Круглый стол насилие в семье

Обновлено: 05.05.2024

Семья является социальным институтом, в котором происходит формирование человека.

Защита детей — одна из важнейших функций всех взрослых. В том числе — важнейшая задача педагогов дошкольного учреждения. Ведь жестокое обращение, это основные причины формирования невротических личностей с проблемами, которые уже во взрослом состоянии человек не всегда может решить. А это влияет на социум в целом нам стареть с теми детьми которых мы воспитываем сегодня и очень важно сохранить их психологическое здоровье сегодня.

В учреждении создана система ранней профилактики, которая направлена на снижение риска попадания детей и их семей в социально опасное положение.

В первую очередь, такие семьи нуждаются в психолого-педагогической, социально-образовательной помощи, которая может быть оказана силами педагогического коллектива

Одна из причин актуальности данного вопроса в том, что родители не имеют знаний о том, как правильно воспитывать детей, какие методы применять, как правильно разговаривать и вести себя с ребёнком, какие формы обращения с ребёнком подпадают под формулировку «Жестокое обращение с детьми», какова ответственность родителей за допущение насильственных методов воспитания, какие последствия для психического состояния ребёнка влечёт за собой жестокое обращение.

ВложениеРазмер
Конспект 22.88 КБ
Презентация 825.47 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы жестокого обращения с детьми в том, что в настоящий момент родители имеют низкий уровень грамотности в вопросах воспитания детей. Детей оскорбляют, лишают необходимого, пренебрегают их нуждами. Повсеместно в семьях используются насильственные методы воспитания. Одна из причин этого в том, что родители не имеют знаний о том, как правильно воспитывать детей, какие методы применять, как правильно разговаривать и вести себя с ребёнком, какие формы обращения с ребёнком подпадают под формулировку «Жестокое обращение с детьми», какова ответственность родителей за допущение насильственных методов воспитания, какие последствия для психического состояния ребёнка влечёт за собой жестокое обращение.

Жестокое обращение с детьми – это умышленные или неосторожные действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.

По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми :

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение.

Выделяют 6 форм поведения родителей, приводящих к эмоциональному насилию :

1. Отказ родителей от детей.

2. Изоляция детей :

4. Постоянные оскорбления.

6. Развращение детей.

Признаки жестокого обращения с детьми

Поведение, эмоции, которые испытывает ребёнок, являются отражением того, что с ним происходит.

Следовательно обратив особе внимание на то, как ребёнок себя ведет, на то, как он реагирует в ситуациях общения с сверстниками и взрослыми, мы можем увидеть ряд особенностей или признаков, которые могут косвенно указывать но факты жестокого обращения . Давайте познакомимся с этими признаками :

Возраст 1, 5-3 года : боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от агрессивности до безучастности.

Возраст 3-6 лет : пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (проявление действий или поступков, характерных для более младшего возраста), болезненное отношение критике; агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т. п.

Для всех возрастов : задержка физического и умственного развития, задержка речевого и моторного развития, плохая успеваемость, нервный тик, нарушения сна, тревожность, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, различные аллергии, длительные подавленные состояния, печальный или утомленный вид, опухшие веки, нарушения аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание окружающих и т. п.

Возможный алгоритм действий педагога :

При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо , не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия.

Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений.

Во-вторых, Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления.

Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью . Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием.

Советы для ведения разговоров с детьми :

1. Подтверждайте невиновность ребенка

Ребенок никогда не является ответственным за то, что стал жертвой жестокого обращения . Это могут быть слова :

Ты ни в чем не виноват.

Я очень рад (а, что ты рассказал мне об этом, никто и никогда не заслуживает того, чтобы с ним жестоко обращались .

Ты не виноват (а) в том, что произошло. Я хочу, чтобы ты помнил (а) об этом.

2. Верьте ребенку.

Наша задача выступать в роли защитников, поэтому мы всегда должны верить ребенку. Наша задача – разговаривать с ребенком. Мы те взрослые, кто представляет интересы ребенка. Оказываем поддержку для обсуждения их проблем.

3. Оценивайте безопасность.

Определение потребности ребенка в безопасности на данный момент.

4. Оставайтесь спокойными.

Эмоциональный взрыв с вашей стороны может отбить желание у ребенка рассказывать свою историю. Дети не любят огорчать взрослых.

5. Будьте честными.

Очень важно не давать обещаний, которых вы не можете выполнить. Необходимо рассказать ребенку о действиях, к которым следует прибегнуть.

6. Проявляйте терпимость к языку ребенка.

Дети рассказывают о жестоком обращении теми словами , которые они знают.

7. Не подвергайте допросу.

Не обязательно иметь все факты. Это касается вопросов – кто, что, когда, сколько раз…

Формы работы могут быть разными в зависимости от темы мероприятия, состава участников и задач:

Работа по профилактике в ДОУ ведется по трем основным направлениям : работа с родителями, работа с педагогами и работа с детьми.

Работа с родителями детей, посещающих детский сад (организуется педагогом-психологом и воспитателями).

Формы работы с родителями:

- решение педагогических ситуаций;

- обмен опытом семейного воспитания;

- видео просмотры по организации жизни детей в учреждении;

- исследовательско – проектные, ролевые, и деловые игры;

Чтобы наладить отношения с родителями (законными представителями), сделать их открытыми, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка необходимо пересмотреть основы своих взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Готовность принять от родителей сведения о ребенке, поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. Чтобы заинтересовать родителей, привлечь их внимание широко использую нетрадиционные формы работы.

Анкетирование родителей (диагностика детско-родительских отношений в семье, диагностика стилей воспитания и др.)

Консультации на родительских собраниях и в родительских уголках (печатный вариант) на темы: «Жестокое обращение с детьми. Что это такое?», «Как уберечь ребенка от опасности», «Конфликты семейного воспитания», «Как защитить права ребенка» (консультация с элементами дискуссии, «Насилие в семье и его последствия», «Заповеди мудрого родителя» и др.

Проведение досуговых мероприятий с участием родителей, направленных на создание эмоционального комфорта и сплочение семьи.

Фотовыставки различной тематики («Город! Мы растем вместе с тобой», «Счастливая семья», «Наш выходной день» и др.) и выставки прикладного творчества (совместные поделки детей и родителей)

Заполнение социальных паспортов группы (ежегодный мониторинг).

Наблюдение воспитателями за общением родителей с детьми (как они приводят детей утром, как встречаются с ними вечером, какие вопросы задают дети, какова реакция родителей на шалости и капризы ребенка).

Индивидуальные беседы с родителями (проводятся воспитателями или педагогом-психологом по мере необходимости).

2. Работа с педагогами (организуется старшим воспитателем, педагогом-психологом и другими специалистами).

Формы работы с педагогами:

Консультации на собраниях на темы: «Профилактика жестокого обращения с детьми», «Первые дни ребенка в детском саду», «Межличностное взаимодействие, «Воспитатель-друг ребенка. Скажем крику НЕТ», сегодня мы говорили о том «Как вести себя в случае раскрытия насилия в семье».

Анкетирование педагогов и родителей.

Необходимо разработать рекомендации для педагогов по ненасильственному взаимодействию с детьми в ДОУ.

Осуществлять подбор литературы для самообразования педагогов по теме жестокого обращения с детьми, детско-родительским отношениям и др.

3. Работа с детьми, посещающими детский сад (организуется воспитателями групп, педагогом-психологом и др. специалистами).

- открытость семей для диалога, родители делятся своими переживаниями, понимают важность решения проблем и влияния их на детей;

- родители знают и уверенно называют формы обращения с ребенком, которые подпадают под формулировку «Жестокое обращение с детьми»;

- 100% семей посещают общесадовские мероприятия, не только как пассивные зрители, но и принимают активное участие;

- 100% воспитанников охвачены дополнительным образованием.

Для профилактики личной безопасности с детьми можно поиграть в игру «Что если…» (развитие критического мышления)

Упражнение «Что если….» .

Игра проводится с помощью вопроса "А что, если?. ", который вы задаете ребёнку, а потом даете ему ответить. Ключ в том, чтобы дать самому ребёнку высказать идею, а потом похвалить и одобрить ее. Можно задать примерно такие вопросы :

Что, если у тебя сломался велосипед, а незнакомец предлагает отвезти тебя домой?

Что, если нас нет дома, а в дверь звонит монтер и говорит, что пришел наладить телефон?

Что, если приходящая няня делает с тобой какие-то вещи и просит тебя никому об этом не говорить?

Что, если кто-нибудь трогает тебя так, как тебе это не нравится или смущает?

Отчет о проделанной работе:

Беседа с детьми « 7 правил уважительного общения», игра «Говорит тот, у кого мяч» (развитие критического мышления. Что чем станет: жолудь, яйцо, цыпленок, мука, икринка).

Игра «Подари подарок другу» (старшие и подготовительные группы).

Беседа «Чувства и эмоции», игры.

Эмоциональный интеллект Гиппенрейтер (карточки по развитию эмоционального интеллекта.

Тимбилдинг с родителями в день защиты детей.

Видео и фото утренников

Составление рассказа «Каким сказочным героем я хочу стать и чем помогу миру».

Индивидуальные беседы с детьми (если ссорятся, дерутся, нарушают личное пространство, говори обидчику «Со мной так нельзя. Мне больно!»). Выстраивание личных границ.

Работа с родителями видеоклипы «Я и моя счастливая семья»

Постоянно проводятся выставки поделок. Очень хочу предложить Вам фотовыставку!

Также ежегодно встречаются случаи жестокого обращения в семье. Причинами жесткого обращения родителей с детьми, чаще всего является непослушание детей, проблемы межличностных отношений родителей и проблемы на работе. И чаще всего родители, не справившись со своими эмоциями, применяют жестокость к своим детям. В каждом случае необходимо проводить профилактическую работу с семьей.

Работа по профилактике жестокого обращения в ДОУ будет продолжена.

Формы работы с детьми:

Проведение занятий, бесед, игр, рисования на темы : «Мой дом, моя семья», «Во что я люблю играть дома», «Портрет моего папы (мамы)», «Выходной день в моей семье», «В гостях у бабушки», «Семейные традиции» и д.

Циклы занятий «Я – гражданин», «Изучаем свои права» (проводятся воспитателями).

Занятия с педагогом-психологом по социально-психологической адаптации с целью формирования норм нравственного поведения.

Помощь детям, пережившим жестокое обращение в семье и детям, имеющим нарушения в поведении (беседы, индивидуальные занятия, направленные на коррекцию агрессивного поведения, замкнутости, застенчивости, гиперактивности, преодолению страхов и др.).

Таким образом, чтобы работа по профилактике безнадзорности и жестокого обращения с детьми в детском саду была эффективной, необходимо взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в ДОУ, а также своевременное реагирование на проблемы, возникающие в детско-родительских отношениях и отношениях педагогов с детьми.

Круглый стол Скажи: "Нет - насилию!"

Цель:
1. Продолжить правовое просвещение учащихся, донести до учащихся понятие о бытовом насилии, возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву;
2.Помочь взрослеющему человеку сформировать активную жизненную позицию, основанную на уважении себя как личности и уважении окружающих людей.
3.Воспитание доброго отношения друг к другу, милосердия, сострадания, доброжелательности, толерантности.

Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

1.Вступительное слово:
Сегодня будем говорить на деликатную тему «Бытовое насилие ». Для кого-то может быть, она неприятная, для кого-то – новая. Но мы должны об этом говорить, потому что с врагом легче бороться, когда его знаешь. В повседневной жизни люди почти ежедневно сталкиваются с различными ситуациями насилия, агрессии и жестокости. Этому в немалой степени способствуют средства массовой информации, жестокие законы рыночной экономики, спокойное отношение окружающих к проявлениям семейной жестокости. Об этом можно долго говорить и даже спорить. Поэтому мы приглашаем вас к диалогу. Ещё раз прочитаем тему нашего мероприятия и попытаемся ответить на вопрос: «Что такое бытовое насилие? Обратимся к справочной литературе:
Бытовое насилие - умышленное противоправное деяние (действие или бездействие) одного лица в сфере семейно-бытовых отношений в отношении другого (других), причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания;

Бытовое насилие бывает разных форм: физическое, психологическое, экономическое насилия и сексуальное.

Класс делится на 3 группы по 5 человек.

Работа в группах. Объяснить значение крылатых выражений.

1 группа: «Жестокость всегда протекает из бессердечия и слабости» Сенека.

2 группа: «Люди с сердцем безжалостным рады чужим несчастьям» Важа Пшавела

3 группа: «Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя» Анахарсис Скифский


3. Виды бытового насилия.

1 группа: Что вы понимаете под физическим и психическим насилием? (Выслушать мнение учащихся).
2 группа: Какое насилие можно назвать эмоциональным и экономическим? (Выслушать мнение учащихся).
3 группа: Что означает пренебрежение нуждами ребенка или моральное насилие? (Выслушать мнение учащихся).

К вам подходит знакомый и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то наговорили про него общим приятелям.

Задание: предложить разные варианты поведения обеих сторон в данной ситуации.

Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает . (допишите). Прокомментируйте ситуацию.

Идет урок математики. Учитель выписал на доске из учебника д/з. По классу прокатился легкий шелест недовольства: слишком много задали. Учитель поворачивается к классу лицом, удивленно: «В чем дело?» Дети говорят, что не успевают, что очень трудоемкое задание. Учитель говорит: «Это для вашего же блага. Кто не сделает, тот получит «2».

Задание: объясните ситуацию несогласия с учителем избегая конфликта.

2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ».

- Какая реакция учителя на слова Сергея?

- Как бы вы сделали в этой ситуации?

1-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросала все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».

- Какова реакция девушки?

- Как бы вы сделали на месте мамы?

2-я ситуация. Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: «Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь! ».

- Какова реакция ученика?

- Как бы вы сделали на месте учителя?

8. Вспомните произведение А. Платонова «Юшка».

- Какова главная мысль данного произведения?

Чтение отрывков («Я жить родителями поставлен… - …без меня тоже, значит, нельзя.»)

(«Потом Юшку похоронили… - …насмешку и недоброжелательство.»)

- О чём нам хочет сказать автор?

Каждый человек не случаен, каждому из нас предначертано выполнить важную роль.

Как вы думаете, в чем ценность каждого человека в вашем классе?

9. Между добром и злом идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо научиться находить “золотую середину”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.

Мне хотелось бы продолжить наше мероприятие китайской притчей, которая поможет нам с вами сформулировать цель нашей встречи. Итак притча«Ладная семья».

Притча. Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

ЗАДАНИЕ ГРУППАМ: КАКИЕ ТРИ СЛОВА НАПИСАЛ СТАРИК?

Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.

Все эти три слова можно заменить одним словом «толерантность». Толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. 16 ноября Международный день толерантности.

Правила гуманного отношения друг к другу.

Мы сегодня говорили о жестокости и насилии, которые существуют в нашей жизни. Мы говорили, о том, что они негативно влияют на отношения между людьми. Как вы думаете, что необходимо, чтобы каждый человек мог в полной мере себя проявить. Напишите, каких правил мы должны придерживаться, чтобы отношения у вас в классе были доброжелательными.

Группы записывают выработанные правила на ватман.

- Какие чувства вызвала у вас тема, которую мы сегодня обсуждали?

- Как вы думаете, насколько эта тема актуальна для вас?

10.Заключительный этап (рефлексия).

Рисунок. Эмоциональный портрет человека, которого они хотели бы встречать на своем пути.

Круглый стол на тему: "Детство без жестокости и насилия"

Участники: Теменов Нурбахыт Талгатович – заместитель прокурора района, Сулейменов Улан Дулатович – главный специалист отдела внутренней политики, Ракымжан Сагынай Кажи – имам районной мечети, Кравцов Евгений Николаевич – настоятель церкви, представители районной СМИ, педагоги, воспитанники школы-интерната.

Вступительное слово В.Наймантаевой:

Сегодняшнее мероприятие проводится в рамках республиканской информационной компании «Дети без жестокости и насилия». Цель нашего разговора: попытаться найти ответ на главные вопросы: как обеспечить безопасное, гармоничное и здоровое развитие каждого ребенка, что для этого необходимо сделать государственным и социальным учреждениям, обществу в целом, а также через информационное освещение привлечь внимание общественности к проблемам жестокого обращения с детьми, формирование к нему негативного отношения.

Ну а поскольку главными героями нашей встречи являются дети, попытаемся вначале узнать у них, как они понимают слова «жестокость, жестокое обращение с детьми».

Дети высказывают своё мнение по предложенному вопросу.

Подытоживание сказанному детьми.

Да, ребята имеют правильное представление о жестоком обращении с детьми. Это значит поступать с ребенком грубо, бессердечно и безжалостно, что претит всем моральным устоям общества. Тем не менее такие негативные проявления есть в нашем обществе. Более подробно об этом нам расскажет Татьяна Владимировна, социальный педагог школы-интерната.

Выступление Матяш Т.В. (после выступления зачитывает высказывания великих людей с доски и предлагает просмотреть ролик.)

Демонстрация ролика 1.

Предоставление слово гостям и педагогам.

Ну а теперь давайте обратимся к нашим гостям. В первую очередь, хотелось бы задать вопрос Нурбахыту Талгатовичу Какие у нас в стране существуют меры пресечения жестокого обращения с детьми? И насколько сильна в Казахстане законодательная база, чтобы решить эту проблему?

Вопрос от детей . Может ли ребенок, подвергающийся жестокому обращению со стороны взрослых напрямую обратиться в прокуратуру?

Ведущий Мы все понимаем, что в обществе необходимо возрождать семейные ценности, укреплять их, особенно такие как взаимопонимание, любовь и нежное отношение к друг другу. А какое у современной молодежи сегодня отношение к этим ценностям? Сегодня здесь присутствует представитель молодежи, Улан Дулатович, тем более он работает в таком учреждении как отдел внутренней политики, поэтому как молодой человек, как специалист, работающий с молодежью, он сможет нам показать свой взгляд к данной теме?

Ведущий. Как бороться с равнодушием людей, которые проходят мимо беды ребенка, подвергающегося насилию со стороны родителей и взрослых? Что делает мечеть в этом направлении? Хотелось бы чтобы на этот вопрос нам ответил уважаемый гость, имам районной мечети Сагынай Кажи.

Вопрос от детей. Как вы считаете можно ли простить человека, который причинил тебе очень сильную физическую, либо моральную боль?

Ведущий. Зачастую жестокое обращение с детьми происходит в семье, где родители ведут аморальный образ жизни? Дети эти находятся в группе-риска, в которыми проводят работу инспектора по делам несовершеннолетних. Какую работу в этом направлении проводят наши инспектора? Вопрос к вам, Ержан Аскарович.

Вопрос от детей. Как нужно поступить лучше всего, если допустим станешь свидетелем какой - нибудь ситуации, где проявлялась жестокость к детям?

Предлагается просмотреть видеофрагменты фильма «Похороните меня за плинтусом».

Ситуация такая в фильме: мальчик 8 лет живет у бабушки с дедушкой, они не отдали его матери, которая ушла жить отдельно. Бабушка ведет себя как тиран, не разрешает видеться мальчику с мамой, придумывает болезни ребенку, пичкает его лекарствами, берет справки у врача, которую подкупает, всеми неправдами добивается у врачей, профессоров заключения о его страшных болезнях, чтобы он не ходил в школу и обучался на дому. И вот мы предлагаем просмотреть фрагменты, в которых можно увидеть, как нарушаются права ребенка.

- Ребята, какие права ребенка в просмотренном фрагменте кинофильма были нарушены? Какие ещё права ребенка вы знаете?

К сожаленью таких примеров в жизни много, страдают дети, и люди повинные в этом должны обязательно быть наказаны. В данном случае, бабушка наказывает саму себя, в конце фильма, закатив очередную истерику, умирает, а мальчик, получивший за короткий период психологическую травму, стоя на кладбище улыбается и рассказывает матери, где бабушка прятала деньги. Т.е. ребенку нужна психологическая ребилитация, чтобы не вырасти таким же тираном, похожим на свою бабушку.

Просмотр ролика 2

Подведение итогов.

В.Наймантаева . Подытоживая сегодняшнюю встречу, хочу обратиться в первую очередь к нашим воспитанникам. Пусть всё, что вы сегодня узнали, услышали и увидели, поможет вам в жизни быть человечными, не проходить мимо чужой беды, относиться с уважением к младшим, никогда не забывать, что у вас также как и у взрослых есть свои права, главные из которых право на жизнь и неприкосновенность человеческого достоинства.

Классный час "Насилие в семье"

В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.

Всё чаще из средств массовой информации можно услышать заголовки таких репортажей.

Отец ставил "гинекологические опыты" на трех дочерях
Трехлетняя девочка из неблагополучной семьи умерла от истощения.
Сын просил есть, и я его. повесила.

Истязая ребенка, отец снимал стресс.
Житель Петербурга убил свою жену топором.

Насилие? Что это?

Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

Что является целью насилия?

Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

Насилие в семье - это систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.

Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:

со стороны мужа по отношению к жене;

со стороны жены по отношению к мужу;

со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;

со стороны старших детей по отношению к младшим;

со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;

со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

Как Вы считаете, какие формы насилия в семье встречаются чаще?
1) физическое
2) психическое
3) сексуальное
4) экономическое

Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.

Как проявляется то или иное насилие?

1. Запугивание и угрозы

3. Физическое наказание

4. Эмоциональное (психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, а женщина - плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.

Внешние причины насилия:

распространение в обществе алкоголизма, наркомании;

влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.

Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

История 1
У моей подруги- дом- полная чаша, муж дарит ей бриллианты и машины, возит отдыхать на дорогие курорты, ее девочки учились в частных школах и ни в чем не знают отказа. Счастливая семья? Да,именно так все и думали. И когда Марина начинала жаловаться на хамство своего мужа, на бесконечные придирки и недобрые шутки, в ответ слушала" Это ты с жиру бесишься" или, как сказала ее свекровь: " Он столько для вас делает. Кое на что можно и глаза закрыть"
Глаза действительно можно закрыть, и есть надежда, всю жизнь так и прожить с закрытыми глазами. Но надежда эта очень слабая, потому что результат такой жизни заставит глаза открыться, И это будет страшное прозрение. потому что человек морально уничтожен, потому что обожаемые дети выросли, но , странно, ты понимаешь, что они не уважают тебя. А муж, муж просто вытирает об тебя ноги. Так случилось с Мариной. Просто потому что когда то она " закрыла глаза", не дав отпор тому насилию, которое происходило в ее семье.
У Марины старшая дочка в 14 лет убежала из дома. Ее нашли и вернули, не понимания ее поступка. Она сбегала еще несколько раз. Неизвестно чем бы это кончилось, но закончив школу она уехала учиться в другой город. Сейчас она взрослая молодая женщина, которая занимается именно проблемами психологического насилия в семье. Пытается выдернуть мать и младшую сестру из рук садиста отца, но мать привыкла к роли жертвы и на все Маринины попытки открыть ей глаза утверждает, что у них все хорошо и просто у отца "такой характер".

Давайте оглянемся и посмотрим нет ли элементов этого самого насилия в наших семьях.

1. Постоянная критика.
2. Постоянные замечания в присутствии посторонних людей

3. Подчеркивание ваших внешних недостатков.

История 2

Год назад я познакомилась с человеком, который показался мне идеальным мужчиной. Ласковый, добрый, заботливый и внимательный. Сейчас я уже понимаю, что это все не так. Как только я к нему переехала все было нормально, но потом! Я наверное добрая и отходчивая, и во многом сама виновата. Избил он меня через три месяца совместного проживания. Я задержалась у подруги и пришла выпивши, спать мне не хотелось, он сказал встанешь с кровати - получишь! Я не поверила, он избил меня по голове клавиатурой, бил хорошо, она разлетелась даже, я хотела выбежать из дома, но он меня запер и отобрал телефон. Потом, когда я спросила "за что?", он сказал, что я не даю ему спать и бил меня в спину, остались синяки. Когда он ушел на работу, я собрала вещи вызвала такси и уехала. На следующей день он приехал, забрал меня. Как я не поняла, что он не раскаивается. Он всегда и во всем считает виноватой меня, ему наплевать, что я беременна, постоянно меня унижает, обзывает и даже прощения не просит никогда. Я так хочу уйти, но почему-то сил не хватает. До сих пор люблю его, надеюсь что изменится, хотя понимаю, что этого не случиться никогда. Я его стала уже бояться, просто бояться, он швыряется всем, что под руку попадется, портит мои вещи, вчера телефон мой разбил, потому что я ответила ему на оскорбление, просто уже за жизнь страшно. Помогите как мне заставить себя уйти?

Это уже прошлое, но такое прошлое, которое никогда не забывается.
Я убежала от бывшего. О, как же это было невыносимо сложно! Дома стояли видеокамеры и на телефонной линии был постоянно включен диктафон и нельзя было ни с кем из людей разговаривать, он унижал нас с доченькой, бил, сексуально постоянно издевался над нами, я написала родителям письмо, чтоб спасали. И потихоньку, когда стало разрешено на 10 минут выходить из дома без его сопровождения, убежала с дочкой. Я так мучилась 6,5 лет, думала что просто сойду с ума и не хватит сил убежать, потому что только собираюсь, поговорю с родителями по телефону об этом, а он потом избивает, из дома никуда не уходит, меня бьет и орет куда собралась - не пущу, а я не понимала, откуда он знает. А вот оказывается диктофон стоял на городском телефоне, а мобильным вообще пользоваться можно было только ему одному. Детализацию заказывал каждый месяц, и я, чтобы его не раздражать и не получать лишний раз побои, все терпела и терпела,
Сейчас мы с доченькой уже 2,5 года живем от него отдельно, доченька счастлива и я. Я думаю если не ушла бы, он бы меня убил, а дочку сделал бы своей сексуальной рабыней, потому что я ему вечно мешала это осуществлять. Господи, и как такие люди по земле ходит и все его нормальным и хорошим считают.

Семейное насилие как результат приворота

У нас была счастливая семья. Мы жили в браке 7 лет, обзавелись квартирой, машиной, строили дачу. Потом родилась доченька. Мы были великолепной семьей - взаимно любили друг друга, уважали и поддерживали. Дочу муж с рук не спускал, сам купал, переодевал, сам делал прикорм, не доверяя магазинным пюре. Все было великолепно, пока однажды муж мой по работе пришел в одну из фирм оформлять заказ. Консультантом была девушка, которая заинтересовалась моим мужем - теперь уже бывшим. Пока заказ проводился, муж был вынужден ездить почти каждый день к ней в офис. И вдруг однажды он, придя с работы, не поцеловал меня, как обычно, а направился в комнату и попросил принести туда ужин, что я и сделала. Тарелка с едой полетела мне в лицо, он начал меня бить - я была в шоке: НИКОГДА не было такого, он боялся мне больно словом сделать, а тут - без повода, без причины. Дочка проснулась, заплакала, и вместо того, чтобы кинуться к ней и успокоить, он закричал: «Заткни ее, или я ее заткну!»

Я схватила дочь на руки, и он ударил меня опять по лицу, хотя дочь была у меня уже на руках. Я не помню, как я убежала из дома, ночевала у соседей, переносица была разбита, губа лопнула. Утром он в присутствии соседей стоял передо мной на коленях, умолял простить, говорил, что не понимает, что случилось… Потом стал бить меня все чаще, почти каждый день. Мне некуда было уходить - квартира была общая, родственников нет. Девочка стала постоянно плакать. Через месяц позвонила та девушка, у которой муж оформлял заказ и сказала: «Ты еще живешь с ним? Была счастливой - теперь дай счастья другим. Или ты уйдешь, или я сделаю так, что ты покинешь квартиру ногами вперед - а он станет моим». Потом подкинула в почтовый ящик конверт, адресованный мне, с фото, где она с моим мужем на какой-то вечеринке обнимается. Я показала фото мужу, и в ответ: «Да, меня тянет к ней, я не могу без нее, уходи. » Уходить было некуда, квартиру менять он не хотел, мне пришлось жить у знакомых.

А та девушка и мой бывший муж стали жить в квартире, которую МЫ заработали.

Она забеременела практически сразу. Я сделала попытку судиться за квартиру, но на меня посыпалось такое количество угроз, я струсила. Муж мой бывший ни разу не позвонил, не встретился с дочей, не помогал ничем. Я до сих пор не понимаю, как я выжила - без работы, с полуторагодовалой дочей, без места в яслях и садике, а значит, без возможности работать. Я выкрутилась - это отдельная история, я просто сидела с такими же карапузами, как моя, и смогла уже снимать жилье.

И вдруг узнаю - на 7 месяце новая жена моего бывшего родила мертвого мальчика. Когда ехали из больницы, попали (на купленной когда-то нами) машине в аварию, она получила серьезные травмы, мой бывший отделался лишь царапинами. Он ухаживал за ней, лежачей, и начал звонить мне, приходить, давать деньги, просил простить, вернуться (!). Я ответила: «Ты однажды предал одну жену - меня - не стоит предавать вторую».

Дачу он недостроенную был вынужден продать. И вот однажды позвонила ОНА. Попросила выслушать и сказала, что приворожила моего бывшего, потому что ей надоело жить в однушке с матерью и постинсультной бабушкой, хотелось обустроенности, да и нравился он ей. Приворот делала она и сама и к бабке какой-то обращалась. Чтоб я не мешала, та бабка сделала ритуал на меня на кладбище, и разлучница эта не знает толком, что за ритуал, говорит, я была глупа, заплатила и попросила, чтоб тебя с дороги убрали вместе с твоим ребенком, а бабка отказалась на ребенка делать, а на меня согласилась. Буквально разлучница сказала мне: «Мне надо, чтобы ты простила меня, иначе я вообще не выберусь из бед, да и он смотрит на меня волком, все говорит, что я лишила его дочери, мне важно твое прощение».

Прощать душа не лежала, но я сказала: «Да-да, что мы ни делаем по глупости да по молодости. »

С тех пор прошло два с половиной года. Говорят, она уже понемногу ходит сама по квартире, осунулась, но уже не пользуется памперсами и уткой, доходит сама до туалета. Мой бывший потерял работу, стал пить - пока мы были вместе, этого не было. Бывшие соседи говорят, что постоянно слышат крики, ругань, он может позволить себе выйти в грязной одежде, может уснуть в подъезде. Постоянно звонит мне, пытается встретиться, но я избегаю встреч, я стала его бояться после тех побоев. Ребенка дам погулять только если он придет трезвым, но он всегда в подпитии, так что ни разу и не погулял он с дочерью. Дочка его боится.

Его мать, моя бывшая свекровь, очень переживает, он ее единственный сын, внучка, моя дочь, тоже единственная. То есть и свекрови моей «перепало» с того приворота. У свекрови за это время было два сердечных приступа. У меня у самой жизнь тоже не складывается. Вот так, из-за одной вот такой желающей приворожить, несколько жизней порушенных: ее собственная жизнь, жизнь моего бывшего, моя, моей дочки, бывшей свекрови и малыша, который должен был появиться на свет.

И ведь, по словам ее собственным, на тот момент, когда она познакомилась с моим бывшим, у нее намечалась свадьба с другим, в которого она даже была влюблена. Но у него не было квартиры, а у моего - была. Теперь вот она раскаивается вроде, ну, во всяком случае, она так говорит. Но ничего ведь уже не вернешь.

КУДА МОЖНО ОБРАТИТСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ

От какого специалиста Вы хотели бы получить информацию о проблеме насилия в семье?
1) врача
2) учителя
3) психолога
4) социального работника
5) юриста
6) кого-то другого (укажите, кого именно) .

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Рекомендации круглого стола

Согласно Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Российская Федерация обязана "принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия", "принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин". Конвенция также требует от государства изменения социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин.

Статья 16 Конвенции обязывает государства-участники принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений.

Существующая в Российской Федерации статистика преступлений в отношении женщин, связанных с домашним насилием, фрагментарна, труднодоступна, а зачастую попросту отсутствует. Тем не менее, по отдельным проведенным исследованиям и выступлениям представителей государственных структур мы можем представить общий масштаб данной проблемы.

Так, например, в интервью исполняющего обязанности начальника Департамента охраны общественного порядка МВД России генерала-лейтенанта милиции Михаила Артамошкина говорится следующее:

· насилие в той или иной форме наблюдается почти в каждой четвертой семье;

· две трети умышленных убийств обусловлены семейно­-бытовыми мотивами;

· ежегодно около 14 тысяч женщин погибает от рук мужей или других близких;

· до 40 процентов всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьe

Данные о количестве убийств в семье подтверждаются статистикой и из других регионов. Так, по свидетельству министра общественной безопасности Пермского края Игоря Орлова, более 70% всех убийств происходят в быту. От насилия в семье российские женщины страдают в три раза чаще, чем от насилия со стороны незнакомых людей.

В Удмуртии семейные преступления все чаще становятся вооруженными: с применением огнестрельного оружия совершается 7% убийств, холодного – 28%, предметов, используемых в качестве оружия, - 50%. Получают распространение такие способы убийства, как утопление в ванной, отравление и удушение.

Между тем нужно учитывать, что не все потерпевшие обращаются в милицию. Например, по данным исследований центра "Теплый дом", 60-70% женщин, страдающих от насилия в семье, не обращаются за помощью в органы внутренних дел.

Организации, оказывающие помощь, и меры,
направленные на предотвращение насилия в семье

Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате семейного насилия, осуществляется действующими во всех субъектах Российской Федерации учреждениями социального обслуживания семьи и детей.

Учреждения социальной помощи и реабилитации в Российской Федерации
(по состоянию на 01.01.2012 г.)

центр социальной помощи семье и детям

центр психолого-педагогической помощи населению

центр экстренной психологической помощи по телефону

социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей

реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

комплексный центр социального обслуживания населения

другие учреждения социального обслуживания семьи и детей

Все учреждения социального обслуживания предоставляют услуги женщинам, находящимся в ситуации семейного насилия. Виды помощи определены Национальным стандартом "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р 52143-2003" (утв. постановлением Госстандарта РФ от 24.11.2003 № 327-ст).

Стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению государственными, муниципальными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, и устанавливает основные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и требования к порядку и условиям оказания этих услуг.

Социальные услуги предусматривают помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и, в зависимости от их назначения, подразделяют на следующие основные виды:

- социально-бытовые (направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту);

- социально-медицинские (направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан);

- социально-психологические (предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания/обществе);

- социально-педагогические (направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей);

- социально-экономические (направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня);

- социально-правовые (направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан).

Специализированную помощь в кризисных ситуациях оказывают 21 кризисный центр для женщин, 2 кризисных центра для мужчин, 120 кризисных отделений для женщин, являющихся структурными подразделениями учреждений социального обслуживания семьи и детей различного типа, 23 социальные гостиницы для женщин с несовершеннолетними детьми и др. учреждения. В них предоставляются психологические, юридические, медицинские, педагогические, социально-бытовые услуги женщинам:

- подвергшимся психофизическому насилию;

- потерявшим родных и близких (вдовам);

- одиноким матерям с несовершеннолетними детьми;

- из неполных семей;

- находящимся в предразводной и послеразводной ситуации;

- находящимся в конфликте с семьей;

- находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

- самостоятельно проживающим выпускницам детских домов и школ-интернатов;

- девочкам-подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В кризисных центрах работают психологи, психотерапевты, детские психологи, социальные педагоги. В ряде кризисных центров для приобретения женщинами экономической самостоятельности им предоставляется возможность (за счет внебюджетных средств) овладения новыми профессиями, или повышения квалификации по уже имеющейся специальности. Юристы кризисных центров осуществляют юридическое сопровождение, помогают готовить документы в правоохранительные и судебные органы, в службу судебных приставов, представляют интересы жертвы в суде.

Стационары дневного пребывания осуществляют консультирование, юридическое сопровождение женщин, находящихся к кризисно ситуации, методическую поддержку муниципальных специалистов, поддерживают «телефоны доверия».

Помощь также предоставляется мужчинам и мальчикам, попавшим в трудную жизненную ситуацию или подвергшимся насилию.

С 2004 года ежегодно субъекты Российской Федерации предоставляют информацию по форме государственного статистического наблюдения 2-УСОН "Сведения о лицах, обратившихся в учреждения социального обслуживания семьи и детей" (в том числе о причине преступных посягательств сексуального характера).

Так, по итогам 2011 года, в 3147 учреждений социального обслуживания семьи и детей, действующих в Российской Федерации обратилось 12 551 289 человек.

4 817 955 женщин (по причине преступных посягательств сексуального характера - 328),

1 814 725 мужчин (по причине преступных посягательств сексуального характера - 9),

3 095 248 девочек (по причине преступных посягательств сексуального характера - 285),

2 823 361 мальчиков (по причине преступных посягательств сексуального характера – 93.

В органы здравоохранения было перенаправлено 257 человек, в органы внутренних дел – 155 чел.

Анализ деятельности действующих кризисных центров показывает, что женщины обращаются за помощью, в первую очередь, в случаях изнасилования, домашнего и бытового насилия, в том числе связанного с махинациями с жилплощадью. Вторая группа обращений связана с семейными отношениями - разводами, разделом имущества и проживанием детей, взысканием алиментов, выяснением взаимоотношений по жилищным вопросам и пр., когда определяющим является моральное и психологическое насилие.

Особую группу составляют лица, обратившиеся по поводу сексуальных домогательств на работе, проблем, связанных с безработицей и бедностью, незаконными увольнениями и т.д.

В основном женщины нуждаются в психологической помощи (90% обращающихся в центры), консультировании (62%), индивидуальной и групповой терапии (50,4%), юридической помощи и информации (22%), медицинской и гинекологической информации (10,1%), в работе с членами семьи (10,8%).

Активную роль в оказании социальных услуг женщинам, пострадавшим в результате домашнего насилия, играют общественные организации.

С 17 марта 2011 года на базе Национального центра по предотвращению насилия «АННА» работает Всероссийский бесплатный телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия в семье - 8 800 7000 600.

В 2011 году на телефон доверия поступило около 7 тысяч звонков изо всех регионов России. Квалифицированные специалисты помогали женщинам, попавшим в кризисную ситуацию, оказывая им психологическую, юридическую и информационную поддержку.

Институтом маркетинговых исследований «GFK-Rus» по итогам работы в 2011 году Всероссийского телефона доверия для женщин, подвергшихся домашнему насилию, проведено исследование. В опросе приняли участие 1100 женщин в возрасте от 16 до 75 лет из 13 крупнейших городов Российской Федерации.

Согласно опросу, чаще всего подвергаются домашнему насилию женщины в возрасте 30-40 лет (30% позвонивших), в основном это активные работающие россиянки со средним достатком. Большинство женщин, обратившихся за помощью, признались, что подвергаются регулярным побоям от мужей, иногда по нескольку раз в месяц. "Лидирующими" регионами стали Москва и Московская область, Тверская, Нижегородская, Новосибирская области и город Санкт-Петербург.

Национальным центром по предотвращению насилия "АННА" создана национальная сеть против насилия, которая объединяет более 100 общественных и государственных организаций из России и стран бывшего СССР.

Консорциум женских неправительственных объединений открыл горячую линию и бесплатную On Line консультацию по защите прав женщин.

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации с 2009 года проводит в субъектах Российской Федерации Всероссийский конкурс проектов против насилия и жестокого обращения с детьми. Реализуется более 60 программ по комплексной реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств.

В настоящее время в России прослеживается положительная тенденция усиления сотрудничества общественных организаций и государственных органов в деле оказания помощи, пострадавшим от насилия. Например, второй год в Ижевске проходит эксперимент, в ходе которого выявляются члены семей, подвергающиеся насилию, им оказывается помощь посредством социального патроната.

Формирование стратегии межведомственного взаимодействия является ключевым инструментом реализации патроната, поскольку именно этот способ позволяет координировать совместные действия различных специалистов - социальных работников, юристов, психологов, медиков, правоохранительных органов.

В 2011 году создан Координационный совет по гендерным проблемам, который работает при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.

В рамках деятельности Координационного совета разработан План мероприятий по реализации рекомендаций Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин по итогам рассмотрения объединенных 6-го и 7-го периодического доклада Российской Федерации о выполнении Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин.

образована рабочая группа по разработке проекта федерального закона "О профилактике насилия в семье", рассмотрены концептуальные подходы к разработке проекта закона;

сформирована Национальная сеть кризисных центров, включая государственные и негосударственные, созданные женскими организациями;

открыт Всероссийский телефон доверия для лиц, переживших домашнее насилие;

проведены циклы обучающих семинаров и факультативных занятий для студентов московских колледжей полиции, Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД, для руководителей участковых уполномоченных полиции;

разработаны рекомендации для сотрудников правоохранительных органов по профилактике домашнего насилия (для распространения среди участковых полицейских).

Отмечая важность и актуальность проблемы профилактики в Российской Федерации насилия в семье, заслушав доклады, выступления и с учетом состоявшегося обсуждения, участники "круглого стола" рекомендуют:

- в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации по обеспечению защиты жизни, здоровья и безопасности женщин и детей, разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в установленном порядке федеральный закон о предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия;

- рассмотреть целесообразность внесения изменений в Уголовной кодекс Российской Федерации, касающихся исключения преступлений, совершенных в семье, из категории дел частного обвинения, и перевода их в категорию дел публичного обвинения, внести дополнения в статьи 115 и 116 УК РФ, ужесточающие ответственность за противоправные деяния по отношению к родственникам или бывшим родственникам, в статью 44 УК РФ внести принудительное посещение курсов перевоспитания как основного и дополнительного вида наказания; внести изменения в статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о необходимости возбуждения с согласия прокурора уголовного дела при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если преступление совершено в отношении лица, которого связывают с обвиняемым родственные или бывшие родственными отношения;

- решить вопрос о полноценной защите пострадавших от домашнего насилия в рамках гражданской и уголовной судебной системы, гарантировав ее специальным законом или поправками в Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства";

- обеспечить статистический учет данных органами МВД о характере отношений между преступником и пострадавшей, включая учет пострадавших по полу.

Министерству образования и науки Российской Федерации:

- разработать и внедрить учебные программы по профилактике насилия в семье для всех групп профессионалов, которые по роду своей деятельности имеют дело со случаями насилия в семье: милиция, прокуратура, судьи, медицинские работники, судмедэксперты, учителя, социальные работники, а также студенты, обучающиеся в соответствующих высших и средне-специальных учебных заведениях.

Министерству труда и социального развития Российской Федерации:

- рассмотреть вопрос о целесообразности расширения сети специализированных учреждений, оказывающих психологическую реабилитацию и интеграционную помощь потерпевшим от насилия в семье, в том числе НПО, а также о финансовом и методологическом обеспечении их деятельности.

Председатель Комитета С.Калашников

Т. Семилейская. "В текущем году в Пермском крае на бытовой почве убито более 370 человек", Новый Регион – Пермь, 26.06.2008 г.

Пропастина М. Социологическое исследование актуальности проблемы насилия женщин г. Магнитогорска //Инновации в системе профилактики семейного неблагополучия. Под ред. Воронкова А., Челябинск, 2007

Читайте также: