Круглый стол на уроке литературы

Обновлено: 18.05.2024

Данный урок подходит для проведения внеклассного мероприятия во време Недели русского языка и литературы. Занятие носит воспитателльный характер, цель которого приобщить учащихся к книге, чтению. Учащиеся самостоятельно готовят соообщение-рекламу на самостоятельно прочитанное произведение и оформляют обложку. Их ответ должен содержать в себе интригу, недосказанность, чтобы у остальных учащихся появилось желание прочитать произведение.

ВложениеРазмер
zolotaya_polka.doc 79.5 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат «Курганинский казачий кадетский корпус»

"Моя «золотая полка"

(для учащихся 10 классов)

подготовлен и проведен

учителем русского языка

Цели: проанализировать читательский выбор учащихся

проверка умений учащихся составлять отзыв на самостоятельно выбранное произведение;

создание проблемных ситуаций и типов заданий поискового характера;

развитие сообразительности, чувства слова, навыки общения;

формирование умения творческого применения знаний;

расширение кругозор учащихся;

воспитание любви, гордости, интереса к родной литературе.

Оборудование : ноутбук, презентация, раздаточный материал, интерактивная доска, слова эпиграфа.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово.

«Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души».

Ребята, я рада вас приветствовать на занятии, которое мы проведем в формате круглого стола, и называется оно «Моя «золотая полка». В каждом доме, я уверенна, можно встретить томик Пушкина и Лермонтова, сборник сказок, возможно, детективы или зарубежных авторов. Не это важно, главное, что книги есть в каждом доме. Именно поэтому в качестве эпиграфа я и взяла слова Цицерона. Как вы их понимаете? (обсуждение, подведение итога).

3) Первым заданием сегодня будет вопрос: «Что дороже: книга или жизнь?» Работа с раздаточным материалом по отрывку из произведения Владимира Лидина. Чтение, анализ.

« Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортеры и танки. На одной из улиц через разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. …По стеллажам я определил библиотеку. … Вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. Часть книг уже стояла на полках. Я подошел к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая- библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где те пережили всю оккупацию. Я взял в руки одну из книг- это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.

- Работа нам предстоит немалая,- сказала одна из женщин,- дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку… Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные станицы, и нам удалось спасти почти все, что подлежало уничтожению…, так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.

… Две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожении. Книги другие названия или вкладывая их в другие переплеты. А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.

В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.

Вопросы на закрепление:

- Как выдумаете, почему поступок этих двух женщин можно считать геройским или мужественным?

Подвести учащихся к итогу, что в годы Великой отечественной войны женщины рисковали жизнью, чтобы спасти книги, они переклеивали корешки. А должным ли образом мы к ним относимся сейчас?

5) Работа по презентации.

Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству.

Книги- -корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.

Литература – учебник жизни.

Литература…не признает смерти.

Согласно опросу ВЦИОМ 35% россиян не читают вообще. Поэтому в России с целью поддержки чтения еще 2007 год был объявлен Годом чтения, 2015 год - Годом литературы.

О роли чтения говорят не только в России, но и в разных странах. Так, в Великобрита-нии сформулировали на-циональную идею поддержки чтения, о которой объявили во время трансляции популяр-ного сериала. В Японии еще с 1958 года действует закон о поощрении детского чтения.

Еще в 2005 году известный ученый С. Капица говорил, что организмы человека и обезьяны очень близки по всем характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум – вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией – именно книга. Читайте.

Я убежден. Что русская литература поддержала нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… Русская литература – это противоядие пошлости и нравственному уродству…

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, Одним словом, делает нас мудрыми.

(Подвести учащихся к итогу, что главное назначение литературы - воспитать духовность в человеке и развить его лучшие качества)

4) В течение всего времени мы изучали произведения древнерусской литературы, 18, 19, 20 веков. Будут меняться эпохи, литературные направления, течения, авторы. Литература всегда охватывала и будет охватывать события, отражающие историю нашей Родины. А у нас достаточно событий, которые учат чести, порядочности, благородству, смелости, великодушию, милосердию. Как вы думаете, о каких событиях я сейчас говорю? ( Освобождение от монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 14 декабря 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, Октябрьская революция, гражданская война, Великая Отечественная война 1941-1945 годов….) Поступки героев мы можем «примерить» на себя, это поможет нам различать добро и зло, черное и белое, правду и ложь. Давайте на примере ранее изученных произведений и определим, чему может учить тот или иной герой. ( «Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Станционный смотритель » А. Пушкина, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри» М. Лермонтова….)

Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько велика роль книги в духовной жизни человека. И снова мне бы хотелось обратиться к высказыванию М. Горького. В свое время он писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Объясните, как вы понимаете это высказывание.

5) Практикум. По предложенным отрывкам вспомнить автора, название, героя произведения.

6) Подведение итогов, комментарий отметок.

Домашняя работа: написать сочинение с учетом критериев К1-К3 по отрывку из статьи Д. Лихачева

КРУГЛЫЙ СТОЛ НА ТЕМУ «КРУГ ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность темы. Последнее десятилетие стало привычным сетовать на то, что новейшие достижения в информационных технологиях и, как следствие, повальное увлечение детей компьютерными играми и Интернетом свели на нет детское чтение. Традиционные высказывания педагогов типа: «дети не читают», «компьютер совсем вытеснил книгу», «дети читают только Гарри Поттера», – не лишены оснований. В связи с этим можно обозначить две проблемы: во-первых, досуговое чтение сегодня заменяется телевидением, компьютером, во-вторых, подростки если и читают, то читают не то, что, по мнению старшего поколения, заслуживает внимания. Очевидно, что состояние чтения современных школьников заслуживает пристального внимания ученых, психологов и педагогов школы, которым просто необходимо быть в курсе читательских интересов подростков.

Важность решения проблемы чтения понимается и на государственном уровне, что выражается в Федеральном образовательном стандарте (ФГОС) нового поколения. Так, ФГОС подчеркивает, что выпускник общеобразовательной школы должен уметь воспроизводить информацию, формулировать позицию автора, аргументировать выводы. Такие общеучебные умения являются необходимым условием успешности человека XXI века. « Чтение, – подчеркивается в «Национальной программе поддержки и развития чтения 2007-2020 гг.», – это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную, и обыденную его составляющие. Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка». Школа, особенно уроки литературы, обладают достаточно мощным потенциалом формирования читательский компетенций, воспитания читающей личности. Кроме того, уроки литературы ставят целью воспитание высоконравственного человека. Нет сомнений, что выдающиеся классические произведения А.Пушкина, Л.Толстого, Ф.Достоевского и др. помогают воспитать в учениках прекрасные качества, однако способ сохранения в себе лучшие черты в условиях современного общества может подсказать только современная литература, следовательно учитель должен со всей ответственностью подойти и к выбору произведений, и к форме проведения урока. Выпускная квалификационная работа акцентирует внимание на работе именно с обучающимися подросткового возраста, так как обучающихся данного возрастного периода нелегко мотивировать к чтению. Так, если учащиеся младших классов при чутком руководстве учителя, который является для них авторитетом, а также родителей знакомятся с произведениями, входящими в школьную программу, обучающиеся в старших классах более или менее осознанно готовятся к Единым государственным экзаменам, и также обогащают читательский опыт, самый сложный возраст – подростковый – требует особого внимания, о чем предупреждают ученые: «при переходе из начальной школы в среднюю происходит резкий спад культуры чтения школьников, обусловленный как закономерностями подросткового развития, так и средовыми факторами: сужение внимания к проблеме в образовательном процессе, отсутствие программы непрерывного «обучения чтению», возникновение других источников значимой для подростков информации, низкая социальная престижность чтения в глазах подростка», – пишет. Таким образом, становится понятно, исследование круга чтения современных подростков является актуальным для современной педагогики и методики. Для исследование круга чтения школьников 8. 11 классов был выбран такой метод, как круглый стол.

Теоретическую основу работы составили труды Л.Выготского, В.Маран цман, Н.Бодрова, В.Пугач, М.Гриневой, М.Коротковой и др.

Объектом изучения являются методические средства, способы активизации читательской деятельности и развития коммуникативных умений учащихся.

Предмет исследования – методические и педагогические возможности уроков литературы в форме круглого стола.

Цель работы – разработка методических рекомендаций по подготовке и проведению круглого стола “Круг чтения современных подростков”.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1) обобщив и систематизировав теоретический материал по изучаемой нами проблеме, выявить специфику организации и проведения уроков литературы в форме круглого стола;

2) собрать сведения о наиболее популярных среди подростков книгах, жанрах, писателях.

Практическая значимость работы объясняется тем, что материалы работы могут быть использованы в процессе преподавания литературы в школе.

Круглый стол как метод активного обучения

Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.

Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Круглый стол можно рассматривать как коммуникативный метод, который включает в себя речевую направленность, ситуативность, личностную индивидуализацию и новизну.

Данная технология очень активно используется сегодня в разных сферах общественной жизни. Нам кажется, что использование «круглого стола» уместно на уроках литературы, так как литература – предмет, ориентированный на разноаспектное обсуждение художественного текста, выявление собственных, подчас неоднозначных, позиций. На уроках мы часто обсуждаем произведения, в которых поставлены этические ситуации, не предполагающие единственного решения, при работе с такими текстами мы предлагаем использовать возможности «круглого стола». Обязательные составляющие «круглого стола»: − неразрешенный (проблемный) вопрос; − равноправное участие всех учеников в работе; − выработка приемлемых для всех решений по обсуждаемому вопросу. На уроках литературы технология «круглого стола» позволяет: − проявить себя каждому участнику, высказав собственное мнение по проблемному вопросу; − сопоставляя противоположные позиции на ту или иную этическую проблему, представленную в произведении, дать ученикам возможность увидеть эту проблему с разных сторон; − помочь каждому участнику скорректировать первоначальную точку зрения на конкретную проблему с учетом новой информации, появления других точек зрения; − выработать у ученика понимание того, что необходимо избегать безапелляционных суждений, максималистских решений, так как этические проблемы, представленные в произведении, сложны и неоднозначны; − развивать коммуникативные навыки. Участники «круглого стола» называются спикерами (спикеры – выступающие по теме). Выступления спикеров могут быть подготовленными и спонтанными. Учащиеся приходят на занятие, будучи готовыми к обсуждению проблемного вопроса, который был озвучен накануне. Они готовят свое выступление с обязательной опорой на текст, имея в виду конкретные эпизоды, примеры из текста. Только это позволяет сделать речь спикеров убедительной, содержательной, с элементами анализа. В то же время в процессе работы, как реакция на чье-либо мнение, у участника может родиться и спонтанное (неподготовленное) выступление. Именно спонтанные выступления могут стать наиболее проблемными с точки зрения отсутствия анализа, аргументации. Обычно в них доминируют эмоции ребят, их личностное видение вопроса. «Всплески» подобного рода должен особенно серьезно корректировать модератор. Роль модератора (от лат. Moderare – ‘смягчение, сдерживание’), полагаем, должен выполнять учитель. Его функции: организация, фасилитация , подведение итогов.

Этапы проведения «круглого стола»:

− аналитический (завершающий, постдискуссионный).

На подготовительном этапе максимальна роль учителя: он подбирает произведение, которое станет материалом для обсуждения, формулирует проблемный вопрос должен быть спорным, имеющим неоднозначное решение (не все литературные произведения дают возможность для подобной формулировки; если ответ очевиден – не надо брать такое произведение; уместна эта технология только в том случае, когда итоговый вывод, к которому потенциально могут прийти школьники, не вступит в противоречие с самим текстом). Вопрос должен быть сформулирован заранее (в этом принципиальное отличие «круглого стола» от учебной дискуссии, когда сам вопрос озвучивается прямо на уроке и аргументы подбираются группой тоже прямо на уроке; мы заранее даем только материал – текст, отрывки из критической статьи и т. д.). Аргументы каждый ученик тоже подбирает дома, заранее (данная технология делает акцент на индивидуальном мнении, в этом тоже отличие «круглого стола» от учебной дискуссии, которая предполагает и индивидуальный, и коллективный этапы работы). На этом же этапе учитель разрабатывает примерный сценарий (проведение «круглого стола» по заранее спланированному сценарию позволяет избежать хаотичности в работе). Сценарий включает краткую вступительную речь модератора (учителя), в которой может содержаться краткая информация о писателе, об истории публикации произведения и т. д.; проблемный вопрос; примерный «разброс» мнений, которые могут озвучить спикеры ; заключительную речь модератора. На подготовительном этапе необходимо продумать, каким будет оснащение помещения, если это необходимо (аудио-, видеотехника, мультимедийные средства). В зависимости от темы могут потребоваться дополнительные материалы на бумажных или электронных носителях. Здесь же происходит консультирование участников, что позволяет помочь им сформировать определенные убеждения, которые будут отстаиваться в дальнейшем. Дискуссионный этап включает:

− вступительное слово модератора;

− информирование об общих правилах коммуникации (избегайте общих фраз, бездоказательных, чисто эмоциональных высказываний; умейте слушать; будьте активны в беседе; будьте краткими; осуществляйте конструктивную критику; не допускайте оскорбительных замечаний в адрес собеседника); определение регламента выступлений;

− озвучивание проблемного вопроса; − выступления спикеров в определенном порядке, с опорой на убедительные факты, иллюстрирующие собственное понимание проблемы;

− подведение модератором предварительных итогов по выступлениям: формулирование минивыводов о причинах и характере разногласий по обсуждаемому проблемному вопросу; использование (при необходимости) наводящих вопросов. Завершающий этап включает подведение ведущим заключительных итогов круглого стола и занятия в целом.

Круглый стол предполагает:

· готовность участников к обсуждению проблемы с целью определения возможных путей её решения;

· наличие определённой позиции, теоретических знаний и практического опыта.

Возможна организация такого круглого стола, когда в основу обсуждения преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

Таким образом, неотъемлемые составляющие круглого стола:

· равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон;

· выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.

Плюсы и минусы урока – «круглого стола»

Урок в форме «Круглого стола» обладает рядом несомненных достоинств:

§ Помогает обобщить изученный материал.

§ Помогает осмыслить тему через призму собственного жизненного опыта.

§ Формирует умение вести спор, излагать свою точку зрения, приводя аргументы и доказательства.

§ Помогает развивать навыки связной монологической и диалогической речи.

§ Формирует навыки самостоятельной работы, а также умения работать в команде, сообща.

Из недостатков следует отметить следующие:

§ Длительный и сложный этап подготовки, который требует объемной и тщательной работы не только учителя, но и учеников.

§ Сложность организации эффективной дискуссии, ведь важно, чтобы каждый принял участие, высказал свое мнение. При этом нужно еще подвести беседу «к общему знаменателю».

§ Урок возможен в классе с высоким уровнем подготовки. Хотя отдельные элементы «круглого стола» можно вводить в систему уроков постепенно.

Круглый стол как технология активного обучения на уроках литературы

Использование «круглого стола» уместно на уроках литературы, так как литература – предмет, ориентированный на разноаспектное обсуждение художественного текста, выявление собственных, подчас неоднозначных, позиций.

Цель круглого стола на уроках литературы - раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достигнуть консенсуса.

Задачей круглого стола является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому круглый стол на уроках литературы имеет специфические особенности:

1. Персо нифицированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).
2. Полифоничность круглого стола (в процессе круглого стола может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью круглого стола).

ОРГАНИЗАЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА «КРУГ ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

Специально для данной работы было проведено анкетирование учащихся для того, чтобы определить подробный круг их чтения. Было опрошено 55 человек в возрасте от 13 до 17 лет.

Анализ анкетирования . Среди книг, наиболее понравившихся юным читателям, были названы:

Конспект урока по литературе. "Круглый стол".

Тема: Какой ущерб нанесло природе (реке) преобразование человека? Каковы пути решения экологических проблем в Сибири и на Урале?

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (в режиме «круглый стол». 1 час)

Технологии: проектной деятельности, проблемного обучения, «анализ ситуаций», «синектика».

1. Образовательные: исследуя произведения В. Распутина, рассмотреть взаимодействие человека и природы, разобрать проблемные вопросы и найти способы из решения;

2. Развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи, ораторского искусства, навыкам исследовательской работы, умению анализировать и обобщать;

3. Воспитательные: формировать способность проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; формировать умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.

Форма урок: урок-дискуссия

Средства обучения: портрет В. Распутина, произведения Валентина Распутина «Живи и помни» и «Прощание с Матерой», фотографии ММК и ГЭС на реке Ангаре.

Предварительная подготовка к уроку: прочитать повести «Живи и помни» и «Прощание с Матерой»; ознакомиться с историей реки Урал и Ангары.

Проблемный вопрос: Какой ущерб нанесло природе (реке) преобразование человека?

1 этап. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Дорогие учащиеся, сегодня мы продолжим изучать повесть В. Распутина «Прощание с Матерой». «Прощание с Матерой» - одно из лучших произведений Валентина Распутина. Это щемящая история о затоплении острова и деревни с тем же названием ради грандиозного строительства Братской ГЭС, когда был покорен «Ангары своенравный поток» и создано искусственное море. На дно этого моря в числе прочих должна уйти и Матёра. Уйти вместе с березками и соснами, «болотцем с лягушкой», вместе с деревней и кладбищем. Без обжитого веками острова не мыслят своего существования и старики, которым трудно смириться с уничтожением родных могил, изб, в которых они родились, всего привычного уклада жизни, накрепко связанного с Матёрой. «Вся ткань повести – широкий поток народного поэтического воспприятия… - писал А. Солженицын. – Сколько чувств – о родной земле, ее вечности. Полнота природы – и живейший диалог, звук, речь, точные слова».

Сегодня мы с вами проведем не стандартный урок, а урок – дискуссию. Во время дискуссии вы можете открыто выражать свои мысли и позицию, отношение к обсуждаемой теме. Рассмотрим очень важные и актуальные проблемы человека и природы, на примере повести «Прощание с Матёрой». Ответим на вопрос «Какой ущерб нанесло природе (реке) преобразование человека?», сравним истории двух рек: Ангары и Урала, предложим пути решения экологических проблем в Сибири и на Урале.

3 этап. Работа в группах (2 группы): (применение технологии проектной деятельности).

1). Распределение заданий.

Вторая – об истории реки Ангара, какие города строились на ее берегах?

(На подготовку дается 5 минут)

4 Этап. Вопрос для общего обсуждения «Как изменилась природа и сама река в связи со строительством предприятий?». При ответе учащиеся используют отрывки из повести. Могут быть приведены примеры связанные с Уралом и ММК.

5 этап. «Как болезненно герои произведения переживают изменения в Родной природе?». Работа с текстом повести «Прощание с Матерой». Зачитываются отрывки: «Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!» — жалуется Настасья Дарье. ". А как можно отдать на смерть родную избу, из которой выносили отца и мать, деда и бабку, в которой сама она прожила всю, без малого, жизнь, отказав ей в том же обряженье. ". ". Стояла, стояла, христовенькая, лет, поди, полтораста, а теперь все, теперь поедет. ". ". Доведись до меня, взяла бы и никуды нe тронулась. Пушай топят, ежли так надо. ". «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». «…А ить с меня спросют: как допустила такое хамство, куды смотрела?». Чем является дом/Родная земля для Дарьи?

Для героини дом является самым родным «существом», которое она никогда не продаст. Она считает его одушевленным. Поэтому в конце повести, прощаясь с домом, Дарья через силу белит и убирает его, как покойника, и чувствует, что дом это понимает. А затем она запирает свое жилище на ключ, чтобы чужие не осквернили его своим присутствием. Как сам Распутин относится к природе? (при ответе учащиеся должны приводить примеры из творчества писателя).

6 Этап. Подготовить письменно сочинение – рассуждение на тему: «Каковы пути решения экологических проблем в Сибири и на Урале?».

Озвучиваются 5-6 работ, затем учащиеся приступают к обсуждению, делают выводы из всего сказанного.

7 этап. Оценивание работы на уроке. Критерии оценивания:

· умение логично строить ответ в соответствии с планом;

· значимость и актуальность выдвинутых аргументов, доказательств;

· характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников дискуссии;

· активность каждого участника «круглого стола» в соответствии индивидуальными возможностями.

8 этап. Выдача домашнего задания. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Как болезненно человек переживает изменения изменения в Родной природе?».

Круглый стол с позиционной технологией работы с текстом

Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошёл до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.

Цель круглого стола – раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса.

Задачей круглого стола является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому круглый стол имеет специфические особенности:

1. Персофиницированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).
2. Полифоничность круглого стола (в процессе круглого стола может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью круглого стола).

  • готовность участников к обсуждению проблемы с целью определения возможных путей её решения;
  • наличие определённой позиции, теоретических знаний и практического опыта.
  • неразрешённый вопрос;
  • равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон;
  • выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.
  • Предусмотреть оптимальное количество участников (если круг специалистов большой, необходим не один ведущий, а два).
  • Обеспечить работу технических средств для аудио- и видеозаписи.
  • Установить регламент выступлений.
  • Обеспечить соответствующее оформление аудитории (желательно, чтобы «круглый стол» был действительно круглым и коммуникации осуществлялись «лицом к лицу», что способствует групповому общению и максимальной вовлеченности в дискуссию.)

Методика организации и проведения «круглого стола»

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении круглого стола: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

  • выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;
  • подбор модератора (модератор руководит круглым столом, поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);
  • подбор дискутантов. Состав участников круглого стола может быть расширен путём привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;
  • подготовка сценария (проведение круглого стола по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе круглого стола).

II Дискуссионный этап состоит из: выступления модератора, в котором даётся определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме круглого стола и информирование об общих правилах коммуникации.

  • избегай общих фраз;
  • ориентируйся на цель (задачу);
  • умей слушать;
  • будь активен в беседе;
  • будь краток;
  • осуществляй конструктивную критику;
  • не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.
  • подведение заключительных итогов ведущим;
  • выработку рекомендаций или решений;
  • установление общих результатов проводимого мероприятия.

Организация и проведение круглого стола с применением позиционной технологии работы с текстом. Позиционная технология работы с текстом основана на позиционной модели обучения доктора психологических наук, профессор МГППУ, заведующего кафедрой социальной психологии развития факультета социальной психологии Н.Е. Веракса.

  • Выбор темы, проблемы – «Сквернословие – культурная катастрофа»
  • Подбор модератора – это может быть заместитель директора по воспитательной работе.
  • Подбор дискутантов: администрация школы, педагогический коллектив, представители Управляющего совета школы, Совета старшеклассников.
  • Подготовка сценария.
  • Оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы.
  • Консультирование участников.
  • Подготовка необходимых материалов на бумажном или электронном носителях.

II. Дискуссионный этап

  • Получение и осмысление информации
  • Самоопределение
  • Анализ ситуации. Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций – включение позиционной технологии работы с текстом.
  • Проектирование
  • Рефлексия

Получение и осмысление информации предлагается через игру «Согласен, не согласен, может быть»

Задача этого этапа работы – пробудить интерес участников круглого стола к теме, настроить на размышление и конструктивное групповое взаимодействие. Для этого проводится игра «Согласен, не согласен, может быть». В разных комнатах помещения, в котором проходит круглый стол, прикреплены таблички с надписями: «Да или Согласен», «нет или не согласен», «Не знаю».

Модератор предлагает участникам круглого стола выразить своё отношение к той фразе, которую он сейчас произнесёт, следующим образом: «Если участник согласен с произнесённым утверждением, он встаёт радом с табличкой «Да», если он лично не согласен с данным утверждением, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю».

  • Говорящий плохое – всегда в убытке. (Григорий Богослов)
  • Злой язык – признак злого сердца. (Публий Сир)
  • Каков человек, такова его и речь. (Сенека)
  • Речь – это показатель ума. (Сенека)
  • Злоречивый язык выдаёт безрассудство. (Плутарх)
  • Берегите чистоту языка, как святыню! (И.С. Тургенев)

Самоопределение

Модератор обращает внимание участников на тему круглого стола. Самой своей формулировкой тема побуждает задуматься о своём отношении к работе по решению данной проблемы в школе и в обществе, как с позиции педагога, так и с позиции члена общества. Далее всем участникам круглого стола предлагается заполнить анкету «Сквернословие в моей жизни» (Приложение 1).

Анализ ситуации по теме круглого стола. Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций – включение позиционной технологии работы с текстом

  • «тезис» — выделить и обосновать основные тезисы текста;
  • «понятие» — определить основные понятия данного текста;
  • «схема» — представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи;
  • «оппозиция» — высказать возражение к основным положениям текста;
  • «апологет» — показать позитивное значение текста, поддержать идеи автора;
  • «метод» — ответить на вопрос: «Каким методом пользовался автор, донося свою мысль до читателя?»
  • «ассоциация» — предъявить те ассоциации, которые вызывает текст (зрительные образы, детские воспоминания и т.д.);
  • «символ» — выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста;
  • «поэзия» — донести содержание текста в стихотворной форме;
  • «театр» — донести содержание средствами театра (драма, оперетта, триллер, пантомима).

Участникам круглого стола отводится определённое время для чтения текста в группах (время чтения определяется объёмом текста), выработки предложенной позиции и её презентации. Группам «схема» и «символ» предоставляется возможность оформить свою позицию на доске, листе ватмана или в слайдовой презентации.
Как показывает практика, 20 минут — достаточное время для чтения и подготовки позиции по тексту 5–7 страниц.
Презентация позиции имеет свою ритуальность: каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию. На этапе «защиты позиции» большое значение приобретает роль модератора в организации и управлении групповой дискуссией.

Проектирование, принятие решений

Это очень важный этап. Он предполагает анализ тех ресурсов, которые есть сегодня у школы и других учреждений для решения обсуждаемой на круглом столе проблемы и проектирования новых возможностей.

  • составить перечень тех подходов, методов, форм работы, тех профессиональных ситуаций, существующих в практике школы, других учреждений, в которых уже сегодня возможно решение проблемы, обсуждаемой на круглом столе;
  • оценить по 5 балльной системе, насколько эти подходы, методы, формы работы сегодня реально работают на решение этой проблемы;
  • предложить шаги по расширению или углублению создаваемых школой и другими учреждениями возможностей для решения этой проблемы.

Таким образом, работа в группах осуществляется в три этапа. Итоговые предложения групп являются реальной основой для дальнейшего проектирования системы работы по решению проблемы сквернословия в школе. Возможно обсуждение предложенных шагов по решению проблемы с выделением «+» и «–», но обязательно начинать с «+».

Рефлексия

Завершается работа участников круглого стола выявлением отношений к произошедшему на данном дискуссионном мероприятии. Модератор возвращается к теме круглого стола. Как теперь она звучит для участников? Важно дать возможность всем участникам высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе обсуждения.
Организовать рефлексивный этап круглого стола можно через игру «Согласен, не согласен, может быть», которая проводилась на первом этапе.
Модератор предлагает участникам круглого стола выразить своё отношение к тем предложенным шагам по решению обсуждаемой на круглом столе проблемы сквернословия, следующим образом: «Если участник согласен с предложенными решениями, он встаёт радом с табличкой «Да», если он лично не согласен с данными шагами по решению проблемы, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю». Модератор может задать любому участнику круглого стола уточняющие вопросы.

Организация "Круглого стола"на уроках обобщающего повторения

Уроки обобщающего повторения могут проводиться в форме “Круглого стола”. Работа строится следующим образом. Все парты сдвигаются в центр, ребята садятся вокруг. По кругу пускается конверт, в котором находятся карточки с вопросами по изучаемой теме. Вопросы могут быть как репродуктивного, так и проблемного характера в зависимости от целей урока, сложности материала, уровня обученности класса и т.д. Ученики по очереди достают карточки из конверта, читают вопрос и сразу же отвечают на него. Первоочередное право ответа принадлежит ученику, вытащившему вопрос. Если кто-то хочет дополнить или опровергнуть точку зрения отвечающего, он также может участвовать в обсуждении данного вопроса. Затем конверт переходит к следующему ученику. Желательно, чтобы количество карточек соответствовало количеству учащихся в классе.

Какова ценность данного типа урока? Во-первых, происходит обобщение изученного материала, а также осмысление основных проблем современного общества через призму собственного жизненного опыта учащихся. Во-вторых, у ребят формируются умения излагать, аргументировать либо опровергать ту или иную точку зрения, участвовать в дискуссии по определенной теме. Часто при подобной форме работы выявляются полярные точки зрения по одному и тому же вопросу. Этого не стоит пугаться – наоборот, у учителя появляется прекрасная возможность научить ребят прислушиваться к чужому мнению и уважительно относиться к взглядам других людей по данному вопросу. В-третьих, бывают случаи, что класс коллективно формулирует проблему и так же коллективно ищет возможные пути ее решения. Таким образом, при данной форме работы достигается единство основных дидактических целей учебного процесса.

Предлагаю разработки двух уроков, построенных по принципу “Круглого стола”: урок экономики по теме “Социальная экономика” (данный урок также может проводиться в курсе “Обществознание”) и урок обществознания по теме “Образование”.

“Круглый стол” по теме “Социальная экономика”

(курсы “Экономика”, “Обществознание”)

  • проверить знания учащихся по теме “Социальная экономика” и степень усвоения ими основных понятий и идей данной темы;
  • подвести школьников к осмыслению основных социально-экономических проблем современного российского общества;
  • подтверждать изученный на уроке теоретический материал конкретными жизненными примерами, то есть видеть практическую направленность полученных знаний;
  • давать оценку изученным экономическим явлениям, основываясь на личном жизненном опыте;
  • излагать и аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, уважать не совпадающую со своей точку зрения.

Оборудование: конверт, карточки с вопросами.

  1. Почему мы говорим “уровень жизни”, а не “уровень потребления”? Разве это не одно и то же?
  2. Правомерно ли утверждать, что, чем больше доходы людей и чем ниже розничные цены, тем выше уровень жизни? Аргументируйте ответ.
  3. В какой мере лично Вам знакомо понятие “потребительская корзина”? Где и для чего она используется?
  4. Как доходы населения и цены отражаются на уровне жизни? А на ее качестве?
  5. Какой смысл вкладывается в понятие “социальная защита населения”? Кого и от чего надо защищать?
  6. Какой смысл вкладывается в понятие “социальная поддержка населения”? Кого и в чем надо поддерживать?
  7. Что такое “социально уязвимые слои населения”? Кто, по Вашему мнению, входит в эту категорию?
  8. Ваше отношение к такому социальному явлению как нищенство.
  9. Можно ли создать общество без нищих и бомжей? Если можно, то какие меры необходимо предпринять? Если этого сделать нельзя, то по какой причине?
  10. Относятся ли охрана и восстановление окружающей среды к экономическим процессам? Аргументируйте ответ.
  11. Каков смысл выражения “социальная напряженность”? Приведите не менее трех примеров, иллюстрирующих это явление.
  12. Считаете ли Вы допустимым забастовки работников социальной сферы?
  13. Ухудшение деятельности каких отраслей социальной сферы наиболее быстро и пагубно скажется на благосостоянии людей?
  14. В какой мере Вы сами удовлетворены качеством Вашей жизни?
  15. Какие из показателей уровня жизни представляются Вам наиболее важными? Почему именно они?
  16. Какие из Ваших потребностей удовлетворяет школа? В какой степени?
  17. Какую социальную поддержку получают ученики школ?
  18. Какими видами социальной помощи пользуется Ваша семья? А лично Вы?
  19. Ваше отношение к проблеме платности образования и медицинской помощи.
  20. Как Вы понимаете социальную благотворительность? Приведите примеры.
  21. Каким образом лично Вы ощущаете на себе последствия недостаточной заботы об охране окружающей среды?
  22. Почему связь экономики и политики пролегает через социальную сферу?
  23. Может ли современное экономическое мышление привести к стабильности общества? Аргументируйте ответ.
  24. Как современное экономическое мышление может повлиять на эффективность работы предприятия?
  25. Обладает ли современным экономическим мышлением теневой бизнес?
  26. Попробуйте сформулировать основные причины неравенства доходов в обществе.
  27. “Вопрос-сюрприз” (задает учитель). В развитых странах мира промежуток между богатыми и бедными заполняет средний класс, который составляет основную часть населения и является буфером между ними, что повышает стабильность общества. В России средний класс составляет незначительную долю. Что необходимо, на Ваш взгляд, сделать, чтобы в России увеличилась доля среднего класса?
  28. Как заинтересовать предпринимателя в том, чтобы он вкладывал средства в охрану окружающей среды?
  29. Цель предпринимательства – получение прибыли. Может ли (если может, то каким образом) решение этой задачи повлиять на состояние окружающей среды?
  30. Чем отличается экономическое мышление людей, живущих в условиях командной экономики, от экономического мышления людей, живущих в условиях рыночной экономики?

Использованная литература

Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. – М., Новая школа, 1993.

“Круглый стол” по теме “Образование”

(курс “Обществознание”)

  • подвести ребят к пониманию и осмыслению основных проблем современного российского образования;
  • убедить учащихся в необходимости получения качественного образования;
  • заставить ребят задуматься о смысле и целях образования и самообразования;
  • формировать умение излагать и аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
  1. Что, по Вашему мнению, сегодня должен знать и уметь современный человек?
  2. Какие 5 книг, на Ваш взгляд, должен обязательно прочитать каждый человек?
  3. Ваше отношение к элитным формам образования.
  4. Считаете ли Вы оправданным введение платных образовательных услуг?
  5. С какого возраста, на Ваш взгляд, должно начинаться непрерывное образование? Аргументируйте свой ответ.
  6. Чем может быть полезно сотрудничество с другими странами в области образования?
  7. Как в образовании должны сочетаться элементы общекультурной и специальной подготовки?
  8. Чем, на Ваш взгляд, должна заниматься школа – воспитанием или образованием?
  9. Кто, по Вашему мнению, несет ответственность за образование ребенка?
  10. Приведите примеры, когда от уровня и качества образования зависит жизнь людей.
  11. Согласны ли Вы с утверждением, что образование – это лишь передача накопленных знаний и умений от поколения к поколению?
  12. Как Вы считаете, есть ли сейчас спрос на образованных людей? Аргументируйте ответ.
  13. Можно ли человека чему-нибудь научить, если он сам не хочет этому учиться? Как поступить в данной ситуации?
  14. Зачем изучать те предметы, знание которых не пригодится Вам во “взрослой” жизни?
  15. Должен ли каждый человек заниматься самообразованием?
  16. В чем, на Ваш взгляд, заключается этика учителя?
  17. В чем, на Ваш взгляд, заключается этика ученика?
  18. “Ученье – свет, а неученых – тьма”. Почему?
  19. На что (или на кого) рассчитывает человек, не имеющий образования?
  20. Быть образованным – это значит много знать?
  21. Представьте, что Вы уже взрослый человек, имеющий собственного ребенка. Когда Вы поведете его в школу – чего Вы будете бояться больше всего?
  22. Может ли полученное образование мешать достижению жизненных целей? Приведите примеры.
  23. Представьте ситуацию: Вы долго учились, освоили определенную специальность и в течение длительного времени не меняли место работы. Достигнув 35–40 лет, Вы неожиданно поняли, что всю жизнь занимались не своим делом. Переучиваться уже поздно – нет времени, денег, память не та и т.п. Как Вы поступите в сложившейся ситуации?

Считаю предложенную форму урока наиболее удачной для изучения данной темы, поскольку ребята, находясь в школе, как говорится, “на собственной шкуре” испытывают все сложности нашей системы образования. На мой взгляд, данный урок очень полезен и для учителя, так как есть уникальная возможность посмотреть на ряд проблем глазами учеников.

Читайте также: