Круглый стол по биологии

Обновлено: 15.05.2024

Цель: помочь учащимся осознать трудности выбора жизненного пути.

Эпиграф: “В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других”. (Л.Н.Толстой) (на доске)

1. Фрагмент фильма “Василиса прекрасная”.

а) падение с моста микроавтобуса в Челябинской области;

б) портреты Павла Рогожина и Дениса Тишкова.

3. Слова (жизненные ценности), написанные на бумаге.

4. Книжно-журнальная выставка “Каждый выбирает для себя…” (в соответствии с жизненными ценностями).

5. Песня на слова Ю.Левитанского “Каждый выбирает для себя” (на компьютере).

6. Песня Стаса Михайлова “Дайте мне” (на компьютере).

7. 20 листочков со словами Сорокина Питирима с одной стороны, афоризмами, пословицами, поговорками – с другой.

8. Планшетки “Круглый стол “Жизнь, которую мы выбираем” (1 – сценарий, 2 – песня “Каждый выбирает для себя”)

I. Давайте посмотрим фрагмент фильма “Василиса Прекрасная”, обратим внимание на вопрос, который звучит в фильме, и задумаемся над ответом. Приложение 1

- (“Что на свете всех милее?”)

Да, действительно, жизнь – это самая большая ценность. Сама жизнь - это уже выбор. Но какую жизнь выбрать? Попробуем разобраться и осознать трудности выбора жизненного пути за Круглым столом “Жизнь, которую мы выбираем”.

Философия жизни, нравственные категории, выбор жизненных ценностей – об этом пойдёт разговор.

Ведь так не просто нам порой
Решить, как поступить,
Чтоб честным быть перед самим собой
И в трудный час душой не покривить.
Что выбрать: совесть иль покой,
Благополучие иль честь,
Покорность или бой,
Отвагу или лесть?
Вопрос подобный задавал
Себе, конечно, каждый
И на него ответ мучительно искал
Как путник, изнывающий от жажды…

Песню “Каждый выбирает для себя” поют Л.А.Степанюк, Л.Токмакова. Гитара – М.Боголюбова.

Каждый выбирает для себя. Ю Левитанский

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже, как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!

Ребята, у нас присутствуют гости, которые расскажут нам, какую жизнь они выбрали и почему.

Афоризмы о жизни.

Жить каждый день, как последний день!
Золотое правило жизни: начинай!
Пусть знает каждый – старец и юнец:
Жизнь дважды никому не даст Творец. (Фарухи)

Жизнь – вот твоё богатство,
Как проведёшь её, так и пройдёт она. (Омар Хайям)

Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра. (С. Смайлс)

Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить. (Русская пословица)

II. На доске: семья, здоровье, образование, друзья, собственные силы.

- Расположите по степени важности для вас, что, по-вашему мнению, служит вам опорой в жизни.

- Здоровье, семья, образование, друзья, собственные силы.

- Что такое здоровье?

а) Правильная, нормальная деятельность организма. (Ожегов С.И. Словарь русского языка)

б) Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Определение Всемирной организации Здравоохранения – ВОЗ)

- Что значит ответственно относиться к здоровью?

- Назовите способы совершенствования здоровья?

- Каким образом можно сохранить здоровье?

Высказывания о здоровье.

а) Добродетель есть здоровье души, здоровье – добродетель тела. (П.Прудон)

б) Чем больше продвигается наука в изучении причин болезни, тем более выступает то общее положение, что предупредить болезни легче, чем лечить их. (И.Н.Мечников)

в) Если человек следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для здоровья, чем он сам. (Сократ)

г) Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Определение Всемирной организации Здравоохранения ВОЗ)

2. Николай Михайлович Амосов – кардиолог, писатель, сказал:

“Не надейтесь, что врачи сделают вас здоровым. Они могут спасти жизнь, даже вылечить болезнь, но лишь подведут к старту. А дальше – полагайтесь только на себя”.

  • Первое – от пищи. Есть хорошее высказывание: “Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить!”.
  • Второе – от занятий физкультурой. “Движение – это жизнь”.
  • Третье – от управления психикой. Ещё А.С.Пушкин сказал: “Учитесь властвовать собой!”.

Н.М.Амосов: “Чтобы быть здоровым, нужна сила характера.

Как слабому человеку найти оптимум поведения в треугольнике “болезни – врачи – упражнения”?

Мой совет – выбирать последнее: упражнения и ограничения.

По крайней мере – стараться.

Впрочем – каждый хозяин своей судьбы”.

- Что такое семья?

а) Группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми). (Ожегов С.И. Словарь русского язык)

“В русском обществе с давних времён образцово семьёй была многодетная семья, а образцовой женщиной – мать в окружении многодетных чад. Дети воспринимались как основное богатство семьи, а материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом и содержанием её жизни…”. Ю Балакина

- Приемлемо ли это высказывание для вас и для сегодняшнего дня?

  • Лучше матери друга не сыщешь. (Русская пословица)
  • Что есть в сыне лучшего – от родителей. (Армянская пословица)
  • Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь. (Белорусская пословица)
  • Человек в беде спешит к родителям, птица – к гнезду. (Калмыцкая пословица)

- Что включает в себя понятие “Образование”?

а) Обучение, просвещение.

б) Совокупность знаний, полученных специальным обучением. (Ожегов С.И. Словарь русского языка)

- Для чего человеку нужно образование?

- Образованный человек. Какой он в современном мире?

- Сейчас существуют рядом бюджетное образование и платное. Но покупаются и рефераты, и курсовые, и даже дипломы. Не страшно будет жить в обществе с купленными дипломами?

- А вы как думаете получать образование?

  • Без букв и грамматики не учатся и математике.
  • Корень учения горек, да плод его сладок.
  • Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
  • Ученье и труд – всё перетрут.
  • Знание лучше богатства.

- Что такое дружба?

а) Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Ожегов С.И. Словарь русского языка)

- Какими качествами должен обладать друг?

а) Объясните слова Л.Н.Толстого: “Трусливый друг опаснее врага”.

б) Как вы объясните поговорку: “Рука друга не только гладит, но и карает”?

  1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
  2. Улыбайтесь.
  3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
  4. Будьте хорошим слушателем.
  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
  6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

Следуйте правилам Карнеги, и друзья будут любить вас.

5. Собственные силы.

- Как вы понимаете выражение “собственные силы”?

Принадлежащий кому-, чему-л. по праву собственности. (Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка)

- Приведите примеры, когда человек достиг чего-то, опираясь на собственные силы.

а) Пример с мальчиками в “Минуте славы”.

в) Б.Полевой. Повесть о настоящем человеке.

Ребята, это вечные ценности. Это доказывает речь Сорокина Питирима, преподавателя Петербургского университета.

Сорокин Питирим. Из речи на торжественном собрании в день 103-й годовщины Петербургского университета, 21 февраля 1922 года.

“Задача возрождения России падает на ваши плечи, задача – бесконечно трудная и тяжёлая. Сумеете ли вы выполнить её? Сможете ли выдержать этот экзамен истории.

Первое, что вы должны взять с собой в дорогу, - это знание…безошибочно указывающее, где Истина и где Заблуждение…

Второе, что вы должны взять с собой, это любовь и волю к производительному труду – тяжёлому, упорному, умственному и физическому… Мир – не зал для праздношатающихся, а великая мастерская, и человек – не мешок для переваривания пищи и пустого проживания жизни, а прежде всего – творец и созидатель…

Отправляясь в путь, запаситесь, далее, совестью, моральными богатствами. Не о высоких словах я говорю: они дешевы. а говорю о моральных поступках. О нравственном поведении и делах.

Придётся подумать вам и о том, кого взять с собой в спутники и руководители. Я бы взял в качестве таковых таких лиц, как Нил Сорский, Сергий Радонежский…, как Толстой и Достоевский. Такие спутники, по-моему мнению, не обманут.

Позволю обратить ваше внимание и ещё на один факт: на семью. ВЫ…должны знать и то, что без здоровой семьи невозможно здоровое общество…Оздоровление семьи, улучшение её организации в том направлении, чтобы она…создавала индивидуальность, чуждую и эгоистического шакализма, и невежества слепой стадности.

Таковы те главные ценности, которыми вы, с моей точки зрения, должны запастись, пускаясь в великий путь и подготавливаясь к великому экзамену. Я не знаю, выдержите ли вы это тягчайшее из жизненных испытаний. Но надеюсь, что “сим победиши”.

Он говорил о вечных ценностях.

Но задумайтесь: 7 декабря этого года в Челябинской области упало с моста маршрутное такси. Посмотрите, пожалуйста, слайды спасения людей из упавшего на лёд микроавтобуса Павлом Рогожиным и Денисом Тишковым. Они забыли и о своём здоровье, и о семье, и о том, что нужно получить образование, доучиться… Они, рискуя жизнью, спасали других людей, действуя в соответствии со словами Л.Н.Толстого (зачитать эпиграф на доске).

- Как вы думаете, какие качества они проявили?

Они показали свои высокие моральные, нравственные качества. Поступили по-человечески.

Возьмите с собой эти жизненные ценности, и пусть каждый из вас останется человеком.

На доске: стрелу и слово Ч Е Л О В Е К.

Посмотрите, слово “человек” написано у меня разноцветными буквами. Это значит, мы все разные, и очень важно в жизни быть человеком и в любой ситуации оставаться самим собой. Это очень трудно: быть человеком и оставаться самим собой.

Послушайте, как переживает по этому поводу Стас Михайлов.

Песня “Дайте мне”. (Музыка и слова Стаса Михайлова)

Дайте мне
Пройти свою дорогу, люди
Дайте мне
Дайте мне
Не ощущать тревогу, люди
Дайте мне
Дайте мне
Те крылья, что бы я поднявшись полетел
Дайте мне
Стоять и говорить для вас – ведь это мой удел

Дайте мне
Не становиться черствым, люди
Дайте мне
Дайте мне
Не оступиться в пропасть, люди
Дайте мне
Дайте мне
Сердец коснуться ваших – растопив в них лед
Дайте мне
Отбросив глупый страх – ползти вперед

Дайте мне
Поверить, что я нужен, люди
Дайте мне
Дайте мне
Не испоганить душу, люди
Дайте мне
Дайте мне
Не потерять свой смысл средь хвалебных фраз
Дайте мне
Надежду, что пою я не в последний раз

Дайте мне
Пройти свою дорогу, люди
Дайте мне
Дайте мне
Не ощущать тревогу, люди
Дайте мне
Дайте мне
Те крылья, что бы я, поднявшись, полетел
Дайте мне
Стоять и говорить для вас – ведь это мой удел

Дайте мне
Стоять и говорить для вас – ведь это мой удел

Ребята, я вам даю на память листочки со словами Сорокина Питирима о вечных жизненных ценностях. На обратной стороне вы увидите афоризмы, пословицы, поговорки о жизни, о здоровье, о семье…. Прочитайте их, пожалуйста, выберите близкое для вас и аргументируйте, почему?

- Пожелание вам при выборе пути – в стихах Б.Пастернака:

Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Всё время, схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

- Сделайте вывод, какую жизнь вы выберете (ответы ребят).

А я очень надеюсь, что сегодняшнее мероприятие поможет вам осознать трудности выбора жизненного пути. Поможет вам в этом и книжно-журнальная выставка.

Круглый стол "Здоровым – быть здорово!"

1) переносные доски,
2) плакаты о спорте,
3) слова – отгадки,
4) газета о видах спорта,
5) газета “Если хочешь быть здоров…”,
6) санбюллютень “Правила Мойдодыра”,
7) выставка книг о спорте,
8) медали для награждения,
9) трудные слова из презентации,
10) диск со спортивными песнями.

Поговорки и пословицы.

1. Быстрого и ловкого болезнь не догонит!
2. Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
3. Смолоду занимайся – на весь век сгодишься.
4. Здорову всё здорово!
5. Каждый – кузнец собственного здоровья.

План проведения круглого стола.

Вступление.
1) Построение дома хорошего здоровья.
2) Презентация 1 группы “Разговор о правильном питании”.
3) Выступление повара о пользе завтрака.
4) Игра “Да, нет, не знаю”.
5) Презентация 2 группы “Личная гигиена”.
6) Выступление медсестры о гигиене ног.
7) Физкультминутка.
8) Презентация 3 группы “Физическая культура и закаливание”.
9) Выступление учителя физкультуры о зарядке по утрам.
10) Викторина по зимним видам спорта.
11) О вредных привычках. Сценка “Есть такой анекдот”.
12) Итог. Награждение.

Слайд 1. “Здоровым – быть здорово!” Презентацию можно получить у автора статьи.

Получен от природы дар – не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз – здоровье. Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить, здоровье нужно сохранить.
А как? Сейчас мы с вами пообсуждаем…

Воспитатель: Построим дом хорошего здоровья.

Загадываю загадки и вписываю слова в кирпичики дома.

Загадки – 5 факторов здоровья.

1. Равномерное чередование труда и отдыха в течение дня. (Режим дня.)

2. Постоянная тренировка своей физической выносливости, устойчивости к холоду, к заболеваниям. (Закаливание.)

3. Мероприятия, направленные на поддержание чистоты, здоровья. (Гигиена.)

4. Порядок приёма пищи, её характер и количество. (Правильное питание.)

5. Активные действия, в которых участвуют равные группы мышц. (Движение, спорт.)

Ведущий: Слово предоставляется ребятам 1 группы.

Слайд 2. “Презентация. Разговор о правильном питании”.

Ведущий: Слово предоставляется нашему гостю из столовой (выступление повара).

(Выступление о пользе завтрака.)

Вывод: Источник здоровья, силы, бодрости и красоты в правильном питании.

Воспитатель: Игра “Да, нет, не знаю”.

1. Согласны ли вы,. что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (Да.)

2. Верно ли , что жвачка сохраняет зубы? (Нет.)

3. Верно ли , что шоколадные батончики входят в пятёрку самых вредных продуктов питания? (Да.)

4. Верно ли , что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? (Да.)

5. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да.)

6. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да.)

7. Правда ли , что есть безвредные наркотики? (Нет.)

8. Отказаться от курения легко? (Нет.)

9. Правда ли , что большинство людей не курит? (Да.)

10. Правда ли , что “совы” любят работать по утрам? (Нет.)

11. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да.)

12. Правда ли , что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет.)

13. Правда ли, что надо ежедневно выпивать два стакана молока? (Да.)

14. Правда ли , что сладкие напитки входят в пятёрку самых вредных продуктов питания? (Да.)

15.Правда ли , что минута смеха равна 45 минутам пассивного отдыха? (Да.)

16. Согласны ли вы , что стресс полезен для здоровья? (Нет.)

17.Согласны ли вы, что картофельные чипсы полезны для здоровья? (Нет.)

18. Верно ли , что сосиски полезны для здоровья? (Нет.)

19. Верно ли, что можно стать наркоманом от одного укола? (Да.)

20. Верно ли , что молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов? (Да.)

Воспитатель: Ребята группы выходного дня с воспитателями подготовили газету “Если хочешь быть здоров…”. Почитайте на досуге.

Ведущий: Слово предоставляется ребятам 2 группы.

Слайд 3. “Презентация. Личная гигиена”.

Ведущий: Слово предоставляется нашей медсестре.

(Выступление медсестры о гигиене ног.)

Вывод: Чистота – залог здоровья.

Санбюлютень о мытье рук. “Советы от Мойдодыра”.

Физкультминутка. Гимнастика человека 21 века.

Каждое утро, выпрямившись во весь рост, вспоминаем:

Всегда готов встать рядом или впереди.

Потянуть руку помощи. Легко нагнуться к малому или слабому.

Подставить плечи под груз тревог или забот. Обернуться к отставшим.

Дотянуться до мечты. Перепрыгнуть через усталость и боль.

Пронести через всю жизнь дружбу и любовь.

И повторять весь комплекс опять и сначала до победы.

Не болеем и не смотрим хмуро, а весельем светятся глаза.
Помогает в этом физкультура – с ней и спортом мы навек друзья!
Не страшны нам трудности любые, нам по силам всякие дела,
Потому что силы молодые укрепляем спортом мы всегда!

Ведущий: Слово предоставляется ребятам 3 группы.

Слайд 4. “Презентация. Физическая культура и закаливание”.

Ведущий: Слово предоставляется учителю физкультуры.

(О зарядке по утрам.)

Вывод: Если хочешь быть здоров – закаляйся.

Воспитатель: Загадки о зимних видах спорта. Работа со словами.

(Отгадки на переносную доску.)

Викторина по зимним видам спорта.

  1. Спортивная командная игра на ледовой площадке с шайбой и клюшками. (Хоккей с шайбой.)
  2. Вид спорта, в котором необходимо как можно быстрее преодолеть соревновательную дистанцию на ледовом стадионе по замкнутому кругу. (Конькобежный спорт.)
  3. Вид горнолыжного спорта , когда на большой скорости спортсмен мчится по горному склону, лавируя таким образом, чтобы пройти через все “ворота”, обозначенные палками с флажками. (Слалом.)
  4. Один из видов скоростного спуска на специальных одноместных санях, для управления которыми спортсмен использует специальные шипы на носках ботинок. (Скелетон.)
  5. Вид горнолыжного спорта, заключающийся в спуске с гор на специальной доске. (Сноубординг.)
  6. Достаточно молодой вид альпинистского спорта, связанный со льдом. (Ледолазание.)
  7. Вид конькобежного спорта , основу которого составляют движения спортсмена с переменами направления скольжения, вращениями и прыжками. (Фигурное катание.)
  8. Скоростной спуск с гор по специально оборудованным трассам на управляемых санях. (Бобслей)
  9. Вид спорта , включающий прыжки на лыжах со специально оборудованных “горок”. (Прыжки с трамплина.)
  10. Зимнее двоеборье , лыжные гонки со стрельбой на огневых рубежах из малокалиберной винтовки. (Биатлон.)
  11. Горнолыжное многоборье, в состав которого входит лыжный балет, могут и воздушная акробатика. (Фристайл.)

Воспитатель: Ребята приготовили газету о видах спорта.

Воспитатель: Будет хорошее здоровье – будет хорошее настроение. Крыша нашего дома – хорошее настроение. Чего не хватает ? трубы Что выходит из трубы? Дым.

Это вредные привычки. Какие вы знаете?

Ведущий: Сценка. Есть такой анекдот.

Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет. Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца. – А почему стариком не буду? Потому что до старости не доживёшь. – А почему собака не укусит? Так с палкой будешь ходить. –А почему вор в дом не залезет? Потому что всю ночь будешь кашлять. Запомните: Кто курит табак тот сам себе враг. Табак уму не товарищ. Курильщик – сам себе могильщик.

Слайд 5. “Здоровым – быть здорово!”

Заключительное слово. Ведущий: Наше обсуждение подошло к концу. И завершить его хотелось словами “Каждый – кузнец собственного здоровья” Сегодня мы поговорили о здоровом образе жизни. Обсуждая эту проблему мы учились вести дискуссию, учились слушать и слышать друг друга .

Воспитатель: Касается ли Вас то , о чём мы поговорили сегодня? Появился ли повод задуматься о себе и изменить своё поведение? Что дало вам сегодняшнее занятие? Спасибо за внимание!

Круглый стол "Биология и профессия"

Цель: знакомство с профессиями, связанными с биологией; углубление знаний о значении биологии в жизни людей.

– изучение материалов о профессиях, связанных с биологией;
составление папки и презентации – “Биология и профессия” для выступления перед аудиторией;
– овладение навыками работы с первоисточниками, компьютерными технологиями;
– овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность;
– освоение техники ведения дискуссии, выступления перед аудиторией.

Форма проведения мероприятия: круглый стол (Приложение 1)

Гости: обучающиеся 10 “В” класса химико-биологического направления; учителя биологии и экологии лицея.

В рамках декадника по предметам естественнонаучного цикла.

Оборудование: ноутбук или компьютер, мультимедийный проектор, экран, листы бумаги, карандаши, минеральная вода, одноразовые стаканчики.

Ход заседания круглого стола “Биология и профессия”

(cопровождается электронной презентацией: Приложение 3)

Вступление ведущего: “Круглый стол” – цивилизованный способ обмена мнениями. Форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке, первоначально — сидя за столом, имеющим круглую форму. Представление о К. С. как символе равенства и благородства восходит к Артуровским легендам о рыцарях Круглого стола. Именно Артур, согласно легенде, придумал использовать круглый стол, чтобы пирующие не спорили о лучшем месте, а были равны. Гораздо позже выражение “круглый стол” стало привычным в словаре политиков и бизнесменов. Конференции в форме круглого стола по международным вопросам проводились в 30—40-х гг. в Лондоне и Гааге.

Тема нашего круглого стола “Биология и профессия”. Сегодня мы поговорим о профессиях, связанных с биологией, выясним роль биологии в жизни каждого человека, определим значение биологии для будущего.

Сегодня у нас в гостях ученики 10 “В” химико-биологического класса, которые изучают биологию углубленно, а для чего, вы можете их об этом спросить. В качестве гостей и экспертов мы пригласили учителей биологии и экологии нашего лицея.

Очень важно установить правила для участников, которые должны соблюдаться всеми участниками круглого стола:

  1. Давать конкретный ответ на вопрос.
  2. Исключить детали, которые не являются необходимыми.
  3. Не уклоняться от темы.
  4. Уважать выступающего.
  5. Соблюдать регламент. Основной доклад 5 минут, дополнительные по 3-4 минуты, ответ на вопрос1-2 минуты.

Основной доклад (краткая история науки биологии, значение биологии, результаты анкетирования)

1. Врач.
2. Селекционер.
3. Психолог.
4. Ветеринар.
5. Эколог.
6. Провизор.

  1. Почему выбрали для дальнейшего обучения химико-биологическое направление?
  2. Для поступления в какие ВУЗы необходимо сдавать биологию?
  3. Кем вы хотите стать? Почему? Что Вас привлекает в этой профессии?
  4. Трудно ли учить биологию?
  5. Что вы можете посоветовать восьмиклассникам?

Ведущий: (вывод о значении биологии в жизни всех людей, о связи биологии с различными областями человеческой деятельности, о важности изучения основ биологической науки в школе, благодарность за сотрудничество и пожелание правильного выбора).

Цель: знакомство с профессиями, связанными с биологией; углубление знаний о значении биологии в жизни людей.

Форма проведения мероприятия: круглый стол (Приложение 1)

Гости: обучающиеся 10 “В” класса химико-биологического направления; учителя биологии и экологии лицея.

Сроки проведения:

Подготовительный период:

  1. Изучение научно-популярной литературы, знакомство с материалом о профессиях, связанных с биологией;
  2. Проведение и анализ анкетирования (Приложение 2);
  3. Создание презентационных слайдов о выбранной профессии.

Оборудование: ноутбук или компьютер, мультимедийный проектор, экран, листы бумаги, карандаши, минеральная вода, одноразовые стаканчики.

Ожидаемый результат

В папку с файлами собирается весь материал, подготовленный обучающимися, создается единая презентация из всех слайдов.

Ход заседания круглого стола “Биология и профессия”

Вступление ведущего: “Круглый стол” – цивилизованный способ обмена мнениями. Форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке, первоначально — сидя за столом, имеющим круглую форму. Представление о К. С. как символе равенства и благородства восходит к Артуровским легендам о рыцарях Круглого стола. Именно Артур, согласно легенде, придумал использовать круглый стол, чтобы пирующие не спорили о лучшем месте, а были равны. Гораздо позже выражение “круглый стол” стало привычным в словаре политиков и бизнесменов. Конференции в форме круглого стола по международным вопросам проводились в 30—40-х гг. в Лондоне и Гааге.

Правила участия :

Основной доклад (краткая история науки биологии, значение биологии, результаты анкетирования)

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие профессии, кроме названных, связаны с биологией?
  2. Какое значение биология имеет в жизни человека, чья профессиональная деятельность не связана с биологией?
  3. Почему важно изучать биологию в школе на базовом уровне всем?
  4. Нужно ли, чтобы каждый человек был биологически и экологически грамотным? Почему?
  5. Какую роль, и в каких отраслях в будущем будет играть биология?

Вопросы для учеников 10 “В” класса:

Ведущий: (вывод о значении биологии в жизни всех людей, о связи биологии с различными областями человеческой деятельности, о важности изучения основ биологической науки в школе, благодарность за сотрудничество и пожелание правильного выбора).

Методическая разработка по биологии: "Круглый стол"

Приобретение коммуникативных умений (работа в группах).

Ход мероприятия:

-Происхождение жизни на нашей планете – предмет многовековых дискуссий, в которых участвовало не одно поколение человечества. Это интересная область знания, имеющая научное, философское и мировоззренческое значение, до сих пор привлекает внимание исследователей самых различных направлений.

-Сегодня, Вы себя почувствуете исследователями, научными деятелями и Вам предстоит разобраться в вопросе происхождения жизни на Земле.

-Работать Вы будете в командах, мы разделимся на три группы- команды.

-Но прежде чем говорить о проблеме происхождения жизни нам необходимо определиться в самом понятии «жизнь». Давайте послушаем одну дискуссию по этому вопросу из учёного совета.

Учёный 1. Ну, что нового, уважаемый? Нашли определение «жизни»?

Учёный 2. А чем Вас не устраивает определение, данное Ф.Энгельсом: «Жизнь, есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел».

Само определение можно разделить на две части. В первой даётся определение составной отличительной черты всего живого – содержание в них белков, а во второй говорится о способе существования белков – обмене веществ. Определение Энгельса прекрасное по форме и замечательное по содержанию, до сих пор пользуется широким признанием.

Учёный 1. Но ведь оно уже устарело, с тех пор прошло более ста лет. За это время в различных областях естествознания сделаны крупные открытия!

Учёный 2. Конечно, есть и более современные определения, например, что живые тела открытые системы, то есть животные существуют до тех пор, пока в них поступает энергия в виде пищи, а отходы выделяются в окружающую среду. Указывают, что живые тела способны к авторегуляции, то есть, способны сохранить постоянство своего состава и свойств, что постоянной составляющей частью их кроме белков являются нуклеиновые кислоты.

Учёный 1. Ну, это всё тезисы. Они вполне научны, но всё же можете Вы предложить современное определение жизни?

Учёный 2. Может, определение Волькенштейна… «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот». Вы удовлетворены, коллега?

Учёный 1. Вполне .

-Обратите внимание на оговорку в этом определении «живые тела, существующие на Земле…». Может, жизнь есть и вне нашей планеты, и она существенно отличается от того, что привыкли называть жизнью мы?

-Однако весомых доказательств этому предположению пока нет. … Хотя в силу качественного своеобразия живого мы без труда одни тела относим к живым, а другие – к неживым, однозначного, полного и непротиворечивого определения понятия «живое» до сих пор нет.

-Так как в науке пока нет общепринятого, универсального определения жизни, то единственный способ описать её – это перечислить основные свойства живых организмов. Перечислите основные свойства живого, дайте каждому свойству краткую характеристику.

(Работа обучающихся в группах по данному заданию)

-С глубокой древности до нашего времени было высказано огромное количество гипотез о происхождении жизни на Земле. Но всё многообразие этих идей сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения – биогенезу и абиогенезу.

Биогенез – происхождение живого от живого.

Абиогенез – происхождение живого от неживого.

Борьба сторонников биогенеза и абиогенеза является одной из увлекательнейших страниц в истории биологии.

Проанализируйте опыт Франческо Реди- итальянский врач и натуралист.

В начале XVII в. было распространено убеждение, что личинки мух самопроизвольно зарождаются из гнилого мяса. Он помещал мясо в сосуды и часть из них закрывал марлей. В сосудах, закрытых марлей, куда не могли попасть мухи, личинки не появлялись, а в открытых через несколько дней обнаруживалось множество личинок.

1. Цель - проверить возможность зарождения насекомых из неживого.

В банке б - ________

В банке, а - ________

Проанализируйте опыт Л. Спалланциани.

В 1765 году Ладзара Спалланциани провёл следующий опыт: подвергнув мясные и овощные отвары кипячению в течение нескольких часов, он сразу же их запечатал, после чего снял с огня. Исследовав жидкости через несколько дней, Спалланциани не обнаружил в них никаких признаков жизни. Из этого он сделал вывод, что высокая температура уничтожила все формы живых существ и что без них ничто уже живое не могло возникнуть.

Ответьте на вопрос: какая другая причина могла препятствовать росту микроорганизмов в экспериментах Спалланциани? (не было доступа воздуха, так как в нем находятся бактерии, а бульоны являются для них питательной средой)

Проанализируйте опыт Луи Пастера.

В середине XIX в. французский учёный Луи Пастер также доказал невозможность самозарождения микроорганизмов.

Он подвергал длительному кипячению в колбе с открытым горлышком питательную среду, в которой могли размножаться микроорганизмы. Через несколько дней в колбе наблюдалось размножение микроорганизмов (в результате попадания в неё бактерий и их спор). В следующем опыте, чтобы микроорганизмы и их споры не могли проникнуть в содержимое колбы извне, на её горлышко он насадил тонкую S-образную стеклянную трубочку (рис. 55). В результате микроорганизмы и их споры оседали в изгибах трубочки и не могли проникнуть внутрь колбы. Микроорганизмы и их споры, находившиеся в содержимом колбы, погибали при длительном кипячении, жидкость оставалась стерильной, и в ней не появлялись микроорганизмы.

1. Цель: доказать невозможность самопроизвольного зарождения жизни в современных условиях.

-Сейчас мы познакомимся с основными гипотезами, теориями возникновения жизни на Земле. Основные из них можно разбить на пять групп:

· Теория стационарного состояния;

-Сейчас нам предстоит обсудить эти теории и возможность реального их существования, итак 1 группа возьмёт теорию стационарного состояния и креационизм, 2 группа спонтанное зарождение и панспермию, 3 группа биохимическую эволюцию.

-Что Вам предстоит сделать: изучить каждую их теорий, сделать краткий очерк (схему), сделать вывод и доказать нам, может ли эта теория быть истиной, либо наоборот доказать, что эта теория не имеет право на существование. (См. приложение 1)

-А как возникла Земля? Современная космология связывает происхождение Вселенной с «Большим взрывом»

«Действительно, некоторые факты подтверждают идею большого взрыва, согласно которой, около 15 млрд. лет назад произошёл чудовищной силы взрыв, породивший известную нам Вселенную. В соответствии с концепцией О.Ю. Шмидта около 6 млрд. лет назад из газово-пылевого облака образовалось Солнце. Из оставшейся части облака, вращающейся вокруг Солнца, сформировались планеты Солнечной системы, в числе которых была и Земля. Самым древним из обнаруженных горных пород 4,6 млрд. лет. В слоях моложе 3,8 млрд. лет обнаружены продукты распада хлорофилла и других пигментов, а возрастом 3,2 млрд. лет датируются первые достоверные находки микроорганизмов. Можно заключить, что жизнь возникла в период между 4-3 млрд. лет. Какие условия являются необходимыми и достаточными для её возникновения? Первоначально Земля была холодной, но благодаря распаду радиоактивных элементов она разогрелась, а температура в её недрах достигла 1000ºС, в результате чего твёрдые породы начали плавиться и распределились следующим образом: в центре – самые тяжёлые, а на поверхности – самые лёгкие. Под влиянием высокой температуры вещества вступали в химические реакции. Активно действовали вулканы, выбрасывая на поверхность планеты из её недр огромное количество неорганических веществ. В результате дегазации планетарных недр образовалась атмосфера, которая состояла из паров воды, углекислого газа, азота, окислов серы. Свободный кислород, который выделялся из мантии, быстро расходовался на процессы окисления.

Затем наступил период охлаждения планеты. Температура на поверхности Земли снизилась до 100ºС, началась конденсация водяного пара в атмосфере, прошли проливные дожди, продолжавшиеся тысячелетия и сопровождающиеся грозами. Горячая вода заполняла впадины земной поверхности. В ней растворялись вещества, содержащиеся в земной коре и атмосфере, вступали в химические реакции. Когда Земля остыла настолько, что водяные пары сгустились и образовали первичный океан, многие соединения, в том числе и органические, оказались растворёнными в водах этого океана. Таким образом, на планете в то время сложился уникальный, неповторимый комплекс условий. Поверхность Земли, вероятно, ещё не совсем остыла, но и не была излишне накалена, отсутствие озонного экрана способствовало неограниченному поступлению на поверхность планеты ультрафиолетового излучения, что способствовало образованию органических веществ.

-Однако низкомолекулярные органические вещества ещё не жизнь. Основу жизни представляют биополимеры – длинные молекулы белков и нуклеиновых кислот, слагающиеся из звеньев – аминокислот и нуклеотидов. Возможно, биополимеры возникли в предбиологическую эпоху на раскалённых склонах вулканов, а затем дожди смывали их в «первичный бульон».

-Давайте вернёмся к разговору наших гостей – учёных.

Учёный 1. Позвольте, коллега задать Вам ещё пару вопросов. Скажите, почему жизнь возникла (зародилась) и вначале развивалась только в океане?

Учёный 2. Ну, это легко объяснить. В период возникновения жизни на Земле она подвергалась интенсивному излучению Солнца, которое было губительно для всего живого.

Учёный 1. В настоящее время возможно ли образование жизни небиологическим путём?

Учёный 2. По-видимому, нет. Ведь сейчас любые органические вещества, как бы они не образовывались, тотчас будут поглощены гетеротрофами. В наше время органические вещества возникают биологическим путём, то есть в процессе создания себе подобных. Есть ли ещё вопросы, коллега?

Учёный 1. Нет! (пожимает руку собеседнику).

-Жизнь на нашей планете прошла длительный путь эволюционного развития.

-В настоящее время мы не можем считать, что проблема происхождения жизни решена. Учёные продолжают искать перспективные пути её решения.

Читайте также: