраслях с несложным технологическим циклом (например, в производстве асфальта).

При методе АВС учет затрат организован по отдельным функциям, операциям, выполняемым подразделениями компании. Например, руководство предприятия-автодилера намерено контролировать себестоимость по функциям – продажа автомобилей в коммерческом отделе или их техническое обслуживание в сервис-центре. Это может быть необходимо при принятии решения об аутсорсинге отдельных бизнес-функций. Кроме того, ABC позволяет точнее распределить косвенные расходы при расчете полной себестоимости.

Довольно часто методы расчета себестоимости применяются в сочетании. Например, возможен вариант позаказного метода калькулирования с неполным учетом затрат или попередельное калькулирование с использованием норм расхода сырья и материалов либо с учетом их фактического потребления.

Что касается налогового учета, то в налоговом учете как таковое понятие себестоимости отсутствует. Вместо этого применяется понятие «расходы на производство». Правда, суть дела это не меняет: и в бухгалтерском, и в налоговом учете следует определять расходы на производство продукции (работ, услуг) в соответствии с требованиями бухгалтерского или налогового законодательства.

Есть еще одна особенность: себестоимость продукции (работ, услуг) в бухгалтерском учете рассчитывается по каждому виду затрат и виду продукции, работ, услуг в отдельности. В налоговом учете допускается котловой метод учета расходов.

Если обратиться за помощью к справочно-информационным системам, то можно увидеть, что практически для каждой отрасли были разработаны индивидуальные методические рекомендации. Они применяются для целей составления сводной отраслевой отчетности, а также для целей управленческого и бухгалтерского учета, например:

- Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства (утверждена постановлением Госкомитета по архитектурной, строительной и жилищной политике от 23.02.1999 г. № 9);

- Отраслевая инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих предприятиях (утверждена приказом Министерства топлива и энергетики РФ от 17.11.1998 г. № 371);

- Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью (утверждены приказом Госкомитета РФ по физической культуре и туризму от 04.12.1998 г. № 402);

- Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции (утверждены Миннауки РФ 15.06.1994 г. № ОР-22-2-46);

- рекомендации, инструкции, указания по другим отраслям (лесная промышленность, издательская деятельность и т.д.).

Вышеперечисленные типовые методические рекомендации, разработанные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 г. № 552 (далее – Постановление № 552), имели целью обеспечить единообразие принципов планирования, учета и калькулирования себестоимости по отраслевым предприятиям в соответствии с требованиями этого постановления. Они были обязательны для применения всеми предприятиями, осуществляющими свою деятельность в той или иной отрасли независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.

После отмены Постановления № 552, начиная с 2002 года, в Министерство финансов от предприятий поступали многочисленные обращения по вопросам организации учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и порядку исчисления себестоимости производимой продукции, выполняемых работ (услуг).

И Минфин в письме от 29.04.2002 г. № 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)» ответил следующее до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), как и ранее, организациям надлежит руководствоваться действующими отраслевыми инструкциями (указаниями). Это указание касается требований, принципов и правил признания показателей в бухгалтерском учете.

Другими словами, законодатель говорит, что при исчислении себестоимости в бухучете предприятия могут пользоваться старыми отраслевыми инструкциями и сегодня.

Круглый стол прошел в уютной атмосфере нового офиса ГК «ФИН-АУДИТ». Как отметили участники, 2 часа обсуждений стали действительно полезными и прошли в приятной доброжелательно обстановке.

Письмо Минфина от 16.11.2021 № 02-07-07/92208 «О проведении Круглого стола «Новации методологии ведения бухгалтерского учета и отчетности государственных финансов, внутреннего государственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита» (далее – Круглый стол)»

Прикрепленные файлы (1)

В рамках развития системы методологии ведения бухгалтерского учета организациями бюджетной сферы и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности Министерством финансов Российской Федерации завершена разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на основе международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора.

Начиная с отчетности 2022 года (при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений) применяются федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.09.2020 № 223н, «Метод долевого участия», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2020 № 254н, «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2020 № 255н.

С 1 января 2022 года при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений применяется федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Биологические активы», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2020 № 310н.

Кроме того, с 1 января 2023 года при ведении бюджетного учета, а также начиная с отчетности 2023 года применяется федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Государственная (муниципальная) казна», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2021 № 84н.

В целях обеспечения методического сопровождения применения и качественного внедрения федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов важным этапом является проведение обсуждений с участием широкого круга специалистов на площадке Круглых столов по вопросам внедрения федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов по федеральным округам Российской Федерации.

На площадке Круглого стола предполагается рассмотреть также основные вопросы изменений в бюджетном законодательстве в части организации внутреннего государственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита, вопросы развития информационных систем обеспечения бюджетных правоотношений и реализации концепции электронного СМАРТ-контроля (контроллинга) и учета государственных финансов для повышения эффективности управленческих решений.

В рамках Круглого стола предусмотрено проведение расширенного заседания Совета по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов и Рабочей группы по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля с личным участием представителей отдельных субъектов Российской Федерации.

Круглый стол организуется с соблюдением обязательных ограничительных мер, действующих в г. Санкт-Петербурге, в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Учитывая изложенное, проведение Круглого стола планируется в двух форматах:

  • очное участие для представителей Центрального федерального округа, Северо-Западного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации, участвующих в рабочих секциях (по списку);
  • в режиме видеоконференцсвязи (ВКС) для представителей субъектов Российской Федерации иных федеральных округов.
  • «Учет и отчетность государственных финансов» - не более одного представителя финансового органа субъекта Российской Федерации или централизованной бухгалтерии при финансовом органе по списку;
  • «Внутренний финансовый аудит» - не более одного представителя субъекта Российской Федерации по списку;
  • «Внутренний государственный финансовый контроль» - в рамках членства в Рабочей группе по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, образованной в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.05.2017 № 372, по согласованию с заместителем директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации Бычковым Станиславом Сергеевичем в рабочем порядке[1].

Обращаем внимание, что представителям субъектов Российской Федерации, принимающим очное участие, необходимо обеспечить соблюдение ограничительных мер, действующих в г. Санкт-Петербурге на момент проведения Круглого стола (далее – необходимые условия участия).

Уточненная программа проведения Круглого стола, а также информация о необходимых условиях участия будет направлена дополнительно.

Приложение: на 7 л., в 1 экз.

Приложение № 1
к письму Минфина России
от 16.11.2021 № 02-07-07/92208

Программа Круглого стола
«Новации методологии ведения бухгалтерского учета и отчетности государственных финансов, внутреннего государственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита»
г. Санкт-Петербург

7 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА

Заезд участников круглого стола.

8 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА

Время

Мероприятие

ПЛЕНАРНАЯ СЕССИЯ

Выступающий

А.А. Корабельников, председатель Комитета финансов Санкт-Петербурга

Концепция электронного СМАРТ-контроля (контроллинга) и учета государственных финансов для обеспечения управленческих решений.

С.В. Романов, директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России (далее – Департамент Минфина России)

Актуальные вопросы развития информационных систем обеспечения бюджетных правоотношений

Е.А. Громова, директор Департамент информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Минфина России

11:30 – 12:00

Кофе-пауза

Новации в сфере методического обеспечения внутреннего государственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

С.С. Бычков, заместитель директора Департамента Минфина России

Итоги реализация программ разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов и основные аспекты развития методологии в 2022-2024 гг.

С.В. Сивец, заместитель директора Департамента Минфина России

Новации порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации.

Н.А. Сафарова, заместитель директора Департамента Минфина России

13:30 – 14:30

Обеденный перерыв

СЕКЦИЯ «УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ»

Актуальные вопросы составления и представления отчетности 2021 года и внутригодовой отчетности 2022 года.

Ю.М. Морозова, начальник отдела Департамента Минфина России

Основные положения СГС «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность» и особенности первого применения стандарта в 2022 году.

16:00 – 16:20

Изменение методологии бухгалтерского учета в целях внедрения СГС «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность».

17:00 – 17:30

Участники Круглого стола

СЕКЦИЯ «ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ»

Новации в сфере методического обеспечения внутреннего государственного финансового контроля.

Представитель Департамента Минфина России

СЕКЦИЯ «ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ»

Особенности применения федеральных стандартов по внутреннему финансовому аудиту в 2022 году.

9 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА

Основные положения СГС «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам» и особенности первого применения стандарта в 2022 году.

Основные положения СГС «Метод долевого участия» и особенности первого применения стандарта в 2022 году.

11:10 – 11:30

Текущие вопросы реализации методологии учета и отчетности государственных финансов.

«Уроки» 2021 года.

Внедрение электронного документооборота в секторе государственного управления.

13:00 – 14:00

Вопросы организации ведения учета в целях усиления контроля за показателями дебиторской и кредиторской задолженности.

Основные положения СГС «Государственная (муниципальная) казна» и особенности первого применения стандарта в 2023 году.

15:10 – 15:30

Подсекция 1

Основные положения и особенности первого применения СГС «Биологические активы» и особенности первого применения стандарта в 2022 году.

М.Ю Васина, начальник отдела Департамента Минфина России

ЗАСЕДАНИЕ РАСШИРЕННОГО СОВЕТА ПО СТАНДАРТАМ
(с участием представителей методического совета субъектов Российской Федерации)

Изменения в законодательстве Российской Федерации в части развития моделей централизации данных и централизованного ведения бухгалтерского учета, формирования отчетности, начисления и выплаты заработной платы в организациях бюджетной сферы.

С.В. Сивец, председатель Совета по стандартам

Т.К. Шубина, председатель Совета по развитию методологии учета и отчета государственных финансов и статистики государственных финансов

Итоги работы расширенного совета.

16:40 – 17:00

Приложение № 2
к письму Минфина России
от 16.11.2021 № 02-07-07/92208

Представители субъектов Российской Федерации,
принимающих очное участие в проведении Круглого стола

Сценарий круглого стола "Взаимосвязь поколений"

· Формирование профессиональных качеств выпускников по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».

· Подготовка будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.

· Адаптация и профессиональное развитие молодых специалистов.

Место проведения:

Дата и время проведения:

1. Приглашенные выпускники колледжа по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»:

2. Администрация и преподаватели колледжа.

1. 1 курса по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»

2. 3 курса по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»

3. 4 курса по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»

План мероприятия:

1. Приветственное слово, представление участников.

2. Молодой специалист глазами студентов первокурсников.

3. Прохождение производственной практики, как способ трудоустройства.

4. Содействие колледжа в трудоустройстве.

5. Взгляд сегодняшних молодых специалистов на свою профессиональную деятельность.

6. Подведение итогов мероприятия. Делаем выводы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Приветственное слово, представление участников.

Ведущий:

Не секрет, что молодежь наиболее уязвима на рынке труда – молодых берут на работу неохотно, ссылаясь на отсутствие у них опыта. Действительно, вчерашний студент обычно «проигрывает» более опытным коллегам, но в то же время, и сегодняшние выпускники часто демонстрируют высокие амбиции – стремятся получить престижные должности с высокими зарплатами «сразу и сейчас». Сам же молодой специалист не всегда имеет достоверное представление о том, чем конкретно он будет заниматься на работе.

Эти и другие проблемы мы попытаемся с Вами обсудить в ходе нашей встречи.

А сейчас мы бы хотели представить участников нашего круглого стола. (представление участников) (2 -3 минуты).

Приветственное слово предоставляется ______________________________

_______________________________________________________ (1 -2 минуты).

2. Молодой специалист по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» глазами студентов первокурсников (презентация студентов).

Молодым специалистам сегодня трудно найти работу. Молодые специалисты сталкиваются с рядом проблем при найме на работу: несоответствие практических и теоретических знаний, отсутствие опыта, непонимание структуры компании.

Что касается личных качеств молодых специалистов, то большинство работодателей ждут ответственных, инициативных, трудолюбивых, исполнительных, умеющих работать с документацией, желающих развиваться и обучаться. Они не любят ленивых, конфликтных, пассивных, чрезмерно амбициозных.

По статистическим опросам работодателей, по мнению большинства из них, у нынешней молодежи довольно завышенная самооценка, довольно слабые теоретические знания, нет коммуникабельности и мобильности. И что самое заметное – при всем это ориентация на высокую заработную плату.

Первый вопрос, который мы бы хотели сегодня обсудить с Вами – это как же видят себя молодые специалисты и какими они должны обладать характерными чертами, с их точки зрения.

По этому вопросу мы попросили подготовиться студентов 1 курса по специальности «Экономика и бухгалтерский учет». (5 минут):

3. Прохождение производственной практики, как способ трудоустройства

Одним из способов трудоустройства является производственная практика на предприятии. Практика по данной специальности проходит в три этапа: учебная, производственная по профилю специальности и стажировка.

Производственная практика по профилю специальности является вторым этапом после учебной практики и направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретной организации, приобретение первоначального профессионального опыта.

Одними из основных задач производственной практики по профилю специальности Экономика и бухгалтерский учет является:

- развитие профессионального мышления;

- подготовка будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.

Давайте посмотрим, как наши студенты проходят практику на предприятиях. По этому вопросу мы попросили подготовиться студентов 4 курса 840 группы по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».

Дополнительные вопросы:

1. С какими затруднениями вы столкнулись при прохождении практики?

2. Что понравилось и что не понравилось при прохождении практики?

3. После прохождения практики как вы думаете, готовы ли вы сейчас к самостоятельной профессиональной деятельности?

4. Содействие колледжа в трудоустройстве.

Трудоустройство - это проблема, которая больше всего волнует студентов. Куда пойти работать после окончания колледжа? Как устроиться по специальности? Будет ли эта работа перспективной?

Сегодня колледж, тоже очень активно занимается проблемами трудоустройства. Для этого в рамках учебного заведения функционирует и успешно развивается кадровое агентство.

1. В чем сегодня состоит проблема трудоустройства молодежи?

2. Какие действия предпринимаются для решения этой проблемы?

3. Какие шаги еще необходимо предпринять?

4. Кто должен решать проблему трудоустройства молодежи?

С этими вопросами мы попросили выступить руководителя студенческого кадрового агентства колледжа. (7 минут)

5. Взгляд сегодняшних молодых специалистов на свою профессиональную деятельность

Есть две заповеди поиска работы, которых надо придерживаться:

1. “Вы должны знать всех, кто ищет работника и все должны знать, что вы ищите работу” и

2. “Я ищу работу, работа ищет меня, осталось назначить время, и мы встретимся”.

Выпускникам, молодым специалистам на сегодняшний день устроиться на работу по специальности довольно сложно. Работодатели чаще всего отдают предпочтение людям со стажем работы, имеющим опыт. Поэтому сегодня как-то надо привлечь работодателей в целях содействия трудоустройству молодых специалистов, а у молодежи – повысить мотивацию к труду.

Все хотят быть стратегами, сидеть в красивом светлом офисе, но никто не отменял усилий, которые для этого необходимо приложить соискателю рабочего места. По мнению многих работодателей раньше молодые специалисты были, более активны. Они сами стучались в двери, посылали резюме и всячески выходили на контакт.

С какими же трудностями пришлось столкнуться нашим бывшим студентам при трудоустройстве?

С этим вопросом мы бы хотели обратиться к приглашенным выпускникам колледжа по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».

1. На что в первую очередь обращают внимание при собеседовании?

2. Какую роль играют коммуникативные качества?

3. Нужно ли специально готовиться к собеседованию?

4. Как вы думаете, что считается категорически неприемлемым при прохождении собеседования?

5. Часто ли вам приходилось встречаться с несоответствием Ваших взглядов на рабочем месте?

6. Как помочь выпускнику приобрести первый профессиональный опыт и закрепиться на первом рабочем месте?

6. Подведение итогов мероприятия. Делаем выводы.

Ведущий 1:

Надеюсь, никто из приглашенных не остался равнодушным к сегодняшней теме дискуссии. Сегодня здесь была возможность решить конкретные проблемы, высказать свои рекомендации будущим молодым специалистам в приобретении дополнительных навыков для обеспечения собственной конкурентоспособности.

Сегодня Россия ставит на демографическое развитие страны, которое включает обеспечение условий для самореализации молодежи, в том числе получение профессионального образования, и работу с достойной заработной платой.

Ведущий 2:

Мы благодарим всех участников Круглого стола за активное участие и присутствие на данном мероприятии, и будем искренне рады, если проделанная работа принесла пользу нашим будущим выпускникам.

Ведущий 2: Мы говорим тепло и просто

Такие добрые слова:

Желаем творческого роста,

Побед, удачи вам всегда.

Чтоб, ежедневно улыбаясь,

Шли на работу не спеша.

И чтоб, с работы возвращаясь,

Все пело: тело и душа.

Ведущий 3:

Еще хотелось бы заметить, что бы молодые люди «Не отказывались от мечты, но при этом реально видели проблемы».

Завершить нашу встречу хотелось бы на оптимистичной ноте, «настройтесь на формулу “Я ищу работу, и работа ищет меня”. Остается назначить встречу».

Еще раз спасибо всем участникам нашей встречи за то, что нашли время прийти к нам, принять участие в таком нужном разговоре.

Круглый стол с бухгалтерами Аннинского района

Тема: «Зачет профессиональной компетенции ПК 4.4. « Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности » по профессиональному модулю ПМ.04. « Составление и использование бухгалтерской отчетности»

Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

Девиз: «Наш студент сегодня, завтра – ваш коллега».

Круглый стол с бухгалтерами Аннинского района

Тема: « Зачет профессиональной компетенции ПК 4.4 « Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности »

Цель: закрепить практический опыт анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности

Девиз: «Наш студент сегодня, завтра – ваш коллега»

1. Углубить знания студентов о проведении анализа показателей бухгалтерской отчетности.

2. Обобщить опыт в области анализа информации о финансовом положении организации .

4. Развивать навыки общения.

Оборудование : компьютер, экран, проектор, буклеты, высказывания, рекламные ролики, фотовыставка “ Наши будни”.

Форма проведения:

1. Приглашенные специалисты: главный бухгалтер СХА «Заря» Короткова Светлана Ивановна, главный бухгалтер ЗАО «Николаевка» Пысенкова Светлана Александровна, бухгалтер ООО «Агротех-Гарант» Хлебородное Христенко Ольга Владимировна.

2. Приглашенные выпускники техникума специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», работающие по специальности:

  1. Главный бухгалтер Садовского дом-интернатадля престарелых и инвалидов Бережная Елена Николаевна
  2. Главный бухгалтер ООО «Агротех-Гарант» Нащекино Кобзева Ольга Алексеевна.
  3. Бухгалтера ЗАО «Николаевка» Михайлов Александр Вячеславович, Панарин Алексей Васильевич.
  4. Бухгалтер Садовского сахарного завода Черенкова Надежда Николаевна.
  5. Экономист Аннинской центральной больницы Зименская Любовь Сергеевна.
  6. Бухгалтер ООО «Аннинский элеватор» Забавляева Вера Андреевна.

3. Студенты выпускной группы специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

4. Преподаватели и администрация техникума

1. Результаты сравнительного анализа анкетирования студентов 2 и 3 курсов по производственной практике. – Преподаватель спецдисциплин Грибанова Е. И.

2. Представление материала по проведению анализа информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности . – Обучающиеся 3 курса (презентации)

4. Подведение итогов, принятие решений. – Преподаватель спецдисциплин Грибанова Е. И.

Решение по итогам работы круглого стола:

1.Осуществлять тщательный контроль работы студентов на производственной практике непосредственными руководителями.

2.Постоянно проводить входной и выходной контроль знаний и умений студентов на производственной практике.

3.Проводить оценку работы студента, на производственной практике, используя компетентностный подход: личностный, социальный, общенаучный и профессиональный.

4.Анализировать свою работу со студентами и вносить предложения по улучшению в совместной работе.

5. Обмениваться опытом анализа показателей бухгалтерской отчетности между главными бухгалтерами и студентами.

План мероприятия:

1. Вступительное слово, представление участников

2. Как успешно пройти собеседование при трудоустройстве

3. Какими компетенциями должен обладать выпускник специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

4. Из опыта успешного трудоустройства выпускников

5. Прохождение производственной практики, как один из возможных способов трудоустройства

6. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся

8. Содействие техникума в трудоустройстве выпускников

9. Подведение итогов мероприятия. Выводы

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово, представление участников

Необходимость подготовки выпускников по данной специальности обусловлена тем, что предприятиям и организациям необходимы специалисты, знающие основы законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, практику применения законодательства Российской Федерации по вопросам оформления первичных учетных документов, порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни, основы информатики и вычислительной техники.

Квалификация выпускников – бухгалтер.

В техникуме подготовка специалистов по данной специальности ведется с 1989 года. Первый выпуск – 1990 год. За эти годы выпущено более одной тысячи специалистов.

Что мы ожидаем от нашей сегодняшней встречи?

Во-первых, мы хотим определить приоритетные направления деятельности со стороны техникума, для того, чтобы наши выпускники легко могли адаптироваться к современным условиям на рынке труда. Во-вторых, показать уровень подготовки выпускников в анализе бухгалтерской отчетности о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности и в-третьих для того, чтобы Вы нам подсказали, дали советы, в каком направлении нам дальше двигаться.

Программа подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовой подготовки) в части освоения вида профессиональной деятельности (ВПД): Основы анализа бухгалтерской отчетности и профессиональной компетенции (ПК): ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности предполагает, что обучающийся должен: иметь практический опыт: анализа информации о финансовом положении организации, её платежеспособности и доходности; уметь: устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов; осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, знать: методы финансового анализа; виды и приёмы финансового анализа; процедуры анализа бухгалтерского баланса: порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса; порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса; процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса; порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности; состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации; процедуры анализа показателей финансовой устойчивости; процедуры анализа отчета о прибыли и убытках; принципы и методы общей оценки деловой активности организации; технологию расчета и анализа финансового цикла; процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности; процедуры анализа влияния факторов на прибыль.

Для начала давайте представим участников нашего круглого стола.

представление участников

2. Как успешно пройти собеседование при трудоустройстве

Первый вопрос, который мы хотели бы обсудить с Вами, это то, как успешно пройти собеседование при устройстве на работу. По этому вопросу мы попросили подготовить несколько советов для наших выпускников бухгалтера ООО «Аннинский элеватор» Забавляеву Веру Андреевну (выпускница техникума 2015 года).

Возможные вопросы:

  1. На что вы в первую очередь обращаете внимание при собеседовании?
  2. Какую роль играют коммуникативные качества? Считаете ли вы, что работа специалиста в области бухгалтерского учета, подразумевает в большей степени общение с компьютером, чем работа в команде?
  3. Что вы считаете категорически неприемлемым? (возможно вредные привычки?)
  4. Может кто-нибудь поделится опытом прохождения собеседования?
  5. Нужно ли готовить специально студентов к прохождению собеседования? Как? В какой форме? (тренинги, семинары, круглые столы) Если бы Вас в свое время готовили к этому, Вам помогло бы это?

3. Какими компетенциями должен обладать выпускник специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Конечно, знание того, как нужно проходить собеседование очень важно, но никто не отменял и профессиональные компетенции. Что должен уметь делать студент на момент выпуска, с точки зрения работодателей?

По этому вопросу мы попросили сказать несколько слов бухгалтера ЗАО «Николаевка» Панарина Алексея Васильевича (выпускник техникума 2014 года).

Возможные вопросы:

1.Какие перспективы продвижения по карьерной лестнице?

2. Сколько длится в среднем испытательный срок и на что Вы обращаете внимание в первую очередь во время него?

3. При приеме на работу смотрите Вы на оценки в дипломе?

4. Используется ли в работе предприятие специализированное программное обеспечение?

4. Из опыта успешного трудоустройства выпускников

Выпускники техникума делятся своими впечатлениями о трудоустройстве, прохождении адаптационного периода.

выпускники техникума

  1. Какие у Вас были затруднения на этапе трудоустройства?
  2. Какие у Вас были затруднения на этапе адаптации?
  3. Каких умений и практического опыта Вам не хватало?

5. Прохождение производственной практики, как один из возможных способов трудоустройства

Одним из способов трудоустройства является прохождение производственной практики на предприятии.

Практика по данной специальности проходит в три этапа: учебная, производственная и преддипломная.

Производственная практика по специальности является вторым этапом производственной (профессиональной) практики (после учебной) и направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении профессиональных модулей, на основе изучения деятельности конкретной организации, приобретение первоначального практического опыта.

Одними из основных задач практики по профилю специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» являются:

– развитие профессионального мышления;

– подготовка будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.

Давайте посмотрим, как наши студенты проходят практику на предприятиях.

Выступление студентов (фотоотчет)

1. У студента нужно спросить о его затруднениях при прохождении практики

2. Что понравилось при прохождении практики?

6. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся

Учебно-исследовательская работа обучающихся является неотъемлемой составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов, имеющих навыки самостоятельной исследовательской работы. В процессе выполнения учебно-исследовательской работы, обучающиеся должны научиться применять теоретические знания на практике, работать с научной литературой, составлять рефераты и обзоры, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и докладывать результаты своих трудов и трудов других авторов.

В Аннинском аграрно-промышленном техникуме учебно-исследовательская работа заключается в следующем: во-первых, на втором курсе обучающихся знакомят с основами анализа бухгалтерской отчетности, развивают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», профессионального модуля ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» воспитывая любовь к избранной специальности.

Во-вторых, на третьем курсе студенты включаются непосредственно в исследовательскую работу. Им поручаются конкретные сельскохозяйственные предприятия, где каждый берет материал для исследования (годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 3 года). Как правило, эти исследования ведутся при выполнении практических работ, курсовых работ, при прохождении производственной практики, а также при написании выпускной квалификационной работы.

Сегодня Вашему вниманию представлены лучшие аналитические исследования в области анализа бухгалтерской отчетности предприятий Аннинского района.

Выступления студентов (в форме презентаций)

Студентами представлены доклады с презентациями анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий Аннинского района: СХА «Заря», ЗАО «Николаевка», ООО «Агротех-Гарант» Хлебородное, ООО «Агротех-Гарант» Нащекино, ООО «Аннинский элеватор».

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

1.Анализ приложения к бухгалтерскому балансу как расшифровка наиболее существенных его показателей.

2. Анализ содержания и заполнения формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

3.Анализ отчета об изменении капитала в рыночной экономике.

4.Анализ состава содержания и порядок заполнения показателей отчета об изменениях капитала (форма № 3 «Отчет об изменениях капитала»).

5.Балансовый принцип отражения основных составляющих капитала.

6.Анализ расчета и значение чистых активов для оценки ликвидности организации.

7.Анализ отчета о финансовых результатах , порядок заполнения его статей: доходы и расходы от обычной деятельности, прочие доходы и расходы.

8.Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства, чистая прибыль отчетного года, нераспределенная прибыль/убыток отчетного года.

9. Важнейшие составляющие запасов, дебиторской задолженности. Анализ пассива бухгалтерского баланса. Собственный капитал, долгосрочные пассивы, кредиторская задолженность и прочие краткосрочные пассивы.

8. Содействие техникума в трудоустройстве выпускников

Содействие техникума в трудоустройстве выпускников (приглашение руководителей предприятия на итоговую аттестацию выпускников, проведение самопрезентаций студентов и т.п)

Выступление главного бухгалтера СХА «Заря» Коротковой Светланы Ивановны.

Выступление студентов с примерами самопрезентаций

1. Можно ли сделать вывод о готовности студента к профессиональной деятельности по этой самопрезентации?

Читайте также: