Круглый стол моя родина

Обновлено: 03.05.2024

- Ребята, сегодня мы проведём необычный классный час, но очень важный для каждого из нас. Послушайте песню и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского “С чего начинается Родина?”)

(Cлайды 2-4 рисунки детей по теме классного часа меняются, пока звучит песня)

- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! И маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства. Талантливые люди: поэты, художники, музыканты – сложили и написали немало стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.

- Посмотрите на репродукции картин известных художников:

(5-8 слайды репродукции картин “Рожь” И. Шишкина, “март” И. Левитана…)

-Что объединяет эти картины?

- Можно ли эти картины подписать словом "Родина"?

- Итак, выражение чувств художниками к Родине мы видим через картины, а теперь давайте послушаем, как поэты выражают свои чувства через стихи.

(Учитель обращает внимание детей на выставку книг в классе)

(Слайды 9-10: книги о Родине)

- Послушайте стихотворение Васильева "Что мы Родиной зовём?

(Стихотворение может прочитать один или трое подготовленных детей)

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзку у дороги,
По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды.
Звёзды мира над Кремлём.

- Ребята, а как называется ваша Родина, страна, в которой вы живёте? (Россия)

- Верно, наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живём, учимся.

(Слайд 11: карта России)

- Велика наша страна, необъятны её просторы. Какими словами можно назвать Родину?

(Отчизна, страна, Россия, Русь, матушка, государство, отечество…)

- Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский:

(Слайд 12: портрет К.Д. Ушинского)

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.

- Что вы узнали из рассказа о Родине?

- Как нужно к ней относиться?

- Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?

- Какую пословицу вы услышали в этом рассказе?

- Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках:

  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Жить – Родине служить.
  • За Родину – мать не страшно умирать.
  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • Родной куст и зайцу дорог.
  • С родной земли – умри, не сходи.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

(Далее детям предлагается разбиться на пары и даётся задание: собрать “рассыпавшиеся пословицы”).

(Ребёнок читает стихотворение)

Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.

- Итак, ребята, мы продолжаем говорить о родной для нас стране. Вы знаете, что у любой страны есть государственные символы, назовите их.

- Что вы знаете о цветах флага?

- Что символизирует двуглавый орёл на гербе?

(Слайд 14: герб, гимн, флаг России)

- А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево:

Кедр - символ Ливана.

Сакура - символ Японии.

Канадский клен - символ Канады.

Баобаб - главный национальный символ Сенегала.

Мимоза - символ Австралии.

Гинко билоба, сосна, кипарис, тополь и верба - символы Китая.

Веерная пальма или Коко-де-мер ("морской кокос") - символ Сейшел, расположенный на гербе страны.

Кокосовая пальма - символ островов Килинга в Индийском океане.

Липа и дуб - символы Латвии.

Липа - также национальный символ Словении.

Дуб - также символ Германии и США.

Равенала ("дерево путешественников") - национальный символ Мадагаскара.

Банья (Banyan) - национальный символ Индии.

Тюльпаное дерево - национальный символ некоторых штатов США.

Восковая пальма из департамента Киндио - национальный символ Колумбии.

Королевская Пальма - национальный символ Кубы.

Дерево нарра (или птерокарпус индийский) - символ Филиппин.

Сейбо, или эритрина считается национальным символом Аргентины.

Цейлонское железное дерево - национальный символ Шри-Ланки.

Красное дерево (махагони) - символ Белиза.

Сахарная пальма (Borassus Flabellifer) - символ Камбоджи.

Кактус (это для нас он маленькое растение) - национальный символ Мексики.

- А какое дерево – символ России?

- Какое милое, очаровательное дерево - стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане. А уж сколько песен о ней сложено! Давайте вспомним одну из них.

Хоровод “Во поле берёзка стояла”

(Слайды 15-17: изображения берёз меняются на протяжении всего танца)

  1. Столица России:
    • Москва
    • Киев
    • Петербург
  2. Древнерусское сооружение?
    • собор
    • мечеть
    • кремль
  3. Жилой дом русского народа?
    • хата
    • изба
    • юрта
  4. Праздник проводов русской зимы?
    • рождество
    • масленица
    • крещение
  5. Предметы одежды русских женщин?
    • чалма
    • сарафан
    • кимоно

- Ребята, вы сегодня показали и рассказали, что вы знаете о Родине и о любви к ней. (Патриот)

(Слайд 18: фотография Фокина А.И. – Героя Советского Союза)

- Верно, и сегодня мы не можем не вспомнить имя патриота своей Родины, имя, хорошо известное каждому из вас, имя, которое гордо носит наша школа, имя Героя Советского Союза – нашего земляка Фокина Александра Ивановича.

Александр Иванович родился 15.11.1911 года в д. Палкино, ныне Лотошинского района, в семье крестьянина. Окончил начальную школу. Жил в Москве, работал комендантом на заводе. В Красной Армии в 1933-1935 и с мая 1942 года. Окончил ускоренный курс Московского военного пехотного училища им. Верховного Совета РСФСР в 1943 году.

В конце мая 1942 года, уже тридцатилетним, стал курсантом Московского военного училища имени Верховного Совета РСФСР уроженец Лотошинской деревни Палкино Александр Иванович Фокин. Здесь он был принят в члены ВКП(б). А еще через несколько месяцев, с отличием окончив училище, А.И. Фокин в звании лейтенанта прибыл на фронт в 57-ю гвардейскую стрелковую дивизию, прославившуюся в 1942 году в дни великой Сталинградской битвы.

За мужество и героизм при форсировании Вислы и удержание плацдарма на ее западном берегу Александр Иванович Фокин был представлен к званию Героя Советского Союза. В этом бою командир роты был дважды ранен. В победном сорок пятом на груди А.И. Фокина сияли два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орден Александра Невского и пять медалей.

Будем помнить А.И.Фокина! Будем гордиться этим именем!

- А сейчас продолжаем говорить о негосударственных символах России.

- Ромашка, как и береза, символ русской природы. “По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда.

Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.
А еще ромашки похожи на удивленные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,- это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки целых семь месяцев - с апреля до сентября - смотрят в небо, стараясь понять движение облаков, звезд и планет. Смотрят-смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самые сокровенные тайны. А тайн у ромашки великое множество.

Ромашка любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе. Ну, конечно же, это его белые лепестки обрывали, приговаривая: "Сбудется, не сбудется, любит, не любит. "”

- А сейчас сыграем.

Игра “Что отдашь Земле родной?”

- Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: “ Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?”/

(Ребёнок должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома. ).

(Заранее приготовить лепестки ромашки, затем выдать их для выполнения индивидуальной записи. После окончания работы лепестки собрать в цветок. Ещё один символ России – ромашка завершит урок. Она выкладывается из лепестков).

- Чего не хватает в нашей ромашке? (Сердцевины)

- Какой формы сердцевина? Что она символизирует?

- Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.

- У меня в руке клубок ниток жёлтого цвета, сейчас я начну передавать его по кругу. Когда клубок попадёт вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки, загадав при этом самое сокровенное желание. (Нить возвращается к учителю)

- Что сделала с нами нить? Как вы думаете хорошо это?

- Верно, нить объединила нас, сплотила. Мы всегда должны держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии и тогда наша страна будет славиться и процветать!

- Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Он связал нас в единое целое. А чтобы сохранить эту нить, нам необходимо обратиться ещё к одному негосударственному символу – символу единения, семьи, дружбы. Назовите символ России – деревянную игрушку, пришедшую, кстати, из Китая.

- Верно, это матрёшка. Что вы знаете о матрёшке?

(Слайд 19: с изображением матрёшек)

- Она прячет, оберегает, хранит меньших матрёшек, как мать оберегает своё дитя. Может, и нашу нить с заветными желаниями она сбережёт и сохранит?

(Учитель открывает матрёшку и вкладывает в неё жёлтую нить, а на полу появляется бумажная жёлтая сердцевина)

Много вы сегодня услышали и узнали о России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь. А в заключение урока предлагаю вам спеть песню о России.

(Слайды 20-22: изображения ромашек)

Музыка: В. Локтев. Слова: О. Высотская.

Посмотри, как всё красиво,
Посмотри - простор какой.
Точно мать, склонилась ива
Над заснувшею рекой.
Ветерок метнулся разом,
Облаков прорвав кольцо.
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.

Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.- 2 р.

Посмотри, леса какие
И сады шумят кругом.
Наша Родина - Россия
Хорошеет с каждым днём.
Видишь - яблони и сливы
Вдоль дороги стали в ряд.
О житье-бытье счастливом
В русских сёлах говорят.

Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней. - 2 р.

Круглый стол "Патриотизм: знак вопроса"

Я бы хотела услышать, какие ассоциации вызывает у вас слово “патриотизм”? (Ответы учащихся).

Вед: На самом деле патриот-это человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь, а патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

За несколько дней до нашей встречи, мы провели определенную работу, а именно предложили учащимся 10-11 классов ответить на вопросы анкеты по нашей теме. Результаты получились очень интересные и неожиданные, с ними я хочу вас познакомить. Наши старшеклассники в большинстве своем не знают, что такое патриотизм, многие, а именно 17% ребят не считают себя патриотами своей Родины, не хотят служить в армии и считают это не нужным 24% учащихся; и, не смотря на то, что мы не знаем, что такое патриотизм практически все выступаем против введения патриотического воспитания в школе как урока. Кроме этого во время проведения анкетирования, выяснилось, что многие из нас просто на просто не понимают, что такое патриотическое воспитание, патриотизм. Как вы думаете, с чем это связано?

Сегодня, на нашу встречу, мы пригласили следующих учащихся: Сидорова Саша 11Д, Неделько Регина 11В, Вершинина Илона 11Д, Хайбрахманов Аяз 11А, Низамов Эльдар 11А, Фагалия Ризовна и Салават Раилевич.

Вед: Саша, в анкете ты написала, что считаешь себя патриотом своей Родины, а в чем это проявляется? Ты что-то делаешь конкретно для того, чтобы считать себя патриотом? А как же желание ненадолго уехать из России, кстати, ты написала, что врага нужно знать в лицо – что это значит?

Вед: Эльдар, ты напротив написал, что не считаешь себя патриотом своей Родины, это так? Почему, с чем это связано, ведь твой отец, брат являются военными людьми?

Вед. Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Так ли это, я бы хотела узнать у Фагалии Ризовны.

Фагалия Ризовна, Ваш сын в данный момент является гражданином США, как вы думаете, уехав в Америку, осталось ли у него чувство патриотизма к Родине, к месту, где он родился. Что же послужило поводом перемены места жительства? Не возникает ли у него желание вернуться обратно? Повидав их образ, уклад жизни, не возникло ли у вас желание уехать на ПМЖ к сыну?

Еще в древних Афинах человек, не прошедший военной службы, не мог стать полноправным гражданином.

В Советском Союзе служба в рядах нашей армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека. В военные училища, которые давали отличную не только военную, политическую, но и инженерную подготовку, стремились многие, профессия офицера была престижной.

В настоящее время в российской армии много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильем, из-за военных действий в Чечне почти срываются призывные компании, оборонная промышленность недостаточно финансируется, из-за этого русская армия недостаточно оснащена современной военной техникой, тем не менее за границу продаются самые лучшие образцы нашего оружия. А ведь еще Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить армию чужую.

Вед: Аяз в анкете ты ответил, что против службы в армии, с чем это связано? Такой же ответ дали 14% девушек, в их числе и наша участница Неделько Регина. Регина, как ты прокомментируешь свой выбор? (ответы ребят)

Вед: Салават Раилевич, что вы скажете на это? Вы согласны с мнением ребят? (выступление сотрудника МВД)

Вед. Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле?

Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем о том, что он патриот; или тот, кто считает службу в российской армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужное обществу профессию, завести семью, обустроить собственный быт?

Мне хочется привести в пример слова выдающегося русского мыслителя XX столетия Ивана Александровича Ильина: “Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: её могут воссоздать только обновленные души”.

Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

Я конечно понимаю, что радикально поменять своё мнение нельзя. Но я думаю, что сегодняшняя встреча заронила зерно сомнений, размышлений. Я прощаюсь с вами, и надеюсь, что этот разговор даст толчок вашим дальнейшим размышлениям по данному вопросу.

Круглый стол "Моя малая родина"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Мероприятие входит в систему краеведческих занятий , осуществляемых на протяжении всего учебного года. Краеведческий материал достаточно сложен для восприятия учащихся начальных классов, поэтому обобщение изученного за год в форме круглого стола способствует осуществлению коммуникативно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности.

ВложениеРазмер
elets-moya_malaya_rodina.doc 56 КБ

Предварительный просмотр:

« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА». КРУГЛЫЙ СТОЛ ЮНЫХ КРАЕВЕДОВ

учитель начальных классов

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о малой Родине-г. Ельце.

-учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы, высказывать свое мнение;

-закрепить названия елецких народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства.

-активизировать диалогическую и монологическую речь.

-развивать познавательные интересы;

-закрепить знания детей о гербе Ельца.

- воспитывать духовно – нравственные отношения и чувства сопричастности к родному краю.

-формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия при работе в команде, оказывать взаимопомощь.

-воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свой город.;

-учить выразительно рассказывать стихи о Ельце.

-развивать память, внимание, совершенствовать художественно – речевые, исполнительские навыки при чтении стихотворения.

-учить детей отображать в рисунках впечатления об образовательной деятельности.

-развивать у детей воображение, умение придумывать содержание своей работы

-воспитывать интерес к процессу рисования, аккуратность.

Оборудование и материалы: изображения герба, проектор, презентация на тему "Елец – моя малая Родина ", запись Г. Струве «У моей России длинные косички» .

Предварительная работа: разучивание стихотворений и пословиц о Родине, знакомство с народными промыслами, знакомство с творчеством знаменитых земляках- И.А. Бунине. Т.Н.Хренникове.

Словесные: вопросы, объяснения, указания, художественное слово.

Наглядные: демонстрация презентации.

Практические и игровые: выполнение детьми заданий викторины.

Оргмомент : поприветствуйте друг друга глазами, локтями, улыбкой

1. Соотнесите слова на слайде

- О чём мы сегодня будем говорить? Прочтите ключевое слово (родина) (слайд)
-Что мы называем родиной? (место, где человек родился и живёт)

Как называется наша родина? Песня «У моей России»

2. Тема. Елец – моя малая родина. (слайд)

Моя- потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа.

Малая- потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

Родина- потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

3. Сегодня мы совершим заочную экскурсия по нашей малой родине, будем заново открывать достопримечательности нашего любимого города. А экскурсоводами будете вы. Вы разделились на группы ( по парам). Каждая пара должна выбрала направление : летописцы, историки, богатыри, поэты, архитекторы, кружевницы, солдаты.

4. Летописцы ( слайд с датой) Что за дата? 1146г.

"…Должно предполагать, что Елец основан великим князем Владимиром в 982 году, но имя Ельца в первый раз упоминается в 1144 году. В этом году князь елецкий Владимир Ярославич женился на псковской княжне, дочери Всеволода Мстиславича."

"В 1146 году упоминается в Никоновской летописи, что "Князь Святослав Ольгович иде въ Резань и бывъ во Мченске, и въ Туле, и въ Дубне и на Дону, и въ Елце, и въ Пронске и приде въ Резань на Оку."

Поэтому 1146г. –год основания г. Ельца

5. Историки. ( слайд - герб)

Есть мнение историков, что название города Ельца происходит от слова "ель", потому что вокруг него были еловые леса; река Сосна, протекающая через Елец, ещё более подтверждает это.

Другие считают, что название "Елец" происходит от слова "олень" (по- славянски "елень"). Поэтому и ель, и олень помещены на елецком гербе, который был утверждён царским указом в 1755г.

Вдоль быстрых вод холмы крутые,

Олень и ель в твоём гербе–

Не грозен, но щитом России

Быть уготовано тебе. (О.Горсков)

- О чём говорит автор? Почему Елец назван щитом России?

6. Слайд ( памятник воинам у Собора)

На братской могиле храбрых защитников города стоит каменная часовня в виде богатырского шлема. В честь каких событий?

Богатыри . Издавна Елец служил защитой для всей русской земли, ведь он находился на самой границе Руси. Ельчане первыми встречали полчища грозных кочевников, первыми умирали за родную землю.

В 1283г Елец разорён войсками хана Ахмата Темира. Войска хана Мамая уничтожают Елецкий кремль. Затем город полностью уничтожен войсками хана Тамерлана. Но ельчане вновь отстроили свой город. Елец постоянно подвергался набегам татаро- монгольских войск, но каждый раз возрождался.

( инсценировка) Легенда о Елецкой Божьей Матери.

Ведущий. О нашем мужественном городе сложено немало стихотворений.

7.ПОЭТЫ. Когда бесчисленные орды

Текли, чтоб Русь забрать в полон,

На их пути бесстрашно, гордо

Ты встал, мой город, как заслон.

Растоптанный, дотла сожжённый,

Казалось стёрт с лица земли,

Но вновь вставал непокорённый,

Вставал средь пепла и золы.

Как Русь сама мой город древний

Стоит над Быстрою Сосной

И вновь готов защитник верный

Отчизну заслонить собой.

8. Слайд 9 декабря 1941г.

Солдат. Не обошли наш город стороной и события Великой Отечественной войны. Декабрь 1941г. Немецкие войска идут на Москву, на их пути- Елец. 4 декабря город был сдан врагу, а уже 9 декабря немецко-фашистские войска были изгнаны с Елецкой земли. Храбро защищали родной город ельчане и войска советской армии .Бились с врагом на улицах города бойцы дивизии генерала Костенко и полковника Черокманова. Их именами теперь названы улицы и скверы нашего города.

-Когда отмечаем день освобождения от немецко-фашистских захватчиков? Где происходит возложение венков в память о погибших во время освобождения города в декабре 1941г?

О памятнике и вечном огне. (слайд) рассказ исследователя

Я провела исследование о Мемориальном комплексе , расположенном на площади Революции. Памятник советскому соллату был торжественно открыт 8 мая 1965г. к 20-летию Великой Победы над фашистской Германией. В нижней части постамента макет ордена Великой Отечественной войны. В 1967 г. у подножия памятника был зажжён вечный огонь, который символизирует вечную память о тех, кто погиб, защищая наш родной город. Он горит в любую погоду, в любое время суток, не давая угаснуть человеческой памяти. Это одно из самых почитаемых мест в нашем городе.

На танке и в пехоте шагом,

Войну прошедши до конца,

На стенах черного рейхстага

Солдат с медалью "За отвагу"

Штыком писал –"Мы из Ельца!"

Мы из Ельца! Слова простые

Несём мы с гордостью в сердцах

И в наши годы молодые,

И в старости- "Мы из Ельца!"

Изначально Елец был основан как город-крепость на границе Древней Руси и за всю свою восьмивековую историю не раз подтверждал звание города-воина, города защитника. Елец был свидетелем многих исторических событий и вошел в историю государства как город мужества и ратной славы, не склонивший головы перед коварным врагом.. В 2007 году указом президента В.В.Путина Ельцу присвоено почётное звание «Город воинской славы». О героическом прошлом нашего древнего города напоминают памятники и стела.

10. (Звучит колокольный звон)

Архитектор. Елецкий Вознесенский собор стоит на берегу Быстрой Сосны. Этот храм – символ нашего города, словно огромная свеча, зажжённая в назидание потомству о вечности добра. В старину русские князья, как клятву верности долгу, произносили "Свеча бы не погасла", что означает свершение благородных дел, призыв к защите Отечества от врагов.

Мне кажется, Творец Вселенский

Собор наш держит на руках,

И храм елецкий Вознесенский

Стоит на белых облаках.

11. Елецкие промыслы

Кружевница. Другой символ Ельца – известные во всем мире елецкие кружева. Это кружево особенное, с тонким ажурным рисунком. Оно плетется вручную, из льняных нитей, на особых палочках-коклюшках. Приглядитесь внимательно – снежинки и цветы, словно живые, кажется, что они кружатся, качаются на ветру.

Звенят, поют коклюшки,

Мелькают, как игрушки в руках у мастериц.

Здесь ценится терпенье –

Тогда придёт уменье бывалых кружевниц.

Загадочны и нежны,

Красивы, белоснежны лежат передо мной.

Пленят мирские взоры

Старинные узоры России кружевной. / танец "Кружева"/

12. О Земляках ( на слайде дом-музей)

Ведущий - Богата наша Родина талантами. Сколько замечательных людей прославляли наш город своим творчеством и трудом! Вспомните и назовите знаменитых ельчан.

Т.Н.Хренников родился в 1913 году в Ельце в большой и дружной семье . У Хренниковых в доме всегда звучала музыка. Шести лет Тихон, уже умевший читать и писать, пошел в школу, где увлекся пением и музыкой. У него обнаружился красивый голос, тонкий слух. Уже в 13 лет он написал свой первый этюд для фортепиано. Всю свою жизнь Хренников посвятил музыке, став известным композитором. 10 сентября 2000 года ещё при жизни Тихона Николаевича в нашем городе открылся дом-музей Т.Н. Хреннникова.

Моя сестра учится музыке в колледже искусств имени Хренникова. Я тоже хочу заниматься музыкой.

12. Продолжить пословицы ( на слайде)-объяснить их

Человек без родины, что соловей без песни.

Где родился, там и пригодился.

Итог . С чего начинается Родина? Такой вопрос звучал в начале нашего занятия. Конечно, с любви к своему родному городу.

Ведущий. Что бы вы хотели пожелать нашему городу, его жителям и гостям

Древний город над Быстрой Сосною,

Ты мне дорог как, добрый отец,

Полюбил я тебя всей душою,

Мой родной город Елец.

Новый день я с улыбкой встречаю,

Как прекрасна родная земля,

Всё знакомо, я каждого знаю,

Здесь мой дом, и любовь, и семья.

Ведущий. Так давайте ценить то, что досталось нам в наследство от наших предков и приумножать своим трудом, своим творчеством. Давайте будем любить и беречь наш родной город!

Рефлексия. Поблагодарить участника команды за…

Мне было интересно…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"

Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у.


Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею"

Презентация к проектной работе о малой Родине "Найди свою Гиперборею". Выполнила ученица 3 класса.

Проектная работа о Малой Родине

Проектная работа ученицы начальных классов о Малой Родине "Найди свою Гиперборею".

Презентация К проектной работе «Моя малая родина» (Судьба и родина едины)

Проект «Судьба и Родина едины».Классный час: « Моя малая Родина».Цель:- формировать представления о родном крае, о своей станице;- вызвать интерес к истории родной станицы;- пр.

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".


Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ.


Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».

Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что играет огромну.

Круглый стол "Я – гражданин России"

“Я не играю в патриота,
Когда под волчье улю-лю,
Хриплю в тайге, в тисках болота:
“Россия, я тебя люблю!”.

  1. “Умом Россия не понять
    Аршином общим не измерить
    У ней – особенная стать,
    В Россию можно только верить”.
  2. Цитаты:
    “Любовь к Родине начинается с любви к самому себе”.

1. Вводная часть

а. “Познай самого себя”.
б. Государство и его граждане.
в. Краткая история российского права, государства.
г. Обращение к статьям Конституции.
д. Гражданство.
е. Президент РФ Путин В.В. о гражданстве.

2. Основная часть.

Задания для участников.

а. Проблемные понятия и вопросы.
б. Письмо от вашего сверстника.
в. Как вы оцените следующий текст?

3. Вывод и заключение.

Участники Круглого стола

“Я – гражданин России”

1.Ведущая – учитель истории Мурзаева Альмира Башировна.

3.Гости Круглого стола. (Сидят полукругом).

  • привитие чувства патриотизма и ответственности за свою Родину.
  • выработать определенные положительные ценности.
  • воспитать чувство уважения и любви к государственным символам, к культуре и традициям народов, проживающих на территории Р.Ф.
  • воспитать чувство толерантности и патриотизма.

Вступительное слово учителя

Я гражданин России

Надпись на Дельфийском храме гласит: “Познай самого себя”. Именно с познания самого себя начинается определение цели жизни. Понятие “Я” очень сложное. Каждый человек видит себя под разными углами зрения. Поэтому различают “реальное Я” - то, каким представляют себя человек на самом деле; динамическое “Я” - каким человек хочет стать; “фантастическое Я” - каким он видит себя в мечтах; “будущее Я” - каким он может стать.

Опыт человечества показывает, что по-настоящему познать себя и добиться того, чтобы стать лучше, смогли люди, действовавшие на благо других людей. Чтобы получить ту судьбу, к которой вы стремитесь, надо внимательно изучать и сознательно формировать свой характер. Формируется характер под влиянием 3-х условий: наследственности (того, что отличает человека от рождения от других людей); общественной среды, самовоспитания. Характер проявляется в привычках, манерах человека к окружающей действительности.

Каждый член общества является представителем той или иной социальной группы, той или иной нации. Все мы, живущие в нашей стране, не зависимо от социальной и национальной принадлежности – граждане своего Отечества, своего государства.

Что же такое государство и что, значит, быть гражданином своей страны?

В современном мире существует много государств. Все они прошли путь исторического развития. Российское государство имеет тысячелетнюю историю. Сегодня наше общество и государство переживает трудные времена. Те связи, которые строились на подчинении центру, распались. Республики, входящие в состав Союза ССР, заявили о своей независимости и самостоятельности. Но не исчезла необходимость прочных культурных и научных связей, экономического взаимодействия. Это то, что может сблизить народы, объединить их на новой основе. Давно известно: чтобы государство хорошо выполняло свои задачи, защищало права граждан, необходимы 3 ветви власти. В нынешней Конституции нашей страны закрепляется принцип разделения властей. Законодательная власть принадлежит Федеральному собранию. Правительство Р.Ф. осуществляет исполнительную власть. Самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти признаются и за органами судебной власти. Президент России является главой государства.

Гражданство – это устойчивая политическая правовая связь человека с государством. Быть гражданином – значит пользоваться определенными правами и нести необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в первую очередь в основном законе страны – Конституции. Среди важнейших прав – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на свободный труд, отдых, на образование, свободное участие в культурной жизни общества, право на свободу мысли, совести и религии.

Конституция РФ наделяет граждан широкими правами и свободами. Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии.

Государство к гражданину, не выполняющему свои обязанности, применяет различные меры воздействия, которые могут быть весьма суровыми или относительно мягкими. Сознательное и добросовестное выполнение своих обязанностей, основанное на понимании их необходимости и постепенно входящее в привычку, умение пользоваться своими правами не в ущерб окружающим, активное и осмысленное участие в политической жизни страны, готовность отстаивать демократический правопорядок – вот гражданские качества, которые так необходимы сегодня каждому члену нашего общества.

Во всеобщей декларации прав человека говорится: “Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишён своего гражданства или права изменить своё гражданство”. Эти положения вошли в новую Конституцию России. Российское государство вернуло гражданство многим из тех, кто был его незаконно лишён в предыдущие годы. Среди них всем известные имена: писатель А.И.Солженицын, музыкант М.Л.Ростропович. В Конституции РФ указывается, что гражданин России не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Кроме того, РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами. Жизнь сейчас очень меняется. Россия встала на демократический путь развития, впервые в нашей стране создаётся правовое государство. Правовое государство признаёт за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно.

Связь человека с обществом и государством замечательно выражает старинное гордое словосочетание – “гражданин отечества”. И государство должно подчиняться законами, обладать установленными законом правами, а также нести ответственность перед гражданином.

Давно люди поняли громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу беспорядка. Тяжело сказываются на судьбах людей раздоры, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное кровопролитие войн, революций, междоусобиц. Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договориться по самым острым проблемам. Нормы права внесли в жизнь общества начала всеобщего соглашения, гражданского мира, диалога, договорённости.

Взаимосвязь права и свободы великолепно выразил Эммануил Кант в своём категорическом императиве: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и с всеобщими законами. Все наши права точно определены и записаны в правовых документах, прежде всего в документах, принятых ООН – Всеобщей Декларации прав человека, Международной хартии прав человека – а также в Конституции и других юридических документах, касающихся прав человека.

  • вера в добро и справедливость;
  • ценности демократии: утверждая права и свободы человека;
  • ценности патриотизма: чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству;
  • ценности международного сотрудничества: сознавая себя частью мирового сообщества;
  • ценности социального мира: утверждая гражданский мир и согласие.

В перечне гражданских прав, провозглашенных во Всеобщей Декларации прав человека, одним из исходных является право на свободу убеждений (ст. 19). У человека в процессе жизни складываются свои собственные взгляды на мир, людей, самого себя. Твёрдые взгляды называются убеждениями. Убеждения складываются благодаря работе вашего ума, ваших чувств и оценок. Каждый гражданин имеет возможность познакомиться с различными взглядами и точками зрения, на основе которых он формирует убеждения и избирает согласно этим убеждениями линию поведения, при условии соблюдения законов и нравственных норм.

Президент России В.В.Путин в своём открытом письме к избирателям пишет: “Для гражданина России важны моральные устои, которые он впервые обретает в семье, и которые составляют самый стержень патриотизма. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете. Наш приоритет – это возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны. Россия уже давно – не урезанная карта Советского Союза, а уверенная в себе держава с большим будущим и великим народом. У нового поколения появился великий исторический шанс – построить Россию, которую не стыдно передать своим детям.

Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд” Аристотель.

Вопросы для круглого стола

Проблемные понятия и вопросы

  1. Человек совершает хороший поступок в расчёте на вознаграждение? Можно ли оценить этот поступок как нравственный? Почему вы так думаете?
  2. Что такое гражданин? Что значит сегодня быть достойным сыном Отечества?
  3. Как вы понимаете слово “ценность”? Почему стыд и, правда – ценности особые, уникальные?
  4. У мудреца спросили: “Какая жизнь самая лучшая?” Он ответил: “Когда мы не делаем того, что осуждаем в других”. Ваше мнение.
  5. Относите ли вы себя к числу людей, у которых есть идеалы? Если да, то каковы они?
  6. Что вы можете сказать об уровне жизни основного населения страны – России?
  7. Как поступите вы в случае возможности выбрать место постоянного жительства? Почему?
  8. Что, для вас является высшей нравственной ценностью?
  9. Можно ли прожить жизнь, имея деньги, но, не имея идеалов?
  10. Согласны ли вы с суждением: “Родина, хорошая или плохая, всегда остаётся Родиной”.
  11. Какую музыку вы предпочитаете слушать?
  12. Ваше отношение к идее: “Любовь к другому человеку начинается с любви к себе”.
  13. Что такое человеческое достоинство и чем оно отличается от чувства собственного достоинства?
  14. Какой смысл вы вкладываете в слова “уважение к закону”. Почему законы недостаточно просто знать, а необходимо уважать?
  15. Являетесь ли вы патриотами своей Родины. Если да, то почему? Может ли патриотизм быть модным или на модным в определённые периоды исторического развития?

“Письмо от вашего сверстника”

Я человек необыкновенный. Учусь в ПТУ. Ещё с детских лет я поставил задачу стать лучше всех. И думаю, что цели добился. Теперь мои данные: рост – 174 см, объём груди – 80 см, вес – 65 кг. Я многое могу: могу ломать кирпичи руками, ногами, головой. Отлично владею своим телом, могу водить автомобиль, владею восточным единоборством. Моя мечта – служба в войсках спецназначения. Для этой цели я тренировал не только тело, но и дух. С детских лет я воспитывал в себе жестокость, избивал одноклассников, держал в страхе всю школу. У меня железное здоровье. Куда же мне обратиться, чтобы исполнить свою мечту.

Вопросы для обсуждения

  1. Считаете ли вы автора письма духовно богатым человеком? Аргументируйте свой ответ.
  2. Считаете ли вы, что автор письма избрал правильное направление саморазвития для достижения своей мечты?
  3. Попытайтесь заглянуть в будущее и обрисовать возможный образ жизни автора данного послания.

Следующее задание

Как вы оцените следующий текст

  • богатые никогда не бывают довольными, их всегда заботит мысль о том, как устроить жизнь и умножить своё состояние;
  • они всегда боятся воров, пропаж, они платят больше налогов, чем бедные;
  • они разрушают своё здоровье, употребляя слишком обильную и изысканную пищу, чрезмерно предаваясь наслаждениям;
  • им завидуют и у них много врагов;
  • они часто подвергают опасности свою жизнь;
  • они плохо понимают нужды близких своих;
  • наконец, им всегда грозит опасность разориться и стать бедным.

Счастье родиться бедным. Зато бедняки имеют многочисленные преимущества.

  • у них меньше забот;
  • они охотнее работают;
  • они не боятся воров;
  • они реже рискуют заболеть от излишеств;
  • они лучше понимают нужды своих близких;
  • они всегда питают надежду быть богатыми.
  1. Согласны ли вы с позицией автора?
  2. Что, по-вашему, мнению, лучше?

Заключительная часть

Выводы

Круглый стол “Я – гражданин России” имеет большое воспитательное значение. Привитие чувства любви к Родине – это не однодневный и не сиюминутный процесс, над данной проблемой стоит трудиться кропотливо, упорно. Круглый стол “Я – гражданин России” учит детей размышлять, учит выработать своё собственное мировоззрение, осознать свою причастность к судьбе Родины: большой и малой. Патриотизм – одно из самых сложных общественных явлений. Объектом патриотизма является Родина (Отечество, Отчизна), важнейшую и неотъемлемую часть которой представляет государство. Задачи воспитания молодого поколения тесно связаны с формированием и развитием у них патриотического сознания. Сегодня, когда значительно слабее стала преемственность поколений, усилились тенденции маргинализации молодёжи, её отчужденности от героических свершений и славы великих предков, я думаю: этот круглый стол “Я – гражданин России” - актуален. Этот круглый стол даёт возможность детям повысить свою значимость в этом огромном мире, воспитывает в них личностные качества. Защита Отечества, любовь к Родине – эти категории должны стать для молодого поколения неотъемлемыми ценностями граждан Российской Федерации.

Круглый стол "Я-гражданин России"
методическая разработка (9 класс)

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»

111395, Москва, ул. Молдагуловой, д. 6А Телефон: (499) 374-11-31, (499) 374-13-01

Круглый стол «Я - гражданин России!»

Подготовила и провела: Макарова С. Ю.

Круглый стол "Я – гражданин России"

Цель проведения мероприятия:

1.Привитие чувства патриотизма и ответственности за свою Родину.

2.Выработать определенные положительные ценности.

3.Воспитать чувство уважения и любви к государственным символам, к культуре и традициям народов, проживающих на территории Р.Ф.

4.Воспитать чувство толерантности и патриотизма.

1. Воспитать ответственность за свою жизнь, за жизнь близких людей, за судьбу России.

2. Дать понятия: «совесть», «душа», «нравственность», «патриотизм», «гражданственность».

3. Научить отстаивать свою гражданскую позицию.

4. Вызвать у учащихся интерес к полученным знаниям и желание их реализации.

В центре – карта Российской Федерации.

Государственные символы Р.Ф.

Стенд: “Россия – родина моя”.

Строки из стихотворений:

“Я не играю в патриота,
Когда под волчье улю-лю,
Хриплю в тайге, в тисках болота:
“Россия, я тебя люблю!”.

“Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить
У ней – особенная стать,
В Россию можно только верить”.

Цитаты:
“Любовь к Родине начинается с любви к самому себе”.

Вступительное слово воспитателя

Я гражданин России

В современном мире существует много государств. Все они прошли путь исторического развития. Российское государство имеет тысячелетнюю историю. Сегодня наше общество и государство переживает трудные времена. Самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти признаются и за органами судебной власти. Президент России является главой государства.

Взаимосвязь права и свободы великолепно выразил Эммануил Кант в своём категорическом императиве: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и с всеобщими законами..

Наша Конституция включает в себя определенный набор ценностей. Например, нравственные ценности:

В перечне гражданских прав, провозглашенных во Всеобщей Декларации прав человека, одним из исходных является право на свободу убеждений (ст. 19). У человека в процессе жизни складываются свои собственные взгляды на мир, людей, самого себя.

Президент России В.В.Путин в своём открытом письме к избирателям пишет: “Для гражданина России важны моральные устои, которые он впервые обретает в семье, и которые составляют самый стержень патриотизма. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете. Наш приоритет – это возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны.

Вопросы для круглого стола

Проблемные понятия и вопросы

“Письмо от сверстника”

Как вы оцените следующий текст

Несчастье быть богатым. Сейчас очень многие выступают против богатых, говорят, что их надо стереть с лица земли. Но что стали бы делать бедные без богатых? Ведь богатые подобно источнику. Вода не могла бы орошать все участки земли, не будь каналов. Кроме того, у богатых есть свои горести, о которых бедные, пожалуй, никогда не задумываются. Вот несколько примеров:

Они довольны малым:


Круглый стол по вопросам толерантности: "Россия многонациональная страна"

Данная методическая разраюботка является авторской и напрвлена на формирование чувтсва уважения к истории своего государства, которое испокон веков является многонациональным.


Круглый стол "Я-гражданин России"

Цель: расширить кругозор учащихся о государственной символике России. Задачи:способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность);воспитывать у у.

Трудовое воспитание в семье: мифы и реальность. (Выступление на круглом столе «Нужна ли сегодня семья?» в рамках реализации проекта «Здоровая семья - сильная Россия»).


Круглый стол "Я - гражданин России"

Цель:· Формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданск.


Круглый стол "Душа народа-душа России"

Материал внеклассного мероприятия позволяет учащимся расширить знания об обрядах, культуре, традициях народов Кавказа.


Круглый стол «Я выбираю жизнь!» в рамках социального проекта «Здоровая Россия – общее дело»

Цель мероприятия: формирование у учащихся негативного отношения к наркотикам.Задачи.Обучающие:1. По ходу занятия, через игровую форму, выяснить, что знают учащиеся о наркомании.

Читайте также: