Круглый стол педагогов психологов

Обновлено: 02.05.2024

Провела: педагог – психолог Козлова Е. В.

Цели: повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам эмоционального развития детей, профилактика агрессивного поведения всех участников образовательного процесса.

- ознакомление педагогов и родителей с основными аспектами понятий «агрессия» и «агрессивное поведение»;

- раскрытие анализ важности отреагирования негативных эмоций, как детьми, так и взрослыми;

- обучение родителей и педагогов практическими приемами и упражнениями выражения гнева социально – приемлемыми способами;

- рекомендации для родителей и педагогов по профилактике агрессивного поведения детей;

- создание условий для построения продуктивного диалога между родителями и педагогами;

- снижение эмоционального напряжения.

Участники: родители, педагоги.

Ведущий: педагог – психолог.

Материал к занятию: свеча, газеты, веревка, колокольчик, ватман, маркер.

Ход круглого стола

1. Разминка. Игра «Поздороваемся»

2. Мини – лекция педагога – психолога с использованием презентации

1)Понятие «агрессия», «агрессивное поведение». Проблема агрессивного поведения детей достаточно актуальна в наши дни. Психологи отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше и больше.

Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «драчун», - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не, только в ДОУ, но и дома.

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам

нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессивность – свойство личности, выражающееся, по мнению Артур Александрович Реан, в готовности к агрессии.

Существует несколько различных подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности, также как и классификации видов агрессии.

2) Виды агрессии (показывается на слайде).

Эрих Фромм считает, что существует два вида агрессии : «доброкачественная» - появляется в момент опасности, носит оборонительный характер и затухает и «злокачественная» - жесткость и разрушительность, возникает спонтанно и связана со структурой личности.

А. Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии :

- физическая (действие против кого – любо, раздражение (вспыльчивость, грубость, вербальная (угрозы, крики, ругательства, косвенная (сплетни, злобные шутки, топание, выкрики в толпе, негативизм (манера поведения). Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства.

3) Факторы, влияющие на появление агрессии (обсудить с участниками).На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние множество факторов:

. некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга;

. стиль воспитания в семье – агрессивное поведение является отражением тех отношений, которые малыш наблюдает дома. Если родители часто применяют физические наказания, не надо удивляться, что ребенок не умеет общаться по-другому. Он знает, что родители его бьют, чтобы добиться послушания. Естественно, привыкает к тому, что, если нужно что-то получить от человека, его следует ударить. Со временем такие дети могут стать практически неуправляемыми, не реагирующими на просьбы и уговоры только на повышенный тон или физическое воздействие. Если ребенка строго наказывают за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев. Длительное подавление агрессии может привести к формированию детских страхов, соматическим заболеваниям или к тому, что однажды она вырвется наружу с эффектом «распрямившейся пружины»;

. повсеместная демонстрация сцен насилия в кино и на экранах телевизоров;

. нестабильная социально – экономическая обстановка;

. индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения);

. социально- культурный статус семьи.

4) Агрессивное поведение проявляется как:

. стремление привлечь внимание окружающих. Например, ребенок не выделяется среди сверстников умением петь или рисовать, но если он разрушит снежную крепость, которую дети строили дети вместе с воспитателем, его непременно заметят, и будут говорить о происшествии весь день. Рецепт здесь только один: действия и слова взрослых должны постоянно убеждать ребенка в том, что его любят не за что-то, а несмотря ни на что;

.удовлетворение потребности в чем- либо (самоутверждение);

. защита от окружающего мира (лучший способ обороны – это нападение). Такое поведение свойственно детям, чьи родители не имеют четкой стратегии в воспитании и могут по-разному оценивать поступки своего чада в зависимости от настроения, наличия рядом посторонних. Ребенок знает, что от людей можно ожидать всего, что угодно, не доверяет окружающим и поэтому ведет себя агрессивно – на всякий случай;

. разрядка, снятие напряжения, направленные как на других, так и на себя (аутоагрессия). Одна из причин аутоагрессии – строгий запрет на проявление агрессии по отношению к другим людям. Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на сильных и могущественных взрослых, особенно на родителей, любовь которых он боится потерять. В этом случае не стоит ждать, пока ребенок сам успокоится, следует сразу ему помочь.

Слово педагога – психолога : «Следует отличать агрессивность от проявления возрастных кризисов. Если отклонения поведения связаны с кризисом – это не расстройство поведения, необходимо пережить это, быть гибкими, перестроить свое отношение к ребенку на более терпимое. В этом нам поможет составление портрета агрессивного ребенка»

Инструкция: Я предлагаю вам самим дать характеристику агрессивного ребенка, предложив свои качества и возможные варианты поведения, а я запишу их на ватман. Вот у нас получился портрет агрессивного ребенка. Давайте сравним наш портрет с портретом агрессивного ребенка, предложенным Галиной Борисовной Мониной. Итак, внимание на экран (показывается на слайде).

Агрессивный ребенок :

Не понимает чувств и переживаний других людей;

Часто раздражает, дерется, спорит, ругается со взрослыми;

Создает конфликтные ситуации;

Сваливает вину на других;

Теряет контроль над собой;

Не может адекватно оценить свое поведение;

Имеет мускульное напряжение;

Толкает, ломает, крушит все кругом;

Завистлив, мстителен, раздражителен;

Стремиться разозлить других людей;

Часто сердится и отказывается что – любо делать.

Примечание. В процессе педагогу – психологу следует уточнить: только когда эти признаки проявляются на протяжении 6 месяцев, можно говорить о том, что ребенок агрессивный.

4. Игра «Снежки»

Цель: создание эмоциональной разрядки, сложность восприятия команд в момент игры.

Инструкция. Теперь я предлагаю разрядить обстановку и поиграть. Проходите в центр зала. Игра называется «Снежки». Вам нужно разделиться на две группы. Я вам раздам бумагу для создания снежков, каждый лепит один снежок, сминает бумагу. Команды становятся напротив друг друга. Скакалка разделяет ваши поля.

Задача: каждая группа по сигналу должна забросить как можно больше снежков соперникам, при этом снежки можно отбивать, чтобы они не упали на свое поле или перебрасывать их на поле соперников. Выигрывает та команда, у кого окажется меньше «снежков» на поле.

Игра начинается и заканчивается по сигналу (звонок колокольчика, после финишного сигнала бросать уже нельзя, в голову бросать запрещено.

Слово педагога – психолога «Поиграли, подняли себе настроение, теперь проходим за столы для обсуждения».

Вопросы для обсуждения:

. Вы играли и не слышали звон колокольчика - почему так трудно остановиться?

. Можно ли услышать кого-то в возбужденном эмоциональном состоянии?

Вывод педагога – психолога : «Когда мы увлечены игрой, возникает азарт, поэтому сложно остановиться моментально по сигналу, равно находятся игроки, продолжающие соревнование, более темпераментные и эмоциональные люди быстрее поддаются возбуждению и начинают доказывать свою точку зрения. Вам тяжело было среагировать, остановиться, также и ребенок не слышит, к чему его призывают в данный момент; очень сложно остановиться сиюминутно, успокоиться».

Слово педагога – психолога «Я предлагаю рассмотреть кривую гнева и обсудить все фазы протекания агрессивной вспышки».(внимание на экран).

Вторая фаза (В) – фаза обострения. Кривая гнева начинает подниматься вверх. Это время, когда тело физиологически начинает готовить себя к предстоящему сражению: повышается уровень адреналина, напрягаются мышцы, учащается дыхание, пульс. Но все, же на этой стадии, особенно на начальном этапе, еще можно предотвратить предстоящую вспышку. И если взрослый не остановит нарастающий поток гнева у ребенка на этой фазе, придется долго ждать, пока он не придет в себя. Чтобы научить его справляться со своим гневом и лучше владеть собой, на стадиях А и В можно давать ему инструкции: «Успокойся», «Сядь в кресло и посиди пять минут», «Сделай несколько глубоких вздохов». Можно умыть ребенка прохладной водой. Позже он сам будет прибегать к этим замечательным способам управления гневом.

Третья фаза (С) – фаза кризиса, пик гнева. Ребенок начинает кричать, топать ногами, ругаться и т. д. у всех детей это проявляется по-разному. Ребенок уже не слышит взрослого, не понимает просьб, требований. Читать нотации бесполезно. Единственное, что можно сделать – это следить за его безопасностью.

Четвертая фаза (Д) – фаза плато, или спада гнева. Она протекает у всех детей по – разному. Одним присущи отдельные дополнительные вспышки, у других гнев идет на спад.

Пятая, последняя, фаза (Е) – фаза депрессии, которая может наступить после кризиса. Теперь снова можно разговаривать с ребенком, и только на этой фазе он услышит, что ему говорят.

Педагогу – психологу следует уточнить, что данная кривая характерна не только для детей, но и для взрослых, поэтому очень важно контролировать собственные негативные выплески в момент общения с ребенком.

6. Беседа «Как перевести агрессию в позитив»

Слово педагога – психолога : «Существует несколько этапов снижения агрессивности ребенка и стабилизации его эмоционального состояния. Необходимо научить ребенка выражать свой гнев в социально – приемлемой форме и открыто. Какие вы можете назвать способы выражения гнева?».(обсудить с участниками). Сейчас я вам перечислю, какие существуют способы выплескивания гнева.

Способы выражения (выплескивания) гнева:

1. Громко спеть любимую песню.

2. Пометать дротики в мишень.

3. Попрыгать на скакалке.

4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

5. Пускать мыльные пузыри.

6. Устроить «бой» с боксерской перчаткой.

7. Пробежать по площадке детского сада или стадиону.

8. Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей).

9. «Попинать» подушку.

10. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

11. Скомкать несколько листов бумаги, выплеснув всю свою злость, а затем их выбросить.

12. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркать его.

13. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать её.

14. Использовать физические силовые упражнения.

15. Сильно потопать ногами.

Некоторые из этих упражнений могут быть применены и взрослыми для стабилизации своего состояния в момент агрессии, особенно по отношению к ребенку.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому будут полезны любые релаксационные упражнения. Интересные и эффективные упражнения можно найти в книге Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать».

Я предлагаю выполнить следующие упражнения, которые в дальнейшем вы можете использовать в работе с детьми. (педагог – психолог включает спокойную музыку).

Необычная радуга” (релаксационный настрой)

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:“Сядьте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга. Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой -приятно ласкает глаз в жару. он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть. Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. если нам не по себе, и мы чувствуем себя не уверенно, зеленый цвет поможет почувствовать себя лучше. Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день”.

Отдых на море” (релаксационный настрой)

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:“Сядьте в удобном положении. закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется вставать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день”.

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с рук

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

«Возьми себя в руки»

«Как только ты почувствуешь, что хочется кого-то стукнуть, что-то крикнуть, обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека. Ты – хозяин своих эмоций».

Релаксационные упражнения для снятия напряжения мышц лица

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

Слово педагога – психолога : «Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают, как вести себя в конфликтных ситуациях.

На этом этапе очень важны сюжетно – ролевые игры, показывающие взаимодействие между людьми в различных ситуациях. И конечно, сами взрослые должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей. Кроме того, формирование таких позитивных качеств личности, как эмпатия, доверие к людям, доброта, происходит во время позитивного общения с ребенком, за совместным обсуждением книг, просмотром фильмов и передач и прочее».

Примечание. Участникам раздаются буклеты.

7. Подведение итогов.

Слово педагога – психолога (рассказывает притчу «Бабочка в руке») : «Жил – был один мудрец, к которому многие люди приходили за советом. И вот однажды завистливый человек решил опорочить мудреца, загадав ему загадку, отгадать которую невозможно. Поймал он бабочку, зажал между ладонями, пришел к мудрецу и спрашивает: «Скажи, что у меня в руках?» Мудрец отвечает: «Бабочка». «Правильно. А какая бабочка – живая или мертвая?» - спрашивает завистник, а сам думает: «Если ответить «мертвая», я открою ладони, и бабочка улетит. А если скажет «живая», я сожму ладони и раздавлю её». Мудрец помедлил немного и ответил: «Все в твоих руках».

Помните, что дети – в наших руках. И только вы родители решаете и определяете их жизненный путь, мы, педагоги, можем лишь помочь вам в создании необходимого психологического комфорта и в сопровождении ребенка в процессе его развития и становления как личности».

На такой веселой нотке наш круглый стол закончился. Спасибо за то, что вы поделились своими мыслями, впечатлением, эмоциями. Спасибо всем кто принял участие. Спасибо всем!

круглый стол для педагогов "Профилактика синдрома "профессионального выгорания""
план-конспект урока (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Цель: предупреждение синдрома профессионального и эмоционального «выгорания» педагогов-психологов.
Задачи:
1. Способствовать сплочению педагогов-психологов, желанию поддержать друг друга.
2. Показать жизненные стратегии - позитивного восприятия жизни, получения и принятия жизненного опыта.

4. Сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья. Закрепление положительного отношения к себе.

ВложениеРазмер
16.03.17.krugl_.stol_dlya_psihologov_v_232_dou.docx 24.85 КБ

Предварительный просмотр:

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ – ПСИХОЛОГОВ «ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»».

Цель: предупреждение синдрома профессионального и эмоционального «выгорания» педагогов-психологов.
Задачи:
1. Способствовать сплочению педагогов-психологов, желанию поддержать друг друга.
2. Показать жизненные стратегии - позитивного восприятия жизни, получения и принятия жизненного опыта.

Сегодня, мы с Вами поговорим о «синдроме профессионального выгорания», а также закрепим благоприятное отношение каждого к самому себе.

  1. Упражнение «Винегрет». Каждому участнику присваивается гордое имя – «свекла», «огурец», «морковь», «лук». Один участник встаёт, его стул убирается из круга. Когда вставший говорит «свекла» - пересаживаются только «свёклы»; «морковь» – только «морковки». Когда произносится слово «винегрет» - пересаживаются все, и ведущий тоже садится. Кто остался – водит.

Давайте поговорим об этом. Что же такое – «профессиональное выгорание»?

Обобщаю: - Профессиональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, которое развивается в результате хронического неразрешённого стресса на рабочем месте.
Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому эмоционального «выгорания» педагоги.

  1. Предлагается разделиться на подгруппы по 3-4 человека и подисскутировать по вопросу «Каковы же причины возникновения синдрома профессионального выгорания?»

- напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;
- нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;
- однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;
- работа без перспективы невозможности выстроить профессиональную карьеру;
- неразрешенные личные конфликты,
- длительная нагрузка на основные анализаторы (слух, зрение и т.д.).

4. Существуют различные методики для диагностики синдрома эмоционального выгорания

-Вашему вниманию предлагаю « Диагностику уровня эмоционального выгорания».

  1. Снижается ли эффективность Вашей работы?
  2. Потеряли ли Вы часть инициативы на работе?
  3. Потеряли Вы интерес к работе?
  4. Усилился ли Ваш стресс на работе?
  5. Вы чувствуете утомление или снижение темпа работы?
  6. У вас часто болит голова?
  7. У вас часто болит живот?
  8. Вы потеряли в весе, ваш вес превышает норму?
  9. У вас проблемы со сном?
  10. Ваше дыхание стало прерывистым?
  11. У Вас часто меняется настроение?
  12. Вы легко злитесь?
  13. Вы легко подвергаетесь фрустрации?
  14. Вы стали более подозрительным, чем обычно?
  15. Вы чувствуете себя более беспомощным, чем всегда?
  16. Вы употребляете слишком много лекарств, влияющих на настроение (транквилизаторы, алкоголь, и т.д.)?
  17. Вы стали менее гибким?
  18. Вы стали более критично относиться к собственной компетентности и к компетентности других?
  19. Вы работаете больше, а чувствуете, что сделали меньше?
  20. Вы частично утратили чувство юмора?

Менее 10 баллов – У Вас не отмечается синдром эмоционального выгорания.

10-15 баллов – формирующийся синдром выгорания

15 и более – наличие синдрома

Подсчитаем баллы . Обработка результатов диагностики.

Нужно, чтобы каждый человек научился любить себя таким, каков он есть снаружи и внутри. Если Вас раздражает какая – то деталь Вашей внешности, спросите себя, почему это происходит. Каким стандартам Вы стремитесь соответствовать? Если Вам хочется изменить что-то в своей собственной личности – ИЗМЕНИТЕ! Сделайте это с любовью и улыбкой!!

Необходимо записать хотя – бы 5 пунктов : «Мне, в трудную минуту, как профессионалу , в моей работе помогает…»

Затем предлагается проранжировать их по степени значимости.

Это Ваш ресурс, который можно использовать как « скорую помощь» для восстановления сил и разрешения «проблемной» ситуации. . Не забывайте об этом в трудную минуту…

  1. Домашнее задание «Мои перспективы». Необходимо сформулировать основные цели профессионального совершенствования, которые участники хотели бы достичь в ближайшее время. При этом надо продумать конкретные шаги, предполагающие их достижение. (домашнее задание раздать каждому участнику в печатном виде)

8 . Упражнение «Оставь свой след»
Педагоги на листе обводят фломастером свою ладонь, пишут на ней свое имя и передают по кругу соседу справа. Участники пишут на полученных ладошках добрые слова и пожелания человеку, листок которого пришел к ним. Каждый в конце получит свою ладошку, которую затем можно вырезать.

  1. А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.
    «Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
    Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".
    Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
    Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал своими копытами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
    Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца».

Обратная связь. Участники обмениваются впечатлениями по мероприятию.
– Какие моменты показались наиболее интересными?

Круглый стол в рамках РМО педагогов-психологов
материал

Цель: содействовать формированию у педагогов-психологов потребности включения в круг своих профессиональных интересов и формирование у детей учебной мотивации.

Задачи:

  1. Актуализация знаний педагогов –психологов по теме «Мотивация, ее виды, факторы влияния»
  2. Осознание и осмысление основных причин снижения учебной мотивации.
  3. Анализ эффективного инструментария для выявления уровня мотивации.
  4. Психологическая коррекция и развитие учебной мотивации.
ВложениеРазмер
kruglyy_stol_rmo.docx 21.95 КБ

Круглый стол в рамках РМО педагогов-психологов по теме

« Формирование учебной мотивации как необходимое условие эффективности обучения в условиях ФГОС.»

Цель : содействовать формированию у педагогов-психологов потребности включения в круг своих профессиональных интересов и формирование у детей учебной мотивации.

Категория участников: педагоги-психологи района.

Форма проведения : «круглый стол»

Продолжительность работы: 55 минут

- работа в группе

- принцип партнёрского общения;

- принцип концентрации присутствия;

- принцип обратной связи.

- чистые листы ватмана;

- маркеры или фломастеры:

- мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

  1. Организационный момент (ритуал приветствия, эмоциональный настрой на работу);
  2. Теоретическая часть(введение в тематическую часть вопроса, ознакомление участников с новой информацией);
  3. Практическая часть- ( использование техник коллективной работы
  4. Подведение итогов, рефлексия.
  5. Ритуал прощания.
  1. Приветствие и эмоциональный настрой. (Чтение притчи. Один человек часто ходил по делам через кладбище и днём и ночью, и это не вызывало у него негатива. Как-то поздним вечером он свалился в свежевырытую могилу. Накрапывал дождь, и после нескольких неудачных попыток выбраться, он решил подождать до утра, когда придут землекопы. Сел в уголке и уснул. Проснулся в полной темноте, оттого, что ещё кто-то свалился в эту же могилу и пытается выбраться. Первый и говорит: " Бесполезно, приятель, отсюда не выбраться!" В ответ он услышал топот быстро убегающего человека. В отличие от первого, у того была сильная мотивация. )

По кругу называют все ассоциации – МОТИВАЦИЯ

Время работы : 12 минут.

Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. На первый план выходит личность школьника, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы.

Высокий уровень мотивации при обучении детей, является источником активности и успешности в обучении, поэтому его достижение является одной из важнейших проблем современного образования. Учебно-познавательные мотивы формируются в процессе учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для школьников видов познавательной деятельности. Первый из этих этапов — мотивационный. Известно, что если ученик не знает, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, не хочет учиться, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем организовать учебную деятельность , необходимо позаботиться о мотивах деятельности. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Тема нашего круглого стола звучит так « Формирование учебной мотивации как необходимое условие эффективности обучения в условиях ФГОС.»

  1. Практическая часть- работа «круглого стола» (40 мин)

Вопросы к обсуждению Предложить дать определение – мотивация.

Мотивация — это установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с психологической точки зрения.

Вопросы к обсуждению Предложить дать определение – мотивы

Мотивы — это внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию. В учебной деятельности — это желание, стремление школьников учиться, решать познавательные задачи, проблемы, желание не отставать от сверстников.

Вопросы к обсуждению От каких факторов зависит учебная мотивация - значимость деятельности, любопытство, соперничество, уровень притязаний, боязнь наказания, приобретение каких- либо льгот.

Вопросы к обсуждению Роль педагога-психолога в формировании учебной мотивации.

Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, наши усилия должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.

Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации и профилактикой поведенческих отклонений.

Вопросы к обсуждению Какой диагностический инструментарий вы используете?

Рефлексия (5 минут)

На макете книги напишите, что в ваших возможностях сделать, чтобы способствовать формированию учебно-познавательной мотивации.

Круглый стол: "Практикум в вопросах психолого-педагогичекого сопровождения учащихся"
методическая разработка по психологии по теме

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №4»

ИМР СК с. Московское

«Практикум в вопросах психолого-педагогического сопровождения учащихся»

с. Московское, 2012

  1. Определения понятия «психолого-педагогическое сопровождение»
  2. Решение педагогических ситуаций.
  3. Утверждение плана работы психолого-педагогического сопровождения учащихся МКОУ «СОШ №4»
  4. Рекомендации для разрешения педагогических ситуаций
  5. Счастливый учитель - счастливые дети.

1. Психолого-педагогическое сопровождение что это? А самое главное для чего это вообще нужно. Чтобы ответить на эти и другие вопросы, которые ставит перед нами современная школа, давайте просмотрим с вами мультфильм (просмотр мультфильма)

Вот так на Земле появляются дети, каждый из которых со своими интересами, индивидуальными особенностями личности, да и совсем не похожие своим внутренним миром друг на друга. И к каждому из них надо подобрать свой подход, те слова, методы, которые будут соответствовать его индивидуальности и его мировоззрению. В этом наверное и заключается смысл индивидуального подхода к ребенку, а из него и вытекает психолого-педагогическое сопровождение учащегося.

Давайте рассмотрим и попробуем определить для себя что это! Пред вами несколько вариантов понятия «сопровождение» «психолого-педагогическое сопровождение». Попробуйте написать свое понимание данного определения (выбор определения Приложение 1)

Прежде всего, что значит “сопровождать”? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожающего. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача.

Именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его школьного обучения и видится основная цель школьной психологической практики.

Прежде чем дать научное определение парадигмы сопровождения, необходимо отметить следующее: школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребенка со сверстниками и школьниками другого возраста, педагогами, родителями (своими и одноклассников), другими взрослыми, участвующими в школьном процессе. По своему содержанию она может быть интеллектуальной, эстетической, этической, бытовой.… Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. Можно сказать, что школьная среда предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.

2. Но иногда наши дети заводят нас в такие ситуации, из которых мы порой не знаем выхода. И сегодня мы все вместе попробует такие ситуации рассмотреть и помочь друг другу их разрешить. Для этого мы разделились с вами на 9 секций или команд, каждая из которых представляет методическое объединение ( ). Вашим домашним заданием было предложить разные формы работы, но к ним вернемся немного позже (приложение 2) и разрешить одну из предложенных педагогических ситуаций «творческим подходом» (приложение 3). (Решение педагогических ситуаций и их обсуждение)

3. Для того чтобы наша работа была продуктивной и результативной, мы с вами должны выстраивать свою работу систематизировано и планомерно. Я предлагаю рассмотреть и утвердить план психолого-педагогического сопровождения учащихся МКОУ «СОШ №4» . (золотой кодекс учителя)

4. А теперь вернемся к домашнему заданию. Мы рассмотрели, обыграли и обсудили различные педагогические ситуации. Теперь давайте предложим друг другу разные формы работы с ребенком в вопросах психолого-педагогического сопровождения.

(работа с схемой по приложению 2). Что могут порекомендовать психологи? Это несложные формы работы с детьми отражающие глубоко-индивидуальный подход к каждой личности. Некоторыми мы с вами пользуемся из ходя уже из личного и педагогического опыта, некоторыми интуитивно, а о некоторых может и не знали или не знали как правильно ими пользоваться. Предлагаю ознакомиться с формами работы психолога, которыми вы – педагоги, можете пользоваться. (приложение 4)

5.Для того, чтобы педагог смог правильно оценить, разобрать ситуацию происходящую в классе, с отдельным ребенком, он прежде всего должен быть сам спокоен, уравновешен, уверен в себе, просто быть счастливым человеком. Создавая счастье в себе, счастье возле себя, к нему начинают тянуться все кто его видит. И всем начинает хотеться идти по тому пути, по которому идут счастливые люди. (просмотр презентации о счастье)

Желаю, вам, всегда, из любой ситуации находить только положительные моменты, ведь в жизни ничего не бывает случайно, «если это произошло, значит это для чего-то было нужно…»

Круглый стол для педагогов-психологов

Цель: актуализация гуманистических принципов организации учебно-воспитательного процесса с позиции психолого-педагогического сопровождения.
Задачи:
• рассмотреть и обсудить проблематику обозначенного вопроса; проанализировать актуальное состояние процесса сотрудничества семьи и школы;
• наметить пути построения эффективной работы педагогического коллектива школы с контингентом родителей учеников;
• использовать полученные теоретические знания на практике.
Категория участников: педагоги-психологи.
Форма проведения: «круглый стол».
Продолжительность работы: 60 минут.
Методы работы:
- метод работы в группах;
- метод групповой дискуссии.
Принципы работы:
- принцип активности;
- принцип партнерского общения;
- принцип концентрации присутствия;
- принцип обратной связи.
Используемый материал:
- чистые листы ватмана;
- маркеры или фломастеры;
- интерактивная доска, презентация.
Структура мероприятия:
1. Организационный момент (ритуал приветствия, эмоциональный настрой на работу);
2. Теоретическая часть (введение в тематическую часть вопроса, ознакомление участников с новой информацией);
3. Практическая часть – работа «круглого стола» (использование техник коллективной работы: «Обмен мнениями»; работа в малых группах, тренинг);
4. Подведение итогов, рефлексия.
5. Ритуал прощания.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Беседа пассажиров в общественном транспорте:

- Ну и молодежь пошла: никто места не уступит, вид только делают, что не видят и не слышат, ни уважения, ни культуры. А вырядились-то как! Вот в наше время…

- Неправда, молодежь у нас хорошая, образованная, много знающая. Не то, что мы когда-то. Время сейчас другое, молодежь с ним в ногу идет.

- И ничего - то в нынешних молодых хорошего: ни к чему не приучены, все делают из - под палки, без желания. Выгоду себе ищут. А школьники-то каковы! Грубят, не слушают взрослых! Избалованы. Чего им только не хватает? Куда родители смотрят?

Я своих давно вырастила, выучила, перед людьми не стыдно. А эти? Разгильдяи, хулиганы!

- Все вы и правы и не правы: молодежь у нас разная…Многое зависит от …

- Как вы думаете, от чего? Попробуйте определить тему сегодняшнего нашего разговора.

2. Введение. Итак, тема сегодняшнего разговора – «воспитание». Т о есть, если расширить понятие, то тему нашего круглого стола можно озвучить так: «Гуманистическая парадигма воспитания и обучения».

- Что такое «парадигма»?

- Как надо понимать словосочетание «гуманистическая парадигма»?

3. Теоретическая часть. Доклад 1.

«Роль психологической службы в гуманизации педагогического процесса»

Психологическая служба школы – это «скорая помощь», которая помогает психологически преодолеть негативное воздействие различных факторов на развитие, становление и самореализацию личности.

Деятельность психологической службы школы направлена, в первую очередь, на формирование такой психологической культуры школы, которая способствует раскрытию способностей каждого ученика, формированию полноценной личности, способной стать полноправным гражданином страны. Для этого психологическая служба должна работать в зоне ближайшего развития не только ребенка и учителя, но и учреждения, системы образования в целом. Основные ее принципы – развитие и гуманизация. Она создает оптимальные психологические условия для развития каждого субъекта и очеловеченной системы образования в целом.

Приоритетными задачами деятельности психологов образования являются :

- активное распространение гуманистических ценностей в образовании;

- повышение уровня психологической культуры педагогов;

- ориентация своей профессиональной деятельности на защиту прав и достоинства каждой личности, в том числе права на уважение, достойное существование, развитие, образование, творческую деятельность и психологическую безопасность;

- реализация главной цели психологической службы образования - психическое здоровье обучаемых и обучающих;

- развитие индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса – их способностей, интересов, склонностей, чувств и т.д.;

- создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении образования, определяемого организацией оптимального общения и созданием для каждой личности на всех этапах ее развития ситуации успеха;

- ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений в психическом, психофизическом и личностном развитии детей;

- переход от эпизодов психологической помощи к психологическому сопровождению развития личности в образовательно-воспитательной системе и психологической поддержке педагогического процесса;

- разработка и внедрение региональных и авторских моделей психологической службы, ориентированных на специфику социокультурных и психолого-педагогических условий;

- разработка инвариантной (федеральной) и вариативной (региональной, школьной) частей планирования деятельности;

- выработка региональных стандартов психического, психофизического и личностного развития детей, подростков и молодежи;

- активное участие в экспертизе всех педагогических инноваций в системе образования, оценке психологической эффективности и безопасности педагогических экспериментов, а также их психологическом обеспечении.

Условиями для реализации поставленных задач являются:

- дальнейшее повышение статуса практического психолога в учреждениях образования, внедрение психологической службы во все звенья образования, особенно высшую школу;

- инструментальное обеспечение профессиональной деятельности психолога;

- создание единой системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации, сертификации психологов образования;

- сотрудничество и преемственность в деятельности между различными структурами психологической службы в образовании;

- объединение в единой структуре психологической службы специалистов «помогающих» профессий в целях комплексной поддержки развивающейся личности;

- координация усилий психологической службы различных ведомств в целях преодоления профессиональной изоляции и обеспечения преемственности в психологической поддержке личности;

- развитие личностного потенциала самого психолога.

Таким образом, психологическая служба школы способствует формированию психологической культуры образовательного учреждения, здоровой нравственной атмосферы в школьном коллективе, подготовке педагогов к общению с учащимися, развитию личностного потенциала, как педагогов, так и учащихся.

4. Практическая часть. Эвристическая работа в группах

Информация к размышлению: известный педагог и писатель Симон Львович Соловейчик описал три самых привычных модели воспитания, назвав их условно «Уличное движение», «Сад – огород», «Кнут и пряник». Названия яркие и точно отражают суть каждой модели.

4.1. Формирование представления о методе

– Отталкиваясь от названия метода и опираясь на зрительный и предметный ряд, представленный на доске, определите суть метода, укажите его отличительные особенности. Подумайте о его плюсах и минусах. (Учащиеся в группах в течение 10 минут обсуждения приходят к определенному мнению).

– Верна ли данная модель воспитания?
– Можно ли ее считать единственно правильной?
– Хотелось бы вам, чтобы вас воспитывали именно так?

– К чему может привести желание получать «пряники» и избегать «кнута»? (Ко лжи, изворотливости, к мысли о возможности обмануть справедливость и представить любую ситуацию с выгодой для себя).

5. Оценочный комментарий учителя

1) Модель «Уличное движение», по С.Л.Соловейчику, основана на мнении, что для воспитания человека достаточно научить его выполнению определенного ряда правил, как в дорожном движении. Эти правила будут регламентировать все поступки человека, знающего, что можно и что нельзя. Как и правила дорожного движения, они разрешают, запрещают или предупреждают определенные действия. Строгое соблюдение свода правил – гарантия качественного воспитания.
Мы пришли к выводу, что это не всегда дает ожидаемый положительный результат.

2) Модель «Сад – огород» основана на убеждении, что с ребенком можно обходиться, как с грядкой, выпалывая сорняки в его душе, или, как с деревом, прививая ему лучшие качества. При этом можно создать максимально комфортные условия для ребенка, оберегая его от трудностей и проблем.
Мы решили, что такая модель дает однобокое воспитание, даже обратный результат.

3) Модель «Кнут и пряник» предполагает следующее: за добрый поступок наградить, за дурной – пожурить, поругать, наказать. Воспитание – это цепь поощрений и наказаний.
Хорошо, если и то, и то заслужено, а если нет? Как это формирует личность?

6. Обобщение проведённой работы при обсуждении

– Какую из моделей воспитания можно считать универсальной?
С. Л. Соловейчик считает, что ни одна из этих 3-х типичных воспитательных моделей не может быть единственной и правильной. В педагогике существует множество моделей, методов и приемов воспитания личности. Каждая в разумной мере может быть применима, при этом не отвергая положительного влияния и других.

7. Расширение темы

8. Обобщение проведённой работы при обсуждении

– На воспитание личности (и положительное, и отрицательное) влияют очень многие субъекты и факторы. Недостаточно руководствоваться только привычными моделями, описанными педагогом С.Л. Соловейчиком и рассмотренными нами сегодня.

В последние десятилетия активного реформирования системы образования в нашей стране наблюдается все большее стремление взять курс к полюсу гуманистического образования.
Однако на сегодняшний день не всем педагогам удалось найти верный курс. Школьная реальность такова, что о правах учащихся мы вспоминаем редко, а чаще и настойчивее говорим об обязанностях, правилах поведения.
- Какими принципами руководствуйтесь вы при организации учебно-воспитательного процесса?

Заключительная часть (рефлексия)

Ведущий: В конце нашего круглого стола я попросила бы вас продемонстрировать свое отношение и поделиться впечатлениями - если вам было интересно, похлопайте в ладоши и улыбнитесь, если, на ваш взгляд, что-то не удалось - потопайте и посоветуйте, как можно было сделать лучше.

Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола.

Психологу более чем другим членам педколлектива свойственна роль защитника. Защитить ребенка от “педалирования” его возможностей и способностей от неразумной перегрузки его ума, памяти, чувств и эмоций, от чрезмерных притязаний родителей и смещенной каузальной атрибуции педагогов - одна из главных задач психолога.

Анализ школьной практики показывает, что главные просчеты в работе с родителями лежат в двух плоскостях:

· недооценка воспитательных возможностей современной семьи

· недооценка ее кризисного состояния, вызванного сменой семейных устоев.

Задача психолога заключается, прежде всего, в том, чтобы повлиять на изменение установок педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности: необходимо вернуть ребенка в семью, возвратить семье роль домашней академии”, а родителям - функции главных воспитателей.

1. Что такое гуманизация, гуманность, гуманный?

2. Как надо понимать слова "гуманизация педагогическо­го процесса в дошкольных учреждениях"?

3. Известны, в основном, два типа (или модели) общения взрослого и ребенка: учебно-дисциплинарная и личностно-ориентированная. В чем их различия? Какая, на Ваш взгляд, более прогрессивная?

4. Вы за какую модель? Почему?

5. Что нужно для этого изменить в себе, в коллективе? Ваши предложения в адрес администрации?

6. Кто что конкретно делает в дошкольном учреждении по гуманизации педагогического процесса? Какие трудности,

7. Каковы должны быть формы организации жизни ре­бенка и условия его развития в современной трактовке?

8. Личность может воспитать только личность. Попытай­тесь доказать это.

Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы понять наших детей к высотам культуры поведения.

Термин “парадигма” (от греческого paradigma – пример, образец) означает строго научную теорию, воплощенную в системе понятий, выражающих наиболее существенные черты действительности. Второе его значение используется для характеристики общепризнанных научных достижений, дающих сообществу специалистов модель постановки проблем и их решений в течение определенного периода времени. Именно в подобном смысле он употребляется в педагогической теории для обозначения концептуальных моделей образования.

Гуманистическая (феноменологическая) парадигма образования рассматривает и педагога, и обучающегося как равноправных субъектов образовательного процесса. Его главной целью выступает при этом персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, создание условий для развития и саморазвития обучаемого, предоставление ему свободы выбора для возможности максимальной реализации своих природных потенциалов и для самореализации. Гуманистическая парадигма предполагает свободу и творческий поиск как обучающихся, так и педагогов. Она ориентирована на творческое, духовное развитие личности, на межличностное общение, диалог, помощь и поддержку в самообразовании человека и его самосовершенствовании.

Читайте также: