Круглый стол на тему толерантность в современном мире

Обновлено: 18.05.2024

Ученик 1.: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. Tolеrantia – терпение). 1) иммунологическое состояние организма, при котором он неспособен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к др.антигенам. Проблема Т. имеет значение при пересадке органов и тканей. 2) Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. 3) Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.»

Можно заметить, что первым и вторыми пунктами идёт медицинское значение данного понятия. И лишь третий пункт означает «терпимое отношение» к явлениям и событиям.

Цель: осознать важность толерантного отношения друг к другу.

Оборудование: ниточка (шнурок для обуви)

Давайте вспомним пословицы и поговорки о терпении.

«Бог терпел да и нам велел», «Хотенье есть терпенье», «Терпенью – спасенье», «Без терпенья нет спасенья», «Не потерпев, не спасешься, «Терпит брат долго, а через край пойдет – не уймешь», «Терпи, казак, атаманом будешь»

Таким образом, терпимое отношение друг к другу всегда было актуальным: и сегодня, и пятьдесят, и сто лет назад.

При нетерпимом отношении друг к другу происходят ссоры, конфликты, войны. При терпимом – дискуссии, союзы, взаимопомощь. Очень важно жить друг с другом в мире и согласии.

Проведение теста «Насколько вы толерантны?»

В Республике Крым проживает очень много национальностей. Мы все разные и все мы вместе.

Ученик 2: В Республике Крым и Севастополе с 14 по 25 октября 2014 года проходила Всекрымская перепись населения. По итогам переписи в Крыму проживает 2,285 млн человек.

Самая многочисленная национальная группа – русские /1,49 млн человек, 68% населения/, в том числе 1,19 млн человек /65%/ в Республике Крым, 303,1 тыс человек /81%/ – в Севастополе.

На втором месте в национальном составе – украинцы, их в Крыму 344,5 тыс человек, что составляет 15,7% населения. В Республике Крым проживает 291,6 тыс украинцев /16%/, в Севастополе – 52,9 тыс украинцев /14,2%/.

Третья по численности группа – крымские татары /232,3 тыс человек, 10,6% населения/.

Другие национальности в Крыму составляют до 4% населения. Из них самые многочисленные – это белорусы /21,7 тыс человек, 1%/ и армяне /11 тыс человек, 0,5% населения/.

От 1 до 5 тыс человек в Крыму – это такие национальные группы, как азербайджанцы, узбеки, молдаване, евреи, корейцы, греки, поляки, цыгане, чуваши, болгары, немцы, мордвы, грузины и турки.

К 29 национальностям относятся 99% жителей Крыма.

Менее 1 тыс человек в Крыму входят в национальные группы таджиков, марийцев, башкир, удмуртов, осетин, казахов, арабов. В Крыму насчитывается 535 караимов, 228 крымчаков

Вот как нас много

Издавна считается, что хлеб – всему голова. Давайте представим, что в хлебе собрано все самое хорошее – и доброта, и щедрость, и человеколюбие, толерантность, в общем. А теперь каждый возьмет себе кусочек всеобщей доброты, щедрости, толерантности (каждый участник отламывает кусочек хлеба).

Тест «Насколько вы толерантны?»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

1. Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет; б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

4. Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?

а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;

б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?

а) вам очень трудно было бы это сделать; б) вы не обращаете внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.

7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело? а) да; б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас; б) вы лишь радуетесь за нее (него).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом; б) вступаете в спор.

Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

0-4 очка: Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

6-12 очков: Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?

14-18 очков: Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

Круглый стол для родителей "Толерантность- дорога к миру"
методическая разработка на тему

Цель: осознать толерантность как путь преодоления непонимания между людьми.

  1. усвоить понятие толерантности;
  2. понять пути разрешения спорных ситуаций с помощью толерантности;
  3. осознать необходимость толерантного поведения;

Давайте обсудим важную для всех тему. В современном мире происходит значительное количество конфликтов между людьми по множеству разных вопросов. Отдельной проблемой стоит непонимание, неприятие людей по поводу их различия, непохожести друг на друга по каким-либо признакам. Это могут быть различия по внешности, положению в обществе, образу жизни, взглядам. Избежать конфликтов на этой почве позволяет такое качество человека, как толерантность.

Понятие «толерантность» происходит от латинского tolerantia – терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий. Этот термин, обозначает терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Но это не безразличие, а принятие других такими, какие они есть, уважение к другим, сопереживание, сочувствие.

В «Философском энциклопедическом словаре» толерантность определяется как «терпимость к разного рода взглядам». Это признак уверенности в себе, понимания надежности своих позиций, когда человек не боится сравнения с другой точкой зрения.

Следующее, что предлагаю вам обсудить – нужно или не нужно вообще быть толерантным, терпимым? Желательно, чтобы каждый из вас высказал своё мнение, хотелось бы услышать мнение каждого. Обоснуйте его, объясните. Организуем дискуссию: задача каждого из вас – убедить остальных в своей правоте, но только соблюдая нормы приличия, прибегая только к цивилизованным приёмам ведения спора: убеждению, обоснованию, не переходя на оскорбления. Каждый имеет право на своё мнение, относитесь к этому с уважением, ведь в этом проявляется толерантность. Итак, нужно убедить остальных в своей правоте, сохраняя атмосферу уважения.

Предлагаем вашему вниманию информацию для размышления:

  • Приложение №1
  • Приложение №2
  • Приложение №3

Представьте ситуацию: на улице бездомный человек упал и сломал руку, как следует к нему относиться и как на это реагировать? Прохожие не обращают внимания на него, брезгливо отворачиваясь. Нужна ли здесь толерантность?

А как относиться, если этот человек ещё и пьян?

А каков будет итог, если вы поможете или не поможете человеку? В каждом случае что вы и он получите или потеряете?

Другая ситуация: вы видите компанию подростков, которые выглядят вызывающе: ярко выкрашенные волосы в странной причёске, странная бросающаяся в глаза одежда, они слушают музыку, которую не понимает большинство людей, в том числе вы; но они ведут нормальный здоровый образ жизни, не совершают ничего противоправного. Отнесётесь ли вы терпимо к ним?

А как бы вы отнеслись к ним, если бы они оказались знамениты каким-нибудь благородным делом, например, благотворительностью или помощью нуждающимся?

А теперь ситуация, с которой также можно столкнуться: вы едете в поезде с инвалидом, которые постоянно просит вас о чём-нибудь: подать, принести, помочь залезть на полку, в том числе и среди ночи, а днём просит вас не включать музыку, которую вам и вашим попутчикам хочется слушать. Вы очень устали, уже раздражены. Попутчики уговаривают вас не обращать внимания на его просьбы и позвать проводницу. Как вам поступить?

Возможно, этот человек – герой какой-нибудь войны, или в прошлом спас много жизней, или совершил много других достойных поступков. А если нет – то он так же заслуживает уважения, не так ли? И что важнее – потратить силы на помощь этому человеку и сберечь его силы или сберечь свои силы?

Толерантность имеет место и в отношениях с детьми. Представьте, дочь нарисовала рисунок и преподнесла ему в подарок. Она недостаточно хорошо умеет рисовать, хотя очень старалась. Отцу не понравилось качество подарка, и он отчитал дочь за это. Прав ли отец? И как следовало поступить?

Что в этой ситуации важнее – сказать ребёнку правду или не расстраивать ребёнка, чтобы он в будущем научился рисовать лучше?

Как вы считаете, где грань между толерантностью и излишней уступчивостью? И как найти баланс между толерантностью и отстаиванием своего мнения? Как воспитать толерантность в ребёнке, и необходимо ли это? А как вы приучаете своего ребёнка уважать других людей, не похожих на него?

Подведём итоги. Можно ли сказать, что с помощью толерантного поведения можно преодолеть множество конфликтов? Чего можно добиться толерантностью? Вспомните как можно больше, какие конфликты можно разрешить, относясь к другим людям толерантно? Пусть выскажется каждый.

Роль семьи в формировании

поликультурного воспитания детей дошкольного возраста

Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Декларация прав ребенка гласит, что «Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо другую форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей». Поэтому возникает необходимость уже с ранних лет воспитывать в ребенке уважение к другим, чьи привычки и взгляды отличаются от собственных. Это поможет дошкольникам найти общий язык с представителями других культур. К тому же воспитание уважения к другим в дошкольном детстве будет способствовать толерантному отношению к людям разных национальностей и культур.

Поликультурное образование понимается как процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей [3, с. 10]. Однако, здесь следует отметить участие семьи в поликультурном образовании детей дошкольного возраста. Ведь именно семья является первым источником традиций. В семье ребенок учиться общаться, слушать и уважать мнение других, с терпением и бережливостью относится к своим близким. Именно семья формирует идеалы и общественно – социальные установки, составляющие в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей и установок. Поэтому в современных условиях воспитательного процесса существует необходимость привлечения родителей в союзники педагогам по формированию поликультурного воспитания.

Современная модель сотрудничества детского сада с семьей - это процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Организуя сотрудничество работы ДОУ с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию следует выделить следующие цели:

• осознать важность и необходимость поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников;

• осуществлять единство воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников;

• формировать личную заинтересованность родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;

• развивать стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.

Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Родители могут оказывать оценимую помощь, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию и энтузиазм.

Формы работы с семьями могут быть разнообразными, например, выпуск семейных газет, проектная деятельность, выставки совместных поделок, фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп, семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.

Таким образом, совместная работа педагогов и родителей позволит в условиях дошкольного учреждения сформировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщить к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь) .

1. Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 1386 (XIV) от 20 ноября 1959 года

2. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 6.

3. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста/ Под редакцией В. Н. Вершинина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

Взаимодействие семьи и

детского сада как условие поликультурного воспитания

Россия является многонациональной страной, её населяют десятки народов с самобытными культурами. Поэтому человек в современной социокультурной ситуации находится в мультикультурной среде, образуемой сосуществованием различных национальных культур, взаимодействие с которыми требует от него толерантного отношения. В его основе лежит уважение к культуре людей других национальностей при сохранении своей культурной идентичности. Именно поэтому особое значение приобретает освоение ребенком с раннего возраста традиционной культуры и истории как своего, так и других народов, выступающего условием формирования национального самосознания, социализации ребенка в современном многонациональном обществе.

Одним из важных звеньев поликультурного воспитания дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.

Семья является основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется взаимодействию с родителями.

Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает ребёнок, с приоритетом для него культуры его национальности.

Современная модель сотрудничества д/сада с семьёй понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и д/сада в процессе поликультурного воспитания должно строиться на тесном сотрудничестве. Именно поэтому работа с семьями воспитанников всегда направлена на реализации процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс детского сада.

На базе нашего детского сада организована «площадка», которая направлена на поликультурное развитие детей дошкольного возраста.

Сначала было проведено анкетирование родителей по выявлению отношения к людям других национальностей. По итогам анкетирования можно сделать вывод, что большинство родителей имеют положительное отношение к людям других национальностей и хотят формировать у своих детей толерантное отношение к ним.

Начинать поликультурное воспитание мы начали с изучения малой Родины, традиций и уклада своей семьи.

Знакомство с историей своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, побуждает его сопереживать, внимательно относиться к прошлому.

Неотъемлемой частью образовательного процесса по поликультурному образованию воспитанников является активное участие родителей в жизни группы и детского сада в целом. Для активизации родителей нами используются такие формы работы как:

  • выпуск семейных газет (генеалогическое древо) ;
  • использование семейных фотоальбомов в режимных моментах;
  • выставки совместных поделок;
  • фотовыставки;
  • постоянная рубрика в информационной газете ДОУ «Журавлик» «Ты мира не узнаешь, не зная края своего»;
  • конкурсы поделок;
  • семейные праздники в группах;
  • фольклорные развлечения с участием родителей;
  • родительское собрание в форме деловой игры «Как воспитать толерантного человека? »

Привлекли родителей к изготовлению костюмов для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Дети начали использовать в своей речи потешки, считалки, загадки, познакомились с новыми сказками, узнают сказочных героев, осмысленно участвуют в русских, мордовских народных играх, называют предметы из домашнего обихода, вышедшие из употребления (чугунок, ухват, крынка, самовар). Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости.

в образовательном пространстве ДО в соответствии с ФГОС

Что отличает современное общество? Зачастую, его отличает жестокость и нетерпимость людей друг к другу. К сожалению, жестокими являются не только взрослые, но и дети. В создавшихся условиях просто необходим некий ориентир, моральный принцип, способный регламентировать отношения между людьми и воспрепятствовать дальнейшему моральному вырождению общества. Таким доминирующим принципом морали может выступать толерантность. Научная литература рассматривает толерантность как уважение к другим людям, признание их права на отличие, отказ от насильственных методов взаимодействия. Формирование толерантности – процесс очень длительный и начинать его следует как можно раньше. Воспитывать толерантность необходимо уже в дошкольном возрасте, как в периоде наиболее благоприятном для формирования определённых качеств личности. В современном образовательном пространстве одним из ведущих направлений является воспитание детей в духе дружбы и взаимопонимания. Приоритет детского сада и педагогов состоит в том, чтобы в основу мировосприятия воспитанников, окончивших дошкольное учреждение, были положены принципы толерантности. Для привития норм толерантности в дошкольной организации должны быть сформированы следующие условия:

1. Создание образовательной среды, соответствующей духу толерантности;

2. Специализированная подготовка педагогических кадров, способствующая привитию толерантных норм подрастающему поколению;

3. Применение в работе педагогических технологий, нацеленных на воспитание толерантных установок у детей;

4. Социальное взаимодействие педагогов и родителей, направленное на воспитание толерантности.

Создание толерантного пространства в Дошкольной Организации является одним из направлений современного дошкольного образования. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте одной из задач образования является обеспечение равных условий для развития каждого ребёнка в независимости от его нации, языка, социального статуса, пола, места проживания, физиологических и психических особенностей. Для создания толерантного пространства в ДО должны быть созданы нижеперечисленные психолого-педагогические условия, соответствующие ФГОС:

• Уважение педагогов к человеческому достоинству детей, формирование их положительной самооценки и уверенности в своих силах и способностях;

• Поддержка педагогами доброжелательного и положительного взаимоотношения между детьми;

• Защита детей от всех форм психического и физического насилия;

• Ориентация образовательного процесса на интересы каждого ребёнка.

Люди, взаимодействующие с детьми в ДО и создающие так называемое толерантное пространство, должны сами обладать чувством уважения к окружающим независимо от их религии, расы, национальной принадлежности и культуры. Мировоззрение, профессионализм и убеждения педагогов влияют на эффективность общения с воспитанниками и формирование их взглядов.

Педагогический работник должен обладать компетенциями, позволяющими создавать ситуацию для развития толерантных установок у воспитанников. О данных компетенциях говорится и в Стандарте. Компетенции предполагают:

1) Обеспечение эмоционально-благополучного климата для каждого ребёнка посредством:

• создания положительной психологической и морально-нравственной обстановке в группе;

• создания условий для благоприятных и дружеских отношений между воспитанниками, в том числе относящимся к разным социальным слоям, религиозным и культурным общностям;

• проявления участия и внимания к интересам детей;

• прямого и непринужденного общения с каждым ребёнком;

2) Формирование условий, необходимых для независимого выбора детьми деятельности, участников коллективной деятельности и материалов;

3) Построение образования, принимающего во внимание индивидуальные особенности и устремления каждого ребёнка.

Кроме вышеперечисленного педагог должен обладать личностно-ориентированными педагогическими технологиями сотрудничества с воспитанниками. К ним следует отнести такие технологии как диалог, дискуссия и сотрудничество. В диалоге передаётся самобытность и своеобразие другого человека. Взаимодействие в диалоге предполагает равноправие позиций в общении. Целью дискуссии является поиск истины. Каждый из её участников вправе отстаивать свою точку зрения, доказывая её право на существование. Сотрудничество – это коллективная формулировка целей деятельности, общее планирование. Этот стиль сотрудничества активизирует творчество людей, раскрывает личностный потенциал каждого человека. Умело организованные педагогом диалог, дискуссия и сотрудничество являются одним из важнейших пунктов развития толерантности в детском коллективе.

Последним условием формирования толерантности у дошкольников является социальное взаимодействие родителей и педагогов. В Образовательном Стандарте также говорится о сотрудничестве ДО с семьями воспитанников, которое должно носить открытый характер. Именно родители являются первыми и главными воспитателями детей. Одной из разновидностей культуры, с которой сталкивается маленький ребёнок, является народная культура. Он знакомится с ней через так называемый материнский фольклор, к которому можно отнести прибаутки, потешки, колыбельные песни. Народная культура служит основой для развития отношений между людьми, в доходчивой форме доносит до детей правила и нормы социального общежития и формирует основы толерантности.

Таким образом, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт направлен на создание условий для развития толерантности в Дошкольной Организации. Об этом свидетельствуют целевые ориентиры возможных достижений детей. На завершающем этапе получения дошкольного образования воспитанники должны обладать способностью договариваться, учитывая при этом интересы и чувства окружающих; уметь разрешать конфликты и возникающие противоречия; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Как видим, современное дошкольное образование нацелено на воспитание толерантных установок у детей, что в свою очередь является одной из составляющих формирования толерантного общества в целом.

1. Асмолов Л. Г. Толерантность: от утопии к реальности / На пути к толерантному сознанию // Под ред. Л. Г. Асмолова. М., 2000.

2. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. – 2003. – №11.

3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.

Круглый стол "Современный мир и толерантность"

Цель: формирование у учащихся толерантного мышления и поведения, умение вести диалог.

- формирование у учащихся представления о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

-формирование у учащихся толерантного мышления, уважения к своим правам и правам других людей;

-воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

-развитие критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

-формирование умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение;

Целевая группа: студенты ГПОУ «ТСХК им.И.С.Ефанова»

Ход занятия:

3. Вводная часть.

4.Выступление преподавателя колледжа.

5. Выступление гостя колледжа (священник храма Спаса Преображения села Спасское-Лутовиново)

6. Свободный диалог студентов. Высказывания, вопросы.

7. Итог круглого стола.

2.Вводная часть.

Толерантность означает уважение , принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство . Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям

Никогда не задумывались почему у каждого слова, практически в любом языке, есть несколько значений? А что удобно! Ляпнул что-нибудь не подумавши, всегда можешь сослаться на то, что имел в виду совсем другое…

Вот, например, «миру мир». Какой именно мир имеется в виду? Вселенная, общественная среда, светская жизнь, согласие или спокойствие. Или вот, «козёл» — животное, игра в карты или гимнастический снаряд?

Вот также и с терминологией. Думаем и считаем одно, а в реальности совсем другое.

Разберем актуальный вопрос: термин ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Толерантность в социологии — терпимость, умение спокойно, без враждебности воспринимать чужой образ жизни, поведение, обычаи, чувства, мнения, идеи, верования, признавать право на существование других культур.

Толерантность в экологии — способность организмов жить и развиваться в широком диапазоне условий окружающей среды (в том числе при неблагоприятных факторах).

Толерантность в инженерии — разность между наибольшим и наименьшим предельными значениями (размеров, массовой доли, массы), которая задаётся на геометрические размеры деталей, механические, физические и химические свойства.

Толерантность в музыке — уважительное отношение к различным музыкальным стилям и их поклонникам, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка.

Толерантность в фармакологии — снижение реакции на повторяющееся введение лекарств, наркотиков или психоактивных веществ; привыкание организма, ввиду чего требуется всё большая и большая доза для достижения присущего веществу эффекта.

Толерантность в медицине — иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема иммунологической толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей. Полная толерантность — это смерть…

Так что же именно мы понимаем под словами «Будьте толерантными» — призыв к терпимости или к полному вымиранию?

На лицо прогрессирующий процесс деградации взрослой личности. Абсурдные лозунги и девизы современности способны привести к полному уничтожению традиционной семьи и ее идеологических ценностей, психической и моральной гибели детей и взращиванию в молодом поколении заведомо ложных истин.

Не семья, а партнеры,
Не муж, а спонсор,
Не любовь, а отношения,
Не женщина, а мужчина,
Не мальчик и не девочка…

Не педофилия, а баловство,
Не проститутка, а работающая женщина,
Не порнография, а мультимедиа,
Не убийство, а роковая ошибка…

Толерантность — непредвзятое отношение к тем людям, кто отличается от большинства окружающих образом жизни, мыслей, внешностью, поведением, если эти свойства не мешают другим и не оскорбляют общественной морали. Это сегодня наиболее популярное определение толерантности, толерантности с точки зрения социологии.

Круглый стол тема: "Толерантность-дорога к миру" Способствовать интерактивному общению через организацию совместной деятельности, чтобы изменить поведение обучающихся, улучшить взаимоотношение на принципах толерантности.

Цель: способствовать интерактивному общению через организацию совместной деятельность, чтобы изменить поведение, улучшить взаимоотношение на принципах толерантности. через просмотр видеозаписи программы «Пусть говорят» где главный герои Ник Вуичйч делится своим жизненным опытом, когда невозможное становиться возможным.

Модератор: Сулекова О.А. социальный педагог

Форма проведения: круглый стол.

Проблема культуры общения- одна из самых острых проблем у подростков, да и в обществе в целом. Необходимо уметь слушать, слышать и понимать других, быть открытым для партнера по общению, чтобы он понимал тебя. Важно быть терпимым по отношению друг к другу «Толерантность»-то понятие, без которого невозможны какие-либо преобразования в современном техникуме.

Сулекова О.А.- социальный педагог.

Ход круглого стола.

Знаете ли вы, ребята, что 16 ноября 1995года Генеральная конвенция ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности.

Цели этого документа:

-вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности;

-признать все народы проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи;

-подчеркнуть, что мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества;

-напомнить о целях борьбы против расизма и расовой дискриминации;

-высказать чувство тревоги в связи с последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, агрессивного национализма, расизма и т.д.

В переводе с латинского толерантность означает терпение.

Каковы же основные черты толерантности личности?

Например это: -расположенность к другим людям, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, умение слушать собеседника, любознательность, способность к сопереживанию и др.

Что такое интолерантность – это неприятие другого человека. Неготовность к сосуществованию с другими людьми.

Интолерантность проявляется через:

- конфликтное агрессивное поведение (оскорбления, насмешки, выражения пренебрежение, игнорирование, угрозы и др.

I. Тест «Насколько вы толерантны?».

Социальный педагог. Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению? Относитесь ли вы к нему с уважением, терпимы ли вы? Перед вами тест, который, надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости. Но одно условие: отвечайте быстро, не задумываясь.

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-т o предлагает начать игру. Что вы предпочтете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли вы воспримите неприятную для вас новость?

4. Раздражают ли вас люди, которые в o бщественных местах появляются нетрезвыми?

а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;

б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением, обычаями?

а) мне трудно было бы это сделать;

б) я не обращаю внимание на такие вещи.

а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.

7. Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;

б) я лишь радуюсь за него (нее).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:

а) уйдете пораньше под благовидным предлогом;

б)вступите в спор.

Соц. педагог. А теперь подсчитайте очки. Запишите по два очка за ответы: 1б, 2б, За, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

От 0 до 4 очков : вы непреклонны, простите, эгоистичны, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 6 до 12 очков: вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно?

От 14 до 18 очков : твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно парадоксальному па первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.

II. С каким человеком вы бы предпочли общаться и дружить?

II I . Можно ли о человеке судить по поступкам?

Социальный педагог. Важно быть терпимым по отношению друг к другу сейчас мы просмотрим видеозаписи программы «Пусть говорят», где главный герои Ник Вуичйч делится своим жизненным опытом, когда невозможное становиться возможным.

1. Родители больны, в доме не хватает денег, вы нашли работу на почте, после занятии в техникуме разносите письма (самостоятельность, стойкость).

2. Ваш однагрупник приехал в Россию из Средней Азии, у него слабые знания по некоторым предметам. Вы согласны с ним позаниматься (взаимопонимание, сотрудничество).

3. Вы отказались от участия в групповой драке (отказ от насилия).

4. Ваша бабушка не смогла вам сделать обещанный подарок- спортивный костюм- на день рождения. Вы не в обиде, так как у нее маленькая пенсия(чуткость).

5. Вы видите как взрослые унижают ребенка, поэтому должны быть…(нетерпимы к несправедливости).

6. Вы o тказываетесь принимать участия в вечеринке, где будет спиртное и

7. В магазине один человек из очереди нагрубил человеку с темной кожей, обозвал его и унизил. Вы (выразите свой протест публично, подбодрите униженного человека).

8. В вашем группе есть очень полный мальчик. Ребята сделали его объектом насмешек. Они дразнят его, не приглашают на дни рождения, в кино и т.д.

Вы проявите к нему (дружелюбие).

9.У Андрея В. В результате автокатастрофы повреждена спина, бездействуют ноги. От него ушла жена. Но дочь и мама не оставили его наедине с бедой. Андрей готовит еду, наводит порядок в дому, освоил компьютер. При этом он находится в инвалидной коляске, но никогда не жалуется, не проявляет слабости.(Воля)

Выполнение упражнений.

Упражнение «Эмблема толерантности »

Цель: развивать фантазию, экспрессивные способности самовыражения.

Необходимое время: 20 минут.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Студентам предлагается самостоятельно нарисовать эмблему толерантности, Процесс рисования занимает 5-7 минут. После завершения работы студенты рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате).. Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы.

Сегодня можно сф o рмировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Мы не должны применять насилие, быть жестокими по отношению к друг другу. Никто не обладает абсолютной властью над другими, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Будьте толерантными!

Читайте также: