Круглый стол музей и проблемы культурного туризма

Обновлено: 03.05.2024

Лейтмотивом XIX «круглого стола» «Музей и проблемы культурного туризма», состоявшегося недавно в Северной столице, стало обсуждение тенденций развития современного музейного учреждения и практики взаимодействия с теми, кто помогает ему привлекать гостей. При этом итоги 2020 года, когда посетителей в музеях страны стало в разы меньше, вызывают у экспертов противоречивые чувства.

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

С одной стороны, и сами музеи, и организаторы массового туризма кровно заинтересованы в увеличении посещаемости. Ведь больше гостей – больше денег. Так, по словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, из года в год с помощью реализации билетов, на услугах, организации мероприятий и т. д. музей зарабатывает 25% своего бюджета. А если речь идет о частных музеях, которых в России уже около 400? В 2020-м, когда практически все подобные учреждения в городе и стране были закрыты по 3 – 4 месяца, их касса явно недосчиталась доходов.

С другой стороны, все помнят лето 2019 года, когда в Петербурге зазвучало понятие «сверхтуризм», очереди в наиболее популярные музеи (в частности, в «Царское Село» и Эрмитаж) стали многочасовыми, а на министерском уровне начали всерьез прорабатывать меры по ограничению допуска гостей. Ведь с точки зрения сохранности экспонатов и интерьеров, чем меньше гостей – тем лучше. Толпами не ходят. Ценный паркет не топчут. Очередей не наблюдается. И кое-кто не против продолжения.

Однако если восстановление былых объемов посещения в условиях полного отсутствия иностранцев – дело будущего, то значительное изменение его структуры – объективная реальность. В Эрмитаже, к примеру, в 2020 году реальных посетителей насчитали меньше миллиона. А виртуальных – около 80 миллионов. «Это новый посетитель, готовый к интерактивному диалогу, – считает Михаил Пиотровский. – С ним надо хотеть и уметь работать – нам нужен и новый подход к управлению информацией». При этом он полагает, что с учетом изменения структуры и интересов потенциальных посетителей «необходимо делать больше уникальных программ, которых нет в других музеях».

И такие программы уже появились в условиях пандемии. К примеру, Камиля Байдильдина из музея-заповедника «Царицыно» рассказала о том, как одно из наиболее посещаемых туристами учреждений России начало использовать «бродилку», позволяющую виртуальному посетителю самому исследовать парк. Реальный сотрудник учреждения ходит по нему и в соответствии с пожеланиями виртуальных посетителей приближается и удаляется от объектов, изменяет маршрут и т. д. «Кроме того, мы создали специальную программу «Царицыно» в Minecraft, – сообщила Байдильдина. – И благодаря широкой известности этой компьютерной игры смогли привлечь к посещению музея-заповедника совершенно новую аудиторию – геймеров. Тех, кто раньше о визите к нам, скорее всего, даже не задумывался».

А представитель музея-заповедника «Кижи» Дмитрий Дюгай в качестве примера привел работу с технологией виртуальной реальности, когда VR-фильмы, созданные в чрезвычайно высоком разрешении (до 12К), позволяют посетителю в деталях увидеть то, что он вряд ли сможет наблюдать живьем. «Скажем, северное сияние над Кижским погостом в сентябре. Или вид на любой объект музея сверху», – пояснил эксперт. Его коллеги подтверждают: с помощью инструментов онлайна посетитель может увидеть то, что обычно остается вне показа. Например, слишком маленькие или чересчур большие предметы. Находящиеся в запасниках и на реставрации. Или в состоянии, которое не позволяет их экспонировать.

Тенденция очевидна: по оценке Ирины Сизовой, научного сотрудника Лаборатории экономики культуры из НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, подавляющая часть российских музеев в прошлом году наконец-то решилась на применение новых технологий. «По нашим данным, почти 70% из них стали использовать видеоэкскурсии, а свыше 37% уделили большее внимание присутствию в соцсетях и организации интернет-сайта, – рассказала Сизова. – Кроме того, каждый четвертый музей начал проводить виртуальные выставки, а около 9% – онлайн-туры, вебинары и т. д. И такая работа будет только активизироваться»

Однако в музейной сфере крен заметен не только в сторону цифровизации. Многие эксперты полагают, что «время больших групп, приезжающих на огромных автобусах, прошло». «Растет спрос на индивидуальные и специализированные программы посещения музея, – полагают специалисты. – От стандартных экскурсий надо переходить к созданию конструктора экскурсионных музейных программ, способного гибко реагировать на быстрое изменение интересов новой аудитории».

А Богдана Будько, методист петербургского мемориального музея «Разночинный Петербург», рассказала о квесте, сделавшем небольшое учреждение культуры популярным и у взрослых, и у детей. «В ходе этого квеста команду посетителей закрывают в специально созданном экспозиционном пространстве, из которого она должна выбраться за 60 минут, – пояснила она. – По легенде, семья разночинцев исчезла, по неосторожности вызвав призрак Пиковой дамы. »

Большая часть экспертов сегодня уверены, что потенциал российских музеев далеко не использован. Так, директор департамента музеев и внешних связей Минкультуры РФ Александр Воронко полагает, что у идеи создания национальных музейных маршрутов с включением в них музеев всех форм собственности отличные перспективы. «В регионах центрами притяжения туристов зачастую являются как раз музеи, – говорит он. – И в большинстве случаев речь идет не о больших федеральных, а о маленьких, частных, сделанных с душой музеях». По мнению Воронко, выстраивание отношений между ними, посетителями и турбизнесом как раз и является одной из основных целей всей этой системы на ближайшее время.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 76 (6914) от 29.04.2021 под заголовком «Куда исчезли разночинцы».

Музей и проблемы культурного туризма

XVII Круглый стол Музей и проблемы культурного туризма 4-5.04.19

Запись состоит из двух частей ( по количеству дней, в которые проходил Круглый стол) и помимо данного поста, ее Вы также можете найти в разделе " Видео" в данной группе.

Еще раз хотим поблагодарить Всех участников и слушателей конференции и будем снова рады видеть всех желающих в следующем году!

Екатерина Ахметова

Музей и проблемы культурного туризма

Музей и проблемы культурного туризма запись закреплена

Государственный музей-заповедник «Кижи» @kizhi_museum , один из крупнейших в стране музеев под открытым небом с памятниками деревянного зодчества XVIII–XIX веков, приступил к созданию нового сектора «Прионежские вепсы». Там разместится экспозиция архитектурного деревенского комплекса, посвященного этой финно-угорской народности. Первым объектом стал дом Ларионовых 1908 года из деревни Вехручей, традиционного вепского поселения на территории Карелии.

Согласно планам музея-заповедника, комплекс будет состоять из трех домов, двух бань, амбаров, конюшни и колодца. Он будет расположен в северной части острова Кижи — между Пудожским сектором и часовней Преображения. Кстати, сейчас собранные на острове крестьянские постройки объединены в три экспозиционных сектора: «Русские Заонежья», «Русские Пудожья» и «Пряжинские карелы».

Музей-заповедник «Кижи» приобрел первый за 40 лет объект

Реставрация центрального павильона завершается на ВДНХ, в нем осенью планируется открыть выставку Государственной Третьяковской галереи, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.

Выставку Третьяковки откроют в обновленном павильоне "Центральный" на ВДНХ осенью

Показать полностью.

Здание было построено в 1872 году астраханскими ремесленниками в "русском стиле" со светелкой в чердачном помещении по заказу астраханского купца 1-й гильдии Григория Тетюшинова. Двухэтажный бревенчатый дом был достроен по инициативе хозяина, широкими двухъярусными галереями, поддерживаемые резными дубовыми колоннами. В 1995 году памятник получил статус ОКН федерального значения с последующей реставрацией в 2009 году. С 2010 года в нем был открыт музейно-культурный центр "Дом купца Г. В. Тетюшинова" (МКЦ), экспозиции которого в театрализованной форме знакомят посетителей с бытом астраханского купечества.

В Астрахани дом-музей купца Тетюшинова отмечает 150 лет со дня основания - ТАСС

Мадридский музей Прадо, центр Помпиду в Париже, Метрополитен-музей в Нью-Йорке и ряд других известных музеев мира готовятся отметить 50-ю годовщину со дня смерти испанского художника Пабло Пикассо, скончавшегося 8 апреля 1973 года.
Как заявляют в Мадриде и Париже организаторы "года Пикассо", в мире пройдут 42 выставки, которые станут беспрецедентной данью памяти "самому знаменитому художнику современного искусства", сообщила газета Le Figaro.

Показать полностью.
В мероприятиях "года Пикассо" будут задействованы 38 ведущих институтов в Европе и Соединенных Штатах, объявил журналистам испанский министр культуры Микель Исета, открывая в понедельник торжества в память художника в Центре искусств королевы Софии в Мадриде.

Организуемые в разных странах выставки позволят "показать все грани творчества" этого художника, родившегося в 1881 году в испанской Малаге и умершего в 1973 году в Мужене, на юго-востоке Франции, сообщила французский министр культуры Рима Абдул-Малак. По ее словам, в рамках "года Пикассо" запланированы коллоквиумы и дебаты, посвященные его творчеству.

Крупнейшие музеи мира готовятся отметить 50-летие смерти Пикассо

Всего затопленными оказались несколько сотен населенных пунктов.
Forbes Life рассказывает, как потомки жителей разрушенных городов и деревень восстанавливают память о них и реставрируют уцелевшие памятники архитектуры.

«Советская Атлантида»: как сохраняют память об ушедших под воду городах

Показать полностью.

В настоящий момент на территории севера Западной Сибири произрастает более 3000 видов грибов. Многие из них представлены в экспозиции музея — это и съедобные, и ядовитые грибы. Отдельный зал посвящен лекарственным видам. Там их несколько десятков.

Ткани, краски, лекарства, одежда и блюда из грибов: в Югре открылся необычный музей

Доктор культурологии из Челябинска Мария Шуб занялась производством одежды с принтами полотен, которые находятся в собрании музея изобразительных искусств.

«Это не просто картины, а культурное достояние Челябинска и всего региона. С музеем мы заключили договор, по которому я на два года получила право на использование фотокопий картин. Начали с пяти картин, выбирали художников с громкими именами. Еще было важно, чтобы эти картины хорошо смотрелись на ткани, были «принтабельны» и «носибельны», — пояснила Мария Шуб. — Можно заказать индивидуальный пошив, под конкретные размеры того, кто будет носить вещь. Каждому покупателю мы выдаем специальную памятку с рекомендациями по стирке и уходу за вещью. Саму ткань можно оттирать и шоркать как угодно, она очень плотная, потому что качественная, а вот с принтованной частью нужно обращаться деликатно».

Саму идею «искусства на груди» Мария подсмотрела в одном из европейских музеев, где был выставлен мерч с изображением полотен из фондов учреждения. Вообще, таким мерчем уже давным-давно обзаводятся и крупные российские музеи, такие как Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, а также Пермский музей современного искусства и другие региональные музеи.

XX Круглый стол.2022 год

Круглый стол музей и проблемы культурного туризма

Екатерина Кузнецова

Это самые лучшие сувениры "на память" из поездок! Особенно сумки

Наташа Козловская

Екатерина, согласна с Вами, нам ли женщинам этого не знать)))

Вице-губернатор Борис Пиотровский перечислил главные объекты ремонта и реставрации в Петербурге

Пиотровский уточнил, что в следующем году завершаются работы в филиале Библиотеки Лермонтова, Дворцовой церкви в Гатчине. Также будет открыта откроем студия звукозаписи в Капелле.
Вице-губернатор также рассказал, что к 2024-2025 годам завершатся ремонты на 10 знаковых объектах, включая усадьбу «Уткина дача», стены Петропавловской крепости, помещения репетиционной базы театра имени Леонида Якобсона, фасад театра имени Ленсовета.

Вице-губернатор Борис Пиотровский перечислил главные объекты реставрации в Петербурге

Редкие изображения Москвы теперь доступны онлайн.

Русский музей показал, как выглядела Москва до пожара 1812 года

Уроженка Вологды восстанавливает музей в деревне, где Василий Шукшин снимал «Калину красную»

— Мы их получили в 1998 году. Сейчас музей занимается реставрацией личных апартаментов Екатерины II, и эти две плакетки будут использованы в отделке Опочивальни. Так материальная память об этом визите останется в нашем дворце, — отметила Филимонова.
Одна из плакеток называется «Танцовщица с бубном», вторая — «Танцовщица с покрывалом». Обе овальные плакетки размером около 30 см.

Подарок королевы Елизаветы II разместят в Царском Селе

Торжественное открытие уникальной музейной экспозиции отечественного ядерного оружейного комплекса «Гаранты ядерного щита России» прошло в Москве, об этом 10 сентября сообщили в департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ.
Показать полностью.
Музейная экспозиция находится на улице Рубцовско-Дворцовая, дом 2, рядом с метро «Сокольники». В ней представлены подлинные образцы легендарных изделий, ранее недоступные для широкого восприятия архивные документы, основное ее содержание посвящено историческим личностям и рядовым участникам отечественной военной ядерной программы

Музей ядерного оружейного комплекса открылся в Москве

Калужская область – один из самых интересных в туристическом отношении регионов России. Множество живописных рек и речушек для водных развлечений, старинные русские города с хорошо сохранившимися церквями и особняками для интересных экскурсий, музеи космонавтики и бумажного дела, мастер-классы по хлудневской игрушке, сыроварни, где сыр можно не только попробовать, но и сделать самим. И все это – всего в паре часов езды от Москвы.

Пьяные пряники, космические корабли и расписные барыни в Калужской области

В древнем городе Осташкове, что в Тверской области, музеев на самом деле не так и много. Но один из них неизменно входит в пятерку местных туристических достопримечательностей. Хотя подобная экспозиция могла бы появиться в любом городе России — и малом, и большом. А называется она «Музей забытых вещей и не только». @public95861702
"Понимаете, почему музей так называется? — с порога интересуется у посетителей его ­создатель и бессменный руководитель Игорь Афанасенко. — Он не про вещи-потеряшки, а про предметы жизни и быта, не так давно вышедшие из ­употребления.

Скребок первобытного человека. Что можно увидеть в Музее забытых вещей и не только в Осташкове?

Работы на земельном участке площадью 600 га начались в 2018 году после того, как его обследовали перед тем, как разбить здесь плантацию авокадо. Было известно, что в этом районе есть мегалиты, но по своим масштабам находка оказалась беспрецедентной. The Guardian приводит слова одного из руководителей проекта Хосе Антонио Линареса, который отметил, что «это самая большая и разнообразная группа мегалитов на всем Иберийском полуострове».

В недавно опубликованной в журнале Trabajos de Prehistoria статье рассказывается, что в этих раскопках удалось обнаружить 526 древних менгиров, большинство из которых были опрокинуты. Кроме того, на территории есть мегалитические гробницы (дольмены) и каменные круги, возраст которых составляет около 7 тыс. лет. Подавляющее число камней происходит из того же региона. Авторы статьи приходят к выводу, что это уникальная находка для Иберийского полуострова.

В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс

В Турции стало больше музеев

За текущий год самыми посещаемыми музеями стали «Царицыно» @tsaritsynomuseum и Дарвиновский музей @darwinmuseum . Об этом RT сообщили в Департаменте культуры города Москвы.

Показать полностью.

Заповедник "Царицыно" стал одним из самых популярных музеев Москвы

«Пушкарь» @fort_konstantin принимает новые экспонаты. В четырёх залах размещены 350 предметов армейского и гражданского быта разных эпох. Столько же имеется в личной коллекции директора музея Геннадия Бычкова. Он намерен показать её людям.
Показать полностью.

XIX круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма»

XIX круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма»

Ежегодно в начале апреля отдел туризма и специальных программ Государственного Эрмитажа собирает на своей площадке ведущих представителей российских и зарубежных музеев, высших учебных заведений и туриндустрии для обсуждения новых форм работы с посетителями, перспектив сотрудничества музеев с туристическими организациями и обмена новаторским опытом.
XIX круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма» прошел в этом году в формате zoom-конференции.
В его работе приняли участие специалисты из разных регионов нашей страны, а также из Италии, Азербайджана, Украины, Латвии. Было представлено свыше сорока докладов. Эксперты обсудили не только новые туристические маршруты и экскурсионные программы, но и широкие возможности социальных сетей для продвижения музейных проектов и выставок, способы «завоевания» виртуального посетителя с учетом уроков пандемии.
С докладом, посвященным способам включения объектов нематериального культурного наследия в смысловое пространство музея, выступила заместитель директора Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» по экскурсионной и просветительской работе Надежда Потапова.
«Как сделать музей живым? Как представить досуговые элементы эпохи?» – эти и другие вопросы решали сотрудники музея, реализовывая принципы «ансамблевого метода», предполагающего на основе памятников, ландшафтов, экспозиционного комплекса заповедника воссоздать черты быта, досуга, обычаев лермонтовского времени с привлечением посетителей к активному участию в реконструированной действительности.
С учетом того, что музей «Тарханы» является памятником русской культуры конца XVIII – начала XIX века и объединяет два начала – народное и дворянское, сначала необходимые элементы появились в людской избе, где за ткацкими станками, первоначально считавшимися статичными экспонатами, начали работать ткачихи, а в доме ключника за гончарный круг сели гончары. Затем возникла идея создания театрализованного представления с элементами бала лермонтовского времени, – поделилась с коллегами опытом работы музея в этом направлении Надежда Константиновна.
В своем докладе она рассказала о том, как воплощали эту смелую идею в «Тарханах»: от работы над сценарием, включения в него лермонтовских текстов, определения круга участников бала из сотрудников музея и приглашения профессионального хореографа, до оформления бального зала.
Совсем иная нравственная ценность заложена в народных песнях, которые тоже сыграли огромную роль в формировании эстетического и художественного вкуса Лермонтова. Тарханские песни, записанные сотрудником музея co слов старожилов, были введены в репертуар фольклорного коллектива. На глазах Лермонтова-мальчика была сыграна не одна крестьянская свадьба, поэтому восстановление старинного обряда в «Тарханах» стало просто необходимым. Были реконструированы и все народные праздники: они во многом повторяют аналогичные российские, но включают отдельные элементы, характерные именно для Лермонтовских Тархан.
Сегодняшние «Тарханы» – это не только хранилище памяти о великом поэте, но и прекрасная иллюстрация усадебной культуры лермонтовского времени. Заповедник восстанавливается как живой организм, во всем многообразии элементов усадебной жизни века. В музее в полном объеме воссоздали среду, в которой Лермонтов вырос и получил важнейшие жизненные впечатления, питавшие его творчество, – завершила свое выступление Надежда Потапова.

Читайте также: